В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов,(1) опять бы что-нибудь выкинул,(2) может быть,(3) а тут едва услышал. В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов,(1) опять бы что-нибудь выкинул,(2) может быть,(3) а тут едва услышал Когда

Сказка о мечте

Жили-были три брата. Сызмальства привыкшие к труду и взаимопомощи, жили они дружно, а вместе и работа спорилась, и отдыхалось веселее. Как-то за вечерней беседой заговорили братья о Мечте.

Нельзя человеку без Мечты, - говорил Старший. - Мечта - это опора. Она крылья даёт, она сил прибавляет, она помогает жить.

Мечта - это маяк, - отвечал Средний. - с ней не заблудишься в жизни, она всегда путь укажет.

Не согласен, - горячился Старший. - Мечта - как вера. Есть она у тебя - куда хочешь иди, всё будет в радость.

Как же идти, не видя пути? - Средний был более рассудителен. - Мечта, скорее, как надежда, ведь, не имея цели, и вера бывает слепа!

А я думаю, - молвил Младший, опустив глаза, - что Мечта - это спасение. Без неё засохнет Душа, как росток в пустыне.

Мечта должна быть высокой, - говорил Старший. - Чем выше Мечта, тем больше сил идущему она придаёт. Я, например, мечтаю сделать людей счастливыми. Что может быть выше и радостнее?

Мечта должна быть достижимой, - возражал Средний. - Говорят, чтобы жизнь прошла не напрасно, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Это и есть моя Мечта.

Ну, а ты что молчишь, братишка? - они повернулись к Младшему.

А я мечтаю о Совершенстве, - всё так же, не поднимая глаз, тихо произнёс тот. - Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке.

После недолгого молчания Средний сказал:

А что, братья, не пора ли нам отправиться навстречу своей Мечте?

Пора! - горячо ответил Старший.

Пора, - выдохнул Младший.

Тогда решено. Завтра - в путь!

… Долго шли братья по родной земле. И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

Не случаен этот знак свыше, - молвил Старший. - Раз Мечта у каждого из нас своя, значит, суждено нам каждому своей дорогой идти.

Согласен, - отвечал Средний. - Однако, смеркается. Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться.

Ночью всем троим приснился один и тот же сон. Снилось им, что подошёл к их стоянке древний-древний старик, седой, как снег, в длинных белых одеждах.

«Ведомы мне мечты ваши, -сказал Старец. - Высоки они. Да только окрепнуть они должны, прежде чем станут для вас тем, чем вы их считаете. Много испытаний ждёт вас, но одно из них - главное. Каждому из вас предстоит узнать в лицо свою Мечту, распознать среди многих других. И здесь лежит ваш пробный камень. Узнаете - получите в руки ключ, повернув который, сможете открыть заветную дверь к своему счастью. Не узнаете - не обессудьте, потеряете свою Мечту навсегда. Не спешите идти вперёд, подумайте. Хорошо ли знаете то, к чему идёте? Готовы ли вы лишиться своей Мечты в случае неудачи? Эта ночь и этот перекрёсток - рубеж вашего Нового Пути. За ним дороги назад уже не будет. Думайте, решайте!»

… Проснувшись, братья долго молча сидели у догоревшего костра. Каждый думал о своём, но все думали об одном и том же. Сомнения терзали душу Старшего.

«Как же я смогу узнать свою Мечту? Ведь у каждого человека своё счастье, и у каждого счастья - своё лицо. Значит, и Мечта моя так же многолика, как Счастье людское. Но если из тысяч лиц я не узнаю единственного, моя Мечта навсегда покинет меня? Моя вера, моя опора… Нет, уж лучше вернуться, пусть она останется недостижимой, но она будет жить и согревать мою душу, как далёкое Солнце!»

Средний думал иначе.

«Моя Мечта проста и понятна - разве можно не узнать её? Она, моя звезда, моя надежда, светит мне факелом путеводным, разве можно пройти мимо неё? Нет, я иду вперёд, следуя её зову, и никто не сможет меня остановить!»

«На всё Воля Божья! -думал между тем Младший. - Пусть я ещё не знаю, как выглядит моя Мечта, но ради возможности Её воплощения я готов рискнуть потерять не только Её, но даже и жизнь свою, потому что она важнее моей жизни. Видит Бог, не ради овладения Ею вышел я в путь, но ради служения Ей, как чему-то Великому и Вечному. И если я Её не узнаю - не Она умрёт для меня, но я умру для Неё, а это - невелика потеря.»

