Нищева Н. В

Конспект группового логопедического занятия,

с фонематической дислексией и акустической дисграфией

Этап логопедической работы : основной этап.

Тема: звуки «Ц» и «Т`» и буквы «Ц», «ц» («Ц», «ц ») и «Т», «т» («Т», «т»).

Задачи:

    Совершенствовать умение дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»; Формировать умение дифференцировать данные звуки в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т»;

    Формировать умение определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах.

Оборудование: карточки с лабиринтами (6 шт.); карточки с цифрами 1-5 (6 шт.); карточки с изображением цапли, мастера, тела, стекла, ботинок, пальца; карточки со словами, в которых пропущены буквы (ц ена, палец , т ени, ст ена, ст ихи, вет ер, ц ыган); карточки с изображением букв «ц» и «т» (по 6 шт).

Ход занятия:

Орг. момент:

Приветствование детей. (дети рассаживаются за парты, логопед раздает им тетради)

Основной этап:

Упражнение №1, направленное на совершенствование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в закрытых, открытых слогах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть» буквой «т».

Логопед: ребята, сейчас я вам буду называть разные звуки, если вы услышите звук «ц», то хлопнете в ладоши. Всем понятно, что надо сделать (логопед у одного ребенка просит повторить задание).

Ряд звуков: б, ц, р, ть, п, ц, ц, к, ть.

Логопед: молодцы, а теперь вы должны будете хлопнуть в ладоши, когда услышите звук «ть». Ребята, когда мы будем хлопать в ладоши?

Дети: когда будем слышать звук «ть»

Ряд звуков: м, ть, ц, к, ть, в, ш, ц, ть.

Логопед: ребята, а теперь вы будете хлопать в ладоши, если услышите слог со звуком «ц» и подымать руку, если услышите слог со звуком «ть» (логопед у одного ребенка просит повторить задание).

Ряд слогов: ац, те, ти, цо, тё, це, уц, тю, ци, оц, ете, тя.

Логопед: вы достаточно хорошо справились с этим заданием. Откроем свои тетради, запишите дату и день недели и запишем несколько слогов. Слога со звуком «ц» буем писать в левом столбике, а слога со звуком «ть», будем писать в правом столбике.

Слога для написания: ца, те, оц, цу, тё, тя, ци, ти.

Логопед: Коля, прочитай, какие слога ты записал в левом столбике. Все остальные проверяют, такие же у них записаны слога или нет (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).

Логопед: а теперь Маша прочитает те слога, которые она записала в правый столбик, а вы ребята проверяйте, такие же у вас записаны слога или нет. (ребенок читает слога, которые он записал. В случае нахождения ошибки, логопед спрашивает у других детей, есть ли у них данный слог, и исправляет ошибку).

Логопед: ребята, назовите мне слог находящейся в левом столбике, вторым сверху.

Логопед: в правом столбике третий слог с низу.

Логопед: в левом столбике слог, который записан после слога оц.

Упражнение №2, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах и

Логопед: (логопед раздает каждому ребенку карточки с лабиринтами). Ребята, это лабиринты. Каждый из вас должен довести своего сказочного героя до домика. Если вы правильно проведете глазками по лабиринту и найдете домик именно вашего героя, то вы найдете картинку (дети проводят глазами по лабиринту и находят картинку).

Логопед: кто назовет изображение на своей картинке? (дети по очереди называют изображения на их картинках.).

Дети: цапля, мастер, тело, стекло, ботинки, палец.

Логопед: ребята, в слове «цапля» есть звук «ц» или «»ть.

Логопед: а, какой именно вы слышите звук, «ц» или «»ть?

Логопед: Коля, а какой звук «ц» по очереди?

Ребенок: 1-ый.

Логопед: правильно, Коля, запиши слово «цапля» на доске, а остальные – пишите в своих тетрадях (ребенок записывает данное слово, а остальные дети пишут это слово в тетрадях).

Логопед: в слове «мастер», есть звук «ц» или «ть»?

Дети: да, звук «ть».

Логопед: а звук «ть, какой по счету»?

Дети: 4-ый.

Логопед: правильно, Маша запиши это слово на доске.

(аналогичная работа выполняется с остальными словами: тело, стекло, ботинки, палец. По ходу выполнения упражнения логопед следит за тем, чтобы дети правильно определяли наличие звука «ц» или «ть» в словах, последовательность данных звуков и правильно передавали их на письме. В случае допущения ошибки, логопед говорит, что ребенок допустил ошибку и просит ее исправить)

Упражнение №3, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах и правильно обозначать на письме мягкость согласного звука «ть».

Логопед: ребята, сейчас я вам раздам карточки, на которых будут написаны разные слова, но в каждом слове не будет хватать одной буквы –«ц» или «т». Ваша задача: вставить пропущенную букву. (слова на карточках: ц ена, палец , т ени, ст ена, ст ихи, вет ер, ц ыган. Подчеркнутая буква – это пропущенная буква).

Логопед: (после того как дети выполнили задание) теперь каждый прочитайте про себя какие слова у них получились. Коля, прочти первое слово, которое у тебя получилось.

Ребенок: цена.

Логопед: Коля, какую ты букву вставил?

Ребенок: ц

(в дальнейшем логопед по очереди спрашивает у каждого ребенка, какое слово у него получилось и какую букву он вставил)

Физкультминутка

Мы писали, мы писали, (сгибают в кулак обе кисти рук)

Наши пальчики устали, (сгибают в кулак обе кисти рук)

Захотели поиграть – (сгибают в кулак обе кисти рук)

Балуются пальчики, (постукивание подушечками пальцев по парте)

Озорные мальчики. (встряхивание кистей рук)

Крепкие, дружные, (сводят ладони вместе)

Все такие нужные.(выполняют «замочек»)

Ловкие, Быстрые, (постукивание подушечками пальцев по парте)

Очень даже чистые.(переворачивают кисти рук ладонями вверх)

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибание пальцев на двух руках одновременно)

Хватит. Нам пора решать. (кладут руки на парту)

Упражнение №4, направленное на формирование умения определять наличие и последовательность звуков «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах

Логопед: ребята, закройте свои тетради и скажите мне, есть ли в слове «тема» звук «ть» или «ц»?

