История создания и значения форменной одежды. История развития воинской формы

6 выбрали

Сегодня, в день 66 годовщины победы в Великой Отечественной Войны мы поздравляем всех ветеранов с этим праздником.

А сегодня в рамках портала предлагаю вспомнить о том, в какой форме приходилось воевать солдатам в разные эпохи истории.

Во времена Петра I форма приобрела некоторое единообразие вкупе с простотой. Кафтан до колен, чуть короче камзол, узкие штаны, чулки, башмаки с пряжкой. Основные цвета – синий, зеленый, красный. Разрешалось носить усы, а вот бороды надо было обязательно сбривать.

Кстати, создатели военной формы далеко не всегда заботились об удобстве солдат. Иногда во главу угла ставили все же красоту.

К примеру, в середине 18 века форма была настолько узка и неудобна, что новым рекрутам позволялось надевать ее лишь 3 месяца спустя усиленных тренировок, где они научались маршировать, не сгибая коленей, стоять ровно. При этом привыкать к форме полагалось постепенно, чтобы "не вдруг его связать и обеспокоить". Короче, чтобы не испугался и не убежал. Помимо неудобной формы, пехота должна была завивать и припудривать волосы. Все делалось для того, чтобы в мирное время солдаты были красивы и привлекательны на вид.

В царствование Екатерины II внимания этой форме уделялось уже не так много, да и в различных частях офицеры позволяли себе менять обмундирование по своему усмотрению Так все и продолжалось, пока князь Потемкин не объявил о том, что "пудриться, да плесть косы солдатам не дело". В результате все эти украшательства были отменены, и форма стала куда удобнее: широкие мундиры, штаны, заправленные в сапоги, каски, защищающие от сабельного удара (но не от холода, надо заметить).

Что касается погонов, то ввел их Петр I , а к 1762 году они стали выполнять функцию различия солдат одного полка от солдат другого, а позже – и солдат от офицеров. Для этих целей имелись различные плетения погон.

Но у солдат ни дня без учебной тревоги – вот и Павел I стал для российской армии тревогой, не хуже той, что стал для всего российского общества Петр I. При Павле солдаты снова оделись в узкие брюки, штиблеты, которые ужасно натирали ноги и стали пудрить волосы. Причем в полках появились даже специальные парикмахеры. Все на манер прусских войск. Полки друг от друга отличаются цветом воротников длинного мундира.

Не только красивой, но и удобной форма стала ко второй половине XIX века, когда в цаствование Александра II были допущены некоторые преобразования, вроде более просторного размера, допускающего поддевание теплых вещей в холодное время года.

Александр III столкнулся с еще одной проблемой, связанной с военной формой: она была безумно дорога. Чтобы сократить расходы, применили очень простую схему. Наконец-то на первое место в деле разработки формы встали не красота и внешний облик солдата, а дешевизна, удобство носки и шитья. Кстати, Александр III позаботился и о том, чтобы форма солдат как можно больше напоминала крестьянскую одежду. Например, у гимнастерки был стоячий воротник, совсем как у рубахи-косоворотки. При этом позволялось носить бороды и усы, а вот волосы пологалось носить короткие. Надо заметить, что средства на обмундирование изымались из жалования солдат и офицеров.

К Первой мировой войне форма различных подразделений была скорее произвольной. Особенно популярными были кителя под названием "френчи" - по имени английского генерала Джона Френча.

  • Николай II и царевич Алексей Николаевич в 1917 году.

Красная Армия на первых порах не имела общей формы. Отличительными деталями были красные ленты на рукавах с надписью Красная гварди я, а также ленты на головном уборе.

А в 1918 году появился особый шлем из сукна, который сначала назвали богатыркой, затем – по примеру отряда, который начал первым носить его, фрунзевки, и, наконец, буденовки.

Собственно униформа была введена, прежде всего, для военных. Военная форма во все времена была самой нарядной и привлекательной мужской одеждой. Она говорила о боевой доблести, чести, высоком чувстве воинского товарищества.

Сначала это была обычная гражданская одежда, дополненная предметами защитного снаряжения и отличительными знаками, указывающими на ранг и принадлежность к той или иной армии или вооруженному отряду. Когда численность армий стала увеличиваться, появилась необходимость отличать свои войска на достаточно большом удалении, то есть возникла потребность в форме. Но единообразной регламентированной военной формы до середины XVII в. ни в одной из западноевропейских армий не было.

В XVII в., когда в странах Западной Европы начинают создаваться регулярные армии, складывается единое военное обмундирование. Начало унификации военной одежды приписывают шведскому королю Густаву II Адольфу (1611-1632 гг.), который впервые ввел для своих полков одежду определенного цвета. Уже в период тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) по цвету верхней одежды можно было различать отдельные части армий воюющих государств. “Зеленую”, “белую” и “красную” бригады, “голубой”, “зеленый” и “черный” полки можно было увидеть на поле боя в шведской армии, а в войсках Германской империи - драгун в красных кафтанах и егерей в зеленой одежде. Но по конструкции военная одежда все еще оставалась разнообразной.

Собственно униформа появилась при Людовике XIV Французском после 1670 года. Людовик XIV требовал, чтобы его полки маршировали на парадах в одежде одного цвета, одного покроя, с одинаковым числом пуговиц. Всю экипировку солдат изготавливали и поставляли государственные поставщики. Новый тип униформы не разрабатывался специально, а постепенно складывался из отобранных для этой цели разрозненных элементов одежды того времени. В качестве верхней одежды был принят длинный парадный сюртук изящного покроя, под ним солдат носил узкую короткую куртку и рубаху, на ногах - узкие короткие штаны - кюлоты, чулки и башмаки. Для каждого рода войск устанавливался определенный цвет верха, подкладки и отделки. Так, для гвардии основной цвет был определен синий, подкладка красная, петлицы белые, для легкой кавалерии - серый с красным, для пехоты - серый и т.д. Впоследствии единая форма одежды стала вводиться и в армиях других европейских государств.

