Что ели и пили люди прошлого? Вопрос о первобытных людях Расселение людей типа синантропа.

Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих, передает РИА Новости со ссылкой на статью, опубликованной в журнале PLoS One.

Считается, что художники имели весьма поверхностное представление о том, как животные используют свои конечности для движения, до 1887 года. В этом году известный американский фотограф Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge) выпустил многотомный труд по движению животных, где систематизировал данные, полученные при изучении фотографий шагающих или бегущих четвероногих. Эта работа стала отправной точкой для множества учебных пособий по художественному искусству и биомеханике.

Группа ученых под руководством Габора Хорвата (Gabor Horvath) из университета имени Лоранда Этвеша в Будапеште (Венгрия) проверила, как хорошо доисторические живописцы разбирались в устройстве конечностей животных, которых они рисовали.

Для этого Хорват и его коллеги собрали свыше тысячи фотографий наскальной живописи и современных рисунков и проанализировали их с точки зрения механики движения четвероногих млекопитающих.

Как объясняют ученые, практически все млекопитающие, кроме приматов, выработали особую стратегию движения при ходьбе. Как правило, ноги животных касаются и отрываются от земли в строгой очередности - сначала шаг делает левая задняя нога, затем левая передняя, и только после этого - правая задняя и правая передняя. Подобная последовательность обеспечивает максимальную устойчивость тела в ходе движения и не дает четвероногому упасть.

Оказалось, что древние художники достаточно хорошо разбирались в анатомии и механике движения тех четвероногих, которых рисовали. По расчетам Хорвата и его коллег, пещерные живописцы корректно нарисовали мамонтов и других животных на 54% наскальных картин.

С другой стороны их "конкуренты" - художники Средневековья и Нового Времени - выступили намного хуже. Как утверждают ученые, ошибки присутствовали на 83,5% изображений. После выхода многотомника Мейбриджа количество ошибок сократилось до 58%. Тем не менее, этого было недостаточно - современные художники все же делают на 12% больше ошибок, чем авторы наскальных рисунков.

Как полагают ученые, подобную разницу в мастерстве современных и доисторических художников можно объяснить тем, что последним приходилось охотиться на животных, которых они рисовали.

По всей видимости, древним живописцам приходилось долго наблюдать за манерой движения и анатомией своих будущих жертв, знания о которой они переносили на свои рисунки. Большинство современных художников не обременены подобной необходимостью, что и объясняет большое число ошибок на их работах.

Мир Вам, Сергей!

Приведу цитату из книги Константина Пархоменко "Сотворение мира и человека":

"В 1856 году близ впадения реки Дюссель в Рейн, в долине Неандер были обнаружены странные человеческие кости. Многочисленные ученые объявили их останками доисторического человека, переходного звена от обезьяны к человеку. В 1861 году эти останки назвали Гомо неандерталенсис . Однако уже в 1872 году берлинский ученый, всемирный авторитет в патологоанатомии Рудольф Вирхов объявил, что речь идет о скелете обычного человека, лишь страдавшего с детства рахитом, а под старость мучившегося от подагры; наложившиеся друг на друга болезни деформировали скелет. Имя Вирхова на время угасило споры, но в 1887 году в пещере Лек-о-Рош (Бельгия) ученые Марсель де Пюид, Жан Фрепон и Макс Лоэст обнаружили останки двух людей безусловно «неандертальского» типа. Скелетам сопутствовали грубые каменные орудия и кости ныне вымерших в Европе животных: мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. К началу XX века в ученом мире практически стало признанным положение о том, что много десятков тысяч лет назад в Европе жили люди, отличающиеся рядом черт от современных людей.

Другой ученый (Эжен Дюбуа) в 1891–1892 годах на острове Ява также находит останки ископаемого человека. Через два года он публикует научный труд под названием: «Питекантроп прямоходящий, человекоподобная переходная форма с острова Ява». Последующая за Дюбуа экспедиция датирует слой почвы, в котором были обнаружены кости питекантропа, в 500-600 тыс. лет.

Находки следуют одна за другой. В 1908 году швейцарец Отто Гаузер находит в долине реки Везеры (Южная Франция) первое неандертальское погребение. На сегодняшний день известно более сотни таких погребений. Погребения убедительно доказали, что неандертальцы тоже были людьми, так как они хоронили своих умерших в особых местах. Ныне совершенно ясно установлено, что неандерталец – действительно человек, отличавшийся от современного рядом признаков, но уже имевший систему религиозных представлений.

В конце 20-х годов XX века на Яве были обнаружены останки еще нескольких питекантропов, исследование которых подтвердило гипотезу о том, что питекантроп был не обезьяной, но человеком (во всяком случае, это явствует из его анатомических особенностей), хотя большинство антропологов относят питекантропов к подсемейству людей, но к иному, чем неандерталец или современный человек роду.

Тогда же, в 20-х годах XX века, в Китае молодой ученый Пэй Вэньчжун открыл ископаемые останки другого древнего человека. Найдены были и пещеры, где жили эти люди. Оказалось, что синантроп («китайский человек» – так назвали находку) знал огонь и активно им пользовался. В пещерах найден многометровый слой золы и следы приготовленного на пламени мяса животных. Однако он еще более отличался от современного человека и даже от неандертальца. Ныне его предпочитают называть не обезьяночеловеком, но человеком прямоходящим (Гомо эректус ). Считается, что он жил по всему миру,6–1,2 млн. лет назад.

