Ки́ра Оболенская. О чем православному молиться перед иконой святой киры Кира оболенская житие

17 июля 2019 г. прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.

Д. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2023 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.». Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись». Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все...

В последнее время модернизм стал проникать не только в сферу богословия и литургики, но и в область церковной архитектуры и внутрихрамового убранства. В стольном граде России стали возводить храмы в модернистском стиле, чуждым московской и вообще русской архитектурной церковной традиции, с низкими, а нередко и просто отсутствующими иконостасами.

Появилась информация, что в Москве на Верейской улице появится православный храм, который будет отличаться от большинства традиционных храмов: сооружение будет выполнено в модернистском современном лаконичном стиле, с элементами минимализма. Футуристический проект храма в честь священномученика Игнатия Богоносца на Верейской улице Москвы был одобрен в июле 2019 года. Храм спроектировали Саид Джабраилов из бюро...

В последнее время СМИ как будто взорвались от статей, в которых описываются случаи истязания женщин и детей. И делается неизменный вывод – виноваты родители, а особенно мужчины, которые являются самой главной угрозой для своих домочадцев. И подобные случаи якобы стали возможны из-за того, что семейное насилие «декриминализовано». Более того, делается упор на то, что как будто бы наши власти разрешают избивать своих жен и детей, чем мужчины активно и повсеместно пользуются.

И уже несколько известных лиц сделали громкие заявления. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова и заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина настаивают на скорейшей...

«Тренинг личностного роста» - звучит довольно заманчиво. Нам представляется наставник, дающий полезные советы, направляющий нас в трудную минуту жизни. Так ли это на самом деле? Полезны ли подобные тренинги, что могут предложить и какую опасность в себе таят - расскажем в этой статье.

Тренинги личностного роста начали зарождаться в 1950-х годах среди анонимных встреч людей с разными проблемами. Популяризовали концепцию лишь в 70-х - и особенно прославились два американских тренинга: Эрхардовский семинар-тренинг (ЭСТ-тренинг) и Lifespring. Оба обещали людям помочь с работой, самооценкой, отношениями и здоровьем всего за несколько дней интенсивных лекций и занятий. Компании, проводящие тренинги, обвиняли в психологических манипуляциях с участниками. Занятия проходили много...

  • 25 июля

В результате пожара, который случился в Хабаровском крае в палаточном лагере "Холдоми", пострадали дети. Из них четверо на сегодняшний момент уже умерли...

Один из погибших детей - настоящий герой, ценой своей жизни пытавшийся спасти девочек из соседней палатки. Звали его - Леша Мартыненко. Ему не исполнилось еще и 11 лет. Леша в из детей в семье был самым старшим. Есть еще Саша и Тимоша. Ребята с родителями часто вместе путешествовали, да и просто отдыхали. В лагере мальчик жил через несколько палаток от той, где начался пожар, поэтому запросто мог остаться живым: но как только он увидел пожар в палатке для девочек, то сразу же бросился в огонь доставать их. В этот момент уже начала плавиться крыша, и на детей полился горящий пластик... Очевидцы видели, как Леша, сам уже сильно обгоревший, с горящими волосами...

Ваше мнение

Необходимо ли переводить богослужение на русский язык?

Наши братья русские празднуют сегодня свой праздник. Они славят великого и святого мужа, почившего в Господе 917 лет назад…

Этот сегодняшний праздник русский можно назвать и религиозным, и национальным, и государственным, и культурным. Ибо святой русский князь Владимир заложил краеугольный камень в основание, на котором воздвигнута девятисотлетняя палата русской веры, русской нации, русского государства и русской культуры. Он – духовный родоначальник народа русского.

Думаю, что все южные славяне, а сербы прежде всего, должны сердцем и душой принять участие в этом праздновании наших русских братьев. Ибо совесть наша заставляет нас плакать, когда русские плачут, и радоваться, когда русские радуются. Велик долг наш перед Россией. Может человек быть должен человеку, может и народ – народу. Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая своего ближнего. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих – это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?

Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого – не есть ли это прилепление к Царствию Небесному?

Преподобный Серафим Саровский:

«Будет Царь, который меня прославит, после чего будет великая смута на Руси, много крови потечет за то, что восстанут против этого Царя и его Самодержавия, Ангелы не будут успевать брать души, все восставшие погибнут, а Бог Царя возвеличит... »

«Боже мой, Боже мой! Много изменников окружают Царя... Много прольется христианской крови.»

Преподобный Корнилий Крыпецкий:

«Не будет у нас Царя, сменят его на плохого хозяина. За это народ будет наказан на три поколения.»

Преподобный Нектарий Оптинский:

«1918 год будет еще тяжелее: Государь и вся его Семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет велико-мученик».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«Царь у нас праведной и благочестивой жизни, Богом послан ему тяжелый крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду... Как Равноапостольный царь Константин Он держит высоко и славно знамя веры Христовой и всем сердцем предан Царю-царей, глубоко почитая друзей Его - святых Его, Он подает всем православным пример искреннего благочестия...»

Преподобный Анатолий Оптинский (младший):

«Нет греха больше, как противление воле Помазанника Божия! Судьба Царя - судьба России.

Авторизация

Календарь

Архив новостей

Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду

Толкование на Евангелие от Матфея

Мученица Кира Ивановна Оболенская родилась в 1889 году в семье князя Ивана Дмитриевича Оболенского. Древний род Оболенских восходит еще к князю Рюрику. В 10-летнем возрасте Кира была отдана в Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, который окончила в 1904 году с серебряной медалью. Семья Киры жила в то время в Седлецкой губернии в Польше, где служил ее отец. После окончания института Кира Ивановна стала давать частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни.

В 1906 году семья Оболенских переехала в Петербург, здесь они жили в доме номер 28 по Можайской улице. Благодаря этому Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе ее побудило глубокое религиозной чувство и искреннее желание служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь везде человеком простым и добрым.

В 1910 году Кира Ивановна стала учительницей в бесплатной школе для бедных, а также преподавала в ряде других школ города. В этих трудах застала Киру Ивановну Первая Мировая война. На ее фронтах погибли два ее брата – Вадим и Борис Оболенские. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры, но и заставила по-новому осмыслить свою жизнь.

Революция внесла в жизнь Оболенских новые личные беды. В 1918 году родной брат Киры Ивановны Юрий вступил в Добровольческую армию и в 1920 году погиб в бою. В том же году другой брат Павел был арестован. Прямо из-под расстрела, раненному, ему чудом удалось бежать из ЧК и эмигрировать за границу, – он спас свою жизнь, но был навеки разлучен с семьей. В 1920 году умер отец. Заботы о семье (престарелой матери и больной сестре) легли на плечи Киры Ивановны, которая работала школьным библиотекарем.

