«Русский по пятницам», или Как написать тотальный диктант на отлично. Как написать Тотальный диктант онлайн: инструкции оргкомитета Тотальный диктант русский

Пройдёт в этом году 8 апреля. В прошлом году диктант написали почти 14,5 тысячи москвичей, и организаторы надеются, что в этот раз участников будет ещё больше.

Зачем нужен «Русский по пятницам»

Тотальный диктант — это не школьная письменная работа: тексты для него сложнее, их, в отличие от учебных, не адаптируют, не меняют авторскую пунктуацию. Раньше материалом служили отрывки из классических произведений, например из «Войны и мира» Толстого или «Невского проспекта» Гоголя. А с 2010-го тексты для диктанта специально пишут современные авторы. В разные годы их готовили Борис Стругацкий, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Дина Рубина, Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Андрей Усачёв. Таким образом, участники акции не только проверяют свою грамотность, но и приобщаются к современной литературе.

«Когда решили всерьёз заниматься диктантом, стало понятно, что требуются какие-то курсы для подготовки, потому что мы-то знаем текст и видим, что там есть пунктограммы, которые в школе вообще не изучаются, или орфограммы, то есть сложные места, которые вызовут трудности практически у любого участника», — рассказала Мария Ровинская.

Получается, школьная пятёрка по русскому языку не даёт гарантии, что диктант вы напишете на отлично. Что делать? Готовиться на бесплатных онлайн- и офлайн-курсах . Последние получили название «Русский по пятницам». Они идут в Москве с 2014 года.

Что проходят на занятиях

Материалы для курсов и комментарии к тексту готовят около 20 профессиональных филологов на конференции по тотальному диктанту в Новосибирске. Они одинаковые для всех, их рассылают по городам, где будет проходить акция. Это не просто курсы русского языка, а курсы подготовки к написанию конкретного диктанта.

«Программа меняется из года в год, адаптируется к новому тексту диктанта. Например, встречались в прошлом году причастия на -мый (не с причастиями на -мый — сложное правило), и у нас было отдельное занятие, посвящённое именно этому», — объяснила Мария Ровинская. Поэтому можно быть уверенным: если над орфограммой или пунктограммой работали на занятиях, то она будет и в тексте диктанта.

Участники получают материалы с правилами и выполняют упражнения. Потом все вместе проверяют написанное, обсуждают сложные случаи. Тексты специально подбирают под конкретное правило. После пресс-конференции 2 марта, на которой объявят автора диктанта, материал для упражнений будут брать уже из его текстов. Зачем? Мария Ровинская объяснила: «Чтобы люди привыкали к синтаксису, привыкали к пунктуационным предпочтениям». Участники акции потом признаются, что это помогает.

Подробные комментарии к тексту — большой файл, в котором указаны все орфограммы и пунктограммы и относящиеся к ним правила, — после диктанта выложат на сайте проекта. Там же появится и сам текст , допустимые варианты написания, критерии выставления оценки.

Где идут курсы

Очные занятия, которые назвали «Русский по пятницам», начнутся 17 февраля. В Москве они будут проходить каждую пятницу в 19:00 в Центральной аудитории Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) по адресу: улица Чаянова, дом 15. Каждый из полуторачасовых уроков посвятят одному-двум правилам. Всего проведут девять таких занятий: восемь до диктанта и одно — после, на нём разберут ошибки и сложные места. Предварительная запись не нужна.

Кроме курсов в РГГУ, есть и онлайн-уроки. Программа и упражнения в них такие же, как в офлайн-курсах. Чтобы стать участником, надо зайти на сайт totaldict.ru и открыть раздел «Подготовиться к диктанту» . Здесь появится расписание ближайших вебинаров, во время которых можно будет оставлять комментарии и задавать вопросы преподавателю. В этом году онлайн-курсы стартуют 22 февраля, а пока можно потренироваться на старых материалах. На сайте выложены видеозаписи занятий, посвящённые написанию корней и приставок, о/ё после шипящих, частицы не с прилагательными и причастиями, правилам постановки тире между подлежащим и сказуемым и другим темам.

