Компоненты творческих способностей. Методы диагностики творческого потенциала Теория развития творческой личности

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

  • 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
  • 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
  • 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид .

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.

  • 1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
  • 2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
  • 3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
  • 4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
  • 5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
  • 6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
  • 7. Гибкость мышления.
  • 8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
  • 9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
  • 10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
  • 11. Лёгкость генерирования идей.
  • 12. Творческое воображение.
  • 13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла .

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории .

  • 1. Релизм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
  • 2. Умение видеть целое раньше частей.
  • 3. Надситуативно - преобразовательный характер творческих решений способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
  • 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности .

  • 1. Способность рисковать.
  • 2. Дивергентное мышление.
  • 3. Гибкость в мышлении и действиях.
  • 4. Скорость мышления.
  • 5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
  • 6. Богатое воображение.
  • 7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
  • 8. Высокие эстетические ценности.
  • 9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир .

И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.

А.В. Лукановсъка

В статье сделан акцент на структурных компонентах творческого потенциала личности. Имеют место различные трактовки феномена творчества, его природы, основы, структуры творческого процесса, методов развития творческих способностей и т.п.. В последнее время активизировались поиски путей и средств развития творческого потенциала личности.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, творчиы потенциал личности, структурные компоненты, психологический аспект.

В статье сделан акцент на структурных компонентах творческого потенциала личности. Существуют разнообразные трактовки феномена творчества, его природы, основания, структуры творческого процесса, методов развития творческих способностей и т.д. Последнее время активизировались поиски путей и способов развития творческого потенциала личности.

Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, творческие способности, творческий потенциал личности, структурные компоненты, психологический аспект.

Проблема творческого развития личности остро стоит в современном мире. Каждая цивилизованная страна или та, которая хочет быть цивилизованной, заботится о творческом потенциале общества вообще и каждого человека в частности. Все это вместе связано с уровнем общего образования, вниманием к развитию творческих потенций личности, предоставление ей возможности проявлять свои способности.

Сегодня творчество провозглашается неотъемлемой составляющей любой деятельности человека. И место творчества в структуре деятельности будет возрастать в связи с преобразованием среды обитания людей с естественного в создаваемое, техногенное. Насущная необходимость активизации творчески преобразующей деятельности в условиях новых реалий общественного развития вызвала необходимость глубокой научной разработки проблемы творчества. Как следствие, проблема творчества, проблема человека как творца, проблема человеческой жизни как творческого восхождения к собственному "Я" относятся к важнейшим в философии, психологии и педагогике. Главное внимание уделяется развитию творческого потенциала личности. Ученые ищут средства выявления и развития природных дарований каждого ребенка, чтобы помочь ей же-реализоваться, сделать творчество неотъемлемой составляющей ее деятельности. Это объясняется тем, что творчество делает человека счастливым и полезным для общества.

В 20-30-х годах XX в. исследованием творчества занимались преимущественно психологи и физиологи. Со второй половины 50-х годов и до сих пор феномен творчества разрабатывается на различных уровнях. Работы Г. Альтшуллера, Д. Богоявленской, И. Волкова, А. Шумилина и других посвящены выяснению сущности творчества и его механизмов. Вопросам психологии творчества занимался в свое время Г. Костюк. Им осуществлялся анализ способностей, их структуры с акцентом на значении природных задатков, которые успешно развиваются в соответствующей деятельности . Труда JI. Выготского, И. Волкова, А. Лука, О.Леонтьева, В.Моляко, Я. Пономарева, В. Чудновского

Юркевича и других раскрывают пути и средства развития творческих способностей личности. Обоснованию эффективности групповых форм развития творческой активности учащихся посвящены труды И. Семенова,

Степанова, В.Моляко, В. Рыбака. Ш. Амонашвили, Д. Джола. Б. Никитин, В. Сухомлинский, В. Шаталов и другие обнаружили педагогические условия развития творческих способностей, выяснили особенности развития творческих способностей школьников в различных видах деятельности. Проблемам развития творческих способностей школьников разного возраста посвящены труды А. Андрейчака, И. Беха, Д. Бо-гоявленськои, А. Бодалев, М. Боришевский, А. Васильевой, Е. Головахе, В. Давыдова, А. Киричук, А. Кононко, А. Кроник, И.Кулагинои, Н. Лейтеса, А. Лука, А. Матюшкина, В.Моляко, В. Рыбаки, Л. Фридмана, М. Фризен, И. Якиманская, Е. Яковлевой и других. На значение эстетического воспитания, роль искусства в развитии творческих способностей учащихся разных возрастных групп указывают Д. Джола и Б. Щербо. Зависимость творческих способностей личности от социальных условий его обитания исследуют А. Маслоу, В.Моляко, В. Рыбак, К. Роджерс и другие. Побочные эффекты привлечения школьников к творческой деятельности (в том числе формирования их познавательной активности) исследуют К. Абульханова-Славская, Ю. Бабанский, В. Давыдов, И. Родак, П. Пидкасистый и другие.

Анализ результатов выполненных исследований позволяет констатировать, что исследователям удалось раскрыть значение образного мышления в творческом процессе, от следить его связь с вербально-понятийным мышлением, по-новому осмыслить связи мышления и речи, показать роль подсознания и интуиции в творчества, определить гипотезы, аналогии, моделирования в творческом поиске решения проблем, понять связь формальной и диалектической логики, показать, что диалектическая логика логикой творчества, изобретений и открытий.

Привлекает внимание многогранность творчества, различные ее стороны отражаются в понятиях творческий потенциал, творческие возможности, творческие способности, творческое мышление, творческая активность, творческое отношение, творческая деятельность, творческий труд, творческая личность. Долгое время в творчестве видели наиболее полно выраженное проявление человеческого духа. При этом считалось, что указанный феномен вообще не поддается научному анализу.

Творчество зачастую определяется как деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных и духовных ценностей. Вместе творчество представляет собой способность человека создавать из имеющегося материала действительности на основе познания закономерностей объективного мира новую ре?? Тельность, удовлетворяющий разнообразным общественным и личным потребностям.

Шумилин выделяет следующие признаки творчества.

