Начало царства романовых. Семья Романовых – биография и история жизни, почему и за что их расстреляли? Алексей Михайлович – Тишайший, царь и великий государь всея Руси

21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

«Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

Иллюстрации:

1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

Династия Романовых, известная также как “Дом Романовых” была второй династией (после династии Рюриковичей), правящей в России. В 1613 году представители 50 городов и несколько крестьян единогласно избрали Новым царем Михаила Федоровича Романова. С него и началась династия Романовых, правившая Россией до 1917 года.

С 1721 года русский царь был провозглашен императором. Царь Петр I стал первым императором всей России. Он превратил Россию в Великую империю. В период правления Екатерины II Великой Российская империя расширялась и совершенствовалась в управлении.

В начале 1917 года в семье Романовых было 65 членов, 18 из которых были убиты большевиками. Остальные 47 человек бежали за границу.

Последний царь Романов, Николай II, начал свое правление осенью 1894 года, когда он взошел на престол. Его вступление произошло гораздо раньше, чем кто-либо ожидал. Отец Николая, царь Александр III, умер неожиданно в относительно молодом возрасте 49 лет.



Семья Романовых в середине XIX века: царь Александр II, его наследник – будущий Александр III, и младенец Николай, будущий царь Николай II.

События быстро разворачивались после кончины Александра III. Новый царь, в возрасте 26 лет, быстро женился на своей невесте из нескольких месяцев Принцесса Аликс Гессе-внучка королевы Виктории Англии. Пара знала друг друга с подросткового возраста. Они были даже отдаленно связаны и имели многочисленных родственников, будучи племянницей и племянником принца и принцессы Уэльской, с разных сторон семьи.


Современное изображение художника о коронации новой (и последней) семьи из династии Романовых – царя Николая II и его жены Александры.

В XIX веке многие члены европейских королевских семей были тесно связаны друг с другом. Королеву Викторию называли “бабушкой Европы”, потому что ее потомство рассредоточилось по всему континенту через браки ее многочисленных детей. Наряду с ее королевской родословной и улучшенными дипломатическими отношениями между королевскими домами Греции, Испании, Германии и России, потомки Виктории получили нечто гораздо менее желанное: крошечный дефект гена, который регулирует нормальную свертываемость крови и вызывает неизлечимое заболевание, называемое гемофилией. В конце XIX – начале XX века пациенты, страдающие этой болезнью, могли буквально истечь кровью до смерти. Даже самый доброкачественный синяк или удар мог оказаться смертельными. Сын королевы Англии, Принц Леопольд, был болен гемофилией и умер преждевременно после небольшой автомобильной аварии.

Ген гемофилии был также передан внукам и правнукам Виктории через их матерей в королевских домах Испании и Германии.

Цесаревич Алексей был долгожданным наследником династии Романовых

Но, возможно, самое трагическое и значительное влияние гена гемофилии произошло в правящей семье Романовых в России. Императрица Александра Федоровна узнала в 1904 году, что она была носителем гемофилии через несколько недель после рождения ее драгоценного сына и наследника русского престола Алексея.


В России только мужчины могут наследовать трон. Если бы у Николая II не было сына, то корона перешла бы к его младшему брату великому князю Михаилу Александровичу. Однако после 10 лет брака и рождения четырех здоровых великих княжен, долгожданный сын и наследник был поражен неизлечимой болезнью. Немногие подданные понимали, что жизнь цесаревича часто висела на волоске из-за его смертельного генетического заболевания. Гемофилия Алексея оставалась тщательно охраняемой тайной семьи Романовых.

Летом 1913 года семья Романовых праздновала трехсотлетие своей династии. Темное “время бед” 1905 года казалось давно забытым и неприятным сном. Чтобы отпраздновать, вся семья Романовых совершила паломничество к древним историческим памятникам Московской области,и народ обрадовался. Николай и Александра в очередной раз убедились в том, что их народ любит их и что их политика находится на верном пути.

В это время было трудно представить, что всего через четыре года после этих дней славы русская революция лишит семью Романовых императорского трона, и три столетия династии Романовых завершатся. Царь, восторженно поддерживаемый во время торжеств 1913 года, больше не будет править Россией в 1917 году. Вместо этого семья Романовых будет арестована и чуть больше чем через год спустя будет убита своими собственными людьми.

История последней царящей семьи Романовых продолжает очаровывать как ученых, так и любителей российской истории. В ней есть что-то для всех: великая царская романтика между красивым молодым царем – правителем одной восьмой всего мира и прекрасной немецкой принцессой, которая отказалась от своей сильной лютеранской веры и привычной жизни ради любви.