Логопед: а, какой именно здесь звук?

Дети: 1-ый.

Логопед: а в слове «цифра», какой вы слышите звук, «ть» или «ц»?

Логопед: а он, какой по счету?

Дети: 1-ый.

Логопед: слово «костер»?

Логопед: а, какой он по счету?

Дети: 4-ый

(аналогичная работа проводится со следующими словами: синица, ботинки, корица.)

Упражнение №5, направленное на формирование умения дифференцировать звуки «ц» и «ть» в двухсложных и трехсложных словах

(предварительно на доске записаны слова с пропущенными буквами – «ц» или «т»: тяжело, овца, бантик, конец, тишина, лисица)

Логопед: ребята, посмотрите на доску, здесь написаны слова, но в каждом слове не хватает одной буквы. Давайте попробуем отгадать какой буквы не хватает (логопед дает детям минуту, для того, чтобы они прочли слова). Коля, какой буквы не хватает в первом слове? (логопед по очереди спрашивает каждого ребенка)

Ребенок: т

Логопед: и какое у нас слово получилось?

Ребенок: тишина.

Логопед: Маша, какой буквы не хватает во втором слове?

Ребенок: ц

Логопед: какое у нас слово получилось?

Ребенок: овца.

(аналогичная работа проводится с оставшимися словами: бантик, конец, тишина, лисица. Затем, та часть доски, на которой написаны слова закрывается. Детям раздаются карточки с изображением букв «ц» и «т»).

Логопед: ребята, какой звук вы слышите в слове бантик, «ть» или «ц»? если слышите звук «ц», то подымите карточку с изображением буквы «ц», а если слышите звук «ть», то подымите карточку с изображением буквы «т» (дети подымают соответствующею карточку. Если допускается ошибка, то логопед ее исправляет)

(затем проводится аналогичная работа со словами: тяжело, овца, тишина, конец, лисица)

Подведение итогов:

Логопед: ребята, какие звуки мы сегодня изучали?

Дети: «ц» и «ть»

Логопед: а какими буквами они обозначаются на письме?

Дети: «цэ» и «тэ»

Логопед: давайте каждый из вас по очереди назовет любое слово со звуком «ть» (дети называют различные слова с данным звуком: кровать, ботинки, тишина, тяжело и т.д.)

Игра “В уголке Буквоеда”

На таблицах разбросаны буквы, из которых надо составить слова.

Найди нужную букву, запиши ее в подготовленную схему слева направо. Затем прочитать получившееся слово (грач, тигр).

Первая буква находится в правом верхнем углу. Запишите ее.

Вторая – в левом нижнем углу. Запишите.

Третья буква – в левом верхнем углу. Запишите.

Четвертая буква – в правом нижнем углу. Запишите.

Прочитай, какие слова получились. Сделай анализ слов. Какие цветные карандаши нужны?

Сколько в слове гласных звуков? Назови. Сколько всего согласных? Сколько твердых? Назови. Сколько мягких? Назови.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч-Т и Ч-Ть

Произносить слоги с этими звуками в разных вариациях.

Произносить слова со звуками Ч и Т.

Внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубастый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка.

Произносить слова со звуками Ч и Ть.

Учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить пары слов.

Чашка – тяжкий чайка – лентяйка

Чавкать – тявкать внучата – утята

Круча – крутят крольчата – котята

Мычать – мостят ворчат – вертят

Бачок – потёк бочонок – утёнок

Чёлка – тёлка зайчонок – котёнок

Ночёвка – путёвка бечёвка – потёмки

Мочёный – метёный печёный – плетёный

Чук – тюк чижик – тише мычит – летит

Каучук – утюг плечи – плети точить – катить

Чулан – тюльпан зайчик – зонтик овчина – паутина

Зачем – затем чернеть – терпеть

Качели – хотели чернота – теснота

Леченье – плетенье черенок – теремок

Черно – темно черноголовый – темноголовый

Вечер – ветер черноволосый – темноволосый

Калач – жевать врач – брать

Кумач – поймать поплачь – подать

Толочь – полоть тянуч – тянуть

Мяч – мять могуч – гнуть

Луч – муть прячь – пять

Дичь – пить печь – петь

Меч – иметь печка – Петька

лечь – клеть речка – редька

беречь – белеть напечь – напеть

Произносить предложения.

Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек – четыре штучки. Мячик бьют, а он не плачет, только ещё выше скачет.

ЗАГАДКИ

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы.)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн.)


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ ТЬ (Т) - Ч

1. Дифференциация изолированных звуков Тъ - Ч.

Дифференцируя изолированные звуки Ть - Ч, рекомендуется использовать картинки-символы: Ть - молоточек стучит, Ч - паровоз едет.

2. Повтори прямые слоги со звуками Ть (Т) - Ч.

тя - ча те - чо те - че тю - чу ти - чи

ча - тя чо - те че - те чу - тю чи - ти

3. Повтори обратные слоги со звуками Тъ (Т) - Ч.

ать - ач оть - оч уть - уч ыть - ыч ять - яч
ить - ич еть - еч ёть - ёч ють - юч яч - ять

4. Повтори слоги, где звуки Ть (Т) - Ч находятся между
гласными.

атя - ача атё - ачо ате - аче ати - ачи

отя - оча отё - очо оте - оче оти - очи

утя - уча утё - учо уте - уче ути - учи

ытя - ыча ытё - ычо ыте - ыче ыти - ычи

итя - ича итё - ичо ите - иче итю - ичу

5. Повтори слоги, где гласные находятся между согласны-

ми Ть (Т) - Ч. Тич - теч - тёч - тюч - тяч

6. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

чти - чте - чте - чтю - чтя

7. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

ачт - очт - учт - ычт - ичт - ечт - ечт - ючт - ячт

8. Повтори слова, где звуки Ть (Т) - Ч находятся в начале

слова.

