Орфограмма 50 по русскому языку. Орфография и орфограммы

ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

Для родителей

(небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке -

что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)

Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки - в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!

Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).

Итак…

Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:

Этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;

Фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.

Учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.

И учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот - писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).

Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.

НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:

1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;

2) несмотря на 5 часов русского в неделю - получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам - так и жить с неграмотным членом семейства);

3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);

4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);

5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).

Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,

если ваш ребёнок

НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.

Орфограмма - это "ошибкоопасное" место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим - так и пишем. А в слове ВОДА - непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.

И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:

А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!

В кого ты такой пошёл?

Раз ты такой неумный - заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)

И чему тебя в школе учат?

Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) - не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.

Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.

И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса - ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.

В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ - не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.

Особенно продвинутые родители - "пользователи" русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС

Для учителей

Чтобы добиться практически абсолютной грамотности , учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.

Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.

Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.

Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой "проверяемая безударная гласная в корне слова" или "парная согласная в слабой позиции" и предложить придумать другие проверочные слова.

Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.

В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.

На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.

Список обязательных орфограмм первого класса

для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ

  1. Большая буква в начале предложения.
  2. Имена собственные.
  3. Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  4. Мягкий знак - показатель мягкости.
  5. Разделительный мягкий знак*.
  6. Сочетания ЧК-ЧН.
  7. Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  11. Имена собственные.
  12. Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Несколько слов о написании диктанта

1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.

2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.

3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день .

Диктант.

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора в классе

  1. М ы
  2. С
  3. М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма - имя собственное пишется с большой буквы.
  4. Идём - орфограмм нет.
  5. Гулять - орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.
  6. В - это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
  7. Ча щу - ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  8. Чащу - чу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
  9. .
  10. Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  11. Цве тут - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
  12. Ландыши
  13. . - В конце предложения ставится точка.
  14. В от - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  15. Быстро - словарное слово. Пишется БЫСТРО.
  16. Бе жит - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
  17. Бежи т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  18. Ко лючий - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
  19. Ёж - орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
  20. . - В конце предложения ставится точка.
  21. П ищат - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  22. Пи щат - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
  23. Пища т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
  24. Пуши стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
  25. Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
  26. . - В конце предложения ставится точка.
  27. П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма - начало предложения пишется с большой буквы.
  28. Птичк и - орфограмма - сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
  29. Вь ют - орфограмма - разделительный мягкий знак.
  30. Гнёзда - орфограмм нет.
  31. . - В конце предложения ставится точка.

Орфограмма - правильное написание по соответствующему правилу или по традиции, избираемому из нескольких возможных. Является одной из основных единиц орфографии.

Различают буквенную и небуквенную орфограммы по признаку выбора из нескольких вариантов одной буквы или выбора из нескольких вариантов правильного написания слова — вместе, отдельно, через дефис, или выяснения места переноса слова из строки в строку.

В распознавании орфограммы говорящий должен ориентироваться на орфографическое правило, которым она объясняется (правила произношения и написания безударных "е, и" и т. п.).
Количество орфограмм определяется количеством орфографических правил.

Слово «орфограмма» - хорошо известное каждому школьнику и взрослому человеку. Сколько раз все слышали от учителя-словесника: «Не забывайте выделять орфограмму в слове». В русском языке есть целый раздел, который отвечает за правила написания слов, все эти основные правила составляют систему. Весь раздел, в котором изучаются правописания слов с точки зрения орфографии, можно представить в виде следующих подразделов:

  1. Написание морфем;
  2. Дефисное, раздельное и слитное написание;
  3. Прописные и строчные буквы в словах;
  4. Перенос слов;
  5. Графическое сокращение слов.

Все написания русских слов подчиняются принципам орфографии русского языка. Их тоже несколько, они имеют свои особенности, области применения. О каждом из них можно говорить долго. Важно уяснить самое главное, что есть в этих принципах.

Принципиальность орфографии

Все орфограммы можно разделить на такие, которые пишутся по принципам:

  1. Морфологии;
  2. Фонетики;
  3. Дифференциации;
  4. Традиционным способом.

Что подразумевает морфологический принцип ?

Обращается особое внимание на морфемы однокоренных слов. При письме они остаются неизменными, хотя фонетически могут видоизменяться. Этот принцип полностью игнорирует процессы, происходящие в фонетике: оглушаются или озвончаются согласные, смягчаются ли они. Все виды морфем в родственном словесном ряду остаются одинаковыми.

А что диктует фонетика?

При фонетическом написании слова вынуждены придерживаться того написания, которое слышится. Достаточно вспомнить приставки, оканчивающиеся на буквы «з» и «с». Буква «з» обозначает звонкий звук, значит, приставка с ней будет писаться в слове, корень которого тоже имеет звонкий согласный звук в самом начале. Полная противоположность отмечается с буквой «с». В качестве примера можно привести слово «беззаветный».

Есть приставки, которые представляют собой пары (раз - роз и рос - роз). Написание гласной в них зависит от ударения, например, «разгон » и «розвальни ».

Корни слов, в которых первая буква «и», зависят от приставок на согласную (исход - безысходный).

Что такое дифференцирование?

При дифференцированном принципе написания всё зависит от чередующихся гласных и букв или суффиксов, на которые необходимо обращать внимание. Это касается корней пир -пер, кас-кос и других.

По традиции пишутся слова, имеющие в своём составе непроверяемые гласные и согласные. Такое написание лучше всего проверять по словарю, можно, понадеявшись на память, запомнить. К ним относятся, в основном, исключения из правил и иностранные заимствованные слова.

Добавочные орфограммы

Есть ещё ряд орфограмм, которые влияют на целые группы слов, выделенных по схожести в написании. Написание через дефис, слитное или раздельное напрямую связано с самостоятельностью частей речи. Для этого необходимо знать, к какой морфологической единице относится рассматриваемое слово. Что это? Отрицательное или неопределённое местоимение, а, может быть, наречие. Для каждой части речи имеется свой алгоритм определения её написания. Например, местоимение кто-то пишется через дефис.

Синтаксис и лексика регулируют написание имён собственных и первых слов предложениях.

Перенос слов основан на членении на слоги. Существует несколько запретов для этого правила: нельзя переносить, не оставлять одну букву. Две одинаковые согласные можно переносить, распределив их на обе строчки. К примеру, перенести слово класса можно таким образом: клас-са.

Правил сокращения слов несколько. Нельзя сократить, выбросив начальную часть слова, не бывает сокращений, законченных на гласные буквы и буквы-знаки. Когда нужно сократить слово, убрать можно не менее двух букв.

Сборник орфограмм изучаемых в начальной школе поможет правильно организовать дополнительные занятия летом и облегчит выполнение домашних заданий в течении учебного года.

Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
При-
1) Близость к чему-либо:
Пришкольный участок (участок около школы)
Придорожная трава (трава у дороги).

2) Приближение, прибавление, присоединение к чему-либо:
Прибежал к финишу (приблизился к финишу)
Пришить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани).

3) Неполное действие:
Прикрыть (не полностью закрыть)
Приглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью).

Пре-
1) Близкое к слову очень или слишком:
Презлой (очень злой)
Премного (очень много)

2) Близкое к приставке пере-:
Преградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

Содержание
Орфограмма «Буквы И, А, у после шипящих».
Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН».
Буквы И и Ы после буквы Ц
Орфограмма «Разделительный Ь знак»
Орфограмма «Разделительный Ъ знак».
Орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова».
Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова».
Орфограмма «Соединительные гласные О, Е в сложных словах».
Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова».
Орфограмма «Гласные и согласные в приставках».
Орфограмма «приставок ПРЕ- и ПРИ-».
Орфограмма «Мягкий знак Ь после шипящих на конце имён существительных»
Орфограмма «Буквы Е, И в падежных окончаниях имён существительных»
Орфограмма «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Орфограмма «Родовые окончания имён прилагательных»
Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов»
Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола и во 2-м лице единственного числа»
Орфограмма «Разделительное написание частицы НЕ с глаголами»
Орфограмма «-ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах».


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, 1-4 класс, Орфограммы - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва - сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости - звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ - глаЗА, гриБ - гриБЫ, лоДка - лоДОчка, подскаЗка - подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это пр авило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.