Проверочная работа по русскому языку перспектива. Тренировочные и проверочные работы по русскому языку к УМК "Перспектива"_2 класс

Итоговая контрольная работа за II триместр по русскому языку

1. К каждому из слов подберите проверочное слово. Запишите ниже по порядку.

Стена, скала, стволы, цветы,

Гроза, стрела, сосна, листы. (По Ю.Щербакову)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Допишите слова, рядом напишите проверочные слова.

Сугро__-____________, сне__-__________, медве_____-_______________,

ме___-_________, арбу___-_______________, огоро___-____________________.

3. Отметьте галочкой ряд, где во всех словах парные по глухости-звонкости согласные стоят в середине слова.

    Сыроежка, ромашка, божья коровка, луг.

    Редиска, петрушка, репка, укроп.

    Глазки, ножки, бровки, ушки.

    Лапка, тряпка, киска, суп.

4.Запишите по образцу слова, отвечающие на вопрос кто? или что? Обведите овалом те слова, где удвоенный согласный не сохранился.

Пассажирский - пассажир, субботний-___________________, кассовый-___________________, классный-____________________, лунный-____________, сонный-__________________, матросский-__________________.

      Отметьте галочкой строчку, в которой все слова с непроизносимым согласным.

    Лестница, солнце, чудесный.

    Праздник, проказник, чувства.

    Честный, известный, здравствуй.

    Капустница, местный, ясный.

      Исправьте сочинение Незнайки-второклассника.

В воскресенъе я был в лесу с друзями. Набрали сучев, развели костер и сварили гречьневую кашу. Поньчик съел на пенъек и сьел больше всех. Булка стащил все булъки. Пили чай только с варенем. Но было здорово. (По Л.Гайдиной)

      Напишите свою краткую биографию.

Меня зовут _____________________. Я родился в городе (деревне, селе) ____________________________________, проживаю по улице ____________________________________, хожу в школу №______.

      Вспомните и запишите 5 многозначных слов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

      Угадайте и впишите в предложения слова-омонимы.

1._______________________на небе уже стал луной, а папа целый ___________________не приезжает из командировки. 2. Подниму опавший ______________, наклею на альбомный ______________________.

      Отметьте галочкой ряд, в котором все слова близкие по значению (синонимы).

    Угрюмый, грустный, печальный, злой.

    Карлик, крошка, лилипут, мальчик-с-пальчик.

      В пословицах и поговорках найдите и подчеркните слова, противоположные по значению (антонимы).

Знай больше, говори меньше. Не пугайся врага умного, бойся друга глупого.

      Прочитайте текст. Найдите устойчивое выражение и подчеркните.

Мой младший братишка как-то захотел попить молока из кувшина, да не удержал его и уронил. Мама спрашивает, кто разбил, он или кот, а братишка молчит - воды в рот набрал.

Моя оценка________

Оценка учителя____________

Итоговая контрольная работа за III триместр по русскому языку

Фамилия, имя ученика________________________________________

        Подчеркните однокоренные слова.

Кот бежал к своим котятам, крот спешил к своим кротятам.

2. Выделите корень в однокоренных словах.

Свистеть, свистулька, свистящий, свистун.

Любимый, любовь, Люба, люблю.

      Запишите слова с противоположными по смыслу приставками. Приставки выделите.

Зайти-_________________, въехать-__________________, выходить-___________________, уезжать_____________________.

4.Выделите суффиксы, при помощи которых образовались новые слова.

Малыш, малышок, малышка, маленький.

Дед, дедок, дедуля, дедушка.

      Выделите окончания в каждом ряду в обоих словах.

Любимый дедушка.

Любимого дедушку.

Любимому дедушке.

Любимым дедушкой.

О любимым дедушке.

        В каком ряду записаны только имена существительные?

        Горсть, грозить

        бегун, ветер

        смелость, храбрый

        повязка, повязать

        Прочитайте и подчеркните в тексте слова, обозначающие действия, которые совершал великан.

Над водой стоял туман. В море мылся великан.

Мыла целый магазин израсходовал один.

Прямо в нас швырял он мыло, мыло пенилось и плыло.

        Прочитайте и найдите имена прилагательные в тексте. Подчеркните их.

Теплую одежду шьют из шерстяной материи и вяжут из шерстяных ниток. Наиболее хорошую и удобную для пряжи шерсть дают овцы. У них за зиму отрастает длинная и густая шерсть. Из шерсти овец делают нитки.

        Прочитайте стих Н.Матвеевой и подчеркните в них все предлоги.

Кувшинчики шли на родник за водой-

Зеленый, серебряный, золотой.

Прошлись по жаре, постояли в тени,

Воды в роднике зачерпнули они.

