Сценарий "сталинградская битва". Внеклассное мероприятие "сталинградская битва" Мероприятие к годовщине сталинградской битвы

▫ Такой вариант хорош, если есть накопленные деньги. Что недостаточно--пошёл купил. Что трудно -- не сделал и всё, а так же пошёл и купил. Если же сделал -- то это будет как добровольное дополнение. При таких условиях конечно можно в деревне жить. А гектар земли может пустовать и зарастать бурьяном и использовать место можно просто для `сбора одуванчиков`. Крышу в доме залатать -- да не проблема. Заплатил мастеру и залатает. Дров наготовить -- попросил местных жителей и наготовят. И т.д. За деньги согласятся. А сам хозяин в это время может просто телевизор смотреть и готовое в магазине покупать. С деньгами не проблема и в деревне прожить. За исключением глухих деревень, где соседскому мужику деньги ни к чему и магазины пустуют. А вот если взять гектар не имея накоплений или имея недостаточные накопления, то немало шансов, что хозяин на этом гектаре умается и назад в город сбежит. Потому что придётся делать всё самому и обрабатывать целый гектар. Да ещё и налоги платить. А если нанимать помощников, то и деньги быстро улетучатся. А если часть земли оставить пустовать, то придётся сводить концы с концами, при этом не посматривая телевизор, а работая в три пота вручную. Кроме того выращенный урожай не даёт гарантии, что его купят. Поэтому придётся его использовать самому: делать различные заготовки в большом количестве. А это дело хлопотное: не три банки огурцов закатать. И получится ситуация что хозяин гектара весь в работе, без денег, без нормальных вещей и питается лишь собственноручно выращенным урожаем. И мечтать о молочных реках при таких условиях ему не приходится. Да он скорее всего бросит этот гектар или продаст богатым предпринимателям, которые будут использовать этот участок как территорию собственного обогащения за счёт дешёвой рабочей силы. И при этом нет гарантии что не будет враждующей конкуренции и вытеснения нормальных собственников-соседей с их гектара по причине, что участок ушлым предпринимателям понравился. Поэтому такой вариант семейного гнезда похож на утопию. Другое дело дача в 6 соток в для городских жителей. Хоть и дохода почти нет, но зато легче обрабатывать. Это как собственный минискверик для любителей природы.
▫ Сейчас вам перекину. Не смогла... зависает.
▫ Практика. С начала перестройки я вынужден был с семьёй выживать.Приобрёл в деревнях и восстановил два деревенских дома. Они тогда стоили дёшево. в течении двух месяцев обзавелись: коза,два поросёнка, две овцы,утки,куры. К нам пришли жить две бездомные собаки. Зимой на пруду ловил рыбу.И вот уже двадцать лет живём с женой в деревне. Трое детей уже выросли и у каждого есть дом в деревне. Я раньше делал 200 литров тернового вина,которое устраняет алкоголизм. За это время к врачам не обращались.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

200 дней и ночей – с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года – продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники Сталинградская битва превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий.

Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии. Под Сталинградом советские войска разгромили пять армий: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тысяч солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения.

Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Исход битвы положительно повлиял на укрепление антигитлеровской коалиции, усилил пораженческие настроения в странах фашистского блока.

Оформление: Презентация , аудиозаписи с музыкальными произведениями.

Железный бил ветер в лицо им из мрака,
Но знали солдаты: ни шагу назад!
И жив Сталинград! Он отбил все атаки,
В легендах прославленный город-солдат!

В. Фадин.

Звучит песня в исполнении Н.Баскова на слова В.Бокова «На Мамаевом кургане тишина»

За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!"

Учитель: С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. В этом юбилейном году, посвященном 70 - летию победы, мы вспоминаем Великие битвы этой войны.
В 1942 году у стен Сталинграда решалась судьба всего цивилизованного мира. В суровые дни битвы на Волге советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Мир рукоплескал победе советского военного искусства, ознаменовавшей коренной перелом в ходе второй мировой войны. На устах у всего мира в те дни было три слова: «Россия, Сталин, Сталинград…». На конференции в Тегеране премьер-министр Великобритании Черчилль вручил И.В. Сталину в дар от короля Георга VI меч в знак восхищенья стойкостью славных защитников Сталинграда.
Цель мероприятия: вспомнить и отдать дань памяти тем, кто остался в живых, и кто по сей день отчетливо может слышать по ночам звук разрывающейся бомбы, всем тем, чьи имена увековечены в гранитных памятниках и обелисках.

Ведущий I

Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием Второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода:

Оборонительный - на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.)
Наступательный (с 19 ноября по 2 февраля 1943г.)
Вопрос к учащимся: Почему любой ценой необходимо было удержать Сталинград?
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный промышленный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина - делал захват города выигрышным ходом.

Ведущий II

14 июля 1942 года Сталинградская область была объявлена на осадном положении.
17 июля 1942 года День начала Сталинградской битвы

Учитель

Цель немецкого командования: овладеть промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию. Этот замысел Гитлер планирует осуществить силами одной 6-й полевой армии Паулюса всего за неделю - к 25 июля 1942 г.
12 день сражения . Гитлер своим армиям дает приказ: «Сходу с юга овладеть городом, взяв в клещи войска Сталинградского фронта». Нарком обороны И.В.Сталин, Приказ № 227: «…Отступать дальше – значит загубить себя и Родину. Отныне железный закон –«НИ ШАГУ НАЗАД!». Предусматривались самые жесткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Командирам и политработникам, партийным и комсомольским организациям ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа. Все солдаты пытающиеся отступать немедленно расстреливались заградительными отрядами.

Ведущий I

23 августа 1942 года в 16 часов 18 минут силами немецкого 4-го воздушного флота началась массированная бомбардировка Сталинграда. В течение дня было произведено 2 тысячи вылетов самолётов. Город был разрушен на 90%, в этот день погибло более 40 мирных граждан.
Сталинград защищали две армии: 64-я под командованием М.С. Шумилова и 62-я под командованием В.И. Чуйкова.

Учащийся:

Из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова

«Колонны пехоты на машинах и танках ворвались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями…Захватчики гибли сотнями, но свежие волны резервов все больше наводняли улицы. Наши части тоже понесли большие потери в живой силе и технике и отошли. Когда я говорю: «части понесли большие потери и отошли», это не значит, что люди отходили по приказу, организованно, с одного рубежа обороны на другой. Это значит, что наши бойцы (даже не подразделения) выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали главным образом боеприпасами и снова бросали в бой…»

Учащийся:

Воины Сталинграда стояли насмерть. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость, а защищающие его подразделения – непобедимый гарнизон. Ярким примером подобных действий является оборона «Дома Павлова». Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом.

