Важной характеристикой жизненного пространства. Жизненное пространство

Жизненное пространство

Жизненное пространство является ключевым понятием в теории поля Курта Левина. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение – это функция личности и ее жизненного пространства в данный момент времени. Существенно отметить, что Левин признавал наличие влияния непсихических событий на поведение человека. Поэтому даже неосознаваемые человеком влияния, связанные с социально‑экономическими и физиологическими факторами, также включаются в анализ его жизненного пространства. Иногда жизненное пространство называют психологическим.

Регионы и границы

Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, которые графически изображаются разделенными границами. Границы обладают свойством проницаемости. Чем «жестче» граница, барьер, тем толще линия, ее изображающая. Факт жизненного пространства – все, что может быть осознано человеком. Событие – результат взаимодействия нескольких фактов. Количество секторов, регионов определяется количеством фактов, находящихся в данный момент в жизненном пространстве. Чем ближе сектор к личному пространству человека, тем большее влияние он оказывает.

Локомоции

Связь между регионами осуществляется посредством локомоций . Локомоции (действия) могут происходить как в реальном физическом пространстве, так и в нереальном, воображаемом. Функция локомоций заключается в регуляции напряжения в жизненном пространстве человека. Уровень напряжения одного сектора может регулироваться за счет осуществления локомоций в другом секторе. Например, мечты могут являться ирреальными локомоциями, связанными с регуляцией напряжения, вызванного потребностями, которые в данный момент времени невозможно удовлетворить в физическом пространстве. Если мечты не снижают напряжения, человек задействует для разрядки другие регионы. Если локомоции в доступных человеку регионах не снижают уровень напряжения, а остальные регионы характеризуются жесткостью границ «на входе», то поведение человека может описываться как навязчивое.

…Когда мы выводим событие, например локомоцию… из жизненного пространства, необходимо следовать трем принципам.

«1. Принцип связности (событие – всегда результат взаимодействия двух и более фактов).


2. Принцип конкретности (эффект могут иметь только конкретные факты. Конкретный факт – это актуально существующий в жизненном пространстве факт).

3. Принцип одновременности (лишь факты настоящего могут продуцировать поведение в настоящем)» (Холл К. С., Линдсей Г., 1999, с. 304).

Временная перспектива

Курт Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени различного масштаба, обусловленного масштабами жизненных ситуаций, определяющих границы «психологического поля в данный момент». Это поле включает в себя не только настоящее положение индивида, но и его представления о своем прошлом и будущем – желания, страхи, мечты, планы и надежды. Все части поля, несмотря на их хронологическую разновременность, субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека. Эта точка зрения стимулировала исследования временной перспективы личности. В своей статье «Определение понятия „поле в данный момент“» Курт Левин определяет временную перспективу как феномен, «включающий психологическое прошлое и будущее на реальном и различных ирреальных уровнях» (Левин К., 1980 а). Сам же термин «временная перспектива» был введен в науку Л. Франком в 1939 году для характеристики взаимосвязи и взаимообусловливания прошлого, настоящего и будущего в сознании и поведении человека.

Валентность

Еще один конструкт, используемый Куртом Левиным для анализа психических феноменов и входящий в понятийный аппарат теории поля, это валентность . Под валентностью понимается свойство объекта притягивать или отталкивать. То есть речь идет о ценности региона для человека. Притягательный регион имеет положительную валентность, а отталкивающий – отрицательную . Есть регионы, которые имеют для человека нейтральную валентность. Если человек голоден, то гамбургер будет обладать для него положительной валентностью, а если сыт, то отношение к котлете, расположенной между двумя булочками, будет носить нейтральный характер. Если же индивид съел гамбургеров слишком много, тогда детище Макдональдса вызовет у него отторжение и будет иметь отрицательную валентность.

Напряжение, существующее в психологическом пространстве человека, обусловливает силу, действующую на него и направленную в регион, который призван уровень напряжения понизить. Если на человека действуют несколько сил, то его локомоции направлены в сторону их результирующей. На рисунках, как это принято в физике, сила обозначается вектором. «Сила, или „тенденция к передвижению“, имеет концептуально иной характер, чем действительное передвижение, хотя передвижение – это один из признаков (операциональное определение) для констелляции сил…» (Левин К., 2000 б, с. 61). Сила обусловлена величиной валентности, присущей объекту в данный момент времени.

На основании конструкта валентности Курт Левин интерпретирует феномен конфликта. По его словам, конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил (то есть для сил, связанных с положительной и отрицательной валентностями) он выделяет три основных разновидности внутреннего конфликта (Левин К., 1980).

1. Человек находится между двумя положительными валентностями. Ему необходимо выбрать между двумя привлекательными объектами. Колебание вызвано тем, что после осуществления выбора цель может выглядеть гораздо менее привлекательно, чем в ситуации конфликта.

2. Столкновение с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности («и хочется и страшно»). Поведение человека в данной ситуации носит характер «челнока»: приближение‑удаление от объекта.

3. Конфликт между двумя отрицательными валентностями (например, между необходимостью выполнения неприятной работы и угрозой наказания). Энергетические затраты в таком случае значительно повышаются, даже если работа достаточно легкая.

Таким образом, согласно теории Левина, поведение человека в конфликте связано с валентностью объектов, расположенных в его психологическом поле.

Практическое приложение теории поля: преддипломный стресс.

Поскольку «понять вещи, подобные теории поля, и овладеть ими можно только на практике» (Левин К., 1980 а, с. 131), разумно было бы проиллюстрировать возможности описания жизненного пространства как первого этапа на пути анализа феноменов психической реальности человека. Рассмотрим явление преддипломного стресса у некоторых студентов. Какие составляющие характеризуют их жизненное пространство в период за три‑четыре недели до защиты диплома?

«Сила теории Левина – в ее пригодности для решения многих проблем в форме, которая соответствовала бы осмысленному опыту» (Back K. W., 1992, р. 55).

Во‑первых, это, разумеется сама защита диплома. Большинство студентов не имели ранее опыта такой защиты, и этот регион является для них «зоной неизвестности». Даже самая подробная информация о том, как обычно проходит защита диплома, не является исчерпывающей. Поэтому с данным регионом связаны сектора, содержащие информацию о защите диплома: однокурсники, научный руководитель, преподаватели, рассказы родителей, визуализация ситуации защиты и т. д. Именно в отношении указанных регионов студенты совершают целенаправленные реальные и ирреальные локомоции для получения информации и снижения уровня напряжения в секторе «защита диплома». Чем больше секторов подобного «поиска», тем больше на них времени тратит студент, тем меньше времени остается на актуальное снижение напряжения в зоне «защита диплома», что приводит соответственно к увеличению времени работы в вечерние и ночные часы.

Во‑вторых, это зона «государственного экзамена», который, как правило, происходит после защиты диплома, но к которому готовиться надо заранее, поскольку объем необходимой для подготовки информации достаточно велик. Любые задержки, связанные со снижением напряжения в секторе «защита диплома», повышают напряжение в секторе «государственный экзамен». Это может происходить вплоть до того, что граница указанного сектора становится настолько непроницаемой, что до защиты диплома к этому сектору «не подступиться».