тем - чем тюк - Чук тик - чик

тай - чай тайный - чайный тук - Чук

тюбик - чубик тех - чех ток - чок

тесно - честно тесто - честно

9. Повтори слова, где звуки Тъ - Ч находятся в середине слова.

петька - печка ноты - ночи

10. Повтори слова, где звуки Ть - Ч находятся в конце слова.

мять - мяч тянуть - тянуч

пугать - пугач меть - меч

11. Повтори слова, где звуки Тъ (Т) - Ч находятся в одном
слове.

12. Повтори словосочетания.

тыквенная начинка тонкая маечка тёмная туча

Митины ботиночки утиное яичко темная ночь

Вовочкина птичка тётин чемодан темные очки

13. Повтори предложения.

Три слова. У Катеньки мячик. Ниночка видит бабочку.

Четыре слова. Ученик Пе.тя покупает учебники. Девочки идут на почту. Котёнок хочет поймать бабочку. Катя даёт собачке косточку. На небе тёмные тучи.

Пять слов. Мамочка покупает дочке Танечке кофточку. Никита и Антон чинят тачку. Петя и Таня пекут пончики. Катя покупает пять пачек печенья. На печке спит котик Тимофей. У будочки тявкает Анечкина собачка.

Шесть слов. На тонких веточках у паучка паутина. Тётя Катя покупает очки в оптике.

Семь слов. Витя и Митя в тени едят пончики. Митя и Вовочка пьют чай с печеньем.

14. Повтори и отгадай загадки.*

Бежит, бежит - , Стучат, стучат, -

Не выбежит. Не велят скучать.

Течёт, течёт - . Идут, идут,

Не вытечет. (Река) А всё тут да тут. (Часы)

15. Повтори стихи*

У Мити пять котят, Моем, моем трубочиста

И все котята есть хотят. Чисто, чисто, чисто, чисто.

Е. Спивак Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!

К. Чуковский

Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин

16. Послушай рассказы. Назови слова со звуками Тъ (Т)

Ч. Перескажи рассказы.

Кто мычит?

А. Хмелёва

  1. Это кит? - Кит.
  2. Кит мычит? - Не мычит.
  3. А кто мычит? - Бычок мычит.

Я читаю

А. Хмелёва

У меня книга. Я учу по этой книге буквы. Это буква а, это - у, это - и. А вот над этой буквой две точки. Это буква ё. Я читаю: ау, уа, Тема, тётя, уточка, тучка.

17. Повтори скороговорки.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки.

Танечка - у печки, Ванечка - на печке.

Витечка читает, Митечка мечтает.

Ткани ткачи ткут, Но не много наткут. А. Хмелёва

Ткёт ткач Тане Новые ткани. Потом наткёт ткани Тоне и Мане. А. Хмелёва

Внучек Тема - в маечке, Дочка Таня - в юбочке.

У девочек Анечки, Манечки И Танечки в баночках бабочки.

У Пети по чтению «пять», Он Катю научит читать. А. Хмелёва

У Димочки - котёночек, У Фимочки - утёночек; Котёночек - у Димочки, Утёночек - у Фимочки.

Стишки на дифференциацию звуков «Ч» и «ТЬ»

Мальчуган вздыхает ТЯЖКО:

Со стола упала ЧАШКА...

Свисают руки, словно ПЛЕТИ...

Давай, дружок, расправим ПЛЕЧИ!

Учим Тузика не ЧАВКАТЬ

И на деточек не ТЯВКАТЬ!

У коровы - ТЁЛОЧКА,

Рыженькая ЧЁЛОЧКА!

Нашему ЛЕНТЯЮ

Заварить ЛЕНЬ ЧАЮ!

На брусок НА ТЁСАНЫЙ

Брошу шарф НАЧЁСАННЫЙ!

Я в комнаты МЕТЁНЫЕ

Нёс яблоки МОЧЁНЫЕ!

Объясняет ГекУ ЧУК

Как использовать УТЮГ!

Сайд садится на ЧУРБАН,

Сайд снимает свой ТЮРБАН.

Пора признаться ЧЕСТНО:

В каморке нашей ТЕСНО!

У трубача давным-давно

От веток в комнате темно...

Темно, конечно, но ТРУБАЧ

Не хочет ветки ОТРУБАТЬ!

Что тебя, братишка, МУЧИТ?

Да меня в машине МУТИТ!

Мама будет тесто МЯТЬ -

Дети будут в МЯЧ играть!

Мама тортик будет ПЕЧЬ -

Дети песни будут ПЕТЬ!

Стали звать Каштанку ТЁТКА...

Трюки ТЁТКА знала ЧЁТКО!

Чтоб полить укроп и РЕДЬКУ,

За водой иду на РЕЧКУ!

Вот так ВЕЧЕР, ну и ВЕЧЕР!

Целый ВЕЧЕР свищет ВЕТЕР!

У девчонок и мальчишек

Нет пальтишек... ВЕТЕР, тише!

Тёме хочется ИМЕТЬ

Богатырский щит И МЕЧ!

Тетерев с тетёрочкой

Тёрли сыр на тёрочке!

Читатели, читайте!

Мечтатели, мечтайте!

Учителя, учите!

А молчуны - молчите!

Горка -КРУЧЕ, КРУЧЕ, КРУЧЕ...

Тёмочка педали КРУТИт...

КРУЧЕ горки не встречалось!

В чистом поле легче мчалось!

Симпатичный я бычок?

Почешите мне бочок!

Помоги мне, паучок,

Доплести воротничок!

Да за тяжесть не сочти -

Это пустячок почти!

У чистюли-тёти

Чистота в почёте!

Телеграмму на почте прочтите!

Не прочтёте - меня огорчите!

Вы, начальник, не скучайте

Без чернил и без печати!

Плыл тюленчик по теченью

Выразить своё почтенье

Тёлочке, телёночку,

Уточке, утёночку!

Вытирайте, птенчики,

Клюв о полотенчики!

Почистите ботиночки

Для Тёмочки и Тимочки!

Как старательны чижи!

Чертят, чертят чертежи!

Ночной порой в чулане

Темно, как в чемодане!

Свечою посветите,

Светильнички включите!

Дети, тише, не кричите!

Телефончики, молчите!

Не чирикать! Не чихать!

На речке утку и утяток

Учитель повстречал когда-то

Кричала уточка:

Учитель!


Цели:

1. Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков Т-Ц вслогах, словах и предложениях;
2. Развивать фонематический слух.
3. Работать над активизацией и расширением словаря, развивать память, внимание, мышление.
4. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование : картинный, дидактический и раздаточный материал, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход занятия

1. Оргмомент. Активизация познавательной деятельности. Создание положительной эмоциональной обстановки.

Логопед – Ребята, сегодня на занятии мы отправимся в путешествие – загадочный мир звезд и планет.

Чтобы наш полет прошел увлекательно, надо внимательно слушать, все замечать и запоминать, помогать друг другу в трудную минуту, грамотно и красиво говорить.

2. Введение в тему занятия.

Логопед – чтобы начать путешествие, необходимо знать код запуска ракеты. Он состоит из звуков, с которыми мы будем работать.

Назовите общий звук в словах: тёмный, котенок, путь – звук Т

Цель, солнце, конец — звук Ц.

Логопед – Какой же код запустит нашу ракету? — Т-Ц.

3. Сравнение звуков.

Логопед – Дайте характеристику звукам Т-Ц (Звук Т – согласный, мягкий, имеет парный звук Т, глухой; Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой)

Логопед – чем похожи звуки Т-Ц? – Звуки Т-Ц – согласные, глухие.

Чем различаются звуки Т-Ц? – Звук Т- мягкий, а звук Ц- твердый.

Логопед – Код получен. Проверим, все ли готовы к путешествию.

Игра с мячом «Наоборот» (активизация внимания, развитие фонематического слуха).

Логопед – Я назову слог и брошу мяч, ваша задача – поймать мяч, изменить согласный звук и вернуть мяч.

Тя – ца ти – цы оть – оц еть – ец
Тё – цо те – це уть – уц ять – яц
Тю – цу ать – ац ить – иц

Логопед — Молодцы, все готовы! Можем отправляться в путь!

Негромко звучит музыка.

4. Логопед – Посмотрите, сколько звезд нам светит! Все они разного цвета. А знаете ли вы, что цвет звезды зависит от ее возраста?

Самые юные – голубые и белые, желтые и оранжевые – постарше, а красные – самые старые звезды.

Летим к самой старой звезде!

Игра «Четвертый лишний» (развитие внимания, мышления, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза).

Логопед – назовите картинки, найдите «лишнюю», докажите свой выбор.

Картинки: тюбетейка, парашютист, картина, цифры

Цыпленок, костюм, шлепанцы, кольцо

Сети, пять, пуговица, картина и т.д.

5. Обозначение звука буквой.

Логопед — Двигаемся к Оранжевой звезде. Здесь нас подстерегает метеоритный дождь.

Выяснить, что такое «метеорит». Раздать карточки-метеориты.

Нужно быстро и правильно расставить буквы в слова.

Вспомните, какой буквой обозначается звук Т? – буквой Тэ, звук Ц?– буквой Це.

Слова: Солнце, месяц, тень, Медведица, станция, центр, метеорит, система, цвет, телеграмма, тело, Галактика.

Проверка работы.

Выяснить, почему слова «Солнце», «Медведица», «Галактика» написаны с заглавной буквы. Уточнить значения незнакомых слов.

6. Работа в тетради.

а) Графический диктант.

Логопед — А вот и следующая (желтая) звезда. Посмотрите, какая она необычная. В ней есть какая-то тайна.

Ребята, нам необходимо зашифровать и отправить телеграмму о нашем полете: «Летим к центру Галактики. Ориентируемся по Солнцу. Наша цель – созвездие Тельца».

Проверка работы.

Динамическая пауза

Логопед – У нас впереди еще много неизведанного, поэтому нам необходим заряд бодрости. Давайте сделаем зарядку.

Раз-два – все вставайте,
Три-четыре – приседайте,
Пять-шесть – повернись,
Семь-восемь – улыбнись,
Девять-десять – не зевайте, свое место занимайте.

б) Запись слов в тетради.

Логопед — Но что это? Стало плохо видно, вокруг туман какой-то. По-видимому, это туманность. Как вы думаете, что такое «Туманность»? (Вывесить на доску изображение туманности)

Нужно быть очень внимательным и сообразительным, чтобы хорошо ориентироваться в этом месте Галактики.

Игровое упражнение «Отгадай загадку, запиши отгадку» (активизация словаря, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, памяти, внимания, мышления).

Логопед – послушайте загадку, отгадку запишите в тетрадь, назовите место изучаемых звуков в слове.

На шесте – дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его …
(Скворец).

Черный жилет, красный берет
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(Дятел).

Птица важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Спит, стоя на одной ноге,
В болоте прямо, без подушки.
И неразборчива в еде:
Ее меню – одни лягушки.
(Цапля)

У матери двадцать деток,
Все детки – однолетки.
Квохчет, клохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
(Курица с цыплятами)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет
За собою их ведет.
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет.
(Утка с утятами)

Логопед – вы очень сообразительные и внимательные ребята. Прочитайте отгадки, скажите, кто это? – Это птицы.

7. Работа со словом.

Логопед – Жители Розовой звезды впервые видят этих животных. Соедините семьи — «Кто с кем живет», назовите (игра «Большие и маленькие»).

Кошка с котятами, корова с теленком, овца с ягненком, тигр и тигрятами и т.д.

Молодцы! Вы познакомили жителей Желтой звезды с обитателями планеты Земля. Теперь они знают, как земляне называют животных и птиц.

8. Составление словосочетаний.

Логопед –Впереди у нас Голубая звезда! И еще одно испытание для нашей команды.

Прочитайте слова в столбиках. Какие слова непонятны?

Соедините слова по смыслу, чтобы получились словосочетания.

орбитальная система
солнечная Тельца
созвездие станция

Составьте с этими словосочетаниями предложения (устно). Проверка работы.

9. Составление предложения из слов.

Логопед – мы достигли конечной цели нашего путешествия. Это созвездие Тельца. (Открыть созвездие). Каждая звездочка в созвездии обозначает какое-то слово. Соедините слова так, чтобы получилось предложение.

Слова: небесные, тела, Солнце, звезды, и, это

Прослушивание вариантов. Выбор. Запись. Проверка.

10. Рефлексия. Итог занятия.

Логопед – Ребята! Цель нашего путешествия достигнута. Мы узнали много нового об окружающем Землю космическом пространстве.

Что запомнилось лучше всего?

В чем ты испытывал трудности? (спросить конкретного ребенка)

Вы очень дружная сплоченная команда, которая преодолела все трудности. Теперь вам не страшны никакие космические тайны. Молодцы!

Я благодарю вас!

Козлова Анжелина Юрьевна,
учитель-логопед

Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.

Произносить (читать) слоги.
ча-та ча-тя
чо-то чо-тё
чи-ты чи-ти
уч-уть уть-уч
еч-еть еть-еч
ач-ать яч-ять
ать-ач ять-яч
оч-оть оть-оч
ич-ить ить-ич
та-ча-тя ты-чи-ти
то-чо-тё те-че-те
ту-чу-тю

Ча-тя, тя-ча: чашка-тяжкий, чайка-лентяйка, чавкать-тявкать, качать-катят, ворчат-вертят, мычат-мостят, внучата-утята, крольчата-котята, круча-крутят.

Чо-тё, чё-тё: бачок-потёк, чёлка-тёлка, бочонок-утёнок, прочёл-котёл, зайчонок-котёнок, чёрный-тёмный, чёткий-тётка, чёсаный-тёсаный, ночёвка-путёвка, бечёвка-потёмки, мочёный-метёный, печёный-плетёный.

Чу-тю, чи-ти: чук-тюк, каучук-утюг, чулан-тюльпан, чижик-тише, плечи-плети, зайчик-зонтик, мычит-летит, точить-катить, овчина-паутина.

Че-те: зачем-затем, качели-хотели, леченье-плетень, черно-темно, вечер-ветер, чернеть-терпеть, чернота-теснота, черенок-теремок, черноголовый-темноголовый, черноволосый-темноволосый.

Ач-ать: калач-желать, трубач-срубать, кумач-поймать, врач-брать, вскачь-искать, поплачь-послать.

Оч-оть, уч-уть, яч-ять: толочь-полоть, тянуч-тянуть, мяч-мять, луч-муть, могуч-погнуть, впрячь-пять.

Ич-ить, еч-еть: дичь-водить, меч-иметь, печь-петь, лечь-клеть, печка-Петька, речь-смотреть, речка-редька, беречь-белеть, натечь-надеть, напечь-запеть.

Произносить (читать) слова со звуками [ч] и [т]: внучата, волчата, зайчата, барсучата, крольчата, галчата, туча, пятачок, точёный, чистый, точил, летучий, чубатый, четыре, стульчик, листочек, частушки, трубач, толочь, отлично, Танечка, мачта, мечта, почта, тачка, тучка, штучка, веточка, ниточка, форточка;
учитель, тянучий, трескучий, тягач, тянуч, чинить, стеречь, течь, птичка, аптечка, течёт, учить, лечить, молчать, качать, мычать, печать, кричать, читать, чихать, рычать, торчать, отвечать.

Произносить (читать) словосочетания и предложения.
Горячий утюг. Тёплая печка. Тёмные тучи. Чужой котёнок. Тёмный чулан. Чугунный котёл. Тяжёлый чемодан. Плетёная бечёвка. Летят птички. Мальчики катят тачку. В тачке кирпичи. Долбит деревья дятел, но их он не калечит, а только лечит. Птички солнышка ждут, птички песни поют. Мячик бьют, а он не плачет и только скачет. Сова днём прячется, ночью охотится. Наступил вечер, и утих ветер. Плыли по небу тучки. Тучек - четыре штучки.

Загадки.

Стучат, бренчат, ходят весь век, а не человек. (Часы)

Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)

По дороге, по пути весело качу.
А с конца меня прочти - нож я наточу.(Колесо - оселок)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Разошлись мальчики в тёмные чуланчики.
Каждый мальчик в свой чуланчик. (Перчатка)

Из железа тучка,
А у тучки - ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)

Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков,
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С рёвом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(Г. Белозёров)

Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растет.
Чудо-чудо-чудо-чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!
(К. Чуковский)

Выучить наизусть стихотворения.

Наша Таня.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
(А. Барто)

Кто чего хочет?
Хочет твой бумажный змей
Взвиться в небо к тучам.
Хочет жёлудь стать скорей
Деревом могучим.
Хочет поле, хочет сад
Солнечной погоды.
Мирно, дружно жить хотят
На земле народы.
(С.Погореловский)

Сейчас я вам кое-что покажу. Вот три яичка. Вы, конечно, думаете, что яички птичьи? И я так считал, когда увидел четыре таких яичка в листьях. Птичка мне не встретилась, и любопытно было узнать, чьи эти яички.
Через три дня я опять был на том месте. Птички опять не было, а яички лежали. Они набухли, а в одном намечалась дырочка: вот-вот высунется птичий нос.
Дырочка увеличилась, и из яичка выполз тёмный уж. Вот так птичка! Так я не отличил птичье яичко от ужиного.
Забрал я три яичка. Вот они. Очень похожи на птичьи, нелегко их отличить.