… Первым нарушил молчание Старший. Когда он заговорил, братья даже не сразу узнали его - так постарел он за это утро. Глядя сквозь них невидящим взором, ронял брат слова, будто пудовые гири.

Повернулся старший брат и, не попрощавшись, пустился в обратный путь.

Я уважаю твой выбор, брат, - сказал ему вдогонку Средний. - Немало мужества нужно, чтобы трезво оценить свои силы и отказаться от дальнейшей борьбы, понимая неизбежность поражения. Тяжёл будет груз, что ты на себя взвалил - жить с мечтой, сознавая невозможность её осуществления. Благослови тебя Бог! Ну, а мне, как среднему брату, знать, суждена средняя дорога.

Я направо пойду, - отозвался Младший. - И, если не увидимся боле - прости и прощай!

Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

… Много лет прошло с тех пор. И как разошлись тогда братья каждый своей дорогой, так больше и не встречались.» - закончил Старый Мастер свой неторопливый рассказ.

Ученики какое-то время молчали, потом заговорили наперебой.

А что же случилось потом?

Почему они больше не встретились?

Это и вправду было, или вы всё придумали?

Как сложилась потом судьба братьев - про то мне не ведомо. А сказка то или быль - думайте как хотите.

А что стало с Младшим? - спросил вихрастый белобрысый паренёк с ясными голубыми глазами. - Я, как и он, мечтаю передавать людям свои знания. Когда они будут, конечно, - тут же добавил он, смутившись.

Старик встал, пряча в усах улыбку.

Ну всё, воробьи! Пора расходиться - поздно уже!

Когда стих шум многочисленных голосов и просторная горница опустела, Мастер долго сидел, подперев руками кудлатую седую голову и неотрывно глядя на пламя свечи. Яркие огоньки плясали в глазах, и воспоминания лёгкими крыльями трепетали у его лица.

Почему ты не сказал им правду? - негромкий голос прозвучал за спиной Мастера, заставив вздрогнуть и мгновенно вернув его к реальности.

Мастер обернулся. Старец совсем не изменился, и, хотя с момента их встречи в далёком сне прошло много лет, узнать его не составило труда.

Ты не хотел их расстраивать рассказом о судьбе братьев?

Это была бы грустная сказка, - вздохнув, ответил Мастер.

Но разве твоя Мечта не сбылась? Разве есть равный тебе в твоём мастерстве во всей округе? Разве нет у тебя достойных учеников, которые переняли не только твоё умение, но и твоё отношение к жизни и тягу к служению Мечте?

Но ты говорил об Испытании, через которое я должен был пройти, узнав свою Мечту в лицо. Почему я его так и не дождался?

Друг мой! - Старец подошёл к Мастеру и обнял его за плечи. - Вспомни ещё раз ту ночь у развилки. Это и было ваше Испытание, и каждый из вас вышел из него по-своему. Старший так и не понял, что никто не может сделать человека счастливым, кроме него самого. Каждый человек - творец своего счастья, и пока Старший это не осознает, он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.

А средний брат? У него есть дом, сад, семья. Разве его мечта не сбылась?

Среднему сложнее. Он не узнал своей надежды, своей сокровенной Мечты, загнав её в тесный и пыльный круг своего домашнего очага. Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл. А ведь «построить дом» - означает обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам. «Посадить дерево» - посеять в людях семена добра, бережно хранимые в твоём сердце, а «вырастить сына» значит передать свой опыт другим, подобно детям, тянущимся к твоему свету. Твой брат замкнулся в маленьком мирке своих собственных иллюзий и потерял свою Мечту, которая могла быть не менее высокой, чем ваши.

Но ведь он счастлив в своём мирке?

По крайней мере, он считал так, когда вы виделись в последний раз. А сейчас… Не хочу тебя расстраивать, - рассмеялся Старец.

Но чем же я лучше их? Чем заслужил я честь исполнения своей Мечты?

Ты прошёл своё главное испытание в то же утро у развилки дорог. Ты понял тогда, что не мечта служит человеку, а человек - мечте. А поняв это, ты всю жизнь подчинил этому служению. Твою Мечту можно назвать одним словом - Любовь. Не к конкретному человеку, а Любовь к Совершенству, к Красоте, Любовь к людям. И служение такой Любви - Великое Служение. Потому ты и указал своим ученикам путь к счастью - чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды - от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то. Больше мне нечего сказать тебе. Ты нашёл свою дорогу. Иди же по ней, и пребудет на тебе Благословение Единого!