        Составь из предложений текст. Выбери вариант правильного порядка предложений в данном тексте.

1.Собрались подружки в лес.

2. Была у них внучка Машенька.

3. Пришли звать Машеньку.

4. Жили-были дедушка и бабушка.

А) 4,2,1,3. Б) 3 ,2,4,1. В) 4,3,2,1.

11.Определи предложение, в котором есть только главные члены.

    Идет снег.

    Маленький мальчик играет с мячом.

    Весело поют птички.

12.Прочитай предложения. Подумай и определи, являются ли данные предложения текстом?

У Ксюши есть котенок. Он очень шустрый и любит играть. Хозяйка очень любит своего котенка!

    да, это текст

    нет, это не текст

Моя оценка__________

Оценка учителя__________

Контрольные работы по русскому языку 3­й класс
2016­2017 уч.год
1 четверть
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2­м классе» (входная
работа)
«Осенний лес»
Мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые берёзки и осинки.
Осенний лес был в золотых красках. Ласково светило солнышко. Пахло грибами и
листвой. Вот стайка крикливых дроздов слетела с рябины. Над моей головой
раздался протяжный крик. Это высоко в небе летел большой косяк журавлей. Птицы
отправились в далёкий путь на юг. До свидания, журавли!
По Г. Скребицкому
Грамматические задания:
1. Выпишите из текста слова с безударными гласными. Подберите к ним
проверочные слова.
2. Запишите слова речевого этикета.
Диктант по теме «Девять правил орфографии»
«Зимний вечер»
Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко
хрустел снег под ногами. На звёздном небе появилась луна. Мороз крепчал. Вьюга
намела большие сугробы. Деревья и кусты укрылись хлопьями снега. Старые пни
надели на головы пушистые шапки.
Поздним вечером мы подъехали к сторожке лесника. Маленький домик было чуть
видно. Мы затопили печку. Ярко запылал огонь. В избушке стало тепло и уютно.
Слова для справок: повис, появилась, затопили, запылал.
Грамматическое задание:
­ Разделите слова для переноса.
Майский, подъезд, вьюга, речка.
2 четверть
Диктант по теме «Слово и его значение»
«Скучная картина»
Пришла ненастная осенняя пора. Леса редеют и пустеют. Там стоит тишина.
Только тяжелая мокрая ворона садится на голую ветку и кричит. Галки летают
стаями. Частый дождик мочит землю. Она выглядит уныло под темным серым
небом.
Потянулись с севера на юг длинные караваны гусей, уток, журавлей. С
прощальным криком улетают от нас летние гости. Летят они цепью или клином.

Контрольная работа по теме «Предложения с однородными членами»
«Снегирь»
Родина снегирей – суровые хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают
на зимовку в наши края. Резко выделяется снегирь на фоне снега своим ярким
красочным оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клёна. Особенно
любят они ягоды рябины. Весной снегири будут далеко на родине. Птицы совьют там
гнёзда, выведут птенцов. Снова услышим их звонкий свист в зимнем лесу только в
начале зимы.
Контрольная работа по теме: «Состав слова»
«Синички»
Стоит чудесный зимний денёк. Под мое окошко летят прелестные птички. Смотрю
на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой березы. На голове черная шапочка.
Спина, крылья и хвостик желтые. На короткую шейку птичка словно галстучек
повязала. Грудка яркая, желтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!
Клювик у птички тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.
Слова для справок: будто, словно.
Тест «Проверь себя» (с.121 учебника)
1.Выберите правильный ответ.
Основа – это:
­ часть слова без окончания;
­ корень слова.
2. Выделите две группы родственных слов. Запишите их, корни подчеркните.
Липкий, залеплять, прилип, налипать, налепить,
прилипчивость, лепить, отлепить, липнуть, вылепить, лепка.
3. Разберите слова по составу. Обозначьте условными знаками каждую часть
слова.
Перелесок, подводный, приходят, ледоход, самокат, помидоры, журавлики.

«Веселая елочка»
Скоро Новый год. Таня и мама украшали пушистую елку. На праздник пришли
гости. Всем было весело. Мама была грустная. Она ждала сына­моряка. Раздался
звонок. Ребята быстро подбежали к дверям. В комнату пришел Дед Мороз. Он стал
раздавать детям подарки. Потом Дед Мороз снял седую бороду. Мама увидела
сына­моряка. Радостная была эта встреча!

Слова для справок: Новый год, Дед Мороз, пришел,увидела.
Грамматические задания:
1.
2.
Во втором предложении подчеркните главные члены.
Выпишите два слова с проверяемой безударной гласной, с непроизносимой
согласной, подберите проверочные слова
Проверочная работа по теме «Имя существительное»
Тест «Проверь себя» (с.150,151 учебника)
1. Выберите и запишите более точное определение.
2.

Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
и обозначает предмет.
Распределите имена существительные на две группы. По каким
признакам вы это сделаете?
Скворец, моряк, зима, сказка, лесник, море, школьник, журнал, учитель,
скворечник, журналист, лес, история, зимовщики, историк, школа, учение,
сказочник.
3. Запишите текст, подобрав имена собственные к выделенным словам и
вставив пропущенные буквы.
Летом я г..стил в д..ревне у бабушки. Каждое утро мы бегали на реч..ку. С
нами вс..гда был щенок. Моидруз..я научили меня х..рошо плавать.
5.
6.
4. Поставьте имена существительные во множественное число и запишите
их. Выделите окончания. Подчеркните орфограммы. Выделенные слова
разберите по составу.
Карандаш, аллея, бассейн, растение, пассажир, рассказчик, воробей, город,
береза, ветер, герой, год, подснежник.
Распределите имена существительные в две группы в зависимости от
того, изменяются или не изменяются они по числам. Подчеркните слова с
непроверяемыми написаниями. Обозначьте известные вам орфограммы.
Каникулы, пруд, дрожжи, стрелки, хлопоты, сапоги, волк, чернила, тетрадки,
портфель, щи, ложки, ворота, дверь, комнаты.
Озаглавьте текст и запишите его, вставляя пропущенные буквы и
раскрывая скобки. Найдите имена существительные, обозначьте их.

В (Р,р)оссии множество озер. Оз..ро может быть больш..м или
мал..ньким,глубоким или мелким. Но все озера России пр..красны. Ч..ловек
должен стремиться увидеть в..лшебные уголки своей стр..ны. Общение
(с)природой позволяет очистить сер..це, освеж..ть взгляд.

Со многими озерами связаны инт..реснейшие легенды. Например,
вНижегородскойобл..сти есть озеро Светлояр. Существует предание, что
(на)дне его покоится невидимый град Китеж.

Мы должны беречь и сохр..нятькр..соту природы.
Контрольное списывание с печатного текста.
«Лошадь на льдине»
Я работал на Севере. Наш пароход проходил между льдинами. Мы заметили на
льдине лошадь. Мы решили её спасти.
Пароход осторожно подходил к крупной льдине. Резкий ветер раздувал у лошади
хвост и гриву. Животное стояло неподвижно. Мы приблизились к лошади. Она
прыгнула на пароход. Животное было спасено.
3 четверть
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак на конце имён существительных
женского рода после шипящих»
«На охоте»
Вот первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Мы встали и отправились на
охоту. Дорога шла через рожь. Я с интересом смотрел по сторонам. Вот пробежала
полевая мышь. Пролетел к лесу пёстрый чиж. У опушки мы услышали плач. Это
прокричал сыч.
У леса нас встретил егерь – лесной сторож. Мы оставили вещи в сторожке. С
собой взяли только ружьё. В рюкзаке лежали лаваш и несколько яиц.
В этих лесах встречается тетерев – косач. Егерь завёл нас в глушь. Мы тихо вышли
на поляну и затаились. В кустах кто – то зафыркал. Это ёж. Долго мы ждали удачи.
И всё же нам повезло. Мы возвращались усталые и несли на поясе дичь. К
сторожке мы подошли за полночь.
По Г. Снегирёву.
Слова для справок: деревьев, егерь, кто­то, рюкзак.
Грамматические задания:
1. Выпишите три имени существительных, оканчивающихся на шипящие
согласные. Обозначьте орфорграмму.
2. Обозначьте грамматическую основу.
1 вариант – в третьем предложении, 2 вариант – в пятом предложении.
3. Замените выделенные буквы так, чтобы получились слова со следующим
значением.
Печь ­ … (средство человеческого общения).
Ложь ­ … (культурное растение – злак).

Брешь ­ … (женское украшение).
Тишь ­ … (краска для черчения).

Проверочная работа по теме: «Имя существительное»
Тест «Проверь себя» (с.46 учебник)
1. Выберите верные ответы.
Имена существительные изменяются:
а) по числам и падежам;
б) по родам, числам и падежам.
Существительные могут быть:
а) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского,
мужского и среднего рода;
б) одушевлёнными и неодушевлёнными; собственными и нарицательными; женского
и мужского рода.
2. Укажите род имён существительных.
Картофель, змея, медведь, сокол, туфля, музей, поле, хоккей, корзина, кофе.
3.Укажите, на конце каких имён существительных надо писать мягкий знак.
Реч.., рож.., нож.., товарищ.., плащ.., борщ.., помощ.., доч.. .
4. Укажите существительные, которые не изменяются по числам.
Хлопоты, класс, комната, суета, хвоя, молодёжь, столы, сметана, каникулы.
5. Определите падежи имён существительных из пословиц.
Выпустишь словечко – не догонишь на крылечке.
Ласковым словом и камень растопишь.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
«Летучая мышь»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересный зверь. Днём летучая
мышь спит. Широкие крылья похожи на плащ.
Вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Летучие мыши – ночные
хищники. Они легко ищут добычу в ночной тиши.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в
темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места.

