Предшкольная подготовка детей. Рабочая программа по предшкольной подготовке

Развитие воображения у дошкольников и младших школьников является неотъемлемой частью общего развития ребенка. Креативность и способность создать что-то новое является одним из главных качеств умного человека. Если раньше при приеме на работу ценились знания и опыт, то сейчас необходимо обладать хорошим воображением и талантом. Творческие люди в наши дни востребованы практически во всех сферах.

Чем больше в сознании малыша появляется знаний и представлений, тем легче ему создавать новые комбинации для воображения. Предлагаемые игры и упражнения помогут Вам развивать воображение ребёнка.

Воображение ребёнка старшего дошкольного возраста несколько отличается от воображения детишек помладше: оно уже более целенаправленно. Старший дошкольник уже планирует свою творческую работу, представляя с помощью воображения, что у него получиться при конструировании, рисовании, лепке. Маленький созидатель ставить цель и ищет способы её реализации. То есть, творческую деятельность он осуществляет на основании своего замысла. Старшим дошкольникам важно, насколько соответствуют их замыслы действительности. Это чётко можно увидеть в игре: ребёнку не всё равно, каким предметом он играет, он хочет выбрать только то, что реально подходит его замыслу. И в этом большая роль отводится воображению. Дошкольник сначала мысленно представляет себе действие, результат, а потом делает, причём действия должны быть согласованы с действительностью. Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение: Игра. Конструирование. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание).

МЕТОДИКА ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Великий гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.

Леонардо Да Винчи писал: "Я не могу удержаться от того, чтобы не упомянуть о новом средстве, использование которого, хотя оно и может показаться вздорным и нелепым, тем не менее, полезно для побуждения ума к различным открытиям. Вот вы смотрите на забрызганную краской стену... возможно, находите некоторое сходство с горными пейзажем, реками утесами, и деревьями... а взглянув снова, вы уже видите сражение и движущиеся фигуры, или странные лики, одеяния, и еще разнообразие картин, которое можно ясно и подробно описать. На стене они представлены в беспорядке, похожем на нестройный колокольный перезвон, в котором можно различить любое имя или слово, которое вы пожелаете вообразить."

Необычная игра настраивала ум великого ученого на творческий лад. Воображение - хозяин в мастерской творчества. Овладев воображением, вы приобретете мир.

Алтайский край Новичихинский район

МКОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

[email protected]://oktschool.ucoz.ru

=========================================================

Организация предшкольной подготовки в условиях общеобразовательного учреждения с учетом федеральных государственного общеобразовательного стандарта

Из опыта работы воспитателя

МКОУ «Октябрьская СОШ» Васютиной Л.А.

Появление новой ступени системы общего образования - предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет предусмотрено в «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». (Концепция Федеральной программы развития образования на 2006-2010 г.г. от 03.09.2005 № 1340-р).

Предшкольное образование, как образование вообще, - это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).

Предшкольное образование – это педагогическая инновация, то есть изменение, направленное на улучшение развития, воспитания и обучения дошкольников старшего возраста, оно не может и не должно заменить собой дошкольное.

«Предшкола» – это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование – формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умение действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, воображение. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.

В чём же заключается подготовка к школе?

Вот что об этом пишет Л.А. Вегнер: “Первым условием успешного учения ребёнка в школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к учению как значимому делу, стремление к приобретению знаний, интереса к учебным действиям. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующее к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, стремлении узнать новое”. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании, наблюдении. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек.Учение в этот список не входит.

Важно не упустить этот период активности, любознательности ребёнка, а поднять его на новый уровень развития, адаптировать к новой для него в будущем деятельности – школьника.

Чтобы готовить детей к школьной жизни, в первую очередь, учитель сам должен быть подготовлен к этому. Я имею специальность «Воспитатель в дошкольных учреждениях», квалификация по диплому «Воспитатель в дошкольных учреждениях»- закончила педагогическое училище №1. В В 1993году закончила Барнаульский педагогический институт по специальности «педагогика и психология дошкольная», квалификация «преподаватель дошкольной педагогики и психологии в педучилище. Методист по дошкольному воспитанию». Стаж педагогической работы 31 год.