Учащийся:

Связист Матвей Путилов
Когда на Мамаевом кургане в самый напряженный момент боя прекратилась связь, рядовой связист 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов пошел ликвидировать разрыв провода. При восстановлении поврежденной линии связи, ему осколками мины раздробило обе руки. Теряя сознание, он крепко зажал зубами концы провода. Связь была восстановлена. За этот подвиг Матвей был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. Его катушка связи передавалась лучшим связистам 308-й дивизии.

Ведущий II

Мамаев Курган. Сражение на Мамаевом Кургане имела важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, переправы через Волгу. Гитлеровцы по 10-12 раз в день штурмовали его, но, теряя людей и технику, так и не смогли захватить всю территорию кургана. Бои за Мамаев курган продолжались 135 суток
В районе Мамаева кургана, 2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва.

Учащийся:

Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
– Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:

Ведущий I

В воздухе стоял запах гари, и горячий печной дух шёл от раскалённых стен сгоревших домов, они ещё дышали жаром. Навечно поверженными казались им те, кто, задыхаясь в дыму, в подвалах, ямах, убежищах, среди раскалённых развалин обращённых в прах жилищ, с ужасом прислушивались к торжествующему и зловещему гудению бомбардировщиков, царивших над горящим городом.
Но нет! В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое – в крови и в раскалённом каменном тумане рождалось не рабство России, не гибель её; среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей.

Учитель:

Замысел большого контрнаступления под Сталинградом впервые рассматривался в Ставке Верховного Главнокомандования в середине сентября 1942 года. В итоге напряжённых творческих усилий большого коллектива военачальников и штабов план Сталинградской наступательной операции был разработан в деталях. Он получил условное название «Уран».
19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в наступление. Со стороны Дона наступали Донской (генерал К. К. Рокоссовский) и Юго-Западный (генерал Н.Ф. Ватутин) фронты. С юга им навстречу наносил удар Сталинградский фронт (генерал А.И. Еременко). Удар был умело рассчитан по времени. Он пришелся на период, когда первые морозы уже сковали почву, прекратив осеннюю распутицу, и в то же время сильные снегопады еще не успели покрыть землю глубоким снегом. Все это обеспечило высокую скорость продвижения войск и позволило им маневрировать. 23 ноября в 4 часа утра! 6-я полевая и 4-я танковая фашистские армии в составе более 300 тысяч человек оказались в «котле».

Ведущий II

Гитлеровское командование в это время спешно разрабатывало планы спасения своей окружённой группировки. Поэтому Гитлер приказал сформировать новую группу армий «Дон». Командовать этой группой он назначил фельдмаршала Манштейна. План деблокады 6-й армии был назван «Зимняя гроза».
12 декабря фашистская группа армий «Дон» начала операцию «Зимняя гроза».
В течение пяти суток воины 1378-го стрелкового полка 87-й дивизии 51-й армии в районе Верхне-Кумского отбили более 20 атак противника и не дали ему продвинуться здесь ни на шаг. Все солдаты и офицеры этого полка были награждены орденами и медалями, а их командир полковник М. С. Диасамидзе удостоен звания Герой Советского Союза. Отличились в этих боях и части механизированного корпуса генерала Вольского, и танковый полк полковника Асланова.
Утром 19 декабря после мощной артиллеристской и авиационной подготовки войска противника возобновили наступление на Сталинград. Танковая группировка прорвала нашу оборону на реке Аксай и к исходу дня вышла на реку Мышкова. Теперь до окружённой 6-й армии Паулюса оставалось около 40 километров. Однако наши войска стояли здесь крепко. Каждый боец делал всё, чтобы остановить врага и не дать ему пройти за реку Мышкова.

Учащийся:

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, И краснели поля,
Всё пылало над Волгой-рекой.
В зное заводы, дома, вокзал,
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
Город не сдай врагу.
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Время придёт – рассеется дым,
Смолкнет военный гром,
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нём:
Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Учащийся: 8 января советское командование во избежание напрасного кровопролития предложило командованию окружённых под Сталинградом немецких войск прекратить бессмысленное сопротивление и капитулировать. Ультиматум был отвергнут. Тогда 10 января войска Донского фронта перешли в новое решительное наступление (операция «Кольцо»).
После мощной бомбежки и артподготовки в 10.00 пошли танки, и поднялась пехота. К исходу дня главная полоса обороны противника была прорвана. 20 января Паулюс сам запросил у Гитлера разрешения на капитуляцию. Гитлер отклонил его просьбу. Фюрера уже не интересовала судьба окружённых солдат. Он хотел только одного – чтобы они продержались подольше и не давали советскому командованию возможности перебрасывать войска из-под Сталинграда на запад.
С утра 22 января Паулюс радировал командованию вермахта: «Дальнейшая борьба бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых прошу дать разрешение на капитуляцию». Гитлер ответил: «Запрещаю капитуляцию! Армия должна удерживать свои позиции до последнего патрона!»
25 января наши войска Донского фронта ворвались в Сталинград с запада. Навстречу им бросились воины 62-й армии. Они с сентября 1942 года стойко держались на узком клочке сталинградской земли, и хоть район их обороны был невелик, он сыграл огромную роль в деле защиты Сталинграда и в разгроме немецко-фашистских войск, зажатых в «котле».
И тут фашисты начали сдаваться в плен без приказа своего начальства. 31 января прекратила сопротивление южная группа. После мощного огневого налёта артиллерии 2 февраля сложила оружие и северная группа вражеских войск. Этот день знаменовал собой победный финал Сталинградской эпопеи.

