Подлодка летучий голландец. Актеры "Секретного фарватера": как сложилась их судьба

Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика, с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера - среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто и безысходно: они повстречались с "Летучим голландцем".

Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм.Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.

С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, - прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из утопленников, причем чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.

Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие - Ван Страатеном, третьи - просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: "Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!" Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

11 июля 1881 г. в судовом журнале фрегата военно-морского флота Великобритании «Бакканте», который огибал мыс Доброй Надежды, появилась запись: «Во время ночной вахты наш траверз пересек «Летучий голландец». Сначала появился странный красноватый свет, исходивший от корабля-призрака, и на фоне этого свечения четко вырисовывались мачты, снасти и паруса брига». На следующее утро впередсмотрящий, первым заметивший корабль-призрак, сорвался с мачты и разбился насмерть. Позднее внезапно заболел и умер командир эскадры.

За последние 400 лет «Летучий голландец» видели много раз. Встречи с ним наиболее часто происходят южнее мыса Доброй Надежды.

Окрашенный в черный цвет и ярко освещенный, корабль всегда идет с гордо поднятыми парусами, даже в самую свирепую погоду. Временами оттуда раздается голос, но люди опытные не отвечают на вопросы таинственного призрака, ибо знают: за этим обязательно последует несчастье. Некоторые моряки убеждены, что достаточно просто посмотреть на корабль, чтобы найти свою смерть при кораблекрушении.

Даже экипажи немецких подводных лодок в годы Второй мировой войны испытывали страх перед «Голландцем», которого много раз видели к востоку от Суэца. Адмирал Карл Дениц писал в своих донесениях в Берлин: «Матросы говорили, что они предпочли бы встретиться с силами Союзного флота в Северной Атлантике, чем испытать ужас повторной встречи с фантомом».

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.

Корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.

Ранним солнечным утром 1850 года судно "Морская птица" появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы = все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем.

Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: "Вышли на траверз рифа Брентон". Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.

Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.

Другое объяснение - инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук - это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность "голоса моря" достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку...

В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода "Пиккубен" заметили трехмачтовый парусник "Эбий Эсс Харт". На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.

Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням - это верно, но ведь и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.

В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода "Джонсонс" поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полустертые слова "Малборо". Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно- призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что "Малборо" в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.

Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец - всего лишь миф? Кто знает…

Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о "Летучем голландце" забавным происшествием из недавнего прошлого.

В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же вовсю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про... "Летучий голландец". При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, "поймав" ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с "Летучим голландцем" заканчивается так же благополучно.

Больше тридцати лет тому на телевизионные экраны Советского Союза вышел многосерийный фильм «Секретный фарватер». Актеры и роли, ими сыгранные, даже сегодня не теряют своей популярности. Снят он был режиссером Вадимом Костроменко на основе романа Леонида Платова.

Сюжет «Секретного фарватера»

Время действия картины состоит из двух отрезков: 1944 год и 1952 год. Командир торпедного катера Борис Шубин во время выполнения боевой задачи в Балтийском море замечает неизвестную подводную лодку без опознавательных знаков. Позже эта самая лодка - «Летучий голландец» - спасает Шубина, когда самолет, на котором он летел, был сбит. Отлично владея немецким языком, капитан выдает себя за летчика из Финляндии и входит в доверие к членам команды.

Внимательно вслушиваясь в разговоры, которые велись на субмарине, Борис понимает, что «Летучий голландец» выполняет секретные задания главных руководителей фашистской Германии. Шубин узнает об их ужасных планах относительно начала третьей мировой войны. При первой возможности капитан сбегает, чтобы доложить руководству и помешать осуществиться вражеским планам.

Как снимался фильм «Секретный фарватер»

Для съемок о подводной субмарине съемочная бригада решила использовать макет подводной лодки. Все сцены должны были сниматься в специально построенном на Одесской киностудии бассейне. Однако после того, как режиссер киноленты увидел воочию погружение настоящей подводной лодки, ни о каких макетах не было разговора.

Министерство обороны представило бесплатно все корабли, самолеты, орудия, подводные лодки - весь реквизит, который был необходим для создания картины. Сцены под водой снимались в Черном море. Съемки подводной лодки происходили в Одессе. Кроме того, они проводились и в Ленинграде, и на Балтийском море. Несмотря на обширную географию съемок, актеры «Секретного фарватера» и съемочная бригада создали фильм за семь месяцев.