Как это происходит? Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и
идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки.
Слова для справок: увидели, способность.
Грамматические задания:
­ Выпишите три словосочетания с именами существительными, выделите окончания,
определите род, число, падеж.
­ Замените выделенные слова антонимами и запишите словосочетания.
Вспоминать о лете­ …, новость о поражении ­ …, мечтать о мире ­ … .
­ Спишите. Запишите имена существительные, данные в скобках, в родительном
падеже.
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки). В саду собрали урожай (яблоки) и
(груши).
1V четверть
Контрольный диктант по теме «Глагол»
«Не бери в лес ружье»
В глубокой древности оттолкнул от себя человек зверей птиц на расстояние
вытянутой руки. А потом – на расстоянии стрелы. А что ему было делать? Нужно
было есть и шить одежду.
С тех пор это расстояние растет. И вот уже не подпускает к себе зверь и на
ружейный выстрел. Но теперь одежду и мясо нам дает хозяйство. Зачем нам
враждовать с дикими животными?
Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но клеточный зверь не
похож на лесного. Человек идет в лес. Но все живое в ужасе бежит от человека.
Виноваты в этом охотники. Это они приносят в лес страх.
Не бери в лес ружье. Не поднимай палку не тянись за камнем. И мы снова
обретем добрых соседей. Надо сберечь дикую природу для наших потомков.

По Н.Сладкову
Слова для справок: хозяйство, лесного, подпускает.
Грамматические задания:
­ Сделайте разбор как части речи трех глаголов: в прошедшем, настоящем и
будущем времени.
­ Составьте и запишите три предложения с отрицательной частицей НЕ о том, чего
нельзя делать в лесу.
­ Спишите предложения, ставя отрицательную частицу НЕ перед глаголами.
С огнем шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори. Посеешь ­ урожай
соберешь.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
«Деревья скрипят»
Каждое скрипучее дерево на свой лад скрипит. Интересно слушать в лесу этот
скрип. Раньше я все ночевки под скрипучим деревом и устраивал.
И за веселым треском костра, и за бульканьем горячего чая, сквозь дремоту – все
скрипит да скрипит дерево. К утру я уже знал, почему скрипит это дерево.
То растут два дерева тесно, уперлись друг в друга сучьями – вот и скрипят. То
ветер повалит одно слабое дерево другому на плечи – тоже оба скрипят.
Иное дерево на вид здоровое, а нутро имеет трухлявое. Чуть дунул ветерок –
скрипит. А то снег зимой дерево скрючит. Стоит оно гнутое и тоже скрипит.
Наслушался я по лесам разного скрипа. И в хвойном, и в лиственном лесу
деревья скрипят. И каждое по ­ особому, о своем.

По Н.Сладкову
Слова для справок: по ­ особому, ночевка, лиственном.
Грамматические задания:
(Работа по вопросам и заданиям из раздела «Проверь себя» на с.125 учебник)
1. Выберите верные ответы.
Имя прилагательное – это:
­ часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы
какой? какая? какое? какие?;
­ часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой?
какая? какое? какие?;
Имена прилагательные изменяются:
­ по числам и в единственном числе по родам;
­ во множественном числе по родам.
Окончание имени прилагательного определяется:
­ по окончанию вопроса;
­ по окончанию имени существительного.
2. Укажите, где возможно, род и число прилагательных в словосочетаниях.
По узкой тропинке, на высоком холме, из больших окон, на вороном коне, в
чистом поле, под синим небом, в новых домах.
3. Вставьте нужные окончания прилагательных.
4.
Дальн… дорога. Нов… платье. Ранн… утро. Стар… дом. Син… лента.
Далек… остров. Чист… поле.
Подберите к словам из первой группы по одному синониму и антониму из
второй группы.
Маленький, ласковый, правдимый.
Нежный, честный, большой, крошечный, лживый, грубый.