Четыре дочери Романовых: великая княгиня Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Были их прекрасные дети: четыре прекрасные дочери и долгожданный мальчик, родившийся со смертельной болезнью, от которой он мог умереть в любой момент. Был спорный “мужичок” – крестьянин, который, казалось, пробирался в императорский дворец, и который, как видели, коррумпировал и аморально влиял на семью Романовых: царя, императрицу и даже их детей.

Семья Романовых: царь Николай II и Царица Александра с Цесаревичем Алексеем на коленях, великими Княгинями Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

Происходили политические убийства могущественных, расстрелы невинных, интриги, массовые восстания и мировая война; убийства, революция и кровавая гражданская война. И, наконец, тайная казнь в середине ночи последней правящей семьи Романовых, их слуг, даже их питомцев в подвале “дома особого назначения” в самом сердце российского Урала.

Давайте теперь разберемся с легендарной династией Романовых. Согласно ТИ (традиционной истории), династия Романовых пошла от малоизвестных бояр Захарьиных-Кобылиных-Кошкиных-Романовых, откуда и вышел якобы первый Романов, сын священника Филарета - Михаил Федорович. Мол, его признали царем двухраундовым голосованием, что само по себе есть глупость великая – монархия и демократия антагоничны в принципе. Сохранившиеся свидетельства того времени ни о каком голосовании не говорят ни слова. Так, например, келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын пишет в своем Сказании об избрании царя следующее: «Возведен же бысть благородный и благоверный от бога избранный и богом дарованный великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии самодержец на великий и превысочайший царский престол…. И седе богом дарованный благоверный и благородный, прежде рождениа его от бога избранный и из чрева матерня помазанный великий государь царь и великий князь Михаил Феодорович всея великиа Росиа самодержец на своем на царском столе Московского государьства, восприим скипетр Росийскиа державы многих государств» (28). Про голосование ничего нет. Царя Михаила считают законным наследником и помазанником божьим еще с момента зачатия во чреве матери. То есть царь Михаил с самого рождения был великим князем, «благородным от бога избранным». Зачем же историки рассказывают нам невероятный рассказ о скитаниях и избрании безродного Михаила, сына священника?

Сейчас мы поймем, чего боялись романовские историки. В приведенном выше документе Якова Стрюйса, автор пишет титул царей не как «Романовы», а как “Romer” (римлянин) и производит фамилию Романовых от “Rom” - “Рим”. «Прозвание это приняли цари с тех пор, как Иван Васильевич доказал происхождение свое от первых Римских императоров» (2). Мы отчетливо видим, что речь идет не о фамилии Романовых, а о древней династии первых римских императоров от слова “Romer” (римлянин). Неужели Я. Стрюйс ошибался? Возьмем в руки записки англичанина Самуэля Коллинза от 1685 года: «Ныне царствующий Император называется Алексеем Михайловичем Романовым, т. е. Алексеем, сыном Михаила, Римским (the Roman)… На гербе Императорском изображен орел с распростертыми крыльями, что знаменует происхождение его от Римских Императоров» (5). Опять ни про каких Романовых ни слова, есть Roman – римский. Очень странно, что ни англичанин С. Коллинз, ни Я. Стрюйс, живя в 17-ом веке, ни про какую династию Романовых от попа Филарета и не слыхивали. Царь назван Римским Императором. Чуть ниже С. Коллинс пишет: «Слишком было бы долго рассказывать теперь о происхождении Романовых (Romonoves), о том, как они приняли титул Царей, как Василий 140 лет тому назад привел в зависимость меньших Князей Русских» (5). Очевидно, что Коллинс ни о каком первом Романове - Михаиле не знает, хотя прожил при дворе царя Алексея 9 лет. Он выводит династию романовых напрямую от царя Василия. Сам термин Romonoves (заметьте, не Romanovs) означает попросту новых римлян, от латинского NOVA ROMA, то есть новых римских императоров – властителей Европы. Они появились задолго до первого ТИ-Романова Михаила.
Более того, на прямую родственную связь от князя Владимира до царя Алексея свидетельствует приведенное выше сочинение Л. Хурелевича. Австрийский герольдмейстер в Геральдическом дереве русских царей выводит русского царя Алексея Михайловича из древней римской династии от кесаря Августа. Царь Алексей вовсе не второй Романов, как утверждает ТИ, а является прямым потомком великого князя Владимира. По родству, а не по воле нелепого голосования 1612 года.

