Иностранная литература о медицинском волонтерстве. Список использованных источников и литературы

Президент России Владимир Путин заявил, что 2018-й год станет настоящим признанием заслуг волонтеров перед людьми и оценкой их колоссального вклада в развитие российского государства.

«Убежден, именно из тысяч, миллионов душевных поступков складывается доверие, уважение, взаимная поддержка в обществе в целом, а это значит, что нам с вами по плечу любые самые сложные задачи. В этой связи предлагаю объявить 2018 год годом добровольца и волонтера», – сказал Владимир Путин.

«Волонтеры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают найти пропавших людей, оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях, сохраняют природу и нашу культуру, восстанавливают имена погибших солдат, помогают в проведении крупнейших международных мероприятий», – напомнил россиянам президент России.

Кто может стать волонтером?

В наши дни волонтёрство является распространенной и популярной общественной деятельностью, участие в которой принимают тысячи людей во всём мире. В нём может участвовать любой человек, который готов потратить свои силы, время, душевное тепло на пользу обществу или конкретному человеку. Волонтер – это доброволец, помогающий без денежного вознаграждения.

Почему люди занимаются такой деятельностью? Причины могут быть разные:

  • Самореализация – это то, что человек получает, будучи волонтёром. Людьми движет благородная идея – быть нужным, не проходить мимо чужого горя. Именно она определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Реализация в обществе . Человек видит свою миссию и значение для общества, чувствует свою социальную значимость. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей или попутешествовать, а кто-то получить новый опыт взаимодействия в команде. В команде единомышленников!
  • Творчество. Независимо от профессии, волонтёр может заниматься тем, что ему действительно по душе и получать от своей деятельности моральное удовлетворение и радость. Помимо этого, человек открывает путь к новым знаниям и умениям, что является очень ценным ресурсом в жизни.
  • Путешествие. Волонтерская деятельность - один из самых недорогих способов повидать мир. Международные организации устраивают разнообразные поездки и направляют волонтерские команды в разные страны мира.

Волонтерская работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Начинающие волонтеры пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем, они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями.

Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:

  • патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
  • событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
  • социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
  • медицинское волонтерство (добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном, реабилитационном);
  • инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
  • культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
  • волонтерство в ЧС (добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения);
  • профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
  • экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем);
  • донорство (добровольная и безвозмездная сдача крови и её компонентов, добровольческая деятельность, направленная на пропаганду донорства).

Сколько времени работают волонтеры?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

«Волонтерство, добровольчество и милосердие в художественной литературе»

Баллады о Робин Гуде [Текст]. – М.: Издательство детской литературы, 1963. – 96 с.

В XI веке Англию захватили норманны. Многих коренных жителей – саксов – согнали с привычных мест. Эта участь постигла и юного Робина. Он собрал отряд из таких же, как он, обездоленных, ушёл в леса и стал разбойником по прозвищу Робин Гуд.

Робин Гуд – герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По преданию, действовал со своей шайкой в Шервудском лесу около Ноттингема – грабил богатых, отдавая добытое беднякам.

В XV веке баллады о Робин Гуде были соединены в один эпос. Баллады эти относятся к числу лучших памятников английского народного творчества.

Белых, Г. Республика ШКИД [Текст] / Григорий Белых, Леонид Пантелеев. – М.: Детская литература, 1988

1920-е годы. По улицам Петрограда фланируют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них - школе имени Достоевского (ШКИД) собрались голодные, наглые и сообразительные оборванцы. Этим приютом комедиантов управляет честный и интеллигентный директор. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…

Беспризорники, малолетние воры находят в школе строгость и справедливость. Одни приобретают жажду знаний, другие – дружескую поддержку, но каждый – семью.

Гайдар, А. Тимур и его команда [Текст] / Аркадий Гайдар. – М.: Детская литература, 1981. – 112 с.

«Взялся сделать – сделай хорошо».

Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» принесла писателю большую славу, а еѐ главный герой, смелый, честный, справедливый, стал примером для подражания. «Тимуровское движение» – бескорыстно, не ради славы и похвалы, помогать старикам и семьям тех, кто ушѐл на фронт, – захватило всю страну. Тайно совершая свои добрые дела, тимуровцы оставляли на воротах дома знак такого покровительства – пятиконечную звезду, олицетворявшую беззаветную любовь к Родине и готовность еѐ защищать. Сказать про Тимура, что он хороший, положительный мальчик, – невозможно. Он – настоящий!

Такой, каким должен быть мужчина, – ответственный, храбрый, добрый и нежный.

Книга Гайдара пронизана верой в светлое будущее, может, поэтому герои его живут и сегодня.

Гранин, Д. Милосердие [Текст] / Даниил Гранин. – Москва: Советская Россия, 1988. – 144 с.

Книга лауреата Государственной премии СССР известного писателя Даниила Гранина посвящена проблемам нравственного возрождения человека. В книгу вошли очерки о Д.Лихачеве, А.Фадееве, статьи в защиту окружающей среды и многое другое.

«Слово «милосердие» когда-то было в России чрезвычайно распространено. Существовали сестры

милосердия, которые работали в больницах, то есть те больничные сестры, которые сейчас называются просто медицинскими, раньше назывались сестрами милосердия. Существовали Общества милосердия. Я не знал истории, связанной с милосердием в России. Я знал только, что слово это исчезло из лексикона. Потому что исчезло само понятие милосердия. А почему оно исчезло? Как это произошло? И что появилось взамен?.. Но как

Железняков, В.К.Чучело [Текст] /В.К. Железняков.-М.:Астрель,2010. – 65с.:ил.-(Планета детства).

Повесть Чучело впервые была опубликована 36 лет назад. Она стала популярна, по ней был снят знаменитый фильм, и тысячи мальчишек и девчонок могли узнать себя в героях “Чучела”.”Чучелом” прозвали одноклассники Ленку Бессольцеву за непохожесть, наивность, чудаковатость. Но под ярлыком, нацепленным невнимательными и жестокими ребятами, скрывалось горячее, любящее сердце, тонкая, благородная натура и необыкновенно мужественный и честный характер.
Много “чучел” живет на планете, и маленьких, и больших, но далеко не всем удается вступить в борьбу с несправедливым большинством и победить.

