Отчет и аналитическая справка по физической культуре школьного этапа Всероссийской олимпиады. Анализ результатов олимпиады по физической культуре по физической культуре

Сводная таблица результатов олимпиады по физической культуре среди учащихся МКОУ «Кегультинская общеобразователь ная школа»

Класс ФИО Теоретико-метод. тур Практический тур Очки Место
гимнастика Легкая атлетика Волейбол Баскетбол
6 3 2 5 4 5 19 II
6

Ким Артур Арсеньевич

4 3 5 5 5 22 I
6

Издилиева Светлана

5 3 4 5 3 20 III
6

Бережная Дарья Сергеевна

4 4 6 9 4 27 I
6

Садаева Мата Алиевна

3 3 6 4 2 18 IV
6

Садаева Асет Алиевна

2 2 4 3 1 V
6

Бадмаева Кема Викторовна

4 3 5 6 4 22 II
7

Санджиев Санджи Баатырович

4 3 4 4 8 23 II
8 5 3 5 3 3 19 V
8

Сокиркин Денис Сергеевич

3 5 7 2 3 19 V
7

Богаев Гаврил Геннадьевич

3 4 5 2 4 21 IV
7

Санджиев Санан Годжурович

4 5 6 6 5 26 I
7

Уланов Евгений Алексеевич

5 2 3 5 5 20 III
8

Садаев Лом-Али Алиевич

5 3 4 2 3 17 VI
8

Рябухин Александр Михайлович

3 3 2 4 3 15 VII
8

Монтаева Мария Николаевна

6 5 7 5 4 27 I
8

Богаева Евдокия Геннадьевна

5 6 5 4 4 24 II
10

Павлуева Гилян Бадмаевна

5 5 7 3 4 24 II
10

Родионова Наталья Сергеевна

5 4 6 6 6 27 I
10

Бембеев Валерий Анатольевич

4 7 7 3 6 27 II
10

Водолазкин Яков Викторович

9 3 5 4 7 29 I
11

Санджиев Нимя Эдуардович

5 6 7 3 4 25 III
11

Михайличенко Дмитрий

4 4 8 3 3 22 IV

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 учебный год.

Предмет:физическ ая культура

Дата проведения: 23.10.2014г

Класс Общее количество участников № участника ФИО участника Набранный бал % выполнения Место
6 1 1

Филюков Алексей Александрович

19

65 %

II
6 2 2

Ким Артур Арсеньевич

22

75 %

I
6 3 1

Издилиева Светлана

20

60 %

III
6 4 2

Бережная Дарья Сергеевна

27

75 %

I
6 5 3

Садаева Мата Алиевна

18

40 %

IV
6 6 4

Садаева Асет Алиевна

13

30 %

V
6 7 5

Бадмаева Кема Викторовна

22

65 %

II
7 8 1

Санджиев Санджи Баатырович

23

65 %

II
8 9 2

Водолазкин Василий Викторович

19

45 %

V
8 10 3

Сокиркин Денис Сергеевич

19

45 %

V
7 11 4

Богаев Гаврил Геннадьевич

21

50 %

IV
7 12 5

Санджиев Санан Годжурович

26

75 %

I
7 13 6

Уланов Евгений Алексеевич

20

60 %

III
8 14 1

Садаев Лом-Али Алиевич

17

40 %

VI
8 15 2

Рябухин Александр Михайлович

15

35 %

VII
8 16 3

Монтаева Мария Николаевна

27

75 %

I
8 17 4

Богаева Евдокия Геннадьевна

24

65 %

II
10 18 5

Павлуева Гилян Бадмаевна

24

65 %

II
10 19 1

Родионова Наталья Сергеевна

27

75 %

I
10 20 2

Бембеев Валерий Анатольевич

27

70 %

II
10 21 3

Водолазкин Яков Викторович

29

75 %

I
11 22 4

Санджиев Нимя Эдуардович

25

60 %

III
11 23 5

Михайличенко Дмитрий

22

50 %

IV
МКОУ «Кегультинская средняя общеобразователь ная школа» Анализ олимпиады школьников по физической культуре,23.10.1 4г.

В олимпиаде приняло участие 23 учащихся. Среди 5-6 классов - 7 человек, 7-8 классов - 10 человек, 10-11 классов 6 человек. Первыми приступили к теоретико-методи ческим заданиям учащиеся 7-8 классов. Вторыми для выполнения заданий приступили 10-11 классы. Завершили теоретическую часть олимпиады учащиеся 5-6 классов. Самым сложными заданиями для всех группы стали задания в открытой форме, особенно в виде графических изображений. Некоторые учащиеся 5-6 и 7-8 классов не уложились в регламент времени 20 мин. В целом можно отметить средний уровень знаний, показанный учащимися всех нашей школы.

Практические занятия проводились в четырех видах спорта, гимнастике, легкой атлетике, волейболе и баскетболе. Из общего количества испытуемых 8 человек (34%) выполнили задание менее чем на 50%.

Результаты олимпиады показали средний уровень подготовленности учащихся. С пецифика преподавания физической культуры требует особого подхода, сложно связать теорию с практикой в урочной деятельности.

Для улучшения результатов по физической культуре, считаю что необходимо:

На каждом занятии развивать познавательные потребности такие как: знать, уметь, понимать, исследовать.

Активизировать познавательную деятельность учащихся

Закрепить потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

Эффективно использовать межпредметных связей в преподавании физической культуры

Хотелось бы отметить, что детям понравилась данное мероприятие, они с ответственностью выполняли задания, каждый хотел показать свои знания и умения, как в классе, так и в спортивном зале.

Учитель: Эдеев Б.А.

1

Проведен качественный анализ выполнения практических испытаний по гимнастике и баскетболу учащихся 9–11-х классов средней (полной) школы: отдельно для юношей и девушек в своих возрастных группах. Анализ полученных данных показал слабый уровень прыжковой подготовки школьников, это выражается в трудности выполнения упражнений. Основными ошибками выполнения элементов гимнастики, как у юношей, так и у девушек явились недостаточная высота полетной фазы прыжков, искажение рабочей осанки, отсутствие слитности и неоправданные задержки и паузы между элементами. Наименее распространенными явились ошибки приземления и недостаточной фиксации статических элементов. Наибольший процент допущенных ошибок у юношей и девушек в практических заданиях по баскетболу был выявлен непопаданием мяча в кольцо и нарушение правил в технике ведения мяча. Для улучшения результатов выполнения практических испытаний школьниками составлены методические рекомендации.

качественный анализ

практические испытания

учащиеся 9-11-х классов

1. Чесноков Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» – инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – № 3. – С. 238-244.

2. Положение о районном этапе Всероссийской Олимпиады школьников по физкультуре цели и задачи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zadocs.ru/sport/9639/index.html (дата обращения: 30.08.2017).

3. Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре в 2006 году / под общ. ред. Н.Н. Чеснокова. – М.: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2006. – 104 с.

4. Лагутин А.Б. Гимнастика в вопросах и ответах: учебное пособие / А.Б. Лагутин, Г.М. Михалина. – М.: Физическая культура, 2010. – 144 с.

5. Чесноков Н.Н. Практические испытания на Всероссийской олимпиаде школьников по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин. – М.: Физическая культура, 2016. – 43 с.

В России развитию физической культуры и спорта придается очень большое значение. Именно физическая культура способна воспитать гармонически развитую личность и подготовить детей к практической жизни.

К сожалению, подрастающее поколение не всегда понимает важность и значимость физической культуры. Существует немало способов вызвать у детей интерес к дисциплине. Преимущественно это игровые методы или методы соревновательного плана. Для ребенка важно стать лучшим, первым. Именно таким мероприятием может стать олимпиада по физической культуре. А если она выходит за пределы школы, города, области, то является поистине глобальным событием для учащихся средних общеобразовательных школ. В этом крупномасштабном событии принимают участие ученики, наиболее разносторонне развитые физически и интеллектуально.

Направленность олимпиады проявляется, прежде всего, во всестороннем развитии личности школьника. При регулярном выполнении физических упражнений происходит развитие мышечной памяти, а это способствует сохранению двигательного потенциала до глубокой старости. C помощью варьирования и поэтапного усложнения практических испытаний от этапа к этапу школьники вовлекаются в регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями. Это способствует также повышению качества преподавания предмета «Физическая культура» в школе .

Олимпиада по физической культуре решает следующие задачи:

Выработать у школьников потребность в постоянном физическом самосовершенствовании;

Расширять теоретические знания по физической культуре;

Пропагандировать здоровый образ жизни с целью профилактики и устранения вредных привычек;

Выявлять и поощрять наиболее подготовленных школьников, а также учителей физической культуры и руководителей образовательных учреждений, добившихся высоких результатов в развитии физической культуры .

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура» - это конкурсное испытание учащихся 9-11-х классов средней (полной) школы: отдельно для юношей и девушек в своих возрастных группах.

Конкурсное испытание состоит из заданий теоретико-методического и практического характера . Задания олимпиады составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

Победителем олимпиады может стать всесторонне развитый физически и интеллектуально школьник, который продемонстрировал свои знания и умения в области физической культуры.

Цель исследования состояла в проведении качественного анализа выполнения практических испытаний по гимнастике и баскетболу и составлении методических рекомендаций для уменьшения ошибок выполнения отдельных элементов.

Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе Астраханского государственного технического университета в 2016-2017 учебном году в рамках регионального этапа Всероссийской олимпиады по предмету «Физическая культура» по разделам: гимнастика и баскетбол. В них приняло участие 79 юношей и 60 девушек 9-11-х классов.

Теоретико-методическое испытание заключалось в ответах на тестовые вопросы.

Практические испытания заключались преимущественно в выполнении упражнений базовой части школьной примерной программы по курсу «Физическая культура». Олимпиадные задания состоят из набора технических приемов, характерных виду спорта, по которому проводится испытание .

В гимнастической дисциплине участники выполняли акробатическую комбинацию, которая оценивалась по двум параметрам: трудность исполнения и качество исполнения.

Критерий и методика оценки выполнения заданий были разработаны специально Центральной предметно-методической комиссией олимпиады. Максимально возможная оценка, как у юношей, так и у девушек составляла 20,0 баллов. За каждое неисполненное упражнение снималась «стоимость» этого упражнения (в баллах).

Оценка качества выполнения практического задания по баскетболу складывалась из двух параметров: времени, затраченного школьником на выполнение всего конкурсного испытания, и штрафного времени (за нарушения техники выполнения отдельных приемов).

Результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных показал слабый уровень прыжковой подготовки школьников. Эти упражнения вызвали трудность у школьников (табл. 1, 2).

Таблица 1

Основные ошибки выполнения элементов гимнастики (юноши)

Таблица 2

Основные ошибки выполнения элементов гимнастики (девушки)

Юноши и девушки допускают одинаковые ошибки. Разница заключается только в их количестве. Основной причиной выявленных ошибок служит недостаток развития мышечной памяти.

Самыми распространенными ошибками были ошибки приземления и недостаточной фиксации статических элементов. Чтобы избежать их, необходимо иметь хорошую мышечную систему.

Больше всего ошибок в практических заданиях по баскетболу связано с непопаданием мяча в кольцо (табл. 3,4).

Таблица 3

Основные ошибки выполнения практического задания по баскетболу (юноши)

Таблица 4

Основные ошибки выполнения практического задания по баскетболу (девушки)

У девушек, в отличие от юношей, также распространенной явилась ошибка нарушения правил техники ведения мяча.

Умение точно бросить мяч в корзину зависит от многих факторов: глазомера, технических навыков, силы основных мышечных групп, умения хорошо координировать свои движения. Существенную роль играют и психологические факторы: нервозность, недостаток решимости, торопливость и т.п. Девушки более эмоциональны, чем юноши, поэтому этот фактор очень сказывался в умении точно бросить мяч в корзину.

Среди остальных ошибок, которые были допущены участниками олимпиады, явилось недостаточное разнообразие условий применения того или иного приема, который стимулирует формиро-вание и совершенствование способов его выполнения.

Результаты выступлений юношей и девушек по двум видам практических испытаний представлены в таблице 5.

Таблица 5

Итоговые результаты по практическим испытаниям школьников

Как видим, у юношей зачетные и итоговые баллы выше, чем у девушек. Это объясняется более развитой мышечной системой у них.

Заключение. В процессе исследования было установлено, что зачетные баллы по всем видам испытаний у юношей выше. Они более выносливы, чем девушки, и более уверены в своих силах, проявляя при этом спокойствие, так необходимое на пути к победе.

Существенное влияние на правильное исполнение элементов гимнастики оказывает уровень прыжковой подготовки, а баскетбола - уровень координационных способностей. При организации уроков физической культуры эти факторы необходимо учитывать.

Гимнастика к тому же имеет определенные требования к развитию физических качеств. К примеру, в акробатической комбинации необходимо присутствие силы, гибкости и координации. Уровень развития этих качеств сказывается на выполнении гимнастических упражнений. В связи с этим школьниками были допущены грубые, средние и мелкие ошибки.

К грубым ошибкам было отнесено выполнение комбинаций без четкого начала или окончания. К средним ошибкам относилось невыполнение общей детали техники упражнения, значительное разведение ног и др. К мелким ошибкам относились ошибки, связанные с деталями техники.

Проанализировав результаты выступления школьников, можно предложить следующие рекомендации для более эффективной их подготовки к участию в олимпиаде на всех ее этапах и устранения некоторых ошибок:

  1. При разучивании упражнений необходимо соблюдать гимнастический стиль их выполнения.
  2. При управлении поворотом на необходимый угол, необходимо добиваться должного угла поворота в упражнении.
  3. При выполнении упражнений на равновесие надо добиваться устойчивости и правильного положения тела.
  4. Для развития прыгучести необходимо вводить на уроки физической культуры как можно больше прыжковых упражнений. При этом ограничить высоту прыжков и научить детей мягче приземляться, так как у них выражен недостаточный уровень проявления мышечной силы нижних конечностей. Следует также обратить внимание на дозировку этих упражнений, так как вегетативные функции у детей отстают от развития моторики. В связи с учащением дыхания при прыжках, упражнения должны использоваться в правильном сочетании дыхания и двигательных действий.
  5. Для развития точности броска в баскетболе на уроках по физической культуре необходимо использовать упражнения с мячом в эстафетах и подвижных играх.
  6. Для поддержания психофизиологического состояния организма детей в пределах нормы необходимо грамотно сочетать упражнения высокой интенсивности со средней и низкой.

Библиографическая ссылка

Гладенкова В.П., Жмыхова А.Ю., Шишкина Ю.П., Лобанова Ю.О. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26950 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ПРОТОКОЛ

заседания жюри школьной олимпиады школьников

по физической культуре

дата проведения: 24.10.2013 г.

Председатель жюри Скворцова В.М.

Члены жюри:

1. Сергеев Е.А.

2. Гусев И.В.

Рассмотрев итоги школьной олимпиады школьников по физической культуре

ЖЮРИ ПОСТАНОВИЛО:

Присудить 1 место

Ф.И.О. участника

Байушева Елизавета Петровна

МБОУ «Староивановская СОШ»

Русина Екатерина Юрьевна

МБОУ «Староивановская СОШ»

Мельников Евгений Михайлович

МБОУ «Староивановская СОШ»

Кирносова Марина Александровна

МБОУ «Староивановская СОШ»

Отчет

о проведении школьного этапа олимпиады школьников по физической культуре

Наименование ОУ: МБОУ «Староивановская СОШ»

Всего участников

Число учащихся, решивших задачу/

Не приступивших к решению

Теоретический тур

Практический тур

Председатель жюри:_________________ (В.М. Скворцова)

Члены жюри: _______________________(Е.А. Сергеев)

______________________(И.В. Гусев)

Предмет олимпиады: физическая культура

Место проведения олимпиады: МБОУ «Староивановская СОШ»

Дата: 24.10.13г

Мах.балл: 5-6 классы – 55 баллов, 7 – 11 классы – 65 баллов

Отчество

Дата рождения

Результат

Статус участника

Игоревич

участник

Попущалов

Андреевич

участник

Старченко

Анастасия

Андреевна

участник

Роженкова

Сергеевна

участник

Лашкевич

Алексеевна

участник

Костромин

Игоревич

участник

Кристина

Николаевна

участник

Офицеров

Владислав

Михайлович

участник

Савенков

Дмитриевич

участник

Лашкевич

Алексеевич

участник

Станислав

участник

Байушева

Елизавета

Петровна

победитель

Хихлушка

Александр

Витальевич

участник

участник

Екатерина

победитель

Благодаренко

участник

Александровна

участник

Зинченко

Сергеевич

участник

Александрович

участник

Колтунов

Сергеевич

участник

Подкопаев

Константин

Валерьевич

участник

Костромин

Игоревич

участник

Мельников

Михайлович

победитель

Костромина

Кристина

Игоревна

участник

Кирносова

Александровна

победитель

Председатель жюри:_________________ (В.М. Скворцова)

Члены жюри: _______________________(Е.А. Сергеев)

______________________(И.В. Гусев)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Отчет об итогах

проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по физической культуре

в 2013/ 2014 учебном году

2013год

Раздел 1.

Краткое описание результатов школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013/2014 учебном году.

В школьном этапе предметной олимпиады по физической культуре приняли участие 25 человек из 5 – 11 классов. По итогам олимпиады выявлены победители: 7 класс – Байушева Елизавета, 9 класс – Русина Екатерина, 11 класс – Мельников Евгений и Кирносова Марина. С теоретическим заданиями справилось большинство учащихся, однако в практической части возникали трудности при выполнении гимнастических элементов. Это связано с недостаточной подготовленностью учащихся.

Описание работы с одаренными детьми на школьном уровне.

Учащиеся активно принимают участие в различных спортивных состязаниях. Занимают призовые места на муниципальном и региональном уровнях. Проводятся дополнительные занятия во внеурочное время.

ЗАЯВКА

на участие учащихся МБОУ «Староивановская СОШ» »

в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году

по физической культуре

Отчество

Дата рождения

Полное наименование общеобразовательного учреждения по уставу

Уровень (класс) обучения

Результат

Статус участника (победитель

ФИО наставника

Место работы наставника

Байушева

Елизавета

Петровна

Победитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староивановская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Коткова Волоконовского района Белгородской области»

Екатерина

Победитель

Сергеев Евгений Александрович

Мельников

Михайлович

Победитель

Сергеев Евгений Александрович

Кирносова

Александровна

Победитель

Сергеев Евгений Александрович

Директор школы: _____________ В.М. Скворцова

о проведении школьного этапа всероссийской олимпиады школьников

по физической культуре

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Староивановская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Коткова Волоконовского района Белгородской области»

Количество обучающихся в школе

Количество участников школьного этапа

Кол-во мальчиков/девочек

Кол-во победителей школьного этапа

Кол-во призеров школьного этапа

Кол-во поданных заявлений в апелляционную комиссию/ кол-во удовлетворенных апелляций

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья, принявших участие в школьном этапе

Количество классов с углублённым изучением предметов в ОУ/ в них обучающихся

Количество спец. (элект.) учебных курсов в ОУ/ в них обучающихся

Число предметных кружков в ОУ/ в них обучающихся

степени, мешают ученикам осваивать полноценные двигательные навыки, которые связаны с проявлением силы и сложно-координационных способностей.

В данном исследовании мы определили уровень функционального состояния и физической подготовленности учеников младшего и среднего школьного возраста, отнесённых к специальной медицинской группе «А» с заболеваниями внутренних органов и нарушением опорно-двигательного аппарата. Как у первой, так и второй группы наблюдаются плохие результаты при проявлении реакции выбора и на движущийся объект. У многих детей, особенно начальных классов, наблюдаются низкие показатели в проявлении максимальной силы. Это можно объяснить тем, что заболевания, которыми страдают представленные ученики, мешают выполнять упражнения силовой направленности, особенно тем, кто страдает нарушением внутренних органов и эндокринной системы. В среднем звене также наблюдается большинство низких результатов. Преобладание низких результатов означает, что ученики на протяжении обучения в школе не имели возможность выполнять физические нагрузки, так как не были раньше организованы специальные медицинские группы, которые не только способствуют улучшению функционального состояния, но также и развитию физических качеств. Для того, чтобы повысить уровень функционального состояния и физической подготовленности у учеников с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь разработать и внедрить организационно-методические условия для проведения уроков в специальных медицинских группах. Данные условия позволят подобрать и внедрить те средства физической культуры, которые способны успешно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, а также будут способствовать улучшению функционального состояния и уровня физической подготовленности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гелецкий, В.М. Теория физической культуры и спорта: учебное пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2008. - 342 с.

