100 летие м а алексеева. “Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени!”

Леонтьева Аида Афанасьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Лекеченская СОШ имени А.И.Леонтьева"
Населённый пункт: с. Лекечен Вилюйского улуса РС (Я)
Наименование материала: статья
Тема: Сеятель разумного, доброго, вечного – народный учитель СССР Алексеев М.А.
Дата публикации: 25.04.2018
Раздел: среднее образование

«Сеятель разумного, доброго, вечного - народный учитель СССР Алексеев

«Сеятелем разумного, доброго, вечного» был инициатор физико-

математического

движения,

основатель

профильного

обучения

республики,

народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. Он

своей жизнью и подлинным служением народу действительно подтвердил

эти мудрые слова об учителях. 57 лет назад в Верхневилюйской школе имени

Исидора Барахова Михаил Андреевич и его единомышленники добились

открытия

специального

углубленным

изучением

математики,

Верхневилюйской

математической школы. Большинство выпускников этих классов и школы

престижных

плодотворно

трудятся

образования,

экономики

промышленности.

благодарностью

вспоминают

учителей, их уроки. Я училась в Верхневилюйской физико-математической

последним

Андреевича.

Андреевич

классным руководителем, но и нашим учителем физики. Мы видели его

каждый день и постоянно общались, а я, как племянница, иногда еще и

ночевала у них дома. Михаил Андреевич был добрый, но строгий, всегда

чуткий и внимательный к нам. Все наши учителя были профессионалами

своего дела. Все, что мы впитали от них, несомненно, помогало и помогает

по сей день. Когда Михаил Андреевич жил в Вилюйске, я часто навещала его.

У меня сохранились все мои школьные конспекты по физике, тетради для

решения задач. Особенно бережно храню письма своего дорогого Учителя.

Он делился со мной своими самыми сокровенными мыслями. Я каждый день

вспоминаю Михаила Андреевича, всегда мысленно советуюсь с ним. Это он

посоветовал

поступить

физический

факультет.

окончания

университета, мне дали направление в аспирантуру в институт им.Е.Патона в

город Киев, но я выбрала профессию учителя и приехала в свое родное село.

Михаил Андреевич тогда мне написал, что я поступила правильно,

святое дело - трудиться на родной земле, учить детей своих односельчан. С

тех пор, вот уже 31-й год я преподаю физику в Лекеченской школе, а с 2008

года работаю еще и директором. Мне радостно, что по итогам 2015 года наша

школа удостоена Гранта Главы РС (Я) Е.А.Борисова (1 миллион рублей),

лауреатом

Всероссийского

конкурсов

«Лучшая сельская школа – 2017». Это наш четвертый Грант, до этого мы

получили Грант МО РС (Я) (2007), Грант Президента РС (Я) В.А.Штырова

(2009), Грант республиканского комитета семьи и детства при Президенте

РС(Я) (2010). В этом я вижу благословление своего Учителя, оправдание его

светлых надежд.

100-летний

народного

Михаила Андреевича Алексеева. Всех своих коллег – учителей физики и

математики -

я призываю

достойно встретить юбилей нашего дорогого

Учителя! Отметим его нашими духовными дарами, ведь Михаил Андреевич

всегда подчеркивал, что превыше всего в учителе – любовь к детям.

Аида Леонтьева

Директор, учитель физики

Лекеченской СОШ имени А.И.Леонтьева,

Доклад Председателя организационного

комитета по подготовке и проведению

100-летия М.А. Алексеева,

первого заместителя министра

образования и науки РС (Я)

Ф.В. Габышевой, д.п.н, профессор.

Лучший дар страны детям — хороший учитель

(М.А. Алексеев)

Глубокоуважаемый Михаил Ефимович!

Уважаемые участники торжественного заседания!

