Конспект на тему мягкий знак. Конспект занятия «Мягкий знак

Урок на тему:

«Буква Ь - мягкий знак»

Галина Айтжанова,

учитель начальных классов

Александровской СШ

Костанайская область

Презентация (.ppt, 1.93 Mb)

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Ь, формировать умение писать букву Ь и слова с этой буквой.

закреплять понятие о букве Ь, служащей для обозначения мягкости согласных;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к родному языку и родной природе.

I. Психологический настрой:

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Посмотрите в паре друг на друга, улыбнитесь.

II. Актуализация знаний

1. - Я знаю, что вы очень любите играть. И я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

Какие буквы записаны на карточках?

На какие две группы их можно разделить?

Какие гласные буквы указывают на твердость предыдущего согласного? (о а у ы)

Какие указывают на мягкость? (и е я)

Ребята, здесь нет еще нескольких букв, обозначающих мягкость согласного звука. С одной из таких букв мы сегодня познакомимся, но пока это тайна. И эту тайну давайте попросим разгадать наших гостей.

2. Инсценировка «Мягкий знак»:

Автор: Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные (входят герои инсценировки). Буквы жили - не тужили, потому что все дружили (герои хлопают в ладоши, держатся за руки). И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить и молчала. Было этой букве очень плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Вот, например, отгадайте загадку:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

Стали буквы составлять слово ГУСЬ (герои инсценировки выстраиваются в один ряд), получается слово ГУС.

Что-то у нас не получается, - говорят буквы.

Звук [с’] в слове мягкий, а у нас он - твердый.

Звук [и] говорит:

Давайте я встану, - и быстро пристроилась в конце слова.

Но ведь у нас в отгадке гусь, а не гуси?!

Как же быть?

Что делать? Какую букву нужно позвать на помощь?

Букву Ь - мягкий знак.

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце слова.

Какое слово получилось? (гусь)

Вот оказывается, какая важная буква Ь - мягкий знак.

III. 1. Постановка учебных задач:

Как вы, ребята, думаете, какая тема сегодняшнего урока письма? (слайд 2)

Опираясь на тему, сформулируйте задачи нашего урока. Используйте слова, записанные на экране (слайд 3):

Познакомимся...

Научимся...

2. Планирование достижения цели

Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.

Посмотрите на экран (слайд 4):

Сегодня мы с вами:

научимся писать букву мягкий знак

поработаем со словами

запишем предложение

поиграем

поработаем самостоятельно

поднимемся на вершину

Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждыас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научится писать букву Ь.

V. Работа по достижению поставленных целей:

1. Установка на письмо: писать надо аккуратно, красиво,

разборчиво. Выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.

2. Анализ буквы:

сравнение печатной и письменной буквы

с написанием какой буквы схоже написание буквы Ь

конструирование буквы из проволоки

обводка буквы пальцем по проволоке

3. Подготовка пальцев рук для письма: кинезиологические упражнения

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в прописи:

Сегодня последний день зимы. Дед Мороз всю зиму рисовал для нас узоры на окнах. Давайте мы его порадуем узорами в прописи (рисование узора на стр. 23).

6. Устное объяснение написания этой буквы: начинаем работу на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо. Касаемся нижней линии, ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

образец написания на доске

письмо в воздухе

игра «Фотограф»

обводка обратной стороной ручки образца в прописи

письмо по контуру букв в прописи

самостоятельное написание 3-х букв

Посмотрите внимательно на написанные буквы, сравните с образцом и выберите ту буквы, которую вы написали лучше других, поставьте под ней точку. Припишите также правильно и красиво еще три буквы.

В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу.

VI. Закрепление изученного материала

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Прочитайте слова, записанные на экране: собака, лось, корова, кошка (слайд 5).

Сравните их по значению и найдите лишнее слово.

2. - Выполним звуковой разбор этого слова:

произнесите это слово шепотом, послушайте себя

в паре выложите звуковую схему этого слова

анализ выполненного задания:

какой первый звук в этом слове, второй, третий

сверьте схему с образцом (слайд 6)

Звукобуквенный анализ (слайд 7)

Какая буква дает команду согласному: «Читайся мягко»?

Сколько звуков в слове лось?