Юнга Шурка Ластиков

Одного из главных героев - мальчишку, усыновленного моряками, Шурку Ластикова - сыграл Богатырев Вячеслав Михайлович. Родился он 27 мая 1972 года. В возрасте четырнадцати лет он снялся в своем первом и единственном фильме «Секретный фарватер». После завершения съемок у Вячеслава умирает мама. Он остается с отцом и двумя братьями.

Жизнь Славы Богатырева была посвящена морю. Известно, что во время несения службы к нему обратился режиссер Севастопольской киностудии с предложением сняться в кино в роли сына конюха. На что был получен категорический отказ: «Я свой выбор сделал - море!».

Сложно представить себе, как бы сложилась судьба Вячеслава Михайловича, если бы ему предложили сняться в фильме на морскую тематику. Окончив военную службу, Вячеслав остался с морем, нанявшись матросом на гражданские суда. 16 марта 2001 года жизнь актера «Секретного фарватера» - юнги Шурки Ластикова - трагически обрывается.

Капитан подводной лодки Борис Шубин

25 сентября 1958 года в красивом грузинском городе Сухуми в семье воспитательницы Валентины Петровны и машиниста Владимира Васильевича появился на свет Анатолий Котенев. Детство будущего актера прошли в городе Невынномысске Ставропольского края. Мечтая в детстве о море, небе, юный Толя неожиданно для себя открыл театр. Его первые пробы в роли артиста состоялись в городском Доме культуры.

Еще будучи студентом в школе-студии МХАТ, Котенев начал получать предложения о съемках в фильмах. Дебют будущего капитана подводной лодки состоялся в киноленте «Неизвестный солдат». В 1986 году начались съемки многосерийного телевизионного фильма «Секретный фарватер». В этом фильме Анатолий Владимирович сыграл свою любимую роль. Военная служба и работа в театре помогли актеру ярко воплотить роль командира торпедного катера.

После съемок артист снимается еще в нескольких фильмах, женится, переезжает в Белоруссию. После развала Советского Союза Анатолий возвращается в Москву, где успешно снимается до сегодняшнего дня. В его активе более ста десяти сыгранных ролей.

Жена капитана - Виктория Мезенцева

Лариса Андреевна Гузеева сыграла роль женщины, которую любит капитан Борис Шубин. Актриса родилась 23 мая 1959 года. Родного отца Лариса Андреевна не знала. Воспитанием будущего метеоролога Виктории Мезенцовой занималась мать и отчим, которые держали девочку в ежовых рукавицах. Несмотря на такое строгое воспитание, Лариса мечтает стать актрисой. После школы она поступает в Ленинградский театральный институт. Известной и популярной артистка стала после главной роли в «Жестоком романсе».

После проб на роль метеоролога режиссер не захотел, чтобы на это место пробовались другие актеры в фильм «Секретный фарватер». И роли были в нем разные, но только Ларису он видел возлюбленной женщиной капитана Шубина. Гузеева в образе Виктории Мезенцевой в киноленте очень правдоподобно и искренне сыграла женщину военных лет. Во время такого тяжелого испытания ей довелось испытать любовь. Трагическая гибель Виктории очень поразила всех зрителей и тронула до глубины души.

Интересные факты про фильм «Секретный фарватер»

Для съемок в фильме использовалась советская дизель-электрическая подлодка С-376, которая была построена в пятидесятых годах двадцатого века. В киноленте таинственная немецкая подводная лодка является субмариной U-127, о чем свидетельствуют номера на столовых приборах. Действие фильма происходит в 1944 году, а реальная лодка U-127 погибла в 1941 году.

Имя командира немецкой подводной лодки - Герхард фон Цвишен. Дословный перевод обозначает «Герхард из ниоткуда».

В оригинальном произведении нет близких отношений между командиром Борисом Шубиным и метеорологом Викторией Мезенцевой. Но для отображения настоящих чувств сценаристы добавили в фильм эту сюжетную линию.

Актеры «Секретного фарватера» очень достоверно и правдоподобно передали содержание книги Леонида Платова. Благодаря режиссерскому и операторскому таланту фильм покорил широчайшую аудиторию всех возрастов и поколений.

