Екатерина фурцева: что скрывала официальная биография министра культуры ссср . Истории жизни фурцевой екатерины алексеевны Борщ у Хрущевых

За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.

В то, что министром культуры может стать провинциалка с образованием в семь классов и прошлым ткачихи, мало кто поверит. А между тем, это произошло. На вопрос, какими качествами должен обладать советский руководитель, ответил Сталин: «Бычьи нервы плюс оптимизм». У Екатерины Фурцевой, ставшей еще и единственной женщиной в Президиуме ЦК, помимо этих двух, были еще: красота и умение хранить женственность.

Это сочетание мужских качеств и беспредельного обаяния окажется определяющим в ее судьбе. Именно оно принесет Фурцевой фантастический профессиональный успех, а взамен – полностью опустошит личную жизнь.

МАЛЬВИНА С СОВЕТСКОЙ ЗАКАЛКОЙ

Иконой стиля советского бомонда принято считать Раису Горбачеву. Екатерина Фурцева жене последнего генсека ЦК нисколько не уступала. Изящно одетая, в туфельках, даже если на улице дождь, с шиньоном на голове (эту прическу будут копировать в народе, шутя называя «Фурцева для бедных»). И непременно – с улыбкой. Она любила духи «Арпеж», одевалась у Вячеслава Зайцева и даже умудрялась доставать вещи от Ланвэн. Министр с внешностью Мальвины – именно так называли Екатерину Алексеевну в кулуарах министерств.

В Лондоне британский остеопат и художник по призванию, Стивен Уорд, в память о 15-минутном знакомстве даже подарил женщине-министру портрет. Уорд имел страсть окружать себя красивыми женщинами, и в его художественных настроениях это не могло не ощущаться. На портрете – Екатерина Алексеевна, но явно моложе своих 52 лет. И не государственный деятель, а кокетливая леди отнюдь не пуританских времен Советского Союза.

В родном Вышнем Волочке – город в Тульской губернии – Катя закончила семилетку. Сразу после школы стала к станку. В 20 лет вступила в партию, спустя год секретарем горкома комсомола поехала в Феодосию, а уже оттуда – в Ленинград. Дальше – по нарастающей: знакомство со Сталиным, Хрущевым, в 1954-м она – первый секретарь Московского городского комитета, а в 1957-м – уже член Президиума ЦК. Министром культуры она была 14 лет, и большинство запомнят ее именно в этой должности. Карьерным взлетом для Екатерины Фурцевой станет членство в Политбюро.

То, что в советское время высокопоставленные должности занимали «свои», секретом не было – сталинское выражение про кадры живо и по сей день. Екатерина Фурцева тут не являлась исключением. Пока Молотов и Маленков подбивали других сдвинуть Хрущева, она, отлучившись «выйти», названивала генералам из личного кабинета и умоляла их приехать и сорвать назревавший переворот. Ее стараниями члены ЦК были созваны в столицу как по военной тревоге: военными самолетами. Это обеспечило счастливый исход пленума Хрущеву, а самой Фурцевой – покровительство генсека. Она и представить не могла, что спустя три года, потеряв место, будет резать себе вены. Отчаянный жест бывшего члена ЦК, попытку Фурцевой свести счеты с жизнью Хрущев назвал климаксом, а саму Екатерину Алексеевну в 1960-м назначил министром культуры. В 70-е завистники начали планомерно ее выживать. Фурцеву едва не выгнали из партии. Почувствовав смену настроений в партии, Екатерина Алексеевна любила повторять: «Что бы там ни было, что бы про меня ни говорили, я умру министром». И должность министра сохранится за ней до самой ее смерти.

ВРЕМЯ СЕКРЕТАРИАТА

Однажды Сталин в узком кругу пошутил: «История делится на три периода – матриархат, патриархат и секретариат…». С именем Екатерины Фурцевой был связан период секретариата. Еще будучи секретарем Московского горкома, она взяла под контроль строительство в «Лужниках», провела реконструкцию комплекса ВДНХ, развернула строительство «хрущевок». Именно благодаря трудоголизму и неистощимой энергии Фурцевой стало возможным расселение миллионов жителей коммуналок в отдельные, хоть и малометражные, квартиры, которые казались людям настоящим раем.

В разгар холодной войны эта женщина помогла Вану Клиберну присудить Первую премию Международного конкурса имени П.И. Чайковского, возобновила Московский международный кинофестиваль, благодаря личным связям в художественном мире вернула в Советский Союз наследие Рерихов.

ХОЗЯЙКА МОСКВЫ

О «хозяйке» Москвы чего только не говорили. Ходили слухи о ее бурной личной жизни и многочисленных покровителях, романе с Хрущевым, а пробелы в образовании и не слишком широкий кругозор становились предметом злых анекдотов. Периодически Фурцеву и правда «заносило». Она могла, например, потребовать изобрести вакцину от рака к 1 мая, а к 7 ноября выпустить препарат против туберкулеза. Недостаток общих знаний она с лихвой компенсировала настойчивостью. Ее указания должны были выполняться беспрекословно и в срок. И выполнялись. Темпы жилищного строительства в Москве ошеломляли даже передовые западно-европейские страны. В самые кратчайшие сроки был возведен стадион в «Лужниках» – на том самом месте, где прежде находился огромный котлован со свалкой.

Министр промышленности стройматериалов, Павел Юдин, сказал: «Я не был бы министром, если бы не поддержал руководителя коммунистов Москвы, и не был бы мужчиной, если бы подвел такую очаровательную женщину».

За что же Екатерина Фурцева была выведена из Политбюро? С назначением ее первым секретарем связано начало Хрущевым своей «кукурузной эпопеи»; есть мнения, что Екатерина Алексеевна имела смелость критиковать генсека и за это поплатилась. Кто-то считает, что Хрущев периодически убирал людей, которые не отвечали его ожиданиям, а про первого секретаря он, не стесняясь, говорил: «баба-дура». Где-то ей действительно не хватало ума, где-то – такта, но в должности министра культуры Екатерина Фурцева пробудет 14 (!) лет. Дров за это время наломает немало, но полезного сделает гораздо больше.

…ЭТО МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

Многие, вероятно, помнят советский анекдот про прачечную. Для тех, кто не знает, своим появлением он обязан именно Екатерине Фурцевой. Не будучи заложницей партийных установок, став министром, она сразу дала знать, что такое партийное руководство. На ее совещания, которые традиционно проводились по понедельникам, работники Минкульта собирались как на экзекуцию. Знали: разнос не минуем. Замов и начальников подразделений министр распекала так, что те из кабинета выходили, как из бани – красными и с припухшими веками; а вот с подчиненными была любезна.