Сколько букв?

Почему букв больше, чем звуков?

5. Запись слова ЛОСЬ в прописи

Какая буква помогла вам обозначить на письме мягкость предыдущего согласного?

6. Работа над развитием связной речи:

Что вы знаете об этом животном? (слайд 8)

7. Минутка чтения по прописи: чтение слов с мягким знаком на конце.

Какое из этих слов подходит к звуковой схеме слова (слайд 9)

Придумайте еще слова, соответствующие нашей схеме.

8. Запись слов КОНЬ по образцу прописи, запись слова РЫСЬ под диктовку. Самооценка (фонарик на второй ступени маршрутного листа).

9. Слайд 10

Скажите, что зимой страшнее животным: холод или голод?

Как люди помогают перезимовать диким животным?

Чтение сообщений детьми.

10. Семантика слова СОЛЬ: соль - пищевая добавка, полезное ископаемое, нота в музыке (слайд 11).

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Прочитайте предложение в прописи: Лось лизал соль.

Назовите слова с мягким знаком.

Сколько слов в предложении.

Какое первое слово, второе, третье?

Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

Выполнение работы по выбору: записать предложение по памяти или списать его с прописи.

При помощи какой буквы на письме мы показали мягкость последнего согласного звука?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЬЮ БУКВЫ Ь

Мягкий знак указывает не только на мягкость согласного, но и меняет значения слов, если он появляется или исчезает в словах. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком вы станете волшебниками и будете превращать одни слова в другие.

1. Дидактическая игра «Превращение слов»:

Озорной мягкий знак убежал из слов тронь, брать и превратил их в новые слова. Назовите какие. Как вы понимаете значение слова трон (слайд 12)?

Мягкий знак бежит к словам мел, вес.

Допишите Ь в слова мел и вес, какие слова получились.

Что иногда происходит со словами при появлении или исчезновении мягкого знака?

2. Дидактическая игра «Один - много»:лоси - окуни -

звери - лини -

кони - рыси -

3. Самооценка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Мальчики записывают слова, обозначающие названия рыб, девочки записывают слова, не обозначающие названия рыб.

Подчеркните букву в конце записанных слов.

Пришла пора подняться на последнюю ступеньку нашего пути.

Поднимите руку у кого фонарики горят на верхней и средней линейке.

Кто же ждет нас на последней ступеньке?

Чему улыбается Ь?

Вспомните тему нашего урока и закончите мою фразу:

мы познакомились...

мы научились...

мы узнали...

Стихотворение «Мягкий знак»:

Мягкий знак - хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?Это буква - мягкий знак!

Цель: формировать умение соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака .

Оборудование: индивидуальный дидактический материал, плакат с правилами написания разделительного мягкого знака, сигнальные карточки – красного, синего, зеленого цвета (для каждого ученика).

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Логопед. Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слова конь, день ? (Мягко). Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька . Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)

Логопед сообщает ученикам цель занятия, вывешивает на доску плакат с правилами написания разделительного мягкого знака , напоминает правило: разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, разделяя их; слова с разделительным мягким знаком переносятся так:вью-га, пла-тье.

Логопед. Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно, семя).

Записывается на доске слово СЕМЯ.

Логопед. Послушайте еще раз загадку.

Логопед повторно читает загадку.

Какое слово по произношению сходно со словом СЕМЯ?

Доскажите словечко:

Папа, мама, братик, я –

У нас дружная … (семья) .

Ученики. Слова СЕМЯ и СЕМЬЯ сходны по произношению.

Логопед. Чем различаются эти слова по произношению? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным?

Ученики. Следует написать мягкий знак.

Логопед. Напишите слово СЕМЬЯ. Какая разница между словами СЕМЬЯ и СЕМЯ по смыслу? (Учащиеся отвечают.)

Сравните на слух предложения:

В каком слове нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?

Ученики. В слове ПОЛЬЮ после мягкого согласного звука [л, ] слышится [й, у], а не [у], как в слове ПОЛЮ.

Логопед. Запишите предложения:

Я полю грядку. Я полью грядку.

Какая разница по смыслу между словами ПОЛЬЮ и ПОЛЮ? (Учащиеся отвечают.)

