Бой в баренцевом море. Читать онлайн "новогодний бой" С той стороны

«Адмирал Хиппер» в Норвегии

Гитлер в ярости кружил по кабинету, как цеппелин над Лондоном в прошлую войну. Поток уничижительных эпитетов, язвительных комментариев, излагаемых в подчеркнуто раздраженном тоне, не прекращался. Доставалось не только Кригсмарине – кайзеровскому Флоту открытого моря припомнили и бездеятельность, и революцию. Фюрер подчеркивал вклад, который внесли в борьбу на море подводные лодки в обеих войнах. Уже более спокойным тоном он добавил, что считает необходимым разоружить все немецкие тяжелые корабли. Их артиллерию следует использовать для усиления береговых батарей в Норвегии и Франции, команды распределить по оставшимся малым кораблям и подводным лодкам. Такова была плата за «позор Новогоднего боя». Слушавший эти потоки упреков и рассуждений гросс-адмирал Редер попросил разрешения переговорить наедине. Когда фельдмаршал Кейтель и стенографистки вышли, он попросил об отставке. Был январь 1943 года.

«Русский маршрут»


Один из полярных конвоев

Немецкому командованию хватило совсем немного времени, чтобы оценить всю значимость конвоев союзников, приходивших в северные порты СССР. Судьба войны решалась на советско-германском фронте, и прибытие каждого каравана, по мнению военного руководства рейха, увеличивало способность Красной армии к сопротивлению. Гитлер считал саму возможность морского сообщения западных союзников и Советского Союза через арктические воды недопустимой и требовал принять комплекс соответствующих мер для нарушения или полного прекращения вражеского судоходства на Севере. Германские силы в Скандинавии постепенно увеличивались. Вначале туда были отправлены подводные лодки и части люфтваффе, а потом, в дополнение, надводные корабли. Группировка сухопутных войск в Норвегии была также увеличена, поскольку длительное время Гитлер быть убежден в опасности британского десанта. Разгром каравана PQ-17, не в последнюю очередь из-за несостоятельности британского военно-морского командования, и серьезные потери следующего – PQ-18, дали повод западным союзникам СССР ввести мораторий на проводку новых конвоев. Адмиралтейство оправдывалось тем, что летом и в начале осени в Арктике длится полярный день, облегчающий разведку и обнаружение судов конвоев. В качестве последнего и очень солидно выглядевшего аргумента у лордов имелось пугающее своим мистическим ужасом заклятие под названием «Тирпиц».

Лишь в конце осени – начале зимы 1942 года, когда в Арктике начинается полярная ночь, можно было говорить что-то определенное о возобновлении отправок конвоев в СССР. Над морем стоит непроглядная тьма, видимость ограничена всего несколькими милями. И без того не отличающееся спокойствием море начинает штормить – судам тяжело держать строй, они страдают от волн и оледенения надстроек. Однако эти же факторы мешают противнику обнаружить и атаковать пробирающийся в советский порт караван. Обстановка на советско-германском фронте была нелегкой, и союзники операцию по отправке конвоя все-таки решились назначить на декабрь. Высадка в Алжире и Марокко в рамках осуществления плана «Торч» была успешно осуществлена, и у англичан появилась возможность высвободить некоторое количество боевых кораблей и транспортов для других целей.

Командующий флотом Метрополии адмирал сэр Джон Тови высказывал некоторый скепсис по поводу возможности отправки одного большого каравана. По его мнению, большое корабельное соединение будет трудно управляемой и громоздкой структурой в условиях постоянной непогоды и полярной ночи. Возникала серьезная угроза рассеивания судов и как ожидаемое следствие – легкое уничтожение их немецкими подводными лодками. Тови предлагал формировать компактные конвои из десяти судов максимум, в охранении которых были бы эсминцы. Но против таких микрогрупп выступило уже Адмиралтейство, опасаясь их чрезмерной уязвимости. Итогом дебатов по техническому решению вопроса был компромисс: в море отправляются два конвоя, не таких огромных, как тот же PQ-17, но и не таких мелких, как предлагал адмирал Тови. Первый из них в составе 16 транспортов под охраной 2 эсминцев и двух крейсеров отряда контр- адмирала Барнетта («Шеффилд» и «Ямайка») вышел из Лох-Ю (Исландия) и через десять дней благополучно прибыл в Кольский залив. Второй конвой, JW-51B, был меньше первого – в нем было 14 транспортов, на которые было загружено 202 танка, более 2 тыс. автомобилей различного назначения, 87 бомбардировщиков, 33 истребителя и 54 тыс. тонн грузов. Полагая, что есть угроза каких-либо действий со стороны проспавших первый конвой немцев, эскорт JW-51B был более крупным. Он состоял из 17-й флотилии эсминцев под командованием командира 1 ранга Роберта Сен-Винсента Шербрука (6 эсминцев), 2 корветов, 1 тральщика и 2 вооруженных траулеров. На самом опасном участке перехода, в районе острова Медвежий, конвой должны были встретить крейсера Барнетта, которые выйдут навстречу из Кольского залива 27 декабря. На случай форс-мажорных обстоятельств (например, появления кошмарного «Тирпица») к операции привлекались корабли Флота Метрополии под командованием адмирала Фрезера – новейший линкор «Энсон», тяжелый крейсер «Камберленд» и два эсминца.

С той стороны

В тот же день за тысячи километров от Исландии в бетонном бункере ставки фюрера в «Вольфсшанце» проходило очередное совещание верхушки рейха. Кроме самого Гитлера и завсегдатая Кейтеля присутствовал командующий флотом гросс-адмирал Редер. Зная повышенное внимание Гитлера к Норвегии, которое он называл «полем судьбы», Редер, выступая с докладом, охарактеризовал состояние корабельной группировки на севере Скандинавии и указал на готовность перейти к немедленным действиям. Гросс-адмирал подчеркнул, что, несмотря на все более ухудшающуюся ситуацию с топливом, флот будет стараться выполнить поставленные задачи. Так, например, было заявлено, что «карманный линкор» «Лютцов» готовится выйти в Атлантику для атак на одиночные суда и конвои союзников. Гитлер ответил пространной тирадой о нарастающей угрозе высадки в Норвегии – он был одержим идеей о необходимости более активного использования тяжелых кораблей. Фюрер добавил, что о ситуации с топливом знает, и необходимые ресурсы для ударной эскадры будут выделены.


«Лютцов» на базе в Альтен-фиорде

Командование флотом сделало надлежащие выводы из этого совещания, на котором Редер в последний раз присутствовал как командующий флотом. Необходимо было что-то предпринять, тем более что агентурная разведка сообщала о формировании в Исландии нового конвоя. Командование военно-морской группы «Север» в ускоренном темпе разработало план операции «Регенбоден»(Радуга). К удару по конвою союзников привлекался тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и несколько эсминцев. Присоединение к ударной группе готовящегося к рейдерству «Лютцова» раскалило телефонные линии между штабом руководства войной на море (контр-адмирал Фрике), штабом группы «Север» (адмирал Карльс) и непосредственно командующим эскадрой вице-адмиралом Оскаром Кюметцом, находящимся в Альтен-фиорде. С одной стороны командование флотом «не возражало» против участия «Лютцова», с другой, – подчеркивалось, что это возможно только лишь при «допустимом» риске. И где проходила грань между риском «допустимым» и «недопустимым», не понимали, очевидно, даже в Берлине.

Пока адмиралы перекрикивали друг друга сквозь помехи и километры расстояния, утром 30 декабря 1942 года с борта находящейся на патрулировании в Баренцевом море подводной лодки U-85 поступила срочная радиограмма об обнаружении ею примерно 10 кораблей противника при незначительном эскорте. Позже эту продублировала U-354. Слова «при незначительном эскорте» весьма успокаивающе подействовали на скептиков и тревожных личностей, и находящейся в трехчасовой готовности немецкой эскадре дали добро на выход. Экипажи немецких кораблей в Альтен-фиорде изнывали от безделья: выходы на учения были редко и еще более редко – боевые операции, после которых тянулись недели и месяцы стояния на якоре. В отличие от своих британских коллег, для которых море было надоевшим домом, где они чувствовали себя хозяевами, немцы были всего лишь нечастыми гостями океанских просторов. Падала дисциплина, снижались профессиональные качества, не подкрепленные практикой. Панацей от этого был лишь поход, но командование почти всегда было настроено «не рисковать».

Восход радуги


Место сражения

В 17 часов 45 минут, 30 декабря 1942 года,рассекая студеную норвежскую воду острыми форштевнями, корабли Кюметца вышли из Альтен-фиорда. В состав эскадры входили флагманский тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», тяжелый крейсер «Лютцов» и 6 эсминцев. По плану операции «Хиппер» и 3 эсминца наносили первый удар по конвою, отвлекая на себя силы эскорта. В это время «Лютцов» и остальные эсминцы должны были атаковать оставшиеся без защиты транспорты. На бумаге все было достаточно логично и правильно. За исключением одного нюанса: немцы понятия не имели о крейсерах адмирала Барнетта – «Шеффилде» и «Ямайке», которые шли навстречу конвою. Немцам удалось выйти незамеченными – ни одна из британских подводных лодок, околачивающихся возле входа в Альтен-фиорд, их не обнаружила – штормовая погода вкупе со снежными зарядами плохо сказывалась на видимости. Ночью корабли Кюметца перестроились в походный ордер, держа ход 18 узлов. Построение, выбранное немецким командующим, было оригинальным – это был длинный строй фронта, на флангах которого находились тяжелые крейсеры. Между ними на большом расстоянии друг от друга шли эсминцы. Общая ширина такого «невода» достигала 15 миль и должна была обеспечить, по мнению Кюметца, наибольшую неожиданность при встрече с конвоем. Ощутимым минусом было то, что «Хиппер» и « Лютцов» находились далеко друг от друга, что затрудняло взаимодействие. Кроме того, эсминцам в условиях плохой видимости было нелегко сразу же распознать в неясном размытом силуэте, чей крейсер находится рядом – свой или вражеский. Возможно, если бы у немцев было достаточно самолетов-разведчиков, способных обнаружить и сопровождать конвой, одновременно наводя на него эскадру, Кюметц бы воздержался от подобных экспериментов. Но полярные аэродромы стояли почти пустыми – Восточный фронт пожирал все ресурсы люфтваффе.

Долгожданный контакт состоялся в 7 часов 20 минут утра 31 декабря – на расстоянии 6 миль с «Хиппера» были обнаружены две неясные цели. Кюметц приказал увеличить ход до 24 узлов, одновременно разворачиваясь носом к противнику, чтобы затруднить опознавание. Появились новые цели, и немецкий адмирал немедленно радировал на все корабли эскадры о начале операции. В результате с «Хиппером» остались «Фридрих Экольдт», «Рихард Байтцен» и Z-29. Остальные эсминцы начали отворачивать к «Лютцову». Охранение конвоя заметило присутствие посторонних позже: примерно в 8 часов 20 минут один из кораблей охранения заметил пару эсминцев, но принял их за советские (в условиях плохой видимости, очевидно, «Фридрих Экольдт» был классифицирован, как корабль проекта «7-У») и никаких действий не предпринял. Еще через 10 минут с английского эсминца «Обдьюрейт» неизвестные корабли были замечены вторично – командир корабля доложил об этом Роберту Шербруку и, по его приказу, пошел навстречу. В 9 часов 15 минут «Обдьюрейт» запросил принадлежность и опознавательный сигнал, все еще считая, что перед ним русские. Но в ответ прогремели выстрелы – вместе с оседающими фонтанами воды рассеялись последние сомнения: на конвой осуществила нападение немецкая эскадра. И вряд ли ее эсминцы действовали в одиночку. На английских эсминцах была сыграна боевая тревога, они начали развертывание по заранее составленному плану. 4 корабля во главе с флагманским «Онслоу» собрались в группу и начали идти навстречу противнику, эсминец «Экейтес» начал постановку дымовой завесы между конвоем и нападавшими. С «Адмирала Хиппера» английские эсминцы зафиксировали в 9 часов 10 минут, но пока точно не смогли определить их численность – командир крейсера капитан 1 ранга Ганс Хартманн исходил из донесения подводных лодок о «незначительности» охранения. В 9.23 справа по борту был обнаружен ставящий дымовую завесу «Экейтес». «Хиппер» немедленно открыл огонь главным калибром, к которому вскоре присоединились 105-мм зенитки. За последующие 10 минут крейсер произвел пять залпов, не добившись, впрочем, ни одного попадания. С крейсера заметили еще два эсминца по курсу тоже с правого борта – это был флагман Шербрука «Онслоу» и «Оруэлл». Наконец, командир 17 флотилии эсминцев и командующий эскортом конвоя воочию увидел своего главного противника. Большой неизвестный корабль шел курсом прямо на него, спустя некоторое время он совершил маневр, позволяя разглядеть его силуэт. Англичане увидели четыре башни главного калибра и массивную дымовую трубу – отличительные черты немецкого тяжелого крейсера. Хранить радиомолчание уже не имело смысла, и в 9.39 крейсерам адмирала Барнетта, Соединению R, полетела радиограмма о том, что конвой подвергся нападению.

Тем временем «Хиппер» перенес огонь на британские эсминцы, справедливо полагая, что они более опасная цель, чем занятый постановкой дымов «Экейтес». Флагман Шербрука вместе с напарником скрылись в дыму. Для немцев условия стрельбы были весьма тяжелыми – главный радар «Хиппера» вышел из строя от сотрясения после первого же залпа. Артиллерийскому офицеру приходилось полагаться только на оптику, наводя орудия на небольшие и быстро маневрирующие цели. Мокрый снег в сочетании с сильными порывами ветра оказались весьма вредными для дальномеров и визиров – после каждого порыва линзы приборов покрывались тонким слоем льда. Приходилось прекращать наблюдение и целеуказание и протирать их. Затем несколько минут вести стрельбу, после чего весь процесс повторялся заново. Это не могло не сказаться на точности и быстроте артиллерийского огня «Адмирала Хиппера». Видимость была очень плохой, и это означало, что немецкий крейсер не может оставаться на большой дистанции от конвоя и безнаказанно расстреливать транспорты – ему необходимо было сократить дистанцию, одновременно увеличивая для себя угрозу быть торпедированным с эсминцев. Несколько раз «Хипперу» приходилось отворачивать, когда англичане, вынырнув из дыма, появлялись в удобной для торпедной атаки позиции. К 10 часам утра крейсер израсходовал почти 90 фугасных снарядов, добившись всего одного попадания в «Экейтес», нанесшего эсминцу некоторые повреждения.

После 10 утра смертельная коррида британских эсминцев против немецкого тяжелого крейсера продолжилась. В 10.06 «Хиппер» за дымом вновь разглядел своих противников и возобновил редкую стрельбу. Капитан 1 ранга Шербрук отослал два свои слабейших корабля, «Обидиент» и «Обдьюрейт», вооруженных 102-мм орудиями, обратно к конвою, который на всех парах уходил на юго-восток к поджидающему его «Лютцову». Сам Шербрук старался как можно дольше задержать врага и дать конвою время для отхода. «Хиппер» тем временем маневрировал и ввел в действие свой кормовой радар, результат чего вскоре сказался. В 10 часов 20 минут 203-мм фугасный снаряд с крейсера задел дымовую трубу «Онслоу». Взрыв снес антенну радара, осколки изрешетили мостик, находящийся там Шербрук был ранен. Через несколько минут в английский эсминец попали еще два снаряда – были выведены из строя оба носовых орудия, начался пожар в машинном отделении. Всего от немецкого огня погибли и были ранены 47 человек. Раненый Шербрук передал командование лейтенант-коммандеру (капитану 2 ранга) Кинлоку, командиру «Оруэлла». Эсминцы скрылись в поставленной дымовой завесе. Состояние «Онслоу» было тяжелым: через пробоину в корпусе поступала вода, появился крен. На палубе продолжался пожар – ход пришлось снизить до 15 узлов. Немногим позже «Оруэлл» получил радиограмму с бывшего флагмана о том, что носовые погреба затоплены, имеется пожар в машинном отделении, и что «Онслоу» отходит к конвою.

Теперь, казалось, немецкий план начал срабатывать – силы эскорта были потрепаны, сам конвой отходил прямо в лапы к «Лютцову», о присутствии которого англичане даже не подозревали. «Хиппер» продолжал следовать на восток, когда в 10 часов 36 минут заметил все с того же правого борта корабль, похожий на эсминец. Впрочем, находящимся в постоянном напряжении немцам эсминцы мерещились повсюду как источник смертельной опасности в виде их торпедных аппаратов. На самом же деле с крейсера был обнаружен океанский тральщик «Брэмбл», небольшой (875 тонн, одно 102-мм орудие) корабль, оказавшийся на пути тяжелого крейсера. С дистанции всего 3 мили «Хиппер» открыл беглый огонь по своей жертве, приняв его за очередной эсминец. Спустя 6 минут Кюметц приказал «Экольдту» и «Байтцену» добить скрывшегося в дымовой завесе врага. Уничтожение «Брэмбла» заняло много времени, и лишь в 11 часов 20 минут Хартманн повернул свой крейсер на юг, где, по мнению немцев, находился конвой.

Волк и сторож

Примерно за 20 минут до того, как флагман Шербрука получил повреждения, шедший в непосредственном охранении конвоя корвет «Рододендрон» доложил, что видит дым на расстоянии 7 миль. Через некоторое время он же сообщил, что обнаружил неизвестный корабль, который шел курсом на северо-восток. Вступивший в командование силами охранения лейтенант-коммандер Кинлок вначале посчитал эти данные ошибочными. Но вскоре и второй корвет заметил незнакомца, сопровождаемого двумя эсминцами. Две башни главного калибра, одна дымовая труба – это был «Лютцов». Его командир, капитан 1 ранга Шланге, начал сближение с обнаруженным конвоем, не подозревая, что единственным препятствием на пути к нему является крошечный корвет. Имея просто подавляющее огневое превосходство плюс три эсминца с полными торпедными аппаратами, Шланге не смог опознать цель, как он впоследствии доложил в своем отчете, сделанном после боя, из-за плохой видимости, дыма и снежного шквала. С корвета, якобы, видели вспышки выстрелов. Помня о приказе Кюметца, который на самом деле исходил из Берлина, «соблюдать осторожность», Шланге слишком тщательно и скрупулезно ее соблюдал. Он лег на параллельный курс конвоя и вскоре потерял его из виду из-за снежного шквала. В 11.27 было послано радио на «Хиппер» о том, что конвой потерян в дыму и метели. «Лютцов» увеличил скорость, чтобы обогнуть зону плохой погоды. Свою возможность нанести удар по беззащитным транспортам он упустил.

Тем временем увеличивший до 31 узла скорость «Хиппер» возобновил контакт с противником – им оказался поврежденный ранее эсминец «Экейтес». В этот раз немцы быстро пристрелялись: уже четвертый залп достиг цели – был разрушен мостик, появилась большая пробоина в машинном отделении. Более 40 человек были убиты. Видя, в каком положении очутился «Экейтес», Кинлок бросился с тремя своими эсминцами на выручку, имитируя торпедную атаку. В 11 часов 30 минут немецкий крейсер, резко отвернув, дал залп по противнику – один снаряд угодил в «Обидиент». Поврежденный «Экейтес» начал тонуть, в 12.54 его крен достиг критических 60 градусов, в 13.15 эсминец затонул – оставшиеся 80 человек экипажа были сняты траулером. Наступил решающий момент боя. Силы эскорта были уже значительно ослаблены, у английских эсминцев почти не осталось торпед. В 11 часов 36 минут Кюметц радировал на «Лютцов»: «Веду бой с силами эскорта. Крейсеров противника нет». Спустя три минуты вокруг «Хиппера» встали несколько столбов от разрывов. Их размеры показывали, что это отнюдь не мелкие орудия эсминцев эскорта – калибр был достаточно крупным. В сражение вступила новая сила – крейсеры Барнетта были на подходе.

«Кавалерия» из-за холмов


Крейсер «Шеффилд»

Получившие недавно радиограмму Шербрука об атаке конвоя, «Шеффилд» и «Ямайка» полным ходом шли к месту сражения. Придя в Мурманск с предыдущим конвоем, они некоторое время стояли в советском порту. По словам английского очевидца, это была «ужасная дыра с полным отсутствием развлечений». Возможно, гордого сына туманного Альбиона опечалило, что прифронтовой Мурманск так не похож на какой-нибудь веселый порт в колониях, где можно найти «женщин и вино».

Английские крейсеры к описываемым событиям уже имели совершенную радиолокационную аппаратуру, превосходившую по характеристикам немецкую. Операторы фиксировали множество засветов на радаре, но Барнетт решил все-таки сблизиться для прояснения обстановки. По мере сокращения дистанции среди мелких отметин на экране стала вырисовываться одна крупная. Это был «Адмирал Хиппер». Первым с дистанции 60 кабельтовых своего противника обнаружил «Шеффилд». В 11.31 англичане открыли беглый огонь (по немецким данным, это произошло в 11.39). Частокол всплесков по обоим бортам «Хиппера» стал полной неожиданностью для Кюметца и Хартманна. Видимость в том районе, где находился тяжелый крейсер, была настолько плохой, что вначале противник даже не был замечен, – башни корабля были повернуты на юг против английских эсминцев. Хартманн приказал сделать резкий поворот, чтобы оставить новых врагов по корме. Выполняя маневр, «Хиппер» накренился, и в этот момент 6-дюймовый снаряд угодил в правый борт ниже кромки поднявшегося из воды броневого пояса – он взорвался в топливной цистерне напротив котельного отделения № 3, повредив внутреннюю переборку. Котельные отделения – сначала № 3, а потом и № 2 – начали постепенно заполняться водой. Из строя вышли 8 котлов, скорость «Хиппера» упала до 15 узлов. Он принял около 1000 тонн воды. В 11.34, по записям англичан, немцы открыли ответный огонь – он был очень неточным. Дело в том, что теперь корабль шел против ветра, и оптика носовых КДП быстро покрылась льдом. Спустя несколько минут еще два английских снаряда угодили в «Хиппер»: первый угодил в левый борт, разрушив несколько помещений, другой разорвался в ангаре – поджег находившийся там самолет, изрешетив катапульту и стоявший на ней другой «Арадо». Дым от пожаров закрыл оптику кормовых КДП – огонь пришлось прекратить. Тем временем, пока «Хиппер» отбивался от внезапно насевших на него английских крейсеров, все еще слоняющийся без дела «Лютцов» перехватил уходивший на всех парах на юго-восток караван. Причем головное судно было от немецкого корабля на расстоянии не более 3 миль, а последнее – около 7 миль. Дистанция, в принципе, кинжальная. «Лютцов» открыл частый огонь, но, по словам английских моряков, в дело вмешался обитающий неподалеку Санта-Клаус (до Нового года оставалось 12 часов) – «карманный линкор» выпустил 87 283-мм и 75 150-мм снарядов и не добился ни одного попадания, лишь осколками было повреждено одно торговое судно. Очевидно, дело было вовсе не в Санта-Клаусе, у которого забот и так хватало, – просто от длительного стояния в фиордах немецкие артиллеристы разучились стрелять даже на короткие расстояния.

Пока «Лютцов» опустошал свои погреба, паля в молоко, в рубке «Хиппера» приняли весьма несвоевременную радиограмму из Альтен-фиорда, приказывающую «действовать без особого риска». Но дело в том, что риска, с точки зрения редко совершающих походы немцев, было в этот момент более чем достаточно. Формально корабли Кюметца имели преимущество в огневой мощи над англичанами: шесть 283-мм, восемь 203-мм и еще шесть 150-мм орудий против 24 британских 152-мм. Но это только, если бы немцы вели бой на дальних дистанциях, безнаказанно поражая противника вне досягаемости его орудий. В условиях плохой видимости, когда расстояние между обеими эскадрами сократилось, преимущество переходило к более скорострельным английским орудиям. Сюда надо добавить бесспорное превосходство англичан в оснащении своих кораблей более совершенными радиолокаторами и неудачный с тактической точки зрения замысел Кюметца разделить свои силы. Взвесив все за и против, немецкий командующий принял решение об отходе. В 11.37 все корабли группы получают радио прекратить операцию и выйти из боя. Не повезло немецким эсминцам «Фридриху Экольдту» и «Рихарду Байтцену», которые вместе завершали расправу над тральщиком «Брэмбл». Внезапно из темноты появились два неясных силуэта, и, пока «Экольдт» выяснял у «Хиппера», не его ли он видит, «Шеффилд» и «Ямайка» (а это были они) в 11.43 открыли быстрый и точный огонь по головному «Экольдту», за несколько минут превратив его в пылающую развалину. Вскоре немецкий корабль затонул от полученных повреждений. «Байтцен» отвернул влево и, поставив дымовую завесу, скрылся. «Хиппер», соединившись с «карманным линкором», начал отход на юго-запад, неторопливо отстреливаясь от преследующих его английских крейсеров. Британцы добились накрытия «Лютцова», но Барнетт не настаивал на продолжении сражения – свою задачу он выполнил: конвой защитил и заставил отступить более сильного о противника. К тому же 283-мм орудия «Лютцова» были гораздо более опасными для его кораблей. Примерно в 14 часов контакт был потерян. Бой завершился.

«Хиппер» испытывал все большие трудности из-за весьма болезненного для него первого попадания – затопление котельного отделения № 3 привело к остановке левой турбины. Вода попала в магистрали подачи топлива к дизель-генераторам, и три из них пришлось остановить. Вскоре погасли топки в котельном отделении № 2. Еще неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы «Шеффилд» и «Ямайка» продолжили преследование. Встретив новый 1943 год в море, «Хиппер» доковылял да Каа-фиорда утром 1 января. Во время боя на нем погибло и умерло шесть человек. Вместе с «Экольдтом» погибло и утонуло 340 человек. Потери англичан достигали 250 офицеров и матросов – из экипажей потопленных «Экейтеса» и «Брэмбла». Главное было то, что конвой не понес никаких потерь и благополучно добрался до цели.

Шторм в «Вольфсшанце»

Новогодний бой имел большие последствия для немецких надводных кораблей, и последствия весьма неприятные. Пока донесение собственно от руководства флота запаздывало, Гитлер прослушал новостное сообщение информационного агентства «Рейтер» о неудачной попытке атаки полярного конвоя и об успешных действиях английских кораблей. Фюрер пришел в ярость. В самый неподходящий момент, когда кривая негативных эмоций резко пошла вверх, на стол положили весьма бравое сообщение от штаба руководства на море – оно базировалось на обрывочном сообщении субмарины U-85: «Продолжаю видеть красный…» Адмиралы, очевидно, подумали, что лодка видит красное зарево горящих транспортов, и тут же по всем инстанциям пошло сообщение о победе. Эта депеша вызвала просто шторм бешенства у фюрера, который осыпал надводные корабли целым шквалом издевательских прозвищ вроде «бесполезных куч металлолома». Фюрер приказал отправить все надводные корабли на слом и прекратить строительство новых. Командующий флотом Редер подал в отставку. Его сменил «подводный адмирал» Карл Дёниц. Впрочем, когда волны гнева улеглись, Дёницу удалось уговорить фюрера оставить немногие уцелевшие линкоры и крейсеры в строю – большинство из них использовалось до 1944 года на Балтике в качестве учебных, пока не пришлось привлечь их в качестве плавучих батарей для попытки остановить неудержимое наступление Красной армии. А вскоре вместе с Третьим рейхом канули в Лету и все амбиции Большого флота.

Итог

победа Великобритании

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Бой в Баренцевом море или Новогодний бой состоялся 31 декабря между британскими кораблями, входившими в состав боевого охранения арктического конвоя JW-51B и немецкими рейдерами . Легким кораблям эскорта удалось сорвать атаку превосходящих сил немецкого флота , в том числе тяжёлых крейсеров «Hipper » («Адмирал Хиппер ») и «Lützow » . Исход столкновения едва не привел к расформированию надводных сил немецкого ВМФ. Командующий флотом адмирал Редер через месяц подал в отставку .

Предыстория

Поставки в СССР арктическими конвоями начались в сентябре 1941 года . В начале конвои отправлялись каждые два месяца и имели обозначения PQ (туда) и QP (обратно). Первое время конвои доходили почти без потерь: к весне был потерян лишь один грузовой корабль из 103 . Немецкое командование быстро оценило значение поставок для войны на Восточном фронте и бросило на борьбу с конвоями основные силы военного флота : в январе 1942 года в Норвегию на базу Тронхейм был переведен линкор «Tirpitz » , в марте - тяжелый крейсер «Admiral Scheer » . На базах вдоль арктического побережья были размещены дополнительные силы авиации и подводных лодок. В результате принятых немцами мер потери союзников резко возросли: в июле 1942 года был практически полностью разгромлен конвой «PQ-17 »; следующий конвой «PQ-18 » (в сентябре 1942 года) также понес тяжелые потери. После этого британское правительство решило прекратить поставки в светлое время года.

С наступлением полярной ночи была начата новая серия конвоев с индексами JW (туда) и RA (обратно). Конвой «JW-51B » был вторым в новой серии . В состав конвоя входило 14 торговых судов, груз которых составлял: 202 танка, 2 046 прочих транспортных средств, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива, и свыше 54 000 тонн прочих припасов. В эскорт входили британские эсминцы HMS Achates (англ.) русск. , HMS Orwell (англ.) русск. , HMS Oribi (англ.) русск. , HMS Onslow (англ.) русск. , русск.; два - HMS Rhododendron и HMS Hyderabad ; тральщик HMS Bramble (англ.) русск. ; и вооружённые траулеры Vizalma и Northern Gem . Конвой следовал под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow .

Кроме того, прикрытие обеспечивали два лёгких крейсера, HMS Sheffield и HMS Jamaica , прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A . Этими кораблями - «Соединением R» командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт, державший флаг на HMS Sheffield . Они вышли из Кольского залива 27 декабря и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.

Немецкие силы состояли из двух тяжёлых крейсеров «Hipper », «Lützow » и шести эскадренных миноносцев типа 1934 : «Friedrich Eckholdt » (англ.) русск. , «Richard Beitzen » , ««Theodor Riedel » », «Z-29 », «Z-30 » и «Z-31 ». Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде, Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на «Hipper ».

План Regenbogen

Германский морской штаб разработал план атаки конвоя под кодовым названием Regenbogen («Радуга») . План состоял в использовании карманного линкора «Lützow » и тяжелого крейсера «Hipper » в сопровождении шести эсминцев. После ночного выхода с базы в Альта-фьорд силы должны были разделиться на две группы, так чтобы к наступлению утра «Lützow » оказался бы в 75 милях к югу от «Hipper ». Затем обе группы поворачивали на восток вдоль предполагаемого курса конвоя, при этом эсминцы сопровождения каждой группы расходились таким образом, чтобы вся группа занимала по ширине около 15 миль . После обнаружения конвоя первый удар наносила северная группа во главе с «Hipper », что должно было отвлечь силы прикрытия к северу, а конвой стал бы уходить в южном направлении, попадая под огонь «Lützow ». Предполагалось, что «Hipper » легко разделается с гораздо более слабыми силами непосредственного прикрытия конвоя, в то время как «Lützow » получит возможность уничтожить грузовые суда.

Немцам, однако, не было известно о присутствии в Баренцевом море крейсеров HMS Sheffield и HMS Jamaica , прибывших туда ранее в составе эскорта предыдущего конвоя «JW51-A ». Командовал крейсерами контрадмирал R. L. Burnett - ветеран арктических конвоев. Крейсера Барнетта патрулировали участок к северу от Кольского полуострова , как раз на пути следования «JW51-B ».

Погодные условия

Ход боя

Вначале события развивались в соответствии с немецким планом. 30 декабря конвой был обнаружен немецкой подлодкой U-354 (лейт. Herschleb). Адмирал Рёдер взял общее командование операцией на себя и приказал группе перехвата немедленно выходить в море. Утром 31 декабря северная часть группы, - «Hipper » и три эсминца, - настигла конвой.

В 08:30 корвет HMS Hyderabad , шедший по правому борту конвоя, заметил на горизонте два эсминца . Капитан корвета решил, что эсминцы советские и не предпринял никаких действий. Через 10 минут те же корабли были замечены с эсминца HMS Obdurate . На этот раз английский капитан доложил о встрече адмиралу Шербруку и пошел навстречу незнакомцам. В 09:15 Obdurate просигналил неизвестным эсминцам запрос, но не получил ответа. Это не вызвало подозрений, поскольку англичане по-прежнему считали, что встретили советский патруль. Однако в этот момент немецкие эсминцы открыли огонь и англичане немедленно стали перестраиваться в боевой порядок, заранее разработанный Шербруком: Onslow , Obdurate , Obedient и Orwell пошли навстречу противнику, а Achates , находившийся между нападавшми и конвоем, начал ставить дымзавесу . Примерно через полчаса Шербрук заметил крупный корабль, идущий курсом прямо на него. Через некоторое время неизвестный корабль начал поворот и Шербрук немедленно узнал по силуэту «Hipper ».

В 09:30 сигнал о встрече с противником был послан Барнету и Соединение R форсированным ходом пошло к месту боя. Тем временем «Hipper » открыл прицельный огонь по Achates , хорошо заметному на фоне светлой дымовой завесы. Эсминец получил тяжелые повреждения: погибло 40 человек команды, включая капитана (A.H.T. Jones), но в этот момент «Hipper » перенес огонь на Onslow и Orwell . Эсминцы начали маневрировать, скрываясь за порывами снежного шквала и дымом. Плохая видимость затрудняла действия немецких наводчиков, а эффективность радаров наведения оказалась недостаточной. Поврежденный Achates тем временем продолжал ставить завесу. Однако к 12:54 его крен достиг 60 градусов и 80 оставшихся в живых моряков эсминца были сняты подошедшим траулером. В 13:14 HMS Achates перевернулся и затонул.

К этому времени у Шербрука сложилось мнение, что Кумметц избегает боя. Вместо решительного сближения «Hipper » маневрировал, скрываясь за дымом и снежными зарядами . Тем не менее, в ответ на действия немцев англичане поступили так, как предполагал немецкий план: за дымовой завесой конвой стал уходить на юго-восток, где его уже поджидал «Lützow ». В свою очередь, Orwell и Onslow направились в сторону «Hipper », постоянно имитируя торпедные атаки и мешая крейсеру приблизиться к конвою. Остальные корабли охранения ушли вместе с конвоем. Тем временем «Hipper » и два британских эсминца вели перестрелку, которая не дала результатов из-за плохой видимости и обледенения орудий. Маневрируя, Onslow удалось уклониться от 5 залпов главного калибра «Hipper », однако в 10:20 203-мм снаряд задел трубу эсминца. Взрывом была также снесена антенна радара, а осколки осыпали мостик, где в этот момент находился командующий эскортом Шербрук. Один из осколков попал Шербруку в лицо, разбив скуловую кость и выбив левый глаз . Кроме Шербрука, на Onslow пострадало еще 47 человк. Командования флотилией принял кап.-лейтенант Кинлох (Lt. Commander D. C. Kinloch) на эсминце Obedient . Немецкий адмирал не догадывался о тяжелом положении на Onslow , поскольку его внимание отвлек Obedient , нахально завязавший перестрелку. Короткая перестрелка не дала результатов ни одной стороне. К тому же Кумметц постоянно помнил, что у эсминца имелось 9 торпед, а бронирование «Hipper » было явно недостаточным.

HMS Sheffield и HMS Jamaica появились на поле боя неожиданно для немцев. Первым открыл огонь Sheffield и через несколько залпов начал попадать в «Hipper ». Кумметц начал маневрировать и поставил дымзавесу, но «Hipper » продолжал получать попадания . Принимая во внимания указания Гитлера не подвергать корабль чрезмерному риску, Кумметц решил уходить и отдал приказ своим эсминцам начать отход (11:33 ). Немецкие эсминцы «Friedrich Eckholdt » и «Richard Beitzen » в сумерках приняли Sheffield и Jamaica , которые они не ожидали здесь встретить, за «Hipper » и «Lützow » и сделали попытку пристороиться к ним. Прежде чем немецкие капитаны поняли свою ошибку, англичане открыли по ним огонь. «Friedrich Eckholdt », шедший первым, получил попадание в центр корпуса и затонул менее, чем за две минуты. «Richard Beitzen » ускользнул без повреждений. Эти события отвлекли британские крейсера и они потеряли контакт с «Hipper », который полным ходом уходил на восток в предполагаемом направлении «Lützow ».

Тем временем «Lützow» перехватил уходивший на юго-восток караван грузовых судов, при этом первый из них был на расстоянии 3 миль от рейдера, а последний - 7 миль. «Lützow » выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал . После этого капитан «Lützow » принял решение о возвращении на базу в Альта-фьорд.

Британские эсминцы собрали конвой и продолжили путь в Мурманск. Напряженность сохранялась, поскольку неповрежденным остался лишь один эсминец, в то время как имелись опасения, что где-то поблизости может находиться германский крейсер «Nürnberg » . Тревога спала лишь после сообщения Би-Би-Си о том, что все немецкие корабли вернулись на свои базы .

Итоги

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения - эсминец HMS «Акейтес » и тральщик HMS «Bramble », а немецкий флот потерял эскадренный миноносец «Z-16 » «Friedrich Eckholdt », уничтоженный сосредоточенным огнём лёгких крейсеров . Кроме того, «Hipper » получил тяжелые повреждения и едва добрался до Каа-фиорда.

Конвой благополучно прибыл в Кольский залив , не потеряв ни одного транспорта.

Последствия

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали 2 тяжёлых крейсера с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста. Однако сменивший его Карл Дёниц , несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны, уговорил Гитлера сохранить крупные надводные корабли и держать их на северных коммуникациях.

Поставки в СССР арктическими конвоями начались в сентябре 1941 года. С наступлением полярной ночи была начата новая серия конвоев с индексами JW (туда) и RA (обратно). Конвой «JW-51B» был вторым в новой серии. В состав конвоя входило 14 торговых судов. В эскорт входили британские эсминцы HMS Achates, HMS Orwell, HMS Oribi, HMS Onslow, HMS Obedient, и HMS Obdurate; два корвета класса Flower - HMS Rhododendron и HMS Hyderabad; тральщик HMS Bramble; и вооружённые траулеры Vizalma и Northern Gem. Конвой следовал под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow.

Кроме того, прикрытие обеспечивали два лёгких крейсера, Sheffield и Jamaica, прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A. Этими кораблями - «Соединением R» командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт, державший флаг на HMS Sheffield. Они вышли из Кольского залива 27 декабря и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.

Немецкие силы состояли из двух тяжёлых крейсеров Адмирал Хиппер , Дойчланд и шести эсминцев: Фридрих Экольдт , Рихард Битзен , Теодор Ридель , «Z-29», «Z-30» и «Z-31». Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде, Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на Адмирал Хиппер .

Германский морской штаб разработал план атаки конвоя под кодовым названием Regenbogen («Радуга»). План состоял в использовании карманного линкора Дойчланд и тяжелого крейсера Адмирал Хиппер в сопровождении шести эсминцев. После ночного выхода с базы в Альта-фьорд силы должны были разделиться на две группы, так чтобы к наступлению утра Дойчланд оказался бы в 75 милях к югу от Адмирал Хиппер . Затем обе группы поворачивали на восток вдоль предполагаемого курса конвоя, при этом эсминцы сопровождения каждой группы расходились таким образом, чтобы вся группа занимала по ширине около 15 миль. После обнаружения конвоя первый удар наносила северная группа во главе с Адмирал Хиппер , что должно было отвлечь силы прикрытия к северу, а конвой стал бы уходить в южном направлении, попадая под огонь Дойчланд . Предполагалось, что Адмирал Хиппер легко разделается с гораздо более слабыми силами непосредственного прикрытия конвоя, в то время как Дойчланд получит возможность уничтожить грузовые суда.

Немцам, однако, не было известно о присутствии в Баренцевом море крейсеров Sheffield и Jamaica, прибывших туда ранее в составе эскорта предыдущего конвоя JW51-A. Командовал крейсерами контрадмирал Роберт Барнетт (R. L. Burnett) - ветеран арктических конвоев. Крейсера Барнетта патрулировали участок к северу от Кольского полуострова, как раз на пути следования JW51-B.

Конвой шел в условиях полярной ночи: видимость составляла примерно 7 миль в северном направлении и 10 миль в южном. Небо, как правило, было покрыто низкой облачностью. Температура воздуха нередко опускалась до -15 по Цельсию и ниже. Из-за частых штормов надстройки кораблей были покрыты толстым слоем льда: вес льда на небольших судах охранения достигал 150 тонн, что грозило потерей остойчивости. Обледенение мешало действию орудий а также приборов наблюдения и связи.

Вначале события развивались в соответствии с немецким планом. 30 декабря конвой был обнаружен немецкой подлодкой U-354. Адмирал Рёдер взял общее командование операцией на себя и приказал группе перехвата немедленно выходить в море. Утром 31 декабря северная часть группы, - Адмирал Хиппер и три эсминца, - настигла конвой.

В 08-30 корвет Hyderabad, шедший по правому борту конвоя, заметил на горизонте два эсминца. Капитан корвета решил, что эсминцы советские и не предпринял никаких действий. Через 10 минут те же корабли были замечены с эсминца Obdurate. На этот раз английский капитан доложил о встрече адмиралу Шербруку и пошел навстречу незнакомцам. В 09-15 Obdurate просигналил неизвестным эсминцам запрос, но не получил ответа. Это не вызвало подозрений, поскольку англичане по-прежнему считали, что встретили советский патруль. Однако в этот момент немецкие эсминцы открыли огонь и англичане немедленно стали перестраиваться в боевой порядок, заранее разработанный Шербруком: Onslow, Obdurate, Obedient и Orwell пошли навстречу противнику, а Achates, находившийся между нападавшими и конвоем, начал ставить дымзавесу. Примерно через полчаса Шербрук заметил крупный корабль, идущий курсом прямо на него. Через некоторое время неизвестный корабль начал поворот и Шербрук немедленно узнал по силуэту Адмирал Хиппер .

В 09-30 сигнал о встрече с противником был послан Барнету и группа R форсированным ходом пошла к месту боя. Тем временем Адмирал Хиппер открыл прицельный огонь по Achates, хорошо заметному на фоне светлой дымовой завесы. Эсминец получил тяжелые повреждения: погибло 40 человек команды, включая капитана (A.H.T. Jones), но в этот момент Адмирал Хиппер перенес огонь на Onslow и Orwell. Эсминцы начали маневрировать, скрываясь за порывами снежного шквала и дымом. Плохая видимость затрудняла действия немецких наводчиков, а эффективность радаров наведения оказалась недостаточной. Поврежденный Achates тем временем продолжал ставить завесу. Однако 12-54 его крен достиг 60 градусов и 80 оставшихся в живых моряков эсминца были сняты подошедшим траулером. В 13-14 Achates перевернулся и затонул.

К этому времени у Шербрука сложилось мнение, что Кумметц избегает боя. Вместо решительного сближения Адмирал Хиппер маневрировал, скрываясь за дымом и снежными зарядами. Тем не менее, в ответ на действия немцев англичане поступили так, как предполагал немецкий план: за дымовой завесой конвой стал уходить на юго-восток, где его уже поджидал Дойчланд . В свою очередь, Orwell и Onslow направились в сторону Адмирал Хиппер , постоянно имитируя торпедные атаки и мешая крейсеру приблизиться к конвою. Остальные корабли охранения ушли вместе с конвоем. Тем временем Адмирал Хиппер и два британских эсминца вели перестрелку, которая не дала результатов из-за плохой видимости и обледенения орудий. Маневрируя, Onslow удалось уклониться от 5 залпов главного калибра Адмирал Хиппер , однако в 10-20 203-мм снаряд задел трубу эсминца. Взрывом была также снесена антенна радара а осколки осыпали мостик, где в этот момент находился командующий эскортом Шербрук. Один из осколков попал Шербруку в лицо, разбив скуловую кость и выбив левый глаз. Кроме Шербрука, на Onslow пострадало еще 47 человк. Командования флотилией принял кап.-лейтенант Кинлох на эсминце Obedient. Немецкий адмирал не догадывался о тяжелом положении на Onslow, поскольку его внимание отвлек Obedient, нахально завязавший перестрелку. Короткая перестрелка не дала результатов ни одной стороне. К тому же Кумметц постоянно помнил, что у эсминца имелось 9 торпед, а бронирование Адмирал Хиппер было явно недостаточным.

Sheffield и Jamaica появились на поле боя неожиданно для немцев. Первым открыл огонь Sheffield и через несколько залпов начал попадать в Адмирал Хиппер . Кумметц начал маневрировать и поставил дымзавесу, но Адмирал Хиппер продолжал получать попадания. Принимая во внимания указания Гитлера не подвергать корабль чрезмерному риску, Кумметц решил уходить и отдал приказ своим эсминцам начать отход. Немецкие эсминцы Фридрих Экольдт и Рихард Битзен в сумерках приняли Sheffield и Jamaica, которые они не ожидали здесь встретить, за Адмирал Хиппер и

Британские эсминцы собрали конвой и продолжили путь в Мурманск. Напряженность сохранялась, поскольку неповрежденным остался лишь один эсминец, в то время как имелись опасения, что где-то поблизости может находиться германский крейсер Nürnberg. Тревога спала лишь после сообщения Би-Би-Си о том, что все немецкие корабли вернулись на свои базы.

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения - эсминец «Акейтес» и тральщик «Брембл», а немецкий флот потерял эскадренный миноносец Фридрих Экольдт , уничтоженный сосредоточенным огнём лёгких крейсеров. Кроме того, Адмирал Хиппер получил тяжелые повреждения и едва добрался до Каа-фиорда.

Конвой благополучно прибыл в Кольский залив, не потеряв ни одного транспорта.

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали 2 тяжёлых крейсера с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Военно-морской флот Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста. Однако сменивший его Карл Дёниц, несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны, уговорил Гитлера сохранить крупные надводные корабли и держать их на северных коммуникациях.


Великобритания

Бой в Баренцевом море или Новогодний бой состоялся 31 декабря 1942 года между британскими кораблями, входившими в состав боевого охранения арктического конвоя JW-51B и немецкими рейдерами . Лёгким кораблям эскорта удалось сорвать атаку превосходящих сил немецкого флота , в том числе тяжёлых крейсеров «Hipper » («Адмирал Хиппер ») и «Lützow » . Исход столкновения едва не привел к расформированию надводных сил немецкого ВМФ. Командующий флотом адмирал Редер через месяц подал в отставку .

Предыстория

Поставки в СССР арктическими конвоями начались в сентябре 1941 года . В начале конвои отправлялись каждые два месяца и имели обозначения PQ (туда) и QP (обратно). Первое время конвои доходили почти без потерь: к весне 1942 года был потерян лишь один грузовой корабль из 103 . Немецкое командование быстро оценило значение поставок для войны на Восточном фронте и бросило на борьбу с конвоями основные силы военного флота : в январе 1942 года в Норвегию на базу Тронхейм был переведен линкор «Tirpitz » , в марте - тяжелый крейсер «Admiral Scheer » . На базах вдоль арктического побережья были размещены дополнительные силы авиации и подводных лодок. В результате принятых немцами мер потери союзников резко возросли: в июле 1942 года был практически полностью разгромлен конвой «PQ-17 »; следующий конвой «PQ-18 » (в сентябре 1942 года) также понес большой урон. Ввиду тяжёлых потерь в кораблях и экипажах британское правительство решило прекратить поставки в светлое время года.

С наступлением полярной ночи была начата новая серия конвоев с индексами JW (туда) и RA (обратно). Конвой «JW-51B » был вторым в новой серии . В состав конвоя входило 14 торговых судов, груз которых составлял: 202 танка, 2 046 прочих транспортных средств, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива, и свыше 54 000 тонн прочих припасов. В эскорт входили британские эсминцы HMS Achates , HMS Orwell (англ.) русск. , HMS Oribi (англ.) русск. , HMS Onslow (англ.) русск. , HMS Obedient , и HMS Obdurate (англ.) русск. ; два корвета типа «Флауэр» - HMS Rhododendron и HMS Hyderabad ; тральщик HMS Bramble (англ.) русск. ; и вооружённые траулеры Vizalma и Northern Gem . Конвой следовал под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow .

Кроме того, прикрытие обеспечивали два лёгких крейсера, HMS Sheffield и HMS Jamaica , прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A . Этими кораблями - «Соединением R» командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт, державший флаг на HMS Sheffield . Они вышли из Кольского залива 27 декабря и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.

Немецкие силы состояли из двух тяжёлых крейсеров «Hipper », «Lützow » и шести эскадренных миноносцев типа 1934 , 1934А и типа 1936А ( 1936A(Mob)): «Friedrich Eckholdt » , «Richard Beitzen » , «Theodor Riedel », «Z-29 », «Z-30 » и «Z-31 ». Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде , Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на «Hipper ».

План Regenbogen

Германский морской штаб разработал план атаки конвоя под кодовым названием Regenbogen («Радуга») . План состоял в использовании карманного линкора «Lützow » и тяжелого крейсера «Hipper » в сопровождении шести эсминцев. После ночного выхода с базы в Альта-фьорд силы должны были разделиться на две группы, так чтобы к наступлению утра «Lützow » оказался бы в 75 милях к югу от «Hipper ». Затем обе группы поворачивали на восток вдоль предполагаемого курса конвоя, при этом эсминцы сопровождения каждой группы расходились таким образом, чтобы вся группа занимала по ширине около 15 миль . После обнаружения конвоя первый удар наносила северная группа во главе с «Hipper », что должно было отвлечь силы прикрытия к северу, а конвой стал бы уходить в южном направлении, попадая под огонь «Lützow ». Предполагалось, что «Hipper » легко разделается с гораздо более слабыми силами непосредственного прикрытия конвоя, в то время как «Lützow » получит возможность уничтожить грузовые суда.

Немцам, однако, не было известно о присутствии в Баренцевом море крейсеров HMS Sheffield и HMS Jamaica , прибывших туда ранее в составе эскорта предыдущего конвоя «JW51-A ». Командовал крейсерами контр-адмирал Роберт Барнетт - ветеран арктических конвоев. Крейсера Барнетта патрулировали участок к северу от Кольского полуострова , как раз на пути следования «JW51-B ».

Погодные условия

Ход боя

Вначале события развивались в соответствии с немецким планом. 30 декабря конвой был обнаружен немецкой подлодкой U-354 (лейт. Herschleb). Адмирал Рёдер взял общее командование операцией на себя и приказал группе перехвата немедленно выходить в море. Утром 31 декабря северная часть группы, - «Hipper » и три эсминца, - настигла конвой.

В 08:30 корвет HMS Hyderabad , шедший по правому борту конвоя, заметил на горизонте два эсминца . Капитан корвета решил, что эсминцы советские и не предпринял никаких действий. Через 10 минут те же корабли были замечены с эсминца HMS Obdurate . На этот раз английский капитан доложил о встрече адмиралу Шербруку и пошёл навстречу незнакомцам. В 09:15 Obdurate просигналил неизвестным эсминцам запрос, но не получил ответа. Это не вызвало подозрений, поскольку англичане по-прежнему считали, что встретили советский патруль. Однако в этот момент немецкие эсминцы открыли огонь и англичане немедленно стали перестраиваться в боевой порядок, заранее разработанный Шербруком: Onslow , Obdurate , Obedient и Orwell пошли навстречу противнику, а Achates , находившийся между нападавшими и конвоем, начал ставить дымзавесу . Примерно через полчаса Шербрук заметил крупный корабль, идущий курсом прямо на него. Через некоторое время неизвестный корабль начал поворот и Шербрук немедленно узнал по силуэту «Hipper ».

В 09:30 сигнал о встрече с противником был послан Барнету и Соединение R форсированным ходом пошло к месту боя. Тем временем «Hipper » открыл прицельный огонь по Achates , хорошо заметному на фоне светлой дымовой завесы. Эсминец получил тяжёлые повреждения: погибло 40 человек команды, включая капитана (A.H.T. Jones), но в этот момент «Hipper » перенес огонь на Onslow и Orwell . Эсминцы начали маневрировать, скрываясь за порывами снежного шквала и дымом. Плохая видимость затрудняла действия немецких наводчиков, а эффективность радаров наведения оказалась недостаточной. Повреждённый Achates тем временем продолжал ставить завесу. Однако к 12:54 его крен достиг 60 градусов и 80 оставшихся в живых моряков эсминца были сняты подошедшим траулером. В 13:14 HMS Achates перевернулся и затонул.

К этому времени у Шербрука сложилось мнение, что Кумметц избегает боя. Вместо решительного сближения «Hipper » маневрировал, скрываясь за дымом и снежными зарядами . Тем не менее, в ответ на действия немцев англичане поступили так, как предполагал немецкий план: за дымовой завесой конвой стал уходить на юго-восток, где его уже поджидал «Lützow ». В свою очередь, Orwell и Onslow направились в сторону «Hipper », постоянно имитируя торпедные атаки и мешая крейсеру приблизиться к конвою. Остальные корабли охранения ушли вместе с конвоем. Тем временем «Hipper » и два британских эсминца вели перестрелку, которая не дала результатов из-за плохой видимости и обледенения орудий. Маневрируя, Onslow удалось уклониться от 5 залпов главного калибра «Hipper », однако в 10:20 203-мм снаряд задел трубу эсминца. Взрывом была также снесена антенна радара, а осколки осыпали мостик, где в этот момент находился командующий эскортом Шербрук. Один из осколков попал Шербруку в лицо, разбив скуловую кость и выбив левый глаз . Кроме Шербрука, на Onslow пострадало ещё 47 человек. Командования флотилией принял капитан 3-го ранга Кинлох (Lt. Commander D. C. Kinloch) на эсминце Obedient . Немецкий адмирал не догадывался о тяжелом положении на Onslow , поскольку его внимание отвлек Obedient , нахально завязавший перестрелку. Короткая перестрелка не дала результатов ни одной стороне. К тому же Кумметц постоянно помнил, что у эсминца имелось 9 торпед, а бронирование «Hipper » было явно недостаточным.11:33 ). Немецкие эсминцы «Friedrich Eckholdt » и «Richard Beitzen » в сумерках приняли Sheffield и Jamaica , которые они не ожидали здесь встретить, за «Hipper » и «Lützow » и сделали попытку пристроиться к ним. Прежде чем немецкие капитаны поняли свою ошибку, англичане открыли по ним огонь. «Friedrich Eckholdt », шедший первым, получил попадание в центр корпуса и затонул менее, чем за две минуты. «Richard Beitzen » ускользнул без повреждений. Эти события отвлекли британские крейсера и они потеряли контакт с «Hipper », который полным ходом уходил на восток в предполагаемом направлении «Lützow ».

Тем временем «Lützow» перехватил уходивший на юго-восток караван грузовых судов, при этом первый из них был на расстоянии 3 миль от рейдера, а последний - 7 миль. «Lützow » выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал. После этого капитан «Lützow » принял решение о возвращении на базу в Альта-фьорд.

Британские эсминцы собрали конвой и продолжили путь в Мурманск. Напряженность сохранялась, поскольку неповреждённым остался лишь один эсминец, в то время как имелись опасения, что где-то поблизости может находиться германский крейсер «Nürnberg » . Тревога спала лишь после сообщения Би-Би-Си о том, что все немецкие корабли вернулись на свои базы .

Итоги

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения - эсминец HMS «Achates » и тральщик HMS «Bramble », а немецкий флот потерял эскадренный миноносец «Z-16 » «Friedrich Eckholdt », уничтоженный сосредоточенным огнём лёгких крейсеров . Кроме того, «Hipper » получил тяжёлые повреждения и едва добрался до Ка-фьорда .

Конвой благополучно прибыл в Кольский залив , не потеряв ни одного транспорта.

Последствия

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали два тяжёлых крейсера с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в большой гнев и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны. В результате осуществления такого приказа действия германского флота должны были быть сведены к операциям подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста, закрыты проекты постройки новых надводных судов. Однако сменивший его Карл Дёниц. - М. : АСТ, 2003. - 288 с. - (Военно-историческая библиотека). - 5000 экз. - ISBN 5-17-018720-3 .

Глава 8. Сочельник, 1942 год

Когда в 11.30 на следующий день, в среду, прибыл помятый «Акейтес», все корабли океанского эскорта Шербрука собрались в фиорде. Еще до того как соединение вышло в море на рандеву с конвоем - тот сейчас с трудом продвигался сквозь шторм на север - оно потеряло один эсминец. Начало было не слишком обнадеживающим. Однако Шербрук приказал всем командирам прибыть на борт «Онслоу» и получить приказы. До этого он лишь один раз встречался с ними.

Если попытаться рассказать истории всех 6 эсминцев, то получится интригующая повесть о том, как Королевский Флот использует свои легкие силы так, чтобы выжать из них все возможное и даже больше. Мы возьмем в качестве примера «Акейтес», для которого этот поход стал последним. Он вошел в состав флота в апреле, завершив долгий ремонт на верфи «Суон Хантер» на Тайне. Там эсминцу была приделана новая носовая часть, после того как в прошлом году он подорвался на мине в исландских водах. «Акейтес» был передан Специальному эскортному соединению Клайда. Это была небольшая резервная группа кораблей, которая по мере надобности передавалась для усиления эскортных групп, сопровождавших атлантические конвои.

А теперь «Акейтес» был вынужден покинуть гостеприимные берега Гурока на реке Клайд, где он ранее базировался, чтобы последние бурные месяцы своей жизни провести на севере. Первой настоящей работой для него стало сопровождение в северную Россию конвоя PQ-16. Непрерывные воздушные атаки против конвоя на протяжении всей последней недели мая стали настоящим испытанием для офицеров и матросов эсминца. После короткого отдыха в Мурманске он сопровождал обратный конвой, который совершил переход без всяких приключений. Потом «Акейтес» отправился в недолгий отпуск для чистки котлов и снова двинулся в Россию, на этот раз с конвоем PQ-18. Ему предстояла новая тяжелая битва с немецкими подводными лодками и самолетами Люфтваффе. Этот поход был памятен несколькими неудачными охотами за подводными лодками и просто отвратительными гидроакустическими условиями, которые крайне осложнили работу операторов асдика. А пребывание в Архангельске было отмечено подвигами команды на берегу. Несколько ночей эсминцам приходилось отправлять моряков на берег, чтобы тушить деревянные дома, загоревшиеся после налетов немецкой авиации.

Незадолго до выхода в море вместе с конвоем PQ-18 на «Акейтес» был назначен новый командир - капитан-лейтенант Э. Г.Т. Джонс. Сначала он привел «Акейтес» домой, в Клайд (приятное путешествие со скоростью 18 узлов), а потом направился на юг, в Гибралтар. Там находилось самое большое скопище эскортных кораблей, которое когда-либо привелось видеть команде. После недели совещаний и подготовки «Акейтес» вышел в море, сопровождая целую армаду транспортов, которая, словно по волшебству, возникла из пустынных далей Атлантики. Они направились к берегам Северной Африки, где начиналась крупнейшая десантная операция.

Следующие 10 дней «Акейтес» занимался обстрелом побережья и противолодочным патрулированием. Когда он сопровождал несколько кораблей обратно в Гибралтар, была обнаружена немецкая подводная лодка. После нескольких атак ее вроде бы удалось потопить.

Не столь удачным оказался обратный переход в Англию. В Бискайском заливе начался шторм, и подводная лодка сумела торпедировать и потопить войсковой транспорт «Уорвик Кастл». К счастью, у него на борту в это время не было солдат. Один из офицеров «Акейтеса» вспоминал: «Нам впервые пришлось выполнять тяжелую работу - подбирать спасшихся. Мы поднимали ослабевших, перепуганных людей на наши стальные палубы, воскрешали захлебнувшихся, хоронили мертвых и размещали живых в наших переполненных кубриках».

В конце ноября, когда были подготовлены первые планы проводки JW-51A и JW-51B, «Акейтес» находился в Гуроке на давно заслуженном отдыхе. Затем пришел приказ, и в сочельник 1942 года эсминец оказался в Сейдис-фиорде. Ему предстоял последний поход, который и прославил этот корабль.

Капитан-лейтенант Джонс был одним из самых молодых командиров эсминцев. Его помощником был 24-летний уроженец островов Джерси лейтенант Лофтус Пейтон-Джонес. Его отец, известный яхтсмен, командовал эсминцем в годы Первой Мировой войны. Следующим в цепи командования шел лейтенант Добровольческого Резерва Эрик Марледд, кавалер Креста за выдающиеся заслуги с пряжкой. (Он получил пряжку за потопление подводной лодки в Средиземном море.) Блестящий выпускник колледжа Магдалены в Оксфорде был известен своей скромностью и жизнерадостностью. Однако при этом он обладал исключительной храбростью.

Штурманом на «Акейтесе» служил молодой суб-лейтенант Резерва ВМФ Кеннет Хайфилд, который только что закончил учиться на кораблях компании «Пи энд О». Врачом являлся хирург лейтенант Джеймс МакФарлейн. Его помнили как прекрасного товарища, всегда готового поддержать любую затею кают-компании. Таким же бодрым и веселым был и старший механик лейтенант Питер Райт, который провел в море больше времени, чем кто-либо из офицеров эсминца. Самым неопытным был уроженец Северного Лондона суб-лейтенант Ф. Р. Барретт, однако он компенсировал нехватку знаний повышенным усердием.

Все эти офицеры, за исключением Пейтон-Джонеса, вскоре погибли. Из членов кают-компании, кроме него, остались живы также торпедист мистер Э. У. Смит и сублейтенант Э. Дж. Дэвидсон.

Однако в этот сочельник, зная, что вместе с остальными эсминцами им предстоит еще до полуночи выйти в море, офицеры решали животрепещущий вопрос: устроить рождественский вечер, пока они стоят здесь, или дождаться прибытия в Мурманск? Они пришли к выводу, что следует праздновать по-настоящему, ни на что не отвлекаясь. Тем более, что в Гуроке они погрузили в холодильник великолепных индеек. В конце концов было решено отпраздновать Рождество после прибытия в Мурманск.

Самым старшим после Шербрука командиром эсминца был капитан 2 ранга Дж. Э.Г. МакБиф, командир «Ориби». Далее шел командир «Обидиента» капитан-лейтенант Дэвид Кинлох. Капитан-лейтенант К. Э.Л. Склатер, который командовал «Обдьюрейтом», оказался единственным, кто знал Шербрука, так как служил вместе с ним несколько месяцев во Фритауне, командуя шлюпом «Уайлд Свои».

«Обдьюрейт», как и «Обидиент», был построен на верфи «Денни» в Думбартоне и вошел в строй всего несколько недель назад. Он был направлен в Скапа Флоу, чтобы команда эсминца сумела притереться друг к другу. Погода была настолько плохой, что не удалось провести даже учебные стрельбы. Эсминцы пришлось вместе с крейсером «Аргонот» отправит на Шпицберген, чтобы доставить туда припасы, а потом вывезти из Мурманска личный состав Королевских ВВС. Предстоящий поход был первой конвойной операцией эсминцев. Вдобавок из 3 старших лейтенантов Склатера двое заболели.

В состав флотилии также входил эсминец «Оруэлл», который был построен на верфи «Торникрофт» в Саутгемптоне в сентябре этого года. Его первые дни лучше всего опишет оператор радара Деннис Г. Макнесс:

«Когда мы приняли «Оруэлл» в Саутгемптоне, только один из шести операторов радара ранее служил на кораблях. Да и он лишь короткое время пробыл на крейсере. Я сомневаюсь, что кто-то из них ранее хотя бы видел эсминец. Уж совершенно точно, никто не представлял, что значит жить на таком корабле достаточно долго. Но во время тренировок мы слышали от инструкторов (вместе с рассказами о далекой Китайской станции и какими-то косыми взглядами) примерно следующее: «Эсминцы - это то, что надо. Не меняйте их ни на что другое. Меньше дисциплины, меньше толпы…»

Поэтому, когда я получил направление, то был рад, что окажусь в том раю, который расписывали инструкторы. После путешествия на поезде с несколькими пересадками нас построили на причале у борта «Оруэлла». Крикливый маленький человек метался взад и вперед, выплевывая приказы со скоростью пулемета. Поэтому нам предстоящая служба впервые показалась не столь приятной. Несколько старослужащих проворчали: «Это помощник артиллериста». Мы не смогли вспомнить никаких предупреждений инструкторов относительно этой персоны, и надеялись, что все это закончится.

Внезапно с воплем: «Связисты на борт!» он остановился перед нашей командой. Мы вежливо ответили, что все мы - персонал радиолокационных станций. Тут же выяснилось, что его словарный запас очень богат. Наконец он сдвинул фуражку на затылок с несколько озадаченным выражением лица и умчался, выкрикивая приказы матросам, которые разгружали вещевые мешки и койки.

Видя, что нам предоставлен шанс улизнуть, мы поднялись на борт и, наконец, нашли кубрик связистов. Там находилась разномастная компания сигнальщиков, шифровальщиков, радистов, санитар, писарь, коки и мы, операторы радара. Всего 25 человек, из которых лишь 4 бывали в море.

Прежде всего мы решили обзавестись надежным замком. Нам говорили, что это просто совершенно необходимо - так же, как найти постоянное место для своей подвесной койки. Как прав был этот советчик! В первую же ночь мы услышали жалобные стенания тех нескольких неудачников, кто так и не сумел устроиться. Замок оказался очень полезным в будущем. Было почти невозможно сохранить свои вещи в целости и порядке (например, форму первого срока), когда она засунута внутрь вещевого мешка, а сам мешок катается по всему кубрику, выброшенный с места либо твоими товарищами, либо качкой.

Наконец мы устроились и начали осматриваться. Кубрик сверкал чистотой и пах свежей краской. Кроме обеденных столов, имелась вся необходимая посуда, вилки и ложки. Этому месту предстояло надолго стать нашим домом. Корабль казался устойчивым, как скала, так как был пришвартован к причалу. И будущее выглядело не таким уж скверным.

В то время радиолокация считалась чем-то вроде колдовства, поэтому мы оказались вне корабельной команды. Двое или трое попали в офицерские вестовые и были обязаны прибирать каюты. Но за это они вознаграждали себя, закусывая в офицерском буфете во время ночных вахт. Остальные привлекались только к обычным приборкам.

Выспаться стало настоящей проблемой. Почти все мы имели подвесные койки, но опять-таки оказались неудачники, которые не смогли пристроиться как следует. Они спали на рундуках, на столах и даже под ними. Койки были развешаны повсюду, в основном на трубопроводах, которые шли под потолками. Некоторые висели достаточно высоко, чтобы под ними можно было подвесить еще одну.

Наконец мы покинули тихую, мирную верфь и направились в Скапа Флоу, чтобы после ряда тренировок стать «боеготовыми».

Пока мы знакомились с нашими обязанностями на корабле, мы знакомились и друг с другом, приучаясь работать вместе. Только теперь мы узнали, как это плохо, когда пищу не подают готовой, а тебя самого забирают на камбуз. Но вскоре мы научились готовить, хотя пудинги и печенье всегда оставляли желать лучшего. Мы даже научились теперь по несколько недель жевать бесконечную картошку.

Вот так, ни о чем не подозревая, мы отправились в наш первый поход. Слухи бродили самые разные - от Гибралтара до Южной Африки. Но оказалось, что это наш первый русский конвой».

Мы еще вернемся к Макнессу позднее. Тем временем 5 командиров прибыли на борт «Онслоу», чтобы встретиться с Шербруком и получить приказы. Все они, за исключением Склатера, впервые увидели своего командира, и их впечатления оказались такими же, как у офицеров штаба. Разговоры не слишком затянулись, и вскоре они покинули «Онслоу». Позднее они отправились друг к другу в гости обедать. Найджел Остин обедал вместе со своим старым другом Дэвидом Кинлохом, которого знал еще с довоенных времен, когда они оба служили инструкторами в Портсмуте. Каждый капитан вовремя вернулся на свой корабль, шлюпки были подняты, и эсминцы приготовились к походу. Все они заправились топливом под завязку с танкера «Скоттиш Америкен». На какое-то время в фиорде все затихло.

Из книги Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930–1945 автора Дорнбергер Вальтер

Глава 1 3 октября 1942 года – «Ракета пошла!» Приказ был отдан. Я положил микрофон, который через пульт связи доносил мои слова до испытательного стенда номер 7, стартовой команды и измерительного центра. Я стоял на его плоской крыше. Был полдень, и над всей Северной Германией

Из книги Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945 автора Пиллар Леон

Глава 7 Подводные лодки в Средиземном море (1940-1942)

Из книги Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945 автора Бизли Патрик

Глава седьмая ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 1942 г. ОПЕРАЦИЯ «ПАУКЕНШЛАГ» И ЕЕ ТЩАТЕЛЬНАЯ МАСКИРОВКА Деница всегда очень сильно раздражал запрет Гитлера вести боевые действия в американской «нейтральной зоне». Но спустя два дня после Пёрл-Харбора он получил уведомление, что запрет

Из книги Асы союзников автора Спик Майк

Глава 4. Мальтийские соколы. Июнь 1940 г. - ноябрь 1942 г Одно из наиболее ожесточенных воздушных сражений Второй мировой войны развернулось в небе над Мальтой - крохотным островом в Средиземном море, расположенном между Сицилией и Северной Африкой. Географическое

Из книги Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне автора Роскилл Стефен Уэнтворт

Глава X. Наивысшая точка успехов Оси. 1 января - 31 июля 1942 «С помощью господства на море и его непоколебимой силы при своей постоянной ненависти к духу агрессии она (Англия) выгоняла противника на поле боя на континенте, где его ждало окончательное поражение». А. Т. Мэхен,

Из книги Охота на «Тирпитц» автора Фрере-Кук Э.

Глава XI. Господство на море восстановлено. 1 августа - 31 октября 1942 «Англичанин никогда не сдается. Отброшенный назад и разбитый, он всегда возобновляет бой, стремясь отомстить, пока в нем теплится жизнь». Джованни Мочениго, посол венецианского дожа во Франции, в письме

Из книги Флот двух океанов автора Морисон Сэмюэль Элиот

Глава XIII. Японцы вынуждены перейти к обороне. 1 августа 1942 - 31 мая 1943 «Господство на море является необходимой основой безопасности, а уж будет инструмент этого контроля плавать, нырять или летать - суть детали». Адмирал сэр Герберт Ричмонд, «Государственный деятель и

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Глава XIV. Победа эскортных сил. 1 ноября 1942 - 31 мая 1943 «Разгром подводных лодок - это прелюдия к любым эффективным наступательным операциям». Выступление Черчилля на совещании министров Короны, 11 февраля 1943 Сначала внимание читателя было приковано к Битве за Атлантику, а

Из книги автора

Из книги автора

Глава 35 Так что же произошло в 1942 г.? Начало XX в. ознаменовалось появлением еще одного феномена - подводных НЛО. Как же они себя вели? И что вообще это было? Многое помогла бы прояснить статистика их появления.Так вот, за первые три десятилетия XX в. они появлялись всего

Из книги автора

Глава 15 Арктические конвои 1942 г. Когда Советская Россия была атакована Гитлером, единственным способом, каким мы и американцы могли помочь ей, были поставки вооружения и материалов. Они поставлялись в больших масштабах из американской и английской продукции и из

Из книги автора

Глава 9 Великий поворот. 1942 год: Сталинград и Эль-Аламейн Жестокие неудачи армий Гитлера в России зимой 1941/42 года и увольнение ряда фельдмаршалов и генералов из высших эшелонов вновь возродили надежды у антинацистских заговорщиков.Им не удавалось привлечь к заговору