Лихачев, Д. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Дмирий Лихачев. – Москва: Детская литература, 1985. – 207 с.

Книга выдающегося ученого XX века, академика Дмитрия Сергеевича Лихачѐва адресована молодым читателям. Это лишенные морализма и пафоса, оформленные в виде коротких писем размышления доброго и мудрого человека о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения. «Письма…» академика Лихачѐва будут полезны всем, кто хочет научиться делать верный выбор в самых сложных ситуациях, ладить с людьми, быть в согласии с собой и окружающим миром и получать от жизни большое удовольствие.

Ли, Х. Убить пересмешника [Текст] / Харпер Ли. – М. : Детская литература, 1986. – 270 с.

«Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь».

Роман повествует о юристе из Алабамы, Аттикусе Финче, воспитывающем без матери своих двух детей. Мудрый и мягкий и бескорыстный Аттикус назначен защищать в суде афроамериканца, ложно обвинѐнного в изнасиловании белой женщины. Аттикусу приходится столкнуться с враждебностью и предубеждѐнностью южного города, где расовые предрассудки во многом определяют жизнь горожан, но он не сдается и смело сражается на стороне добра и справедливости. Вторая, не менее интересная, сюжетная линия рассказывает о взрослеющих детях Аттикуса, у которых формируются такие понятия, как честность, ответственность, сострадание и социальное неравенство.

Люди, которых встречают Джим и Джин Луиза, каждый день учат их чему-нибудь собственным примером. Но самые важные уроки они получают от собственного отца. Он учит их уважению и сдержанности, жить по совести и не опускаться до уровня других, идти вперед даже если нет возможности победить.Он учит их быть настоящими людьми. Учит своими поступками, своей жизнью.

Лиханов, А.А. Невинные тайны [Текст] /А.А. Лиханов,2005.-287с.:ил.

Действительно невинные тайны хранит в душе мальчик из благополучной семьи Женя, обманом отправленный родителями в лагерь на море для детей-детдомовцев, но к каким переменам в его судьбе это приводит.

Лиханов, А.А. Никто: роман [Текст] / А.А.Лиханов.-М.:Дом,2008.-320с.

Роман Альберта Лиханова, как и многие его произведения, посвящён вечной теме писателя- сиротству, защите обездоленных, обиженных семьей и обществом детей. В центре произведения –образ подростка-детдомовца Николая Топорова.

«Никто» называют мальчика небескорыстно прибравшие его к рукам покровители из «нового» бандитского мира. Гибнет чистая и светлая душа.

Лиханов, А. А. Солнечное затмение: повесть [Текст] / А. А.Лиханов. – М.: Мол. Гвардия, 1979. – 445 с.

«Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце». У Лены замечательные родители – красавица-мама и папа-геолог Пётр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит, и очень много читает. Но девочка в результате родовой травмы лишена возможности передвигаться. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же, как она, больных детей. Летом,

живя дома, она особенно болезненно ощущает своё несчастье. Её переживания обостряет знакомство с Фёдором, у которого свои проблемы: пьющий отец, вызывающий всеобщие насмешки. После знакомства с Фёдором мироощущение Лены меняется, она по-новому видит окружающих людей и особенно остро начинает чувствовать чужую беду.

Мурашова, Е. В. Класс коррекции [Текст] /Е. В. Мурашова. – М. : Самокат, 2007. – 192 с. – (Встречное движение).

События происходят в стенах питерской гимназии, в которой учеников делят на «чистых» и «нечистых», в зависимости от финансового состояния или должностей родителей. Дети родителей -спонсоров учатся в классах «А» и «Б». Остальные, похуже, – в «Д», а совсем «отбросы общества, зачастую умственно неполноценные, инвалиды, социально запущенные», – в классе коррекции «Е».

Повествование ведётся от имени Антона Антонова, мальчика абсолютно нормального, переведённого из «А» в «Е» за «непредсказуемую возбудимость».

Автор вводит в повествование и полуфантастическую линию сказочного «параллельного мира», где сбываются все мечты и желания детей. Реальный мир наполнен жестокостью. Мурашова призывает своих читателей – и детей, и взрослых – к совместной душевной и нравственной работе.

Островский, Н. А. Как закалялась сталь: роман [Текст] / Н. А. Островский. – М.: Дет. лит., 1987. – 364 с.

Автобиографический роман Николая Островского – один из величайших романов советского времени. В произведении изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства.

В пятнадцать лет главный герой Павка Корчагин сел на коня и с дивизией Григория Котовского участвовал в боях за установление власти Советов. Потом восстанавливал разрушенное хозяйство

страны, прокладывал железнодорожную ветку из леса к городу, замерзающему без дров. Всё это не могло не сказаться на его здоровье. После тяжёлой болезни Павел Корчагин теряет способность двигаться, а через год и видеть. Неподвижный, слепой, владеющий только руками, он пишет книгу, положив в основу события своей жизни. Книга о мужестве, стойкости характера, целеустремленности и, самое главное, безграничной вере в своё светлое будущее, за которое стоит сражаться.

Платонов, А.П. Юшка: повести и рассказы [Текст] / А.П Платонов. -М.: Сов.Россия,1984. – 464с.:ил.

Люди кричат о доброте. Где она? Как жесток мир! Как тяжело в нем нам несчастным! А когда доброта рядом, ее или считают бесполезной, даже нелепой, а то и попросту затаптывают в грязь, убивают как главного героя. Юшка, так звали героя нашего рассказа, был болен чахоткой. И поэтому он стал стар не по своим годам, был очень наивен и добр. Никто не понимал Юшку и все думали, что Юшка не такой, как все и поэтому все его били и обзывали. Юшка никогда не пил чай и собирал деньги. Оказалось, что у него есть приемная дочь и он давал ей деньги, чтобы она училась. Такое вот у Юшки было доброе сердце.

Полевой, Б. Н. Повесть о настоящем человеке [Текст] / Б. Н. Полевой. – М. : Дет. лит., 1973. – 319 с.

Книга о легендарном лётчике, герое Великой Отечественной войны Алексее Маресьеве, который является прототипом главного героя книги Алексея Мересьева.

В одном из воздушных боёв самолёт Алексея Мересьева был сбит фашистами и упал в лесу. Лётчик остался жив, но при падении был тяжело ранен. Восемнадцать суток Алексей Мересьев полз по снегу с повреждёнными ногами, преодолевая боль, голод и холод, пока не был найден партизанами. В госпитале Мересьеву ампутировали обе ноги, но ценой героических усилийонвернулся в строй и продолжал летать. Всего за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника, семь из них после ампутации. Алексей Мересьев доказал, что если человек чего-то очень сильно захочет, он обязательно этого добьётся.Многим людям эта книга помогала в трудную минуту, учила мужеству и жизнелюбию

Приставкин, А.И. Ночевала тучка золотая: повести [Текст] / А.И.Приставкин. – М.: Сов. писатель,1989. -321с.

Повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая…», предельно искренне и честно рассказывает о трудной жизни детдомовцев в военную пору. Эта повесть принесла автору широкую известность и была отмечена Государственной премией СССР. Она буквально ошеломила читателей своим трагическим звучанием и высокой нотой милосердного отношения к человеку.

Распутин, В.Г.Уроки французского [Текст] /В.Г.Распутин. -М.: Худож.лит. ,1987-479с.:ил.

Валентин Григорьевич Распутин признан классиком при жизни, его имя известно всему миру, его книги переведены на десятки иностранных языков. Трагизм и горькая правда его произведений поразили читателей – недаром его повести и рассказы экранизированы и поставлены на многих театральных сценах.
В наши дни, когда литература напряженно ищет “героя нашего времени”, русские люди распутинской прозы с их необыкновенным мужеством и терпением стали еще более важны и необходимы для всех нас.

Короленко, В. Г. Слепой музыкант: повесть [Текст] / В. Г. Короленко. – М.: Дет.

Петя родился в богатой семье помещика. Мать – Анна Михайловна, узнав, что мальчик слепой, пыталась окружить ребёнка излишней опекой, начала его баловать. Её брат Максим, потерявший на войне ногу, решает заняться воспитанием Пети. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре, что излишняя заботливость может

повредить развитию мальчика. И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность. В конце концов, дядя вселилв мальчика уверенность в возможность духовного прозрения. Благодаря деревенскому парню Иохиму в нём проснулся великий дар – Пётр стал талантливым музыкантом.

Крюкова, Т. Ш. Костя + Ника: роман [Текст] / Т. Ш. Крюкова. – М.: Аквилегия-М.; Калининград: Янтарный сказ, 2003.-368 с.

Костя и Ника – Ромео и Джульетта наших дней. Это история о человеческих взаимоотношениях: благородствеи подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь – о любви.

Главная героиня – пятнадцатилетняя Ника – прикована к инвалидной коляске. Девушка из обеспеченной семьи, её отец – известный художник. Мама Ники умерла, когда девочке было шесть лет, воспитывает её гувернантка Полина. Но Ника очень одинока. Встреча с Костей заметно меняет её жизнь: Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику и смог стать ей другом. Совершая ради неё благородные поступки, он заставляет Нику поверить в себя. Так настоящая любовь побеждает всё, даже, казалось бы, невозможное…

Сабитова, Д. Где нет зимы [Текст] / Дина Сабитова. – Москва: Самокат, 2013. – 176 с. – (Встречное движение).

«Люди готовы думать, что они ненужные и несчастные, даже если вокруг них куча народу. Люди вообще нелогично себя ведут».

Паша и Гуль росли в счастливой семье, пока еѐ не стало. От неё остались только кукла, да домовой, но они у взрослых не в счёт. Да и домовой, как ему положено, остался дома, в то время как дети отправились в другой – детский. И вот ребята всеми силами цепляются друг за друга, за то родное, что у них ещё осталось. Тут им и открывается правда, что люди разные есть на свете: кто-то ищет себе оправдания, кто-то выгоду. Кто-то скрепя сердце соглашается принять родного ребёнка, а кто-то без всяких сомнений, сознавая все трудности, согласен взять в семью совершенно чужих детей. Ответственность – она не про кровное родство, а про состояние души.

Приятного и полезного Вам чтения!

Заключение

Волонтерская деятельность широко распространена в всех странах мира. Причем труд волонтеров с каждым годом становится все более значимым ресурсом мировой экономики.

На основе изученного материала мы можем сделать следующие выводы, во- первых, что волонтерская деятельность относиться к непрофессиональному уровню социальной работы.

Во-вторых, волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

В-третьих, для развития молодежного волонтерского движения необходим ряд условий:

Наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;

Наличие институциональной «принадлежности» волонтерского движения (учреждения, организации, поддерживающих волонтерскую деятельность);

Учет специфики мотивационной структуры молодежной группы по отношению к участию в волонтерской деятельности;

Стремление избежать администрирования и бюрократизации волонтерского движения;

Обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение в молодежной среде(это возможно прежде всего в среде образовательных учреждений);

Использование значимой для молодых людей деятельности как основы волонтерства;

Использование волонтерства как способа повышения социального статуса молодого человека.

Волонтерская деятельность способствует изменению мировоззрения самих людей и тех, кто рядом, и приносит пользу, как государству, так и самим волонтерам, которые посредством волонтерской деятельности развивают свои умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и нужность, получают благодарность за свой труд, развивают в себе важные личностные качества, на деле следуют своим моральным принципам и открывают более духовную сторону жизни.

Исследование мы проводили на базе МОУ «Демьяновская основная общеобразовательная школа» Бабушкинского района. Для подтверждения нашей гипотезы мы разработали и реализовали программу по профилактике здорового образа жизни.

Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении может влиять на формирование активной жизненной позиции подростков и ведение здорового образа жизни.

Программа и положение имеет практическую значимость, так как могут быть использованы руководителями волонтерских отрядов, волонтерами, социальными педагогами и педагогами в современных школах.

Список литературы

1. Социальная работа с молодежью / Учебное пособие / Под ред. Д.п.н. проф. Н. Ф. Басова - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; 2007. 382.

2. Сборник методических материалов для проведения мероприятий по профилактике негативных явлений в молодежной среде. - Вологда, 2007.

