Жизнь в пресных водоёмах. Презентация на тему "жизнь пресного водоема" Животных в пресных водах презентация

1. Запишите названия растений пресного водоёма, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех растений, которые вам доводилось видеть в природе.

2. Какие растения изображены на рисунках? Соедини стрелками рисунки и названия.

Сравни кувшинку, кубышку и стрелолист; рогоз, камыш и тростник. Выдели признаки, по которым эти растения можно различить в природе (ответь устно).

Сравнение кувшинки, кубышки и стрелолиста

Сходство:

  • Все три растения являются водными растениями.
  • Цветы кувшинок и кубышек похожи по форме и размеру.

Отличие:

  • У стрелолиста листья более вытянутые, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки розовые или белые, а цветы кубышки - жёлтые.
  • Цветы стрелолиста более мелкие, чем у кувшинки и кубышки.
  • Цветы кувшинки и кубышки растут по одному на стебле, а у стрелолиста на одном стебле распускается сразу несколько цветов.

Сравнение рогоза, камыша и тростника

Сходство:

  • Все три растения - это растения водных семейств.

Отличие:

  • Соцветия рогоза выглядят как длинные коричневые свечи, соцветия камыша напоминают красноватые зонтики, а соцветие тростника напоминает метёлку из мелких зёрнышек.
  • Высота стеблей рогоза не превышает 2 метров, высота стеблей камыша примерно 2 - 2,5 метра, а высота стеблей тростника достигает 5 метров.

3. С помощью атласа-определителя «От земли до неба» узнай названия этих растений пресного водоёма и влажных мест, подпиши. Отметь растения, которые тебе доводилось встречать в природе (закрась кружок).

5. Эти рисунки подготовил для вас папа Серёжи и Нади. Узнай животных по фрагментам. Подпиши названия животных.

6. Составь схему цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в пресноводном сообществе.

7. Сформулируйте и запишите правила поведения у воды, соответствующие этим знакам. Добавьте ещё одно правило (с помощью учебника или самостоятельно)

Не рви кувшинки и кубышки

Не лови стрекоз

Не лови раков и моллюсков

Не разрушай жилища бобров

8. По заданию учебника (с. 185) подготовь сообщение о бобрах.

В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.

Тема сообщения: Бобры

План сообщения:

Экологические связи бобров

  1. Бобры и деревья - новая поросль вместо старых деревьев
  2. Бобры и травоядные - столовая для косуль и зайцев
  3. Бобры и обитатели водоемов - незамерзающее пространство водоёмов
  4. Бобры и обитатели леса - водопой в удобном месте
  5. Бобры и защита от пожаров в лесу - каналы на страже леса

Бобры - строители

  1. Бобры - профессиональные строители
  2. Хатки - жилища бобров
  3. Плотины, построенные бобрами
  4. Бобровые каналы.

Важная информация для сообщения :

Примеры экологических связей бобров с окружающей средой (примеры из главы «Семь чудес короля грызунов» в книге «Зелёные страницы»)

Бобры подгрызают и сваливают деревья используя для этого свои удивительные зубы. Листья и кору сваленных деревьев бобры используют в пищу, а оставшиеся ветви и стволы - как строительный материал. Обычно бобры подгрызают мягкую осину, тополь или иву, но по зубам бобрам приходится и дуб. После бобровой обработки деревья дают богатую корневую систему и лес быстро восстанавливается.

Места бобрового лесоповала - это замечательная столовая для самых разных животных. Косули, лоси, зайцы и другие животные с удовольствием поедают оставленную бобрами кору деревьев и молодые веточки свежих побегов. Особенно важна роль такой столовой в зимний период, когда животным сложно найти доступные запасы еды.

Бобры умеют строить плотины из поваленных ими деревьев. Плотиной животные перекрывают реку и поднимают уровень воды, делая неглубокие места глубокими. В результате водоем становиться такой глубины, чтобы зимой вода не промерзала до дна. Не замерзшая подо льдом вода помогает выжить в суровую зиму не только самому бобру, но и многим животным и растениям живущим в этом водоёме.

Бобры также строят каналы, отходящие от реки или ручья в котором поселился зверёк. Каналы наполняются водой из водоёма и несут эту воду в самые дальние уголки леса. Естественно удобными каналами пользуются не только построившие их бобры, но и другие обитатели леса: животные приходят на водопой, растения получают дополнительную воду, а рыбы и водоплавающие птицы - место для обитания.

Во время лесных пожаров бобровые пруды и каналы преграждают дорогу огню, спасая лес от выгорания, а лесных животных от страшной гибели в огне.

Бобры - строители

Бобры - удивительные животные. Их с лёгкостью можно назвать профессиональными строителями. Строят они самые разные сооружения: хатки - жилища, плотины и каналы.

Хатка бобра - это самый настоящий дом высотой 2 - 3 метра. Снаружи хатка напоминает кучу веток и хвороста, но на само деле это очень прочный дом, стены которого плотно скреплены илом и глиной. Вход в хатку бобра всегда располагается под водой. Это защищает зверьков от незваных гостей. Внутри хатки всегда сухо и тепло. Бобры держат свой дом в чистоте и часто ремонтируют и надстраивают хатки. Некоторые старые постройки достигают 6 метров в высоты, кроме того исследователям встречались также хатки высотой 13 метров.

Плотины на реках и ручьях бобры также строят из поваленных деревьев. Они скрепляют ветки и стволы деревьев илом и глиной, чтобы плотина была прочной и не разрушилась под напором воды. Высота плотины может быть самой различной. Обычно бобры добиваются чтобы уровень воды в водоеме поднялся настолько, чтобы зимой вода не промерзала до дна. И зимой, и летом, бобры бдительно следят за целостностью плотины и очень быстро устраняют любую течь или разрушение своей постройки.

Каналы, построенные бобрами, могут простираться на длину до 100 метров. Они расходятся в разные стороны от водоёма и имеют целую сеть разветвлений. Бобриные каналы достаточно широки и глубоки для того, чтобы по ним можно было сплавлять древесину, а также спасаться в случае опасности для мохнатых строителей.

Источник информации: книга «Зелёные страницы» .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:

в пресных водах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит в нем!

Это пресный………….

водоём!

Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.

в пресных водоёмах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
  • Водоёмы
  • Искусственные
  • Естественные
  • Океан
  • Озеро
  • Водохранилище
  • Канал

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Работа в группах

Ботаники

Стрекоза

Физкультминутка

1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …


Искусственный пруд

Водохранилище


  • Посмотрите вот сюда. Есть беззубка, прудовик,
  • Тихо плещется вода, Водомерка вот бежит.
  • Ряска, лилии, рогоз, Всюду бурно жизнь кипит.
  • И кубышка, и тростник. Это пресный ….(водоём).

Растёт по берегам водоёмов

Это крошечное растение,

плавающее на поверхности воды

Лекарственное растение,

которое растёт по берегам

водоёмов

В народе её называют белой

Растёт не только в

озёрах и прудах, но и в реках

водяной лилией

кувшинка


Ползает наоборот,

Задом наперёд,

Всё под водой

Хватает клешнёй.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

У кого глаза на рогах,

А дом на спине?


Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку-

Спотыкалочку.

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

СТРЕКОЗА


Животные водоёма

Моллюски

Земноводные

Двустворчатые

Прудовик

Насекомые

Водомерки


Насекомое



  • Тест «Жизнь пресного водоема»
  • 1. К искусственным водоемам относятся...
  • а) реки, моря, океаны;
  • б) водохранилища, пруды, каналы;
  • в) ручьи, реки, озера, моря, океаны.
  • 2. Растения водоема это...
  • а) тимофеевка, пастушья сумка, нивяник;
  • б) брусника, черника, мох;
  • в) кувшинка, ряска, тростник.
  • 3. Санитарами пресных водоемов считают...
  • а) рака, беззубку;
  • б) прудовика, катушку;
  • в) клопа-водомерку, жука-плавунца.
  • 4. Живым фильтром называют...
  • а) головастиков;
  • б) раков;
  • в) двустворчатых моллюсков.
  • 5. Строителями хаток и плотин на пресных водоемах являются...
  • а) люди; б) цапли;
  • в) ондатры; г) бобр

  • 6. С водоемами связана жизнь...
  • а) зябликов, трясогузок, соек;
  • б) цапель, уток;
  • в) лебедей, тетеревов, сов.
  • 7. Водоем называют природным сообществом, потому что...
  • а) в нем богатое разнообразие растений, которые служат пищей животным;
  • б) в нем совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой;
  • в) в нем от поверхности до дна обитают разнообразные живые организмы.
  • 8. Хищниками пресных водоемов являются...
  • а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;
  • б) караси, мотыли, раки;
  • в) циклопы, прудовики, головастики.
  • 9. Вода в пресных водоемах иногда имеет зеленый цвет, потому что...
  • а) это плавает ряска;
  • б) много микроскопических водорослей;
  • в) на дне много ила.
  • 1 0 . Найдите в каждой строке лишнее название.
  • а) двустворчатый моллюск, перловица, беззубка, прудовик;
  • б) рогоз, тростник, ряска, стрелолист;
  • в) бобр, жаба, выдра, ондатра;
  • г) карась, плотва, щука.

  • Учитель начальных классов

МАОУСОШ№1

Ст.Выселки

Краснодарского края

Свидина Светлана Алексеевна

О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир»

Интернет-ресурсы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ейкина Наталья Викторовна Учитель МОУ «СОШ № 1» Фрунзенскогорайона г. Саратова

Водоём Посмотри вот сюда. Тихо плещется вода Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный водоём.

Типы пресных водоёмов Водохранилище Река Озеро Ручей Пруд Канал

Растения водоёмов рогоз, камыш, тростник, лилии, кувшинки, череда, стрелолист, горец земноводный, сусак зонтичный, водоросли и многие другие растения Давайте узнаем, какие растения встречаются в пресных водоемах.

Обитатели водоёмов Ползает наоборот, Задом наперёд, Всё под водой Хватает клешнёй. Пёстрая крякушка Ловит лягушек Ходит в развалочку - Спотыкалочку. У родителей и деток Вся одежда из монето к. . Разгадаем загадки?

На дне где тихо и темно, Лежит усатое бревно. Хвостом виляет, Зубаста, а не лает У кого глаза на рогах, А дом на спине? Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.

Кто где живет? Млекопитающие: бобр, ондатра, водяная крыса, выдра На поверхности воды Кубышки, кувшинки, рогоз (корни в воде), ряска Жуки-плавунцы, клопы-водомерки В толще воды Головастики лягушек и жаб Разные виды рыб Водоросли На дне Моллюски (перловица, прудовик, катушка) Речные раки Связаны с водоемом Утки, цапли

Мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них… – Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят? – От голода. – А по реке чего мечешься, на месте не стоишь? – От голода. – Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая? – От голода! Окунь и Щука

Мы узнали, что водоем – это природное сообщество. В нем все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Спасибо за внимание!






















Включить эффекты

1 из 21

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Жизнь пресного водоема" в игровой форме рассказывает ученикам о животном и растительном мире пресных водоемов планеты. Приводится описание птиц, насекомых, животных, рыб, надводных и подводных растений и др. К каждому виду имеется фотография и загадка.

  • Кроссворд;
  • Растения водоема;
  • Значение растений водоемов;
  • Животные водоемов;
  • Подводные жители водоемов;
  • Насекомые.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Щавелева О.А.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Кувшинка

Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом,
И поплыла бы по реке
К приветливым подругам,
Да вот беда: привязан плот –
Он никуда не поплывет.

Слайд 3

Кроссворд

  • Слайд 4

    Озеро

  • Слайд 5

    Растения водоема

  • Слайд 6

    Ряска

    Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом.

    Слайд 7

    Кубышка

    Цветок кубышки

    Слайд 8

    Белая кувшинка

    Белая кувшинка

    Слайд 9

    Череда

    На берегах водоёма растет череда

    Слайд 10

    Стрелолист

    Стрелолист

    Слайд 11

    Водоросли

    Слайд 12

    Растения водоемов

  • Слайд 13

    Раки

    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед.

    Слайд 14

    Цапля

    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..

    Слайд 15

    Рыбы

    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала.

    Слайд 16

    Бобры

    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину.

    Слайд 17

    Сом

    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно.

    Слайд 18

    Улитка

    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине?

    Слайд 19

    Стрекоза

    Голубойа эропланчик
    Сел на белый одуванчик.

    Слайд 20

    Утка

    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку.

    Слайд 21

    Интернет-источники

    http://сайт/

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    Ход урока


    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.

    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?



    (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.

    Учитель.
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель.
    Ученики.
    Учитель. (показ фотографий)

    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    ряска (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный
    Растения водоемов:

    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)


    Ученики.

    Учитель.
    (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)

    Ученики.

    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики.
    Учитель.


    Ученики.

    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель.
    растения - карась - щука;

    Ученики.

    Учитель.
    Ученики.
    Учитель.
    Ученики.

    4) Найти лишнее название:







    Домашнее задание.


    Урок по курсу окружающий мир

    Цели:

    1. Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоема.
    2. Познакомить с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями.
    3. Сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоема.
    4. Развивать познавательный интерес учащихся.

    Оборудование: презентация «Жизнь пресного водоема»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
    Лежит кувшинка на листке,
    Как на плоту упругом,
    И поплыла бы по реке
    К приветливым подругам,
    Да вот беда: привязан плот –
    Он никуда не поплывет. (слайд 2)
    Учитель. О каком природном сообществе рассказывается в этом стихотворении? Где мы только что побывали?
    Ученики. В этом стихотворении говорится о реке.
    Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием животного и растительного мира пресного водоема. Узнаем, как они связаны друг с другом.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель проводит опрос:
    – Чем луг отличается от леса?
    – Какие живые существа встречаются на лугу?
    – Почему луг называют природным сообществом?
    – Приведите примеры экологических связей луга.
    Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевые слова. (слайд 3)

    Вопросы к кроссворду:

    1. Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет.
    2. Это насекомое луга громко стрекочет, незаметно в зеленой траве.
    3. Этот житель луга имеет скрипучий голос.
    4. Эта птица звонко поет «пить-полоть».
    5. Эта птица постоянно потряхивает хвостиком.
    6. Ярко-синий и пушистый цветок на лугу, не душистый.
    7. Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.
    8. Бегает среди камней,
      Не угонишься за ней.
      Ухватил за хвост, но – ах! –
      Удрала, а хвост в руках.
    9. Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку.
    10. Этот житель луга – санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных.
    11. Земноводное, которое можно встретить на лугу.
    12. Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное.

    Учитель. Луга украшают наш край, и очень важно оберегать их. Как использует человек луга? Почему луга нуждаются в защите? Почему нельзя поджигать старую траву?
    III. Работа над новой темой.
    Слайд 4
    Учитель. Сегодня мы отправляемся на берег пресного водоема. Какие водоемы называют пресными?
    Ученики. Река, озеро, ручей, пруд, канал, водохранилище.
    Учитель. Вы неоднократно наблюдали за водоемами. Когда приходишь к озеру, пруду, реке, то видны лишь некоторые его обитатели. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоем – это место, где живут самые разнообразные живые существа (показ фотографий) . Вот растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист, кубышка, кувшинка, ряска, различные водоросли. Вот животные: рыбы, лягушки, улитки, различные насекомые: стрекозы, клоп-водомерка и др.
    Давайте познакомимся с ними поближе.
    Учитель открывает схему: (слайд 5)
    Очень богат растительный мир водоема. Одни растения растут в самом водоеме, а другие на берегу. Если посмотреть на поверхность водоема, то можно увидеть, что она покрыта маленькими зелеными листочками. Это растение ряска . Заросли ряски состоят из множества отдельных плоских лепешек овальной формы размером меньше ногтя. Ряска относится к цветковым растениям. Но цветет она чрезвычайно редко. Цветки ее настолько малы, что их трудно увидеть невооруженным глазом. (слайд 6)
    Цветок кубышки находится на конце длинной цветоножки, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Листья растения крупные, плотные, округло-сердцевидной формы с глянцевой поверхностью. (слайд 7)
    Белая кувшинка имеет толстое корневище на дне водоема. Цветки – чисто-белые с приятным тонким ароматом. Они всплывают на поверхность рано утром и раскрываются. К вечеру они снова закрываются и прячутся под воду. А если приближается ненастье, то цветки либо вовсе не показываются из воды, либо прячутся раньше времени. (слайд 8)
    На берегах водоема растет череда . Это лекарственное растение с семенами-колючками, которые цепляются за одежду. (слайд 9)
    Стрелолист можно узнать по листьям, которые похожи на стрелы с большими широкими наконечниками. В высоту растение достигает одного метра. (слайд 10)
    Сусак зонтичный привлекает к себе внимание красивыми бело-розовыми цветками, собранными в рыхлое соцветие на верхушке стебля. Листья сусака очень узкие, длинные, прямые. Они собраны пучком и поднимаются вверх от основания стебля.
    Растения водоемов:
    1 – ирис; 2 – белокрыльник; 3 – пушица; 4 – стрелолист; 5 – камыш; 6 – рогоз; 7 – кубышка; 8 – ряска; 9 – белая кувшинка; 10 – перистолистник; 11 – элодея
    В толще воды плавают водоросли. Целиком погруженные в воду растения получают кислород для дыхания и углекислый газ для создания органических веществ из воды. (слайд 11)

    Какую роль выполняют растения в водоеме?
    Ученики. Растения вырабатывают кислород, являются домом для животных и пищей.
    Учащиеся составляют схему о роли растений в водоеме. (слайд 12)
    Учитель. Как уже говорилось, живут в мелких водоемах и разные животные: лягушки, рыбы, насекомые.
    Многих животных вы уже хорошо знаете. Попробуйте их угадать. (слайд 13-20)
    Под водой живет народ,
    Ходит задом наперед. (Рак.)
    Длинным клювом тонким
    Схватит лягушонка –
    Капнет с клюва капля.
    Кто же это?..(Цапля.)
    У нее во рту пила.
    Под водой она жила.
    Всех пугала, всех глотала,
    А теперь – в котел попала. (Щука.)
    Водяные мастера
    Строят дом без топора,
    Дом из хвороста и тины
    И плотину. (Бобры.)
    На дне, где тихо и темно,
    Лежит усатое бревно. (Сом.)
    У кого глаза на рогах,
    А дом на спине? (Улитка.)
    Голубой аэропланчик
    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек,
    Ходит вразвалочку –
    Спотыкалочку. (Утка.)
    Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию «Пресный водоем» на с. 192–193 учебника и найти, каких животных еще не назвали.
    Ученики. Жук-плавунец, клоп-водомерка, карась, двустворчатые моллюски, головастики, прудовик, катушка.
    Учащиеся самостоятельно читают текст на с. 195 учебника.
    Учитель. Кто такие головастики?
    Ученики. Головастики – это детеныши лягушек и жаб, которые появляются на свет из икринок и сначала очень похожи на маленьких рыбок.
    Учитель. Осторожно и тихо подойдя к водоему, мы увидим на поверхности толчками скользящих клопов-водомерок. Их лапки покрыты тонкими волосками, которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде. Клоп-водомерка – хищник. Он ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.
    Насекомые и их личинки, водные растения служат пищей для рыб.
    Назовите, какие хищники обитают в водоемах.
    Ученики. Цапля, клоп-водомерка, щука, жук-плавунец, лягушки.
    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
    Посмотрите вот сюда.
    Тихо плещется вода,
    Ряска, лилия, рогоз,
    И кубышка, и тростник.
    Есть беззубка, прудовик,
    Водомерка вот бежит.
    Рыба-сом на дне лежит.

    Учитель. Расскажите, как связаны между собой растения и животные водоема. Составьте цепи питания.
    растения - карась - щука;
    растения - головастики - утки.
    Ученики. Растения и животные живут сообща. Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются многие животные. Головастики питаются водорослями, а утка – головастиками.
    Значит, пресный водоем – это природное сообщество.
    Учитель. Очень часто человек наносит вред водоему. Прочитайте статью «Если вмешивается человек…» на с. 196–198 учебника. Какие беды принес человек водоему?
    Ученики. Уничтожение двустворчатых моллюсков сделало воду мутной, а это поставило под угрозу существование многих растений и животных. Отлов рыбы привел к увеличению количества больной рыбы.
    Учитель. Как же должен вести себя человек, чтобы не нарушить экологическое равновесие в водоеме?
    Ученики. Не надо ловить раков-санитаров и моллюсков-фильтров. Не губить головастиков и лягушек – будет много комаров и мошек. Надо охранять редкие растения водоема: белые кувшинки и кубышки.

    IV. Закрепление изученного материала.

    1. Составить 2–3 цепи питания, сложившиеся в водоеме.
    2. Задание «Подумай!» на с. 198 учебника.
    3. Составить схему «Животные водоема».

    4) Найти лишнее название:

    а) рогоз, ряска, стрелолист, береза;
    б) бобр, жаба, выдра, ондатра;
    в) водомерки, жук-плавунец, карась, комар;
    г) карась, щука, сом, дельфин.
    V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
    Ученики читают вывод на с. 199 учебника.
    Домашнее задание.
    С. 191–200. Ответы на вопросы «Проверь себя».
    Ответить на вопрос: надо ли охранять болота?

    Скачать конспект