По воспитанию молодых исследователей нашей республики большую работу проводят научно-социальная программа «Шаг в будущее », которая вот уже более четверти века содействует подготовке и воспитанию исследователей нового поколения, формированию кадрового резерва отечественной науки и производства, Физико-математический форум «Ленский край », в 2015 году преобразованный в государственное автономное учреждение дополнительного образования «Малая академия наук РС (Я) » с филиалами во всех муниципальных районах. Основная миссия МАН - воспитание интеллектуального поколения якутян, способного привести Республику Саха (Якутия) к достижению мирового уровня в социально-экономической, политической жизни, экономике, науке, образовании и культуре.

16 ноября 2016 года Генеральная ассамблея МИЛСЕТ-Восток, которое является международным движением в поддержку научной культуры среди молодежи, научно-технологических программ, объединяющим 150 организаций более чем в 80 странах мира, единогласно проголосовала за принятие Малой академии наук Республики Саха (Якутия) в ряды своих членов. Также одобрено проведение Х Международной исследовательской школы в Якутии на базе МАН летом 2017 года, поддержана идея проведения Международных интеллектуальных игр в 2018 году.

Следующее направление , которое становится трендом российской образовательной политики - индивидуализация!

XIII съезд учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия) в своем стратегическом документе - Образовательной инициативе - 2030 «Образование, открытое в будущее » объявил курс на индивидуализацию. Эта цель удивительным образом оказалась сопоставимой с парадигмой деятельности народного учителя М. А. Алексеева, которого, выражаясь языком «Образовательной инициативы-2030 «Образование, открытое в будущее », с полным правом можно назвать «системным интегратором» индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

В методическом пособии “Из опыта внеклассной работы по физике и технике”, изданном Якутским республиканским институтом усовершенствования учителей в 1968 году, Михаил Андреевич писал: “... в школах, где нет индивидуального подхода, ... уровень развития способных учащихся бывает далеко ниже их возможностей... В результате они постепенно теряют интерес к своему любимому предмету и приравниваются к середнякам.

Он считал, что все содержание обучения и воспитания должно выстраиваться вокруг личности ребенка и быть направлено на выявление и развитие творческих возможностей и способностей, инициативы и самостоятельности каждого ученика. Он создал новый для своего времени тип общения педагога и учащегося, обеспечил индивидуальный подход к формированию личности ребенка.

Учитель стремился раскрыть в своих учениках высокие нравственные качества и без принуждения, личным жизненным примером, помогал им в формировании мировоззрения. Своего учителя школьники уважали, любили за неиссякаемую доброту, титаническую трудоспособность, глубочайшую эрудицию, за справедливую требовательность, ответственность и гражданственность. Он мастерски владел методикой преподавания, был интересным собеседником, знал несколько иностранных языков.

Те, кто учился у Михаила Андреевича Алексеева, хорошо помнят, как он высоко ценил в своих учениках такие качества, как умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект со всех сторон, предлагать нестандартные способы решения. Он учил их не только перенимать и усваивать новое, передовое, но и самим смело творить, создавать новое, более совершенное. Побуждая учеников быть ответственными за свое будущее, будущее республики, своей страны, он воспитывал людей с гражданским чувством достоинства и свободы.

Ученики М.А. Алексеева также пошли по стопам своего великого учителя, став педагогами, среди них д.ф.-м.н., директор республиканского лицея, депутат Госсобрания Ил Тумэн Иван Иванович Шамаев, Виктор Филиппович Потапов, Илья Гаврильевич Кысылбаиков, Олег Егорович Филиппов, Андрей Андреевич Семенов, Николай Иванович Васильев и мн.др. Они создали свои школы, впечатляющими успехами которых сегодня гордится республика, - Республиканский лицей-интернат, Верхневилюйкая республиканская гимназия имени своего учителя (впоследствии лицей-интернат), прообразом которых стала школа их любимого учителя и где культивируются принципы и ценности выдающегося новатора образования.

Сегодня учителя школ, преподаватели вузов одним из высших своих достижений считают получение премии, учрежденной Указом Первого Президента нашей республики М.Е. Николаева от 4 февраля 1996 года № 1292 "Об увековечении памяти народного учителя СССР М. А. Алексеева».

В рамках одного доклада невозможно назвать всех тех, кто считает, что своими делами и успехами они обязаны учителям, называя, прежде всего, святое для них имя - Михаил Андреевич Алексеев. Они, ставшие знаковыми личностями во многих сферах жизнедеятельности республики, имена которых также, как и имя их великого учителя сегодня у всех на слуху, объединились в Ассоциацию «Ученики М.А. Алексеева - народного учителя СССР» и делают многое для увековечения памяти своего УЧИТЕЛЯ. Не это ли подтверждение их слов: «Где бы мы ни жили, кем бы ни работали, мы всегда чувствуем свою сопричастность, нас всех объединяет особый дух нашей школы ». Сегодня слова благодарности активному руководителю данного движения Василию Моисеевичу Ефимову, заместителю директора Института физтех проблем Севера, заслуженному работнику народного хозяйства.

Каждого из нас не покидает мысль: как много один человек, рядовой сельский учитель сделал для нашей республики. Снова сошлюсь на слова Эллы Максимовой из статьи «Лучший дар »: «Любовь Михаила Андреевича к детям безоглядна, но не бескорыстна. Его корысть — будущее Якутии, ее культурное и научно-техническое восхождение. Алексеевская доброта... служит справедливому, точному выявлению возможностей ребенка, умножению их до призвания и доведению до профессии, отдача которой, по его мнению, тем значительнее, чем более отзывчив на добро и воспитан человек».

Сам Михаил Андреевич был учителем не только своих учеников, но и наставником их родителей. Большое значение Михаил Андреевич придавал семейному воспитанию, считая, что «…в конфликтных семьях дети не вырастают заботливыми и ласковыми, и еще неизвестно, каким будет их будущий жизненный путь… Традиционно счастливыми дети воспитываются в счастливых семьях». Обращаясь к родителям своих учеников, Михаил Андреевич подчеркивал: «Никогда не унижайте своих детей, если хотите вырастить их настоящими людьми, храбрыми и достойными, способными вынести все невзгоды жизни и сохранить свой человеческий облик, великую духовность и бесконечную душевность ». Сам он был счастлив в браке со своей женой Варварой Иннокентьевной, воспитав сына и двух дочерей. В его словах, приведенных сыном Михаилом Михайловичем: «Нигде обо мне так не заботились, моя Варвара лечит лучше любого врача », сквозила и любовь, и безмерная благодарность верной спутнице жизни.

Как вы знаете, с 1 января 2018 года в Российской Федерации начнет действовать Национальная система учительского роста, о формировании которой было объявлено в декабрьском поручении Президента России 2015 года. Именно профессиональный рост определяет развитие педагога и качество образования в целом.

Для перехода к этой масштабной и всеобъемлющей системе необходим определенный задел. Это стало одним из оснований объявления 2017 года Годом народного учителя. Год народного учителя СССР М. А. Алексеева в системе образования и науки Республики Саха (Якутия) - это не только знаменательное событие для каждого якутянина, признание выдающихся заслуг неповторимой и могучей личности настоящего УЧИТЕЛЯ, это также признание его как эталона для подготовки современного поколения учителей; пристального изучения и применения в современной педагогической деятельности актуальных и востребованных методов обучения и воспитания выдающегося педагога. Он был первым в Якутии, единственным и последним народным учителем СССР. И очень знаменательно, что в Год столетия великого учителя по инициативе Главы республики Е.А. Борисова в феврале 2017 года учреждено почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия) ».

Ключевая идея Года М.А. Алексеева - развитие способностей педагога «творить себя», самодвижение и саморазвитие в соответствии с социально-нравственным идеалом народного учителя, с именем которого связана беззаветная преданность своему народу, стремление жить по чести и совести, воспитание достойных, свободных, ответственных людей.

Реформаторская, беззаветная, многогранная деятельность народного учителя, уникальное содержание, технологии, методы его педагогической системы еще не в полной мере изучены и ждут своего осмысления с философских, аксиологических, психолого-педагогических позиций. Как показала жизнь, этот бесценный образовательный и личностный опыт еще долго будет востребован педагогической наукой и практикой. И Год 100-летия должен стать импульсом для комплексного исследования общенационального достояния - педагогического наследия великого учителя.