Современной палеонтологии известны находки и еще более архаичного человека, т.н. Гомо хабилис («человек умелый»), обитавшего в Африке 2,5–1,5 млн. лет назад. Этот человек уже изготавливал однотипные орудия из камня, костей животных, дерева, строил круглые хижины. Рост этих людей составлял 120–150 см., масса его была около 50 кг. Стопа этого древнего обитателя Земли свидетельствует о прямохождении, а кисть руки – о сильной и точной хватке.

Но наиболее древними представителями человеческого рода многие исследователи считают австралопитеков, так называемых южных обезьян. Они жили в Африке около 4 млн. лет назад.

Вот о том, обезьяны австралопитеки или люди, еще можно спорить. Точно известно, что австралопитеки изготавливали простые каменные орудия, активно пользовались орудиями из подправленной резцом кости и дерева, ходили на верхних??? конечностях, сохраняя вертикальное положение тела. Значит, это люди?

Другие же говорят, что это просто самая высокоразвитая обезьяна. Многие ученые считают, что от австралопитека произошли известные сегодня человекообразные обезьяны – гориллы и шимпанзе, которые носят на себе следы явного вырождения и деградации древнего австралопитека.

Как мы можем узнать, о чем думал, о чем мечтал, во что верил древний человек, если сегодня нам доступны лишь некоторые следы материальной культуры, оставшейся после него?.. Ни документов, ни надписей от того времени не сохранилось... Однако нам может помочь исследование сегодняшних примитивных племен, живущих в Австралии, Африке. Эти племена, не знающие ни гончарного искусства, ни выплавки металла, не знающие земледелия и скотоводства, являют нам уровень жителей верхнепалеолитического времени. Ряд ученых предполагает, что современные примитивные племена даже менее развиты, чем древние, ибо те шли наперекор природе, «приручали» огонь, учились обрабатывать землю и одомашнивали животных, а многие племена нынешних аборигенов не только не делают этого, но даже игнорируют пришельцев из цивилизации, приносящих им элементы более развитой культуры.

Палеонтология не знает, почему вдруг из животного мира выделился род человека. Обычно это связывают с резким похолоданием на Земле, случившимся около 3, 5 млн. лет назад. Тогда тропические леса сменились в Африке засухоустойчивой саванной и некоторые высшие обезьяны, приспосабливаясь к жизни в высокой густой траве, встали на задние конечности. Но эта гипотеза ничего не объясняет. Почему у других животных в результате смены климата утончалось обоняние, развивались способности к быстрому бегу, у жирафа вытягивалась шея – а человек пошел по иному пути, по пути увеличения мозга, отказываясь от быстроты, силы, острых клыков и зубов? В случае с человеком произошло нечто прямо противоположное тому, что произошло с животными. Не человек стал приспосабливаться к среде, но он стал среду приспосабливать к себе.

Можно даже сказать и другое. Когда мы говорим о развитии человека, мы забываем, что это «развитие» с нашей точки зрения, с точки же зрения природной – это деградация. Деградация потому, что, с точки зрения естественной, человек становится все менее приспособленным для жизни в дикой природе. Но вдруг оказывается, что эта деградация становится новым и уникальным направлением развития, ибо теперь человек начинает развиваться так, что он может все больше и больше пренебрегать природой, диктовать ей свои условия. Вдруг он начинает изменять среду своего обитания, делать ее для себя все более удобной и комфортной.

Чтобы просто жить в джунглях, интеллекта не нужно, но чтобы построить шалаш, возжечь огонь или обтесать зубило, безусловно, нужен творческий интеллект, и если это есть, мы смело можем сказать, что перед нами человек.

Ученые говорят, что первые каменные орудия изготавливал уже австралопитек и произошло это примерно 2,5 млн. лет назад. Напомним, что прямохождение насчитывает 4 млн. лет. И вот здесь важно сделать одно существенное утверждение.

Не следует думать, будто примитивность первых орудий человека свидетельствует о примитивности его разумности. На протяжении всей истории мы видим совершенствование технического уровня человека, скажем так, совершенствование «средств подчинения внешнего мира человеку» (А. Зубов). И здесь, конечно, некое поступательное движение заметно. Неандерталец примитивней земледельца неолита, тот примитивней афинянина эпохи Перикла, а афинянин примитивней европейца XX века. Однако эта линия поступательного совершенствования не параллельна духовному развитию человека. Верхнепалеолитическая живопись нисколько не примитивней современной живописи – и по духовному смыслу, вложенному в рисунок, и по символике, и проч. Так же и роспись керамики, которой 6 тысяч лет, не уступает современным образцам. Техника, мастерство рисунка – да, подчас уступает современным, но не смысл, не насыщенность информацией или эмоциями. Так же Псалмы Давида или «Песнь Песней», философия Платона и Аристотеля, статуи Фидия, умозрения Упанишад не только не уступают современным произведениям любовной поэзии, философии или скульптуры, но превосходят их... И это потому, что область культурного, то есть сфера проявлений человеческого духа, не развивается, а пребывает . И время от времени то здесь, то там достигает исчерпывающего самовыражения в красоте и гармонии. Отсюда можно заключить, что человеческий дух – не нечто эволюционирующее вместе со средой, но нечто постоянное, пребывающее в человеке одинаково во все времена его существования . «Именно поэтому разумность культуры можно выводить из уровня цивилизационного развития общества не в большей степени, чем духовную красоту человека из его способности собрать телевизор или построить прочный каменный дом» (А. Зубов).