В 1930 году Киру Ивановну арестовали, в обвинении было написано: «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». В следственном деле она называется «бывшая княжна», ей были приписаны следующие намерения: «проникать на работу в наши культурные и учебные заведения, и там взращивать в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию». Других обвинений предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна заявила: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои расхождения с конституцией начинаются с вопроса об отделении Церкви от государства. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Никаких контрреволюционных группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии считаю недостойной себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности». Тройка при ОГПУ по Ленинградскому военному округу приговорила княжну Киру Оболенскую к 5 годам лагерей.

После вынесения приговора Кира Ивановна была выслана этапом из Ленинградской тюрьмы в Белбалтлаг в городе Кемь в Архангельской области, а затем переведена в Свирьлаг в городе Лодейное Поле в Ленинградской области. В лагере она работала педагогом и медсестрой, работала много и усердно, за что была освобождена досрочно. Въезд в город ей был запрещен, и она поселилась за 101-м километром от Ленинграда.

В 1936 году Кира Ивановна переехала в город Боровичи, где стала преподавать иностранные языки в неполной средней школе. Боровичи в то время были местом ссылки духовенства и мирян из Ленинграда и окрестностей. Кира Ивановна общалась со всеми верующими людьми, гонимыми советской властью. Здесь встретились две Петроградские мученицы, сестры Александро-Невского братства, прихожанки Феодоровского собора: княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. Они были поистине духовно близки друг другу, и обстоятельства их мученического подвига невероятно, удивительно схожи.

В 1937 году в Боровичах были произведены массовые аресты ссыльного духовенства и мирян. Кира Ивановна Оболенская оказалась одной из очень немногих, кто не дал никаких показаний, никак и ни в чем не оговорил ни других, ни себя. Ей было уже за 40, но она была все та же хрупкая княжна-учительница.

Измученные голодной жизнью 20-х годов, заключением в лагере, ссыльной жизнью, новым арестом и допросами, две женщины – новомученицы Кира и Екатерина – своей праведной жизнью заслужили от Господа силы претерпеть до конца. Они не дали под пытками никаких показаний, не назвали ни одного человека, и даже не признали ни одного обвинения против себя.

Особая тройка при НКВД по Ленинградской области приговорила их к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в Боровичах 17 декабря 1937 года.

Оболенская Кира Ивановна, 1889 г. р., уроженка г. Грубешов Седлецкой губ. (Польша), русская, б. княжна, беспартийная, библиотекарь 73-й школы, проживала: г. Ленинград, Можайская ул., д. 28, кв. 9. Арестована 14 сентября 1930 г. Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО 15 января 1931 г. осуждена по ст. 58-11 УК РСФСР на 5 лет концлагеря. Отправлена этапом в Кемь. В 1932 г. досрочно освобождена. В 1937 г. преподавала иностранные языки в неполной средней школе г. Боровичи Лен. обл. Арестована 20 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 10 декабря 1937 г. приговорена к высшей мере наказания. Расстреляна в г. Боровичи 17 декабря 1937 г.

КИРА ИВАНОВНА ОБОЛЕНСКАЯ

Многие годы не могла я примириться с внезапным исчезновением тети Киры. Я ее любила и верила, что она жива, что она где-нибудь в далеком монастыре - ведь не может такой прекрасный человек пропасть бесследно.

У моего прадеда, Георга фон Ольдерогге, были три дочери. Старшая, Елизавета, вышла замуж за Ивана Дмитриевича Оболенского. Младшая, Евгения, - за Александра Теофиловича Барановского. У Оболенских были две дочери и пятеро сыновей. У Барановских - сын и дочь (моя мама). Выйдя в отставку, мой прадед купил в Муроме небольшой дом с садом. Обе семьи лето проводили вместе в Муроме, а зимой продолжали встре-чаться в Петербурге. Дети Оболенских и Барановских росли вместе, во взаимном уважении, и очень любили друг друга.

Иван Дмитриевич принадлежал к родовитой, но обедневшей семье князей Оболенских. Моя мама вспоминала, что он был очень похож на Болконского-отца, такой же строгий, требовательный. Сам военный, он и своих сыновей хотел видеть только военными. Они пошли в военные корпуса - не в «белоподкладочные», а в более скромные, но и там требовались денежные средства на содержание и обмундирование. (Я очень хорошо помню фотографию сыновей Оболенских - стоят мальчики в ряд.) А Иван Дмитриевич имел мизерный по тем временам доход. Жили Оболенские на 6-м этаже очень скромной квартиры на Можайской улице. Как же радовался Иван Дмитриевич, когда его пятнадцатилетняя дочь Кира смогла устроиться преподавателем в школу и прибавила свой небольшой заработок к бюджету семьи!

Грянула мировая война, на ее фронтах погибли двое сыновей Оболенских. Их отец сразу сильно сдал, и Кира Ивановна стала опорой семьи.

Я помню тетю Киру с 1925 г. В то время мы жили в просторной квартире в доме 38/9 на углу Сергиевской (ул. Чайковского) и Воскресенского (пр. Чернышевского). Семью из семи человек содержал мой отец. Он окончил два института и был, по-видимому, хорошим инженером и специалистом - его приглашали консультантом в разные проектные организации. По праздникам в нашем доме собиралось много друзей и родных - художников, музыкантов, артистов. До сих пор мои друзья детства вспоминают Рождество в нашем доме - нарядную елку до потолка, праздничную суету, подарки. А в Пасху - длинный стол, накрахмаленная скатерть, белоснежные салфетки, горка ярких яиц и вазочки с гиацинтами. А как вкусно пахло! Бабушки соревновались в приготовле-нии вкусных угощений. Было тепло и радостно. И в семейные праздники, и по будням, когда только могла, приходила наша любимая тетя Кира. Она была теплый, добрый, милый, ласковый и уютный человек - бывают такие люди. Одевалась скромно, голос у нее был какой-то мягкий, негромкий. Они с мамой подолгу беседовали на разные темы. (Мой дедушка, Александр Теофилович Барановский, человек широко образованный, дороживший перепиской со Львом Толстым, полушутя утверждал, что по уму и тактичности тетя Кира - «приятное исключение среди женщин».) А детей тетя Кира радовала вниманием к детским заботам - дарила нам интересные книги и открытки.

Я помню, как мы с тетей Кирой сидели у нас на балконе. Начинался вечерний благовест - колокольный звон Сергиевского собора, церкви Всех Скорбящих, собора Косьмы и Демьяна, Спасо-Преображенского собора… Мы молча слушали, и потом тетя Кира мне говорила: «Как в такой вечер приятно слушать их голоса». Может быть, с тех пор и потому я очень люблю вечер, сумерки, что всегда вспоминаю, как мы тогда сидели вместе, слушали.

Потом тетя Кира исчезла, перестала к нам приходить. Я спрашивала, где она, и мама, не желая говорить правду, сказала, что она ушла в монастырь. Мы понимали: от нас требуется уничтожить память о ней, о ее братьях-офицерах. Помню, когда я пошла в школу, бабушка мне сказала: «Пожалуйста, не говори никому, что у дедушки письма графа Толстого». И эти письма были уничтожены. И фотография Оболенских, где мальчики стоят все в мундирах (старший, Борис, уже кончил кадетский корпус, а младшие еще были в корпусе) и сам Иван Дмитриевич рядом, - всё было уничтожено.

Но моя мама назвала своих детей именами Оболенских: сына - в честь Вадима, а меня - в честь тети Киры. И я рада носить это имя.

Кира Константиновна Литовченко , С.-Петербург

В качестве комментария к воспоминаниям К. К. Литовченко мы приводим три документа из дела о ленинградском аресте и осуждении Оболенской (архив «Ленинградского мартиролога», копия).

(допросил и записал оперуполномоченный 2-го отделения Особого отдела ПП ОГПУ в ЛВО Орешников)

Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу Советской власти. Мои разногласия с Конституцией советской начинаются от вопроса об отделении церкви от государства. Себя я отношу к «сергиевцам», т. е. к людям, придерживающимся чистоты православия. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Я считаю себя обязанной быть лояльной к Советск[ой] власти, в то же время, потому что служу ей и тем самым имею некое материальное обеспечение. На службе я являюсь биб-лиотекарем, от непосредственного общения с молодежью я изолирована самим характером своей работы, так как я являюсь классификатором. Общественной работы я никакой не несу и ее избегаю, довольна тем, что моя служба поглощает много времени и не заставляет меня проявляться активно на общественном фоне школьной жизни. Должна заявить, что с моими воззрениями общест-венными и политическими я, естественно, не могу в советском духе нести общественной работы. С политикой Советской власти в области сел[ьско]хоз[яйственной] жизни страны не согласна. Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянcтву, карательную политику Совет-ск[ой] власти, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства. Своими мыслями и настроениями я кроме семьи - матери, сестры и брата - ни с кем не делилась. Брат мой человек новой формации и у меня с ним отношения сдержанные. Категорически заявляю, что кроме семьи ни с кем своими настроениями и политическими взглядами не делилась. Переписку с заграницей вела с теткой Чебышевой и с братом, кот. эмигрировал с начала революции во Францию и сейчас там служит на ска-ковом ипподроме наездником. Никаких к. р. группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к Советск. власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политическому криминалу против Сов. власти, считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях со-ветск. действительности навлекло бы для них неприятности, вроде арестов, высылок и т. п.

[Подпись] К. Оболенская

Ходатайство Анны Ильиничны Елизаровой-Ульяновой

об освобождении арестованной Оболенской

Учительницу школы в поселке «Самопомощь» Киру Ивановну Оболенскую я знала в 1904-7 годах, когда жила на станции Саблино и часто бывала в Поповке. Знала ее как человека трудящагося со школьной скамьи, ничем не проявлявшаго своего княжескаго происхождения. Теперь, когда она является единственной поддержкой старухи матери, потерявшей во время мировой войны двоих сыновей, я поддерживаю ходатайство матери освободить ее дочь, - в том случае, конечно, - на что я надеюсь, - что К. Ив. Оболенская не принимала участия ни в каких противосоветских политических выступлениях.

А. Елизарова-Ульянова.

Партстаж с 1898 г.

Партбил. № 0001150

5/X 30 г.

Москва, Манежная, 9.

Телеф. 321-08

МЕМОРАНДУМ

на гр[ажданку] ОБОЛЕНСКУЮ Киру Ивановну, осужденную по

делу № 70943 ТРОЙКОЙ при ПП ОГПУ в ЛВО.

Гр-ка ОБОЛЕНСКАЯ Кира Ивановна, б. княжна, осуждена за ведение к-р агитации, церковница тихоновского толка. Для вербовки не подходит. Особым ограничениям не подлежит.

Пом. нач. 2 отд. ОО

(Янишевский)

В марте 1931 г. Меморандум был направлен в Кемь вместе с осужденной на 5 лет концлагеря Оболенской. Так, несмотря на ходатайства своей матери, Елизаветы Георгиевны, и сестры Ленина, Кира Ивановна попала на Беломорстрой. Работала в лагерной больнице, что-то преподавала заключенным. Была переведена в Свирьлаг. В 1934 г. досрочно освобождена. В 1934-1935 гг. работала в Маловишерской и Соминской больницах. В 1936 г. поселилась в Боровичах, преподавала немецкий язык в школе. Была вновь арестована как член «контрреволюционной организации церковников» и расстреляна в Боровичской тюрьме. Место захоронения расстрелянных в Боровичах неизвестно.

Биографические справки о Кире Ивановне Оболенской есть в Борович-ской и Новгородской книгах памяти жертв политических репрессий, в настоящем томе «Ленинградского мартиролога» (с. 138). О «Бойне в Боровичах» рассказано также в кн. М. Н. Петрова «Крест под молотом» (Великий Новгород, 2000. С. 276-279).

Материалы о новомученице Оболенской, расстрелянной по одному делу с Екатериной Арской, передал в Историко-каноническую комиссию С.-Петер-бургской епархии свящ. Владислав Кумыш (см. об Арской с. 24, 507-510 настоящего тома). Им же написана обширная статья о Кире Ивановне для журн. «Церковный вестник» (2002. № 1-2. С. 41-48).

Анатолий Разумов

Новомученица Кира Ивановна Оболенская принадлежала к древней фамилии Оболенских, которая вела свою родословную от легендарного князя Рюрика. Она является представительницей 31-го колена Рюриковичей. Ее отец, князь Иван Дмитриевич Оболенский, служил полковым адъютантом 13-го Гусарского Нарвского полка. На 14-й год своей службы в действующей армии отставной штабс- ротмистр Д. И. Оболенский перешел в «гражданский чин» и получил назначение начальника Володавского уезда Седлецкой губернии «Царства Польского». 1 Незадолго до получения этого назначения, 6 марта 1889-го года, в семье Ивана Дмитриевича и Елизаветы Георгиевны (в девичестве Ольдерогге) Оболенских родилась дочь Кира. По достижении 10-летнего возраста Кира была привезена отцом в Санкт-Петербург для определения в Смольный институт благородных девиц, являвшийся традиционным местом обучения лиц дворянского происхождения. «Желая дочь мою, княжну Киру Ивановну Оболенскую, определить на собственном иждивении в Николаевскую половину Смольного института, - писал он в своем прошении, - прошу Совет учинить о том распоряжение на основании прилагаемых документов». 2 В то время это было одно из самых привилегированных учебных заведений России. Основанное в Царствование Императрицы Екатерины II при Воскресенском Новодевичьем монастыре, оно служило образцом для устройства не только остальных институтов, но и многих пансионов и различных женских учебных заведений. Учебная программа Смольного института была почти такой же, как и в женских гимназиях. Отличие состояло в уровне преподавания и в усиленном изучении новых языков. Уставом предусматривалось также усвоение воспитанницами правил доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости. Важное место в системе обучения отводилось религиозному воспитанию. Выпускницы Смольного получали право на частную и государственную педагогическую деятельность. Институт в Х I Х веке играл весьма важную роль в жизни русского общества. «Смолянки» в качестве воспитательниц и учительниц как своих, так и чужих детей, имели огромное влияние на умственное и нравственное развитие нескольких поколений русских людей.

Смольный институт изначально был разделен на две половины: Николаевскую, куда принимали дочерей лиц, имевших чин не ниже полковника или статского советника, а также потомственных дворян, и Александровскую, где учились дочери лиц чином пониже и дети протоиереев, мещанского сословия, купцов, почетных граждан и т. п. Каждая половина имела свою начальницу и своего инспектора. Кира, как дочь потомственного дворянина и лицо княжеского происхождения, была определена в Николаевскую часть института. Поступление в Смольный означало для нее долголетнюю разлуку с матерью, отцом, братьями и сестрами, с той атмосферой любви и тепла, которой наполнен был дом Оболенских, с укладом тихого уездного городка. Порядки института были строгими, девочек содержали в полной изоляции от внешнего мира, оберегая их от заражения «дурными примерами». До 1860-го года воспитанниц Смольного не отпускали домой даже летом на каникулы, только благодаря реформаторской деятельности К. Ушинского, занимавшего в те годы пост инспектора классов, это правило было отменено.

26 мая 1904-го года Кира Оболенская успешно, с особой наградой, заканчивает институт Благородных девиц. «Воспитанница княжна Кира Ивановна Оболенская, - говорится в ее аттестате, - окончившая полный курс семи общих классов, во время пребывания в сем заведении, при отличном поведении, оказала успехи: в Законе Божием отличные, в русском языке и словесности отличные, во французском языке хорошие, в немецком языке весьма хорошие, в истории весьма хорошие, в географии весьма хорошие, в естествознании отличные, в математике очень хорошие, в педагогике отличные. Сверх того, княжна Кира Ивановна Оболенская обучалась танцам, рукоделиям и домашнему хозяйству. При выпуске девица сия удостоена Всемилостивейшего награждения серебряной медалью». 3 После выпуска из института начинается для Киры, несмотря на ее княжеское происхождение, новая трудовая жизнь. Первые шесть лет по окончании Смольного она дает частные уроки в качестве домашней учительницы. Впоследствии учительство стало главным занятием ее жизни – вплоть до самой мученической кончины, и даже октябрьский переворот не изменил рода ее деятельности. Многим представителям княжеских и дворянских родов после 1917-го года приходилось добывать себе пропитание случайными заработками или самой обыкновенной работой простого служащего в каких-нибудь советских учреждениях. Можно думать, что переход к такому способу существования не был безболезненным и легким. Княжне Кире Ивановне Оболенской повезло в этом отношении чуть больше других: революция не привнесла существенных перемен в ее жизнь, и в Царское время наполненную интенсивным учительским трудом.

В 1906 году семья Оболенских переезжает в Петербург. Произошло это по причине выхода Ивана Дмитриевича, «за выслугою пенсии», в отставку. Размер пенсионного жалования, которого не хватало на то, чтобы дать хорошее образование подрастающим детям, заставлял главу семейства приискать какое-нибудь место. 5 декабря 1906-го года он был назначен на службу в Санкт-Петербургскую горуправу на должность делопроизводителя межевого стола с более чем скромным окладом в 100 рублей в месяц. Но денег все равно не хватало. Когда, например, сыновьям, учившимся в кадетских корпусах, потребовалось сшить форму, то пришлось за помощью обращаться к родной сестре. И только к 1916 году, когда Иван Дмитриевич получил должность заведующего канцелярией межевого стола с окладом 970 рублей в месяц, материальное положение улучшилось. Но продлилось это кратковременное благоденствие всего несколько месяцев.

Благодаря переезду в Петербург, Кира Ивановна получила возможность широкой преподавательской деятельности. К этой работе в школах столицы и губернии побуждало ее глубокое религиозное чувство и искреннее стремление по-христиански служить ближнему. Она никогда и нигде не подчеркивала своего княжеского происхождения и не требовала к себе особого отношения, оставаясь всегда человеком простым и исполненным ровного желания доброделания. В 1910 году Кира Ивановна становится учительницей в бесплатной школе для бедных, преподает в ряде других школ города. При этом она «работала не в каких-нибудь привилегированных учебных заведениях, на что она имела всегда возможность, а несла свои знания в гущу народа, где они были необходимы, преподавая исключительно в рабочих районах города: в школе на Лиговке, в школе при станции «Поповка», в городском училище на Бронницкой улице, на заводе «Треугольник» и т. д. 4

В этих трудах застала Киру Ивановну мировая война 1914-го года, первые же месяцы которой обернулись для всей семьи Оболенских глубоко личной трагедией: на ее фронтах погибли сыновья Вадим и Борис. Потеря горячо любимых братьев не только отозвалась глубоким страданием в душе Киры Ивановны, но может быть, впервые заставила ее остро почувствовать временный характер земного бытия и относительность всего в нем происходящего, по-новому осмыслить свою жизнь. Тем не менее, жизнь продолжала идти своим чередом, ставила свои вопросы и настойчиво требовала их деятельного разрешения. В сентябре 1916-го года Кира Ивановна поступает на высшие курсы французского языка, учрежденные при обществе «AIIian ce Francaise de Petrograd ». Скорей всего, цель этого поступления заключалась в получении документа, предоставляющего право преподавать французский язык в средних учебных заведениях города. Отметки «хорошо» по этому предмету, стоявшей в ее аттестате Смольного института, по правилам Министерства народного просвещения, было недостаточно. Меньше года потребовалось Кире Ивановне для окончания двухгодичных курсов и получения соответствующего документа. В мае 1917-го года княжна К. Оболенская, по наставлению комиссии курсов, была признана выдержавшей испытания. Однако применить на практике полученные знания помешал захват власти большевиками, совершившийся через несколько месяцев после окончания ею учебного заведения. Этот государственный переворот, в результате которого власть перешла в руки группы авантюристов-насильников, беспримерная жестокость которых заставила содрогнуться весь мир, увеличил цепь бедствий, обрушившихся на семью Оболенских с началом Первой мировой войны. В 1918 году князь Юрий Оболенский, родной брат Киры Ивановны, стал офицером Добровольческой армии, а в 1920 году погиб в бою с частями Красной армии. Тогда же, в 1920 году, как брат белогвардейца, был арестован другой сын Оболенских – князь Павел Оболенский. (Чудом ему, раненому в челюсть, удалось бежать прямо из-под расстрела и эмигрировать во Францию, но это спасение Павла обернулось для Оболенских пожизненной разлукой. Со своей родной семьей он больше так и не увидится.) 11 сентября 1918-го года последовало увольнение главы семейства Оболенских – Ивана Дмитриевича – «вследствие упразднения в межевом отделе должности заведующего канцелярией». 5 А еще через некоторое время, 25 октября 1920-го года, его супруга Елизавета Георгиевна стала вдовой. Не исключено, что безвременная смерть Ивана Дмитриевича Оболенского вызвана была непосильной тяжестью пережитых испытаний. Крушение Самодержавия, которому он и его предки служили верой и правдой всю свою жизнь, страшный расстрел Императора и его Семьи, в котором Иван Дмитриевич видел неприкосновенного Помазанника Божия, гибель троих сыновей и вынужденная эмиграция четвертого – эта ноша подорвала его силы и обусловила его преждевременную кончину. «Вот было у меня столько детей, любивших друг друга и нас с мужем, а осталась я, на 90-м году жизни, одна с больной Варей», - с горечью и болью писала Елизавета Георгиевна в одном из своих писем, адресованных дочери Кире, сосланной в 1935 году в Малую Вишеру.

Как уже говорилось, революция не вызвала существенных перемен в деятельности Киры Ивановны. С 1918-го по 1930 год она продолжала работать в школе. В анкете для арестованных, приобщенной к ее следственному делу 1930-го года, в графе «место работы с 1917 г. по сей день ареста» записано: «32-я советская школа – преподавательница, 84-я советская школа – преподавательница, 73-я советская школа – библиотекарь». 6 Перевод «бывшей княжны-учительницы на библиотекарскую должность объяснялся, вероятно, появлением у Советов к 1930 году собственного педсостава, способного удовлетворять нужды социалистической школы. По мере «всестороннего внедрения завоеваний ”октября„ в жизнь советского общества» необходимость в использовании старых кадров царского времени на различных должностях, в том числе и в сфере образования, отпадала. Теперь можно было избавиться не только от услуг, но и от самого присутствия «бывших» людей, являвшимися носителями чуждой, «буржуазной» культуры.

Первый арест княжны Киры Оболенской последовал 14 сентября 1930-го года. Дело, по которому она проходила, было озаглавлено ее же именем и называлось «Оболенская Кира Ивановна и другие». По нему проходило еще два человека: дочь бывшего министра внутренних дел и фрейлина Императрицы Н. П. Дурново, и бывшая экономка Эльбен О. Р. Их обвиняли не в том, что они что-то противозаконное сделали, а в том, что они могли это противозаконное сделать. «Все эти упоминаемые здесь Эльбен О. Р., Дурново Н. П., - говорилось в обвинительном заключении, - потенциально являются (выделено мною – прим. авт. ) идеологической базой для недокорчеванной пока нашей внутренней и внешней контрреволюции, моментами проникающей даже на работу в наши культурные и учебные заведения, как, например, проходящая по данному делу б. княжна Оболенская К. И., и там взращивающей в миропонимании подрастающего поколения вредную идеалистическую философию. 7 Других обвинений арестованным предъявлено не было. На допросе Кира Ивановна открыта и безбоязненно говорила о своем отношении к советской власти. Невозможно без внутреннего волнения и глубочайшего восхищения перед этой удивительной женщиной читать этот документ, исполненный спокойного бесстрашия и неподкупного благородства. Вот что она говорила следователю, находясь в застенке НКВД, не предполагая, конечно, что документ этот со временем станет достоянием русской истории и своеобразным учебником человеческого достоинства: «Я не отношу себя к разряду людей, разделяющих платформу советской власти. Мои разногласия с конституцией начинаются от вопроса об отделении Церкви от государства. Себя отношу к «сергиевцам», т.е. к людям, придерживающимся чистоты Православия. От единомыслия с направлением советской государственности отказываюсь. Я считаю себя обязанной быть лояльной к советской власти, потому что служу ей и тем самым имею некое материальное обеспечение. На службе я являюсь библиотекарем, от непосредственного общения с молодежью я изолирована самим характером своей работы, так как я являюсь классификатором. Общественной работы я никакой не несу и ее избегаю, довольна тем, что моя служба поглощает много времени и не заставляет меня проявляться активно на общественном фоне школьной жизни. Должна заявить, что с моими воззрениями общественными и политическими я, естественно, не могу в советском духе нести общественной работы. С политикой советской власти в области сельскохозяйственной жизни страны не согласна. Раскулачивание считаю мерой несправедливой по отношению к крестьянам; карательную политику, как террор и пр., считаю неприемлемыми для гуманного и цивилизованного государства. Категорически заявляю, что своими мыслями и настроениями я, кроме семьи – матери, сестры и брата – ни с кем не делилась. Переписку с заграницей вела с теткой Чебышевой и с братом, который эмигрировал с начала революции во Францию и сейчас там служит на ипподроме наездником. Никаких к-р группировок, организаций или отдельных лиц, активно враждебно настроенных к советской власти, я не знаю, но одновременно заявляю, что называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политическому криминалу против советской власти, считаю недостойным себя, ибо знаю, что это в условиях советской действительности навлекло бы на них неприятности, вроде «крестов», высылок и т.п.». Это ее прямодушие и органическая неспособность ко лжи были использованы органами против нее же: из ее показаний извлекали отдельные фразы и, объявив их контрреволюцией, осудили на пять лет исправительно-трудовых лагерей.

Не приходится сомневаться в том, что такое поведение арестованной вызывало невольное уважение к личности Киры Ивановны даже у самих инквизиторов. Своим обаянием и редкой внутренней красотой она располагала к себе даже деятелей революции. В материалах следственного дела 1930-го года сохранился чрезвычайно интересный документ, свидетельствовавший о той любви, которую питали к Кире Ивановне даже соратники Ленина. «Учительницу школы в поселке ”Самопомощь„ Киру Ивановну Оболенскую, - писала сестра вождя октябрьской революции Анна Ильинична Елизарова-Ульянова в своем ходатайстве об освобождении арестованной Оболенской, - я знала в 1904-1907 годах, когда жила на станции Саблино и часто бывала в Поповке. Знала ее как человека, трудящегося со школьной скамьи, ничем не проявлявшего своего княжеского происхождения. Теперь, когда она является единственной поддержкой старухи-матери, потерявшей во время мировой войны двоих сыновей, я поддерживаю ходатайство матери освободить ее дочь. А. Елизарова-Ульянова. Партстаж с 1898 г. Партбилет № 0001150. 5 октября 1930 г. Москва, Манежная, 9». 8

Это ходатайство было направлено в Ленинградское ГПУ из Москвы, но местная ЧК оставила его без внимания. Сталин не любил революционеров из ленинского окружения. 15 января 1931-го года в дело «Оболенская и другие» была подшита выписка из протокола заседания тройки ПП ОГПУ в ЛВО следующего содержания: «Слушали дело № 3530-30 г. – обв. гр. Оболенской Киры Ивановны ст. 58/11 УК. Постановили: Оболенскую Киру Ивановну заключить в концлагерь сроком на пять лет, считая срок с 13.09.30 г. Дело сдать в архив». 9

После вынесения приговора Кира Ивановна была отправлена этапным порядком в Кемь и определена в Белбалтлаг. Через год или два она была переведена в Сивлаг. В 1934 году заключенная К. И. Оболенская была освобождена досрочно и поселилась на 101 километре от Ленинграда, так как въезд в город ей воспретили. О том, как складывалась ее жизнь в лагере и после освобождения, можно судить по одному документу, приобщенному к другому ее следственному делу, от 1937-го года. «Отбывая пятилетнюю ссылку, - писала в 1940 году мать Киры Ивановны, Елизавета Георгиевна, наркому внутренних дел Л. П. Берии, - она (Кира Ивановна – прим. авт. ) работала как педагог и медсестра в больнице лагеря Беломорстроя и считалась отличницей и ударницей, за что получила книжку ударника за № 4299 и была освобождена в 1934 году с наилучшим отзывом. В 1934-1935 гг. она работала в Маловишерской и Солинской (Солецкой? – Прим. авт. ) больницах, о чем также получила хороший отзыв. С 1936-го года она работала в г. Боровичи преподавательницей немецкого языка в Вельгийской школе и школе № 12, где считали ее и ценили как прекрасного методиста и серьезного воспитателя детей. Инспектор Ленгороно обещал ей перевод в Ленинград, чтобы дать ей возможность жить со мной. Ее рассудительный, честный характер был ее руководителем в работе и мне в моей старости единственной поддержкой». 10

Сохранились также до наших дней крупицы переписки Елизаветы Георгиевны с родственниками, проживавшими во Франции. «Курнавочка (так Елизавета Георгиевна называла свою дочь Киру – прим. авт. ) В данное время готовится к экзаменам, иначе она не может работать как медсестра, - писала она в январе 1935-го года во Францию семье сына Павла, - Видим ее очень редко, так что мы с Варечкой, по обыкновению, сироты». Живя в деревне на поселении, Кира Ивановна, несмотря на обычную загруженность работой, нелегально посещала Ленинград, чтобы проведать престарелую мать и больную сестру Варю. «Курнавочка приезжает к нам очень редко и ненадолго, приезжает ночью и на другой же день вечером опять уезжает. У нее теперь страшно много работы», - сообщает Елизавета Георгиевна в другом письме Павлу. В июле месяце, благодаря присланным из Франции деньгам, она смогла приехать к Кире Ивановне и даже пожить у нее некоторое время. «Спасибо тебе, - благодарит она сына, - за присланные деньги, благодаря которым я смогла в последних числах июня выехать временно к Кире! Сейчас мы у Киры, но уж очень микроскопическая комната, в семье крестьян, удобств никаких, сада нет, а есть только двор, не особенно чистый, но я все-таки могу сидеть и дышать свежим воздухом. Оставаться же в Ленинграде было невыносимо – высоко, 6-й этаж, лестница, которая мне уже не по силам, а главное – совершенно без воздуха». 11

В сентябре 1936-го года Кира Ивановна из деревни переезжает в Боровичи и, оставив медицину, возвращается на учительскую работу. Произошло это, вероятно, после снятия с бывшей заключенной К. Оболенской негласного запрета на школьную деятельность. «Кира перешла на свою специальность – педагогику – дает уроки немецкого языка, - извещает ее брата Павла Елизавета Георгиевна в очередном письме. – Конечно, деревню пришлось оставить, переселиться в город, но самое трудное здесь было найти квартиру, даже и небольшую комнату. И ей приходится тратить 2 часа на дорогу в школу и обратно». 12 Потихоньку вроде бы жизнь начала налаживаться, и ничто не предвещало ее трагического обрыва. Однако преподавание в школе и жизнь в Боровичах продлилась чуть больше года. 21 октября 1937-го года Кира Ивановна Оболенская была вновь арестована органами НКВД Ленинградской области.

Боровичи в то время были местом ссылки духовенства, церковных активистов из числа мирян Ленинграда и его окрестностей. Здесь находился на поселении, после освобождения из лагеря, Ленинградский владыка архиепископ Гавриил (Воеводин) с некоторыми священниками города, лица дворянского звания, непонятно каким образом уцелевший генерал Колчаковской армии Д. Н. Кирхман и многие другие. Все эти лица вместе с духовенством Боровичей, а также и другие неугодные советской власти личности этой местности, подлежавшие, по сталинской разнарядке, уничтожению, были арестованы осенью 1937-го года и объявлены единой контрреволюционной организацией. Главную роль отвели архиепископу Гавриилу, а всего по этому делу проходило 60 человек. Все они: «служители культа, монахи, церковники, странствующий элемент, кулаки, торговцы, дворяне, князья, генерал Белой армии, бывший пристав» - были якобы завербованы в эту организацию арх. Гавриилом. Среди прочих завербованных оказались и княжна Кира Ивановна Оболенская. Ей, как и всем прочим, вменили в вину фантастические по своей сути вещи: активная борьба с советской властью и пропаганда установления фашистского строя в СССР, агитация против колхозного строительства, агитация за проведение в Верховный Совет своих единомышленников и пр. Сфальсифицированный характер всех этих чудовищных обвинений будет доказан через двадцать лет, в 1958 году. «В деле отсутствуют объективные доказательства о том, что из числа осужденных лиц по делу была организована контрреволюционная организация и что она проводила антисоветскую агитацию. К моменту ареста привлеченных лиц органы НКВД не располагали материалами, подтверждающими наличие контрреволюционной организации. Из материалов дела видно, что привлеченные лица осуждены были незаконно», - говорится в реабилитационной части Боровичского дела. Пятьдесят одного человека сталинская диктатура расстреляла по делу № 1а/1307 без всякого состава преступления, девятерых заточила в концлагере, из них один только дожил до освобождения. Но прежде, чем она обагрила свои руки кровью ни в чем не повинных людей, она пыталась уничтожить этих людей морально, потребовав от них под пытками собственноручных признаний никогда не совершавшихся ими поступков.

Арестованная Кира Ивановна Оболенская была подвергнута первому допросу в день ареста, 21 октября 1937-го года. Он носил ознакомительный характер: потребовали назвать родственников и знакомых, в числе которых прозвучало имя архиепископа Гавриила, известного арестованной с 1923-го года, когда она проживала в Ленинграде. Через три с половиной недели тюремного заключения, 14 ноября, Киру Ивановну вызвали на повторный допрос, оказавшийся очной ставкой. Ибо никаких признаний, даже после трех недель камеры и методов физического воздействия, добиться от самой арестованной не удалось. На этой очной ставке следователь устроил арестованной встречу с одним из не выдержавших давления священников, согласившимся дать против нее изобличающие показания. Органы надеялись, что эти показания вчерашнего единомышленника сломят дух арестованной и убедят ее в бессмысленности «запирательства». Священник говорил на очной ставке, что Воеводин сам поведал ему о принадлежности Оболенской к тайной контрреволюционной организации. Он также привел в качестве доказательства беседу между Воеводиным и Оболенской, подтверждающую наличие между ними политической связи. «Показания Л. не подтверждаю. Отрицаю категорически», - ответила Кира Ивановна на предложение следователя подтвердить показания свидетеля Л. 13 На следующий день, 15 ноября, подследственная К. Оболенская была подвергнута очередному допросу, который также явился очной ставкой. Обвиняемый И. А. уличал ее в контрреволюционном заговоре с Воеводиным, происходившем на квартире священника Н. И. Воскресенского. На это новое обвинение последовал тот же ответ арестованной: «Показания И. А. И. не подтверждаю». В тот же день органы предприняли последнюю попытку склонить Киру Ивановну к даче ложных показаний. « Вопрос. Следователю известно, что вы состояли в контрреволюционной организации церковников и на деле проводили контрреволюционную работу. Настаиваю дать правдивые показания. Ответ. Нет, в контрреволюционной организации церковников я не состояла и работы в ней никогда не проводила». 14

Архиепископ Гавриил не выдержал давления органов НКВД и поставил свою подпись под сфабрикованными показаниями. Не выдержал пыток и офицер Царской армии Колчаковский генерал Кирхман, давший показания против двоих человек. Каким же образом арестованной Кире Ивановне Оболенской удалось оказаться победительницей в этом противостоянии карательной машине, безжалостно и жестоко вырезавшей духовную и культурную элиту шестой части мира? «Виновной себя не признала», - сказано в протоколе Особой Тройки УНКВД ЛО, приговорившей княжну К. И. Оболенскую к расстрелу. (Приговор был приведен в исполнение 17 декабря 1937-го года.) В этой лаконичной записке заключена тайна мученицы нашего времени.

Племянница Киры Ивановны, Кира Константиновна Литовченко, ныне здравствующая и проживающая в Петербурге, хорошо помнит Киру Ивановну и ее внезапное исчезновение в 1937 году. «Тетя Кира, - говорит она, - к нам приходила часто, когда мы жили на Сергиевской (с 1923 – ул. Чайковского – прим. авт. ) улице, и они с мамой беседовали на разные темы, которые я по возрасту своему еще не могла понять. Она была теплый, добрый ласковый и уютный человек – бывают такие люди. Я помню как мы с ней сидели на балконе. Тогда еще было много церквей в округе, и начинался вечерний колокольный звон, благовест, и тетя Кира мне говорила: “Как вечером приятно это слышать”. Может быть, по этому я и люблю вечер, сумерки, что всегда вспоминаю, как мы тогда сидели вместе, слушали. Когда тетя Кира исчезла, перестала к нам приходить, я спрашивала, где она, и мама, не желая говорить правду, сказала, что она ушла в монастырь». Ее мама не могла поведать ей в то время всю правду о земном шаре, на котором люди одержимые бесчеловечной жестокостью и облеченные властью, методично истребляют себе подобных. Причем, не только абсолютно ни в чем не повинных, но и отличающихся чертами подлинной нравственной красоты. Потому что после такой правды о мире очень могло случиться, что девочка отказалась бы в нем жить дальше. Теперь она знает правду о своей родственнице, в том числе и ту, что ее тетя, княжна Кира Ивановна Оболенская, проявившая в кровавом застенке гонителей Истины необычайную высоту духа и явившая образ святости в мире, охваченном мраком безбожия, принадлежит к числу великих женщин-христианок ХХ-го столетия.

Прославлена в лике святых в 2003 году.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА КИРА МОЛИ БОГА О НАС

1 ЦГИА СПб. Ф. 531, оп. 163, д. 1432, л. 2.

2 Там же. Ф. 2, оп. 1, д. 19255, л. 2.

3 ЦГИА СПб. Ф. 531, оп. 1, д. 19255, л. 23.

4 Архив УФСБ по СПб и области. Д. № П-85438.

5 Архив УФСБ. Ф. 513, оп. 163, д. 1432, л. 27.

6 Архив УФСБ по СПб и области. Д. № 85438, л. 6.

7 Там же, л. 56.

8 Там же, л. 14.

9 Там же, л. 61.

10 Архив ФСБ по Новгороду и области, д. № 1-а/1307. Это заявление с мольбой сообщить хоть что-нибудь о своей дочери Елизавета Георгиевна направила в Москву в апреле 1940-го года, когда Киры Ивановны уже не было в живых. Умом она, вероятно, понимала, что надежды получить ответ нет никакой. Но, будучи не в состоянии больше бороться со своим горем, не имея сил терпеть продолжавшуюся три года муку, она совершает поступок, лишенный всякого смысла. «Умоляю вас, помогите мне», - писала она Берии – верховному палачу русского народа. Решиться на такое можно было только в положении полной безысходности, оказавшись на границе отчаяния и умопомешательства. Кто может измерить и описать глубину страданий этой женщины, у которой война и революция отняла четверых сыновей и мужа, а советская власть лишила на склоне земной жизни любимой дочери, заставив медленно, годами разрываться на части ее старушечье сердце от неизвестности о ее судьбе?

11 Личный архив К. К. Литовченко. СПб.

12 Там же.

13 Архив УФСБ по СПб и области. Д. № 85438, л. 14.

14 Там же, л. 63 об.

15 Там же, л. 60.

По книге:

Новомученики Санкт-Петербургской епархии.

Иеромонах Нестор (Кумыш). Статис, 2003.

В декабре отмечается церковная память двух новомучениц — двух сестер из ленинградского — Киры Оболенской и Екатерины Арской. На первый взгляд, более разных женщин трудно найти.

Княжна Кира Ивановна Оболенская (1889 — 17.12.1937) принадлежала древнему роду, который вел свою родословную еще от Рюрика. С десяти лет она обучалась в самом престижном женском учебном заведении Российской империи — Смольном институте благородных девиц, который закончила с серебряной медалью. По окончании института, в связи с трудным материальным положением в семье, которая хоть и была княжеского рода, но обедневшей, Кира Ивановна пошла работать учительницей. Сначала давала частные уроки, впоследствии стала работать в школах, причем выбирала не привилегированные учреждения, в которых ей позволяло работать происхождение и образование, а шла в самые простые, в рабочих районах, например, на Лиговке.

Екатерина Андреевна Арская (1.04.1875 — 17.12.1937) происходила из многодетной купеческой семьи, ее отец был ктитором Скорбященского храма в Петрограде. Она также получила хорошее образование, но в другом институте — Александровском, который относился также к Смольному институту, но принимал девиц более низкого положения — из духовного, мещанского, купеческого сословия. Впоследствии Екатерина Андреевна работала портнихой.

В какие годы сестры вошли в Александро-Невское петроградское братство, бывшее центром братского движения в епархии, и когда познакомились, точных данных нет. Известно, что Екатерина Андреевна в течение полутора лет была членом приходского совета Феодоровского собора, в котором архимандрит Лев (Егоров) начал настоятельствовать в 1926 году. Фактически она стала помощницей отца Льва. В первые годы революции Екатерина Арская потеряла всю свою семью — любимого мужа и пятерых детей, умерших от холеры и тифа, впоследствии она проживала в одной из тайных женских иноческих общин .

Кира Ивановна тоже лишилась в первые годы революции своих родных — отца и пятерых любимых братьев, с которыми всю жизнь была очень дружна. Так она стала единственной кормилицей своей пожилой матери и сестры, тяжело болевшей эпилепсией. В Кира Ивановна была духовной дочерью одного из братских священников — архимандрита Варлаама (Сацердотского), который замещал руководителей братства, когда по причине арестов их одновременно не было в городе.

Первой из двух сестер была арестована Кира Оболенская. В 1930 году ее обвинили в том, что она «потенциально является идеологической базой для недокорчевания пока нашей внешней и внутренней контрреволюции». Это и было ее единственной виной, за которую она получила 5 лет концлагеря. Екатерина Арская была арестована на два года позже, в знаменитую «святую ночь», когда в Ленинграде за одну ночь было арестовано около 500 священнослужителей, монахов и монахинь и других верующих. Среди них было более 50 членов , всего же по «делу » в 1932 году проходило 92 человека.

В 1936-1937 годах члены начали возвращаться из лагерей, в Ленинграде им было запрещено жить, нужно было искать новое место. Часть из них, более десяти человек, поселились в Боровичах. Для кого-то это было место ссылки, кто-то специально приехал жить к своим. Кира Ивановна преподавала в местной школе иностранные языки, а Екатерина Андреевна работала одеяльщицей в артели «Красный Октябрь».

В 1937 году плановая система советского хозяйства дошла и до НКВД. Во все области страны были разосланы планы по количеству арестованных и расстрелянных. Началась гонка по выполнению и перевыполнению планов по расстрелам и арестам. Таким образом государство уничтожало не только случайных людей, но и всех хоть как-то несогласных с революционной политикой. В Боровичах было заведено дело сразу на 60 человек, в основном, «церковников» — как священнослужителей, так и мирян. Несмотря на жестокие пытки, сестры Кира и Екатерина не дали никаких показаний ни против себя, ни против других.

Екатерину Арскую привели на очную ставку с опытным духовником, архиепископом Гавриилом (Воеводиным), который был определен как руководитель якобы контрреволюционной организации. Он не был членом братства, однако хорошо был знаком с ним еще по жизни в Ленинграде. В тот момент владыка поддался пыткам и назвал многих людей, однако Екатерина Ивановна, глядя ему в глаза, твердо сказала:

— Я никого не знаю и не могу никого назвать.

После этого владыка Гавриил покаялся и отказался от своих показаний.

Большинство арестованных по этому делу (51 человек) были расстреляны, среди них — две женщины, оказавшиеся более стойкими, чем многие мужчины.

О том, как такие хрупкие женщины смогли выдержать, размышляет настоятель петербургского Скорбященского храма на Шпалерной улице протоиерей Вячеслав Харинов (именно в этом храме Екатерина Арская молилась в детстве и юности, здесь был ктитором ее отец, а сейчас существует единственный в Петербурге музей новомучеников, рассказывающий о ее судьбе):

— дало его членам поразительную закалку, то, что может быть оценено как некий стержень, как некая несгибаемость, которую не дал бы приход, семья или обучение в духовной школе. Братство было призвано быть островком в море атеизма, безбожия и забвения православных традиций. На этом острове сформировалось такое видение жизни, такое следование за Христом, такое подражание Ему, что Екатерина Арская сумела в своей жизни пройти, не сокрушив надломленной трости, по слову Писания, — никого не выдать.

В 1958 году «дело Григория Воеводина» было признано сфальсифицированным ввиду отсутствия состава преступления, а в 2003 году две александро-невские братчицы, петроградские новомученицы прославлены церковью в лике святых.