В рамках подготовки к юбилею Михаила Андреевича Алексеева комиссией по увековечиванию памяти сделано немало: проведены научно-практические конференции, педагогические чтения, олимпиады, методические десанты, выставки, выпущены циклы телепередач, статей в СМИ, издана книга, документальный фильм «Народный учитель Алексеев », проведены Дни народного учителя в Среднеколымском, Горном, Вилюйском, Верхевилюйском улусах, где он работал, Дни знаний в образовательных организациях, его именем назван алмаз, поставлен спектакль «Учуутал » в Саха академическом театре им. Платона Алексеевича Ойунского, проведен капитальный ремонт учебного здания, начато строительство интерната Верхневилюйского республиканского лицея-интерната имени М.А. Алексеева. Учителя города Якутска выступили с предложением о создании в столице школы по методике М.А. Алексеева. В центре нашей столицы вскоре появится бульвар Учителя с памятником Михаилу Андреевичу Алексееву как знак уважения и почитания учительства. Мы благодарим Айсена Сергеевича Николаева, ученика Михаила Андреевича, за то, что бульвар будет находиться в самом центре города и верим, что это место станет любимым местом встречи поколений и местом отдыха горожан и гостей столицы.

По-настоящему вдохновенная самоотверженная деятельность Михаила Андреевича Алексеева подтверждает истинность утверждения, что «Учитель - профессия дальнего действия». В чем заключается феномен личности рядового сельского учителя? На этот вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа. Но, вне всякого сомнения, главная составляющая - это бескорыстное служение своему народу.

На одном из педсоветов М.А. Алексеев сказал: «Лучший дар страны детям — хороший учитель», а я бы хотела добавить: в стретить такого УЧИТЕЛЯ на своем пути - это подарок судьбы. У каждого из нас, посвятивших себя педагогической деятельности, есть такой ориентир и идеал - настоящий патриот, народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. УЧИТЕЛЬ на все времена!

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Республики Саха (Якутии) по теме:
Доклад Феодосии Габышевой на Торжественном собрании общественности, посвященном 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева

Доклад Феодосии Габышевой на Торжественном собрании общественности, посвященном 100-летию со дня рождения народного учителя СССР М.А. Алексеева - Якутск

Ассоциацией “Ученики М.А. Алексеева – народного учителя СССР” предпринята попытка собрать в одном издании, состоящем из двух томов, статьи, методические разработки, письма выдающегося педагога, народного учителя СССР М.А. Алексеева, а также воспоминания его коллег и учеников.

На начальной стадии этой работы мы наивно полагали, что в книге будут охвачены все грани жизни нашего Учителя. По мере приближения сроков завершения работы над книгой все яснее стало понимание абсолютной безнадежности осуществления этого действительно благородного плана. Оказалось, что, помимо таких субъективных факторов, как хроническая нехватка времени, бюджетных средств, а также дефицита творческих возможностей, есть и принципиальные факторы, препятствующие осуществлению такого амбициозного замысла.

Первая причина исходит из гигантского масштаба личности Михаила Андреевича. Обладая какими-то сверхъестественными способностями, он сумел непосредственно благотворно повлиять на судьбы десятков тысяч людей. Представьте себе, сколько людей хранило и хранит о нем добрые воспоминания. По мере работы над книгой мы узнали, что сбором материалов о жизни М.А. Алексеева занимались или занимаются десятки людей, и поняли, что собрать всю эту информацию, осмыслить и переплавить в виде страниц этого издания выше наших возможностей.