2. Кодаева, Л.Н. Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Л.Н. Кодаева, В.С. Беляева. - Москва: Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 2011. - 94 с.

1. Geletsky, V.M. (2008), Theory of physical culture and sport: manual, Publishing house of the Siberian federal university, Krasnoyarsk.

2. Kodayeva, L.N. and Belyaev, V. S. (2011), the Program in physical culture for the studying I-IV classes of the educational institutions carried for health reasons to special medical Group A, Publishing house Moscow state pedagogical university, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.04.2017

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Виталий Николаевич Бойко, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургут

Аннотация

В статье представлен анализ результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в динамике за пять лет. Выявлена доля учащихся 9, 10, 11

классов в общем количестве участников олимпиады, отдельно среди юношей и девушек.

Ключевые слова: олимпиада школьников по предмету «Физическая культура», количество участников, результаты практического и теоретического туров.

RESEARCH OF RESULTS OF MUNICIPAL STAGE OF THE ALL-RUSSIAN OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN IN PHYSICAL CULTURE

Vitaly Nikolayevich Boyko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Surgut State Pedagogical University, Surgut

The article presents the analysis of the results of the municipal stage of the All-Russian Olympiad of schoolchildren in physical culture in dynamics over five years. The proportion of pupils of 9, 10, 11 classes in the total number of participants in the Olympiad, separately among boys and girls is revealed.

Keywords: Olympiad of schoolchildren in subject "Physical culture", number of participants, results of practical and theoretical tours.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование системы физического воспитания различных слоёв населения, в том числе учащихся, является одним из направлений деятельности по реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 г. . При этом наличие соответствующей системы физкультурных и спортивных мероприятий является важным условием реализации данного направления.

На сегодняшний день одним из наиболее крупномасштабных физкультурных мероприятий является Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре, которая охватывает практически все регионы России .

Согласно Порядку проведения Всероссийской олимпиады школьников она проводится в несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный .

Муниципальный этап олимпиады является наиболее массовым по количеству участников после школьного этапа. Результаты данного этапа несут важную информацию о качестве образования по предмету «Физическая культура» в школе.

Целью нашего исследования было выявление динамики результатов муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре, на примере Сургутского района, как показателя качества образования по предмету «Физическая культура».

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для достижения поставленной цели был проведён анализ результатов выполнения олимпиадных заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре на примере Сургутского района, в период с 2012 по 2016 г.

В ходе исследования выявлялась динамика количества участников муниципального этапа олимпиады в указанный период, изучались результаты выполнения отдельных олимпиадных заданий практического и теоретико-методического туров. Анализу были подвергнуты результаты выполнения олимпиадных заданий учащимися 9-11-х классов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения исследования было установлено, что в период с 2012 по 2016 г. в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре приняло участие более 400 человек. Наибольшее количество участников было зафиксировано в 2012 г. - 98 человек (рисунок 1).

Динамика количества участников муниципального этапа олимпиады характеризуются снижением количества участников в 2013 г. (на 20%) и стабилизацией общего ко-

личества участников в последующие годы.

100 -, 80 -60 -40 -20 -0

□ девушки

□ общее количество

Линейная (общее количество)

Рисунок 1 - Динамика количества участников муниципального этапа олимпиады

Следует отметить, что на протяжении всего исследуемого периода, за исключением 2013 г., количество юношей, участников олимпиады, превышало количество девушек. С 2014 по 2016 г. отмечается снижение доли девушек в общем количестве участников олимпиады. Если в 2014 г. девушки составляли 45% от общего количества участников олимпиады, то в 2015 и 2016 гг. эта цифра составила 40%.

В соответствии с Порядком проведения олимпиады, учащиеся 9,10,11 классов принимают участие в олимпиаде в рамках одной возрастной группы . Нами было выявлено процентное соотношение учащихся из 9, 10 и 11 классов в общем количестве участников олимпиады, отдельно среди юношей и девушек. У юношей, с 2013 по 2016 г. наибольшее количество участников олимпиады представлено учащимися 11 класса. За исследуемый период доля учащихся 11 класса не опускалась ниже 35% в 2012 г., а максимальных значений достигла в 2016 г. - 45% (рисунок 2).

2015 □ 11 кл

Рисунок 2 - Количество учащихся из 9, 10 и 11 классов в общей численности участников муниципального этапа

олимпиады (юноши)

Полученные результаты были вполне ожидаемы т.к. пик естественного развития приходится, как правило, на старший школьный возраст.

Аналогичное исследование у девушек выявило совершенно иную картину. Лидирующие позиции по количеству участников муниципального этапа олимпиады у девушек занимают учащиеся 9 класса. Доля девятиклассниц в общем количестве участников олимпиады (девушек) в исследуемый период составила от 30% в 2013 г. до 41% в 2015 г. Наименьшее представительство в общем количестве участников олимпиады девушек в исследуемый период имеют учащиеся 11 класса. Максимальное количество девушек из 11 класса было зафиксировано в 2013 и 2016 гг. и составило 30%, а минимальное было отмечено в 2015 г. и составило 21% (рисунок 3).

Выявленное снижение доли участников олимпиады-девушек от 9 к 11 классу вызывает определённую тревогу. Причиной данного положения дел может являться снижение интереса девушек старшего школьного возраста к занятиям физической культурой. Данное предположение подтверждается рядом исследований , в которых было выявлено снижение положительного отношения к урокам физической культуры от младших к

старшим классам, в первую очередь у девушек.

2012 2013 2014 2015 2016 год

□ 9 кл 010 кл □ 11 кл

Рисунок 3 - Количество учащихся из 9, 10 и 11 классов в общей численности участников муниципального этапа

олимпиады (девушки)

Содержание программы олимпиады по физической культуре предусматривает выполнение заданий практического и теоретико-методического туров. Практические испытания школьного и муниципального этапов разрабатываются на основании методических рекомендаций по разработке требований к организации и проведению школьного и муниципального этапов олимпиады, составленных Центральной предметно-методической комиссией и включают упражнения базовой части школьной примерной программы по физической культуре .

В разные годы исследуемого периода в содержание практического тура муниципального этапа олимпиады (Сургутского района) входили испытания по следующим видам спорта: футбол, баскетбол, лёгкая атлетика, гимнастика.

На протяжении всего исследуемого периода в программе муниципального этапа олимпиады по физической культуре было представлено конкурсное испытание по баскетболу, что можно объяснить высокой популярностью данного вида спорта у учащихся, широкими возможностями баскетбола для оценки двигательной подготовленности школьников. Однако изучение динамики результатов, в данном виде испытаний осложнено тем, что на конечный результат, выраженный в секундах, в значительной степени влияет содержание программы задания, которая обновляется для каждой олимпиады.

Конкурсное испытание по гимнастике состоит из выполнения акробатической комбинации и также разрабатывается для каждой олимпиады, однако общая сложность данного испытания в исследуемый период, изменялась незначительно (мнение экспертов-членов жюри), методика оценки также оставалась постоянной, следовательно, в данном виде испытаний возможно сравнение результатов, показанных участниками олимпиады в разные годы.

Конкурсное испытание по лёгкой атлетике не изменялось на протяжении всего периода исследования и включало преодоление дистанции 500 м у девушек и 1000 м у юношей. Таким образом, сравнительному анализу были подвергнуты результаты практических испытаний по лёгкой атлетике и гимнастике (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты выполнения заданий практического и теоретико-методического туров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре______

2012 2013 2014 2015 2016

Вид заданий Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д

Л/атлетика (с) 219±16 116±8 * * 223±15 118±10 222±13 120±16 231±21 114± 9

Гимнастика (баллы) * * 7,4±1,1 7,7±0,8 7,5±1,7 7,8±0,9 * * 7,3±1,4 8,0±0,8

Теоретико- 45±14 44±12 40±9 39±10 44±14 43±12 43±11 46±16 46±15 44±12

методическии

тур/доля правильных

ответов (%)

* - испытание не входило в программу олимпиады

Результаты исследования указывают на наличие отрицательной динамики результата в беге на 1000 м у юношей. Средний результат в данном виде испытаний в 2016 г снизился на 6% по отношению к результату 2012 г. Полученные результаты свидетельствуют о снижении уровня развития физического качества - выносливость у юношей старшего школьного возраста на протяжении пяти последних лет. У девушек также отмечено снижение результата в беге на 500 м от 2012 к 2015 г. и увеличение результата в 2016 г.

Конкурсное испытание по гимнастике входило в программу муниципального этапа олимпиады в 2013, 2014 и 2016 гг. Динамика результатов в данном испытании у юношей на протяжении исследуемого периода характеризуется незначительными колебаниями (в пределах 0,2 балла). Максимальный результат был показан в 2014 г. и составил 7,5 балла, минимальный в 2016 г. - 7,3 балла.

Результаты выполнения акробатической комбинации у девушек характеризуются наличием незначительной положительной динамики: 2013 г. - 7,7 балла, 2016 г. - 8 баллов. Следует отметить, что на протяжении всего исследуемого периода девушки опережали юношей по средней оценке за выполнение гимнастической комбинации. При этом разброс результатов относительно средней величины у юношей значительно больше, нежели у девушек, о чём свидетельствует более высокий показатель величины средне-квадратического отклонения. Полученные данные позволяют сделать вывод о более высоком общем уровне готовности девушек, в сравнении с юношами, к выполнению конкурсного задания по гимнастике.

Испытание теоретико-методического характера является одним из обязательных испытаний олимпиады по физической культуре в ходе, которого определяется уровень знаний в области физической культуры и спорта . Нами была определена динамика результатов выполнения заданий теоретико-методического тура муниципального этапа олимпиады в течение исследуемого периода. Учитывалась доля правильных ответов в %.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство участников олимпиады испытывают значительные трудности при выполнении заданий теоретико-методического тура олимпиады. Несмотря на то, что у отдельных участников доля правильных ответов достигала 80%, средний показатель в данном испытании на протяжении всего периода исследования не превышал 50% как у юношей, так и у девушек. Максимальный результат был зафиксирован в 2016 г. и составил 46 и 44%, у юношей и девушек соответственно. Результаты теоретико-методического тура олимпиады указывают на необходимость совершенствования работы по формированию знаниевого компонента в процессе реализации программного материала по физической культуре.

1. Анализ гендерного состава участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре в исследуемый период свидетельствует о снижении доли девушек в общем количестве участников олимпиады. При этом наибольшее количество участников олимпиады-девушек составляют учащиеся 9 класса, наименьшее - учащиеся 11 класса.

2. Выявлена отрицательная динамика результата конкурсного испытания по лёгкой атлетике, что свидетельствует о снижении уровня развития физического качества -выносливость у учащихся старшего школьного возраста.

3. В конкурсном испытании по гимнастике выявлена стабильность результатов у юношей и наличие незначительной положительной динамики у девушек, при этом результаты девушек выше результатов юношей на протяжении всего исследуемого периода.

4. Доля правильно выполненных заданий теоретико-методического тура олимпиады, в исследуемый период, не превышает 50%, как у юношей, так и у девушек, и харак-

теризуется широкой вариабельностью относительно средней величины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипов, А.Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 11 (ноябрь). - С. 7680. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15390.htm. - Дата обращения 01.04.2017.

2. Приказ Минобрнауки России от 18.11.2013 N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70575694/. - Дата обращения 01.04.2017.

3. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // Весь спорт: агентство спортивной информации. - URL: http://www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc (дата обращения: 22.03.2017).

4. Чесноков, Н.Н. Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» - инновации в физическом воспитании / Н.Н. Чесноков, Д.А. Володькин // Известия Тульского государственного университета. - 2014. - № 4 (2). - С. 238-244.

5. Чесноков, Н. Н. Исследование качества заданий теоретико-методического тура олимпиады по предмету «Физическая культура» / Н.Н. Чесноков, А.И Замогильнов, Д.А Володькин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 175-184.

1. Osipov A.N. (2015), "Increase of motivation to lessons of physical culture", Scientific-methodical electronic journal "Concept", No. 11, pp. 76-80, available at: http://e-koncept.ru/2015/15390.htm

2. Order of the Ministry of Education and Science ofRussia on November 18, 2013, N1252 "On the Approval of the Procedure for the All-Russian School Olympiad", available at: http://base.garant.ru/70575694/.

3. Order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020", available at: http: // www.allsportinfo.ru/files/koncept-2020-itog.doc / Site of the Agency of sports information "All sports" (date of circulation: 22.03.2017).

4. Chesnokov, N.N. and Volodkin, D.A. (2014), "All-Russian Olympiad of pupils on the subject "Physical Education" - Innovation in physical education", News of the Tula State University, No. 4 (2), pp.238-244.

5. Chesnokov, N.N., Zamogilnov, A.I. and Volodkin, D.A. (2015), "Study of quality of the theoretical and methodological stage of Olympiad on the subject "Physical training", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 175-184.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 07.04.2017

УДК 796.011.3

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ НА ТРАНСПОРТЕ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

Ирина Александровна Васельцова, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Борисович Бродецкий, доцент, Людмила Николаевна Черкасова, доцент, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

В статье освещены вопросы профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов-строителей на транспорте. Авторами проведено пилотажное исследование, направленное на построение профессиографического эталона исследуемой специальности и предложен

Аналитический отчет школьного этапа олимпиады

по физической культуре

ноябрь 2014 г.

< 20 – не справились

20-39 – критический уровень

40- 60 – допустимый уровень

> 60 – оптимальный уровень

Общий максимальный балл – 53 – 5-8 классы

56 - 9-11 классы

Теория – 18 б. (5-8 кл.), 21 б. (9-11 кл.).

Легкая атлетика – 15 б.

Баскетбол – 10 б.

Гимнастика – 10 б.

6 класс (15 человек)

Задание

Набранные баллы

% качества

Уровень

Теория

270

148

54.81 %

допустимый

Легкая атлетика

225

188

83.56 %

оптимальный

Баскетбол

150

40 %

допустимый

Гимнастика

150

52 %

допустимый

Итого

795

474

59.62 %

допустимый

Вывод: Основная трудность в теоритических заданиях заключалась в определении целесообразной последовательности, некоторых спортивных понятий и неполные ответы. В легкой атлетике с заданием челночный бег 3* 10, основная часть участников справилась, т.к. это не требует сложных технических навыков. В баскетбольной комбинации сложности возникали в основном из-за недостаточно сформированной техники двигательных действий, а именно: броски в кольцо (малое количество попаданий, вследствие чего прибавлялось штрафное время), потеря мяча при его ведении. Результат во многом зависел от везения. В акробатической композиции хорошо справились учащиеся, посещающие дополнительные занятия, у остальных элементы были выполнены не точно, нарушалась целостность комбинации, имелись трудности с удержанием своего тела в равновесии и группировке. Однако общий уровень выполнения олимпиадных заданий допустимый, что является хорошей базой для дельнейшего развития с учетом выявленных ошибок.