Учитель: В ходе боёв с 10 января по 2 февраля 1943 года войска Донского фронта разгромили 22 фашистские дивизии, взяли в плен 91 тысячу солдат и офицеров, в том числе 24 генерала во главе с Паулюсом. Боевые успехи Советской Армии в битве под Сталинградом были высоко оценены Советским правительством. 44 соединения и части, особо отличившиеся в сражениях, были удостоены почётных наименований: Сталинградских, Донских, Кантемировских, Котельниковских, Тацинских и других. 55 соединений и частей были награждены орденами. Многие части, соединения и объединения были преобразованы в гвардейские. Боевые награды получили десятки тысяч солдат и офицеров. 112 лучших советских воинов стали Героями Советского Союза. Новыми, только недавно учреждёнными орденами Суворова 1 степени были награждены наши полководцы: Г. К. Жуков, А. М. Василевский, Н. Н. Воронов, Н. Ф. Ватутин, А. И. Ерёменко, К. К. Рокоссовский и другие военачальники. Были произведены первые награждения орденами Кутузова и Александра Невского.

Учащийся:

Ложатся строчки ровные в тетрадь...
Пусть сотни раз
снега сойдут со склонов,
Всё так же сердце
будет замирать
При этой цифре – 27 миллионов.
Не забывайте те грозные года,
Когда кипела волжская вода,
Но выдержал железный тот солдат,
Но выстоял бессмертный Сталинград.

Учитель:

Победа под Сталинградом крупнейшее военно-политическое событие второй мировой войны. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и всей второй мировой войны. С этого момента советское командование прочно овладело стратегической инициативой и удерживало её до самого окончания войны. В ходе битвы враг потерял около 1,5 миллиона убитых, раненых, пленных и пропавших без вести, то есть четвёртую часть сил, которыми располагал тогда фашистский блок на советско-германском фронте. Разгром крупной немецко-фашистской группировки под Сталинградом не случайное событие, а тем более не результат лишь ошибок командования вермахта и самого Гитлера, как теперь пытаются доказать фальсификаторы истории всех мастей на западе. Победа под Сталинградом – результат массового героизма советских воинов, младших командиров и офицеров Советской Армии,
Минута молчания.(зажигается свеча)

Заключительные слова учителя: В наше время пытаются переделать историю, умолить заслуги наших отцов и дедов. И только от нас с вами зависит, сохраним ли мы память для наших детей о тех уже далеких событиях

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.
Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.

Звучит песня в исполнении А. Розенбаума «Мамаев курган»

Внеклассное мероприятие «Великая битва на Волге»,

посвященное 75- летию победы в Сталинградской битве

Цель:

показать школьникам немеркнующий с годами героизм и патриотизм защитников Сталинграда, роль и значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. формирование представления о Сталинградской битве как о величайшем событии в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны;

2. активизация творческой деятельности учащихся;

3. формирование моральных, эмоциональных качеств личности;

4. привитие чувства патриотизма, любви к родине, уважения к памяти защитников Отечества.

Форма проведения: историко - литературно - музыкальная композиция c использованием учебного проекта.

Методы проведения: метод информирования с применением ИКТ.

Аудитория: обучающиеся 11 класса.

Оформление сцены и зала: На щите сцены название мероприятия «Великая битва на Волге», дата Сталинградской битвы, а внизу под цифрами развевается гвардейская лента; выставка книг о Сталинградской битве.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Сталинградская битва».

Ход мероприятия

Ученик 1: Царицын - Сталинград - Волгоград …Город, с которым связаны многие исторические события. Город, ставший символом России, символом «русского духа» и «русского характера».

Ученик 2: На последнем рубеже перед Волгой советские солдаты проявили невиданную отвагу и стойкость и нанесли противнику сокрушительный удар.

Ученик 3: Великая победа на берегах Волги в февральские дни 1943 года положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. С тех пор слово «Сталинград» вошло во все языки мира и стало вечным напоминанием о героизме, необыкновенной стойкости духа и беззаветной любви к своему Отечеству. День 2 февраля 1943 года является днем воинской славы России.

Чтец 1:

Есть имена и есть такие даты, -

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты, -

Не замолить по праздникам вины.

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

(А.Твардовский)

Чтец 2:

В свой срок - не поздно и не рано-

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву Кургану

Придёшь второго февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль- февраль, солдатский месяц-

Пурга в лицо, снега по грудь.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц,

А мы пред ними всё в долгу.

Февраль - февраль. Солдатский месяц-

Горят гвоздики на снегу.

(М. Агашина)

Ученик 4: Шёл второй год войны. Фашисты решили взять реванш после разгрома под Москвой. Вражеские войска предприняли наступление на Волгу и Кавказ. В июне 1942 года врагу удалось прорвать оборону на юго - западном фронте. Часть советских войск оказалась в окружении. Над страной нависла смертельная опасность. В наступлении летом 1942 года германское командование особое значение придавало взятию Сталинграда. Выход к Волге давал противнику возможность перерезать важную для жизни страны транспортную артерию страны, по которой в центральные районы доставлялись с юга хлеб и нефть. Перед советскими войсками встала задача, во что бы то ни стало остановить врага.

Чтец 3:

До Волги фашистскими ордами

Истоптан ковыль степной,

Но топчется враг возле города,

Стоит пред стальною стеной.

Она из отваги построена

И верных сердец солдат.

Высоким примером для воина

Стоит богатырь-Сталинград.

(А.Прокофьев)

Ученик 1: 17 июля на речках Чир и Цимла, притоках Дона, встретились передовые отряды 62-й армии генерала В.И.Чуйкова с перешедшим в наступление врагом. Началась Сталинградская битва. Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Немцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии. Гитлер назвал дату захвата города - 25 июля. Противник вышел к Дону и создал реальную угрозу прорыва к подступам Сталинграда.

Чтец 4:

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На шестьдесят два километра

В длину растянут Сталинград.

Как будто он по Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России -

И всю её прикрыл собой!

Ученик 2: Глубокий прорыв немцев на Кавказском и Сталинградском направлениях резко обострил стратегическую обстановку.28 июля народный комиссар обороны И.В.Сталин обратился к войскам с приказом №227. «Пора кончать отступление,- говорилось в приказе. Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории, цепляться за каждый клочок советской земли и отстаивать его до последней возможности».

Чтец 5:

Сталинград, Сталинград! Вековая громада,

Неизбывная гордость народа всего,

Нам нельзя и на час оставлять Сталинграда,

И на миг невозможно оставить его.

Нам нельзя отойти по любви и по долгу,

Ведь за нами, солдаты, не просто вода,

А великая Волга, великая Волга,

Та, что в песнях народа разлилась навсегда!

И мы на смерть здесь встали, на земле сталинградской,

И в могилы глядеть надо немцам уже...

Снова мы поклялись нашей клятвой солдатской

На последнем, на грозном таком рубеже!

(А.Прокофьев)

Ученик 3: Планы Гитлера по взятию города были сорваны. И тогда, в 3 часа дня 23 августа 1942 года, вражеские бомбардировщики стартуют на Сталинград. В тот день они должны были уничтожить город, стереть его с лица земли. Лётчики рапортовали фюреру: «Под нами Сталинград, он стал горящим адом. Бомбы ложатся точно в цель, громадные пожары во всех районах города являются как бы опознавательными знаками». С 23 по 29 августа фашистские лётчики совершили 2 тысячи самолётовылетов на Сталинград. В считанные часы вражеские бомбы превратили город в адский гигантский костёр. За один день было убито 40 тысяч 754 мирных жителя и свыше 50 тысяч было ранено. Рушились дома, улицы потонули в дыму и пламени.

Чтец 6:

Следы врага - развалины и пепел.

Здесь всё живое выжжено дотла.

Сквозь дым не видно солнца в чёрном небе,

На месте улиц - камни и зола.

Здесь всё смешалось в этой круговерти:

Огонь и снег, пыль и свинцовый град,

Кто уцелеет здесь, до самой смерти

Не позабудет грозный Сталинград!

(Г.Акопян)

Ученик 4 : После ожесточённой бомбардировки 23 августа горящая нефть разлилась по Волге, и реку объяло огнём. 3 дня вела борьбу с пылающим маревом команда пожарного парохода « Гаситель», перевозя раненых, женщин, стариков, детей. Никакая бомбардировка не могла устрашить его экипаж. У защитников Сталинграда была одна переправа, единственный путь к городу - через Волгу, в дыму, под бомбами и снарядами, под пулемётным огнём. По вздыбленной взрывами реке к нему пробирались волжские баржи с резервами, с боеприпасами. Люди на берегу выстраивались в цепь, в рёве и грохоте бомбардировок перебрасывались с руки мины, снаряды до самой линии боя. Над двухкилометровой ширью Волги кружили, бомбили и стреляли фашистские самолёты. Моряки Волжской военной флотилии и волжские речники сделали во время Сталинградской битвы 35,5 тысяч боевых рейсов, перевезли на правый берег более 100 тысяч бойцов, тысячи тонн военных грузов. Они вывезли из пылающего города десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Чтец 7 :

неподвластные усилия,

презирающая смерть,-

Волжская

военная флотилия,

прославить

и воспеть?

свирепые

и дерзкие,

на родные

наши берега

сдерживали

лодки канонерские,

лютого врага.

Мужества сурового

Образчики

каждодневно

нынче - как вчера,

вновь и вновь

показывали тральщики,

повторяли бронекатера.

(Г.Трубилов)

Ученик 1 : 25 августа Сталинград был объявлен на военном положении.26 августа городской комитет обороны призвал население начать сооружение баррикад, чтобы сделать улицы города непроходимыми для врага. И, невзирая на бомбёжку, жители бесстрашно возводили укрепления, оборудовали под огневые точки подвалы зданий. Защищали город части 3 фронтов: Юго - Западного (командующий- генерал М.С.Ватутин), Донского (командующий - К.К.Рокоссовский), Сталинградского (командующий - генерал А.И.Ерёменко).

Ученик 2 : 31 июля с Кавказского направления на Сталинград была брошена немецким командованием 4 - ая танковая армия Гота. Позже в сражение были втянуты 2 румынские и одна итальянская армия. Если в июле на Сталинград наступали 30 дивизий, в августе- 69, то в сентябре уже 81 дивизия. Сталинградское направление для фашистов было главным. Враг имел полуторное превосходство в людях, двойное - в орудиях и многократное в танках и самолётах.

Ученик 3 : Гитлеровцы настойчиво рвались к городу, и им удалось ворваться в него не только с севера, но и с юга. С 12 сентября бои шли уже в Сталинграде. Оборону города осуществляли части 62-й (командующий- генерал В.И.Чуйков) и 64-й армии (командующий- М.С.Шумилов). Немецко - фашистские войска предприняли 4 попытки штурма одну за другой. В ночь на 15 сентября положение обороняющихся ухудшилось настолько, что свежее под крепление - 13-ую стрелковую дивизию генерала А. И. Родимцева пришлось бросать в бой сразу же после переправы.

Ученик 4: Беспримерное мужество сталинградцев потрясло даже бывалых гитлеровских вояк. Ефрейтор Гельман писал своей невесте: «Описать, что здесь происходит невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки,- мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями.

В 300- 400 метрах от Волги находились боевые позиции 138-й Краснознамённой дивизии генерала И. И. Людникова. На небольшом клочке земли, «острове» семьсот метров по фронту и 400 метров в глубину, почти полтора месяца сражались людниковцы и не пропустили врага. Штаб дивизии Родимцева находился в 5метрах от воды и в 250 метрах от переднего края. Но эти метры гитлеровцы не смогли преодолеть.

Чтец 9 :

Здесь метр своё значение терял

Как расстояния простая мера.

Он жизнь и смерть собою измерял

И мужества великие примеры.

(Иоганнес Р. Бехер)

Ученик 1: Заводом - воином в эти дни стал тракторный завод.42 дня он работал под бомбёжкой, под артиллерийским и миномётным огнём. В августе завод дал фронту 390 танков. А в сентябре рабочим пришлось работать, не выпуская из рук оружия. И всё же фронт получил 200 танков и 150 тягачей. Гитлеровцы засели на склонах Мечетки, непрерывно обстреливая завод. Теперь танки вступали в строй тут же, за заводскими воротами.

Чтец 10:

Земля оглохла от пальбы,

И, небо заслоняя,

Встают железные столбы

Железа и огня.

Осколки, цементом пыля,

Звенят у чёрных плит.

Кипит вода. Горит земля,

А человек стоит.

Ученик 2: Основной удар немцы наносили по 62-й армии в направлении Мамаева Кургана и Центрального вокзала. Об ожесточённости боёв свидетельствует то, что центральный вокзал в 13 раз переходил из рук в руки. В заводском районе батальон морской пехоты занял оборону, когда прорвались фашистские танки. Головной танк вышел к позиции, которую занял Михаил Паникаха. Матрос пропустил фашистов поближе, замахнулся бутылкой с горючей смесью, но пуля пробила бутылку, пламя охватило воина. И тогда он со второй бутылкой бросился на танк, разбил её броню, огромное пламя охватило бойца вместе с вражеской машиной.

Чтец 11:

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад-

Он защищал Сталинград!

Танк на него надвигался, рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, притаившись в канаве, с плеча

Танки гранатой разил.

Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.

Он защищал Сталинград!

(А.Сурков)

Ученик 3: Фашисты продолжали наращивать свои силы. Их главной целью становится Мамаев курган. Кто владел этой высотой 102,0,тот господствовал над городом. Отсюда просматривались и простреливались центральная переправа, заводские районы. Здесь, начиная с13 сентября 1942 года по 30января 1943 года,140 дней и ночей не унималась дрожь земли от взрывов снарядов, мин и авиационных бомб. Почернел, будто обуглился, курган. После войны его называли мёртвым: земля здесь густо перемешалась с железными осколками и кровью, и на ней долго ничего не росло.

Чтец 12:

Был приказ, чтоб назад ни шагу,
Даже если обречены,
Превратились в святую сагу,
Девятнадцать недель войны!
От трёхсот нас осталась рота,
Духом русских побед жива,
А немецкая прёт пехота,
К высоте сто два!
Нас тысячи здесь полегли,
Ломая фашистский хребет,
Мамаев курган - сын Земли,
Наследник великих побед!

(В.Марахин)

Ученик 4: Упорные бои велись в Сталинграде за каждую улицу, дом, этаж, подвал. Дом Павлова на Площади 9 января - это кирпичное здание, занимавшее господствующее положение над окружающей местностью. Отсюда можно было наблюдать и обстреливать занятую противником часть города на запад до одного километра, а на север и юг - ещё дальше. Отделение сержанта Якова Федотовича Павлова из 13 - й гвардейской дивизии уничтожило гитлеровский гарнизон в 4-х этажном доме. Фашисты подвергали дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага, наносили ему потери и не позволили гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке. 58 дней и ночей атаковали этот дом фашистские танки. В сводках Паулюса этот дом отмечался как мощный оборонительный узел с сильным гарнизоном и подземными ходами. Невдомёк было гитлеровцам, что этот дом защищала небольшая группа гвардейцев из 25 человек. «Дом Павлова» остался неприступным. « Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа»,- отмечал В.И.Чуй ков.

Чтец 13:

Атаки, атаки…

Усталостью руки свело.

Какая сегодня погода?

Какое сегодня число?

И снова - атака…

И нет никакого числа…

Последняя пуля

За смертью фашистской ушла.

(Мумин Каноат)

Ученик 1: В одном из боёв в середине октября бессмертный подвиг совершил связист штаба 308-й стрелковой дивизии Матвей Путилов. В разгар боя при исправлении повреждённой линии связи ему раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва линии связи и, теряя сознание, зубами соединил оба конца.

Ученик 2: Очень широко в обороне Сталинграда применялся огонь снайперов. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке Василии Зайцеве. Зайцев лично уничтожил 242 фашиста, а обученные им снайперскому делу воины уничтожили 1106 солдат и офицеров врага. Это он сказал слова, ставшие клятвой защитников Сталинграда: «За Волгой для нас земли нет!» Немецко - фашистское командование, чтобы уничтожить Зайцева, доставило в Сталинград руководителя берлинской школы снайперов, чемпиона Европы по стрельбе Конингса. Но через 4 дня он сам попал на мушку нашего замечательного снайпера.

Ученик 3 : Артиллерист В.Я.Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу. Подвиг Александра Матросова совершили в дни Сталинградского сражения 11 человек.

Ученик 4: Как и представители всех народов и национальностей бывшего Советского Союза, жители марийского края громили фашистов на Волге. По архивным данным Волжского военного комиссариата, в боях под Сталинградом погиб 61 уроженец г. Волжска и района, пропало без вести 21 человек, умерло в боях от полученных ран 19 солдат и офицеров. В послевоенное время проживало 187 участников,70 человек награжден медалью «За оборону Сталинграда».

Чтец 14 :

Огонь и сталь

Священные руины Сталинграда,

кто вам родня?

Мы шире Волги сделали преграду

из стали и огня.

Из ярости, которая взлетала

Быстрей орлиных стай,

Из ненависти, что сильней металла,

Что пепелила сталь.

Из братства да из дружбы нашей кровной —

Их забывать не след, —

Да из любви к отчизне — столь огромной,

Что ей и меры нет! …
(А.Прокофьев)

Ученик 2: Когда положение стало особенно тяжёлым, из Москвы в осаждённый захватчиками Сталинград была перевезена Казанская икона Божией Матери. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск, куда рвались фашисты. Врагу так и не удалось перейти великую реку России. А накануне разгрома фашистов под Сталинградом перед чудотворным образом отслужили молебен, и после этого был дан сигнал к наступлению.

Ученик 2: В конце октября генерал Паулюс отмечал: «Сопротивляемость Красной Армии достигла такой силы, какой мы не ожидали. Ни один наш солдат или офицер не говорит теперь пренебрежительно об Иване, хотя ещё недавно они так говорили сплошь и рядом». Но Гитлер до самого рокового дня скрывал правду о событиях под Сталинградом. В речи, произнесённой им в ноябре 1942 года, он заявил:

«Сталинград наш! В нескольких домах сидят ещё русские. Город, носящий имя Сталина в наших руках. Величайшая русская река - Волга - парализована. И нет такой силы в мире, которая сможет сдвинуть нас с этого места».

Ученик 3: Другого мнения были гитлеровские солдаты, находящиеся под Сталинградом. Вот что писал в своём дневнике Вильгельм Гофман, который служил в батальоне канцелярии: «В Германии все убеждены, что Сталинград полностью наш. Как они глубоко ошибаются! Если бы они видели, что сделал с нашей армией Сталинград!»

Ученик 4 : Во второй половине ноября 1942 года завершился оборонительный этап Сталинградской битвы.13 ноября 1942 года план операции по раз грому врага под кодовым названием «Уран» был рассмотрен и утверждён Ставкой Верховного Главнокомандования.

Чтец 15:

Над нами вспыхнула ракета...
А вслед —
За залпом залп из пушек,
Запев,
Ударили «катюши»
Огнем.
Что плавит сталь и камень, —
Земля горит,
Дым — облаками!
Так начиналась Победа —
Так миру
Наш солдат поведал,
Ему ответив на тревоги,
Чем битва кончится на Волге!

(Леонид Воронин)

Ученик 1: 19 ноября 1942 года предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тысяч орудий и миномётов Юго - Западного и Донского фронтов. На врага обрушилась огненная лавина реактивных снарядов «Катюша». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточённое сопротивление, пошли вперёд. Навстречу им 20 ноября ударил Сталинградский фронт. Начался второй период Сталинградской битвы - период контрнаступления советских войск. 23 ноября передовые части Юго - Западного и Сталинградского фронтов встретились в районе г. Калача Советского района.

Ученик 2: Кольцо окружения сомкнулось. Группировка немецко- фашистских войск численностью 330 тысяч человек с многочисленной техникой и вооружением оказалась в котле. Без малого 2 месяца томились немцы в гигантском котле окружения. Их косили голод и холод. Советское командование создало внешний и внутренний фронты окружения. После войны, уже в 1953 году, бывший командующий окружённой группировкой генерал - фельдмаршал Ф.Паулюс написал: «Хорошо продуманный план Сталинградской битвы, разработанный советским командованием, был осуществлён точностью часового механизма».

Ученик 3: Оправившись от растерянности, немецко- фашистское командование начало принимать меры по спасению окружённой группировки.12 декабря гитлеровцы предпринимают попытку прорвать кольцо блокады советских войск. Для освобождения войск Паулюса перешла в наступление мощная танковая армия «Дон» под командованием генерала - фельдмаршала Манштейна. В её составе впервые действовал батальон новых тяжёлых танков типа «тигр». Манштейн бросал в бой одну дивизию за другой. В критический момент на помощь нашим истекающим кровью войскам подошла 2-я гвардейская армия Р.Я.Малиновского, и к 31 декабря в результате тяжёлых боёв враг был разбит и отброшен на 250 километров от Сталинграда.

Звучит фрагмент песни «Горячий снег» (муз. А. Пахмутовой, сл.М.Львова)

Ученик 4: В январе советское командование предложило 6-й армии ультиматум о капитуляции, но его Паулюс отверг. План ликвидации противника, условно названный «Кольцо», был составлен ещё в конце декабря. Планом предусматривалось ударом с запада на восток расчленить окружённую группировку на две части, после чего ликвидировать каждую из них по отдельности. Преодолевая упорное сопротивление, наши войска 26 января расчленили группировку на две части - северную и южную. Ликвидировать немецко - фашистские войска Ставка поручила Донскому фронту, которым командовал Генерал К.К.Рокоссовский. В этих целях Ставка ВГК усилила фронт своими резервами. 10 января в 8часов 05 минут началась мощная артподготовка. Такого удара артиллерии враг ещё никогда не испытывал. Рано утром 26 января войска 21- ой армии соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с войсками 62- ой армии и рассекли окружённую группировку на две части.

Чтец 16:

И пробил час. Удар обрушен первый,-

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

(Ольга Бергольц)

Ученик 1: 31 января была ликвидирована южная группировка противника и взят в плен фельдмаршал Паулюс со своим штабом, находившимся в подвале Сталинградского универмага.2 февраля сложила оружие и северная группа гитлеровских войск, базировавшаяся в районе тракторного завода и завода «Баррикады». В 4 часа дня в городе на Волге наступила тишина…

Звучит песня А. Пахмутовой «На Мамаевом кургане тишина»

Ученик 2: 2 февраля 1943 года величайшее сражение второй мировой войны завершилось. Всего за время Сталинградского сражения немецко- фашистская армия потеряла 800 тысяч человек, до 2 тысяч танков и штурмовых орудий, более 10 тысяч орудий и миномётов, около 3 тысяч боевых и транспортных самолётов. Было уничтожено 35 дивизий и бригад, ещё 16 потеряли больше половины своего состава. Части Советской Армии пленили 91 тысячу фашистов, в том числе 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Подобной катастрофы Германия ещё никогда не терпела.

Ученик 3: Битва за Сталинград длилась 200 дней и ночей. В Сталинграде было разрушено 42 тысячи домов,126 предприятий. Накануне войны в Сталинграде проживало 525 тысяч человек, после окончания битвы осталось 32 тысячи.

Ученик 4: Величайшая роль в достижении Великой победы принадлежит Сталинградской битве. Мир был поражён и восхищён легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны. Вот что было написано в грамоте Президента США Франклина Д.Рузвельта: «От имени народа Соединенных Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых будет вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны Союзных наций против сил агрессии».

Ученик 1: За мужество и героизм, проявленные в ходе битвы, десятки тысяч солдат и офицеров удостоились государственных наград. Медалью «За оборону Сталинграда» были награждены около 754 тысяч участников битвы, а город - герой Сталинград в 1965 году был награждён медалью «Золотая звезда».

Ученик 2: 2 февраля 1943 года - это всенародный праздник воинской доблести, подвига русского солдата, отстоящего для нас мир. О нём, русском солдате, написаны знаменитые слова на Мамаевом кургане: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди шли в атаку, смертны ли они? - Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью - Родиной».(надпись в Зале Воинской славы на Мамаевом кургане).

Чтец 17:

Не назовешь их поименно, -

Всех, кто много лет назад

Стальной стеною непреклонно

У Волги встал за Сталинград!

Не назовешь тех поименно,

Кто город к жизни возродил,

Великой целью окрыленный,

Отдал ему он столько сил.

А если хочешь ты дознаться,

Архивов ветхих не тревожь,

Скажи лишь слово «сталинградцы»,

И всех их сразу назовешь.

(А.Поляков)

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам!»

(муз. А.Пахмутовой, сл. М.Львова)

Чтец18:

Потомок!
Глядя горделиво
На вольные степи страны,
Припомни,
как честь отстояли
Не знавшие страха сыны!
Упорный в борьбе, величавый,
В кольце неприступных оград.
У Волги в огне и пожарах
Победу ковал Сталинград.
(Ираклий Абашидзе)

Литература:

1.Чернова М.Н. История: внеклассные мероприятия. (5-11 классы).М.: Айрис- пресс, 2009.

2.Орехова Г.А.Эхо военных лет: методические разработки. Волгоград: Издательство «Панорама»,2006.

3.Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно - музыкальных композиций, классных часов, военно- спортивных игр/авт.- сост. М.В.Видякин и др. Волгоград: Учитель,2008.

4.Хохлов С.В.Калейдоскоп внеклассных мероприятий. М:Илекса, Народное образование, Ставрополь, 2003.

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации разработаны с учётом основных направлений работы руководителей школьных музеев на основе Концепции развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года , положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Рекомендации способствуют освоению и внедрению в деятельность музеев образовательных организаций наиболее эффективных и результативных форм организации музейной деятельности и проведения воспитательных мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Целью разработки данных методических рекомендаций является выявление основных форм воспитательных технологий, направленных на воспитание патриотизма, чувства гордости за победу Советского народа в Великой Отечественной войне, для внедрения их в практику организации музейной деятельности, а также знакомство с историей героических подвигов в Сталинградской битве.

Актуальность связана с необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций руководителей музеев (музейных педагогов, педагогов-организаторов) и классных руководителей, с современным пониманием процессов воспитания и реализацией основных принципов образования, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2017 г.).

Ожидаемые результаты от использования предлагаемых методических рекомендаций: руководители музеев (музейные педагоги, педагоги-организаторы), классные руководители совершенствуют формы проведения мероприятий патриотической направленности при организации музейной педагогической деятельности. Использование данных методических рекомендаций позволит организовать деятельность школьного музея на основе реализации современных технологий и подходов.

2 февраля – День воинской славы России, день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Она продолжалась 200 дней и унесла более миллиона жизней русских людей. Сталинградская битва занимает особое место среди событий отечественной и мировой истории и имела колоссальное значение для дальнейшего хода Второй мировой войны. Подвиг защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942–1943 годах решались дальнейшая судьба нашей страны.

Среди планируемых мероприятий 2017–2018 учебного года Департамент образования города Москвы обозначил 3 основных проекта в области гражданско-патриотического воспитания и музейной педагогики. Один из них – Городской фестиваль «Духовные скрепы Отечества». Этот Фестиваль представляет собой комплексную системную работу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Сроки и этапы проведения конкурсных мероприятий Фестиваля даны в Положении о Фестивале . Участники конкурсных мероприятий Фестиваля могут принять участие как во всех, так и в отдельно взятых конкурсных этапах Фестиваля в соответствии с содержанием конкурсных мероприятий, в состав которых входят: уроки мужества, тематические и фотовыставки, музейно-патронатные акции, кинолекторий, интернет-киновикторина и другие мероприятия.

Все мероприятия III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» посвящены Сталинградской битве, которая по размаху и напряженности боевых действий превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории. Сталинградская битва завершилась блестящей победой советских войск, показала возросшие возможности Красной Армии и советского военного искусства. Она положила начало коренному перелому не только в ходе Великой Отечественной войны, но и во всей Второй мировой войне в целом.

Задачи всех мероприятий III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» :

  • познакомить с основными событиями Сталинградского сражения;
  • раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге;
  • развивать навыки в работе с историческими документами, дополнительной литературой, отбирать, оценивать, анализировать изучаемый материал, посвящённый Сталинградской битве.

На основании положения Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» классным руководителям, педагогам-организаторам, руководителям музеев образовательных организаций рекомендуется:

1. Организовать подготовку и проведение в образовательных организациях Уроков мужества, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы. Вниманию педагогов на сайте Городского методического центра предлагаются методические материалы для проведения таких тематических занятий, как: «Священная память героям Сталинграда», «Сталинградская битва. Ни шагу назад!», «Герои Сталинграда». Все методические материалы носят рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

2. Организовать в образовательных организациях кинолекторий, в который включить фильмы о Сталинградской битве. Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм. Главное направление всех мероприятий, проводимых в школе по патриотическому воспитанию, – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. Каждый школьник должен знать, что Сталинградская битва послужила переломным моментом в ходе той кровопролитной войны, и посмотреть фильм «Сталинград» 1989 года. Великий режиссёр Юрий Озеров решил снять фильм про Сталинград к 45-й годовщине Сталинградской битвы. Именно в этом «Сталинграде» отлично передана атмосфера сражения, всё сделано «по-озеровски» масштабно, драматично и впечатляюще. В фильме есть все знаменитые герои Сталинградской битвы: Ворошилов, Чуйков, Жуков, Тимошенко, Хрущев и многие другие.

Школьникам Москвы в рамках кинолектория могут быть предложены следующие фильмы:

  • «Сталинград» (1989);
  • «Они сражались за Родину» (1975);
  • «Горячий снег» (1972);
  • «Четвёртая высота» (1978).

Можно смотреть и другие фильмы о Сталинградской битве, но в интернет-викторине будут вопросы именно по этим фильмам. Вот уже несколько лет активисты школьных музеев проводят кинолекторий и участвуют в интернет-киновикторине по просмотренным кинофильмам.

3. Способствовать проведению патриотических акций в рамках программы Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Школьники могут посетить ветеранов Великой Отечественной войны, подарить им подарки, открытки, оказать посильную помощь. Проведение ежегодных традиционных дел и акций активистами музеев развивает умение трудиться, сотрудничать, коллективно решать творческие задачи, желание совершать гражданские поступки, так как дела, в которых они участвуют, несут в себе патриотический смысл, а значит, всё это – гражданские поступки. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т. е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности, – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.

4. Подготовить тематические выставки-экспозиции, которые раскрывают тему, проблему или сюжет посредством экспозиционных материалов, отражают основные события Сталинградской битвы. Оригинальность и уникальность работы каждого школьного музея заключается в наличии разнообразного материала (газеты, документы, фотографии, вещи, реликвии войны). Посещение музея даёт школьникам волнующее сознание беспримерного мужества, оставленного нам в наследство этими обыкновенными людьми с необыкновенной биографией. Рассказы ветеранов о годах военной молодости, пожелтевшие письма и документы фронтовых лет, осколки снарядов в музейных витринах, земля, привезённая с мест боев, – всё это помогает ребятам ощутить не только разумом, но и сердцем, грозное дыхание войны. Рассматривая фотографии, военные документы, учащиеся приходят к выводу, что подвиги совершаются не чудо-богатырями, их совершают обыкновенные люди. Но эти люди стали героями, т. к. жизнь их была освещена высокой целью.

Одним из важнейших факторов победы в Сталинградской битве является героизм бойцов и командиров, которые, несмотря на численное превосходство врага, проявили небывалую стойкость в обороне и решительность в наступлении. Чувство ответственности за волжскую твердыню рождало целые подразделения, части и соединения героев. Многие из них покрыли себя неувядаемой славой. 103 человека были удостоены звания «Герой Советского Союза». Их подвиги навечно останутся в сердцах многих народов. Они навсегда будут являться символом бесстрашия, мужества и самопожертвования во имя Отчизны.

5. Обобщить опыт педагогов в образовательных организациях по проведению мероприятий патриотической направленности в виде мастер-классов «Примером сильны и духом отважны» в рамках III этапа Фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Исключительно велико значение Сталинградской битвы в наше время. Подвиг Сталинграда учит нас решительности, твёрдости, необходимости высокого профессионализма, а главное, единству в отстаивании интересов России. Подвиг сталинградцев, воспоминания живых участников этой битвы имеют огромное значение для патриотического воспитания нашего общества, детей, молодёжи, российских воинов. Необходимо донести до нынешнего поколения всеми имеющимися способами всё величие героизма наших воинов, всех советских людей, победивших в Сталинградской битве. Сталинград навсегда останется символом величия нашей Родины, героизма нашего народа и его Вооружённых сил. Он будет постоянно звать нынешние и грядущие поколения к самоотверженному служению своему Отечеству.

По итогам проведения воспитательных мероприятий каждый педагог может прикрепить ссылку о проведённом мероприятии на странице III этапа Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества» на сайте .

Алгоритм участия педагогов в Фестивале:

  1. Выбрать форму проведения мероприятия.
  2. Разместить на сайте образовательных организаций пресс-релиз или пост-релиз (видеоролик или фотоотчёт) о проведённых мероприятиях с указанием этапа Фестиваля.
  3. Заполнить соответствующую страницу в интерактивной системе .

По итогам III этапа все организаторы воспитательных мероприятий в образовательных организациях получат электронные сертификаты участников (победителей и призёров) Городского фестиваля «Духовные скрепы Отечества». Надеемся, что воспитательный эффект от проведения всех этих мероприятий, посвящённых 75-летию Сталинградской битвы, планируемых в образовательных организациях города Москвы, позволит каждому московскому школьнику произнести эти слова:

«В резной шкатулке много лет

Лежит бесценная награда –

Медаль, которой равной нет,

«За оборону Сталинграда».

Её я бережно достал,

И что-то в сердце защемило.

Я будто вновь солдатом стал

И вспомнил всё, как это было».

Ведь именно в этих стихах есть слова гордости за нашу Победу под Сталинградом, её огромное историческое значение. Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создаёт новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой формирования будущего России.

27 января ученики 6 “Ж” класса посетили Музей Победы на Поклонной горе и темой их экскурсии стала "Битва за Сталинград". Учеников и их учителя впечатлила диарама Сталинградской битвы и оформление тематического зала. С историческими событиями ребята познакомились, отвечая на вопросы олимпиады "Музеи. Парки. Усадьбы" после интересной экскурсии.

Первые мероприятия в школе прошли уже 30 января, во вторник. В преддверии 75-ой годовщины Сталинградской Битвы в музее школы “Этих дней не смолкнет слава” ребята узнали историю сложного периода нашего народа, которая заставляет скорбеть и гордиться силой духа русского народа. Актуальность данной темы подчеркнул В.В. Путин, выступая в российском военно-историческом обществе: «У страны должны быть герои, и люди должны их знать. Это должны быть ориентиры, на примерах которых сегодняшние поколения могли бы воспитываться и воспитывать своих детей. Это очень важно!». Рассказывал ребятам о подвиге русских людей руководитель музея - Р.М. Громов.


Ребята из 4 класса вместе со своим классным руководителем поздравили с днём рождения ветерана Великой Отечественной войны - Жилина Леонида Николаевича, которому исполнилось 95 лет. Леонид Николаевич долгие годы был одним из почетных гостей в нашей школе на всех патриотических праздниках.




1 февраля в школьной библиотеке прошло тематическое мероприятие "Сталинградская битва- решающее сражение!", посвященное 75-ей годовщине со Дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году. Ученики начальной школы познакомились с книжно-иллюстративной выставкой авторов книг: Алексеев С. "Сталинградское сражение", В. Богомолов "За оборону Сталинграда". Ребята узнали из книг исторические факты, про подвиги солдат. Кроме знакомства с книгами ученики посмотрели презентацию на тему: "За оборону Сталинграда 200 дней, 200 ночей".



2 февраля ученик 8 класса провел для 4 “И” и 2 "К " классов тематическое мероприятие " Память Сталинграда", на котором рассказал об основных вехах Сталинградской битвы а также о памятниках, воздвигнутых в честь этой победы русской армии. После интересного выступления, ребята задали ему много вопросов по теме. Затем ребята рисовали мемориальный комплекс "Мамаев курган", а ученики 4 класса ответили на вопросы он-лайн викторины. Педагог-организатор Н.В. Иванова продолжила мероприятие, рассказ о Доме Павлова (Дом Солдатской Славы) в Сталинграде, ведь именно в этом 4-этажным жилом доме, расположенном на площади Ленина в Волгограде, во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов.



Ученики 6 “Ж” класса 2 февраля посетили детскую библиотеку им. И.З.Сурикова, где у них прошел литературно-исторический час, посвященный Сталинградской битве. Ребятам показали военные фотографии, поставили песни, рассказали об исторических документах, таких как приказ И.В. Сталина № 227 “Ни шагу назад!”. А подробное освещение ключевых этапов битвы помогло ребятам еще больше узнать о столь великом событии в истории Великой Отечественной войны.


Для команд учеников из 4-х классов 2 февраля в одном из школьных корпусов состоялся общешкольный квест «От героев былых времён...». Педагог-организатор и руководитель музея подготовили для ребят интересные и познавательные задания, и ученики, путешествуя по разным станциям, и выполняя их, показали свой высокий уровень знаний истории нашей страны. Подобные игры доказывают, что нет настоящего без прошлого, а наша школа воспитывает истинных патриотов, которые чтут героев Отечества.





В другом корпусе ГБОУ Школа № 1576 общешкольный квест "Сталинградская битва", состоялся уже для учеников из 7 - 8 классов. Сначала ведущие сформировали 6 команд из учеников разных корпусов школы и перед ребятами кроме задач игры была еще задача узнать друг друга, сплотиться и вместе пройти до конца. Интересные историко-интеллектуальные задания квеста конечно же способствовали этому! Целью игры было получение зашифрованного QR кодом слова, связанного со Сталинградской битвой. Все команды справились с этим заданием и к концу игры стали дружны.