Каким предстает перед нами Сильвио (по повести Пушкина «Выстрел»). Каким предстает перед нами Сильвио (по повести Пушкина «Выстрел») Каким предстает перед нами том

Мне кажется, нельзя точно сказать, хороший тот или иной человек или нет. В каждом человеке есть что-то хорошее и что-то плохое. Не бывает идеальных людей. А если и есть, значит у них есть от вас секреты. И, как мне кажется, рано или поздно это во что-нибудь выльется, сущность не скроешь.

А вообще во всех людях надо искать только положительное. И если вам что-то в человеке не понравилось, не надо на этом зацикливаться, может он человек такой.

И вообще, этот главный герой, Холден Колфилд, на такие мелочи обращает внимание, прям кошмар какой-то! У кого прыщи, да кто как ухаживает за туалетными принадлежностями… Может быть это хорошо, но читателю это совсем неинтересно, только отвращение вызывает.

Проанализировав Холдена, я могу сказать, что он не знает, чего он хочет от жизни. В школе он не хочет учиться, потому что все ему кажутся ненастоящими, строящими из себя бог весть что. Но так это ведь их проблемы, людей не изменишь. Главное, чтобы в жизни была цель, тогда не так будет трогать поведение других людей. У меня создается впечатление, что ему есть дело только до других. Так ведь нельзя! Ему не нравились разговоры, которые вели его сверстники. Его это раздражало. И он все время хотел поговорить на умные темы, и когда он встретился со своим старым приятелем в баре в десять вечера, он подумал: «Наконец-то можно будет поговорить на умные темы!» и тут же начал спрашивать своего приятеля про личную жизнь; начал до него, мягко скажем, докапываться. Можно ли считать такого человека адекватным, когда в его понятии умный разговор- это разговор про чужую личную жизнь? Да он сам себя много раз называл ненормальным.

И он так и не определился, в кого же он всё-таки влюблен – в Джейн или в Салли? Много раз он хотел позвонить Джейн, но потом передумывал. В итоге он ей так и не позвонил. И когда его приятель, Стредлейтер, вернулся со свидания, которое было у него с Джейн, Холден ему такую взбучку устроил, мама не горюй! Он начал его обзывать, матюгать. По-моему, это ужасно! Вместо того, чтобы переплюнуть Стредлейтера в этом вопросе, он тупо начинает срывать на нем свою злость. Кто ж ему мешал пригласить Джейн на свидание? Или к девочке появляется интерес только тогда, когда на нее обращает внимание кто-нибудь другой? Еще он сказал, что не любит Салли, но когда ее увидел, захотел на ней жениться. У Холдена нет стержня. Живет он походу по принципу: кто ближе, с тем и буду. Прагматичный такой молодой человек; я б сказала, такие как он «плывут по течению». Он приревновал Салли к одному парню в театре. Спрашивается: чего ревновать то? Ты либо неполноценный, либо глупый. Сделай так, чтоб быть лучше всех, тогда и ревновать не придется. Тогда и у тебя будет много поклонниц, и все с тебя будут брать пример. И не будешь ты думать о том, с кем твоя Салли да и в общем-то она сама будет за тобой бегать. В общем пацанов он безосновательно поливает грязью и готов обниматься с первой встречной. И деньги тратит на всякую чепуху. Хочется отметить, что мозгов у этого парня не так уж и много. И когда он уговаривал Салли бросить все и уехать с ним, она отказалась, как сделал бы любой здравомыслящий человек. Так он ее в этот момент просто возненавидел! И с этого момента она стала для него чужой. Ну нельзя же так быстро менять свое мнение, дорогой Холден.

И еще когда он смотрел в бинокль из окна своего гостиничного номера, он описывал мужчину, переодевшегося в женщину и двух друзей, которые дурачились. Ему это очень не понравилось, но почему-то на следующий день он решил на всякий случай еще раз взглянуть. Меня порой удивляет человеческая сущность, ей богу! Не будь у Холдена сестры, он бы пропал. Хотел уехать в глушь, изолироваться от людей, хотел притвориться глухонемым и найти себе такую же жену…Нормальному человеку это и в голову не придет. И еще, когда его спросили, кем он хочет стать, он сказал, что хочет оберегать детей от опасности, следить, чтоб они не упали в пропасть, когда играют. По-моему это бред сивой кобылы!

И он готов отдать свои деньги первым встречным. Далеко не надо ходить, пообщался с монашками и сразу же дал им денег. И потом еще вспоминал их. Они ему очень понравились, потому что не спросили у него, католик ли он или нет. Глупо проявлять симпатию к людям по таким критериям. Это что касается отношения к людям. А что касается денег, так он вообще неэкономный. Неуважительно относится к тем, кто дает ему деньги, в данном случае к своей бабушке. Не знает цену деньгам и не ценит то, каким трудом заработала его бабушка эти деньги. И еще Холден назвал свою бабушку шизанутой, потому что он думает, что она думает, что у него день рождения четыре раза в год, раз она ему присылает деньги четыре раза за год. Но мне кажется, не надо делать скоропоспешных выводов о человеке, тем более таких обидных, тем более о своей бабушке. Может быть она в первый раз прислала деньги ему на день рождения, а в остальные три раза просто так, чтоб ни в чем дорогой внучок не нуждался. Она о нем беспокоится, а он выдает такое.

Таким вот предстает перед нами Холден! Трусливым, ворчливым, замечающим недостатки других людей, лживым, завистливым, противоречивым, инертным, неадекватным, транжирой.

Сестренка его, Фиби, ласковая, умная, заботливая, хороший собеседник, но обидчивая и капризная.

А какими предстают перед нами взрослые?

Добрыми(дают ученикам свои автомобили, угощают горячим шоколадом, разрешают остаться переночевать), гостеприимными, заботливыми (дают советы и переживают за Холдена), без комплексов (преподаватели ходят при Холдене в халатах, с рюмкой спиртного), но наивными, неадекватными (мужчина, переодевшийся в женщину), меркантильными, снобами.

Эссе на тему “Каким предстает перед нами западное общество в романе Дж.Сэлинджера “Над пропастью во ржи”? обновлено: 7 июня, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

«Герой нашего времени» – классика русской литературы. Это произведение затрагивает тему пороков общества, которые раскрываются через образ «лишнего» человека. Главный герой произведения Лермонтова красивый, умный офицер, имеющий сильную, целеустремленную личность и неизменно .

Однако, несмотря на все его достоинства, он не может найти свое место, мечется в разные стороны, тем самым, порой, разрушая судьбы окружающих его людей и женщин, которые его любят. Он описан настолько живо и реалистично, что вызывает к себе искренние эмоции.

Портрет Печорина в главе «Бэла»

Первое впечатление о главном герое мы получаем глазами Максим Максимыча, именно он помогает увидеть, каким предстает перед нами Печорин в главе «Бэла». Григорий Печорин здесь пылкий, страстный мужчина, который добивается своей возлюбленной Бэлы, используя при этом довольно рискованные и не всегда честные способы. Он разрушает семью девушки, выкрадывает ее обманом, показывая свою расчетливость и некоторую жестокость. В определенный момент он искренне верит в то, что именно это спасет его от вечной скуки жизни. Однако, он не просто забирает к себе девушку, но и , хотя сам в последствие теряет свои чувства к ней.

Бэла становится своеобразной целью для Печорина, и достигнув ее, он охладевает. До самой смерти девушки он пытается окружить ее своими чувствами, но сердце не обманешь, и бедная Бэла умирает с тяжелым сердцем, чувствуя себя нелюбимой и несчастной. При этом в Григории еще живут искренние человеческие эмоции, ведь он страдает по-настоящему, правда не очень долго.

Образ Печорина в главе «Максим Максимыч»

Эта повесть по хронологии должна завершать роман, однако он, конечно, занимает свое правильное место, ведь то, каким предстает перед нами Печорин в главе «Максим Максимыч», показывает, насколько сильно повлияли на его личность события, которые будут происходить далее, но уже через описание самого героя.

Характер Григория заметно ужесточается, он становится грубым, резким и совершенно равнодушным. При встрече с тем, кого не видел так долго, он не проявляет никаких чувств, словно презирая всякую сентиментальность.

Характер главного героя в главе «Тамань»

То, каким предстает перед нами Печорин в главе «Тамань», резко отличается от привычного для него состояния скуки и разочарования. Встретив необычную красавицу-контрабандистку, его, словно ребенка, тянет к этому необычному и словно сказочному человеку. Он превращается в мечтательного молодого человека, который ищет приключений и чего-то совершенного нового.

Однако, после того, как он был обманут, обокраден и чуть не убит, Григорий корит себя за эту слабость, и к нам возвращается уже привычный читателю образ.

Портрет Григория в главе «Княжна Мэри»

Взглянув на героя поверхностным взглядом, довольно сложно понять, каким предстает перед нами Печорин в главе «Княжна Мэри». Лишь погрузившись в повесть полностью, мы начинаем замечать, что в Григории как будто живут два разных человека, которые мешают друг другу жить, приводя к губительным последствиям.

Страстная, расчетливая и самовлюбленная половина героя заставляет его влюбить в себя чистую и невинную княжну Мэри. Как и в случае с Бэлой, это для него всего лишь цель, достигнув которой, он теряет к девушке всяческий интерес. Его привлекает игра, в которой он постоянно меняет маски, так и не дав узнать свою настоящую сущность. Завладев сердцем девушки, Печорин разбивает его и выходит из игры, ведь с самого начала эти отношения ему были совершенно не нужны.

А вот разумная, живая половина героя, словно совесть, пробуждает в нем искренние чувства сострадания, переживания. Именно они побуждают его встретиться с Лерой, единственной женщиной, которая знала его таким, какой он есть на самом деле, и при этом любящей его всем сердцем. Когда она уезжает, нам удается увидеть настоящие эмоции Григория, пожалуй, единственные за всю главу.

Образ главного героя в главе «Фаталист»

Перед нами живо раскрывается еще одна грань личности героя в том, каким предстает перед нами Печорин в главе «Фаталист». Как мы знаем, жизнь для него – игра, но лишь в конце мы видим, что Григорий способен замахнуться на игру и со смертью.

Он совершает по-настоящему , чтобы обезвредить опасного убийцу, но делает это не из благих побуждений, а чтобы в который раз почувствовать острые ощущения, проверить свою судьбу. Он рискует жизнью, при этом не придавая ей никакой ценности.

Григорий Александрович Печорин обладает сильным духом и незаурядными способностями, применение которым найти ему так и не удается. По ходу романа, к нему приходит осознание, что его сильная, беспокойная натура приносит людям, которые его окружают, лишь несчастья. А Вы только подумайте, на какие свершения был способен человек с такими умом, физическими данными и богатой душой, если смог найти свое место в жизни.

Еще в предисловии Лермонтов говорит о том, что его образ собирательный, и принадлежит не одному человеку, а целому обществу, что и заставляет задуматься читателя о своей собственной судьбе.



Представать

Представа́ть

глаг. , нсв. , употр. сравн. часто

Морфология: я предстаю́ , ты предстаёшь , он/она/оно предстаёт , мы предстаём , вы предстаёте , они предстаю́т , представа́й , представа́йте , представа́л , представа́ла , представа́ло , представа́ли , предстаю́щий , представа́вший , представа́я ; св. предста́ть

1. Если кто-либо или что-либо предстаёт перед кем-либо, чем-либо или кому-либо, чему-либо, значит, этот человек, предмет, явление и т. д. оказывается перед кем-либо, перед чьими-либо глазами.

Представать перед судом. |

св.

Вдруг перед ними предстал во всём своём великолепии императорский дворец. | Нашим глазам предстала величественная картина морского заката.

Появляться

2. Когда вы говорите, что кто-либо или что-либо предстаёт перед кем-либо или чем-либо в памяти, сознании кого-либо, вы имеете в виду, что какой-либо человек, предмет, явление и т. п. возникает в чьём-либо сознании, памяти. св.

Детские годы ясно предстали перед ним. | В памяти предстало родное украинское село.

Представляться

3. Если кто-либо или что-либо предстаёт каким-либо образом, значит, кто-либо или что-либо обнаруживает какие-либо свои качества, свойства, раскрывается, проявляется определённым образом.

В час опасности человек обычно предстаёт в своей истинной сущности. |

св.

Вся эта история предстала перед нами в новом виде.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Смотреть что такое "представать" в других словарях:

    - (перед (глазами, взором)); возникать, вырастать ((будто, как, точно, словно) из под земли), являться (глазам, взору), показываться, появляться, мелькать, обнаруживаться, выказываться, демонстрироваться, проступать, зарождаться. Ant. скрываться,… … Словарь синонимов

    ПРЕДСТАВАТЬ, предстать где чему, перед кем; стать, явиться. Все бо предстанем судилищу Христову. Ему предстала картина прошлого, будущность передо мной предстала. Предстанье ср. ·сост. по гл. или действие по гл., явленье чего или кого.… … Толковый словарь Даля

    ПРЕДСТАВАТЬ, предстаю, предстаёшь, повел. представай; представая (книжн.). несовер. к предстать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПРЕДСТАТЬ, ану, анешь; сов., перед кем чем (книжн.). Появиться, оказаться перед кем чем н. Передо мной предстал незнакомец. П. перед судом. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Несов. неперех. 1. Являться, появляться перед кем либо, чем либо. 2. перен. Обнаруживаться, раскрываться перед кем либо, чем либо. отт. Возникать в сознании. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Представать, предстаю, предстаём, предстаёшь, предстаёте, предстаёт, предстают, представая, представал, представала, представало, представали, представай, представайте, предстающий, предстающая, предстающее, предстающие, предстающего, предстающей … Формы слов

    представать - представ ать, та ю, таёт … Русский орфографический словарь

    представать - (I), предстаю/, таёшь, таю/т … Орфографический словарь русского языка

    представать - Syn: обнаруживаться, показываться, выказываться, являться (кн.), показываться, демонстрироваться (кн.), возникать, являться, проступать, зарождаться Ant: скрываться, таиться, прятаться … Тезаурус русской деловой лексики

    См. Предстать … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ежегодник Московского художественного театра за 1943 год , . Художественный театр неоднократно глубоко задумывался над со­зданием своего «Ежегодника». Разразившаяся война еще острее поставила перед театром вопрос о его роли в национальной культуре, а…

Проблематика романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита».

Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе.

Цель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности;

Роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения;

Различие художественного произведения и богословского .

Выяснить, что такое истина.

Оборудование и наглядность:

Иллюстрации картин Иванова «Явление Христа народу», Крамского «Христос в пустыне», Ге «Что такое истина»;

Оформление доски: толкование слова «истина» и эпиграф.

Его тема - это тема общей

человеческой ответственности

за судьбу добра и красоты,

истины в человеческом мире.

И. Виноградов.

Завещание Мастера. 1968 г.

Слово учителя . Начинаем разговор о романе М. Булгакова, который переосмыслил евангельскую историю. Особое внимание мы обратим в течение урока на художественные средства и словарную работу. Сейчас весь класс делится на 2 группы:

1 группа отвечает на вопросы, связанные с образом Иешуа Га Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, раскрывающие образ Понтия Пилата. (вопросы смотри в приложении)

Беседа.

Определите главных героев романа Булгакова « Мастер и Маргарита» (ответ на этот вопрос поможет определить тему, идею произведения, его проблемы, осознать сюжетные линии).

Так кто же герои?

Посмотрим, правы ли вы. Воланд спрашивает Мастера: « О чём роман?». И что слышит в ответ? («Роман о Понтии Пилате», - реплика Мастера)


Мастер создаёт оригинальное произведение. В Евангелии от Иоанна, которое любил Булгаков, речь о страданиях Понтия Пилата не идёт.

Итак, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га Ноцри. Почему? Это мы и выясним в дальнейшей нашей беседе.

Какая деталь важна для раскрытия характера героя?

Вы хорошо знаете, что раскрытия характера героя, его внутреннего мира большое значение имеет портрет. Какими же предстают перед нами два героя - Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри, бродячий 27 летний философ, оказавшийся перед глазами владыки . О чём это говорит?

а) « этот человек был одет… « (гл.2)

Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой обыкновенный, простой человек. Почему? Какие проблемы будут решаться: богословские или реальные, мирские?

(роман посвящён земной жизни, история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.)

Какая деталь в описании обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).

О чём это говорит? (человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали «Всадник Золотое копьё». Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: «свирепое чудовище»).

Сейчас он страдает от головной боли, об этом говорит автор, обращаясь к одной детали его портрета - глазам. И эта деталь играет огромную роль в характеристике героя. Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь? (гл.2) (Страдающие от боли глаза. Именно эта деталь помогла Иешуа догадаться о страданиях Пилата и освободить его от них. И П. П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям. Стоящий перед прокуратором человек заинтересовал его своими речами).

Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2) (С П. П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль. Но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. В нём внутренняя сила, заставляющая других слушать его).

Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (история с Левием Матвеем, гл.2). И далее Прокуратор задаёт вопрос о том, правда ли, что он, Иешуа Га - Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечал: «Я, учитель, …гл2)

После этих слов встаёт вопрос о том, что такое истина?

Цель нашего урока понять, что такое истина? Чья позиция нам ближе: Булгакова или его героев. Попробуем сформулировать это понятие. (Даю 1-2 минуты; запишите предложение, как вы понимаете это слово. Каждый записывает, затем читает).

Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. (На доске запись: Истина-1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).

Тема добра, истины отражена не только в художественной литературе , но и в искусстве. Художник Иванов в своей картине «Явление Христа народу» даёт своё понятие истины. Истина - это то, что было дано первоначально от Бога, эту истину несёт Сын Божий.

Крамской в своём полотне «Христос в пустыне» показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. Измученный, омывший слезами и муками грехи мира, в смиренной простоте он несёт истину миру. Библейская тема отражена и в картине Ге «Что такое истина?».

Возникает удивительное в разговоре Понтия Пилата и Иешуа. Что же ответит Иешуа на этот иронический вопрос прокуратора?


А что же заявляет Иешуа об этом? (ответ Иешуа найдите в гл.2.)

Чем поразителен ответ? – Тем, что абстрактное, далёкое понятие – истина – оказывается живым, тем, что это сейчас истина, а что потом? Вот оно - в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается в нём же. Почему у Понтия болит голова: от роз - символа христианской веры, истины. И далее Иешуа развивает это понятие и говорит, что для Иешуа истина в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, то резко изменил бы свой взгляд. К истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. (стр.23 гл.2) « Мне пришли в голову кое - какие мысли…»

Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? (стр.26 гл.2)

Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

Но так всё разрешиться не может, люди, имеющие власть, боятся потерять её. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему (стр.26-27 гл.2)

Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же?

Позже Иешуа произнесёт это вслух, разговор об истине не закончен. («В числе прочего…)

Нужна ли такая истина Понтию? (нет, подтвердите ответ словами из текста)

Что вдруг случилось с прокуратором? Он ведь несколько минут назад сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.27. « Слушай, Га Ноцри,- заговорил вдруг…)

Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?

Пилат смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. Для него занимаемое место –«золотая клетка», за себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести. Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому он сейчас и продаст Иешуа. Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает нравственно, предав Иешуа. Понтий Пилат относится числу людей, у которых есть совесть. Вынужденный вынести приговор Иешуа, он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, но только нравственная.(стр.27 «Мысли понеслись короткие…).

После утверждения решения казни Синедрионом, какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего - то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой. Пришла другая мысль, мысль о бессмертии . Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.(гл.2)

Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. Уже сейчас Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить «приговор» себе.(гл.2)

Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа передаёт перед смертью. И эти же слова повторит Афраний, начальник тайной полиции Понтия Пилата.(гл.2)

Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? Что с этим пришло к Пилату? О чём говорит данная деталь - голос? (Вот пришло возмездие. Уйти от него невозможно. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).

Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет Пилату оправдать себя. Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(гл.25) . Исполнительность Афрания не подвела и на этот раз. ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, «не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали». (гл. 26 стр.311)

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним ещё одного героя - Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? (Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой горы. Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил, и легионера окинул мутным, равнодушным ко всему взором как человек не чувствительный к физической боли.(гл. 16 стр.169). Больше всего Матвей хочет (гл.16) . И дальше – гл. 16 стр. 171.

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. Так решается проблема верности и предательства.)

Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26)

Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? (Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом «гл.26 стр. 317». Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду).

Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 «Прощение и вечный покой». (Воланд и его свита несутся на волшебных конях…). На вопрос Маргариты: « Что он говорит?», Воланд отвечает: гл.32 стр.367. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость - это великий грех, и за это человек расплачивается бессмертием).

Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.

Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький «Старуха Изергиль», легенда о Ларре).

Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его(гл.32).

Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог ).

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

- Подведём итоги сказанному . Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём - параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).

Какие это проблемы: (составляем схему или таблицу…)

262" height="44" bgcolor="white" style="border:.75pt solid black; vertical-align:top;background:white">

Итог урока . Обобщающий вопрос: « В чём смысл Евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?».

Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера; б) изображение мира искусства в романе в) общей атмосферы жизни30х годов 20 в., используя гл. 5,6,7,9,13,27.

Использованная литература: 1)Журнал « Литература в школе» за 1990,1993 годы.

1) . Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11класс. Москва

2) . Русская литература 20 века. 11 класс. Дрофа, 2007год.

Приложение 1.

Задания для групп по роману М. Булгакова « Мастер и Маргарита»

1группа .1) Каким предстаёт перед нами Иешуа Га Ноцри? (гл.2 портрет). О чём это говорит?

2) Второй участник сцены (Понтий Пилат гл. 2, портрет).

Какая деталь обращает на себя внимание? Почему «кровавый подбой»? О чём это говорит?

3)Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь?

4) Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл. 2)

5) Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (гл. 2. История с Левием Матвием).

6) Мысль о бессмертии …Пилат прогнал эту мысль… (гл. 2)

7) Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (гл. 2. «…Нет,- сказал Пилат…»

8) Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (гл. 25 «…Он сказал,- опять закрывая глаза,- ответил гость……считает трусость…»

10) Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием Матвием? (гл.26 «…Возьми,- сказал он,-… как ты его убил»). Можно ли сказать, что он достойный ученик?

11) Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?(эпилог)

(…После укола всё меняется……остроухий пёс.)

Задания для 2 группы.

3) Что заявляет Иешуа на вопрос Понтия об истине?

2) В чём истина для Иешуа? (нет злых людей; к истине идёт через слово. Гл. 2. … Мне пришли в голову кое-какие мысли…)

3) Какое решение принимает Понтий Пилат после этой части разговора? Почему? (гл. 2. …в течение её полёта в светлой теперь голове прокуратора…)

4) В какой момент изменяется настроение Пилата? Почему он отказывается от принятого решения? Проследить по тексту. (гл. 2…крылья ласточки….до закон об оскорблении величества).

5) Нужна ли такая истина Пилату?(гл. 2.Ты полагаешь несчастный…)

6) Что случилось с прокуратором? Он ведь сам подсказывал выход Иешуа, спасительный ответ? (гл.2 «…Слушай, Га Ноцри,- заговорил вдруг …».

7) Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?

8) Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (гл. 25… И тем не менее, его зарежут сегодня…

…на вашу изумляющую всех исполнительность. Гл. 26…Моя охрана упустила … …чтобы позаботиться об этом негодяе…)

9) Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? (гл.16. …О, я глупец… Теперь Левий Матвей безнадёжно записан… …дальше одного мгновения…)

10) Как Левий Матвей выполнит последний долг перед учителем?

11)Как судьба наказала Пилата за трусость? (гл. 32…У ног сидящего …)

Тезисы

Урок по теме « Проблематика романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита».Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе» проведён в 11 классе. Его цель - показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности; что роман, принадлежащий Мастеру,- стержень всего произведения, показать различие художественного и богословского произведения, выяснить, что такое истина. Используется групповая форма урока.