Логопед раздает ученикам индивидуальный дидактический материал, они по очереди читают и выполняют задания.

Задание 1. Напиши слова в следующем порядке:

— с мягким знаком в середине (смягчение);

— с мягким знаком в середине (разделение);

— с мягким знаком на конце

Слова: жил..ё, пис..мо, начал..ство, ненаст..е, насчаст..е, здоров..е, мыш.., ноч.., казн.., тюл..пан, печ.., рыс.., гвозд.., гус.., сем..я.

Задание 2. Придумай и запиши предложения по картинкам.

Задание 3. Угадай и подпиши, чья мордочка изображена на картинках.

3. Итог занятия

ОБОБЩЕНИЕ – вывод по вопросам:

Логопед. Что показывает разделительный мягкий знак? После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?

Ученики повторяют правило, опираясь на плакат.

ЗАДАНИЕ на развитие звукового анализа и синтеза «Покажите звук сигналом».

Логопед раздает ученикам сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета.

Логопед. Покажите сигнальной карточкой, какой звук слышится в слове.

Логопед произносит слово, а ученики, в зависимости от того, какой звук – гласный или согласный – присутствует в начале слова, поднимают сигнальную карточку (или не поднимают).

При выделении гласных звуков в начале слова поднимают красные карточки, при выделении твердых и мягких согласных – синие и зеленые.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и поднимал карточку только в нужной ситуации.

Разработка открытого логопедического подгруппового занятия по теме «Мягкий знак -показатель мягкости. Разделительный мягкий знак.» Этот урок был дан в рамках областного семинара-практикума для логопедов и учителей-логопедов г. Курска и Курской области по теме «Коррекционно-логопедическая работа по устранению дисграфии и дислексии».

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи.

Тема занятия:
«Мягкий знак – показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак».

Цели:

  • формировать представление о различных функциях мягкого знака и разделительного мягкого знака;
  • формировать приём мышления по определению написания разделительного мягкого знака и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного;
  • формировать у детей правильное представление об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать умение находить в тексте слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать устную и письменную речь.

Задачи:

  • научить детей правильному произношению слогов и слов с разделительным мягким знаком;
  • формировать у учащихся фонематическое восприятие на слоги и слова с разделительным мягким знаком;
  • развивать умение находить слоги и слова с мягким знаком – показателем мягкости и разделительным;
  • формировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным мягким знаком;
  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, группировать;
  • воспитывать эмоциональные оттенки на увиденное и услышанное, интерес к русскому языку;
  • обогащать словарный запас учеников;
  • формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнёра, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно- гигиенические навыки.

Оборудование:

  • мультимедийная установка (проектор, экран), индивидуальная рабочая тетрадь, ручки, цветные карандаши, карточки с заданиями для индивидуальной работы, перфокарты, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнёмся друг другу и обменяемся хорошим настроением.

Присядет тот, кто назовёт последний звук мягко в данных словах:

Кон – конь
хор — хорь
Угол – уголь
мел — мель
Ест – есть
брат — брать
Ел – ель

А что помогло изменить эти слова? (Мягкий знак)

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
но в слово часто просится.

Что вы можете сказать об этом мягком знаке? (Звука не обозначает. Может занимать место в середине слова или на конце слова. Показывает, что согласный перед ним произносится мягко.)

Ребята, какие времена года вы знаете?

Сколько месяцев в каждом времени года?

А в году?

Как называется время года, о котором говорится:

Снежок порхает, кружится на улице бело.
И превратились лужицы в прозрачное стекло.

Какие месяцы относятся к этому времени года?

(декабрь, январь, февраль)

Какую букву надо написать на конце этих слов? (слайд)

Проверка. (слайд)

Ребята, а вам нравится зимушка-зима?

Почему? (ответы детей: мне нравится зима, потому что можно кататься на лыжах, санках, коньках, играть в снежки, лепить снеговиков и т.д.)

2. Объяснение нового материала.

Посмотрите на слайд и прочитайте слова (КОНЬКИ, МЕТЕЛЬ, ВЬЮГА) что их объединяет в одну группу. Сколько букв и звуков в этих словах7

Коньки -6 б., 5 зв.
Метель – 6 б., 5 зв.
Вьюга – 5 б., 5 зв.

