Состояние окружающей среду в хмао. Пути решения экологических проблем хмао

Состояние окружающей среды на территории

за январь-декабрь 2015 года

  1. Атмосферный воздух

Состояние воздушного бассейна Югры определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа. Основными стационарными источниками в населенных пунктах являются котельные и коммунальное хозяйство, на лицензионных участках - трубы печей и факела.

93 % всех выбросов загрязняющих веществ в округе происходит за пределами населенных пунктов, при этом в составе выбросов преобладают оксид углерода и летучие органические соединения, имеющие низкий (четвертый) класс опасности.

Качество атмосферного воздуха оценивается по наблюдениям в 7 населенных пунктах автономного округа на 8 постах по восьми загрязняющим веществам. Функционирование территориальной сети автономного округа позволило увеличить обеспеченность информацией о состоянии атмосферного воздуха в населенных пунктах Югры за последние 5 лет с 6% до 57%.

В 2015 году состояние атмосферного воздуха в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск, Березово, Радужный характеризовалось низким, а в городе Белоярский - повышенным уровнем загрязнения.

В течение 2015 года превышения установленных среднесуточных нормативов периодически фиксировались по фенолу, формальдегиду и диоксиду азота от 1 до 4 ПДК. В г.Белоярский повышенный уровень загрязнения связан с регистрацией двух случаев высокого (более 10 ПДК) загрязнения формальдегидом в начале года (21.01.15 до 10,3 ПДКм.р. и 17.02.15 до 22,4 ПДКм.р.). В большинстве случаев высокое загрязнение в зимнее время наблюдается при наличии неблагоприятных метеорологических условий – морозной, безветренной погоды, способствующей накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы.

Повышенные концентрации загрязняющих веществ связаны как с техногенными факторами (выбросы городских предприятий и автотранспорта), так и природными (усиление фотохимических реакций в атмосферном воздухе в теплую солнечную погоду, неблагоприятные метеорологические условия).

97% населения городов Югры, где ведутся регулярные наблюдения, проживает в населенных пунктах с низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

  1. Поверхностные воды

В 2015 году наблюдения за состоянием поверхностных вод водотоков автономного округа проводились Ханты-Мансийским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» на 32 гидрохимических постах вблизи населенных пунктов и в границах лицензионных участков в рамках ведения локального экологического мониторинга (1710 постов).

Качество поверхностных вод, в сравнении с 2014 годом, существенно не изменилось и характеризуется 4 классом качества, что соответствует «грязным» и «очень грязным» водам.

Отмечается стабильно повышенное содержание соединений железа (в 100% проб), марганца (в 93% проб), меди (в 100% проб) и цинка (в 94% проб), которое превышает ПДК в 10-45 раз. Значительные концентрации этих соединений имеют природное происхождение и обусловлены заболоченностью водосборных площадей.

Среднегодовые концентрации нефтепродуктов во всех крупных реках находятся ниже уровня ПДК (0,5-0,8 ПДК), а концентрации хлоридов составляют сотые доли ПДК. В 2015 году наблюдались отдельные случаи (в 8% проб) незначительного превышения (1,1-1,5 ПДК) норматива по нефтепродуктам в поверхностных водах рек Обь, Конда, Казым.

В азотной группе концентрации ионов аммония и азота нитритного фиксировались выше установленного норматива в 70% и 29% проб соответственно, что связано с возрастающим влиянием жилищно-коммунального комплекса, недостаточной обеспеченностью населенных пунктов канализационными очистными сооружениями. По азоту нитратному превышения не наблюдались.

В 2015 году на гидрохимических постах государственной наблюдательной сети зарегистрировано 20 случаев высокого и 7 случаев экстремально-высокого загрязнения железом общим (8 случаев), марганцем (7 случаев), растворенным кислородом (10 случаев), азотом нитритным (2 случая), в реках Обь (10 случаев), Конда (5 случаев), Казым (4 случая), Иртыш (3 случая) и по одному случаю на реках Пим, Большой Юган, Вах, Тром-Юган и пр.Сытоминка.

Во всех случаях высокое загрязнение вод связано с сезонными колебаниями концентраций загрязняющих веществ, в периоды, когда отмечается наиболее низкий уровень воды (зимняя, осенняя межень) и питание рек осуществляется только грунтовыми водами, а так же в период начала половодья при интенсивном таянии снежного покрова и смыве загрязнителей с водосборных площадей.

  1. Земельные ресурсы

Природнадзор Югры осуществляет ведение реестра загрязненных земель нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой. На 01.01.2015 год в реестр включено 20 242 участка общей площадью 4 668 га. Из них 3 445 га нефтезагрязненных земель и 1 222 га загрязненных минерализованными подтоварными водами.

Реестр на 01.01.2016 с учетом образованных загрязненных земель будет сформирован после предоставления отчетности недропользователей по постановлению Правительства автономного округа от 14.01.2011 г. № 5-п «О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» до 1 апреля 2016 года.

Загрязнение земель, в большей степени, происходит в результате аварийных разливов нефти, нефтепродуктов. Так, за 2015 год на территории автономного округа допущено 1497 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 29,1732 га, в том числе на нефтепроводах – 888 отказов (площадь загрязнения 43,7892 га), на водоводах – 590 отказов (площадь загрязнения 15,107 га), на газопроводах – 19 отказов (площадь загрязнения 0,215 га). Общая масса загрязняющих веществ (подтоварная вода и нефть) в результате аварийных отказов составила 676,447 тонн.

Для устранения загрязнений нефтегазодобывающими предприятиями в рамках природоохранных программ осуществляются восстановительные работы. Всего по итогам 2015 года освидетельствовано 2 266 рекультивированных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, высокоминерализованными (подтоварными) водами, площадью 791,8 га, из них соответствуют природоохранным требованиям 1 911 участков площадью 561,9 га.

Кроме этого, в составе комиссии в 2015 году Природнадзором Югры освидетельствовано 507 рекультивированных участков, ранее занятых шламовыми амбарами на площади 308,6 га, из которых признано соответствующими природоохранным требованиям 481 участок площадью 284,3 га.

Меры обеспечения экологической безопасности на территории

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

за январь-декабрь 2015 года

  1. В области реализации программ автономного округа в сфере охраны окружающей среды

В целях снижения негативной нагрузки на окружающую среду в автономном округе реализуется государственная программа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 года» (далее - государственная программа).

На реализацию государственной программы в 2015 году утвержден объем финансирования в размере 11 952,4 млн.руб., в т.ч.: средства федерального бюджета – 40,1 млн.руб.; бюджет автономного округа – 619,8 млн.руб.; местный бюджет – 12,5 млн.руб.; по программе «Сотрудничество» – 158,7 млн.руб.; по внебюджетным источникам – 11 121,3 млн.руб.

За 2015 год мероприятия государственной программы профинансированы за счет всех источников в сумме 12 427,9 млн.руб. (104%), в т.ч.: из средств федерального бюджета – 38,8 млн.руб. (96,8%); бюджета автономного округа – 609,7 млн.руб. (98,4%); из средств местного бюджета – 12,5 млн.руб.; по программе «Сотрудничество» ­– 134,8 млн.руб. (84,9%); из внебюджетных источников – 11 632,1 млн.руб. (104,6%).

В сентябре 2015 года нефтяной компанией Газпромнефть введен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, мощностью 900 млн. м3/год, что позволило достичь на территории автономного округа требований национального стандарта Российской Федерации по утилизации попутного нефтяного газа - 95 %.

Для охраны водных объектов и обеспечения населенных пунктов водозащитными сооружениями в 2015 году закончено строительство второй очереди берегоукрепительного сооружения на р. Иртыш в г. Ханты-Мансийске (мощностью 1 324 п.м.) и продолжаются работы по строительству шестой очереди на р. Обь в районе г. Нижневартовска (мощностью 1 310 п.м.), окончание строительства запланировано в 2016 году.

Для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям и предотвращения загрязнения и истощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира выполняются мероприятия по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов и их закрепление на местности специальными информационными знаками. Из общей протяженности береговой линии в муниципальных образованиях автономного округа установлены границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос протяженностью 17 156,5 км (44%).

Важной составляющей региональной политики в области обращения с отходами является строительство полигонов твёрдых бытовых отходов.

В 2015 году завершены работы по строительству полигона твёрдых бытовых отходов в г.Советский Советского района и реконструкция полигона в г.Лянтор Сургутского района, в результате чего обеспеченность населенных пунктов полигонами увеличилась на 3% и составила 53% (в 2014 году – 50%). Продолжается выполнение строительно-монтажных работ на объектах для размещения отходов производства и потребления в с. Сорум и Полноват Белоярского районов.

Реализуются инвестиционные проекты по проектированию и строительству комплексных межмуниципальных полигонов с технологиями по сортировке отходов и последующей переработке извлеченного вторичного сырья. В 2015 году продолжилось проектирование 3 комплексных межмуниципальных полигонов ТБО для г. Нефтеюганска и г. Пыть-Яха, поселений Нефтеюганского района; для г. Нижневартовска и г. Мегиона, поселений Нижневартовского района; для г. Ханты-Мансийска, поселений Ханты-Мансийского района.