Самое интересное в том, что даже в иноземных источниках царя Федора Ивановича прямо называют дедом царя Алексея. Откроем записки Павла Алеппского, который посещал Московию в 1655 году: «В день Сретения мы въехали в город Москву. Сначала мы вступили чрез земляной вал и большой ров, окружающие город; потом въехали во вторую, каменную стену, которую соорудил дед теперешнего царя, Феодор, коим насыпан также и земляной вал» (29). Павел Алеппский состоял в свите патриарха Макария и дважды посещал царя Алексея с официальными визитами. Кому, как не ему было точно знать родословную русского царя. На каждой церемонии, а Павел был участником множества церковных церемоний, предки и наследники Алексея неоднократно поминались во время заздравных и поминальных речей.

Чтобы окончательно закрыть вопрос с ТИ-легендой про династию худородных Романовых, приведем отрывок из «Чина поставления на царство царя Алексея Михайловича»: «Всесильнаго и вся содержащаго Бога Отца, изволением и благоволением Единороднаго Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и поспешением Святаго и Животворящаго Духа Всемогущия Святыя и Единосущныя Троицы волею и хотением изыде великих царей Российских корень и самодержавствовал в велицей России от превысочайшаго перваго великаго князя Рюрика, иже ото Августа Кесаря обладающаго всею вселенною, и от благочестиваго равноапостольнаго великаго князя Владимира Святославича, просветившаго Рускую землю святым крещением, и от великаго князя Владимира Мономаха, иже превысочайшую честь - царский венец и диадиму от греческаго царя Константина Мономаха восприим, сего ради и Мономах наречеся, от него же вси великие государи Российскаго царствия венцем венчалися, даже до великаго государя, праведнаго и хвалам достойнаго, блаженныя памяти деда вашего, великаго государя, царя и великаго князя Феодора Иоанновича, всеа России самодержца» (30).

Федор Иванович назван родным дедом царя Алексея, что в точности соответствует нашей реконструкции. Не был Михаил первым Романовым – это ложь прусских фальсификаторов. Династия русских «римских» царей до Петра I не прерывалась. На что следуют смешные комментарии ТИ-историков: «Дедом» Алексея Михайловича Федор Иоаннович, конечно же, не был, родственная связь между династиями Рюриковичей и Романовых была довольно слабой». А как можно делать подобные ошибки в главном документе страны – чине поставления на царство?! Даже если условно принять, что речь идет о некой отвлеченной аллегории заимствования царской власти по последовательности, то тогда указали бы никак не Федора Ивановича, ибо между ним и царем Михаилом Федоровичем расположились целых пять царей (!): Борис Федорович, Федор Борисович, Дмитрий Иванович, Василий Иванович (Шуйский), Владислав. Как мы видим, по порядку тоже не получается, получается только по родству. Царь Федор Иванович действительно был отцом царя Михаила Федоровича и родным дедом царя Алексея Михайловича.В Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Кахетинскому царю Теймуразу I говорится: "А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодерже под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры." (34). В Челобитной русских купцов с жалобами на притеснения и конкуренцию иностранного купечества от 28 сентября 1645 года говорится: "А как, государь, Бог поручил Ивангород прадеду твоему государеву, блаженные памяти государю царю и великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии, и с тех наших торговых промыслов в Ыванегороде на ярмоонках збиралось в вашу государеву казну пошлин перед нынешним, как ныне збираетца у Архангельского города, вдвое, по 50 тысяч и больши на год (35). Как мы видим, романовские историки подправили не все документы, некоторые пропустили. Но по этим документам-подлинникам царь Фёдор Иванович назван дедом Алексея Михайловича, царь Иван Васильевич прадедом. Династия русских царей не прерывалась, она продолжалась до прихода демона нашей истории, Великого Петра. Пора, наконец, восстановить правду про древнюю династию русских «римских» царей.

А что известно про бояр Романовых. Как ни странно это звучит, почти ничего. В истории Московии таких бояр не было вовсе. Они не упоминаются ни в одном средневековом документе. Историки придумали сказку, мол изначально они назывались Захарьными, а потом стали Романовыми от дочери некоего Ромаìна Юìрьевича Захаìрьина-Коìшкина Анастасии. Но, господа историки, так ведь это обычное отчество Анастасии – Романова, дочь Романа. При чем здесь древний боярский род? Мол, в честь имени Роман и стали именоваться Романовыми, сначала Захарьиными-Романовыми, а затем про первую часть фамилии забыли и стали именоваться просто Романовыми. Сплошная несуразица!

