Восстание в бездне 1861 причины. Крестьянская реформа в России (1861 год)

Антон Степанович Апраксин (1818 - 1899) - граф, командированный в Казанскую губернию для объявления Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г. и предотвращения в связи с этим крестьянских « беспорядков» . В рапорте Апраксин доказывает необходимость применения оружия против восставших крестьян. Александр II по прочтении рапорта наложил резолюцию: « Не могу не одобрить действий гр. Апраксина, как оно ни грустно, но нечего было делать другого» . Текст рапорта здесь воспроизводится полностью по документальному изданию: Крестьянское движение в России в 1857 - мае 1261 г. М., 1961. С. 350 - 356.

Со дня обнародования манифеста и до получения утвержденного Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, в Казанской губ. все казалось спокойным, хотя помещики уже несколько жаловались на ленивое производство работ крестьянами, говоря, однако, что это замечено ими еще с самого начала вопроса об уничтожении крепостного права. Общая безграмотность помещичьих крестьян так велика, что людей, хорошо читающих и понимающих смысл печатных статей, между ними, можно положительно сказать, что нет, и большая часть таких, которые едва читают по складам. Получив Положение, они сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам, но видя, что мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т. е. что барщина не уничтожена и земля должна оставаться во владении помещиков, они стали не доверять образованному сословию и искали чтецов между грамотными крестьянами. Эти толкователи, получая за это от крестьян деньги и из видов корыстолюбия, некоторые же, как можно предполагать, из ненависти противу помещиков, поняли, что могут воспользоваться при настоящих обстоятельствах невежеством крестьян, начали делать самые нелепые толкования нового узаконения. Один из главных таких толкователей с. Бездны Спасского у. крестьянин Антон Петров сделался у них каким-то пророком, возбудил даже фанатизм, увлекая крестьян своими рассказами, сообразуясь с господствующею в умах их идеею и понятиями о воле, подкрепляя все доводы именем в [ашего] в [еличества] и всемогущего Бога, даровавшего ему право объявлять крестьянам свободу и избавление от помещиков, к чему делал применение одного из пунктов образца уставной грамоты, в которой сказано: « после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» ; он им растолковал, что это значит, что государь дал им волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля вам принадлежит и весь хлеб, собранный в продолжение 2 лет, должно взыскать с помещиков. Другой пример подобного же объяснения относится к правилам о порядке приведения в действие Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, где сказано в пункте втором, что со дня обнародования высочайше утвержденных Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, прекращаются... и затем, не читая, что далее следовало, он объяснял им эту статью так: что слово прекращается - значит все прекращается, им чистая воля, выражение, под которым они понимали совершенную свободу от всех повинностей и обязанностей и право на всю землю. Кроме этих двух примеров было множество других, которых всех исчислить невозможно, но которые произвели совершенное неповиновение крестьян к учрежденным от правительства властям и лицам, могущим иметь на них влияние. Жалобы помещиков об отказе крестьянами исполнять работы начали беспрестанно поступать от предводителей дворянства к губернатору, так что по совещании с ним 8 апреля я отправился в Спасском у., где предводитель дворянства жаловался на важные нарушения порядка. Приехав в гор. Спасск 9-го числа, я послал просить к себе предводителя и исправника, которые находились тогда в одном из самых больших имений Спасского у. с. Бездне помещика д [ействительного] т [айного] с [оветника] Михаила Николаевича Мусина-Пушкина, состоящего в числе 831 души при 10 639 дес. земли. Крестьяне же вообще этого селения все весьма зажиточные. В 5-м часу утра 10-го числа приехал ко мне в гор. Спасск предводитель дворянства и передал мне следующее: в с. Бездне явился толкователь из крестьян той же вотчины Антон Петров, который отыскал в Положении чистую волю и начал проповедовать об этом во всех окрестностях. К нему съезжались со всех сторон, даже и довольно дальних селений, днем и ночью и охраняли его дом и никого туда не впускали, так что, не имея никакой силы, невозможно было взять проповедника или пророка, как они его почитали. В Спасском у. считается около 23 000 душ помещичьих крестьян. Войск резервной дивизии в этом уезде не расположено, и только в гор. Спасске находится одна инвалидная команда. К тому же Волга и Кама отделяют этот уезд от других той же губернии и препятствуют к скорым сообщениям, в особенности во время распутицы. Предводитель, передав мне, что никакие увещания ни его, ни даже священника не послужили к убеждению крестьян с. Бездны, и как только кто начинал вразумлять крестьян, толпа поднимала крики « воля, воля» , желая уничтожить этим всякую возможность привести к повиновению даже тех из них, которые могли бы образумиться. Видя такое положение дел, я немедленно написал предписание командиру 4-го резервного батальона Тарутинского пехотного полка, расположенного в гор. Тетюшах, прислать 2 роты в с. Никольское, отстоящее от с. Бездны в 7 верстах, сам же с уездным предводителем дворянства отправился в с. Бездну, чтобы испробовать меры кротости и увещания. Приехав в контору, я послал исправника сказать