В‑третьих, это сфера досуга или «отвлечения», которая может быть обозначена такими секторами, как «отвлечение от учебы» (или «проветривание»), «совместная подготовка к экзамену», «отметить защиту диплома (сдачу экзамена)» и т. д. «Посещение» этих секторов может на некоторое время снизить напряжение региона «защита диплома». Поэтому границы данных сфер являются легкопроницаемыми при «вхождении» в них и труднопроницаемыми при выходе из них, то мы можем наблюдать эффект неравномерного распределения энергии, сопровождающийся диффузной активностью человека. Может наступить такая ситуация, что граница, связанная с регионом «защита диплома», становится настолько труднопроницаемой, а его валентность для человека в связи с этим приобретает такой отрицательный заряд, что человек производит впечатление беспорядочно мечущегося в поиске регионов для разбазаривания своей энергии. Он идет в библиотеку, но встречает однокурсников и беседует с ними два часа. Подойдя к библиотеке, он отмечает, что она закрыта на обед. Студент идет в кафе и проводит там время почти до закрытия библиотеки, а когда наконец он оказывается в читальном зале, то констатирует отсутствие своего читательского билета в сумке. Совершенно измотанного после «штурма» границ региона «защита диплома», его буквально «отбрасывает» в регион «друзья», и так может продолжаться до тех пор, пока вследствие увеличивающегося напряжения в изучаемом нами регионе его «бастионы» не падут и утомленный студент не направит свои локомоции в его пространство.

Зачастую уровень напряжения, поднявшийся в «досуговых» регионах в период подготовки и защиты диплома, разряжается сразу после защиты в форме вечеринок. Чем больше ирреальных локомоций (то есть локомоций, осуществляемых в воображаемом пространстве) пытались осуществить студенты, размышляя о том, как будет хорошо, когда защита диплома осуществится, тем выше уровень напряжения в «развлекательных» зонах. Если же функцией приведенных только что размышлений являлась только регуляция напряжения в системе «защита диплома», то после реализации этой системы студент может не испытывать потребности в бурных празднованиях, поскольку мысли о досуге возникали лишь в связи с исследуемой зоной.

Четвертым, но ни в коем случае не последним по значимости, будет регион, связанный с дальнейшей судьбой студента после окончания вуза. Назовем этот регион «профессиональная и личностная реализация». Он является самым большим из описанных и самым неопределенным. Именно с точки зрения этого региона сектор «защита диплома» является по своей сути амбивалентным. Факт защиты диплома ставит студента один на один перед «жерновами» взрослой жизни, требующей от него принятия самостоятельных решений и определенных действий. Если человек четко знает, что по окончании вуза его ждет определенное поприще, которое обеспечит материальный достаток, профессиональный и личностный рост, то, разумеется, напряжение сектора «защита диплома» не будет столь высоко. Наоборот, он будет иметь более высокую положительную валентность для студента, как ворота, открывающие путь к лучшей жизни. Но может быть ситуация, когда отметка за диплом напрямую связана с будущей карьерой. Если необходима только определенная отметка («отлично», например), на основании которой студент получит диплом с отличием и сможет устроиться на работу в престижную организацию, тогда сопутствующий сектору «защита диплома» ирреальный сектор «защита диплома на низкую отметку» может создать дополнительное напряжение в исследуемой нами зоне, сделав ее амбивалентной и порождая конфликтную ситуацию, описанную Левиным в тридцатых годах (Левин К., 1980б, с. 128).

Чем выше будет уровень напряжения в системе, тем менее, согласно дедифференционной концепции Левина (Hothersall D., 1995, с. 247), будет дифференцировано жизненное пространство человека (то есть из меньшего количества регионов оно будет состоять). Жизненное пространство некоторых студентов ограничивается секторами «защита диплома», «государственный экзамен», «телевизор» и «принятие пищи». Разумеется, подобный образ жизни не приводит к улучшению здоровья.

Для размышления

1. Вспомните, когда в последний раз вы оказывались в ситуации конфликта. Опишите его в терминах теории поля. Это был внутренний конфликт или внешний? Чем он был обусловлен? Сделайте вывод.

2. Изобразите свое жизненное пространство в данный момент времени. О чем вы думаете? Какие факты, события беспокоят вас? Какие люди играют большую роль в вашей жизни? Изобразите свое жизненное пространство в виде эллипса, а регионы, входящие в него, – в виде секторов, «разбивающих» этот эллипс на составляющие. Разместите себя в этом эллипсе. Теперь опишите свою жизненную ситуацию в терминах теории поля. Границы каких регионов являются жесткими, а какие – чересчур проницаемы? Какие регионы являются для вас недоступными и почему? Какие локомоции вы осуществляете в данный момент? Какие регионы обладают положительной валентностью, а какие – отрицательной? С чем это связано? Посмотрите еще раз на ваше жизненное пространство. Какой вывод вы можете сделать?

Итак, мы рассмотрели ситуацию преддипломного стресса с позиций теории поля и концепции жизненного пространства. Можем теперь подвести некоторые итоги. Подведение итогов, можно, наверное, считать вторым этапом использования теории поля как метода анализа.

1. Зона неопределенности, связанная с будущим студента, повышает уровень напряжения в системе и придает тем самым региону «защита диплома» амбивалентный характер. С одной стороны, с ним связаны положительные ожидания (разрядка напряжения, новые возможности, новый статус), а с другой – отрицательные (неопределенность жизненного пути, напряжение, связанное с принятием самостоятельного решения, возможная неудача на защите, негативная критика со стороны близких).

2. Уровень напряжения в регионе «защита диплома» может регулироваться за счет использования так называемых «досуговых» секторов и секторов, связанных с зоной «увеличения информации о защите диплома». Эти зоны могут находиться как в реальном физическом, так и в нереальном, воображаемом мире. При определенном уровне напряжения количество регионов может сократиться до двух‑трех, что обеспечивает более легкий контроль за напряжением в системе.

3. Регулирование напряжения в системе осуществляется посредством распределения энергии между различными регионами.

Следовательно, преддипломный стресс обусловлен (если использовать терминологию Курта Левина) проницаемостью границ региона «защита диплома» на выходе из него и их жесткостью на входе. Как уже говорилось, некоторым студентам сложно осуществить локомоции в отношении исследуемого региона, чтобы снизить в нем уровень напряжения.


Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство


// Психология личности. Учебн. пособие под ред. П.Н.Ермакова И В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.


2.3.Личность и ее жизненное пространство

1. Понятие жизненного пространства


Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Жизненное пространство, по мысли К. Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности.

К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако, современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.

Жизненное пространство изображалось К.Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

У новорожденного ребенка жизненное пространство недифференцировано: он плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами. Степень дифференцированности внутренних и внешних областей жизненного пространства взаимосвязаны между собой. Чем более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление об окружающем мире.

Растущая дифференциация сопровождается ростом интеграционных процессов, которые проявляются в увеличении сложности и иерархичности организации жизненного пространства. К.Левин считал , что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.

Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.

