Этические правила профессионального поведения судьи. Основы профессиональной судейской этики

В результате освоения материала данной главы студент должен:

знать

  • основные понятия, категории и инструменты регулирования в сфере профессиональной судейской этики и психологии судьи;
  • содержание кодекса судейской этики.

уметь

  • применять нормы и принципы кодекса судейской этики к конкретным ситуациям;
  • выявлять факторы и условия, ведущие к профессиональной деформации личности юриста;

владеть

  • способами этически позитивного разрешения проблем, возникающих в профессиональной и внеслужебной деятельности судьи;
  • современными методами юридической психологии, облегчающими исполнение судьей своих профессиональных обязанностей.

Нормативные основания этического регулирования поведения судьи

Этика судьи – вид профессиональной этики юриста; характеризует совокупность этических требований, предъявляемых обществом к этой профессии, и, соответственно, самим профессиональным сообществом к своим членам; специфические нормы и принципы, регулирующие поведение судьи во всех сферах его жизни и деятельности.

Этика судьи – это важная составляющая, вне которой не может быть реализована сама судебная деятельность, поскольку ее основу образует сложившаяся на данный момент и до некоторой степени устоявшаяся система правовых и нравственных требований. Особенность этики судьи состоит в том, что нормы и принципы, ее образующие, общеобязательны к исполнению для всех судей – от Верховного Суда РФ до мировых судей. Исполнение этих требований сохраняет значимость и для судей, находящихся в отставке.

В настоящее время ядро правового регулирования в судебной сфере образуют Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-ФЗ "О статусе сулей в Российской Федерации". Говоря о действии норм профессиональной этики, следует иметь в виду их сопряженность, взаимодействие с нормами законодательства, их взаимодополняемость. Некоторые наиболее важные этические принципы современного правосудия даже находят соответствующее отражение и закрепление в законодательстве. Основные различия, присущие этим способам регулирования, могут быть представлены следующим образом (рис. 8.1).

Рис. 8.1.

В реальной практике деятельности судей правовые и этические требования тесно переплетены и имеют взаимодополняющий характер. Это не исключает возможности определенного расхождения и даже конфликта между данными способами воздействия на поведение судьи. Нельзя забывать о том, что правовое регулирование в первую очередь решает практические вопросы, связанные с эффективностью осуществления правосудия. Сфера же судейской этики основывается на нормах и ценностях, выработанных профессиональным сообществом судей и отражающих некоторое идеальное представление о назначении этого института. Также немаловажную роль играет давление извне, оказываемое общественным мнением, СМИ, нравственно-психологической обстановкой в обществе.

При выработке норм и принципов профессиональной судейской этики существенную роль играют документы, в разные годы принимавшиеся международными организациями, членство в которых имеет и Россия. К их числу относятся такие документы, как:

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (приняты VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 г., и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООП 40/32 от 29 ноября 1989 г.);

  • – Европейская хартия о законе "О статусе судей" (принята на многосторонней встрече, организованной Советом Европы и состоявшейся в Страсбурге 8–10 июля 1998 г.);
  • – Бангалорские принципы поведения судей (утверждены международным совещанием судей в Гааге 26 ноября 2002 г. и одобрены резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН, от 15 февраля 2006 г.).

Значение перечисленных международных документов состоит в том, что они содержат этические стандарты судейской деятельности, что находит формально-юридическое отражение в законодательстве, а главным образом – в кодексах судейской этики. Два первых из числа названных документов адресованы главным образом законодателям стран, поддержавших их принятие, тогда как последний документ разработан представителями международного судейского сообщества и должен быть использован при разработке этических кодексов, регулирующих профессиональную судейскую деятельность. Особенность стандартов проявляется в указании на универсальные этические принципы, действие которых распространяется практически на любые стороны современного судопроизводства. Благодаря наличию принципов становится возможным выделить этические нормы, регулирующие поведение судьи применительно к конкретной ситуации. Принципы имеют общезначимый характер для любого юриста, однако именно в деятельности по отправлению правосудия они наделяются особым смыслом и содержанием. Бангалорские принципы поведения судей включают следующие основные установления:

  • независимость как предпосылка обеспечения правопорядка и основная гарантия справедливого разрешения дела в суде;
  • объективность как условие доверия граждан к судье и системе судопроизводства в целом;
  • честность и неподкупность как условие надлежащего исполнения судьей своих обязанностей;
  • соблюдение этических норм как неотъемлемый компонент профессиональной деятельности судьи и его поведения во внеслужебной сфере;
  • обеспечение равенства сторон, участвующих в процессе, как условие справедливого и беспристрастного рассмотрения дела в суде;
  • компетентность и старательность как условия, в которых находят закрепление требования, обращенные непосредственно к личностным качествам судьи.

Показательно, что действующий Кодекс судейской этики (утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.) говорит о том, что "соблюдение Кодекса судейской этики должно быть внутренним убеждением судьи, правилом его жизни, должно способствовать укреплению доверия общества к судебной системе, его уверенности в том, что правосудие осуществляется компетентно, независимо, беспристрастно и справедливо" (ч. 3 ст. 4). Кодекс судейской этики содержит гл. 3 "Принципы и правила профессионального поведения судьи". К числу основополагающих отнесены принципы объективности и беспристрастности, равенства, компетентности и добросовестности (ст. 8–11). Здесь же формулируются основные правила, которых должны придерживаться судьи, имеющие организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, и нормы, которых судья должен придерживаться во взаимоотношениях со средствами массовой информации. В особую главу (гл. 4) выделены принципы и правила поведения судьи во внесудебной деятельности.

В то же время следует отметить, что всякий принцип в силу объективно присущей ему универсальности столь же абстрактен в формулировании этических требований. Поэтому он неизбежно нуждается в соответствующей интерпретации, что может быть обеспечено средствами юридической герменевтики . На деле механизм обоснования этических принципов, имеющих общезначимый характер при осуществлении правосудия, сегодня практически не востребован. Нередко имеет место декларативное провозглашение традиционного набора принципов без обращения к их смыслу и содержанию . Между тем этические "категории хоть и абстрактные, но у них живейшие основы" . Их приложение как к основополагающим принципам правосудия, так и к сфере судейской этики продолжает оставаться актуальной задачей.

Итак, выше установлено, что этика судьи – это прежде всего система нравственных установлений, основу которых составляют этические принципы. Наличие принципов, отражающих в своем содержании саму идею правосудия, делает возможным формулирование конкретных требований, обращенных к личности и поведению судьи. Ее структура условно может быть подразделена на нравственные качества и свойства, которыми должен обладать судья; этические принципы, нормы и правила, регулирующие различные аспекты его поведения в сфере профессиональной и внеслужебной деятельности. Также следует особо выделить блок проблем, связанных с тем, как и насколько полно реализуются эти нормы в поступках и поведении конкретных судей. Отдельная тема – это наличие эффективного механизма контроля за поведением и применения мер дисциплинарного воздействия.

  • См.: Малинова И. П. Интерпретационная деятельность в праве (методологические основания и систематизация) // Российский юридический журнал. 2011. № 1.
  • См.: Панкратов В. В.

Вопросы уголовного права

К ПОНЯТИЯМ «СУДЕБНАЯ ЭТИКА» И «СУДЕЙСКАЯ ЭТИКА»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© Иванова Л. А., 2015

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В статье анализируется соотношение понятий «судебная этика» и «судейская этика». Дается краткий исторический очерк этих понятий. Судебная и судейская этика как разновидности этики прикладной и профессиональной соответственно существуют параллельно друг другу, пересекаясь на основании тесного и постоянного взаимодействия предметов их регулирования, а также в качестве структурных элементов друг друга.