собравшейся в деревне толпе, чтобы она пришла в контору селения, куда приехал адъютант государя императора, обязанный разъяснить им все встретившиеся недоразумения, на что они отвечали: « Не пойдем, а пусть сюда идет сам» , и потом по обыкновению начался общий крик « воля, воля» . После чего отправился к ним уездный предводитель дворянства и также убеждал их без сопротивления идти за ним для объяснений к приехавшему адъютанту государя, представляя им все ужасные последствия их неповиновения властям и средства, к которым должно будет прибегнуть правительство для приведения их в повиновение: но, получив от крестьян тот же ответ, что они не пойдут, предводитель дворянства объявил им, что адъютант государя гр. Апраксин будет их ждать еще полчаса, и если они не одумаются, то он примет строгие меры к обузданию их непослушания. Ответом на это было повторение крика « воля, воля» . Прождав безуспешно более часа, я поехал в с. Никольское, решившись не предпринимать ничего противу крестьян с. Бездны до прибытия требуемого мною войска, между тем как из полученных мною известий я узнал, что в с. Бездне собралось и собирается еще огромное число крестьян из окрестных деревень, почем для усиления ожидаемых 2 рот я сейчас послал предписание к начальнику инвалидной команды гор. Спасска привезти в с. Никольское 11-го числа вечером 231 человека войска, я решился действовать с ним на другой же день, потому что прибытия еще 2 рот из г. Чистополя, двинутых по распоряжению начальника губернии, я не мог ожидать ранее 4 или 5 дней; оставлять же в таком положении дело было опасно, потому что скопище людей в с. Бездне возрастало с неимоверною быстротою, властей никаких уже не признавали. Назначив своих распорядителей по указанию Антона Петрова из крестьян, хвалились, что выгнали из деревни исправника и уездного предводителя дворянства, и в продолжение всей ночи на 12-е число толпы крестьян, конные и пешие, направлялись в с. Бездну, где тот же Антон Петров давал волю, землю, назначал начальствующих лиц, говоря, что в скором времени он совершенно освободит 34 губернии. Вновь прибывающим толпам его не показывали, говоря, что он занят перепискою с в [ашим] в [еличеством]. 12-го числа утром были в его толпе уже люди, приехавшие из Симбирской и Самарской губерний, из казенных крестьян и татар. Видя это, я двинул собранную мною команду в 5 часов утра в с. Бездну. При мне находились в это время уездный предводитель дворянства, исправник и 2 адъютанта губернатора, поручик Половцев и ротмистр Златницкий. Во все время перехода войск толпы народа продолжали сбираться в с. Бездну. При входе в начале селения мы увидели небольшой стол с хлебом и солью и 2 стариков, стоявших без шапок, которых я спросил: « Для кого это хлеб и соль приготовлены?» . На что они отвечали нерешительно: « Для вас, по приказанию начальства» . (Начальство же было назначено бунтовщиками.) Но между тем впоследствии объяснилось, что это было сделано для встречи приезжающих записываться в соучастники Антона Петрова. Я приказал убрать стол и старикам идти домой. Дойдя до церкви, стоявшей в середине села, я призвал священника, чтобы еще раз испытать меры кротости, причем он объяснил мне, что неоднократно увещевал народ, но безуспешно и что упорство, возбужденное в нем, так сильно, что едва ли остается какая-нибудь надежда к вразумлению его словами и убеждением, но я хотел испытать еще раз те же меры и лично убедиться в бесполезности их, рассчитывая при настоящем случае на моральное действие присутствия войск, почему и просил его идти с отрядом. Впереди нас почти что на конце улицы, около дома Антона Петрова и во всю ширину оной, стояла сплошная масса, числом до 5000 человек. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком « воля, воля» . Адъютанты возвратились, предупредив крестьян,что если они не выдадут Антона Петрова и не разойдутся по своим домам, то по ним будут стрелять; тогда послал я священника, который с крестом в руках увещевал их долго и говорил, что если не повинуются, то чтобы расходились, иначе будут стрелять; они и после этого увещания священника продолжали свои крики. Тогда я сам, подъехав к толпе, объяснил им возложенное на меня поручение и приказал выдать Антона Петрова или разойтись, ни ничто не могло подействовать на ужасное упорство и убеждение этих людей; они кричали: « Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича» . Тогда заставил я их замолчать и сказал им: « Жаль мне вас, ребята, но я должен и буду стрелять; те, которые чувствуют себя невиновными, удалитесь» . Но видя, что никто не уходит и толпа продолжает кричать и упорствовать, я отъехал и приказал одной шеренге сделать залп, после которого снова было сделано увещание, но толпа все же кричала; тогда я вынужден был сделать несколько залпов; к этому побудило меня более то, что крестьяне, заметив значительный промежуток между залпами, начали в большом количестве выходить из дворов с криком за кольями и угрожали окружить и задавить малочисленную мою команду. Наконец толпа рассеялась и послышались крики о выдаче Антона Петрова, который, между тем, хотел скрыться из селения задами, но был предупрежден 2 казаками, захватившими приготовленную для него лошадь. Тогда Антон Петров из дома перед войско, неся Положение о крестьянах над головою, и тут был взят вместе с выданными им мне сообщниками и отправлен под конвоем в острог гор. Спасска. После выдачи Петрова приступлено было к уборке тел и поданию помощи раненым. По поверке оказалось убитых 51 человек и раненых 77 .

