Конспекты уроков обучение грамоте и письмо «Буквы Ш,ш и звук. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш Конспект обучение грамоте звук ш

Ирина Марикуц
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Ш»

План - конспект

занятия по обучению грамоте .

Подготовительная группа .

Тема :

Звук и буква “Ш” .

Цель : Закрепление правильного произношения звука “ш” в слогах , словах, фразах, связной речи.

Программное содержание :

Формирование фонематического восприятия.

Закрепление навыков звукового анализа слова , подбора слов к схемам, определения места звука в слове .

Закрепление понятий : звук , буква , слово, предложение.

Закрепление навыка звуко - буквенного анализа слов .

Совершенствование навыков чтения слов и предложений.

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти.

Воспитание интереса к родному языку, к нормам литературного произношения, воспитание языкового чутья.

Оборудование :

схемы, буквы , наборное полотно, таблица, карандаши, картинки, чистый лист.

Ход занятия:

1. Дети стоят в кругу. Начинается занятие с игры «Цепочка слов» .Дети подбирают слова на последний звук заданного слова .

2. Сели за столы.

«Какая буква лишняя »

Возьмите листочки и напишите в ряд буквы , с которых начинаются эти слова (Картинки :ключ, морковь, игла, замок, душ, рыба)

Назовите буквы , которые вы написали.

Как считаете, какая буква лишняя и почему .

Чем отличаются гласные от согласных?

3. Знакомство со звуком «ш»

Закройте глаза и послушайте ш-ш-ш

Что вы слышите?

Какой звук слышится в шуме листьев?

С чем еще можно сравнить звук «ш»

4. Артикуляция звука .

Произнесли звук тихо , громче, снова тихо.

Как высчитаете, звук «ш» гласный или согласный и почему?

Какие бывают согласные звуки ? (твердые, мягкие)

-Звук «ш» всегда бывает только твердый. Какой вы знаете еще звук , который бывает только твердый?

Определить звук «ш» глухой или звонкий?

Вывод : Звук «ш» - согласный, твердый, глухой, шипящий.

Поиграем язычком. Ша-ша-ша-ай да каша хороша.

Шу-шу-шу-шубу я уже ношу.

Закрепление.

Найдите картинку, в которой есть звук «ш» и расскажите все о нем.

5. Знакомство с буквой .

Чем отличается звук от буквы ? Звук «ш» обозначается буквой «ша» . Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш» .

Физминутка «Кузнечики» .

6. Звуковой анализ слова «шапка» .

Один ребенок выполняет у доски, остальные в тетрадях.

Сколько звуков ?

Сколько согласных?

Сколько гласных? Сколько слогов? Почему так считаете? Произнесите слово так, чтобы был слышен ударный звук .

7. «Буквы заблудились »

Что можно составить из букв ? (слово)

Давайте из этих букв составим слово . А Р Ш Ф.

8. Составление предложений.

А что можно составить из слов?

Давайте составим предложение по схеме, но чтобы в этом предложении было слово «шарф» .

А теперь вы запишите схему к моему предложению. «Девочка Саша любит кашу» .

Один ребенок работает у доски, все проверяют.

9. Знакомство с правилом. Звук «ш» всегда остается твердым. Мы видим при чтении и пишем букву «и» , а произносим звук «ы» . Давайте попробуем почитать слова с этим сочетанием.

А какое еще словосочетание пишется через «и» ? (жи)

Чтение слов.

Вставьте вместо точек букву «ша» и прочтите слова.

10. Игра «Что лишнее» ?

(Ветка, лиса, роза, лейка) . (Шнурок,штора, сани, шторм) .

11. Игра «Найди вторую половину слова»

Найдите вторую половину слова и соедините их линиями.

12. Чтение текста.

Один, два ребенка читают, остальные пересказывают.

Итог занятия .

С какой буквой познакомились ? Что узнали о звуке «ш» ? Какое правило запомнили?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Звук и буква Ш

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш] , буква Ш.

Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Совершенствовать анализ и синтез слогов ША, ШО, ШУ; деление слов на слоги. Чтение слогов ША, ШО, ШУ. Научить синтезу слова ШУБА. Познакомить с буквой Ш .

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Плакат о звуках и буквах, домики для звуков, символы звуков «А», «О», «У», «Ы», «Ш», схема звука [ш], «Волшебный мешочек». Большие буквы: А, О, У, Ы, Т, М, В, Д, Ш, маленькие буквы: Ш, У, Б, А. Игрушка: мышка Шуша. Картинки: мишка, шапка, душ, штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка. Теремки В. Воскобовича. Планшет, цифры: 1, 2, 3, разноцветные яйца, корзинка.

Раздаточный материал: Индивидуальные зеркала, рабочие тетради, цветные карандаши, фишки для звукового анализа, звуковые линейки, мячики Су-джок, игровизор, дид. игра «Теремок с буквами», синие маркеры.

Ход занятия

  1. Оргмомент. (1 мин.)
  1. Орг.момент:

Воспитатель и дети сидят в кругу на стульях.

Психологический настрой

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться.

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.

– вы хотите все заниматься? (Да!)

– Значит, будем заниматься.

II. 1. Введение в тему. (3 мин.)

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).

Гласные тянутся к песенке звонкой.
Могут заплакать и зарыдать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Давайте поиграем: я показываю букву, а вы по - очереди называете звук и слово, которое начинается с этого звука.

Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришел, я сейчас загадаю загадку, и вы сразу отгадаете, кто же к нам пришел.

Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки; боится кошки. (мышка)

Логопед из «волшебного мешочка» достает мышонка.

Ребята, этого мышонка зовут Шуша. Он для вас придумал много заданий, и если вы справитесь со всеми заданиями, он вам что-то подарит.

Какой звук повторяются в словах Шуша и мышонок?

– Верно, это звук [ш]. Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звука [ш]. но перед этим мы вместе с мышонком сделаем артикуляционную гимнастику

2. Артикуляционная гимнастика. (4 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки),
По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух),
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Чаю попили – никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Молодцы ребята. Проходим за столы.

3. Характеристика звука «Ш». (3 мин.)

Ребята, наш гость Шуша очень страшный шалун. Залезает Шуша за ширму и шуршит там: шур – шур – шур. “Кошка!!!”, – визжит мама и они вместе с папой прячутся за шкаф.

– Ребята, как шуршал Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов?

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?

– Верно, они круглые как бублик.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

– Язык поднимается к небу, за верхние зубы. А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшшш.

– Воздух теплый.

– Правильно, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Струя воздуха выходит теплая.

– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

– А звук [ш] твердый или мягкий?

– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый. В отличие от нашего мышонка, этот звук не любит шалить и шуметь, а если кто-то начинает шуметь, он всегда говорит шшшш.

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

4. Работа в тетради. (2 мин)

Раскрасим «одежду» звука [ш] карандашом нужного цвета (синим). И запоминаем, что звук [ш] - согласный, твердый, глухой.

5. Работа со звуковыми символами. (1 мин.)

Мышонок хочет посмотреть, умеете ли вы составлять слоги. Положите перед собой символы звуков и на столе составьте слог [шa] , а теперь слог [уш]. Молодцы, справились с заданием.

6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)

А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Берем звуковые линейки и определяем позицию звука [ш] в слове (обозначаем начало, середину или конец слова). Картинки «мишка», «шапка», «душ».

7. Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

Молодцы. Давайте отдохнем. Положите все на край стола. Возьмите мячики Су- джок, сделаем пальчиковою гимнастику.

Этот шарик не простой

Весь колючий вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем.

Можно шар катить по кругу,

Перекидывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

8. Знакомство с буквой Ш . (2 мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите и раскрасьте букву Ш в тетради. Молодцы, а теперь уберите тетради на край стола.

9. Д/И «Теремок с буквами» . (2 мин)

Мышонок для вас приготовил еще одну игру. Положите перед собой игровизоры, найдите и обведите синим маркером в теремках букву Ш. Сколько нашли букв?

10. Д/И «Теремки Воскобовича». (1 мин)

А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем читать слоги.

Логопед составляет слоги в теремках, а дети по очереди читают (ша, шу, шо) .

Молодцы, встаем в круг.

11.Физкультминутка « Мышонок» (2 мин.)

  1. Д/И «Телеграф» (3 мин)

На планшете, рядом со строчками цифры 1, 2, 3, на столе стопка картинок.

Ребята, посмотрите какое интересное задание для нас приготовил мышонок. Девочкам нужно выбрать картинки, где звук [ш] в начале слова, мальчикам, где звук [ш] в середине слова.. Картинки: штаны, шляпа, шуба, шапка, шорты, мишка, лошадка, кошка, мышка, мартышка, лягушка.

Девочки как одним словом можно назвать все картинки, который вы нашли (одежда).

Мальчики, а как у вас можно все картинки назвать одним словом (животные).

А сейчас по очереди сосчитайте, сколько слогов в каждом слове и поместите картинки на нужную строчку. Назовите слова, в которых один, два, три слога.

13. Синтез слова ШУБА.(3 мин)

Мышонок Шуша приготовил для вас последнее задание, посмотрите мышонок принес разноцветные волшебные яйца, какие они? (белые, желтые, оранжевые, розовые, зеленые), а размером? (большие и маленькие). Давайте мы по очереди возьмем волшебные яйца, в них находятся буквы, из которых вам нужно составить слово ШУБА, но чтоб открыть их, нужно отгадать загадку. Кто отгадает, у того откроется яйцо.

Загадки:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка

(лягушка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапка.

(кошка)

Хвост длинен,

Сама крошка,

Боится очень кошки.

(мышка)

В лесу одна смешная птица

Весь день поет ку-ку, ку-ку

Никак не может научиться петь,

Как петух, – «кукареку»

(кукушка)

Давайте достанем буквы и составим из них слово ШУБА, сколько букв в этом слове?, какая первая, какая последняя? А теперь давайте положим яйца на место. Куда вы положили яйца?, а откуда вы их брали?

III. Итог (1 мин)

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? В какие игры играли?

Оценка речевой деятельности.

Ребята вы сегодня прекрасно работали и правильно выполнили все задания. За это вам мышонок Шуша подарит сладкие подарки. Логопед раздает детям угощение.


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

Структурное подразделение «Детский сад №11 «Радуга»

Конспект

организованной образовательной деятельности

по обучению грамоте

в подготовительной группе

Тема: «Звук и буква Ш»

Подготовила:

воспитатель структурного подразделения

«Детский сад №11 «Радуга»

МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»

Едемская Любовь Валерьевна

г. Вельск

2015г.

Цель: знакомство детей со звуком и буквой Ш.
Задачи:
1. Закрепить правильное произношение звука Ш.

2. Продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов.

3. Учить детей подбирать слова на заданный звук.

4. Закрепить навык звуко-буквенного анализа слова.

5. Продолжать учить детей составлять предложение с заданным словом.

6. Развивать слуховое внимание, память, зрительное восприятие, фонематический слух.
7.Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: мяч, картинка с Незнайкой, звукозапись буква Ш, картинки, синий кружок, индивидуальный набор: 4 счетные палочки, разрезная азбука.

Ход НОД:
1. Организационный момент:

(дети стоят у стульчиков ) Игра с мячом

С каким звуком познакомились на прошлом занятии? (познакомились со звуком ц)

Я назову слово, а вы мне скажете, где в слове находится этот звук: в начале, середине или в конце слова:

Цапля, заяц, овца, мельница, цыпленок, огурец, цыган, курица.

2. Сообщение темы

Сегодня познакомимся с новым звуком, а с каким сейчас узнаете.

Звучит музыка

Ребята, к нам в гости пришел сказочный герой. Догадались кто это?

Отгадайте загадку:

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун. Болтун, зазнайка?

Знают все, малыш - …. НЕЗНАЙКА

Незнайка сочинил стихи, а его друзья из Солнечного города не могут в них разобраться. Он просит помочь им:

С другом мы играли в ……. ЧАШКИ,

Пили чай из белой……. ШАШКИ.

Вылезла из норки ….. ШИШКА,

На нее упала ….. МЫШКА.

Какой звук встречается во всех словах7

3. Артикуляция

Давайте произнесем этот звук.

На что похож это звук? (шипит змея, гусь, шуршат листья, шумит ветер, спустило колесо, накачаем колесо)

Когда произносим этот звук, где находятся губы, язык, зубы?

Губки округлены и слегка вытянуты вперед

Широкий язычок наверху образует «чашечку»

Теплая воздушная струя идет по центру язычка

Что – нибудь мешает при произношении этого звука?

Значит, этот звук какой? (согласный, язычок создает преграду воздуху)

Горлышко «молчит», какой это звук? (глухой, произносим без голоса)

Еще какой это звук? (твердый)

Запомните, звук ш всегда твердый.

Давайте Незнайке повторим, какой звук ш? (согласный, глухой, твердый)

Каким цветом обозначим? (синим) показ синего кружка.

4. Незнайка предлагает поиграть в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук ш

Ш, п к, ш

Ша, па, ка, шу

Шапка, кот, кошка, ворона, карандаш

5. работа с картинками

Незнайка нам принес картинки, давайте их посмотрим

Из ряда картинок выберите те, в названии которых есть звук ш

Где в слове находится звук ш?

Придумайте сами слово со звуком ш и где он находится?

6. физкультминутка (на ковре)

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише. Тише.

Деревцо все выше, выше.

7. Знакомство с буквой ш (за столами)

Буква ш с тремя шипами

Не хватай ее руками.

На что похожа буква ш?

Сложим букву ш из пальцев:

Большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный – поднять вверх.

Выложите букву из счетных палочек, сколько палочек понадобилось?

Найдите букву в разрезной азбуке.

8. Звукобуквенный анализ слова

Что можно составить из букв? (слово)

Незнайка предлагает составить слово ШУБА

Какой первый звук?(ш)

Какой это звук? Как обозначим? (синим)

Какой 2? Какой он? Как обозначим?(красным)

Какой 3? Какой он? Как обозначим?(синим)

Какой 4? Какой он? Как обозначим?(красным)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Сколько согласных? (2)

Сколько гласных? (2)

Какой звук 2? 4? 1? 3?

Сколько слогов? (2) как узнали? (хлопки, рука к подбородку)

9. А давайте составим предложение со словом шуба

Сколько в вашем предложении слов?

10. Итог

Давайте вспомним, с какой буквой познакомились?

Расскажите все о звуке ш.

Незнайка тоже все запомнил и расскажет своим друзьям в Солнечном городе.

А вам он принес подарки, где вы сможете раскрасить изученную букву.

Каким цветом будете раскрашивать?

Пойдемте и раскрасим.


Тема: «Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш]».

Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока:

Обучающие – познакомить детей с буквами «Ш», «ш» и звуком (ш); учить давать характеристику звуку; находить место звука в словах; формировать навыки сознательного, правильного, слогового чтения;формировать умение оформлять свои мысли в устной форме

Развивающие – развивать связную речь, фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, сообразительность; расширять кругозор детей,формировать умение слушать и понимать других

Воспитательные – воспитывать навыки самостоятельности, ответственности,трудолюбия, умение работать в парах, коллективе, воспитывать здоровый образ жизни.

Оборудование: учебник для 1 класса «Русская азбука» авторы В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., блокноты для слого-звукового анализа схем, карточки слогов, букв,предметные картинки.

Технические средства обучения : аудиозапись, видеозапись, ПК, проектор, экран, презентация Power Point .

Организационный момент.

Подравнялись. Сегодня урок обучения грамоте,чтению нам предстоит провести вместе со мной.зовут меня …..,но еще у нас есть гости,давайте повернемся и попреветствуем их наклоном головы.

Садитесь.

Ну-ка посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2 . Актуализация опорных знаний.

Что такое речь?

Какая бывает речь?

- Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Какие бывают звуки?

Расскажите, что вы знаете о гласных, о согласных звуках.

Согласные звуки могут быть... (твердые и мягкие)

А что еще вы знаете о звуках? (мы их слышим)

Чем обозначают звуки на письме?(буквами)

Посмотрите: я показываю букву, а вы, если она обозначает гласный звук хлопаете в ладоши один раз, а если согласный 2 раза.(2 гласные,2 согласные и Ь)

А почему тишина? Или -Все ли согласны с хлопком Пети?

А что это за буква такая интересная Ь?

Что в ней особенного?

Звучит песня «Кабы не было зимы»

Совсем немного времени осталось до самого весёлого, самого шумного и самого любимого праздника детворы. Какого? А почему дети особенно любят Новогодний праздник?

Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте:(звучит музыка «В лесу родилась елочка» 1 куплет)

«Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят.

Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: -«хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу::

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! –кричит, надо «сыски», а та говоришь «хыхки». И давай спорить они.Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его.

Вы наверное уже догадались какая тема урока.

Буквы Ш,ш.-доска

Цель урока.

С новым звуком Ш и буквами, которые обозначают этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.

Работа со звуком (доска)

Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук.

Какой это звук? СОГЛАСНЫЙ

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Определите, какой это звук по звонкости и глухости? ГЛУХОЙ

Почему так думаете? (состоит из шума)

Подумайте, имеет ли этот звук звонкую пару?

Какой парный глухому согласному звуку Ш? (звонкий Ж) ПАРНЫЙ

Постановка проблемы, открытие новых знаний.

Звук Ш не простой, а с секретом.

И секрет этот вы сможете открыть сами, если правильно выполните следующее задание:

Звучит музыка «Маленькой ёлочке холодно зимой» (1 куплет)(слайд)

Чтобы нашей ёлочке было не грустно и одиноко, украсим её красивыми игрушками, но не любыми, а только теми, в названиях которых есть звук Ш

Отгадать загадки:

С неба падают зимою

И кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки

Белые снежинки .

Повесим игрушку на ёлочку?

Почему нет? (звонкий согласный Ж)

Растут они на ёлке,

Но это не иголки. (шишки )

Почему да? (глухой согласный звук Ш)

Ветки ёлки шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки

Флаги, звёздочки, хлопушки

Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы. (заяц)

Висят на ёлке нити пёстрой мишуры

И разноцветные шары.

Ёщё раз повторите названия игрушек, что мы повесили на нашу ёлочку. Что общего во всех словах?

Произнесите медленно:

ХЛАПУШШКИ

Какой звук Ш во всех словах твёрдый или мягкий?

Может быть, случайно так получилось что звук Ш твёрдый?

Попробуйте сами подобрать такие слова, в которых звук Ш произносился бы мягко.

Получилось?

Значит какой вывод можно сделать?

Вот вы и открыли секрет согласного звука Ш !ТВЁРДЫЙ

Работа с буквами

На письме звук Ш обозначается буквами Ш, ш (ша)-карточка

Посмотри на букву Ша

Буква очень хороша.

На что похожа буква? (вилы, …….)Слайд

Давайте напечатаем эту букву у себя в блокнотиках(большую и маленькую)

А где нужна загл.буква?(имена собс)

Прочитает нам Илья загадку о(шишках)еловые.(слайд)

Послушайте слово и назовите звуки

Печатаем в блокнотах,а один у доски

Шышки (карточка)-----шишки (карточка)

А у кого по другому?(с буквой И)

Как быть?Мы уже говорили об этом секрете.Что это за секрет?(только твердый)

Какой звук указывает на мягкость?(и),а здесь что?(не смягчает)А почему?(ш не дружет с и и ему не подчиняется)Т.е. И его не смягчает.

Так что мы должны запомнить?(что звук ш всегда ТОЛЬКО ТВЕРДЫЙ,но пишется с И)

Давайте откр. Учебник и найдем это правило.

Ши пиши с и.(карточка)

А почему в слове некот.из вас напечатали Ы после ш?(слышится ы)

Физминутка

Тренировка в чтении

Чтение слогов с ш

Чтение слов

Мыши

Малыши

Ши на(доска)

Какое лишнее? Почему

Что мы запомнили?Ши пиши с иКакой звук имеет и в сочетании с ши?

Речевая гимнастика.

Пришло время провести гимнастику, но не простую, а речевую.

Ша – ша – ша

Наша ёлка хороша.

Шо – шо – шо – мы играли хорошо.

Слайд с елочкой повторить только уже с конвертом

Ребята, а под ёлочкой конверт? Как вы думаете, что в нём? (письмо)

Прочитаем?

Поздравление: Дед мороз просит нас поработать в парах, за эту работу он приготовил сюрприз

Сюрпризы в виде маленьких открыточек с правилом.

Работа по учебнику. Слова черныеи

Составить предложение с именами собств и связать с нг

А что можно составить из предлож.(текст)

Я вам приготовила рассказ.

Весело зимними деньками! Кругом пушистый снег. Замерзли реки. Малыши рады зиме.

Сколько предложений

Как узнали?По рисунку предположите о чем речь

Чтение читающим.

Беседа по тексту

Итог.

Что нового узнали на уроке?

Какие открытия сделали?

Что было особенно интересным?

Что показалось трудным?

А что помогло справиться с трудностями?