Но как обосновать претензии Романовых на царский трон? Придумали следующее, мол, этот самый Роман Юрьевич был отцом первой жены царя Ивана Грозного – вот тебе и обоснование. При этом немецкие историки упустили, что согласно древнему закону, русские князья наследовали трон только по мужской линии. Это был незыблемый канон, и не только в России. Родственники по женской линии никаких легитимных прав на княжеский, а тем более, великокняжеский трон иметь не могли. Они не являлись принцами крови. Если учесть, что все Захарьины были полностью уничтожены во времена опричнины, то легенда о Романовых превращается в глупейший анекдот. Тем более патриарх Филарет не мог быть отцом Михаила по определению. Стать патриархом мог только священник из черного духовенства, то есть следовавший монашескому обету безбрачия на протяжении всей своей жизни. Прусские фальсификаторы здесь здорово промахнулись, приняв за истину немецкий перевод слова «патриарх» как «отец (праотец)». Но они были уверены в своей безнаказанности и решили, что сойдет и так. А он вообще детей иметь не мог по церковному канону!

А где было родовое гнездо знаменитых Романовых? Считается, что в районе захолустной Лебедяни. А какие там остались сведения о Романовых? Единственным свидетельством нахождения здесь Романовых историки выставляют Троицкий монастырь и приводят слова лебедянского летописца Григория Федоровича Киреевского: «Да в Лебедянском же уезде Троецкая пустыня монастырь на Яблоновой поляне подле Романцовского лесу. А на монастыре церковь древяна клетцки во имя Троицы Живоначальные». Это все, что известно о вотчине Романовых – только одноименный лес в письме неизвестного писателя и патриарший Троицкий монастырь. Историки подробностями происхождения царской династии нас не балуют. В основном указывают на монастырь – сказано же патриарший, восстановлен у себя на вотчине вернувшемся из плена Филаретом.…

Проведем исследования по данному вопросу. В «Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи» опубликован документ, из которого явствует, что «Лебедянский Троицкий монастырь Яблонова пустыня со всеми угодьи по прошению… святейшаго патриарха пожалована в патриаршь Дом во 188 году (1680 г.)». Это же подтверждается из материалов Российского государственного архива древних актов, где находится копия Жалованной меновной грамоты (1680 г., марта 1) патриарху Иоакиму на Лебедянский Троицкий монастырь (см. 31). Подлинник этого документа хранится в рукописном собрании Государственного исторического музея, и был даже опубликован в XIX веке. Как мы отчетливо видим, Лебедянский Троицкий монастырь в Романовском лесу никакого отношения к Филарету не имеет. Он стал патриаршим лишь в 1680 году!

Вот на таких нелепостях и базируется миф о происхождении Романовых. Перед историками школы Миллера-Шлецера стояла конкретная задача – скрыть реальную императорскую династию Новых Римлян. Поэтому они подменили императорский титул «ROMA NOVA» на безобидную фамилию Романовы. Так писалась наша история.

Романовы — старинный русский дворянский род (носивший такую фамилию с середины XVI века), а затем династия русских царей и императоров.

Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти?

Генеалогические корни рода Романовых (XII - XIV века)

Родоначальником Романовых и ряда других дворянских родов считается боярин Андрей Иванович Кобы́ла (†1347), которыйнаходился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого(старшего сына великого князя Ивана Калиты).

Тёмное происхождение Кобылы давало свободу для родословных фантазий. Согласно родовому преданию, предки Романовых "выехали на Русь из Литвы" или "из Прусс" в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы происходили из Новгорода.

Писали, что его отец Камбила Дивонович Гланд был жмудским князем и бежал из Пруссии под натиском немецких крестоносцев. Вполне возможно, что Камбила, переделанный на русский лад в Кобылу, потерпев поражение на родине, уехал на службу к великому князю Дмитрию Александровичу, сыну Александра Невского. По преданию, он крестился в 1287 г. под именем Иван — ведь пруссы были язычниками, — а сын его при крещении получил имя Андрей.

Гланда, стараниями генеалогов, вел свой род от некого Ратши (Радша, христианское имя Стефан) - выходец «из прусс», по мнению других новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения.

Также из генеологической цепочки известно имя Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.


Как бы ни была занятна легенда, реальное родство Романовых наблюдается только с Андрея Кобылы.

Андрей Иванович Кобы́ла имел пять сыновей: Семёна Жеребца, Александра Ёлку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые были родоначальниками 17 русских дворянских домов. Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.

