Метод наблюдения. Наблюдение как метод социологического исследования II

Метод наблюдения в социологических исследованиях

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.

Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения. По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три. Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.

Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.

Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.

В процессе применения метода наблюдения социолог сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь, это трудности субъективного характера. Дело в том, что наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов. Среди объективных трудностей необходимо выделить, во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, и, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.

Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно.

Как уже отмечалось выше, характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения. Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:

1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.

2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.

3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

Виды наблюдения

Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.

По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.

В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени (на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.

Наблюдение – один из интереснейших методов сбора первичной социологической информации. Его важнейшее преимущество – непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимых на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы.

В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюдение - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического исследования с целью определения проблемной ситуации.

2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение - такой способ сбора эмпирической социологической информации, при котором заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее существенное значение для достижения намеченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения, определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным.

3) Не включенное (внешнее) наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором исследователь находится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологического исследования, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенных наблюдений. Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь. Примером такого полного включения может служить деятельность одного из сотрудников Института социологии Национальной Академии наук Беларуси в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода. В течение полугодовой работы он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.

Вторым типом включенного наблюдения исследователя, при которой последний не скрывает своей роли, является наблюдатель жизни определенного коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как "участник-наблюдатель".

Третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве "наблюдателя-участника". В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.

Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с не включенным наблюдением.

5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователями условиях. При проведении такого наблюдения социологи довольно четко используют различные технические средства для фиксации поведения группы в измененных условиях и ситуациях, в которых осуществляются действия специально подобранных для лабораторного исследования участников.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, который проводится по четко определенному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий. Таковым, например, является изучение поведения людей на протяжении месяца или года (с определенным интервалом) при перемещении их на работу (с целью установления желательной ритмики движения транспорта) или у обменных пунктов (для определения реагирования населения на изменение курса валют).

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и события социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в таком случае, когда социолог при проведении систематического наблюдения сталкивается и интересным фактом или событием, имеющим непосредственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмотренным заранее исследовательским проектом. Например, при изучении влияния заработной платы на отношение людей к труду может обнаружиться и влияние содержания досуга на трудовую деятельность, тогда социологу полезно понаблюдать, каким образом такое влияние осуществляется.

10) Одномоментное наблюдение - такое наблюдение, в котором фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое социологом не включенное наблюдение за митингом определенной политической партии или движения.

11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправленно по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверной информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль организуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процесса - проведением оргии наблюдений за одним и тем же объектом.

13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдателем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого плана и применения заранее подготовленной документации .

Таким образом, выделили несколько основных видов наблюдения в социологии, которые можно классифицировать по различным основаниям:

1.В зависимости от элементов контроля

Контролируемое

Неконтролируемое

2.В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта наблюдения

Включенное

Не включенное

3.По степени формализованности

Нестандартизованное

Стандартизованное

4.По условиям организации наблюдения

Полевое

Лабораторное

5.По времени проведения наблюдения

Систематическое

Эпизодическое

Случайное

Одномоментное

Панельное.

Каждый из перечисленных видов может сочетаться с одним или несколькими другими, эти сочетания разновидностей продумываются исследователем для каждого конкретного исследования в зависимости от его целей и задач.

Лекция №5. Наблюдение

Наблюдение в социологическом исследовании представляет бой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрацию всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Систематичность, планомерность, целеустремленность -характерные черты наблюдения как метода конкретного социологического исследования в марксистско-ленинской социологии.

Особенности наблюдения в социологии;

Связь наблюдателя с объектом наблюдения;

Что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты -эмоциональности восприятия;

Сложность повторного наблюдения.

Трудности применения наблюдении в качестве метода сбора первичной социальной информации являются следствием его особенностей и делятся на субъективные (связанный с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).

К субъективным трудностям наблюдения относится возможное понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта.

К объективным трудностям наблюдения прежде всего следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все социальные факты поддаются непосредственному наблюдению.

Планирование наблюдения. Чтобы получить необходимую целей исследования информацию, т. е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведении о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. Выделяются следующие этапы проведения наблюдения.

Установление объекта и предмета наблюдения, определенно цели, постановка задач.

Обеспечение доступа к среде, получение соответствующих решений, завязывание контактов с людьми.

Выбор способа (вида) наблюдения и разработка процедуры ид основе предварительно собранных материалов.

Подготовка технических документов и оборудования.

Проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.

Запись результатов наблюдений, выполняемая в виде: а) кратко временной записи, проводимой «но горячему следу», насколько позволяют место и время; б) карточек, служащих для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессом; в) протокола наблюдения, представляющего собой расширенный вариант карточки; г) дневника наблюдений, в который систематически день за днем заносятся все необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления, трудности; д) видео-, фото-, кино-, звукозапись.

Контроль наблюдения, который можно осуществить разными способами: а) проведением беседы с участниками ситуации; б) обращением к документам, связанным с данным событием; в) проверкой результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанным другим квалифицированным наблюдателем; г) посылкой рапортов о наблюдении другим социологам с целью повторения наблюдении,

Отчет о наблюдении должен содержать: а) тщательную документацию о времени, месте и обстоятельствах, произведенного наблюдения; б) информацию о роли наблюдателя в коллективе, способов наблюдения; в) характеристику наблюдаемых лиц; г) подробно описание наблюдаемых фактов; д) собственные заметки и интерпретации наблюдателя.

Виды наблюдения

Как способ сбора информации наблюдение обычно классифицируют по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и частоте проведения.

По степени формализации:

Неструктурализованное.

В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения.

Недостаток неконтролируемого наблюдения -- опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение -- вывод» может проявиться наиболее ярко;

Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации.