3. Бодренкова Г. И. Добровольчество / Г. И. Бодренкова // Социальная работа. - 2006. №1. - С. 52-56.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Евсеева А. Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева // Работник социальной службы. - 2004. - №1. С. 10-13.

6. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. - 2007. - №2. - С. 20-23.

7. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. М.: 2000.

8. Лысакова В. И. Привлечение волонтеров к профилактике домашнего насилия / В. И. Лысакова // Работник социальной службы. - 2007. - №3. - С. 14-16.

9. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. - 2006. -№2. - С. 35-38.

10. Макеева А. Г. Не допустить беды: Пед. профилактика наркотивизма школьников: Пособие для учителя: В помощь образоват. учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А. Г. Макеева; Под ред. М. М. Безруких. - М.: Просвещение, 2003. С. 159-185.

11. Моров А. В. Опыт привлечения студентов - волонтеров г. Йошкар-Олы к профилактике подростковой девиации в рамках международной программы / А. В. Моров // Вестник. - 2006. - №2. - С. 45-48.

12. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

13. Основы социальной работы / Под. Ред. Павленок // 1999. - С 27-30.

14. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.

15. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А. Н. Перцовский // Работник социальной службы. 2004. - №5. - С. 45-49.

16. Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений / Под ред. Н. К. Смирнова. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

17. Профилактика злоупотребления психоактвными веществами. / Сборник методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивыми веществами среди несовершеннолетних и молодежи // 2002.

18. Тетерский С. В. Непрофессиональный уровень социальной работы. / С. В. Тетерский // Введение в социальную работу. - 2000. - С. 44 - 55.

19. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. - 2003. - №3. - С. 51-54.

20. Шульга Т. И. 2001г - Международный год добровольцев / Шульга Т. И. // Работник социальной службы. - 2006. №6. С. 10-12.

21. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. - 2006. №7. С. 6-9.

22. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60.

23. Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. Пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 448с.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова"

Медико-психолого-социальный институт

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

На тему: Волонтер как посредник в разрешении молодежных конфликтов

По дисциплине: Конфликтология в социальной работе

Выполнила:,

студентка гр. СР-31

Научный руководитель: Нагаева С. К.,

кандидат политологических наук, доцент

Абакан 2010

Введение

1.2 Конфликты среди молодежи

Заключение

Совершенно очевидно, что одним из важных признаков волонтерства является социальная значимость работы, которую они выполняют. Оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости, а также способствует сохранению и укреплению человеческих ценностей, разрешению конфликтов. Поступки волонтеров - это не просто конкретное действие, но и позитивный пример, которому могут следовать другие.

Говоря о том, как изменилась ситуация с добровольчеством в России за последние годы, в первую очередь нужно отметить, что меняется его идеология. Проявляется тенденция переоценки смысла добровольчества. У добровольчества появились большие перспективы.

Однако не каждый может стать добровольцем, и не каждый должен быть добровольцем.

Волонтеры и их организации вовлекаются в добровольческие проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах добровольчества. Добровольцы не являются "дешевой рабочей силой", их инициатива и энергия привлекаются к работе по их собственному добровольному желанию и являются определяющим элементом в их работе. Возможно, по этой причине они очень ответственно подходят к разрешению задач стоящих перед ними.

Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работа с социально-незащищенными слоями населения; работа в рамках неформального образования, направленного на интеркультурное общение; развитие проектов; миротворчество; конфликтология; психология; экологическая защита; активизация населения и т.д. Однако не все эти сферы изучены на достаточном уровне. Поэтому изучение проблемы посредничества волонтеров при разрешении конфликтных ситуаций является актуальным сегодня.

Объектом исследования в рамках данной курсовой работы является волонтерство как посредничество в конфликтах.

Предмет - волонтер, как посредник в разрешении молодежных конфликтов.

Цель исследования - изучить конфликты в молодежной среде и место и роль волонтера как посредника в их разрешении.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить понятие и сущность волонтерства;

2. Рассмотреть конфликты в практике волонтерской деятельности;

3. Изучить конфликты среди молодежи;

Были использованы следующие методы: анализ научной литературы, материалов из сети интернет, нормативно-правовых документов.

1. Волонтер как посредник в разрешении молодежных конфликтов

1.1 Понятие и сущность волонтерства

Волонтерство как идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие "социум". В обществе всегда были люди, которым для самореализации необходим был труд на благо общества, в котором они родились и выросли. Однако только в ХХ веке, на фоне войн на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего общественного феномена. После Первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство приобрело всемирный масштаб. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

Термин "добровольчество" в современном его понимании или тем более "волонтерство" не был знаком России до середины 80-х годов XXвека. До этого времени, "добровольцами" называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную.

Волонтерство - это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества - от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму.

Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер.

Только в XX веке история добровольного участия людей в общественно полезной деятельности получила идеологическое обоснование и обрела термин - "волонтёрство" или "добровольчество".

Волонтёр (франц. volontaire, от лат. voluntarius) - лицо, добровольно поступившее на военную службу. В некоторых государствах система волонтёрства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. В 18-19 веках в Австро-Венгрии, Франции и Италии существовали волонтёрские батальоны и полки, вливавшиеся в состав регулярной армии. Во 2-й половине 19 века в большинстве государств система волонтёрства потеряла своё значение; осталась как способ комплектования армии в Великобритании и как дополнение к регулярной армии, особенно в военное время, в некоторых государствах.

Волонтёрство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Это определение - самое распространённое. Но оно не в полной мере отражает сущность добровольчества. Волонтерская деятельность является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" № 135-ФЗ от 7 июля 1995 г. В Законе записано, что "доброволец - это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации".

Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных, гендерных и даже политических границ. Ежегодно в ряды волонтеров привлекаются миллионы людей.

Слово волонтёр произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает "доброволец", "желающий".Volunteering - добровольчество (перевод с английского), в русском языке часто используется определение "волонтерство". Польский термин "WOLONTARIUSZ" (доброволец, добровольный, желающий, склонный) исторически использовался для описания либо человека, который бесплатно содержал ученика, либо того, кто добровольно записывался в армию.

Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли.

Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение.