Дальнейшие изменения в униформе до XIX в. касались преимущественно формы сюртука в связи с общим изменением моды. С середины XVIII в. внушительный длиннополый сюртук, отделанный позументом, снабженный большими карманами, стал сжиматься, укорачиваться спереди, полы косо срезаются, и только сзади остаются фалды, как у фрака. Края рукавов отворачиваются, открывая манжеты рубахи; цвет образовавшихся обшлагов (то есть цвет подкладки) становится важным знаком отличия - у каждого полка свой. Еще позже возникает сюртук с отворотами на груди - лацканами - того же цвета, что и обшлага на рукавах. Наконец, знаками различия становятся форма и цвет воротника. У всадников, кроме того, сюртук для удобства верховой езды разрезался сзади до поясницы, углы по сторонам разреза отворачивались кверху и пристегивались, открывая подкладку того же цвета, что на обшлагах и лацканах. Единообразной должна была быть и прическа. В конце XVII в. военные носили длинные, обычно завитые волосы, а богатые офицеры и военачальники, следуя общей моде, надевали внушительные парики. В начале XVIII в. солдаты стали завязывать волосы узлом, а позже - заплетать в косу. У солдат прусской армии такая коса заканчивалась жестким длинным хвостом, а во Франции поверх косы носили изящный “кошелек для волос”. Лишь немногие полки Франции и Германии как особую привилегию сохраняли право носить усы, остальные гладко брили лицо. Основным головным убором в армии со времен тридцатилетней войны была широкополая мягкая фетровая шляпа, которая в дальнейшем подверглась некоторым видоизменениям. Она стала жестче, затем начала отгибаться с одной стороны, а позднее с трех сторон так, что превратилась в треуголку. Треуголка со временем была заменена двууголкой с полями, высоко загнутыми надо лбом и затылком. В дальнейшем, несколько уменьшившись, двууголка стала известна под именем “наполеоновской шляпы”.

В России единая военная форма одежды появилась на несколько десятилетий раньше, чем в армиях государств Западной Европы. Учрежденные в середине XVI в. Иваном IV стрелецкие полки уже в начале XVII в. носили единообразные по покрою длинные кафтаны и суконные, отороченные мехом шапки. Каждый полк имел свой цвет кафтанов, шапок и сапог. При царе Алексее Михайловиче у московских стрелецких полков была такая одежда: - 1-й полк Егора Лутохина - платье красное с малиновыми петлицами; шапка темно-серая или железного цвета; сапоги желтые. - 2-й полк Ивана Полтаева - платье светло-серое с малиновыми петлицами и таким же подбоем; шапка малиновая; сапоги желтые. - 3-й полк Василия Бухвостова - платье светло-зеленое с петлицами и подбоем малинового цвета; шапка малиновая; сапоги желтые.

4-й полк Федора Головлинского - платье клюквенного цвета с петлицами черными и подбоем желтым; шапка темно-серая; сапоги желтые и т.д.

Но значительная часть русского войска, в основном воины-ополченцы , отличалась большим разнообразием и пестротой одежды.

Только с образованием регулярных войск в России при Петре I вся русская армия была одета в однотипную по покрою и строго регламентированную по правилам ношения военную форму одежды. В это же время в армии и на флоте были впервые установлены воинские звания, учреждены ордена и медали. Введение единообразной формы повысило дисциплину и организованность в вооруженных силах России. Исходным образцом для новой формы послужила форма “потешных” петровских полков. Хотя эта формы и была создана по западноевропейскому образцу, она имела свои отличительные черты и некоторые преимущества - она была свободна по покрою и удобна в эксплуатации. В ее комплект входили шляпа-треуголка, кафтан, камзол, рубаха, штаны, галстук, епанча, а в качестве обуви - башмаки с длинными челками или сапоги на высоких каблуках с небольшими раструбами.

В дальнейшем в форму одежды вносились изменения и дополнения, осуществляемые, как правило, при смене царствующих особ.

При Анне Иоанновне из-за немецкого засилья в военном ведомстве была установлена форма одежды, заимствованная в прусской армии. По прусской моде широко распространилось ношение офицерами париков и буклей, а у солдат - смазывание волос салом и напудривание их мукой. В прическу ввели длинные косы из металлического стержня, оплетенного у солдат черной кожей, а у офицеров - черной шелковой лентой. Верхняя одежда стала заметно уже, полы кафтана отворачивались вверх и пристегивались. Вместо шнура на левом плече, предназначенного для поддержания патронной перевязи, вводилась цветная накладка, которая одновременно стала выполнять функции знака различия военнослужащих одного полка от другого, и являлась прототипом погон. К рубашкам добавились накрахмаленные белые манжеты со сборками. Застежка галстука была перенесена назад, так что галстук плотно облегал шею. Шляпы ввели прусского образца, с округленными углами и белым бантом. Вместо чулок появились штиблеты с расположенными по бокам обтяжными пуговицами. Парадные штиблеты были из белого полотна, повседневные - из черной кожи. К черным штиблетам и сапогам полагались штибель-манжеты из накрахмаленной белой ткани, выступающие из-под верхнего края сапог или штиблет на 8 см. Офицеры на груди носили металлический офицерский знак с изображением полкового герба и шарф через правое плечо.

При Петре III форма русских войск еще более приблизилась к форме прусской армии. Камзолы обузились и стали короче. На одежде офицеров появились различные украшения (обшивка петель узким фигурным галуном и пр.). Мундиры офицеров разных чинов отличались по шитью на воротниках и галунам на бортах. Для придания мундиру парадности на правом плече кафтана установили ношение аксельбанта - у нижних чинов из желтых или белых шерстяных нитей, а у офицеров - из золотой или серебряной мишуры. Форма по эксплуатационным и гигиеническим свойствам не отвечала требованиям армейской жизни. Одевание и уход за одеждой, напудривание и уборка волос в букли отнимали у солдат много свободного времени, как правило, ночного, еще более отягощая нелегкую солдатскую службу. Полководцы Румянцев, Суворов, князь Потемкин Таврический постоянно выступали против прусского направления в развитии военной формы. Тем не менее, эта форма просуществовала почти весь XVIII век. В пошиве формы нередко случались отступления по разным причинам – от нехватки сукна нужного цвета до желания того или иного командира выделись свою часть. Особенно этим отличались гвардейцы – любимчики всех императоров.