Творчество - деятельность, заключающаяся в производстве существенно новых общественных ценностей: способов деятельности, материальных и духовных продуктов.

Оригинальность - используются нестандартные способы, средства.

Создание новых полезных комбинаций из элементов существующих предметов, способов, средств путем комбинирования.

Органическая связь с познанием действительности. Создавая новые ценности, человек опирается на имеющиеся знания и одновременно расширяет их. Акт творчества является одновременно и актом познания. Два основных пути познания - это раскрытие существующих закономерностей из-за отражения действительности и в процессе преобразования действительности, в творчестве.

Творчество является формой развития общества, среды, культуры.

Творчество - это высший вид деятельности, форма развития и родовая сущность и признак человека.

Творчества присуща единство идеального и материального.

Моляко констатирует, что "в психологическом аспекте под творчеством следует понимать процесс создания, открытия чего-либо нового, ранее для этого конкретного субъекта неизвестного" .

В рамках указанного подхода творчество исследуется в двух главных аспектах - процессуальном и личностно м. В процессуальном аспекте определяются особенности преобразования субъектом предмета творчества, объективной действительности в целом. Поэтому на передний план выступают главным образом этапы, стадии, фазы и результаты названного преобразования. В личностном аспекте главное место занимают качества, способности личности как субъекта творческой деятельности, ее потребности, мотивы, интересы, знания, умения, навыки, характерологические свойства, эмоции, чувства и т.д., а также их развитие. В последнее время все отчетливее проявляется тенденция сближения, сочетание процессуального и личностного аспектов исследования проблемы творчества. Этому способствует внедрение системного подхода в научных исследованиях.

Следует отметить, что исследование творчества актуализировал стремительное развитие производства в конце XIX - начале XX в. Как следствие, появляются исследования научного и технического творчества; впоследствии интенсивно исследуются отдельные аспекты организационной и художественного творчества.

Творчество на разных ее уровнях доступна каждому. В понимании творчества как деятельности, порождает принципиально новое, содержится утверждение об отсутствии у обычного человека творческого начала, имеющееся и выпукло представлено в одаренных индивидов. С указанной позиции К. Кокс, К. Тейлор, Э. Роу и другие исследуют характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества одаренных индивидов, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет. В противоположность указанному JI. Выготский писал, что высшее проявление творчества до сих пор доступен только немногим избранным гениям человечества, но в повседневной жизни, что окружает нас, творчество является необходимым условием существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем содержится хотя бы йота нового, обязательства " связана своим происхождением творческому процессу человека .

Внутренним источником творчества является взаимодействие качеств и свойств личности, способных реализовать конкретном творческом акте. Указанный феномен принято называть творческим потенциалом. Потенциал - это величина, характеризующая потенциальную энергию субъекта творчества. Творческий потенциал в философском плане рассматривается как синтетическая качество индивида, характеризует меру П возможностей ставить и решать новые задачи в сфере деятельности, имеющей общественное значение. Его можно представить в виде совокупности преобразовательно-предметных (навыки, умения, способности), познавательных (интеллектуальные способности), аксиологических (ценностных ориентации), коммуникативных (морально-психологические качества), художественных (эстетические способности) возможностей. Психические особенности личности рассматриваются в психологии как последствия спонтанного процесса развертывания наследственных программ развития, а также как результат формирования психики человека в определенных культурных, социальных, исторических условиях. На протяжении всей предшествующей истории развития благодаря наследственности человечество накопило необходимый потенциал для творческой деятельности.

Внутренняя личностная тенденция к творческому решению проблем получила название "креативность". С психологической точки зрения, креативность - это тесно связана с другими чертами в целостной системе свойство личности. Взгляды на природу креативности раскрываются в трудах С. Ариети, Э. Криса, JI. Кубе. Предметом специального изучения она выступила в исследованиях таких ученых, как Воллах, Дж. Гилфорд, X. Грубер, Дж. Дэвидсон, В. Дружинин, Н.Коган, В. Козленко, П. Кравчук, JI. Ляхова, С. Медник, В.Моляко, Г. Муни, Дж. Одор, Я. Пономарев, П. Торренс, К. Торшина, Д. Фельдман, Д. Харрингтон, А. Штейн и др..

Д. Богоявленская основным показателем творческого потенциала считает интеллектуальную активность. Е. Яковлева понимает творческий потенциал как личностную характеристику, но не как набор личностных черт, а как реализацию человеком собственной индивидуальности. Человеческая индивидуальность неповторима и уникальна, так П реализация - это творческий акт (внесение в мир нового, к тому несуществующего). Характеристики творческого потенциала, с ее точки зрения, предметные (в смысле наличия продукта, материального или идеального), апроцессуальные, ведь это процесс выявления собственной индивидуальности. Выражение собственной индивидуальности является ничем иным, как выражением своих чувств, эмоций. Для обеспечения возможностей эмоционального самовыражения используются запах, вкус, тактильные, звуковые, зрительные ощущения. Ломка шаблонов эмоционального реагирования обеспечивает возможность выработки собственного, индивидуального, неповторимого репертуара эмоционального реагирования.

Структуру способностей, по мнению А. Мелик-Пашаева , составляет не совокупность отдельных качеств, а численность проявлений "чего-то единого". Анализ показывает, что взгляды указанного автора несколько отличаются от концепции способностей, исповедуемой представителями научной школы деятельностного подхода: способности не просто проявляются в процессе деятельности, но и возникают в ней. Способности является условием успешной деятельности, одновременно они развиваются в процессе деятельности. Привлечение к творческой деятельности, в частности, обусловливает развитие у человека воображения, мышления, способности отказаться от привычных методов решения проблем, оценивать явление сразу с нескольких точек зрения, увидеть больше того, что видят окружающие, быстро сосредоточиться и переключить внимание и т.д..

В своем исследовании И.С. Волощук отмечает, что структурно творческий потенциал личности определяется основными формами проявления психики человека, а именно: познавательными и эмоционально-волевыми процессами, психическими состояниями, свойствами и т.д.. Сказанное означает тот факт, что творческий потенциал индивида имеет общечеловеческую природу .