Рассмотрим основные принципы добровольчества (волонтерства):

Деятельность волонтера направлена на достижение общих целей и не противоречит его принципам;

Добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера);

Безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут быть компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельностью);

Добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца);

Законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работу с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми, маргиналами); работа в рамках неформального образования, направленного на интеркультурное общение; развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическая защита; активизация населения в глубинке и т.д. Добровольцы участвуют в постоянно идущих процессах политических и социальных изменений. Волонтерство является наиболее эффективным методом практического неформального обучения в области сектора некоммерческих негосударственных (социальных) структур.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что идея волонтерства проявлялась еще на ранних ступенях развития общества, в качестве безвозмездной помощи окружающим. Гораздо позже сформировалось само понятие волонтерства. В России понятие добровольчества было установлено в законе РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" № 135-ФЗ от 7 июля 1995г.

Деятельность волонтеров достаточно обширна и вариативна. Она осуществляется с учетом определенных принципов, таких как добровольность, добросовестность, безвозмездность и законность. Вовлеченность в деятельность не зависит от каких-либо ограничений. Волонтерство может быть направлено на различные сферы жизнедеятельности как человека в частности, так и общества в целом.

1.2 Конфликты среди молодежи

Конфликт - всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д.

Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта являются наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

· Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

· Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт - это конфликт между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов - как социально-психологические, так и личностные. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость.

· Конфликты между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.

· Межгрупповой конфликт. Это тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими, формальными, неформальными и т.п. группами.

Спектр конфликтных отношений можно проследить по следующим аспектам:

· Социальный аспект определяет положение в обществе, восходящие или нисходящие линии и тенденции развития.

· Экономический аспект характеризует уровень занятости в различных сферах трудовой деятельности, возможности профессионального продвижения и карьеры, уровень доходов.

· Политический аспект показывает отношение в системе власти, различия в политической культуре, симпатиях и антипатиях, критике или защите режима, в плюрализме или догматичности суждений, участия в политических организациях, партиях, митингах.

· Культурный аспект определяет общность и различие в отношении к культурному наследию, достижениям и ценностям, в уровне образования, в нравственных нормах и эстетических вкусах, в мировоззрении, религиозности.

· Бытовой аспект отражает различные жизненные условия.

· Социально психологический аспект показывает отношение в процессе общения, в повседневной жизни, на работе, в школе и вузе, на улице и дома, между родителями и детьми.

· Этнический аспект характеризует отношение между различными народами, определяет характер межнациональных отношений.

Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Часто люди одновременно вынуждены участвовать в нескольких самых разных конфликтах, ни один из которых не поглощает полностью их личностные ресурсы.Л. Козер в своей классической работе “Функции социального конфликта" считал, что “частичное участие индивидов в массе конфликтных ситуаций выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры”. Таким образом, конфликты неизбежны, особенно в молодежной среде. Классифицируем их основные виды. Выделим:

1. Межпоколенные молодежные конфликты - наиболее важные в общественном значении конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей двух поколений. Между поколениями могут возникать: как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты.

2. Межгрупповые молодежные конфликты - конфликты между молодежными группировками, основанные на разделении лидирующих позиций.

3. Межличностные молодежные конфликты - конфликты между индивидами, в основе которого лежит конфликт ценностей. Межличностные молодежные конфликты ни чем не отличаются от обычных межличностных конфликтов (разве что по их частоте).

Подводя итог по вышесказанному, следует отметить, что существуют четыре типа конфликтов, из них типичными для молодежной среды являются конфликты межличностные и межгрупповые. Существуют так же межпоколенные конфликты, в их основе лежат противоречия между старым и устоявшимся, и новым, менее апробированным, но наиболее активным. Не смотря на то, что основными видами конфликтов, характерными для молодежной среды являются межпоколенные, межличностные и межгрупповые, внутриличностные конфликты тоже достаточно актуальны для молодежи, однако имеют меньшую распространенность. Однако конфликты носят временный характер и требуют не только правильной и своевременной диагностики, но и разрешения.

1.3 Конфликты в практике волонтерской деятельности

Наиболее широкое распространение в понимании конфликта получили два подхода. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей.

Можно понимать конфликт как тип трудной ситуации. Если исходить из психологической сущности конфликта, то при его разрешении он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

В своей практике волонтеры чаще всего сталкиваются либо с последствиями конфликтных ситуаций, либо с "запущенным" конфликтом, либо с конфликтом, как трудной ситуацией.

Для волонтеров при разрешении трудных ситуаций необходимо учитывать их общие признаки:

· наличие трудности, осознание личностью угрозы, препятствия на пути реализации каких-либо целей, мотивов;

· состояние психической напряженности как реакция личности на трудность, преодоление которой значимо для субъекта;

· заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения, общения, выход за рамки "обыкновенности".

Основные виды трудных ситуаций:

· ситуация деятельности;

· ситуация социального взаимодействия;

· ситуация внутриличностного плана.

В трудной ситуации деятельности человеку противостоит среда. В трудной ситуации взаимодействия человеку противостоит другой человек или группа. В трудной ситуации внутриличностного плана человек противодействует самому себе.

Трудность ситуации в значительной степени определяется субъективной составляющей:

· объективной угрозы может и не быть, а человек, ошибаясь, воспринимает ситуацию как трудную. Причиной может быть его неподготовленность, искаженное восприятие;

· могут существовать реальные объективные факторы (угроза смерти, опасность аварии), но человек не знает об их существовании и не осознает ситуацию как трудную;

· личность может осознавать трудность ситуации, но неоправданно считать ее не слишком трудной для себя;

· ситуация может быть очень значима для личности, но, не находя ее решения, человек может прибегнуть к психологической защите и уйти от нее, хотя бы частично;

· ситуация может быть объективно сложной, но наличие знаний и опыта позволят преодолевать ее без особых трудностей.

Основной направленностью деятельности волонтеров в отношении конфликтов, является помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Добровольцы оказывают помощь, учитывая все составляющие трудной жизненной ситуации, сюда можно отнести не только объективную составляющую, но и признаки, и виды таких ситуаций.

Сегодня волонтеры при разрешении конфликтных ситуаций исполняют роль непрофессионального социального работника и в чем-то даже психолога. Они помогают людям без наличия определенных знаний, зачастую так им необходимых, и на интуитивном уровне. Однако при непосредственном столкновении с конфликтом доброволец может исполнить роль посредника при его разрешении.

Таким образом, исходя из разнообразия подходов к определению конфликта видно, что волонтеры чаще сталкиваются не непосредственно с конфликтной ситуацией, а с ее последствиями, либо с конфликтом, как трудной ситуацией. При таком столкновении они учитывают специфичность каждой ситуации и помогают в ее разрешении по мере возможности.

2. Деятельность волонтера как посредника в разрешении молодежных конфликтов

Интерес к обсуждению и внедрению в практику посреднической деятельности волонтеров при разрешении конфликтных ситуаций молодежи проявляется лишь в последнее время. Сегодня проблемы конфликта актуализированы и в реальности общественной жизни, и в сознании общества, которое постепенно переходит от неприятия и подавления конфликтов к сознанию необходимости "работы" с ними, к поиску возможностей их урегулирования. Анализ научной литературы показал, что одной из таких возможностей является посредничество в разрешении конфликтов. Сущность посредничества в конфликтах состоит в организации процесса урегулирования взаимоотношений, разрешения сложной ситуации между сторонами.

Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - реализация комплекса методов и средств.

Диагностика конфликта - определение состояния развития конфликта. Она используется с целью:

· разработки способов воздействия на участников конфликтного взаимодействия;

· прекращения или перевода конфликта в другую, более спокойную стадию.

Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, кризисы и т.д.), б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы, г) измерение интенсивности, д) определение сферы распространенности.

Эффективное разрешение конфликта, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; достаточно высокий уровень демократической культуры в обществе; развитая социальная активность главных слоев населения; наличие опыта конструктивного решения конфликта; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет, прежде всего, о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов.

Не следует забывать, что волонтеры не имеют должной подготовки для полноценного разрешения конфликтов, а потому на практике они могут применять лишь некоторые из возможных форм разрешения конфликтов. Одной из таких форм является посредничество.

Посредничество - это особая форма участия третьей стороны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфликта. Содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы, волонтер, как посредник не может определять выбор окончательного решения, который является прерогативой конфликтующих сторон.

Обычно посредничество используется тогда, когда отсутствуют простые решения конфликтных ситуаций. Это значит, что, приступая к урегулированию, волонтер сталкивается с множеством трудностей, проблем и опасностей, которые ему необходимо преодолеть. Серьезные трудности возникают и в связи с тем, что само по себе посредничество не гарантирует разрешения конфликта, в силу ряда обстоятельств может оказаться неудачным. Посредничество уместно в любом случае, на любом этапе, кроме разве что одного случая - когда в результате некомпетентности оно начнёт, наоборот, обострять ситуацию.

Вмешательство посредника целесообразно в следующих случаях:

· конфликтующие стороны проявляют готовность к совместному поиску решения проблемы, но не могут найти точек соприкосновения;

· непосредственное общение участников конфликта серьезно осложнено или прекращено, и участие третьей стороны может способствовать изменению этой ситуации;

· для конфликтующих сторон важно сохранение и продолжение взаимоотношений;

· участники конфликта заинтересованы в контроле над принимаемыми решениями;

· для оппонентов важным является такой аспект преодоления разногласий, как конфиденциальность.

Выступая посредником в разрешении конфликтных ситуаций молодежи, доброволец вынужден сталкиваться с различными проблемами. В первую очередь они связаны с высокой конфликтностью молодежной среды. Так же не следует забывать и о том, что в результате посредничества доброволец может оказаться втянутым в конфликт.

Анализ литературы по конфликтологии, а точнее по разрешению конфликтов показал, что существуют различные методы их разрешения, которые возможно применить на практике при посредничестве волонтеров в разрешении конфликтных ситуаций молодежной среды:

1. Разрешение конфликта с учётом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:

· отличить повод от истинной причины конфликта, которая нередко маскируется его участниками;

· определить его основу;

· уяснить истинные мотивы вступления людей в конфликт.

2. Разрешение конфликта с учётом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия.

3. Разрешение конфликта с учётом эмоциональных состояний. Иными словами, необходима беседа в спокойной и доверительной обстановке.

4. Разрешение конфликта с учётом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого оппонента.

5. Разрешение конфликта с учётом его динамики. Конфликт развивается по определённым стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определённые формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений это уже не поможет.

6. Ещё один метод преодоления конфликтов - объективизация конфликта. Он является наиболее действенным. Разбор конфликта должен происходить в два этапа. Первый этап называется "откровенный разговор". Второй этап - объективизация. Конфликт как бы раскладывается на составные части, каждый из оппонентов должен изложить свои версии и объяснение причин, без оценок другого оппонента.

Таким образом, важно отметить, что разногласия существуют всегда, это, в какой-то мере, выражение собственного мнения молодежью. Не следует забывать, и о том, что добровольцы - это люди прямого действия, приходящие на помощь тогда и там, где это необходимо. А, следовательно, их помощь своевременна и необходима при разрешении конфликтов среди молодежи. Важно так же заметить, что волонтеры и сами относятся к молодежной среде, а потому те же конфликты что и для молодежи будут типичными и для них тоже, а так же будут близки и понятны им.

Заключение

Таким образом, на основе изученного и проанализированного материала по конфликтологии и волонтерству, следует отметить, что сегодня данная тема является актуальной. В современных условиях ситуация разрешения молодежных конфликтов играет важную роль в обществе, так как молодежь является наиболее активным элементом общественной жизни.

Естественным является тот факт, что прежде чем рассматривать возможность посредничества добровольцев в разрешении конфликтных ситуаций молодежной среды, необходимо понять сущность волонтерства в общем, рассмотреть его понятие, принципы деятельности. А так же, рассмотреть понятие конфликта, его типологию и выявить конфликтные ситуации наиболее типичные для молодежной среды. После чего можно перейти определению посреднической роли добровольцев в разрешении конфликтов молодежи.

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Сюда же относится и помощь в разрешении конфликтных ситуаций, как непосредственная, так и посредническая. В своей практике волонтеры часто сталкиваются с конфликтами, в том числе и с трудными ситуациями. При разрешении конфликтов добровольцы учитывают специфичность и помогают в их разрешении по мере возможности.

Для молодежной среды типичными являются следующие конфликты: межпоколенные, межличностные и межгрупповые. Хотелось бы отметить тот факт, что добровольцы и сами, прежде всего - молодежь, а потому они тоже конфликтуют, занимают активные позиции в конфликте. Но этот же факт и помогает им при разрешении подобных ситуаций, так как они сами не раз переживали все это и же не понаслышке знают о возможных методах урегулирования конфликта. Возможно, в чем-то им не хватает знаний и опыта, но это можно исправить.

Немаловажно то, что наиболее приемлемой для разрешения волонтером конфликта формой является посредничество, когда доброволец выступает в роли третьего лица, содействуя конструктивному обсуждению и поиску решения проблемы.

По итогам работы были определены некоторые наиболее оптимальные для разрешения конфликтов волонтерами методы. Их использование должно сделать посредническую работу в разрешении конфликтной ситуации более продуктивной и осмысленной.

Более точные результаты позволит получить углубленное изучение данной тематики. Однако уже сейчас можно предположить, что эффективность волонтерства в разрешении конфликтных ситуаций молодежи будет со временем увеличиваться, так как возрастет их опыт. Востребованность добровольцев повысится, позволит расширить круг возможностей при разрешении трудных ситуаций, совершенствуя способы и методы данной деятельности.

Список литературы

1. Аксенов И.Н. Молодежные конфликты [Электронный ресурс] // http://otherreferats./sociology/00016953_0.html

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 591 с.

3. Барадачев И. Волонтерское движение [Электронный ресурс] // http://www.rusal.ru/volonters.aspx

4. Благотворительный фонд Вдохновение, История добровольчества [Электронный ресурс] // http://www.vdohnovenie.org/blago/history/dobrovol.php

5. Будущее в твоих руках, Развитие добровольчества [Электронный ресурс] // http://youth.crno.ru/pro/volunteer/

6. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. - 2002. [Электронный ресурс] // http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/56.aspx

7. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье. // Социс. - №1, 2005. - 102-104с.

8. Виртуальное сообщество волонтеров [Электронный ресурс] // http://community.livejournal.com/volonterstvo/

9. Всероссийский портал общественно-активных школ, Добровольчество пока не является национальным проектом [Электронный ресурс] // http://www.cs-network.ru/library/? content=doc&id=19

10. Волонтерское движение в Карелии, Развитие добровольчества [Электронный ресурс] // http://volunteer.karelia.ru/dobrovol.html

11. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. - М, 2000. - 224с.

12. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2000

13. Добровольцы России, Всеобщая декларация добровольчества [Электронный ресурс] // http://www.volunteer.ru/5/1/5_1_dekl1.htm

14. Конфликты и способы их разрешения. [Электронный ресурс] // http://school32-volzhsky.narod.ru/distancionnay2.htm

16. Молодежные добровольческие инициативы [Электронный ресурс] // http://www.kpmp.ru/programmy_molodezhnoj_politiki/molodezhnye_ob_edineniya/molodezhnye_dobrovolcheskie_iniciativy

17. Молодежные конфликты. [Электронный ресурс] // http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx? docid=31246

18. Морозов А.В. Деловая психология. - СПб, 2000. - 370 с.

19. Общероссийские ежегодные добровольческие социальные действия [Электронный ресурс] // http://www.fondsozidanie.ru/news/? action=show&id=86

20. Положение о деятельности волонтеров [Электронный ресурс] // http://www.prpc.ru/met_nko/portf_22.shtml

21. Понятие конфликта, основные черты и формы проявления. [Электронный ресурс] // http://www.ckct.org.ru/study/confl/confl6.shtml

22. Посредничество. [Электронный ресурс] // http://www.ref.by/refs/51/37310/1.html

23. Российская молодежь: проблемы и решения/ Московский центр социального прогнозирования, 2005. - 648стр.

24. Сергей Пономарев. О добровольчестве без сантиментов. [Электронный ресурс] // http://www.hro.org/node/6983

25. Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru/dict/gl_social/article/18/180_48.HTM

26. Сосиденко Л.В. Конфликтность и барьеры в общении. [Электронный ресурс] // http://psychology.net.ru/articles/content/1086788449.html

27. Типология конфликтов. [Электронный ресурс] // http://bibliotekar.ru/biznes-43-2/69.htm

28. Федеральный закон от 7 июля 1995 года "О благотворительной деятельности благотворительных организациях" / Справочная система консультант

29. Что такое "волонтерство". [Электронный ресурс] // http://www.world4u.ru/volonter.html

30. Яндекс. Словари, Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00014/78800.htm


Что такое "волонтерство". [Электронный ресурс] //http://www.world4u.ru/volonter.html

Благотворительный фонд Вдохновение, История добровольчества [Электронный ресурс] // http://www.vdohnovenie.org/blago/history/dobrovol.php

Будущее в твоих руках, Развитие добровольчества [Электронный ресурс] // http://youth.crno.ru/pro/volunteer/

Благотворительный фонд Вдохновение, История добровольчества [электронный ресурс] // http://www.vdohnovenie.org/blago/history/dobrovol.php

Яндекс. Словари, Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] // http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00014/78800.htm

Федеральный закон от 7 июля 1995 года «О благотворительной деятельности благотворительных организациях» / Справочная система консультант

Сосиденко Л.В. Конфликтность и барьеры в общении. [Электронный ресурс] //http://psychology.net.ru/articles/content/1086788449.html

Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. – 2002. [Электронный ресурс] // http://www.i-u.ru/biblio/archive/unknown_konflictions/56.aspx

Морозов А.В. Деловая психология. - СПб, 2000. – 370 с.

Виртуальная выставка «Волонтерство, добровольчество и милосердие на страницах художественной литературы» 2018 год в России объявлен Годом добровольца и волонтера. «В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому». Вольтер На виртуальной выставке представлены книги о них, чье сердце не может не отозваться на беды окружающих, людях готовых помогать, излучающих вокруг себя добро и делающих наш мир немного лучше. Герои этих книг милосердны, искренни, немедленно отзываются на чужую беду и готовы в любой момент «подставить плечо». Ведь волонтер (или доброволец) - это прежде всего, обладатель высоких нравственных качеств, говорящих о его мотивации и образе жизни. Для воспитания и развития человека необходим пример воплощенных в жизнь ценностей – в этом главная ценность добровольчества. Поэтому настоящий доброволец – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Примеры и образы таких людей вы найдете в представленных книгах.

Белых, Г. Республика ШКИД [Текст] / Григорий Белых, Леонид Пантелеев. – Москва: Детская литература, 1988. – (Библиотечная серия). 1920-е годы. По улицам Петрограда фланируют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них - школе имени Достоевского (ШКИД) собрались голодные, наглые и сообразительные оборванцы. Этим приютом комедиантов управляет честный и интеллигентный директор. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени… Беспризорники, малолетние воры находят в школе строгость и справедливость. Одни приобретают жажду знаний, другие - дружескую поддержку, но каждый - семью.

Гайдар, А. Тимур и его команда [Текст] / Аркадий Гайдар. – Москва: Детская литература, 1981. – 112 с.: ил. – (Школьная библиотека). «Взялся сделать – сделай хорошо». Повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» принесла писателю большую славу, а ее главный герой, смелый, честный, справедливый, стал примером для подражания. «Тимуровское движение» - бескорыстно, не ради славы и похвалы, помогать старикам и семьям тех, кто ушел на фронт, - захватило всю страну. Тайно совершая свои добрые дела, тимуровцы оставляли на воротах дома знак такого покровительства - пятиконечную звезду, олицетворявшую беззаветную любовь к Родине и готовность ее защищать. Сказать про Тимура, что он хороший, положительный мальчик, – невозможно. Он – настоящий! Такой, каким должен быть мужчина, – ответственный, храбрый, добрый и нежный. Книга Гайдара пронизана верой в светлое будущее, может, поэтому герои его живут и сегодня.

Гершензон, Михаил Абрамович Робин Гуд: историческая повесть / , Михаил Абрамович Гершензон; ил. С. В. Савилова. - Москва: Просвещение, 2007. - 160 с.: ил. - (Твой кругозор) Имя Робина Гуда - героя множества средневековых английских легенд - давно стало нарицательным и для русского читателя. Благородный разбойник из Шервудского леса потрошит кошельки богатых и щедро раздает деньги беднякам. Он беспощаден к тем, кто грабит народ, но всегда встанет на защиту слабых. А еще Робин Гуд - веселый, остроумный, находчивый, смелый, справедливый. И в стрельбе из лука никто с ним не сравнится. А рассказал нам о Робине Гуде Михаил Абрамович Гершензон -замечательный писатель и переводчик, человек огромной эрудиции, и настоящий герой. Он и погиб как герой в августе 1942 года: повел за собой в атаку батальон, заменив павшего командира.

Короленко, В. Дети подземелья [Текст] / Владимир Короленко. – Москва: Советская Россия, Приволжское книжное издательство, 1976. – 48 с. –(Школьная библиотека). «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». Повесть Владимира Короленко «Дети Подземелья» с одной стороны, описывает тяжелую жизнь нищих, жестокость и несправедливость по отношению к ним. С другой стороны, она показывает и настоящую дружбу, сострадание и доброту, которые есть в людях независимо от их положения. В ней показаны и нищие подлецы, и мальчик из хорошей семьи и его отец, которые ведут себя благородно по отношению к людям, которые являются изгнанниками повсюду, даже для таких нищих, как и они сами.

Ли, Х. Убить пересмешника [Текст] / Харпер Ли. – Москва: Детская литература, 1986. – 270 с. – (Библиотечная серия). «Мужество - это когда заранее знаешь, что ты проиграл, и все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца. Побеждаешь очень редко, но иногда все-таки побеждаешь». Роман повествует о юристе из Алабамы, Аттикусе Финче, воспитывающем без матери своих двух детей. Мудрый и мягкий и бескорыстный Аттикус назначен защищать в суде афроамериканца, ложно обвиненного в изнасиловании белой женщины. Аттикусу приходится столкнуться с враждебностью и предубеждѐнностью южного города, где расовые предрассудки во многом определяют жизнь горожан, но он не сдается и смело сражается на стороне добра и справедливости. Вторая, не менее интересная, сюжетная линия рассказывает о взрослеющих детях Аттикуса, у которых формируются такие понятия, как честность, ответственность, сострадание и социальное неравенство. Люди, которых встречают Джим и Джин Луиза, каждый день учат их ему-нибудь собственным примером. Но самые важные уроки они получают от собственного отца. Он учит их уважению и сдержанности, жить по совести и не опускаться до уровня других, идти вперед, даже если нет возможности победить. Он учит их быть настоящими людьми. Учит своими поступками, своей жизнью.

Лихачев, Д. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Дмитрий Лихачев. – Москва: Детская литература, 1985. – 207 с. Книга выдающегося ученого XX века, академика Дмитрия Сергеевича Лихачева адресована молодым читателям. Это лишенные морализма и пафоса, оформленные в виде коротких писем размышления доброго и мудрого человека о необходимости саморазвития, формировании правильной системы ценностей, избавлении от жадности, зависти, обидчивости, ненависти и о воспитании в себе любви к людям, понимания, сочувствия, смелости и умения отстаивать свою точку зрения. «Письма…» академика Лихачѐва будут полезны всем, кто хочет научиться делать верный выбор в самых сложных ситуациях, ладить с людьми, быть в согласии с собой и окружающим миром и получать от жизни большое удовольствие.

Распутин, В. Уроки французского [Текст] / Валентин Распутин. – Москва: Детская литература, 1982. – 110 с. «Уроки французского» - один из лучших рассказов известного русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, ставший классикой отечественной литературы. 1948 год. Трудное послевоенное время, разруха, голод. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. Герой рассказа, одиннадцатилетний мальчик, оторванный от дома, сталкивается с нуждой, голодает. Он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Благодаря молодой учительнице французского Лидии Михайловне мальчик открывает для себя новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия. Книги из фонда Кировской библиотеки. Желаем вам приятного чтения!