Презентация на тему первый властелин китая. Презентация к уроку истории "первый властелин единого китая"

Разделы: История и обществознание

  1. Подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев.
  2. Продолжить формирование умений строить рассказ на основе текста, видеоматериалов; навыков соотношения исторических фактов во времени.
  3. Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Оборудование:

  1. Карта «Рост территории государств в древности».
  2. Видеокассета «Великие чудеса света. Великие творения людей». Ридерз Дайджест. Видеофрагмент «Великая Китайская стена».
  3. Презентация «Первый властелин единого Китая».
  4. Раздаточный материал:
    а) карточки для описания фильма;
    б) фрагменты рабочих тетрадей;
    в) контурные карты «Индия и Китай в древности».
  5. Жетончики – «драконы».

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы продолжаем изучение Древнего Китая. Сегодня на уроке мы узнаем, чем прославился правитель Цинь Шихуан. Запишите тему урока. 1-й слайд.

II. Повторение.

Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.

Давайте вспомним историю и других древних народов. 2-й слайд.

А теперь посмотрим, не ошиблись ли мы. 3-й слайд.

Расскажите и покажите по карте, где находится Китай?

Почему реку Хуанхэ называли «горем Китая»?

Как и на чём писали во времена Конфуция?

Как должны вести себя учтивые китайцы, по мнению мудреца Конфуция?

(Ответы учащихся и комментарии учителя).

Чтобы перейти к изучению новой темы, вспомним даты. Что произошло?

1500 г. до н.э. Завоевания фараона Тутмоса
612 г. до н.э. Разрушение Ниневии – столицы Ассирии
3 век до н.э. Объединение Индии в единое государство
Более 2 млн. лет назад Появление человека
40 тысяч лет назад Появление «человека разумного»
525 г. до н.э. Захват Египта персами
10 тысяч лет назад Появление земледелия и скотоводства
1792-1750 гг. до н.э. Правление Хаммурапи в Вавилонии
538 г. до н.э. Взятие Вавилона персами
3000 лет до н.э. Образование единого государства в Египте
Около 2600 г. до н.э. Постройка пирамиды Хеопса в Египте
221 г.до н.э. Объединение Китая в единое государство.

За каждый правильный ответ – жетончик!

III. Новая тема.

Запишите в тетрадь: 221 г. до н.э. – объединение Китая в единое государство. Начертите ленту времени:

Что было раньше: объединение Индии Ашокой или объединение Китая?

Насколько раньше? (На 79 лет). (Работа у доски).

1. Политика Цинь Шихуана.

Правитель одного из китайских государств под названием Цинь объединил под своей властью весь Китай. Он стал называть себя Цинь Шихуан, т.е. «Первый властелин Цинь». В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Цинь Шихуан провозгласил, что теперь мир будет длиться вечно. Столицей Китая стал город Сяньян. См. карту на странице 101. Однако, прекратив войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран.

Китай «постепенно поедал чужую территорию, как шелковичный червь ест листья». На севере противниками Китая были кочевые племена гуннов.

Какие племена называют кочевыми? (Работа со словарём).

Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от набегов, началось строительство Великой Китайской стены. Обратите внимание на карту.

Внимательно посмотрите фильм и постарайтесь ответить на вопросы по ходу фильма. Если что-то не успеете записать, не отвлекайте товарищей. После просмотра вы сможете помочь друг другу.

2. Великая Китайская стена. Просмотр видеофрагмента – 7 минут.

Работа по карточке № 1.

Физкультминутка:

  • Зажмурьте глаза как можно крепче, а теперь сделайте их как можно удивлённее. (2-3 раза).
  • А теперь, ребята, встали,
    Быстро руки вверх подняли.
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели – вновь за дело!

Беседа по вопросам таблицы. Дополнения и уточнения. Обратите внимание на страницу 106 учебника, прочитайте и запишите в словарь слово на полях. Бойница – отверстие для стрельбы в стене крепости.

3. Возмущение народа.

Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни. Но даже сам могущественный император был бессилен против времени. Кожа на его лице сморщилась как печёное яблоко, а щёлки глаз сделались ещё более узкими. «Всё, что рождается между небом и землёй, смертно», - сказал один древний мудрец. Но Шихуан считал себя единственным и неповторимым, надеясь, что для него судьба сделает исключение. Он запретил говорить о смерти, собрал учёных и магов, приказав им найти средство, дарующее бессмертие. Учёные обошли все леса, но лишь один из них в назначенный срок принёс необыкновенный гриб – красный с белыми точками. Учёному приказали отведать гриб, и он умер в страшных муках.

Что это был за гриб? (Мухомор).

Кто-то рассказал императору о старцах, которые за всю жизнь не сделали ни одного злого дела, прослывших за это праведниками, живущих 200 и 300 лет. Старца привели к правителю, но когда старец открыл рот, все увидели, что у него нет языка. Язык был отрезан ещё 30 лет назад за то, что он осуждал правителя за жестокость. Император и его советник Ли Сы приказали сжечь все книги и казнить 460 учёных, закопать живьём в землю тех, кто думал, что прежде жилось лучше, чем при нём. В том же году был разорван колесницами Ли Сы, так как его действия вызвали осуждение.

Император стал совсем дряхл. Нос его запал, голос сделался хриплым, как у шакала. Вот тогда и явился во дворец учёный по имени Лу Шен. Он сказал: «Пусть ни один чиновник не знает, в каком из 37 дворцов ты живёшь, ни один слуга не зайдёт в покой, где ты спишь, и никто не видит, как ты ешь, - в этом секрет бессмертия». Начались страшные годы правления невидимки. Ужас охватил жителей Поднебесной. Никогда ещё законы императора не выполнялись так тщательно.

Однажды во дворце Шацю появился удушливый запах. Когда вонь сделалась невыносимой, было решено открыть дверь. Там был труп владыки Поднебесной. Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей. В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов рост человека в полном вооружении – охранять покой своего властелина. См. страницу 109 учебника. Загробная армия, вооружённая мечами, копьями, луками, должна была на поверхности земли охранять вход в огромную гробницу.

Сын Цинь Шихуана начал своё правление с казни своих братьев. Терпение народа истощилось, вооружившись палками и мотыгами, люди собирались в отряды, воины переходили на сторону восставших. Не удалось наследникам Цинь Шихуана править «десятки тысяч поколений», народ сверг ненавистных угнетателей, новым правителям пришлось пойти на уступки народу, облегчить его положение.

IV. Первичный контроль.

Покажите на карте Китай и его главные реки, Великую стену и Великий шёлковый путь.

Что хорошего и что плохого принесло Китаю правление Цинь Шихуана?

Для защиты от каких племён была построена Великая Китайская стена?

Расскажите о Великой стене, используя текст на карточке.

V. Закрепление.

Работа по карточке № 2. Образец – 16-й слайд.

Дракон в Китае – символ добра, мира и благополучия!

Приложения.

Карточка № 1. Великая Китайская стена.

Карточка № 2.

В каких предложениях речь идёт об Индии, а в каких – о Китае? Запишите номера предложений в соответствующие колонки.

  1. В этой стране всё население делилось на замкнутые наследственные группы – касты.
  2. В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется и по сей день: сахар, ткани из хлопка, шахматы.

    В 221 г. до н.э. эту страну объединил правитель царства Цинь.

    В этой стране было придумано и открыто многое из того, что с успехом используется по сей день: бумага, шёлк, рис, чай, компас, фарфор, порох.

    Жители этой страны приручили слонов и поклонялись змеям и обезьянам.

    Для защиты от вторжений врагов на границе этой страны была построена стена длиной около 5000 км.

    В 6-м веке до н.э. в этой стране жил Будда – основатель новой религии.

    Правила поведения людей и управления страной были основаны на учении философа Конфуция.

Карточка № 3. Контурная карта «Индия и Китай в древности».

    Напишите названия главных рек Индии и Китая.

    Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

    Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й век до н.э.).

    Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й век до н.э.).

    Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены

Для справок используйте карты на стр. 92 и 101 в учебнике.

Литература:

    Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: ВАКО, 2007.

    Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2002.

    Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

    Мерзлова В.С. Викторины по истории древнего мира и средних веков. – Минск: Народная асвета, 1969.

    Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1990.

    Российский исторический журнал «Родина». - № 10, 2004.

  1. Приложение к газете «Первое сентября». История. - № 39, 1997.

В 1974 г. китайский крестьянин Янь джи ван
решил выкопать на своем участке колодец.
На глубине 5 метров Янь Дживан наткнулся
на статую древнего воина в полный рост.

Объединение Китая:
Одно из Китайских государств
называлось Цинь. В 221 г.
до н.э. его правитель,
разбив соперников
поодиночке, объединил
весь Китай под своей
властью. Он стал называть
себя Цинь Шихуан (
Первый властелин Цинь)
Цинь Шихуан

Объединение Китая:

ОБЪЕДИНЕНИЕ КИТАЯ:
В своём указе он
объявил, что сын
его будет
именоваться
« Второй
властелин Цинь»,
потом третий и т.д.

Завоевательные войны:
Когда закончились войны
внутри Китая, Цинь
Шихуан начал
совершать походы
против соседних стран.
На юге его привлекали
земли на побережье
Южно-китайского моря.

Завоевательные войны:
Население, узнав о
вторжении, уходило в
горы, унося свои
пожитки и скот.
Обработанную землю
китайцы отбирали для
своих воинов, создавая
военные поселения.

Завоевательные войны:
На севере противниками
Китая были племена
гуннов, которые
кочевали со своими
стадами. Они жили в
лёгких войлочных
шатрах, питались
молоком и варёным
мясом.

Великая Китайская Стена

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА

Великая Китайская стена:
Чтобы удержать
отвоёванные у гуннов
земли и обезопасить
торговые пути от их
набегов, началось
строительство Великой
Китайской стены.

Великая Китайская стена:
Протяженность –
5000 км
Высота – 7 м
Ширина – рядом
могли проехать 5
всадников и 10
пеших воинов, на
ней могли
разъехаться 2
повозки

Великая Китайская стена:

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА:
Высота стены была с 2-3х этажный дом. В стене
есть смотровые щели и
бойницы. Местами
возвышались башни.
Внизу башни жили
охранявшие её воины,
а в верхнем он несли
службу.

Великая Китайская стена:

ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА:
Если воин замечал
опасность, он разжигал
находящийся на башне
хворост. Его видел
другой стражник и тоже
поджигал хворост. Отряд
воинов спешил на
помощь.

Образование империи Китая

ОБРАЗОВАНИЕ ИМПЕРИИ КИТАЯ

Гробница Цинь Шихуана

ГРОБНИЦА ЦИНЬ ШИХУАНА
Гробницу охраняют 8000 тысяч терракотовых
воинов. Почему-то у них в руках нет оружия

Возведение Великой Китайской стены

ВОЗВЕДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ КИТАЙСКОЙ СТЕНЫ

При правлении Цинь Шихуана в Китае:
-Единая
денежная
система.
-Единая система
мер и весов.
-Перепись
населения.
-Хорошие дороги.
Недовольство народа вызвало:
1.Бремя налогов
2.Жестокое обращение чиновников
по отношению к крестьянам
3.Смерть множества безвинных людей,
в том числе из окружения императора

Конец империи Цинь

КОНЕЦ ИМПЕРИИ ЦИНЬ
Цинь Шихуана похоронили в огромной подземной гробнице, убили и
захоронили с покойником всех его жён, которые не родили ему детей.
В гробнице поставили в ряд 6 тысяч воинов в рост человека в полном
вооружении – охранять покой своего властелина.
  • Выполните тестирование
Проверим домашнее задание:
  • 1- а 9 -б
  • 2- в 10 - в
  • 3- б 11 - б
« Первый властелин единого Китая»
  • История Древнего мира,5 класс
  • Тема урока:
Как происходило объединение Китая
  • Как происходило объединение Китая
  • Какими были завоевательные войны
  • Выяснить, что представляла собой Великая Китайская стена и для чего она была построена;
  • Как жилось китайскому народу и почему они поднимали восстание
  • Сегодня вы узнаете:
Работаем по плану:
  • Объединение Китая.
  • Завоевательные войны.
  • Великая Китайская стена.
  • Возмущение народа.
Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан (Первый властелин Цинь)
  • Цинь Шихуан
  • Объединение Китая:
  • Одно из Китайских государств называлось Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель, разбив соперников поодиночке, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан (Первый властелин Цинь)
Объединение Китая:
  • В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться « Второй властелин Цинь», потом третий и т.д.
Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран. На юге его привлекали земли на побережье Южно-китайского моря.
  • Когда закончились войны внутри Китая, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран. На юге его привлекали земли на побережье Южно-китайского моря.
  • Завоевательные войны:
Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.
  • Население, узнав о вторжении, уходило в горы, унося свои пожитки и скот. Обработанную землю китайцы отбирали для своих воинов, создавая военные поселения.
  • Завоевательные войны:
На севере противниками Китая были племена гуннов, которые кочевали со своими стадами. Они жили в лёгких войлочных шатрах, питались молоком и варёным мясом.
  • На севере противниками Китая были племена гуннов, которые кочевали со своими стадами. Они жили в лёгких войлочных шатрах, питались молоком и варёным мясом.
  • Завоевательные войны:
Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.
  • Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.
  • Великая Китайская стена:
  • Протяженность – 5000 км
  • Высота – 7 м
  • Ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки
  • Великая Китайская стена:
Великая Китайская стена:
  • Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.
Великая Китайская стена:
  • Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.
  • Прочитайте материал на стр. 106- 108 и ответьте на вопросы:
  • 1) Почему население было недовольно политикой?
  • 2) Что они делали для того, чтобы выразить своё недовольство?
  • Возмущение народа:
  • Возмущение народа:
Древние китайцы были очень талантливы.
  • Что дал Китай миру?
  • Древние китайцы были очень талантливы.
  • Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе:
  • бумага, книгопечатание, шелк, порох, компас, огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор.
  • Вопросы на стр.108
  • Подведём итог урока:
  • Параграф13 – 23, подготовиться к зачёту, вопросы на стр. 110.
  • Домашнее задание:
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%ED%FC_%D8%E8%F5%F3%E0%ED%E4%E8
  • http://images.rambler.ru/search?query=%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B0
  • Антоненкова Анжелика Викторовна
  • Учитель истории МОУ Будинской ООШ
  • Тверская область

Первый властелин

единого Китая


Покажите

на карте:

1.Страну Китай

2. Две главные реки Китая. Назовите их

3. Расскажите о климате Китая


В Китае по сей день относятся с большим

Уважением к древнему мудрецу

По имени Конфуций.

  • Чему он учил?
  • Кого Конфуций считал благородным, т.е. достойным человеком?
  • Какие высказывания Конфуция вам запомнились?
  • Какие советы Конфуций давал правителям?

Почему китайцы считали, Небо исполняет просьбы правителя?

Каковы были религиозные верования китайцев?

Совпадает ли это с нашими представлениями о воспитанном человеке?

Как должны вести себя учтивые китайцы?



Египет

Китай

Вавилон

Как выглядела книга в Вавилоне?

А в Древнем Египте?

Глина

Бамбук

Папирус



Проверка

исторических


§ 23, п. 1

§ 23, п. 2 (карта с. 101)

Найти на карте:

Столицу объединённого Китая

Побережье Южно-Китайского моря,

занятую гуннами

Великую Китайскую стену


До 3 в. до н.э .в Китае существовало 7 царств.

В 221 г . после 200 лет войн Китай был объединен Цинь Шихуаном.

После окончания внутренних войн, он начал завоевательные походы против северных соседей.

Цинь Шихуань.

Древнекитайский

рисунок по шелку.


Чем больше земель присоединяло к своей территории государство Цинь, тем сложнее было держать их в подчинении.

? ПОДУМАЙТЕ - ПОЧЕМУ?

Вскоре с севера на Китай стали совершать набеги гунны.


Для защиты от гун-нов император приказал построить ВЕЛИКУЮ КИТАЙСКУЮ СТЕНУ .

Это единственный памятник который видно с ЛУНЫ !!!

Протяженность стены 6500км.



1. Создание многочисленной армии

Резко возросли НАЛОГИ, которые собирались с земледельцев


Внутренний порядок в Древнем Китае

2. Тысячи юношей убегали из домов, чтобы спрятаться от набора в армию

3. В отношении недовольных применялись свирепые наказания (битье палками, отрезание носов и т.п)

4. За самый ничтожный поступок свирепо наказывали не только провинившегося, но и его родственников, соседей


Внутренний порядок в Древнем Китае

5. По приказу правителя были сожжены старинные книги , подверглись расправе сотни почитавших учение Конфуция

6. Властелин Китая жил в постоянном страхе за свою жизнь


После смерти император был похоронен в грандиозной

гробнице.

Целая армия должна была охранять посмертный покой первого властелина Цинь







Что хорошего и что плохого

принесло народу

Китая объединение страны?

Рост налогов, сроков военной службы, гибель людей, суровые наказания

Легче стало бороться с кочевниками


Наследие Китая

Целый ряд изобретений они сделали на 1000 лет раньше чем в Европе:

бумага, книгопечата-ние, шелк, порох,

компас ,

огнестрельное оружие, металлические монеты и фарфор.


Домашнее задание:

§ 23 , вопросы и задания к параграфу

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: Цинь Шихуан - первый властелин единого Китая.

Учитель – Рогова М.А. МОБУ «СОШ №1» пгт Пойковский.

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.

Задачи:

образовательные :

– создать представление о Цинь Шихуане- первом императоре Китая, его политике;

– научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;

Уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие:

– совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;

Осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;

Обобщать материал, подводить итоги;

Оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

Воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Обязательный минимум содержания : империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

Оборудование: учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2013; презентация.

Ход урока

Тот, кто повторяя старое, узнаёт новое, может быть наставником».

Конфуций.

I. Организационный момент.

Звучит музыка древнего Китая. Учащиеся входят в класс, приветствуют учителя, гостей.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

Караван знаний – ни с чем не сравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.

У меня на столе лежат предметы. Как вы думаете, из какой страны они были привезены? - Что же объединяет эти предметы? (все они были изобретены в Китае).

И перед тем как нам отправится в путешествия пополняя наш багаж знания, давайте вспомним что мы знаем о Китае.

Покажите на карте местоположение Древнего Китая, опишите его географическое положение. Если учащиеся затрудняются, то учитель задает вопросы:
- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (В Восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

Когда возникла древнекитайская цивилизация? (Во 3-2 тыс. до н.э.)
- А теперь назовите столицу появившейся китайской цивилизации.

(Мы не можем назвать).

Почему? (Потому что существовало несколько китайских государств, которые они вели войны друг с другом.)

В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.

Я предлагаю просмотреть фрагмент фильма, предположите, что было обнаружено при раскопках???

Смотрят фильм.

Что было обнаружено в процессе раскопок? (Гробница,фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)

В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.

Что такое терракот? Сравним наш ответ.

Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.

Где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов).

Действительно, это армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуан, которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти.

Запишите тему урока в тетрадь, «Первый властелин единого Китая».

3. Постановка целей и проблемного задания к уроку.

Исходя из имеющихся знаний и темы урока давайте выясним, о чем мы будем сегодня говорить?. (Учащиеся называют: выясним, как Цинь Шихуан стал правителем Китая, как создал единое государство, как управлял страной, как долго существовало государство, чьи интересы защищал, каковы его личные качества, как к нему относилось население страны и т.д.)

На слайде или на листах вывешиваются все вопросы урока.

В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан , то есть «Первый властелин единого Китая».

Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно. В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте). Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, после смерти императора вспыхнуло восстание. Почему это произошло? Как вы думаете?

Проблема: Давайте выясним, почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Китае.

Работа по дополнительному материалу. Работа учащихся по умению выделять нужную информацию.

Я предлагаю вам пополнить наш багаж знаний, исследовав текст о правлении Цинь Шихуана.

Поработаем с дополнительными источниками информации. На ваших партах лежат листочки с текстом. Работать будем в парах. Прочитайте текст. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление, с правой стороны то, что просто озадачило или вызвало в душе резкий протест.

В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ:

Столицей Китая стал город Сяньян.

Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.

Цинь Шихуанди ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.

Были унифицированы меры веса, длины и емкости.

Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

Император приказал упростить иероглифическую письменность.

Была создана система дорог.

Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. (слайд № 8) Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.

Цинь Шихуанди имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство, все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.
Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни.

5. Первичное применение нового знания.

Приём «Двойной дневник». Ответы учащихся на поставленные задания, записи в тетради.

Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?

Что озадачило вас, какие отрицательные аспекты были вами найдены. Почему?

6. Динамическая пауза (физминутка). В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци - энергия, гунн - умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

7. Самостоятельная работа. Прием «Придумай вопрос».

Великая Китайская стена.

Немного отдохнули. Продолжаем пополнять свои знания.

Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

Но крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены.

Откройте учебники на с. 110. Познакомьтесь с текстом и придумайте к тексту один – два вопроса, которые вы могли бы задать своим одноклассникам.

Итак, какие вопросы были вами придуманы, задайте их. Можем ли мы на них ответить?

(Задают вопросы и отвечают на них).

1. С какой целью была построена Великая Китайская стена?

2. Какова высота стены? Какова протяженность укрепления из кирпича и каменных глыб?

3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью?

Ответы.

1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Протяженность – 5000 км, Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.

8. Коллективная работа. Выделение ключевых причин при работе с фактами.

Восстание народа.

Император Цинь держал народ в страхе. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

–Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция? (Правителю вовсе не к лицу жестокость, Конфуций считал, что правитель должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать- прежде всего своим примером).

Вернемся к проблеме:

Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

На основании фактов, определите причины недовольства народа (на слайде).

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Факт 2 . Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

Причина 3: неограниченная власть правителя.

- Попробуем сделать вывод.

Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей.Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

9. Закрепление.

1. Прием «Использование таблицы»

Подведем итоги правления Цинь Шихуана..

События

Причины

Строительство Великой китайской страны

Защита от нападений гуннов-кочевников

Захват побережья Южно-Китайского моря

Расширение территории

Увеличению налогов

Ухудшение положения народа

Сбор налогов

Жестокие наказания китайцев

Недовольство правления династии Цинь

Сравним ответы с таблицей.

Приведите из истории примеры жестокой власти. (Гитлер, Сталин и т.д.)
- Как бы вы могли оценить правление Цинь-Шихуана. Понравился ли вам он как правитель и как человек?

2. Составление синквейна, заключающийся в составлении стихотворения, по следующей схеме:

  1. заголовок - тема урока, ключевое слово (одно существительное в именительном падеже);
  2. два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом;
  3. три глагола - по тому же принципу;
  4. фраза, несущая смысловую нагрузку (законченная фраза, выражающая отношение автора синквейна к явлению, предмету, поскольку здесь могут выражаются чувства, то в конце могут стоять такие знаки препинания, как вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, фраза состоит из четырёх слов, которые могут относиться к любым частям речи);

5. вывод

Тема: «Империя Цинь»

Цинь

Могущественный, сильный

Изобретает, строит, воюет.

Китай - страна великих изобретений.

Единое государство

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Задание на дом.

Самооценка

Знания и умения

ДА

1. Могу показать на карте территорию Древнего Китая;

2.Могу охарактеризовать географическое положение Древнего Китая;

4. Могу ответить на вопрос: Кто стал первым императором Китайской империи;

5.Могу ответить на вопрос: Какое название получила империя;

6.Знаю, какие нужно выучить термины, даты, понятия;

7. Могу рассказать о Великой Китайской стене;

8. Могу рассказать о гробнице Цинь Шихуана;

Если ты поставил 7-8 галочек – карточка красного цвета

Если ты поставил 5-6 галочек – карточка синего цвета

Если ты поставил 3-4 галочеки – карточка зелёного цвета

Слайд 17:

Домашнее задание: п. 23, устно ответить на вопросы на странице 110, подготовить сообщения.