Ее необузданная горячность коснулась и преобразований. Как самоотверженно участвовала она в травле Пастернака, запрещала Растроповича и подвергла цензуре выставку авангардистов в Манеже, так привезла в страну работы Сорина и Бенуа, благоволила Зыкиной, Магомаеву, Вишневской, не дала попасть в опалу Олегу Ефремову, к которому питала платонические чувства. Его спектакль «Большевики» был запрещен цензурой, но с дозволения Екатерины Алексеевны ставился в «Современнике» целых полгода и даже прокатился с гастролями в Болгарию, где имел невероятный успех.

ВСЕ БОГИНИ - КАК ПОГАНКИ…

Фурцева была не лишена артистизма. Валерий Золотухин, например, улавливал в ее ораторской манере школу Марецкой: «Если бы не знал, что это Фурцева в зале разоряется, подумал бы на Веру Петровну – те же ласковые, придыхательные интонации, абсолютно та же эмоциональная вздрючка, граничащая с хамством, а потом опять истома в голосе – милые вы мои…». В театре на Таганке Фурцеву не жаловали. Андрей Вознесенский в один из ее визитов написал: «Все богини – как поганки перед бабами с Таганки!». Эта надпись красовалась поперек только отштукатуренной стены в кабинете Юрия Любимова. Негативные настроения по отношению к себе Екатерина Алексеевна чувствовала, но как министр на обидчиках не отыгрывалась, а если что и запрещала, то потому, что не могла иначе. Что бы там ни говорили, а человеческого в ней было гораздо больше, чем партийного.

ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

Когда говорят о том, что Екатерина Фурцева умерла от сердечного приступа, верится с трудом. Видимо, накладывает отпечаток давняя ее попытка покончить с собой. Обожаемая поклонниками, успешная, она была страшно одинока в личной жизни. С первым своим мужем, летчиком Петром Битковым, она развелась после того, как тот узнал, что дочь Светлана ему не родная. 18 лет жила в браке с дипломатом Николаем Фирюбиным. Фирюбин, по всей видимости, использовал Екатерину Алексеевну в карьерных интересах. Он всегда чувствовал свою вторичность и в преклонном возрасте часто повторял: «Плохо быть дедушкой, но еще хуже быть мужем бабушки». Екатерина Алексеевна во всем пыталась угодить Фирюбину и продолжала жить с ним, даже зная о его молодой любовнице и постоянных изменах.

Екатерине Фурцевой важно было держать лицо. Ей казалось, что многие из ее окружения ждут проявления слабости с ее стороны, и всеми силами старалась ее не показывать. Узнав о своем исключении из Политбюро, она пыталась вскрыть себе вены, но тогда ее спасли. Предположительно, в день смерти она должна была узнать о том, что ее убирают с поста министра и отправляют на пенсию, а Фирюбин уходит из семьи. В близком кругу поговаривали о ее несчастном романе с директором «Ла Скала» Антонио Гирингели – еще одна травма – и даже о злоупотреблении алкоголем.

Версии ее смерти были разные. То, что министр решила свести счеты с жизнью и глотнула цианистого калия, – пожалуй, самая распространенная. Но были и такие, которые допускали, что с Фурцевой случился сердечный приступ. Так или иначе, официальной версией остается острая сердечная недостаточность. «Бычьи нервы» и «оптимизм», которые ни разу не подводили Екатерину Фурцеву в работе, в личной жизни оказались предательски бессильны.

Екатерина Фурцева – одна из самых неоднозначных фигур советского периода. При жизни ее и уважали, и ненавидели. Одного слова Министра культуры СССР было достаточно, чтобы вознести художника на вершину славы или безжалостно уничтожить его карьеру. Но и через много лет после смерти советской Железной леди печать, радио и телевидение не устают обсуждать единственную женщину, вознесенную на Мавзолей в стране, где правили мужчины. Ее вещи – платья, сумки, документы – хранятся в Государственном музее политической истории в Санкт-Петербурге.

ПО ТЕМЕ

Окончить школу, выскочить замуж, пойти работать на ткацкую фабрику. Днем сходить с ума от грохота ткацких станков, вечером – от рева сопливой ребятни, дожить до пенсии и коротать век на жалкие копейки... Подобная судьба ждала всех женщин, родившихся в начале прошлого века в провинциальной российской Тверской губернии. Вначале и Катя Фурцева шла тем же путем. После школы мать, суровая солдатская вдова, поставила дочку к станку. Однако та быстро влилась в ряды коммунистов и вскоре по заданию партии отправилась поднимать сельское хозяйство на юг страны. Затем была партийная работа в Крыму, потом – Ленинград. Советский Союз рвался ввысь, покорять небо. И в духе времени Катя Фурцева упорхнула на летные курсы. А там, где самолеты, обязательно есть летчики, "сталинские соколы". Один из таких орлов пленил сердце красавицы. И без долгих раздумий она стала гражданской женой летчика Петра Биткова. Супруг был хорош собой и статен, а то, что где-то у него осталась законная жена с дочкой, – дело десятое…

В 1941 году Екатерина – уже секретарь Фрунзенского районного комитета Москвы. Такая должность означала принадлежность к партийной (более того – столичной) элите. За плечами Фурцевой – институт и Высшая партийная школа – немногие коллеги могли похвастать таким солидным образованием. Только вот семейная жизнь текла ни шатко ни валко: Битков заводил речи о ребенке, но беременность не наступала. "Может, так оно и лучше, – думала Фурцева, – с дитем не больно-то поработаешь. А тут еще война…" Петра мобилизовали, едва грянула Великая Отечественная. Как горячо и страстно они прощались! А осенью, дежуря на крыше дома во время вражеского авианалета, Екатерина неловко упала, пришлось обращаться к врачу. И тот огорошил: "Десять недель, гражданка!" Что делать? Муж на фронте, у нее партийная работа, да и мать, небось, голову оторвет. Как ни странно, как раз мать, узнав о беременности дочери, заявила: "Нечего даже думать! Столько лет ждали! Неужто одного ребенка не поднимем?" А вот Петр на весть о скором отцовстве отреагировал прохладно. Екатерина списала это на трудное время – до нежностей ли теперь? В мае 1942 года на свет появилась Светлана. А через четыре месяца новоиспеченный папаша заявил жене, что устал "жить с ее работой". И ушел...

Самый верный способ забыться – с головой уйти в работу, боль расставания заглушить усталостью. Так Екатерина и поступила. Хлопот у второго секретаря райкома хватало. Екатерина допоздна засиживалась на работе – в компании первого секретаря и непосредственного наставника Петра Богуславского. Кстати, человека семейного. Был ли роман? А как же! Возможно, все зашло бы дальше, возможно, ради нее Богуславский даже решился бы на развод. Но он в курсе, что его карьера на излете, вот-вот "задвинут". Как напророчил, так и сбылось: его – в резерв, без надежды на возвращение, а Фурцеву – на руководство. И Петр Богуславский стал для нее приятным воспоминанием. Екатерина доверие партии оправдала. Партийные пленумы вела бойко, говорила без бумажки. А заодно осваивала правила игры в мужском мире. Ходы были разные: и нецензурные выражения, и выпивка, и продолжительные застолья, и все прочие "аксессуары" мужского быта. Но цель оправдывала средства. Ценный кадр приметил будущий руководитель СССР Никита Хрущев и переманил в свою вотчину – Московский городской комитет партии. Молва, конечно, по-своему истолковала повышение Фурцевой, придав ему интимную подоплеку. На самом деле сердечный интерес у Екатерины был, но не к простоватому Хрущеву. А к своему подчиненному, Николаю Фирюбину – женатому мужчине, отцу двоих детей, который любил и умел нравиться женщинам. Фирюбин сначала о разводе и не помышлял, да Фурцева и не требовала от него резких движений. И тем самым склонила на свою сторону. В 1955 году, будучи 45-летней женщиной, партийная активистка наконец-то стала законной женой. В первый и последний раз. Что принесло ей супружество? Определенно, в нем было мало тепла. По воспоминаниям современников, Фирюбин был мелким и ехидным человеком, который не мог смириться с карьерным превосходством жены. Оттого и шпынял ее, не гнушаясь унизить при посторонних. Брак этот тяготил всех: Фурцева поняла, что избранник оказался скорее подделкой, нежели бриллиантом, супруг отчаянно ревновал жену к работе, к дочери, к матери. Ему платили той же монетой: Светлана отказывалась ехать с отчимом в одной машине, а теща свирепо вырезала зятя со всех семейных фотографий.

А партийные бонзы тем временем продолжали свои подковерные игры. В одной из таких интриг Фурцевой довелось сыграть решающую роль. Дело происходило уже после смерти Иосифа Сталина. Екатерина достигла немыслимых для женщины карьерных высот – она занимала пост секретаря Центрального комитета КПСС. Именно в этом качестве она поднималась на мраморную трибуну Мавзолея Ленина на Красной площади: с этой трибуны два раза в год, в дни главных праздников страны – 1 Мая и 7 Ноября, руководители СССР принимали военный парад и демонстрацию народного ликования. Как-то раз Фурцевой пришлось присутствовать на узком сборище членов Президиума ЦК. Матерые партийные интриганы – Маленков, Каганович и Молотов – собрались, чтобы свалить другого "матерого" – фактического руководителя страны Никиту Хрущева. Екатерина сразу поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали против Хрущева. Как же так – ее покровителя, человека, который расшевелил сталинский муравейник, – и вдруг втоптать в грязь? Возможно, Фурцева и не проигрывала далеко идущих последствий своего поступка, просто среагировала на явную несправедливость. Но как помочь? Спас излюбленный женский прием – Екатерина вышла "припудрить носик". Но вместо туалета помчалась в свой кабинет звонить тем, в чьих силах было не дать произойти новому перевороту. Почти истерично умоляла она всесильных генералов приехать на заседание и не допустить, чтобы Никиту сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. В Кремль приехали народный герой, Маршал Победы Георгий Жуков и несколько его сторонников. Хрущев снова оказался на троне. Как расплатился Никита со своей спасительницей? Сильные мира сего любят тех, кого облагодетельствовали сами. И ненавидят тех, кто видел их в минуту слабости и пришел на помощь. Он сломал ее не сразу, дождался удобного момента. Шел 1960-й год, многие были недовольны политикой Хрущева, затянувшимся неистовым развенчанием сталинского режима. Вот и Екатерина как-то высказала наболевшее в телефонном разговоре с коллегой по партии. На следующий день Хрущев зачитал ей стенограмму той беседы. Разумеется, ему нужен был только повод – и он дождался удобного случая. "Родной Центральный комитет", о котором Фурцева говорила с придыханием, избавился от нее. Екатерина повела себя абсолютно по-женски – вскрыла вены, с тем расчетом, чтобы быть вовремя спасенной. Об инциденте стало известно в ЦК, но вместо сочувствия и извинений получила лишь насмешки. Хрущев назвал ее психопаткой. Фурцева поняла, что больше "женских шалостей" повторять нельзя.

Фурцеву понизили, назначив министром культуры СССР. Именно с этого момента и началась история, за которую ее окрестили Екатериной Великой. Критики сколько угодно могут называть Фурцеву "лидером порабощенной культуры", но факты – упрямая вещь. За время ее руководства советские молодые артисты, участвуя в международных конкурсах и фестивалях, завоевали почти сотню первых премий. В стране появились сотни тысяч библиотек, клубов и дворцов культуры. Фурцева возродила Московский международный кинофестиваль, добилась учреждения конкурса имени Чайковского, Международного конкурса артистов балета. Многим министр культуры помогала – в том числе и своей любимице, всемирно известной оперной диве Галине Вишневской. Эффектным действом Фурцевой (еще когда она руководила городским партийным комитетом Москвы, а фактически – столицей СССР) становится Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это вообще была самая броская акция хрущевской оттепели. Никогда еще такое количество иностранцев сразу не собиралось в Москве. Изголодавшаяся за времена железного занавеса по общению страна устроила праздник, который до сего дня помнят все, кому удалось тогда к нему приобщиться.

Именно с правлением Фурцевой связывается начало Недель французского кино, когда в Советский Союз приехали уже ставшие великими Жерар Филип, Даниэль Даррье, режиссер Рене Клер. Во Францию Екатерина была просто влюблена. Началось это в 1961-м, когда она повезла советскую картину "Повесть пламенных лет" на Каннский кинофестиваль. Заведенные там знакомства ввели Фурцеву в круг французской интеллигенции и французской компартии, что тогда было подчас одно и то же – с ней общались такие знаменитости, как Луи Арагон и Морис Торез. Ее женская притягательность оказалась весьма действенной. Она способна была обаять и мужчин, и женщин. "Заграницу" она открыла не с высоты министерского кресла, а через совсем "неуставную" дружбу, которая принесла богатейшие плоды. Давно уехавшие соотечественники из-за рубежа стали приносить дары советским музеям. Третьяковская галерея получила картины из бесценной коллекции Сорина. Первый и единственный приезд Марка Шагала, подарившего Пушкинскому музею 75 своих литографий. В составе правительственной делегации Фурцева облетела всю Индию и Непал. Побывала на выставке Святослава Рериха. Екатерина приглашает художника в Советский Союз, и вскоре в Москве открывается его первая выставка. Особенно интересна история появления в СССР знаменитого миланского оперного театра Ла Скала. Это тоже свершилось по решению Фурцевой. Звезды и великий Герберт фон Караян свели с ума меломанов. Директор театра Антонио Гирингелли был в восторге от гастролей и благословившего их министра. Той же осенью 1963 года Большой театр впервые отправился в Милан. И в кабинете директора Ла Скала было подписано соглашение о сотрудничестве двух великих театров, которое действует до сих пор. Десять лет, до конца жизни, Фурцева получала от Гирингелли знаки внимания – письма, цветы, милые венецианские фигурки персонажей комедии дель арте. Как писал сам итальянец – "в память о дружеских отношениях, любви и симпатии".

Последние два года жизни Екатерина провела в одиночестве. Как всегда, спасала работа, но возраст и здоровье уже были не на ее стороне. О событиях 24 октября 1974 года до сей поры спорят. Фурцева не жаловалась на здоровье – и ее смерть показалась неожиданной и необъяснимо ранней. Она месяц не дожила до 64 лет. В Москве заговорили о том, что министр культуры ушла из жизни по своей воле. В семье версию о самоубийстве наотрез отвергали. Впрочем, семье не очень верили – ведь однажды Екатерина уже вскрывала себе вены. Официальная же версия – "острая сердечная недостаточность".

Как бы то ни было, Екатерине Фурцевой за ее жизнь удалось немыслимое: в партийной иерархии, где человек – не более, чем винтик огромной системы, оставаться Личностью и Женщиной. А как назовут – Екатериной Великой или "психопаткой" – уже неважно. Ведь имен ее преемников и вовсе не помнят.

С 14 ноября в эфире Первого канала начался показ многосерийного фильма "Фурцева. Легенда о Екатерине".

Это историческая мелодрама о Екатерине Алексеевне Фурцевой - женщине, достигшей в СССР вершин власти (министром культуры страны она была 14 лет). От провинциальной девчонки до хозяйки Москвы, члена правительства... И жизнь, и смерть Екатерины Алексеевны окутаны мифами и легендами, которые вспоминаются и по сей день.

В прошлом году в России отмечалось столетие со дня рождения Екатерины Алексеевны. К этой дате тот же Первый канал представил трехсерийную ленту Олега Штрома "Екатерина III". А на канале ТВ Центр показывали фильм из цикла "Кремлевские тайны" - "Екатерина Фурцева. Горло бредит бритвой" . Автор и ведущий - Леонид Млечин. Он же - автор картины "Екатерина Фурцева. Женщина в мужской игре". И это далеко не все картины, которые Леонид Млечин посвятил загадочной судьбе Екатерины Алексеевны. Более того, в серии ЖЗЛ издательства "Молодая гвардия" вышла книга Леонида Млечина "Фурцева". Вот почему перед началом показа нового сериала "РГ" обратилась именно к этому автору - кто как не он поможет телезрителю разобраться, где правда, а где домысел, и что стоит знать о такой необыкновенной женщине, которой была Екатерина Фурцева, и ее исторической роли в развитии нашей страны.

Сусанна Альперина

компетентно

Леонид Млечин :

Екатерина Фурцева "Мои портреты тоже носили, а теперь сижу с вами"

Екатерина Алексеевна Фурцева была первой женщиной, которая входила в состав руководства страны. Она принадлежала к числу тех немногих, кто определял судьбу нашего государства. Фурцева пробила себе путь в обществе, которое не поощряло стремительные женские карьеры. Но отчего она попала в опалу и, не справившись с эмоциями, пыталась уйти из жизни? Реальная история жизни Фурцевой скрыта за множеством мифов…

Екатерина Алексеевна Фурцева родилась 24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1910 года в городе Вышний Волочек Тверской губернии. Ее отец, Алексей Гаврилович, рабочий-металлист, был призван в царскую армию, как только началась мировая война, и погиб в первых боях. Алексея Гавриловича девочка практически не помнила. И тем не менее, именно потеря отца - травма, наложившая отпечаток на всю дальнейшую жизнь Екатерины Алексеевны. Она боялась быть брошенной, отвергнутой, оставленной. Мать, Матрена Николаевна, больше не вышла замуж, в одиночку растила сына и дочь. Она была женщина с темпераментом и характером. Екатерина Алексеевна унаследовала от матери характер, внутреннюю силу. И все же тщательно скрываемое чувство беспомощности осталось в ней навсегда. Кирпичный барак, где выросла Екатерина Фурцева, стоит и по сей день.

В 1925 году она закончила семилетку и поступила в школу фабрично-заводского ученичества, выучилась на ткачиху. В пятнадцать лет стала к станку, потому и закрепилось за ней обидное для нее, будущего министра культуры, прозвище "ткачиха". Екатерине Алексеевне всегда будут поминать работу за станком - причем высокомерно-презрительно, хотя ничего, кроме уважения и сочувствия, необходимость рано начать трудиться не вызывает.

Мама, я летчика люблю

Физически хорошо развитая, ловкая, спортивная, Екатерина Фурцева вполне соответствовала ожиданиям эпохи. Правда, двадцатые и тридцатые годы - время пуританства. Сексуальность - не тема для обсуждения. А она не в силах скрыть своей женственности, желания любить и быть любимой. Вот и будет она разрываться между желанием ни в чем не уступать сильному полу и неосознанным стремлением встретить настоящего мужчину.

Екатерина Фурцева быстро оказалась на руководящей комсомольской работе. Добилась, чтобы ее отправили на Высшие академические курсы "Аэрофлота". Правда, распределение после курсов оказалось не ахти каким удачным. Фурцеву отправили в Саратов помощником начальника политотдела авиационного техникума по комсомолу. Зато здесь она влюбилась в летчика Петра Ивановича Биткова. В тридцатые годы пилоты, окруженные романтическим ореолом, пользовались у женщин особым успехом. К тому же инструктор летного звена Петр Битков, рассказывают, был видным, интересным мужчиной.

В Саратове молодая семья не задержалась. В 1936 году летчика Биткова перевели в политуправление гражданской авиации, и молодая семья перебралась в Москву. Фурцевой тоже нашли работу в столице - взяли в ЦК комсомола инструктором отдела студенческой молодежи. Она попала в ЦК комсомола в разгар репрессий, которые фактически блокировали нормальную работу всех учреждений и институтов страны. В 1937 году шли аресты руководителей комсомола, но она быстро ушла из ЦК. Ее направили учиться в Московский институт тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова. Студентку с опытом политической работы избрали секретарем парткома института, так что учеба отошла на второй план. Диплом о высшем образовании инженер-химик Фурцева получила в 1941 году, накануне войны.

Служебный роман с секретарем райкома

Начало Великой Отечественной для Фурцевой оказалось вдвойне трагическим. Ее муж в первые дни войны отправился на фронт. Но ушел он и из семьи, хотя именно во время войны у них появился долгожданный ребенок. Екатерина Алексеевна мечтала о детях, а забеременела только после одиннадцати лет жизни в браке. Как и многое в жизни Фурцевой, обстоятельства, связанные с рождением дочки, обросли мифами. Поговаривали, будто и не муж вовсе был отцом ребенка, поэтому-то оскорбленный Петр Битков и ушел из семьи… Рассказывают и другое. Петр Иванович, как это случилось со многими ушедшими в армию молодыми мужчинами, надолго оторванными от жен, встретил на фронте другую женщину и влюбился. Это больше похоже на правду, потому что от дочки Петр Иванович не отказывался, напротив, сохранил к ней отцовские чувства до конца жизни.

Напуганная одиночеством и неопределенностью, Екатерина Алексеевна была готова избавиться от ребенка. На помощь пришла мать. Матрена Николаевна приехала к ней и до конца дней оставалась с Екатериной Алексеевной.

1942 год был для Екатерины Алексеевны памятным во всех отношениях. У нее родилась дочь Светлана, и ее приметил первый секретарь Фрунзенского райкома партии Петр Владимирович Богуславский и взял к себе в аппарат. Так началась партийная карьера Фурцевой, которая приведет ее на вершину власти. У Фурцевой сложились особые отношения с Богуславским. Говорят, Петр Владимирович ценил не только ее деловые, но и женские достоинства, что не удивительно: молодая Фурцева была очень хороша - яркая, стройная, с бурным темпераментом. Трудно обсуждать то, что произошло между Петром Владимировичем и Екатериной Алексеевной. Они сами не рассказывали. Служебные романы похожи один на другой, как две капли воды… Общая работа сближала и доставляла удовольствие. Но едва ли такой роман может долго устраивать женщину. Мужчина счастлив иметь и жену, и любовницу. А женщины не хотят вечно оставаться в этой роли. Им нужна настоящая семья. Так что, служебные романы заканчиваются, как только мужчина и женщина перестают работать вместе…

"Я должна рапортовать товарищу Сталину"

Когда после войны партийный аппарат очищали от евреев, Петра Богуславского отправили учиться. Его место в райкоме заняла Фурцева. Партийный аппарат практически полностью был мужским. Она научилась не робеть в мужском коллективе, не смущалась шуточкам известного свойства, могла прилично выпить и при необходимости послать по матушке. При этом не забывала, что привлекательная женщина обладает и другими средствами воздействия на мужской коллектив. Красивая и приветливая женщина держалась непринужденно, без начальственной позы, но по-хозяйски уверенно.

В столичном городе ее ценили как мастерицу массовых мероприятий. Шла ли речь об очищении районного аппарата от выходцев из Северной столицы в разгар мрачного "ленинградского дела", или о пропагандистском обеспечении столь же позорного "дела врачей", Екатерина Алексеевна неизменно опережала коллег-секретарей. Она, например, требовала от институтов, расположенных в районе, "к 1 мая изобрести вакцину и полностью ликвидировать рак, к 7 ноября выпустить действенный препарат против туберкулеза. Изучаете детскую корь? Поработайте так, чтобы к следующему бюро райкома кори не было..." (см. выпущенную столичным архивным управлением книгу "Партийный губернатор" Москвы Георгий Попов"). - Я должна первая рапортовать товарищу Сталину о наших победах, - повторяла секретарь райкома Фурцева.

Хозяйка Москвы

Хрущев высоко оценил Фурцеву и сделал ее в 1954 году хозяйкой Москвы. Ни одна женщина до нее не возглавляла столь крупную партийную организацию. Женщин на высоких постах было совсем немного. В отношении Хрущева к Фурцевой не было ничего личного, что бы тогда ни говорили. Никита Сергеевич хранил верность жене и с особами другого пола устанавливал исключительно деловые отношения.

Екатерина Алексеевна взялась наводить порядок в городе. На пленуме горкома честно сказала, что руководителей города пустые полки мало волнуют:

Вся беда в том, что мы сами не ходим, не покупаем эти вещи, за нас ходят и покупают. Поэтому мы слишком поздно об этом узнаем, а нас вспоминают покупатели нехорошими словами. Возмутительные факты в аптеках - ваты нет! В феврале - марте в аптеках не было льда. Больницы и поликлиники обращались в аптеки, гипса не было. Горчичников нет! Минеральной воды в аптеке не видно. Почему? Я скажу - вы проезжаете мимо этих учреждений на машинах, поэтому не знаете положения…

О грязи на улицах Екатерина Алексеевна говорила с гневом и возмущением:

У нас есть решения о создании детских площадок, а во дворах лужи, гнилая вода, и ребятишки вокруг этих луж ходят… Нельзя же так по-хамски относиться к москвичам…

Служебную удачу дополнило найденное, наконец, личное счастье. Когда Екатерина Алексеевна работала в московском партийном аппарате, то влюбилась в коллегу-секретаря - Николая Павловича Фирюбина. Его считали капризным и избалованным женским вниманием. Роман Фурцевой и Фирюбина был предметом пересудов в Москве. В те времена разводы не поощрялись. Женщина должна была исполнять одну роль - самоотверженной жены и матери. Любовница - понятие отрицательное. Николай Павлович не спешил рвать с прежней жизнью, уходить из семьи. Екатерина Алексеевна переживала. Когда брак стал возможным, Екатерина Алексеевна была счастлива. Едва Екатерина Алексеевна и Николай Павлович стали жить вместе, как вмешалась большая политика. Фирюбина отправили послом в Чехословакию. Потом перевели в Белград. Посла всегда сопровождает жена. Но Екатерина Алексеевна не пожелала пожертвовать карьерой и отказаться от своей роли хозяйки Москвы. Она переживала, не хотела отпускать надолго молодого мужа, но и с ним не поехала. Конечно, Николай Павлович предпочел бы видеть жену рядом. Но быть женатым на самой Фурцевой - это тоже льстило его самолюбию. Екатерину Алексеевну можно было назвать первой дамой страны, поскольку жены руководителей государства оставались в тени.

Взлет и падение

ХХ съезд партии сыграл особую роль в жизни нашей страны. Для Екатерины Алексеевны съезд оказался вдвойне важным - она была вознесена на вершину политической власти. На организационном пленуме Центрального комитета 27 февраля 1956 года Хрущев сделал ее секретарем ЦК и кандидатом в члены президиума. Никита Сергеевич не зря считал Фурцеву своим человеком и продвигал. Екатерина Алексеевна пришла на помощь Хрущеву, когда летом 1957 года "старая гвардия" - Молотов, Маленков, Каганович и Булганин - решила свергнуть Никиту Сергеевича. Хрущев превратил своих противников в "антипартийную группу" и изгнал их из президиума ЦК. Освободившиеся места заняли те, кто поддержал Никиту Сергеевича.

29 июня 1957 года он сделал Екатерину Алексеевну Фурцеву полноправным членом президиума ЦК. В следующий раз женщина войдет в состав политбюро уже при Горбачеве. В качестве подарка Хрущев вернул Екатерине Алексеевне мужа, назначил Николая Фирюбина заместителем министра иностранных дел. Всего три года Фурцева пребывала на вершине власти. Низвержение с олимпа стало для нее полной неожиданностью. 4 мая 1960 года она лишилась поста секретаря ЦК КПСС. Хрущев распорядился назначить ее министром культуры. Но еще год с лишним, до ХХII съезда партии, Фурцева оставалась членом президиума ЦК. Возможно, рассчитывала, что опала будет недолгой. А может, полагала, что Никита Сергеевич хотя бы сохранит за ней партийное звание. Тогда и министерский пост не страшен. Главное - участвовать в заседаниях президиума ЦК, где решаются все важные вопросы.

Но на съезде в состав президиума ЦК ее уже не включили. Для нее это был страшный удар. Рассказывали, что, вернувшись домой, Фурцева закрылась в ванной. Подруга пришла к ней в гости и удивилась, что ей не открывают. Забила тревогу. Взломали дверь и обнаружили Фурцеву, истекающую кровью. Ее удалось спасти… Кое-какие надежды вспыхнули у Фурцевой, когда в 1964 году Хрущева сняли со всех должностей. Но Леонид Ильич Брежнев ее не жаловал и на партийную работу не вернул. Екатерина Алексеевна до конца жизни не смирилась с падением. Сказала однажды в сердцах Юрию Петровичу Любимову, главному режиссеру Театра на Таганке:

Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь, вот видите, сижу тут и с вами говорю.

Патриотизм пьяного слесаря

В партийном руководстве тех лет все были догматиками. Но Екатерине Фурцевой катастрофически не хватало общей культуры и образования, поэтому ее выступления на идеологические темы производили особенно мрачное впечатление. С 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший огромным событием. Никогда еще не было такого широкого и практически неконтролируемого общения с иностранцами. Начальство само было напугано и пугало других. Накануне фестиваля Екатерина Алексеевна предупреждала московских чиновников:

Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания. Начали проводить прививки. В то же время было четыре случая каких-то уколов в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол. Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества… Главное, что мы недооцениваем советских людей, их патриотизм. Зимой приезжала делегация американцев, среди делегатов был корреспондент-разведчик. Идут по Москве и видят пьяного. Корреспондент его сфотографировал, поинтересовался, кто он такой, обратился к нему на ломаном русском языке: "Где работаете, сколько зарабатываете, вид не очень приличный, плохо, наверное, живете". На это рабочий ответил: "Живу я очень хорошо, у меня жена, семья, все обеспечены, даже на водку деньги остаются. Пойдемте ко мне в гости, я вас угощу". Когда наши представители пошли к этому рабочему узнать, кто он, оказалось, что он простой слесарь-ремонтник, живет на восьми метрах в полуподвальном помещении с семьей в пять человек. После этого мы ему дали квартиру. Человек в пьяном виде мог так отпарировать. Наши люди - более патриотичны, чем другие нации…

К ней можно было прийти

В руках министра была немалая власть. Но каждое решение таило в себе угрозу для карьеры. Партийные чиновники, когда речь шла о культуре и искусстве, были невероятными ретроградами. И распекали министра за ошибки и промахи подведомственных ей мастеров культуры.

Постоянной головной болью становились праздничные концерты для большого начальства. Решая, кто выступит перед высоким начальством, Фурцевой приходилось учитывать множество факторов, в первую очередь вкусы членов политбюро, иногда взаимоисключающие. Аркадий Райкин и Роман Карцев на правительственном концерте собирались показать миниатюру "Авас", герой которой - выходец с Кавказа. Над ней хохотала вся страна. В последний момент министр культуры остановила Райкина:

Аркадий Исаакович, "Аваса" играть нельзя - в зале Мжаванадзе.

Василий Павлович Мжаванадзе был первым секретарем ЦК компартии Грузии. Боялись обидеть его кавказским акцентом. Пришлось срочно менять репертуар.

Екатерине Алексеевне не хватало образования и кругозора. В определенном смысле она так и осталась секретарем райкома. Но постепенно прониклась интересами театра и, шире говоря, искусства, чаще брала сторону не чиновников, а людей творческих. К ней можно было прийти, поговорить по душам, и она была готова выслушать, понять и помочь. И защитить.

Интересная женщина, - вспоминал ее Юрий Никулин. - Может, не шибко умная. Но она спасла "Кавказскую пленницу". Этуш играл в этом фильме роль "товарища Саахова". А парторга "Мосфильма" фамилия была Сааков. И начальство уперлось: надо переозвучивать фильм! Я отправился на прием к Фурцевой. Без десяти десять утра стою в коридоре у ее приемной. Она улыбнулась: "О, какими судьбами?" Я рассказал всю эту историю. Фурцева схватила телефон, связалась с директором студии: "Это что за идиотство?" Тот ей ответил: что вы, что вы, никто и не ставил так вопрос, видимо, какое-то недоразумение, фильм уже готов и скоро выйдет на экраны.

Несмотря на цензуру

Екатерина Алексеевна руководила министерством культуры четырнадцать с лишним лет, до самой смерти. Оценивают ее роль по-разному. Идеологическая ситуация в стране, атмосфера запретов практически ставили крест на всем, что казалось опасным отступлением от генеральной линии. Желающих запретить было множество, а брать на себя ответственность и разрешать никто не хотел. Большинство решений принималось в тиши кабинетов. Фурцева же в силу должности оказалась на авансцене, и о запретах объявлять приходилось ей самой.

Екатерина Алексеевна не была держимордой. Помимо партийных установок часто руководствовалась личными симпатиями и антипатиями. Главный режиссер театра "Современник" Олег Николаевич Ефремов к пятидесятилетию Октябрьской революции поставил пьесу Михаила Филипповича Шатрова "Большевики". Цензура ее запретила. Министр культуры взяла на себя смелость разрешить спектакль. Полгода - невиданное дело! - спектакль шел без разрешения цензуры.

Сложнее всего Екатерине Алексеевне приходилось с Театром на Таганке, где главным режиссером был Юрий Петрович Любимов. "На заре театра, - рассказывал поэт Андрей Вознесенский, - Ю.П. Любимов вместе с министром культуры Е.А. Фурцевой и ее приближенными, обходя здание, ввел ее в свой кабинет и показал на только что оштукатуренные стены: - А здесь мы попросим расписываться известных людей… Разрумянясь от шампанского, министр захлопала в сухие ладошки и обернулась ко мне:

Ну, поэт, начните! Напишите нам экспромт!

Получив толстый фломастер, я написал поперек стены: "Все богини - как поганки перед бабами с Таганки!" У Юрия Петровича вспыхнули искры в глазах. Министр передернулась, молча развернулась и возмущенно удалилась. Надпись потом пытались смыть губкой, но она устояла".

Миллиончик беззащитной женщине

Екатерина Алексеевна поддерживала идеи международного культурного обмена, хотела, чтобы советский зритель видел лучшие образцы мирового искусства, а мир - восхищался достижениями отечественных мастеров. Ирина Александровна Антонова, директор Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, вспоминала: "У нее была страсть к масштабным проектам. Вывезла шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского и Пушкинского музеев в Японию без страховки под личную ответственность - она умела рисковать".

Фурцева привезла в Москву "Джоконду" и французских импрессионистов. Благодаря Фурцевой в Советский Союз приехал итальянский театр Ла Скала, дирижировал Герберт фон Кароян. А Большой театр отправился в Милан. В Ла Скала по соглашению с министерством культуры стажировались советские певцы.

На заседании президиума Совета министров обсуждался вопрос о строительстве нового здания цирка на Ленинских горах. Для завершения стройки нужен был дополнительный миллион рублей, но исполком Моссовета не хотел его выделять. - Нигде так плохо не относятся к строительству большого, оборудованного по последнему слову техники цирка, как в Москве, - говорила Фурцева. - Неужели товарищам из Мосгорисполкома не стыдно тянуться в хвосте у других? Стройку, которую можно было бы закончить за два-три года, стремятся растянуть на десятилетие. Товарищи члены президиума, у вас у всех есть дети, внуки. Неужели они не донимают вас - когда же, наконец, выстроят новый цирк? Добавьте мне миллион, и я вас всех вместе с ребятишками приглашу в декабре будущего года на его открытие!

Фурцева обратилась к главе правительства Косыгину:

Алексей Николаевич, товарищи мужчины-министры, я - слабая, беззащитная и единственная среди вас женщина. Ну, пожалуйста, дайте мне миллиончик! Чего вам стоит? И я дострою цирк в будущем году. Все рассмеялись. Косыгин заранее решил, что даст дополнительные деньги, чтобы покончить с долгостроем, мимо которого он каждый день ездил на дачу. Откликнувшись на ее слова, заключил:

Никто из мужчин-министров не возражает, если добавить слабой, беззащитной женщине миллион?

Дачная история

Екатерина Фурцева всегда очень хорошо выглядела, следила за собой. Делала гимнастику, научилась играть в теннис (тогда еще не такой модный). Рассказывают, что, узнав о французском препарате "градицин" (для похудания), она его раздобыла и принимала, несмотря на побочный эффект - головокружения.

Хорошо одеться даже министру было непросто. Конечно, ее обслуживало ателье управления делами Совета Министров, но ей хотелось выглядеть оригинально. Не забывала, что она - единственная женщина-министр в стране. Конечно, красивые вещи везли из-за границы. Фурцева, по словам певицы Галины Вишневской, охотно принимала подношения от артистов. Женщины в министерстве не без зависти шептались, что Фурцева сделала пластическую операцию (что было тогда редкостью) и сразу улетела в Сочи. Когда вернулась загоревшая и отдохнувшая, никто и не заметил, что она преобразилась с помощью медицины.

Уже не в юном возрасте Екатерина Алексеевна продолжала волновать мужское воображение. Фурцевой всегда хотелось доказать, что ей под силу все, на что способны мужчины. Она умудрялась выглядеть одновременно женственной и сильной. Ей, возможно, нравилось унижать мужчин и утверждать естественное превосходство женщин. С годами, когда жизнь перестала ладиться, она стала злоупотреблять горячительными напитками. Говорили, что пить она не умела, быстро пьянела. Вечерами у нее в министерстве собиралось ближайшее окружение. Они охотно составляли ей компанию, а заодно выпрашивали у министра то, что им было нужно.

В 1972 году умерла мать, Матрена Николаевна, у которой министр по струнке ходила. Екатерина Алексеевна зависела от матери, нуждалась в ее постоянном одобрении. Говорят, что девушки выходят замуж за своих отцов, то есть инстинктивно ищут мужчину с привычными чертами характера. Фурцева же, пожалуй, вышла замуж за свою мать! Мать ушла в мир иной. Дочь выросла, жила отдельно и самостоятельно. Муж остался самым близким человеком, который всегда рядом. С кем, как не с ним, делить свои чувства, секреты? А в нем проявляются неприятные черты - эгоцентризм, требовательность, жестокость, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Самый ужасный момент наступил, когда она почувствовала, что внимание к ней и забота о ней стали испаряться. Муж ее разлюбил? Николай Павлович о своих отношениях с Екатериной Алексеевной не рассказывал. Во всяком случае публично. Он умер еще до того, как журналисты получили возможность задавать личные вопросы. А у Екатерины Алексеевны и без того возникли серьезные проблемы.

Началось с того, что она занялась постройкой собственной дачи и попросила о помощи "подведомственные учреждения". Желающих посодействовать министру строительными материалами и рабочей силой оказалось множество. Кто-то из посвященных, как водится, написал донос: Фурцева, нарушив государственную дисциплину и партийную этику, приобрела по льготным ценам строительные материалы в Большом театре. Брежнев вроде бы решил Фурцеву не наказывать, удовлетвориться тем, что отправить на пенсию. А она сказала одной из подруг:

Что бы там ни было, что бы про меня ни говорили, я умру министром. Так и случилось…

Израненная душа

24 октября 1974 года в Кремле был прием. Вечером заехала к дочери. - Почему у тебя грустный голос? - спросила Светлана. - Тебе показалось. Больше Светлана уже не увидит ее живой…

Теперь уж не узнать, что именно произошло поздним вечером, когда Фурцева вернулась домой. Говорят, что именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а Николай Павлович встретил другую женщину. Екатерина Алексеевна не выдержала двойного удара. Тоскливая жизнь брошенной мужем пенсионерки была не по ней... Не так-то просто обрести покой израненной душе. Глубоко в ее душе сидел страх потери самого близкого человека. Понимала: подруги исчезнут, как только она перестанет быть министром. У дочери своя жизнь… Казалось, ее ждет жизненная катастрофа.

После полуночи Светлане позвонил Николай Павлович Фирюбин:

Мамы больше нет.

Когда приехали дочь с мужем, в квартире еще находилась реанимационная бригада. Доктор пытался успокоить Светлану:

Даже если бы это случилось в больнице, врачи не смогли бы помочь. Диагноз - острая сердечная недостаточность.

Одни говорили, что Екатерина Алексеевна отправилась в ванную и приняла горячий душ после немалой дозы алкоголя. Последовал сердечный спазм и… Другие уверяли, что она проглотила горсть люминала… Все это слухи. Но по Москве пошли разговоры о том, что она вновь решила покончить с собой. И на сей раз попытка удалась.

Прощание с министром культуры устроили в новом здании МХАТа, к строительству которого она приложила столько усилий. Поминки - в Доме актера. Лучше всех сказал писатель Константин Михайлович Симонов, которого Фурцева когда-то разносила на секретариате ЦК:

Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать "да" - и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать "нет", и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Так говорить и поступать могла только большая, светлая личность…

Ее первый муж, Петр Битков, говорил дочери на похоронах, что всю жизнь любил только Екатерину Алексеевну. Он ненадолго ее пережил. С годами о Фурцевой говорят все лучше и лучше. Дурное забылось. Остались воспоминания о живом и душевном человеке.

С огромным трудом взобравшись на вершину политического Олимпа, министр культуры СССР Екатерина Фурцева предпочитала не вспоминать о том, что осталось у его подножия. Но спустя три десятка лет после ее смерти архивы села Коренево открыли одну из тайн могущественной женщины. И официальная биография "Екатерины III" изменилась.

Первый брак продержался три месяца

Даже авторы самых известных книг о Фурцевой утверждают: первая дама СССР выходила замуж дважды. И оба раза неудачно. Женщина, от решений которой во многом зависела жизнь страны, была не в силах изменить собственную судьбу. Первый муж, летчик Петр Битков, ушел из семьи сразу после рождения дочери. "Надоело жить с твоей работой!", - бросил он Фурцевой перед тем, как хлопнуть дверью. Второй супруг, заместитель министра иностранных дел Николай Фирюбин, по воспоминаниям близких, в последние годы совместной жизни не упускал случая унизить жену. И через месяц после смерти Фурцевой женился на другой. Ходили слухи и об особых отношениях первой дамы СССР с Хрущевым.

Неудивительно, что среди представителей партийной элиты биографы не заметили кореневского плотника - первого мужа Фурцевой. Впрочем, чтобы о нем никто не узнал, немало постаралась и сама Екатерина Алексеевна. Однако вычеркнуть его из архивов не удалось.

"Через год после начала работы в Коренево Фурцева вышла замуж. Брак был зарегистрирован 25 августа 1931 года в нашем сельском совете, - рассказывает кореневский краевед Валентин ПИСАРЮК. - Правда, прожили они недолго - всего 3 месяца. Фурцева уехала в Москву, а оттуда в Крым. Потом говорила, что ее первый муж - Битков. Даже работу в Коренево не любила вспоминать, чтобы случайно не всплыл факт неудачного замужества".

Если Екатерина Фурцева предпочла забыть о курской глубинке и ошибках молодости, то жители Коренево, напротив, бережно хранят документы, связанные с именем влиятельной женщины. В 2006 году решением главы администрации районному дому культуры присвоено имя Фурцевой. Именно в этом здании, бывшем обкоме комсомола, будущий член Политбюро делала первые шаги по карьерной лестнице. И именно в Коренево Фурцева вступила в партию.

Сельский архив хранит множество документов, отражающих деятельность инициативного первого секретаря обкома комсомола: "О созыве слета колхозной молодежи", "О мобилизации сил на лесозаготовки"... Спустя десяток лет ей придется решать вопросы иного масштаба, а ее подчиненными будут всемирно известные деятели культуры. Большинство из них вспомнят о Фурцевой с благодарностью. Пусть она и не прорубила для творческой интеллигенции "окно в Европу", но "форточку" все же приоткрыла. В Москве открывались недели итальянского и французского кино, выставки французских импрессионистов. Было построено новое здание балетного училища, новый МХАТ, детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац, театр Образцова и "Современник".

Иосиф Кобзон собирается в Коренево

7 декабря 2006 года в Москве торжественно открыли мемориальный зал Екатерины Фурцевой. Юрий Лужков присвоил ее имя одной из библиотек столицы. На праздник пригласили и кореневскую делегацию. Валентин Писарюк, выступлению которого бурно аплодировал Иосиф Кобзон, передал внучке Фурцевой фото ее знаменитой бабушки на районном съезде колхозников, рассказал об открытии мемориальной доски на сельском доме культуры. Узнав о том, что учреждение носит имя министра СССР, Иосиф Кобзон пообещал его руководителям поддержку государства и фонда имени Екатерины Фурцевой. И даже выразил желание приехать в Коренево лично.

Посетили гости и Новодевичье кладбище, где покоится прах той, что некогда была известна как "женщина на Мавзолее". "На мраморной плите - только имя и годы жизни, - рассказывает Василий Писарюк. - Такое ощущение, что кто-то специально сделал такое неприметное надгробие, чтобы люди не задумывались ни о том, кем она была при жизни, ни о ее смерти".

Смерть Екатерины Фурцевой и правда вызывала много вопросов. Официальная причина - сердечная недостаточность. Однако многие считают, что министр культуры ушла из жизни сама, не дожидаясь, пока ее "уйдут" с высокого поста. "Как бы там ни было, что бы про меня ни говорили, я умру министром!" - говорила "Екатерина III" незадолго до смерти. Так и случилось. Фурцева скончалась в конце октября 1974 года, не дожив месяц до своего шестьдесят четвертого дня рождения.