>> Практическая работа № 3. Получение кислорода и изучение его свойств
Практическая работа № 3
Получение кислорода и изучение его свойств
Перед выполнением работы внимательно прочитайте правила работы и техники безопасности в химическом кабинете (с. 14-15, 22).
Вспомните, как следует обращаться со спиртовкой, сухим горючим, как нагревать вещества в пробирках. В случае необходимости прочитайте соответствующий текст на с. 18-19, 21 учебника.
Будьте осторожны в обращении с огнем.
Опыт I
Получение кислорода нагреванием калий перманганата
Сборка прибора.
Прибор для получения газа состоит из пробирки и резиновой пробки с отверстием, в которое вставлена согнутая стеклянная трубка (её называют газоотводной).
Соберите его (рис. 59). Для этого плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, будто вкручивая ее. He прилагайте излишних усилий, чтобы не треснуло стекло.
Рис. 59. Прибор для получения газа
Проверьте прибор на герметичность. В небольшой стакан налейте воды до половины его объема. Конец газоотводной трубки погрузите в воду и согрейте пробирку рукой (рис. 60).
Рис. 60. Проверка прибора на герметичность
Если соединения пробирки, пробки и газоотводной трубки герметичны, то через несколько секунд из трубки начнут выходить пузырьки воздуха.
(Объясните этот эффект.) Если воздух из трубки не выделяется, то следует разъединить части прибора, а затем снова соединить их. Можно заменить пробирку или пробку с газоотводной трубкой на другие - большего или меньшего размера.
Насыпьте в пробирку кристаллический порошок калий перманганата слоем в 1,5-2 см. Поместите в нее, поближе к отверстию, комочек ваты, чтобы твердое вещество во время опыта оставалось в пробирке. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и закрепите ее в штативе с помощью лапки. Поставьте возле прибора небольшой химический стакан и опустите свободный конец газоотводной трубки почти до его дна (рис. 61).
Рис. 61. Получение кислорода
Проведение реакции.
Начните нагревать пробирку с калий перманганатом. Сначала равномерно прогрейте всю пробирку, а потом нагревайте ту ее часть, где находится вещество. Периодически проверяйте полноту заполнения стакана кислородом с помощью тлеющей лучинки. Когда стакан заполнится кислородом, накройте его стеклянной или керамической пластинкой.
Опыт 2
Реакция между кислородом и углеродом. Возьмите пинцетом кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Потом быстро внесите уголек в стакан с кислородом. Что наблюдаете?
Свои действия, наблюдения, выводы, а также уравнения реакций разложения калий перманганата и взаимодействия кислорода с углеродом запишите в таблицу:
145. На рисунке 62 изображены способы собирания кислорода. Благодаря каким свойствам кислорода можно использовать каждый способ?
146. Объясните, почему раскаленный уголек неодинаково ведет себя на воздухе и в кислороде.
Рис. 62. Собирание кислорода: а - вытеснением воздуха; 6 - вытеснением воды
Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.
Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации
Практическая работа
«Получение кислорода и изучение его свойств»
Техника безопасности соблюдайте правила работы со стеклянной посудой и спиртовкой.
Что делали |
Наблюдения |
Уравнения реакций, рисунки |
||
Собрали прибор для получения кислорода |
Кислород в лаборатории можно получить разложением кислородсодержащих веществ, например _____________ |
|||
Нагрели пробирку с перманганатом калия и собрали кислород вытеснением воздуха |
Пробирку для собирания кислорода надо держать дном Т.к. ____________________________________ |
|||
Доказали наличие кислорода в пробирке с помощью тлеющей лучинки |
Тлеющая лучинка ________________________________________________ |
Кислород поддерживает _____________ |
||
Исследовали свойства кислорода: А) поместили в пробирку раскаленный уголек |
Уголек ________________ |
Кислород химически активное вещество, он взаимодействует с ____________________________________________ |
||
Б) после сгорания уголька в стакан налили немного известковой воды |
Са(ОН)2 +СО2 ------СаСО3 + Н2О |
Общий вывод: Кислород – газ, без цвете, вкуса, запаха, __________________________________________________________
Практическая работа
Наблюдения
Выводы и ответы
Рассмотрели смесь
В ней видны кристаллики соли ___________ цвета и частички речного песка ____________ цвета.
Это однородная или неоднородная смесь?
Часть выданной смеси поместили в стакан, налили воды и помешали палочкой.
Образовался мутный раствор. Через некоторое время _____________________________________
___________________________________.
В воде ___________ растворяется, ______ _______________ нет. Зачем нужно переме-
шивать раствор?
Приготовили фильтр
Фильтр изготовили из ____________ бумаги
Провели фильтрова-ние раствора
Частицы __________ остались на фильтре. В стакане собирается фильтрат
В фильтрате __________________.
Выпарили часть фильтрата
По мере выпаривания на стенках чашки _______________________________ .
Выпаривание – это один из способов раз-деления каких смесей?
Общий вывод: Используя следующие способы разделения смесей: ____________________________________ очистили поваренную соль от речного песка.
Практическая работа №
Основные классы неорганических соединений
Ход выполнения работы |
Наблюдения |
Уравнение реакции |
|
1. Поместить в пробирку 1-2 мл р-ра гидроксида натрия, опустить индикаторную бумажку, прибавить несколько капель фенолфталеина, затем прибавить 1-2 мл соляной кислоты |
Раствор гидроксида натрия имеет _________ среду, рН =___ Тип химической реакции ________________ |
||
2. Налить в пробирку 1-2 мл серной кислоты, опустить индикаторную бумажку, затем прибавить 1-2 мл раствора хлорида бария |
Раствор серной кислоты имеет ________ среду, рН = _____ В результате реакции выпал осадок________ |
||
3. К р-ру (1-2 мл) гидроксида натрия прилить 1-2 мл р-ра хлорида железа |
|||
4. К небольшому кол-ву нитрата серебра прибавить 1-2 мл р-ра соляной кислоты |
В результате реакции образовался осадок ____________ цвета, в осадке __________ . |
||
5. К 1-2 мл р-ра фосфорной кислоты добавить 1-2 мл р-ра хлорида бария |
В результате реакции образовался осадок ____________ цвета, в осадке __________ . |
||
6. Налить в пробирку 2-3 мл воды, опустить универсальную индикаторную бумагу. |
Вода имеет ______________ среду, рН= ____ |
Практическая работа
«Определение среды раствора»
Техника безопасности. Проявлять внимательность при работе со стеклянной посудой и реактивами. Не допускать попадания реактивов на руки, одежду, столы.
Инструкция.
- Прежде чем приступить к работе, тщательно продумайте свои действия.
- Внимательно прочитайте инструкцию:
- В выданных пробирках находится вода, кислота и щелочь;
- Используя универсальную индикаторную бумагу определите в какой пробирке какая среда;
- Свой вывод подтвердите используя индикатор фенолфталеин и метиловый оранжевый.
- Отчет оформите в виде таблицы.
Вывод: в пробирке № 1 находится ____________, т.к. среда __________, …
Цель работы
Необходимое оборудование и реактивы
Оборудование:
- штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель;
- спиртовка;
- два химических стакана;
- стеклянная пластинка;
- пробирка ;
- пробка с газоотводной трубкой;
- ложка для сжигания веществ;
- спички;
- лучинка;
- вата.
Вещества:
- перманганат калия (твердый) KMnO 4 ;
- уголь С;
- известковая вода - Са(ОН) 2.
Меры предосторожности
Работа со спиртовкой:
- Не переносите горящую спиртовку с места на место.
- Гасите спиртовку только с помощью колпачка.
- При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки.
- Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени.
- Дно пробирки не должно касаться фитиля.
Проверка прибора на герметичность:
- Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
Загрузите по очереди два следующих видео - опыта и внимательно наблюдайте за
экспериментом:
1.
Получение
кислорода
(нажмите "Посмотреть опыт")
Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4 (марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород.
2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2
Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга
шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли
(при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что
воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал
теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород.
Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без
кислорода всего несколько минут.
2. Обнаружение кислорода
Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его
обнаружения
3. Горение угля в кислороде
Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ:
С+О 2 = СО 2
Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Оформите и сдайте отчёт о проделанной работе
Практическая работа №3
Получение и свойства кислорода
Цель работы :
Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства.
Приборы и оборудование : KMnO 4 – перманганат калия (марганцовка), С – древесный уголь, известковая вода, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, спиртовка, спички, колба, вата, пробирка.
Ход работы :
Название опыта, рисунок |
Наблюдения, выводы Уравнение химической реакции |
1. Получение и собирание кислорода |
KMnO 4 t = K 2 MnO 4 +.?.+.?. (назовите продукты) |
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Практическая работа № 3. Тема: Получение и свойства кислорода Цель: Получить кислород (методом вытеснения воздуха) и изучить его свойства. Оборудование: штатив лабораторный с лапкой или пробиркодержатель; спиртовка; два химических стакана; стеклянная пластинка; пробирка; пробка с газоотводной трубкой; ложка для сжигания веществ; спички; лучинка; вата. Реактивы: перманганат калия (твердый) KMnO4; уголь С; известковая вода - Са(ОН)2. Ход работы:
2 слайд
Описание слайда:
Меры предосторожности: Работа со спиртовкой: Не переносите горящую спиртовку с места на место. Гасите спиртовку только с помощью колпачка. При нагревании не забудьте прогреть пробирку. Для этого пробирку, закрепленную в лапке штатива, медленно проведите сквозь пламя от донышка до отверстия и обратно. Эту операцию повторите несколько раз: чтобы стекло равномерно прогрелось. Признаком прогрева стекла можно считать исчезновение запотевания на стенках пробирки. Дно пробирки должно находиться в верхней части пламени. Дно пробирки не должно касаться фитиля.
3 слайд
Описание слайда:
Меры предосторожности: Работа со стеклом: Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного. Не прикасайтесь к горячей пробирке.Закрепляя пробирку в лапке штатива, не закручивайте сильно винт. При нагревании стекло расширяется и пробирка может треснуть
4 слайд
Описание слайда:
Меры предосторожности: Проверка прибора на герметичность: Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, опустите конец трубки в стакан с водой. Плотно обхватите ладонью пробирку и внимательно следите за появлением пузырьков воздуха.
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
1. Получение кислорода Кислород(O 2) в лаборатории получают разложением перманганата калия KMnO 4(марганцовки). Для опыта понадобится пробирка с газоотводной трубкой. В пробирку насыпаем кристаллический перманганат калия. Для сбора кислорода приготовим колбу. При нагревании перманганат калия начинает разлагаться, выделяющийся кислород поступает по газоотводной трубке в колбу. Кислород тяжелее воздуха, поэтому не покидает колбу и постепенно заполняет ее. Тлеющая лучинка вспыхивает в колбе: значит нам удалось собрать кислород. 2 KMnO 4 = K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 Чистый кислород впервые получили независимо друг отдруга шведский химик Шееле (при прокаливании селитры) и английский ученый Пристли (при разложении оксидов ртути и свинца). До их открытия ученые считали, что воздух ‑ однородная субстанция. После открытия Шееле и Пристли Лавуазье создал теорию горения и назвал новый элемент Oxygenium (лат.) – рождающий кислоту, кислород. Кислород - необходим для поддержания жизни. Человек может выдержать без кислорода всего несколько минут. 2. Обнаружение кислорода Кислород поддерживает горение - это свойство кислорода используется для его обнаружения 3. Горение угля в кислороде Кислород активно взаимодействует со многими веществами. Посмотрим, как реагирует кислород с углем. Для этого раскалим кусочек угля на пламени спиртовки. На воздухе уголь едва тлеет, потому что кислорода в атмосфере около двадцати процентов по объему. В колбе с кислородом уголь раскаляется. Горение углерода становится интенсивным. При сгорании углерода образуется углекислый газ: С+О2= СО2 Добавим в колбу с газом известковую воду – она мутнеет. Известковая вода обнаруживает углекислый газ. Вспомните, как разжигают гаснущий костер. Дуют на угли или интенсивно обмахивают их для того, чтобы увеличить подачу кислорода в зону горения.
Практическая работа №3
Получение и свойства кислорода.
Цель работы: научиться использовать лабораторное оборудование и посуду для получения, собирания и доказательства наличия кислорода, изучить способы получения и собирания кислорода в лаборатории, а также химические свойства кислорода.
Оборудование и реактивы : лабораторный штатив, лапка, спиртовка, спички, пробирка, пробка с газоотводной трубкой, лучинка, ложечка для сжигания веществ, цилиндр, химический стакан, кристаллизатор с водой, вата, перманганат калия (твердый) KMnO 4 , уголь, сера, известковая вода Ca(ОН) 2
Правила техники безопасности.
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
Помните! Пробирку прогревают, держа ее в наклонном положении, по всей длине двумя-тремя движениями в пламени спиртовки. При нагревании направляйте отверстие пробирки в сторону от себя и соседей.
Ход работы:
Опыт 1. Получение и собирание кислорода
а) Собирание кислорода методом вытеснения воздуха
- Соберите прибор как показано на рисунке:
1- стекловата, 2 - воздух
Для этого закрепите пробирку с перманганатом калия KMnO 4 в лапке штатива, закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в пустой химический стакан.
- Полноту заполнения стакана кислородом проверяйте тлеющей лучинкой.
- В тетради для практических работ сделайте рисунок прибора. Запишите наблюдения и уравнение реакции получения кислорода.
б) Собирание кислорода методом вытеснения воды
- Соберите прибор для получения кислорода как показано на рисунке:
1 - стекловата, 2 - вода
Для этого закрепите пробирку с перманганатом калия KMnO 4 в лапке, закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в перевернутый мерный цилиндр, помещенный в кристаллизатор с водой.
- Прогрейте пламенем спиртовки всю пробирку, затем продолжайте нагревать дно пробирки в течение 5-6 минут.
- В тетради для практических работ сделайте рисунок прибора. Запишите наблюдения. Сделайте вывод, какими способами можно собирать кислород в лаборатории.
Опыт 2. Изучение свойств кислорода
а) Горение углерода в кислороде
Положите в ложечку для сжигания веществ кусочек древесного угля и раскалите его в пламени спиртовки. Затем ложечку с тлеющем углем внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Наблюдения запишите в тетрадь. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте. Запишите наблюдения в тетрадь. Запишите уравнение реакции горения угля.
б) Горение серы в кислороде (Опыт проводится в вытяжном шкафу!)
В железную ложечку положите кусочек серы и подожгите его в пламени спиртовки. В наблюдениях запишите, как сера горит на воздухе. Затем поместите горящую серу в сосуд с кислородом. Запишите наблюдения и уравнение реакции горения серы.
Составьте отчет о проделанной работе, используя таблицу.
Сделайте общий вывод по работе, опираясь на цель работы.
Приведите в порядок свое рабочее место.