Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё. Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё Ударные гласные е и ё

Учись говорить правильно » Речевые ошибки » Ошибки в произношении: ударные гласные Е и Ё

УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ Е и Ё

Одноплемённый одноплеменник и иноплеменный иноплеменник

Отрывок из книги Л. Демиденко «Речевые ошибки»

Определённую трудность представляет различение ударных [е] и [о] (на письме – ё) после мягких согласных: не́бо и нёбо, все и всё и др.

Во многих исконно русских словах безударному [е] под ударением соответствует [о]:
Жена – жёны, село – сёла, везу – вёз.

Во многих случаях с помощью звуков [е] и [о] различаются слова или формы слов: желе́зка – желёзка, исте́кший год и истёкший кровью, не́бо и нёбо, все и всё, паде́ж (имени существительного) и падёж (скота), оглаше́нный (кричит как оглашенный) и оглашённый (указ) и т.д.

… По данным «Орфоэпического словаря » вариантным является произношение

Белёсый и беле́сый;
Блёклый и бле́клый;
Жёлчь и желчь;
Манёвр и мане́вр;
Местоиме́нный и местоимённый;
Пересе́кший и пересёкший;
Реше́тчатый и решётчатый…

Произношение акуше р и безнадёжный характеризуется как современное нормативное; акушёр и безнаде́жный – как допустимое, но устаревшее.

Только Е следует произносить в словах:

Акуше́рка;
Атле́т;
Афе́ра;
Бессре́бреник;
Блеф;
Бытие́ (бытие́м)
Вопие́шь;
Вселе́нная;
Голове́шка;
Гололе́дица;
Забре́дший;
Зате́рпнуть
Зате́рпнувший
Захребе́тник
Зев
Иноплеме́нный
Иноплеме́нник
Ле́ска (род.падеж мн. числа – ле́сок)
Несравне́нный
Нетле́нный
Одновреме́нный
Одноплеме́нник
Оме́ла
Опе́ка
Осе́длый
Отцве́тший
Помпе́зный
Презре́нный
Разновреме́нный
Сие́
Скле́п
Смире́нный (прилагательное – смиренный вид, но причастие – смирённый. Например, смирённая гордость)
Согбе́нный, согбе́н
Соверше́нный (имя прилагательное – совершенная красота), но совершённый (причастие, например, совершённый народом подвиг)
Сре́бреник
Уше́дший
Хребе́т
Шле́м

Только Ё следует произносить в словах

Гололёд
Заплётший
Заплетённый
Заряжённый (допускается заря́женный)
Затёкший
Заторможённый
Искромётный
Клёст (но клеста)
Можжевёловый (хотя можжевельник)
Никчёмный
Новорождённый
Одноплемённый
Околёсица
Околёсная
Осёдланный
Осёдлывать
Остриё
Отымённый
Перенесённый
Перекрёстный
Перекрёсток
Перепечённый
Пересёдланный
Переселённый
Поблёскивать
Подоплёка
Отёкший
Поселённый
Привезённый
Привёзший
Принесённый
Принёсший
Разноплемённый
Разношёрстный
Скабрёзный
Слёзный

Как видно из примеров, нормы произношения Е и Ё в современном русском литературном языке весьма противоречивы.

Это находит отражение в произведениях русской классической и советской литературы. При чтении поэтических текстов нельзя подменять устаревшее произношение современным или заменять употребленный автором вариант другим, даже более нормативным.

Так, в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар» рифмуются слова раскаленной и Вселенной , поэтому современное произношение раскалённой при чтении этого стихотворения недопустимо.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей Вселенной…

Советы, секреты, хитрости

Запишите отрывок из книги на диктофон или MP3-плеер и слушайте в любую свободную минуту. Так вы быстрее запомните все слова и не будете делать ошибки.

Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, и закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под елью. Ель тоже закачалась от ветра, и на бу­кву Е упали с еловой ветки две огромные шишки. Они боль­но ударили букву по лбу, да так, что у нее на голове вскочи­ли две шишки. И от этого она превратилась в другую букву - букву Ё. Вот, оказывается, почему буква Ё всегда ударная и почему она ходит с шишками на голове.

2. Развитие слухового внимания.

Дефектолог: Послушайте стихотворение и запомните слова, в которых есть буква Ё.

Где ёж?

Нашёл под берёзкой

Кудряшки - серёжки.

Решил подарить их

Догадались?

Да он в алфавите!

АБВГДЕЁЖЗИ...

Запись слов из стихотворения по памяти.

Дефектолог: Припомните и назовите слова с буквой Ё из сти­хотворения. Запищите их (запись на доске). Укажите, сог­ласные, которые смягчаются гласной Ё. В каких словах, буква Ё обозначает два звука?

4. Обогащение словаря действий. Подбор родственных слов-действий (задание 2. с. 14).

Дефектолог: Измените слова так, чтобы в получившихся словах-действиях появилась буква Ё. Укажите место и роль буквы Ё. Образец: жизнь - живёт, печка - печёт.
ПЕСНЯ - ... ЖИЗНЬ - ... СВЁРТО

ТЁРКА-... ПЕЧЬ-... ПОЛИВ-...

5. Физминутка.

Дефектолог: Ёжик так устал! Он хочет выполнить свою лю­бимую зарядку. Попробуем выполнить ее вместе с ним.

Дети декламируют стихотворение и выполняют дви­жения (импровизация).

Ёжик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту ёж:

Ты мне спинку не потрёшь?

6. Развитие логического мышления. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Дефектолог: Возьмите с иголок ёжика яблоки, груши и гри­бы и прочитайте загадки, записанные на них.

Не заботясь о погоде, Я прихожу с подарками

В сарафане белом ходит, Блещу огнями яркими,



А в один из майских дней Нарядная, забавная,

Май серёжки дарит ей. На Новый год я главная.

(Берёза) (Ёлка)

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок,

И зовусь я... (василёк)

Мастер шубу себе сшил На скамейке у ворот

Иглы вынуть позабыл. (Ёж) Лена горько слезы... (льёт)

Дефектолог: На какие группы можно разделить слова-отгад­ки? (Слова-предметы и слова-действия.) Составьте из отга­данных слов словосочетания, укажите в них наличие буквы Ё и, где это возможно, согласного перед ней.

7. Развитие навыков слогового анализа и синтеза (задание 3. с. 14).

Дефектолог: Отгадайте кроссворд. Запишите в клеточки сло­ва-ответы со слогом -СЁ-.

С
с Ё
с Е
с Е

радостный

сельское поселение

узкая лента

маленькая сосна

Дефектолог: Помогите ёжику. Прочитайте слоги, выпавшие из слов. Верните их на место - вставьте пропущенные слоги так, чтобы получились слова (задание 4, с. 14).

РЁ, ЛЁ, СВЁК, ВЁТ.

ЛА ПО...Т ЖИ...

ПЛЫ... СЕ...ЖА САМО...Т

8. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 5. с. 14-15).

Дефектолог: Вставьте пропущенные буквы в слова и прочи­тайте предложения. Восстановите и запишите текст. Ука­жите в словах место и роль буквы Ё.

Его прин_с ветер. Мальчик выкопал ножом ямку. Между стволами сосен раст_т топол_к. Митя решил пересадить то-пол_к. Теперь топол_к будет расти. Потом Митя полил де­ревце водой. Туда он перенс топол_к.

Между стволами сосен вырос тополёк. Его принёс туда ветер. Митя решил пересадить тополёк. Мальчик выкопал ножом ямку. Туда он перенёс тополёк. Потом Митя полил деревце водой. Теперь тополёк будет расти.

В зависимости от возможностей детей может исполь­зоваться также следующий текст.

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Ветерок несёт по лесу весенние запахи. Он разбудил жика. Под его луча­ми растаял снег и л_д. На ней зелная молодая трава. Вот по лесу пробежал весенний ветерок. Колючий _жик выбрался на лесную полянку. Под ветками была тплая влажная зем­ля. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Рядом на берёзке запел скворец.

Раннее апрельское солнце разбудило лес. Под его лучами растаял лёд и снег. Вот по лесу пробежал весёлый ручеёк. Он разбудил ёжика. Колючий ёжик выбрался на лесную по­лянку. Он стряхнул сухие листья и посмотрел вокруг. Под лапками была тёплая влажная земля. На ней зелёная моло­дая травка. Рядом на берёзке запел скворец. Ветерок несёт по лесу весенние запахи.

III. Итог занятия

Дефектолог: Приведите примеры смягчения согласных глас­ной Ё. Назовите слова, где гласная Ё обозначает два звука.

ЗАНЯТИЕ 11

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Р - Л.

Цели и задачи: познакомить детей с буквами Р - Л; учить соотнесению звуков Р - Л с буквами и символами; разви­вать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, языко­вого анализа и синтеза; упражнять в написании слогов, слов, словосочетаний и предложений с заданными буква­ми; формировать навыки понимания и выполнения двух­ступенчатых инструкций; активизировать слуховое вни­мание и восприятие; припоминание литературных произ­ведений.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка»; буквы Р - Л (запись на доске); изображение подводного царства; картинки с изображением рыб; палочки или спички для конструиро­вания; пособие «Колеса»; альбомы.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Закрепление знания морских животных и рыб адание 1. с. 15).

Дефектолог: Рассмотрите картинки и назовите их.

Картинки: ракушка, краб, черепаха, рыба-молот.

2. Знакомство с героями занятия.

Дефектолог: Мы не случайно вспомнили морских жителей. Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на мор­ское дно, в гости к морскому царю. Подумайте и скажите, в каких сказках, известных вам, события происходят на море или на его дне? («Сказка о Золотой рыбке», «Русалочка» ...)

Дефектолог выставляет на доску изображение Русалочки. Дети припоминают ее имя, название сказки, автора.

3. Знакомство с темой занятия.

Дефектолог: Русалочка приглашает вас посетить подводный замок ее отца - подводного царя - и посмотреть, как живут морские жители. Но сначала необходимо узнать буквы за­нятия. Запишите имя героини занятия (запись на доске) и найдите в слове две согласные, которые обозначают звонкие твердые звуки, сходные по звучанию и образованию. (Звуки Р-Л.)

4.

II. Основная часть

1. Развитие логического мышления.

Дефектолог: Как только мы согласились посетить морское царство, сразу нашлось множество друзей русалочки, гото­вых показать нам подводное царство. Как вы думаете, кто бы это мог быть? (Черепахи, дельфины, морские коньки, акулы...) Вы знаете, я не очень хочу путешествовать на аку­лах, а вы? Может, нам отказаться от их помощи и выбрать из оставшихся помощников?

Запишите (запись на доске) названия морских живот­ных в порядке увеличения скорости их движения.

Слова: черепахи, морские коньки, дельфины.

2. Соотнесение букв Р - Л с символами для их обозначения на письме.

3. Работа по развитию слогового анализа и синтеза (задание 2. с. 15)

Дефектолог: Вот мы перед воротами подводного замка. Око­ло ворот стоят стражники-раки. Ворота откроются, если мы выполним задание раков. Раздайте слоги ракам-стражни­кам: запишите их в две колонки.

Слоги: ар, ру, ро, ры, ре, ир, ло, ла, ул, лу, ли, лы, ле.

4. Обогащение словаря по теме «Рыбы»

Дефектолог: Мы попали во дворец морского царя. Он очень!

рад встрече с нами и приглашает осмотреть владения. Вместе с царской свитой мы встречаем множество рыб. Рассмотрите картинки с изображением рыб и отберите только те, в названии которых есть буквы Р - Л.

Картинки: угорь, лосось, сельдь, минтай, сайра, сарди­на, камбала, мойва.

5. Развитие звуко-буквенного анализа на уровне слова (задание З.с. 16).

Дефектолог: Пока мы знакомились с рыбами, Русалочка поднялась на поверхность и заметила прекрасного принца. Девушке захотелось познакомиться с ним. Но она испуга­лась, что ему не понравится девушка, у которой вместо ног хвост. Русалка вспомнила о злой волшебнице - Черной Ка­ракатице - и поспешила к ней. Опередите русалочку, не дайте ей попасть в беду - подберите к схемам слова.

Л
-пять названий животных.
Р
пять названий животных.
Р
пять названий птиц.
Л
пять имен.
Р
пять имен.
Л
- пять названий предметов.

6. Физминитка.

Дефектолог: Выложите из палочек: рыбку, подводную лод­ку, акулу (импровизация).

7. Развитие навыков звуко-буквенного анализана уровне слова (задание 4. с. 16).

Дефектолог: Мы так спешили, так старались, но чуть-чуть опоздали. Русалка получила от Чёрной Каракатицы ноги, а взамен отдала свой прекрасный голос. Все в растерянности, что же делать? И тут свою помощь предложил друг Русало­чки - смелый маленький краб. Он хочет поплыть к прекра­сному принцу и всё ему рассказать. Краб верит в то, что, увидев чудесную девушку, принц сразу полюбит её.

Помогите маленькому крабу. Прочитайте слова. По­ставьте символы букв Р - Л в схемы этих слов на соответствующее место.

Дефектолог: Краб добрался до замка принца. Но ступеньки так высоки, что ему никак не достать до них. Помогите кра­бу подняться по ступеням дворца - впишите слова в клетки кроссвордов.

ГЛУБОКАЯ РЕКА

ЯРКОЕ СОЛНЫШКО

ВЕСЁЛЫЙ КЛОУН

БЫСТРАЯ КАРУСЕЛЬ

ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ

10. Развитие навыков языкового анализа (задание 7, с. 17).

Дефектолог: Русалочка свободна. Принц увидел прекрасную девушку и сразу её полюбил. Пора возвращаться во дворец.

Все обитатели морского царства рады освобождению Ру­салочки. Настало время прощаться с правителем подводно­го мира и его дочерью. Царь дарит нам на прощание отры­вок из своей любимой сказки о море.

Вставьте буквы Р - Л в слова и прочитайте отрывок из сказки. Как называется эта сказка?

Жи_ ста_ик со своею ста_ухой у самого синего моя.

Тидцать _ет и т_и года _ови_ он неводом _ыбу.

Вот он певый _аз закину_ невод.

П_ишё_ невод с одною тиной.

Он втоой _аз закину_ невод.

Пишёл невод с т_авою москою.

В тетий аз закину_ он невод.

Попа_ась в невод зо_отая _ыбка.

///. Итог занятия

Дефектолог: Назовите сначала слова с буквой Р, а затем слова с буквой Л в середине слова.

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы М - Н.

Цели и задачи: понакомить детей с буквами М - Н; учить выделять согласные звуки М - Н из слогов, слов, словосо­четаний и предложений, соотносить звуки с буквами и символами; развивать графические навыки письма, зву­кового анализа и синтеза, слогового анализа, языкового анализа; обогащать словарь признаков; развивать зри­тельное восприятие.

Оборудование: буквы М - Н (запись на доске); символы для обозначения звуков на письме; картинки «САД», «ЛЕС», «ОГОРОД»; предметные картинки с изображением фрук­тов, овощей и ягод; альбомы.

Ход занятия

/. Орг момент

1. Развитие графических навыков письма (умения рисовать непрерывную линию) (задание 1.с. 17).

Дефектолог: начертите дорожки от одного предмета к друго­му, не отрывая руки от листа бумаги.

2. Выделение согласных М- Н из слов предыдущего задания.

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Сравнение букв по начертанию. Соотнесение букв со звуками М - М" - Н - Н" и символами для их обозначения на письме.

Знакомство с героями занятия (задание 2. с. 18).

Дефектолог: Рассмотрите представленные картинки и опре­делите, из какой сказки они пришли и как их зовут. Картинки: Настенька, Морозко, мачеха, Марфушка.

3. Развитие звукового анализа и синтеза на уровне слога (задание 3. с. 18).

Дефектолог: Вы так быстро отгадали героев занятия и назва­ние сказки, из которой они пришли, что персонажи сказки решили побыть на нашем занятии и посмотреть, как мы учимся находить в слогах, словах, словосочетаниях и пред­ложениях согласные буквы М - Н.

Помните, мачеха очень любила давать Настеньке разные поручения? Не успеет бедная девушка с одной работой спра­виться, а ее уже новая ждет. Сходите с Настенькой за водой, да зачерпните из колодца чистой холодной водицы - со­ставьте сло^ги с согласными М - Н. Запишите их и укажите наличие и место изучаемых букв в слове.

Слоги: мы - ны, ам - ан, мо - но, ин - им, ым - ын.

Дефектолог: Много работы в доме мачехи. Со всеми делами успевает справляться трудолюбивая девушка. Вспомните и запишите (запись на доске), что делала Настенька в доме. Укажите наличие и место букв занятия.

метет, носит воду, кор­мит скотину, накрывает на стол, моет пол, посуду.

5. Активизаиия словаря признаков (задание 4. с. 18).

Дефектолог: Недовольна мачеха: сколько работы дала, а пад­черица управилась. Задумала она погубить Настеньку и просит старика отвезти дочку в лес. Долго горевал старик, да перечить не стал. Повез любимую дочь в лес и оставил ее там. Подберите признаки к словам и запишите только те, в которых есть буквы М - Н.

Настенька (какая?) - ...

Мачеха (какая?) - ...

Марфушка (какая?) - ...

5. Развитие зрительного восприятия (задание 5. с. 18).

Дефектолог: Сидит бедняжка под сосной и плачет. Смотрит, а вокруг мороз балуется - на соснах и на елях узоры рису­ет. Присмотрелась Настенька и смогла разглядеть в узорах разные предметы. Рассмотрите наложенные изображения и запишите названия предметов с буквами М - Н. Укажите место букв в словах.

Наложенные изображения: веник, ножницы, молоток, лампочка, нитки.

7. Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слово­сочетаний (задание 6. с. 19).

Дефектолог: А вот и сам Морозко показался. Рассказала ему Настенька свою историю. Сжалился старик над девушкой и пригласил в свой дом. Много времени прошло с тех пор. Стало грустно Настеньке без людей жить в ледяном дворце. Просит­ся она у Мороза домой. Не хочется старику отпускать девуш­ку, уж больно привык к ней, привязался, как к родной дочери, да делать нечего. Составьте словосочетания: подберите призна­ки и действия к словам - и Морозко отпустит Настеньку.

Дети подбирают слова-действия и слова-признаки к существителъным «солнце», «мороз», «ветер».

8. Физминитка.

Дефектолог: Далек путь девушки в родительский дом. Пока она добирается - выполним зарядку.

Я мороза не боюсь

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит, надо не зевать:

Прыгать, бегать и скакать.

9. Развитие навыков языкового анализа и синтеза (задание 7. с. 19).

Дефектолог: Вот и дом отца виднеется. Много подарков везет Настенька. Не помнит девушка зла, причиненного ей злой мачехой и сестрой. Собрался вокруг народ. Все дивятся: как это Настенька выжила в лесу зимой, да еще подарки привезла. Рассказала им девушка о том, как выгнала ее мачеха из дома, о Морозке и о его доброте. Стыдно стало старухе-маче­хе. Просит она у всех прощения. Простим ее? Пусть выпол­нит задание. Прочтите вместе с мачехой стихотворение Морозко и дополните последнюю строку словом с буквой Н или М. Запишите и укажите место изучаемых букв в словах.

Ветры, бури, урага_ы! - В облаках трубите гроко,

Дуйте, что есть _очи! Вейтесь над зелёю,

Вихри, бури и бура_ы Пусть бежит в полях позё_ка

Разыграйтесь к (_очи)! Белою (з_еёю).

///. Итог занятия

Дефектолог: Назовите для Настеньки слова с ее любимой бу­квой,- а потом слова для Морозко с его любимой буквой.

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Б - П.

Цели и задачи: познакомить детей с буквами Б - П; упраж­нять в написании букв Б - П; учить выделять согласные звуки Б - П из слогов, слов, словосочетаний и предложений, соотносить звуки с буквами и символами; формиро­вать навыки звукобуквенного анализа слогов, слов, сло­восочетаний и предложений; обогащать словарь детей словами с буквами Б - П; развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление, артикуляционную моторику, пространственно-временные представления. Оборудование: буквы Б - П (запись на доске); предметные картинки с изображением героев сказки «Белоснежка и семь гномов»; карточки с предложениями; альбомы.

Ход занятия

/. Оргмомент

Развитие пространственно –временных отношений (задание 1. с. 19).

Дефектолог: Имена гномов - героев занятия - совпадают с названиями дней недели. Прочитайте имена гномов и расставьте их по порядку (впишите в клетки цифры, соответст­вующие порядковому номеру каждого брата). Подчеркните имена, в которых есть буквы Б - П.

- ВОСКРЕСЕНЬЕ - ЧЕТВЕРГ - СУББОТА

ПОНЕДЕЛЬНИК

СРЕДА
-ПЯТНИЦА

ВТОРНИК

Дефектолог: Найдите среди названий дней недели такие, ко­торые начинаются с одной и той же буквы. (Понедельник - пятница, вторник - воскресенье, среда - суббота.)

2. Знакомство с темой занятия через выделение первых звуков в словах.

Дефектолог: Назовите дни недели, чьи названия соответст­вуют цифрам 1 и 5. (Понедельник и пятница.) Назовите первые звуки в словах. (П - П".) Назовите парные соглас­ные звуки по звонкости для выделенных звуков. (В - В".)

3. Соотнесение звуков Б - Б" - П - П" с буквами Б – П и символами для их обозначения (задание 2. с. 19).

4. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Знакомство с героями занятия через прослушивание сказки «Белоснежка и семь гномов»:

а) прослушивание отрывка сказки;

б) беседа по сказке:

Вспомните, как зовут героиню сказки?

Кем была Белоснежка в сказке?

Как звали остальных, героев сказки?

Кого вы сможете назвать среди добрых героев, а кого среди злых?

2. Разв итие звукового анализа на уровне слога (задание 3. с. 20).

Дефектолог: Вы, конечно, помните, что Белоснежке приходи­лось много трудится в доме своего отца и злой мачехи. Но злой мачехе-колдунье ничего не нравилось. Она отдала приказ лес­ничему: отвести девушку в лес и оставить на съедение диким зверям. Смягчите сердце лесничего - помогите девушке соста­вить из букв слоги, может, тогда он отпустит Белоснежку?

Дефектолог обращает внимание детей на разный шрифт за­писанных букв.

3. Развитие артикуляционной мот орики и зрительного восприятия.

Дефектолог: Попробуйте угадать, какие слова выкрикивает Белоснежка. Запишите их (запись на доске) и укажите на­личие и место букв Б - П. (Логопед произносит слова, про­пуская звуки занятия, либо произносит их с помощью без­звучной артикуляции.)

(б)рошка (П)рошка (п)арта

(п)енал (б)ерег (б)елка

(п)еремена (п)одушка (п)етух

4. Накопление словаря на заданные буквы.

Дефектолог: Гномы услышали крик и бросились на помощь. Вскоре они обнаружили в лесу испуганную девушку, приве­ли в свой дом и предложили ей остаться. Белоснежка с радо­стью приняла их предложение. Подумайте и скажите, что сможет делать Белоснежка в доме гномов. Запишите слова и словосочетания и укажите место букв Б - П.

Примерный перечень слов и словосочетаний: мыть пол, мыть посуду, штопать белье, варить обед, печь пироги, прясти пряжу, убирать постель...

5. Психогимнастика.

Дефектолог: Изобразите маленьких гномов за работой в ле­су. А теперь Белоснежку за работой по дому. Вот малыши удивились при встрече с незнакомкой. А теперь очень обра­довались неожиданному знакомству.

6. Развитие звукового анализа на уровне слова (задание 4. с. 20).

Дефектолог: Хорошо живется Белоснежке в доме гномов. Но вот злая мачеха узнала о том, что Белоснежка жива. Она от­правилась к домику гномов, прихватив отравленные яблоки. Колдунья мечтает отравить падчерицу. Спасите Белоснежку - вставьте буквы Б - П в слова и прочитайте их.
Ге-ард _итон лео_ард _изон

_ингвин дико_раз антило_а шим_анзе

уйвол ка_ан

7. Звуков ой анализ на уровне предложения. Развитие языкового анализа (задание 5. с.20).

Дефектолог: Увы! Как бы мы не спешили, нам не удалось опе­редить злую колдунью. Белоснежка успела откусить кусочек отравленного яблока и упала без чувств. Но не стоит сильно печалиться. Из далекой страны на помощь прекрасной Бело­снежке спешит принц. Пройдите вместе с принцем по лаби­ринту и укажите ему дорогу к домику гномов.

В коридорах лабиринта разбросаны буквы, собирая ко­торые дети составляют предложение.

Буквы в лабиринте: Б. Л, А, Г, О, Р, О, Д, Н, Ы, Й, П, Р, И, Н, Ц, С, 11, Е, Ш, И, Т, Н, А, П, О, М, О, Щ, Ь, К, П, Р, Е, К, Р, Л, С,Н, О, Й, Б, Е, Л,О, С, Н, Е, Ж, К, Е.

8. Развитие языкового анализа.

Дефектолог: Принц нашел дорогу к домику гномов и благо­получно добрался до цели. Он увидел Белоснежку, но не знает, как ее разбудить. Помогите принцу - зашифруйте предложения с буквами Б - П по образцу.

Образец: Бабушка писала письмо внуку.

1-1-0 1-0-0 1-0 0-0.

0 - отсутствие в слоге букв занятия, 1 - наличие в сло­ге букв занятия. Количество цифр соответствует количе­ству слогов в слоге.

Почтальон принес письмо.

К рябине подлетел снегирь.

Папай сын почистили пескарей и окуней.

Боря и Паша - большие друзья.

8. Работа с деформированным текстом. Развитие зри­тельного внимания и восприятия (задание 6.с.21).
Дефектолог: Белоснежка пробудилась ото сна; Счастливый принц усадил ее на коня и увез в свое королевство. Гномы растроганы случившимся. Малыши написали своей подру­ге письмо. Но почему его так трудно прочесть, в чем причи­на? Устраните ошибки в письме гномов и прочитайте его для Белоснежки»

Дорогая Белоснежка!

Мы очень рады тому, что у тебя все хорошо мы постара­емся не грустить без тебя твой пес охраняет наш дом поне­дельник убирает в комнатах вторник будит нас по утрам среда и четверг ухаживают за животными пятница готовит обед и ужин суббота собирает хворост для камина, а воскре­сенье следит за огородом у нас все хорошо приезжай к нам, когда сможешь мы с нетерпением ждем тебя Любящие гномы

III. Итог занятия

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы Г - К.

Цели и задачи: закрепить знания детей о согласных звуках; понакомить детей с буквами Г - К; закрепить навыки пра­вописания изучаемых букв в слогах, словах, словосочета­ниях и предложениях; учить выделять буквы Г - К из сло­гов, слов, словосочетаний и предложений; формировать навыки работы с обобщениями, навыки конструирования и реконструирования; закреплять знания о временных от­ношениях; уточнить словарь детей на тему: «Овощи и фру­кты»; развивать зрительное восприятие; закрепить знания сказки «Кот в сапогах»; развивать связную речь.

Оборудование: буквы Г - К (запись на доске); предметные картинки с изображением героев сказки: «Кот в сапо­гах»; карточки в виде горшочков с согласными и гласны­ми буквами; карточки со словами - названиями приемов пищи; спички и палочки для конструирования; изобра­жение двух кроликов с буквами Г - К; альбомы.

Ход занятия.

Оргмомент

1. Развитие связной речи. Закрепление знания содержания сказки «Кот в сапогах».

Картинки: три последовательные картинки для составле­ния рассказа (используются наборы картинок, равные ко­личеству детей):

а) кот сообщает маркизу о приближении короля;
маркиз прыгает в воду;

маркиза вытаскивают из воды;

б) кот пришел к людоеду;
людоед разговаривает с котом;
людоед превращается в мышку;

в) три сына сидят около мельницы, рядом стоят кот и осёл;

один брат забирает кота; другой брат забирает осла.

Дефектолог: Составьте рассказ по серии картинок.

2. Знакомство с темой занятия через выделение букв Г – К.

Дефектолог: Посмотрите, кот держит в лапах две буквы - Г и К. Что вы можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы? (Парные согласные звуки Г- Г", К - К"; различие за­ключается в том, что буква Г обозначает звонкий звук Г или Г", а К обозначает глухой звук К или К".)

3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

1. Развитие словаря. Подбор слов-действий к словам-пред­метам.

Дефектолог: Мельник умер и оставил старшему сыну мель­ницу, среднему - осла, а младшему - кота. Но младший сын огорчен - он не знает, что делать с наследством. Подумайте и скажите, в чем ему может помочь кот.

Приблизительный перечень действий кота. Кот может: ловить крыс и мышей, ловить рыбу в пруду, мурлыкать на ухо, ласкаться и веселить хозяина, согревать его в холодную погоду, прижимаясь теплым пушистым боком к ногам хозяина, ... и т.д.

2. Знакомство со стилизованным изображением букв Г-К (задание 1.С.21).

Дефектолог: Однажды хозяину стало очень грустно, и он по­просил кота развеселить его. И тут коту пришла на ум такая мысль: он взял буквы Г - К и нарисовал их похожими на ка­кие-либо предметы. Найдите на рисунках кота все буквы Г-К.

3. Запись слов-названий картинок с указанием места букв Г - К в словах.

4. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Дефектолог: Хозяин кота очень не любил работать, да и де­лать он ничего толком не умел. Поэтому скоро этот человек почувствовал сильное чувство голода. Он позвал своего питомца и попросил того раздобыть какую-либо еду. Кот отли­чался большой сообразительностью и, подумав немного, вскоре принес пару куропаток. Разложите «куропаток» в горшочки, да так, чтобы получились из слогов слова. Запи­шите слова, поделив их на слоги.

Слоги: НО, КИ, ГИ, СЕТ, КА, РЯ, СНЕ, РИ, КУ, ЦА.

Приблизительный перечень слов: ноги, кино, кисет, сет­ка, гиря, снегири, курица.

5. Развитие временных представлений.

Дефектолог: Кот приготовил своему хозяину вкусные куша­нья. Но животному сложно разобраться, когда что нужно подавать. Прочтите название времени приемов пищи и на­звания частей суток и расставьте их по порядку.

Карточки со словами: ужин, полдник, обед, завтрак; ут­ро, день, вечер, полдень.

6. Физминутка.

Дефектолог: Кот и его хозяин, плотно пообедав, решили не­много отдохнуть. Кот предлагает интересную игру: состав­лять из палочек или спичек фигуры и предметы. А затем, немного подумав, превращать одни фигуры в другие.

переложить четыре палочки так, чтобы получить три равных квадра­та (постараться найти два решения).

переложить четыре палочки так, чтобы получилось пять треугольни­ков.

переложить две палочки так, что­
бы получилось пять равных квадра­тов.

переложить пять палочек так, что­бы получилось два равных квадра­та.

убрать две палочки так, чтобы ос­талось три квадрата.

7. Работа по развитию логического мышления (задания 2, с. 21.)

Дефектолог: прослышал младший брат про то, что король ищет подходящего жениха для своей дочери. Посылает он к нему кота с подарками. Подумайте и скажите, что мог кот отправить королю в подарок для принцессы? (Кольцо, цветок, карету, букет гвоздик, коня, колье…) Помогите коту доставить подарки к королю во дворец: отгадайте ребусы. Запишите слова – отгадки. Выделите в них Г – К.

8. Работа по развитию навыков звукового анализа на уровне словосочетаний.

Дефектолог: Но кот решил поступить по-другому: он оставил подарки дома, а сам поймал двух жирных кроликов и понес их королю.

Дефектолог выставляет на доску изображения двух кроли­ков, на груди одного записана буква Г, на груди другого - К.

Дефектолог: Прочитайте слова (запиcь на доске) и распреде­лите их в два столбика.

Слова: колесница, вагон, гамак, санки, телега, тачанка, упряжка собак, повозка, тройка лошадей.

Дефектолог: Какие слова можно объединить в одну группу, почему? Какое слово лишнее? Почему?

9. Работа по обобщению.

Дефектолог: Королю очень понравились подарки от неизве­стного поклонника принцессы. Он захотел с ним познако­миться. И вот королевская свита отправилась в гости к Мар­кизу Карабасу - так его представил кот. На пути им встре­тились работники, которые убирали в поле пшеницу. Хит­рый кот успел подговорить работников, научив их, как от­вечать на вопросы короля. Те согласились помочь хитрому Коту и его хозяину, но с условием: Кот должен отгадать за­гадки и записать отгадки (запись на доске), указав в словах место букв Г - К.

Колосится в поле рожь... Топили, сушили,

Там во ржи цветок найдешь Колотили, рвали,

Ярко-синий и пушистый, Крутили, ткали,

Только жаль, он не душистый. (Василёк) На стол клали. (Лен)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

10. Работа по развитию звукового анализа на уровне сло­восочетания (задание 3. с. 22).

Дефектолог:

Впереди виднеется красивый сад. Королевская свита решила сделать привал. Король и его дочь любуются деревьями и цветами, собирают ягоды и фрукты. Навстречу идут садоводы. Они уже знают, что нужно отвечать в случае, если король спросит их о владельце этого прекрасного сада.

«Подберите» в саду маркиза Карабаса к каждому яблоку для пары грушу так, чтобы можно было прочесть словосоче­тания типа «прилагательное + существительное». Запиши­те словосочетания и укажите в словах буквы занятия.

11. Развитие языкового анализа на уровне предложения (задание 4. с. 20).

Дефектолог: Пока гости были в пути, Кот в сапогах встретил­ся с настоящим хозяином дворца - Людоедом. Людоед по просьбе Кота превратился в маленькую мышку, которая на­чала быстро бегать по полу. Помогите Коту поймать мыш­ку-Людоеда: соедините части предложений стрелками.

Кеша купил... ... сели на калитку.

Катя кормила... ... жёлтая канарейка.

Галка и сорока... ... мы видели фламинго.

На ветку рябины... ... волнистого попугая.

В зоопарке на пруду... ...серых голубей.

В клетке заливалась... ... сели снегири.

12. Развитие языкового анализа на уровне текста.

Дефектолог: Пока гости любовались садом, кот справился с Людоедом, и теперь замок принадлежит маркизу Карабасу. Новый хозяин приглашает всех внутрь. Все любуются пре­красным замком, его богатством и роскошью. А маркиз ти­хонько благодарит кота. Вскоре сыграли пышную свадьбу. Кот, маркиз и его жена остались жить в замке. Коту выда­ли огромную медаль, на которой было записано: ЗА ОГРОМ­НЫЕ ЗАСЛУГИ: ВЕРНОСТЬ И ПРЕДАННОСТЬ МОЕМУ ДРУГУ! Давайте вместе припомним путешествие, которое мы совершили на занятии вместе с героями сказки и запи­шем небольшой рассказ (запись на доске), указав в словах наличие и место букв занятия. Итог занятия

Дефектолог: Прочитайте свои рассказы и назовите слова с буквой Г, затем с буквой К.

ЗАНЯТИЕ 15

Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Буквы В - Ф.

Цели и задачи: закрепить знания детей о согласных звуках; познакомить с буквами В - Ф; учить выделять согласные В - Ф из слогов, слов, словосочетаний, предложений, оп­ределять их положение в слогах, словах; развивать навы­ки звукобуквенного анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; развивать внима­ние, восприятие, память, мышление, мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки, изображающие геро­ев занятия; стилизованные буквы В - Ф; индивидуальные карточки с пунктирным изображением предметов - вил­ки, телефона, пары туфель, фонаря, вазы, ворот, портфе­ля; альбомы.

Екатерина Владимировна Евсеева


Задачи :

Познакомить детей с новой буквой Ё ;

Привить интерес к книгам;

- Оборудование :

Изображение ёжика;

Образ буквы Ё ;

Книга И. И. Акимушкина «Жил-был ёжик» и энциклопедия о животном мире «Все о животных. От А до Я» . Перевод И. Горелик. Изд. «Махаон» 2003г.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

А теперь давайте поздороваемся с источником жизни на земле с солнышком.

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй матушка земля!

Здравствуй Родина моя!

А сейчас проговорим скороговорку!

Та-та-та- у нас дома чистота

Тё-тё-тё- отложи свое шитьё

То-то-то-стали мы играть в лото

Ать-ать-ать-мы идем гулять

Ат-ат-ат- берем с собою самокат

Итак, ребята начнем наше занятие ! Отгадайте загадку!

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной;

Иголок много – много

А ниток - ни одной.

Кто же это? (Ёжик) .

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные ) . - Какие звуки мы называем гласными ? (Звуки, которые тянутся, поются, воздух при их произнесении проходит свободно). Каким цветом мы их обозначаем?

Проведём слого-звуковой анализ слова ёжик.

Сколько в слове слогов? (ё-жик)

Из каких звуков состоит первый слог? (йо)

Второй слог? (жык)

На какой слог падает ударение? (на 1)

Какие звуки слышатся вначале слова ёжик? Произнесите (йо)

Ребята, эти звуки обозначаются одной буквой Ё

Давайте произнесём эту букву . Как она произносится? (тянется, значит, эта буква , какая? (гласная )

Если буква ё впереди то она обозначает 2 звука,

Вывешиваются картинки Ёжик, Ёлка, и буква Ё .

Что вы видите на картинке? На что похожа буква Ё

Чем похожи буквы Е и Ё ?

Буква Е передохнула ,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё .

Напишите букву Ё в воздухе .

Давайте напишем четыре больших буквы Ё . Посмотрите, как я пишу букву Ё на доске . Сначала я пишу сверху вниз длинную палочку, потом, начиная с верхней, три коротких палочки слева направо. И наконец, ставлю над буквой две точки . Ребята запомните существует такое правило : Если в слове стоит буква ё то она всегда ударная а почему послушайте сказку!

Из этой сказки вы узнаете, откуда взялись у буквы Ё вверху– две точки .

Однажды буква Е убежала в лес . Вдруг подул сильный ветер, букве Е стало страшно , и она спряталась под ель. Ель закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки , от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую - букву Ё . После этого случая, буква Ё всегда бывает ударная.

Понравилась вам сказка ёжика? Но не зря же мы часто говорим : сказка ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок. Какой урок вы извлекли из этой сказки? (Буква ё всегда ударная ) .

А давайте проверим! Прочитайте эти слова хором, в них есть буква ё

(слова напечатаны на доске)

А теперь работаем в тетрадях. Выполняем задание. У вас на столах лежат карандаши красный, синий и зеленый. Каким цветом раскрасим квадратик? Красным почему? Потому что гласный .

Физминутка : Буратино

Знакомство с новой буквой Ё .

Молодцы, ребята!

Давайте произнесём его три раза и определим, гласный он или согласный ?

(гласный )

(Из двух [Й’] и [О])

Вот, посмотрите на него! (Показываю Ё) и он ещё обладает свойством : сделать предшествующую согласную мягкой !

А теперь посмотрим в зеркала как произносится звук Ё.

Пальчиковая гимнастика.

- А теперь будет игра : я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши только тогда, когда слово начинается с буквы Ё .

Приготовились! Начали :

ёлка, ежевика, юркий, енот, ёрш, еловый, ёж, яркий, юла яблоко.

Молодцы! А теперь посмотрите на картинку и назовите находится звук Ё в начале в середине и в конце Вывешивается картинка.

Вывод : Буква Ё не всегда имеет два звука, а только когда стоит вначале слов, после гласной буквы или после мягкого знака.

Вот и подходит к концу наше занятие . Давайте повторим, с какой буквой мы сегодня познакомились? («ё» )

Из скольких звуков он состоит? ([й’],[о])

Какая это буква , гласная или согласная ? (гласная )

Что еще интересного запомнили о букве ? (делает предшествующий согласный мягким , всегда ударная).

А кто нам помог в работе? (ёжик) Скажем ему спасибо!

Ах, да, чуть не забыла! Ёжик на прощанье придумал последнюю загадку :

Чем заканчивается ВСЁ? Догадались? (буквой Ё )

В это сложно поверить, но словари велят нам выделять интонационно именно последний слог. Во множественном числе ударение переезжает на букву «е». Это касается и жерла вулкана, и части оружия.

2. Фети́ш

Слово пришло из французского языка, где ударение в существительных падает на последний слог. Запомните это, ведь соблюдение орфоэпических норм для многих - фети́ш.

3. Че́рпать

Инструмент, чтобы набирать жидкое и сыпучее, называется черпа́к, но им можно только че́рпать. Это касается и , и щебня.

4. Сли́вовый

Со сли́вовым пирогом грамотный официант вам принесёт охотнее, чем латте́ со сливо́вым.

5. Гру́шевый

Закрепим плодово-ягодную тему. Если говорите о чём-то, сделанном , ставьте ударение в прилагательном на первый слог.

6. Сиро́ты

Хоть слово и произошло от прилагательного «сирый», смещать ударение на первый слог не стоит, это неграмотно.

7. Новорождённый

Если бы люди меньше игнорировали букву «ё» и не заменяли её на «е», ударный слог в этом слове был бы очевиден. За некоторыми исключениями, в русском языке интонационный акцент всегда делается именно на «ё». Вариант «новоро́жденный» допустим в неофициальной речи, но лучше говорить грамотно в любой ситуации.

8. Танцо́вщица

В правильном варианте слово может показаться скучноватым, ведь «танцовщи́ца» звучит гораздо экзотичнее. Тем не менее лучше прислушаться к словарю.

9. Флюорогра́фия

Врач вас отправляет на , но вы его не слушайте. Точнее, на обследование идите обязательно, а вот перенимать неправильное ударение, принятое в медицинской среде, не нужно.

10. Рефле́ксия

Ещё одно заблуждение из мира профессиональных ударений. Психологи говорят «рефлекси́я», но лучше слушать словарь, если речь идёт об орфоэпических нормах.

11. Прибыла́, но при́были

Этот глагол укладывается в правило, согласно которому ударение падает на приставку, если слово в мужском или среднем роде, или на окончание, если в женском. Во множественном числе ударной стоит сделать приставку.

12. О́трочество

Вряд ли вы часто говорите это слово вслух, если не преподаёте литературу. Однако лучше поздно, чем никогда, узнать, как правильно называлась повесть Льва Толстого.

13. Кровоточа́щий

Вычислить филолога легко: скажите «кровото́чащий» и найдите его по кровоточа́щим ушам.

14. Ку́хонный

Последователи Чуковского могли бы написать прекрасный триллер в стихах. Только вместо Мойдодыра в нём фигурировал бы ку́хонный шкаф, который преследовал людей за слово «кухо́нный».

15. Вероиспове́дание

В этом слове так много слогов, что возможностей для ошибок масса. Если не уверены, куда падает , вспоминайте инфинитив глагола «испове́довать».

16. Зави́дно

Если уж решились на один из семи смертных грехов, хотя бы орфоэпических норм не нарушайте.

17. Обеспе́чение

Запомнить, где ставить ударение, легко. Когда в слове проглядывает пече́нье (обеспече́ние), вы сделали неправильный выбор.

18. Диспансе́р

Никаких «диспа́нсеров», ударение падает на последний слог. И только на него.

19. Вручи́т

За слово «вру́чит» вам наград никто не вручи́т, потому что так говорить неправильно.

20. Хода́тайство

Вариант «ходата́йство» встречается в речи, возможно, чаще, чем правильная постановка ударения. Но словарю известен лишь один правильный вариант - с ударением на второй слог.

Хорошо писать - это полезный навык, а выработать его не так сложно. Лучший путь - через « », бесплатный и крутой курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера. Вас ждёт теория, много примеров и домашки. Справитесь - будет легче выполнить тестовое задание и стать нашим автором. Подписывайтесь!

Цели урока:

  1. Коррекционно-образовательные: Познакомить детей со звуковым сочетанием “йо” с опорой на артикуляцию губ, с буквой “Ё”. Закреплять навык правильного дыхания. Закрепить навык преобразования слов. Обогащать словарный запас. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
  2. Коррекционно-развивающие:
  3. Развивать фонематические процессы. Совершенствовать навыки звукового анализа. Упражнять в изменении слов в предложении по смыслу. Развивать умение анализировать, выделяя существенные признаки. Развивать зрительное и слуховое внимание, концентрацию внимания, ориентировку в пространстве.
  4. Коррекционно-воспитательные:
  5. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Совершенствовать навык работы в парах. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: Рисунок “Ё”, Буква “Ё”. Артикуляционные уклады – “Й”, “О”. В тетрадях задание № 6. Слоги с буквой “Ё”. “Слоговое дерево”. Цветные круги – для звуковых схем. Инд. карточки для задания № 14. Картинки ёжиков. Игрушка ёжик. Корзинка или шкатулка для заданий.

Ход занятия

I. Орг. момент:

1. Стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал.

Сегодня на занятии мы с вами продолжим работу с буквой “Ё” и звуками “Й-О”, которые её образуют.

Но чтобы настроиться на работу, долго не уставать, мы с вами выполним дыхательные упражнения:

– Вдох через нос, выдох через рот;

– Вдох через рот, выдох через нос;

– Вдох через нос, выдох толчками через нос (ПФ, ПФ, ПФ)

На кого это похоже? Кто так пыхтит? Какой лесной зверёк? (ёжик)

Вот и к нам сегодня в гости пришёл ёжик. Он принёс с собой целую корзинку заданий. И просит вас, их выполнить. Ну, как, справимся?

2. Упражнение на развитие слухового внимания.

“Повтори не ошибись” – сядет тот, кто повторит за мной по три слова без ошибки.

Мёд – котёнок – лёд, пёс – нёс – козлёнок, вёл – телёнок – мёл,

Ёрш – поросёнок – пелёнка, ёлка – цыплёнок – пенёк, пёс – жеребёнок – кулёк …

– Что мы чаще всего слышали в этих словах? (Ё).

II. Работа по теме. Актуализация знаний.

3) Артикуляция Ё.

А как же мы произносим эту букву “Ё”? Давайте расскажем ёжику.

Сначала губы растягиваются в улыбке, кончик языка опущен вниз за нижние зубы, спинка языка прикасается к “потолочку” – нёбу – “Й” и затем резко губы вытягиваются вперёд трубочкой, а язык спокойно ложится около нижних зубов, не прикасаясь к ним – “О”.

– Буква “Ё” обозначается двумя звуками “Й-О”. Показ артикуляционных укладов – “Й”, “О”. Мы ещё раз с вами закрепили, как произносится буква “Ё”.

Звук “Й” (какой он?) – согл., звонкий, всегда мягкий, на схеме обозначаем – зелёным

“О” – гласн., на схеме обозначаем – красным цветом.

Когда буква “Ё” даёт два звука: (ознакомительная информация):

    • После гласных звуков.
    • Если стоит в начале слова.
    • После “ъ” и “ь” знаков.

– А вот если буква “Ё” стоит после согласного звука – она просто его смягчает. Сегодня мы с вами поговорим именно о смягчении согласного звука буквой “Ё”.

4) Упражнение на развитие зрительного восприяти, памяти и концентрации

внимания.

– Вот следующее задание. Ёжик просит вас рассказать, как выглядит буква “Ё”.

Е и Ё – родные сёстры,

Различать сестёр не просто.