Так же, как и современный человек, древний человек ставил перед собой вопросы: откуда он, зачем живет, как жить в единстве с вечностью ...

Безусловно, изучение религии древних народов требует огромного труда. Если это трудно сделать даже на материале исчезнувших, но оставивших нам источники цивилизаций, то тем более это сложно сделать, когда о народе мы знаем мало, когда все, что нам осталось, – это пепел костра, кости, черепки... На основании этого некоторые ученые предположили, что древнейший человек был безрелигиозен. Но это поспешный и совершенно непрофессиональный вывод, простительный только тем, кто науку подчинял идеологии (например, атеистической). Современные ученые считают, что древний человек был религиозен!

Все время от появления первых каменных орудий и до выхода на сцену мироздания Homo sapiens , «человека разумного», принято называть нижним древним каменным веком, или нижним палеолитом.

Наиболее полные комплексы, связанные с человеком нижнего палеолита, обнаружены в Африке в Олдувайском ущелье. Стоянка эта датируется 1,9 млн. лет назад. Здесь обнаружены остатки круглой хижины (круг из камней и многочисленные останки съеденных животных внутри круга). Вероятно, хижина была похожа на шатер. На ветки наваливалась солома или хворост. Там же, на стоянке, обнаружены метательные каменные шары, орудия из камня. Места стоянок были выбраны очень удобно. Рядом было озеро со свежим притоком воды, водилось много животных. Поразительно, но оказалось, что найденные орудия, сделанные из вулканической лавы, изготавливались не в Олдувае, но в горах, километрах в 15 от поселения, и затем приносились в ущелье, что может свидетельствовать о навыке обмена товарами. Олдувайские жители, безусловно, были разумными существами, но прямых доказательств религиозности этих людей нет. Однако ученых, занимавшихся раскопками, привлек один факт. Из найденных костных останков более всего было найдено черепов или их фрагментов. Но где другие части скелетов?.. И почему черепа найдены на стоянке? Маловероятно, что древние люди бросали умерших сородичей в двух шагах от жилищ. Это вызвало бы болезни, посещение стоянок нежелательными хищными животными... Значит, скорее всего, черепа были принесены на стоянку. Они сохранялись как некие реликвии. Но если это так, то какие-то религиозные представления этим людям свойственны были.

Замечательные находки были сделаны в 1927–1937 годах, в пятидесяти километрах от Пекина, в известковых пещерах. Скорее всего, обитатели пещер жили в одну из межледниковых эпох – около 500 тыс. лет назад, но, может быть, и позже, около 360 тыс. лет назад. В пещерах были найдены остатки пиршественной трапезы, кости многих животных: слонов, носорогов, оленей, дикобразов. Недалеко от пещер были обнаружены и захоронения самих синантропов. Всего обнаружили останки 40 особей. Исследование черепов показало, что объем мозга синантропа достигал 1075 кубических сантиметров (у человека из Олдувая – 725 куб. см., у современного человека – 1400). Точные исследования последних лет показали, что в мозгу этих синантропов были развиты так называемые поля Рока и Вернике, центры, контролирующие речевую деятельность (над этими полями в черепе современного человека есть выпуклости. Такие же выпуклости есть и на обнаруженных черепах синантропов). Значит, эти древние люди уже не ограничивались рычанием и нечленораздельными звуками – они говорили. Кроме того, обитатели пещер (пещеры Чжоукоудянские) изготавливали орудия из прочнейшего кварца, делали чаши из черепов копытных."

Палеолит - первый исторический период каменного века - эпоха существования ископаемого человека и также большинства животных, частично вымерших на сегодняшний день.

Первая стадия этого периода ранний или Нижний палеолит (ок. 2,5 млн. - 300 тыс. лет назад) включает в себя появление рода Homo, его развитие и начало использования им орудий труда.

Средний палеолит (300 000 до 30 тыс. лет назад) - время появления Человека разумного. В этот период людьми заселяется большая часть Европы.В конце среднего палеолита происходит расцвет людей современного типа и формирование рас.

В поздний, Верхний палеолит (35 - 12 тыс. лет назад) люди расселились по всей Земле . Северная и Южная Америки были колонизированы людьми через существовавший в древности Беренгов перешеек , который был позже затоплен повышением уровня мирового океана . Н а планете стали преобладать сообщества охотников -собирателей.

Сам процесс происхождения и эволюции человека всегда вызывал, и по сей день вызывает много споров. Как правило, большинство людей и сегодня представляют теорию эволюции упрощенно и мало подверженной переменам.

На самом деле современная эволюционная антропология - наиболее сложная и изменчивая часть науки о человеке. Она во многом отличается от традиционного антропогенеза, с которым знакомили нас наши преподаватели еще, казалось бы, совсем недавно - в 60-е - 70-е годы прошлого века.

1. Австралопитек и Homo habilis - древнейшие люди или вымершие виды обезьян?

Долгое время древнейшим предком человека считается Australopithecus - австралопитек -человекообразный примат, живший в Африке около 4 млн. лет назад.


Впервые его останки обнаружены в 1924 году в Эфиопии. Мозг его не отличается большими объёмами (380-430 куб. см., что немного больше, чем у шимпанзе). Скорее всего, это существо не могло ещё владеть речью. Вероятно кожа австралопитека была темной, а тело его покрыто волосами.

Строение черепа этого примата несколько напоминало человеческое, в частности отверстие для спинного мозга располагалось снизу черепной коробки, как у людей, что может говорить о прямохождении, это и дало причины предполагать австралопитека ранним предком человека.