Поскольку творческие идеи имеют эмпирическую основу, то творческий потенциал индивида, безусловно, определяется его способностью отражать предметы и явления объективной действительности. Вместе с тем, нет научных данных, свидетельствующих о связи творческого потенциала индивида и характеристик его органов чувств. Указанное является основанием для того, чтобы рассматривать последние как необходимое условие умственной деятельности и не выделять их как составляющую творческого потенциала личности. Вместе интуиция наводит на мысль, что творческие способности индивида определенным образом должны были зависеть от специфики процессов ощущения. Косвенным подтверждением сказанного случаи значительных творческих способностей индивидов с уникальными характеристиками процессов ощущения за счет потери других.

Творчиы потенциал - это, безусловно, способность индивида сконцентрироваться на объекте восприятия, от чего зависит сила, с которой отдельные его свойства действуют на органы чувств, и эффективность активизации временных нервных связей.

Одним из признаков индивида, связанных с присущими ему особенностями восприятия, без которой не мыслится его творчество, является наблюдательность. Наблюдательность проявляется в способности замечать в объекте восприятия незаметны, но существенные детали. Именно они позволяют усмотреть и сформулировать проблему, которая требует своего решения. Наблюдательность является опорной качеством личности.

Для эффективной творческой деятельности необходимо обладать способностью оптимального восприятия предметов и явлений объективного мира. В случае чрезмерной широты сформулированной проблемы найти ее решение очень трудно. В случае чрезмерной узости проблемы ее как таковой фактически не существует, и решение носит скорее характер образа простого совершенствования, чем качественно нового подхода.

Творческий потенциал индивида - это также его способность оптимально целостно воспринимать объекты и явления окружающей действительности. Воспринимая тот или иной объект, человек должен видеть его как единое целое и, вместе с тем, выделять его компоненты. Чрезмерная целостность мешает видеть за целым его структурные составляющие. Недостаточная целостность восприятия, наоборот, не позволяет из отдельных составляющих составить целое и увидеть в нем несколько отличное от суммы структурных компонентов.

Известно, что не все детали предмета или явления одинаково ярко отражаются в представлении. Имеющие для индивида существенное значение, проявляются рельефно, те, что такого значения не имеют, - нечетко. Одни и те же свойства предметов и явлений в одних случаях могут выдаваться существенными, в других - несущественными. Поэтому для эффективного оперирования ими и в конечном для творчества важно воспринимать предметы и явления объективного мира в как можно большей совокупности их свойств и представлять в ситуациях, в которых различные свойства выступают как существенные. Это качество индивида помогает ему видеть предметы и явления объективного мира под разными углами зрения, делает динамическими представление о них и фактически открывает путь к использованию их в нестандартных ситуациях, когда несущественные свойства предметов и явлений становятся существенными.

Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения. Создавая мысленный образ, индивид использует предыдущий опыт, анализирует его, выделяет в нем структурные элементы, применяет некоторые из них, комбинируя согласно своему замыслу или совершенно случайно приходит к созданию нового образа. Если индивид легко объединяет отдельные элементы, связанные между собой глубинным связью, то он обладает богатым воображением.

Поскольку в продуцировании новых идей участвуют побочные продукты объектной действия, то творческий потенциал индивида обязательно должен быть представлен его хорошо развитой невольной памятью. Кроме того, для продуктивного творчества важно, чтобы память была подвижной и точной.

Среди структурных компонент творческого потенциала личности, пожалуй, центральное место принадлежит качествам мышления. Дж. Гилфорд утверждать??, Что для творчества особое значение имеют такие признаки мышления, как скорость, гибкость, оригинальность и точность. На таких же позициях стоит и Е.Торренс . Вполне естественно, что для продуктивной творческой деятельности необходимо хорошо развито логическое мышление, поскольку творческий процесс начинается с формулировки проблемной ситуации: анализа имеющегося, выявление в нем несовершенного, устаревшего, выдвижение конечной цели, открытие противоречия между данными ситуации и конечной целью. Не менее важным в структуре творческого потенциала индивида является хорошо развито интуитивное мышление, поскольку новая идея является результатом пересечения двух независимых рядов , скачком мысли, направленной на преодоление психологического барьера, осуществляется на интуитивном уровне.

Одной из предпосылок творческого мышления (без чего невозможно решаемой творческой задачи) является способность индивида мыслить самостоятельно. Чтобы индивид мог мыслить самостоятельно, он прежде всего должен обладать такой чертой характера. Ю как смелость. Ведь, чтобы найти творческий решение задачи, нужно подвергнуть сомнению имеющийся ее решение. Чтобы найти проблему, сформулировать задачу, часто требуется сделать вызов авторитетам по исчерпаемости предложенных ими систем или решений тех или иных задач. Конечно, смелость должна быть по мере развита, поскольку повальная критика результатов чужого труда, неприятие идей других ничего общего с производительным творчеством не имеет. От индивида требуется не только способность подвергать сомнению достоверность или завершенность полученных другими результатов, но и предложить собственные эффективные решения к этому раскритикованных. Поэтому смелость критики и сомнения имеет дополняться опаской за то, будут собственные результаты лучше и эффективнее. Как результат, умная равновесие, едва заметно смещена в сторону сомнения, должно характеризовать творческий потенциал личности.

Предлагая решение творческой задачи, человек, как правило, не может предусмотреть всех последствий, вытекающих из него. Особенно это касается организационной технического творчества. В этом случае приходится принимать рискованные решения, которые могут обернуться серьезными экономическими или социальными проблемами. Если не предлагать инновационные (частично рискованные) решения, то есть больше шансов избежать конфликтных ситуаций, но неризиковани шаги, как правило, тривиальные, мало чем отличаются от существующих способов решения тех или иных проблем. Сказанное, конечно, не означает, что любые рискованные решения могут быть оправданы. Риск обязательно должен иметь место в творческой деятельности, но риск должен быть взвешен, продуман. Чтобы принимать рискованные решения, нужно прежде спрогнозировать последствия своих действий. И все же при относительном равновесии готовности рисковать и стремление точно спрогнозировать последствия предлагаемых решений тех или иных проблем в творческом потенциале индивида должно преобладать первое. А это возможно при условии, когда индивиду присуща такая черта характера, как смелость.