Для более детального анализа К.Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов. К.Левин подчеркивал, что прошлое представлено в настоящем психологическом поле знаниями, установками, пережитыми чувствами в отношении тех факторов, которые воздействуют в данный момент на личность, а также теми подструктурами внутреннего мира личности, которые сформировались ранее. Будущее представлено теми планами, целями, ожиданиями, которые имеют отношение к происходящему в данный момент времени.

Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.

Дж.Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Дж. Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.

В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

2. Характеристики жизненного пространства личности


К. Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;

б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;

в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

Л.П.Гримак выделяет две реальности: 1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством и 2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром. По его мнению, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

В НЛП их соотношение называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:

1. англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее - справа;

2. арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

Люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни, свой опыт они хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую из них. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

П.И. Яничев исследовал структурные свойства личного времени, которые отражаются и переживаются субъектом.

Непрерывность - прерывность. Восприятие неизменности течения времени, невозможности его остановить.

Объективность - субъективность. Его объективность выступает для человека независимостью его течения от его действий. Уход в себя, поглощенность внутренними процессами создает ощущение собственного времени.

Необратимость - обратимость. Необратимость физического времени и обратимость психологического создают у человека иллюзии.

Универсальность - локальность. Речь идет об универсальном времени для живых и неживых объектов. Наряду с ним существуют свои шкалы и масштабы времени.

Равномерность - неравномерность. Описывает темп течения времени. Существует много данных, свидетельствующих об изменении скорости течения времени в связи с его наполненностью событиями.

По данным автора, адекватнее всего и раньше всего детьми отражаются такие свойства как непрерывность и объективность. Необратимость и универсальность усваиваются хуже: половина старших дошкольников считает, что можно оказаться в прошлом.

Известный представитель трансперсональной психологии К.Уилбер считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски» - самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго - граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом - граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера , любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

Итак, жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.

1. Широта жизненного пространства. Она определяется по числу тех областей реального мира, которые субъект считает относящимися к его жизни и которые нашли отражение в его картине мира.

2. Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах: а) внутриличностную дифференцированность и б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства. Хотя К.Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства нет.

3. Степень организованности и согласованности ее частей. Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.

4. Проницаемость внешних границ жизненного пространства. Она может проявляться как в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров, так и в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.

5.Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.

6. Степень реалистичности - ирреалистичности жизненного пространства. Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.

7. Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности. В работах К.Левина фигурирует термин «поле власти», под которым он понимал способность одного человека индуцировать силы, действующие на другого человека. Он считал, что можно выделить силу и границы поля власти у каждого человека. Поле власти «ведущего» всегда больше, чем поле власти «ведомого». К.Левин иллюстрирует это понятие, на примере того, как изменяется поведение детей в присутствии авторитетного для них взрослого (например, воспитателя). Человек, обладающий властью над другим человеком, может индуцировать в нем потребности в соответствии со своими целями. Поле власти всегда уже, чем психологическое поле, так как в одних областях человек обладает большой властью, а в других нет. В процессе взаимодействия людей их поля пересекаются, и в каждом конкретном случае соотношение сил меняется.

8. Степень заселенности жизненного пространства людьми. Определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.

9. Широта временной ретроспективы и перспективы. К.Левин отмечал , что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако, это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

2. Степень дифференцированности временных отрезков. Определяется дробностью временных интервалов, которые служат определенными вехами. Для одних людей единицей анализа может выступать год или даже месяцы, для других пятилетия или десятилетия (до школы, школа, вуз и т.д.). Известно, что события недавнего прошлого более дифференцированы, чем давние события.

3. Целостность временной перспективы и ее структурированность. Под целостностью мы понимаем преемственность впечатлений прошлого, настоящего и будущего, при которой настоящее рассматривается как естественный переход от прошлых событий к предстоящим. При таком восприятии своего жизненного пути человек видит в своих сегодняшних поступках следствия прошлого опыта и влияние будущих целей. Что касается структурированности, то она связана с восприятием связей между событиями и их категоризации по степени значимости для субъекта. Неструктурированность проявляется в рядоположности событий разной степени важности.

4. Степень событийной насыщенности жизненного пространства. Эта характеристика определяется количеством событий, которые субъект считает важными вехами своего жизненного пути. Д.Келли отмечал , что на событии не выгравировано его значение, люди сами придают ему определенную ценность. В соответствии с этим, человек, который ценит те радости, которые ему посылает жизнь, будет воспринимать свою жизнь как богатую радостными событиями.

Изучение личности через данные характеристики позволяет психологу увидеть мир ее глазами и помочь оптимизировать мировосприятие.

3. Стратегии взаимодействия личности со средой


Восприятие личностью окружающей действительности имеет субъективную природу, поскольку обусловлено характером интерпретации жизненных событий. Находясь в одинаковых жизненных обстоятельствах, одни люди рассматривают окружающих людей как лидеров, за которыми надо следовать, другие - как конкурентов в борьбе за жизненные блага, третьи - как единомышленников в достижении общих целей.

В психологии существует большое количество типологий личности, но между ними существует много общего, что обусловлено ограниченным набором стратегий взаимодействия субъекта с внешним миром.

А.В.Либин , предлагая единую концепцию стиля человека, в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой называет следующие.

Интенсивность - умеренность, которая характеризует энергетический потенциал личности и степень активности в освоении и преобразовании среды;

Устойчивость - изменчивость, которая определяет богатство репертуара поведенческих стратегий личности;

Широта - узость диапазона взаимодействия, которая проявляется в степени артикулированности поведения:

Включенность - дистантность как мера автономности функционирования субъекта.

Наиболее основополагающей из перечисленных характеристик является последняя, поскольку именно она задает направленность взаимодействия субъекта с внешним миром. В рамках этого параметра можно рассмотреть два крайних варианта: дистантность в разных формах (избегание, уход, созерцательность) и активное взаимодействие с предметной средой. Если же в качестве среды рассмотреть область социального взаимодействия, то активное взаимодействие приобретет еще две характеристики: знак и позицию. В результате мы получим следующую схему взаимодействия субъекта с другими людьми.


Рис. 1.Основные стратегии межличностного взаимодействия.


Рассмотрим, насколько эти стратегии представлены в типологиях личности, предложенных зарубежными психологами.

Э.Фромм описал пять социальных типов характера:

Рецептивный, для которого характерна зависимость от других людей и пассивность;

Эксплуатирующий, который характеризуется агрессивностью, стремлением подчинять себе других людей, эгоцентризмом;

Накапливающий, которого отличает стремление к изоляции от других людей, ригидность, сдержанность;

Рыночный, который с одной стороны является открытым для нового, любознательным, но с другой стороны циничным и опустошенным;

Продуктивный - единственный вариант продуктивного типа личности, который сочетает в себе главные положительные черты (независимость, спокойствие, доброжелательность, креативность).

Если соотнести эти типы характеров с предложенной схемой, то обнаружится следующее соответствие.

Рецептивный относится к стратегии подчинения;

Эксплуататорский - к стратегии негативного доминирования;

Накопительский - к стратегии избегания;

Рыночный - к стратегии конкуренции;

Продуктивный - к стратегии сотрудничества.

К.Хорни предложила классификацию, состоящую из трех личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми:

Уступчивый тип (подчиняющийся и пассивный);

Враждебный тип (доминантный и агрессивный);

Обособленный тип (уединяющийся и самодостаточный).

Нетрудно заметить, что они полностью соответствуют стратегиям подчинения, негативного доминирования и избегания.

Особенно ярко вышеописанные стратегии представлены в типологиях, основанных на межличностных отношениях и стилях общения.

По мнению Д.Шмертца , всех людей можно подразделить на две группы, в зависимости от того, как они разрешают конфликт между двумя противоположными потребностями: принадлежать другим людям, иметь с ними тесные контакты и быть свободным, внутренне интегрированным.

Он предлагает классификацию личностей в зависимости от их установки на других людей, степени социализованности и вида агрессии. Уровень социализованности в его типологии возрастает от первого типа к четвертому в обеих колонках. Первые два варианта в обеих колонках характеризуются внешним проявлением агрессии, а третий и четвертый типы - подавлением агрессии или направленностью ее на себя.

Таблица 1.
Типология личностей по Шмерцу.


принадлежность к другим людям

Личности, которые предпочитают

автономию от людей

1.Низко социализированные.

1. Изолированные.

2. Эксплуататорские.

Лицемерные, садистические.

2. Высокомерные.

Нарциссизм.

3.Подавленные.

Пассивно-агрессивные личности.

3. Отстраненные.

Пассивно-агрессивные и избегающие.

4. Стремящиеся к близости.

Мазохистский тип.

4. Покорные.


Как видно из описания этих типов, они также разделяются по признакам дистанции, знака и позиции в отношениях с другими людьми.

Классификация Т.Лири основана на сочетании двух параметров: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Сочетание дружелюбия и доминирования соответствует стратегии позитивного доминирования, сочетание дружелюбия и подчинения - стратегии подчинения, сочетание враждебности и доминирования соответствует стратегии негативного доминирования, сочетание враждебности и подчинения близко по смыслу стратегии избегания.

Типология, предложенная К.Юнгом , является наиболее общепризнанной в зарубежной психологии. Она построена, с одной стороны, на критерии направленности личности на внутренний или внешний мир, с другой стороны, на ведущем канале получения информации (ощущении, интуиции, мышлении и чувстве). Сочетание экстраверсии или интроверсии с доминирующим каналом информации дает восемь вариантов личностных типов. К.Юнг считал основополагающим для определения типа личности источник информации, на основе которого личность выстраивает свое поведение, иными словами, ее ментальный опыт.

М.Майерс и К.Бригг в конце 50-х годов прошлого столетия разработали классификацию личностей, основанную на идеях К.Юнга, которая включает 16 типов. В ее основу положено три критерия из теории К.Юнга и один новый:

способ пополнения запаса энергии (экстраверсия - интроверсия);

способ сбора информации (сенсорность - интуиция);

способ принятия решения (мышление - чувствование);

способ организации взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие).

Комбинации из этих характеристик дают 16 типов личности, на которые авторы и их последователи опираются при подборе работы, а также в разнообразных формах консультирования.

Типология Г.Айзенка перекликается с типологией К.Юнга. Один параметр даже сохранил юнговское название экстраверсия-интроверсия. Правда, Г.Айзенк подчеркивал, что его понимание этого параметра иное, так как он ставит эти характеристики в зависимость от отношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Однако, описание интровертов и экстравертов у Г.Айзенка аналогично юнговскому. Интроверты - это лица, ориентированные на свой внутренний мир, а экстраверты - на внешний мир. Нейротизм - эмоциональная стабильность характеризует степень эмоциональной отзывчивости на внешние и внутренние стимулы.

Таблица 2
Характеристики типов личности с ориентацией
на внутренний и внешний мир


Преимущественная ориентация на внутренний мир

Преимущественная ориентация на внешний мир

Интроверсия

Экстраверсия

Созерцательность

Активность

Внутренний локус контроля

Внешний локус контроля

Эгоцентризм

Альтероцентризм

Автономия

Принадлежность к группе


В завершение рассмотрим, какие личностные особенности детерминируют выбор стратегии взаимодействия со средой.


Позитивное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на активное взаимодействие с другими людьми. Чувствующими в себе силу для организации и руководства деятельности других людей. Уверенными в себе. Энергичными. Стремящимися к созиданию.

Формы взаимодействия с другими людьми: наставничество, управление, опека.

Негативное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на подчинение себе других людей или ориентированными на предметную деятельность, ради которой это подчинение осуществляется. Чувствующими в себе силу для жесткого контроля за деятельностью других людей. Уверенными в своих преимуществах в плане конкуренции с окружающими.

Формы взаимодействия с другими людьми: деспотизм, жесткое командование.

Подчинение. Избирается лицами, стремящимися к взаимодействию с другими людьми на фоне недостаточной самостоятельности. Не уверены в своих способностях, знаниях, силах. Боятся одиночества и ответственности за свои действия. Пассивны. Могут избирать данную позицию ради обучения, накопления опыта и знаний, тогда это сочетается с активностью.

Формы взаимодействия с другими людьми: ученичество, ассистирование, поклонение, служение.

Избегание. Избирается лицами, ориентированными на свой внутренний мир. Ослабленными болезнью или возрастом. С недостаточной уверенностью в себе и своих способностях. Пассивными. Депрессивными. Созерцательными. Самодостаточными. Независимыми.

Формы взаимодействия с другими людьми: уход в работу, затворничество, отшельничество.

Паритетные отношения. Избираются гармонично ориентированными лицами, которые не стремятся использовать других людей как средство для достижения своих целей, но и сами тоже не становятся в позицию ведомого.

Креативные, с адекватной Я-концепцией.

Формы взаимодействия с другими людьми: сотрудничество, партнерство, кооперация.

Каждый человек в разнообразных жизненных ситуациях прибегает к разным стратегиям взаимодействия с другими людьми, поскольку он исполняет большое количество социальных ролей, но наряду с этим существует предпочитаемая стратегия, которая наиболее соответствует его индивидуальности.


Литература



1. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.

2. Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии, 1999, 4, с.81-90.

3. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. С-Пб.: Речь, 2000. - 249 с.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. - 368 с.

5. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.- 310 с.

6. Нартова-Бочаваер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование, 2002, № 1.

7. Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.

8. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -480 с.

10. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - 715 с.

11. Яничев П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени // Ежегодник РПО в 8 томах. Т.8. С-Пб: Изд-во С-ПбГУ, 2003, с.668-673.

12. Schmertz J. The Oderliness of the Psychodynamic Structuring of Personality //
Psychology, A Journal of Human Behavior. 1991, vol.28, No. 2, pp.15-26.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

2. Внутриличностные факторы

Литература

1. Личность и ее жизненное пространство

1.1 Понятие жизненного пространства

Понятие жизненного пространства ввел в психологию Курт Левин для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение. В связи с этим он предложил рассматривать человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства.

Жизненное пространство, по мысли Курта Левина, подчиняется психологическим законам, которые существенно отличаются от физических законов. Например, расстояние от дома до школы для школьника не равно расстоянию от школы до дома, поскольку дом притягивает его, а школа отталкивает. Жизненное пространство личности определяется не столько теми материальными благами, которыми она владеет, сколько знаниями о мире, и возможностью влияния на процессы, в нем происходящие. Так, например, физическое пространство жизни человека могут составлять десятки квадратных метров, но его жизненное пространство может распространяться до космических пределов. Широта жизненного пространства всегда связана с масштабом мировоззрения данной личности, жизненным опытом, внутренними установками, идейной одержимостью.

Курт Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует человек. Философы-материалисты пытались доказать, что восприятие мира едино для всех, и есть некая истина в последней инстанции, к которой стремится наше знание. Однако, современная наука исходит из признания множественности вариантов отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право на существование и изучение.

Жизненное пространство изображалось Куртом Левиным в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя отделяет жизненное пространство от реального физического и социального макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в пределах жизненного пространства. Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли Курта Левина, служит некоторым фильтром между внутренней и внешней средой.

У новорожденного ребенка жизненное пространство недифференцировано: он плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами. Степень дифференцированности внутренних областей жизненного пространства и внешних областей жизненного пространства взаимосвязаны между собой. Чем более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление об окружающем мире.

Растущая дифференциация сопровождается ростом интеграционных процессов, которые проявляются в увеличении сложности и иерархичности организации жизненного пространства. К.Левин считал , что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.

Те сферы жизни, о которых человек наиболее осведомлен, К.Левин называл пространством свободного движения. К таким областям, например, относятся профессиональные знания. Каждый хороший специалист чувствует себя свободно в своей сфере, но, попадая в чужую профессиональную среду, ощущает себя новичком, нуждающимся в помощи профессионала. Под влиянием эмоционального напряжения, утраты безопасности, тяжелой болезни, старения может возникать регрессия жизненного пространства, которая проявляется в сокращении временной перспективы, снижении дифференциации отдельных областей и дезинтеграции. Эта регрессия может быть временной или необратимой.

Для более детального анализа Курт Левин ввел также понятие психологического поля, в качестве которого выступает некоторый срез жизненного пространства, рассмотренный в данный момент времени. Человек, оказываясь в какой-то жизненной ситуации, взаимодействует с ограниченным количеством людей и объектов, и выступает в какой-то одной роли, но при этом за его плечами стоит огромный опыт, который навсегда включен в его жизненное пространство. Поэтому любая его поведенческая реакция несет в себе заряд этого опыта, и полностью может быть понята только как следствие этого опыта, а также как шаг в реализации будущих планов. Курт Левин подчеркивал, что прошлое представлено в настоящем психологическом поле знаниями, установками, пережитыми чувствами в отношении тех факторов, которые воздействуют в данный момент на личность, а также теми подструктурами внутреннего мира личности, которые сформировались ранее. Будущее представлено теми планами, целями, ожиданиями, которые имеют отношение к происходящему в данный момент времени.

Если подбирать образ, который бы описывал жизненное пространство, то лучше всего подойдет веретено. Оно представляет собой палочку, которая исходит из одной точки, расширяется к середине и сужается ко второму концу. Так же и жизненное пространство человека расширяется от детства к зрелости, а под старость сужается. Наиболее широкая часть «веретена» приходится на пик жизненной активности человека, когда у него много социальных контактов, он достаточно информирован по широкому кругу вопросов, его внутренний мир богат и хорошо структурирован. По мере старения у человека могут отмирать целые области его жизненного пространства: профессиональные, политические, родственные. Они остаются представленными только прошлыми воспоминаниями, но не имеют перспективы развития.

Джон Келли существенно подкрепил представления К.Левина об индивидуальном характере образа мира, разработав теорию личностных конструктов. Она основана на методологии конструктивного альтернативизма, согласно которой каждый человек воспринимает мир по-своему, через сетку своей системы координат. Единицами этой системы являются личностные конструкты, т.е. критерии по которым человек сравнивает и оценивает объекты окружающей действительности. Джон Келли утверждает, что на нас оказывают влияние не события, а наша интерпретация этих событий, которая зависит от нашей системы представлений.

В последнее десятилетие в отечественной психологии усилился интерес к изучению жизненного пространства личности, ее образа мира и картины собственного жизненного пути. Нартова-Бочавер С.К. обосновывает высокую степень эвристичности понятия «психологическое пространство личности», указывая на то, что состояние границ собственного психологического мира в значительной мере определяет отношение человека к элементам среды, т.е. его мироотношение в целом. В зависимости от того, воспринимается ли окружающий мир как чуждый или родственный, строится и собственная деятельность человека в нем.

1.2 Характеристики жизненного пространства личности

Курт Левин основными характеристиками жизненного пространства личности считал степень его структурированности и интегрированности, широту временной перспективы, а также степень проницаемости его границ.

Рассмотрим, какие характеристики жизненного пространства личности предлагают современные авторы.

К примеру, А.А.Бодалев выделяет три параметра субъективного пространства мира:

а) объем или протяженность этого пространства, которые определяются тем, что запечатлевается и актуализируется в сознании человека из окружающего его объективного пространства;

б) степень связи содержательного наполнения этого субъективного пространства мира с настоящим, прошлым и будущим;

в) зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира от сформированности личности.

В качестве факторов, определяющих эти характеристики, автор называет возраст человека, его природно-социальное окружение, профессию, образ жизни, образованность и личностные особенности.

В свою очередь Л.П.Гримак выделяет две реальности:

1) информационно-энергетические и топологические взаимоотношения индивидуума с окружающим жизненным пространством

2) субъективное моделирование внутреннего психологического пространства личности, на основе которого строятся взаимодействия с реальным миром.

По мнению Л.П.Гримак, первостепенное влияние на субъективный комфорт человека оказывают такие характеристики внутреннего психологического пространства, как его величина и четкость границ. В названной связи Человек может воспринимать свое внутреннее пространство слишком большим и незаполненным, и тогда ему будет неуютно. Наоборот, ощущение тесноты этого пространства ведет к переживанию несвободы, зависимости. Полноценная «конструкция» субъективной модели жизненного пространства человека предполагает, что все три ее компонента (прошлое, настоящее и будущее) имеются в наличии, доступны для мысленного обозрения и не закрывают друг друга.

В НЛП соотношение прошлого, настоящего и будущего называется линией времени. В частности, Тед Джеймс описывает два типа линий времени:

1) англо-европейский тип («рядом со временем»), при котором линия времени находится перед глазами субъекта, таким образом, что прошлое находится слева, а будущее - справа;

2) арабский тип («сквозь время»), при котором линия времени пронзает человека, таким образом, что прошлое оказывается сзади, а будущее впереди.

С учётом изложенного, следует отметить, что люди первого типа более ориентированы в линии своей жизни. Эти люди свой опыт хранят в виде систематизированных картинок прошлого и сравнительно легко находят мысленно необходимую картинку из имеющихся у них образов. Люди второго типа постоянно пребывают в настоящем, плохо представляют свое будущее и не способны продуктивно использовать прошлый опыт.

Вместе с тем, П.И. Яничев исследовал структурные свойства личного времени, которые отражаются и переживаются субъектом, а именно:

1) Непрерывность - прерывность. Восприятие неизменности течения времени, невозможности его остановить.

2) Объективность - субъективность. Его объективность выступает для человека независимостью его течения от его действий. Уход в себя, поглощенность внутренними процессами создает ощущение собственного времени.

3) Необратимость - обратимость. Необратимость физического времени и обратимость психологического создают у человека иллюзии.

4) Универсальность - локальность. Речь идет об универсальном времени для живых и неживых объектов. Наряду с ним существуют свои шкалы и масштабы времени.

5) Равномерность - неравномерность. Описывает темп течения времени. Существует много данных, свидетельствующих об изменении скорости течения времени в связи с его наполненностью событиями.

По данным названного автора, адекватнее всего и раньше всего детьми отражаются такие свойства как непрерывность и объективность. Необратимость и универсальность усваиваются хуже: половина старших дошкольников считает, что можно оказаться в прошлом.

Известный представитель трансперсональной психологии К. Уилбер считает, что проблемы конкретной личности проистекают из того, где она проводит границу между собой и окружающим миром. Чем обширнее пространство самоотождествления человека, тем большее содержание мира человек осознает как свое. Он приводит четыре варианта решения вопроса о том, где проходит граница между Я и не-Я:

А) уровень «маски» - самая узкая территория Я, которая приравнена только к части своего сознания, к тому, что человек предъявляет окружающим;

Б) уровень эго - граница проходит между сознанием человека и его телом, при этом существует конфликт между духовным и телесным;

В) организм в целом - граница проходит между телом и внешним миром, душа с телом находятся в гармонии и единстве, но они противопоставляются миру;

Г) отождествление себя со Вселенной, расширение пространства своего Я до бесконечности.

По мнению К.Уилбера , любая граница становится источником конфликтов, поэтому психотерапия должна быть направлена на расширение пространства Я, на достижение сознания единства с другими людьми и миром в целом.

Итак, мы приходим к вполне закономерному выводу о том, что жизненное пространство личности изменяется в ходе жизненного пути личности и обладает рядом характеристик, которые подвергаются изменению под влиянием средовых и внутриличностных факторов.

2. Внутриличностные факторы

2.1 Широта жизненного пространства

Степень дифференцированности ее отдельных частей. Эту характеристику надо рассматривать в двух аспектах:

а) внутриличностную дифференцированность.

б) дифференцированность внешних областей жизненного пространства.

Хотя Курт Левин утверждал, что между этими видами дифференцированности существует прямая связь по степени выраженности, все-таки прямого соответствия между компонентами личности и областями жизненного пространства по нашему мнению нет.

2.2 Степень организованности и согласованности ее частей

Она также должна рассматриваться в двух аспектах: внутриличностная структурированность и организация внешних областей жизненного пространства. Даная характеристика предполагает анализ наличия или отсутствия четкой структуры, субординационных и координационных связей.

2.3 Проницаемость внешних границ жизненного пространства

Она может проявляться в открытости информационному и энергетическому потоку со стороны реальных физического и социального миров. И равным образом может проявляться в ответном информационно-энергетическом потоке со стороны субъекта жизненного пространства. Аутизм личности может рассматриваться как проявление плохой проницаемости внешних границ. Можно предположить разные варианты проницаемости, образованные степенью проницаемости изнутри и извне: двусторонняя хорошая или плохая проницаемость и односторонняя проницаемость, при которой информация в одну сторону поступает хуже, чем в другую.

Проницаемость внутренних границ жизненного пространства, отделяющих внутренний мир личности от ее остальных частей жизненного пространства. Здесь также проницаемость носит двусторонний характер, но касается баланса между сенсорным и моторным (точнее, поведенческим) компонентами личности. Этот баланс также можно назвать импрессивно-экспрессивным.

Степень реалистичности - ирреалистичности жизненного пространства личности.

Она определяется по соответствию психологического жизненного пространства его прототипу, т.е. реальному миру. Она должна возрастать по мере накопления человеком его знаний о реальной среде. Существенный уклон в ирреалистичность жизненного пространства у личности свидетельствует о наличии у нее психических отклонений. Иногда такая искаженная картина мира может служить источником художественного творчества, поскольку искусство рассчитано именно на создание новых пространств бытия.

2.4 Степень активности управления своим жизненным пространством со стороны личности

В работах Курта Левина фигурирует термин «поле власти», под которым он понимал способность одного человека индуцировать силы, действующие на другого человека. Он считал, что можно выделить силу и границы поля власти у каждого человека. Поле власти «ведущего» всегда больше, чем поле власти «ведомого». Курт Левин иллюстрирует это понятие, на примере того, как изменяется поведение детей в присутствии авторитетного для них взрослого (например, воспитателя). Человек, обладающий властью над другим человеком, может индуцировать в нем потребности в соответствии со своими целями. Поле власти всегда уже, чем психологическое поле, так как в одних областях человек обладает большой властью, а в других нет. В процессе взаимодействия людей их поля пересекаются, и в каждом конкретном случае соотношение сил меняется, и, безусловно, это правило неизменно.

2.5 Степень заселенности жизненного пространства людьми

Она определяется числом лиц, которые включаются субъектом в жизненное пространство. Это, прежде всего, значимые для него люди из семейно-родственной сферы, деловой и дружеской сфер общения. Но это совсем не обязательно симпатичные ему люди. Главное, что они были выделены из множества других людей по какому-то критерию, запомнились ему из прошлого, оказали на него влияние, иногда самим фактом существования. Заселять жизненное пространство могут также знаменитые люди, о которых человек читал или слышал, литературные или кинематографические герои. Для личности имеет значение, являются ли эти люди лицами из прошлого или это по большей части реальные люди, с которыми он видится в настоящее время.

2.6 Широта временной ретроспективы и перспективы

Курт Левин отмечал , что у маленького ребенка практически нет ни прошлого, ни будущего. Его будущее измеряется часами. Но с возрастом человек начинает заглядывать очень далеко в свое будущее, строя долгосрочные планы. Старые люди уже не имеют такой перспективы, зато они обладают богатством своего прошлого, поэтому их ретроспектива может быть очень большой. Однако это не означает, что у двух людей одного возраста временные характеристики жизненного пространства одинаковы. Ретроспектива определяется тем, насколько события из прошлого влияют на поведение человека в настоящем, или, иначе говоря, насколько он извлекает опыт из своего прошлого. Перспектива определяется тем, насколько планы и мечты оказывают сильное влияние на реальное поведение в настоящем.

Поэтому с учётом изложенного материала, нам необходимо отразить понятие степени дифференцированности временных отрезков и, кроме того, определиться с целостностью временной перспективы и ее структурированностью, степенью событийной насыщенности жизненного пространства которые выражаются следующем образом:

Степень дифференцированности временных отрезков.

Она определяется дробностью временных интервалов, которые служат определенными вехами. Для одних людей единицей анализа может выступать год или даже месяцы, для других пятилетия или десятилетия (до школы, школа, вуз и т.д.). Известно, что события недавнего прошлого более дифференцированы, чем давние события.

Целостность временной перспективы и ее структурированность.

Под целостностью мы понимаем преемственность впечатлений прошлого, настоящего и будущего, при которой преемственности настоящее рассматривается как естественный переход от прошлых событий к предстоящим событиям.

При таком восприятии своего жизненного пути человек видит в своих сегодняшних поступках следствия прошлого опыта и влияние будущих целей.

Что касается структурированности, то она связана с восприятием связей между событиями и их категоризации по степени значимости для субъекта. Неструктурированность проявляется в рядоположности событий разной степени важности для каждого конкретного индивида.

Степень событийной насыщенности жизненного пространства.

Эта характеристика определяется количеством событий, которые субъект считает важными вехами своего жизненного пути. Джон Келли отмечал , что на событии не выгравировано его значение, люди сами придают ему определенную ценность. В соответствии с этим, человек, который ценит те радости, которые ему посылает жизнь, будет воспринимать свою жизнь как богатую радостными событиями.

Изучение личности через данные характеристики позволяет психологу увидеть мир ее глазами и помочь оптимизировать мировосприятие.

3. Стратегии взаимодействия личности со средой

жизненное пространство

Восприятие личностью окружающей действительности имеет субъективную природу, поскольку обусловлено характером интерпретации жизненных событий. Находясь в одинаковых жизненных обстоятельствах, одни люди рассматривают окружающих людей как лидеров, за которыми надо следовать, другие - как конкурентов в борьбе за жизненные блага, третьи - как единомышленников в достижении общих целей.

В психологии существует большое количество типологий личности, но между ними существует много общего, что обусловлено ограниченным набором стратегий взаимодействия субъекта с внешним миром. Рассмотрим некоторые стратегии межличностного взаимодействия человека с физической и социальной средой, в концептуальном понимании их авторов.

3.1 Стратегии межличностного взаимодействия на основе единой концепцию стиля человека

Например, А.В.Либин , предлагая единую концепцию стиля человека, в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой называет следующие.

· Интенсивность - умеренность, которая характеризует энергетический потенциал личности и степень активности в освоении и преобразовании среды;

· Устойчивость - изменчивость, которая определяет богатство репертуара поведенческих стратегий личности;

· Широта - узость диапазона взаимодействия, которая проявляется в степени артикулированности поведения:

· Включенность - дистантность как мера автономности функционирования субъекта.

Наиболее основополагающей из перечисленных характеристик является последняя, поскольку именно она задает направленность взаимодействия субъекта с внешним миром. В рамках этого параметра можно рассмотреть два крайних варианта: дистантность в разных формах (избегание, уход, созерцательность) и активное взаимодействие с предметной средой. Если же в качестве среды рассмотреть область социального взаимодействия, то активное взаимодействие приобретет еще две характеристики: знак и позицию. В результате мы получим следующую схему взаимодействия субъекта с другими людьми.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1.Основные стратегии межличностного взаимодействия.

Рассмотрим ниже, насколько эти стратегии представлены в типологиях личности, предложенных зарубежными психологами.

3.2 Стратегии межличностного взаимодействия на основе пяти социальных типов характера по Эрику Фромму

Эрик Фромм описал пять социальных типов характера:

· Рецептивный тип, для которого характерна зависимость от других людей и пассивность;

· Эксплуатирующий тип, который характеризуется агрессивностью, стремлением подчинять себе других людей, эгоцентризмом;

· Накапливающий тип, которого отличает стремление к изоляции от других людей, ригидность, сдержанность;

· Рыночный тип, который с одной стороны является открытым для нового, любознательным, но с другой стороны циничным и опустошенным;

· Продуктивный тип - единственный вариант продуктивного типа личности, который сочетает в себе главные положительные черты (независимость, спокойствие, доброжелательность, креативность).

Если соотнести эти типы характеров с предложенной схемой, то обнаружится следующее соответствие.

· Рецептивный тип характера относится к стратегии подчинения;

· Эксплуататорский тип характера - к стратегии негативного доминирования;

· Накопительский тип характера - к стратегии избегания;

· Рыночный тип характера - к стратегии конкуренции;

· Продуктивный тип характера - к стратегии сотрудничества.

3.3 Стратегии межличностного взаимодействия на основе трёх личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми по К. Хорни

К.Хорни предложила классификацию, состоящую из трех личностных типов в соответствии с ведущей ориентацией в отношениях с другими людьми:

· Уступчивый тип (подчиняющийся и пассивный);

· Враждебный тип (доминантный и агрессивный);

· Обособленный тип (уединяющийся и самодостаточный).

Нетрудно заметить, что они полностью соответствуют стратегиям подчинения, негативного доминирования и избегания.

Особенно ярко вышеописанные стратегии представлены в типологиях, основанных на межличностных отношениях и стилях общения.

3.4 Стратегии межличностного взаимодействия на основе подразделения людей на две группы по способу разрешения ими конфликта

По мнению, высказанному Д.Шмертцом , всех людей можно подразделить на две группы, в зависимости от того, как они разрешают конфликт между двумя противоположными потребностями: принадлежать другим людям, иметь с ними тесные контакты и быть свободным, внутренне интегрированным.

Он предлагает классификацию личностей в зависимости от их установки на других людей, степени социализованности и вида агрессии. Уровень социализованности в его типологии возрастает от первого типа к четвертому в обеих колонках. Первые два варианта в обеих колонках характеризуются внешним проявлением агрессии, а третий и четвертый типы - подавлением агрессии или направленностью ее на себя.

Таблица 1. Типология личностей по Д.Шмертцу.

принадлежность к другим людям

Личности, которые предпочитают

автономию от людей

1.Низко социализированные.

Лицемерные, садистические.

Нарциссизм.

Пассивно-агрессивные личности.

Пассивно-агрессивные и избегающие.

4. Стремящиеся к близости.

Мазохистский тип.

Как видно из описания этих типов, они также разделяются по признакам дистанции, знака и позиции в отношениях с другими людьми.

3.5. Стратегии межличностного взаимодействия на основе сочетания двух параметров по классификации, предложенной Т. Лири

Классификация Т.Лири основана на сочетании двух параметров: доминирование-подчинение и дружелюбие-враждебность. Сочетание дружелюбия и доминирования соответствует стратегии позитивного доминирования, сочетание дружелюбия и подчинения - стратегии подчинения, сочетание враждебности и доминирования соответствует стратегии негативного доминирования, сочетание враждебности и подчинения близко по смыслу стратегии избегания.

3.6 Стратегии межличностного взаимодействия на основе направленности личности на внутренний или внешний мир, предложенной К. Юнгом

Типология, предложенная К.Юнгом , является наиболее общепризнанной в зарубежной психологии. Она построена, с одной стороны, на критерии направленности личности на внутренний или внешний мир, с другой стороны, на ведущем канале получения информации (ощущении, интуиции, мышлении и чувстве). Сочетание экстраверсии или интроверсии с доминирующим каналом информации дает восемь вариантов личностных типов. К.Юнг считал основополагающим для определения типа личности источник информации, на основе которого личность выстраивает свое поведение, иными словами, ее ментальный опыт.

3.7 Стратегии межличностного взаимодействия на основе 16 типов личности, разработанные М.Майерсом и К.Бриггом

М.Майерс и К.Бригг в конце 50-х годов прошлого столетия разработали классификацию личностей, основанную на идеях К.Юнга, которая классификация включает 16 типов. В ее основу положено три критерия из теории К.Юнга и один новый критерий:

1. способ пополнения запаса энергии (экстраверсия - интроверсия);

2. способ сбора информации (сенсорность - интуиция);

3. способ принятия решения (мышление - чувствование);

4. способ организации взаимодействия с внешним миром (решение - восприятие).

Комбинации из этих характеристик дают 16 типов личности, на которые авторы и их последователи опираются при подборе работы, а также в разнообразных формах консультирования.

3.8 Стратегии межличностного взаимодействия на основе типов личности с ориентацией на внутренний мир и внешний мир по Г. Айзенку

Типология Г.Айзенка перекликается с типологией К.Юнга. Один параметр даже сохранил юнговское название экстраверсия-интроверсия. Правда, Г.Айзенк подчеркивал, что его понимание этого параметра иное, так как он ставит эти характеристики в зависимость от отношения между корой головного мозга и подкорковыми образованиями. Однако, описание интровертов и экстравертов у Г.Айзенка аналогично юнговскому. Интроверты - это лица, ориентированные на свой внутренний мир, а экстраверты - на внешний мир. Нейротизм - эмоциональная стабильность характеризует степень эмоциональной отзывчивости на внешние и внутренние стимулы.

Таблица 2. Характеристики типов личности с ориентацией на внутренний мир и внешний мир.

В завершение рассмотрим, какие личностные особенности детерминируют выбор стратегии взаимодействия со средой.

Позитивное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на активное взаимодействие с другими людьми, эти лица чувствуют в себе силу для организации и руководства деятельности других людей, при этом уверенные в себе, энергичные, стремятся к созиданию.

Формы взаимодействия с другими людьми: наставничество, управление, опека.

Негативное доминирование. Избирается лицами, ориентированными на подчинение себе других людей или ориентированными на предметную деятельность, ради которой это подчинение осуществляется. Эти лица чувствуют в себе силу для жесткого контроля над деятельностью других людей, при этом они уверенны в своих преимуществах в плане конкуренции с окружающими.

Формы взаимодействия с другими людьми: деспотизм, жесткое командование.

Подчинение. Избирается лицами, стремящимися к взаимодействию с другими людьми на фоне недостаточной самостоятельности. Эти лица не уверены в своих способностях, знаниях, силах, они боятся одиночества и ответственности за свои действия. Пассивны. Могут избирать данную позицию ради обучения, накопления опыта и знаний, тогда это сочетается с активностью.

Формы взаимодействия с другими людьми: ученичество, ассистирование, поклонение, служение.

Избегание. Избирается лицами, ориентированными на свой внутренний мир. Эти лица ослаблены болезнью или возрастом. Они с недостаточной уверенностью в себе и своих способностях. Пассивны. Депрессивны. Созерцательны. Самодостаточны. Независимы.

Формы взаимодействия с другими людьми: уход в работу, затворничество, отшельничество.

Паритетные отношения. Избираются гармонично ориентированными лицами, которые не стремятся использовать других людей как средство для достижения своих целей, но и сами тоже не становятся в позицию ведомого.

Креативные, с адекватной Я-концепцией.

Формы взаимодействия с другими людьми: сотрудничество, партнерство, кооперация.

Каждый человек в разнообразных жизненных ситуациях прибегает к разным стратегиям взаимодействия с другими людьми, поскольку он исполняет большое количество социальных ролей, но наряду с этим существует предпочитаемая стратегия, которая наиболее соответствует его индивидуальности.

Литература

Основная.

1. Шкуратова И.П. Личность и ее жизненное пространство// Психология личности. Учебное пособие под ред. П.Н.Ермакова и В.А.Лабунской. М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.

Дополнительная.

1. Бодалев А.А. Общее и особенное в субъективном пространстве мира и факторы, которые их определяют // Мир психологии, 1999, 4, с.26-29.

2. Гримак Л.П. Гипноз в формировании здорового психологического пространства личности // Мир психологии, 1999, 4, с.81-90.

3. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. С-Пб.: Речь, 2000. - 249 с.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000. - 368 с.

5. Либин А.В. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.- 310 с.

6. Нартова-Бочавер С.К. Понятие "психологическое пространство личности" и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование, 2002, № 1.

7. Уилбер К. Никаких границ. М. 1998.

8. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. - С.1-115.

9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. -480 с.

10. Юнг К.-Г. Психологические типы С-Пб.: Ювента, 1995. - 715 с.

11. Яничев П.И. Развитие структуры переживаемого-отражаемого времени // Ежегодник РПО в 8 томах. Т.8. С-Пб: Изд-во С-ПбГУ, 2003, с.668-673.

12. Schmertz J. The Oderliness of the Psychodynamic Structuring of Personality //Psychology, A Journal of Human Behavior. 1991, vol.28, No. 2, pp.15-26.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение проблемы восприятия пространства в психологии. Основные идеи нативистов и генетистов, касающиеся этого явления - образного отражения пространственных характеристик окружающего мира, восприятия величины, формы предметов, их взаимного расположения.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Общая характеристика основных представлений о психологическом пространстве личности, их субъективность, свойства и компоненты. Анализ нарушения территориальности как основного нарушения приватности психологического пространства в юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2010

    Периодизация развития человека как субъекта труда. Факторы профессионального самоопределения личности. Социально-психологические и профессиональные "пространства" самоопределения личности. Основные ошибки и предрассудки при планировании карьеры.

    реферат , добавлен 01.04.2013

    Понятие локуса контроля в психологии. Понятие межличностного общения в психологии. Значение межличностных отношений, их качество и содержание. Психологические особенности зрелого возраста. Доминирующие стратегии психологической защиты в общении.

    диссертация , добавлен 05.09.2012

    Конфликт как социально-психологический феномен: сущность, основные виды, причины. Стратегии конфликтного взаимодействия. Акцентуации характера: понятие, типологии. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на поведение в конфликте.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Ролевая игра как форма межличностного взаимодействия. Результаты исследования типов межличностного взаимодействия у участников ролевых игр и не участвующих в играх. Воздействие на коммуникативность человека применения успешных ролевых установок.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2016

    Принципы исследования личности как субъекта жизнедеятельности по Ананьеву. Понятие жизненного пути. Переживания, рефлексивные черты характера. Сущность понятия "событие". Личностный уровень организации времени. Представления о судьбе как о жизненном пути.

    реферат , добавлен 03.01.2012

    Изучение разработанности проблемы взаимодействия людей в психологической литературе. Характеристика основных структурных компонентов общения и его основные функции. Проблема становления личности и самосознания в процессе социального взаимодействия.

    реферат , добавлен 01.10.2010

    Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Понятие, структура и главные виды межличностных взаимодействий. Психологическая характеристика периода молодости. Методические рекомендации к работе психолога по уменьшению уровня тревожности личности.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2013

    Понятие разновозрастной группы и психолого-педагогические особенности ее организации. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста. Эмпирическое изучение межличностного взаимодействия детей в разновозрастных группах сельского сада.