Кто ходит на занятия

В прошлом году уроки в 237 городах посетили больше 33 тысяч человек. Ещё 71 тысяча стала слушателями онлайн-курсов. На занятия в Москве ходили около 400 человек. Уроки собирают очень разных людей: здесь бывали и бабушка с внучкой-школьницей, и влюблённые пары, и молодожёны. «Пожилые приходят люди, они очень любознательные, задают очень много интересных вопросов», — прокомментировала Мария Ровинская.

Это работает?

Да. Организатор акции объяснила: «Участники ходили на курсы, например, в 2014 году, потом пришли ещё в следующем и получили пятёрки на диктанте, понимая, как надо готовиться и что мы им даём».

Какие ещё есть варианты

Проверить себя, вставив пропущенные буквы и знаки препинания в диктанты, предлагает и Городской методический центр . Эти упражнения основаны на текстах Пушкина, Чехова, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и других.

Нормам правописания, прошлому и будущему русского языка посвящены открытые лекции «Грамотные понедельники» . В этом году они начнутся 20 февраля. Речь пойдёт о выборе вариантов произношения, заимствованиях, эвфемизмах, знаках препинания. Узнать расписание и зарегистрироваться можно по ссылке . Видеозаписи прошедших лекций есть на сайте «Грамота.ру» .

На МКС, в пещере и под водой

«Тотальный диктант» — ежегодная образовательная акция, которая помогает людям обратить внимание на собственную грамотность. Его можно написать на одной из площадок и онлайн на сайте. В разные годы диктант читали известные артисты, журналисты и общественные деятели. Среди них диктор Игорь Кириллов, комментатор Василий Уткин, журналист Владимир Познер, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, актёр Константин Хабенский, певец Дима Билан и другие.

Идея проекта родилась в Новосибирске, а теперь диктант пишут в самых разных уголках мира. Его писали на антарктических станциях, на борту самолёта Новосибирск — Москва, на парусниках «Крузенштерн» и «Паллада», в Кунгурской пещере, под водой и даже на Международной космической станции.

В прошлом году тотальный диктант прошёл 16 апреля на 2185 площадках по всему миру. Автором текста стал детский писатель, поэт, драматург и сценарист Андрей Усачёв. Свой диктант он посвятил Древнему миру: возникновению письменности, Олимпийским играм в Древней Греции, истории театра.

Который пройдет 8 апреля, многие наши читатели задаются вопросом - как подготовиться к Тотальному диктанту? Как правильно оценить свои силы и возможности?

Хорошим вариантом будет повторить правила русского языка: орфографию и пунктуацию. Как отметила куратор Наталья Вениаминовна Макшанцева, особенные сложности в тотальном диктанте этого года может вызвать пунктуация. По опыту предыдущих диктантов можно сказать, что это ожидаемо. Тексты авторские, непростые, и над знаками препинания нужно будет хорошенько подумать.

Взять к примеру, текст тотального диктанта 2016, подготовленного детским писателем Андреем Усачевым. Приводим его полностью с официального сайта Тотального Диктанта.

Текст Тотального диктанта 2016


Этот древний-древний-древний мир!