Ключевые слова: судебная этика; судейская этика; профессиональная этика юриста; судебная власть.

Правосудие является наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов, защиты прав и свобод граждан, интересов гражданского общества и государства. Право на справедливое судебное разбирательство признается за каждым человеком и гражданином. Статья 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: «Каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».

Аналогичное право провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ст. 10), а также закреплено в ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Закрепление в ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей и самостоятельности судебной власти наряду с властями законодательной и исполнительной создает нормативную и идейную базу для формирования нравственных требований к представителям судебной власти. Судебная власть, действующая в сфере социальных и межличностных конфликтов, должна отвечать

высоким нравственным стандартам, оправдывать ожидания общества. Законодательство о суде и судопроизводстве наполнено нравственным содержанием, служит защите нравственных ценностей .

Актуальность исследования феномена судебной этики в современной России определяется необходимостью построения в нашей стране гражданского общества, создания системы справедливого судопроизводства. Принятие кодекса судейской этики - закономерный шаг в развитии судебной реформы, поскольку суд, как справедливо отметил президент России В. В. Путин на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г., выступает «важнейшим государственным институтом, где вершатся судьбы миллионов людей, потому предвзятость и нарушение этических норм - это не только личное фиаско и позор для конкретного судьи, но и подрыв доверия граждан к судебной системе в целом, к государственной власти и государству» . Высокая гражданская миссия всех судей, подчеркнул глава государства, проявляется в объективности и беспристрастности, в умении учитывать тончайшие нюансы рассматриваемых дел, за сухой правовой нормой всегда видеть конкретного человека.

Проблема этичности судебной деятельности особо актуальна в настоящее время в связи с имеющим место, к сожалению,

дефицитом нравственности в поведении сторон и некоторых судей, что обусловлено рядом причин, связанных с экономической дестабилизацией в обществе, снижением уровня жизни населения, недостаточной обеспеченностью статуса судьи гарантиями его реальной независимости, например от влияния СМИ, затянувшейся правовой реформой и несогласованным законодательством и др. .

Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки. Соблюдение этических правил необходимо как для общества, так и для судебной системы. Только качественное, справедливое, объективное, гуманное, компетентное, совершаемое в разумные сроки правосудие способно эффективно защитить человека, его права и законные интересы.

Доверие к суду формируется рядом факторов: культурой общества, позицией средств массовой информации, деятельностью суда, качеством законодательства и другими обстоятельствами. Уверенность в правосудии, вера в справедливость являются абстрактными категориями до тех пор, пока гражданин лично не обратится за помощью в суд. Грубое, неэтичное, некорректное поведение отдельных судей и служащих судов приводит к тому, что подрывается доверие к суду. Порой у гражданина наступает отчаяние или иные отрицательные эмоции. Такие ситуации, безусловно, недопустимы.

Одна из главных задач правосудия и каждого судьи - оправдать ожидания граждан и других лиц, эффективно защитить их права и интересы. В своей деятельности суд должен исходить не только из норм закона, но и из нравственных начал. Этичное поведение должно стать неотъемлемой частью поведения всех без исключения судей, руководителей и работников аппарата суда.

Судебная этика представляет собой совокупность нравственных идеалов, принципов и норм осуществления правосудия. Все это определяет моральное содержание деятельности участников судопроизводства. Накопленный опыт этической регуляции деятельности судей и иных участников судебного процесса должен способствовать «развитию истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопо-

рядка» . Судья обязан следовать в своей повседневной деятельности не только нормам закона, но и прислушиваться к внутреннему голосу разума, не отступая при этом от безусловных и вечных этических стандартов и принципов поведения. При изучении моральных основ судопроизводства необходимо перенести центр тяжести учения о суде с хода процесса на этическую деятельность судьи во всех ее проявлениях.

Авторство термина «судебная этика» принадлежит А. Ф. Кони. В 1901 г. он написал вступительную лекцию к читавшемуся им в Александровском лицее учебному курсу, которая впоследствии получила название «Нравственные начала в уголовном процессе (общие черты судебной этики), а в 1902 г. была опубликована в «Журнале Министерства юстиции». Некоторые авторские добавления и развитие мысли применительно к постановке проблемы также обнаруживаются в другом докладе А. Ф. Кони - «Общие черты судебной этики», с которым он выступил на заседании Московского психологического общества 22 декабря 1901 г.

А. Ф. Кони обосновал точку зрения, согласно которой значение судебной этики может выявляться в таких аспектах, как: а) свод определенных норм, принципов, правил, регулирующих профессиональную деятельность в сфере права; б) живая практика и отношения, объективно складывающиеся между участниками судопроизводства; в) научная дисциплина, делающая этический аспект профессиональных требований и их применение предметом своего изучения; г) специальный учебный предмет, выступающий в качестве неотъемлемого элемента общей подготовки будущих юристов .

Несмотря на достаточно солидный стаж использования этого понятия в юридической теории и практике, отношение к нему продолжает оставаться неоднозначным.

В истории становления и развития судебной этики выделяют две традиции: западноевропейскую и отечественную, для каждой из которых характерны определенные этапы.

История зарождения и развития судебной этики в Западной Европе включает три этапа. Первый этап - начальный (V в. до н. э. - VI в. н. э.) - характеризуется зарождением коренных начал правосудия (гласность, устность, непосредственность судебного разбирательства и свободная оценка доказа-

тельств, основанная на внутреннем убеждении судьи). Представлен в творчестве Аристотеля, Боэция, А. Геллия, Платона, Сократа, Юстиниана Великого.

Второй этап - средний (середина XVII - середина XX в.), в рамках которого суд совести рассматривался как морально-этическая, нравственная составляющая судопроизводства, при этом подчеркивались ее независимость, беспристрастность и объективность. Отражен в работах Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта.

Третий этап - современный (с середины XX в. по настоящее время), на протяжении которого судебная этика сохранила и развила основные принципы осуществления правосудия, зародившиеся еще в эпоху Античности. Основные представители: Х. Арендт, М. Фуко, К. Шмитт, Л. Штраус.

История развития отечественной судебной этики также включает три этапа. Первый - дореволюционный (конец XVIII в. - 1917 г.), где впервые нашли свое отражение нормы и правила судебной этики. Представлен в Именном указе «Об удержании судей и чиновников от лихоимства» (1762 г.), двух частях «Учреждений для управления Губерний Всероссийской Империи» (1775 г. и 1780 г.) и судебных уставах (1864 г.): «Уставе гражданского судопроизводства (дополненном законоположением 1866 г. «Об охранительном судопроизводстве»)», «Уставе уголовного судопроизводства», «Учреждении судебных установлений», «Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Мнении Государственного Совета, высочайше утвержденном 2 октября 1865 г.».

Второй этап - советский (1917-1991 гг.) - характеризуется полным подчинением норм и принципов судебной этики нуждам советского государства; судебная этика играет важную роль в политической пропаганде советской агитационной машины.

Третий - постсоветский, или современный этап развития отечественной судебной этики (конец XX - начало XXI в.), укрепил значение судебной этики, выведя ее на новый этап развития и оградив от влияния государства, закрепил новые нормы и принципы поведения судей. Представлен «Кодексом чести судьи Российской Федерации» (1993 г.), «Кодексом судейской этики» (2004 г.) и новым «Кодексом судейской этики» (2012 г.) .

