Социальная рефлексия в процессах общения. Что такое рефлексия в психологии, педагогике и философии? Формы и виды рефлексии

Рефлексия – это качество, присущее только человеку, как высшему существу, делающее его отличным от прочих живых организмов. Данным понятием интересуются философы, психологи, педагоги, они активно изучают этот феномен, его значение для человеческой личности, а также ищут пути к развитию этого качества у личности самостоятельно.

Понятие рефлексия произошло от латинского reflecto, что означает обращение назад, размышление. Такой феномен как рефлексия имеет множество определений, каждое из которых уникально.

Рефлексия – это способность человека направлять собственные мысли на свое сознание, продукты своей поведенческой активности, накопленные знания и умения, а также на поступки, которые уже совершены или планируются быть совершенными в будущем. Проще говоря, рефлексия – умение заглянуть внутрь собственного подсознания и оценить собственные шаблоны поведения, эмоциональное реагирование на окружающих, принятие решений. Рефлексировать – значит фокусироваться на собственном «Я» и осмысливать его содержание.

Рефлексивность – умение личности выходить за грань собственного «Я», размышлять, заниматься самоанализом и делать соответствующие выводы из этих размышлений. Сравнение своей личности с другими – способность критически и адекватно взглянуть на себя чужими глазами, как бы со стороны.

Теперь становится понятно, что такое рефлексия, для чего она нужна и чего можно добиться, развивая у себя это качество. Бешеный темп современной жизни оставляет человеку мало времени на обдумывание своих действий и познание собственного внутреннего мира. Между тем, умение проводить самоанализ и обдумывать собственные ошибки – крайне важно для развития полноценной, самодостаточной личности. В ходе развития навыков рефлексирования человек может научиться осознавать свою уникальность, отличие от окружающих людей, формировать свои мысли, цели и предназначение в этом мире.

Понятие в философии

Рефлексия в философии – это высший вид феномена, который включает в себя размышления об основаниях культуры человека и о первоначальном замысле человеческого бытия.

Сократ утверждал, что рефлексия – основное из возможных средств самопознания и самосовершенствования человека, именно способность оценивать свои мысли и поступки критически и отличают человека, как высшее существо, от всех остальных существ, населяющих планету. Именно благодаря способности к рефлексии человек имеет возможность прогрессировать, освобождаться от предрассудков, навязчивых мыслей, ошибок и заблуждений.

Пьер Тейяр де Шарден писал в своих трудах, что рефлексия – качество, присущее разумному человеку, отличающее его от животного и дающее ему возможность не только знать, но и осознавать это знание.


Эрнст Кассирер утверждал, что рефлексия дана человеку для вычленения наиболее важных моментов среди прочего «мусора» в глубинах подсознания и чувственных феноменах, и сосредоточения на основных моментах.

Психологическое понятие

Рефлексия в психологии – это одна из форм самоанализа, поэтому играет основную роль в науке о способности человека обращаться к своему подсознанию, совершая анализирование мыслей, поступков и целей.

Первым, кто предложил вывести рефлексию в самостоятельное понятие, был А. Буземан. Рефлексия по Буземану – это перенесение эмоциональных переживаний человека с внешнего мира на мир внутренний, то есть внутрь своего «Я». В 1920 году он начал изучение личностной рефлексии, путем экспериментов, с помощью эмпирического исследования самосознания, группы людей подросткового возраста.

В трудах Л. Рубинштейна говорится о том, что способность к рефлексии – это умение человека осознавать границы своего «Я». Он утверждал, что без этого качество невозможно развитие полноценной, зрелой личности.

Рефлексивный акт – это умение человека остановить поток собственный мыслительных процессов и переключиться с автоматического мышления на осознание своего психического и духовного внутреннего мира. В результате таких действий индивид приобретает возможность не только думать, анализировать, размышлять, но и просто жить.

Что может дать человеку рефлексированная деятельность или же рефлексия:

  • оценка собственных мыслей, как бы со стороны, на их последовательность, логичность, обоснованность;
  • очистка собственного сознания от бесполезных и ненужных размышлений;
  • преобразование скрытых возможностей в явные и плодотворные, для глубокого самопознания;
  • оценка собственных шаблонов поведения в различных ситуациях;
  • выбор четкой жизненной позиции, вместо нерешительности и колебаний.

Таким образом, посредством наличия такого качества как рефлексия, человек может вырасти в понимании собственного «Я», овладеть самоконтролем и продвинуться на пути к разительным переменам.

Человек с низкой способностью к рефлексии ежедневно совершает ряд одних и тех же ошибочных действий машинально. Р. Энштейн считал, что совершать ежедневно одни и те же ошибочные действия и при этом ожидать разных результатов – путь к безумию. Ведь без способности к анализированию собственной личности (рефлексии) сбои в мыслительных процессах будут со временем накапливаться, и расти, подобно снежному кому.

Роль в психологической практике

Психолог, применяющий метод рефлексии во время работы с пациентом, помогает ему заглянуть в глубины своего сознания и изучить свое внутреннее «Я». Если работа проводится методично и успешно, человек учится обладать способностью анализировать собственные мысли, поступки и цели, начинает лучше понимать самого себя. С помощью рефлексивного метода (рефлексии) психолог направляет пациента к принятию единственно правильного решения, в обдумывании и поиске выхода из проблемной ситуации, при помощи направленности внутрь своей собственной личности.

Разбирая какую-то конкретную ситуацию, из которой человек ищет выход, психолог помогает ему в осознании следующих моментов:

  • какие именно ощущения и эмоциональные переживания испытывает пациент на данном этапе;
  • какое место в подсознании он считает слабым и уязвимым, то есть пострадавшим от внешней ситуации;
  • как использовать трудности, принесенные проблемной ситуацией и обернуть их в другую сторону, получая от этого выгоду для себя.

Суть работы психолога с рефлексивным методом (рефлексией) определяется направлением пациента на самостоятельный поиск ответов на сложные вопросы и путей выхода из проблемных ситуаций.

Существует несколько частей собственного «Я», которые пациент начинает осознавать с помощью психолога:

В своей работе психологи используют три способа (разновидности) рефлексивности:

  1. Ситуативная. Позволяет личности глубоко проникнуть в корень ситуации и критически оценить все возможные нюансы происходящего.
  2. Саногенная рефлексия. Позволяет регулировать собственные проявления эмоций, блокирую в сознании тяжелые, ненужные переживания и размышления.
  3. Ретроспективная. Позволяет человеку оглянуться назад, проанализировать ошибки, совершенные в прошлом, и приобрести новый полезный опыт.

Психологи, работающие с рефлексивным методом (рефлексией), утверждают, что это лучший способ создания гармонии в сознании личности и самосовершенствования. При помощи рефлексии личность учится «собирать» в глубинах подсознания туманные и непонятные мысли, преобразуя их в успешные идеи, помогающие достичь успеха и благополучия.

Рефлексия дает человеку возможность не только познать свой внутренний мир, но и увидеть со стороны, как его воспринимают окружающие, а также узнать себя идеального (такого, каким человек мечтает стать).

Разновидности рефлексии

Традиционно в психологии разделяют рефлексию на несколько разновидностей:

  1. Коммуникативная – выступает механизмом познания окружающих людей, а объектом такого вида рефлексии становятся поступки, поведенческие шаблоны и реакции другого человека. Причины совершенных поступков дают представления о внутреннем мире посторонних людей.
  2. Личностная. Объектом познания выступает личность самого человека, оценивается собственное поведение, поступки, отношение к окружающим людям и себе самому.
  3. Интеллектуальная – развивается в ходе решения задач различной направленности. С помощью этой разновидности рефлексии человек учится вновь и вновь возвращаться к условиям задачи, подыскивая наилучшие варианты ее разрешения, более подходящие и рациональные.

Другие исследователи выделяют еще несколько разновидностей рефлексии – это философская, психологическая, социальная и научная. Рефлексия в философии и психологии были рассмотрены выше. Нужно подробнее рассказать о двух следующих видах рефлексии:

Рефлексию нельзя путать с самосознанием, хотя эти понятия очень похожи. Самосознание – это понимание индивидом своих поступков, мыслей и чувств, приходящее через культуру, ощущение собственного тела, через сформированные обществом правила и нормы поведения, а также через общение и взаимодействие в социальной среде (с окружающими людьми). То есть, сама жизнь обучает человека осуществлять самоконтроль, оценивать свои поступки, их последовательность и логичность, а также брать на себя ответственность за совершенные действия.

Как развить качество в себе

Чтобы овладеть навыками рефлексии (а сделать это может практически любой человек), можно применять следующие способы:

  • анализировать совершенные действия, в особенности после принятия важных решений;
  • стараться давать себе адекватную оценку;
  • думать и оценивать собственные поступки глазами других людей, делая из этого адекватные выводы и получая ценный жизненный опыт;
  • рабочий день нужно заканчивать, мысленно проанализировав все эпизоды, в том числе те, которые принесли удовлетворение. Неудачные эпизоды лучше оценивать глазами постороннего человека;
  • регулярно проверять, совпадает ли мнение о каком-либо человеке, сформированное в сознании, с тем, что есть на самом деле;
  • больше общаться с теми людьми, которые имеют противоположную точку зрения на вещи, это даст возможность активизировать способность к развитию рефлексии через понимание другого человека.

Развивая в себе рефлексивные навыки (рефлексию), каждый человек, уже по истечении полугода сможет заметить в себе перемены – увидеть способность разбираться не только в себе, но и в окружающих, прогнозировать поступки и мысли посторонних людей. Это принесет большую массу позитивной энергии, ведь ничто так не способствует развитию гармоничной и самодостаточной личности, как способность понимать себя и других, а также контролировать происходящее посредством коммуникативности и самосовершенствования.

РЕФЛЕКСИЯ - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека. Рефлексия в конечном итоге есть осознание практики, мира культуры и ее модусов - науки, искусства, религии и самой философии. В этом смысле рефлексия есть способ определения и метод философии, а философия - рефлексия разума. Рефлексия мышления над предельными основаниями знания и жизнедеятельности человека составляет собственно предмет философии. Изменение предмета философии выражалось и в изменении трактовки рефлексии. Рефлексия имеет два смысла - размышления, объективирующегося в языке и произведениях культуры, и собственно рефлексии, размышляющей об актах и содержании чувств, представлений и мысли.

Одной из проблем, поставленной в связи с процедурами рефлексии, была возможность существования дорефлективного и в принципе нерефлектируемого опыта. Если классический рационализм не допускал существования до- и внерефлективного опыта, постепенно расширяя сферу действия рефлексии от восприятия до воли, коль скоро рефлексия предполагает усилия мысли и воли, то иррационализм подчеркивал нередуцируемость непосредственного опыта, его изначальность и неподвластность рефлексии. Нередко рефлексия отождествляется с процессами самосознания, самопознания, самопонимания и понимания Другого, хотя уже давно в истории философии акты самосознания относились к антропологии и психологии, а акты рефлексии - к способам организации и обоснования мышления, ориентированного на постижение истины, и тем самым к внеличностному, божественному или трансцендентальному знанию. Выдвижение идеи рефлексии и ее приложение к познавательным актам было связано с метафизикой света и с трактовкой знания как «естественного» или «божественного» света разума.

Особенностями рефлексии являются:

1) ретроспективность, предполагающая, что мысль поворачивает назад, к опытно-постигающему субъекту,

2) делает объектом размышления его акты и их содержание,

3) противостоит созиданию и предметно-практической деятельности,

4) продуцируя свою субъективность

5) и проводя отстраненную дистанцию между тем, что рефлектируется, и субъектом рефлексии.

Метафизика субъективности, рассматривавшая рефлексию как мышление о мышлении, противопоставляется в современной философии онтологической интерпретации актов понимания, неотторжимых от той действительности, с которой они сопряжены и которую они выражают. Мышление трактуется как мышление-в-потоке жизни, а дистанцирование, с которым связан акцент на рефлексивной трактовке мышления, рассматривается как ограниченное и требующее деконструкции.


Проблема рефлексии впервые была поставлена Сократом , согласно которому предметом знания может быть лишь то, что уже освоено, а т.к. наиболее подвластна человеку деятельность его собственной души, самопознание есть наиболее важная задача человека. Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, которое и есть знание самого себя; существует единое познание, которое не имеет другого предмета, кроме себя самого и прочих познаний. Теоретическое умозрение, философская рефлексия, оценивается как высшая добродетель. У Аристотеля рефлексия рассматривается как атрибут божественного разума, который в своей чистой теоретической деятельности полагает себя в качестве предмета и тем самым обнаруживает единство предмета знания и знания, мыслимого и мысли, их тождество.

Различие между предметом мысли и мыслью, по Аристотелю, присуще человеческому разуму, для божественного разума характерно тождество мысли и предмета мысли: «разум мыслит самого себя, раз мы в нем имеем наилучшее, и мысль его есть мышление о мышлении». В философии Плотина самопознание было методом построения метафизики; различив в душе ощущение и рассудок, он полагал самопознание атрибутом только последнего: только ум может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины мысль и мысль о мысли, т.к. мыслимое есть живая и мыслящая активность, т.е. сама активная мысль.

Самопознание есть единственная функция ума, рефлексия связана с самосозерцанием софийной мудрости, с переносом объекта внутрь субъекта и созерцанием его как нечто единого, в таком случае процесс созерцания аналогичен процессу самосозерцания. Лишь погрузившись в недра собственного духа, человек может слиться воедино и с объектом созерцания, и с «приблизившимся в тиши божеством», его душа становится самодушой, а ум - самоумом, который порождает из недр собственного духа и внешние предметы. Античную философию интересовали прежде всего пути приобщения человека к миру идей (эйдосов). Самосознание личности, обоснование морального решения в самом субъекте предполагает не просто моральную суверенность личности, но обоснование всех норм и регулятивов самим субъектом с помощью его размышления. Добродетель для античной философии совпадала со знанием, а эйдетический дискурс совпадал с этико-аксиологическим.

В средневековой философии рефлексия рассматривалась прежде всего как способ существования божественного разума и как способ существования духа на пути к вере: дух познает истину постольку, поскольку возвращается к самому себе. Августин полагал, что наиболее достоверное знание - это знание человека о собственном бытии и сознании. Углубляясь в свое сознание, человек достигает истины, заключенной в душе, а тем самым приходит к Богу. Согласно Иоанну Скоту Эриугене , созерцание своей сущности Богом и есть акт творения. Фома Аквинский отмечал необходимость рефлексии над актами мышления: «Познается истина интеллектом согласно тому, что интеллект обращается к своим действиям и... познает сами свои действия». Рефлексия трактуется им как специфическая способность ума, которая позволяет постичь универсальное и благодаря которой человек достигает понимания формы. Мыслители Возрождения , выдвигая идею человека как микрокосма, в котором в концентрированной форме выражаются все силы макрокосма, исходили из того, что познание природных сил есть вместе с тем и самопознание человека, и наоборот.

Изменения в трактовке рефлексии в философии Нового времени связаны с выдвижением на первый план проблем обоснования знания и с поиском оснований знания в субъекте. Автономность рефлексии как способа организации знания и была впервые осмыслена в метафизике субъективности. В «Метафизических размышлениях» Декарта рассуждение основывалось на методическом сомнении: достоверным и не поддающимся сомнению является лишь одно - мое собственное сомнение и мышление, а тем самым и мое существование. Добытое с помощью рефлексии сознание о самом себе - единственно достоверное положение - является основанием для последующих заключений о существовании Бога, физических тел и т.д. Локк, отвергая концепцию врожденных идей Декарта, проводит мысль об опытном происхождении знания и в этой связи различает два вида опыта - чувственный опыт и рефлексию (внутренний опыт).

Последняя есть «...наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности». Обладая самостоятельностью по отношению к внешнему опыту, рефлексия тем не менее основывается на нем. Из рефлексии о появлении в нашем уме различных идей возникают идеи времени - последовательности и продолжительности, мышления, активной силы и др. Локк расширяет область рефлексии, полагая, что и чувства могут послужить ее источником. Объектом рефлексии могут стать не только операции нашего ума, но и восприятие, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание - «все различные действия нашего ума» (там же). Л.Вовенарг определил рефлексию как «дар, позволяющий нам сосредотачиваться на своих идеях, оценивать их, видоизменять и разными способами сочетать». В рефлексии он видел «исходную точку суждения, оценки и т.д.».

Лейбниц, критикуя различение внешнего и внутреннего опыта у Локка , определял рефлексию как «внимание, направленное на то, что заключается в нас» и подчеркивал существование в душе изменений, которые происходят без сознания и рефлексии. Проведя различие между отчетливыми и неотчетливыми идеями, он связывает первые с рефлексией духа, рефлектирующего над самим собой, а вторые - с истинами, коренящимися в чувствах. В рефлексии он усматривал способность, которой нет у животных, и проводил различие между восприятием-перцепцией и апперцепцией-сознанием, или рефлективным познанием внутреннего состояния монады.

В самосознании и рефлексии он усматривал источник морального тождества личности, переход которой на следующую ступень своего развития всегда сопровождается рефлексией. Лейбниц обратил внимание на трудность, которая возникает при допущении, что будто в душе нет ничего, чего бы она не сознавала, т.е. при исключении бессознательных процессов: «Для нас невозможно рефлектировать постоянно и явным образом над всеми нашими мыслями, в противном случае наш разум рефлектировал бы над каждой рефлексией до бесконечности, никогда не будучи в состоянии перейти к какой-нибудь новой мысли». Он полемизирует с Локком относительно того, что благодаря рефлексии создаются простые идеи. В концепции Лейбница рефлексия становится самостоятельным актом мысли, определяющим его специфику, и выступает как способность монад к апперцепции, к осознанию мыслью своих актов и их содержания.

Кант рассматривал рефлексию в связи с исследованием оснований познавательной способности, априорных условий знания и толковал ее как неотъемлемое свойство «рефлектирующей способности суждения». Если определяющая способность суждения выступает, когда под общее подводится частное, то рефлектирующая способность нужна в том случае, если дано только частное, а общее еще надо найти. Именно благодаря рефлексии производится образование понятий. Рефлексия «не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них», она есть «...осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания, и только благодаря ей отношение их друг к другу может быть правильно определено».

Кант различал логическую рефлексию, при которой представления просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравниваемые представления связываются с той или иной познавательной способностью - с чувственностью или рассудком. Именно трансцендентальная рефлексия «содержит основание возможности объективного сравнения представлений друг с другом». Отношения между представлениями или понятиями фиксируются в «рефлективных понятиях» (тождество и различие, совместимость и противоречие, внутреннее и внешнее, определяемое и определение), в которых каждый из членов пары рефлектирует другой член и вместе с тем рефлектирован им. Рассудочное знание, основывающееся на рефлективных понятиях, приводит к амфиболиям - двусмысленностям в применении понятий к объектам, если не произвести его методологического анализа, не выявить его формы и границы. Такой анализ и совершается в трансцендентальной рефлексии, связывающей понятия с априорными формами чувственности и рассудка и конструирующей объект науки.

У Фихте рефлексия совпадает с философией, трактуемой как наукоучение, т.е. как рефлексия научного знания о самом себе. Рефлексия, подчиняющаяся определенным законам, принадлежит к необходимым способам действий ума. «Наукоучение предполагает известными и значимыми правила рефлексии и абстракции». Шеллинг противопоставляет созидание и рефлексию. Он делает акцент на непосредственном постижении сущности, интеллектуальной интуиции. Вместе с тем рефлексия характеризует третью эпоху в развитии философии как истории самосознания. В высшем акте рефлексии ум размышляет одновременно и об объекте, и о самом себе, «будучи одновременно идеальной и реальной деятельностью». В отличие от Фихте, стремившегося ограничить рефлексию мышлением о самом мышлении, Шеллинг говорил о бессознательном существовании рефлексии в природе, которая в человеке приходит к осознанию и актуализации своих потенций. Природа, становясь объектом рефлексии, «впервые полностью возвращается в саму себя, вследствие чего обнаруживается с очевидностью, что она изначально тождественна тому, что постигается в нас как разумное и сознательное».

В философии Гегеля рефлексия представляет собой движущую силу развития духа. Рассматривая рассудочную рефлексию как необходимый момент познавательного процесса и критикуя в этой связи романтиков, Гегель вместе с тем выявляет ее ограниченность: фиксируя абстрактные определения, рефлексия рассудка не в состоянии выявить их единство, однако претендует на окончательное, абсолютное знание. В «Феноменологии духа» рефлексия духа о самом себе выступает как форма саморазвертывания духа, как основание, позволяющее переходить от одной формы духа к другой. Гегель прослеживает здесь специфику движения рефлексии на каждой из трех ступеней развития духа. Логические формы рефлексии соответствуют историческим формам самосознания, развитие которых завершается в «несчастном сознании», раздвоенном внутри себя и потому фиксирующем абстрактные моменты действительности в их обособленности друг от друга.

Гегель полагал, что в предмете воплощается дух, который обнаруживает в нем самого себя (по выражению Гегеля, сам предмет рефлектирует в самого себя). Существо рефлексии в логически обобщенной форме рассматривается Гегелем в «Науке логики» в связи с анализом сущности и видимости; в отличие от категорий бытия, для которых характерен переход от одного к другому, и от категорий понятия, где речь идет об их развитии, в учении о сущности фиксируется взаимоотношение парных категорий, каждая из которых рефлектируется - отражается, светится в другой.

Гегель выделяет три типа рефлексии:

1) полагающую, которая соответствует описательным наукам,

2) внешнюю, или сравнивающую, которая отражает господство в науке метода сравнения, и

3) определяющую.

Последняя фиксирует моменты сущности в их самостоятельности и обособленности друг от друга. В целом гегелевское учение о рефлексии раскрывает категориальную структуру той науки, которая фиксирует тождество, различие и противоположность, но не постигает противоречия, науки, которая противопоставляет субъекту вещь как свой предмет и не вскрывает их единства, выражаемого в жизни абсолютного духа. Восхождение от абстрактного к конкретному предстает у Гегеля как само-рефлектирующее взаимное отсвечивание абстрактных моментов и схватывание в спекулятивном мышлении их целостности. Рефлексия оказывается у Гегеля способом взаимного отображения и единения противоположностей, формой самосознающего продуцирования духа.

Философии немецкого идеализма, делавшей акцент на рефлексивные механизмы деятельности мышления и отношения мысли к действительности, противостояла другая линия, подчеркивавшая значимость нерефлексивных процессов (философия чувства и веры Ф.Г. Якоби, антропология Л. Фейербаха , философия воли А. Шопенгауэра , философия бессознательного Э. фон Гартмана и др.). С. Кьеркегор , подчеркивая, что единичный индивидуум суть сокрытое, провел различие между объективным и субъективным мышлением. Объективное мышление «безразлично к мыслящему субъекту и его экзистенции, рассчитывает во всем на результат и способствует тому, чтобы человечество обманывалось», субъективное мышление имеет другой тип рефлексии, а именно «вид внутреннего, вид обладания, вследствие чего оно принадлежит именно этому субъекту и никакому другому».

Субъективная рефлексия - двойная рефлексия, которая мыслит всеобщее и одновременно то внутреннее, которым субъективность обладает. Анализ Кьеркегором двойной субъективной рефлексии позволяет ему обратить внимание на проблематичность сообщения, существующего в диалоге, - с одной стороны, внутренне изолированная субъективность «хочет сообщить себя», а с другой - стремится остаться «во внутренности ее субъективной экзистенции». Экзистенциальное сообщение представлено в диалоге, предмет которого находится в сфере междубытийной, в общей территории между бытием вопрошающего и отвечающего. Действительность экзистенции сообщить нельзя, и она выражается лишь в стиле. Кьеркегор обратил внимание не только на принципиальные различия между формами рефлексии, но и на значение диалога как двойной рефлексии, где Я и Другой находятся в отношении двойного отображения, а внутренняя субъективность изолированного мыслителя обретает всеобщую форму и, не растворяясь в Другом, светится его отображенным, рефлективным светом.

В марксизме рефлексия трактовалась как способ обоснования метафизической, рассудочной философии. Негативное отношение к рефлексии как к специфически рассудочному способу выявления особенностей не предмета, а обыденного сознания и его предрассудков предполагало обращение к осмыслению актов мышления-в-истории, которое не противопоставляло бы себя исследуемому объекту, а было бы включено в исторический процесс как его необходимый компонент. Уже в «Святом семействе» К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что идеализм сводит реального, действительного человека к самосознанию, а его практические деяния - к мыслительной критике своего собственного идеологического сознания. Критикуя рассудочную рефлексию, противопоставляющую себя практике, Маркс и Энгельс показывают, что в действительности рефлектирующие индивиды никогда не возвышаются над рефлексией.

Принципиальная ограниченность рассудочной рефлексии, ее неспособность проникнуть в существо исследуемого предмета проанализирована Марксом в связи с критикой вульгарной политэкономии, которая закоснела в рефлективных определениях и потому была не способна схватить буржуазное производство как целое. Рассудочную рефлексию Маркс и Энгельс связывали со спецификой развития человека в условиях разделения труда и отчуждения, когда человек превращается в частичного человека, а одностороннее развитие его способностей приводит к тому, что частичная социальная функция становится его жизненным призванием. Именно в таких условиях рефлексия мышления о самом себе становится призванием философа и противопоставляется практике.

Рефлексия становится центральным понятием в европейской философии конца 19 - начала 20 в., выявляя своеобразие предмета философии в системе наук и специфику философского метода. Поскольку философия всегда истолковывалась как рефлексия о знании, как мышление о мышлении, акцент на проблеме рефлексии у современных философов выражает стремление отстоять автономность философии, понять ее предмет как самосознание актов познания и его содержания. Эта линия проводилась в неокантианстве (Коген, Наторп, Нельсон и др.). Вместе с тем Нельсон специально выделяет психологическую рефлексию как средство осознания непосредственного знания (разновидность этой рефлексии - самонаблюдение - явилась главным методом интроспективной психологии).

Гуссерль специально выделяет рефлексию среди всеобщих особенностей чистой сферы переживания, связывая с рефлексией возможность рефлективного поворота взгляда, когда акты мысли становятся предметом внутреннего восприятия, оценивания, одобрения или неодобрения. Рефлексия - это «общая рубрика для всех тех актов, в каких становится очевидно схватываемым и анализируемым поток переживания со всем многообразно встречающемся в нем». Он придает рефлексии универсальную методологическую функцию. Сама возможность феноменологии обосновывается с помощью рефлексии: реализация феноменологии опирается на «продуктивную способность» рефлексии. Рефлексия есть название метода в познании сознания вообще. Феноменология призвана расчленять различные виды рефлексии и анализировать их в различном порядке. Сообразно с общим расчленением феноменологии Гуссерль выделяет две формы рефлексии - естественную и феноменологическую, или трансцендентальную.

«В повседневной естественной рефлексии, а также в рефлексии, осуществляемой в психологической науке. мы стоим на почве мира, предданого в качестве сущего. В трансцендентально-феноменологической рефлексии мы покидаем эту почву благодаря универсальному?ποχ? в отношении бытия или небытия мира». С трансцендентальной рефлексией Гуссерль связывает формирование позиции незаинтересованного наблюдения. Феноменология и есть метод возвращения взгляда от естественной установки к трансцендентальной жизни сознания и его ноэтически-ноэматическим переживаниям, в которых конституируются объекты, которые являются коррелятами сознания. Поздний Гуссерль обратился к понятию «жизненный мир», который трактуется как совокупность до- и внерефлективных установок, практических и дотеоретических позиций, что привело к изменению его отношения к рефлексии. М.Хайдеггер, используя феноменологический метод, истолковывает его онтологически, как путь от сущего к бытию, который позволяет осуществить разрушение метафизики.

Он подвергает критике прежнюю метафизику, отождествлявшую бытие с сущим, рефлексию с репрезентацией (пред-ставлением). «Субъектность, предмет и рефлексия взаимосвязаны. По своей сути repraesentatio опирается на reflexio». «Путем субъективной рефлексии над мышлением, уже учредившим себя в качестве субъективности», невозможно достичь бытия. В прежней метафизике субъективности «бытие объясняется и уточняется из отношения к мышлению. Объяснение и уточнение имеют характер рефлексии, которая дает о себе знать как мышление о мышлении. Мышление как рефлексия означает горизонт, мышление как рефлексия рефлексии означает орудие истолкования бытия сущего». В противовес рефлексии, неразрывно связанной с трактовкой бытия как сущего и мышления как репрезентации, Хайдеггер апеллирует к процедурам герменевтического истолкования и актам понимания, которые и позволяют осмыслить априорные структуры человеческого здесь-бытия (Dasein), и прежде всего заботу.

Экзистенция человека может быть выявлена только тогда, когда он остается один на один с безмолвным голосом своей совести, в страхе перед ничто. Современный постмодернизм, продолжая эту линию деконструкции прежней метафизики, столь же негативно относится к понятию рефлексии и делает следующий шаг, подчеркивая невыразимость внутреннего опыта личности и неподвластность его и рефлексивному анализу - и пониманию. Так, М.Фуко, противопоставляя феноменологию и постмодернистское понимание внутреннего опыта, писал: «В сущности, опыт феноменологии сводится к некоей манере положить рефлексивный взор на какой-то объект из пережитого, на какую-то преходящую форму повседневности - дабы уловить их значения. Для Ницше, Батая, Бланшо, напротив, опыт выливается в попытку достичь такой точки зрения, которая была бы как можно ближе к непереживаемому. Для чего требуется максимум напряжения и в то же время - максимум невозможности». Внутренний опыт оказывается сопряжен с переживаниями в пограничных ситуациях, а рефлексия имеет дело с языком и письмом, которые задним числом фиксируют и передают пережитое.

Вместе с тем в современной философии ряд направлений сохраняют интерес к проблемам рефлексии как способу организации философского и научного знания. Так, неотомисты, различая психологический и трансцендентальный виды рефлексии, обосновывают с ее помощью различные формы знания. Психологическая рефлексия, ориентированная на область стремлений и чувств, определяет возможность антропологии и психологии. Трансцендентальная рефлексия в свою очередь подразделяется на логическую (абстрактно-дискурсивное познание) и онтологическую (направленность на бытие), с помощью которой обосновывается возможность собственно философии, излагаемой по всем канонам докантовской метафизики. В философии науки, постигающей основания и методы научного знания, были предложены различные исследовательские программы. Так, в философии математики в 20 в. были построены не только различные концепции метаматематики, но и различные исследовательские программы обоснования математики - от логицизма до интуиционизма.

В неопозитивизме понятие рефлексии фактически (но без употребления термина) используется при различении вещного языка и метаязыка, т.к. предмет философского и логического анализа ограничивается лишь реальностью языка. В русской религиозной философии живое, универсальное знание, непосредственная интуиция конкретного всеединства, вера противопоставлялись знанию, имеющему своим источником понятийное мышление. Поэтому рефлексия воспринималась как своеобразие западной отвлеченной философии, которому чужда русская мысль. Так, Н.А. Бердяев , считая любые формы объективации грехопадением духа, подчеркивает, что категории, над которыми рефлектирует гносеология, имеют своим источником грех, а «познающий субъект сам есть бытие, а не только противостоит бытию, как своему объекту». А. Белый, развивая антропософский подход к духу, попытался понять историю культуры мысли как историю становления самосознающей души.

В отечественной философии 20 в., особенно в 70-е гг., проблема рефлексии стала предметом философско-методологических исследований. С ее помощью выявлены уровни методологического анализа (В.А. Лекторский, В.С. Швырев), показана специфика методологии как исследования средств и техники работы, как способа организации методологического мышления и деятельности, который «приобщает индивидуальное мышление и индивидуальную деятельность к социальному, общечеловеческому». К началу 80-х гг. произошла не только зафиксированная многими философами «девальвация рефлексии», но и появились различные варианты построения ряда научных дисциплин на базе понятия рефлексии, прежде всего психологии, психотерапии, педагогики. Уже С.Л. Рубинштейн отмечал, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя». А.Н. Леонтьев определял сознание как «рефлексию субъектом действительности, своей деятельности, самого себя». Б.В. Зейгарник, объясняя мотивационные нарушения при шизофрении, связывала их с патологическими процессами, происходящими с самосознанием человека, с его самооценкой, с возможностью рефлексии.

В отечественной философии 70-80-х гт. выделены различные уровни философской рефлексии:

1) рефлексии о содержании знания, данного в различных формах культуры (языке, науке и др.), и 2) рефлексии об актах и процессах мышления - анализ способов формирования этических норм, логических оснований и методов образования категориального аппарата науки. По своему существу рефлексия критична, ибо она, формируя новые ценности, «разламывает» сложившиеся нормы поведения и знания. Позитивный смысл рефлексии заключается в том, что с ее помощью достигается освоение мира культуры, продуктивных способностей человека. Мышление может сделать себя предметом теоретического анализа только в том случае, если оно опредмечено в реальных, предметных формах, вынесено вовне и может относиться к самому себе опосредованно. Рефлексия тем самым является формой опосредствованного знания.

– способ познания самого себя, применяющийся в таких научных сферах как психология, философия и педагогика. Этот метод позволяет человеку обратить внимание на свои мысли, чувства, на знания и умения, на отношения с другими людьми.

В медитации можно отлично познать себя

Определение рефлексии

Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского слова «reflexio», что переводится как «обращение назад». Это состояние, во время которого человек обращает внимание на собственное сознание, глубоко анализирует и переосмысляет себя самого.

– это способ осознания результатов деятельности человека. В процессе рефлексирования человек внимательно изучает свои мысли и идеи, рассматривает накопленные знания и полученные умения, обдумывает совершенные и планируемые действия. Это позволяет лучше узнать и понять самого себя.

Способность делать выводы на основе саморефлексии – уникальная черта, отличающая человека от животных. Этот метод помогает избежать многих ошибок, возникающих при повторении одних и тех же действий с ожиданием разного результата.

Понятие рефлексии были сформировано в философии, но сейчас оно широко распространено в педагогической практике, науковедении, разных областях психологии, физике и военном деле.

Формы рефлексии

В зависимости от времени, взятого за основу во время рефлексирования, оно может проявляться в 3 основных формах:

  1. Ретроспективная форма. Характеризуется анализом прошедших событий.
  2. Ситуативная форма. Выражается реакцией на события, происходящие с человеком в прямо сейчас.
  3. Проспективная форма. Рефлексии подвергаются события будущего, пока не произошедшие. Это мечты, планы и цели человека.

Ретроспективный анализ прошлого в жизни человека

Наиболее распространённой считается ретроспективная рефлексия. Она применяется в педагогике, при закреплении материала учениками, и в психологии, при анализе событий прошлого для решения психологических проблем.

Виды рефлексии

Рефлексивная позиция разделяется на несколько основных групп, в зависимости от объекта рефлексирования:

  • личностная, включающая в себя самоанализ и изучение собственного «Я», достижение ;
  • коммуникативная, анализирующая отношения с другими людьми;
  • кооперативная, осмысляющая совместную деятельность для достижения цели;
  • интеллектуальная, обращающая внимание на знания, умения и навыки человека, а также на сферы и способы их применения;
  • социальная рефлексия, познающая внутреннее состояние человека через то, как его воспринимают и что о нём думают другие люди;
  • профессиональная, помогающая проанализировать движение по карьерной лестнице;
  • учебная, позволяющая лучше усвоить материал, полученный на уроке;
  • научная, обращённая к осмыслению знаний и умений человека, связанных с наукой;
  • экзистенциональная, обдумывающая смысл жизни и другие глубокие вопросы;
  • саногенная, направленная на контроль эмоционального состояния личности.

Профессиональная рефлексия позволит понять к чему вы пришли и куда дальше идти по карьере

Развитие рефлексии

Научиться рефлексии способен любой человек. Чтобы запустить процесс, стоит больше практиковаться, выполняя простые психологические упражнения. Они приучат человека анализировать всё, что вокруг него происходит, и проживать свою жизнь осмысленно.

Взаимодействие с миром

Рефлексирование – это всегда реакция на внешнее воздействие. Всё, чем наполнено сознание человека, пришло к нему извне. Поэтому лучшей тренировкой рефлексии станет взаимодействие с миром вокруг него: с чужим мнением, критикой, конфликтами, сомнениями и другими сложностями.

Контакты с раздражителями, поступающими извне, расширяют диапазон рефлексивности человека. Общаясь с другими людьми, человек учится понимать их, и это позволяет ему легче и проще понимать самого себя.

Нужно постоянно выходить из своей зоны комфорта, иначе мы не развиваемся

Пообщайтесь с человеком, имеющим отличную от вашей точку зрения на важные вопросы, или с живущим противоположным образом жизни. Начните необычную для вас книгу в жанре, который вы прежде не пробовали читать, послушайте музыку, с которой прежде не были знакомы, и вы удивитесь, как много нового и необычного есть вокруг вас.

Анализ одной вещи

Нейробиологи считают, что большой объём информации, получаемый в современном темпе жизни, плохо сказывается на мыслительных функциях и памяти человека. При обилии ненужных знаний новая информация плохо усваивается, создаёт помехи в процессе мышления. Поэтому важно анализировать вещи и отношения, занимающие мысли человека.

В процессе этой тренировки нужно выбрать один предмет и детально его проанализировать. Рассмотрению может подвергаться новая интересная книга, любимый сериал, понравившаяся песня или, скажем, общение с новым знакомым.

Анализируя вещи нужно задавать себе ряд определенных вопросов

Думая о предмете анализа, задайте себе следующие вопросы:

  1. Полезен ли этот предмет для меня?
  2. Узнал ли я что-то новое благодаря ему?
  3. Могу ли я использовать эти знания?
  4. Какие чувства у меня вызывает этот предмет?
  5. Хочу ли я изучать его дальше, интересно ли мне?

Эти вопросы помогут избавиться от ненужных вещей в жизни. Они освободят полезное место для более важного и интересного, а также научат сосредотачиваться и отсеивать все лишнее самостоятельно, в автоматическом режиме.

Волнующие вопросы

Чтобы узнать себя лучше, запишите на лист бумаги вопросы, которые волнуют вас. Это могут быть вопросы, возникшие только вчера, или интересующие вас на протяжении долгих годов. Составьте подробный список, а после разделите его по категориям.

Это могут быть вопросы:

  • о прошедших событиях;
  • о грядущем;
  • о взаимоотношениях с людьми;
  • о чувствах и эмоциях;
  • о материальных предметах;
  • о научных знаниях;
  • о духовных материях;
  • о смысле жизни, сущего.

Задавая вопросы самому себе сделайте их волнующими и важными

Какая группа собрала большую часть ответов? Подумайте, почему получилось именно так. Это отличная тренировка, помогающая раскрыть человеку информацию, о которой он мог и не подозревать.

Как перестать рефлексировать?

Многие люди считают, что склонность рефлексировать на постоянной основе вредна, что она негативно влияет на человека, но это естественный компонент жизни любого человека.

Обращение человека к себе, к своим внутренним мотивам и желаниям только укрепляет волю, улучшает результат и эффективность любой деятельности. Однако важно, чтобы рефлексирующий человек эту деятельность совершал: осмысление без действий не принесёт плодов.

Не стоит путать рефлексию с обычным самокопанием: в отличие от последнего, рефлексирование – созидающее, а не деструктивное занятие.

Если саморазвитие доходит до абсурда и вы чувствуете, что далеки от реальности – нужно от него избавиться:

  • чтение книг о саморазвитии не должно быть просто хобби;
  • меньше посещайте тренинги и больше общайтесь с людьми, гуляйте, общайтесь;
  • если изученные техники и методики не приносят результатов – не зацикливайтесь на них;
  • большинство методик – это бизнес, которые разработаны ради заработка;
  • при достижении своих целей, оставьте идею усовершенствовать их.

Примеры рефлексии

В педагогике

Примером учебной рефлексивности в педагогической практике может стать любое школьное занятие. По ФГОС, в конце урока учитель должен обязательно провести небольшой опрос в символической, устной или письменной форме. Он содержит в себе рефлексивные вопросы, направленные на закрепление материала, на оценку эмоций либо на анализ того, зачем ученику нужна эта информация.

В психологии

Ретроспективная рефлексия активно применяется в психологической практике. Примером может стать консультация психотерапевта, когда он задает пациенту наводящие вопросы и помогает ему провести анализ событий прошлого. Эта методика позволяет справиться с проблемами и заболеваниями, вызванными травмирующими воспоминаниями.

Анализ взаимоотношений с родственниками, друзьями или второй половинкой. Рефлексирующий человек вспоминает события и ситуации, связанные с близким человеком, анализирует свои чувства по отношению к этому. Это помогает понять, в правильном ли направлении идут отношения, и что стоит изменить.

Коммуникативная рефлексия необходима чтобы проанализировать отношения с близкими

– способ анализа сознания человека, позволяющий лучше узнать самого себя. Это умение отличает людей от животных. Для развития рефлексии можно использовать интересные методы: взаимодействие с миром, поиск новой информации, отличной от интересов человека, подробный анализ одной вещи и составление списка вопросов, которые волнуют человека больше всего.

Время на чтение: 2 мин

Рефлексия - это форма теоретической деятельности индивида, отражающая взгляд или выражающая обращение назад через осмысление своих личных действий, а также их законов. Внутренняя рефлексия личности отражает деятельность самопознания, раскрывая специфику духовного мира индивида. Содержание рефлексии определяется предметно-чувственной деятельностью. Понятие рефлексии включает осознание предметного мира культуры и в данном смысле рефлексия – это метод философии, а диалектика выступает рефлексией разума.

Рефлексия в психологии - это обращение субъекта на самого себя, на свое сознание, на продукты собственной активности или какое-либо переосмысление. Традиционное понятие включает содержание, а также функции собственного сознания, которые входят в состав личностных структур (интересы, ценности, мотивы), подключают мышление, поведенческие шаблоны, механизмы принятия решений, восприятия, эмоционального реагирования.

Виды рефлексии

А.Карпов, а также другие исследователи выделили следующие виды рефлексии: ситуативная, ретроспективная, проспективная.

Ситуативная рефлексия это мотивировки и самооценки, обеспечивающие включённость субъекта в ситуацию, а также анализ происходящего и осмысление элементов анализа. Для данного вида характерна способность соотношения с предметной ситуацией собственных действий, умение контролировать и координировать элементы деятельности в зависимости от меняющихся условий.

Ретроспективная рефлексия личности - это анализ событий, выполненной деятельности, состоявшихся в прошлом.

Проспективная рефлексия это размышления о предстоящей деятельности, планирование, представления ходов деятельности, выбор самых эффективных способов её реализации, прогнозирование возможных результатов.

Другие исследователи выделяют элементарную, научную, философскую, психологическую, социальную рефлексию. Целью элементарной выступает рассмотрение, а также анализ личностью собственных поступков и знаний. Такой вид свойственен каждому индивиду, поскольку каждый задумывался над причинами ошибок и неудач, для того чтобы изменить представления об окружающем и мире, исправить ошибки, не допускать их в будущем. Данное состояние позволяет учиться на личных ошибках.

Научная рефлексия имеет направленность на критическое исследование научных методов, исследование научного знания, на приемы получения научных результатов, на процедуры обоснования научных законов и теорий. Данное состояние находит выражение в методологии научного познания, логике, психологии научного творчества.

Социальная рефлексия это понимание другого индивида через размышления за него. Ее относят к внутреннему предательству. Представление того, что думают о индивиде другие имеет важное значение в социальном познании. Это познание другого (но думаю я), как думают обо мне и познание себя предположительно глазами другого. Широкий круг общения позволяет человеку много знать о себе.

Философская рефлексия

Высшим видом выступает философская рефлексия, включающая размышления и рассуждения об основаниях человеческой культуры, а также смысле человеческого существования.

Состояние рефлексии Сократ считал важнейшим средством самопознания личности, а также основой духовного совершенствования. Именно способность критической самооценки выступает важнейшей отличительной особенностью индивида как разумной личности. Благодаря данному состоянию устраняются человеческие заблуждения, предрассудки, становится реальным духовный прогресс человечества.

Пьер Тейяр де Шарден заметил, что рефлексивное состояние отличает человека от животных и позволяет индивиду не только знать нечто, а ещё дает возможность знать о своём знании.

Эрнст Кассирер считал, что рефлексия выражается в способности вычленять из всех чувственных феноменов устойчивые некоторые элементы для изолирования и сосредоточении на них внимания.

Психологическая рефлексия

Одним из первых в психологии рассмотрел рефлексивное состояние А. Буземан, трактовавший его, как перенос переживаний с внешнего мира на самого себя.

Психологические исследования рефлексии представляют двояко:

Способ осознания исследователем оснований, а также результатов исследования;

Базовое свойство субъекта, при котором происходит осознание, а также регуляция своей жизнедеятельности.

Рефлексия в психологии это размышление человека, целью которого выступает рассмотрение, а также анализ собственной активности, самого себя, собственных состояний, прошлых событий, поступков.

Глубина состояния связана с заинтересованностью индивида в этом процессе, а также способностью его внимания выделять в меньшей или в большей степени, на что влияет образованность, представления о нравственности, развитость моральных чувств, уровень самоконтроля. Считается, что индивиды различных профессиональных и социальных групп различны в использовании рефлексивной позиции. Данное свойство рассматривается как разговор или своеобразный диалог с самим собой, а также способность индивида к саморазвитию.

Рефлексия - это мысль, имеющая направленность на мысль или на самого себя. Она может рассматриваться как вторичное генетическое явление, возникающее из практики. Это выход практики за пределы границ себя самого, а также обращенность практики на себя. Психология творческого мышления и творчества трактует этот процесс как переосмысление и осмысление субъектом стереотипов опыта.

Изучение взаимосвязи между индивидуальностью индивида, рефлексивным состоянием, творчеством, позволяет говорить о проблемах творческой уникальности личности, а также ее развитии. Э. Гуссерль - классик философской мысли отметил, что рефлексивная позиция является способом видения, которое трансформируется от направленности объекта.

Психологические характеристики данного состояния включают способность изменять содержание сознания, а также изменять структуры сознания.

Понимание рефлексии

Отечественная психология выделяет четыре подхода в изучении понимания рефлексии: кооперативный, коммуникативный, интеллектуальный (когнитивный), личностный (общепсихологический).

Кооперативный - это анализ субъект-субъектных видов деятельности, проектирование коллективной деятельности, направленной на координацию профессиональных позиций, а также групповых ролей субъектов или кооперации совместных действий.

Коммуникативный - это составляющая развитого общения, а также межличностного восприятия, как специфического качества познания индивида индивидом.

Интеллектуальный или когнитивный - это способность субъекта анализировать, выделять, соотносить собственные действия с предметной ситуацией, а также рассматривать ее в зависимости от изучения механизмов мышления.

Личностный (общепсихологический) - это построение нового образа своего «я», в процессе общения с другими индивидами, а также активной деятельности и выработка новых знаний об окружающем мире.

Личностная рефлексия состоит из психологического механизма изменения индивидуального сознания. А.В. Россохин считает, что данный аспект - это субъектный активный процесс порождения смыслов, в основе которого лежит уникальность осознавать бессознательное. Это внутренняя работа, приводящая к формированию новых стратегий, способов внутреннего диалога, к изменениям ценностно-смысловых образований, интеграции личности в новое, а также целостное состояние.

Рефлексия деятельности

Рефлексию причисляют к особому навыку, заключающемуся в способности осознавать направленность внимания, а также отслеживать психологическое состояние, мысли, ощущения. Она представляет возможность наблюдать за собой как бы со стороны глазами постороннего, позволяет видеть, на чем именно сконцентрировано внимание и его направленность. Современная психология под этим понятием подразумевает любое размышление индивида, которое направлено на самоанализ. Это оценка своего состояние, поступков, размышление над любыми событиями. Глубина самоанализа зависит от уровня моральности, образованности человека, его умения контролировать себя.

Рефлексия деятельности выступает основным источником возникновения новых идей. Рефлексивное состояние, давая определенный материал, впоследствии может послужить для наблюдения, а также критики. Индивид в результате самоанализа меняется и рефлексивная позиция представляет механизм, который делает неявные мысли явными. При некоторых условиях рефлексивное состояние становится источником получения еще более глубоких знаний, чем те, которыми мы обладаем. Профессиональное развитие индивида напрямую связано с данным состоянием. Само развитие происходит не только в техническом плане, а и в интеллектуальном, а также личностном. Человек, для которого рефлексия чужда, свою жизнь не контролирует и жизненная река несет его по направлению течения.

Рефлексия деятельности дает возможность индивиду осознать, что личность делает сейчас, где пребывает и куда ей необходимо двигаться, чтобы развиваться. Рефлексивное состояние, направленное на осознание причин, а также оснований личных суждений, зачастую относят к философии.

Рефлексия деятельности имеет важное значение для человека занятого интеллектуальной работой. Она нужна, когда необходимо межличностное групповое взаимодействие. Например, менеджмент, относится к этому случаю. Рефлексию необходимо дифференцировать от .

Цель рефлексии

Без рефлексии нет обучения. Индивид, повторяющий деятельность, предложенную вобразце сто раз, может так ничему и не научиться.

Цель рефлексии - это выявить, вспомнить и осознать компоненты деятельности. Это типы, смысл, способы, пути их решения, проблемы, полученные результаты. Без осознания способов учения, механизмов познания, обучаемые неспособны присвоить те знания, которые они добыли. Обучение происходит, когда подключается направляемая рефлексия, благодаря которой выделяются схемы деятельности, а именно способы решения практических задач.

Рефлексивное чувство является внутренним опытом, способом самопознания, а также необходимым инструментом мышления. Наиболее актуальна рефлексия при дистанционных формах обучения.

Развитие рефлексии

Невероятно важно развитие рефлексии для изменения трезвомыслящего индивида в лучшую сторону. Развитие включает следующие способы:

Анализируйте личные действия после всех важных событий, а также принятия сложных решений;

Старайтесь оценивать себя адекватно;

Подумайте, как вы действовали и как ваши поступки выглядели в глазах других, оцените свои действия с точки зрения возможности что-либо изменить, оценивайте полученный опыт;

Старайтесь заканчивать свой рабочий день анализом событий, мысленно пробежав по всем эпизодам уходящего дня, особенно сконцентрируйтесь на тех эпизодах, которыми вы не достаточно довольны, а все неудачные моменты оценивайте взглядом стороннего наблюдателя;

Периодически проверяйте личное мнение о других людях, анализируя насколько личные представления ошибочны или верны.

Больше общайтесь с людьми, непохожими на вас, придерживающимися иной точки зрения, нежели ваша, поскольку каждая попытка понять непохожего человека дает возможность активизировать рефлексию.

Достижение успеха позволяет говорить об освоении рефлексивной позиции. Не следует бояться понять другого индивида, поскольку это не выступает принятием его позиции. Глубокое и широкое видение ситуации делает ваш ум наиболее гибким, позволяет найти согласованное и эффективное решение. Для анализа личных действий используйте проблемы, которые возникают в конкретный момент. В самых сложных ситуациях, возможно следует найти долю комизма и парадоксальности. Если вы посмотрите на свою проблему под другим углом, то вы заметите в ней что-то забавное. Этот навык свидетельствует о высоком уровне рефлексивной позиции. Сложно что-то смешное найти в проблеме, но это позволит помочь ее решить.

Спустя полгода, развивая способность к рефлексивной позиции, вы заметите, что овладели способностью разбираться в людях, а также в самих себе. Вы будете удивляться, что можете прогнозировать чужие поступки, а также предугадывать мысли. Вы почувствуете мощнейший приток сил и научитесь понимать себя.

Рефлексия - это действенное и тонкое оружие. Данное направление можно развивать бесконечно, а использовать способность в самых различных сферах жизни.

Развитие рефлексии личности задача не из легких. Если возникают трудности, то повысьте коммуникативные навыки, обеспечивающие развитие рефлексивной позиции.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Необходимым условием и обязательным компонентом научно-исследовательской деятельности является рефлексия. В настоящее время рефлексия трактуется, с одной стороны, как процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения, с другой - как принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, благодаря чему становится возможным присвоение познанного. Рациональный смысл рефлексии в социальном познании связывается также с осознанием скрытых, неявных предпосылок научного знания.

Синтезируя различные подходы к пониманию рефлексии, можно утверждать, что в социальном познании она направлена, с одной стороны, на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), с другой - на осмысление исследовательских действий других ученых, представляя собой своего рода рефлексию над рефлексией (внешняя рефлексия). Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в научном исследовании. Внутренняя рефлексия, будучи проявлением рационального характера познавательной деятельности, связана с выявлением условий постановки научной проблемы, ее осознанием, определением цели и задач исследования, выбором методологических его оснований, поиском методов решения конкретных исследовательских задач. В этом плане внутренняя рефлексия неотчуждаема от практической научной проблемной ситуации, в рамках которой она возникает (рис. 1.1).

Внешняя рефлексия в социальном познании - это работа с существующими научно-исследовательскими практиками, связанными с производством нового научного знания. Внешняя рефлексия выступает условием и средством критического анализа научно-исследовательской деятельности в социальных науках. Такое представление о внешней рефлексии оказывается сопряженным с образом специализированной концептуальной деятельности по изучению научно-исследовательских практик с позиций определенного идеала научно-исследовательской деятельности, принятого в научном сообществе. Отсюда следует, что если внутренняя рефлексия является индикатором научности социального исследования, то внешняя рефлексия выступает показателем уровня развития социальных наук. Иными словами, развитие социальных наук до определенного времени может и не предполагать внешней рефлексии. Потребность в ней особенно возрастает в период кризисного состояния со-

Рис. 1.1.

циальных наук или в ситуации обостренной конкуренции между их научно-исследовательскими парадигмами.

Значение рефлексии в социальных науках обусловлено тем, что познавательная деятельность в них, как правило, складывается на основе культурно-исторически возникших и уже проверенных научных традиций, требований, навыков, приемов и методов научного исследования. Вместе с тем она постоянно сопряжена с постановкой новых проблем, поиском новых путей и способов изучения социальной реальности, с разработкой более совершенных средств научного социального исследования, формированием новых идей даже в тех случаях, когда решение вопроса, казалось, уже было найдено. Поэтому рефлексия в социальном исследовании представляет собой деятельность методологического характера, а познавательная деятельность в социальных науках претерпевает постоянные изменения, благодаря инновационной направленности их методологических поисков.

Когнитивная эффективность внешней и внутренней рефлексии в социальных науках зависит от уровня развития в них методологического сознания. Методологическое сознание в социальных науках составляет такую интеллектуальную сферу, в которой происходит осмысление путей, способов и форм производства научных знаний и его оптимальной организации. Методологическое сознание представляет собой идеальную конструкцию реальных исследовательских действий ученого и сформированную на ее основе систему представлений о когнитивной стратегии социального исследования, способах ее реализации и рациональных требованиях к конечному научному результату.

Методологическое сознание в социальных науках содержит множество связанных между собой разнородных компонентов, обеспечивающих его когнитивную эффективность в частных познавательных ситуациях. Можно выделить два уровня методологического сознания. Первый - опытный уровень - составляет совокупность содержательных элементов, которые были выработаны преимущественно средствами научной интуиции в процессе научно-исследовательской деятельности и осмысления их результатов, закрепленных в форме непосредственного методологического опыта ученого. Концептуальная связанность этих элементов невысока и базируется преимущественно на операциональных понятиях. Второй уровень методологического сознания охватывает множество теоретически содержательных элементов, которые были выработаны в ходе освоения результатов профессиональной деятельности, представленной методологическими исследованиями в социальных науках. В методологическом сознании они закрепляются в мыслительных структурах, апперцептивных формах, концептуальных построениях и теоретических моделях, обобщающих опыт социального исследования в целом.

Модусом методологического сознания является методологическое знание, референтом которого являются практически выделенные и дискретно зафиксированные компоненты научно-исследовательской деятельности и логика ее развертывания. Методологическое знание носит дифференцированный характер, обусловленный основополагающими идеями, принципами и категориями, с помощью которых оно систематизируется. В результате конструируются теоретические системы различного концептуального содержания, оказывающие существенное влияние на формирование стилей научного мышления в социальных науках.

В реальной исследовательской практике методологическое сознание ученого включает в себя элементы, сформировавшиеся на основе, во-первых, личного познавательного опыта исследователя; во-вторых, усвоенного им группового опыта, который был приобретен в результате познавательной деятельности научного сообщества, к которому принадлежит ученый; в-третьих, накопленного опыта социального познания, закрепленного в парадигмах научной деятельности, апробированных научной практикой и закрепленных в определенных моделях социального исследования.

В процессе социального познания методологическое сознание, ориентируя и организуя научно-исследовательскую деятельность, выполняет проектную функцию, предвосхищая предстоящие познавательные действия исследователя и развертывая систему когнитивных операций, направленных на взаимодействие с предметом исследования и результирующихся в научном знании. Функция методологического сознания ученого состоит в контроле научно-исследовательских действий с позиций соответствия этих действий принятым в научном сообществе методологическим стандартам, а также аутентичности познавательных средств и их целесообразности.

Методологические знания являются результатом специального методологического исследования. Его проблематика и направленность во многом зависят от понимания природы методологической деятельности в социальных науках, т.е. тех принципиальных оснований, которые позволяют выделить ее в качестве специфического направления научного поиска. Эти основания, придающие целенаправленный характер методологической деятельности в социальных науках, находятся не в самой деятельности, а в сфере представлений об ее предмете. При этом надо отметить, что понимание природы методологической деятельности в социальных науках в значительной степени затруднено тем обстоятельством, что в научной литературе существуют различные толкования самого понятия методология и, соответственно, различные представления о том, что такое методология социальных наук, методология социального исследования.