В 1786 г. по предложению фельдмаршала князя Г.А. Потемкина ввели новую форму одежды российских войск, коренным образом отличавшуюся от прежней. Основные изменения “потемкинской реформы” состояли, в первую очередь, в отмене у нижних чинов пудры, буклей и кос, широкополых шляп, узких кафтанов и штанов, штиблет и башмаков. Вместо этого нижним чинам теперь полагались каска, короткий кафтан, камзольчик, галстук, длинные просторные шаровары, круглоносые сапоги, китель для лета и епанча для холодной ненастной погоды.

При Павле I, влюбленном во все немецкое, удобная военная одежда, введенная Потемкиным, сменилась обмундированием, сходным с формой Гатчинских войск. Снова ввели узкие кафтаны с высокими стоячими воротниками, очень неудобными в бою, чулки со штиблетами и лакированные черные башмаки. Головным убором служила низкая приплюснутая треуголка. Воинственный вид русского солдата довершали напудренные волосы, висевшая на затылке уставной длины коса, перевитая проволокой и черной лентой, и пара буколь над ушами. Новое обмундирование было крайне неудобно, стесняло движения солдата, но зато облегчало достижение немецкой выправки и стойки. Мундиры гвардейских офицеров и чинов Свиты при Павле I получили золотое и серебряное шитье на груди, воротнике, обшлагах и карманных клапанах.

Александр I создал специальную комиссию, которой предписывалось “с меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший”. Решено было изменить обмундирование с учетом моды того времени. Были введены темно-зеленые двубортные мундиры фрачного покроя и узкие белые панталоны, заправляемые в сапоги. Во всех войсках взамен епанчи вводились солдатские шинели из неокрашенного грубого сукна со стоячим цветным воротником. Шинель стали носить не только солдаты, но и офицеры, только офицерская шинель отличалась наличием кроме стоячего воротника еще и пелерины, свисающей с плеч до локтей.

Во мнениях о косах члены комиссии разошлись. Большинство высказывались за отмену кос, пудры и сала и за стрижку волос. Но цесаревич Константин и генерал Ламб считали: “Волосы у солдат не обрезать, но завязывать их или заплетать для того, чтобы не оставить их в виде, мужикам свойственном”. Император прислушался к мнению последних, но с уступкой: “...пудру же не иначе употреблять, как в большие парады и праздники”. Т. о., косы сохранились, и русская армия избавилась от них только в конце 1806 г., когда государь распорядился “...всем нижним чинам обрезать волосы под гребенку, что касается генералов, штаб- и унтер-офицеров, им предоставлено поступить по собственной воле”. Этим же повелением отменялись пудра и сало, которые хотя и “по большим парадам и праздникам”, но все же продолжали обременять солдат, поскольку больших парадов, особенно в придворных частях, было предостаточно.

В начале XIX в. появились эполеты , которые сначала определяли группу чинов: обер-офицерские, без бахромы (для всех от прапорщиков до капитанов), штабс-офицерские , с бахромой из тонких нитей (для всех от майора до полковника), генеральские , густые, с бахромой из толстых витых нитей (для генералов). На эполетах "свитских" чинов (генерал-адьютантов, генерал-майоров свиты и пр.) был вензель императора.

При Николае I особых перемен в военной форме не произошло, внесено лишь множество поправок в детали форменной одежды, направленных на украшательство и повышение парадности мундира. Наиболее существенным изменением было введение в пехоте, пешей артиллерии и инженерных войсках однобортного мундира вместо двубортного. Вместо белых панталон для офицеров и солдат вводились длинные темно-зеленые панталоны с красными кантами по боковым швам. Дополнения появились в знаках различия. Для нижних чинов, перешедших на сверхсрочную службу, вводилось ношение дополнительной нашивки из золотого галуна.

В 1827 г. для различия чинов на офицерских эполетах, независимо от наличия на них вензеля или буквы, устанавливалось ношение кованых металлических звездочек одинаковой формы и размера для всех чинов - одна прапорщику, корнету и хорунжему, две - подпоручику, майору и генерал-майору, три - поручику, сотнику, подполковнику, войсковому старшине и генерал-лейтенанту, четыре - штабс-капитану, штабс-ротмистру и подъесаулу. У капитана, ротмистра, есаула, полковника и генерала эполеты были без звездочек. Александр II, по мнению современников, страдал мундироманией. Уже в первый год его царствования появилось 62 приказа, касающихся военной формы. Вот одно из мнений современников: “Одно только приводит в недоумение - это беспрерывные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного полка, одинаково одетых: один уже в новой форме, другой еще не успел себе сшить, а третий уже в самой новейшей”. Во многих войсках ввели двубортные мундиры в виде полукафтана. Генералам и офицерам полагались двубортные плащ-пальто с отложным воротником, на котором были цветные петлицы с пуговками. Пальто носили с галунными погонами. Солдатская шинель также приобрела отложной воротник с петлицами. Произошли изменения и в знаках различия. Все нижние чины (солдаты и унтер-офицеры) получили погоны . Это создало опасность для офицеров во время Крымской войны (1853-1856 гг.), когда стрелки неприятеля, оснащенные дальнобойными ружьями, специально выбирали мишенью людей в эполетах.

Тогда при повседневной форме офицеров и генералов были введены погоны. Обер-офицерские погоны имели один просвет, штабс-офицерские - два, а генеральские изготавливались из сплошного галуна. Количество звездочек на погонах осталось тем же, что на эполетах. Эполеты стали принадлежностью только парадной формы.

Александр III, активный участник Турецкой войны 1877-1878 гг., на практике познал военную науку в боевой обстановке, и обратил внимание на неудобство прежней формы. Существовавшая плац-парадная форма одежды - яркая, красивая, даже несколько щеголеватая, была тесной и не отвечала требованиям мобилизационной готовности российских войск. По указанию императора появилась более скромная, но более практичная и удобная форма. Обмундирование по покрою было приближено к русскому костюму. По требованиям мобилизационной готовности одежда должна была легко подгоняться под любую фигуру, поскольку при всеобщей мобилизации она выдавалась со складов в готовом виде. Новый мундир свободного покроя имел вид темно-зеленой двубортной куртки без пуговиц и цветных лацканов, с погонами или эполетами. Вместо сложных роскошных головных уборов были оставлены фуражки и введены барашковые шапки, на передней части которых крепилась кокарда, знак отличия части и герб.

Во времена царствования Николая II существенно изменилась военная техника, значительно усовершенствовалось стрелковое оружие. Новые боевые условия вызвали изменения в форме одежды. Яркие броские расцветки и украшения стали исчезать с полевого походного обмундирования. Появилось защитное обмундирование, целью которого было сделать войска менее заметными на фоне местности. Впервые защитное обмундирование цвета хаки было введено в английской армии в 1895 году. Очень быстро его переняли и другие страны Европы кроме России, которая вступила в русско-японскую войну в обычном обмундировании. Это приводило к большим потерям, поэтому пришлось в боевой обстановке перекрашивать рубахи в защитный цвет. А главнокомандующий российских войск Куропаткин издал распоряжение: “Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности”. На основании опыта войны с 1906 г. в армии начало внедряться летнее защитное обмундирование. По правилам ношения новая военная форма делилась на форму одежды военного времени и форму одежды мирного времени. Первая была единой для всех родов войск, а форма мирного времени имела большое разнообразие не только по родам войск, но и по полкам и даже отдельным батальонам.

После 1917 г. все старые чины и звания, а, следовательно, и присвоенная им форма одежды были отменены. Новые звания в Красной Армии первоначально не учреждались. Но уже в годы гражданской войны ряд частей ввел единообразную форму, появилась и эмблема на головных уборах - пятиконечная красная звезда с серпом и молотом. К концу гражданской войны появились и должностные знаки различия, нашивавшиеся на петлицы и рукава. Должностные знаки были первым шагом к установлению воинских званий - знаки различия были установлены применительно к строевым командным должностям, но далеко не все лица командного состава занимали такие должности. Поэтому приходилось приравнивать должности друг к другу, как бы создавая определенные категории командиров. В 1935 г. в Красной Армии были введены персональные воинские звания. Знаками различия были петлицы с треугольниками для младшего командного состава, кубиками - для среднего, шпалами - для старшего, и ромбами - для высшего. На флоте звания различались по нашивкам из галуна на обшлагах кителя.

Лишь в период Великой отечественной войны (1942-1943 гг.) была проведена общая унификация воинских званий и введены новые знаки различия - погоны.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №9»

История

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ВОЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ

Позднякова Екатерина Дмитриевна,7 «А»

Руководитель:

Борисова А. В. ,

учитель истории и обществознания

Абакан, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение..............................................................................................2

2.Глава 1. Дореволюционная форма.....................................................5

3. Глава 2. Эволюция отечественной формы послереволюционного времени....................................................................................................................14

4.Глава 3. История современной отечественной военной формы.....21

Заключение............................................................................................26

Библиографический список.................................................................27

ВВЕДЕНИЕ

Листая семейный альбом, мы обнаружили, что черно-белые фотографии прадедов и дедушек вызывают у нас трепет и восхищение. От чего возникают такие чувства? Их открытые лица, искренняя улыбка, внешняя родственная схожесть… Главное - все они одеты в военную форму!

Нас заинтересовало то, что военная форма выглядит по-разному. Фасон мундира прадедушки - солдата Царской Армии - отличается от мундиров дедушек, воевавших в Великую Отечественную Войну, и совсем не походит на военные костюмы родителей - офицеров Российской Армии. С чем связано такое отличие, откуда идет мода военного мундира?

С этим вопросом мы отправились в Хакасский национальный краеведческий музей имени Л. Р. Кызласова. И вот, что мы узнали:

С древних времен человечество ведет военные действия, защищая свои территории и завоевывая новые земли. Воины надевают определенный наряд - военную форму одежды. Изначально такая одежда служила для защиты жизненно важных органов от поражающих факторов, например, кольчуга защищала от стрел. С развитием военной техники военная форма претерпевает изменения. Кроме защитной и маскирующей военная форма постепенно становится практичной, комфортной, эстетичной и даже модной. Требования к современной военной форме достаточно высокие - одинаковая по стилю, покрою, цвету, строго регламентированная по внешнему виду, она указывает на принадлежность воина к тем или иным вооруженным силам.

Ввиду приближения юбилея Великой Победы очевидна становится актуальность представленной работы: необходимо подробнее узнать о героях войны, носивших военную форму. Считаем важным для развития патриотизма у современных подростков и зарождения чувства гордости за деяния героев своей страны, заинтересовать молодежь историей эволюции военной формы. Может быть они захотят больше узнать о своих родных, принявших участие в военных действиях, сами решат носить военную форму, защищать свой народ и Родину. Также хочется отметить, что полученная информация в процессе исследования пригодится мне в жизни: я обязательно постараюсь передать ее своим потомкам.

Цель исследования : изучить историю эволюции отечественной военной моды и проанализировать изменения деталей отечественной военной формы на разных исторических этапах времени на основе исследования музейных экспонатов, данных научной литературы и фотографий семейного альбома.

Задачи :

Изучить музейные экспонаты по изучаемой теме,

Изучить принципы и факторы изменения военной формы,

Подробнее узнать судьбу родственников, носивших военную форму.

Рассмотреть фотографии из семейного архива автора исследования, относящиеся к теме работы.

Предмет исследования : военная история России.

Объект исследования : военная форма на разных временных этапах отечественной истории.

Военной формой или униформой называется одежда военнослужащих, обязательная для ношения в вооружённых силах страны и иных формированиях, состоящих на государственной службе. Военная форма в различных вариациях известна с древнейших времён у разных народов и цивилизаций .

Эволюция отечественной военной формы происходила на всех этапах существования России в зависимости от самых разных причин: от личных пристрастий руководителей страны, от модных тенденций и практических соображений. Во всех тонкостях изменений военной формы нам и предстоит разобраться в своем исследовании!

ГЛАВА 1. ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ФОРМА

История военной моды начинается с древних времен.Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в армиях в XVII веке. Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных встречаются и в более ранее время. Изучая экспонаты музея, находим реконструкцию Древнетюркского воина рубеж I -II тыс.н.э.

Мужчина - воин одет в кольчугу, закрывающие спину, грудь и плечи, шлем, защищающий голову и лицо, обязательный атрибут - щит, закрывающий фронтальную часть туловища.

На этом стенде мы изучили предметы одежды и вооружения кыргызского воина XVI-XVII в.в. Экспонаты неплохо сохранились до наших дней, потому что изготовлены из металла. Основная функция этих костюмов – это защита жизненно важных органов от поражающих факторов – копья и стрелы. Об эстетической стороне мы не можем судить, возможно, в те времена мужчина в таких доспехах считался эталоном моды и стиля, пусть слегка неповоротливым и громоздким. Главное, он мог защитить себя и свою землю.

Нами были изучены экспонаты Хакасского национального краеведческого музея имени Л Р. Кызласова, касающиеся военной формы, но полная экспозиция военного костюма находиться в архивах и будет показана только к 9 мая. К сожалению, доступ в архивы закрыт. Чтобы узнать больше о военной моде, я обратилась в интернет музей Военной формы в Подмосковье. И вот, что мы узнали:

Форма, фасон и материал военной одежды до XVII века остается почти неизменным. Мы видим, как меняется одежда с изобретением стрелкового оружия и пороха. Порох изобрели в XII веке, но в военной промышленности стали использовать только в XVII в. Поэтому с XVII века военная форма претерпевает значительные изменения.

Доспехи воина VII -IX в. н. э.

Поместное войско стрелков XVI века.

Доспехи царя Алексея Михайловича XVII в.

Важно отметить, что замена традиционной для Руси одежды в армии на европейскую также, как и запрет носить дворянам иные виды костюма, кроме европейского находились в ряду реформ Петра I, которые носили определенный знаковый характер.

Период правления Павла и Павловичей называют временем расцвета в России систематизации военного мундира. Если Петр I явился зачинателем унификации одежды для военных, не успев, правда, ее закончить из-за войны со шведами, то весь XVIII век русская военная форма изменялась согласно им заложенным канонам. Помним приверженность Павла I прусским традициям униформы, но также нельзя забывать, что Петр I, в том числе, заимствовал образцы военного обмундирования у германцев для привнесения их в русскую армию. Речь, в первую очередь, идет о Саксонцах, которые были союзниками Российской империи в Северной войне. Можно заметить, что в данный период одним из преобладающих цветов являлся красный, который был цветом мундиров саксонских солдат.

После взашествия на трон нового императора Александра I "погончики и петлички" снова становятся неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на то, что покрой мундира изменился, его суть оставалась "павловская". Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится уже неотъемлемой частью жизни русского общества. Это можно объяснить вполне просто: русские императоры были прежде всего людьми военными, получавшими военное воспитание и образование. Армия была для них с детва идеалом. Даже среди статских чиновников империи трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не носило бы офицерского мундира. С одной стороны, причина этому лежала в беспрерывных войнах, которые вела Россия в тот период времени, с другой стороны - в том, что форма постепенно становится обязательной в том числе и для гражданских ведомств.

К началу 30-х гг. XIX века завершилась унификация военного мундира. Уже не существует каких-либо различий в правилах его ношения. Основным цветом николаевских солдат становится темно-зеленый мундир с красной отделкой. После 50-х гг. унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II проведет кардинальные изменения именно в военной сфере − начнет с изменения покроя мундира в 1855 г. во всей армии, а закончит проведением закона о всеобщей воинской повинности, вместе с этим параллельно еще раз поменяв внешний вид военного мундира.

Александр III, известный как царь-миротворец, не приветствовал ведение войн, и он ввел военную форму, которая соответствовала бы его эстетическим вкусам − однообразную и скромную, которая, как думал император, брала свои корни в одежде народной. Этот скромный “народный” стиль преобладал в одежде российской армии до 1907г., когда под влиянием поражения в русско-японской войне правительство пыталось поднять боевой дух армии введением новой военной формы. Новые образцы отличались соединением разных типов мундиров, которые использовались в русской армии с 1812 по 1881гг. При всем этом, кроме парадной яркой формы вводилась еще и форма полевая, защитного цвета, которая была едина для всех родов войск. В 1913г.была произведена последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за начала Первой Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована .

Рядовой Киевского гусарского полка в парадной форме, 1845-1855


.



Музей военной формы в Подмосковье

Изучая военную форму дореволюционного периода, мы решили обратиться к семейному архиву абаканской семьи Поздняковых.

Эта фотография 1910 года – единственный снимок прадеда автора представленной работы! Семья Поздняковых этим снимком очень дорожит, так как в тридцатые годы прошлого столетия прадедушку репрессировали и забрали все имущество. Чудом сохранилась эта фотография. На снимке прадеду автора исследования, Жолобову Никандру Галактионовичу, всего 20 лет. На снимке он справа, одет в военную форму Царской Армии. Видно, что три товарища вместе служат в одних войсках, запечатлены в радостный момент, возможно, они пели под гармонь. У всех троих улыбки на лицах, бравый вид, сапоги начищены до блеска … Разве могли они предположить, что именно такими их запомнят правнуки.

Невольно понимаешь, что военная форма и погоны накладывают определенную ответственность, подвигают на поступки и даже подвиги, меняют образ жизни…

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ВРЕМЕНИ

Впервые после революции 1917 года в Красной Армии вводятся общая для всех военнослужащих форма одежды и единые знаки различия для командного состава в 1919 году. Приказом номер 116 от 16 января 1919 года РВСР ввел нарукавные знаки различия командного состава: для младшего комсостава − под красной звездой красные суконные треугольники, для среднего − квадраты и для старшего − ромбы и петлицы с расцветкой по родам войск.


Музей военной формы в Подмосковье

Разноцветная форма XVIII -XIX веков канула в лето. Вскоре на смену прошлому "разноцветью" пришла практически однообразная советская форма: приказом от 8 апреля 1919 года были утверждены первые образцы обмундирования: шлем, пехотная и кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди из цветного сукна по роду войск, кожаные лапти и летняя рубаха с тремя полосками сукна на груди цветом по роду войск .

В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы. На петлицах крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для высшего командного состава - ромбы, старшего - прямоугольники, среднего - квадраты и младшего - треугольники. У красноармейцев на петлицах указывались номера полков .

Единая система воинских званий в армии для всего командного и начальствующего состава была введена в 19433 году, тогда же были введены и погоны. Таким образом советская военная форма приобретает современный вид.

Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь частичные изменения .


Музей военной формы в Подмосковье


Одежда главнокомандующего парадом Победы 1945г.

Для более детального ознакомления с особенностями военной формы послереволюционного времени мы вновь обратились к архиву семьи Поздняковых.

На представленных ниже пожелтевших фотографиях времен Великой Отечественной войны изображен двоюродный дедушка автора исследования − Чугунов Алексей Ермилович. Фасон военной формы достаточно прост и практичен. Интересны брюки галифе, суженные от колен и значительно расширенные на бедрах. В таких брюках не только удобно сапоги носить, но и на коня садиться.

Подробную судьбу дедушки мы смогли узнать от его дочери, тети автора исследования, живущей в Москве. Алексей Ермилович родился в 1925году в Сибири. Когда началась война, ему было 16 лет. С ноября 1941 года по январь 1943 года дедушка был командиром партизанского отряда под городом Рузой (Подмосковье)

С января 1943г. по сентябрь 1943г. – курсант пулеметного полка.

С 1943 года – командир отделения 17/20 зенитно-артиллерийского полка первого танкового корпуса Брянский, затем первый Прибалтийский фронт, с 1945г. – Белорусский фронт.

Победу встретил в Кёниксберге и сразу же был переброшен на восток на Русско-японскую войну, затем служил на Чукотке. После войны Алексей Ермилович работал первым секретарем обкома партии в Рузе, затем в Москве. Умер в 1999 году, похоронен в Москве. Его военная форма и награды являются экспонатами краеведческого музея в городе Рузе.

На этой фотографии изображены прадедушка с прабабушкой автора исследования в форме образца времен Великой Отечественной войны: Уржунцев Василий Маркелович (1920-1986гг) и Уржунцева Евдокия Георгиевна (1924-1997гг) вместе служили в годы Великой Отечественной войны в десятой Воздушной Армии, после войны поженились и прожили долгую и счастливую жизнь. Похоронены в г. Макеевка Донецкой области.


На данных фотография из архива семьи Поздняковых изображен двоюродный дедушка автора работы − Абросимов Иван Васильевич 1920-1996 гг. Служил в пехотных войсках на Ленинградском фронте. Был ранен, похоронен в поселке Копьево Ордженекидзевского района республики Хакасия. В его гардеробе мы видим неизменный атрибут военной формы пприода русской зимы− шапку- ушанку и валенки.

Первое заметное изменение военной формы произошло уже только в 1955 году, когда были отменены цветные канты на полевых погонах сержантов и солдат. Вводятся эмблемы родов войск зеленого цвета, размещавшиеся чуть ниже пуговицы, а не в центре погона. Из-за этого нашивки по званиям сместились чуть ниже по погону. Единые красные нашивки сменили цвет бордо и коричневый.

"Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-белого) для всех остальных также несколько сместились вниз" . Важно то, что с с ликвидацией кавалерии как рода войск были отменены синие погоны.

С введением в 1970 г. новой формы одежды для солдат, сержантов и курсантов было оставлено всего три основных цвета погон: для мотострелков и как общевойсковой − алый; для авиации и ВДВ − голубой; для всех остальных родов войск − черный. Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов военных училищ. Погоны и петлицы на на всей форме солдат и сержантов без исключений стали цветные с нашивками золотистого цвета. Погоны цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и сержантской форме.




ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ФОРМЫ

С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России № 466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о введении формы одежды и знаков различия Российской Армии .

Но в целом, еще долгое время в армии можно было встретить смесь старого и нового: если к 2000 году офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, то в большей степени сержанты и солдаты все еще носят знаки Советской Армии. Так, например, на погонах советского образца с литерами "СА" можно было увидеть новые сержантские знаки различия. Или же, напротив, на погонах нового образца советские сержантские нашивки.

На этих фотографиях 1992 года из семейного архива семьи Поздняковых изображены родители автора в полевой и повседневной форме курсантов. Из их рассказов можно узнать, с каким волнением и трепетом они впервые надевали военную форму. Ведь надев форму и погоны, становишься ответственным за свой народ и Родину.

Удивительно, но военная форма нравится не только представителям сильного пола. На фотографиях, редаставленных выше, изображена мама автора исследования в 1993 году. По ее рассказам, привлекательность военной формы также кроется в том, что форма даже скрывает дефекты фигуры, придавая стройность и элегантность. Девчата в военной форме на улицах Томска ловили на себе восхищенные взгляды прохожих. От молодых людей, желающих познакомиться, не было прохода. Некоторым военная форма даже помогла устроить личную жизнь – вот еще одно из преимуществ военной формы!

На этой фотографии изображен папа автора представленной работы во время сдачи зачета по физкультуре. На нем полевая военная форма офицера Российской Армии. Камуфлированная расцветка позволяет идеально маскироваться в условиях боя, хлопковая основа ткани выполняет функцию терморегуляции при значительных физических нагрузках, свободный покрой не препятствует активным движениям, а множество карманов делают форму удобной и стильной. Горловина, манжеты рукавов и штанов плотно прилегают к телу, защищая от укусов клещей, комаров, змей.

Удобная обувь из натуральной кожи на шнуровке с высокой голяшкой в виде берц позволяет свободно перемещаться в любых климатических и географических условиях при любых физических нагрузках. Голова защищена камуфлированной кепкой на хлопковой основе с козырьком и опускающимися ушками.

У этой военной формы нет недостатков. Она многофункциональна, практична, комфортна, выполняет защитную и маскирующую функции. Не случайно, современные дизайнеры используют этот стиль в современной одежде, назвав его милитари.

В семейном архиве также были найдены фотографии, на которых представлены модели парадных военных мундиров родителей автора исследования:

На этом снимке папа с сослуживцами после парада Победы 9 мая 2008 года. Мы видим парадный костюм офицера Российской Армии. Он украшен аксельбантом, золотым цветом погон и пуговиц, подчеркивающих торжественность момента.

На этом снимке родители автора работы изображены в парадной форме военно-морского флота в г. Североморске. У папы здесь нет аксельбантов, а присутствует кортик на ремне, нашивки на воротнике под золото в виде дубовых листьев (так называемые дубы). Парадная форма женщины-офицера не столь нарядна, отличается от повседневной лишь белым цветом рубашки. Мне кажется, моей маме она идет.

Так 9 мая 2014 года в военно-патриотической игре «Лазертак» автора исследования и его команду частично одели в военную форму. Бегать, прыгать, ползать удобно, комфортно, безопасно, даже грязи не видно!

На этом снимке мы с турклубом на Ергаках, почти у половины туристов элементы военной формы присутствуют в одежде, ведь в таких походах в одежде ценится практичность, удобство и безопасность. Не случайно стиль милитари так актуален в наше время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении истории русской армии и Российского государства в целом.

Изучая историю военной моды, мы узнали не только о фасонах, характеристиках, функциях военного мундира различных времен и народов, но и более подробно узнали о своих родственниках, носивших военную форму, воевавших в Великую Отечественную войну. Ведь раньше, листая семейный альбом, нам просто нравилось смотреть на людей в военной форме. Сейчас мы знаю судьбы этих близких нам людей, наших предков. Ведь это они защищали нашу страну, сохранили мир и дали возможность нам родиться и жить под мирным небом. Постараюсь сохранить и передать память о них моим потомкам.

Удивительно, но готовя материал этой научно-исследовательской работы, автор исследования неожиданно написал стихотворение, которым мы и завершаем наше исследование:

Прадед завещал.

Пусть возраст невелик и нет седых волос,

Я помню о родных, кто мир стране принес!

Мой прадед воевал, Россию защищал

Я вижу, как отец судьбу свою связал

Отечеству служить и в детстве рассказал:

Твой прадед воевал, Россию защищал

Зачем же мы тогда все ссоримся, сосед?

Ведь на одной земле живем уж много лет.

Наш прадед воевал, Отчизну защищал

И я хочу прожить в безоблачной стране

И детям рассказать о страшной той войне,

Как прадед воевал, Россию защищал

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции.− Рязань, 2001. −С. 98.

2. Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. − Омск, 2000. −№1 − С. 44-53.

3. Дмитриев В.Д. Мужчина. Воин. Охотник.− РЭМ, Санкт-Петербург, 2014−С.12-19 .

4. Зенков Ю.В. Служить отчизне. −Калининград, 2000. −110 с.

5. Смирнов А. Солдат должен быть... украшен // Родина. − 1995. −№ 1 − С. 84-88.

12. [Электронный ресурс] : музей военной формы в Подмосковье

Архарова А.С. Патриотическое воспитание в воспитательной системе школы // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России. Тезисы докладов научно-практической конференции. − Рязань, 2001. − С. 98.

Груздов Е.В. Геральдика за семиотикой и символогией // Культурологические исследования в Сибири. −Омск, 2000. − №1 − С. 44-53.

На что способен военный мундир? Прежде всего, он должен сообщить нечто важное о своём владельце. Владелец мундира –член военной корпорации, и мундир, при помощи разных знаков. Сообщает нам о том месте, которое занимает в военной иерархии его носитель. Далее мундир сообщает нам, что облачённый в него человек обладает главными качествами, присущими этой корпорации – мужеством, дисциплиной и надёжностью, то есть теми качествами, которые традиционно считаются главными мужскими добродетелями.

История военного мундира в самом широком смысле, как история униформы, уходит вглубь веков.
Самой древней одеждой воинов были шкуры животных, причём, надевались эти шкуры с самой ясной целью – устрашить врага. Например, римская пехота поверх шлема надевала волчьи шкуры, а Ганнибал облачал свои войска в шкуры леопардов. На средневековых Балканах военные разведчики одевались в мех и перья, и до сих пор, например, на шотландских, ирландских и валлийских гвардейцах мы видим забавные медвежьи шапки. Собственно, шкуры зверей, надетые на воинов, можно считать и протокамуфляжем.

Знаки различия

До поры до времени военная форма говорила сама за себя – это были доспехи, а иногда на них имелись и знаки воинского различия. Например, доспехи средневекового самурая плотно переплетался шёлковыми и кожаными шнурами различных цветов. Эта шнуровка могла быть и одноцветной, и разноцветной, причём, довольно сложной, но главное –она индивидуализировала воина и обозначала его ранг. Это было важно по следующей причине: битвы самураев в Японии 10-13 веков во многом напоминали рыцарские сражения в средневековой Европе. Это были прежде всего поединки воинов-одиночек. Чем более знатный воин пал на поле боя, тем большую награду тот получал от своего господина. Так что с одной стороны отличительные шнурки –это знак родовой принадлежности и индивидуальной доблести, а с другой –нечто вроде ценника на военной ярмарке тщеславия.

Европейское единообразие

Военная форма 16 века

По мере развития военных технологий и изменения военной тактики наметились и серьёзные перемены в воинских облачениях. Ко второй половине 16 века армейская одежда в Европе стала меняться и приходить к единообразию. Индивидуальный подход к экипировке стал вытесняться требованиями униформизма. Дисциплина, муштра и другие формальные процедуры, присущие европейскому обществу нового времени делали своё дело.

Пехота стала одеваться довольно просто, а вот остальные рода войск получили собственные виды формы. В 17 веке стали распространяться различные воинские украшения – галуны, ленты, розетки и пуговицы. Высший армейский шик являли собой офицеры. Их красочные ленты и шарфы говорили об удали и власти. По мнению одного историка, эта смесь изысканности с грубой реальностью войны стала образцом для мужской моды в середине 17 века.

Массовое производство военного снаряжения началось во время тридцатилетней войны 1618 – 1648 годов. Эта общеевропейская война стала мощным стимулом к стандартизации воинского костюма. В результате этой войны в главном выигрыше осталась Франция, и в дальнейшем именно эта страна сыграла ключевую роль в развитии европейской военной моды.

Как выглядели военные 17 века

С 1670-х годов европейские солдаты стали носить французские длинные шерстяные мундиры – камзолы белые, красные или синие. Эти камзолы, или полукафтаны украшались разноцветными обшлагами, воротниками и отворотами. К числу знаковых военных украшений относились также галуны, шнуры, пуговицы и вышивка. Всё это задавало основное направление в военной моде тех лет, а поскольку воинский тип почитался идеалом для мужчины, то все эти армейские аксессуары стали популярны и в гражданской моде. Военная форма по-своему созидала гражданское общество. Армейский наряд символизировал дисциплинированность, авторитет, надёжность и упорядоченность, а эти качества полностью соответствовали требованиям европейского государства нового времени –так называемого регулярного государства. «Индивидуальная сила, понятливость и покорность людей превращаются. Благодаря форме, в коллективную мощь», — отмечал известный французский историк моды Даниэль Рож. Отставные военные часто продолжали носить свою форму в мирной жизни, поскольку она помогала им в гражданской карьере. Военная форма на человеке говорила и о его взглядах, и о привычках, а также влияла на поведение, осанку и умение держаться в обществе. Военная форма строила и рассчитывала культуру повседневности. Само по себе военное обмундирование требовало соблюдения определённого этикета и тщательного ухода. Держа равнение на военную форму, штатское платье также потребовало от своих носителей заботы и порядка. В результате мы видим, как прямо или косвенно военная форма к концу 17 века утвердилась в качестве эталона элегантности и стиля, а гражданская форма – придворная или чиновничья, стала всё больше походить на военную, но при этом не стоит думать, что гражданская форма становилась угрюмой и однообразной, напротив – следуя военным образцам, она была яркой и нарядной.

Форма времён Наполеона

Звёздный час военной формы пробил в эпоху наполеоновских войн. Именно тогда были созданы наиболее роскошные образцы военного платья – экстравагантного и с массой деталей. Офицеры заказывали себе платья у военных и статских портных, и щеголяли друг перед другом. Мундир наиболее точно передаёт дух времени той Европы, которая родилась из потрясений французской революции и наполеоновских войн. И хотя в военной моде шла всеобщая стандартизация и борьба с индивидуальными прихотями, ВИП-персоны того времени могли позволять себе немыслимые излишества.

Легендарный наполеоновский маршал Иоахим Мюрат заказал для своих войск вычурную форму –чёрную, с золотыми галунами, алыми брюками, поясом с золотыми пуговицами и и перьями цапли на кивере. Лошадей он одел в попоны из шкур пантеры с красными фестонами и золотой оторочкой. Сам же каждый день рядился в новую форму и выглядел порой как попугай.

Одеяние Наполеона также тяготело к униформе, но это был сверхэлитарный униформизм. Его знаменитый серый походный сундук был неповторим, и говорил об аскетичной богоизбранности. Следуя исторической правде, этот знаменитый сюртук превращает в особую примету зловредного корсиканца Лев Толстой в нетленном романе «Война и мир». Вот такую примечательную сцену наблюдает Толстой при начале русского похода французского императора:

«Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали «Vive l’empereur!» На лицах этих людей было общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода, и восторга, и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.»

Военная форма на Руси XVII века

1. Пеший жилец XVI - XVII века.

2. Рында XVI - XVII столетия.

3. Стрелец начала XVII века.

4. Офицер стрелецкого полка середины XVII столетия.

Военная форма во времена Петра Великого

1. Солдат-наёмник иноземного полка

2. Бомбардир войска Петра Великого

3. Офицер Гренадерского полка Петра Великого

Военная форма XVIII века

1. Офицер пехотного полка (период правления Анны Иоанновны, 1732-1742 годы).

2. Офицер гусарского полка (период правления Екатерины II, 1776-1782 годы).

3. Гренадер мушкетерского полка (период монархии Павла I, 1797-1801 годы).

4. Офицер егерского полка (период правления императора Павла I, 1796-1801 годы).

5. Карабинер времен правления Петра III.

6. Унтер-офицер, гусар лейб-гвардии Павла I.

7. Рядовой кирасир

8. Флейтщик Преображенского полка

Военная форма XIX века

1. Унтер-офицер мушкетерского полка (1802-1803)

2. Рядовой кирасирского полка (1813-1814)

3. Матрос гвардейского экипажа (1826-1856)

4. Рядовой лейб-гвардии Преображенского полка (1826-1856)

5. Трубач лейб-гвардии Драгунского полка.

6. Обер-офицер лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.

7. Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка.

8. Обер-офицер армейских пехотных полков.

9. Обер-офицер армейских драгунских полков.

10. Обер-офицер армейских уланских полков.

11. Подхорунжий лейб-гвардии Казачьего полка.

12. Рядовой армейских пехотных полков.

Военная форма Красной армии

1. Красноармеец и командир (1919)

2. Красноармеец и командир (1922)

3. Красноармеец и командир (1924)

Военная форма Советской армии

1. Зимняя повседневная одежда начальствующего состава (1934)

2. Ковалерия и конная артеллерия (1934)

1. Военная форма Советской армии (1940)

2. Одежда военных строителей (1973)

3. Летняя форма одежды старшин, сержантов и солдат (1986)

Военная форма Армии РФ

1. Форма образца 1990-2000х

2. Образец презентации 2012 года