А почему? Может кто-то знает из вас. Давайте проверим и докажем это.

Посмотрите и прочитайте звук (ль) графически кружок зелёный;

Слог – ЛЯ графически кружок зелёный и красный.

А вот теперь внимание пришёл мягкий знак. Он разорвал, потеснил, отделил, вклинился, разъединил слог ЛЯ. Можно назвать его – разрывательный, потеснительный, отделительный, вклинительный, разъединительный. Всё это синонимы (близкие по значению слова), но правильно он называется – РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК. Теперь я думаю, что вы можете определить тему нашего занятия (речь пойдёт о разделительном мягком знаке).

Что он разделяет? Где его место в слове.

На этот вопрос мы попробуем дать ответ на нашем занятии.

Среди буквосочетаний, произнесите только с разделительным мягким знаком? (слайд)

(ТЬЯ, БЬЮ, ЛЬЮ, ВЬЯ, ВЬИ, ЖЬЕ)

Какой дополнительный звук появляется в названных словах? (Й)

Откуда он берётся? (Гласные второго ряда после разделительного знака распадаются на два звука один из которых звук Й (слайд)

Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака в слове? (ДА)

Повторите ЛЯ – ЛЬЯ, как произнесли первый слог – вместе, слитно (посмотрите в зеркало)

А теперь слог ЛЬЯ (как произнесли слитно или раздельно), получилось отдельно, образовалась преграда звук Й, на губах улыбка.

Давайте проверим внимательные глазки.

(Чтение таблиц, таблицы на доске)

Сначала читаем вместе, а потом по очереди (если будет получаться).

  • Ви-вьи мя-мья рё-рьё
  • Ря-рья тё-тьё де-дье
  • Ня-нья сё-сьё пи-пьи
  • Тю-тью би-бьи тя-тья
  • Ме- мье ти-тьи ся-сья
  • Фи-фьи ди-дьи зя-зья
  • Чи-чьи рю-рью ля-лья
  • Пя-пья зе-зье ке-кье и т.д.

Ребята, я думаю, что вы можете ответить, что разделяет мягкий знак?

Где его место в слове?

Закрепить нам это поможет правило стихотворение (слайд).

Слева от меня – согласный,
Справа – Е,Ё,И,Ю,Я.
Чтобы не было слиянья,
разделил их ловко я.

3. Физминутка.

(бросаю мяч ученику называя слоги…)

1.​ «Добавь разделительный мягкий знак»:

Зя-зья, бе-бье, ря-рья, чи-чьи, ся-сья, лю-лью

2.​ «Убери разделительный мягкий знак»:

Лья-ля, сью-сю, тьё-тё, нья-ня, рье-ре, бьи-би

4. Закрепление.

А) Игра «Один – много» (слайд).

Задание для детей записано в тетради.

Запишите через чёрточку слова во множественном числе. Разделительный мягкий знак подчеркните.

Друг-
Перо-
Дерево-
Крыло-
Лист-
Воробей-

Б) Измените по образцу (слайд) устно.

  • Юра – Юрьевич, Юрьевна.
  • Илья – Ильич, Ильинична.
  • Валера – Валерьевич, Валерьевна.
  • Василий – Васильевич, Васильевна.

А теперь выполните задание по карточке. (по образцу)

  • Соня-Софья
  • Даша-
  • Таня-
  • Илюша-
  • Луша-

Закончили. Карточку отложите. Давайте проверим.

Какое было затруднение (имя Луша).

Ребята, это имя уже устарело и в обычной жизни это имя не употребляется. Но в русских сказках это имя звучало часто (Лушенька — душенька, а полное имя будет Лукерья, правда звучит красиво!). Запишите теперь это имя у себя в тетради.

В) Нужно ли писать букву ь знак в этих словах.(слайд) УСТНО.

Рыс_, ал_бом, дел_фин, плат_е, тен_, друз_я

Что вы скажете?

Ь – показатель мягкости
Ь – разделительный

Г) Запишите слова, разделив их на две группы (слайд).

Счастье, пальто, день, семья, учитель, льёт, сильный, деньки

Кто уверен, что правильно написал слова — поставьте знак уверенности (!).

А кто сомневается, знак сомнения (?).