Вторая причина – это невероятная сложность судьбы Михаила Андреевича. История, которая разыгралась в 1985 году в Верхневилюйске, заставившая Михаила Андреевича покинуть любимую школу, переехать в Вилюйск, – это вечная драма борьбы света и тьмы, нескончаемый конфликт добра со злом. Для многих из нас это до сих пор как незажившая рана. Должны признаться, что, к сожалению, нам не удалось найти такую спасительную точку зрения, с которой можно было бы хотя бы для сколь-нибудь значительной части лиц, причастных тем событиям, безболезненно, но правдиво осветить самую драматическую часть жизни Учителя. Видимо, еще не настало то время, когда можно будет говорить обо всех сторонах жизни Учителя так же открыто и свободно, как сейчас мы спокойно обсуждаем непримиримый конфликт великого Сократа с афинскими согражданами той эпохи или историю бунта неистового Джордано Бруно против средневековой косности.

Завершая работу над изданием двухтомника, мы вполне отдаем себе отчет в указанных выше недостатках нашего труда и все же надеемся, что нами преодолена хотя бы ступенька на пути создания цельного образа Михаила Андреевича. Уверены, что будущие поколения исследователей сумеют более смело и ярко раскрыть тот огромный разлом, который существовал между внутренним миром Михаила Андреевича и окружавшей его суровой действительностью. Только тогда станет очевидной картина, показывающая, какие титанические усилия пришлось приложить великому учителю для того, чтобы выстраданные им жизненные ценности стали всеобщим достоянием, и мир вокруг нас стал таким, каким его знаем.

7 февраля состоялось пленарное заседание республиканского совещания работников образования РС (Я) под руководством министра образования и науки республики Владимира Егорова . В работе пленарного заседания приняли участие Государственный советник РС (Я), первый президент Якутии Михаил Николаев , председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Александр Жирков , федеральные эксперты и др.

В своем выступлении Владимир Анатольевич привел слова немецкого педагога Фридриха Дистервега «... самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» и вспомнил выдающегося якутского педагога, народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева: «Михаил Андреевич - истинный педагог, взрастивший не одно поколение талантливых учителей. Ветеран Великой Отечественной войны. И народный учитель СССР. Кавалер ордена Ленина и Ордена трудового Красного Знамени, орденов Великой Отечественной войны. Лауреат государственной премии имени А.Е. Кулаковского. Заслуженный учитель школ ЯАССР и РСФСР. Отличник народного образования СССР. Он является первым в республике основателем школы с углубленным изучением основ физики и математики. Инициатором и вдохновителем физико-математического движения в республике. Интеллектуальный, гражданский и нравственный подвиг Михаила Андреевича в его идеях и делах по созданию новой школы новой педагогической науки, мы видим теперь находясь в XXI информационном веке. 5 мая исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Андреевича. 100 летие народного учителя СССР - это событие культурной значимости, знаменательное для всей общественности республики. 2017 год в сфере образования республики министерством образования и науки объявляется Годом Михаила Андреевича Алексеева”, - сказал министр.

- Михаил Ефимович Николаев, Государственный советник Республики Саха (Якутия), первый Президент Республики Саха (Якутия).

- Александр Николаевич Жирков, Председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

- Александр Николаевич Ким-Кимэн, Председатель Конституционного суда Республики Саха (Якутия).

- Юрий Михайлович Григорьев, доктор физико-математических наук, действительный член Академии наук Республики Саха (Якутия), профессор Северо-Восточного федерального университета имени Максима Кировича Аммосова, председатель методической комиссии Международной олимпиады школьников «Туймаада» по физике.

- Павел Аркадьевич Сергоманов, директор Центра лидерства в образовании управления школой Института образования Высшей школы экономики, кандидат психологических наук.

- Владимир Игоревич Блинов, руководитель Центра профессионального образования и системы квалификации Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор.

- Елена Леонидовна Инденбаум, доктор психологических наук, заведующая кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Педагогического института Иркутского государственного университета.

- Наталья Георгиевна Амелина , главный специалист Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО.

- Иван Иванович Алексеев , директор Вилюйского техникума Вилюйского улуса.

- Алексей Николаевич Павлов , учитель математики Республиканского лицея-интерната с углубленным изучением отдельных предметов, лауреат Государственной премии Республики Саха (Якутия) имени Михаила Андреевича Алексеева в области педагогики.