Часть 1. Вкратце об истории театра

Рассказывают, что древние греки очень любили виноград и после его сбора устраивали праздник в честь бога винограда Диониса. Свиту Диониса составляли козлоногие существа – сатиры. Изображая их, эллины надевали козлиные шкуры, бешено скакали и пели – словом, самозабвенно предавались веселью. Такие представления назывались трагедиями, что по-древнегречески означало «пение козлов». Впоследствии эллины призадумались: чему бы еще посвятить такие игрища?
Простым людям всегда было интересно знать, как живут богатые. Драматург Софокл начал писать пьесы про царей, и сразу стало ясно: цари и те часто плачут и личная жизнь у них небезопасна и отнюдь не проста. А для того чтобы придать повествованию занимательности, Софокл решил привлечь актеров, которые смогли бы сыграть его произведения, – так появился театр.
Вначале поклонники искусства были очень недовольны: действие видели только те, кто сидел в первом ряду, и, поскольку билеты тогда еще не были предусмотрены, лучшие места занимали самые сильные и рослые. Тогда эллины решили устранить это неравноправие и построили амфитеатр, где каждый следующий ряд был выше предыдущего, и всё, что происходило на сцене, стало видно всем пришедшим на представление.
В спектакле обычно участвовали не только актеры, но и хор, вещавший от имени народа. Например, выходил герой на арену и произносил:
– Я сейчас пойду сделаю что-нибудь плохое!
– Совершать плохое бессовестно! – завывал хор.
– Ладно, – поразмыслив, нехотя соглашался герой. – Тогда я пойду и сделаю что-нибудь хорошее.
– Хорошее делать хорошо, – одобрял его хор, тем самым как бы нечаянно подталкивая героя к гибели: ведь, как положено в трагедии, за хорошие дела неизбежно наступает расплата.
Правда, иногда появлялся «бог из машины» (машиной называли специальный кран, на котором «бога» опускали на сцену) и нежданно- негаданно спасал героя. Был ли это действительно настоящий бог или всё-таки актер – неясно до сих пор, но зато доподлинно известно, что и слово «машина», и театральные краны были придуманы в Древней Греции.

Часть 2. Вкратце об истории письменности

В те незапамятные времена, когда в междуречье Тигра и Евфрата пришли шумеры, они говорили на никому не понятном языке: ведь шумеры были первооткрывателями новых земель и язык у них был как у настоящих разведчиков – тайный, зашифрованный. Ни у кого такого языка не было и нет, разве что у других разведчиков.
А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе – и те летали клином. Шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели – клиньями. Так появилась клинопись – самая древняя в мире система письма.
Во время уроков в шумерской школе ученики деревянными палочками выдавливали клинья на глиняных табличках, и оттого всё вокруг было измазано глиной – от пола и до потолка. Уборщицы в конце концов рассвирепели, потому что от такой учёбы в школе одна грязь, а им ведь надо поддерживать чистоту. А для того чтобы поддерживать чистоту, должно быть чисто, иначе нечего и поддерживать.
А вот в Древнем Египте письменность состояла из рисунков. Египтяне подумали: зачем писать слово «бык», если можно этого быка просто нарисовать? Такие слова-рисунки древние греки (или эллины, как они себя именовали) впоследствии назвали иероглифами. Уроки письма по-древнеегипетски скорее напоминали уроки рисования, а выводить иероглифы было настоящим искусством.
– Ну нет, – сказали финикийцы. – Мы люди работящие, ремесленники и мореплаватели, и нам не нужна изощрённая каллиграфия, пусть у нас будет письменность попроще.
И придумали буквы – так получился алфавит. Люди стали писать буквами, и чем дальше, тем быстрее. А чем быстрее они писали, тем некрасивее у них получалось. Больше всех писали врачи: они выписывали рецепты. Поэтому у некоторых из них до сих пор такой почерк, что пишут они вроде бы буквы, а выходят иероглифы.

Часть 3. Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады – прекращение войны.
Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.
В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные – нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.
– А почему игры назывались Олимпийскими? – спросите вы. – Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?
Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, – так игры получили свое название.
Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами – правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

Тексты тотальных диктантов прошлых 10 лет


Остальные тексты Вы можете найти на официальном сайте Тотального диктанта . Напомним, что их авторами были:
Тотальный диктант 2016 - Андрей Усачёв
Тотальный диктант 2015 - Евгений Водолазкин
Тотальный диктант 2014 - Алексей Иванов
Тотальный диктант 2013 - Дина Рубина
Тотальный диктант 2012 - Захар Прилепин
Тотальный диктант 2011 - Дмитрий Быков
Тотальный диктант 2010 - Борис Стругацкий
Тотальный диктант 2009 - Николай Гоголь
Тотальный диктант 2008 - Редьярд Киплинг
Тотальный диктант 2007 - Василь Быков
Тотальный диктант 2006 - Иван Соколов-Микитов
Тотальный диктант 2005 - Александр Бек

Часть 1. Санкт-Петербург. Нева

Мой дед родился в Кронштадте, моя жена – ленинградка, так что в Петербурге я чувствую себя не совсем чужим. Впрочем, в России трудно найти человека,в чьей жизни этот город ничего бы не значил. Все мы так или иначе связаны с ним, а через него друг с другом.

В Петербурге мало зелени, зато много воды и неба. Город раскинулся на равнине, и небо над ним необъятно. Можно подолгу наслаждаться спектаклями, которые на этой сцене разыгрывают облака и закаты. Актерами управляет лучший на свете режиссер – ветер. Декорации из крыш, куполов и шпилей остаются неизменными, но никогда не надоедают.

В 1941 году Гитлер решил выморить ленинградцев голодом и стереть город с лица земли. «Фюрер не понимал, что распоряжение взорвать Ленинград равносильно приказу взорвать Альпы», – заметил писатель Даниил Гранин. Петербург – каменная громада,по своей слитности и мощи не имеющая равных среди европейских столиц. В нем сохранилось свыше восемнадцати тысяч зданий, построенных до 1917 года. Это больше,чем в Лондоне и Париже, не говоря уж о Москве.

Через несокрушимый, высеченный из камня лабиринт течет Нева с ее притоками, протоками и каналами. В отличие от неба, вода здесь не свободна, она говорит о могуществе империи, сумевшей заковать ее в гранит. Летом у парапетов на набережных стоят рыбаки с удочками. Под ногами у них лежат полиэтиленовые кульки, в которых трепещут пойманные рыбешки. Такие же ловцы плотвы и кóрюшки стояли здесь и при Пушкине. Так же серели тогда бастионы Петропавловской крепости и дыбил коня Медный всадник. Разве что Зимний дворец был темно-красным, а не зеленым, как сейчас.

Кажется, ничто вокруг не напоминает о том, что в двадцатом столетии трещина русской истории прошла через Петербург. Его красота позволяет нам забыть о перенесенных им немыслимых испытаниях.

Часть 2. Пермь. Кама

Когда с левого берега Камы, на котором лежит моя родная Пермь, смотришь на правый с его синеющими до горизонта лесами, чувствуешь зыбкость границы между цивилизацией и первозданной лесной стихией. Их разделяет только полоса воды, и она же их объединяет. Если ребенком вы жили в городе на большой реке, вам повезло: суть жизни вы понимаете лучше, чем те, кто был лишен этого счастья.

В моем детстве в Каме еще водилась стерлядь. В старину ее отправляли в Петербург к царскому столу, а чтобы не испортилась в пути, под жабры клали смоченную в коньяке вату. Мальчиком я видел на песке маленького осетра с испятнанной мазутом зубчáтой спиной: вся Кама была тогда в мазуте от буксиров. Эти грязные трудяги тащили за собой плоты и баржи. На палубах бегали дети и сушилось на солнце белье. Нескончаемые вереницы сбитых скобами осклизлых бревен исчезли вместе с буксирами и баржами. Кама стала чище, но стерлядь в нее так и не вернулась.

Говорили, что Пермь, подобно Москве и Риму, лежит на семи холмах. Этого было достаточно, чтобы ощутить, как над моим деревянным, утыканным заводскими трубами городом веет дыхание истории. Его улицы идут или параллельно Каме, или перпендикулярно ей. Первые до революции назывались по стоявшим на них храмам, как, например, Вознесенская или Покровская. Вторые носили имена тех мест, куда вели вытекающие из них дороги: Сибирская, Соликамская, Верхотурская. Там, где они пересекались, небесное встречалось с земным. Здесь я понял, что дольнее рано или поздно сходится с горним, нужно лишь набраться терпения и подождать.

Пермяки утверждают, что не Кама впадает в Волгу, а, наоборот, Волга в Каму. Мне не важно, какая из двух этих великих рек является притоком другой. В любом случае Кама – та река, которая течет через мое сердце.

Часть 3. Улан-Удэ. Селенга

Названия рек древнее всех других имен, нанесенных на карты. Нам не всегда понятен их смысл, вот и Селенга хранит тайну своего имени. Оно произошло не то от бурятского слова «сэл», что значит «разлив», не то от эвенкийского «сэлэ», то есть «железо», но мне слышалось в нем имя греческой богини луны, Селены. Стиснутая поросшими лесом сопками, часто окутанная туманом Селенга была для меня загадочной «лунной рекой». В шуме ее течения мне, юному лейтенанту, чудилось обещание любви и счастья. Казалось, они ожидают меня впереди так же непреложно, как Селенгу ждет Байкал.

Может быть, то же обещала она двадцатилетнему поручику Анатолию Пепеляеву, будущему белому генералу и поэту. Незадолго до Первой мировой войны он тайно обвенчался со своей избранницей в бедной сельской церкви на берегу Селенги. Отец-дворянин не дал сыну благословения на неравный брак. Невеста была внучкой ссыльных и дочерью простого железнодорожника из Верхнеудинска –так прежде назывался Улан-Удэ.

Я застал этот город почти таким, каким его видел Пепеляев. На рынке торговали бараниной приехавшие из глубинки буряты в традиционных синих халатах и прохаживались женщины в музейных сарафанах. Они продавали нанизанные на руки, как калачи, круги мороженого молока. Это были «семейские», как в Забайкалье именуют старообрядцев, раньше живших большими семьями. Правда, появилось и то, чего при Пепеляеве не было. Помню, как на главной площади поставили самый оригинальный из всех виденных мною памятников Ленину: на невысоком пьедестале круглилась громадная, без шеи и туловища, гранитная голова вождя, похожая на голову богатыря-исполина из «Руслана и Людмилы». Она до сих пор стоит в столице Бурятии и стала одним из ее символов. Здесь история и современность, православие и буддизм не отторгают и не подавляют друг друга. Улан-Удэ подарил мне надежду, что и в других местах это возможно.

Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция

Русский язык – один из богатейших языков в мире. Так писал о нём В.Г. Белинский. Этот бесспорный факт признают как прошлые, так и нынешние поэты, писатели, учёные и деятели культуры. К изучению и сбережению родного языка, как истории народа, пути цивилизации и культуры, призывал А.И. Куприн.

Сегодня проблема сохранения языка в России является наиболее актуальной. Современный человек постепенно утрачивает свою грамотность. «Правильно» писать нам помогает Word и новомодные гаджеты. Программы исправляют ошибки, но далеко не все. Теряется способность человека задумываться о корректном написании текста, отсутствует желание повышать уровень знания родного языка.

Как сделать изучение русского языка вновь модным и популярным? Каким образом можно повысить грамотность всех желающих? Об этом задумались в Новосибирском государственном университете.

История возникновения образовательной акции

На гуманитарном факультете НГУ заметили тенденцию к снижению образованности граждан нашей страны и пожелали изменить такую несправедливость. Чтобы привлечь внимание общественности к вопросам грамотности и образования, университет организовал ежегодную традицию проводить диктанты для гостей учреждения. В дальнейшем акция приобрела название «Тотальный диктант», девизом которой стали слова: «Писать грамотно – это модно!».

Первый диктант состоялся в стенах НГУ в 2004 году . В этой и пяти последующих акциях принимали участие в среднем по 150–250 жителей города. В 2009 году организаторы попросили провести диктант Псоя Короленко. Посещаемость мероприятия возросла в 3 раза. Сформировалась традиция доверять написание текста для Тотального диктанта российским писателям-современникам. Авторы неизменно читают свой текст на главной сцене акции – в Новосибирском государственном университете.