В целях осуществления постоянного наблюдения за состоянием окружающей среды выполнено 37 065 определений качества атмосферного воздуха по основным загрязняющим примесям. Измерения произведены на 7 постах территориальной сети наблюдения в 6 населенных пунктах: Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Берёзово, Белоярский, Радужный. В результате объём произведенных измерений для получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей среды увеличился на 0,202 млн.ед. измерений и составил 1,894 млн.ед.

2. В области природопользования

2.1. В сфере охраны атмосферного воздуха

В рамках установленных полномочий Природнадзора Югры, в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух осуществляется выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). За 2015 год Природнадзором Югры выдано 144 разрешения на выбросы загрязняющих веществ (общая масса занормированных выбросов составила 9 492,02 тонн)

В целях регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Природнадзором Югры выдано 21 заключение о согласовании мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий.

2.2. В области обращения с отходами производства и потребления

В целях регулирования вопросов в области обращения с отходами производства и потребления Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты и реализуются стратегические документы:

  • Схема обращения с отходами производства и потребления на период до 2020 года (распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2011 года № 625-рп);
  • Концепция обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (постановление Правительства автономного округа от 3 июня 2011 года № 191-п);
  • План основных мероприятий по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30 сентября 2011 года № 543-рп).

Во всех муниципальных образованиях автономного округа приняты муниципальные программы в области обращения с отходами, утверждены Генеральные схемы санитарной очистки территорий и Правила обращения с отходами, в том числе по отдельным видам.

За 2015 года в результате мероприятий по контролю, направленных на предотвращение, выявление и пресечение фактов несанкционированного размещения отходов производства и потребления на землях населенных пунктов, лесного фонда, в водоохранных зонах водных объектов, отнесенных к объектам регионального экологического надзора, выявлено 154 места несанкционированного размещения отходов, общая площадь которых составила 26,34 га, (из них, на землях населенных пунктов – 104, на землях лесного фонда – 48, на землях запаса – 2).

К установленным нарушителям природоохранного законодательства применены меры административного воздействия:

вынесено 125 постановлений о назначении административного наказания на сумму 6 812 тыс. руб.; взыскано с начала года 97 на сумму 4 631,3 тыс. руб.

с целью устранения выявленных нарушений выдано 35 обязательных предписаний о ликвидации несанкционированных мест размещения отходов в установленные сроки.

Предъявлена 1 претензия по возмещению ущерба в натуральном выражении на сумму 342 125,155 тыс. руб. в отношении ООО «Санремтехстрой» (Сургутский район) за несанкционированное размещение отходов.

За 2015 год ликвидировано 118 свалок на площади 22,27 га (из них, на землях населенных пунктов – 80, на землях лесного фонда – 37, на землях запаса – 1).

В органы прокуратуры передано 76 материала для направления исков в суд для понуждения органов местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки.

На контроле Природнадзора Югры (по состоянию на 01.01.2016) – 192 места несанкционированного размещения отходов (из них на землях населенных пунктов – 143, на землях лесного фонда – 46, на землях запаса – 3).

2.3. Ведение регионального кадастра отходов

В целях совершенствования системы учёта при обращении с отходами и реализации полномочий субъекта Российской Федерации по ведению регионального кадастра отходов осуществляется реализация постановления Правительства автономного округа от 29 ноября 2007 года № 294-п «О порядке ведения регионального кадастра отходов» (далее – Порядок). Данные регионального кадастра отходов позволяют провести анализ состояния дел по обращению с отходами производства и потребления на территории автономного округа.

По предварительным данным регионального кадастра отходов в 2015 году в автономном округе образовалось – 4,60 млн. тонн отходов производства и потребления, из которых обезврежено и утилизировано 3,41 млн. тонн отходов.

Распределение объема отходов, образованных на территории округа за 2015 г. (4 597,7 тыс. т), по классам опасности осуществляется следующим образом:

– I класс опасности – 0,12 тыс. т (0,003%);

– II класс опасности – 1,46 тыс. т (0,03%);

– III класс опасности – 399,63 тыс. т (8,69%);

– IV класс опасности – 3 510,01 тыс. т (76,34%);

– V класс опасности – 668,49 тыс. т (14,93%).

Размещение отходов в округе в основном осуществляется на полигонах и свалках. По данным регионального кадастра отходов на текущий момент на территории автономного округа зарегистрировано 70 полигонов для размещения отходов производства и потребления, из них:

39 полигонов для размещения твердых бытовых отходов;

8 полигонов промышленных отходов;

23 смешанных полигонов для размещения твердых бытовых и производственных отходов.