Решительная эта мера была принята мною по малочисленности войска и ежеминутно возрастающего возмущения, принимающего огромные размеры. Она была необходима для водворения спокойствия уездов Казанской губ., вышедшем из совершенного повиновения всякой власти и дошедшим до такой степени дерзости, что приехавшего в свою дер. Щербеть помещика штабс-ротмистра лейб-гвардии гусарского в [ашего] и [императорского] в [еличества] полка крестьянин на сходке схватил за грудь и сказал ему: « Убирайся отсюда, тебе здесь нечего делать!» В селе Никольском и Трех Озерах при разговоре моем с крестьянами, где я объяснял им, что послан от государя для разъяснения недоразумений и водворения порядка, отойдя от меня несколько шагов, толпа говорила, что я не настоящий в [ашего] в [еличества], а переодетый в мундир помещиками в серебре; вообще в это время, положение не только гг. помещиков, на даже и начальствующих лиц земской полиции было невыносимое, и без употребления решительных мер, предпринятых мною, могло произойти общее восстание в Казанской губ. Ныне же волнение несколько подавлено, за работы принялись, прежние власти восстановлены, но злонамеренные люди распускают еще слухи, что освобождение крестьян с. Бездны совершенно окончено и что посланный от государя граф, потрепав по плесу пророка Антона, надел на него золотое платье и шпагу и отправил к государю, откуда он скоро возвратился уже с совершенною волею.

По моему мнению, для водворения совершенного спокойствия в Казанской губ. остается необходимым несколько усилить число войск, там расположенных, и примерно казнить главных виновников, над которыми вместе с сим учреждается военно-судная комиссия.

В источниках приводятся разные цифры жертв расстрела в с. Бездне 12 апреля 1861 г. По докладу министра внутренних дел С. С. Ланского, число убитых показано 71 человек; казанский военный губернатор доносил, что было убито и умерло от ран 91 человек; раненых 87; жандармский офицер полковник Ларионов телеграфировал шефу жандармов В. А. Долгорукову о 60-и убитых; земский исправник Р. В. Шишкин в рапорте губернатору указывал, что всего убитых и раненых насчитывается 150 человек, в том числе убитых 61 человек; адъютант казанского губернатора Ф. А. Половцев называет убитых 71 человек и раненых 115, но добавляет: «В действительности же их было гораздо больше, так как много и раненых и убитых крестьяне вынесли из толпы и увезли по деревням; по счету доктора, приехавшего на другой день и лечившего пострадавших в течение с лишком 2 месяца, всех жертв было более 350 человек» (Исторический вестник. 1907. № 11. С. 475). Принимавший участие в подавлении восстания в с. Бездне капитан Лепинский приводит те же данные о числе убитых и раненых, что и Апраксин в своем рапорте. Он сообщает и некоторые другие подробности расстрела, не указанные в рапорте Апраксина. По свидетельству Лепинского, вокруг избы Антона Петрова собралось до 6 тысяч крестьян. По ним сделано «четыре ружейных залпа вводными шеренгами». После четвертого залпа крестьяне бросились бежать, но каратели восприняли это так, как будто еще четыре залпа, после чего «толпа подала знак покорности, и пальба прекратилась». (Крестьянское движение в России в 1857 - мае 1861 г. М., 1961. С. 544).

Текст воспроизведен по изданию: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). - М., 1994. С. 320 - 324.

) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права) .

Волнения

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 г., помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков.

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тыс. чел. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

Подавление

12 апреля в Бездну вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина . Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям - 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Реакция на события

Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест в России и за границей. Даже казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел писал: «Числом жертв он [Апраксин] вызвал здесь негодование многих, тем более, что, кроме непреклонного упорства в ложном толковании и невыдаче Петрова, крестьяне не буйствовали, ни вреда сделать никому не успели и были 12 числа совершенно безоружны». Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А. П. Щапов . Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол » А. И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862).

Казанское же дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина. «Радости их, - писал в письме адъютант казанского губернатора Половцев, - при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало».

См. также

Напишите отзыв о статье "Бездненские волнения"

Ссылки

  • БЕЗДНЕНСКОЕ выступление 1861. Статья в Советской исторической энциклопедии

Отрывок, характеризующий Бездненские волнения

Общий разговор сосредоточился около трех печальных событий: неизвестности государя, погибели Кутайсова и смерти Элен.
На третий день после донесения Кутузова в Петербург приехал помещик из Москвы, и по всему городу распространилось известие о сдаче Москвы французам. Это было ужасно! Каково было положение государя! Кутузов был изменник, и князь Василий во время visites de condoleance [визитов соболезнования] по случаю смерти его дочери, которые ему делали, говорил о прежде восхваляемом им Кутузове (ему простительно было в печали забыть то, что он говорил прежде), он говорил, что нельзя было ожидать ничего другого от слепого и развратного старика.
– Я удивляюсь только, как можно было поручить такому человеку судьбу России.
Пока известие это было еще неофициально, в нем можно было еще сомневаться, но на другой день пришло от графа Растопчина следующее донесение:
«Адъютант князя Кутузова привез мне письмо, в коем он требует от меня полицейских офицеров для сопровождения армии на Рязанскую дорогу. Он говорит, что с сожалением оставляет Москву. Государь! поступок Кутузова решает жребий столицы и Вашей империи. Россия содрогнется, узнав об уступлении города, где сосредоточивается величие России, где прах Ваших предков. Я последую за армией. Я все вывез, мне остается плакать об участи моего отечества».
Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.

