Анализ этапов исторического развития юридической психологии. Развитие юридической психологии Этапы развития прошла юридическая психология

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы. Не являясь самостоятельной теоретической дисциплиной, она не имеет собственной методологии – ее принципы и методы являются общепсихологическими. Юридическая психология носит междисциплинарный характер. Так как юридическая психология возникла и развивалась на стыке психологических и правовых знаний, она имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией: психология и юридическая психология весь путь развития прошли «рука об руку».

Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология покидает лоно философии и выделяется в самостоятельную отрасль знания, приобретая несколько иной – естественно-научный – оттенок. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Именно введение строгого, контролируемого эксперимента обозначило становление психологии как науки.

Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.

В это время зародилась антропологическая школа права, уделявшая особое внимание «человеческому фактору». Появились труды К. Экартсгаузена («О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений», 1792), И. Шауманна («Мысли о криминальной психологии», 1792), И. Гофбауэра («Психология в ее основных применениях к судебной жизни», 1808), И. Фредрейха («Систематическое руководство по судебной психологии», 1835).

Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Судебная реформа 1864 г. подготовила благотворную почву для использования психологического знания юристами-практиками. Введение принципов состязательности судебного процесса и равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.

Выходят труды Б.Л. Спасовича «Уголовное право» (1863), насыщенное психологическими данными, А.А. Фреза «Очерки судебной психологии» (1874), Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям». В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Возможностью пользоваться психологическими приемами на судебных процессах заинтересовались А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Б.Л. Спасович, А.И. Урусов.

Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды «Свидетели на суде» (1909), «Память и внимание» (1922), а также курс лекций «О преступных типах» затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства, феномен «общественного пристрастия» суда присяжных. Знание как теории, так и практической стороны дела придавало его работам особую ценность.

В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».

Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Отдельные кабинеты и лаборатории по изучению преступности открывались и в ряде периферийных городов – Ленинграде, Саратове, Казани, Харькове, Баку.

На Западе же в это время выходят работы Ч. Ломброзо, Г. Гросса, П. Кауфмана, Ф. Вульфена. Активно развиваются психоаналитическая теория и учение бихевиористов.

Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Психология, в том числе и юридическая, была фактически подчинена педагогике. Полностью прекратились все психологические исследования, находящиеся на стыке с юриспруденцией. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.

С развитием космонавтики, техники, деятельности полярных экспедиций психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Дала знать о себе и социология – в виде массовых статистических опросов и публицистических размышлений. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Стали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения целей правоохранительной, правоприменительной и профилактической деятельности. Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.

На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.


| |

Юридической психологии рассматривают три этапа:

1. ранняя история юр.-психологии-18в. и 1-я половина 19в.

2. первоначальное оформление юр.-психологии как науки- конец 19в.и начало 20в.

3. история юр.-психологиив 20 столетии.

РАССМОТРИМ 1-ый. ЭТАП

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М. М. Щербатов (1733-1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условнодосрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Представляют интерес и работы И. Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свиде-телей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В. К. Елпатьевский, П. Д. Лодий, Л. С. Гордиенко, X. Штельцер и др.

Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.

Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выда-ющегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П. С. Лаплас де-лает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судеб-ных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:

. из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;

Из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:

а) свидетель не ошибается и не лжет;

б) свидетель не лжет, но ошибается;

в) свидетель не ошибается, но лжет;

г) свидетель и лжет, и ошибается.

Схема Лапласа интересна как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.

Изучение проблем судебной психологии долгое вре-мя не шло дальше этих первых попыток. Во второй по-ловине XIX в. не только успешное развитие естествен-ных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к даль-нейшему расширению судебно-психологических иссле-дований.

2-ой ЭТАП - Конец XIX и начало XX в. связан с интенсивным развитием психологии, психи-атрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформле-ния юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П. И. Ко-валевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой пси-хологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

Создаются две школы:

1- антропологческая школа уголовного права;

2- сициальная школа уголовного права;

Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологиче-ской школы был Чезаре Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», ко-торый в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.

Представители социологической школы использовали идеи утопического со-циализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности со-циальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе про-грессивные для своего времени элементы.

В начале XX в. в юридической психологииначинают использоваться экспери-ментальные методы исследования.

В 1900 г. французский психолог Альфред Бинэ опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы:

1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки;

2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседа-ний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний производил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои дан-ные, В. Штерн утверждал, что свидетельские показания принципиально недосто-верны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание — исключение» .

3-ий ЭТАП - Конец XIX — начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, приме-нив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяс-нении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося пове-дения от социальных условий. Для своего времени эти работы были безусловно прогрессивным явлением.

Синдром Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74 XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.

На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушени-ями и преступностью не подтверждается статистически.

Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологиче-ская теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего под-тверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.

Особое внимание последователи биологизаторского под-хода, и в частности представители фрейдистской и неофрей-дистской школ, уделяют объяснению природы такого свой-ства, как агрессивность, которая якобы служит первопри-чиной насильственных преступлений. Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейди-стов, в результате того, что по различным причинам не по-лучают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких не осознаваемых врожденных влечений

З.Фрейд рассматри-вал — либидо;

А. Адлер — стремление к власти, к превосход-ству над другими;

Э. Фромм — влечение к разрушению .

    Предмет, задачи юридической психологии, её место в системе психологической науки, связь с различными отраслями права.

Юр. психология - прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юр. деятельности; исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов. Юр.психология- отрасль науки, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений. Предметом юр. психологии являются изучение психич.явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

Задачи юр. психологии: 1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности – поведения человека;4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;5) выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в основном на 3 уровнях: 1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве эксперта, специалиста в гражданском или уголовном процессе и т. д.); 2) использование психологии в юриспруденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохр. систему и их психологическое сопровождение и т. д.; 3) возникновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции. Юр. псих-я базируется на общей и социальной психологии , откуда проистекает ее методология. Осущ.личностный подход (например, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная группа, социализация и социальная справедливость, правосознание и т. д.