Постоянно повышаю квалификацию: в 2015 году прошла курсы повышения квалификации Московского педагогического университета «Первое сентября». При АКИПКРО пройдены куры «Организация и содержание образовательной деятельности с детьми на этапе завершения дошкольного образования» по ФГОС. Пополняю свой методический уровень через вебинары, проводимые разными издательствами «Легион», «Русское слово», «Просвещение». В октября 2015года аттестовалась на первую квалификационную категорию.

Учителя, работающие в школе, знают, что дети начинают обучение в школе с разного старта. Одни уже имеют определённые умения (сосредотачиваться, работать определённое время в соответствии с целью, выполнить просьбу учителя и т.д.), другие – испытывают трудности адаптации к учебной деятельности.Отсутствие дошкольного учреждения на территории поселка, делает период адаптации ребенка к школе более сложным, болезненным, ребенок подготавливается к самообучению и самовоспитанию, а главное с большим желанием идет в первый класс.

Чтобы обеспечить более успешное привыкание к школьной жизни и деятельности, нужно активно использовать для развития учебных умений и навыков детей период дошкольного детства.

В настоящее время практикуются различные модели организации предшкольного образования. Однако более востребованной на практике становится модель организации групп предшкольной подготовки детей 5-7 лет на базе общеобразовательных учреждений.

В детских садах традиционно существуют подготовительные к школе группы, работающие по специальным программам. Эти программы созданы и экспериментально проверены коллективами психологов и педагогов ведущих научно-исследовательских лабораторий страны, обладающих бесспорным авторитетом в области дошкольного образования.

Но основные позиции по организации предшкольной подготовки детей должны принадлежать школе. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям и таким образом навязывает общественному сознанию модель будущего успешного ученика. Поэтому целесообразнее, если она является главным организатором предшкольной подготовки и участвует в реализации своей модели.

24 года на базе нашей школы проводится предшкольная подготовка детей – будущих первоклассников в форме группы кратковременного пребывания.

Организация подобной группы отвечает потребностям и сегодняшнего уровня общественной жизни детей – будущих первоклассников, их родителей по смягчению периода адаптации к школе. Занятия обеспечены наглядным тренировочным материалом, интересным и доступным для детского восприятия, позаимствованным у начальной школы.

К тому же она как организационная форма – мобильнее и дешевле, чем дорогостоящий и сложный механизм детского сада.

Предшкольную подготовку мы проводим с первого сентября по 25 мая.Прием детей осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), на основании медицинского заключения (медицинская справка). Ежегодно заключается договор между МКОУ «Октябрьская СОШ» и родителями (законными представителями) ребенка,посещающего группу кратковременного пребывания, на предоставление образовательных услуг.

По действующему СанПиН для детей возраста 5 – 7 лет проводится не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249 – 03). Продолжительность обучения- 33 недели без учета каникул в ноябре, январе, феврале и марте.

Организованная образовательная деятельность проводится 5 дней в неделю с понедельника по пятницу, с 13.00 до 16.00 часов по 3 занятия в день. Перерыв между занятиями – 10 минут и посещение столовой – 30 минут.Ежедневная прогулка на свежем воздухе. В школе дети не спят, родительская плата за оказание услуг не взимается, родители платят только за питание детей в столовой.

Для осуществления образовательной деятельности в школе созданы необходимые условия:

Отдельный кабинет с мебелью (парты, стулья, доска);

Учебно-методические пособия (наборы для сюжетно –ролевых игр, наборы пальчикового театра, настольно – печатные игры, плакаты, раздаточный материал, спортинвентарь и другое);

Компьютер и копировальная техника.

Образовательная деятельность осуществляется по образовательной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Программа «От рождения до школы», является современным инновационным продуктом, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к наиболее известной программе дошкольного образования последнего десятилетия – «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Камаровой.

В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Заниматься с детьми нужно обязательно!

В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, непосредственно- образовательная деятельность (НОД).Поэтому приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательная, осуществляемая в ходе режимных моментов, а не занятия по типу учебных.