Проблемы статуса судей, их нравственных качеств, судейской этики в целом в

настоящее время имеют особую актуальность. Эти проблемы актуальны не только для России. Международное сообщество уделяет им не меньшее внимание. Об этом можно судить хотя бы по основным международным правовым актам последних лет. В 1985 г. Генеральная ассамблея ООН одобряет «Основные принципы независимости судебных органов». В 1993 г. Европейская ассоциация судей принимает «Статус европейского судьи». В 1994 г. Комитет министров государств - членов Совета Европы принимает рекомендацию № И (94) 12 по независимости, эффективности и роли судей. В 1998 г. участниками многостороннего семинара по закону о статусе судей в Европе, организованного Советом Европы 8-10 июля, принимается «Европейская хартия о статусе судей». В 2002 г. в Гааге правозащитной группой принимается Кодекс поведения судей (Бан-галорский проект). В 2001-2003 гг. над проблемами выработки и формулирования этических принципов и правил для судей активно работал Консультативный совет европейских судей .

Однако при всей важности международного внимания к проблемам судейской этики считается, что судейская этика является все-таки национальным делом. Общие требования, предъявляемые к судейской этике и регулируемые упомянутыми международными документами, должны дополняться и дополняются особенными детальными требованиями, которые обусловлены национальными факторами и оценками. Исторический опыт того или иного народа, его менталитет, безусловно, приводят к тому, что та или иная обязанность, налагаемая на судью, подчеркивается и конкретизируется в одном государстве сильнее, чем в другом.

Этика судьи не является для России, чем-то новым, необычным, внесенным в наше общество западными ветрами перемен в последнее десятилетие. Вопросы профессиональной этики судьи со времени судебной реформы 1864 года постоянно привлекали внимание отечественных правоведов, философов и социологов.

Вместе с тем профессиональная деятельность судьи, работников аппарата суда (помощника судьи, секретаря суда, секретаря судебного заседания, ведущих специалистов, специалистов) в свою очередь несколько отличается от деятельности сле-

дователя, прокурора, адвоката. Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. В деятельности судьи реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Поэтому главным в судейской этике является личность судьи и в рамках юридической этики целесообразно выделить судейскую этику.

В юридической литературе можно встретить термины «судебная этика» и «судейская этика». По нашему мнению, эти понятия не тождественны. В своем диссертационном исследовании канд. филос. наук А. А. Черевко раскрывает содержание этих терминов, анализирует их соотношение, выделяет и характеризует предмет и задачи судебной этики, очень четко и понятно излагает точки зрения различных ученых на эти понятия. Свое исследование судебной этики как этики прикладной и его соотношения с судейской (профессиональной) этикой соискатель начинает с утверждения А. А. Гусейнова о неразрывности данных феноменов.

В. Н. Назаров справедливо отмечает, что «среди специалистов в прикладной этике нет единого мнения о ее предмете, методе, структуре и содержании, не существует также общепринятых представлений о соотношении прикладной и профессиональной этики» .

Профессиональная этика имеет характерные черты, подвержена корпоративным интересам и обусловлена культурой той профессиональной деятельности, которую она регулирует. Профессиональная этика судьи - судейская этика - отличается тесным переплетением морально-этических и правовых норм, регламентирующих процесс отправления правосудия.

Являясь областью этического знания, прикладная этика изучает практические моральные проблемы, ее содержание составляет то, что может и должно существовать благодаря нашим поступкам, поведению, нашим ответственным и сознательным усилиям (конкретные поступки как неповторимые и своеобразные проявления осознанной воли индивида, не поддающиеся расчету). Данная характеристика поступка до момента изучения его прикладной этикой ни разу не была

объектом всеобъемлющего общественного сознания и целенаправленных умственных усилий. Возникновением судебной этики, выступающей в роли одной из разновидностей прикладной этики, начался новый этап развития не только этики, но и практической философии. Судьи используют положения и принципы, закрепленные в нормативных правовых актах, посвященных проблемам судебной этики, не с целью познания окружающей их действительности, а для самосовершенствования, повышения своего морально-этического облика.

Судебная этика как разновидность прикладной этики занимается общезначимыми проблемами этики судопроизводства и рассматривает конкретные моральные ситуации, возникающие в процессе работы суда, а судейская этика как разновидность этики профессиональной занимается профессиональным поведением судей и рассматривает нормы права, регулирующие поведение представителей судейского сообщества как в процессе осуществления ими профессиональной деятельности, так и в личной жизни .

Понятие «судейская этика» четко соотносится с понятием «судейский этикет», в ряде случаев они становятся идентичными. Согласно «Энциклопедии юриста» судебная этика - «один из разделов прикладной этики, составляющий учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности (этикет) участников судопроизводства» . Опираясь на данное определение, можно выделить три основные составляющие предмета судебной этики: нормативную часть, морально-этические правила поведения (этикет), которые являются наиболее статичными из всех элементов предмета судебной этики, хотя в процессе исторического развития также изменяются, и нравственное сознание участников судопроизводства - наиболее подвижный и подверженный внезапным изменениям элемент предмета судебной этики.

Также некоторые ученые одновременно рассматривают и судебную, и судейскую этику, тесно переплетенную с судейским этикетом, используя лишь обобщающий термин «судебная этика», включающий в себя этику судейскую и этикет как составные элементы.

Иной подход к определению судебной и судейской этики и их соотношению демонстрирует А. Ф. Кони, который считает судебную этику учением о приложении общих понятий о нравственности к той или другой отрасли специальной судебной деятельности. В. Н. Назаров и А. С. Кобликов определяют судебную этику как совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности, внеслужебного поведения, и соответствующую научную дисциплину, изучающую специфику проявления требований морали в этой области.

Ученые в качестве основных задач судебной этики выделяют: выявление, формулирование и формирование морально-этических принципов профессиональной деятельности участников судопроизводства; создание на этой базе учения о профессиональном долге судьи, прокурора, следователя (лица, производящего дознание), защитника; определение субординации моральных ценностей в уголовном и гражданском судопроизводстве; разработку методов и приемов нравственного воздействия на лиц, попадающих в сферу правосудия.

Таким образом, судебная и судейская этика как разновидности этики прикладной и профессиональной существуют параллельно друг другу, пересекаясь на основании тесного и постоянного взаимодействия предметов их регулирования, а также в качестве структурных элементов друг друга, поскольку судейская этика является составной частью этики судебной, предмет регулирования которой гораздо шире и включает в себя отношения, регулируемые судейской этикой .

Судебная этика в основном рассматривает нормы поведения и взаимоотношений в судебном процессе между сторонами и участниками процесса при рассмотрении конкретных судебных дел. А судейская этика в большей степени касается нравственных критериев, по которым именно судей оценивают их коллеги, истцы, обращающиеся к ним для справедливого разрешения дел, общественность. По большому счету этика работников судебных органов - это наука, в рамках которой исследуются, раскрываются сущность, особенности, функции морали в сфере обеспечения пра-

восудия, нормы поведения и нравственные качества работников правосудия.

Сегодня необходимость основательного исследования проблемы профессиональной юридической этики вряд ли может быть оспорена. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия и даже в терминологии есть немало дискуссионного.

Таким образом, соблюдение нравственно-этических стандартов - неотъемлемая внутренняя составляющая судебной деятельности, не требующая какой-либо мотивации, наполняющая ее гуманистическим содержанием и характеризующая культуру судопроизводства с позиции качества. В связи со всем вышеизложенным представляется справедливым предложенная и успешно воспринятая рекомендация Пленума Верховного Суда РФ (п. 21 Постановления от 31 мая 2007 г. № 27).

При дефиците этичности сложно говорить о справедливости. Выражение в праве начал справедливости, в том числе в практике его реализации и применения, есть «моральность» права. Именно такое качество права, профессионализм и этичность судебной правоприменительной деятельности обеспечат истинное правосудие.

В деятельности судебных органов моральный фактор имеет исключительно важное значение. Это связано с тем, что успешное решение задач, стоящих перед судебными органами, возможно лишь при условии знания и соблюдения принципов и норм морали, учета специфики нравственных отношений в профессиональной деятельности.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии судьи обусловливают необходимость существования целой группы профессионально-значимых нравственных качеств.