Контрольное списывание/
(По) везло хомяку – (на) ткнулся (на) птичье гнездо, лежат (на)
земле два большущих яйца. (За) бирай и пируй!
Только вот лапками яйцо (не) (об) хватишь – (вы) скальзывает. И (за) щеку (не)
(за) толкать – (не) (по) мещается. А бросить жалко.
Возился хомяк, (при) меривался, пыхтел, сопел – (не) получается.
Тогда (у) перся лбом (в) яйцо – и (по) катил к себе (в) норку. Если дело не (по)
зубам, не (по) лапам – головой работать надо!
Грамматические задания:
1. Списать, раскрывая скобки.
2. Подчеркнуть предложение, в котором выражена главная мысль.
3. Озаглавить текст так, чтобы в названии была отражена главная мысль.
4. Разобрать любое слово из текста как часть речи.
5. Найти и подчеркнуть волнистой линией имя прилагательное, употребленное в
среднем роде, в единственном числе.
6. Выписать из текста глаголы в неопределенной форме, отвечающие на вопрос что
сделать?
Итоговый контрольный диктант
«Соловьиная песня»
Закатилось огромное солнце. Угасает длинный день. Смолкают птичьи голоса.
Наступает вечерняя тишь. Но вот в сумраке вечера послышалась новая птичья
песня. Певец пробует свой сильный чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный
свист. Помолчал чуточку, снова засвистал, залился веселой трелью.
Кто это так хорошо поет в сумерках? Вот он сидит на суку. Сам серый. Ростом с
воробья.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и свободно плывет в ночной
тишине соловьиная.
Слова для справок: щелкнул, снова.
Грамматические задания:
­ Выпишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в корне, с
парным по звонкости – глухости согласным в корне, непроизносимым согласным.
Напишите к ним проверочные слова, обозначьте орфограммы.
­ Сделайте звуко – буквенный разбор слов: 1 вариант – «солнце»; 2 вариант – «поет».
­ Сделайте разбор как части речи одного имени существительного, одного имени
прилагательного, глагола.
­ Замените первое устойчивое выражение именем прилагательным, второе –
глаголом, третье – существительным.
От горшка два вершка ­ …, зарубить на носу ­ …, волк в овечьей шкуре ­ …

Административный входной контрольный диктант
Грамматическое задание:
Вариант 1

2. Выполните звуко - буквенный разбор слова ягода.
3.Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении. 6 предложении.
Вариант 2
1. Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко - буквенный разбор слова поздно.
3.Обозначьте грамматическую основу в 6 предложении.
Словарный диктант № 1
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, велосипед, вокзал.Контрольное списывание.
Удивительное чудо.
Какое чудо самое удивительное? Это самая обыкновенная книга. А из книжки выходят герои сказок, рассказов. В книге прячутся и моря и корабли и ветер.Были перед нами белые страницы. Вдруг появилось бурное море. Летучий ветер гонит корабли, бьет волну о скалы. Помогли нам увидеть чудо волшебные знаки. Ты, конечно, догадался – это буквы. Нам хорошо знакома сила азбуки. Какие книги ты любишь читать? Кто твой любимый герой?
Задание. Списать с доски, поставить недостающие знаки препинания.
Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения»
Гроза.
Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушительный треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.
Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!
Грамматическое задание:
Вариант 1

2. Выполните звуко-буквенный разбор слова: дождь.
3. Обозначьте грамматическую основу в 4 предложении,
4. Обозначьте ударение в словах: хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёрВариант 2
1. Выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.
2. Выполните звуко-буквенный разбор слова: яростно.
3. Обозначьте грамматическую основу в 3 предложении.
4. Обозначьте ударение в словах: хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёрСловарный диктант № 2
Впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь.
Контрольная работа по разделу «Язык как средство общения».
1.Закончите предложение. Запишите его.
Самое главное средство общения - …
2. Укажите количество звуков и букв в данных словах.
Одуванчик - , мяч - , речь - , ель- , ёжик- , бурьян- .
3. Разделите слова сначала на слоги, а потом на части для переноса. Все ли слова можно разделить для переноса?
Майка - , встретил- , ябеда - , акация - .
4. Сделайте звуко – буквенный разбор каждого слова. Подчеркните буквы, обозначающие два звука.
Люлька, жирный,
5. Запишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, где это необходимо.
(В)солнеч..ный день осен..ю (на)опушке елового леса собрались м..лодые в..сёлые берё..ки, как будто там, в еловом л..су, им стало хол..дно, скуч..ной стала их ж..знь. Они (за)хотели (по)греться на открытом м..стеч..ке. Так в д..ревнях ст..рики выходят (на)солнышко и с..дят (на)скамееч..ках возле своих д..мов.
Изложение.
Моя поляна.
Я меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.
Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.
Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки. (В. Песков)
Словарный диктант № 3
Каникулы, кастрюля, килограмм, километр, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо.Тест по теме «Состав слова»
Вариант 1
1. Укажите верное определение окончания.
а) Окончание стоит после корня и служит для образования новых слов;
б) окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении;
в) окончание – общая часть однокоренных слов;
г) окончание стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.






а) Море, морщина, морской;
б) большой, боль, больница;
в) рог, рогатый, рогожа;
г) часовщик, час, часик.

а) Столы; в) наушник;
б) моряк; г) забег.

а) Лапка, полянка, окрошка;
б) вход, запуски, сговор;
в) лесник, отлёт, поварята;
г) ежата, мышонок, осенний.

а) (По)горели;
б) (по)горе;
в) (за)болели.

а) Мышонок; в) смышлёный;
б) мышиный; г) мышка.
Тест по теме «Состав слова»
Вариант 2
1. Укажите верное определение приставки.
а) Приставка стоит после корня и служит для образования новых слов;
б) приставка – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении;
в) приставка – общая часть однокоренных слов;
г) приставка стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
2. В каком ряду перечислены части слова?
а) Существительное, прилагательное, корень, окончание;
б) существительное, прилагательное, глагол, предлог;
в) приставка, корень, суффикс, окончание;
г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.
3. В каком ряду записаны однокоренные слова?
а) Вода, водолаз, водитель;
б) лес, у леса, к лесу, о лесе;
в) повар, сварка, варит;
г) гора, пригорок, пригорюнился.
4. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание?
а) Дубы; в) перелесок;
б) рыбак; г) выход.
5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса?
а) Домик, грядка, вазочка;
б) вход, запуски, сговор;
в) подоконник, отлёт, повара;
г) стол, дерево, книга.
6. Найдите слова с приставками.
а) (От)боли;
б) (за)грустил;
в) (у)лететь.
7. Укажите слово, которое не является однокоренным для слов данной группы.
а) Жалость; в) жалкий;
б) жалоба; г) жалить.
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Беда.
Был ясный день. Ярко светило весеннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костёр. Загорелась сухая трава. Это большая опасность для леса. Огонь подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки.вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.
Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и годную зиму. Но от лесного пожара не спаслись.
Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!
Грамматическое задание:
1. Выпишите любую группу однокоренных слов, разберите их по составу,
2. Образуйте от слов слон, волк 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов -ик,-ёнок, --их-, -ок-, -ат-, -ят-.
3. Выпишите 3 глагола с приставками, выделите приставки.
4. Уровень повышенной сложности
Запишите слова, подчеркните то, в котором нет суффикса: Точка, внучка, кочка.
Словарный диктант № 4
Оборона, овца, одиннадцать, отец, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, сверкать.Проверочная работа по теме: «Падежные окончания имен существительных».
Ф. И.__________________________________________________________________
I –вариант
В капельк. .. (скл., п.) влаг… (скл., п.);
С маленькой лужиц. … (скл., п.);
Отдыхали в лагер. .. (скл., п,);
По краям дорог …. (скл., п.);
Бежал по дорог …. (скл., п.);
Жили в опасност …. (скл., п.);
Жили в город. … (скл., п.);
Бегают по вырубк …. (скл., п.);
При высокой температур …. (скл., п.);
При сухой погод …. (скл., п.);
Проверочная работа по теме: «Падежные окончания имен существительных».
Ф. И.____________________________________________________________________
II –вариант
Задание: определить склонение и падеж существительных, дописать окончания.
Около пристан … (скл., п.);
Шерсть у лисиц … (скл., п.);
Плыл по речк … (скл., п.);
Щит из стал …. (скл., п.);
Ступенька к мудрост …. (скл., п.);
Приходили к кормушк. … (скл., п.);
Сидел у кормушк ….. (скл., п.);
Останутся в памят …. (скл., п.);
В нижней част ….. (скл., п.);
Подобрался к хатк. ….(скл., п);
Контрольное изложение
Краски и художник
Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех. Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок. Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги. Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Лес.
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Грамматическое задание:
1. Выпишите 3 словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение,
2. Спишите предложения. Имена существительные, данные в скобках, запишите в родительном падеже множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Выполните разбор существительных как части речи – Вариант 1- вредителей. Вариант 2 –гусениц.
4.Запишите противоположные по значению фразеологизмы парами.
Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Зимний день.
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматическое задание:
1. Выпишите из текста 3 словосочетания «прил.+сущ.». Выделите в именах прилагательных окончания, определите падеж.
2. Составьте словосочетания по схемам:
«прил.+сущ. м.р., Т.п.».
«прил.+сущ. ср.р., Д.п.».
«прил.+сущ. ж.р., П.п.».
Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные:
В …,…,… уборе стоит осенний лес.
На …, … небе загорелись яркие звёзды.
Ф.И.____________________________________
Дата __________________________________
1. Допиши правило
Местоимение – это ________________________________________
________________________________________________________________________________.
Оно не называет предмет, но ________________________________________
на него.
2. Заполни таблицу
ед. число мн.число1 лицо 2 лицо 3 лицо 3. Допиши правило:
Местоимения с предлогами пишутся ______________________________________.
4. Соедини имена существительные с соответствующими местоимениями
он пальто
она самолёт
оно школьники
они ручка
5. Укажи строчку, в которой все местоимения относятся ко 2 лицу
А) мы, я, мне, тебя Б) ты, он, тебе, тебя
В) они, их, им, она Г) вас, тебя, тобой, вам
6. Определи лицо, число и падеж местоимений
Поздравляю тебя - ______________________________;
Доволен мной - _________________________________;
Встречаю её - __________________________________;Дарю ему - _____________________________________;Позвоню им - __________________________________.
7. Просклоняй местоимения

8. Укажи падеж местоимений: к нему, к ней, к ним.
А) И. п. Б) Р. п. В) Д. п. Г) П. п.
Словарный диктант № 5
Сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб.Итоговый контрольный диктант.
Последние денёчки.
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматическое задание:
1. В последнем предложении выделите основу, выпишите из него словосочетания. Над каждым словом надпишите части речи.
2. Разберите слова как части речи. Укрыли, молочным, за ночь.3. Выполните звуко-буквенный разбор слова ледяные.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Вариант 1
Часть I

А1. Отметь знаком (V) ряд, в котором все слова начинают с твёрдого звонкого согласного звука.

1) муравей, ладонь, заяц, город

2) журнал, хорёк, тетрадь, всадник

3) град, диван, рисунок, лампа

А2. Отметь знаком (V) ряд, в котором именно так расположены слова в словаре.

1) ананас, апельсин, абрикос, верба, вулкан

2) абрикос, ананас, апельсин, верба, вулкан

3) апельсин, ананас, абрикос, вулкан, верба

АЗ . Отметь знаком (V) группу, в которой все слова пишутся с заглавной буквы.

1) ГОРОД, НЕВА, ЛЮБА, МАГАЗИН

2) ОЗЕРО, ЕРЗОВКА, ОРЁЛ, ВАЛЯ

3) ДНЕПР, ПУШКИН, АЛИСА, МУРЗИК

А4. Отметь знаком (V) ответ, в котором верно указаны пропущенные буквы.

Настало ч_десное лето. Дети едут на дач_. Около дома рощ_. Дети ч_сто ходят к реке.

1) у, у, а, а

2) ю, ю, а, а

3) у, у, я, я

А5 . Отметь знаком (V) группу, где во всех словах мягкий знак является показателем мягкости согласного.

1) осень, коньки, пальто

2) соловьи, обезьяна, вьюга

3) кольцо, семья, мальчик

А6. Отметь знаком (V) группу слов с ошибкой.

1) тучка, горочка, молочный

2) дочка, ночной, овощной

3) точка, мощьный, ручной

А7. Найди и отметь знаком (V) слово, соответствующее данной схеме: ¬ ^ 

1) пробежка

2) школьники

3) стрелы

А8 . Найди и отметь знаком (V) ряд с неверно записанными словами.

1) кросивый, свестят, бегут

2) поля, листва, грязнуля

3) кормить, гнездо, стрижи

А9 . Отметь знаком (V) группу слов, где на конце слов надо писать букву «б».
1) хле_, су_, тулу_

2) ду_, коро_, сугро__

3) стол_, сто_, голу__ь

А10 . Отметь знаком (V) предложение, в котором неправильно поставлены знаки в конце предложения.

1) Как я люблю гулять в зимнем лесу!

2) Настало доброе летнее утро.

3) Вы поедете со мной в зоопарк.

Часть II

В1. Подбери слова к схеме: ^ 

Слова для справок: снежинка, молодая, походы.

_______________________________________________________________________________

В 2 . Проанализируй слово земляника и дополни предложения.

В слове ____ слогов. Ударный ____ слог.

В слове ________ _ букв, ____ звуков.

В слове мягкие согласные звуки ______________________________________________________

ВЗ . Составь словосочетания с данными словами: озеро, большой, задача, слон, трудная, глубокое.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть III

С1 . Подбери слова с указанными орфограммами и запиши по одному слову в таблицу.

С2. Составь и запиши мини-сочинение (3-5 предложений) на одну из предложенных тем: «Моя любимая книга», «Мой лучший друг».

_______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируй выполненную работу и заполни таблицу.

Выполни цветовую самооценку работы,

Я справился с заданием.

Испытываю затруднения.

Инструкция для ученика

Ребята, вам предлагается за 1 урок выполнить 20 заданий по русскому языку. К каждому заданию дано 5 вариантов ответов. В каждом задании может быть один, или два, или три правильных ответа. Нужно выбрать правильные ответы и отметить их крестиком - Х. Крестик надо поставить рядом с номером выбранного ответа.

Выполните все задания теста. Проверьте еще раз работу.

Возьмите бланк ответов. Перенесите в него выбранные вами ответы в каждом задании. Для этого в бланк ответов надо поставить крестики в соответствующих рамках.

Проверяться будет только бланк ответов.

Желаем вам успехов в работе!

А1.Отметь Х все слова, у которых первый согласный звук мягкий.

1)балет

2) пятый

3)долина

4)метель

5)лисица

А2. Отметь Х все слова, в которых звуков больше, чем букв.

2) боль

3) люк

4) ёжик

5)пьёт

А3. Отметь Х все слова, у которых два слога.

рукав

май

пень

А4. Отметь крестиком все имена существительные мужского рода единственного числа.

соболь

соль

юноша

братья

конь

А5. Отметь Х все имена существительные в родительном падеже.

1)(плыть) на корабле

2)(недалеко) от дома

3)(готовиться) к празднику

4)(прийти) без тетради

5)(гулять) по лесу

А6. Отметь Х все имена прилагательные среднего рода.

1)синее

2)зимние

3)вечернее

4)движение

5)хорошее

А7. Отметь Х все глаголы.

1)пастух

2)пасти

3)пастуший

4)попастись

5)пастбище

А8. Отметь Х все глаголы 2 спряжения.

1)гулять

2)помнить

3)работать

4)дышать

5)просить

А9. Отметь Х все слова, у которых на конце пишется мягкий знак.

1)мелоч…

2)пейзаж…

3)ёж…

4)слушаеш…

5)багаж…

А10. Отметь Х слова, у которых в окончании пропущена буква «е».

1)варенье из вишн…

2)вспоминать о деревн…

3)скучать по дедушк…

4)стоять у дорог…

5)увидеть в пол…

А11. Отметь Х все слова, у которых в корне пропущена буква «о».

1)лош…дь

2)тр…пинка

3)стр…на

4)к…л…сок

5)п…левой

А12. Отметь Х все глаголы, у которых в окончании пропущена буква «е».

1)брызга…шь

2)став…шь

3)пуга…шь

4)пада…шь

5)нос…шь

А13. Отметь Х все слова с пропущенной согласной в корне.

1)опас…ный

2)мес…ный

3)чудес…ный

4)трос…ник

5)жалос…ливый

А14. Отметь Х все слова, которые соответствуют схеме: корень, суффикс, окончание

1)бантики

2)синяя

3)кленовый

4)зеленый

5)комната

А15. Отметь Х все слова с приставкой на.

1)нарцисы

2)настенный

3)наивный

5)надежда

А16. Отметь Х слова, которые являются подлежащим и сказуемым в предложении «На новом бульваре распустились душистые липы».

1)на новом бульваре

2)распустились на бульваре

3)душистые липы

4)липы на бульваре

5)распустились липы

А17. Отметь Х все предложения, в которых пропущены запятые.

1)Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.

2)Мы украсили ёлку разноцветными шарами.

3)Девочка кормила кролика морковкой травой сухарями.

4)Терпенье и труд всё перетрут.

5)Стайка снегирей уселась на старой рябине.

А18. Отметь Х побудительные предложения.

1)В саду зацвели лилии.

2)Пригласи гостей в субботу.

3)На гербе Москвы изображен Георгий Победоносец.

4)Когда же выпадет снег?

5)Ночью была сильная гроза.

А19. Отметь Х все раздельные написания.

1)(по)держать

2)(по)мидор

3)(по)небу

4)(не)босвод

5)(не)разговаривать

А20. Отметь Х все слова с ошибками.

1)вьюга

2)разезд

3)заявление

4)подьезд

5)разъехались

Правильные ответы.

А1. пятый, метель, лисица

А4. соболь, юноша, конь

А5. (недалеко) от дома, (прийти) без тетради

А6. синее, вечернее, хорошее

А7. пасти, попастись

А8. помнить, дышать, просить

А9. мелочь, слушаешь

А10. вспоминаешь о деревне, скучать по дедушке, увидеть на полке

А11. тропинка, колосок, полевой

А12. брызгаешь, пугаешь. падаешь

А13. местный, тростник, жалостливый

А14. бантики, кленовый

А16. распустились липы

А17. 1, 3

А18. 2

А19. (по)небу, (не) разговаривать