Череп австралопитека

Вместе с тем, короткие ноги и длинные руки австралопитека, говорят о том, что, не смотря на приспособление к наземному обитанию, немало времени он проводил на деревьях. Вероятно, там он и начал передвигаться, встав на две задние конечности, держась передними за более высокие ветки.

Его познавательные и интеллектуальные способности остаются нам не известными. Предполагается, что австралопитек мог использовать камни и палки для защиты и добывания пищи, как сегодня делают это многие виды высших человекообразных обезьян.


Гориллы колют орехи камнем =)

Свидетельств использования огня у австралопитеков не обнаружено.

Исчезает Аustralopithecuc около 1,5 млн. лет назад, т. е. вероятно они встречались с Homo habilis (Человек умелый), появление которого датируется примерно 2,5 млн. лет назад, если конечно хабилис не был всего лишь более развитым подвидом того же австралопитека.

Homo habilis. Наиболее распространеный вариант реконструкции

Череп Homo habilis был очень схож с черепом его предшественника, но вмещает в себя больший размер мозга (ок. 640 куб. см.) и имеет более выраженные его полушария. Строением и пропорциями тела хабилис и австралопитек отличались очень мало. Рост хабилиса был около 130 см, вес 30-50 кг, руки при этом так же на много длиннее ног. Структура его кисти, носит черты пригодные для лазанья по деревьям, однако, с более развитыми пальцами.


Череп Homo habilis. Фрагментарная реконструкция

Homo habilis считается первым приматом, которого традиционно относят к роду Homo (Люди), так как считается, что он впервые начал обрабатывать камень, создавая так называемые олдувайские орудия. Они представляют собой гальки с односторонним оббитым краем, и вероятно применялись для вскрытия туш животных или колки орехов. Свидетельства об употреблении хабилисом огня не найдены, поэтому пищу он, скорее всего, употреблял сырой.

Орудия олдувайской культуры

В последние годы существует ряд исследователей, которые считают, что австралопитека и хабилиса вовсе не следует рассматривать как возможных предков человека. Анатомы С. Цуккeрман и Ч. Окснар провели работу с останками австралопитека и на основе строения его скелета, пришли к выводу, что скорее всего, он не был прямоходящим и по земле передвигался в основном на четырех конечностях. Поэтому вышеназванные исследователи отнесли его к одному из ископаемых видов обезьян, в древности существовавших рядом с родом Homo.

Первооткрыватели Homo habilis с уверенностью считают его человеком. Их оппоненты палеоантропологи Б. Вуд и Л. Брейс не выделяют хабилиса в отдельный вид, и считают его поздней разновидностью австралопитека, т. е. относят его хоть и более продвинутым, но все, же подвидам обезьяны. Кроме того результаты исследования вестибулярного аппарата проведенного в 1994 году этими же антропологами, могут говорить о том, что Homo habilis, так же в основном передвигался на четырех ногах, а вовсе не на двух как считалось ранее.

2. Homo erectus - настоящий человек

С большей степенью вероятности, к роду Homo можно отнести Homo erectus (Человека прямоходящего), появившегося примерно 1,5 млн. лет назад.

Наиболее полный череп Homo erectus

Предполагаемые варианты реконструкции - от обезьянообразной, до вполне человеческой.

1.


3.

Объём его мозга достигал в среднем 900-1000 куб. см, при росте 150 -160 см. Передвигался он на двухногах, изготовлял орудия из гальки, и возможно дерева (ашельская культура).


Ашельское ручное рубило

Представители этого рода расширили ареал своего обитания за счет освоения Азии, что подтверждается находками на плато Чжоукоудянь в Китае. Homo erectus несомненно умел мыслить и творить, создавая довольно удобные и практичные, для своего времени орудия труда. Около 600 тыс. до н. э. он освоил огонь и возможно, еще 800 тыс. лет назад умел использовать плот.

Столь сложное взаимодействие с предметами и между собой, предполагает существование способности к речи и подобия языка у самых ранних видов человека. Каким этот язык был сейчас трудно сказать, но возможно начинался он со звукоподражательных форм, как это делают дети, которые учатся говорить. В последующие периоды, особенно в языках некоторых древних народов, эти подражания звукам природы, крикам животных стали означать конкретные понятия, например в языке древних египтян, кошка обозначалась словом «мау».

Общественная и семейная организация у эректуса остается для нас мало понятной. Предполагается, что они жили небольшими группами, связанными родственными отношениями. Общественные и семейные связи, вероятно, были неустойчивыми, и формировалось с целью охоты, защиты от врагов, и воспроизведения потомства.

Плотность населения в ту эпоху была не высокой, такая численность могла быть обусловлена большой детской смертностью, тяжелым трудом и бродячим образом жизни. Такое сообщество существовало преимущественно за счет охоты, мяса павших животных и собирательства дикорастущих растений, время от времени практикуя и каннибализм, причиной которого мог быть недостаток белковой пищи. Позже каннибализм стал частью религиозной традиции у некоторых примитивных народов.

Существовали ли представления о сверхъестественном у самих эректусов и каким было их мировосприятие, до конца остается не ясным. Но судя по некоторым находкам, у них уже могла существовать вера в жизнь после смерти, а так же поклонение явлениям природы и животным.

Вообще в роде Homo erectus выделяют много разновидностей, которые различаются степенью развития и временем и географией мест обитания. Среди них обычно различают:

- Яванский человек, он же питекантроп, (ок. 1,6 млн. - 600 тыс. лет до н. э.) - наиболее ранний вид эректуса, который некогда считался промежуточным звеном между австралопитеками и неандертальцами. Впервые обнаружен на острове Ява в 1890 году археологом Эженом Дюбуа. Яванец по строению скелета походил на человека, имея объём мозга примерно 900 куб. см., но при этом имел весьма примитивное строение черепа, с развитыми надбровными дугами, покатым лбом и мощной челюстью.

На внутренней поверхности черепной крышки Дюбуа заметил отпечаток - участка коры головного мозга, с которой обычно связывают способность к речи.

В 1936 году найдены останки яванского человека с орудиями труда - ручными рубилами и режущими отщепами.

По всей видимости, яванец представляет собой изолированную популяцию , которые в условиях Индонезии дожили до появления там людей современного типа и вымерли около 27 тыс. лет назад.


Яванский человек. Варианты реконстpукции

- человек, синантроп - подвид Homo erectus, живший около 600-400 тыс. лет назад, в . Был обнаружен в , откуда и происходит название.

Объём его мозга достигал 950-1150 куб. см; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей, следовательно, он был правшой. Рост синантропа составлял около 1,55-1,6 см.

В жилищах синантропов (в основном это естественные гроты и пещеры) находят множество останков животных и растений, из чего можно предположить, что они были охотниками и собирателями. Учёные полагают, что синантропы так же могли охотиться и на представителей своего вида.

На местах стоянок пекинского человека обнаруживают толстые наслоения золы, что может говорить о том, что он добывал и/или поддерживать огонь. Для изготовления орудий синантроп использовал скатанные водой речные гальки, грубо оббивая их вдоль одного края.

В с, этот вид эректуса рассматривается как основной участник формирования . Однако большинство антропологов склоняются к тому, что синантроп был тупиковой ветвью развития людей.


Классическая реконструкция синантропа

- Гейдельбергский человек - европейская разновидность Homo erectus, существовавшая около 800-350 тыс. лет назад. Название происходит от города Гейдельберг в западной Германии, неподалеку от которого, в 1907 году впервые были найдены его останки. Вероятнее всего гейдельбергец пришёл в Европу из Африки около 800-500 тыс. лет назад.


Гейдельбергский человек

Структура скелета гейдельбергца показывает, что он был прямоходящим и его рост составлял 160 - 170 см, при объеме мозга 1100-1400 куб. см. Величина мозга и строение гортани не оставляет сомнений в том, что он мог говорить.

Этот вид эректуса изготовлял орудия из кремния - рубила и отщепы (аббевильская культура), и возможно дерева (Шёнингенские копья). Неизвестно точно использовал ли гейдельбергский человек огонь, на его стоянках не находят следов кострищ, но на остриях деревянных копий из Шёнингена есть следы обжига.


Шёнингенские копья

Гельдельбергцы могли жить племенами, так как считается, что они охотились на крупных животных, и это требовало большой сплоченности коллектива. Среди их останков находят челюсти, возможно принадлежавшие пожилым представителям, полностью лишенные зубов. По-видимому, о них заботились и помогали им выжить другие члены племени.

При исследовании остатков хижины на юге Франции, которая могла принадлежать гейдельбергцам, обнаружены следы охры, из которой обычно изготовлялась краска, что возможно свидетельствует о существовании у них подобия живописи или хотя бы ритуальной раскраски тела.

Некоторые каменные орудия, принадлежавшие этому человеку, имеют четкую симметрию и изготовлены из камня красивого оттенка, но при этом кажутся не очень функциональными, поэтому выдвигаются теории, что они могли быть сделаны просто для красоты. Все это может говорить о развитии у гейдельбергского человека эстетического восприятия.


Рубило "экскалибур" из красного кварцита

В одном из гротов, где обитал гейдельрец, была найдена яма, с останками примерно тридцати человек обложенных черепами медведей, в ней же было найдено рубило из красного кварцита. Возможно, гельдельбергский человек был первым, кто начал хоронить своих умерших. Кости медведя, положенные в древнюю братскую могилу, наводят на мысль о наличии культа этого зверя, а нахождение орудия труда заставляет предполагать веру в жизнь после смерти.

Именно Homo heidelbergensis может является общим предком представителей рода Homo sapiens - неандертальцев и кроманьонцев. Считается, что неандертальцы отделились от него 300 тыс. лет назад в Европе, а кроманьонец - человек современного типа около 200 или 100 тыс. лет назад в Африке.

Вот только откуда берется сам Homo erectus (если верить Вуду и Брейсу и не считать хабилиса его прямым предком) не понятно. Возможно, его предшественником был еще какой-то неизвестный пока науке вид Homo?

3. Человек разумный - Homo sapiens neanderthalensis и Homo sapiens sapiens.

Потомки Homo erectus - род Homo sapiens (Человек разумный) единственный живущий на сегодняшний день вид человека. Он отличается значительной степенью развития и нематериальной , способностью к осмысленной членораздельной и развитому .

Сегодня к одному из видов, а иногда и вымерших рас Homo sapiens относят и Человека неандертальского - Homo sapiens neanderthalensis.

Реконструкция головы неандертальца Шанидар-I

Время жизни неандертальцев (ок. 300-30/20 тыс. лет назад) называют средним палеолитом, этот период характеризуется широким расселением человека, в результате которого заселена была практически вся свободная от ледника территория Европы.

Неандертальцев отличает небольшой рост (150-160 см) при мощной мускулатуре, крупная челюсть, маловыраженный подбородок, скошенный назад лоб, но при этом выдающийся назад затылок и развитые надбровные дуги. Объем его мозга составлял 1400-1750 куб. см., что даже немного превышает средние размеры мозга современного человека. Но вместе с тем считается, что наиболее развитыми его долями были те, что отвечают за зрение и двигательную активность. Возможно, по характеру неандертальцы были довольно агрессивными и вспыльчивыми. Строение мозга и голосового аппарата, говорит о том, что они обладали речью, однако она могла быть не очень отчетливой.

Череп Шанидар-I

У неандертальцев усовершенствовалось производство каменных орудий, они служили для обработки дерева и шкур, строгания, резания. Кроме каменных орудий, изготавливались так же костяные и деревянные: древки копий, дубины, колья и др. (мустьерская культура).

Мустьерское копье

Охота для этих людей была основной отраслью хозяйства, доставляющей не только пищу, но и материалы для одежды, строительства жилищ, отопления.

Считается, что племена в то время редко или вообще никогда не воевали между собой. Но скорее это был не показатель цивилизованности - просто из-за малочисленности им не выгодно было враждовать друг с другом, и у них не было претензий к соседям по поводу территориальных и пищевых ресурсов.

У неандертальцев увеличилась оседлость (во всяком случае, по сравнению с эректусами), которая должна была способствовать единению человеческих коллективов. Люди ухаживали за больными и увечными соплеменниками, например, человек, который потерял конечность, мог жить ещё долгое время, это говорит с одной стороны о том, что у людей уже имелись какие-то знания по оказанию первой помощи, а с другой стороны о привязанности между членами коллектива.

Неандертальцы хоронили умерших соплеменников. Большинство таких захоронений находится в границах поселений, в основном в пещерах. Традиционный похоронный обряд - положение на боку, со слегка согнутыми в коленях ногами - т. е. в позе зародыша, вероятно, это символизировало, что покойник как бы возвращается к Матери-земле.

В это же время зарождается тотемизм - вера в происхождение людей от какого-нибудь животного или растения, и фетишизм - вера в сверхъестественные свойства предметов, талисманы, а так же вера в магию - особые ритуальные действия, которые должны были принести нужный результат, например, удачу в охоте.

Возможно, у неандертальцев уже появляются первые произведения искусства. Они были еще очень примитивными - повторяющиеся знаки на камнях, простые орнаменты. Хотя это могли быть и не художественные произведения в общепринятом смысле, а какие-нибудь знаки для разметки территории, обозначения племенных сообществ и др.

Орнамент эпохи мустьe, мог быть сделан неандертальцем


"Маска" из ла Роше-Котар - неандертальская скульптура или просто причудливый камень?

Последние исследования ДНК показали, что человек неандертальский не был прямым предком современного человека и представляли собой отдельную ветку эволюции, дожив примерно до 28 тыс. лет до нашей эры. Сведения о встречах с ним или нахождении его останков, датируемых более поздними периодами (от первых веков н. э. и вплоть до раннего средневековья), большинством исследователей оспариваются.

Причиной вымирания неандертальцев могла стать невысокая рождаемость и высокая смертность, возможные близкородственные связи, изменения климата и как следствие вымирание животных на которых они охотились, а так же конкуренция с пришедшими в Европу людьми современного типа - кроманьонцами.

Реконструкция кроманьонского человека

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи среднего и верхнего палеолита.

Объём головного мозга среднестатистического кроманьонца был равен 1400-1900 см³. Рост около 180 см и выше. Он имел широкое и низкое лицо, прямой лоб, выступающий подбородок, узкий выступающий нос. Надбровный валик развит незначительно или вовсе отсутствовал.

Количество достижений кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило достижения эректуса и неандертальца вместе взятых. Они заключались в развитии навыков общения, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям.

Орудия граветтской культуры. 28 000 - 21 000 гг. до н. э.

Необходимость сохранения и приумножения своих охотничьих угодий вынуждала кроманьонского человека двигаться все дальше и дальше, в еще не заселенные области планеты. Австралия была заселена около 40 - 30 тыс. лет назад. В промежутке между 20-15 тыс. лет назад группы охотников пересекли Берингов перешеек, попав из Сибири в Америку.

Культура кроманьонца включает в себя еще одно явление, которое, в полной мере проявило себя только у современного человека. Речь идет об изобразительном искусстве.

Художественное творчество того времени было подчинено практическим целям. Первобытный человек был убеждён, что предметы обладают не только видимыми свойствами, но и скрытыми, что в них заключена некая мистическая сила, способная оказывать на жизнь решающее воздействие. Предметы воспринимались не только по их реальным свойствам - они были "добрыми" и "злыми", расположенными к человеку или несущими гибель. Художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей, и очень точно передавали их облик, позы и движения. Скорее всего, эти изображения имели магическое предназначение: облегчить охоту на это животное.


Дальнейшее развитие человека было связано с неравномерностью общественного и технологического прогресса в разных регионах и у разных народов, которые создали не одну-две, а множество культур, количество которых, начиная с верхнего палеолита, возрастало с непрерывно увеличивающейся скоростью.

Проблемы эволюции человека в современной антропологии

Как работают палеоантропологи сегодня http://www.youtube.com/watch?v=CIxXzLChRWY

PS. Пробы генетического материала можно извлечь не только у предполагаемых потомков, но и из большей части ископаемых останков.

МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Авторы наскальных рисунков в пещерах лучше разбирались в анатомии четвероногих животных, чем большинство современных художников, и делали меньше ошибок на рисунках шагающих мамонтов и других млекопитающих, утверждается в статье, опубликованной в журнале PLoS One .

Считается, что художники имели весьма поверхностное представление о том, как животные используют свои конечности для движения, до 1887 года. В этом году известный американский фотограф Эдвард Мейбридж (Eadweard Muybridge) выпустил многотомный труд по движению животных, где систематизировал данные, полученные при изучении фотографий шагающих или бегущих четвероногих. Эта работа стала отправной точкой для множества учебных пособий по художественному искусству и биомеханике.

Группа ученых под руководством Габора Хорвата (Gabor Horvath) из университета имени Лоранда Этвеша в Будапеште (Венгрия) проверила, как хорошо доисторические живописцы разбирались в устройстве конечностей животных, которых они рисовали.

Для этого Хорват и его коллеги собрали свыше тысячи фотографий наскальной живописи и современных рисунков и проанализировали их с точки зрения механики движения четвероногих млекопитающих.

Как объясняют ученые, практически все млекопитающие, кроме приматов, выработали особую стратегию движения при ходьбе. Как правило, ноги животных касаются и отрываются от земли в строгой очередности — сначала шаг делает левая задняя нога, затем левая передняя, и только после этого — правая задняя и правая передняя. Подобная последовательность обеспечивает максимальную устойчивость тела в ходе движения и не дает четвероногому упасть.

Оказалось, что древние художники достаточно хорошо разбирались в анатомии и механике движения тех четвероногих, которых рисовали. По расчетам Хорвата и его коллег, пещерные живописцы корректно нарисовали мамонтов и других животных на 54% наскальных картин.

С другой стороны их "конкуренты" — художники Средневековья и Нового Времени — выступили намного хуже. Как утверждают ученые, ошибки присутствовали на 83,5% изображений. После выхода многотомника Мейбриджа количество ошибок сократилось до 58%. Тем не менее, этого было недостаточно — современные художники все же делают на 12% больше ошибок, чем авторы наскальных рисунков.

Как полагают ученые, подобную разницу в мастерстве современных и доисторических художников можно объяснить тем, что последним приходилось охотиться на животных, которых они рисовали.

По всей видимости, древним живописцам приходилось долго наблюдать за манерой движения и анатомией своих будущих жертв, знания о которой они переносили на свои рисунки. Большинство современных художников не обременены подобной необходимостью, что и объясняет большое число ошибок на их работах.

Задание 19. Практикум. Вариант №1

  1. Древ­ние люди имели весь­ма по­верх­ност­ное пред­став­ле­ние о за­ко­нах ми­ро­зда­ния (1) и (2) когда в при­ро­де про­ис­хо­ди­ло нечто не­объ­яс­ни­мое (3) были склон­ны счи­тать (4) что это ре­зуль­тат воз­дей­ствия на мир сверхъ­есте­ствен­ных сил.
  2. Смот­ри­те­ли леса при­зва­ны пре­дот­вра­щать воз­го­ра­ние лес­но­го мас­си­ва (1) но (2) если в лесу скап­ли­ва­ет­ся боль­шое ко­ли­че­ство су­хо­стоя (3) то смот­ри­те­ли сами на­ме­рен­но устра­и­ва­ют не­боль­шие ис­кус­ствен­ные по­жа­ры (4) чтобы сни­зить ве­ро­ят­ность сти­хий­но­го воз­го­ра­ния в даль­ней­шем.
  3. Наша экс­пе­ди­ция при­сту­пи­ла к рас­коп­кам (1) и (2) как толь­ко на глу­би­не не­сколь­ких мет­ров были об­на­ру­же­ны укра­ше­ния и ку­хон­ная утварь (3) мы по­ня­ли (4) что верно опре­де­ли­ли ме­сто­по­ло­же­ние древ­не­го го­ро­да.
  4. Ны­неш­ней осе­нью много гри­бов (1) и (2) если вни­ма­тель­но при­смот­реть­ся к вы­руб­ке (3) то уви­дишь сразу не­сколь­ко пней (4) ко­то­рые сплошь по­кры­ты опя­та­ми.
  5. Маль­чик знал (1) что в этом подъ­ез­де слу­жит су­ро­вый швей­цар (2) и (3) что (4) если на­чать при­ста­вать к про­хо­жим прямо у две­рей (5) то можно от­ве­дать креп­ких ту­ма­ков.
  6. Война была на ис­хо­де (1) и (2) хотя до конца её оста­вал­ся почти год (3) но мы твёрдо знали (4) что по­бе­да будет за нами.
  7. Мно­гие оши­боч­но ду­ма­ют (1) что (2) если че­ло­век умеет хоть не­мно­го пла­вать (3) то ему не­че­го бо­ять­ся (4) и любые глу­би­ны ему нипочём.
  8. И хотя тон и ха­рак­тер жур­наль­ных на­па­док были про­ни­за­ны ис­крен­ним воз­му­ще­ни­ем (1) мне все­гда ка­за­лось (2) что ав­то­ры этих ста­тей го­во­рят не то (3) что они хотят ска­зать (4) и что их ярость вы­зы­ва­ет­ся имен­но этим.
  9. К остро­му за­па­ху кра­пи­вы при­ме­ши­ва­ет­ся душ­но­ва­тый запах ме­ду­ниц (1) и (2) когда вы по­гла­ди­те ру­ка­ми рас­ту­щие травы (3) чтобы ощу­тить их неж­ную бар­ха­ти­стость (4) то руки про­пах­нут хо­ло­дя­щим за­па­хом мяты.
  10. Даша за­ме­ти­ла (1) что (2) когда вслед за звон­ком в сто­ло­вой по­яв­лял­ся Рощин (3) Катя сразу не по­во­ра­чи­ва­ла к нему го­ло­вы (4) а ми­ну­точ­ку мед­ли­ла.

