Краткая биография Некрасова: самое главное и основное. Николай алексеевич некрасов Жизненный и творческий путь некрасова кратко

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии `Жизнь замечательных людей`, осуществленной Ф.Ф.Павленковым (1839–1900). Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют свою ценность и по сей день. Писавшиеся `для простых людей`, для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Из серии: Жизнь замечательных людей

* * *

компанией ЛитРес .

ГЛАВА II. ГРУСТНОЕ ДЕТСТВО

Мать и отец. – Исключение из гимназии

Кто же был этот юноша-идеалист, потерпевший такое жестокое крушение при первой же попытке выйти в треволненное литературное море?

Николай Алексеевич Некрасов родился 22 ноября 1821 года в каком-то захолустном местечке Винницкого уезда Подольской губернии, где квартировал полк его отца, поручика Алексея Сергеевича Некрасова, богатого ярославского помещика. Этот внешне блестящий и не лишенный природного ума офицер был, в сущности, заурядным армейцем двадцатых годов, выросшим в мрачных условиях крепостного права, – “красивым дикарем”, едва умевшим подписать свое имя и больше всего на свете интересовавшимся картежной игрой, псовой охотой, женщинами и кутежами. Карты были, впрочем, родовой страстью Некрасовых: по семейному преданию, прадед поэта (воевода) и дед (штык-юнкер в отставке) проиграли в карты несколько тысяч душ крестьян; как известно, не чужд был той же слабости и сам поэт…

В 1817 году “красивым дикарем”-поручиком увлеклась, однако, красавица полька Елена Андреевна Закревская, и, так как родители последней, очевидно, неблагосклонно относились к этому увлечению, состоялся тайный увоз молодой девушки и тайный же брак. Такова семейная легенда, известная читающей России по стихам нашего поэта… Легенде этой как будто несколько противоречит ставшая теперь известной выписка из метрической книги Успенской церкви Винницкого повета о браке “адъютанта-поручика 28-го егерского полка, 3-й бригады, Алексея Сергеева сына Некрасова греко-российского исповедания с дочерью титул, советника Андрея Семенова Закревского Еленою, того же исповедания, по учинении троекратного извещения и по взятии обыска”. На первый взгляд эта выписка категорически опровергает и предание о тайном, торопливо совершенном обряде венчания, и даже о польском аристократическом происхождении матери Некрасова… Но мы не решились бы на такой скороспелый вывод: ведь в православие Елена Закревская могла перейти перед самой свадьбой, – при желании священника это могло быть делом одного дня… И, при его же желании (а богатый офицер Некрасов без труда мог его вызвать), в метрическую книгу могли быть записаны также совершенно фантастические сведения об “учинении троекратного извещения” и о “взятии обыска”… Как бы то ни было, пуская в свет “легенду”, поэт основывался не только на воспоминаниях раннего детства, но и на знаменитом “письме”, содержание которого он излагает в одной из задушевнейших своих поэм (“Мать”) и которое он, несомненно, держал в руках, уже будучи юношей:

Я разобрал хранимые отцом

Твоих работ, твоих бумаг остатки

И над одним задумался письмом.

Оно с гербом, оно с бордюром узким;

Исписан лист то польским, то французским,

Порывистым и страстным языком.

Брак родителей Некрасова, брак по страстной любви, оказался, к сожалению, несчастным… Прекрасно воспитанная, на редкость образованная по тому времени женщина, мать Некрасова была необычным, редким явлением в малокультурном русском обществе, случайной, экзотической его гостьей; напротив, отец, – не представлявший, правда, чего-либо исключительно чудовищного на фоне мрачной эпохи двадцатых-тридцатых годов, – был самым типичным тогдашним помещиком, в достаточной степени умевшим отравлять жизнь не только своим крепостным, но и собственной семье, хотя, надо сознаться, сын не пожалел темных красок для его обрисовки: дикарь, угрюмый невежда, деспот и даже палач – подобные характеристики так и мелькают в тех местах стихотворений и поэм Некрасова, которые посвящены воспоминаниям об отце.

Последний бросил военную службу, когда будущий поэт был еще очень мал. Некрасовы переселились после этого в родовое поместье Грешнево (Ярославской губернии), и здесь потекла та удушливая, мрачная жизнь, с которою мы так хорошо знакомы по “Родине”, “Несчастным”, “Матери” и другим поэмам и мелким стихотворениям. Отец бражничал или пропадал целыми днями на охоте, мать, оскорбленная и униженная в лучших своих чувствах, жила одинокой, замкнутой жизнью… Число детей быстро росло (у Некрасова было братьев и сестер тринадцать человек), но вместе с тем отношения родителей становились все холоднее и отчужденнее.

Твой властелин, – обращается поэт, уже умирая сам, к покойной матери, -

…наследственные нравы

То покидал, то буйно проявлял;

Но если он в безумные забавы

В недобрый час детей не посвящал,

Но если он разнузданной свободы

До роковой черты не доводил, -

На страже ты над ним стояла годы,

Покуда мрак в душе его царил.

А в “Несчастных” находим и более подробную картину семейной жизни (хотя, в общем, герой поэмы и не может быть отождествлен с автором, но изображение его детства и юности, несомненно, автобиографично):

Рога трубят ретиво,

Пугая ранний сон детей,

И воют псы нетерпеливо…

До солнца сели на коней -

Ушли… Орды вооруженной

Не видит глаз, не слышит слух.

И бедный дом, как осажденный,

Свободно переводит дух.

Осаду не надолго сняли…

Вот вечер – снова рог трубит.

Примолкнув, дети побежали, Но мать остаться им велит: Их взор уныл, невнятен лепет… Опять содом, тревога, трепет! А ночью свечи зажжены, Обычный пир кипит мятежно, И бледный мальчик, у стены Прижавшись, слушает прилежно

И смотрит жадно (узнаю

Привычку детскую мою)…

Что слышит? Песни удалые

Под топот пляски удалой;

Глядит, как чаши круговые

Пустеют быстрой чередой;

Как на лету куски хватают

И рот захлопывают псы…

Смеются гости над ребенком,

“Не правда ль, он всегда глядит

Каким-то травленым волчонком?

Поди сюда!” Бледнеет мать;

Волчонок смотрит – и ни шагу.

“Упрямство надо наказать -

Поди сюда!” – волчонок тягу…

“А-ту его!” Тяжелый сон…

Николай Алексеевич, первенец в семье, был, по-видимому, много старше своих многочисленных братьев и сестер, и одинокое детство его протекало в невыносимо душной нравственной атмосфере. Чтобы получить о ней понятие, достаточно прочесть “Родину” или другое стихотворение того же периода – “В неведомой глуши”, которое автор, по не совсем понятным для нас мотивам, не хотел признавать оригинальным. Первоначально стихотворение было озаглавлено “Из Ларры”, позже – “Подражание Лермонтову”, причем в авторском экземпляре сделано было такое примечание: “Сравни: Арбенин (в драме Маскарад). Не желаю, чтобы эту подделку ранних лет считали как черту моей личности”. И еще следовало ироническое добавление: “Был влюблен и козырнул”. То есть: порисовался демоническим плащом сильного, много испытавшего, во всем разочаровавшегося человека…

Позволительно, однако, усомниться в полной искренности этого примечания.

Сходство стихотворений с монологами Арбенина очень слабое, чисто формальное; самый мотив разработан в нем с такими пластически реальными подробностями и столь оригинально, что “подражанием” назвать эти стихи невозможно. Несомненно, что поэта смущали следующие строки его пьесы:

Я в мутный ринулся поток И молодость мою постыдно и безумно В разврате безобразном сжег.

И действительно, по отношению к личной его биографии это абсолютная неправда! Если и были в молодости Некрасова не совсем безгрешные увлечения, то, конечно, в ней было во сто раз больше непосильно тяжелого труда, мучений бедности, благородных юношеских стремлений… Начало стихотворения дает зато вполне верную картину растлевающего влияния на юную душу отцовского дома с его рабовладельческими нравами и инстинктами:

В неведомой глуши, в деревне полудикой,

Я рос средь буйных дикарей,

И мне дала судьба, по милости великой,

В руководители псарей.

Вокруг меня кипел разврат волною грязной,

Боролись страсти нищеты,

И на душу мою той жизни безобразной

Ложились грубые черты.

И прежде чем понять рассудком неразвитым,

Ребенок, мог я что-нибудь,

Проник уже порок дыханьем ядовитым

В мою младенческую грудь.

Ведь это почти то же, что находим мы и в знаменитой “Родине”, где Некрасов несомненно уже говорит о самом себе:

И вот они опять, знакомые места,

Где было суждено мне Божий свет увидеть,

Где научился я терпеть и ненавидеть,

Но ненависть в душе постыдно притая,

Где иногда бывал помещиком и я;

Где от души моей, довременно растленной,

Так рано отлетел покой благословенный

И не ребяческих желаний и тревог

Огонь томительный до срока сердце жег…

Какие тяжелые, поистине кошмарные воспоминания вынес поэт из своего детства, видно из заключительных строк той же “Родины”:

И, с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор…

После этого отнюдь не кажется преувеличением страдальческий крик:

Всему, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым,

Всему начало здесь, в краю моем родимом!

По счастью, в том же родном краю и в том же раннем детстве Некрасова лежит начало и всему, что было благословением его жизни. Это – обаятельно-светлый образ рано умершей мученицы-матери, навсегда воплотившей для него идеал любви и гуманности! Без преувеличения можно сказать, что более трогательного, более поэтического образа не знает не только русская поэзия, но, быть может, и вся русская литература… Смягчая и просветляя мрачные звуки некрасовской лиры, образ этот не раз спасал и самого поэта от конечного падения…

Повидайся со мною, родимая,

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла ты, грудью своей

Защищая любимых детей.

Треволненья мирского далекая,

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

Под грозой величаво-безгласная

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне

При волшебно-светящей луне.

Да! я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою:

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения

Ты, чистейшей любви божество!

Увлекаем бесславною битвою,

Сколько раз я над бездной стоял,

Поднимался твоею молитвою,

Снова падал – и вовсе упал!..

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Читатель, конечно, десятки раз перечитывал эту бесконечно трогательную молитву-жалобу – и, тем не менее, мы уверены, что он не посетует на нас за длинную выписку…

“Если бы Некрасов ни одной строки больше не написал, кроме этого изумительного стихотворения, – говорит Н. К. Михайловский по поводу “Рыцаря на час”, – то оно одно уже обеспечивало бы ему “вечную память”; едва ли кто-нибудь, по крайней мере в молодости, мог читать его без предсказанных поэтом “внезапно хлынувших слез с огорченного лица”. Мне вспоминается один вечер или ночь зимой 1884-го или 1885 года. Я жил в Любани, ко мне приехали из Петербурга гости, большею частью уже немолодые люди, в том числе Г. И. Успенский. Поговорили о петербургских новостях, о том, о сем; потом кто-то предложил по очереди читать. Г. И. Успенский выбрал для себя “Рыцаря на час”. И вот: комната в маленьком деревянном доме; на улице, занесенной снегом, мертвая тишина и непроглядная тьма; в комнате, около стола, освещенного лампой, сидит несколько человек, повторяю, большею частию немолодых; Глеб Иванович читает; мы все слушаем с напряженным вниманием, хотя наизусть знаем стихотворение. Но вот голос чтеца слабеет, слабеет и – обрывается: слезы не дали кончить… Простите, читатель, это маленькое личное воспоминание. Но ведь оно, пожалуй, даже не личное. По всей России ведь рассыпаны эти маленькие деревянные домики на безмолвных и темных улицах; по всей России есть эти комнаты, где читают (или читали?) “Рыцаря на час” и льются (или лились?) эти слезы…”

Для нас важно сейчас констатировать, что эта способность будить в читателях “благие порывы” в свою очередь заложена была в душу Некрасова его матерью. Полька по происхождению и воспитанию, против воли родителей вышедшая за русского офицера, после нескольких лет походной жизни она очутилась в чужой ей до тех пор, грубой обстановке захолустного помещичьего дома и здесь, окруженная “роем подавленных и трепетных рабов”, одинокая, оскорбленная, увядала, как та сказочная царевна, которую жестокий колдун держит и терзает в плену… Но в сказке, с горечью говорит Некрасов в своих “Несчастных”, придет благородный витязь, убьет злого волшебника и, бросив к ногам освобожденной красавицы клочья его негодной бороды, предложит ей свою руку и сердце… В действительности все было ужаснее. Без всякой надежды на освобождение, “любя, прощая, чуть дыша”, “святая женская душа” целых двадцать лет провела в своей пустыне, – всю молодость, всю жизнь!

По счастью, мать Некрасова умела не только плакать и “легкой тенью” бродить по липовым аллеям грешневского сада; не умея бороться активно, она в высокой степени обладала способностью борьбы пассивной, она была “горда и упорна” (качество, всецело унаследованное и ее сыном-первенцем). Она могла терпеть, нести свой крест “в молчании рабы”, но жила и действовала все-таки по-своему, так, как подсказывало ей любящее сердце. Ее сын и певец рассказывает, что, осужденная сама на страдания, за страдания же полюбила она и свою новую родину.

Несчастна ты, о родина, я знаю, -

влагает он в ее уста обращение к Польше начала тридцатых годов, эпохи первого польского восстания, -

Весь край в крови, весь заревом объят,

Но край, где я люблю и умираю,

Несчастнее, несчастнее стократ!

И в продолжение двадцати долгих лет она была ангелом-хранителем не только для собственных детей, но и для крепостных рабов. “Ты не могла голодному дать хлеба, ты не могла свободы дать рабу; но лишний раз не сжало чувство страха его души, но лишний раз из трепета и праха он поднял взор бодрее к небесам”. И не может быть никакого сомнения в том, что семена любви к несчастному порабощенному народу посеяны были в душе нашего поэта именно рукою его страдалицы-матери. Рисуя впоследствии (в поэме “Пир на весь мир”) симпатичный образ семинариста Гриши, Некрасов, быть может, не об одном Добролюбове вспоминал, когда говорил:

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась – и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка…

Если не жить для счастья убогого и темного люда, то работать для него, несомненно, мечтал и юноша Некрасов. Гуманное влияние матери заключалось не в одном лишь примере, но и в непосредственном воздействии. Она была человеком образованным; на полях оставшихся после ее смерти польских книг, привезенных когда-то с далекой родины, сын ее – поэт – нашел впоследствии ряд заметок, обнаруживавших пытливый ум и глубокий интерес к предмету чтения. уходя мыслью к временам раннего детства, он припоминает, как в зимние сумерки у догорающего камина она держала его на коленях и ласковым, мелодическим голосом рассказывала под завывание вьюги сказки “о рыцарях, монахах, королях”.

Потом, когда читал я Данте и Шекспира,

Казалось, я встречал знакомые черты:

То образы из их живого мира

В моем уме напечатлела ты.

Таким образом, и первая искра любви к поэзии была заронена в душу Некрасова тоже матерью; известно, что семи лет от роду он уже писал стихи, и даже сохранилось его детское четверостишие, обращенное к матери:

Любезна маменька, примите

Сей слабый труд

И рассмотрите,

Годится ли куда-нибудь.

Из всего этого видно, что чуткая, нервно-впечатлительная душа будущего поэта на заре сознательной жизни находилась под двумя резко противоположными влияниями; и, быть может, эти-то влияния и послужили фундаментом при создании загадочно-сложного, полного таких удивительных контрастов характера поэта; они же определили и характер его одновременно реальной и идеалистической музы.

Мы проходим мимо гимназического периода жизни Некрасова, так как в литературе имеются пока лишь глухие, отрывочные и часто противоречивые сведения об этих годах. Каковы были его учителя, товарищи? Какой уровень знаний и нравственного развития давала тогдашняя ярославская гимназия своим ученикам? Как жили, что делали и читали эти последние вне стен учебного заведения? Восстановить полную картину этих лет жизни Некрасова вряд ли уже удастся. Одно не подлежит сомнению: пребывание в гимназии в значительной степени освободило Некрасова от гнетущих пут отцовского деспотизма и рано развило в его характере черту самостоятельности. В родительскую деревню он приезжал в эти годы только на рождественские, пасхальные и летние каникулы, все же остальное время жил с младшим братом в городе на частной квартире, пользуясь почти безграничной свободой. Правда, к нему с братом приставлен был крепостной дядька, но надзор этот ограничивался лишь материальной стороной жизни молодых барчуков, а никак не умственной или нравственной. Существует указание (опирающееся, кажется, на рассказ сестры поэта), будто Некрасов-гимназист злоупотреблял этой свободой, участвуя в товарищеских пирушках и других нездоровых развлечениях, учась плохо и к гимназическому начальству относясь непочтительно (между прочим, он писал сатирические стихи на учителей, – обстоятельство, повлиявшее будто бы и на невольное удаление его из четвертого или пятого класса)…

Семейное предание это не следует, однако, принимать с абсолютным доверием. Известно ведь, как относится обыкновенно семья к исключенному из училища юноше: обвиняют во всем его одного, охотно преувеличивают и раздувают до грандиозных размеров его шалости, его распущенность… Тому, что в действительности все было далеко не так, порукой служат те же “Мечты и звуки”, составившиеся главным образом из стихотворений, писанных в гимназические годы и, однако, проникнутых светлым идеализмом и глубоким религиозным чувством. Не такова была натура Некрасова, чтобы систематически предаваться лени, шалопайству и тем более распутству. Шестнадцатилетним юношей очутился он на еще большей свободе, в Петербурге, совсем уже вдали от родительского глаза, – и это ничуть не помешало ему (даже если и бывали временами увлечения и ошибки) упорно трудиться и идти по раз намеченному пути. Природная искра Божия и идеалистическое влияние матери, очевидно, были крепким щитом против всех недобрых и темных сил жизни.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Николай Некрасов. Его жизнь и литературная деятельность (Л. Мелынин) предоставлен нашим книжным партнёром -

Николай Некрасов является известным русским поэтом, писателем и публицистом. Его произведения стали классикой русской литературы. Он был одним из первых поэтов, кто начал уделять большое внимание крестьянской жизни.

Биография Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. в Немирове Подольской губернии Российской империи. У него было 13 братьев и сестер, 10 из которых умерли еще в детстве.

Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, был деспотичным и суровым человеком. Работая исправников (главой полиции), ему нередко приходилось силой выбивать недоимки у крестьян.

Детство и юность

Отец часто брал с собой маленького Колю, когда работал в разъездах. В результате таких вынужденных командировок будущий писатель был невольным свидетелем многих ужасных картин.

Он нередко видел, как крестьян, неспособных уплатить налоги, забивали до смерти, а их родственники подвергались всяческим человеческим унижениям.

Кроме этого отец неоднократно устраивал оргии с крепостными девушками, которым приходилось подчиняться своему хозяину.

Одной из таких любовниц и стала мать Некрасова, терпевшая жестокое обращение со стороны исправника.

Все эти события отразились на биографии Некрасова и повлияли на становление его личности.

Образование

В 11-летнем возрасте Николай начал учиться в Ярославской гимназии. У него была не очень хорошая успеваемость из-за того, что он все свободное время писал .

Проучившись в гимназии 5 лет, он окончил ее в 1837 г., в год, когда трагически погиб . Поскольку отец хотел сделать из сына военного, в 1838 г. он устроил его в Константиновское артиллерийское училище, находящееся в .

Однако военное дело не очень интересовало будущего писателя, вследствие чего он решил поступить в Петербургский университет.

Такое решение привело отца в ярость. Он пригрозил сыну прекратить материальную поддержку, если тот поступит в университет.

Интересно, что Некрасова это нисколько не испугало, в результате чего он начал активно готовиться к сдаче экзаменов. Но сдать их ему не удалось, поэтому он стал вольнослушателем на филологическом факультете.

Трудные годы

В связи с тем, что отец перестал высылать сыну деньги, Николай оказался в крайней нужде. Он часто голодал, и нередко ему было попросту негде ночевать. Какое-то время он жил на улице, влача жалкое существование.

Однажды проходивший мимо него нищий сжалился над ним, и отвел его в одну из трущоб, где он мог хотя бы иметь крышу над головой.

Эти годы станут самыми трудными в биографии Некрасова, хоть они и закалили его юношеский .

Литературная деятельность

Спустя несколько лет, Некрасову удалось приспособиться к условиям в которых он жил. Вскоре он начал писать небольшие статьи и печататься в разных изданиях. Кроме этого, он периодически давал уроки, благодаря чему имел дополнительный доход.

Николай Алексеевич с головой погрузился в литературу, читая произведения русских и зарубежных авторов. После этого он стал оттачивать свое мастерство в написании стихотворений и водевилей, а также усердно работать над прозой.

В результате он заработал ту сумму денег, которая была необходима для публикации его первого сборника стихотворений «Мечты и звуки» (1840 г.).

Интересен факт, что Некрасова сильно расстраивала критика в адрес его произведений, так как по натуре он был очень эмоциональным человеком.

Нечто подобное до него сделал , который скупил и сжег «Ганца Кюхельгартена».

Однако, несмотря на критику, Николай Некрасов не опустил рук, а наоборот продолжил работать над собой. В скором времени он начал сотрудничать с известным петербургским изданием «Отечественные записки».

С каждым годом его работы становились все лучше, и довольно скоро между Некрасовым и Белинским развились теплые и дружеские отношения.

В этот период биографии Некрасова, его произведения начинают активно публиковаться и получать положительные отзывы у критиков, в том числе и у самого Белинского.

В материальном положении писатель также не испытывал никаких трудностей. В 1846 г. он вместе с единомышленниками приобрел журнал «Современник», в котором позже начали печататься многие литераторы: , и т.д.

В связи с тем, что издание находилась под царской цензурой, большая часть произведений носила приключенческий характер, однако это никоим образом не влияло на популярность журнала.

В середине 50-х годов, в биографии Некрасова происходит серьезная неприятность. Он заболевает горловой болезнью, в результате чего ему приходится уехать лечиться в Италию.

Пробыв там какое-то время, он пошел на поправку и снова вернулся на родину. Тем временем его произведения стали считаться одними из лучших, а в числе его верных друзей и помощников оказались и Добролюбов.

В 1866 г. «Современник» был закрыт, вследствие чего Некрасову пришлось искать новые пути для продолжения своей деятельности.

Вскоре он арендовал издание «Отечественные записки», в котором начал успешно публиковать собственные работы, а также сотрудничать с другими литераторами.

Наиболее известным трудом в биографии Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо», которая была закончена в 1876 г.

В ней повествовалось о путешествии 7 простых мужиков, ищущих счастливого человека.

После нее из-под пера поэта выходит множество стихотворений, имеющих положительные отзывы, как у критиков, так и у простого читателя.

Любовь в жизни поэта

В биографии Некрасова было 3 женщины, которые отличались между собой и по характеру, и по социальному положению.

Первой любовью была Авдотья Панаева, которую Некрасов впервые увидел в 1842 г. Вскоре у них начался бурный роман, в результате чего они начали жить вместе.

И хотя они не были официально расписаны, им удалось прожить вместе более 15 лет. Авдотья являлась грамотной и красивой женщиной.

Интересен факт, что в нее был влюблен Федор Достоевский, который, однако, так и не смог добиться взаимности (см. ).

Следующей девушкой Некрасова стала француженка Селина Лефрен, отличавшаяся легким характером и простотой.

Их близкие отношения развивались на протяжении нескольких лет, однако до женитьбы дело так и не дошло.

Третьей и последней женщиной в биографии Некрасова стала Фекла Викторова.

Всю свою жизнь она прожила в деревне, и была очень простым и добродушным человеком.

Несмотря на то, что она имела скудное образование, Николай Алексеевич влюбился в нее до беспамятства.

Пара обвенчалась за полгода до смерти поэта, так и не сумев в полной мере насладиться супружеской жизнью.

Смерть

В 1875 г. у Некрасова обнаружили рак кишечника. Болезнь причиняла много страданий, которые не давали ему полноценно заниматься писательской деятельностью.

Однако после того как ему начали приходить письма от преданных читателей, он воспрянул духом и вновь взялся за перо.

Болеющий Некрасов продолжает работать в постели

В последние годы жизни ему удалось написать сатирическую поэму «Современники», а также сочинить ряд стихотворений «Последние песни».

Николай Алексеевич Некрасов умер 27 декабря 1877 г. в возрасте 56 лет. Несмотря на сильные декабрьские морозы, проститься с русским поэтом пришли тысячи людей.

Если вам понравилась биография Некрасова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

(453 слова) Николаю Некрасову нельзя приписать единственную профессию, в своем творчестве он был многогранен: увлекался и прозой, и поэзией, и журналистикой. Поэтому его личность очень многогранна, а жизненный путь – тернист и разнообразен.

Писатель появился на свет 28 ноября 1821 года в Подольской губернии в городе Немиров. Его родители – Алексей Некрасов и Елена Закревская – имели разный социальный статус и материальное положение, поэтому их брак не был благословен родителями. Однако это не помешало им создать большую семью, в которой был рожден будущий писатель и еще 13 детей.

Жизнь в доме нельзя было назвать беспечной и счастливой. Жестокость и деспотичность отца шла вразрез с нежностью и покладистостью матери, возникали конфликты, оставившие след в жизни и творчестве поэта.

Юность и образование

Образование Некрасова началось в возрасте 11 лет с поступлением в гимназию. Уже через пару лет он начинает сочинять свои первые сатирические стихи. Однако гимназия не принимала такое творчество, поэтому в 1837 году Некрасов был вынужден покинуть заведение и переехать в Санкт-Петербург.

Там писатель оказался перед выбором: образование или военная служба. Отец Некрасова, будучи сам военным, настаивал на военной карьере и поставил сыну ультиматум – либо военная служба, либо лишение материальной помощи. Сын выбрал образование. Как и было обещано, поэт лишился материальной поддержки, и, к тому же, не поступил в университет. Тогда он стал вольнослушателем филологического факультета.

История успеха

Оказавшись в трудном материальном положении, Некрасов вынужден находить пути обеспечить себе существование. Так он начинает на заказ писать прошения и жалобы, чтобы иметь хоть какие- то средства.

После такого тяжелого периода жизни удача все же улыбается поэту. В 1846 году Некрасов вместе со своим другом И. Панаевым выкупили журнал «Современник», где начали свой путь И. Гончаров, И. Тургенев, Ф. Достоевский и другие. Нестабильная обстановка в стране, изменения в формате цензуры и убийство императора Александра II неумолимо привели журнал к закрытию.

Следующим пристанищем автора стали «Отечественные записки». В этот период в свет выходят знаменитые произведения писателя – «Кому на Руси жить хорошо», «Русский женщины», «Дедушка», в которых автор поднимает столь актуальные проблемы как преданность, любовь к Родине, ценности свободы и счастья.

Личная жизнь

В личной жизни писателя оставили свой след 3 женщины. Самую сильную любовь, считается, он питал к жене Ивана Панаева – Авдотье Панаевой. У пары Авдотьи и Николая был рожден сын, которой вскоре умер. После этой трагедии возлюбленные разошлись. Тогда Некрасов уехал в Париж с актрисой Селин Лефрен, однако спустя некоторое время покидает ее и возвращается на Родину.

Позже в его судьбе появляется простая деревенская девушка Фёкла Викторова, которая и становится единственной его законной женой.

Смерть

В 1875 году у Некрасова обнаруживается тяжелая болезнь – рак кишечника. В 1877 году 8 января писатель умирает в городе Петербург.

Николай Некрасов внес в русскую литературу поистине весомый вклад. Будучи свидетелем крестьянской жизни, он смог максимально правдиво описать происходившие в стране события. Благодаря этому, он получил неофициальный статус наиболее приближенного к народу писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 10 декабря 1821 года в Немирове, Подольская губерния. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов (1788-1862), поручик. Мать - Елена Андреевна Закревская (1801-1841). В 1832 году поступил в ярославскую гимназию. С 1839 по 1841 год учился в Петербургском университете. Умер 8 января 1878 года года, в возрасте 56 лет в Санкт-Петербурге. Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Основные произведения: «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, красный нос», «Русские женщины», «Крестьянские дети», «Дедушка» и другие.

Краткая биография (подробно)

Николай Некрасов – русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы. Кроме этого, Некрасов был революционером-демократом, руководителем журнала «Современник» и редактором журнала «Отечественные записки». Наиболее известным произведением писателя является поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо».

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Немирове в дворянской семье. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии. В возрасте 11 лет он поступил в ярославскую гимназию, где учился на протяжении 5 лет.

Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда Николай отказался стать военным по настоянию отца, то его лишили материальной поддержки.

В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить, писал стихи на заказ. В этот период он познакомился с Белинским. Когда Некрасову было 26 лет, вместе с литературным критиком Панаевым, выкупил журнал «Современник». Журнал быстро набирал обороты и имел большое влияние в обществе. Однако в 1862 году правительство запретило его издавать.

Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах. Например, «Крестьянские дети» и «Коробейники». В 1840-х годах Некрасов также стал также сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году арендовал его у Краевского.

В этот же период он написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ещё целый ряд сатирических произведений, включая популярную поэму «Современники».

В 1875 году поэт неизлечимо заболел. В последние годы он работал над циклом стихов «Последние песни», который посвящал своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель скончался 8 января 1878 года и был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после