Предшкольное образование при школе оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку, налаживается партнерство между школой и родителями.

Система работы позволяет учителю и семьям лучше узнать друг друга, наладить между собой отношения конструктивного сотрудничества, увидеть в родителях помощников, соучастников в процессе воспитания и обучения их детей. Важно, чтобы такая работа была согласованной.

С этой целью трижды в год провожу анкетирование родителей: в начале года, чтобы лучше узнать о каждом ребёнке и использовать полученную информацию в своей работе и консультировать родителей по текущим вопросам, оказываю помощь в воспитании детей, создании условий для гармоничного развития ребенка в соответствии с возрастными особенностями, анкетирование в середине и в конце года позволяет судить об удовлетворенности родителей и детей проводимой работой.
В ходе подобного общения родители имеют возможность:

Познакомиться с жизнью школы;

Получить представления об успехах ребёнка;

В этом же видит преимущество предшкольной подготовки и сама школа.

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Поэтому образовательная деятельность, как показывает практика, на базе школы, при наличии необходимых условий дает свои положительные результаты:

Дети адаптированы к школьной жизни;

Готовы к новой социальной роли – роли ученика;

Заложеноразвитие начальных ключевых и начальных специальных компетентностей через свойственные ребенку-дошкольнику виды деятельности;

Дети обеспечены единым стартом будущих первоклассников;

Родители вовлечены в деятельность, направленную на подготовку ребёнка к школе.

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования на базе общеобразовательного учреждения.

Трудность работы в организации предшкольной подготовки - отсутствие какого – либо финансирования на протяжении всего периода работы группы кратковременного пребывания детей в школе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. РОСТОВА-НА-ДОНУ сайт

Слайд 2

Что такое предшкольное образование

«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».

Слайд 3

От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. Актуальность проблемы

Слайд 4

Аргументы против

несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.

Слайд 5

Аргументы ЗА В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».

Слайд 6

Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Слайд 8

социальная цель- обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 9

ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

Слайд 10

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Слайд 11

Особенности предшкольного образования

Понятие «Готовность к школе»: предпосылки учебных умений; новые социальные роли ученика; познавательные интересы будущего школьника; умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.

Слайд 12

Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения». Наука о готовности к дошкольному образованию

Слайд 13

Чему и как учить детей предшкольного возраста.

ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников; ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника; НЕОБХОДИМО:

Слайд 14

Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.

под школьной зрелостью подразумеваетсяуровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

Слайд 15

Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Слайд 16

Личностная готовность

активность, инициативность, самостоятельность, ответственность; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия; руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе; это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);

Слайд 17

Интеллектуальная готовность

Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)

Слайд 18

возникновениедецентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Слайд 19

Психологический портрет выпускника ДОУ

  • Слайд 20

    1. Здоровье и физическое развитие

    Группа здоровья соответствие антропометрических показателям возрастной норме

    Слайд 21

    2. Проявление эмоциональных состояний в движении: свобода, непринуждённость движений, плечи расставлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, естественность и разнообразие а позах, их сменяемость; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.

    Слайд 22

    3. Развитие движений: перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку; сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой); подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз); прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).

    Слайд 23

    4. Социальное развитие: Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми; Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам); Чувствует настроение близких и сверстников. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм. Имеет представление о себе и своих возможностях.

    Слайд 24

    5. Развитие речи и речевого общения: Правильно произносит все звуки родного языка. Умеет выделить звуки в слове. Говорит простыми распространёнными предложениями. Правильно строит сложные предложения. Составляет связный рассказ по сюжетной картинке. Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью. Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).

    Слайд 25

    6. Познавательное развитие: Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране. Знаком с культурой быта; Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи. Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.). Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.

    Слайд 26

    6. Познавательное развитие. Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации). Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре. Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира. Осуществляет деятельность по образцам и по правилам. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.

    Слайд 27

    7. Эстетическое развитие: Знаком с литературными произведениями Может сочинить сказку. Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации; уверенно владеет техническими навыками и умениями; Эмоционально воспринимает музыку

    Слайд 28

    Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста

    Компетентности: социальная, коммуникативная интеллектуальная физическая. Черты характера: эмоциональность креативность произвольность инициативность самостоятельность ответственность самооценка свобода поведения рефлексивность

    Слайд 29

    Умение управлять своими эмоциями; Проявление способности к учебным действиям; умение принять учебную задачу Адекватное отношение к самому себе. кризис 7 лет

    Посмотреть все слайды

    ПРЕДШКОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

    Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

    Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его воспитатели.

    Психологическая готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

    Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу - мотивация к обучению ;

    Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

    Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым , иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

    У него должно быть хорошее умственное развитие , которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

    Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.

    Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.

    Предлагаю Вам материал, который даст Вам представление о готовности ребёнка к обучению, поможет Вам определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем ещё нужно поработать.

    Ребёнок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ребёнку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребёнок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

    Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

    1.Не допускайте, чтобы ребёнок скучал во время занятий. Если ребёнку весело учиться, он учится лучше. Интерес он делает детей творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

    2.Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант.

    3.Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.

    4.Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребёнку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

    5.В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.

    6.Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

    7.Развивайте в ребёнке навыки общения, дух сотрудничества.

    8.Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

    А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребёнком.

    Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

    Тесты и упражнения для будущего первоклассника

    • Общая подготовка

    Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребёнок

    1. Назови своё полное имя и фамилию.

    2. Сколько тебе лет?

    3. Назови дату своего рождения.

    4. Назови имя и отчество твоей мамы.

    5. Где и кем она работает?

    6. Назови имя и отчество твоего папы.

    7. Где и кем он работает?

    8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?

    9. Назови свой домашний адрес.

    10. В каком городе ты живёшь?

    11. Как называется страна, в которой ты живёшь?

    12. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Нравится ли тебе заниматься?

    Умение действовать по правилу.

    Методика «да» и «нет»

    Мы с тобой будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, какие слова нельзя произносить? («да» и «нет»). Теперь будь внимателен, я буду задавать вопросы, а ты будешь отвечать на них, но без слов «да» и «нет».

    Пробные вопросы (не оцениваются):

    Ты любишь мороженое? (Я люблю мороженое)

    Заяц бегает медленно? (Заяц бегает быстро)

    Тест

    1.Мяч сделан из резины?

    2.Мухомор можно есть?

    3.Снег белого цвета?

    4.Лиса рыжего цвета?

    5.Ворона меньше воробья?

    Лягушка кукарекает?

    Голуби умеют плавать?

    У часов одна стрелка?

    Медведи бывают белыми?

    У коровы две ноги?

    Оценка полученных результатов:

    Высокий уровень – не допущено ни одной ошибки

    Средний уровень – одна, две ошибки

    Низкий уровень – более двух ошибок

    • Внимание

    Проверьте, как развито внимание у вашего ребёнка.

    Задание 1 : Я буду произносить слова, если услышишь название цветка, хлопни в ладоши.

    Морковь, мак, синица, самолёт, ромашка, карандаш, тетрадь, расчёска, астра, трава, роза, берёза, куст, лист, ветка, гладиолус, муравей, пион, шпион, пират, дерево, незабудка, чашка, пенал, василёк.

    Результат:

    Средний уровень – 1-2 ошибки

    Низкий уровень – более 2 ошибок

    Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда в словах, которые я назову, услышишь звук А .

    Арбуз, автобус, ананас, утюг, шапка, бант, лиса, волк, медведь.

    Результат:

    Высокий уровень – ни одной ошибки

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень –2 и более ошибок

    Задание 3 : Я назову четыре слова, а ты назови два из них, которые звучат похоже.

    Лук , медведь, трава, жук .

    Ослик, санки , лейка, банки .

    Мишка , рубашка, шишка , берёза.

    • Память

    Успехи малыша в школе во многом зависят от его памяти. С помощью приведённых ниже заданий (лучше выполнять не более одного задания в день) Вы сможете оценить память своего ребёнка. Не расстраивайтесь, если результат не будет блестящим. Память можно развивать!

    Задание 1 : Прослушай внимательно 10 слов и постарайся их запомнить.