Задание 19. Практикум. Вариант №2

  1. С Куз­нец­ко­го моста я за­ехал в кон­ди­тер­скую на Твер­ской (1) и (2) хотя желал при­тво­рить­ся (3) что меня в кон­ди­тер­ской пре­иму­ще­ствен­но ин­те­ре­су­ют га­зе­ты (4) не смог удер­жать­ся от не­сколь­ких слад­ких пи­рож­ков.
  2. Они за­го­во­ри­ли о здо­ро­вье гра­фи­ни и об общих зна­ко­мых (1) и (2) когда про­шли те тре­бу­е­мые при­ли­чи­ем де­сять минут (3) после ко­то­рых гость может встать (4) Ни­ко­лай под­нял­ся и стал про­щать­ся.
  3. Сто­я­ла жара (1) и (2) если вдруг на­ле­тал ве­те­рок (3) и при­но­сил с собой про­хла­ду (4) де­ре­вья бла­го­дар­но ки­ва­ли вет­вя­ми.
  4. Ан­дрей под­хва­тил рюк­зак (1) и (2) когда по­ка­зал­ся ло­ко­мо­тив по­ез­да (3) и пёстрая толпа пас­са­жи­ров при­ш­ла в дви­же­ние (4) на­пра­вил­ся к пер­ро­ну.
  5. Рита силь­но рас­стро­и­лась из-за отъ­ез­да отца (1) но (2) когда он по­обе­щал при­вез­ти ей из пла­ва­ния на­сто­я­ще­го боль­шо­го по­пу­гая (3) ка­ко­го они ви­де­ли не­дав­но в зоо­пар­ке (4) де­воч­ка быст­ро уте­ши­лась и пе­ре­ста­ла пла­кать.
  6. Илья Ан­дре­евич по­ни­мал (1) что (2) если не со­брать яб­ло­ки до на­ступ­ле­ния хо­ло­дов (3) то весь уро­жай по­гиб­нет (4) но об­сто­я­тель­ства не поз­во­ля­ли ему оста­вить ра­бо­ту и уехать в де­рев­ню даже на не­сколь­ко дней.
  7. Ла­ри­са ни­ко­гда не лю­би­ла море (1) и (2) хотя врачи про­пи­са­ли ей тёплый кли­мат и солёную воду (3) она снова уеха­ла в горы (4) когда на­чал­ся от­пуск.
  8. Биб­лио­те­ка от­кры­ва­лась в во­семь утра (1) и (2) хотя в такие ран­ние часы по­се­ти­те­лей ни­ко­гда не было (3) Нина Ива­нов­на ни­ко­гда не поз­во­ля­ла себе опаз­ды­вать (4) и при­хо­ди­ла даже чуть рань­ше.
  9. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.
  10. Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей.

Тренировочные задания (А 25)

На месте каких цифр должны стоять запятые в данных ниже предложениях.

1.Мы знаем(1) что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но(2) если спросить(3)что же это за Пальмира(4) с которой сравнивают Петербург(5) то (6) не каждый сможет ответить на этот вопрос.

2.Брат со смехом говорил(1)что ему(2) если в чём-либо повезёт(3) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт(4)так(5)что становилось хуже(6)чем до того(7)как повезло.

3.О настоящем поэте нельзя судить по одному стихотворению(1)потому(2)что(3)как бы оно ни было совершенно(4)его смысл полностью раскрывается только в контексте той(5)обладающей внутренним единством(6)книги(7)которая вмещает в себя всю лирику поэта.

4.Район(1)где мы жили(2)был далеко от реки(3)и(4)чтобы добраться до пляжа(5)нам приходилось тащиться через весь город (6)в переполненном трамвае.

5.Я теперь понимаю(1)почему(2)те(3)кто умел хорошо рассказывать(4)никогда не пытались(5)записать свои рассказы.

6.Пока все ожидали(1)не зажжётся ли свет(2)или готовили керосиновую лампу(3)я прилёг на пол тётушкиной кухни(4)и стал читать при свете(5)льющемся из экрана керосинки.

7.Иногда мяч влетал на трибуну(1)и(2)когда кто-нибудь его оттуда выбивал(3)почему-то все начинали смеяться.

8.Корнев неожиданно повернулся(1)точно какая-то сила подтолкнула его(2)и (3)пока Наташа не ушла(4)сорвал свою шляпу(5)и несколько раз низко(6)и быстро поклонился.

9.На территории России 11 часовых поясов(1)и(2)когда в восточных районах страны уже 10 часов утра первого января(3)то в западных районах ещё 12 часов ночи тридцать первого декабря(4)так(5)что Новый год в Петербурге встречают на несколько часов позже Сахалина.

10.Когда ко мне приходит(1)то(2)что называют вдохновением(3)и я с необыкновенной ясностью вижу конструкцию нового аппарата(4)и с необыкновенной быстротой делаю необходимые вычисления(5) разве я не понимаю(6)что в меня вселилась некая сила(7) не принадлежащая мне.