5. Итог занятия.

Возьмите перфокарты.

Я буду называть по три слова. Там где есть разделительный мягкий знак вы будете ставить «плюс», где нет «минус».

1) + + + гостья, вьюга, льёт

2) + — - счастье, гость, снег

3) + + + оладьи, платье, семья

4) — - + медведь, голубь, вьюга

5) + + + веселье, житьё, гроздья

Соедините все плюсы линией. Какую цифру вы увидели? Поднимите руки, у кого получилась «пятёрка».

6. Рефлексия. (слайд)

Выберите для себя одно из утверждений:

Сегодня на занятии я понял (а) …

Сегодня на занятии я узнал (а) …

На занятии мне было интересно …

На занятии я научился (ась) …

Всем спасибо. Поблагодарите себя. А я благодарю вас. (Возьмите из сундучка сладкий приз). Занятие окончено.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9

Конспект урока по русскому языку

в 1 классе по теме «Буква мягкий знак.

Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»

Разработала: Галашова Татьяна Анатольевна,

учитель начальных классов

Цели:

Обучающие: 1. Создать условия для формирования понятия « мягкий знак», показать особенность этой буквы.

2. Показать роль Ь в словах.

3. Учить писать букву Ь.

5. Совершенствовать технику чтения.

6. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.

Воспитывающие: 1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

3. Воспитывать патриотические чувства.

Развивающие: 1. Развивать фонематический слух, внимание, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

2. Развивать речь, обогащать словарь.

3. Развивать познавательный интерес путем привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.

Здоровьесберегающие: создать для учащихся благоприятные условия на уроке.

Дидактический материал: учебник «Азбука»; прописи «Мои волшебные пальчики»; предметные картинки с изображениями животных и растений; слоговые карточки; кружки красного, синего, зеленого цвета; звездочки красного, желтого, оранжевого, синего цвета; презентация « Московский Кремль»; иллюстрации города Москвы.

Технические средства: компьютер.

Ход урока.

I . Мотивация к учебной деятельности.

Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу подведем,

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем.

II . Актуализация знаний.

Индивидуальная работа:

    составить схемы слов (жираф, яблоня);

    распределить предметные картинки по группам: флора, фауна;

    работа с карточками.

Фронтальная работа:

Ребята, послушайте стихотворение и скажите: Почему учитель был удивлен?

Пришел из школы Лев Кузьмич,

Стал проверять тетрадки,

И целый вечер Лев Кузьмич

Отгадывал загадки.

Он долго думал, например,

Раскрыв тетрадку Тани,

Что это значит: «Музыкант

Играет на баране?»

Ах, неужели гвозди

Вбивают… молоком? (Написано у Кости о чуде о таком).

А кто-то тяпкой вытер стол!

(Ах, неужели тяпкой?)

А кто-то красит каской пол!

(Напрасно! Лучше – шапкой).

А кто-то пишет: «Наш каток –

Такой хороший, гадкий…»

Ай, ай, - промолвил педагог

И отложил тетрадки…

Какую ошибку допустили ребята в своих работах? Давайте проведем орфографическую разминку.

Вдоме жыли кот прошка и собака жучка кот спит на лафке жучка грызот косточки

(Ученики исправляют ошибки).

Назовите мягкие согласные. Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных? (И, Я, Е, Ё, Ю)

III . Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

    Тему сегодняшнего урока вы узнаете, выполнив несколько заданий.

    Отгадайте загадку:

Я копытами стучу, стучу,

Я скачу, скачу.

Грива вьётся на ветру (конь). (Прикрепить предметную картинку).

Составьте схему этого слова.

Как на письме обозначают звуки? (Буквами).

Какой буквой обозначим первый звук? (Буквой – к).

Какой буквой обозначим второй звук? (Буквой – о).

Какой буквой обозначим третий звук? (Буквой – н).

Какое слово получилось? (Кон).

Что это слово обозначает? Послушайте, что написано в толковом словаре. Кон – 1. место, куда в игре надо попасть при броске, а также место, куда в азартных играх кладётся ставка; 2. – в некоторых играх отдельная партия.

Это слово соответствует схеме и предметной картинке?

Вспомните, какие буквы показывают, что согласный мягкий?

Какую из названных букв мы можем использовать?

(Учащиеся могут предложить разные варианты).

Чтобы обозначить мягкость согласного люди придумали букву Ь.

Куда её нужно поставить в схему? Под каким кружком?

Эта буква никакого звука не обозначает. Она показывает, что согласный мягкий.

Итак, кто догадался какая тема урока?

- Тема урока : Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

IV . Развитие умений – применение знания.

Ребята, давайте подготовим руки к письму. Ф/минутка для рук.

Показ написания буквы. Я рисую мягкий знак – нежной капелькой – вот так – Ь.

Пропишите первую строчку.

Посмотрите на вторую строчку. Почему вам предлагается прописать букву – Ы?

Пропишите вторую строчку.

Третья и четвертая строчки помогут вам научиться соединять эту букву с другими буквами.

А вы знаете, что Ь – фокусник.

Смотрите: мел – мель

ель – ел

Найдите в прописях ещё пары слов. Что меняется, когда на конце слова появляется Ь? (Был – быль, пыл – пыль, кон – конь, угол – уголь).

А в каком слове больше звуков?

Прочитайте 2 столбик. Найдите слово, в котором 2 слога. Почему вы выбрали это слово? Отметьте гласные карандашом красного цвета.

А какого цвета кружок под буквой, которая стоит перед Ь?

Какого цвета кружок будет под мягким знаком?

Под мягким знаком поставьте значок ×.

Напишите слова, в которых есть мягкий знак.

Ф/минутка.

Учитель показывает слоговые карточки, дети читают и, в зависимости от согласного, выполняют движения.

Если в слоге согласный мягкий – приседают.

Если согласный твердый – руки кладут на пояс.

Посмотрите на доску. Какие картинки выберете по теме нашего урока? (Лось, медведь)

Как можно назвать эти предметы одним словом? (Зверь)

Составьте звукобуквенную схему этого слова.

Из прочитанных на ф/минутке слогов выберите слог, который можно добавить к слову, чтобы получилось слово с уменьшительно-ласкательным значением и в форме множественного числа. (Зверьки).

Что нужно добавить в схему?

Где теперь находится Ь?

Прочитайте слова в прописи. Как получили вторые слова? (Окунь – окуньки, пень – пеньки, день – деньки).

Что изменилось в значении слова?

Прежде, чем писать пары слов, посмотрите, как соединяются Ь и другие буквы.

Прочитайте слова в следующей строке. Что можно о них сказать? Какое задание нужно выполнить? Напишите предложение, изменив его.

Работа с Азбукой.

Прочитайте на доске ключевые слова к тексту: Кремль, Красная площадь.

Прочитайте в Азбуке слова, которых нет на доске.

Чтение текста учащимися вслух по смысловым частям.

Вопросы после чтения текста:

    Чем любуются взрослые и дети?

    Сколько лет Москве?

    Из чего были сделаны стены Кремля?

    Как выглядит современный Кремль?

    Какая самая старая башня Кремля?

    Какая самая красивая?

    Зачем в Москве нужен был Царь-колокол и Царь-пушка?

    Где находится Красная площадь?

    Почему дорог каждому жителю России Кремль и Красная площадь?

А сейчас вы посмотрите презентацию о Московском Кремле.

V . Домашнее задание.

Кремль – это ещё не вся Москва. Многие площади, улицы Москвы хранят историю в своих названиях. Этот текст вы прочитаете дома и подготовите рассказ об улицах Москвы.

В прописи осталось несколько ненаписанных слов, выполните к ним звукобуквенные схемы.

VI . Итог.

Какая была тема?

Какое открытие сделали?

Какое задание было самым интересным?

YII . Рефлексия.

Вы очень хорошо работали на уроке. Сейчас вас ждет сюрприз: Ь в вашу честь и с вашей помощью устраивает салют. В коробке лежат залпы нашего салюта (звездочки). Они разноцветные. Каждый из вас может взять только один залп. Оцените свою работу на уроке. Если вам легко было выполнять все задания, выберите зеленые звездочки. Если было трудно – красные звездочки. Если испытывали небольшие затруднения – жёлтые. Прикрепите выбранные звездочки над иллюстрацией «Красная площадь».