Юр. псих-я решает проблемы псих-кого обеспечения правоохран. деятельности,т.е. системы сознательного, целенаправленного, правильного и оперативног оиспользования возможностей психологии, психол-х методов и ср-в, обеспечивающих успешное решение задач различных видов

правоохранительной деятельности.Такое психол-е обеспечение выполняет ряд ф-ций: а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психолог. знаний, умений и навыков); б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок); в) научно-ориентирующую формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода,нормповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юр. деятельности; г) регулятивную (создание соответ. рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста); д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психолог. ошибок, отрицательных психол-х последствий).

    Понятие личности в психологии, её структура и содержание.

Важнейшая теоретическая задача в изучении личности состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В истории науки известны разные концепции психического развития, с разным удельным весом понятий психическое, социальное и биологическое. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как обусловленный внутренними законами процесс, независимый ни от биологического, ни от социального. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организму здесь отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Вывод : развитие индивида включает как социальные, так и биологические детерминанты. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как предпосылка, в других - как фактор, влияющий на психические явления, или- как причина отдельных актов поведения, в четвертых - как условие возникновения психических явлений.

Первоначально структура личности определялась простым перечислением психолог. свойств человека. Задача психолога сводилась к каталогизации черт и выявлению их индивид. неповторимости у каждого отдельного человека. С середины 60-х г характерен подход понимающий под личностью некую биосоциальную структуру, включающую направленность, опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности познават. сферы (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента. К концу 70-х г., структурный подход к проблеме личности сменяется системным подходом - это психолог. образование, порождаемое жизнью человека в обществе. С соврем.позиций в структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

    Методы юридической психологии.

1) В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы :1 научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);2.психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);3.судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания). 2)По способам юр. психологии методы подразделяются на :метод психологического анализа материалов уголовного дела;анамнестический (биографический) метод;методы наблюдения и естественного эксперимента;инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники). 3 Существует др.классификация методов юр. психологии. методы структурного анализа (выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении); методы структурно-генетического анализа (исслед. возникн. и развития изучаемого объекта, анализ зависимости его функционирования от особенностей развития); методы качественного (факторного, кластерного, дисперсионного и т. д.) и количественного (статистического) анализов (позволяют выявить систему причин и условий функционирования исслед. явления);методы естественного (испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие) и лабораторного экспериментов (исследуется зависимость особенностей психич. процессов от действующих на испытуемого стимулов, которые можно изменять с целью выявления различных проявлений психики и поведения); анкетный метод (задаются однородные вопросы достаточно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах);вспомогательный метод в виде интервью или беседы (применяется обычно в начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы)..

    Предмет, объект и методы судебно-психологической экспертизы.

В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Объектом психологии как науки является сам человек, а предметом - психика или психическая деятельность; Виды судебно-психологических экспертиз :по месту и условиям проведения - амбулаторная, стационарная, экспертизы в кабинете следователя, в судебном заседании, на территории следственного изолятора, дома у испытуемого;по процессуальному положению подэкспертных;по предмету экспертизы. Работа эксперта регламентируется УПК РФ, ФЗ «О гос.судебно-экспертной деятельности в РФ» Выносить постановление о проведении судебно-психологической экспертизы могут только следующие должностные лица: дознаватель, следователь, прокурор и судья. Адвокат не имеет права выносить постановление о производстве экспертизы.Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения». Компетентным экспертом-психологом может быть признан специалист с высшим психолог. образованием с дипломом гос. образца, со стажем работы по специальности не менее 5 лет. Также свидетельством высокой компетентности специалиста может быть наличие 1-й и высшей категорий психологов образовательных и медицинских учреждений и/или наличие научной степени кандидата или доктора психолог.наук, научных званий доцента и профессора, научных публикаций по различным аспектам экспертной деятельности. Существуют обстоятельства, обязывающие эксперта заявить о самоотводе если он:а) является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу;б) участвовал в качестве присяжного заседателя, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика;в)является близким родственником или родственником любого из участников данного уголовного дела;г) находился или находится в служебной зависимости или иной зависимости от сторон или их представителей; д) если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уг.дела. Возможнапроцедура допроса эксперта следователем.

    Познавательные психические процессы, виды, основные характеристики.

Личность включает в себя психические познавательные процессы, которые выражаются через индивидуальные характеристики. К ним относятся перцептивные процессы: ощущение, восприятие.Ощущения простейшая форма психического отражения; элементарный сихический познавательный процесс свойств предметов и явлений материального мира, а также состояния собственного организма человеком.

Через ощущения человек познает мир и психически развивается.Как правило «раздражитель» вызывает гамму ощущений. По длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, что как свойство используется на судебных экспертизах при формировании показаний. Нижний и верхний пороги абсолютной чувствительности определяют зону чувствительности анализатора (- сенсорная система, с помощью которой осуществляется анализ и синтез раздражителей). Он состоит из рецептора, преобразующего энергию раздражителя в нервный процесс. На искажение ощущений оказывает влияние сенсорный эффект , т.е. шум, который иногда возникает в каком-либо анализаторе. Под длительным воздействием раздражителя изменяется чувствительность анализатора, либо понижается либо повышается порог чувствительности – адаптация (медленно адаптируются вкусовые и зрительные ощущения).Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений во всей совокупности их свойств и признаков при непосредственном воздействии на органы чувств этими объектами. Виды восприятия: зрительные, слуховые, кинестетические, вкусовые, обонятельные.Восприятия могут быть произвольными и непроизвольными. К свойствам восприятий относят предметность, целостность, структурность.Человеческое восприятие – это активный осмысленный процесс, благодаря которому человек нередко визит, что хочет, а не то что объективно есть на самом деле: - линии, а не куб.

Если отдельные элементы объединяются в единое целое, то возникает поле восприятия в отношении целостности образа изучаемого объекта.

Апперцепция – проявляется в особой зависимости восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности, опыта, знаний, интересов, т.е. за жизнь у человека накапливается база перцептивных гипотез, которые позволяют реагировать на действия различных стимулов, выбирая из базы гипотез наиболее соответствующую по качественным характеристикам стимула.Некоторые объекты мы воспринимаем независимо от того, что видим, т.е. образуется константность восприятия (тарелка для нас круглая с какой стороны мы бы на нее не смотрели), а искажение воспринятых предметов является имозией .