Постепенно мероприятие становится популярным и масштабным. Теперь оно охватывает не только города России, но и зарубежные страны. В диктанте принимают участие простые жители, публичные личности, известные люди.

По данным организаторов, в 2015 году акция прошла в 58 странах мира . Участниками диктанта стали 108 200 человек в 549 городах.

Цель «Тотального диктанта»

Организаторы акции «Тотальный диктант» ставят перед собой следующие цели :

    сделать популярным изучение русского языка;

    сформировать модное направление в обретении грамотности;

    привлечь внимание СМИ и общественности к проблемам образования населения;

    предоставить всем желающим шанс проверить свои знания, ощутив при этом доброжелательную атмосферу;

    повысить уровень знания участниками акции языка путем разбора допущенных ошибок.

Правила акции

Основными правилами акции являются:

    бесплатность;

    добровольность;

    профессиональность – проверку работ осуществляют филологи;

    анонимность – имена участников, их оценки и ошибки не разглашаются, результаты известны только человеку, написавшему диктант;

    доступность – участвовать может абсолютно любой желающий;

    объективность – критерии проверки и проставления оценок едины;

    одновременность – диктант пишут в одно и то же время с учётом разницы в часовых поясах.

Тотальный диктант в 2016 году

В 2016 году диктант состоялся 16 апреля. Это событие стало одним из самым крупным образовательных мероприятий года в России.

Автором текста для Тотального диктанта 2016 года выбран Андрей Усачёв – российский детский писатель. Он является создателем таких книг, как «Ку! Кин-дза-дза» и «Приключения в Изумрудном городе». Несколько работ Андрея Усачёва рекомендованы Министерством образования России для изучения в школах. Автор приехал в Новосибирск и прочитал текст участникам в НГУ – главной площадке акции.

Как принять участие в акции?

Чтобы принять участие в акции «Тотальный диктант 2016» и бесплатно проверить свои знания русского языка вместе с сотнями тысяч желающих по всему миру, необходимо подобрать близлежащую площадку проведения мероприятия и зарегистрироваться на . Кроме того, существует возможность написания диктанта онлайн.

Как написать «Тотальный диктант» онлайн?

Несмотря на широкое географическое распространение акции по России и миру, не во всех регионах организованы площадки для написания Тотального диктанта. Многих людей останавливает от участия в событии личная занятость и отдалённость расположения мест проведения мероприятия. Желая привлечь к проверке знаний как можно больше любителей русского языка, организаторы акции предлагают написать Тотальный диктант онлайн.

Чтобы принять участие в акции, сидя за монитором своего компьютера, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте. В заранее установленное время 16 апреля 2016 года на сайте будут происходить онлайн-трансляции для всех желающих, в которых сам автор текста будет читать зрителям диктант.

Поскольку Тотальный диктант состоит из трёх частей в зависимости от часовых поясов расположения городов-участников акции, то онлайн-показы будут осуществляться трижды. Каждая трансляция будет содержать разный отрывок текста. Для участия в акции вы можете написать онлайн любую из предложенных частей диктанта. Сдать результаты всех трёх составляющих Тотального диктанта возможно только с разных компьютеров, так как сайт запоминает IP адрес устройства.

Одним из преимуществ написания диктанта онлайн является то, что проверка грамотности осуществляется в течение нескольких минут. Сразу после сдачи результатов диктанта, вы сможете увидеть на сайте полученные оценки и допущенные ошибки.

Как подготовиться к диктанту?

Организаторы предоставляют возможность подготовиться к диктанту. В преддверии мероприятия в 80 городах можно посетить курсы русского языка. 3 марта 2016 года сайт «Тотальный диктант» осуществил запуск онлайн-занятий для подготовки к написанию диктанта. В них преподаватель разъясняет сложные моменты правописания и предоставляет упражнения, чтобы изученный материал лучше усвоился.

Изучайте русский язык, повышайте свою грамотность и помните слова К. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку ».