Правила написания двоеточия в русском языке. Знаки препинания в предложениях

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

В течение последних семи лет я работаю в Буденновском филиале Центра для одарённых детей “Поиск” методистом отделения русского языка и одновременно преподавателем русского языка. Преподавание языка в таком Центре – это одновременно и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому учитель может перестать совершенствоваться. Необходимо ежедневно расширять свою профессиональную компетентность, а занятия проводить такие, чтобы вооружать ребят не только знаниями, умениями (значимость которых невозможно оспорить!), но и вызывать у детей искренний интерес, подлинную увлечённость и творческое отношение к действительности.

Преподавание русского языка с 5 по 11 классы ведётся по учебникам “Русский язык” под редакцией доктора педагогических наук, профессора С.И.Львовой. В соответствии с программой данного комплекса в распоряжении учащихся имеются справочники по русскому языку, схемы и таблицы по орфографии и пунктуации, этимологический словарик школьника, словарь “Давайте говорить правильно”, книга “Русской речи чудеса”. Но, наряду с использованием готовых методических пособий и учебников, я разрабатываю авторские курсы по русскому языку для учащихся 14-17 лет.

На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2011-2012 я предлагаю занятие из курса “Знаки препинания. Трудности русской пунктуации” на тему “Двоеточие. Употребление двоеточия в разных синтаксических конструкциях” , рассчитанное на 2 часа. Это седьмой урок по данному курсу в 9 классе. Основная цель данного курса – осветить наиболее трудные и важные вопросы пунктуации как в теоретическом, так и в практическом плане. В занятиях рассматриваются основы русской пунктуации, назначение знаков препинания. Изучение пунктограмм находится в органической связи с изучением синтаксиса и развитием речи. Особая роль отводится наблюдению над интонацией. Внимание уделяется особо сложным пунктуационным правилам и их практической отработке в текстах.

В основу урока положена технология критического мышления, которая применяется мною в течение многих лет практически на каждом занятии в Центре для одарённых детей.

Тип урока: изучение нового материала с опорой на раннее изученный.

Вид урока: исследовательно – объяснительный.

План урока

  1. Теоретические вопросы. Двоеточие.
  2. Экспресс – вопрос.
  3. Теоретический блок. Задания.
  4. Проблемная ситуация № 1.
  5. Отдохни с пользой!
  6. Проблемная ситуация № 2.
  7. Теоретический блок. Задания.
  8. Диагностический тест.
  9. Блиц-вопросы.
  10. Теоретический блок. Задания.
  11. Контрольная работа.

Цель урока: обобщить, расширить и систематизировать сведения о постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях.

Ход занятия

В огромном городе моём – ночь.
Из дома сонного иду – прочь.
И люди думают: жена, дочь, –
А я запомнила одно: ночь.

М.Цветаева

Здравствуй, юный знаток словесности!

Ты, наверное, догадался, читая строки стихотворения М. Цветаевой, что объектами нашего дальнейшего лингвистического исследования будут такие знаки препинания, как двоеточие и тире.

Сегодня мы поговорим о двоеточии. Всё дело в том, что каждый (хотя бы раз в жизни) допускал ошибки, связанные с незнанием постановки этого знака препинания. А что известно тебе о двоеточии?

Предлагаю вспомнить определение.

Двоеточие - знак ____________ в виде двух расположенных одна над другой _________ (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана ________, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Двоеточие - знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек (:), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.

Немного о двоеточии

Известно, что древнегреческий философ Платон иногда заканчивал двоеточием целые разделы книги.

Знаешь ли ты, что в большинстве языков двоеточие ставится непосредственно после слова, а после себя требует пробела; в некоторых (например, во французской письменности) оно отбивается (отделяется узким неразрывным пробелом) и от предыдущего слова.

А в церковнославянской письменности двоеточие в целом было эквивалентно русскому знаку “точка с запятой ”, но также используется и в функциях многоточия и даже точки на конце сокращений.

Двоеточие, как знак сокращения, вообще было присуще старым европейским письменностям (в русском языке так было до середины XIX века). Среди языков нового времени эта функция двоеточия сохраняется в шведском и финском, причём даже в середине слова: H:ki (Helsinki).

Мой юный друг, ты знаешь, что двоеточие ставится в разных синтаксических конструкциях.

Задание 1.Экспресс – вопрос.

Двоеточие ставится:

1) в простом предложении после обобщающего слова перед однородными членами предложения;
2) в простом предложении после вводного слова, которое стоит после обобщающего слова, перед однородными членами предложения;
3) в простом предложении перед обобщающим словом, если оно стоит после однородных членов предложения;
4) в бессоюзном сложном предложении со значением причины;
5) в бессоюзном сложном предложении со значением условия;
6) в бессоюзном сложном предложении со значением пояснения.

___________________

Ответ: 1,2,4,6

С первым заданием ты уже справился. Чтобы выполнить остальные, отправимся в путешествие по страницам Знаний.

Страница первая.

Рассмотрим правила употребления двоеточия в простых предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

Конечно, ты знаешь, что обобщающими называются слова или словосочетания, выступающие в функции члена предложения, который служит более общим обозначением находящихся при нем однородных членов.

Давай повторим пунктуацию при обобщающих словах и однородных членах предложения.

1. Если однородным членам предшествует обобщающее слово или словосочетание, то перед ним ставится двоеточие, например: Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного неба (К. Паустовский).

2. Если после обобщающего слова (словосочетания) стоят слова как-то, а именно, например, то перед ними ставится запятая, а после них двоеточие, например: Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями (И.Тургенев).

Поработаем с заданиями и попытаемся разрешить некоторые проблемы.

Задание 1.

Укажите предложение с обобщающим словом.

  1. Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны об осени.
  2. Все кругом и сверкало, и переливалось, и искрилось на солнце.
  3. В Азовском море водятся судак и лещ, скумбрия и хамса.
  4. Породы лошадей по их использованию можно разделить на три группы верховые, легкоупряжные и тяжеловозные.
  5. Книги, музыка, живопись учат понимать прекрасное.

Задание 2.

Укажите предложение, в котором нет обобщающего слова.

    Письма пишут разные слезные, болезные, иногда прекрасные, чаще бесполезные.

  1. Собаки, лошади, куры все мокро, уныло, робко.
  2. Матрос встречал много людей то крикливых и насмешливых, то робких и гостеприимных, то драчливых и вспыльчивых, но никто не мог помочь ему найти драгоценный кисет.

    Ваня узнавал старые места лесные заброшенные дороги, уводившие в заросли осинника просеки, заросшие вереском, бессмертником и колосистой травой, и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке.

    Гранит, железо, дерево, мостовая гавани, суда и люди все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

Задание 3.

Укажите предложение, в котором двоеточие не ставится.

    Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все кругом лес, скалы, острова все тускло, призрачно.

  1. Во всех комнатах в лакейской, в зале, в гостиной прохладно и сумрачно, это оттого, что дом окружен садом, а верхние стекла окон цветные.
  2. Все эти люди матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы.

    Шум от полета ночной птицы, падение снега с ветки на ветку, шелест колеблемой легким дуновением слабого ветерка засохшей былинки все это вместе не могло нарушить тишины, царившей в природе.

  3. Все это звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно, казалось началом сказки,

Проблемная ситуация № 1

Из-под сена виднелись самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).

________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и ещё кое-какие привлекательные узелки и коробочки (Л.Н.Толстой).

Ты не знаешь, почему поставлено двоеточие при однородных членах предложения без обобщающего слова?

Мой друг, двоеточие ставится ещё и в том случае, когда необходимо предупредить читателя, что дальше следует перечисление.

Отдохни с пользой!

Известно ли тебе, что очень часто употреблялся этот знак в XVIII в.:

1) при противопоставлении, например: Одно ясно и подробно понимаем: другия хотя ясно в уме представляем, однако подробно изобразить не можем (М. Ломоносов);

2) перед подчинительным союзом, начинающим придаточную часть, например: Им обогащающийся никого не обидит: за тем что неистощимое и всем обще предлежащее сокровище себе приобретает (М. Ломоносов)

3) перед противительным союзом, например: Испытание натуры трудно, Слушатели: однако приятно, полезно, свято (М. Ломоносов)

4) перед присоединительным предложением, например: Известно в Италии в недавнем времени учинилось, что громовые удары иногда из погребов выходили: и ради того причина оных со всем разныя от Електрической силы была назначена (М. Ломоносов)

Можно заметить, что функции этого знака оформлялись сложно, противоречиво. Процесс, как видим, был длительным, но определенным – знак неуклонно шел путем накопления пояснительно-разъяснительной значимости. В этом смысле интересно обратить внимание, например, на то, что в сочинениях М.В. Ломоносова довольно часто двоеточие стоит на стыке главной части предложения и придаточных причинных (с причинными союзами). С современной точки зрения знак этот лишний, так как значение причины передается лексически – причинными союзами.

И вот постепенно, закрепившись в такой позиции, знак стал ассоциироваться со значением причины, обоснования. Именно поэтому уже в бессоюзном предложении он как бы взял на себя причинное значение, стал знаком содержательно значимым.

Разъяснительно-пояснительная функция двоеточия стойко сохраняется, однако, как увидим далее, юный любитель словесности, знак этот начинает утрачивать некоторые (далеко не все и не всегда!) позиции и уступать место другому знаку – тире.

Именно в этом состоит своеобразие судьбы двоеточия: при четкости функции утрата позиций, где эта функция проявляется.

Проблемная ситуация № 2

Перепиши предложение и найди место двоеточию!

И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый что он тронут и она тронута (Л.Толстой).

___________________________________________________________________________________________

Ответ: И, сделав это, почувствовал, что результат получился желаемый: что он тронут и она тронута (Л.Толстой)

Только сейчас ты узнал, что двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующем главном предложении содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и можно вставить слова а именно).

Страница вторая

О правилах употребления двоеточия в простых предложениях с прямой речью.

Мой друг! Внимательно изучи таблицу и уясни постановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Заполни таблицу своими примерами.

Если у тебя всё получилось, то ты, конечно, заметил, что после слов автора, находящихся перед прямой речью, ставится двоеточие; авторская же ремарка, идущая после прямой речи, пишется с маленькой буквы.

Внимание! Вопрос: всегда ли это происходит?

Правильно, не всегда. Если слова автора не содержат обозначений речи, мысли, мимики и движений или чувств говорящего и не допускают вставки после себя глаголов речи, то после слов автора перед прямой речью ставится точка, а в случаях, когда авторская ремарка идет после прямой речи, используется прописная буква. Кстати, только при этом условии перед тире может стоять точка.

Он глянул с усмешкой (и сказал):

– Так я тебе и поверил!

Мне надоели постоянные споры.

– Оставьте меня в покое!

Задание 4. Найди и исправь ошибки в расстановке знаков препинания, внесённые нами в текст.

1. Ты говорил, а я думал – “Ну и крепкая же машинища человеческий организм!”

_____________________________________________________________________

Ответ: в этом предложении должно быть двоеточие, а не тире перед прямой речью.

2. Она сказала:

– Это был, вероятно, прекрасный обычай в старину. Теперь он выходит из моды даже во дворцах.

И, чтобы загладить резкость, она прибавила, улыбаясь

– Впрочем, и дворцы выходят, кажется, из моды.

_____________________________________________________________________________________

Найди “третье лишнее” предложение и объясни свой выбор, например: 1а, реплики разных лиц стоят рядом, а в двух других предложениях реплики разделены словами автора. Знаки препинания не расставлены.

1. ___________________________________________________________________

а) Я кажется слишком долго засиделся сказал он со смущённой улыбкой.
б) Почему вы полагаете что это вздор спросил Гаврилов со своею быстрой усмешкою нисколько не обидевшись.
в) Николай Иванович ещё раз прочёл карточку и спросил Вы чего же собственно хотите.

2. ___________________________________________________________________

а) Фельдшер почтительно возразил Дмитрий Васильевич да вы идите спать.
б) К чему ты это сказал с усмешкою спросила Соня.
в) Однажды в минуту откровенности Василий Горлов заявил мне Ей-богу Дмитрий Васильевич я вас так полюбил.

Ответ: 2б, прямая речь стоит перед словами автора, в двух других – наоборот.

3. ___________________________________________________________________

а) Токарев вспомнил как Таня спрашивала Не жёстко будет тебе и расхохотался.
б) Ну прощайте господа сказал он протягивая свою широкую руку Наташе и Даеву Желаю вам всего хорошего.
в) На время грех жаловаться серьёзно возразил Даев время хорошее и чрезвычайно интересное.

4. ___________________________________________________________________

а) Сидеть на стуле и молчать яростно крикнул он Чтоб я твоего голоса больше не слышал.
б) Задыхаясь Александра Михайловна говорила Таня слушай Не бойся я тебе всё устрою Не бойся радостно повторяла она.
в) Она всхлипывая повторяла Господи господи и не отрываясь смотрела на Таню.

Ответ: 4а, прямая речь прерывается словами автора, в двух других – наоборот.

5. ___________________________________________________________________

а) Вдруг со своею быстрою усмешкою маляр громко сказал Я так рассуждаю что вы неправильно об этом говорите! Это насчёт чего спросил литейщик.
б) Маляр решительно отрезал Не можешь в городе жить Не лезь не в свое место В деревню ступай хозяйствуй А с чего хозяйствовать будешь воскликнул извозчик.
в) Всё вас зовут кричат с почтительною улыбкою обратился он к Осокину. Пускай Я не пойду упрашивающе сказал Осокин.

Ответ: 5в, в предложениях с прямой речью реплики разных лиц разделены словами автора; в остальных реплики разных лиц стоят рядом.

6. ___________________________________________________________________

а) Земляк что ли будет тебе сочувственно спросил парень в блузе. Земляк пробурчал мужик не глядя на парня и сел.
б) Варвара Васильевна сказала Тимофей Степанович ваш чай совсем остыл Дайте-с вам налью свежего. А вот сейчас Я этот допью Балуев поспешно допил чай и протянул стакан Варваре Васильевне.
в) А где Таня спохватилась Варвара Васильевна. Сергей посмеивался Она с мастеровым пошла (По В. Вересаеву).

Ответ: 6б, реплики разных лиц стоят рядом, в двух других реплики разделены словами автора.

Страница третья

Проверь свои знания по постановке двоеточия в разных синтаксических конструкциях, отвечая на блиц-вопросы.

Вопрос 1. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в предложении.

В продолжение утра Оленин весь был погружён в арифметические расчёты: сколько он проехал верст, сколько остаётся до первой станции, сколько до первого города.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание первой части.

2) Несколько частей бессоюзного сложного предложения раскрывают содержание первой части.

3) Придаточные части сложноподчинённого предложения поясняют содержание первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами.

Вопрос 2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

Мой юный друг! Ты, наверное, уже понял, что на этой странице Знаний речь пойдет о постановке двоеточия в СБП.

Предлагаю вспомнить определение сложного предложения.

Бессоюзное сложное предложение – это _____________, части которого взаимосвязаны по ___________ и _____________ и соединены без помощи _________ или союзных слов интонацией и _________________________.

_______________________________________________________________________________________________________________

Ответ: бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого взаимосвязаны по смыслу и строению и соединены без помощи союзов или союзных слов интонацией и порядком следования частей.

Немного теории

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, распадающемся на две части, ставится:

1) если вторая часть (одно или несколько предложений) разъясняет, раскрывает содержание первой части (между обеими частями можно вставить слова “а именно”), например: В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник её уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь);

2) если в первой части посредством глаголов видеть, смотреть, слышать, понимать, узнать, чувствовать и т. п. делается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание (в этих случаях между обеими частями обычно можно вставить союз что ), например: Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов); Но (без интонации предупреждения перед второй частью): Слышу, земля задрожала – запятая вместо двоеточия;

3) если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, прислушаться и т. п., а также глаголы со значением действия, предупреждающие о дальнейшем изложении и допускающие вставку после себя слов “и увидел, что”, “и услышал, что”, “и почувствовал, что” и т. п., например: Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами (Лермонтов).

NB! Обрати внимание!

В этих случаях встречается также постановка тире вместо двоеточия для передачи различных дополнительных оттенков значения, например: Посмотрел на прорубь – вода дремала (Шишков); Он выглянул из комнаты – ни одного огонька в окнах (В. Панова), – однако в целях оправданной унификации предпочтительнее ставить двоеточие.

4) если вторая часть указывает основание, причину того, о чем говорится в первой части (между обеими частями можно вставить союз потому что, так как, поскольку ), например: И Жилин приуныл: видит – дело плохо (Л. Толстой);

5) если вторая часть представляет собой прямой вопрос, например: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов).

Итак, подходит к концу наше шестое занятие по дистанционному курсу “Трудности русской пунктуации”. Как много ты уже знаешь! Предлагаю завершить нашу встречу контрольной работой. Желаю успехов всем знатокам русского языка!

Контрольная работа

1. На месте каких цифр должны быть знаки препинания?

1. Я люблю Пушкина (1) за веселье (2) и мудрость (3) и грусть (4) и благородство.

а) 1, 2, 3
б) 2, 3, 4

2. Всё вложено в роман “Евгений Онегин” (1) ум (2) сердце (3) молодость (4) мудрая зрелость (5) минуты радости (6) и горькие часы без сна.

а) 1 - двоеточие, 2, 3, 4, 5 - запятые
б) 1 - тире, 2, 3, 4, 5, 6 - запятые

3. И в Онегине (1) и в Татьяне (2) и в Ленском (3) важно другое (4) их духовный облик (5) мечты (6) страдания (7) мысли.

а) 1, 2, 5, 6, 7 - запятые, 4 - двоеточие
б) 1, 2, 3, 5, б, 7 - запятые, 4 - тире

4. Никто (1) ни мать (2) ни отец (3) ни Ольга (4) ни соседи (5) ни даже Ленский (6) не в состоянии понять Татьяну.

а) 1, 2, 3, 4, 5, 6
б) 1 - двоеточие, 2, 3, 4, 5 - запятые, 6 - тире

5. Пушкин (1) не только понимает свою героиню (2) но любит (3) и жалеет её.

а) 2
б) 1, 2, 3

6. Поэт замечает милые мелочи быта (1) самовар (2) китайский чайник (3) душистый запах крепкого чая. (По Н. Долининой.)

а) 1 – двоеточие, 2, 3 - запятые
б) 1, 2, 3 - запятые

7. Прогулки (1) чтение нравоучительных романов (2) игра в шахматы (3) стихи в альбоме (4) всё это вполне возможные занятия для влюблённых.

а) 1, 2, 3 - запятые, 4 - двоеточие
б) 1, 2, 3 - запятые, 4 - тире

8. Настоящий писатель (1) это то же (2) что древний рок (3) он видит яснее (4) чем обычные люди. (А. Чехов.)

а) 2, 4 - запятые, 4 - тире
б) 1 - тире, 2, 4 - запятые, 3 - двоеточие

9. Творчество природы (1) и творчество человека различается отношением ко времени (2) природа создаёт настоящее (3) человек создает будущее. (М. Пришвин.)

а) 2 - двоеточие, 3 - тире
б) 2 - тире, 3 - запятая

10. Моя поэзия есть акт дружбы с человеком (1) отсюда моё поведение (2) пишу (3) значит (4) люблю, (М. Пришвин.)

а) 2 - двоеточие, 3 - тире, 4 - запятая
б) 1,3 - тире, 2 - двоеточие

11. Книги роднили меня с миром (1) книги пели о том (2) как многообразна и богата жизнь (3) как дерзок человек в своём стремлении к добру и красоте. (М. Горький.)

а) 1 - двоеточие, 2, 3 - запятые
б) 1, 2, 3 - запятые

12. Вся разница между умным и глупым в одном (1) первый всегда подумает (2) и редко скажет (3) второй всегда скажет (4) и никогда не подумает. (В. Ключевский.)

а) 1 - двоеточие, 3 - запятая
б) 1 - тире, 2, 3, 4 - запятые

13. Гордиться славою своих предков не только можно (1) но и должно (2) не уважать оной есть постыдное малодушие. (А. Пушкин.)

а) 1 - запятая, 2 - точка с запятой
б) 1, 2 - тире

14. Борьба есть условие жизни (1) жизнь умирает (2) когда оканчивается борьба. (В. Белинский.)

а) 1 - тире, 2 - запятая
б) 1 - двоеточие, 2 - запятая

Я уверена, что контрольная работа оказалась для тебя непростой. Потому что постановка тире тоже требует пристального внимания и серьёзного изучения. Именно об этом мы и поговорим на следующем занятии.

Когда в предложении ставится двоеточие? Его обычно используют в или там, где присутствуют выраженные любой частью речи. В данной статье мы расскажем о том, когда ставится двоеточие. Итак, ниже приведем список правил, которые регламентируют постановку данного и конкретные примеры. Когда ставится двоеточие?

Правила русского языка

1. В том случае, если после слов автора в предложении идет прямая речь. Примеры:
Подойдя к прилавку, Алексей сказал: «Дайте мне, пожалуйста, пакет молока».
Я подумал: «А стоит ли ему доверять?»
Если в предложении не используется прямая речь и присутствует косвенная (например "Я подумал, что неплохо было бы прийти вовремя" ), то двоеточие не употребляется. Вместо него используются союзы и запятые.
2. Двоеточие ставится в том случае, если два предложения объединены в одно без помощи союзов, а вторая часть раскрывает смысл слов первой. Пример:
Мы наконец-то спустились с горы и осмотрелись: перед нами было чистейшее озеро.
Двое охранников увидели: воры все-таки сбежали.

3. Двоеточие ставится также, если предложение состоит из нескольких частей (составное). При этом возможны две ситуации:
. Вторая часть предложения раскрывает смысл первой. Пример:

Елена оказалась права: единственным человеком, который мог его остановить, был его отец.

Иван ему не доверял: боялся, что Семен снова его обманет.

Во второй части описана причина. Пример:
Я не просто так тебе не доверяла: ты всегда молчал и был крайне холоден.

4. Когда ставится двоеточие? В предложении после и перед перечислением чего-либо, которым оно заканчивается. Пример:
В этом доме проживали все его родственники: мама, отец, тетя, бабушка и теща. У нее в квартире было так чисто, что, казалось, блестело все: и посуда, и зеркала, и даже пол. В этом лесу водятся хищники: волки, лисы и медведи.
5. Двоеточие ставится в предложении, если идет перечисление чего-либо, но нет обобщающего слова. Пример:
Из сумки торчали: кошелек, документы, расческа и паспорт.
Из квартиры вышли: женщина, мужчина и ребенок.

6. Двоеточие ставится в случае перечисления чего-либо, присутствия обобщающего слова или следующих слов: «как то», «например», «а именно». Примеры:

У него было много планов на ближайшее время, например: купить компьютер, съездить отдохнуть и жениться.

Евгения интересовали сведения о городе Астрахани, а именно: когда он был основан, сколько жителей в нем проживает и какие там есть достопримечательности.

Другие случаи

В каких случаях ставится двоеточие еще?
. В математике в качестве знака деления. Пример: 6:3=2.
. В информационных технологиях при обозначении компьютерных дисков. Пример: D: R: и так далее.
Теперь вы знаете, когда ставится двоеточие, и можете смело этим пользоваться. Часто по неграмотности или из-за невнимательности вместо данного знака препинания может был использован знак «тире». Это является недопустимым нарушением А в математике знак деления может обозначаться несколькими вариантами: 6/3=2 или 6:3=2.

Знаки препинания между частями бессоюзного предложения

Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией.

Сравните три примера:

и

Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег;

Белка прыгнула с ветки на ветку – на наши головы хлопьями посыпался снег .

Попробуем определить смысловые взаимоотношения между частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого – указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого – указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. А в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно.

Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее четко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

Начнем с тех случаев, когда между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой .

1. Между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая, если в нем просто перечисляются какие-то факты. В этом случае после запятой легко можно вставить союз И. Например:

Только что смеркалось, я велел казаку нагреть чайник по-походному (По Лермонтову).

2. Между частями бессоюзного сложного предложения, в котором перечисляются какие-то факты, может ставиться точка с запятой, если части предложения сильно распространены (содержат однородные члены, причастные или деепричастные обороты, уточнения и т.д.). Например:
Голова его болела; он встал было на ноги, повернулся в своей каморке и упал опять на диван (Достоевский).

3. Точка с запятой может быть поставлена также в таком бессоюзном предложении, где части совершенно не зависят друг от друга. Такое сложное предложение можно, не разрушая смысла, разбить на несколько простых. Например:

На нем был надет лейб-кампанский мундир; голова его была сильно перепачкана грязью и в нескольких местах побита (Салтыков-Щедрин).

Теперь обратимся к правилам постановки двоеточия и тире . Выбор этих двух пунктуационных знаков зависит от значения частей предложения.

Существуют три случая, когда между частями сложного бессоюзного предложения нужно поставить двоеточие :

1) если вторая часть указывает на причину того, что описано в первой части, например: В развитых странах средний класс решает исход выборов: он составляет большинство населения . В это предложение можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО;

2) если после первой части следует пояснение того, о чем идет речь в первой части, например: Напишите план работы: что нужно закупить и подготовить, с чего требуется начать, в какие сроки возможно завершение проекта» или Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами (Грибоедов). В эти предложения между частями можно вставить союз А ИМЕННО;

3) если вторая часть имеет значение дополнения, и перед ней можно вставить союз ЧТО, например: Да я хотел вчера доложить: бороны починить надо (Толстой). В некоторых случаях, кроме этого союза, в предложение можно добавить и пропущенное сказуемое И УВИДЕЛ или И УСЛЫШАЛ, например: Он заглянул в комнату: за столом сидел человек и что-то быстро писал.

Тире между частями сложного бессоюзного предложения ставится при одном из четырех условий:

1) если сложное предложение имеет значение противопоставления и между частями можно вставить союз А или НО, например: Несколько раз оглянулся – никого не было (Толстой);

2) если в первом предложении есть значение времени или условия и перед ним можно вставить союз КОГДА или ЕСЛИ, например: Начальство хочет – мы должны повиноваться (Гоголь);

3) если вторая часть предложения указывает следствие того, что описано в первой части и перед ней можно вставить союз ТАК ЧТО, например: Назвался груздем – полезай в кузов (Пословица);

4) в редких случаях тире используется также для обозначения быстрой смены событий, например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крылов).

Упражнение

    Я посмотрел на часы и понял_ поезд уже ушел.

    Эти вещи можно оставить_ они нам не пригодятся.

    Выпал снег_ в центре города начались автомобильные пробки.

    Ивлев поглядел кругом_ погода поскучнела_ со всех сторон натянуло линючих туч (Бунин).

    Чин следовал ему_ он службу вдруг оставил (Грибоедов).

    Ласточки прилетели_ лето хорошее будет.

    Вдруг Иван Иванович вскрикнул и обомлел_ ему показался мертвец (По Гоголю).

    Очевидцы дают противоречивые показания_ сложно принять верное решение.

    Я знаю_ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

    Решения вырабатывались непросто, в течение длительного времени_ требовалось учесть интересы всех сторон.

    Гром не грянет_ мужик не перекрестится (Пословица).

    И мы шествуем в таком порядке_ впереди идет Николай с препаратами или с атласами, за ним я, а за мною, скромно поникнув головою, шагает ломовой конь…(Чехов).

    Но оставим эти рассуждения_ они не идут сюда (Гоголь).

    Но в этом-то и цель образования_ изо всего сделать наслаждение (Толстой).

    В теперешнее время полезнее всего отрицание _ мы отрицаем (Тургенев).

    Надо его ввести_ он робок, еще новичок... (Гончаров).

    Да пусть их переглотают друг друга живьем_ мне-то чего? (Достоевский).

    Вы еще в опасности_ рана может открыться (Пушкин).

    Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен_ он не мог не нравиться (Тургенев).

    Через минуту опять визг и смех_ пришлось ехать под громадным нависшим камнем (Чехов).

    Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика_ столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... (Чехов).

    «Нечего делать! – сказал наконец Базаров. – Взялся за гуж – не говори, что не дюж! Приехали смотреть помещиков_ давай их смотреть!» (Тургенев).

    Вы взгляните на эту жизнь_ наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... (Чехов).

    Несем мы его в приемный покой, кровь льет – страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится_ в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали (Чехов).

    Попадать под суд из-за Лаевского, терять время_ не стоит игра свеч (Чехов).

    Характерные черты ломового коня, отличающие его от таланта, таковы_ кругозор его тесен и резко ограничен специальностью; вне своей специальности он наивен, как ребенок (Чехов).

    Ему не чужды и вопросы науки_ он страшно сердится на себя за то, что забыл взять с Летающего острова семян от дерева, соком напоминающего русскую водку (Чехов).

    Ведь было время, когда ни один мужчина не разговаривал с нею так, как Кирилин, и сама она порвала это время, как нитку, и погубила его безвозвратно_ кто же виноват в этом? (Чехов)

    Вот уж год, как мы с ним находимся в натянутых отношениях_ он отвратительно отвечает мне на экзаменах, а я ставлю ему единицы (Чехов).

    По-моему, если пьеса хороша, то, чтобы она произвела должное впечатление, нет надобности утруждать актеров_ можно ограничиться одним только чтением (Чехов).

    Часто я забываю обыкновенные слова, и всегда мне приходится тратить много энергии, чтобы избегать в письме лишних фраз и ненужных вводных предложений_ то и другое ясно свидетельствует об упадке умственной деятельности (Чехов).

    Но, представьте, взглянул мельком вперед_ в первом ряду сидят рядышком какой-то генерал с лентой и архиерей (Чехов).

    Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи_ Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некрасов).

    Все эти новости похожи одна на другую и сводятся к такому типу_ один француз сделал открытие, другой – немец – уличил его, доказав, что это открытие было сделано еще в 1870 году каким-то американцем, а третий – тоже немец – перехитрил обоих, доказав им, что оба они опростоволосились, приняв под микроскопом шарики воздуха за темный пигмент (Чехов).

    Не подходите, не подходите_ вы с холода! (Гончаров).

    Я отворяю окно, и мне кажется, что я вижу сон_ под окном, прижавшись к стене, стоит женщина в черном платье, ярко освещенная луной, и глядит на меня большими глазами (Чехов).

    Красота уходит_ красоте не успеваешь объяснить, как ее любишь, красоту нельзя удержать, и в этом – единственная печаль мира (Набоков).

Двоеточие

§ 159. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение:

1. Если перечислению предшествует обобщающее слово (а нередко, кроме того, еще слова например, как-то*, а именно ), например:

      Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его вepховий и островов.

Гоголь

      Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало, печь с отдушником, который давно надо было починить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком.

Л. Толстой

      Острогою бьется крупная рыба, как-то: щуки, сомы, жерехи, судаки*.

С. Аксаков

2. Если перед перечислением нет обобщающего слова, но необходимо предупредить читателя, что далее следует какой-либо перечень, например:

      Из-под сена виднелись: самовар, кадка с мороженной формой и еще кой-какие привлекательные узелки и коробочки.

§ 161. Двоеточие ставится после предложения, за которым следует одно или несколько предложений, не соединенных с первым посредством cоюзов и заключающих в себе:

а) разъяснение или раскрытие содержания того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Пушкин

      Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили ее: то кормление грудного ребенка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей.

Л. Толстой

      Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша опиралась на два законченных столба, была полна народа.

Лермонтов

б) основание, причина того, о чем говорится в первом предложении, например:

      Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки.

Некрасов

      Недаром боги греческие признавали над собою неотразимую власть судьбы: судьба – это была та темная граница, за которую не пepecтупало сознание древних.

Белинский

§ 162. Двоеточие ставится между двумя предложениями, не соединенными посредством союзов, если в первом предложении такими глаголами, как видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т. п., делается предупреждение, что далее последует изложение какого-нибудь факта или какое-нибудь описание, например:

      И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки.

А. Н. Толстой

      Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез...

Лермонтов

      Вот наконец, мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею...

Лермонтов

      Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Пушкин

      Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Н. Островский

Но (без оттенка предупреждения):

      Слышу, земля задрожала.

Некрасов

§ 163. Двоеточие ставится после предложения, вводящего прямую речь, в частности – прямой вопрос или восклицание, например:

      Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошел и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь».

Пушкин

      По окончании работы Петр спросил Ибрагима: «Нравится ли тебе девушка, с которой ты танцевал менуэт на прошедшей ассамблее?»

Пушкин

      А я думал: «Какой это тяжелый и ленивый малый!»

Чехов

Примечание. Группу предложений, в составе которых есть прямая речь, следует отличать от сложных предложений с придаточным: перед придаточным ставится, как обычно, запятая, а в конце его – знак, требуемый характером всего сложного предложения, например:

    Я думал о том, какой это тяжелый и ленивый малый.
    Я старался вспомнить, где был я в этот день ровно год тому назад.
    Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?
    Как тяжело вспоминать о том, что было в этот ужасный день!

* Комментарий редакции портала

Дефисное написание составного союза как-т о (в значении "а именно") следует считать устаревшим. В своде «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» (под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 и последующие издания) в § 142 союз как то включен в список служебных слов, которые пишутся раздельно.

Еще в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова в статье КАК указывалось: «Как то – то же, что а именно. Все предприятия, как то: строительные, текстильные, полиграфические - работают нормально ».

Раздельное написание составного союза как то позволяет отличить его на письме от местоименного наречия ка к-то .