33 полигона для размещения отходов производства и потребления эксплуатируются муниципальными предприятиями, либо по договору аренды. Остальные 37 полигонов находятся на балансе нефтегазовых компаний.

По данным регионального кадастра отходов, региональный банк данных по технологиям обработки, утилизации и обезвреживанию отходов различных видов насчитывает 140 промышленных объектов по переработке отходов производства и потребления, из них 9 объектов по утилизации и 131 объект по обезвреживанию отходов.

В соответствии с Порядком сведения за 2015 год для регионального кадастра отходов предоставляются в срок до 1 марта года следующего за отчетным периодом.

3. В области экологической паспортизации территории

автономного округа

В целях обеспечения органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и населения автономного округа информацией о состоянии окружающей среды и экологической безопасности на территории автономного округа, для подготовки схем и реализации мероприятий территориального планирования, разработки программ автономного округа, определения мер по оздоровлению экологической обстановки, осуществляется экологическая паспортизация территории автономного округа.

В информационно-аналитический комплекс «Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с начала ведения внесена информация о 45 168 источниках негативного воздействия на окружающую среду, из них 3 685 – источников водопотребления и выпусков сточных вод, 4 805 – объектов размещения отходов, 36 678 – источников выбросов в атмосферный воздух.

4. В области экологической экспертизы

В целях определения соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, предупреждения и/или минимизации возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий проводится экологическая экспертиза.

В 2015 году выдано четыре положительных заключения государственной экологической экспертизы. Одно по материалам, обосновывающим создание особо охраняемой природной территории регионального значения; два по проектной документации, реализация которой запланирована на особо охраняемой природной территории и одно по материалам, обосновывающим лимиты изъятия охотничьих ресурсов на территории автономного округа.

Рассмотрено 108 проектов на соответствие требованиям природоохранного законодательства, не подлежащих государственной экологической экспертизе, в том числе:

  • по материалам градостроительного проектирования (19 шт.);
  • по проектам освоения лесов имеющих рекреационное назначение (22 шт.);
  • по планам ликвидации аварийных разливов нефти (37 шт.);
  • по строительству автозимников (22 шт.);
  • по строительству ледовых переправ (8 шт.)

По результатам экспертных работ согласовано 99 проектов и 9 отклонено от согласования, как не соответствующие экологическим нормам, установленным законодательством Российской Федерации и Ханты-мансийского автономного округа.

За 2015 год согласовано 485 технических проектов, связанных с пользованием участками недр, в том числе:

  • пробной эксплуатации (56 шт.);
  • на разработку общераспространенных полезных ископаемых (179 шт.);
  • на добычу подземных вод для системы ППД (124 шт.);
  • на ликвидацию и консервацию карьерной выработки (107 шт.);
  • по закачке подтоварных вод в пласт (19 шт.).

5. В области государственного экологического надзора

Организация государственного экологического надзора осуществлялась посредством проведения плановых проверок в соответствии с Планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2015 год, подготовленным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, утвержденным приказом Природнадзора Югры от 23.10.2014 № 187-П «Об утверждении Плана проверок на 2015 год», внеплановых проверок, а также плановых (рейдовых) осмотров, обследований, патрулирований в установленной сфере деятельности.

За 2015 год проведено 220 плановых проверок (76 % от плана). Также в отчетном периоде было проведено 1 249 внеплановых проверок, в том числе:

По исполнению обязательных предписаний – 1211;

По поручению органов прокуратуры – 14;

По поступившим обращениям и заявлениям – 5;

По заявлению о возникновении угрозы вреда – 16;

По иным основаниям – 3.

Помимо плановых и внеплановых проверок, в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды, Природнадзором Югры проведено 1 899 патрулирований, плановых (рейдовых) осмотров, обследований подконтрольных территорий и водных объектов.

