Представление об охране природы и окружающей человека среды. Объекты и принципы охраны природы

1.2 Государственная политика защиты окружающей среды
1.3 Природоохранное законодательство

Заключение

Список литературы

Приложение

Глоссарий

Введение

Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. В наше время происходит огромное количество вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожение лесов. Все это значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата, вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда обитания истощена до предела. От дальнейшей активности людей будет зависеть жизнь планеты и ее обитателей.
Актуальность. Одной из основных проблем социально- экономического развития нашей страны является обеспечение экологической безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и рационального природопользования. За последние годы принят ряд документов, направленных на оздоровление экологической обстановки в Казахстане.
Объектом исследования является правовой режим окружающей среды.
Предметом исследования выступают природоресурсные и экологические правоотношения.
Целью настоящей работы является исследование экологического законодательства Республики Казахстан, регулирующего правовой режим окружающей природной среды.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть категории и виды загрязнения окружающей среды.
2. Охарактеризовать законодательную базу международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных объектов и их рациональное использование.

    Охрана окружающей среды
1.1 Причины и последствия загрязнения окружающей среды

В ХХ веке давление на природу со стороны человеческого общества резко возросло. Так, за последние 30 лет в мире было использовано столько природных ресурсов, сколько за всю предшествующую историю человечества. В связи с этим возникла угроза истощения и даже исчерпания некоторых видов ресурсов. Это, прежде всего, относится к минерально-сырьевым, водным и другим видам ресурсов.
Одновременно возросли масштабы возвращения в природу отходов, что вызвало угрозу загрязнения окружающей среды. По данным ученых, на сегодняшний день на каждого жителя планеты приходится (условно) 200 кг. отходов. В наши дни антропогенные ландшафты уже занимают 60 % земной суши.
Общество не просто использует природные богатства, а преобразует природную среду. Взаимодействие человека и природы становится особой сферой деятельности, которая называется «природопользование».
Природопользование - это совокупность мер, предпринимаемых обществом по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды.
Оно может быть:

      рациональным, при котором взаимодействие общества и природы развивается гармонично, создана система мер, направленных на снижение и предупреждение отрицательных последствий вмешательства человека в природу.
      нерациональным - отношение человека к природе является потребительским, нарушается баланс во взаимоотношениях общества и природы, не учитываются требования по охране окружающей среды, что приводит к её деградации.
Примерами рационального природопользования могут быть - создание заповедников, заказников, особо охраняемых территорий, строительство очистных сооружений, применение технологий замкнутого водоснабжения, комплексная переработка сырья, разработка и применение новых экологически безопасных видов сырья, переработка отходов.
К сожалению примеров нерационального природопользования гораздо больше - вырубка лесов, выброс отходов в реки и озера, загрязнение атмосферы и гидросферы, истребление животных и многое другое.
Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение её свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на природные комплексы планеты и угрозе здоровью человека.
И хотя загрязнение окружающей среды может произойти в результате стихийных природных явлений, большая часть их происходит в результате хозяйственной деятельности человека.
Основными видами загрязнения являются:
      Химическое (попадание в окружающую среду химических веществ и соединений);
      Радиоактивное (заражение окружающей среды радиоактивными элементами);
      Тепловое (выброс тепла);
      Шумовое (повышенный уровень шума);
      Биологическое (попадание в окружающую среду болезнетворных микроорганизмов).
Загрязнение почвенного покрова может происходить в результате безграмотного ведения сельского хозяйства, нарушения земель, в процессе строительства и горных выработок, попадания в неё ядохимикатов и соединений тяжелых металлов. В результате возникают мало продуктивные и не продуктивные земли, так называемые «бедленд» (дурные земли).
Загрязнение гидросферы происходит, прежде всего, в результате сброса в реки и моря сточных вод. Их общий объем достигает 1 тыс. км. в куб. в год. Наиболее загрязнены такие реки как: Рейн, Сена, Дунай, Тибр, Миссисипи, Волга, Днепр, Нил, Ганг.
Растет загрязнение Мирового океана, в который попадает до 100 млн. т. отходов, особенно страдает океан от нефтяного загрязнения. По некоторым подсчетам ежегодно в океан попадает от 4 до 16 млн. т. нефти.
Наиболее загрязнены Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Японское и Карибское моря.
Атмосфера загрязняется, прежде всего, в результате сгорания минерального топлива. Главные загрязнители атмосферы - окислы углерода, серы, азота. С выбросами сернистого газа в атмосферу связанно образование кислотных дождей, которые наносят большой вред растительному и животному миру, разрушают сооружения, отрицательно сказываются на здоровье людей.
В настоящее время загрязнение окружающей среды достигла такого размера, что необходимо принимать срочные меры.
Необходимо строительство очистных сооружений, применение малосернистого топлива, переработка мусора, рекультивация земель, применение «чистых» технологий и оборотных систем водоснабжения.

1.2 Государственная политика защиты окружающей среды

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.
Существовала и другая концепция подхода к природе - дающая право беспредельного господства над ней. Некоторые современные исследователи называют основоположником такого подхода Фридриха Энгельса, который считал, что в отличие от животного, только пользующегося внешней природой, «...человек... заставляет ее служить своим целям, господству над ней». Вместе с тем мысль о господстве над природой Энгельсом разъясняется так: «...все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять». В этом заключается большая научная ценность теории и гуманизм Ф. Энгельса как мыслителя.
В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.
Государствам следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.
Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсаций тем, кто пострадал от этого.
В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций.
Такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало само себя. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал.
Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны.
Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Это вопросы экологического права, регулирующего отношения между природой и обществом.

1.3 Природоохранное законодательство

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В систему правовой охраны природы Казахстана входят четыре группы юридических мероприятий.
Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий.
Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.
Юридическая ответственность правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в Казахстане образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты.

Заключение

Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды.
Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как:

    насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества;
    способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса;
    что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды.
Интенсивная эксплуатация природных богатств привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.
Охрана окружающей природной среды - новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современных условиях, она представляет собой систему государственных и общественных мер (технологических, экономических, административно-правовых, просветительных, международ-ных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и природы, сохранение и воспроизводство действующих, экологических сообществ и природных ресурсов во имя живущих и будущих поколений.
На нынешнем, современном этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды рождается новое понятие -- экологическая безопасность, под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных экoлогических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.
Нерациональное природопользование в конечном счете ведет к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природополь-зование создает предпосылки для выхода из нeгo.
Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно- технического прогресса, он обусловлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами.

Список литературы

    Алисов Н. В., Хореев В. С. Экономическая и социальная география (общий курс): Учебник.-М., 2000.-704с.
    Гиляров А.М. Популяционная экология. М., 2005.
    «Компания». Использование экологической информации в стратегии природопользования и взаимодействия товаропроизводителей на рынке, стр. 33-37. Алиев К.Н., Доходян З.Р. Июнь 1999.
    Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие – М., 2002.-160с.
    Экономическая география: Уч.-справочное пособие – 5-е изд.-М., 2001.-672с.
    «Экономика». Экологические проблемы как элемент производственной политики, стр. 20-22. Фадеев А.А. Сентябрь 1999.
    «Эксперт». Использование экологических проблем для достижения экономических целей в международном сотрудничестве, стр. 17-24. Ареева А.Н., Носов Л.С. Май 1999.
    http://les5125.narod2.ru/ printsipi_ohrani_ okruzhayuschei_sredi/
    http://www.twirpx.com/files/ ecology/refs/
    http://www.bankreferatov.kz/ ru/ecologiya/54-oskemen.html
и т.д.................
  1. Виды загрязнения окружающей среды и направления ее охраны....................3
  2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды.........................4
  3. Природоохранная деятельность предприятий....................................................8
  4. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды.........10

Литература.......................................................................................................................16

1. ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:

Ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;

Параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;

Биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;

Стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.

До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было глав­ным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных жи­вотных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об уста­новке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и при­рода с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненару­шенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.

Конечно же, и раньше наблюдались отдельные очаги дегра­дации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естествен­ному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.

В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.

Способность почвы к самоочищению подрывается резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и минеральных удобрений, выращивания монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.

2. ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.

Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей среды».

Охрана окружающей природной среды складывается из:

Правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

Материального стимулирования природоохранной деятель­ности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

Инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» охране подлежат следующие объекты:

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Земли, недра, почвы;

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Основными принципами охраны окружающей природной среды должны являться:

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

Независимость контроля в области охраны окружающей среды;

Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

Учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

Приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

Обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;

Обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;

Охранение биологического разнообразия;

Обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;

Запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

Соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

3. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

Природоохранной является любая деятельность, направленная на сохранение качества окружающей среды на уровне, обеспечивающем устойчивость биосферы. К ней относится как крупномасштабная, осуществляемая на общегосударственном уровне деятельность по сохранению эталонных образцов нетронутой природы и сохранению разнообразия видов на Земле, организа­ции научных исследований, подготовке специалистов-экологов и воспитанию населения, так и деятельность отдельных предприятий по очистке от вредных веществ сточных вод и отходя­щих газов, снижению норм использования природных ресурсов и т. д. Такая деятельность осуществляется в основном инже­нерными методами.

Существуют два основных направления природоохранной деятельности предприятий. Первое - очистка вредных выбросов. Этот путь «в чистом виде» малоэффективен, так как с его помощью далеко не всегда удается полностью прекратить поступление вредных веществ в биосферу. К тому же сокращение уровня загрязнения одного компонента окружающей среды ведет к усилению загрязнения другого.

И Например, установка влажных фильтров при газоочистке позво­ляет сократить загрязнение воздуха, но ведет к еще большему загрязнению воды. Уловленные из отходящих газов и сливных вод вещества часто отравляют значительные земельные площади.

Использование очистных сооружений, даже самых эффективных, резко сокращает уровень загрязнения окружающей среды, однако не решает этой проблемы полностью, поскольку в процессе функционирования этих установок тоже вырабатываются отходы, хотя и в меньшем объеме, но, как правило, с повышенной концентрацией вредных веществ. Наконец, работа большей части очистных сооружений требует значительных энергетических затрат, что, в свою очередь, тоже небезопасно для окружающей среды.

Кроме того, загрязнители, на обезвреживание которых идут огромные средства, представляют собой вещества, на которые уже затрачен труд и которые за редким исключением можно было бы использовать в народном хозяйстве.

Для достижения высоких эколого-экономических результатов необходимо процесс очистки вредных выбросов совместить с процессом утилизации уловленных веществ, что сделает возможным объединение первого направления со вторым.

Второе направление - устранение самих причин загрязнения, что требует разработки малоотходных, а в перспективе и безотходных технологий производства, которые позволяли бы комплексно использовать исходное сы­рье и утилизировать максимум вредных для биосферы веществ.

Однако далеко не для всех производств найдены приемлемые технико-экономические решения по резкому сокращению количества образующихся отходов и их утилизации, поэтому в настоящее время приходится работать по обоим указанным направлениям.

Заботясь о совершенствовании инженерной охраны окружа­ющей природной среды, надо помнить, что никакие очистные сооружения и безотходные технологии не смогут восстановить устойчивость биосферы, если будут превышены допустимые (пороговые) значения сокращения естественных, не преобразованных человеком природных систем, в чем проявляется действие закона незаменимости биосферы.

Таким порогом может оказаться использование более 1% энергетики биосферы и глубокое преобразование более 10% природных территорий (правила одного и десяти процентов). Поэтому технические достижения не снимают необходимости решения проблем изменения приоритетов общественного развития, стабилизации народонаселения, создания достаточного числа заповедных территорий и других, рассмотренных ранее.

4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет за­кон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законо­дательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавли­вающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано в Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граж­дан» (1993) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспе­чение экологической безопасности, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В за­коне зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду оби­тания. Важнейший раздел закона «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды» устанавливает принцип платно­сти использования природных ресурсов. Размер платы зависит от то­го, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроиз­водство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т. д.). Закон устанавливает принципы нормирования качества окружаю­щей природной среды, порядок проведения государственной эколо­гической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуата­ции предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычай­ным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответствен­ности за экологические правонарушения; порядку возмещения при­чиненного вреда.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2000) Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999), Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995), Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998).

Одной из важнейших составных частей природоохранительного законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентиро­ваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридиче­скую ответственность.

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды вклю­чают в себя санитарные нормы и правила Минздрава РФ, обеспечи­вающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Госстроя РФ, устанавливающие порядок учета эколо­гических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие прин­ципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефеде­ральные нормативные документы (ОНД) Госкомэкологии, устанав­ливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т. д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружа­ющей среды является система стандартов «Охрана природы».

Отраслевая нормативная документация и документация предпри­ятий по охране окружающей среды включают в себя соответственно ОСТы, СТП, руководящие документы (РД), положения и т. п.

Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.

ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных ве­ществ в отдельности и действует на территории всей страны.

В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высо­ком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в пер­спективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.

На основе ПДК разрабатываются научно-технические норма­тивы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормати­вы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не при­водило к превышению ПДК.

Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с развитием производительных сил района, при­ходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.

К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.

Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жиз­ни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для кото­рых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструиро­вать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в пол­ном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.

Поэтому таким предприятиям могут быть установлены вре­менные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласован­ные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загряз­нение окружающей среды в течение строго определенного сро­ка, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.

От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в какие именно - ПДВ, ПДС или только в ВСВ,- зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды в РФ осуществляется орга­нами законодательной и исполнительной власти, местного самоуп­равления и специально уполномоченными органами, главным из ко­торых является Министерство природных ресурсов РФ (МПР). На МПР возложены выработка и проведение природоохранной полити­ки в стране, нормативно-правовое регулирование соответствующих работ. МПР России обеспечивает также рациональное природополь­зование (добыча полезных ископаемых, использование вод, объектов животного мира), безопасность водохранилищ и гидротехнических сооружений, охрану поверхностных и подземных вод, а также воды в системах хозяйственного водопользования, охрану и защиту лесного фонда и выполняет ряд других функций. Ведомство имеет территори­альные органы.

Управление охраной окружающей среды в субъектах федерации, в краях, областях и городах осуществляется органами представитель­ной (законодательные собрания, городские думы и т. п.) и исполни­тельной власти (правительства, мэрии и т. п.).

Органы государственного экологического контроля включают в себя органы исполнительной власти, Ростехнадзор России, а также Феде­ральную службу в сфере природопользования и Роспотребнадзор России, одна из функций которого - проведение санитарно-эпиде-миологического надзора, и некоторые другие, осуществляющие гос­контроль в достаточно узком направлении (защита от заболеваний скота и сельскохозяйственных растений, охрана и рациональное ис­пользование рыбных ресурсов и т. д.). Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура.

Ведомственный экологический контроль осуществляют службы ох­раны природы министерств и ведомств,

Общественный экологический контроль проводится профсоюзны­ми организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют общественные организации и объединения.

Особой формой экологического контроля является мониторинг окружающей среды. Различают следующие виды мониторинга:

Глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах материков;

Национальный, проводимый на территории одного государства;

Региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных участках нескольких госу­дарств;

Локальный, проводимый на сравнительно небольшой террито­рии (города, водного объекта, района крупного предприятия и т. п.).

В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, растительного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействова­но МПР РФ.

Организация работ по охране окружающей среды на предприяти­ях и в организациях осуществляется, как правило, одной из служб главных специалистов (ОГМ или ОГЭ). Чаще всего это служба, отве­чающая за эксплуатацию вентиляционных систем. Возможно созда­ние специальной службы по охране окружающей среды. При любом варианте организации работ подразделение, ответственное за их про­ведение, контролирует выполнение законодательства по охране ок­ружающей среды на предприятии, проводит инвентаризации источ­ников выбросов и сбросов, а также энергозагрязнений, обеспечивает контроль загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, создаваемых предприятием. На это же подразделение возлагается заполнение эко­логического паспорта.

Важнейшим направлением работ служб, связанных с обеспечени­ем экологической безопасности прилегающих к предприятию сели­тебных зон, является производственный контроль. Он включает в себя оценку уровня загрязнений атмосферы, гидросферы и почв, а также состояния газопылеулавливающих систем, систем очистки воды, шумоглушения и т. п.

С 1999 г. в РФ действует в качестве стандартов России комплекс международных стандартов ИСО серии 14000 «Система управления качеством окружающей среды». ГОСТ РИСО 14001-98 устанавлива­ет требования к системам окружающей среды в целях оказания помо­щи организации (предприятию) в определении ее политики в указан­ной области и планируемых характеристик окружающей среды, кото­рые могут быть достигнуты при реализации этой политики с учетом их фактических значений и требований законов и других нормативно-правовых актов,

Наиболее эффективным способом определения эффективности такого рода систем управления является их аудитсистематический и документально оформленный процесс проверки объективно полу­чаемых и оцениваемых данных для определения соответствия систе­мы управления окружающей средой организации, критериям аудита такой системы, установленным данной организацией. В случае необ­ходимости руководство организации корректирует свою экологиче­скую политику, соответствующие задачи и планы работ.

К проведению экологического аудита, как правило, привлекают­ся специализированные организации, имеющие лицензию на его проведение, выданную специально уполномоченными органами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. – М.: Аспект Пресс, 1998
  2. Безопасность жизнедеятельности. Под общей ред. Белова С.В. - М.: Высшая школа, 2006

Охрана окружающей среды - система мер, направленных на обеспечение благоприятных и безопасных условий среды обитания и жизнедеятельности человека. Важнейшие факторы окружающей среды - атмосферный воздух, воздух жилищ, вода, почва. О. о. с. предусматривает сохранение и восстановление природных ресурсов с целью предупреждения прямого и косвенного отрицательного воздействия результатов деятельности человека на природу и здоровье людей.

В условиях научно-технического прогресса и интенсификации промышленного производства проблемы О. о. с. стали одной из важнейших общегосударственных задач, решение которых неразрывно связано с охраной здоровья людей. Долгие годы процессы ухудшения окружающей среды были обратимыми, т.к. затрагивали лишь ограниченные участки, отдельные районы и не носили глобального характера, поэтому эффективные меры по защите среды обитания человека практически не принимались. В последние же 20-30 лет в различных районах Земли начали появляться необратимые изменения природной среды или возникать опасные явления. В связи с массированным загрязнением окружающей среды вопросы ее охраны из региональных, внутригосударственных выросли в международную, общепланетарную проблему. Все развитые государства определили О. о. с. одним из наиболее важных аспектов борьбы человечества за выживание.

Передовые промышленные страны выработали ряд ключевых организационных и научно-технических мероприятий по О. о. с. Они заключаются в следующем: определение и оценка основных химических, физических и биологических факторов, отрицательно влияющих на здоровье и работоспособность населения, с целью выработки необходимой стратегии снижения отрицательной роли этих факторов; оценка потенциального воздействия токсичных веществ, загрязняющих окружающую среду, для установления необходимых критериев риска в отношении здоровья населения; разработка эффективных программ предупреждения возможных производственных аварий и мер по снижению вредных последствий аварийных выбросов на окружающую среду. Кроме того, особое значение в О. о. с. приобретает установление степени опасности загрязнения окружающей среды для генофонда, с точки зрения канцерогенности некоторых токсичных веществ, содержащихся в промышленных выбросах и отходах. Для оценки степени риска массовых заболеваний, вызываемых возбудителями, содержащимися в окружающей среде, необходимы систематические эпидемиологические исследования.

При решении вопросов, связанных с О. о. с., следует учитывать, что человек с самого рождения и в течение всей своей жизни подвергается воздействию различных факторов (контакт с химическими веществами в быту,

на производстве, употребление лекарств, попадание в организм химических добавок, содержащихся в пищевых продуктах, и др.). Дополнительное воздействие вредных веществ, поступающих в окружающую среду, в частности с промышленными отходами, может оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья людей.

Среди загрязнителей окружающей среды (биологических, физических, химических и радиоактивных) одно из первых мест занимают химические соединения. Известно более 5 млн. химических соединений, из которых свыше 60 тыс. находится в постоянном пользовании. Мировой объем производства химических соединений возрастает за каждые 10 лет в 2 1 / 2 раза. Наиболее опасно поступление в окружающую среду хлорорганических соединений пестицидов, полихлорированных бифенилов, полициклических ароматических углеводородов, тяжелых металлов, асбеста.

Самой действенной мерой О. о. с. от этих соединений являются разработка и внедрение безотходных или малоотходных технологических процессов, а также обезвреживание отходов или переработка их для вторичного использования. Другим важным направлением О. о. с. является изменение подхода к принципам размещения различных производств,

замена наиболее вредных и стабильных веществ менее вредными и менее стабильными. Взаимовлияние разных промышленных и с.-х. объектов становится все более существенным, а социальный и экономический урон от аварий, вызванных соседством различных предприятий, может превысить выгоды, связанные с близостью сырьевой базы или транспортными удобствами. Чтобы задачи размещения объектов решались оптимально, необходимо сотрудничество специалистов разного профиля, способных прогнозировать неблагоприятное воздействие разнохарактерных факторов, использовать методы математического моделирования. Довольно часто в связи с метеорологическими условиями загрязняются территории, удаленные от непосредственного источника вредных выбросов.

Во многих странах с конца 70-х гг. появились центры по О. о. с., интегрирующие мировой опыт, исследующие роль ранее неизвестных факторов, наносящих вред окружающей среде и здоровью населения.

Важнейшая роль в осуществлении плановой государственной политики в области О. о. с. принадлежит гигиенической науке (см. Гигиена ). В нашей стране исследования в этой области ведут более 70 учреждений (гигиенических институтов, кафедр коммунальной гигиены медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей).

Головным по проблеме «Научные основы гигиены окружающей среды» является НИИ общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина.

Разработаны и внедрены научные основы регламентирования неблагоприятных факторов окружающей среды, установлены нормативы для многих сотен химических веществ в воздухе рабочей зоны, воде водоемов, атмосферном воздухе населенных мест, почве, пищевых продуктах; установлены допустимые уровни воздействия ряда физических факторов - шума, вибрации, электромагнитного излучения (см.

С самого детства всех нас учили, что необходимо бережно относиться к окружающей среде. Родители приучали к порядку, настаивая на том, что сорить на улице нельзя, в школе на уроках труда учили делать скворечники и выделяли специальные дни для проведения субботников. Во многих учебных заведениях даже изучали специальный предмет, который включает в себя раздел "Охрана окружающей среды".

К сожалению, самым негативным образом сказывается на естественных процессах в биосфере. Стремясь создать максимально комфортные условия для своей жизни, люди тем самым в значительной мере оказывают влияние на Шахты и заводы выбрасывают в атмосферу невероятное количество вредных ядовитых веществ, которые ведут к Безконтрольный отлов рыбы или охота на животных приводит к исчезновению того или иного вида. Поэтому очень остро стоит вопрос по проведению комплекса мер, основным предназначением которых является ограничение отрицательного влияния деятельности человека. Все эти понятия включает в себя охрана окружающей среды.

Что же может сделать человек, чтобы улучшить ситуацию? В первую очередь, предприятия должны следить за количеством выбросов в атмосферу. Также нужно ограничить несанкционированный выброс мусора. Существует достаточно современных методов, разработанных экологической логистикой, которые позволяют производить тотальную очистку с минимальным отрицательным влиянием на окружающую среду.

Не меньшее значение имеет создание национальных парков, заповедников, которые дают возможность сохранить естественную цепочку экосистемы, позволяя продолжить свое существование многим представителям животного мира. Охрана окружающей среды также требует ограничения отлова рыбы и охоты. Некоторые виды находятся под охраной, а для некоторых вводится период, когда охота и отлов запрещен. Это промежуток времени, который включает в себя момент вынашивания и воспитания потомства.

Необходимо отметить, что сохранения и восстановления требует почва, которая самым главным образом влияет на развитие агропромышленного комплекса. Любопытно, что существуют некоторые подвиды земляных червей, которые способны нейтрализовывать опасные соединения, находящиеся в загрязненной почве. Так, например, черви подвида Lumbricus rubellus поглощают землю, загрязненную токсичными отходами, такими как мышьяк, медь, цинк, свинец и возвращают её в виде, пригодном для усвоения растениями. Более того, эти черви не могут жить в чистых почвах, поэтому вполне могут служить для определения токсичности и загрязненности почв.

Включает в себя нормативы и требования, которые просто необходимо выполнять при строительстве того или иного объекта. Именно соблюдение всех этих стандартов позволит успешно завершить строительство, ведь в противном случае может быть не просто наложен штраф, а вообще остановлен весь процесс строительства.

Проведение любых строительных работ должно проходить в пределах четко сформулированного регламента, в котором оговорены все детали и требования к техническому процессу. Охрана окружающей среды включает все возможные нюансы, начиная от соблюдения бытовых условий, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, заканчивая оговоренными габаритами используемой при строительстве грузоподъемной и другой техники. Все материалы, оборудование, конструкции должны в обязательном порядке иметь а также документы, подтверждающие их пожарную безопасность. Требования ГОСТа должны соблюдаться при складировании и хранении строительных материалов. Заключительным моментом, который держит на контроле охрана окружающей среды при строительстве, является сбор и вывоз в специальное место строительного мусора.

Важно помнить, что во многом именно от нас зависит, в каких условиях будут жить наши дети.

Экологическое законодательство Российской федерации обязывает все юридические и физические лица, деятельность которых связана с природопользованием, образованием и использованием опасных отходов, выбросом вредных веществ, проводить мероприятия по охране и восстановлению природной среды.

Так, экологические мероприятия проводятся по следующим направлениям:

  • охрана воздушного пространства и озонового слоя;
  • охрана водных ресурсов;
  • охрана земельных ресурсов и недр;
  • охрана лесных насаждений;
  • охрана производства и труда;
  • охрана водоснабжения населения;
  • контакт с вредными и опасными отходами;
  • охрана животного мира и этнических экомассивов.

Положения законодательных актов, прежде всего, направлены на мотивацию предпринимателей к экологизации производственной деятельности: рациональное применение природных материалов; использование ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, экологически чистого сырья, сокращение вредного воздействия на экологию, восстановление природного баланса.

Перечень мероприятий по ООС для предприятия

Для каждого субъекта хозяйствования перечень мероприятий по охране природной среды будет индивидуальным, что обусловлено особенностями технологического процесса и типом загрязняющего влияния на экологию, качеством используемых основных фондов, местом расположения производственных мощностей и рядом других факторов.

Для сокращения вредного воздействия на природную среду субъекты хозяйствования могут применять административные, экономические, производственные, научные методы, что позволяет выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия путь защиты экологии.

Мы предлагаем примерный перечень мероприятий по ООС, которые предприятие может включить в свою экодокументацию в зависимости от вида деятельности и финансовых возможностей (дифференциация по ключевым направлениям ООС):

  • Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя может включать такие мероприятия: переход на использование экотоплива и экологически чистого сырья; внедрение системы рециркуляции дыма и газов; модернизация установок для очистки газов; использование агрегатов для утилизации веществ, которые разрушают озоновый слой; автоматизация контроля объема выбросов вредных веществ; оборудование неорганизованных мест выбросов; приобретение измерительного оборудования для контроля уровня токсинов и дыма в отработанных газах, создание условий для рассеивания выбросов и т.п.;
  • Охрана водных ресурсов может заключаться в таких мероприятиях: обновление оборудования для хозяйственно-бытового водоснабжения; внедрение агрегатов для удаления шламов гидравлическим способом; аккумуляция веществ, которые загрязняют подземные и поверхностные воды; приобретение приборов для сбора загрязняющих веществ, которые содержатся в сточных водах; строительство скважин; реконструкция и капитальный ремонт сетей для забора, транспортировки, хранения водных ресурсов и т.п.;
  • Обращение с отходным материалом предполагает следующие меры экологизации: внедрение программ перевода отходов в товарные категории; обезвреживание и хранение токсичных отходов; приобретение и использование контейнеров для хранения вторичного сырья и отходов; модернизация и переоборудование объектов хранения отходного материала; внедрение безотходных систем производства; обустройство площадок для временного хранения отходов и т.п.;
  • Охрана труда и производства может включать такие мероприятия: замена старого производственного оборудования на новое, контроль соблюдения режима труда и отдыха, установка противопожарных систем; приобретение строительной техники с более низкими вибрационными и шумовыми характеристиками; установка систем очистки выхлопных газов и т.п.

К мероприятиям по охране экологии на предприятии также относят: ведение экологической документации, проведение экологического мониторинга, разработку программ по снижению уровня шума, очистке сточных вод, околоземельного пространства и др.

На основании составленного списка природоохранных мер создается официальный документ – Перечень . Все мероприятия по сохранению природной среды, которые предприятие отражает в соответствующих документах, обязательны для выполнения. Поэтому при составлении плана природоохранных мероприятий следует отталкиваться от текущих производственных и финансовых возможностей предприятия, чтобы избежать конфликтных ситуаций и судебных разбирательств.

Помощь специалистов «Экобезопасность»

Разрабатывать перечень природоохранных мер и оформлять его соответствующим образом на предприятии должен профильный специалист – эколог. Именно это должностное лицо несет ответственность за реализацию мероприятий по ООС и сокращение эковыплат и компенсаций предприятия.

Аутсорсинговая компания «Экобезопасность» предлагает услуги экологического сопровождения предприятий на самых выгодных условиях. У нас работают высококвалифицированные экологи с большим опытом составления экологической отчетности и взаимодействия с органами государственного контроля.

Наши профессионалы в сжатые сроки разработают эффективный и реальный план мероприятий по ООС с учетом всех особенностей и нюансов вашего предприятия, помогут сократить экологические выплаты и создать хорошую репутацию современного экологически безопасного производителя.

Звоните нам прямо сейчас и опытные сотрудники предоставят вам подробную информацию об услугах нашей компании, проконсультируют и дадут рекомендации по каждому конкретному случаю, ответят на все интересующие вопросы. Специалисты помогут найти компромисс между требованиями экологического законодательствами и интересами вашего бизнеса!