Ценной чертой характера личности есть решимость. Часто индивид осознает, что тот метод, устройство или процесс, которым он пользуется, не дают желаемых результатов, а потому должны быть улучшены. Нередко у него есть даже идея такого улучшения, но силы инерции мешают ему взяться за совершенствование, включиться в творческий процесс. Иногда он уверен, что доведет дело до логического завершения, получит положительный результат, а потому не решается взяться за ее реализацию. Чтобы побороть силы инерции, нужна решимость.

Человек, привлечена к инновационным процессам, в силу объективных обстоятельств постоянно вынуждена отстаивать свои взгляды, идеи, решения тех или иных проблем. Нередко такое отстаивание сопровождается столкновением интересов, конфликтом с представителями других взглядов на те же проблемы. Как правило, силы бывают неровными, потому ввести новое всегда труднее, чем отстоять старое. Итак, от индивида, который предлагает новые решения проблемы, требуется определенное мужество, чтобы выстоять, не покориться и отстоять свою правоту, дав путевку в жизнь собственным решениям. Между тем, может случиться так, что идеи, которые казались правильными, со временем, в процессе дискуссии, окажутся ложными. Тогда снова нужно мужество, но уже не для того, чтобы что-либо доказать свою правоту, а наоборот, для того, чтобы отказаться от своих взглядов.

Не менее ценной чертой в структуре творческого потенциала является настойчивость в достижении поставленной цели. Здесь имеются в виду волевые усилия, направленные на преодоление трудностей, которые возникают в процессе решения творческой задачи. Настойчивость помогает доказать решения Связь до логического завершения, а не зииты с дистанции на полпути. Путь к вершинам творческих достижений тернист и труден. Нередко ученый или художник встречает на нем казалось бы непреодолимые трудности. В такой ситуации на помощь должна прийти вера в то, что к заветным далей дойти можно, что трудности временные, что не вся дорога ими устлан, что будут минуты стремительного приближения к поставленной цели. Убедить себя в этом, не будучи оптимистом, невозможно.

Ценным компонентом творческого потенциала индивида является предоставление им преимущества сложном перед простым, стремление познать смысл, а не ограничиться формой. Это способствует получению индивидуумом нетрадиционных, нестандартных решений творческих задач, а также формулировке задач, решения которых потенциально таят в себе значимый скачок вперед, поскольку противоречия в содержании всегда фундаментальные?? И, чем противоречия в форме, и устранения первых всегда сопровождается более кардинальными изменениями, чем ликвидация остальных. В процессе решения задач человека подстерегает возможность свернуть с нестандартного пути развития своего мнения и пойти накатанной дорогой. Чтобы не соблазниться на такие действия, индивид должен обладать стремлением отойти в процессе решения задач можно дальше от обычных, тривиальных решений, проявить при этом свое "Я", оригинальность собственного мышления, по своей сути является тем же предпочтением сложном перед простым. Нужно помнить, что стремление как можно дальше отойти от обычного не должно быть самоцелью, а должна служить условием нахождения оригинального решения творческой задачи. Стремление быть оригинальным во всем так же вредно, как и нежелание выделяться от других.

Сложные задачи нередко требуют мобилизации творческих сил целой группы ученых, инженеров, экономистов и т.д.. Эффективность коллективного поиска решения зависит от многих факторов, ведущим среди которых принципиальность индивида в существенном и компромиссность в пустячному. Там, где речь идет о принципах, основах, кардинальное отличие подходов, там нужно в пределах разумного доказывать свою правоту, пока не убедишь оппонента, или сам не убедишься. Но там, где речь идет о частичном, поверхностное, не принципиальным, индивиду ради общего положительного результата нужно уметь пойти на компромисс, согласиться с оппонентом, даже до конца не разделяя его взглядов. Оптимальное соотношение принципиальности и компромиссности в характере индивида помогает ему обойти конкурирующие факторы в процессе самостоятельной работы над проблемой. Особенно это характерно для технической и организационной творчества, когда свести на нет негативное воздействие тех или иных факторов невозможно, а потому приходится что-то устранять, а с чем-то мириться. На эффективности коллективной и индивидуальной творчества значительной степени сказывается беспристрастное отношение индивида к чужим взглядам, мыслей, идей и т.д..

В творческом потенциале личности должен найти себе место активная жизненная позиция! скромность в оценке результатов собственного труда. Люди с активной жизненной позицией стремятся овладеть силами природы и использовать их на пользу человечества. Индивиды, для которых характерна указанная выше скромность, осознают мизерность собственных достижений по сравнению с огромным размером нерешенных и доступных для решения проблем.

На результатах творческой деятельности сказывается целеустремленность индивида. Каждому человеку для того, чтобы добиться чего-то в жизни, нужно поставить перед собой определенную цель и, не изменяя ей, постепенно приближаться к ней. Это требование несколько противоречит ориентирам всестороннего развития. Поэтому для достижения успехов в творчестве индивид имеет оптимально сочетать общие и специальные знания и интересы и на этой основе целенаправленно добиваться поставленной цели в жизни.

Структурно творческий потенциал индивида представляется также сбалансированной требовательностью к результатам своего труда. История науки и техники и т.д. переполнена примерами, когда авторы, сделав определенное открытие или изобретение, не спешили с их опубликованием. Бывают случаи, когда эмоциональный результате полученных результатов настолько велико, что автор не в силах удержаться, чтобы не сообщить о них, дополнительно, НЕ убедившись в их достоверности. Как первая, так и вторая крайности вредны.

Важной чертой характера личности есть страсть к упорядочению, систематизации имеющихся знаний и представлений. Ища логическую связь между отдельными элементами, вимощуючы из них определенную конструкцию, индивид нередко наталкивается на элементы, которые не стыкуются со всеми остальными. В таком случае в образованных конструкциях могут появляться пустые места, незаполненные ячейки. Открытие таких пустых ячеек является предпосылкой возникновения проблемной ситуации и формулирование проблемы или творческой задачи. Вместе с тем, эта черта характера не должна противоречить терпимости к временному без порядку, хаоса, абсурда. На примере взаимодействия указанных черт наблюдается их диалектическая взаимосвязь. Сначала индивид стремится упорядочить имеющийся материал, потом оказывается, что упорядочил он его не ради того, чтобы им удовлетвориться, а чтобы через порядок прийти к новому беспорядка, и так без конца.

А. Мелик-Пашаев относится к тех исследователей, которые относят к компонентам творческого потенциала духовность, хотя в его трактовке она выступает в понятии «душа». А. Киричук духовность рассматривает как важную предпосылку творческой самореализации личности, причем не в идеальном, а на реально-практическом уровне. Указанный автор духовность рассматривает не как априори существующую субстанцию, а как такую, которую следует целенаправленно развивать в человеке. Дух рассматривается им как имманентная способность человека к свободному деяния, поступка, духовность - как системное психическое образование, специфическая человеческая черта, представляется ее ценностно-смысловой сознанием, в отличие от понятийно-логической; катарсис (в общем виде) - истинное самоочищения, направлен на отделение индивида (личности) от среды и неограниченное повышение его над этой средой. Духовно-катарсический активность проявляется на креативно-творческом уровне саморегуляции досуговых-игровой, физически-оздоровительной, художественно-образной, предметно-пре-тельные, учебно-познавательной, социально-коммуникативной, общественно-полезной, национально-гражданамской активности личности. Предпосылкой духовно катарсический активности выступает достаточно развита "Я" - концепция "личности - система представлений личности о себе, на основе которых она строит свои отношения с миром и собой .

Осознавая сложность структуры творческого потенциала индивида, некоторые исследователи все же пытаются выделить в нем такие качества, которые при минимальной своем количестве, характеризовали бы творческий интеллект в целом. В одном из подходов среди доминирующих признаков выделяют дивергентность мышления. Среди ведущих качеств личности часто выделяют воображение. Нередко творческую личность связывают с индивидом, для которого характерно обучение на данных прошлого опыта. Иногда об уровне творческих способностей индивида судят на основе того, как он выходит из тупиковых ситуаций при временных неудач. Имеют место случаи, когда в структуре творческого потенциала выделяют ценностную, эмоционально-мотивационную и интеллектуальную сферы . Известны и другие подходы к раскрытию структуры творческого потенциала индивида, но все они, несмотря на свою ценность имеют определенные недостатки, типичными из которых являются их ограниченность, вырывание отдельных качеств с целостной структуры личности.

последнее время активизировались поиски путей и средств развития творческого потенциала личности. Это объясняется тем, что в условиях высокотехнологичного производства без должного творческого потенциала индивид, общественная группа или народ оказываются на обочине цивилизацииних процессов. Е. Яковлева , в частности, разработала программу творческого развития личности, апробированную на учащихся школьного возраста. Программа состоит из четырех блоков: 1) "Я-Я" (общение с самим собой), 2) "Я - другой" (общение с другим)

"Я - общество" (общение с общественными институтами) 4) "Я - мир" (как я исследую этот мир). Указанная программа разработана с учетом того факта, что несомненной зависимость уровня развития способностей от природных задатков, особенностей нервной системы; другим источником развития способностей являются социальные условия обучения и воспитания индивида.

Итак, можно сделать вывод, что структурно творческий потенциал личности определяется основными формами проявления психики человека, а именно: познавательными и эмоционально-волевыми процессами, психическими состояниями, свойствами и т.д.. Творческий потенциал, бесспорно, определяется способностью индивида сконцентрироваться на объекте восприятия. Одним из признаков индивида, без которой не мыслится его творчество, является наблюдательность. Для эффективной творческой деятельности необходимо обладать способностью оптимального восприятия предметов и явлений объективного мира. Творческий потенциал определяется также способностью оптимально целостно воспринимать объекты и явления окружающей действительности. Для творчества важно обладать способностью воспринимать предметы и явления объективного мира в как можно большей совокупности их свойств и представлять в ситуациях, в которых различные свойства выступают как существенные. Ведущее место в структуре творческого потенциала личности занимают характеристики воображения. Поскольку в продуцировании новых идей участвуют побочные продукты объектной действия, то творческий потенциал индивида необходимо должен быть представлен его хорошо развитой невольной памятью, кроме того, для продуктивного творчества важно, чтобы память была подвижной и точной. Среди структурных компонент творческого потенциала личности, пожалуй, центральное место принадлежит качествам мышления; особое значение имеют такие признаки мышления, как скорость, гибкость, оригинальность и точность; естественно, что для продуктивной творческой деятельности необходимо хорошо развито логическое мышление; не менее важным в структуре творческого потенциала индивида является хорошо развито интуитивное мышление. Одной из предпосылок творческого мышления является способность индивида мыслить самостоятельно. Чтобы индивид мог мыслить самостоятельно, он прежде всего должен обладать такой чертой характера, как смелость. Ценной чертой характера личности есть решимость. От индивида, который предлагает новые решения проблемы, требуется определенное мужество. Чтобы не растеряться в условиях неопределенной ситуации, индивид должен быть оптимистом. Не менее ценной чертой в структуре творческого потенциала является настойчивость в достижении поставленной цели. Ценным компонентом творческого потенциала индивида является предоставление им преимущества сложном перед простым, стремление познать смысл, а не ограничиться формой. Эффективность коллективного поиска решения проблемы зависит от многих факторов, ведущим среди которых принципиальность индивида в существенном и компромиссность в пустячному. На эффективности коллективной и индивидуальной творчества значительной степени сказывается беспристрастное отношение индивида к чужим взглядам, мыслей, идей и т.д.. В творческом потенциале личности находит себе место активная жизненная позиция индивида и его скромность в оценке результатов собственного труда. На результатах творческой деятельности сказывается целеустремленность индивида. Структурно творческий потенциал индивида представляется также сбалансированной требовательностью к результатам своего труда. Важной чертой характера личности есть страсть к упорядочению, систематизации имеющихся знаний и представлений; вместе с тем, эта черта характера не должна противоречить терпимости к временному беспорядка, хаоса, абсурда. К составляющим творческого потенциала личности относят и его духовность.

Список литературы

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: РГУ, 1983. - 176с.

Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психолог очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещ., 1993. - 93 с.

Волощук И.С. Научно-педагогические основы формирования личности. - М.: Пед. мысль, 1998. - 160 с.

Киричук О. Духовно-катарсический активность личности: сущность, функции, генезис //Реабилитационная педагогика на рубеже XXI в Научно-методических. сборник. - Ч. И. - К., 1998.

Киричук О. Развитие и самореализация личности в условиях образовательного учреждения //Начальная школа. - 2002. - № 5. - С. 28 - 30.

Костюк Г.С. Способности и их развитие у детей. - М.: Т-во "Знание", 1963. -80 С.

Моляко В.А. Психологическая готовность к творческому труду. -К.: Т-во "Знание" УССР, 1989. - 48 с.

Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М.: Молодая гвардия, 1987. - 192 с.

Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

ИИИумилинА.Т. Проблемы теории творчества: Монография. - Москва: Высш. шк., 1989. - 143 с.

Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии. -1996. - № 3. - С. 28-34.

Baker К. R. The nursery school fosters creativity //Education. - 1967. - Vol. 37. - No. 8, - P. 467-473.

Givens P.R. Creativity and the Gifted Child //Educational Theory. - 1963. - Vol. 13. - No. 2. - P. 128-131.

Guilford J.P. Creativity: yesterday, today, tomorrow //Journal of Creative Behavior. - 1967. - Vol. 1. - P. 3-14.

Knipner S. Characteristics of gifted child //Education. - 1967. - Vol. 88. - No. 1. - P. 22-24.

TorranceE.P. Uniqueness and Creativity //Educational Leadership. - 1967, - Vol. 24. - No. 6. - P. 493-496.

Woodman R. W. Creativity as construct in personality theory //Journal of Creative Behavior. - 1981. - Vol. 15. - P. 42-66.

The accent on the structural components of personality creative potential is made in the article. Various interpretations of the phenomenon of creation, its nature, basis, structure of creative process, methods of development of creative capabilities take place and others like that. The searches of ways and facilities of development of personality creative potential activated lately.

Key words: creation, creative activity, creative capabilities, creative potential of personality, structural components, psychological aspect.

Строго научным предметом исследования «творческий потенциал» становится в начале XX века (П.К. Энгельмейер). Затем всплеск активности в изучении отдельных аспектов развития творческого потенциала личности отмечается в 60-80-е гг. в философии (С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Коравчук, И.О. Мартынюк и др.), а также в психологии (Л.Б. Богоявленская, Л.Б. Ермолаева-Томина, Ю.Н. Кулюткин, А. М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская и др.) [Яцкова, 2012].

В педагогике активное изучение данного феномена началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека, как отмечает О. Ю. Яцкова явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил [Яцкова, 2012].

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий и характеризуется как психические возможности, задатки, способности, качества, наклонности, энергия, продуктивные силы, потребности познания самого себя (И. Кант, Г. Гегель, Н. А. Бердяев, М. К. Мамардашвилли и др.). Данное понятие в исследованиях К. Роджерса, А. Маслоу, Э. Фромма соотносится с процессами актуализации, реализации, развертывания, воспроизведения, раскрытия, воплощения, восхождения к самому себе, стремления «выйти за рамки», накопления социального опыта, самосозидания, самовыражения, самоутверждения, самореализации и развития [Яцкова, 2012].

Как отмечает И.М. Ярушина, понятие «потенциального» подразумевает такие свойства и возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. Но потенциальное выступает и как результат развития, а также как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития [Ярушина, с.12].

Под творчеством понимаются самые различные психологические феномены: процесс по созданию новых материальных и духовных ценностей (Е.Л. Яковлева, Е. Торранс, Н. Роджерс), духовное состояние человека (В.Д. Шадриков), взаимодействие, ведущее к развитию (Я.А. Пономарев), создание чего - то уникального (Д. Морган), элемент любого трудового процесса (Т.Н. Балобанова, Т. Эдисон), интеллектуальная активность (Д.Б. Богоявленская).

По мнению Е.А. Яковлевой, творчество есть процесс выявления собственной индивидуальности. Творчество неотделимо от индивидуальности человека, оно предстает как реализация личностью своей универсальности [Яковлева, с.10].

Анализ литературы показал, что существует множество точек зрения на сущность творчества. При всем разнообразии определений творчества его суммарная характеристика заключается в том, что творчество - это способность создавать что-то новое, оригинальное.

Как отмечает И.М. Ярушина, смысл человеческого существования сводится к реализации этого стремления, в самовыражении как обретении себя. Творческость, способность к творчеству является общеродовым качеством человека, т.е. присуща всем, но развита может быть в разной степени [Ярушина, 2007].

Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения. Так, с точки зрения аксиологического подхода (М.С. Каган, А.В. Кирьякова и др.) творческий потенциал понимается как репертуар полученных и самостоятельно выработанных умений и навыков, как способности к действию и мера их реализации в определенной сфере деятельности и общения [Ярушина, 2007].

Авторы онтологического подхода (М.В. Копосова, В.Н. Николко и др.) рассматривают творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации. М.В. Копосова рассматривает творческий потенциал как «характерное свойство индивида, определяющее меру возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации» [Копосова, 2007].

Данный феномен признается важнейшим родообразующим фактором человечества, способом актуализации творческой сущности отдельно взятого человека.

С позиции развивающего подхода (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.Л. Пихтовников) творческого потенциал личности определяется его как совокупность реальных возможностей, умение и навыков, определенный уровень их развития.

В рамках деятельностно-организационного подхода (Г.С. Альтшуллер, И.О. Мартынюк, В.Г. Рындак) осуществляется рассмотрение данного феномена как качества, характеризующего меру возможностей личности осуществлять деятельность творческого характера.

В.Г. Рындак творческий потенциал определяет как «систему личностных способностей, позволяющих оптимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями, и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности и побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию» [Рындак, 2008].

В работах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, Я.А. Пономарева и других представлен способностный подход, который позволяет отождествить творческий потенциал с творческими способностями человека и рассмотреть его как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности. В трудах Д.Б. Богоявленской подчеркивается, что показателем творчества является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный [Богоявленская, 2003].

В трактовке Я.А. Пономарева творчество рассматривается как «взаимодействие, ведущее к развитию». Исследователь отмечает, что «к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество» [Пономарев, 2006].

Т.А. Саломатова, В.Н. Марков и Ю.В. Синягин рассматривают творческий потенциал личности с позиции ресурсного подхода. Исследователи подчеркивают, что потенциал, являясь ресурсным показателем, постоянно расходуется, возобновляется в ходе жизнедеятельности субъекта, реализуется во взаимоотношении с окружающим миром, а также является системным качеством [Саломатова, 2009].

По мнению сторонников энергетического подхода (Н.В. Кузьмина, Л.Н. Столович), творческий потенциал отождествляется с психоэнергетическими ресурсами и резервами личности, которые выражаются в необычайной интенсивности духовной жизни и могут разряжаться в других видах деятельности [Кузьмина, 2006].

П.Ф. Кравчук, А.М. Матюшкин творческий потенциал личности изучают с позиции интегративного подхода. Исследователи определяют интегративность как его характерное свойство, и характеризуют творческий потенциал как дар, который имеется у каждого. Интегративная личностная характеристика при этом выступает системным динамическим образованием, которое отражает меру возможностей актуализации ее сущностных творческих сил в реальной преобразовательной практике; выражает отношение человека к творчеству (позиции, установку, направленность [Кравчук, 2009].

Т.Г. Браже определяет творческий потенциал как сумму системы знаний, умений и убеждений, на основе которых строится и регулируется деятельность; развитого чувства нового, открытости человека ко всему новому; высокой степени развития мышления, его гибкости, нестереотипности и оригинальности, способности быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности. И развитие творческого потенциала в целом состоит в нахождении способов развития каждого из компонентов и путей их взаимосвязей [Браже, 2006].

Н. В. Новикова творческий потенциал определяет как «совокупность внутренних возможностей, потребностей, ценностей и присвоенных средств достижения личностью таких состояний сознания, которые выражаются в готовности личности к творческой самореализации и саморазвитию; в реализации личностью собственной индивидуальности» [Новикова, 2011].

В.И. Маслова определяет творческий потенциал личности как системную характеристику (или систему свойств) личности, которая дает ей возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно [Маслова, 2003].

Анализ философской и психологической литературы показывает, что до настоящего времени нет единства в определении и содержании понятия «творческий потенциал».

В целом, можно сделать вывод о том, что творческий потенциал личности представляет собой интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии.

С точки зрения Ю.Н. Кулюткина творческий потенциал личности, определяющий эффективность ее деятельности в изменяющемся мире, характеризуется не только сложившимися у человека ценностно-смысловыми структурами, понятийным аппаратом мышления или методами решения задач, но и некоторой общей психологической базой, детерминирующей их [Кулюткин, 2006].

По мнению Ю.Н. Кулюткина, такая база (такой потенциал развития) является системным образованием личности, которое характеризуется мотивационными, интеллектуальными и психофизиологическими резервами развития, а именно:

– богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на все более полную самореализацию в различных сферах труда, познания и общения;

– уровнем развития интеллектуальных способностей, позволяющих человеку эффективно решать новые для него жизненные и профессиональные проблемы, особенно глобального характера, то есть: быть открытым по отношению к новому; реалистически подходить к возникающим проблемам, видеть их во всей сложности, противоречивости и многообразии; обладать широким и гибким мышлением, видеть альтернативные пути решения и преодолевать сложившиеся стереотипы; критически анализировать опыт, уметь извлекать уроки из прошлого;

– высокой работоспособностью человека, его физической силой и энергией, уровнем развития его психофизиологических возможностей [Кулюткин, 2006].

Структурно-содержательный план творческого потенциала, по мнению исследователя, отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности, комплекс личностных проявлений, но не сводится к ним. Вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления человека в полной мере реализовать свои возможности, от степени его внутренней свободы; от сформулированности социального чувства (действенность, созидательность) [Кулюткин, 2006].

Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения.

Как отмечает И.М. Ярушина, когда говорят о творчестве в детском возрасте, чаще всего имеют в виду раскрытие в процессе обучения и воспитания творческого потенциала личности растущего человека [Ярушина, 2007].

Развиваясь в процессе деятельности и стимулируясь ее ведущими мотивами, творческий потенциал характеризует меру возможностей личности и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию субъективно нового продукта, определяя этим творческий стиль самой деятельности. Поэтому целью развития творческого потенциала личности является создание предпосылок для ее творческой самореализации [Ярушина, 2007].

В качестве исходного фактора накопления и реализации творческого потенциала В.И. Маслова выделяет мотивационную готовность к творчеству. Если в формировании общей интеллектуальной способности велика роль генотипа, то в развитии творческого потенциала определяющими условиями становятся среда и мотивация (Э.А. Голубева, В.Н. Дружинин, В.И. Кочубей, А. Маслоу). Наиболее общей характеристикой и структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности, доминирующая познавательная мотивация. Она выражается в поисковой активности ребенка, проявляется в повышенной сензитивности и избирательности к новому и необычному [Маслова, 2003].

По мнению В.И. Масловой творческий потенциал включает в себя следующие структурные компоненты:

– мотивационный компонент выражает уровень и своеобразие интересов и увлечений ребенка, заинтересованность и активность его участия в творческой деятельности, доминирующую роль познавательной мотивации;

– интеллектуальный компонент выражается в оригинальности, гибкости, адаптивности, беглости и оперативности мышления; легкости ассоциаций; в уровне развития творческого воображения и в использовании его приемов; в уровне развития специальных способностей;

– эмоциональный компонент характеризует эмоциональное отношение ребенка к процессу и результату творческой деятельности, эмоциональный настрой на нее, эмоционально-образные характеристики психики;

– волевой компонент характеризует способность ребенка к необходимой саморегуляции и самоконтролю; качества Внимания; самостоятельность; способность к волевому напряжению, устремленность к цели творческой деятельности, требовательность ребенка к результату собственного творчества [Маслова, 2003].

Как отмечает В.И. Маслова, названные компоненты творческого потенциала взаимно связаны между собой и с целостной его структурой. Так, обеспечение условий формирования интересов будет способствовать развитию эмоциональной сферы (К.Э. Изард, А. Маслоу, Дж. Сингер и др.); направленное формирование эмоционально-образной сферы – развитию интеллекта и мотивации; включение интуитивного поиска и ассоциативного процесса – развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер; создание интенсивной и перспективной мотивации – развитию всех сфер; формирование критического отношения и стремлений к совершенствованию продуктов творческой активности – развитию волевой сферы [Маслова, 2003].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что для развития творческого потенциала необходимо обеспечить переход совокупности творческих способностей и психических новообразований дошкольников из потенциального состояния в актуальное, из состояния возможного в действительное, что в результате побудит детей к проявлению и развитию творческой индивидуальности.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Как показал анализ, существуют следующие подходы к понятию «творческий потенциал»: аксиологический, онтологический, развивающий, деятельностно-организационный, энергетический, способностный, ресурсный, интегративный. Проведенный теоретический анализ позволяет рассматривать творческий потенциал личности как общеличностную способность человека к творению нового, которая выражена в особенностях: личностных (эмоциональная стабильность, адекватная или высокая самооценка, нацеленность на успех, самостоятельность, уверенность в своих силах, мотивированность на творческое самовыражение); когнитивных (любознательность, беглость, гибкость, оригинальность мышления); коммуникативных (эмпатия, развитая способность к взаимодействию).


Похожая информация.


До сих пор в литературе вопрос о структуре творческого потенциала не решен. Эмпирический путь – принцип составления «списков качеств», «пакетов качеств» – представляется нам устаревшим. Практически все авторы, причастные к такому решению проблемы структуры творческого потенциала личности, специально оговаривались: в «списках» наиболее существенных, по их мнению, качеств порядок перечисления совершенно случайный. То есть речь идет о составе, а не об иерархии элементов системы творческого потенциала личности. Г. Л. Пихтовников, например, предлагает 257 основных качеств .

Вместе с тем, на уровне установления иерархии связей между элементами, качествами творческого потенциала мнения исследователей расходятся. Различны принципы структурирования. Нет единства мнений о механизмах взаимодействия компонентов, качеств, блоков, составляющих эту структуру.

Мы считаем, что сегодня нет необходимости в исследовании признаков творческой личности идти путем выявления ее отдельных свойств, то есть эмпирическим путем. Важнее и полезнее, основываясь на уже известном материале, полученном эмпирически, синтезировать важнейшие свойства творческой личности в единую динамическую систему, выяснить основные закономерности ее функционирования, использовать результаты для углубления представлений о природе и структуре творческого потенциала личности.

Интересна концепция М. С. Кагана, согласно которой личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами:

Гносеологическим,

Коммуникативным,

Аксиологическим,

Художественным и

Творческим.

«Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию, созидательному и (или) разрушительному, продуктивному или репродуктивному, и мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сфере труда, социально-организаторской и революционно-критической деятельности»,– пишет М. С. Каган . Нам кажется спорным обособление в системе потенциалов личности творческого потенциала и рассмотрение его как одного из структурных элементов: творчество, являясь специфически качественной характеристикой деятельности, имеет общий характер, следовательно, и творческий потенциал в той или иной мере содержится в каждом потенциале личности. Целесообразно, по нашему мнению, вести речь о творческом потенциале личности как едином образовании и внутри этого единого феномена выделять структурные элементы. Личность человека, зависит как от общественных отношений и культурных воздействий, так и от личных данных индивида, его индивидуальности.


Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры общества, нации, этноса, в результате чего и происходит превращение всеобщих (объективированных в продуктах труда) способностей в индивидуальные способности и творчество. Индивидуализация есть обретение и развитие человеком «я», проявление всеобщего в единичном, перевод сущностных сил общества в сущностные силы личности.

Индивидуальность проявляется в природных задатках, предрасположенности к определенным видам деятельности при различиях в психическом складе. Люди могут быть склонны к различным видам занятий внутри одного и того же вида деятельности. Это является одной из причин разделения труда и сохранения различных профессий. Социализация означает включение человека в систему общественных отношений.

На развитие личности влияет совокупность общественных отношений в целом, но это влияние обычно опосредуется микросферой – конкретным ближайшим окружением. Микросфера в значительной мере обусловливает участие человека в тех или иных видах деятельности, ориентирует на выбор занятий, формирует потребности, интересы и установки. Человек одновременно включен в целый ряд «микросфер» (семья, труд, коллектив, товарищи по учебе и т.п.), влияние которых «разновекторно».

Вместе с тем, этот процесс индивидуален, т. к. каждый человек присваивает общественные отношения избирательно, не так, как другие люди. Чем более развита индивидуальность личности, тем критичнее оценка и выбор предлагаемых ориентаций.

Социализация индивида одновременно выступает и индивидуализацией, процессом формирования его специфических черт, индивидуальности. Социализация не существует без индивидуальности и наоборот.

Можно говорить о том, что индивидуализация – конкретная форма социализации, а социализация – это глубинная форма, содержание процесса индивидуализации. Таким образом, единство социализации и индивидуализации можно представить не только как единство и противоположность сущности и явления, но и содержания и формы. Это единство формируется в процессе участия личности в многообразных видах социальной деятельности, и чем шире круг социальной деятельности, чем полнее развита личность, тем ярче проявляется ее индивидуальность.

Действительно, сегодня нет ни одной концепции творчества и одаренности, где бы не признавалась роль мотивов. Однако, это как правило суммарный подход или, в лучшем случае как у Рензулли, искомое определяется "на пересечении" равнозначных факторов.

В противоположность этому наш подход базируется на едином критерии творческого потенциала личности, в качестве которого выступает выделенная единица анализа творчеств, раскрываемая нами как способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта. Как синоним этого понятия в наших работах используются термины: ситуативно-нестимулированная продуктивная деятельность, познавательная самодеятельность и интеллектуальная активность (ИА).