С этими словами Старец поклонился и исчез.

Мастер подошёл к окну, глянул на небо, усыпанное крупными, яркими звёздами, и почудилось ему, что сквозь россыпи звёзд проступает Лик такой неземной красоты, что перехватило дыхание у Старого Мастера и слёзы выступили на глазах.

«Так вот ты какая, моя Мечта! - пронеслась стремительная мысль. - Господи, да уже ради этого стоило жить!»

Долго ещё стоял Мастер, глядя на розовеющее небо, и звёзды плавились в его глазах, навсегда запечатлевших Лик Исполнившейся Мечты.

Рассказал(а):

Жили-были три брата. Первый - старший, второй -...

Жили-были три брата. Первый - старший, второй - средний и третий - младший - Иванушка.
И озарила этих братьев однажды единая на всех мысль, пойти прогуляться в лес.
Но лес-то не простой, а сказочный, а в сказке, как принято, всё необычно.
Идёт старший брат и вдруг смотрит - прямо перед ним широкая яма, а в яме Счастье сидит.
- Хочу "Мерседес - 600", - говорит старший брат.
И возникает перед ним новенький, блестящий "Мерседес". Обошёл он машину, полюбовался, сел в неё и уехал.
Идёт средний брат и, надо же такому случиться, оказался и он около этой ямы.
- Что ты хочешь? - спрашивает его Счастье.
- Хотел бы я иметь миллион долларов, - говорит средний брат.
И вот, откуда ни возьмись, появляется у него в руках дипломат, а в нём аккуратненько так зелёненькие пачки рядышком друг с другом лежат и свежей краской попахивают. Посмотрел он на них, закрыл дипломат и потопал.
А тут проходил рядом с этим местом младший брат - Иванушка. Видит он - Счастье в яме сидит.
Наклонился к нему.
- Чего ты хочешь? - спрашивает его Счастье.
- А ты? - спрашивает Иванушка.
- А мне бы из ямы этой выбраться.
Протянул Иванушка руку, вытащил Счастье из ямы и пошёл своей дорогой.
А что Счастье?
А Счастье за ним побежало...
Желаю вам Удачи и Счастья!


ОГЭ сочинение 15.3 по теме Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и пример из литературы по тексту В. А. Тузлукова «Жили-были три брата. Как-то за вечерней беседой заговорили они о Мечте».

Что же такое жизненные ценности? По моему мнению, жизненные ценности – это различные нравственные убеждения и принципы, которые каждый человек определяет для себя сам. Со временем они могут меняться, но наши основные жизненные ценности формируют еще родители в детстве, воспитывая нас, ругая и поощряя за наши поступки. Чтобы доказать собственное мнение, приведу примеры из текста и из литературы.

В предложенном тексте Виктора Анатольевича Тузлукова каждый из братьев имел собственные жизненные ценности, свои взгляды на жизнь, отличные от взглядов других, и свои представления о том, что такое мечта и в чем заключается смысл жизни.

Проанализировав текст, можно сделать вывод, что для самого автора текста главной жизненной ценностью является стремление к совершенству, к тому, чтобы жить во имя людей и передавать последующим поколениям свои знания.

Многие писатели и поэты задумывались о том, что такое жизненные ценности. Так, в произведении Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» мать Митрофанушки, госпожа Простакова, которая сама обладает очень скверным характером и не имеет никаких моральных принципов, своим воспитанием, отношением к своему сыну с самого детства прививает ему «неправильные» жизненные ценности.

В заключение хочется сказать, что жизненные ценности определяют твое отношение к тому или иному явлению или человеку, твои действия в определенных ситуациях и взгляды на жизнь и мир в целом. Человеку свойственно со временем менять свои жизненные ценности, ведь, как известно, кто не меняется, тот не идёт вперёд.

Обновлено: 2017-12-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

– (27)Это тебе передача… от класса…

– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

– (30)За что? – испугался Пашка.

– (31)Как это за что? (32)За твою руку.

– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным.

(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

– (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.

(По С.А. Лубенец)*

* Лубенец Светлана Анатольевна современная детская писательница из Санкт-Петербурга, пишет книги о подростках, взаимоотношениях между ними, самых обыкновенных и не совсем обычных ребятах. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

2. обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька решил, что „этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни”?»

1) Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом.

2) Одноклассники, хотя и не отказывались навещать Пашку Винтуева в больнице, всё же обрадовались его возвращению в класс.

3) Венька понял, что не только его, но и Пашку Винтуева не любят в классе.

4) Пашка Винтуев, решив сесть за одну с Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.

3. фразеологизм .

1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька
в общем-то не обижался.

3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

4. Из предложений 26–32 выпишите слово, в котором правописание приставки

5. Из предложений 33–43 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

6. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «папиной ручкой» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

9. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

10. вводном слове .

Венька удивился, (1) что Винт, (2) оказывается, (3) всё правильно понимает, (4) и пояснил:

Твои родители на него заявление в милицию написали.

– Ну, (5) дают! – разозлился Пашка. – Венька, (6) скажи Антуану, (7) что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, (1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить, (2) что ещё кого-то в классе не любят так же, (3) как его самого.

Очень хорошо зная, (4) как тяжело быть одному, (5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

13. Среди предложений 38–46 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 7–11 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни» .

Приведите в сочинении 2 (два)

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. ДРУЖБА ? «Что такое дружба» один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ:

испугался

правильно

очень

ручка папы

не повезло

Предварительный просмотр:

(1)Я тащился по улице и вдруг увидел толпу… (2)Мальчишек десять, старшеклассники, а сбоку, в сторонке, стоял Газовый Баллон, главный зачинщик всех самых «неправильных», бесчестных дел.

(3)Мальчишки торопливо наклонялись к земле, лепили снежки и швыряли в стену нового дома: там, по шероховатой бетонной стене, карабкалась белка.

(4)Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что. (5)Тайга была рядом, белки забегали в посёлок нередко, но по деревьям они легко удирали назад, а этой не повезло, она, наверное, перебегала по земле, когда её заметили, метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, беззащитная перед ударами снежков.

(6)Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

(7)Десятеро здоровенных головорезов против маленькой беззащитной белки! (8)Но эти десятеро были людьми. (9)И у каждого на плечах была голова, а в груди – сердце. (10)Газовый Баллон с каменным лицом стоял рядом. (11)С интересом ждал, чем всё кончится.

(12)Кровь возмущённо застучала у меня в висках.

– (13)Вы! – крикнул я, дрожа от ненависти. – (14)Вы, гады! (15)Что делаете!

(16)Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его хитро сощурились.

– (17)А! Генерал! – закривлялся он. – (18)Опять командуешь!

(19)И захохотал:

– (20)Генерал без войска!

(21)В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

– (22)Прекратите! – заорал я, впившись взглядом в белку, уже еле передвигающуюся по стене.

(23)Возле неё теперь уже не снежки хлопали. (24)Цокали мёрзлые комья земли и камни. (25)И тут белка упала вниз.

(26)Она упала вниз, а я по-прежнему смотрел на стену дома. (27)Там, на шероховатом бетоне, краснело пятнышко…

(28)Я швырнул портфель, надвинул поглубже шапку и, разогнавшись, шарахнул головой в живот здоровому парню. (29)Он охнул, свалился, а я таранил следующего, следующего. (30)Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе. (31)Меня лупили по спине, по голове, но я не чувствовал боли, а яростно вертелся, норовя вскочить и протаранить кого-нибудь ещё.

(32)Неожиданно удары стихли. (33)Я отряхнулся. (34)Старшеклассников не было, не было нигде видно и белки. (35)Только Газовый Баллон стоял на своём старом месте.

(36)Губы мои дрожали, а руки тряслись, когда я обтёр тающий снег
с лица и увидел деда. (37)Он тяжело дышал, глядя хмуро на удаляющихся мальчишек.

– (38)Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!

(По А.А. Лиханову*)

* Альберт Анатольевич Лиханов (род. в 1935 г.) – советский, российский писатель, председатель Российского детского фонда, автор многих произведений о подростках.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему главный герой кинулся в драку с мальчишками?»

1) Он хотел доказать Газовому Баллону, что он не трус.

2) Он увидел, что дед-генерал ждёт от него какого-либо поступка.

3) Он очень хотел прекратить безобразную сцену с уничтожением безобидной белки.

4) Только в драке герой мог доказать, что он настоящий генерал.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот .

1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.

2) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

3) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.

4) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.

4. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 7–12 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово « шарахнул » в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание « бетонная стена », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 37.

9. Среди предложений 3–6 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, (1) опять бы что-нибудь выкинул, (2) может быть, (3) а тут едва услышал.

– Прекратите! – заорал я, (4) впившись взглядом в белку, (5) уже еле передвигающуюся по стене.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 31. Ответ запишите цифрой.

12. подчинительной связью.

Тайга была рядом, (1) белки забегали в посёлок нередко, (2) но по деревьям они легко удирали назад, (3) а этой не повезло, (4) она, (5) наверное, (6) перебегала по земле, (7) когда её заметили, (8) метнулась к дому и теперь карабкалась по стене, (9) беззащитная перед ударами снежков.

13. Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени . Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 30–37 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Льва Владимировича Щербы: « Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах ».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я всё видел, – сказал он, переводя дыхание, – ты молодец!» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему « Что такое доброта », взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример -аргумент второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:

1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

– (8)Теперь, – сказал Грэй, – когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас своими мыслями, как обещал в Лиссе. (9)Заметьте, я не считаю вас глупым или упрямым, нет; вы образцовый моряк, а это много стоит. (10)Но вы, как и большинство, слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни. (11)Они кричат, но вы не услышите. (12)Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка. (13)Скоро вы увидите девушку Ассоль, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах: за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. (14)Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля.

(15)Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. (16)Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину. (17)Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. (18)Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. (19)Новая душа будет у него и новая – у тебя. (20)Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого невезучего коня, тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. (21)Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. (22)Владеть этим – значит владеть всем. (23)Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. (24)Поняли вы меня?

(25)Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом. (26)«Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. (28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

(По А. Грину*)

* Александр Грин (1880 – 1932) – русский писатель-прозаик, поэт, создатель вымышленной страны, в которой происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных романтических книг «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Грей чувствовал себя счастливым?»

1) Капитану Грею удалось справиться с сильным штормом, благоприятная погода давала возможность герою отдохнуть.

2) Красота и величие моря рождали в сердце Грея больше счастья, чем
у слона при виде небольшой булочки.

3) Капитан находился в шаге от своей заветной мечты подарить чудо Ассоль.

4) Грей понимал, что скоро будет владеть всеми сокровищами города.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение .

1) Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля.

2) Когда для человека главное получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

4. Из предложений 12–14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение» .

5. Из предложений 13–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените книжное слово «рвался» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «легко рассеял» (предложение 4), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

9. Среди предложений 1–5 найдите предложения, осложнённые обособленным согласованным распространённым определением . Напишите номера этих предложений.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове .

Береговой ветер, (1) пробуя дуть, (2) лениво теребил паруса. Наконец, (3) тепло солнца произвело нужный эффект; (4) воздушный напор усилился, (5) легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, (6) полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, (7) всё было белым, (8) кроме раскинутых, (9) плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Скоро вы увидите девушку, (1) которая не может, (2) не должна иначе выйти замуж, (3) как только таким способом, (4) какой развиваю я на ваших глазах: за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами.

13. Среди предложений 17–21 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 4–8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Н. Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет» два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. Арутюновой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 16–17 данного текста: «...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Жили-были три брата. (2)Как-то за вечерней беседой заговорили они о Мечте.

– (3)Нельзя человеку без Мечты, – говорил Старший. – (4)Мечта – это опора. (5)Она крылья даёт, она сил прибавляет, она помогает жить.

– (6)Мечта – это маяк, – отвечал Средний. – (7)С ней не заблудишься в жизни, она всегда путь укажет.

– (8)Не согласен, – горячился Старший. – (9)Мечта как вера. (10)Есть она у тебя – куда хочешь иди, всё будет в радость.

– (11)Как же идти, не видя пути? – (12)Средний был более рассудителен. – (13)Мечта, скорее, как надежда, ведь, если не имеешь цели, и вера бывает слепа!

– (14)А я думаю, – молвил Младший, опустив глаза, – что Мечта – это спасение. (15)Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.

– (16)Мечта должна быть высокой, – говорил Старший. – (17)Чем выше Мечта, тем больше сил идущему она придаёт. (18)Я, например, мечтаю сделать людей счастливыми. (19)Что может быть выше и радостнее?

– (20)Мечта должна быть достижимой, – возражал Средний. – (21)Говорят, чтобы жизнь прошла не напрасно, нужно построить дом, посадить дерево и вырастить сына. (22)Это и есть моя Мечта.

– (23)А я мечтаю о Совершенстве, – всё так же, не поднимая глаз, тихо произнёс Младший. – (24)Я мечтаю быть мастером и помогать другим стать мастерами, потому что мастерство умирает, оставаясь в одном человеке.

(25)После недолгого молчания Средний сказал:

– (26)А что, братья, не пора ли нам отправиться навстречу своей Мечте?

– (27)Пора! – горячо ответили братья.

– (28)Тогда решено: завтра – в путь!

…(29)Долго шли братья по родной земле. (30)И остановились они однажды у развилки трёх дорог.

– (31)Не случаен этот знак свыше, – молвил Старший. – (32)Раз Мечта
у каждого из нас своя, стало быть, суждено нам каждому своей дорогой идти. (33)Смеркается, однако. (34)Заночуем здесь, а до утра и подумаем, кому какой дорогой отправляться. (35)Проснувшись, братья долго молча сидели у догоревшего костра. (36)Каждый думал о своём, но все думали об одном и том же. (37)Сомнения терзали их души. (38)Обнялись братья на прощание и пошли каждый своим путём.

(39)Много лет прошло с тех пор. (40)И как разошлись тогда братья каждый своей дорогой, так больше и не встречались.

(41)Старший так и не понял, что никто не может сделать человека счастливым, кроме него самого. (42)Каждый человек – творец своего счастья, и, пока Старший это не осознает, он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.

(43)А средний брат? (44)У него есть дом, сад, семья. (45)Разве его мечта не сбылась? (46)Но он загнал свою сокровенную Мечту в тесный и пыльный круг своего домашнего очага. (47)Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл. (48)А ведь «построить дом» – значит обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам. (49)«Посадить дерево» – значит посеять в людях семена добра, бережно хранимые в твоём сердце, а «вырастить сына» означает передать свой опыт другим, подобно детям, тянущимся к твоему свету.

(50)И только Младший понял, что не мечта служит человеку, а человек – мечте. (51)Его Мечту можно назвать одним словом – Любовь. (52)Не к конкретному человеку, а Любовь к совершенству, к Красоте, Любовь к людям. (53)Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то. (54)Только он нашёл истинный путь.

(По В.А. Тузлукову*)

* Виктор Анатольевич Тузлуков (род. в 1964 г.) – современный писатель, публицист, лауреат литературных премий.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему каждый брат пошёл своей дорогой?»

1) Братья поссорились, споря о Мечте.

2) У каждого была своя Мечта, следовательно, каждому нужно было идти своей дорогой.

3) Так было суждено судьбой.

4) Братья не знали, как поступить, спорили, это было компромиссным решением.

3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Мечта как вера. Есть она у тебя куда хочешь иди, всё будет в радость.

2) Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.

3) Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл.

4) Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то.

4. Из предложений 50–53 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

5. Из предложений 24–31 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

6. Замените разговорное слово «раз» в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «юношеское сердце» (предложение 47), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

9. Среди предложений 29–38 найдите предложение, осложнённое обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Мечта должна быть высокой, (1) – говорил Старший. – Чем выше Мечта, (2) тем больше сил идущему она придаёт. Я, (3) например, (4) мечтаю сделать людей счастливыми. Что может быть выше и радостнее?

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Старший так и не понял, (1) что никто не может сделать человека счастливым, (2) кроме него самого. Каждый человек творец своего счастья, (3) и, (4) пока Старший это не осознает, (5) он так и будет жить со своей неосуществлённой мечтой.

13. Среди предложений 47–52 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 39–47 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И. Горшкова: «Выразительность это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.И. Горшкова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 15 текста: «Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение выражения ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков Максимов Андрей Маркович

Жили-были… три брата

Жили-были… три брата

В некотором царстве, в непонятном государстве жил да был мужик. Как водится в сказках, жены у него не было, зато имелось три сына: старший, средний, ну и… еще один.

Потом подозвал к себе сыновей и говорит:

– Ну вот, сыны, чую, смерть ко мне в гости пожаловала.

Сыновья потупились – приготовились горевать.

И только третий сын говорит взволнованно:

– Так это… Бать… Может, того этого, типа лекаря позвать, а?

От возмущения отец чуть с печи не свалился.

– Вечно ты! – хоть и обессиленно, но все-таки заорал он, даже чуть с печи не свалился. – Сказано: помираю, значит, не перечь отцу! Помираю – и все! И никаких лекарей!

Ну, и третьему сыну ничего не оставалось, как тоже пригорюниться…

Отец успокоился малёк, снова положение задумчивое принял и говорит:

– Надобно нам, значит, наследство делить. Жил я долго, работал честно – много не нажил поэтому. Но поскольку мужики вы у меня все, решил я каждому из вас разное оружие дать, чтобы пошли вы по белу свету и сами себе добро завоевали. Тебе, старший, даю я меч острый – много на нем зазубрин от былых боев, но крепка еще сталь его. А тебе, средний, даю я золото, непосильным трудом заработанное. Капитал первоначальный, может, и не велик, только не зря ж он нынче первоначальным именуется.

Оглядел младший брат избу – совсем пригорюнился. Кроме кота без сапог да крысы – подружки его – ничего не осталось.

– А тебе, сын мой младший, – произнес отец торжественно, – слово свое оставляю в наследство. Много раз выручало оно меня.

Момент, конечно, торжественный, а все одно: средний брат да старший улыбки сдержать не могут, думают про себя, мысли, причем, одинаковые.

«Что за штука такая – слово? – думают. – Голову им не отрубишь, коня на него не купишь. Баловство одно…»

Оглядел отец избу взглядом прощальным и произнес возвышенно:

– И еще желаю я, сыны мои, чтобы через семь лет, семь месяцев и семь дней пришли вы на могилку мою и рассказали друг другу честь по чести, чем богаты стали.

С этими словами мужик руки на груди сложил и поступил, как хотел, – умер то есть.

Поднимает солнце луну на своих лучах, опускает месяц солнышко на своих рожках – бегут дни. Завьюжит поземка – скроет тепло, распустятся листья – сбросят снег, – годы проходят.

А три брата, выполняя наказ отцовский, бродят по земле – добро наживают. Избу свою на кота без сапог оставили да на крысу. А куда денешься? Коли велел отец добро наживать, деваться некуда.

И вот наконец прошло семь лет, семь месяцев и семь дней. Пришли братья на могилу отцовскую.

На камень большой сели: старший брат, средний, ну и… этот… еще один.

Начал старший первым говорить, по старшинству потому что.

– Я, – хвастается, – мечом своим такое себе богатство завоевал – и не рассказать. На меня специально люди посмотреть приезжают.

– А я, – усмехается средний, – всех купил. И те, кто к тебе ездит, стоит мне только захотеть, с места не сдвинутся.

Буркнул что-то старший брат, но спорить не стал, знал: со златом не больно-то и поспоришь.

Смотрят, значит, два брата на этого… на младшего своего, а тот молчит. Правда, не просто так молчит, а со смыслом, многозначительно то есть. Но все одно: слов не роняет.

Наконец не выдержал старший брат, повернул свое иссеченное в битвах лицо без глаза и без уха и говорит:

– Что, не о чем рассказать тебе, братец? Ты, конечно, может, и сохранился лучше нас, зато одежда на тебе какая-то бедная, словно с чужого плеча.

Молчит младший. И не то чтобы грубо молчит или по-хамски там – нет. Просто значительно не роняет слова. И все тут.

Тогда протянул к нему свои узкие, длинные, перстнями украшенные руки средний брат и спрашивает:

– Что? Нечего тебе сказать, братец?

Молчит младший брат.

А между тем, посерел день, успокоились земные краски, затихли.

Оглянулись братья – люди вокруг них сидят. И со всех сторон, куда только глаз достать в силах, еще тянутся.

– Чего это они? – удивились братья хором.

– Ко мне идут, – сказал наконец младший. – За разговором.

И снова замолчал: значительный такой и молчаливый.

– Да что ты им дать-то можешь?! – удивился старший. – У тебя ж ни силы нет, ни славы!

– Да зачем они идут к тебе только?! – возмутился средний. – У тебя ж – ни влияния, ни богатства!

Но не отвечает им младший брат. Не из гордости не отвечает и не от плохого воспитания. Просто для чего слова-то попусту тратить? Не для того они, слова, созданы.

А люди все идут и идут к могиле отцовой. Сколько их – счесть невозможно.

С окрестных холмов спускаются, по всем дорогам приближаются – молчаливые, сосредоточенные. Глядят внимательно, ищут младшего брата глазами, а как найдут – улыбнутся. Подойдут, сядут на землю, ждут.

И тут встал младший брат, шапку снял и поклонился отцовой могиле.

И люди – все, как один, – встали тоже за ним вслед, да и поклонились.

А двум братьям отчего-то страшно стало. Не за богатства свои, нет, за что-то другое, необъяснимое…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

9.4. Образ «большого брата» Тема, освещенная в нашей «антикультовской» литературе несравненно полнее, чем проблема «врага». Само название этого раздела мы позаимствовали у Дж. Оруэлла. Он достаточно глубоко и обстоятельно проанализировал этот психологический феномен.

Из книги 3 главных вопроса. Семейное счастье автора Курпатов Андрей Владимирович

С тех пор они счастливо не жили… Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Это всем хорошо известно. И сразу хотелось бы какую-нибудь сказочку в тему – из коллективного бессознательного, чтобы разъяснила она нам все, намекнула, так сказать, в чем тут цимес-то –

автора Филлипс Чарльз

Жили-были… Если вам необходимо запомнить список вещей, старайтесь связать его пункты в цепочку – например, придумав историю. Как мы уже видели, вам легче будет вспоминать информацию, если вы будете перерабатывать ее как можно большим числом способов – сортируя по

Из книги Супертренажер для мозга автора Филлипс Чарльз

Задача 32. Жили-были… Разумеется, в таком упражнении не существует правильных и неправильных ответов. Важно позаботиться о том, чтобы вы провели связь между событием (образом) повествования и предметом, который нужно запомнить; нет смысла запоминать историю, если потом вы

автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Выключатель, Лампочка и Оконное Стекло Выключатель был маленький-маленький. К тому же – черный и, как говорили, плоский.Лампочка была большая и прекрасная. К тому же одета она была в столь яркую и модную люстру, что нет ничего удивительного – Выключатель в нее

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Ветер и Туча Жил-был Ветер. Он был огромным и сильным. И поэтому сам себе казался прекрасным – так бывает.Ветер жил да был буквально везде: на земле, в небесах и на море. Просто куда ни глянь, всюду можно встретить Ветер.Бывало, просто в комнате сидишь, а он вдруг

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Заяц, Волк и мудрый Медведь Обидел как-то Заяц Волка. Заяц – Волка! Представляешь?Ну, Волк расстроился ужасно, рассвирепел, зубами защелкал страшно.Стал там на Зайца кричать, оскорблять по-всякому, говорить слова обидные, письма рассылать повсюду: мол, пора уже

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… песнеловы Это была очень старая планета. Она была настолько стара, что сморщилась и уменьшилась от времени. И стало на ней до такой степени тесно, что жители вообще не могли передвигаться по своей сморщенной планете.Жили они в отдельных и комфортабельных

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Боль и Жалость Боль и Жалость шли по Большой дороге.Одним концом дорога упиралась в горизонт. И другим концом упиралась в горизонт. Так что можно сказать, что не было у нее ни начала, ни конца.– Мне больно, – вздыхала Боль.– Жалко тебя, – отвечала Жалость.– Мне

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Роза и Кактус Жили-были Роза и Кактус. Между ними была бездна. Пустыня. Космос.Между ними был подоконник.И что нашла Роза в толстеньком, вечно озабоченном неизвестно чем Кактусе? И что нашел Кактус в тощей большеголовой Розе?Тут ведь как? Думай, не думай, а понять

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Снежинка и Снежин Две снежинки – Снежинка и Снежин – летели высоко в черном небе.Звезды горели тускло и таинственно, облака нашептывали что-то лирическое, уснувшая до лета гроза не мешала никому своими вечно истеричными вспышками… Короче говоря, атмосфера

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Часы и Кактус – Быстрей, быстрей! – подгоняла длинная минутная стрелка свою старшую сестру. – Мой принцип: лучше обогнать, чем отстать! Впереди – огромное белое поле! Короткий отдых в маленьком черненьком домике – и вперед! Мы должны покрыть эти невероятные

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… забытый Свет, солнечные мишки и Волшебная Сосулька Знаешь ли ты, что все на свете, буквально все, бывает добрым или злым. Все-все. Даже ты сам. (Мне кажется, мы даже говорили об этом в этой книжке, не так ли?)Ну и свет, конечно, бывает добрым, а бывает и злым. И вот жил

Из книги Многослов-3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков автора Максимов Андрей Маркович

Жили-были… Сизиф, Тантал и Прометей Нет, что бы там кто ни говорил, а все эти придуманные герои разных книг – они живые. Вот Гарри Поттер, например… Разве ты никогда не разговаривал с ним? Разве тебе никогда не казалось, что он разговаривает с тобой? А когда маленьким был,

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Два брата Жили два брата. Старший бьш женат, у него бьши дети. А младший бьш холост. Братья не захотели жить вместе и поделили все, что у них было. Когда они поделили зерно, ямы, в которых оно хранилось, оказались у старшего по одну сторону тока, у младшего - по другую.Старший

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Два брата Было два брата - добрый и злой.И было у них поле. Решили посеять пшеницу.Встал добрый брат утром рано, взял из амбара мешок зерна и, восхваляя и благословляя песнею землю, посеял. Поняла земля песню человека и приняла каждое зернышко.После полудня злой брат тоже