- Раиса Владимировна Бережнова, директор Абыйской средней общеобразовательной школы имени доктора технических наук Аркадия Егоровича Слепцова Абыйского улуса.

Пресс-служба МОиН РС(Я)

ИА SakhaNews . В Якутии отмечают 100-летие со дня рождения народного учителя СССР Михаила Алексеева , основателя знаменитой Верхневилюйской физматшколы, инициатора физико-математического движения в республике. Как сообщили ИА SakhaNews в пресс-службе Минобрнауки РС(Я), 3 мая в Национальной библиотеке РС(Я) состоится презентация книги “Народный учитель Михаил Алексеев”, авторами-составителями которой являются ученики Михаила Андреевича. В этот же день в школах республики прошли мастер-классы лауреатов премии имени М.А.Алексеева в области педагогики, учителей физики, учеников М.А.Алексеева.

4 мая в Саха академическом театре им. П.А.Ойунского состоится показ спектакля “Учуутал” по драме В.Е.Васильева-Харысхала. Спектакль рассказывает о непростой жизни Михаила Алексеева, его неоценимом вкладе в развитие образования Якутии.

Основные мероприятия состоятся 5 мая, в день рождения народного учителя. Во всех школах республики пройдут Единые уроки физики. В Якутске начнет работу семинар-круглый стол “Проблемы и развитие физического образования” с участием представителей ведущих российских университетов, президента Азиатской физической олимпиады г-на Квека Леона Чуаня (Сингапур), сотрудников Минобрнауки РС(Я), Малой Академии наук РС(Я) и др. Напомним, что в эти дни в столице республики проходит XVIII Азиатская олимпиада по физике, посвященная 100-летию Михаила Алексеева. В ГТОиБ им. Д.К.Сивцева-Суорун Омоллоона желающие могут посмотреть фильм о жизни и деятельности М.А.Алексеева. Вход бесплатный. Здесь же состоится торжественное собрание общественности с участием руководства республики, посвященное памяти М.А.Алексеева. Такие же торжественные собрания пройдут в городах Вилюйск, Среднеколымск и в селе Бердигестях.

11 и 12 мая состоятся торжественные собрания в родном для Михаила Алексеева Баппагаинском наслеге Вилюйского улуса и в с.Верхневилюйск, где он трудился.

Справка:

Алексеев Михаил Андреевич родился 5 мая 1917 г. в с.Баппагай Вилюйского района Якутской области Российской империи. Умер 18 сентября 1995 года.

В 1936 г. окончил Якутский педагогический техникум, работал учителем в Колымском крае.

В предвоенные годы проходил службу политруком в 99-й стрелковой дивизии Красной Армии. Война застала его в г.Перемышль. После семидневной героической обороны города дивизия организованно отошла на восток. Под Киевом она была почти вся уничтожена, в числе многих Михаил Алексеев оказался в плену. Находясь в фашистском лагере, совершил несколько побегов, затем, после освобождения, был обвинен в измене. Освободился из ГУЛАГа в 1951 году.

В 1955 году успешно закончил Якутский педагогический институт и был назначен учителем в Далырскую среднюю школу Верхневилюйского района. В 1960 г. Михаил Алексеев переехал в с.Верхневилюйск и в 1966 г. открыл первый физико-математический класс.

С 1963 по 1974 годы его ученики на республиканских олимпиадах по физике и математике никому не уступали первые и вторые места, были призерами Всесоюзных олимпиад. В эти годы до 90% его выпускников поступали в вузы.

О школе М.Алексеева, сходной со "школой радости" В.Сухомлинского, много писали в центральной прессе, были сняты документальные фильмы "Задача", "Наш теплый дом".

Награжден орденом Ленина, Трудового Красного Знамени, Государственной премией Республики Саха имени А.Кулаковского и единственный в Якутии – удостоен высшего педагогического звания нашей страны - народного учителя СССР.

Традиции физико-математической школы М.А.Алексеева ныне продолжает ставшая республиканской Верхневилюйская гимназия, носящая его имя.