7.00 "Секретный фарватер" - замечательный советский художественный фильм в 4-сериях про таинственную немецкую подлодку "Летучий голландец". Всем кто не смотрел - смотреть.
Действие происходит в годы в годы Великой Отечественной войны на Балтийском флоте и в послевоенное время. Во время выполнения боевой задачи командир торпедного катера Борис Шубин обнаруживает секретный фарватер для немецкой подводной лодки, которая должна пройти по нему ночью в надводном положении. Шубин решает продолжить наблюдение за фарватером, его ожидания подтверждаются - на следующий день между островами всплывает подводная лодка без опознавательных знаков . Она немецкая, слышен разговор немецких офицеров. Подлодка называется "Летучий голландец", а экипаж её выполняет сверхсекретные задания для высшего командования Третьего Рейха.

По возвращению Борис Шубин решает как можно больше разузнать об этой секретной подводной лодке, в этом ему помогает освобожденный из концлагеря английский моряк Нейла, он видел эту немецкую субмарину у берегов Бразилии. Пока Борис Шубин еще даже не предполагает, что вскоре сам окажется на "Летучем голландце".

Секретный фарватер. 1 серия

Секретный фарватер. 2 серия

Секретный фарватер. 3 серия

Секретный фарватер. 4 серия


Год: 1986
Страна: СССР
Режиссер: Вадим Костроменко
Жанры Фильма: приключения, военный
В ролях снимались: Анатолий Котенёв Лариса Гузеева Сергей Быстрицкий Леонид Трутнев Владимир Наумцев Валерий Юрченко Улдис Думпис Станислав Рий Видас Пяткявичюс Арунас Сторпирстис

Занимательные факты о фильме:

  • Взрослого Шурку Ластикова, воспитанника главного героя, играет Сергей Быстрицкий, который всего на пять лет младше исполнителя главной роли Анатолия Котенева.
  • Номера, выбитые на посуде, которой пользовались на борту «Летучего голландца», указывают, что под таинственной подводной лодкой авторы картины подразумевали лодку U-127, однако на самом деле эта подводная лодка погибла еще в 1941 году и не могла быть участницей описываемых событий.
  • В роли торпедных катеров выступили речные сторожевые артиллерийские бронекатера «Шмель». С них была демонтирована система залпового огня, и на ее место установлены муляжи трубчатых торпедных аппаратов.
  • В имени командира «Летучего голландца» скрыта аллюзия на знаменитый роман Жюля Верна о капитане Немо «Двадцать тысяч лье под водой». Герхард фон Цвишен в переводе с немецкого означает «Герхард из между», что представляет собой аналогию имени капитан «Никто».
  • Во времена Советского Союза фильм всегда показывали во время летних каникул.
  • Это была четвертая картина актера Анатолия Котенева на тот момент, во всех он исполнял роли военных.
  • Некоторые эпизоды биографии книжного героя Шурки Ластикова (закрытие пробоины радиатора своим телом и медаль Ушакова среди наград) почерпнуты из реальной жизни выпускника Соловецкой школы юнг А. Ф. Ковалёва (Рабиновича).
  • В фильме в роли U-127 «Летучего голландца» выступает советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 613.
  • Во 2-й серии Совинформбюро сообщает по радио: «Войска Карельского фронта, продолжая наступление из района Петсамо (Печенга), вышли к государственной границе СССР с Норвегией». Граница СССР с Норвегией была установлена в 1947 году в результате передачи Финляндией Советскому Союзу территории, разделявшей эти страны.
  • В конце 4-й серии Шубин быстро конвоирует нарушителя по берегу к вёсельной лодке, при этом из кармана последнего выпадает кассета магнитной проволоки - одна из тех, что он забрал в сейфе подземной базы. Таким образом, советским властям попадают не все аудио-записи.
  • У диверсанта прибывшего на остров в качестве оружия используется спортивный пистолет Марголина, производства СССР.

Приветствую, ув. коллеги!
Сегодняшняя заметка будет посвящена разгону тумана над историей подлодки U534.
Не знаю станет ли для вас это новостью, но похоже, благодаря стараниям различных мистификаторов, самыми известными немецкими субмаринами давно стали U997 и U530. Их "слава" давно уже затмила U9 Веддигена, U47 Прина и U99 Кречмера. Чего только 977-й и 530-й не приписывают различные "мастера пера" от журналистики. То они фюрера в Аргентину возят, то в Антарктиду и на счету каждой не одно секретное задание, назначение которых и сами авторы этих "рассказов" толком объяснить не могут. Фантазии не хватает. Однако эту пару лодок стремительно догоняет по количеству легенд, которыми он "обрастает" все снова и снова, еще один "летучий голландец" - U534. "Зерна" мистификации в отношении этой лодки были брошены в плодовитую "почву" фантазии на Западе, но они успешно проросли и у нас, так как образ "Летучего голландца" из "Секретного фарватера" прочно вжился в умы наших "любителей" истории.

Итак, согласно Веденееву, U534 находилась в апреле в Атлантике, откуда её отозвали в Киль.

Цитата:
"В конце апреля 1945 года, когда исход войны давно стал предельно ясен, капитан немецкой подводной лодки U-534 Герберт Ноллау получил по радио шифрованный приказ срочно прибыть в Киль — главную базу военно-морского флота гитлеровской Германии.

Ноллау был опытным моряком и дисциплинированным офицером, воспитанным в духе лучших традиций немецкого подводного флота, которые старательно прививал своим подчинённым адмирал Дёниц, прозванный подводниками «папаша Карл». Подводная лодка U-534 показала себя хорошим боевым кораблём, и капитан хотел сохранить её, поэтому делал большие переходы преимущественно по ночам — над Атлантикой, где находилась подводная лодка, господствовала дальняя авиация англичан и американцев, старательно выискивавших немецкие корабли. Времена, когда люфтваффе навязывало противнику свою волю, давно и безвозвратно миновали.

До Киля субмарине удалось дойти вполне благополучно, и Ноллау уже вздохнул с облегчением — честно говоря, болтаться в море при такой обстановке не слишком приятно. С другой стороны, стоять у пирса в Германии, уже более чем наполовину оккупированной войсками стран антигитлеровской коалиции, — тоже не самый лучший вариант. Особенно, если учитывать жуткие бомбёжки американцев, старавшихся смести бомбами с лица земли всё, что лежало далеко внизу под крыльями их «летающих крепостей». (с)

Изложенное выше на поверку не выдерживает никакой критики.
U534 под командованием Ноллау вышла в свой первый боевой поход утром 27 апреля 1944 из Киля. Через три дня она прибыла в Кристиансанд (Норвегия), где задержалась на день для пополнения запаса топлива. 6 мая она пришла в Берген (Норвегия) и задержалась там на 2 суток из-за поломки дизеля. После ухода из Бергена лодка отправилась в Северную Атлантику, где согласно приказу она должна была наблюдать за погодой и передавать данные о погоде в штаб. 26 мая Ноллау отправил первое сообщение с метеосводкой. 20 июня второе. 13 июля третье и последнее. 20 июля лодка должна была начать возвращение на базу в Бордо (Франция). U534 пришла в Бордо 13 августа совместно с U857 и 437, выдержав несколько нападений самолетов ПЛО союзников на подходах к базе. С 14 по 24 августа лодка проходила ремонт на верфи.

В эти дни войска союзников подходили к Бордо и 25 августа U534 вместе с U857 и 437 ушли из Франции, став таким образом последними немецкими лодками, покинувшими Бордо. Переход в Норвегию под "шнорхелем" занял у Ноллау 2 месяца - U534 пришла в Кристиансанд рано утром 24 октября 1944. На следующий день в темное время суток 534-я совместно с U518, 714 и 245 начала переход на Балтику. 28 октября Ноллау прибыл во Фленсбург. 1 ноября лодка покинула Фленсбург и перешла в Штеттин, где встала на верфь на ремонт, который продолжался до 28 апреля 1945. 29 апреля 534-я перешла из Штеттина в Киль.

После знакомства с реальной историей походов и перемещений лодки Ноллау в 1944 году, "вздох облегчения" Ноллау от В. Веденеева воспринимается просто с улыбкой, так как очевидно, что возвращение U534 из Атлантики в Киль представляется не более, чем выдумкой. Пока В. Веднеев "мурыжил" U534 в Атлантике длинными переходами, она в реальности проходила ремонт на "Oderwerke AG" в Штеттине.

Хотелось бы отметить на сколько автор этой истории разбирается в том, о чем он пишет.
"Капитан подводной лодки" звучит так же нелепо, как "начальник пехотного полка". Но оставлю это на совести автора, как и многое другое, раз ему не известно, что боевыми кораблями командуют не капитаны, а командиры.

Цитата:
"Машины подогнали ближе к пирсу, и матросы начали сгружать с них одинаковые по
размеру, герметически закрытые алюминиевые ящики. Груз оказался
достаточно габаритным, и его размещение в отсеках субмарины потребовало
усилий. Помощник насчитал при погрузке около дюжины таких ящиков, но за
давностью лет не может ручаться, все ли он заметил и упомнил?
Характерно, что одинаковые ящики имели различный вес: некоторые казались
довольно лёгкими, а с другими с большим трудом управлялись по несколько
дюжих матросов
." (с)

Но как и в случае с "приходом" лодки в Киль из Атлантики, все цитируемое совершенно не соответствует реальности. Лодка Ноллау после прихода в Киль провела там не более суток, после чего 2 мая встала на якорь в проливе Эресунн на рейде датского города Хельсингор вместе с U3523, 3017 и 3503. Лодки занимались передачей другу другу топлива и ожидали приказа о дальнейших действиях. Весьма очевидно, что не смотря на "правдоподобное"описание В.Веденеева, U534 в Киле не было и история о загрузке на неё каких-то ящиков автором выдумана. Более того, весьма трудно представить себе процесс загрузки по описанию В.Веденеева. Это очень интересный момент на который стоит обратит особое внимание. Честно говоря, я даже немного теряюсь в догадках, что знает автор о конструкции подводной лодки типа IX, раз он так одним махом "пера" разместил габаритные ящики в отсеках(!) лодки в течении часа! Смею напомнить, что в отсеки лодки можно было попасть через рубочный люк, расположенный на мостике, и три люка на верхней палубе: два торпедозагрузочных (по обе стороны рубки каждый) и люк камбуза, располагавшийся перед площадкой палубного орудия. Но по своим размерам, они были совершенно не приспособлены для загрузки чего-то габаритного! Для того, что бы разместить груз на лодке, ей необходимо посетить верфь, где и проводились подобные работы.

Далее Веденеев утверждает, что Ноллау предложили отпустить на берег весь экипаж, предложив ему на замену около 40 неизвестных личностей в комбинезонах и масках с утверждением, что это укомплектованный экипаж. Сам же Ноллау был весьма удивлен этим фактом и высказал предположение, что 40 человек экипажа ему много.

Цитата:
"
Капитан субмарины вскрыл новый конверт, прочёл приказ и остолбенел: ему
предписывалось срочно списать на берег весь свой экипаж и принять на
борт новый, который ему предоставят оберст и майор из абвера. Из всего
старого экипажа на борту должен остаться только он один — капитан
Ноллау...
— Их около сорока человек, герр оберст, — обратился
капитан Ноллау к абверовскому полковнику. — Моя субмарина не нуждается в
столь многочисленном экипаже. И вообще, есть ли среди них моряки, в том
числе опытные подводники? Нужны штурман, первый помощник, акустики,
торпедные машинисты, мотористы, рулевые…
— Экипаж полностью укомплектован, — подняв руку, прервал его оберст. — Остальные люди — ваши пассажиры. Выполняйте прика
з! " (с)

Все это вызывает изумление. Подобные действия с заменой всего экипажа вероятно должны были по мнению автора создать ауру таинственности и вызвать у читателей дополнительные убеждения в секретности миссии U534. Однако, разумеется, на лодке никто экипаж не менял, так как к этому не было никаких предпосылок. Стандартная комплектация экипажа лодки типа IXC-40 составляла 48 человек. Кажется автор об этом и не подозревал. Таким образом он собирался отправить в воды Арктики лодку с неукомплектованным экипажем, да еще и с командиром, который не знал район предстоящего плавания..

Ну и последним на что стоит обратить внимание у В.Веденеева, это приказ, который якобы получил Ноллау от загадочных людей из абвера.

Цитата:
"К немалому изумлению капитана Ноллау и
его первого помощника вскрытый пакет содержал приказ U-534 следовать… к
берегам советского Заполярья, в море Лаптевых, с промежуточным заходом
на секретные базы, расположенные во фьордах Норвегии. Подводники ожидали
приказа следовать курсом куда-нибудь в Латинскую Америку, хотя бы в тот
же Уругвай или Аргентину, а тут Заполярье?!

Конечным пунктом
маршрута предполагалась секретная база на Новой Земле. Там
предписывалось выгрузить все ящики и замуровать их в указанном для
обустройства тайника месте. Затем заправиться топливом и тем же
маршрутом вернуться в Киль. Что делать с пассажирами в масках, укажет
новый первый помощник капитана. При успешном выполнении специального
секретного задания капитана Герберта Ноллау и его экипаж ожидали высокие
награды рейха и повышения в званиях — этому в немецких вооружённых
силах придавалось очень большое значение. " (с)

Исключительно любопытным представляется тот факт, что автор, не задумываясь, отправляет лодку туда, где её командир, воевавший исключительно в Атлантике, ни разу не был и при этом дает ему совершенно незнакомый экипаж, да еще и неукомплектованный. И это для выполнения "секретного" задания. Ну а секретные базы в Норвегии являются сильным аргументом, то есть немцам мало было не секретных баз в этой стране, они еще и секретных там понаделали. Рейх без секретности - это не Рейх. На сколько я помню, одно из любопытных описаний таких баз оставил в своей книге А. Сергеев, указав, что такие секретные базы являли собой тент и две бочки с топливом для гидросамолетов. Видимо Ноллау предстояло ими воспользоваться. Тема подобных секретных баз в Советской Арктике, давно уже является предметов всевозможных спекуляций от псевдоисториков. Чего они там только не "размещали". К примеру, некто Артем Денисов договорился до того, что предположил наличие пусковых площадок для ФАУ-2 (см. ) для обстрела ими США. Безграмотность в этих вопросах таких фантазеров и мистификаторов, представляющих Третий Рейх могучей технократической цивилизацией с Марса или великой империей магов "темного" Генриха, давно уже не вызывает удивления. Такой экш, как "Возвращение в замок Вольфенштайн" глубоко пустил корни в сознание.

Отдельно стоит упомянуть о наградах и повышению в званиях в случае выполнения задания. В данном случае, В.Веденеев демонстрирует не только плохое знание истории U534, но Второй Мировой Войны в целом. В то время, пока на лодку по мнению автора грузят ящики, меняют экипаж и вручают пакеты, адмирал фон Фридебург подписывает локальную капитуляцию Северо-Западной Германии, а еще через несколько дней Рейх капитулировал полностью. Предположительно поход к Новой Земле и обратно занял бы у Ноллау от одного до двух месяцев. Так кто же тогда бы ждал Ноллау по его возвращению в Киль и повышал в звании и вручал награды? Веденеев об этом почему-то не задумывается, как и о многом другом.

В итоге, становится ясно, что информация, которую приводит в своей книге В. Веденеев, об U534 является не более чем выдумкой автора. Не стоит отрицать, что автор в данном случае проявил неплохую фантазию, что бы создать вокруг последнего похода U534, как можно больше таинственности. Его выдумки на счет нахождения лодки в Киле столько времени, загрузка на неё каких-то габаритных ящиков, замены экипажа и загадочный приказ должны были создать особую атмосферу тайны на раскрытие которой особо рассчитывать не приходится. Ведь лодку спустя много лет обнаружили на дне и возможно, по мнению Веденеева, уничтожили взрывом. Стоит отметить, что Веденеев придал истории U534 особый колорит, так как подобные "исследователи" на Западе, как раз носились с идеей, что лодка Ноллау должна была перевезти золото и высших партийный функционеров Рейха, включая и Генриха Гиммлера в Южную Америку. Этому способствовала информация, что 17-летний радист лодки был родом из Аргентины. Но автор книги о тайнах Рейха преподнес новую версию, решил отправить Ноллау в Арктику. Видимо в ссылку:-)

Как обычно над разбором корпел Владимир Нагирняк.

Топить беспощадно

Часть 17. Подводный Летучий Голландец

Трагическая судьба постигла экипаж подводной лодки U-31 под командой обер-лейтенанта Зигфрида Вахендорфа. Она вышла из базы в Вильгельмсхафене 13-го января 1915 года, и с тех пор о ней ничего не знали. Командование предполагало, что она подорвалась на мине и затонула где-нибудь в Северном море.

Но через шесть месяцев эту целёхонькую подводную лодку прибило волнами к восточному побережью Британии. Люк был задраен. Когда его вскрыли и спустились внутрь лодки, то увидели мёртвых матросов и офицеров.

Английские врачи и специалисты выяснили, что экипаж погиб от ядовитых испарений из аккумуляторной ямы, когда подводная лодка находилась в подводном положении. Комиссия пришла к выводу, что балластные цистерны самопроизвольно продула сработавшая автоматика.

Когда я прочитал эту информацию в нескольких источниках, то у меня, естественно, возникла масса вопросов. Удивило, что в английской печати нет никаких подробностей. Судя по всему, это просто слух военной поры, основанный на ОБС («одна бабушка сказала»). Удивительно, что этот слух вошёл даже в труды одного из наших военно-морских учёных, заслуженного моряка, вице-адмирала.

Похожая фантастическая история, помнится, бродила по Севастополю вскоре после освобождения города от фашистских захватчиков, будто бы пять матросов остались в живых во взорванных штольнях каменоломен в Инкермане, которые использовались в мирное время как склады для трёхлетней выдержки шампанского.

Один ушлый писатель даже успел издать об этих пятерых матросах патриотическую сказку для детей. В этой книге пять матросов ещё и фашистов громили, как целая дивизия. Но потом газеты «Флаг Родины» и «Слава Севастополя» не оставили камня на камне от такой интересной легенды.

Об U-31, на самом деле, достоверно известно только одно – она погибла, и скорее всего, от подрыва на мине.

Секретный приказ британского Адмиралтейства, по которому торговым судам рекомендовалось плавать под нейтральными флагами, а так же вооружение судов артиллерией, привели к тому, что на флаг немецкие подводники перестали обращать внимание, а если видели на корме торгового судна орудие, то без колебаний топили торпедами. Если же судно выглядело невооружённым, тогда подводные лодки действовали по призовому праву.

Этим воспользовались англичане, направив в море суда-ловушки против подводных лодок. Их расчёт строился, в основном, на том, что немцы экономно расходовали торпеды, приберегая их для больших судов. Мелкие суда подводники предпочитали топить подрывными зарядами, а для этого подводная лодка должна была всплыть и направить осмотровую партию на судно.

Экипажи судов-ловушек набирали из добровольцев, потому что все осознанно рисковали своей жизнью. Переоборудование судов осуществлялось в глубокой тайне. Всем члена экипажа судна-ловушки запрещалось малейшее упоминание о характере службы.

Одним из вариантов такой ловушки была совместная работа траулера и подводной лодки. Первой германской подводной лодкой, попавшейся на этот крючок, была U-40. Утром 23 июня 1915 года капитан-лейтенант Герхард Фюрбрингер, командир подводной лодки U-40 заметил в перископ траулер «Таранаки», который буксировал за собой трал.

Капитан-лейтенант, которому до этого ещё не удалось потопить ни одного английского судна, по принципу, на безрыбье и рак рыба, решил отправить на дно этого рыбака. Лодка всплыла и дала предупредительный выстрел. Траулер застопорил ход. Но тащил за собой на буксире он не трал, а подводную лодку С-24, которой командовал капитан-лейтенант Фредерик Генри Тейлор.

Траулер «Таранаки» реквизировали в 1914 году у компании, которая им владела, для переоборудования в тральщик. Но сначала его использовали как судно-ловушку. Лодка шла, естественно, под водой, изображая наполненный рыбой трал.

Помимо буксировочного троса, траулер и подводная лодка были соединены телефонным кабелем. Командир траулера капитан 3 ранга Эдвардс сообщил по телефону Тейлору о германской подводной лодке. По закону бутерброда (он падает всегда маслом вниз) отказало устройство быстрой отдачи буксира и телефонного кабеля.

Тогда отдали буксир на траулере, а на носу подводной лодки повисли стальной трос и кабель. Тейлор не мог продуть цистерны, чтобы выровнять лодку и прийти на перископную глубину, чтобы не выдать себя воздушными пузырями. Но командир подводной лодки, сумел выполнить эту операцию с помощью двигателя и рулей глубины.

Подождав, пока германская подводная лодка подойдёт ближе, Тейлор, изо всех сил старавшийся удержать лодку на заданной глубине и не намотать кабель и трос на винты, приказал выстрелить одним торпедным аппаратом. Он не промахнулся. U-40 сразу пошла на дно, спасли только трёх человек, находившихся наверху в рубке, в том числе и командира лодки.