    Шар, кот, лес, окно, гриб, часы, ветер, стол, очки, книга.

    Попросите ребёнка повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

    Результат :

    Не менее 6 слов – высокий уровень

    4-5 слов – средний уровень

    Менее 4 слов – низкий уровень

    Задание 2 : Читайте ребёнку фразы по одной и просите повторить каждую.

    1.В лесу растут грибы.

    2.Утром шёл сильный дождь.

    3.Мама читает детям интересную книгу.

    4.Вова и Саша несли красные и синие шары.

    Результат : Хорошо, если ребёнок с первого раза дословно повторил фразу и не поменял слова местами.

    Высокий уровень – все 4 фразы повторил точно

    Средний уровень – ошибся только в 1 фразе

    Низкий уровень – ошибся в 2 фразах и более

    Задание 3 : Послушай и запомни стихотворение.

    Прочитайте ребёнку это стихотворение и попросите повторить его. Если ребёнок повторил с ошибками, прочитайте его ещё раз и опять попросите повторить. Стихотворение можно читать не более 4 раз.

    Снежок порхает, кружится,

    На улице бело.

    И превратились лужицы

    В холодное стекло.

    Результат :

    Высокий уровень – повторил стихотворение дословно после 1-2 прочтений

    Средний уровень – повторил стихотворение дословно после 3-4 прочтений

    Низкий уровень – допустил ошибки после 4 прочтений

    Задание 4 : Послушай внимательно пары слов и постарайся их запомнить.

    Зачитайте ребёнку все 10 пар слов. Затем называйте ребёнку только первое слово из пары, а он пусть вспоминает второе слово.

    Осень – дождь

    Ваза – цветы

    Кукла – платье

    Чашка – блюдце

    Книга – страница

    Вода – рыба

    Машина – колесо

    Дом – окно

    Конура – собака

    Часы – стрелки

    Результат :

    Высокий уровень – 8-10 пар слов

    Средний уровень – 5-7 пар слов

    Низкий уровень – менее 5 пар слов

    Задание 5 : Упражнение на развитие объёма кратковременной слуховой памяти «Каскад слов».

    Попросите ребёнка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребёнок повторяет обязательно в этой же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда).

    Когда ребёнок не сможет повторить определённый словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов).

    Если во второй попытке ребёнок справился с этим словесным рядом, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребёнок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

    1. Огонь.
    2. Дом, молоко.
    3. Конь гриб, игла.
    4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь.
    5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
    6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
    7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, сын, пальто.
    8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд.
    9. Мяч, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки.
    10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.
    • Мышление

    Ребёнок познаёт мир и учится мыслить. Он учится анализировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Малыш может столкнуться с трудностями при выполнении этих заданий. В этом случае объясните ему принцип выполнения заданий, а затем предложите ему аналогичные упражнения.

    Задание 1 : Ответь на вопросы :

    1.Чего в огороде больше – картофеля или овощей?

    2.Кого в лесу больше – зайцев или зверей?

    3.Чего в шкафу больше – одежды или платьев?

    Ответы: 1- овощей, 2- зверей, 3-одежды.

    Задание 2 : Прочтите ребёнку рассказы и попросите ответить на вопрос после каждого рассказа.

    1. Саша и Петя были одеты в куртки разного цвета: синюю и зелёную. Саша был одет не в синюю куртку.

    В куртку какого цвета был одет Петя? (синюю)

    2.Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? (красками)

    3.Алёша и Миша читали стихи и сказки. Алёша читал не сказки. Что читал Миша? (сказки)

    4.Растут три дерева: берёза, дуб и сосна. Берёза ниже дуба, а дуб ниже сосны. Какое дерево самое высокое? Какое самое низкое?

    5.Серёжа, Женя и Антон соревновались, кто быстрее бегает. Серёжа прибежал быстрее Жени, а Женя – быстрее Антона. Кто прибежал первым, а кто – последним?

    6.Жили-были три щенка: Кузя, Тузик и Шарик. Кузя пушистее Тузика, а Тузик пушистее Шарика. Какой из щенков самый пушистый? Какой самый гладкий?

    Задание 3 : Ответь на вопросы :

    1.Какое животное больше – лошадь или собака?

    2.Утром мы завтракаем, а в полдень …?

    3.Днём светло, а ночью …?

    4.Небо голубое, а трава …?

    5.Черешня, слива, вишня – это …?

    6.Почему прежде, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?

    7.Что такое Москва, Калуга, Курск?

    8.Чем отличается день от ночи?

    9.Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …? Маленькая овечка – это …?

    10.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?

    11.Почему у всех автомобилей есть тормоза?

    12.Чем похожи молоток и топор?

    13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?

    14.Чем различаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

    15.Футбол, теннис, плавание – это…?

    16.Какие ты знаешь виды транспорта?

    17.Чем отличается пожилой человек от молодого?

    18.Почему люди занимаются спортом?

    19.Почему стыдно уклоняться от работы?

    20.Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

    Когда это возможно, старайтесь, чтобы ребёнок дал 2-4 варианта ответов, задавая ему вопрос: «А ещё?»

    Норма не менее 15 правильных ответов.

    Задание 4 : Найди лишнее слово :

    Читайте ребёнку группу слов. 3 слова в каждой являются близкими по значению и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите ребёнку найти лишнее слово.

    1.Старый, дряхлый, маленький , ветхий.

    2.Храбрый, злой , отважный, смелый.

    3.Яблоко, слива, огурец , груша.

    4.Молоко, творог, сметана, хлеб .

    5.Час, минута, лето , секунда.

    6.Ложка, тарелка, сумка , кастрюля.

    7.Платье, шапка , рубашка, свитер.

    8.Мыло, зубная паста, метла , шампунь.

    9.Берёза, дуб, сосна, земляника .

    10. Книга , телевизор, магнитофон, радио.

    Задание 5 : Упражнение на развитие гибкости ума.

    Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

    1.Назови слова, обозначающие деревья.

    2.Назови слова, относящиеся к спорту.

    3.Назови слова, обозначающие зверей.

    4.Назови слова, обозначающие домашних животных.

    5.Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

    6.Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.

    7.Назови слова, обозначающие водный транспорт.

    8.Назови слова, относящиеся к искусству.

    9.Назови слова, обозначающие овощи.

    10.Назови слова, обозначающие фрукты.

    • Развитие речи

    К 6-7 годам речь ребёнка должна быть связной и логичной, с богатым словарным запасом. Малыш должен правильно слышать и произносить все звуки родного языка. Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением.

    Больше разговаривайте с ребёнком, просите его пересказывать мультфильмы, которые он смотрит, книги, которые читаете. Предлагайте составлять рассказы по картинкам.

    Если ваш ребёнок испытывает трудности при произнесении отдельных звуков или плохо различает звуки на слух, то вам следует обратиться за помощью к логопеду.

    Задание 1 : Определи на слух, какими звуками различаются слова.

    Прочтите ребёнку пары слов. Ребёнок должен давать ответ после каждой пары.

    Коза – коса, игра – игла, дочка – точка, день – тень, почка – бочка.

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Задание 2 : Хлопни в ладоши, когда услышишь другой звук.

    Прочтите ребёнку цепочки звуков.

    Ш-ш-ш-с-ш

    Г-г-г-г-к-г

    С-с-с-з-с-с

    Р-р-р-р-л-р

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень – 2 и более ошибки

    Задание 3 : Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от других звуком.

    Прочтите ребёнку ряды слов.

    Рама, рама, рама, лама, рама.

    Колобок, колобок, коробок, колобок.

    Коса, коса, коса, коза, коса.

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень – 2 и более ошибки

    Задание 4 : Правильно подбери противоположные по смыслу слова.

    Ребёнок должен правильно подобрать противоположное слово к каждому из предложенных. Ошибкой считается ответ типа «громкий – негромкий».

    Медленно – (быстро)

    День – (ночь)

    Горячий – (холодный)

    Толстый – (тонкий)

    Добрый – (злой)

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1 ошибка

    Низкий уровень – 2 и более ошибки

    Задание 5 : Ответь на вопросы.

    Прочтите ребёнку вопросы. Он должен правильно подобрать слова к каждому из предложенных.

    Что бывает: кислым, быстрым, красным, мягким?

    Кто умеет: прыгать, плавать, рычать, петь?

    Что делает: рыба, самолёт, лягушка, машина?

    Результат:

    Высокий уровень – без ошибок

    Средний уровень – 1-2 ошибки

    Низкий уровень – 3 и более ошибки

    Задание 6 : Объясни значения слов.

    Прочитайте ребёнку слово. Попросите объяснить его значение. Перед тем, как выполнять это задание, объясните ребёнку на примере слова «стул», как его выполнять. При объяснении ребёнок должен назвать группу, к которой принадлежит этот предмет (стул – это мебель), сказать из чего состоит данный предмет (стул сделан из дерева) и объяснить, для чего он нужен (он нужен для того, чтобы на нём сидеть).

    Тетрадь, самолёт, карандаш, стол.

    Результат:

    Высокий уровень – ребёнок объяснил правильно все понятия

    Средний уровень – ребёнок объяснил правильно 2-3 понятия

    Низкий уровень – ребёнок объяснил правильно не более одного понятия

    Задание 7 : Послушай внимательно рассказ.

    Прочтите ребёнку рассказ и предложите ответить на вопросы.

    Вьюга

    Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем, думает: «Не пойду в школу. Страшно».

    Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом, он тоже собирался в школу и тоже испугался.

    Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.

    Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.

    В.А.Сухомлинский

    Ответь на вопросы:

    1.Про кого говорилось в рассказе?

    2.В каком классе учились мальчики?

    3.Отчего мальчикам стало радостно?

    Результат:

    Высокий уровень – ребёнок правильно ответил на все вопросы

    Средний уровень – ребёнок правильно ответил на 2 вопроса

    Низкий уровень – ребёнок правильно ответил только на 1 вопрос

    • Окружающий мир

    На момент поступления в школу ребёнок должен иметь определённый запас знаний и представлений об окружающем мире. Хорошо, если у него есть элементарные знания о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений, знания в области географии и астрономии, представление о времени. Ниже перечислены основные вопросы об окружающем мире, на которые ребёнок должен уметь ответить.

    1.Природа

    Назови времена года и приметы каждого времени года.

    Чем отличаются дикие животные от домашних?

    Какую пользу приносят домашние животные?

    Каких ты знаешь хищных животных?

    Каких ты знаешь травоядных животных?

    Назови перелётных и зимующих птиц. Почему их так называют?

    Какие ты знаешь травы, деревья, кустарники?

    Чем отличаются травы от деревьев и кустарников?

    Назови садовые и полевые цветы.

    Как называются плоды сосны, дуба, яблони?

    Какие ты знаешь явления природы?

    2.Время

    Назови части суток по порядку.

    Чем отличается день от ночи?

    Назови по порядку дни недели.

    Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года.

    Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?

    Назови месяцы по порядку.

    3.География

    Какие ты знаешь страны?

    Какие ты знаешь города, в каких странах они находятся?

    Чем отличается город от деревни?

    Какие ты знаешь реки?

    Чем отличается река от озера?

    Какие ты знаешь планеты?

    На какой планете мы живём?

    Как называется спутник Земли?

    4.Мир и человек

    Назови профессии :

    Кто учит детей?

    Кто лечит людей?

    Кто пишет стихи?

    Кто сочиняет музыку?

    Кто пишет картины?

    Кто строит дома?

    Кто водит автомобили?

    Кто шьёт одежду?

    Кто играет в кино и театре?

    Какой предмет нужен, чтобы:

    Измерять время;

    Разговаривать на расстоянии;

    Наблюдать за звёздами;

    Измерять вес;

    Измерять температуру?

    Какие ты знаешь виды спорта?

    В каких видах спорта нужен мяч? Коньки?

    Какие ты знаешь музыкальные инструменты?

    Каких ты знаешь писателей?

    Что такое честность, доброта, жадность, трусость, лень, трудолюбие?

    Зачем нужно учиться? Работать?

    Как правильно переходить дорогу?

    5.Свойства предметов.