Старший сын Андрея Кобылы Семён, по прозвищу Жеребец , стал родоначальником Синих, Лодыгиных, Коновницыных, Облязевых, Образцовых и Кокоревых.

Второй сын, Александр Ёлка , породил Колычевых, Сухово- Кобылиных, Стербеевых, Хлудневых и Неплюевых.

Третий сын, Василий Ивантей , помер бездетным, а четвертый — Гавриил Гавша — положил начало только одному роду — Бобарыкиным.

Младший сын, Фёдор Кошка (†1393) , был бояриным при Дмитрии Донском и Василии I; оставил шестерых детей (включая одну дочь). От него пошли роды Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских (или Ляцких), Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметевых.

Старший сын Фёдора Кошки Иван Федорович Кошкин (†1427) служил воеводой при Василии I и Василии II, а внук, Захарий Иванович Кошкин (†1461), был бояриным при Василии II.

Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки — просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова — Захарьины-Яковлевы.

Надобно отметить, что женились многочисленные потомки Андрея Кобылы на княжеских и боярских дочерях. Их дочери тоже пользовались изрядным спросом среди знатных фамилий. В результате за пару столетий они породнились чуть не со всей аристократией.

Возвышение рода Романовых

Царица Анастасия - первая жена Ивана Грозного

Возвышение рода Романовых произошло после женитьбы в 1547 году царя Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой , которая родила ему сына - будущего наследника престола и последнего из рода Рюриковичей Фёдора Иоанновича. При Фёдоре Иоанновиче Романовы заняли видное положение при дворе.

Брат царицы Анастасии Никита Романович (†1586 г.)

Брат царицы Анастасии Никита Романович Романов (†1586 г.) считается родоначальником династии - его потомки уже именовались Романовыми.

Сам Никита Романович был влиятельным московским бояриным, активным участником Ливонской войны и дипломатических переговоров. Разумеется, выживание при дворе Ивана Грозного было довольно страшным делом. А Никита не только выжил, но неуклонно возвышался и по скоропостижной смерти государя (1584) вошел в ближнюю Думу своего племянника — царя Федора Ивановича — вместе с Мстиславским, Шуйским, Бельским и Годуновым. Но вскоре Никита Романович поделился своей властью с Борисом Годуновым и принял постриг под именем Нифонта. Мирно скончался в 1586 году. Похоронен в родовой усыпальнице в Московском Новоспасском монастыре.

У Никиты Романовича было 6 сыновей, но в историю вошли только двое: старший - Фёдор Никитич (в последствии - патриарх Филарет и отец первого царя династии Романовых) и Иван Никитич , который входил в состав Семибоярщины.

Фёдор Никитич Романов (патриарх Филарет)

Боярин Федор Никитич (1554-1633) первым из рода стал носить фамилию «Романов». Будучи двоюродным братом царя Феодора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного), считался соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. Он женился по любви на бедной девице из древнего костромского рода Ксении Ивановне Шестовой и жил с ней душа в душу, произведя на свет пятерых сыновей и дочь.

Годы царствования Фёдора Ивановича (1584—1598) были счастливейшими в жизни будущего патриарха. Не обремененный обязанностями правления и тайными интригами, не снедаемый честолюбием, как Борис Годунов или унылый завистник Василий Шуйский, он жил в свое удовольствие, одновременно закладывая основу еще большего возвышения рода Романовых. С годами быстрое возвышение Романова стало все сильнее заботить Годунова. Фёдор Никитич продолжал играть роль беззаботного юноши, воспринимающего свое положение как должное, но он был слишком близок к трону, который рано или поздно должен был опустеть.

С приходом к власти Бориса Годунова, вместе с другими Романовыми, подвергся опале и ссылке в 1600 году в Антониево-Сийский монастырь, расположенный в 160 км от Архангельска. Его братья, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь, где большинство из них погибли. В 1601 году он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Но, появившийся на российском престоле Лжедмитрий I (который до воцарения был холопом Гришкой Отрепьевым у Романовых), желая на деле доказать родство с домом Романовых, в 1605 году вернул Филарета из ссылки и возвел в сан митрополита Ростовского. А Лжедмитрий II, в Тушинской ставке которого находился Филарет, произвел его в патриархи. Правда Филарет представлял себя как «пленник» самозванца и не настаивал на своём патриаршем сане...

В 1613 году Земским собором на царствование был избран сын Филарета Михаил Фёдорович Романов . Его мать, инокиня Марфа, благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. А в 1619 году бывший боярин Фёдор Никитич, с легкой руки своего сына, царя Михаила Фёдоровича, стал "официальным" патриархом Филаретом. Но по своему характеру он был человек светский и в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

Дальнейшие судьбы Романовых есть история России.

Первый русский царь из династии Романовых — Михаил Федорович Романов родился 22 июля (12 июля по старому стилю) 1596 года в Москве.

Его отец — Федор Никитич Романов, митрополит (позднее — патриарх Филарет), мать — Ксения Ивановна Шестова (позднее — инокиня Марфа). Михаил приходился двоюродным племянником последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей, Федору Ивановичу.

В 1601 году вместе с родителями подвергся опале Бориса Годунова. Жил в ссылке. С 1605 года вернулся в Москву, где попал в плен к полякам, захватившим Кремль. В 1612 году, освобожденный ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, уехал в Кострому .

3 марта (21 февраля по старому стилю) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование .

23 марта (13 марта по старому стилю) 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.

Поляки прибыть в Москву. Небольшой отряд отправился убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.

21 июня (11 июня по старому стилю) 1613 года Михаил Федорович в Москве в Успенском соборе Кремля.

В первые годы царствования Михаила (1613-1619) реальная власть находилась у его матери, а также у ее родни из бояр Салтыковых. С 1619 года по 1633 год страной правил вернувшийся из польского плена отец царя — патриарх Филарет. При существующем на то время двоевластии государственные грамоты писались от имени Государя Царя и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В царствование Михаила Федоровича Романова были прекращены войны со Швецией (Столбовский мир, 1617 год) и Речью Посполитой (Деулинское перемирие, 1618 год, позже — Поляновский мир, 1634 год).

Преодоление последствий Смуты требовало централизации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире, о введении экстраординарных налогов.

В 1630-е годы началось создание регулярных воинских частей (полков рейтарского, драгунского, солдатского), рядовой состав которых составляли "охочие вольные люди" и беспоместные дети боярские, офицерами были иноземные военные специалисты. Под конец царствования Михаила возникли кавалерийские драгунские полки для охраны границ.

Также правительство приступило к восстановлению и строительству оборонительных линий — засечных черт.

При Михаиле Федоровиче были установлены дипломатические отношения с Голландией, Австрией, Данией, Турцией, Персией.

В 1637 году срок поимки беглых крестьян был увеличен с пяти до девяти лет. В 1641 году к нему прибавили еще год. Крестьян, вывезенных другими владельцами, разрешалось искать до 15 лет. Это свидетельствовало о нарастании крепостнических тенденций в законодательстве о земле и крестьянах.

Москва при Михаиле Федоровиче была восстановлена от последствий интервенции.

В Кремле в 1624 году воздвигнута Филаретовская звонница. В 1624-1525 годах над Фроловской (ныне Спасской) башней был сооружен каменный шатер и установлены новые часы с боем (1621).

В 1626 году (после опустошительного пожара в Москве) Михаил Федорович издал ряд указов о назначении лиц, обязанных восстановить строения в городе. В Кремле были восстановлены все царские дворцы, в Китай-городе построены новые торговые лавки.

В 1632 году в Москве появилось предприятие по обучению бархатному и камчатному делу — Бархатный двор (в середине XVII века его помещения служили складом оружия). Центром текстильного производства стала Кадашевская слобода с государевым Хамовным двором.

В 1633 году в Свибловой башне Кремля были установлены машины для подачи воды из Москвы-реки в Кремль (отсюда ее современное наименование — Водовзводная).

В 1635-1937 годах на месте парадных покоев XVI века для Михаила Федоровича был выстроен Теремной дворец, заново расписаны все кремлевские соборы, в том числе Успенский (1642), церковь Ризоположения (1644).

В 1642 году началось строительство собора Двенадцати Апостолов в Кремле.

23 июля (13 июля по старому стилю) 1645 года Михаил Федорович скончался от водяной болезни . Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Первая жена — Мария Владимировна Долгорукова. Брак оказался бездетным.

Вторая жена — Евдокия Лукьяновна Стрешнева. Брак принес Михаилу Федоровичу семерых дочерей (Ирину, Пелагею, Анну, Марфу, Софью, Татьяну, Евдокию) и трех сыновей (Алексея, Ивана, Василия). Не все дети дожили даже до отрочества. Особенно тяжело пережили родители смерть в один год сыновей Ивана и Василия.

Наследником престола стал Алексей Михайлович Романов (1629-1676, царствовал 1645-1676).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников