Радикальные общественные движения 1860 1870 презентация. Презентация к уроку истории на тему «Общественные движения второй половины XIX века

КОНПЕКТ УРОКА

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 80-х гг.

(Всеобщая история, 8 класс)

МБОУ СШ № 1

г. Володарск

Бароненко Елена Юрьевна

Радикальные общественные движения 1870-х – начала 80-х гг.

(§ 26. Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х гг.)

Цели урока:

    Продолжить изучение радикального движения.

    Выяснить причины перехода к терроризму, как методу борьбы с властью, показать опасность и

целесообразность этого метода.

    Развивать навыки работы с документами, анализировать с исторической точки зрения иллюстрации

картин, умение ставить и решать проблемы, определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.

План урока.

I. Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. § 25. ».

II. Изучение материала урока.

1.«Хождение в народ».

2.«Земля и воля» 70-х гг..

3. «Народная воля» и «Черный предел».

III. Рефлексия.

Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

IV. Домашнее задание.

Термины: революционер, «Хождение в народ», народничество (три течения: бунтарское, пропагандистское, заговорщическое), «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел».

Оборудование и материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор.

Материалы урока в PowerPoint.

I . Актуализация темы « Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. ».

1).Выполните задание. Представьте себя революционером - народником. Какую тактику действий вы бы избрали и что бы вы говорили крестьянам?

2) Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

2.П. Л. Лавров

3.П. Н. Ткачев

Ответ: 1 – В; 2 – А; 3 – Б.

II . Изучение материала урока.

1.«Хождение в народ».

Первой крупной акцией революционного народничества стало массовое «хождение в народ».

1874 – 1875 гг. – «хождение в народ».

В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873 – 1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.

***Предположите, насколько результативна была подобная тактика?

Эта тактика не была результативной:

    Крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар»;

    В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием;

    Речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось

с ироническими усмешками;

    Хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам.

«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стеганул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой. Но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отстаивали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». (Сергей Кравчинский. Из воспоминаний П.А. Кропоткина )

Хождение в народ довольно скоро породило мысль о необходимости устраивать в деревне поселения. Народники - пропагандисты оседали в деревнях, занимая места волостных писарей, учителей, фельдшеров, пытались вести беседы о повседневных, насущных нуждах крестьянства, исподволь внушая им в доступной форме свои идеи. Однако и такой способ действий не приносил ощутимых результатов, поскольку тезис о том, что крестьянин по своей природе социалист и бунтарь не находило подтверждения, крестьяне оказывались собственниками, причем достаточно консервативными.

Неудача «хождения в народ» заставила народников задуматься о пересмотре своей тактики. Возникла мысль о создании централизованной, законспирированной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой.

2.«Земля и воля» 70-х гг..

«Земля и воля» 1860-х гг.

«Земля и воля» 70-х гг.

Годы сущ.

1861 – 1864 гг.

1876 – 1879 гг.

Участники

Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев.

М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М.Кравчинский

1)созыв народного собрания, свободные выборы в него

2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления

3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам

4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины

1)переход всей власти в руки трудового крестьянства

2)организация жизни обществ анна принципах общинного самоуправления

3)введение демократических свобод

4)отказ от захвата политической власти и политической борьбы

1)издание и распространение революционной литературы

2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным

3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания

1)пропаганда среди крестьян и рабочих

2)зарождение тактики индивидуального террора

Преемственность в названии. Передача земли крестьянам. Введение демократических свобод. Распространение принципов общинного самоуправления

Различие

«Земля и воля» 70-х гг. отказалось от захвата политической власти и политической борьбы; зарождается тактика индивидуального террора

Разногласия среди членов «земли и воли» по вопросам тактики привели к ее расколу. Одни были убежденными сторонниками террористической борьбы. Другие осуждали тактику террора и видели в нем политическую борьбу, которая противоречила изначальным программным установкам, указывали на неэффективность подобной тактики (убитый государь будет замене новым).

В 1879 г. «Земля и воля» раскололась.

3. «Народная воля» и «Черный предел».

«Народная воля» (1879 – 1883 гг.)

«Черный передел» (1879 – 1881 гг.)

Представители

А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер,

С.Л. Перовская, Н.А. Морозов

Г.В. Плеханов, Л.Г. Дейч,

В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод

Установление социализма, всеобщего равенства.

Политический переворот для передачи власти народу.

Созыв Учредительного собрания, избранного свободно, на основе всеобщего голосования.

Установление социализма.

Свободное общинное самоуправление.

1)деятельность пропагандистская и агитационная;

2)деятельность разрушительная и террористическая;

3)организация тайных обществ;

4)приобретение связей в администрации, войске;

5)организация и совершение переворота.

1)противники тактики заговора и террора;

2)пропаганда среди рабочих, агитация за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы, демократические свободы

***Беседа по вопросам к таблице.

Что общего было в программах и методах борьбы у «Народной воли» и «Черного предела»?

(Установление социализма, общества всеобщего равенства и справедливости; пропагандистская и агитационная деятельность. )

Что вы можете сказать на основании данной таблицы о тенденциях революционного развития?

(Процесс раскола революционного движения и его радикализация. )

Как вы думаете, почему революционеры обратились к тактике террора?

(Все предыдущие методы борьбы не приносили ощутимого результата. Тактика террора оказывала очень сильный психологический эффект на общество; казалось, что она может устранить правительство, дезорганизовать его. Правительство станет слабым и с ним будет легко бороться. )

Главной задачей «Народной воли» становится подготовка покушения на императора Александра II.

Попытки покушений предпринимались еще с 1866 года, когда Д.В. Каракозов стрелял в Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Пуля пролетела мимо, потому что человек, оказавшийся рядом с Каракозовым, успел толкнуть его.

В июле 1878 г. в Липецке активные члены группы «Земля и воля» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.

Народовольцами было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Первая группа – М. Фроленко и Т. Лебедева – устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Вторая группа во главе с А. Желябовым заложила бомбу при прохождении царского поезда, но бомба не взорвалась. Третья группа во главе с С. Перовской подготовила подкоп железнодорожного полотна в семи километрах от Москвы, но был взорван не тот поезд.

Зимой 1879-1980 гг. народовольцы начали подготовку нового покушения – взрыва в Зимнем дворце. С. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Взрыв был назначен на день, когда вся императорская семья должна была собраться на обед. Начало обеда перенесли на позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: убито 10 человек, ранено – 53.

Новый взрыв запланировали на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец. Готовил операцию А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выясняли маршруты его поездок. В конце февраля 1881 г. Желябов был арестован.

1 марта 1881 года Александр II направился на развод войск в Михайловский замок. На всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва царь скончался.

Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.

Цареубийство не стало началом крестьянской революции. Народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.

III . Рефлексия.

***Вспомните три течения в революционном народничестве и укажите, на каком этапе происходит обращение революционеров к каждому из этих направлений.

Первый этап «хождения в народ»

Идеи Бакунина о готовности крестьянина к бунту

Второй этап «хождения в народ» и создание «Земли и воли»

Идеи Лаврова о необходимости длительной подготовки и создание революционной организации для координации усилий

«Народная воля»

Идеи Ткачева о захвате власти, использование наиболее радикальных методов борьбы.

1. Что изображено на картине?

2. Что происходит на картине?

«Сходка» (1883).

1. Где происходит сходка?

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

Священник: …Я мир душе твоей несу.

Осужденный (указывая на палача ):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

Но покажу, как надо умирать.

«Не ждали» (1884).

IV . Домашнее задание.

2. Выполните задание.

Окажись вы на месте народников, какие бы плакаты вы нарисовали: а) призывающие крестьян к революции; б) призывающие молодежь идти в народ?

Если вам не нравится «быть народником», то представьте себя их политическим противником и предложите плакаты, критикующие народничество.

Найдите правильное соответствие.

Народники

Основные идеи

1.М. А. Бакунин

А. Революция требует долгой и кропотливой подготовки, выработки четкой программы и разъяснительной работы среди народа; она должна свестись к минимуму насилия. Движущаяся сила революции – интеллигентный пропагандист.

2.П. Л. Лавров

Б. Революция возможна, как государственный переворот, осуществленный сплоченной, хорошо законспирированной и дисциплинированной группой. Движущаяся сила революции – подпольная партия заговорщиков.

3.П. Н. Ткачев

В. Революция – народный бунт, призванный разрушить до основания подавляющее свободу человека государство, создать федерацию самоуправляющихся общин.

***Работа с репродукциями картин И.Е. Репина. «Народнический цикл картин И.Е. Репина»

«По грязной дороге» или «Под конвоем» (1877).

1. Что изображено на картине?

2. Реконструируйте историю человека, которого сейчас везут под конвоем.

3. Предположите, что ждет его в недалеком будущем.

4. Как вы думаете, с какой целью Репин написал эту картину? Обратите внимание на ее год создания и место в цикле картин, посвященных народнической тематике.

«Арест пропагандиста» (1880-1892).

1. Где происходит действие картины?

2. Что происходит на картине?

3. Кто, по вашему мнению, главное действующее лицо картины пропагандист? Полицейские? Крестьяне? Какими изобразительными средствами это подчеркнуто? На чьей стороне симпатии Репина?

4. Как относятся к происходящему крестьяне? Чем можно объяснить подобное отношение к ходоку в народ?

5. Можно ли по сюжету картины предположить, как полиция узнала о пропагандисте?

6. Есть ли на картине люди, которые сочувствуют пропагандисту и, возможно, готовы продолжить его дело?

«Сходка» (1883).

1. Где происходит сходка?

2. В каких условиях она проходит? Почему так?

3. Кто собрался на сходку? К каким слоям российского общества принадлежат собравшиеся?

4. Какой вопрос, по-вашему мнению, обсуждают собравшиеся?

«Отказ от исповеди»(1879-1885).

1. Где происходит действие картины?

2. Кто заключенный?

3. С какой целью в камеру вошел священник?

4. Можно ли, не зная названия картины, определить, как относится к священнику заключенный? Что он ему отвечает?

5. Почему картина не была пропущена на передвижную выставку 1884 г.?

Священник: …Я мир душе твоей несу.

Осужденный (указывая на палача ):…А этот – телу?

Ты сперва простишь,

А он потом казнит меня – не так ли?

Услышь же ты, старик,

Предсмертное раскаянье мое!

«Прости господь, что бедных и голодных

Я горячо, как братьев, полюбил…

…Прости, господь, что родине несчастной

И в смертный час я верен остаюсь.

Что я, рабом родившись меж рабами,

Среди рабов – свободный умираю.

Прости, господь, что я к врагам народным

Всю жизнь пылал священною враждой…

…Я кафедру создам из эшафота

И проповедь могучую безмолвно

В последний раз скажу пред толпой!

Как надо жить тебя не научил я,

Но покажу, как надо умирать.

Н. М. Минский (Виленкин) «Последняя исповедь» (1879)

«Не ждали» (1884).

1. Кто изображен на картине? Что происходит?

2. К какому слою общества принадлежит семья изображенная на картине?

3. Что мы можем предполагать о судьбе человека, входящего в комнату? Откуда, по вашему мнению, он вернулся?

4. Какое отношение к нему выражено на лицах каждого из присутствующих?

Cлайд 1

Общественное движение 60-80-х гг. XIX века Шишкина И.В., учитель истории, Лицей № 1.

Cлайд 2

Монархисты ШИШКОВ Александр Семенович (1754-1841), русский писатель, государственный деятель, адмирал. Президент Российской академии (с 1813). В 1824-28 министр народного просвещения, инициатор издания т. н. чугунного цензурного устава 1826. Возглавлял «Беседу любителей русского слова» (выступали против новых литературных направлений и реформы литературного языка, начатой Н. М. Карамзиным).

Cлайд 3

Монархисты КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии.

Cлайд 4

Монархисты КАТКОВ Михаил Никифорович (1818-87), русский публицист, издатель журнала «Русский вестник» (с 1856) и газеты «Московские ведомости» (1850-55, 1863-87). В 30-х гг. примыкал к кружку Н. В. Станкевича. В 50-х гг. умеренный либерал, сторонник английского политического строя. Со времени Польского восстания 1863-64 один из вдохновителей контрреформ.

Cлайд 5

Монархисты ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827-1907), российский государственный деятель, ученый-правовед, публицист. Политические и философские взгляды Победоносцева (неприятие индивидуализма и рационализма, критика западноевропейской культуры и политических форм, опора на характерные для русского народа предпочтение веры и приверженность традициям) наиболее полно выражены в «Московском сборнике» (1-е изд. - 1896). Отвергая либеральные начала, Победоносцев в то же время критически относился к контрреформам - административно-законодательной ломке институтов 1860-70-х годов.

Cлайд 6

Либералы КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-85), российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении неограниченной монархии и помещичьего землевладения. Труды: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубликован 1887) и др.

Cлайд 7

Либералы ЧИЧЕРИН Борис Николаевич (1828-1904), российский юрист, историк, философ, почетный член Петербургской АН (1893). В 1861-68 профессор Московского университета. Основоположник «государственной школы» в российской историографии. Представитель либерального течения российской философско-юридической мысли. Сторонник конституционной монархии.

Cлайд 8

Либералы КОШЕЛЕВ Александр Иванович (1806-83), российский общественный деятель, славянофил. Помещик. Автор умеренно-либеральных проектов *отмены крепостного права, участник подготовки крестьянской реформы 1861. Издатель-редактор журналов «Русская беседа» и «Сельское благоустройство».

Cлайд 9

«ВЕСТНИК ЕВРОПЫ», 1866 год Ежемесячный литературно-политический журнал либерального направления, 1866-1918, Санкт-Петербург (в 1866-67 по 4 тома в год). Редактор-издатель - М. М. Стасюлевич (по 1908). В 1866-1870-х гг. в «Вестнике Европы» печатались труды значительных и различных по своим общественно-политическим убеждениям и научным взглядам историков: М. И. Богдановича, И. Е. Забелина, К. Д. Кавелина, Н. И. Костомарова, А. Н. Пыпина, М. И. Семевского, С. М. Соловьева. Для журнала стали работать многие выдающиеся писатели: А. Н. Островский, молодой И. С. Тургенев, критик П. В. Анненков, А. К. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин.

Cлайд 10

Александр Иванович Герцен. ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870), российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-1864. Умер в Париже. Музей А. И. Герцена в Москве.

Cлайд 11

Революционеры- |шестидесятники| ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828-89), русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России. В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики развивал традиции В. Г. Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1864 г. получил 7лет каторги.

Cлайд 12

1862 г. прокламация «Молодая Россия» (студент П.Г.Заичневский) Свержение самодержавия Установление революционной диктатуры

Cлайд 13

Кружок Н.А. Ишутина ИШУТИН Николай Андреевич (1840-79), руководитель тайного революционного общества в Москве в 1863-66 (ишутинцы). Приговорен к смертной казни (замененной вечной каторгой). В Шлиссельбургской крепости сошел с ума. Умер на Карийской каторге.

Cлайд 14

КАРАКОЗОВ Дмитрий Владимирович (1840-66), российский революционер, ишутинец. 4 апреля 1866 неудачно покушался на императора Александра II. Повешен.

Cлайд 15

НЕЧАЕВ Сергей Геннадиевич (1847-1882) российский деятель революционного движения. Организатор тайного общества «Народная расправа», автор «Катехизиса революционера». Применял методы мистификации и провокации. В 1869 в Москве убил по подозрению в предательстве студента И. И. Иванова и скрылся за границей. В 1872 выдан швейцарскими властями. В 1873 приговорен к 20 годам каторги. Умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Нечаевская традиция физического уничтожения или терроризации «особенно вредных» лиц, беспрекословного подчинения низов вышестоящим революционерам, оправдания любого аморализма, если он служит интересам революции, прослеживается в течение всей последующей истории русского революционного движения.

Cлайд 16

Cлайд 17

Народники 70-х гг. (течения) Пропагандистское - ЛАВРОВ Петр Лаврович Бунтарское - БАКУНИН Михаил Александрович Заговорщическое - ТКАЧЕВ Петр Никитич

Cлайд 18

Cлайд 19

Утопичность идей народников Переход к социализму минуя капитализм Община – ячейка крестьянского социализма (не осознавали частнособственнические интересы крестьян)

Cлайд 20

Главные требования народников Уничтожение самодержавия Передача всей земли крестьянам

Cлайд 21

ИЗ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» (1876) А. Часть организаторская...б) Сближение и даже слияние с враждебными правительству сектами религиозно-революционного характера, каковы, напр[имер], бегуны, неплательщики и пр. в) ...устройство прочных поселений... среди крестьянского населения... г) Привлечение на свою сторону по временам появляющихся в разных местах разбойничьих шаек типа понизовой вольницы. д) Заведение... связей в центрах скопления промышленных рабочих - заводских и фабричных.

Cлайд 22

ИЗ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» Б. Часть дезорганизаторская...Систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок.

Cлайд 23

«Земля и воля» «Дезорганизаторы» «Организаторы» Террор, пропагандистская убийства высших работа чиновников

1.Цели и состав радикального движения. В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений. Революционер – сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем. Причины роста революционных настроений: недовольство результатами крестьянской реформы; недовольство результатами крестьянской реформы; медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь; медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь; непоследовательность в политике Александра II; непоследовательность в политике Александра II; надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались. надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.


1.Цели и состав радикального движения. Участники революционного движения: Разночинцы – межсословная группа, «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. С падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции. Социальный состав участников революционного движения был таким именно потому, что это были образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России. учащиеся и слушатели высших учебных заведений 37,5% рабочие14% учащиеся школ11,3% служащие8,3% учителя7,6%


2.Отношение к крестьянской реформе. «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут». (оценка крестьянской реформы из статьи Н.П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол») «Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут». (оценка крестьянской реформы из статьи Н.П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол») Как вы понимаете слова Н.П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»? Как вы понимаете слова Н.П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»? (крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанный с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли) (крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанный с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли)


3.Идеи Н.Г. Чернышевского. Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н.Г.Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена. (Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако, сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами). В августе 1861 года в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. В ней убеждали крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на Н.Г. Чернышевского. Он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет и написал роман «Что делать?». В 1864 г. после обряда гражданской казни был сослан для отбывания каторжных работ в Сибирь.


4.«Земля и воля» 1861 – 1864 гг. Исходя из названия организации, предположите, каковы были ее цели? 4.«Земля и воля» 1861 – 1864 гг год–создание первой тайной революционной организации–«Земля и воля». Исходя из названия организации, предположите, каковы были ее цели? 1. Какие цели ставила перед собой организация «Земля и воля»? 2. Что такое народное собрание?) 3. Какой государственный строй предполагали установить участники «Земли и воли»? 4. Какие методы планировали использовать для достижения поставленных целей? 5. Почему начало крестьянского восстания ожидали в 1863 г.? Надежды на крестьянское восстание не оправдалось и в 1864 г. организация приняла решение о самороспуске. УчастникиН.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.А. Обручев. Цели1)созыв народного собрания, свободные выборы в него 2)установление демократической республики; широкого местного самоуправления 3)освобождение крестьян с достаточным количеством земли; передача всей земли во владение крестьянским общинам 4)объединение сельского и городского населения в самоуправляющиеся общины Методы1)издание и распространение революционной литературы 2)содействие побегам революционеров, материальная помощь ссыльным 3)подготовки открытого выступления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восстания


5.Революционное народничество. – 5.Революционное народничество. Народничество – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политическую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной. ТеченияБунтарскоеПропагандистскоеЗаговорщическое ИдеологиБакунин М.А.Лавров П.Л.Ткачев П.Н. ЦелиОтрицает государство. Самоуправление народа. Справедливое социалистическое общество Установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми, революционными МетодыКрестьянин по совей природе – бунтарь, он готов к революции. Народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощадный») Призвать народ к бунту должна интеллигенция – «умственный пролетариат». Народная революция. Длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил ведется незначительным меньшинством лучших людей Создание революционной организации. Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции. Общее Народ, крестьянство – главная движущая сила революции. Базис социализма – крестьянская община. Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства). Организующая сила – революционная партия.


6.Народнические организации 2-ой половины 60-х – начала 70-х гг. Организация Н.А. Ишутина (1863 – 1866) Организация действовала в Москве. Члены ставили задачу организовать революционный переворот в России. В основе их взглядов лежали социалистические идеи Н. Г. Чернышевского, изложенные им в романе «Что делать?». Один из членов организации Д. В. Каракозов совершил в 1866 г. первое покушение на Александра II во время прогулки императора в Летнем саду. Организация С.Г. Нечаева «Народная расправа» (1869) Организация действовала в Москве. Нечаев составил «Катехизис революционера» - свод правил, которыми должен был руководствоваться каждый член организации. Главной идеей было полное самоотречение и послушание ради достижения одной цели – революции. Пытаясь насадить в своей организации слепое подчинение вождю, он приказал ее членам убить студента Иванова, который оспаривал его взгляды. Его образ выведен Ф. М. Достоевским в романе «Бесы». Кружок «чайковцев» () Н.В. Чайковский Организация действовала в Петербурге. Члены кружка занимались самообразованием, изучением и распространением социалистической и марксистской литературы; вели революционную пропаганду среди студентов, крестьян и рабочих. В 1873 г. выступили инициаторами нового «хождения в народ». Среди ее членов были А.И. Желябов, П.А. Кропоткин, С.Л. Перовская.



Слайд 2

1.Цели и состав радикального движения.

В пореформенный период в России наблюдается подъем революционных настроений. Революционер – сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем. Причины роста революционных настроений: недовольство результатами крестьянской реформы; медлительность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь; непоследовательность в политике Александра II; надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.

Слайд 3

Участники революционного движения: Разночинцы – межсословная группа, «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. С падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции. Социальный состав участников революционного движения был таким именно потому, что это были образованные люди, знакомые с существованием иных, более демократических государственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России.

Слайд 4

2.Отношение к крестьянской реформе.

«Старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».(оценка крестьянской реформы из статьи Н.П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол») Как вы понимаете слова Н.П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»? (крестьянин фактически не получил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанный с ним системой отработок, был опутан выкупными платежами, не обладал достаточным количеством земли)

Слайд 5

3.Идеи Н.Г. Чернышевского.

Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н.Г.Чернышевский Н.Г.Чернышевский. В своих статьях он выступал за крестьянскую революцию, развивал идеи А.И. Герцена.(Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьянская община с ее распределением земли между своими членами и коллективном принятии решений на мирском сходе. Россия придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако, сначала необходимо освободить крестьян и наделить все население равными демократическими правами). В августе 1861 года в III-е отделение попала прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. В ней убеждали крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Подозрение в авторстве пало на Н.Г. Чернышевского. Он был арестован и помещен в Петропавловскую крепость, где провел около двух лет и написал роман «Что делать?». В 1864 г. после обряда гражданской казни был сослан для отбывания каторжных работ в Сибирь. Н.Г.Чернышевский А.И. Герцен

Слайд 6

4.«Земля и воля» 1861 – 1864 гг.1861 год–создание первой тайной революционной организации–«Земля и воля».Исходя из названия организации, предположите, каковы были ее цели?

1. Какие цели ставила перед собой организация «Земля и воля»? 2. Что такое народное собрание?) 3. Какой государственный строй предполагали установить участники «Земли и воли»? 4. Какие методы планировали использовать для достижения поставленных целей? 5. Почему начало крестьянского восстания ожидали в 1863 г.? Надежды на крестьянское восстание не оправдалось и в 1864 г. организация приняла решение о самороспуске.

Консерваторы(Победоносцев, Катков, Толстой)
Журнал «Московские ведомости»
В идеологических рамках теории
«официальной народности»
Требования: сохранение самодержавия,
помещичьего землевладение,
свертывание реформ,
за патриархальный образ жизни.
идеи панславизма во внешней политике

Михаил Никифорович Катков (1818-1887) -редактор «Московских ведомостей»

Михаил
Никифорович
Катков (18181887)
-редактор
«Московских
ведомостей»

В 1860-е годы Михаил Катков - известный публицист и
политик. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в
частности, нацеленных на утверждение так называемого
«классического» образования (с преподаванием древних
языков и главным образом гуманитарных предметов).
С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея
Цесаревича Николая при Московском университете
(«катковский лицей»). По замыслу основателей лицей
должен был стать образцом русского национального учебновоспитательного дела для классических гимназий и
университетов.
Именно он ввел в обиход термин «нигилизм» как
обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди
разрушения ради разрушения, высмеивания всего, что
дорого каждому образованному и культурному человеку.
Видя в классическом образовании своеобразную прививку от
увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что
в результате падения образовательного уровня аудитории
вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных
мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически,
неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в
своей голове…»

С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна
без «власти», поскольку только власть способна защитить
личную свободу людей. Люди обретают в лице государства
высшую свободу. Монархия вовсе не синоним несвободы, и
«только по недоразумению думают, что монархия и
самодержавие исключают “народную свободу”, на самом же
деле она обеспечивает ее более, чем всякий
конституционализм».
Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не
потворства их порокам и недостаткам, а решительного
противодействия тому, что их губит. Ослабление власти,
отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства
появляются тайные.
В качестве силы, удерживающей государство и народ от
падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть
только одна воля, которая имеет право сказать “я – закон”.
Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек.
Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого
движения в государственной жизни.

ЛИБЕРАЛЫ
Журналы «Русская мысль»,
«Вестник Европы»
Борис Николаевич Чичерин
Константин Дмитриевич Кавелин

либералы

Журналы «Русская мысль», «Вестник Европы»
Требования: продолжение реформ
Демократические свободы
За конституционную монархию
За свободу предпринимательства
За реформы, против революции
Основной вид деятельности – подача адресов
на имя царя

Радикалы
Журналы «Колокол»
«Современник»
Александр Иванович Герцен
Николай Гаврилович Чернышевский
1812 -1870
1828-1889

Радикалы (революционеры)

Вели активную антиправительственную
деятельность
Создавали тайные организации,
действовали в России и за пределами
России
Издавали и распространяли прокламации
За насильственные методы преобразований
в России

Причины распространения радикальных идей

Реформы 1860 -1870-х гг., хотя и внесли существенные изменения в
жизнь России, все же имели незавершенный и во многом
непоследовательный характер, сохраняя многое из пережитков
прошлого.
Самая главная из реформ - крестьянская, дав крестьянам личную
свободу, еще больше усилила их экономическую зависимость и от
помещика, и от государства.
Ощущение разочарования, обманутых надежд привело к росту
радикальных настроений в среде интеллигенции и учащейся
молодежи, среди которой увеличилась доля разночинцев - выходцев
из средних и низших сословий, получивших образование. Ряды
разночинцев пополнялись и за счет разорившихся, обедневших дворян.
Именно этот слой людей, лишенных определенного места в сословной
структуре общества, стал питательной почвой для революционного
движения, которое набрало значительную силу в период правления
Александра II.
Так возникло народничество.
Это идеология, распространенная в Российской империи в 1860-1910х годах.
Основные идеи: «сближение» интеллигенции с народом в поиске своих
корней, своего места в мире. Движение народничества было связано с
ощущением интеллигенции потери своей связи с «народной
мудростью», «народной правдой».

Основные идеи народничества

Сторонники идей утопического социализма А.И.
Герцена и Н.Г. Чернышевского
Основа социализма в России – община.
Путь к социализму лежит через революцию
Организатор и вдохновитель революции –
интеллигенция.
Капитализм в России - привнесенное из вне
явление, считали капитализм регрессом в
общественном развитии. Россия минует
капитализм благодаря общине.
Боролись против самодержавия и остатков
крепостничества.

Идеологи народничества

П.Л. Лавров (1823-1900) М.А. Бакунин (1814-1876)
П.Н. Ткачев (1844-1886)

Организации революционеров

В 1861г. возникает первая революционная организация «Земля и
воля». В названии организации были заключены ее главные
идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей
земли и ликвидация самодержавия, замена его
демократической республикой.
Лидеры «Земли и воли»:
братья А.А. Серно-Соловьевич и Н.А. Серно-Соловьевич
Н.Н. Обручев
А.А.Слепцов
Думали, что весной 1863 г. в России вспыхнут крестьянские
волнения, которые возглавит «Земля и воля». Волнения
перерастут в революцию.
Но надежды не сбылись.
Руководители были арестованы, не успев развернуть активную
деятельность. В 1864 г. организация прекратила существование.

Революционные кружки 1860-х гг.

Организация Н.А. Ишутина (18631866)
Вели революционную пропаганду среди
студентов, организовали небольшую коммуну,
имевшую свою кассу взаимопомощи,
переплётную и швейную мастерскую,
бесплатную библиотеку и школу. В своей
деятельности Ишутин сочетал пропаганду в
народе идей утопического социализма с
заговорщической и террористической
тактикой.
Группа «Ад» (Д.Каракозов)
4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в
Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет
покушениям революционеров на
Александра II

Реакция правительства

После покушения Каракозова военный министр Д.А.Милютин
пытался убедить царя, что лишь последовательные реформы
способны предотвратить рост революционного движения. Но
возобладала иная политическая линия.
Были закрыты «Современник» и «Русское слово». Значительно
сузились права земств. Решения земских собраний подлежали
теперь утверждению губернатора или министра внутренних дел.
Губернаторы получили право отстранять от должности земских
деятелей, признанных «неблагонадежными». Земствам разных
губерний запретили даже сноситься друг с другом и публиковать
без разрешения властей свои отчеты. Была задержана подготовка
городской реформы.
Либерального министра просвещения А.В.Головнина сменил граф
Д.А.Толстой. При Толстом школьные программы были сверх меры
перегружены древними языками, что должно было, по странному
замыслу, отвлечь молодежь от участия в современной
общественной жизни.
Выпускники реальных училищ потеряли право поступать в
университеты. Толстой настаивал даже на призыве студентов в
армию, но против этого выступил военный министр Д.А.Милютин.

Реакция правительства

Ключевой фигурой в правительстве стал шеф жандармов и глава III
отделения Его Императорского Величества канцелярии П.А.Шувалов.
Стращая монарха ростом оппозиционных настроений и новыми
покушениями, Шувалов добился огромной власти; современники
именовали его «Петром IV». Он даже требовал предоставить ему
право увольнять чиновников любых ведомств.
По свидетельству современника, «ни один генерал-губернатор,
являясь в Петербург, не решался представиться к государю, не
побывав предварительно у Шувалова и не выслушав его наставлений».
Над Россией распростертой
Встал внезапною грозой
Петр по прозвищу четвертый,
Аракчеев же второй
(Ф.И. Тютчев)

«Народная расправа» С.Г. Нечаев
Дело мирной пропаганды, по его мнению, было кончено; приближается
страшная революция, которая должна подготовляться строго конспираторским
способом; дисциплина должна быть полная.
«Революционер, - говорилось в принятом Нечаевым уставе („Катехизис
революционера“), - человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни
дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от
мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку
разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй медицину…. Он
презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю
общественную нравственность».
Стал прототипом Петра
Верховенского – героя романа
Ф.М. Достоевского «Бесы»