8 класс (14 человек)

Задание

Максимальное количество баллов

Набранные баллы

% качества

Уровень

Теория

252

112

44.44 %

допустимый

Легкая атлетика

210

188

89.52 %

оптимальный

Баскетбол

140

57.85 %

допустимый

Гимнастика

140

55.71 %

оптимальный

Итого

742

459

61.86 %

оптимальный

Вывод: Основная трудность в теоритическом тесте заключалась в заданиях открытого типа (определение понятий), заданиях на соответствие, вопросах о физическом воспитании и корректности формулировок. В легкой атлетике с заданием челночный бег 3* 10, основная часть участников справилась, имея достаточный уровень развития скоростно- силовых и координационных способностей. В практическом задании по баскетболу основные ошибки наблюдались в неточных штрафных бросках в кольцо из-за волнения, недостаточной концентрации и не полноценного навыка броска, а также броска после 2- х шагов. Элемент везения имел место для данного испытания. В акробатической композиции были неточности и сложности с удержанием равновесия в стойке на голове и руках, переворотов, выхода из моста в упор присев из-за недостаточной гибкости позвоночника, но общее эстетическое впечатление от комбинации было на приемлемом для школы уровне. Уровень выполнения олимпиадных заданий показывает, что большинство ребят успешно с ними справляются.

10 класс (11 человек)

Задание

Максимальное количество баллов

Набранные баллы

% качества

Уровень

Теория

231

155

67.1 %

оптимальный

Легкая атлетика

165

145

87.88 %

оптимальный

Баскетбол

110

78.19 %

оптимальный

Гимнастика

110

81 %

оптимальный

Итого

616

475

77.11 %

оптимальный

Вывод: Трудность в теоритическом задании заключалась в сложности понимания формулировок в определении понятий, перечислении показателей и графическом изображении некоторых элементов упражнений. В легкой атлетике с заданием челночный бег 3* 10, основная часть участников справилась, имея достаточный уровень развития скоростно- силовых и координационных способностей. С баскетбольной комбинацией участники в основном справились, за исключением нескольких промахов при бросках, что увеличивало общее время. Акробатический комплекс не вызвал особых затруднений, т.к. эти элементы были отработаны при подготовке в предыдущие года (6 ребят были участниками олимпиад в 8, 9 классах), замечания в небольших неточностях некоторых упражнений. У ребят, не принимавших ранее участие в олимпиаде, можно отметить недостаточный уровень гибкости при выполнении некоторых акробатических элементов. На основании показателей таблицы можно увидеть, что уровень подготовки учащихся по приведенным разделам программы. является оптимальным.

Анализируя результаты участия ребят в школьном этапе олимпиады по физической культуре, мы видим, что прослеживается повышение уровня подготовленности учащихся.

КУЛЬТУРА

Учись, чтобы учить других!

Учись, чтобы учить других!

Один из самых знаменитых романов «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма переносит нас в XIX век, во Францию. Другое время, другая страна, несколько старомодный стиль изложения - ничто из этого не...
Актуальные проблемы внедрения билингвального обучения в современной школе Билингвальное образование в школе

Актуальные проблемы внедрения билингвального обучения в современной школе Билингвальное образование в школе

В последнее время всё чаще и чаще говорят о билингвальном образовании.Такое образование, подразумевающее активную практику обучения сразу на двух языках, применяется, наиболее активно, например, в...
Понятие математической модели

Понятие математической модели

Основные этапы Для обсуждения и обоснования основных подходов к разработке проблем математического моделирования технических устройств и процессов в них представляется целесообразным...
Система линейных уравнений называется определенной если

Система линейных уравнений называется определенной если

Решение систем линейных алгебраических уравненийявляется одной из основных задач линейной алгебры. Эта задача имеет важное прикладное значение при решении научных и технических проблем, кроме того...
Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения

Основы пенного тушения: пены, пенообразователи, смачиватели, их назначение, виды, состав, физико-химические свойства и область применения

Смачиватели (вещества вспомогательные) ОП-7 и ОП-10 представляет собой светлую маслоподобную жидкость или пасту. Цвет смачивателя варьируется от светло-желтого до светло-коричневого. Смачиватели...
МЧС Воронежский институт: история, основная информация

МЧС Воронежский институт: история, основная информация

Воронежское пожарно-техническое училище, одно из самых молодых учебных заведений ГПС МЧС России, было создано в 1993 году на базе учебного центра пожарной охраны УВД Воронежской области. Сегодня...
Сложение поступательного и вращательного движений

Сложение поступательного и вращательного движений

Подробности Категория: Просмотров: 975 ВИНТОВОЕ ДВИЖЕНИЕ . Если движение неизменяемой системы (например, твердого тела) слагается из вращения около оси и поступательного движения вдоль этой оси,...
Лабораторная работа 1 5 соударения упругих шаров

Лабораторная работа 1 5 соударения упругих шаров

Цель работы: изучение удара шаров, определение коэффициента восстановления скорости при ударе.Приборы и принадлежности: экспериментальная установка, набор шаров.Краткая теорияУдаром называется...
Генетическое разнообразие: суть, значение, причины и примеры

Генетическое разнообразие: суть, значение, причины и примеры

Генетическое разнообразие Генетическое разнообразие или генетический полиморфизм - разнообразие популяций по признакам или маркерам генетической природы. Один из видов биоразнообразия ....
Открытие новых планет. «Астрономия». Глава из книги Сурдин лекции про вселенную

Открытие новых планет. «Астрономия». Глава из книги Сурдин лекции про вселенную

Эта энциклопедия будет полезна всем, кто интересуется строением Вселенной и космической физикой, кто по роду своей деятельности связан с исследованиями космоса. В ней приведены подробные толкования...