    Основные этапы становления юридической психологии в России.

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Донаучный этап – предыстория развития юридической психологии

Зарождение юридической психологии как прикладной отрасли, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом

конец 19 – начало 20 вв.

Становление и развитие юридической психологии как самостоятельной отрасли

20-е гг. 20 в.

Возрождение и стремительное развитие юридической психологии

60-е гг. 20 в. – настоящее время

России и в Европе в конце XIX в. появился целый ряд научных публикаций, посвященных проблемам юридической психологии.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. наблюдалось интенсивное развитие психиатрии, психологии, уголовного права и других юридических наук. В России возникла Психологическая школа права, основателем которой явился криминолог Л. И. Петражицкий. Но психологические знания механически использовались для объяснения отдельных правовых явлений. В. М. Бехтерев в 1908 г. создал Научно-исследовательский психоневрологический институт, а в 1909 г. на его базе - Криминологический институт. Именно с этого времени можно вести отсчет превращения судебной психологии в самостоятельную прикладную отрасль психологической науки в России. Государственный институт по изучению преступности и преступника был создан в Москве в 1925 г. Круг рассматриваемых проблем расширился: появились обширные исследования различных групп преступников, психология исправления преступников, судебно-психологическая экспертиза и т. д.

С начала 30-х и почти до середины 60-х гг. XX в. юридической психологии практически не существовало. Только в 1964 г. началось ее возрождение после принятия ЦК КПСС постановления. В 1966 г. прошел Всесоюзный семинар по вопросам, связанным с преподаванием курса юридической психологии. В мае 1971 г. Был создан сектор психологии в структуре Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Во ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского появилась лаборатория психологии. В настоящее время введены ставки психологов в пенитенциарных учреждениях. В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста

    Комплексная судебно-психологическая экспертиза.

В юридическом процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Наиболее часто встречаются в практике комплексные экспертизы.

Вы деляют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований:1-психолого-криминалистическая. Проводится психологами+криминалистами, которые отвечают за достоверность источников доказательств (при самоубийстве);2-психолого-автотехническая. Назначается по факту отношений человек-машина. Проводят психологи + инжинеры (при ж\д авариях специалисты ж\д…);3- психолого-светотехническая. Назначается при автокатастрофах;4- медико-психологическая. В некоторых случаях проводится стационарно. Участвуют психологи + врачи определенной области медицины в которой необходимо установление психологического статуса лица;5- психолого-вокалографическая;6. психолого-искусствоведческая. Для у становление психологического портрета вандала или автора произведения. Проводится совместно с искусствоведами;7- психолого-педагогическая. Проводится психологами + учителями при необходимости установить умственную отсталость несовершеннолетнего, педагогическую запущенность;8- психолого-лингвистическая. Проводится психологами + филологами + графологами. По форме является заочной.

    Определение характера, его свойства, влияние характера на поведение человека.

Часто чтобы объяснить поведение человека мы начинаем обращать внимание на характер человека.Характер имеет тесную связь с темпераментом. Характер-это совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в жизнедеятельности, поведение человека в виде его отношения к окружающим людям, к самому себе, к деятельности, к другим различным обстоятельствам бытия и т.п.Характер формирует индивидуальный стиль поведения. Зная характер человека появляется возможности прогнозировать его поведение или реакцию.

По свойствам характеры различаются:1 -свойства характера, в которых отражаются отношение человека к другим людям. Эти отношения помогают выявить такие свойства как доброжелательности, отзывчивость, общительность, коллективизм, либо напротив, высокомерие, зависть, индивидуальность, аутизм (замкнутость).2- свойства характера, в которых проявляется отношение человека к самому себе. Потому как человек относится к себе можно сказать о го отношении к окружающим. К таким чертам характера относятся: скромность, отзывчивость, альтруизм, эгоизм, высокомерие, самолюбие, тщеславие, повышенная обидчивость.3- свойства характера, которые выражают отношение к работ, служебной, профессиональной деятельности.(трудолюбие, добросовестность, аккуратность, леность). Эти черты характера влияют на авторитет, социальный престиж.4-свойства характера, в которых отражается отношение к материальным ценностям, собственному благополучию (щедрость, жадность, бережливость).5. В характере человека его потребности, интересы, убеждения, мировоззрение. По отдельным свойствам характера иногда можно определить черты, которые доминируют в человеке, какие у него убеждения, стремления.

    Виды судебно-психологических экспертиз.

В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психологической экспертизы направлены на повышение объективности и всестороннего решения юридически значимой проблемы и являются одним из источников доказательств. Существуют след. виды экспертиз: единоличные и комиссионные, основные и дополнительные, первичные и повторные, однородные и комплексные. Выделяют различные виды комплексных экспертиз в зависимости от характера отраслей знаний, совокупность которых используется в процессе исследований.Одним из самых значимых оснований для разделения экспертиз является предмет исследования.

Можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз :1. Установление способности психически здоровых обвиняемых, свидетелей и потерпевших воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. 2. Установление способности психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление виновному. 3. Установление способности несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение своих действий и определение степени способности руководить своими действиями. 4. Установление наличия или отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния физиологического аффекта или иных эмоц. состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. 5. Установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний или выявление индивидуально-психологических особенностей, делающих невозможным или затрудняющих выполнение профессиональных функций (в авиации, на авто и железнодорожном транспорте). 6. Установление наличия или отсутствия у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. 7. Установление у обвиняемого индивидуальнопсихологических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. В гражданском судопроизводстве предлагаются следующие виды судебно-психологической экспертизы: 1. Установление наличия или отсутствия «пороков воли» у субъектов гражданского права. 2. Установление психологических обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о праве на воспитание детей и их опеке.

    Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

В юр. процессе психолог может привлекаться в качестве эксперта и специалиста. Как и остальные экспертные заключения, результаты судебно-психолог. экспертизы направлены на повышение объективности решения юр.значимой проблемы и явл. одним из источников доказательств.

В рамках уголовного судопроизводства встречаются следующие условия назначения: 1) - установление способностей обвиняемых, свидетелей, воспринимать сведения по делу и давать правильные показания. Поводом является: малолетний или пожилой возраст лица, проходящего по делу, не соответствие показаний лица другим показаниям дела, данные о низком интеллекте лица и особые условия восприятия важных для дела обстоятельств.2)- установление наличия / отсутствия у обвиняемого в момент совершения преступления состояния аффекта или иных эмоциональных состояний, способных существенно повлиять на его сознание и деятельность. Поводом является: показания свидетелей о изменении внешнего вида, голоса и моторики обвиняемого, сведения о реально существующих условиях способствующих кугуляции негативных эмоциональных переживаний, данные о конфликтной ситуации в которых было осуществлено преступление, сведения о хронической неудовлетворенности значимых потребностей, сведения о фактах частичного забывания фрагментов преступления.3)- установление возможности возникновения у субъекта различных психических состояний, делающих невозможным/ затруднительным выполнение профессиональных функций на авто, ж\д, авиатранспорте. Повод: требования ситуации превышали индивидуально-психологические способности человека, управляющего транспортным средством.4)- установление способностей психически здоровых потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ним действий и оказывать сопротивление обвиняемому. Повод: пассивное поведение потерпевших в ситуации составляющей сущность уголовного дела, отсутствие глубоких эмоциональных потребностей, данные об искаженном восприятии в семье либо другой окружающей среде.5)- установление способностей несовершеннолетних обвиняемых полностью осознавать значение способности руководить своими действиями. Повод: легкомысленное отношение несовершеннолетних к своим противоправным действиям, данные о инфантильном поведении обвиняемого.6)- установление наличия / отсутствия у лица в период предшествующий смерти психического состояния, предрасполагающего к самоубийству. Повод: сведения о доведении до самоубийства, предположение о инсценировке убийства.7)- установление у обвиняемого индивидуально психических особенностей, которые могли способствовать совершению конкретных противоправных действий. Повод: необходимость создания психологического портрета обвиняемого.

    Психологические особенности личности преступника. Основные теории личности преступника.

Под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее ответственного возраста. В уголовном праве на ряду с термином «личность преступника» употребляются выражения: лицо, совершившее преступление, субъект преступления, личность виновного.

В настоящее время изучение личности преступника происходит в соответствии с наличием в ней 2х подсистем:

1) социально-демографическая, которая включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессию, судимость, материальное положение. Анализ этих признаков помогает понять процесс формирования у людей под влиянием социальных условий различных психологических качеств, на которые нужно обращать внимание в ходе расследования преступления.2) Психологическая подсистема личности преступника включает в себя как и у всех 4 компонента: 1. ценностные ориентации, 2. опыт, 3. психические формы отражения, 4. темперамент, др. генетические особенности.

Однако принципиально различают преступников и не преступников сочетание личностных особенностей.

Классификация психопатических расстройств личности и поведения :-возбудимые формы психопатических расстройств (мстительное, жестокое поведение)-неустойчивые формы возбудимой психопатии (неорганизованность, безволие, нетерпимость к законам, высокая внушаемость)-бродяжничество, массовые беспорядки.-паранойяльная форма возбудимой психопатии (узость мышления, нетерпимость к иному мнению, повышенная самооценка) -особенность преступников насильственно-корыстного характера. -истероидная психопатия (эгоизм, театральность в поведении, повышенная обидчивость)-преступления против личности и собственности, мошенничество.-тормозимый тип- менее всего склонен к преступлениям . Делится на 3 подтипа:1) астенического характера (впечатлительность, утомляемость, стеснительность, неуверенность в себе);2) психастеническая психопатия (повышенная мнительность, навязчивые сомнения, нерешительность);3) шизоидные расстройства (замкнутость, отгороженность от окружающих).Кроме того, личность преступника по типологии делится на:Эндогенные- особые свойства личности, образующие предрасположенность к преступлению.Экзогенные- совершают преступления под давлением внешнего события.

    Психологическая характеристика следственной деятельности.

Предварительное следствие - это процесс, целью которого является восстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженным следователем в настоящем. Основным определ. компонентом психолог. структуры деятельности следователя является его познавательная деятельность по собиранию и исследованию самых разнообразных фактов, на основании которых им полностью восстанавливается прошлое событие, все взаимоотношения различных лиц, связанных с этим событием, познается личность субъекта, совершившего преступление. Именно на предварительном следствии производится процесс создания модели прошлого события преступления.Начиная процесс собирания фактов, следователь часто заранее не знает конечного результата сбора этих сведений, не может представить полную мысленную модель имеющегося в прошлом события. Эта особенность познават.деятельности приводит к существенным трудностям при сборе, отборе, оценке получаемой информации, к необходимости выдвижения и проверки большого количества самых разнообразных версий по поводу природы, действительной ценности тех или иных фактов, взаимосвязи между отдельными фактами. Преступление как предмет исследования - сложное и многостороннее явление, и ни один очевидец не может созерцать всех элементов: 1) приготовительных действий, 2) сговора участников, 3) субъективной стороны, 4) причинной связи между действием и результатом, 5) причин и условий, способствовавших совершению преступления, и т. д. Все это в совокупности устанавливается (доказывается) при посредстве других фактов*. Предварительное расследование в целом - это не теоретически познавательная, а прежде всего практическая деятельность, регламентируемая уголовным процессом. Закон не только предусматривает отдельные следственные действия, но и устанавливает опред. порядок всего расследования. Он регулирует отношения следователя с участниками уголовного процесса, гражданами, должностными лицами, учреждениями и организациями, определяет последовательность выполнения различных действий, очередность решения промежуточных задач расследования, обязывает к соответств. комплексу действий на том или ином его этапе и ограничивает деятельность следователя определенными сроками. Это придает работе следователя ярко выраженный нормативный характер, не свойственный подавляющему большинству других профессий. Для следственной деятельности характерно преодоление сопротивления со стороны не заинтересованных в успешном расследовании дела лиц. Наиболее заинтересован в этом сам преступник, который, как правило, всеми силами активно противодействует следователю. Процесс расследования уголовного дела можно рассматривать как ряд следственных ситуаций, которые должен решить следователь. Психологические аспекты следственной ситуации - это частный случай психологии деятельности субъекта вообще. Следственная ситуация - это динамическая информационная система, элементами которой являются существенные признаки и свойства обстоятельств, имеющих значение по уголовному делу, связи и отношения между ними, а также между участниками процесса расследования, наступившие или предполагаемые результаты сторон. Построение модели следственной ситуации - это не только получение информации, но ее всесторонняя оценка включающая как логические аспекты, так и элементы волевого действия на заключительном этапе процесса. Поэтому модель следственной ситу¬ации является не только вероятностным логическим выводом, но и сво¬еобразным информационным решением о том, что произошло, что происходит по расследуемому уголовному делу или может произойти

13.Структура юридической психологии.

Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.

В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда. В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.

Существует несколько иная форма представления системы юр. психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.

Правовая психология - психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания. Криминальная психология - роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния; Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)

Психология предварительного следствия психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, а также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. Психология судебной деятельности психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей Пенитенциарная (исправительная) психология – психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.Психология гражданского правового регулирования психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел; психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

14.Психология осмотра места происшествия.

Место происшествия – источник информации о психических особенностях личности преступника. Связь преступника с местом происшествия имеет неоднозначный характер. Не только преступник изменяет место преступления, но и место изменяет преступника, влияя в дальнейшем на его психику. Поэтому для раскрытия преступления необходимо искать не только внешние следы и вещественные доказательства, но и обратить внимание на следы, оставшиеся в психике преступника, т.е. негативные обстоятельства психологического характера. Следователь, осматривающий место преступления оказывается вовлечен в эту деятельность внезапно, с дефицитом информации, при наличии массы раздражителей.

Основным методом изучения обстановки места происшествия является наблюдение, в котором ведущую роль играет восприятие и мышление. В процессе восприятия участвуют все виды анализаторов однако основными являются осязательные и зрительные. Очень помогает в восприятии вербализация увиденного (воспроизведение образа). Осматриваемые предметы следует сравнить с аналогичными сопоставляя результаты.Существующая роль в восприятии мыслительных процессов в целом всей познавательной деятельности следователя на месте происшествия играет психическая установка. Т.е. может возникнуть состояние в котором «мы не только верим тому, что видим, но до некоторой степени и видим то, во что верим». Такому восприятию способствует негативное психическое состояние – когнетивного диссонанса – следователя.Таким образом следователю при расследовании необходимо иметь ясность и суметь признать неправомерность выбранной, очевидной на первый взгляд, версии.Большую роль в осмотре места происшествия играет эмоциональный фактор. При раздражителях, вызывающих отвращение, снижается результативность осмотра, т.к. подсознательно человек стремится уйти с такого места. Для избежания такого явления формируют группы осмотра места происшествия после которого формируют групповое мнение.Перспективным направлением в работе следователя видится участие в осмотре места преступления судебного психолога для помощи в дешифровке по материальным следам смысловых показателей психологического содержания преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.

15. Понятие темперамента, его влияние на динамические процессы в деятельности людей .

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Сангвиники обладают быстрой реакцией, легко и быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за падения интереса. Подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому.

Люди, отличающиеся слабой нервной системой - меланхолики , сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, они меньше устают и раздражаются от их повторения. Меланхолики отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Флегматики не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальность в соблюдении однажды принятого порядка.

Холерики имеют то достоинство, что могут сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Холерики демонстрируют пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают проявления индивидуальности.

Требуемые некоторыми профессиями качества плохо поддается тренировке, они ограничены свойствами темперамента. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к динамическим особенностям деятельности.

    Психология обыска.

Процессуальный порядок проведения обыска, последовательность действий следователя во время его проведения регламентированы ст. 182,184 УПК.

В отличии от осмотра места происшествия во время обыска он проводится при лицах, которые не хотят чтобы искомые предметы были найдены.

С точки зрения обыскиваемого могут сложиться в ходе расследования 2 ситуации: 1) обыск является неожиданностью, т.е. действий на сокрытие предпринималось; 2) обыскиваемый допускал возможность обыска в связи с чем предпринял необходимые меры к сокрытию искомого и смоделировал ситуации при обыске.

На поведение обыскиваемого при сокрытии искомого влияют: его интеллектуальность, особенность мышления, ведущие потребности, которые в совокупности формируют индивидуальность деятельности, отражающий способность усвоения информации.

Лица, наделенные развитым интеллектом помимо объективно недоступных мест (т.е. физически труднодоступных) прибегают к нестандартным решениям и прячут искомое в открытых для зрения местах- это субъективно недоступные места.

Часто для введения следователя в заблуждение или желая скрыть волнение обыскиваемый прибегает к уловкам:

Демонстрирует мнимое сотрудничество;

Умышленно отвлекает внимание следователя;

Дезориентирует следователя относительно искомого, вплоть до прямого обмана;

Провокации в адрес следователя, угрозы.

Лучшим способом нейтрализовать такое поведение является спокойное, невозмутимое поведение следователя.

Во время обыска весь потенциал следователя должен быть направлен на поиски, это является единственной задачей, т.к. в условиях противодействия и неуверенности это крайне трудно.Такому целевому поведению предшествует психологическая установка- формируется психологическая установка.

Нельзя не учитывать и того, что объекты (предметы) во время обыска обследуются в незнакомом месте + ко всему противодействие обыскиваемого = быстрая утомляемость и снижение работоспособности. Во избежание подобного необходимо во время обыска делать перерывы и особенно помогать глазам т.к. на них ложится основная нагрузка.Нельзя допускать спешки и суеты, а также максимально обеспечить тишину. Помимо наблюдения следователь может применять различные тактико-психологические методы, приемы проверки реакций обыскиваемого:-метод беседы-вопросы перед обыском;-метод испытания- возврат к месту, которое вызвало реакцию;-метод сравнения – выявляет существенные различия в осматриваемых предметах (неровность оклейки обоев).

§ 2. Краткий исторический очерк развития юридической психологии

Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии относятся к XVIII в.

В развитии юридической психологии можно выделить следующие три этапа.

1. Ранняя история (XVIII – первая половина XIX в.).

2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки (конец XIX – начало XX в.).

3. История юридической психологии XX в.

Ранняя история юридической психологии. Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей человеческих знаний, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной наукой и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и даже ученые, специализировавшиеся в других областях знаний. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.

Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов и идею гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 – 1790). В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых ученый поднял вопрос об условно-досрочном освобождении. М.М. Щербатов положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного ее обоснования. Над этим в начале XIX в. в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер и др.

В работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835) была сделана попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

Во второй половине XIX в. не только успешное развитие естественных наук, но и рост преступности во всех ведущих капиталистических странах послужили толчком к дальнейшему оживлению и расширению судебно-психологических исследований.

Оформление юридической психологии как науки. Во второй половине XIX в. под влиянием бурного развития общей и особенно экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды итальянского тюремного психиатра Ч. Ломброзо, создателя биопсихологического направления в изучении личности преступника. В своей теории «врожденного» преступника, который в силу своих атавистических черт не может быть исправлен, Ч. Ломброзо исходил из того, что преступное поведение является разновидностью психопатологии. Такая трактовка преступного поведения привела к тому, что криминальная психология на долгие годы тесно связала себя с судебной психиатрией и стала ее вторым наименованием.

Конец XIX в. и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь – уголовного права). Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.).

Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.

В начале XX в. в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования. Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свидетельских показаний.

Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы результаты общепатологических экспериментальных исследований ряда психологов.

В 1902 г. эксперименты по определению степени достоверности свидетельских показаний проводил немецкий психолог Вильям Штерн. Опираясь на свои данные, ученый утверждал, что свидетельские показания принципиально недостоверны, порочны, поскольку «забывание есть правило, а воспоминание – исключение» .

Взгляды В. Штерна вызвали бурную реакцию и у русских юристов. Его горячим сторонником в России стал профессор Петербургского университета О.Б. Гольдовский, который по этому поводу писал: «В. Штерн произвел ряд опытов над достоверностью свидетельских показаний. Опыты дали ему право составить такое положение: безошибочные показания будут исключением, правилом же должны считаться показания с ошибками. Положение это может считаться вполне установленным» .

Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции – Клапаредом, в США – Мейерсом, а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентов, а затем предложил составить указатель степеней точности свидетельских показаний.

Над вопросами психологии свидетельских показаний в России работали также М.М. Хомяков, М.П. Бухвалова, А.Н. Берштейн, Е.М. Кулишер и др. В 1905 г. вышел сборник «Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания». Многие статьи сборника пронизывала идея о недостоверности свидетельских показаний.

История юридической психологии в XX в. Конец XIX – начало XX в. характеризуется социологизацией криминологического знания. Тогда причины преступности как социального явления начали изучать буржуазные социологи Ж. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и другие авторы, которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий существования общества. Эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением своего времени.

Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений за определенный исторический отрезок времени (преступности, самоубийств, проституции), проведенный, в частности, Ж. Кетле, Э. Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в периоды войн, экономических кризисов, социальных потрясений. Это убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни данного явления.

Эти факты нашли свое отражение в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов того периода – Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка. В их работах представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного поведения за счет различных социально-психологических механизмов и феноменов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе.

Отличительная особенность современного криминологического знания – это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.

В ХХ в. велись споры о роли биологических факторов в преступном поведении. Однако многочисленные исследования позволили сделать вывод, что существует некоторая связь хромосомных аномалий, но с душевными заболеваниями, а не с преступностью.

В настоящее время в западной криминологии большое место занимают социально-психологические теории преступности, объясняющие социально-психологические механизмы усвоения, так называемой, делинквентной морали механизмами нейтрализации морального контроля, защитными механизмами. Социальные психологи США, придерживающиеся этих теорий, осуществили целый ряд довольно оригинальных попыток объяснить способы формирования делинквентной субкультуры у несовершеннолетних.

Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.

Развитию юридической психологии в первые годы советской власти способствовал большой общественный интерес к вопросам осуществления правосудия, законности, личности преступника и др. В стране начался поиск новых форм предупреждения преступности и перевоспитания правонарушителей. Юридическая психология приняла активное участие в решении этих проблем. В 1925 г. в СССР впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет его существования было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.

Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В.М. Бехтерев и А.Ф. Кони.

Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и другим проблемам.

Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).

17 декабря 1928 г. А.С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии».

В 1964 г. было принято постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», которое восстановило юридическую психологию во всех юридических вузах страны. В 1965–1966 гг. началось чтение специальных курсов юридической психологии в юридических вузах Москвы, Ленинграда, Минска и некоторых других городов. В 1966 г. Министерством высшего и среднего образования СССР был проведен Всесоюзный семинар по вопросам преподавания юридической психологии.

В мае 1971 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция по судебной психологии. В июне 1971 г. в Тбилиси на 4-м Всесоюзном съезде психологов судебная психология была представлена отдельной секцией.

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В.В. Романов и М.И. Еникеев: первый в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй – в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.

В настоящее время в области юридической психологии проводится множество исследований по следующим основным направлениям:

  • общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками);
  • правосознание и правовая психология;
  • профессиограммы юридических профессий, психологическая характеристика юридической деятельности;
  • криминальная психология;
  • психология преступника и преступления;
  • психология предварительного следствия;
  • психология уголовного судопроизводства;
  • судебно-психологическая экспертиза;
  • психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;
  • исправительно-трудовая психология.
  1. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М., 1995.
  2. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. – Гродно, 1998.
  3. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб., 2000.
  4. Васильев В.Л. Юридическая психология: Учеб. для вузов. – М., 1991.
  • Глава 2. Дефекты правовой социализации
  • § 1. Криминогенность дефектов правовой социализации в семье
  • § 2. Криминогенность дефектов правовой социализации в школе
  • § 3. Стихийные неформальные группы подростков и дефекты правовой социализации
  • Глава 3. Психологические предпосылки (условия) эффективности правовых норм
  • Раздел III. Криминальная психология
  • Глава I. Психология преступного поведения
  • § 1. Психологические типы преступников
  • § 2. Психологические особенности (черты) личности преступника
  • § 3. Психологические предпосылки преступного поведения
  • § 4. Мотивация преступного поведения
  • Глава 2. Психология преступных групп
  • § 1. Типология преступных групп
  • § 2. Функциональная характеристика организованных преступных формирований
  • § 3. Структура организованных преступных формирований
  • § 4. Механизмы сплочения преступных групп
  • Глава 3. Психология преступности несовершеннолетних
  • § 1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
  • § 2. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних
  • § 3. Мотивация насильственных преступлений
  • § 4. Мотивация корыстных преступлений
  • § 5. Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Раздел IV. Психология предварительного следствия Глава I. Психологическая характеристика следственной деятельности. Психология следователя
  • § 1. Психологическая характеристика следственной деятельности
  • § 2. Психология следователя. Профессиональные качества следователя
  • § 3. Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения
  • Глава 2. Психология допроса
  • § 1. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу
  • § 2. Психология допроса свидетеля и потерпевшего
  • 1. Допрос с использованием ассоциативных связей
  • 2. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств
  • § 3. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого
  • § 4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи
  • Глава 3. Психология очной ставки
  • Глава 4. Психология осмотра места происшествия
  • Глава 5. Психология обыска
  • Глава 6. Психология предъявления для опознания
  • Глава 7. Психология следственного эксперимента
  • 4. Следственный эксперимент по установлению возможности существования какого-либо явления или факта.
  • Глава 8. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве
  • Раздел V. Психология адвокатской деятельности (по уголовным делам) Глава 1. Психологические особенности адвокатской деятельности. Психология адвоката.
  • Глава 2. Психология отношений между адвокатом и подзащитным
  • § 1. Психические состояния обвиняемого
  • § 2. Помощь адвоката-защитника в снятии отрицательных состояний у подзащитного
  • Глава 3. Стратегия и тактика защиты по уголовным делам
  • Глава 4. Психология деятельности адвоката в суде
  • § 1. Психология отношений адвоката-защитника с прокурором и судом
  • § 2. Защитительная речь адвоката
  • Раздел VI. Психология судебной деятельности (по уголовным делам) Глава 1. Психологические особенности судебной деятельности. Психология судьи.
  • Глава 2. Психология судебного допроса
  • § 1. Особенности судебного допроса
  • § 2. Психологические особенности допроса подсудимого
  • § 3. Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей
  • Глава 3. Психологические аспекты судебных прений
  • Глава 4. Психология вынесения приговора
  • Раздел VII. Исправительная (пенитенциарная) психология
  • Глава 1. Психология осужденного
  • § 1. Психические состояния осужденного
  • § 2. Адаптация осужденных к условиям лишения свободы
  • Глава 2. Социально-психологическая характеристика общности осужденных
  • § 1. Социально-психологическая структура коллектива осужденных
  • § 2. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности
  • Глава 3. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных
  • Глава 4. Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении
  • Глава 5. Социальная реадаптация освобожденного
  • § 2. Развитие отечественной юридической психологии

    В России психология как наука стала зарождаться в XVIII в. Однако какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в то время господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждавшийся в применении психологических знаний. Уголовное судопроизводство было основано на тайном, письменном процессе, на стремлении получить признание обвиняемого любой ценой, в том числе с помощью самых изощренных, зверских пыток. Наряду с физическими пытками применялись психологические, основывавшиеся на использовании обыденного опыта воздействия на человека. Предпринимались попытки заставить человека под воздействием специально созданных условий и ситуации выдать свои чувства и истинное отношение к событию, которое являлось предметом расследования.

    "Устраивались потрясающие обстановки, - писал Л. Е. Владимиров, - вводили подозреваемого или обвиняемого в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя... ".

    Большое внимание при этом обращалось на поведение обвиняемого, на его жесты, интонацию, мимику и т. д. Составлялся специальный протокол о "держимости и жестах подсудимого" во время допроса.

    Наряду с подобным использованием обыденной психологии в XVIII в. в отдельных работах упоминаются тактические рекомендации ведения следствия. Много интересных советов такого рода содержится в работе И. Т. Посошкова (1652-1726) "Книга о скудости и богатстве", в которой давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей. В частности, автор обобщил использование приемов допроса свидетелей, дающих ложные показания, подробно изложил, как надо детализировать показания лжесвидетелей с тем, чтобы получить необходимый материал для их последующего изобличения.

    М. М. Щербатов (1733-1790), историк и философ, автор "Истории российской с давних времен", указывал на необходимость разработки законов с учетом психологии народа. Он одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от отбытия наказания, положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.

    В начале XIX в. предпринимаются попытки обоснования отдельных уголовно-правовых положений психологическими знаниями. В 1806-1812 гг. в московском университете читался курс "Уголовной психологии".

    Судебные реформы 60-х гг. прошлого столетия, становление научной психологии создали объективные предпосылки для использования психологических знаний в уголовном судопроизводстве.

    После многовекового мрачного периода судебного произвола, не знавшего гласности и состязательности сторон, в судопроизводстве утвердился принцип независимости судей и подчинения их только закону, принцип их несменяемости, принцип состязательности судебного процесса, равенства сторон (обвинения и защиты). Предварительное следствие было отделено от полицейского сыска и от прокуратуры, учрежден демократический институт суда присяжных, создана независимая от государства свободная адвокатура.

    С провозглашением свободной оценки доказательств судом встал вопрос об особенностях их восприятия и оценки судьями, присяжными заседателями. Присяжные заседатели столкнулись с фактом оказания на них психологического воздействия со стороны адвокатов и прокуроров во время судебных прений.

    С целью выяснения причин и условий совершения преступления более глубокому психологическому анализу подвергалась в судебных речах личность обвиняемого, подсудимого, вскрывались мотивы их поведения.

    Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. В учебнике Б. Л. Спасовича "Уголовное право" (1863) используется большое количество психологических данных.

    В 1874 г. в Казани выходит в свет первая монография по судебной психологии - "Очерки судебной психологии" А. А. Фрезе, где автор рассматривает ряд уголовно-правовых понятий с психологических позиций.

    В целом развитие судебной психологии во второй половине XIX в. происходит по следующим направлениям.

    Первое направление - разработка исследований в области криминальной психологии , которая на начальном этапе своего развития испытала влияние ломброзианства. В работах некоторых русских ученых конца XIX в. личность преступника рассматривалась как психопатология, как состояние, близкое к психическому заболеванию. Достаточно привести названия работ: "Судебная психопатология" В. П. Сербского (1900), "Судебная психопатология" П. И. Ковалевского (1900).

    В дальнейшем биологизаторский и психопатологический крен в изучении личности преступника был преодолен исследованиями В. М. Бехтерева, С. В. Познышева, М. Н. Гернета.

    В 1907 г. по инициативе В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге был создан Научно-учебный психоневрологический институт, в программу которого входила и разработка курса "Судебная психология".

    Активное участие в разработке судебно-психологических проблем, в основном в сфере криминальной психологии, принимал В. М. Бехтерев. В работе "Об экспериментальном психологическом исследовании преступников" (1902) он классифицировал преступников на группы по психологическим признакам: 1) преступники по страсти (порывистые и импульсивные); 2) преступники с недостатком чувствительной, нравственной сферы, совершающие преступления хладнокровно, преднамеренно; 3) преступники с недостатком интеллекта; 4) преступники с ослабленной волей (лень, алкоголизм и т. д.).

    В 1912 г. В. М. Бехтерев издает большую работу о методике психологического изучения преступников "Объективно-психологический метод в применении к изучению преступности".

    В области криминальной психологии работал С. В. Познышев. В книгах "Основные начала науки уголовного права" (1912) и в "Очерках тюрьмоведения" (1915) он дал глубокую психологическую характеристику преступников. Позднее свои исследования в этой области он обобщил в капитальном труде "Криминальная психология. Преступные типы" (1926).

    М. Н. Гернет длительное время изучал психологию заключенных. В 1925 г. он издал работу "В тюрьме. Очерки тюремной психологии", где обобщил большой материал наблюдений за поведением осужденных, дал глубокий анализ психики заключенных.

    Второе направление развития судебной психологии в России - исследование психологии свидетельских показаний . Это работы И. Н. Холчева "Мечтательная ложь" (1903), Г. Португалова "О свидетельских показаниях" (1903), Е. М. Кулишера "Психология свидетельских показаний и судебное следствие" (1904), А. И. Елистратова и А. В. Завадского "К вопросу о достоверности свидетельских показаний" (1904), Я. А. Канторовича "Психология свидетельских показаний" (1925), М. М. Гродзинского "Единообразие ошибок в свидетельских показаниях" (1927)и др.

    Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства привел к появлению в судебной практике психологических экспертиз . Первое обращение к использованию психологических знаний в юридической практике относится к 1883 г. и связано с расследованием изнасилования, в котором обвинялся московский нотариус Назаров, а потерпевшей была актриса Черемнова. Предметом экспертизы было психическое состояние актрисы после ее дебюта: первое выступление в спектакле привело ее к такому упадку сил, что она оказалась неспособной оказать какое-либо физическое сопротивление насильнику. При проведении данной экспертизы за получением информации о влиянии на психику переживаний, связанных с первым выступлением на сцене, обращались к известным русским актрисам М. Н. Ермоловой, А. П. Глама-Мещерской. Использование такого рода свидетельств было направлено на установление объективных критериев оценки в уголовном судопроизводстве психических состояний участников процесса. Таким образом, проведение психологических экспертиз явилось третьим направлением развития судебной психологии.

    Значительный вклад в развитие юридической психологии внес известный юрист А. Ф. Кони, который был глубоким знатоком психологии и блестяще использовал психологические знания в судебных речах. В своих трудах "Свидетели на суде" (1909), "Память и внимание" (1922) в курсе лекций "О преступных типах" он уделял большое внимание психологии судебной деятельности, психологии свидетелей, потерпевших и их показаниям.

    В первые годы после революции резко возрос интерес к юридической психологии, стали изучаться психологические предпосылки преступности, психологические аспекты ее предупреждения.

    В 1925 г. впервые в мире организуется Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования института его сотрудниками было опубликовано около 300 работ, в том числе и по проблемам судебной психологии.

    Специальные кабинеты и лаборатории по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Минске, Харькове, Баку и других городах.

    Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.

    Значительный интерес представляет в этом отношении лаборатория экспериментальной психологии, созданная в 1927 г. при Московской губернской прокуратуре. В этой лаборатории известный психолог А. Р. Лурия проводил исследования с целью выяснения причастности обвиняемого к совершению преступления. Взяв за основу разработанный западными психологами и криминалистами ассоциативный метод, А. Р. Лурия модифицировал его (кроме регистрации времени реакции - ответа на слово-стимул - специальный прибор одновременно регистрировал и мышечные усилия - тремор руки испытуемого). Разработки А. Р. Лурия значительно приблизили криминалистов и психологов к созданию лай-детектора (полиграфа).

    Проводились работы и по экспериментальному исследованию психологии свидетельских показаний.

    Но круг исследуемых тем не ограничивался изложенным. Изучение проблем повышения производительности труда привело к активизации исследований по психологии труда ("психотехнике"). Начались психологические исследования различных профессий с целью установления психологической пригодности, профориентации при выборе профессии. Подобные работы стали проводить и по изучению психологических особенностей деятельности следователя, разработке профессиограммы следователя. Появившееся, таким образом, новое направление (четвертое) в судебной психологии (психология следственной деятельности) получит мощное развитие в 60-70-е гг.

    Начавшиеся в стране в конце 20-х - начале 30-х гг. репрессии привели к правовому волюнтаризму, что обернулось неоправданным прекращением судебно-психологических исследований на 30 лет.

    Только начиная с 60-х гг. вновь стали обсуждаться насущные проблемы юридической психологии. Постепенно начали разворачиваться прикладные психологические исследования для обеспечения эффективной правоприменительной деятельности.

    За последний почти 40-летний период исследования в области юридической психологии приобрели широкий диапазон. Это не только психологическое изучение профессии следователя, судьи, психологии оперативно-розыскной деятельности, проблем судебно-психологической экспертизы, но и углубленное исследование личности преступника, мотивации преступного поведения, психологических аспектов профилактики правонарушений, психологии деятельности исправительно-трудовых учреждений, психологических условий эффективности правовых норм.

    "