Полезные советы перед егэ по русскому языку. Советы перед егэ по русскому языку Как сдать егэ русскому 5

Обязательный экзамен, к которому готовятся абсолютно все школьники – русский язык. Лишь немногим удается получить заветное максимальное количество баллов. Ребята, у которых это получилось, делятся опытом.

РЕШАЙТЕ МНОГО ТЕСТОВ

Я сдавала три дополнительных экзамена, кроме математики и русского языка. При подготовке делала основной упор на них. С русским языком у меня никогда не было проблем. Мне кажется, это, прежде всего, заслуга моих учителей. Кроме того, я своевременно выполняла домашние задания. Самое главное, чтобы хорошо сдать экзамен, надо решать-решать-решать тесты. Как можно больше разных вариантов, конечно, с разбором допущенных ошибок.

Нас хорошо готовили в школе к этому экзамену, но я очень переживала из-за сочинения. Думала, что попадется какая-то редкая тема, и я не смогу придумать аргументы, но мне повезло – помогла книга, которую я прочитала ради развлечения за неделю до экзамена.

Нужно обязательно внимательно изучить структуру КИМа, читать книги, решать тесты и не ограничиваться подготовкой в школе, если нет уверенности в своих силах.

Конечно, этот год был очень напряженным. Подготовка к экзаменам, огромное давление (прежде всего, изматывала себя я сама, потому что хотела поступить на бюджет в СПбГУ, и мне нужны были высокие баллы), неизвестность впереди, а потом ожидание результатов. Весь год прошел, как в тумане. Постоянные репетиторы, учебники, репетиции к последнему звонку и выпускному. Часто бывало такое состояние, когда хотелось все бросить, просто посмотреть сериалы, даже начать заниматься физикой (хотя я гуманитарий), просто делать хоть что-то, чтобы не прикасаться к справочникам и КИМам. На самом деле я очень рада, что все это позади, потому что это был кошмар какой-то.

Когда узнала, что у меня 100 баллов, я не верила, пока сама не увидела результат в моей школе. Даже после мне казалось, что это какая-то ошибка или подвох. До сих пор не могу сказать, как так получилось!

«ВХОД-ВЫДОХ» НА ЭКЗАМЕНЕ

«И главное, если начнете паниковать – глубоко вдохните, вспомните, что вы знаете все, и за дело!» – с такими словами учительница по русскому и литературе провожала нас в соседнюю школу на сдачу ЕГЭ. Сейчас смешно вспоминать, с какими серо-зелеными лицами мы шли эти десять минут. И то ли огромные плитки шоколада, то ли еженедельное написание сочинений активизировали мозг, но пять человек из класса сдали более, чем на 90.

Когда нам впервые показали внушительное количество заданий по русскому, которые ежегодно обновляются на сайте ФИПИ, стало слегка не по себе. Список паронимов на первый взгляд не показался сложным, ведь большинство из них было на слуху, а пробелы в знаниях обнаруживались лишь во время решения тестов. Я тщетно пыталась запомнить столбики новых слов, пока кто-то не подал прекрасную идею: завести небольшую тетрадь и выписывать туда задания и предложения, которые были сложными. Как оказалось, с блокнотом общаться куда удобнее, чем с неорганизованной кипой бумаг.

К зиме мой небольшой блокнот был весь исчеркан пояснениями и примерами. Такая вещь должна стать вашим спутником на год. Когда станет скучно, просто пролистайте его. Что-нибудь запомнится. Здорово, когда на экзамене ты представишь нужную страницу своей книжки, и это поможет при выявлении неправильно поставленного ударения в слове.

К концу 11 класса решение тестов раз в две недели перешло в увлекательнейшее занятие. Очень помогла и заинтересованность одноклассников. Мы условились учить по пять ударений в день из имеющегося списка и проверять друг друга.

Вот и получается: если сделать из обучения праздник и пользоваться приобретенными знаниями в жизни, оклеить дом стикерами, учить ударения и паронимы заранее, то будет легче. Именно эти темы требуют зубрежки, поэтому лучше решать их больше и чаще. Задания в ЕГЭ однотипные, уже за полгода можно понять, какие из них войдут в КИМ, а какие нет. Задача сужается – остается лишь набить руку.

Что действительно может вызвать трудности – это сочинение. Никто не сможет научить вас с ходу приводить примеры из литературы, если вы не читаете. С сочинением все пройдет хорошо лишь у тех, кто знает хотя бы какие-то произведения. Тут подойдет и классическая литература, и качественная современная, даже фантастика может пригодиться.

Можно завести блокнот и разделить его по темам, которые встречаются чаще всего: война, любовь, природа, гуманизм и так далее. Еще раз выписать имена главных героев, фамилии, отчества писателей – не помешает. Это не только поможет, но и успокоит.

Высокий балл на ЕГЭ по русскому не предполагает очень глубоких знаний, не обязательно быть начинающим филологом, чтобы сдать на 98-100. Важно усердно учиться, решать как можно больше вариантов и писать-писать-писать сочинения, набирать аргументы.

Не стоит брать репетитора, весь материал можно найти самостоятельно.

Когда время экзамена истекло, я не о нем думала, а лишь панически пыталась вспомнить, через какую букву написала свое отчество. Во время же выполнения заданий эмоции отключились, такая минута спокойствия подарила ощущение того, что все не просто хорошо, а как нельзя лучше. Методика: «Вдох-выдох», безусловно, сработала. Когда люди спрашивают, как мне удалось получить 100 баллов, о которых я даже не мечтала, могу лишь сказать, что 90% успеха – труд, а 10% – настоящая удача. Она приходит, когда после множества решенных вариантов, попадается тот, который уже выполнял.

100 БАЛЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НЕ ГАРАНТИРУЮТ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ

Вероника Стахмич, не поступила на бюджет даже со 100 баллами по русскому языку

Не могу сказать, что усердно готовилась к экзамену. Наверное, мне помогло то, что русский язык я учила все 11 лет в школе, пыталась и хотела что-то понять. У меня четыре раза менялись учителя, тогда я читала все дома самостоятельно, понимая, что язык знать нужно. Я начала готовиться к ЕГЭ в 10 классе, когда поняла, что хочу поступить в серьезный вуз, а для этого нужны хорошие результаты экзаменов. 100 баллов для меня были чем-то нереальным, неосуществимым. Но на собственном опыте я доказала, что ошибалась.

Все труды, тренировки написания сочинений и решения тестов по вечерам вылились в отличный результат, в который я поначалу не могла поверить. Увидев на сайте цифру 100, я какое-то время была в шоке. Но радость быстро сменило удивление.

Мне кажется, самое главное в 11 классе – это терпение, потому что ЕГЭ – это, конечно, стресс. Но экзамены не должны пугать, надо верить, что получится набрать высокие баллы и преодолеть этот жизненный этап. Самое главное – поставить цель, понять, чего хочется достичь и стремиться к этому. Ни напор родителей, ни усердие учителей не помогут так, как вера в себя.

Кажется, что 100 баллов обеспечивают поступление в университет мечты, но на деле это не так. Я – медалистка со 100 баллами, не поступила туда, куда хотела. Итог – никакого университета.

Санкт-Петербург – город отличных университетов, поэтому многие выпускники со всей России хотят учиться именно здесь. Но у нас строгая проверка при ЕГЭ, а, следовательно, результаты ниже по ряду предметов. Я сдала литературу на хороший балл, но это он не самый высокий по сравнению с абитуриентами из других городов, у которых максимальное количество за каждый предмет. Иногородние поступают, а петербуржцы нет.

Гарантируют ли 100 баллов по одному предмету поступление в университет? Нет!

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.


На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).


Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.


Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.


Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.


Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.


То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.


Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.


Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:


  • Яндекс. ЕГЭ,

  • Решу ЕГЭ,

  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;

  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.


  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.

  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.

  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.

  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».

  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Как сдать русский на максимальный балл

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:


  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;

  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;

  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.


В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:


  • используйте КИМы как черновик,

  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;

  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;

  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;

  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;

  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;

  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;

  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;

  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;

  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;

  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.


Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:


  • правильно определить поднятую автором проблему,

  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),

  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.


Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.


После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Собрали для вас воедино правила по русскому языку, которые помогут сдать ЕГЭ на высокий балл. Мы уже начали вспоминать некоторые из них , а сейчас рассказываем о пунктуации.

Двоеточие

1. На месте двоеточия можно вставить «потому что» (Ничего не было видно: была безумная ночь)
2. На месте двоеточия можно вставить «что» (Татьяна поняла: он больше не придёт)
3. На месте двоеточия можно вставить «и увидел что, и услышал что, и почувствовал что» (Я подошёл к окну: ребята играли в футбол)
4. На месте двоеточия можно вставить «а именно» (Она принесла нам радостную новость: Сергея приняли в пионеры)

Прямая речь

1. Слова прямой речи всегда пишем с большой буквы. Слова автора - всегда с малой, кроме начала предложения («Я приду поздно», - сказал Андрей. - Я приду поздно, - сказал Андрей)
2. Если прямая речь, состоящая из одного предложения, разбивается на две части словами автора, то перед словами автора и после них ставим запятую и дефис
3. Если же слова автора разбивают прямую речь на стыке двух предложений, то перед словами автора ставим запятую и дефис (,-). А после слов автора точку и дефис (.-). Вторая часть прямой речи пишем с большой буквы («К чему ты готовишься? - спросила мама. - Завтра ведь выходной»)
4. Если слова автора разбивают прямую речь, которая состоит из одного предложения, то предложение делаем по этой схеме (‘П -а, -П‘)
5. Цитата заключается в кавычки и пишется с маленькой буквы (По словам Пушкина, «Привычка свыше нам дана, замена счастью она»)

Тире в сложных предложениях

1. Смелые побеждают -(вставка «а», «но») трусливых награждают.
2. Была безумная ночь - (Вставка «поэтому») ничего не было видно.
3. Вечером над горизонтом нависало багровое солнце -(вставка «это») плохой знак.
4. Любишь кататься- (вставка «если», «то») садись и катайся.
5. Нажал на тормоз - машина остановилась(быстрая смена событий)
6. Молвит слово- (вставка «будто», «словно») соловей поёт.

Запятая перед «И»

1. Между двумя простыми предложениями запятая перед «и» обычно ставятся (Был ветреный день, и шел дождь)
2. Запятая перед «и» между двумя простыми предложениями не ставится, если есть общее слово (Вчера был ветреный день и шел дождь)
3. Запятая перед «и» так же не пишется в восклицательном, вопросительном предложении (Неужели вчера был ветреный день и шел дождь?)
Запятая перед «как»
1. В сочетаниях «не кто иной, как» » не что иное, как» Запятая ставится обязательно
2. Ставится, когда есть указательные слова: так, такой, такие, тот
3. Перед сочетанием «как и» запятая ставится всегда
4. Всегда обособляется «как один», «как правило»
5. Если в предложении есть значение причины, то из одной его части можно составить вопрос, а из другой- ответ (Пётр, как лучший охотник, был выбран старшим)
6. Сравнение – всегда ставим запятую
7. В значении «в качестве» запятая не ставится
8. Союз «как… ,так и» пишем без запятой перед как, но перед «так и» запятая всегда ставится
9. Во фразеологизмах никогда запятая не ставится
10. Составные союзы в начале предложения запятой не разделяются. «С той поры как», «До тех пор как», «С того времени как»
11. Приравнение. Запятой между подлежащим и сказуемом быть не может (она как роза)

Запятая на стыке двух союзов

1. Первый союз - любой, второй - если, когда, хотя. Запятая ставится, если нет продолжения союза (Знаю, что, когда придёт отец, мы пойдём в зоопарк)
2. Не ставим запятую на стыке двух союзов, если есть продолжение союза (Знаю, что когда придёт отец, то мы пойдём в зоопарк)
Причастный оборот
1. Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то оборот обособляется (Картина, висевшая на стене, неожиданно упала)
2. Причастный оборот обособляется, если определяемое слово- личное местоимение(я, ты, он, она, оно, они) (Висевшая на стене, она неожиданно упала)
3. Причина (Уставшие до последней степени, альпинисты не продолжили восхождение)

Деепричастный оборот

Деепричастный оборот обособляется всегда.
Дедушка, выходя из комнаты, выключил свет.
Выходя из комнаты, дедушка выключил свет.

Сложноподчиненное предложение

СПП- это предложение части которого связаны подчинительными союзами.
Подчинительные союзы- что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие.

1. Внутри придаточного предложения всегда есть подчинительный союз (Андрей не помнил, куда положил дневник (О чем?)
2. От главного предложения к придаточному всегда даём вопрос. Придаточное всегда отделяется от главной запятыми (Её звонкий голос, который восхищал всех, был слышен издалека)

Типы придаточных

Придаточные изъяснительные

1. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей. Главная часть нуждается в смысловом изъяснении, главная без придаточной выглядит незаконченной

Придаточные определительные

2. Придаточная определительные - отвечает на вопрос какой?; поставленный не от главной части, а от существительного. В придаточной изъяснительной всегда есть слово «который» либо слово, которое можно заменить на него.

Придаточные обстоятельственные

Придаточная обстоятельственные отвечают на вопросы наречий. Так как вопросов наречий много, то придаточные обстоятельственные разделим на подтипы:

3. Придаточная цели отвечает на вопрос «с какой целью?». В придаточной цели всегда есть слово «чтобы»
4. Придаточная уступки. В придаточной уступки всегда есть союз «хотя» или другой союз синоним (несмотря на то что, что ни, как ни …)
5. Придаточная следствия. В придаточной следствия всегда есть союз «так что». Запятая обязательно ставится перед так.
6. Придаточная причины. В придаточной причины всегда есть союз «потому что» или его синоним (так как, от того что)
7. Придаточная условия. Есть союз «если», но иногда роль союза «если» может выполнять союз «когда»
8. Придаточная образа действия. Отвечает на вопрос «каким образом?», указывает способ действия
9. Меры и степени
10. Придаточная сравнения
11. Придаточная времени. Есть всегда вопрос «когда?»
12. Придаточная места. Отвечает на вопросы «где? куда? откуда?»

По материалам rozagilmanova.ru.

Разработчики экзаменационных заданий ответили на самые частые вопросы выпускников

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Один из двух обязательных экзаменов (второй - математика), который сдают все ученики. В этом году экзамен по русскому языку выпускники будут писать в день рождения А. С. Пушкина, 6 июня . Если результат окажется слишком низким, то экзамен можно будет попробовать пересдать в резервный день - 26 июня , или в дополнительный период - 4 сентября . Что нужно знать об экзамене, чтобы сдать его на максимальный балл с первого раза?

1. Сколько баллов можно получить на ЕГЭ по русскому языку?

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов. За грамотно написанное сочинение можно получить 24 балла.

Чтобы получить аттестат об окончании школы, необходимо набрать минимум 24 балла. А если одиннадцатиклассник планирует поступать в вуз, причем не важно, на какую специальность, экзамен необходимо сдать минимум на 36 баллов.

2. Сколько времени дается на выполнение всех заданий?

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 210 минут, или 3,5 часа.

3. Какие знания проверят на ЕГЭ по русскому языку?

Задания экзаменационной работы по русскому языку проверяют знание норм построения текста, лексических, орфографических, пунктуационных, грамматических норм современного русского литературного языка, умение создавать текст на основе прочитанного.

4. Из каких заданий состоит экзаменационный вариант?

Каждый вариант экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и включает 26 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом (задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа и задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов).

Задания первой части проверяют усвоение участниками экзамена учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности: к последнему типу относятся задания, проверяющие владение грамматическими нормами (задание 7), умение находить средства связи предложений в тексте (задание 24) и использованные в тексте языковые средства выразительности (задание 25).

Часть 2 содержит одно задание (задание 26) - по прочитанному тексту. Выполняя это задание, экзаменуемый должен продемонстрировать умение анализировать содержание и проблематику прочитанного текста, комментировать проблему исходного текста, определять позицию автора текста, выражать и аргументировать собственное мнение, последовательно и логично излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, оформлять высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами современного русского литературного языка.

Сочинение может быть написано экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

5. В этом году появилось новое задание № 20. Что оно проверяет?

Задание № 20 будет проверять владение лексическими нормами русского литературного языка. Задание будет оцениваться в 1 балл.

Задание будет дано в двух вариантах:

  • в виде исключения, то есть надо будет убрать лишнее слово;
  • в виде замены, то есть слово надо будет заменить.

Алгоритм выполнения: сначала надо найти смысловое (семантическое) противоречие в предложении, вычленить ошибку и выполнить задание, исправив эту ошибку.

6. В чем сложность выполнения задания № 7?

Задание звучит так: «Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены».

Существует три типа , но на экзамене потребуется идентифицировать только морфологические и синтаксические ошибки.

Морфологические ошибки:

  • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
  • неправильное употребление имени числительного.

Синтаксические ошибки:

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
  • нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
  • ошибка в построении предложения с однородными членами;
  • неправильное построение предложений с деепричастным оборотом;
  • нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
  • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
  • неправильное построение предложения с косвенной речью;
  • ошибка в построении сложного предложения.

Прежде чем приступить к выполнению задания, авторы экзаменационных заданий советуют внимательно прочитать все предложения.

7. Чем отличается сочинение в ЕГЭ по русскому языку (задание № 26)?

Чтобы успешно написать сочинение по прочитанному тексту, разработчики советуют придерживаться следующего плана:

  • сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста;
  • написать комментарий к этой проблеме, включив в него два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания и аргументации проблемы;
  • указать авторскую позицию;
  • высказать свое личное отношение к прочитанному, подкрепив свое мнение двумя литературными аргументами.

Но следовать этому плану жестко необязательно. В хорошем сочинении важна продуманная композиция. Можно ограничиться тремя базовыми частями: вступление, основная часть и заключение. А можно включить и другие части со своими микротемами в каждой.

Советы от разработчиков:

  • Продумывать композицию нужно только после того, как определена проблема, поднятая автором в тексте. Важно не перепутать тему и проблему текста.
  • Желательно привлекать в качестве аргументов произведения именно из .
  • Можно привлекать в качестве аргументов современную и зарубежную литературу.
  • Можно опираться на неклассические жанры литературы ( , детектив или триллер), но выбранный аргумент должен быть подан именно как аргумент.
  • Ссылка на художественный фильм не является литературным аргументом, даже если речь идет об экранизации.
  • Научно-популярные статьи и книги могут быть использованы в качестве литературного аргумента.

8. Как уровень сложности задания влияет на конечный балл?

Среди заданий базового уровня сложности есть задания с низким процентом выполнения - на них следует обратить особое внимание. Это задания, проверяющие правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (задание 14), знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи (задание 19), знание функционально-смысловых типов речи (задание 22).

9. Что обязательно нужно учесть, чтобы получить максимальный балл?

В общем виде все необходимые советы и разъяснения даны в инструкции по выполнению работы перед вариантом КИМ. Поэтому следует внимательно читать инструкции к варианту и конкретному заданию. Следование этим советам позволит более рационально организовать работу на экзамене. Кроме общей инструкции, в каждой части работы даются рекомендации по поводу того, как нужно записывать ответ на задания того или иного типа. Перед выполнением заданий следует внимательно прочитать инструкции к каждому типу заданий.

10. Как правильно заполнить экзаменационный бланк?

Практика показала, что лучше вписать ответы сначала в КИМ, а затем аккуратно перенести их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Ответы на задания пишутся без лишних добавлений (пишется термин, понятие, ключевое слово или сочетание слов из текста и т. п.).

Ответ на задание 26 лучше сначала записать на черновике, а затем переписать в бланк № 2. Сочинение следует писать четко, разборчивым почерком. Записи в черновиках не учитываются при обработке и проверке работ.

Видеоконсультация по ЕГЭ по русскому языку от разработчиков экзамена:

Просмотры: 0

Обращаем внимание на самые "опасные" задания в ЕГЭ по русскому.

А9 – нахождение грамматической основы. Потренируйтесь в тестах подчеркивать основу, разбирать предложенный фрагмент предложения по членам предложения, и тогда вы не примете дополнение за подлежащее, откажетесь от варианта ответа, где есть обстоятельство.

Внимательно повторите тему «Безличное предложение»: и вам будет легче найти сказуемое в нем.

Небольшое изменение ждет вас при выполнении задания А1 . Если раньше разработчики тестов давали 3 неправильных примера и 1-правильный, то в этом году будет наоборот.

Думаю, не будет уже сюрпризом для многих из вас задание А2 , касающееся паронимов, лексических единиц типа «командированный» и «командировочный». Но ежедневное перелистывание «Словаря паронимов» и разбор этих интересных языковых пар будет полезным и принесет балл в вашу экзаменационную копилку. Хорошо бы при решении тестов постараться заучить как можно больше паронимов.

По опыту прошлых лет уверена, что вновь будут потеряны баллы при решении задания В1 , когда в заданиях встречаются причастия и деепричастия типа «прочитавший» и «прочитав» и требуется от экзаменуемого найти слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Рассчитано просто: вы волнуетесь, устали, а тут такое простое задание. Приставку нашел, суффикс тоже! И минус балл из вашей копилки! Вы попали в «капкан», потому что забыли: причастие и деепричастие данным способом не образуются.Их способ словообразования - суффиксальный! А верным ответом там будет какое-нибудь наречие (справа, докрасна) или существительное (подоконник, Подмосковье).

При выполнении задания В3 вы также можете попасть в «капкан», так как разработчики ЕГЭ в тесты для тренировки вставили примеры, которые в школьной программе изучаются вскользь. Все вы знаете, что словосочетание, образованное на основе подчинительной связи, когда зависимое слово присоединяется только по смыслу, называется примыканием. В роли зависимых слов в таком словосочетании выступают наречие, деепричастие и инфинитив. А в тестах даются примеры типа «их дети», «место поглубже», «плащ бордо». В школьной практике такие словосочетания разбирают как согласование. А это примыкание, так как несклоняемые прилагательные, притяжательные местоимения ее, его, их и форма простой сравнительной степени прилагательного относятся к неизменяемым, значит, они примыкают к главному слову только по смыслу. Например, «прическа каре», «платье хаки», «ее книга». Особенно много споров вызывает последний пример. Но как просто доказать, что слова «ейная» книжка или «ейёной» кофты мы просто не используем в речи.

Каждый из вас, конечно, настроился выполнять задание С , и вы уже знаете, что характеризовать взятую вами проблему необходимо с позиции исходного текста. Используя глаголы действия, нужно написать, о чем рассуждает автор, какие чувства в тот момент испытывает, что его тревожит и заботит или, наоборот, радует и приводит в восторг. Если вы напишете эту часть верно, то два балла из двадцати трех у вас уже в копилке.

Организаторы ЕГЭ в раздел написания задания С ввели еще одно новшество. Когда вы пишете, что согласны с автором или, наоборот, что не разделяете его точки зрения, необходимо обязательно порассуждать. Два – три предложения достаточно. Главное, чтобы вы писали по сути вопроса, а потом уже можете приводить аргументы. В следующей статье мы подскажем вам, как находить аргументы, подтверждающие ваше мнение, если у вас их нет…