Связь психологии с другими науками презентация. Роль психологии в современном мире

доцент кафедры

Педагогики и медицинской психологии

Самойлова В.М.

Определение

психологии

Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики.

Отличие житейского психологического знания от научного психологического

Конкретность – обобщенность

Интуитивность – рациональность

Ограниченность - широта

Уникальность и универсальность научного знания – ограниченность житейских представлений.

Специфика методов изучения.

Определение науки

Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства:

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

▫ методы научно-исследовательской работы;

сумму значений, выступающих в качестве предпосылки, средства, научного результата;

ученых с их знаниями, способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование.

Характеристики научного знания

опосредованность;

обобщенность;

систематизированность

выражение в особом научном языке.

«О душе»

«Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия, стало быть, душа есть энтелехия такого тела»

«Если бы тело было глазом, то его душой было бы зрение»

Аристотель

Рене Декарт и его вклад в психологию

Рене Декарт ввел понятие рефлекса как ответа сложноорганизованной системы на внешнее механическое воздействие. В органических потребностях человека и животных Р.Декарт увидел аналог источника энергии машины. Части организма: его мышцы и сочленения суставов - напоминали механическое устройство.

Однако объяснить все поступки человека только механическими законами оказалось невозможным. Декарт вынужден был признать, что поведением человека на высших его уровнях является сознательным, разумным, волевым.

Объект и предмет психологии

Предмет психологии:

душа – в недрах религиозной философии;

сознание – в эпоху Просвещения и до конца XIX в.;

неосознаваемые психические процессы – с конца XIX в. и в начале XX в.;

поведение – с начала XX в. (с 1913 г.);

психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.;

личный опыт человека с 50-х годов XX в.

Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и

Задачи психологии

Разработка проблем методологии и истории психологии.

Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека.

Исследование

закономерностей

возникновения функционирования и развития психики.

Исследование закономерностей развития психики в животном мире.

Изучение условий возникновения сознания и его характеристик в исторической жизни общества.

Задачи психологии

Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности.

Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения.

Рассмотрение процессов и способов связи между человеком и машиной.

Описание и объяснение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Слайд 2

Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Эта буква использовалась в прошлом и в русском алфавите, например, в написании слова «Псалтирь»

Слайд 3

Значение слова «психология»

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Слайд 4

Житейская и научная психология

  • Слайд 5

    Области житейской психологии

    Среди населения бытуют суждения по вопросам психологии, представляющие собой субъективное их понимания, и обычно очень неточные, поверхностные, нередко ошибочные - эта область психологического знания относится к обыденной психологии. В последнее время на глубокое проникновение в психологию человека претендуют представители оккультного знания - астрологи, хироманты, предсказатели, колдуны и пр. Они не располагают никакими научными доказательствами достоверности своего знания, ссылаясь только на свою индивидуальность: интуицию, «дар свыше», наследственность и т.п. Это квази (как бы) психология. В потоке надвинувшейся на нас с Запада так называемой «массовой культуры» просматривается и психологическая струя «поп-психологии» - «упрощенной психологии», психологии для массового читателя, воплощающейся в изданиях типа: «Как стать богатым», «Как добиться успеха у мужчин», «Сила ума» и пр. В этом направлении редко встречаются подлинно научно-популярные работы. Большинство же - не более чем житейские рассуждения, подкрепляемые «для научности» упоминанием имен видных психологов и эпизодическими ссылками на серьезные психологические публикации.

    Слайд 6

    Психология как наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики и психических явлений.

    Объект психологии: психика человека, то есть, его внутренний мир, «душа». Предмет психологии: основные закономерности порождения и функционирования психических явлений. Задачей психологии как науки является изучение механизмов и закономерностей психических явлений, а также содействие внедрению знаний психологии в практику жизни людей.

    Слайд 7

    Исторические этапы развития психологии(А.М.Маклаков)

    В научном употреблении термин «психология» первоначально относился к науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

    Слайд 8

    Отрасли психологической науки(А.М.Столяренко)

    Современная научная психология представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения своих теоретических и прикладных разработок.

    Слайд 9

    Связь психологии с другими науками

  • Слайд 10

    Специфика научно-психологического познания:

    Полипредметность - множественность предмета психологического исследования. Совпадение субъекта и объекта научного познания. Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость выделения "вторичных объектов*. Преобразующий и конструирующий характер психологического познания.

    Слайд 11

    Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Психология - это наука о психике и психических явлениях. Что же значит понятие «психика»? Основные функции психики

    Слайд 12

    Психические явления

  • Слайд 13

    Человек как объект изучения психологии

    Борис Герасимович Ананьев выделял в системе человекознания, в структуре которой находится психология, четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личностьи индивидуальность.

    Слайд 14

    Понятие «индивид»

    Индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.

    Слайд 15

    «СУБЪЕКТ» Субъект - это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности

    Слайд 16

    Под личностью понимается: индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное свойство индивида, фор­мирующееся в совместной деятельности и общении. Понятие «личность» характеризует человека как социальное существо «ЛИЧНОСТЬ»

    Слайд 17

    Индивидуальность - это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

    Слайд 18

    Методологические принципы психологии

    Методология- учение о принципах построения, формах и способах познания. Методология (от греч. methodos - дорога, путь, теория, учение) - теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Методологические принципы психологической науки - основа основ исследования и понимания главных особенностей ее предмета - сущности психики и психической деятельности.

    Слайд 19

    Принцип* причинности (детерминизма, каузальности)

    как общенаучный принцип отражает факт существования в мире явлений, одни из которых являются причиной других. Беспричинных явлений не бывает и в психике человека. Чтобы понять в ней что-то, надо найти причины. Установление причин есть вместе с тем важнейшее условие успеха в разработке конструктивных предложений и воздействий на психику. * От греч. principum - начало, основа.

    Слайд 20

    Принцип взаимосвязи и взаимодействия

    В психике человека взаимодействия особенно богаты, что объясняет и сложности ее познания. Недопустимо изучать и оценивать что-то в психике изолированно, атомарно, в отрыве от других явлений.констатирует неразрывность этих двух важнейших феноменов. Деятельность- реальность, проявление и продукт психической жизни человека, активности цели, мотива, способа действий, обеспечивающих достижение определенного результата. Это внешневнутреннее явление, вид целенаправленной психологической активности и ее взаимодействия с окружающей действительностью.

    Слайд 24

    Принцип социальной обусловленности

    Общественные (социальные) факторы (воздействия других людей, общение, речь, совместная деятельность, социальные нормы поведения, культура, общественно-экономические условия и др.) выступают как наиболее сильные, многочисленные и постоянно действующие факторы, определяющие психическое отражение, развитие и поведение каждого человека.

    Слайд 25

    Методы психологического исследования

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Выполнили: студентки ГПФ Ю 1 -4 Семёнова А. А. , Сизова А. Е. , Утукина А. Ю. Проверил: к. п. н. , доцент Князева О. Н.

    Психология − и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира и познавать их. Начало превращения психологии в самостоятельную науку связывают с именем немецкого ученого Христиана Вольфа (1679 -1754), опубликовавшего книги «Рациональная психология (1732), и «Экспериментальная психология» (1734), в которых он использовал термин «психология» .

    Психология - наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы. Слово «Психология» , образованно из греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Слово «психология» было предложено в 1590 г немецким ученым Н. Гоклениусом. В Европе оно стало общеизвестным после выхода в свет книг немецкого философа Христиана Вольфа «Эмпирическая психология» (1732 г.); «Рациональная психология» (1734 г.).

    § Донаучная психология – это познание другого человека и самого себя непосредственно в процессе деятельности и взаимного общения. § Философская психология – знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знание о психике либо выводятся из общих философских рассуждений, либо являются результатом рассуждений по аналогии. § Научная психология – во второй половине XIX века. Обычно ее появление ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода В. Вундом.

    Объект психологии - это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах. В современной психологии не существует единого общепринятого представления о предмете психологической науки. Предмет психологии понимается различно в течение истории и с позиции различных направлений психологии. «Психология есть наука о законах порождения и функционирования психического отражения в жизни, деятельности живых индивидов» А. Н. Леонтьев «Лекции по общей психологии»

    1. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2. научиться управлять ими; 3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4. быть теоретической основой практики психологической службы.

    В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека. Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

    Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания. А. Адлер З. Фрейд Карл Густав Юнг К. Хорни

    Одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон. В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

    Одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в. , свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций. Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.

    Направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

    Одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

    Область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия). Томас Джей Хадсон Генри Сиджвик Уильям Джеймс

    Вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. Корреспондент спрашивает директора сумасшедшего дома, какой тест является критерием для выписки. - Мы наливаем полную ванну воды, кладем рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды. Корреспондент улыбается и говорит: - Ну, любой нормальный человек возьмет кружку. - Нет, - говорит директор, - нормальный человек вытянет пробку.




    ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде где есть человек, есть психология. Зная её, вы сможете лучше понимать себя и окружающих вас людей. - Рассказывайте, какие у вас проблемы? - Видите ли, меня никто не любит. Может, хоть ты поможешь мне, мерзкий жирный старикашка?


    ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология это набор всех наших качеств. ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВОЛЯ, ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ. Психология это ДИАЛОГ, ЖЕСТЫ, МИМИКА. Психология это СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ. - Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей жизни, с самого начала. - Так вот, сначала я создал небо и землю...


    ТЕМПЕРАМЕНТ Изучая психику человека и его личность, психологи пришли к общему мнению, что понятие о личности можно облегчить путем определения её какой - либо классификацией. И так, зная тип темперамента, мы можем иметь примерное представление о личности человека


    ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Состоит из четырех основных типов:






    ВООБРАЖЕНИЕ Настоящая сила воображения лежит во множестве утонченных моментов. Воображе́ние способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.образыидеипсихических моделированиепланированиетворчество играпамять Воображение психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.




    ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.


    ВОЛЯ Воля сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении. Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).


    ОЩУЩЕНИЯ ОЩУЩЕНИЕ психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение предпосылка для создания образов, их познания. Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные


    ЧУВСТВА Не путать с: ощущением Чувство эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.


    Это интересно В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать. А это коварный вопрос - Кого вы видите на этой картинке? Посмотрите внимательно на картинку и скажите – кого вы видите?



    Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Структура вербального общения


    Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Таксика Проксемика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации


    ЖЕСТЫ это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания) это своеобразные заменители слов или фраз в общении. это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. иллюстраторы регуляторы адапторы эмблемы Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 4 группы:


    ДИАЛОГ Диалог – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка Диалог – естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог – первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения Диалог – подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения.






    В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации понимание информации передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) - (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.


    Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: Эмоции (ух, ах, здорово, смех, скорбная мина) Зеркало - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов. Уточняющие вопросы (Что ты имел ввиду? Оценки, советы. Эхо-реакция - повторение последнего слова собеседника. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами. Поддакивание (ага, угу, да-да, ну, кивание подбородком) Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).



    «Предмет психологии как науки» - Жесты. Диалог. Реакции слушателя. Воображение. Чувства. Ощущения. Воля. Психология работает везде и всегда. Виды. Структура вербального общения. Поддержка. Вербальные и невербальные средства общения. Связность диалога. Память. Что такое психология. Набор всех наших качеств. Посмотрите внимательно на картинку.

    «Психология» - Нос явно не выражен, "утиный", "картошкой" или слегка вздернут. Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Длинные тонкие мускулы и кости. Можно сказать, что сангвиник беспокоен внешне, но спокоен внутри. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые.

    «Методы психологии» - Место психологии в системе наук. Методы изучения человека. Срез – кратковременное наблюдение. Методы психологии. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Выполните задание. Какие практические задачи способна решить военная психология? Отрасли психологии. Задачи психологии.

    «Сознание в психологии» - Свойства сознания. Функциональная психология сознания. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека. Структурная психология сознания. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психология как наука.

    «Предмет психологии» - Виды внимания. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Наше прошлое было бы мертво для будущего. План лекций. Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.

    «Предмет изучения психологии» - Уровни психического. Объект психологии. Гештальт. Я-концепция. Стимул-реакция. Опыт человека. Когнитивная карта. Направления познания природы психического. Методы психологии. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. Знание. Энциклопедический справочник. Бихевиоризм. Структура личности. Чувство неполноценности и компенсация.

    Всего в теме 11 презентаций