Но у буквы Ё две точки

Словно к лестнице гвоздочки. (Показ рисунка Ё)

– Ёжик очень хочет посмотреть, как вы работаете с буквой “Ё”.

Для этого он придумал следующее задание, которое мы будем выполнять в тетради.

5) Упражнение на развитие мелкой моторики.

Работа в тетради.

– Но прежде, чем вы начнете работать в тетради, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы легче было писать.

Наши пальчики сожмём,
А потом их разожмём,
Снова пальчики сожмём,
И конечно разожмём,
А теперь потрём ладошки,
И подуем в них немножко.
Каждый пальчик друг и брат,
И писать он будет рад.

Теперь приступаем к заданию…

6) Упражнение на развитие зрительного анализа и синтеза.

– “Буквы наоборот и правильно написанные” – подчеркнуть правильное написание.

– “Обведи в кружок букву Ё” – среди схожих по написанию букв – Е, Ё, Э, З, С.

Молодцы, все справились с заданием, а теперь посмотрите на следующее задание.

7) Упражнение на развитие пространственных отношений.

На доске напечатанные буквы. Для выполнения этого задания, нам надо повторить, где право, где лево:

– Поднимите правую руку вверх;

– поднимите левую руку вверх;

Теперь посмотрите – на доске написаны буквы:

Е К Ё З С Э

Что находится справа от “Ё” (слева, между, посредине)?

С буквой “Ё” вы поработали. Теперь ёжик хотел бы узнать, как вы слышите “Ё” в словах.

III. Упражнение на развитие слухо-моторной координации.

Для этого необходимо выполнить такое задание. Ёжик вас просит “Будьте внимательными” – когда услышите в слове “Ё” надо встать, а когда нет в слове “Ё” надо сесть. (Физминутка).

Мёд, юла, енот, ёлка, пенёк, свинья, плёнка, этажи, ёлка, валенки, поросёнок (6 слов).

8) Упражнение на предупреждение акустической дисграфии и активизации в речи новых слов.

Ёжик для вас приготовил ещё одно интересное задание. Игра “Наоборот” – замени “О” на “Ё” в слогах.

Мо – мё, ло – лё, ро – рё, то – тё, во – в, ко – кё …..

Теперь я говорю слово, а вы также должны заменить “О” на “Ё”.

Нос – нёс воз – вёз

– Изменилось ли значение слов?

– НОС – часть лица;

– НЁС – действие. Когда что – либо человек перемещает с одного места на другое.

– ВОЗ – колёсная повозка или сани (словарная работа)

– ВЁЗ – действие. Когда что – либо человек перевозит.

9) Стимулирующие упражнения.

Ребята, ёжик для вас приготовил интересную сказку.

Чтобы её внимательно слушать, давайте потрём ушки (самомассаж ушных раковин), поморгаем глазками (зрительная гимнастика), погладим себя по голове (релаксация). Вот теперь все готовы слушать.

10) Упражнение на развитие слухового восприятия.

Сказка “Почему Ё всегда ударная”.

Однажды буква “Е” убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве “Е” стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву “Е” упали две шишки, от которых на голове у “Е” образовались две шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву “Ё”. И вот, оказывается, почему буква “Ё” всегда ударная.

11) Работа над многозначностью слова.

А как вы думаете, что за “шишки” упали с ели? (Шишки – это плоды хвойных деревьев;)

А какие шишки набила буква “Ё”? (Шишки – это бугорок, округлая выпуклость на теле у человека или животного, а сказке имеется ввиду на “голове” у буквы “Ё”)

А теперь ещё раз вернёмся к сказке!

12) Упражнение на развитие зрительной памяти.

– Если в слове есть буква “Ё”, значит, ударение будет падать на букву “Ё”.

(показ печатной буквы Ё – прописной и строчной).

– Чем похожи “Е” и “Ё” и чем отличаются? (написанием, элементами; точками наверху)

– Чем отличается “Ё” от “ё”? (тем же).

13) Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза .

Чтобы запомнить, то о чём мы сейчас прочитали в сказке, ёжик придумал для вас ещё одно задание. Посмотрите, какое дерево нарисовал для вас ёжик. Не простое, а “слоговое дерево”. На нём выросли слоги, но все перепутались. Составь из рассыпавшихся слогов слова, с последующим составлением звуковой схемы и постановкой ударения.

Лё – ня рё – вы тё – тя

Молодцы, хорошо поработали, пора и отдохнуть. Давайте покажем ёжику про него физминутку:

IV. Физминутка (упражнение на развитие зрительно – моторной координации).

Колкий ёжик вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И спросил енота ёж:

– Ты мне спинку не потрёшь?

14) Формирование функционального базиса навыка чтения и развитие логического мышления.

О ком мы сейчас говорили в стихотворении? (о ёжике). Как называют у ежа детёныша? (ежонок).

А где живет ёж? (в норе). Ёжик попросил меня раздать вам задания. Он хочет узнать, как зовут других детёнышей животных. И кто, где живёт.

    • Для I подгруппы – прочитайте, как называют родителей и их детёнышей. И будьте готовы ответить мне на вопрос, в каком слове есть буква “Ё” и где она находится? (Листочки с яблоками)
    • II подгруппе – прочитать предложение. Подумайте кто, где живёт, и соедините стрелочками начало предложения с концом предложения (листочки с грибами).

У каждого ребёнка индивидуальная карточка.

У кошки – котёнок.
У козы – козлёнок.
У лисы – лисёнок. (Слабой подгруппе – прочитать) – Артём, Ваня, Саша, Женя, Миша, Надя.
У коровы – телёнок.
У лошади – жеребёнок.

ЁЖ живёт в воде.

Ёрш живёт в лесу. (Сильной подгруппе – соединить стрелочками) – Витя, Никита, Дима,

Ёлка растёт в норе. Тахмина, Паша.

15) Упражнение на развитие языкового чутья.

Ёжик предлагает вам интересное задание. Он приготовил предложения, и считает, что они написаны правильно. А вы как считаете? Давайте прочитаем.

“Скажи правильно”. – Измени слова в скобках по смыслу (на доске или таблицей)

Лёня (несу) ёжика. – Несёт

Алёша (зову) котёнка. – Зовёт

Алёна (веду) козлёнка. – Ведёт

V. Итог занятия:

Скажите, пожалуйста. Сегодня вы придёте на продлёнку к Любови Александровне и что ей расскажете о нашем занятии? Чему вы сегодня научились? (ответы детей).

VI. Рефлексия:

А сейчас я вам предлагаю выбрать одного из двух ёжиков. На одной из картинок ёжик улыбается, ему всё понравилось, он остался доволен нашим занятием. А на другой картинке ёжик лежит, даже как будто засыпает. Видимо, чем–то остался недоволен ёжик после занятия. Я вам предлагаю выбрать ёжика подходящего вашему настроение после занятия.

Спасибо за занятие. Занятие окончено.