(По Н. Сладкову)

Плетёт паучок паутинку. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - сплёл паутинку. Сплёл, а сам притаился: «Попадёт муха в паутину большая - наемся».
Летела птичка-синичка. Задела паутину паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой - всю паутину разорвала и улетела.
Дёргается паутина - паучок думает: «Большая муха попалась».
Смотрит паучок - ни мухи, ни паутинки.

(И. Дилакторская)

Желаем успеха!

Алифанова Е.А., Егорова Н.E. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. - 80 с. (В помощь логопеду)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагаетсяследующим образом:Автоматизация и дифференциация звуков С,С", 3, 3", Ц.Автоматизация звуков Ш, Ж.Дифференциация свистящих и шипящих звуков.Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифференциация со звуками, сходными по месту и способу образования.Автоматизация и дифференциация звуков Л,Л",Р,Р".Свое пособие мы назвали «Логопедическиерифмовки и миниатюры».Рифмовки - это специальные упражнения,построенные по законам ритма и рифмы, служащие определенной дидактической цели. Цель,которую мы ставили перед собой, сочиняя этитексты, - максимально наполнить речевой материал изучаемым звуком и при этом по возможности исключить дефектно произносимые звуки.Насколько мы справились с поставленной задачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы надеемся, что книга пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми позаданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения.

Автоматизация звуков С, С"

А они сосут конфеты.

Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет - самокат.

Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
- На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.

Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут
На охоту летят.

Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!
Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.
Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.
Сколько всего у Сони котят,
Если два - под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?

2 Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, -
Он катать всех станет.
У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.

Поёт песню о весне,
О том, как солнце светит
Всем на свете детям.

СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ

У Стаса собака Сойка. В субботу Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас спускает собаку с поводка. Сойка бегает по кустам и нюхает следы. Вот след лисы. Собака идёт по следу, но находит не лису, а сову. Сова сидитна сосне и спит. Сойка стоит под сосной и думает, как достать сову. Но сова сидит высоко, а собаки не умеют летать.

Стас свистит Сойке. Надо идти домой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3"

Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине - мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути -
Ни заехать, ни зайти.

Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.

ПЕВЦЫ

Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на сцене.
- Какие вы певцы? - удивляется утёнок. - В пятницу съедутся знаменитые певцы, а не птенцы.

Цыплята, попив из блюдца водицы, пели под акацией весь день, пока не осипли. Потом поплелись к наседке узнать, когда наконец они станут певцами. Наседка смеётся: «Вы у меня умницы. Если будете заниматься, обязательно станете знаменитыми певцами». *

5* Может быть использован для дифференциации звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3

Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.

Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.

Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.

Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.

6 Собака не знает ни сна, ни покоя.
Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА

Захотела коза посадить у себясладкую землянику. Взяла несколько кустиков в лесу и засадила полоску земли около дома. Зацвела веснойземляника, а потом поспели ягоды.Позвала коза соседей и угостила всехсвоей земляникой.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА

Не спит лупоглазая сова когда темно. В темноте глаза совы всё видят:вот зайка поскакал, вот суслик зевнул, лиса в кустах затаилась. Когдавесь лес заснёт, сова вылетит из дупла; везде заглянет, всех напугает, апотом усядется на сук и заухает.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Звуки С-З-Ц

Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.

На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.

Хвалится соседке:
- Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
- Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.

8 Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН

Спит Саня и снится ему сон. Садится он в самолёт и летит высоко-высоко. Летит над лесом, над садом. Восне Саня совсем не боится высоты.

Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".

Автоматизация звука Ш

Кыш! -
Ты мышонок, а не мышь!

Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

9У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ

Два мышонка шумели и шутили наопушке. У каштана мышата нашли шахматы. Ушли они в камыши, чтобы им не мешали. Тишина в камышах: ни шума, не шёпота. Увлекли мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА

Маша и Наташа шьют котёнку Пушку шубу. Пушок недоволен. Он шипит:
- Ну уж нет! Не буду я надевать вашу шубу! Мне больше моя шубка подходит.

Автоматизация звука Ж

Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.

Как же жутко быть жуком, -
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко - не одна
Такая жадная она!

10Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЖИК-ЛЕЖЕБОКА

Между двух ёлок живёт лежебока-ёжик. Живёт, не тужит, нет нуждыникуда бежать. Наденет ёжик жёлтую пижаму и лежит, важный такой.Никто его не уважает. Да и как же можно так жить?!*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.

11 Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! -
Пели жабы, лёжа в луже.*

ЖЕНЯ И ЖУК

* Может быть использован при автоматизации звука Л.

Дифференциация звуков С-Ш

Снова он шутками всех насмешит.

Весело смеялись:
Шесть пушистых кошек
Мышонка испугались.
Саша с Машей, не спеша,
Шьют сапожки кошке,
Но не будет кошка
Носить эти сапожки.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня хотят,
А наша Наташа даёт им кашу.
Вот смешная Наташа!

СУШКИ С ВЕСНУШКАМИ

У меня смешные сушки! На них веснушки, не буду их есть. Это надо! Суметь в сушки засунуть веснушки!
- Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!
- Ясно. Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!

Дифференциация звуков З-Ж

С забавным жуком
Забыли к зиме
Подыскать себе дом.

ЗАВОДНОЙ ЗАЙКА

У Жени живёт.
Женя не знает
С зайкой забот.
Зайке не нужен
Ни обед, ни ужин.

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустынь знают, что такое зной и жажда. Всю жизнь живутони в песках. Эти животные иногдадаже забывают, что такое дождик.Тяжко им там жить.