По результатам всех мероприятий выявлено 5 291 нарушение природоохранного законодательства, из них:

56% составляют нарушения лесного законодательства;

32% нарушения правил пользования объектами животного мира и правил добычи;

4% организация несанкционированных мест размещения отходов (свалки);

2% нарушения в области использования и охраны водных объектов;

подготовлен и опубликован «Доклад об экологической ситуации в ХМАО-Югре в 2014 году» (далее – Доклад), который позволяет обеспечить органы исполнительной власти и население автономного округа обобщенной, систематизированной информацией о качестве окружающей среды и состоянии природных ресурсов, а также их динамике в условиях антропогенной деятельности. Доклад размещен на официальном сайте Природнадзора Югры;

в газете «Аргументы и факты» создана постоянная рубрика «Экологический вопрос», а также осуществляется размещение статей об особо охраняемых природных территориях, развитию туризма и туристических программ, итогах проведения Марша парков на особо охраняемых природных территориях, информация по развитию системы экологического образования и просвещения в автономном округе;

на постоянной основе два раза в год выходит приложение «Сохраним окружающую среду» в газете «Новости Югры»;

в эфир вышли три выпуска эколого-просветительской передачи «Эковзгляд»; две телепрограммы «Дневники Международной экологической акции «Спасти и сохранить», итоговый фильм по проведению Акции в автономном округе на телеканале «Югра»; три информационных радио и телеролика об основных программных мероприятиях Акции; новостные выпуски с информацией по Акции на телеканале «Югра», в том числе в программе «С 7 до 9».

8. Основные задачи (планы) по реализации политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

на 2016 год

Эффективная реализация экологической политики позволит снизить негативную нагрузку на окружающую среду и достичь в 2016 году следующих ключевых показателей:

Сокращение общей площади нефтезагрязнённых земель на 28,4% от уровня 2013 года;

Увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 78%;

Увеличение общей обеспеченности муниципальных образований автономного округа полигонами для размещения твердых бытовых отходов до 56%;

Снижение соотношения объёма незаконных рубок, совершённых невыявленными (неустановленными) нарушителями лесного законодательства, и общего объёма незаконных рубок до 35 %.

Указана дата переноса документа на новую платформу 1C-bitrix.

» Виды загрязнений окружающей среды на территории ХМАО

В настоящее время на территории ХМАО осуществляется социально-гигиенический мониторинг по изучению причинно-следственных связей между загрязнением атмосферного воздуха

и здоровьем населения. Несмотря на сокращение мощностей, снижение выбросов промышленных предприятий изменяется, но для ряда территорий остаётся по-прежнему высоким. В целом по округу в 8,6% исследованных проб воздуха установлено превышение ПДК, однако по отдельным ингредиентам количество таких проб значительно выше. Наибольшие загрязнения атмосферного воздуха отмечаются в местах размещения предприятий нефтедобывающей отрасли.

В г. Нижневартовске и Нижневартовском районе источниками загрязнения являются автотранспорт и спецтехника, выбросы котельных и факела. Отбираемые пробы атмосферного воздуха исследуются на содержание сернистого газа, окиси углерода, окислов азота, фенола и его производных, формальдегида.

Результаты анализов загрязнения атмосферного воздуха показали, что в течении года среднегодовая концентрация превысила значение среднесуточной ПДК по формальдегиду

в 3-5 раз Среднегодовая концентрация взвешенных частиц

(пыли) превысила предельно-допустимую норму в 1,3-1,5 раз. Среднемесячное содержание 3,4-бензпирена составило 2,1 ПДК с.с.(среднесуточная)

Состояние атмосферного воздуха населенных мест Нефтеюганского региона характеризуется поступлением в воздушную среду загрязняющих веществ от промышленных предприятий нефтегазодобывающей отрасли, асфальтобетонных заводов, квартальных котельных, работающих на газообразном топливе

Постоянно возрастает значение мобильных источников в загрязнении атмосферного воздуха. Процент неудовлетворительных, отобранных вблизи автомагистралей, в среднем на 75% больше, чем в зоне влияния пром. предприятий.

Основным источником питьевой воды

в Ханты-Мансийском автономном округе являются подземные воды. Кроме того, объекты водоснабжения и водоотведения имеют значительный износ, который из года в год растёт. Города Белоярский, Сургут, Когалым, Лангепас, Нижневартовск, Покачи, Радужный, более половины поселков Нижневартовского и Советского районов обеспечены качественной питьевой водой. Однако не везде решена проблема вторичного загрязнения воды при транспортировке её по распределительным сетям. В таких городах как Белоярский, Радужный, Лангепас, Покачи проблема вторичного загрязнения стоит наиболее остро.

Попадающие в почву химические вещества подвергаются испарению и сублимации, попадают в атмосферный воздух, могут накапливаться в нём до концентраций, превышающих ПДК, и достигать уровней, опасных для здоровья людей.

Мощности полигонов для хранения хозяйственно-бытовых отходов недостаточны, что приводит к распространению практики поступления отходов на несанкционированные, стихийно образующиеся в нарушение установленных правил и норм, свалки и отвалы.

Ежегодно в поверхностные водные объекты автономного округа сбрасывается около 155 млн.м3, на рельеф – около 6 млн. м3, в карьеры и нефтепромыслы – почти 4 млн.м3 сточных вод.

Основной проблемой в работе канализационных сооружений является то, что большинство очистных сооружений не обеспечивают нормативной очистки.

К наиболее распространённым последствиям для здоровья, выявленных в ходе исследований, относятся следующие:

· снижение функции лёгких;

Стационарные Передвижные
1. Дымовые трубы 2. Факельные стоянки 3. Трубы вытяжных и обменных вентиляций 4. Резервуары с дыхательными клапанами 5. Соединения трубопроводного транспорта, технологического оборудования 6. Отводные патрубки отработанных газов (кроме передвижных) 7. Открытые емкости для хранения жидких углеводородных отходов 8. Аэрационные фонари 9. Запорная арматура 10. Газоотводы 1. Грузовые и специальные машины с двигателями: бензиновыми, дизельными, газобаллонными, на сжиженном нефтяном газе, на сжатом природном газе 2. Автобусы с бензиновыми, дизельными, газобаллонными (на сжиженном нефтяном газе, на cжатом природном газе) двигателями 3. Легковые, служебные и специальные автомобили 4. Воздушный транспорт (самолеты, вертолеты) 5. Водный транспорт (морской, речной) 6. Железнодорожный транспорт (тепловозы магистральные, маневровые) 7. Тракторы 8. Самоходные сельскохозяйственные машины 9. Дорожно-строительные машины

Автомобильные выбросы представляют собой смесь примерно 200 веществ: в них содержатся углеводороды - продукты неполного сгорания топлива, оксид углерода, оксиды азота, соединения свинца и т.д. Среднегодовой пробег каждого автомобиля составляет 15 тыс.км. В среднем он обедняет при этом атмосферу на 4350 кг О2 и насыщает её 3250кг СО2, 520кг СО, 93кг CmHn, 27кг NO и не менее 1кг свинца.

В ХМАО одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха является:

  • сжигание попутного нефтяного газа в факелах
  • обжиг нефти при её аварийных сбросах на рельеф местности и в водоемы - испарения легких компонентов нефтяных углеводородов с поверхности разливов, шламовых амбаров, их резервуаров
  • более 55% от общего объема выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ приходится на долю автотранспорта и других передвижных источников

От стационарных источников в атмосферный воздух округа поступает порядка
1000 тыс. т загрязняющих веществ, от автотранспорта - около 1500 тыс. т. В городах именно автотранспорт является основным загрязнителем воздуха, в отдельных случаях его вклад в загрязнение атмосферы достигает 79% (г.Урай). Но все-таки в целом загрязнение воздуха происходит в основном за счет нефтедобычи. Ежегодно на факельных установках сжигается порядка 3 млрд. м3 попутного нефтяного газа. Концентрация загрязняющих веществ в атмосфере городов Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и других остается достаточно высокой. При колоссальных объемах сожженного попутного газа абсолютное большинство сельских населенных пунктов округа, а также отдельные города используют для отопления дрова, уголь, мазут, сырую нефть. Это относится и к столице округа - Ханты-Мансийску.

Эпизодический вклад в состояние регионального атмосферного бассейна привносят также лесные и торфяные пожары.

Помимо химических и климатических параметров нужно учитывать действие мощных техногенных физических факторов теплового, электромагнитного и даже акустического диапазонов. Тепловые загрязнения атмосферы факелами, шумы и вибрации на нефтегазовых коммуникациях, 10-100-кратные превышения наведенного радиофона над естественным уровнем атмосферных полей соответствующих диапазонов - все эти и многие другие факторы обнаруживают себя на огромных пространствах, и региональные системы, безусловно, не остаются к ним безразличны.

Источники загрязнения водных ресурсов

  • Атмосферные воды, несущие вымываемые из воздуха загрязнители промышленного происхождения (стоки с городских улиц, промышленных площадок, несущие массы нефтепродуктов, мусора, фенола, кислот)
  • Городские сточные воды (бытовые стоки, содержащие фекалии, детергенты, микроорганизмы)
  • Сельскохозяйственные воды
  • Промышленные сточные воды, образующиеся при разработке пластовых месторождений. В нашей стране каждый год образуется 2,5 млр.км3 дренажных, шахтных и шламовых вод, загрязненных хлористыми и сульфатными соединениями, соединениями железа и меди, которые не годятся даже в качестве технической воды и перед сбросом должны быть очищены.

Обстановка в водах ХМАО крайне неблагополучна в части загрязнения нефтепродуктами, фенолами и железом, особенно в районах с интенсивной нефтедобычей.

Основным источником загрязнения водоемов ХМАО являются промышленные и бытовые сточные воды. Практически не ведется строительство новых очистных сооружений ЖКХ, а имеющиеся не отвечают нормативным требованиям. Значительное количество сточных вод сбрасывается в эти реки на сопредельных территориях.

В округе наблюдается превышение ПДК по основным загрязнителям поверхностных вод рек Иртыша, Оби и их притоков. Так, в районах Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска, Октябрьского, Ханты-Мансийска, Белоярского, Березово наблюдается превышение ПДК по нефтепродуктам от 25 до 40 раз, по фенолам от 14 до 22 раз, по общему железу в 3-5 раз. В Иртыше в районе Ханты-Мансийска обнаружено превышение ПДК по ртути. В результате залповых сбросов в водоемах гибнет рыба. Загрязнение водоемов, служащих источником водоснабжения рыбоводных предприятий, стало причиной закрытия Ханты-Мансийского цеха инкубации икры сиговых.

Подземные воды территории Ханты-Мансийского автономного округа изучены недостаточно. Пресные подземные воды продуктивных водоносных горизонтов повсеместно в естественном состоянии не соответствуют требованиям ГОСТа 2874-82 "Вода питьевая" по мутности, цветности, содержанию железа, нередко марганца. На ряде месторождений в подземных водах содержатся азотсодержащие вещества, метан, углекислота, фенолы, нефтепродукты и другие компоненты, что снижает качество подземных вод и возможности их использования. Везде фиксируется недостаток в воде фтора. ПДК многих вредных веществ для вод хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения иногда на порядки величин превышает аналогичные показатели для рыбно-хозяйственных водоёмов. В ХМАО наблюдается превышение ПДК по основным загрязнителям поверхностных вод рек Иртыша, Оби и их притоков. Так, в районах Нижневартовска, Сургута, Нефтеюганска, Октябрьского, Ханты-Мансийска, Белоярского, Березово наблюдается превышение ПДК по нефтепродуктам от 25 до 40 раз, по фенолам от 14 до 22 раз, по общему железу в 3-5 раз. В Иртыше в районе Ханты-Мансийска обнаружено превышение ПДК по ртути.

Для сведения:

  • 1 т нефти многомолекулярным слоем способна перекрыть 12 км2 поверхности водоема; для полной нейтрализации вредного действия 1л нефти требуется почти 0,5 млн. л чистой воды.
  • Полициклические соединения фенольного ряда действуют на молекулярно-генетическом и физиологическом уровнях (рак, тераты и прочие аномалии). К тому же подтверждаются версии, что фенолы образуются и при микробиологическом разложении древесины, торфов и прочих растительных остатков, т.е. вполне естественными путями.
  • Избыток железа в речных водах является естественной и неустранимой принадлежностью Ханты-Мансийского региона, так же, как дефицит растворенного кислорода. Это связано с тем, что из всех растений мхи (а затем лишайники) обладают наивысшей способностью к накоплению железа (до 6% от веса золы).
1

Одним из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду являются отходы производства и потребления.

Производственные отходы образуются в результате технологических процессов различных производств и представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и товаров, утративших свои потребительские качества. В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) большая часть производственных отходов образуется при бурении скважин, добычи, транспортировке, подготовке и хранении нефти. По данным статистической отчетности. В 2000году было образовано около 1396 тыс. тонн производственных отходов, из них основную долю составляют отходы бурения, нефтешламов, загрязненных грунтов. Кроме того, за предыдущие годы на промплощадках было накоплено порядка 4,24 млн. тонн этого же вида отходов.

Слабо ведется работа по переработке нефтешламов в таких крупнейших нефтегазоперерабатывающих предприятиях, как «КОгалымнефтегаз», «Урайнефтегаз», «Лангепоснефтегаз», «Мегионнефтегаз», «Нижневартовскнефтегаз» и др.

Отсутствие полигона усложняет утилизацию высоко опасных производственных отходов (2-й класс опасности). В 2000 году их образовалось более 71 тыс. тонн, плюс накопление за прошедшие годы порядка 91 тыс. тонн. Почти все они хранятся на промплощадках предприятий.

Не меньший вклад в загрязнение окружающей среды вносят твердые бытовые отходы (ТБО). Они образуются в результате жизнедеятельности людей и представляют собой изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа.

В 2004 году в округе, по данным территориальных комитетов природных ресурсов и отделов Управления по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа, образовалась 1057 тыс. тонн ТБО. Их составляющими являются: дерево, картон, бумага, полиэтилен, пищевые отходы, стеклотара, текстиль, резина, металлолом и др.

Для размещения ТБО в округе организовано 104 санкционированные свалки общей площадью 433729 га. Из них 13 представляют собой специально оборудованные полигоны, построенные по проектам и обустроенные в соответствии с действующими СниПами.

В округе ведется работа по дообустройству свалок до уровня полигонов и строительству новых полигонов.

В 2004 году на строительстве полигонов было освоено 11377 млн. рублей, Долевое участие принимал окружной экологический фонд.

В связи с недостаточным количеством полигонов и санкционированных свалок широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования, что представляет особую опасность для окружающей среды. В 200 году природоохранными службами было обнаружено 67 несанкционированных свалок, на которых располагалось около 10 тыс. тонн отходов. Ими было занято 65,71 га. земель. В течение года 53 свалки были ликвидированы.

В связи со сложившейся обстановкой мы вышли на комитет по охране окружающей среды с просьбой принять меры по очистке города и зон отдыха от ТБО, в частности, с проектом о создании в честь 75- летия ХМАО студенческого отряда охраны окружающей среды (СОООС). Студеты. Входящие в состав отряда, будут очищать от мусора городские и загородные места отдыха, помогать предприятиям в уборке территорий и месторождений, производить уборку общественных мест отдыха в праздничные дни (Самотлорские ночи, Новый год и т.д.) и другие мероприятия.

Библиографическая ссылка

Белокурова Е.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ХМАО СОЗДАНИЕ СОООС К 75-ЛЕТИЮ ХМАО // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 10. – С. 76-76;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6715 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра располагает огромным природно-ресурсным потенциалом, является основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Природный капитал является одной из главных составляющих устойчивого развития территории, он служит фундаментом экономического роста и повышения благосостояния населения.

Однако ресурсная специфика территории, географические и климатические особенности, а также развитие промышленного сектора определяют и основные экологические проблемы автономного округа: загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов и земель, проблемы размещения и утилизации отходов, трансформация среды обитания животного и растительного мира.

Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.

В целях обеспечения благоприятного состояния окружающей среды и экологической безопасности на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется государственная программа автономного округа «Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы». В рамках государственной программы реализуется 4 подпрограммы:

Регулирование качества окружающей среды в автономном округе;

Сохранение биологического разнообразия в автономном округе;

Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в автономном округе;

Развитие водохозяйственного комплекса автономного округа.

Правительством автономного округа со всеми крупными нефтяными компаниями заключены социально-экономические соглашения о сотрудничестве, где предусмотрены меры, направленные на профилактику и снижение аварийности (замена изношенных труб), а также ликвидацию накопленного экологического ущерба (рекультивационные работы), меры по утилизации попутного нефтяного газа.

Весь комплекс реализуемых и планируемых мер государственной программы позволит снизить негативную нагрузку на окружающую среду, увеличить объём предотвращённого экологического ущерба и повысить защищённость населения и объектов экономики.

Основу территориальной охраны природы автономного округа составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) автономного округа. ООПТ позволяют сохранять типичные и уникальные природные ландшафты, разнообразие животного и растительного мира, объекты природного и культурного наследия. В Югре насчитывается 24 особо охраняемых природных территорий общей площадью более 2,7 млн. га, что составляет 5,2% от площади округа. Кроме того, на территории округа располагаются два водно-болотных угодья международного значения: Верхнее Двуобье и Нижнее Двуобье, общей площадью более 1 млн. га., предназначенные для охраны мест обитания водоплавающих птиц, нереста рыб, сохранения кормовых баз.

В Красную книгу Югры внесены 48 видов животных, 150 видов растений и 38 видов грибов.

В округе немало замечательных природных объектов, достойных внимания: 2 заповедника- «Малая Сосьва» и «Юганский»; 8 заказников; 4 природных парка: «Самаровский чугас», «Сибирские увалы», «Нумто» и «Кондинские озера»; 10 памятников природы; археологические комплексы-«Барсова гора», «Сайгатино», городище Шеркалы.

С целью повышения экологической культуры населения на территории Югры развивается система непрерывного экологического образования, которая включает в себя сеть образовательных учреждений разного уровня: общественные объединения, учреждения спорта, культуры, образования, средства массовой информации, библиотечные системы.

Одним из важнейших способов формирования экологической культуры в округе является Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» – масштабный социально-значимый проект, реализуемый в автономном округе с 2003 года. В рамках акции ежегодно проходит около 7 тысяч мероприятий окружного, российского и международного уровней: конференции, форумы, круглые столы и др. Участие в мероприятиях принимают более 30 % населения округа.