Концепция правового реформирования российского общества учла исторические традиции, духовные и национальные факторы и охватила все сферы права - от законотворчества до исполнения закона и судебного решения, от юридической науки до правового всеобуча, все слои гражданского общества, каждого гражданина. Ее реализа-

ция позволит, на наш взгляд, рано или поздно прийти к идеалу, описанному в Концепции судебной реформы: «Суд над человеком должен быть заменен судом для человека» . ^

1. Профессиональная этика: учеб. пособие / отв. ред.

B. М. Артемов. М., 2014. С. 173.

2. Выступление В. В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/ news/17158.

3. Сычева О. А. Профессиональная этика в судебной деятельности // Правозащитная политика в современной России: проблемы формирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Ульяновск, 2013. С. 128-132.

4. Черевко А. А. Становление и развитие судебной этики в России: традиции и инновации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2013. С. 3.

5. Сорокотягин И. Н., Маслеев А. Г. Профессиональная этика юриста. М., 2013. С. 146-147.

6. Черевко А. А. Указ. соч. С.7-8.

7. Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / Н. А. Бояркина [и др.]. Иркутск, 2012. С. 41-49.

8. Назаров В. Н. Прикладная этика. М., 2005. С. 9.

9. Гусейнов А. А. Размышления о прикладной этике // Ведомости НИИПЭ. Вып. 25: Общепрофессиональная этика / ред. В. И. Бакштановский, Н. Н. Карнаухов. Тюмень, 2004.

10. Черевко А. А. Указ. соч. С. 11-12.

11. Там же. С. 12-13.

12. Профессиональная этика и служебный этикет / под ред. В. Я. Кикотя. М., 2011. С. 173.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Выступление В. В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/ news/17158 (дата обращения: 09.10.2013).

Гусейнов А. А. Размышления о прикладной этике // Ведомости НИИПЭ. Вып. 25: Общепрофессиональная этика / ред. В. И. Бакштановский, Н. Н. Карнаухов. - Тюмень, 2004. - С. 148-159.

Назаров В. Н. Прикладная этика / В. Н. Назаров. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с.

Профессиональная этика и служебный этикет: учебник / [В. Я. Кикоть и др.] ; под ред. В. Я. Кикотя. - М. : ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2011. - 560 с.

Профессиональная этика: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. В. М. Артемов. - М. : Проспект, 2014. - 208 с.

Профессиональная этика юриста: учеб. пособие / Н. А. Бояркина, О. А. Верхозина, Р. В. Кравцов, П. В. Никонов, М. Н. Садовникова, Л. А. Сошина, М. А. Сутурин. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. - 122 с.

Сорокотягин И. Н. Профессиональная этика юриста: учебник для бакалавров / И. Н. Соро-котягин, А. Г. Маслеев. - М. : Юрайт, 2013. - 318 с.

Сычева О. А. Профессиональная этика в судебной деятельности / / Правозащитная политика в современной России: проблемы формирования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. А. В. Малько, С. Т. Артемовой, О. А. Сычевой (19 окт. 2012 г., Ульяновск). - Ульяновск, 2013. - С. 128-132.

Черевко А. А. Становление и развитие судебной этики в России: традиции и инновации: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. А. Черевко. - Саранск, 2013. - 25 с.

The Notion of "Forensic Ethics" and "Judicial Ethics": Past and Present

© Ivanova L., 2015

The paper is considered the analysis of the mutual parity of the concepts "Judiciary ethics" and "Judicial ethics". It gives a brief historical overview of these concepts, the judiciary and judicial ethics as a kind of Applied and Professional Ethics according exist parallel to each other, crossing on the basis of close and continuous cooperation of the subjects of their control, and as structural elements of each other.

Key words: judiciary ethics; judicial ethics; law ethics; judicial authority.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКЕ ЮРИСТА

Тема: Этика судьи


План

Введение

Независимость как принцип профессиональной деятельности судьи

Этические требования в профессиональной деятельности судьи

Нормы поведения судьи во внеслужебной обстановке

Заключение

Список литературы


Введение

Каждый вид профессиональной деятельности имеет свои этические нормы и принципы, в соответствии с которыми люди, выполняющие одинаковые или близкие по своей сущности профессиональные функции, объединяются в определенные социальные группы для достижения целей: вырабатывают специфические традиции, поддерживают репутацию и корпоративные интересы своей группы.

Профессиональная этика – это, прежде всего, «специфический нравственный кодекс людей определенной профессии».

Профессия таких представителей власти, как прокурора, следователя, судьи носит государственный характер, поэтому их деятельность должна соответствовать моральным нормам. Особенно судьи должны иметь такое качество как чувство долга, ответственности, справедливости, ведь их профессиональная деятельность до мельчайших деталей урегулирована законом. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее его соблюдение.

Деятельность суда затрагивает интересы многих людей в сфере решения их социальных и межличностных конфликтов, поэтому проблемы нравственности всегда сопровождают работников юридической профессии. Так, «особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики». 2


Независимость как принцип профессиональной деятельности судьи

В соответствии со ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей является основным условием существования самостоятельной и авторитетной судебной власти, что определяется их подчинением только Конституции и закону. Если бы не существовало соответствующего подчинения, то их независимость стала бы вседозволенностью, голым усмотрением, произволом, что несовместимо с сущностью демократического правосудия. Реализация этого принципа напрямую связана с судебной деятельностью при разрешении правовых споров, применением судьей нормативных актов, судебной практики к спорным правоотношениям.

Также их независимость заключается в обособленности от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Есть мнение, что существуют препятствия для осуществления судей своей независимости. В одном из наиболее распространенных говориться о большой роли председателей судов, так как они пользуются значительной властью в отношении судей, приписанных к соответствующему суду. Особенно это проявляется в вопросах назначения повышения и отстранения от должности. Ведь именно председатель суда составляет на судей характеристики и рекомендует их для назначения на должность по истечении трехлетнего испытательного срока или для повышения в должности. Также от председателя суда зависит материальное благополучие и качество социальных гарантий того или иного судьи.

Эта зависимость заложена в действующем законодательстве. То есть оно, предоставляя широкие полномочия председателям, позволяет оказывать существенное влияние на других судей, препятствуя реализации принципа независимости для всех судей.

Сами же председатели судов зависимы от председателей вышестоящих судов, а те, в свою очередь, от Администрации Президента РФ, Председатели Верховного Суда РФ и Верховного Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ.

После внесения изменений в Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" поменялась система юридических гарантий независимости судей: ужесточились требования к кандидатам на должность судьи, был изменен порядок назначения судей на должность, приостановления и прекращения их полномочий, привлечения их к дисциплинарной и уголовной ответственности, повышения квалификации и другие. Это привело к тому, что судьи стали еще более зависимыми от председателя суда.

Чтобы избежать этого влияния необходимо изменить существующий порядок назначения и срок пребывания в должности председателей судов и их заместителей. «В связи с этим О. Кудешкина (бывший судья Московского городского суда, кандидат юридических наук) предлагает председателей федеральных судов и их заместителей избирать самим судьям на собраниях, конференциях, съездах на срок не более двух лет. С.А. Пашин предлагает должности председателей судов замещать по очереди судьям данного суда либо замещать старшим по стажу работы судьям. Также отмечает, что срок полномочий председателя суда не должен превышать двух лет - без права повторного назначения». Судьи не должны испытывать давления ни внутри судебной системы, ни со стороны исполнительной власти, чтобы вершить истинное правосудие.

«Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса».

Можно выделить несколько основных принципов независимости профессиональной деятельности судьи:

«1. Независимость судебной власти должна быть гарантирована государством и закреплена в конституции либо в законах страны. Государственные и прочие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебной власти.

2. Судебная власть должна выносить свои решения на основе фактов и в соответствии с законом, при исключении любых прямых или косвенных ограничений, неправомерных влияний, побуждений, давлений, угроз и помех, откуда бы они ни исходили и чем бы ни мотивировались.

3. Судебная власть должна иметь юрисдикцию во всех вопросах судебного характера и исключительное право определять, входит ли представленный на ее рассмотрение вопрос в закрепленную законом сферу ее компетенции.

4. Не должно допускаться никакое неправомерное вмешательство в судебную процедуру, решения судов не должны пересматриваться. Этот принцип не затрагивает механизмов судебного контроля, а также возможности смягчения судебных приговоров по законному решению компетентных властей.

5. Каждый должен иметь право быть судимым обычными судами или трибуналами в соответствии с законными процедурами. Не должны учреждаться трибуналы, которые не используют установленные законом судебные процедуры и подменяют собой обычные суды и трибуналы правового характера.

6. Принцип независимости судебной власти наделяет суды правом и обязанностью обеспечивать справедливость судебного разбирательства и уважение прав сторон.

7. Каждое государство обязано выделять достаточные ресурсы для того, чтобы судебная власть могла должным образом выполнять свои функции».

Основные гарантии независимости судей также указаны в ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992, в ред. от 25.12.2008 №3132-1.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению его безопасности, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Осуществляются и другие меры по обеспечению условий, необходимых для судебной деятельности.

Результат деятельности независимого судьи - это законное, справедливое и гуманное решение. «Гарантируя независимость и невмешательство в деятельность судебной власти, законодатель предъявляет исключительно высокие требования к судье как к носителю судебной власти». На него возложены обязанности соблюдения моральных и этических норм поведения при отправлении правосудия и в повседневной жизни, во внеслужебных отношениях.

Этические требования в профессиональной деятельности судьи

Специальное образование, активная деятельность в правовой сфере (стаж не менее пяти лет) и жизненный опыт по достижении определенного возраста у судьи (не менее 25 лет) должны развить в нем качества, определенные этическими требованиями этой профессии.

Когда он принимает присягу, то «торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть».

Так, к основным нравственным и моральным требованиям этой должности можно отнести:

Честность. Она состоит из правдивости, принципиальности, искренности не только в служебной обстановке.

Чувство долга - это справедливое правосудие: каждая из сторон вправе требовать от него защиты своих прав, свобод, чести и достоинства, интересов, охраняемых законом.

Беспристрастность, то есть судья должен равно относиться к обеим сторонам, не принимая во внимание свои какие-то личные мотивы, также он «не должен проявлять побуждения расового, полового, религиозного или национального характера».

Чувство совести означает, что судья обязан осуществлять внутренний самоконтроль в ходе производства по делу и в принятии решения.

Гуманность. Жестокость в данной профессии вообще не приемлема.

«Радутная Н.В. проводила опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств в первую очередь были выбраны собранность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНOБРНAУКИ Рoссии

Фeдeрaльнoe гoсудaрствeннoe oбрaзoвaтeльнoe учрeждeниe высшeгo прoфeссиoнaльнoгo oбрaзoвaния

«Рoссийский гoсудaрствeнный гумaнитaрный унивeрситeт» (РГГУ)

Кoнтрoльнaя рaбoтa

пo дисциплинe: Профессональная этика

тема: Кодекс судейской этики: содержание и значение

Выполнил:

студент 1-гo курса

Мартынюк Андрей Федорович

Рукoвoдитeль:

Воронцова Лилиана Федоровна

Введение

Этика - одна из форм идеологии, учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в общества (первое значение). Этика- совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы, профессии (2-е значение).

Судейская этика представляет собой совокупность норм, правил поведения судей - носителей судебной власти и членов судейского сообщества. Здесь имеются ввиду работающие судьи и судьи, пребывающие в отставке. Судейская этика анализирует судейский механизм морали и ее сторон- природу нравственности в деятельности судей, природу моральных отношений и морального сознания судей.

Основатель судейской этики А.Ф. Кони, не особенно веря в возможность реализации в судах царской России изложенных им нравственных начал при осуществлении правосудия, утверждал, что им принадлежит в будущем первостепенная роль в исследовании условий и обстановки судебного процесса. Он надеялся, что центр тяжести учения о судопроизводстве перенесется с хода процесса на этическую и общественно-правовую деятельность судьи во всех ее разветвлениях.

Высокий статус судьи, особая важность выполняемой государственной функции, исключительные профессиональные требования создают многосторонность судейской этики, которая диктует правила поведения судьи как на службе, так и вне ее, как в отношении действующего судьи, так находящегося в отставке.

Профессия судьи является одной из наиболее сложных юридических профессий. В деятельности судьи реализуется значительное количество специальных качеств и навыков личности, которые, будучи приведены в систему, органически входят в структуру личности судьи и определяют его творческий потенциал и индивидуальный стиль деятельности. Поэтому главным в судейской этике является личность судьи. Как бы совершенны не были нормативные требования, предъявляемые к судье, и морально-этические, нравственные рамки поведения, предписываемые судье Кодексом чести судьи РФ, они могут не приобрести значения и не наполнится необходимой силой воздействия в руках неподготовленного, грубого, недобросовестного судьи. Высказывая свое мнение в акте судебной власти, судья не должен допускать сомнения, колебания судьи неуместны. Относится это к этической стороне деятельности судьи или это процессуальная необходимость, безусловно продиктованная законом? Здесь сливаются воедино и аспект судейской этики и процессуальная нормативность в исполнении акта судебной власти. Вот насколько тонко переливаются друг в друга профессиональность судьи и судейская этика. Профессиональное дилетантство легко может перейти в безнравственность, а безнравственность может повлечь постановление неправосудного судебного акта.

Находясь на службе, судья должен думать не только об исполнении служебного долга, но и о долге нравственном, который обязывает судью относится уважительно к человеческому достоинству, быть справедливым как по отношению стоящих перед судом, так и по отношению к представителям народа в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей, которым не понятно словосочетание "честь мундира", но зато свойственно милосердие, народная мудрость. Учитывая постоянное присутствие подобных соотношений в своей деятельности, судья должен быть прост в изложении сути дела настолько, чтобы быть понятым любым слушателем.

Это краткое представление судейской этики говорит о том, что раскрывая ее содержание, надлежит осветить общие принципы поведения судьи в судебном заседании, проблемы служебной и внеслужебной деятельности судьи, правила поведения судьи, культуру речи судьи, судейскую дисциплину, ответственность судьи за нарушение судейской этики. Только тогда можно будет получить полное понятие судейской этики.

Общие принципы поведения в судебном заседании

Судья может и должен выходить в судебное заседание, детально изучив материалы дела, а также материальный и процессуальный законы, подлежащие применению по данному делу. Не подготовившийся к судебному заседанию по делу судья будет осуществлять правосудие не на должном профессиональном уровне и это будут чувствовать как находящиеся в зале заседания граждане, так и понимать участвующие в процессе лица. Не профессиональное осуществление правосудия ощущается и воспринимается юридически не осведомленными людьми как проявление несправедливости. Несправедливый судья - безнравственно.

Линию поведения судьи в судебном заседании определяют принципы осуществления правосудия: открытость, гласность разбирательства дела, состязательность и равноправие сторон, диспозитивность, непосредственность, непрерывность, законность, независимость, сочетающиеся с находящимися за рамками закона аспектами поведения судьи, такими как взаимоотношения с участниками заседания, общая морально-этическая атмосфера, соблюдение процессуальных норм при осуществлении правосудия, общая культура процесса.

Судебный процесс судья должен начинать в назначенное время. В ходе судебного заседания не должен отвлекаться от разбираемого дела на другие проблемы. Не этично во время заседания передавать судье записки или вызывать судью из зала заседания к телефону. Указанные и подобные им сопутствующие факторы отрицательно влияют на представления граждан о судебной власти.

В случае задержки заседания, независимо от причин, повлекших ее, судье следует извиниться за задержку заседания.

При опоздании кого-либо из участников процесса судье целесообразно сделать опоздавшему замечание после официального открытия судебного заседания. Опоздание в судебное заседание - это знак неуважительного отношения к суду как органу судебной власти. Замечание судьи, сделанное в корректной форме, но твердо, свидетельствует о четком исполнении судьей служебного долга и о том, что судья не частное лицо, а представитель судебной власти.

Перед началом судебного процесса секретарь судебного заседания уже должен находиться в зале заседаний и обеспечить присутствие всех участников процесса. При входе в зал судебного заседания состава суда (судьи) секретарь должен обратить внимание всех присутствующих в зале на выход судьи (состава суда) торжественными словами: "Встать, суд идет!"

Судья должен всегда помнить, что присутствующие постоянно изучают и оценивают каждый жест, взгляд, слова судьи. Им небезынтересно состояние здоровья и внешний вид судьи. Поэтому судья должен быть уравновешенным, спокойным, выдержанным, терпеливым, что будет молчаливо характеризовать судью как беспристрастного, объективного, отдающего все свое внимание конкретному делу и способному разобраться в любой сложной ситуации.

В какой бы обстановке не проходило судебное заседание - в специально оформленном зале судебного заседания дома правосудия или в приспособленном для рассмотрения судебных дел помещении - судье желательно быть одетым в судейскую мантию.

Судейская мантия - это один из обязательных, предусмотренных законом символов судебной власти. Судейская мантия дисциплинирует всех присутствующих в зале судебного заседания: самого судью, участников процесса, слушателей. Судья ощущает, что он находится при исполнении обязанностей судьи, участники - воочию видят представителя судебной власти и держат необходимую в таких ситуациях дистанцию и обращаются с надлежащим почтением, воспринимая судью как главную фигуру в процессе судебного разбирательства.

Как правило, судья в процессе обращается официально: имеются ли у сторон, участников процесса отводы? Есть ли ходатайства у истца, его представителя, адвоката? Слово представляется эксперту. Свидетель, суд предлагает рассказать, что вам известно по рассматриваемому делу.

В начале судебного заседания обычно ощущается напряжение и свидетелям, потерпевшим, всем, кто редко бывает в судебной обстановке, трудно говорить от волнения. Судья в таком случае должен найти допустимый и уместный способ разрядить обстановку: обратиться к свидетелю по имени отчеству, сказать нейтрально: " не следует волноваться", "давайте попробуем спокойно разобраться в ситуации" и т.п. К сторонам в гражданском процессе, к подсудимому и потерпевшему в уголовном процессе разумным будет обращаться на процессуальном языке: потерпевший, подсудимый.

Необходимо помнить, что вызов в суд является для большинства людей стрессовой ситуацией, поэтому осуществление подлинного правосудия требует всегда корректного отношения к любому человеку, перешагнувшему порог суда. Ставьте себя мысленно на место человека, с которым Вы говорите, стараясь представить, что он должен чувствовать, общаясь с вами. Когда Вы научитесь понимать других людей, вы будете справедливы и уважаемы.

Судья в судебном заседании должен говорить, как можно, меньше, не читать нравоучений, не шутить, не проводить сравнений, уметь слушать и своевременно задавать вопросы, выясняя необходимые детали для рассмотрения дела по существу. Вопросы не должны быть наводящими, подсказывающими.

Умение слушать и услышать - это самый неоценимый дар, которым может обладать судья.

Судья не должен высказывать своих оценок, критических замечаний при исследовании обстоятельств гражданского дела или причин и условий совершения преступления при рассмотрении уголовного дела. Судья должен свои оценки, свое мнение выражать в процессуальных документах: определении, частном определении, решении, приговоре.

Порой в зале суда возникает громкое обсуждение хода процесса, чьих-то показаний, делаются подсказки и иные нарушения порядка. В таких ситуациях судья ровным, но решительным тоном в процессуальных рамках (лучше ссылаясь на процессуальную норму) предлагает подняться тому, кто нарушает порядок, предлагает назвать фамилию, имя, отчество, делает предупреждение и разъясняет предусмотренные законом последствия, которые могут наступить для нарушителя порядка судебного заседания (это относится к лицам - не участникам процесса). В спор с нарушителем судье вступать не следует, грубость, несдержанность также не допустимы.

Как видно, результат работы суда зависит не только от определения порядка исследования доказательств, учитывающего мнения участников процесса, но и от ряда других факторов, среди которых заметное место занимают профессионализм, опыт, личные качества судьи и другие факторы.

Согласно действующему законодательству суд с помощью сторон, полно, объективно исследует все обстоятельства дела. Вместе с тем в процессе нередко адвокат и прокурор ведут себя недостаточно активно. В таком случае судья должен так провести процесс, чтобы его участники сами проделали основную часть работы по представлению доказательств, доводов, их оспариванию и т.д., а судья только уточнял бы необходимые для вынесения судебного постановления детали, которые нельзя получать с помощью угроз, давления, обвинения. Получить их следует при помощи профессионально поставленных вопросов, сопоставления с ранее данными показания, проведения "перекрестного допроса".

Непозволительно судье допускать не предусмотренного законом сокращения процесса и упрощенчества, а также недопустимо заранее высказывать мнение о возможном решении по делу.

Судья (суд) свое мнение обязаны выражать в публично провозглашаемом судебном акте.

Иначе говоря, судья в любой жизненной ситуации должен находить такое решение вопроса, проблемы, конфликтной ситуации, которое позволит сохранить личное достоинство, не уронить своей чести, не причинить ущерба судейской репутации и не понизит авторитета судебной власти.

Принципы поведения во внеслужебной деятельности судьи

Статья 3 Кодекса чести судьи закрепляет принципы поведения во внеслужебной деятельности судьи:

Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности.

Судья вправе занимается любым видом деятельности, если это не противоречит требованиям Закона РФ "О статусе судей в РФ" и настоящего кодекса.

Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерб авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

Судья может участвовать в публичных заседаниях или контактировать иным образом с органами законодательной и исполнительной власти или их должностными лицами по вопросам, касающимся права, правовой системы или осуществления правосудия, если при подобных контактах не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей и не возникает сомнений в его объективности.

Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

Судья должен воздержаться от финансовых и деловых связей, которые способны нарушить его беспристрастность, помешать ему должным образом исполнять свои обязанности.

Выразительнее и конкретнее о поведении судьи во внеслужебной обстановке сказать почти невозможно. В любом случае, при решении вопросов материального порядка, устройстве ребенка в детсад, приобретения квартиры и по другим проблемам судья должен всегда определить меру своих требований, порядок поведения, взаимодействия и контактов, чтобы не умалить авторитет судебной власти и не причинить ущерба своему судейскому достоинству и чести.

Все, что известно о российском суде, о судьях, их правах и обязанностях позволяет классифицировать требования, предъявляемые к поведению лиц, пребывающих в должности судьи или претендующих на эту должность, а также находящихся в отставке.

Они подразделяются по признаку нормативности:

Нормативные и ненормативные. К нормативным требованиям относятся, предусмотренные Основным законом Российской Федерации- Конституцией РФ, Законом "О статусе судей в РФ". Особенно четко они изложены в статьях 3,4,5 Закона "О статусе судей в Российской Федерации".

Судья обязан соблюдать Конституцию РФ и другие законы Российской Федерации.

Судья должен избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи, вызвать сомнение в надлежащем исполнении им своих обязанностей. Требования распространяются на судей, находящихся при исполнении обязанностей и внеслужебной обстановке.

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям, заниматься предпринимательской деятельностью, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.

Пребывающий в отставке судья имеет право работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя.

Судья, занимающий должности, предусмотренные п.4 ст. 3 Закона "О статусе судей в РФ", не имеет гарантий неприкосновенности, установленных статьей 16 указанного Закона. Членство судьи в таком случае в судейском сообществе на этот период приостановления.

Судьей может быть человек, не совершивший порочащих его поступков.

Ненормативные правила поведения изложены в Кодексе чести судьи РФ и освещены в начале настоящей главы.

Иногда говорят, что Кодекс чести не закон и не может служить мерилом поведения судьи. Да, он не закон, если под законом понимать нормативный акт, принятый государственной властью, как концентрированное выражение государственной воли.

Кодекс чести судьи РФ - концентрированное выражение воли судейского сообщества России, принятый судейским сообществом свод правил. И этим он более ценен, чем нормативный акт.

Кодекс чести судьи и в сегодняшнем виде четко обозначает высокую планку, которой должен соответствовать судья, является принципиальным ориентиром в выборе поведения судьи и при сознательном к нему отношении достойно восполняет пробелы, имеющиеся в Законе "О статусе судей в РФ".

К ненормативным можно отнести правила поведения судей, сложившиеся традиционно в определенном судейском сообществе.

Правила поведения судьи можно также классифицировать по предмету регулирования.

общие требования (они изложены в ст. 1 Кодекса чести судьи РФ и в законе "О статусе судей в РФ");

правила осуществления профессиональной деятельности судьи;

правила, регулирующие внеслужебную деятельность судьи;

правила, устанавливающие ответственность судьи за нарушение судейской этики.

Особо следует остановиться на культуре речи судьи, т.к. она имеет отношение и прямую связь со всеми элементами и моментами жизнедеятельности судьи.

Интеллект человека есть не что иное, как умение использовать нужные знания в любой сложившийся по обстоятельствам момент, в любой ситуации.

Слова - это воплощение разума.

Древние греки верили, что на крыльях слова летит мысль от собеседника к собеседнику, то есть язык делает нас членами большой человеческой семьи, объединяет людей, помогает гуманно, без насилия и кровопролития, решать многие вопросы.

Нравственное значение слова в том, что оно воспитывает наши представления о добре и зле, об истине и справедливости, о совести, чести и достоинстве.

И где, как не в суде, это особенно проявляется четко. То, что хочет судья высказать в судебном акте, как результате деятельности судебной власти, должно быть увязано с определенной общей правовой нормой, словами выражающей, как следует делать, как должно быть. Эта общая норма имеет отношение к конкретным действиям, правоотношениям, интересам людей. Общее и конкретное взаимодействуют. Судья вынужден вступать в диалог с людьми, чтобы установить соответствие конкретных действий установленным обществом и государством нормам поведения. Общение судей с участниками процесса с помощью слова помогает им найти справедливое решение и при необходимости обеспечить его силой принуждения. Слово и право взаимосвязаны в суде и они работают как ничто другое.

Справедливо подчиняться справедливости, нельзя не подчиняться силе. Справедливость, не поддержанная силой, невозможна; сила, не поддержанная справедливостью, тиранична. Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому что дурные люди не переводятся, несправедливой силой всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силу со справедливостью и либо справедливость сделать сильной, либо силу - справедливой.

Чтобы уметь аргументировать свою позицию, судья должен развивать свою речь, свой язык. Это поможет ему правильно ставить вопросы, обосновывать принятое решение, верно толковать правовую норму, безошибочно преподносить необходимую информацию для дачи экспертного заключения, адекватно излагать свои мысли письменно. Богатство слов в языковом словаре судьи представит ему возможность более четко и полно изучить психологию личности, мотивировать ее поведение.

Это особенно важно, потому, что возрожден Суд присяжных, в котором возросла роль судьи; судья должен соответствовать нескольким требованиям:

уметь молчать в ходе перекрестного допроса;

владеть искусством постановки вопросов присяжным (формирование вопросного листа);

обладать красноречием при произнесении объективного напутственного слова.

Короче говоря, судья должен обладать культурой речи, которая неотделима от общей культуры и является составляющей частью интеллигентности.

Юридический язык, которым предстоит пользоваться судье, весьма специфичен и считается одним из самых интересных, но и наиболее трудных профессиональных языков. Судья обязан наработать (выучить, запомнить и разобраться в смысловом значении) необходимый словарный запас профессиональных терминов, юридических понятий, словосочетаний, формулировок, названий различных нормативных актов, что создаст условия ему иметь культурную речь, отличающуюся ясностью и точностью изложения, логичностью построения фраз, грамотностью, индивидуальностью выражения. Судья, владеющий основами культуры речи, будет легко говорить, вести деловую переписку, выступать с трибуны и в дебатах уместно, кратко, эмоционально, правильно и чисто.

Грамотно составленный судьей документ должен предупреждать разное осмысление одного и иного же текста.

Ниже приводятся в качестве примера фразы из различных судебных документов, составленных лицами, не владеющими культурой речи юриста.

"Судьи показали на примерах из приговоров, как нелегко расти судье от новичка до первоклассного судьи. С серьезными лицами, будто зачитывая приговор или решение, поднимался то один, то другой судья и строго, веско и неулыбчиво, подавляя смех, произносил:

стоимость продуктов суд считает также не подлежащими удовлетворению, так как это связано с религиозными обрядами и не касается самого покойного;

суд постановил: закрепить Глобиным сушку белья в кухне, содержание кошки, курение, прием пищи и гостей;

таким образом, суд приходит к выводу, что кражи денег, вещей, посетителей, медперсонала из поликлиник и отделений больницы за последний год значительно возросли;

Из протокола судебного заседания: на момент обмена в квартире №44 были прописаны жена, дочь и вещи;

Был установлен срок хранения табелей выхождаемости на работу;

Корова получена истицей бесплатно с учетом выплат в последующем суммы 630.

Экспертизу провести не мог, так как была жара, а нужны были свежие трупы.

Уйдя в эту квартиру, К. в квартире сожителя оставила хлам из вещей и своего несовершеннолетнего сына.

Они пили в ларьке пиво, в котором находился потерпевший.

Данная шахта как причинитель вреда лукава, коварна, скупа и равнодушна к своим бывшим рабочим.

Башкиров продал две головы свиней и одну голову зятя, выкормленную в одном сарае.

Несмотря на предупреждение сельского Совета, он данную землю осеменил и выращивал овощи.

Подсудимый утверждает, что изнасиловал потерпевшую в экстазе, а последняя утверждает, что это было в сарае…»

Только что приведенные в качестве примера фразы свидетельствуют о неспособности лиц, их составивших выразить четко, ясно, грамотно мысль, не смогли они свести возможное разночтение к минимуму, т.е. они не владеют культурой речи. Здесь не возникает вопроса легко ли будет понять судью, говорящего подобным языком.

Допускаемые судьями ошибки в речи дискредитируют представителей судебных органов, превращают их в проводников бескультурья, общей и правовой безграмотности. Судья обязан воспитать в себе сознательное отношение к языку юриста-профессионала, т.к. это важный инструмент профессии судьи.

Нарушение судейской этики рассматривается как совершение проступка, позорящего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной власти. Судьи имеют установленные гарантии неприкосновенности, но согласно Кодексу чести судьи РФ за совершение должностного или иного проступка, считающегося социально вредным явлением, судьи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Нарушения требований Кодекса чести судьи рассматриваются квалификационными коллегиями судей. Коллегия учитывает все обстоятельства совершения проступка, его тяжесть и причиненный авторитету судебной власти ущерб и при этом может прекратить полномочия судьи. Прекращение полномочий судьи влечет такое действие или бездействие судьи, которое по своему характеру несовместимо с высоким званием судьи. Иногда квалификационные коллегии не прекращают полномочий судьи, а по сложившейся практике предупреждают судью о недопустимости недостойного поведения, хотя законом такое предупреждение не предусмотрено.

Например, судья Центрального района г. Тулы передачу в органы внутренних дел пистолета Макарова - вещественного доказательства по уголовному делу - заменила составлением фиктивного акта об уничтожении оружия. Ее коллеги признали, что судья совершила поступок, умаляющий честь и достоинство судьи. Однако, вместо прекращения полномочий, «учитывая длительный стаж работы, первое обсуждение за недостатки «личные заверения о недопустимости впредь», оставили в должности.

В Зюзинском межмуниципальном суде на протяжении ряда лет составляли документы об уничтожении не оружия, а одежды, обуви, японских зонтиков и других товаров, изъятых у нарушителей закона. Поскольку товары следовало передать для реализации, а выручку зачислить в доход государства, на недопустимость творящегося в суде беззакония указала прокуратура. Председатель же суда - член Совета судей РФ Г. Карцев - для пресечения безобразий ничего не сделал. Более того, он препятствовал проверке фактов, указанных в представлении Мосгорпрокуратуры. Высшая квалификационная коллегия судей РФ лишила полномочий трех судей Зюзинского суда, другие не стали ждать такого исхода и сами ушли в отставку. Указанные и подобные им примеры подтверждают необходимость поддержания знаний судей о правилах судейской этики, а также более строгого подхода к аттестации судей при решении вопроса о присвоении очередного квалификационного класса и изучении квалификационными коллегиями судей моральных и деловых качеств кандидатов в судьи.

Только в 1998 году квалификационные коллегии судей предупредили 78 судей о недопустимости в дальнейшей их работе нарушений закона и Кодекса чести. И не случайно, что эта мера воздействия включена в законопроект об органах судейского сообщества, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, и ей придается нормативный характер. Было бы правильным в названном законопроекте иметь норму, закрепляющую дозволение квалификационным коллегиям при определенных обстоятельствах снижать квалификационный класс судьи. Предупреждение, а также снижение квалификационного класса на законодательном уровне стали бы промежуточными санкциями.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

План

1. Особенности профессиональной этики юристов. Правовые и нравственные основы профессиональной этики юристов. Русские правоведы об этических началах судебного процесса.

Профессиональная этика судей.

Этика судьи – вид профессиональной этики юриста, характеризует совокупность этических требований, предъявляемых обществом к этой профессии, и самим профессиональным сообществом к своим членам, специфические нормы и принципы, регулирующие поведение судьи во всех сферах его жизни и деятельности.

Этика судьи – это важная составляющая, вне которой не может быть реализована сама судебная деятельность, поскольку ее основу образует сложившаяся на данный момент и до некоторой степени устоявшаяся система правовых и нравственных требований. Особенность этики судьи состоит в том, что нормы и принципы, ее образующие, общеобязательны к исполнению для всех судей – от Верховного Суда РФ до мировых судей. Исполнение этих требований сохраняет значимость и для судей, находящихся в отставке.

Требования к осуществлению судьей профессиональной деятельности в Российской Федерации содержатся в Кодексе судейской этики, утвержденном VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.

Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности сконцентрированы во второй главе указанного документа, содержащей четыре статьи.

Они отражают необходимость выполнения следующих задач: обеспечения компетентности, независимости и непредвзятости, которых каждый гражданин, общество вправе ожидать от судов и судей.

Кодекс судейской этики требует от судьи при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

Добросовестное исполнение профессиональных обязанностей предполагает внимательное и ответственное отношение к каждому делу и материалу, поступившему на рассмотрение, своевременное выполнение необходимых процессуальных действий, позволяющих качественно разрешить дело, соблюдение установленных законом сроков рассмотрения дел.

Кодекс судейской этики устанавливает обязанность судьи быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было, в том числе родственников, друзей, знакомых, быть свободным от приверженности одной из сторон, от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

Склонность к поддержанию интересов одной из сторон является проблемой для небольших городов, районов, где больше вероятность встретить в качестве сторон знакомых и близких лиц. Однако и в крупных городах нередки ситуации, когда работу в определенных судах старается проводить один и тот же круг представителей, адвокатов, пытающихся наладить с судьями не только профессиональные, но и личные отношения, использовать эти отношения для оказания влияния в целях принятия судьями «нужных» им решений.

Правильное поведение для судьи в подобных ситуациях предполагает, во-первых, соблюдение дистанции в отношениях с представителями смежных профессий и, во-вторых, умение превозмочь собственные симпатии и антипатии и сохранить объективность в разрешении дела.

Общественное мнение и возможная критика действий судьи, связанных с осуществлением правосудия, не должны отражаться на характере принимаемых решений. Общественное мнение активно формирует представление о суде и судьях, однако оно может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, оно может непредвзято освещать надлежащую работу судей, с другой - может использоваться как инструмент давления на судью с целью повлиять на характер и содержание принимаемого решения.

Соблюдение судьей в своей профессиональной деятельности Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации контролируется в основном вышестоящими судами, а следование нравственным ценностям - гражданами, институтами гражданского общества, судейским сообществом. Именно соблюдение этических норм и судебного этикета в судебном заседании, при общении с участниками процесса, гражданами и, в особенности, отражение нравственной позиции судьи в принятии решений служит критерием оценки нравственного поведения судьи. Из такой оценки гражданами поведения судьи и складывается, в значительной мере, авторитет суда в широком общественном мнении.

Особенность правосудия, призванного разрешать возникший правовой конфликт, в том, что в нем во всех случаях, кроме примирения сторон, одна из сторон не разделяет мнения суда и даже оценивает его как незаконное и (или) необоснованное. Поэтому рассмотрение любого судебного дела потенциально таит в себе снижение авторитета суда, что следует расценивать как неизбежные «издержки правосудия».

Поэтому для судьи особенно важно максимально сгладить такие «издержки» соблюдением норм закона, судебного этикета и норм этики, определяющих характер отношений со сторонами, иными участниками процесса, вышестоящими судебными инстанциями и иными лицами, причастными к правосудию.

Кодекс судейской этики возлагает на судью обязанность не разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей. Эта обязанность сочетается с запретом делать публичные заявления, комментировать, выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда, публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступивших в законную силу, и действия своих коллег.

В отличие от обвинителя или защитника, высказывания которых по делу, подлежащему рассмотрению, воспринимаются критически, как позиция заинтересованной в исходе дела стороны, любая информация, исходящая от судьи, приобретает значение прогноза, варианта будущего решения. Это производит неблагоприятное впечатление, ставит под сомнение беспристрастность судьи. Запрет на интервью судьи по поводу нерассмотренного дела касается не только председательствующего по этому делу, но и любого судьи судейского сообщества в связи с действиями его коллег.

Судья должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу.

Организация своей работы и организация работы аппарата суда - непременное условие качественного исполнения профессиональных обязанностей. Через работу в аппарате суда проходит большое количество начинающих юристов, не все из них справляются, не каждый становится хорошим профессионалом. Именно судья отвечает за качество работы секретаря судебного заседания, помощника судьи, аппарата суда.

Кодекс судейской этики возлагает на судью обязанность поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.