ЖАБА ЗАБОЛЕЛА

Зелёная жаба никогда ни о ком незаботилась. Всю жизнь жила онаодна: нежилась в лужах, скакала полужайкам и вот однажды - о, ужас! Жаба заболела. Лежит она, еле квакает. Никто даже не знает, как ей плохо. Бежал мимо жук.

Я жаба, мне никто не нужен.
- Как же ты всю жизнь жила? -ужаснулся жук и побежал за соседями.
Помогли соседи жабе каждый по-своему: кто ужином угостил, кто камин зажег. Поняла жаба, как важно заслужить уважение, тогда бы в тяжёлую минуту она не осталась совсем одна.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Автоматизация звука Ч

Моет плечи, личико,
Моет пальчики, бочок.
- Как бы вымыть язычок?

Отбивает чечётку.
Ни у кого чечётка
Не звучит так чётко.

Почта, ночь, водичка, чётки,
Чемодан, овечка, печь,
Девочка, печенье, меч,
Кабачок, начинка, почка,
Чайка, чайник, мячик... Точка.

Пухлые, как кабачки?
Отвечают хомячки,
Пухлые, как кабачки:
- Не в почёте хомячок,
Если худ его бочок.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

14Часто бывает.
Пачку печенья она покупает,
Булочку к чаю,
Сайку и пончик,
Сладкий кулик
И хлеба батончик.*

ПОЧЕМУЧКА

Почему ночью не летают бабочки?
- Почему есть солнечные зайчики, а лунных нет?
- Почему в темноте не видно чудесных цветов, а на солнышке никто
не замечает, какая необычная у меня спинка?
Мама светлячка очень довольна тем, что у неё такой любознательный сын. Она мечтает о том, что Почемучка станет учёным.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация звуков Ч-Т

Дан котёнку язычок,
Чтобы чистить свой бочок,
Чтобы ночью песни петь,
Чтоб меня лизнуть суметь.
Птичка-синица
Совсем невеличка.
Тенькает она весь день:
- Тень-тень-тень, да
Тень-тень-тень.
О чём тенькает синичка?
О мечте заветной птички.

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

У Кати бычок
Глупый чудачок:
Вздумал обучать
Катю мычать.*

Дифференциация звуков С-С-Ц-Ч-Т

Но не ходят, а стоят.
День и ночь они скучают
О починке всё мечтают.

Чайник, печку, мяч, бачок,
Баночку, часы, посуду,
Чистота будет повсюду.
Мечтаю я стать силачом,
Ведь силачу все нипочём.
Смельчаку и силачу
Любое дело по-плечу.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Гусь гогочет и гогочет,
Не пойму чего он хочет?
- Я хочу чистой водички,
Семечек и чечевички.

Ездить на мопеде.
Учатся олени
Танцевать на сцене.
Дети учатся читать,
Чтобы обо всём узнать.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

16Очень плохо спится.
Мечтает лисица
Навестить куницу.
Сплетница лисица
В неведенье томится:
Зачем куница
Ездила в столицу?*

Спела Таня Свете.
Танины частушки
Обо всём на свете:
О чистой водице,
О смелой кунице,
О чуткой медведице,
О чудесах и волшебнице.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ЧИП - ТКАЧ

Заказала модница-бабочка паучку Чипу платье для танца. День и ночьткал паучок. Днём ему помогали гусеницы, а ночью - светлячки. Паучок вплетал в ткань солнечный лучик, частичку лунного света, капельку тучки, пыльцу цветов. Когда ткань была готова, Чип уселся на скамеечку и начал шить. Платье получилосьчудесное. Так Чип стал знаменитым ткачом.*

* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

ХОМЯЧОК-МЕЧТАТЕЛЬ

Хомячок ночью в клетке мечтает.Очень он хочет помочь кому-нибудь:часики починить, песенку сочинить,блинчиков испечь. Все бы тогда сказали: «Какой чудесный хомячок!» -и угостили меня чем-нибудь вкусным, - думает он.

Какой чудесный хомячок! Хочешь семечки или печенье? - сказали они.
Оказывается мечтать очень полезно. Ведь мечты иногда сбываются. Надо только немножечко подождать.

ЧУДЕСНЫЙ ПОЛЁТ ЧИПА

Жил-был маленький паучок поимени Чип. Часто мечтал Чип о том, как он когда-нибудь сможет полетать. «Птички летают, пчёлки летают, бабочки летают и даже тучки летают, а паучки чем хуже?» - думал он.
И вот однажды сплёл Чип тонкую паутинку, забрался на веточку и прыгнул вниз. Ветерок подхватил и понёс паучка. Чип от радости дажезапел:
- Чудесный полёт,
Прекрасный полёт,
Вот только бы мне
Не сбить самолёт.
Мимо пролетал воробей, увидел паучка и зачирикал: «Чик-чирик! Чудеса! Паучки летают! А может ты и чирикать научился?»

А Чип был очень рад, что его мечта сбылась. Он и других паучков летать научил.

ясный сентябрьский день и ты можешь увидеть, как летят пауч ки, держась за паутинки. И Чип где-то среди них.*

Автоматизация звука Щ

Обещали угостить.
Пищу подходящую
Для щуки поищи,
Ведь хищная щука
Не будет есть щи.

Ищут щётки, ищут клещи,
Плащ, ботинки, ящик, лейку.
Папа купит им ищейку.

19Щенок к ящику бежит.
Он ищет её тщательно
И стащит обязательно.

Щенок тащит щепку.
Ведь для щенка
Пока и щепка велика.

ЩЕНОК-НЕПОСЕДА

Катя обещала маме помыть овощи для щей. Её отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но несиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился иупал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовёт Катю на помощь.Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: «Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещанья надо выполнять; а потом мы вместе погуляем». Щенок понимающе кивнул.*
* Используется при отсутствии дефекта в произношении звука Л.

Дифференциация Ч-Щ

Щуку он поймать мечтает,
Но поплавок, как часовой,
Не качнётся над водой.
Почему не хочет щука
Пообедать? Вкусно ведь!
Может видит плохо щука?
Может ей очки надеть?*

Нам не надо помощи.
Тащит воду Ванечка,
Таня чистит овощи.

ДОБЫЧА

Около плотины мальчики ловили лещей и складывали их в ящик. Севв кустах, лисёнок не сводил глаз сящика и, улучив момент, стащил одного леща. Тащит весёлый лисёнок леща в чащу леса. Донесёт до своегожилища, не отщипнув ни кусочка.Очень хочет лисёнок удивить свою маму.*

ЩЕНОК И ПЛАЩ

С вешалки упал плащ. Никогда ещё щенок не видел таких чудных вещей.Он ощетинился, укусил плащ, пощипал его, а потом утащил в угол свою косточку, подальше от незнакомой вещи.

Автоматизация звуков Л, Л

Дупло у белок - это дом.

Он за хвост слона водил.

21Мила сделала салат.
Маме помогала Мила.
Мама Милу похвалила.

Луна на облако легла,
А облако как одеяло
Луну окутало, поймало.
Листья клёна пожелтели,
Птицы к югу улетели.
Дождику идти не лень
И всю ночку, и весь день.

Клубнику и хлеб,
Молока полбокала,
Булку и лук,
Лимон и малину,
Похлёбку, бульон
И блина половину.

20Кипятила Клава молоко. Молоко кипятить нелегко. Внимательно Клава глядит, когда молоко закипит.

Волк завоет на луну.
Нет оленя, белки, тёлки.
Плохо, голодно ему.

Ей платье, платок и панаму купил.
В платье над лугом голубка летала.
Не только меня она напугала.

Плыла на лодке лайка.
У лайки балалайка.
Долго пела лайка мне
О погоде, о луне.

22Надела платье, белый бант.
Сказала: «У меня талант:
Могу я лаять, петь, скакать,
Вальс и ламбаду танцевать».

ЛУНА И ВОЛКИ

Волки сегодня охотились на лугу около болота. Не поймали ни лося, ни лани. В полнолуние уселись голодные волки на холме и завыли.

Над облаками плыла луна. Поглядела она на волков и улыбнулась им холодной улыбкой: ведь только волки поют ей песни.

Лось поел котлету.
Долго топал он потом
И плевался под кустом:
«Не надо мне котлету,
Не надо мне конфету!
На лугу, в лесу и в поле
Сена я наемся вволю».

БЕЛКА

Клава гуляла по аллее и увидела белку. Белка сидела на ёлке и лукаво поглядывала на Клаву. Клава вынула из сумки конфету и показала белке. Та ловко спустилась с ёлки иуселась на ладонь Клавы. Клава погладила белку. Белка схватила конфету и унесла её в дупло.

Дома Клава глядела на ладонь и вспоминала, какие лукавые были у белки глазки.

Автоматизация звуков Р, Р


Рае и Егорке.
Кроит из бархата портной
Роме куртку с бахромой.
Подруга выдра у бобра.
Она проворна и хитра.
Бобёр и выдра поутру
Играют в новую игру.
Храпит медведь в корнях ракиты.
К нему попробуй подойди ты.

Тигры храбры,
Кобры мудры,
А бобры добры.

Играет Рома на трубе,
Макар играет на гармони,
А Герман на аккордеоне.
Квартет играет в парке
Под кедрами у арки.

Роет нору хмурый рак.
Рак бы рад её не рыть,
Но ведь где-то надо жить.
(Работать раку неохота,
Не радует его работа.)

Захар и Егор.
Захар дрова рубит,
Егор метёт двор.

В каждый дом идёт с экрана.
Вот такой у папы труд.
Его диктором зовут.
Есть у Ромы огород,
В нём морковка растёт
И горох, и помидоры.
Рома фермер будет скоро.



Где-то в роще за бугром, -
Не боится грома Рома,
Ведь у Ромы папа дома.

Там морковка и горох,
Справа огород Федоры.
В основном там помидоры.
В парке высокая горка стоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка
Съехать с крутой горки.
Фёдор встаёт с петухами с утра.
Много забот у него и Петра.
Надо двум братьям дров нарубить,
Чтоб спозаранку печь протопить.

Там ругаются два рака.
Не уступит раку рак,
Как же обойтись без драк?

Несъедобен мухомор.
Не смотря на красоту,
Не годится он в еду.

Едет крот.
У крота под горкою огород.
Радует крота природа:
В реке рыба, бобр у брода,
Радует крота дорога
От огорода до порога
Дома радует крота
И уют, и темнота.

Ведёт к норе водопровод.
Протянет трубы от пруда.
Кран поверни - и есть вода.

Дай, повар, крупы воронятам,
Дай, повар, раков енотам,
Баранок дай бегемотам.
Дай, повар, Роману тортик в обед,
Творог Егору, а Рае - конфет.

Спорит Рая со всем домом;
И поэтому народ
Её спорщицей зовёт.

Борису суп из риса,
А Борис Раису
Угостит ирисом.

О том, как красива
Природа вокруг.
Говори красиво:
Фёдор, ветер, грива,
Барабан, мундир, топор,

Карта, марка, мухомор.

Будка Трезора.
Не пустит Трезор
Гостей за забор.

25 И гостей зовёт с утра,
Но никто из зверей
Не приходит в гости к ней.
Почему-то звери
Кобре той не верят.


МЕЧТА ТАРАКАНА

У Ромы в кармане дырка. Рома набивает карман едой. Таракан ходит за Ромой и подбирает сухари, баранки, фрукты и крошки от торта. Сегодня таракан позовёт в гости своих друзей, и будет у них пир горой. Дырка в кармане неряхи - мечта каждого таракана.

ИГРА

У Юры ракета. У Раи ракетки. Утром Юра и Рая играют с ракетой. Ракетой правит Юра, а Рая руководит игрой. Потом они идут во двор и играют в бадминтон Раиными ракетками. Друг друга Юра и Рая понимают.