Бездненские волнения Бе́здненские волне́ния

крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу. Центр - село Бездна. Руководитель - А. Петров. Отказ работать на помещиков, неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Безоружная толпа расстреляна войсками. Члены студенческих кружков ответили на расстрел Куртинской панихидой.

БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ

БЕ́ЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕ́НИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА) . Волнения начались в апреле 1861 года в селе Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам.
Известия об этом распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч человек. Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского, Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. 12 апреля в Бездну вступили две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А.С. Апраксина. Крестьяне отказались выдать Петрова, его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.П. Щапов. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А.И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Бездненские волнения" в других словарях:

    Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Содержание 1 Волнения … Википедия

    БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Центр с. Бездна. Руководитель старообрядческий начётчик Антон Петров. Участники Б. в. отказались работать на помещиков и… … Русская история

    БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ крестьян Казанской губ. в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу. Центр с. Бездна. Руководитель А. Петров. Отказ работать на помещиков неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Безоружная… …

    16 апреля 1861 в Казани по жертвам расправы над крестьянами в селе Бездна (см. Бездненские волнения), организована студентами Казанского университета и Духовной академии при участии профессора А. П. Щапова, вылилась в антиправительственную… … Энциклопедический словарь

    - (1828 1886), химик органик, академик Петербургской АН (1874). Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864)… … Энциклопедический словарь

    1861, главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

    1861 главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе Положений 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Большой Энциклопедический словарь

    16 апреля 1861 в Казани по жертвам кровавой расправы над крестьянами в с. Бездна (см. Бездненские волнения), антиправительственная политическая демонстрация (до 400 человек) … Большой Энциклопедический словарь

    КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861, главная из реформ, проведённых в правление императора Александра II, 1860 70 х гг., отменила крепостное право. Проводилась на основе Положения 19 февраля 1861 (опубликовано 5 марта). Крестьяне получили личную свободу и… … Русская история

    Отменила крепостное право в России; важнейшая из реформ 1860 70–х гг. Проводилась на основе «Положений 19 февраля 1861» (опубликована 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

^ РАЗДЕЛ III ПОДАВЛЕНИЕ БЕЗДНЕНСКГО ВОЛНЕНИЯ.

Генерал Апраксин, присланный из Петербурга на время проведения реформы в Казанскую губернию, решил лично выехать в Бездну.

9-го апреля Апраксин приехал в город Спасск, 10-го числа получил информацию от уездного предводителя дворянства Молостова и исправника Шишкина и, вызвав немедленно 2 роты солдат из Тетюш, решил действовать.

В своем донесении казанский губернатор Козлятинов П.Ф. министру внутренних дел Ланскому С.С., что « помещиков и чиновников не трогают, но Бездна окружена мужиками верхом, не пропускающимися в нее никого, в Бездне уже вчера более 2000народа, прибытие остальных войск задержано сбором в батальонные штабы, ужасной распутицей и трудными переправами через Волгу и Каму» .

12 апреля Апраксин с воинским отрядом направились в село Бездну, имея целью учинить кровавую расправу над восставшими крестьянами.

Апраксин с отрядом расположился на площади против собравшейся многотысячной толпы крестьян.

Из рапорта жандармского полковника Ларионова шефу жандармов Долгорукову от 13 апреля, что « убито до 60 крестьян, голова взят, раскаяния нет, кругом волнения, работать не хотят» [ 7]

Говорил с восставшими священник и предводитель дворянства, но было напрасно. Апраксин приказал стрелять солдатам по восставшим. По толпе было дано несколько залпов. В промежутках между залпами крестьяне кричали: « Стойте крепко, пугают. Не выдадим Антона Петрова, мы одни за царя, будете стрелять в самого государя Александра Николаевича». Сделано было пять или шесть залпов шеренгами, первые выстрелы солдаты стреляли не целясь, так что на 300 шагах валились 3 или 4 человека, но раздраженные упорством крестьян при 4 залпе били каждый пулей; бедный народ стоял, как стена, не трогаясь, и продолжал кричать: « Не выдадим, царская кровь течет, в царя стреляли», по последнему залпу дрогнули и побежали, тогда явился перед ротами Антон Петров, держа на лбу Положение, и взят»

В настоящее время состоят под военным судом следующие крестьяне:

Села Юркуль


  1. Помещика Умова дворовый человек Николай Михайлов.

  2. Помещика Сахарова – Терентий Агапов
Села Базарных Юркуль

  1. Государственный крестьянин – Матвей Павлов
Сельца Фадеевки

  1. Помещика г. Аристова – Петр Федоров.
Села Саламан

  1. Помещика Теренина – Иван Матвеев
Села Бездны

  1. Помещика Мусина – Пушкина – Степан Ефремов

  2. Гаврила Тарасов,

  3. Николай Иванов
Села Болховки

9.Того же помещика – Лаврентий Матвеев

Деревни Тахталы

10. Казенный крестьянин – Сайфутдин Ерюшев

Все вышепоименные 10 человек преданны военному делу суду за предательство крестьян к неповиновению и за участие в волнениях по селу Бездна. Вместе с Антоном Петровым были арестованы и также заключены в тюрьму его родные.

Судить « Антона Петрова велено было по полевому уголовному уложению, и привести приговор в исполнение немедленно»

Также отправили « под полицейский надзор бывшего сотским села Кузнечиха помещика Дадиани – Василия Михайлова, немедленно представить за надлежащим конвоем в Казань для суждения их военным судом».

Рапорт Спасского земского исправника Шишкина Р.В. казанскому военному губернатору Козлянинову П. Об «успокоении» крестьян большинства деревень Спасского уезда, кроме села Кузнечихи и Альметьего от 18 апреля 1861г «Не совершенно успокоившимися оказываются в селе Кузнечихе, где 970 душ, и деревни Альметьего, где 180 душ, куда уже идут в первую- две и вторую –одна роты, и нет сомнения, что по приходу их на места, порядок немедленно восстановится.

По распоряжению казанского губернатора Козлянинов П. Ф. прислали из Казани особого врача с фельдшером

Восстание в Бездне было подавлено. Многих крестьян, искавших насто­ящую волю, расстреляли. По официальным данным было убито 51 и ранено 77, однако фактически от расстрела пало около 350 человек. Многие умерли от ран позднее, боясь обращаться к властям. Большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Воля царя была выполнена – Антон Петров был расстрелян 19 апреля. Есть несколько легенд об Антоне Петрове. Когда его, привели к месту казни и, когда все уже было подготовлено для расстрела, на том самом косогоре, откуда так хорошо видно село, будто бы показалась тройка лошадей, на которой везли царский указ о помиловании бунтаря. А в указе говорилось, что Антон Петров, оказывается, донес до крестьян правду о настоящей воле, скрываемую на местах помещиками и чиновниками. Только не успели якобы с тем указом. … А потом уже ночами боялись люди ходить околицей, потому что не раз видели ангела над его могилой. Люди, искренне верившие в «настоящую» волю, вкладывали в легенды особый смысл, выдавая желаемое .Казанские помещики торжествовали победу.

Следствие продолжалось два с лишним месяца. Многие арестованные были освобождены, как « неимущие прямой связи с бывшим в селе Бездне возмущением», или за неимением улик, или, наконец, потому что во время следствия, как писал Перцов, не обнаружено, чтобы некоторые из арестованных «принимали в возмущении участие более других крестьян, бывших в Бездне»

Всего к уголовной ответственности оказались привлеченными 16 человек, как « главнейших виновных» возмущения крестьян. Из указанного количества учрежденный военный суд закончил только пяти крестьян.

Следствие относительно остальных подсудимых затянулось, многие из них не сознавались в своих «преступлениях», свидетельские показания о них зачастую не имели юридической силы, так как давались крестьянами также участвовали в волнении. Из материалов дела видно, что «преступления» большинства крестьян из указаний части подсудимых были во многом сходны с преступлениями осужденных крестьян Иванова, Лаврентьева и др. Так, дворный человек помещика Умова Николай Михайлов, 29 л., будучи грамотным, читал «Положение» крестьянам села Юрткуль вначале правильно, а затем, побывав в Бездне, «рассказал на сходе своим однодерезенцам слова Антона, что он вычитал волю, что помещикам должно принадлежать одни овраги и вся остальная земля остается за крестьянами »

В числе подсудимых были также крестьяне села Фадеевки (помещика Арестова), Петр Федоров, наш земляк.

Виновность его, по обстоятельствам дела, оказывается следующая:

Петр Федоров, 22 – х лет, неграмотный, известясь, об открытой воле в с. Бездне, несмотря на убеждения помещика в противном, ездил с другими однодеревенцами в с. Бездну и, услыхав от тамошних крестьян, что Антон Петров действительно вычитал волю и что туда приедет военная команда, но стрелять не будут, по предложению безднинских крестьян ездил по разным деревням под видом посланного Антоном Петровым, объявлял об открытой воле и приглашал приезжать в Бездну. В бытность в с. Муллино, помещик г. Аристов, узнав о прибытии Петра Федорова, через старосту требовал его к себе, но Федоров ослушался, казав, что безднинские старики к барину его ходить не велели и что, если барин хочет, то пусть сам пойдет под окошко, и затем снова разъезжал по деревням, объявляя о воле, чем самым возмутил крестьян.

Так как из сознания самого Петра Федорова видно, что он в бытность в Бездне знал, что туда идет военная команда, но, несмотря на то, дозволил себе разъезжать по деревням от имени Антона Петрова объявлял о воле и собирал в Бездну народ, а в селе Муллино оказал ослушание своему помещику, то Петр Федоров, как участник Антона в произведенном волнении, по точному смыслу 221 ст. XV тома, подлежал бы по лишении всех особенных, лично и постоянно прав и преимуществ, наказанию розгами об отсылке на срок в арестантские роты. Наказание это может быть смягчено во внимание к молодости лет подсудимого, коих ему 22 года, чисто – сердечному сознанию и совершенному раскаянию и, наконец, потому, что убеждение об открытой Антоном Петровым воле было общее всех вообще крестьян.

Казанский губернатор, учитывая, что бесконечные вызовы крестьян в суд в качестве свидетелей могут посеять в народе новые волнения, счел целесообразным судебное дело прекратить.

26 июля 1861 года губернатор управляющему Министерства внутренних дел Валуеву, что судебное разбирательство «поддерживает в крестьянах Спасского уезда, бывших в Бездне, мысль, что может быть их всех, будут судить и сошлют в Сибирь». Весьма характерным является следующий довод губернатора в пользу прекращения судебного дела, «принимая во внимание, писал он, несомненную пользу от скорейшего предания забвению этого истинно прискорбного происшествия, которое при продолжении следствий и суда поддерживает лишь беспокойное в моральном отношении состоянии крестьян, усиливает недоверие, а может быть, и они считают, причиною постигшего их несчастья».

Губернатор просил Валуева, исходя из изложенных выше соображений, ходатайствовать перед императором «о совершенном прекращении дальнейшего производства дела привлеченных к суду крестьян». Ходатайство губернатора было, доложено Александру II и 8 августа1961 года на имя начальника губернии из Петербурга за подписью Валуева, была направлена телеграмма следующего содержания «высочайше разрешено производство судебного дела о волнении крестьян в селе Бездне прекратить». Кроме названных выше 16 – ти крестьян, дела которых решались специально учрежденным военным судом, было привлечено к уголовной ответственности еще около 20 – ти крестьян, преданных губернатором под суд гражданского ведомства.

Когда слух о кровавой расправе над крестьянами распространился в Казани, студенты университета и духовной академии устроили панихиду в кладбищенской церкви. Это сообщение в истории как «Куртинская панихида ». По ее окончании Щапов А. П. со слезами на глазах произнес яркую речь над убитыми крестьянами, которую закончил словами «…. Вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу»

Уже в первой телеграмме от 13 апреля в Петербург о подавлении Безднинского восстания, о расстреле крестьян губернатор между прочими подробностями сообщал: «Цель моя посылки 12 рот … была избежать кровопролития; Апраксин, видя ежеминутно увеличивающиеся массы … решился не дожидаться остальных войск с 2 ротами двинулся в Бездну.»

Более подробно эти взгляды Козлянинов развил в письме от 24 апреля Ланскому - министру внутренних дел. «Милостивый государь Сергей Степанович! – обращаясь конфиденциально, писал губернатор, - печальные события в Казанской губернии вынудили меня с полной откровенностью высказать Вашему Величеству некоторые причины, имевшие, по убеждению моему, особенное влияние на весь ход дела и его последствий».

Охарактеризовав, прежде всего казанских дворян, как противников отмены крепостного права, как «поборников старины», губернатор заключал, что они «явнее начали высказывать их недоверенность к удовлетворенности законоположений по крестьянскому делу, заметив сочувствие с ними по этому предмету свиты е. в. ген. – майора Апраксина, неосторожно перед ними высказавшегося. Дворяне думали видеть в нем уполномоченного государя императора с особыми правами и властью, а он не хотел, не умел их в том разуверить.

Относительно действий Апраксина в Бездне Козляников писал: «Казалось, лучше б было дождаться сбора войск, хотя бы даже толпа еще и увеличилась, чем с 2 – мя ротами, в каждой по 100 человек, рисковать, действовать против толпы, которая увеличиваясь, в рассказах, доходила до 8000 человек и более, неуспех был бы не только гибельным для 2 – х рот, но имел бы страшные последствия для края, раздражив крестьян, придав им смелости и доставив им 200 оружий, я называю риском действия двумя ротами потому еще более, что роты в Бездне, введенные в улицу тесно, подвергались опасности быть охваченными кругом и сдавленными, не имея возможности построиться в каре или отступить; крестьяне могли иметь топоры, колья, рогатины.»

План губернатора по его заявлению сводился к тому, что бы, стянув максимальное количество войск в Бездну, устрашить крестьян и избежать кровопролития. В письме дается справка, что уже 13 апреля на месте был 5 рот, а 15 апреля 12 рот с 2 – мя орудиями и по 100 патронов на солдата, тогда как 12 апреля у Апраксина было 2 роты и у каждого солдата лишь по 10 патронов. Между тем казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. «...Радости их,- писал в письме адъютант губернатора Козлянинова Половцов,- при получении известия о стрельбе не было конца,- те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина - дурака, человека без сердца, ни к чему не способного-провозглашают усмирителем и спасителем края».

«13 апреля,- писал Герцену один из его корреспондентов,- Воскресенская улица (главная улица Казани) в 1 час утра представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы с веселыми лицами помещиков, едущих к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа».

По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое самое дурное последствие исхода безднинского дела, по мнению губернатора, «состояло в том, что число жертв оно вызывало негодование многих». После подавления восстания в Бездне крестьянское движение не прек­ратилось. Крестьяне по-прежнему отказывались от барщины, рубили поме­щичьи леса. Например, в апреле-мае 1861 г. в Казанской губернии прои­зошло 53 выступления (Спасский, Чистопольский, Лаишевский, Казанский уезды), значительная часть которых была подавлена с помощью военных команд. Эти выступления отличались массовостью, большей решимостью, стойкостью и упорством крестьян.

Таким образом, можно сделать выводы:

1. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы;

2.Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают ее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Крепостное право - угроза общественного спокойствия. В первой четверти ХIХ в. было 651 крестьянских волнений, а во второй четверти ХIХ в- 1089 крестьянских движений.

Из отчета III отделения: « Вообще крепостное состояние есть пороховой погреб под государством и тем опаснее, что войско составлено из крестьян»

О событиях в Спасском уезде Казанской губернии писала реакционная официальная пресса (« Санкт- Петербургского ведомости», « Северная пчела») и либеральные органы (« Отечественные записки», «Русский вестник», «Русское слово»). Первое сообщение в крестьян в Бездне.

Царское правительство сначала намеревалось скрыть от общественности свою кровавую расправу над крестьянами. Однако, «Колокола» распространившегося по всей России, вынудило самодержавие выступить с официальной версией бездненских происшествий».

Крестьянское движение Петрова и другие ему подобные показали, что верой в «доброго» царя были заражены все следовавшие за подобными предводителями массы. Таковы были восстания и Пугачева, и Разина, и Петрова. Выступая лишь против помещиков - «хозяев», крестьяне чаще всего ограничивались своими «барами», не объединяясь.

После подавления Бездненского волнения крестьянское движение в Казанской губернии не прекращалось и продолжалось в течение всего периода проведения реформы. В 1861-1866гг. крестьянские волнения были связаны, главным образом, с введением уставных грамот. Классовая борьба крестьян, усиливаясь с осени 1861 г., достигла в начале 1862 г. значительного подъема, вселив большую тревогу в среду помещиков, вынужденных просить министра внутренних дел распорядиться об усилении полицейских репрессий против крестьян.

В 1861-1866 гг. крестьяне так же, как во время Бездненского восстания боролись за землю и свободу; их движение было революционным и носило антикрепостнический характер, они массами отказывались принимать уставные грамоты, т.к. лучшие земли, бывшие в их пользовании, отрезались и отходили помещикам. Крестьяне не хотели также выполнять обременительных издельных повинностей и оброков, фиксированных в грамотах. Свой протест крестьяне проявляли отказами от выполнения текущих повинностей на помещиков. Крестьяне выходили из подчинения помещиков, управляющих, мировых посредников и уездных властей. Уставные грамоты, как правило, вводились в принудительном порядке.

Историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или митинг. Но Спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разобраться в определениях.

Из приведенных материалов вытекают следующие выводы:

1.Волнение вспыхнуло и развивалось стихийно: центром движения стало село Бездна. Вожаком крестьян стал Антон Петров, но во время восстания из среды крестьян выдвинулись наиболее активные наши земляки из сел Фадеевка, Кузнечиха, хотя, крестьяне из нашего села не участвовали в этом движении, потому что реформа не коснулось государственных крестьян.

2.Крестьяне вышли из подчинения помещиков, управляющих, становых, не слушали священников.

3. Что крестьянское волнение потерпело поражение, потому что, все-таки крестьяне не поняли суть самой реформы;

4.Крестьяне во время волнения верили, сохраняли веру в царя; они были убеждены, что царь им дал «чистую волю», а помещики и чиновники скрывают.

Начался новый учебный год. В аудиториях Медико-хирургической академии снова многолюдно и шумно. Вернувшиеся из родных мест студенты привезли с собой тревоги бурного 1861 года. Возле студентов, приехавших из Казанской, Самарской и Симбирской губерний, собрались толпы товарищей. Они просят рассказать со всеми подробностями о восстании крестьян в селе Бездна. Что же случилось в селе Бездна, почему происшедшее там так взволновало всю страну?
Крестьяне не верили тому, что было написано в «Положении об освобождении крестьян». Из уст в уста, из деревни в деревню шла молва: «помещики нашу волю украли», нужно искать «волю настоящую».
Один из студентов, сын крупного казанского помещика, излагал бездненскую трагедию так: «Крестьяне взбунтовались, решили перебить сначала всех помещиков с их семействами, затем перебить дворню и, наконец, ограбить церкви, оставив из каждых 10 одну. Но приехал генерал Апраксин с отрядом солдат и навел порядок. Все зачинщики и главные смутьяны были либо убиты, либо арестованы». Что-то еще хотел сказать розовощекий, толстенький, в новом мундире студент, но его прервали, вытолкали из аудитории. Слово взял другой студент, приехавший, из уездного городка Спасска, поблизости от которого разыгрались бездненские события. Студент лично беседовал с очевидцами бездненской трагедии. Он обстоятельно, неторопливо рассказал товарищам все, что было ему известно.
В селе Бездна находилось имение графа Мусина-Пушкина. Свыше 820 крепостных мужского пола жили в нем. 6 апреля крестьяне отказались выйти на барщину, объясняя управляющему графским имением, что они теперь вольные и работать на помещика не обязаны. Среди крестьян нашелся один, который «вычитал» своим односельчанам из «Положения», что вся помещичья земля должна принадлежать крестьянам, а помещику земли - горы да долы, овраги да дороги, песок да камыш... Переступит он шаг со своей земли - гони добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду. Звали его Антоном Петровым.
К вечеру 8 апреля в село Бездна прибыл исправник. Он требовал, чтобы крестьяне разошлись по домам. Но никто его не слушал, всю ночь сотни крестьян находились на площади.
9 апреля в Бездну приехали уездный предводитель дворянства и несколько чиновников. Все они отправились к дому Антона Петрова, который круглосуточно охранялся большой толпой крестьян. Снова начались увещевания, но крестьяне не хотели ничего слушать и повторяли, что они совершенно свободны.
Через два дня в Бездне появился прибывший из Петербурга граф Апраксин. Он приказал выдать ему зачинщика - Антона Петрова. Толпа крестьян отвергла это требование.
Еще через день, 12 апреля, по дороге в Бездну шагали две роты под командованием поручика Половцева. С этим военным отрядом следовал вторично в Бездну и граф Апраксин. За околицу навстречу солдатам вышли два седобородых старца с хлебом и солью. К старикам на коне подъехал поручик Половцев и спросил:
- Для кого приготовили хлеб и соль? Крестьяне ответили:
- Вашему императорскому величеству!
Половцев ускакал к графу Апраксину и передал ему слова крестьян. Граф приказал передать старикам, что хлеб и соль он не принимает и чтобы они унесли их домой. Обиженные старики понуро пошли обратно.
Карательный отряд Апраксина вошел в село. Около четырех тысяч крестьян - здесь были ходоки из сел всего уезда и даже соседних - Самарской и Симбирской губерний - окружили со всех сторон избу Антона Петрова. Граф Апраксин потребовал выдачи Петрова, но крестьяне в ответ только теснее сгрудились вокруг дома, где находился их вожак.
Тогда Апраксин отдал приказ поручику Половцеву открыть огонь по безоружной толпе. «Бедный народ только стонал после каждого выстрела, русые головы падали, облитые кровью...» Последними словами умирающих были: «Воля! Воля!..» Чтобы прекратить кровопролитие, Антон Петров вышел к войскам. Его тотчас же схватили. Около шестидесяти человек было убито, сорок один человек позже умерли от ран, сообщал начальству о жертвах в Бездне спасский земский исправник.
Военно-полевой суд приговорил Антона Петрова к расстрелу.
А тем временем графа Апраксина с ликованием встречали казанские помещики.
Герцену в «Колокол» один из очевидцев писал: «13 апреля Воскресенская улица (главная улица Казани.- Б. М.) в 1 часу представляла вид необыкновенный. По ней катились коляски, дрожки и тарантасы. Помещики с веселыми лицами ехали к губернатору. Только что получено было известие «о победе графа». В помещичьих домах звенели бокалы с шампанским, шел пир горой. Женщины - жены и дочери крепостников - жалели о том, что убито слишком мало мужиков».
Но в Казани жили не только помещики-крепостники. В этом городе находился известный своими вольнолюбивыми традициями университет. Через четыре дня после расстрела крестьян в Бездне студенты университета и духовной академии устроили в одной из казанских церквей панихиду по убитым. Перед богослужением студенты собирали по подписке деньги в пользу сирот, оставшихся после бездненского расстрела.
- Нетрудно понять, господа, - говорил чернобородый студент из Казани своим товарищам по Медико-хирургической академии, - что панихида была нашим протестом, демонстрацией против царских кровавых опричников.
На панихиде выступил профессор истории Казанского университета Афанасий Прокофьевич Щапов. Он поднялся на амвон и, мысленно обращаясь к жертвам Бездны, сказал:
«Вы первые нарушили наш сон, разрушили наше несправедливое сомнение, будто народ наш не способен к политическому движению... Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра, эта земля воззовет народ к восстанию и к свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!»
В селе Кандеевке, Керенского уезда, Пензенской губернии, царские войска также расстреляли крестьян, которые не хотели идти на барщину. В этом селе было убито 8 человек и 27 ранено.
Волнения крестьян охватили всю империю. Вся страна от края до края бурлила в неспокойном 1861 году. Тысячи «освобожденных» крестьян были отправлены на каторгу. Крестьян избивали до бесчувствия шпицрутенами. Сохранился маленький рассказ об одном крестьянине, которого били смертным боем за нежелание его идти к зверю-помещику на барщину.
«Ну что, каешься ли? Пойдешь теперь на работу?» - спрашивали крестьянина палачи.
Спина несчастного представляла бесформенную окровавленную массу, из которой торчали куски прутьев, врезавшихся в тело. В короткие секунды отдыха от ударов крестьянин отвечал мучителям: «На барщину не пойду!»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...