    Что бывает деревянным, стеклянным, металлическим, пластмассовым?

    Что бывает мягким, твёрдым, сыпучим, гладким, жидким, острым?

    Список использованной литературы:

    1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. - М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс". - 2002. - 80 с. - (Школа для дошколят)

    2.Ковалева Е.С., Синицына Е.И.. Готовим ребёнка к школе. - М.: Лист Нью, Вече, КАРО 2001.-256с.,ил.

    3.Чивикова Н.Ю. Как подготовить ребёнка к школе. - М.: Рольф, 2001. - 208с.


    Введение… …………………………………………………………………..

    Глава I Подготовка детей к школе

    ……………………………………………

    1.1.Теоретические аспекты подготовки детей к школе

    1.2.Диагностические методики, определяющие готовность детей

    к школьному обучению:

    Фронтальное обследование………………………………………………

    Индивидуальное обследование…………………………………………..

    2..1.О готовности дошкольников к обучению в школе……………………..

    2.2.Предшкольная подготовка: ее цели и задачи…………………………….

      Как готовить ребенка к школе (материалы к родительскому

    собранию)……………………………………………………………………

    2.3.Организация комфортного обучения в период адаптации

    первоклассников……………………………………………………………

      Приложение 1. Диагностическая карта для записи детей в школу…….

    Приложение 2. Тест для записи детей в школу…………………………..

    Приложение 3. Анкета для родителей…………………………………….

    Заключение

    ВВЕДЕНИЕ.

    Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу. Каждый учитель начальных классов, набирая первый класс, начинает предшкольную подготовку детей и их родителей за год до поступления малыша в школу и, конечно же, каждый учитель сталкивается с проблемой обеспечения благополучной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

    «Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу» – написано в журнале « Начальная школа» №8 2005г. Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.

    Цель работы – показать, что возможна такая организация процесса подготовки и обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившиеся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником).

    Задачи:

    Во-первых, изучить теоретический материал по теме «Предшкольная подготовка и адаптационный период первоклассника», во-вторых, изложить некоторые аспекты готовности и подготовки детей к школе; в-третьих, изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме, опираясь на статьи и журналы для учителей начальных классов.

    Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям скорректировать свою деятельность в подготовительный период.

    КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

    Крепкое здоровье ребенка - основа успешного обучения в школе. В настоящее время уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

    Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа - очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

    Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой, которая чаще всего не подходит под его рост, не имеет подножки. Резко сокращается время отдыха, прогулок, вырастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 6-7 лет это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный.

    Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением, у него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.

    Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот воспитателям, они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

    Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. И прежде чем наказать ребёнка, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге, на серьезный срыв здоровья.

    Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

    Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому необходимо прислушиваться, правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и заняться им нужно как можно раньше.

    На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?

    Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

    Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

    Малыша нужно научить быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

    Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих первоклассников неловким и неуклюжим, «неумехой», чем он рискует вызвать и насмешки детей и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и в результате к ухудшению здоровья.

    Также, стоит уделять 15-20 минут в день для занятий с ним (более продолжительные, еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Это может быть - рисование, лепка, конструирование, мозаика, важно, чтобы он умел слушать взрослого. Понимать вопросы, выполнять задания. Необходимо помнить о временных интервалах занятий, т.к. через 10 минут ребенок уже может не слушать вас, крутиться, лезть под стол, зевать. Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый маленький успех и труд. Еще хотелось бы уделить внимание тому, что часто родители очень мало читают детям. Желательно читать по 10-15 минут в день с обязательным рассматриванием картинок и беседой по прочитанному, задавать ребенку простые вопросы: « О чем читали?», «Кто из героев понравился почему?».Вы научите ребенка высказываться, любить книгу, думать, рассуждать.

    Предлагайте ребенку рассказывать о делах в д/ саду, о прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов. Первый учитель- важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел - любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда, сын, или, дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или не понятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

    Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь».

    Совсем не желательно учить ребенка писать. Лучше, если ребенок будет больше рисовать, печатать буквы, устно считать, сравнивать. Очень хорошо. Если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей, время суток, дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.