В зависимости от степени участия наблюдателя:

Невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, - они просто регистрируют ход происходящих событий;

Включенным (участвующим) наливается такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно «ключей в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения «пассивного», которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым коллективом, что наблюдаемые начинают считать его членом данного коллектива и соответственно к нему относиться.

Выделяют разные типы такого участия (включения), которые социологи называют еще «ролями» наблюдателя.

Полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри). «Участник», его истинное лицо и цели как исследователя неизвестны наблюдаемым. Он вступает в исследуемый коллектив и принимает участие в его деятельности наравне с другими.

«Участник-наблюдатель» - форма наблюдения, при которой исследователь не скрывает своей роли и с согласия коллектива наблюдает его жизнь в течение определенного времени, имеет возможность беседовать с его членами, принимать участие в обсуждении проблем коллектива.

«Наблюдатель» - роль, во многом сходная с невключенным наблюдением. Как правило, наблюдаемым неизвестны задачи, которые ставит перед собой исследователь; они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель контактирует ними лишь в той мере, в какой его к этому вынуждает ситуации отвечая на вопросы наблюдаемых о цели своего присутствия, объясняет его каким-нибудь благовидным предлогом.

По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом.

Лабораторное наблюдение - такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство - максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток - искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников.

По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.

Систематическое наблюдение характеризуется, прежде всего, регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития.

К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

Контрольные вопросы:

1. Область применения метода наблюдения. Преимущества и недостатки его использования. Виды наблюдений и критерии их классификации.

2. Разработка программы и инструментария формализованного наблюдения. Процедура наблюдения.

3. Регистрация результатов наблюдения и методы повышения их надежности.

Наблюдение представляет собой целенаправленное и система газированное восприятие социального явления, черты которого, соответствующим образом классифицированные и закодированные, регистрируются исследователем. Формы и приемы регистрации могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото- или киноаппарат, видеотехника и т.п.

Формализованное, или стандартизированное, наблюдение предусматривает детальную разработку программы и методических процедур:

  • определение целей и задач наблюдения;
  • определение проблемы, объекта наблюдения;
  • определение изучаемых характеристик и их индикаторов, доступных внешнему наблюдению и регистрации;
  • определение необходимого числа наблюдений из множества возможных (выборочные процедуры);
  • разработку регистрационных документов для фиксации наблюдаемых характеристик (карточки наблюдения, бланки протоколов и т.п.);
  • инструкции наблюдателям относительно способа наблюдения
  • методику обработки и анализа данных. Формализация процедуры наблюдения возможна в тех случаях, когда наблюдатель занимает стороннюю позицию, когда изучают явления, открытые для визуального восприятия.

В промышленной социологии методом наблюдения изучаются затраты рабочего времени, взаимодействия между членами первичных коллективов, производственные собрания, соблюдение трудового режима, очереди в столовых, общение работников с представителями администрации в дни приема и т.д.

Документом для регистрации наблюдения выступает детально разработанный «Наблюдательный лист», который включает данные о месте и времени наблюдений: цех №.., участок.., дата.., количество рабочих.., число наблюдений.., смена.., цель наблюдения.., маршрут обхода... Далее идет таблица, строки которой содержат фамилии рабочих, а столбцы включают перечень наблюдаемых характеристик.

Наблюдение большой аудитории проводится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. Подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествуют не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизированные наблюдения на разных объектах.

Ведение записей в полевых условиях или простом бесструктурном и невключенном наблюдении может производиться кодовыми словами или обозначениями, которые заносят в блокнот при первой возможности, чтобы потом расшифровать записи. Иногда при записи используется магнитофон, с которого текст расшифровывается прямо в компьютер. Записи можно делать по ходу наблюдения либо в конце рабочего дня.

В структурированном наблюдении, предполагающем строгие приемы ведения записей, используются бланки-протоколы, разтлинованные по пунктам наблюдения, с кодовыми обозначениями событий и ситуаций, дополняющие карточки индикаторов. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования.

Надежность результатов наблюдения обеспечивается апробацией разработанного инструментария (пилотаж), специальным обучением наблюдателей и контролем за качеством их работы.

Апробация документов, подготовленных для регистрации результатов наблюдения, состоит в проведении пробных наблюдений и анализе сделанных записей, а также впечатлений наблюдателей, трудностей регистрации, неясных терминов, психологических препятствий и т.п. Кроме того, проводится сравнение результатов наблюдения несколькими наблюдателями одной и той же ситуации. Анализ причин несовпадения результатов помогает выявить просчеты в конструкции карточек для регистрации наблюдения, в организации наблюдения.

  • Структура трудового коллектива.
  • Виды трудовых коллективов.
  • Социология быта Понятие внепроизводственной деятельности.
  • Классификация занятий.
  • Показатели условий жизненной обстановки.
  • Методические схемы изучения быта.
  • Социологическое исследование бюджетов времени
  • 2. Социальная структура и социальные отношения Понятие социальной структуры
  • Социально-классовая структура. Социальные группы и социальные слои
  • Общественное разделение труда и социально-профессиональная структура общества
  • Социально-этническая структура общества. Этносоциология
  • Социально-демографическая структура общества
  • Возрастная структура общества Социальные проблемы молодежи
  • Геронтосоциология.
  • 3. Социально-территориальные, общности Понятие территориальных общностей
  • Расселение людей. Социология города и деревни
  • Социальные проблемы миграции населения
  • Социология права.
  • Социология политики.
  • Социология образования
  • Социология науки
  • Социология брака и семьи
  • 5. Духовная жизнь общества. Средства массовой информации и пропаганды Социальные проблемы идеологической деятельности
  • Социология средств массовой информации Социальная роль средств массовой информации.
  • Эффективность средств массовой информации
  • Общественное мнение
  • Структура и функции общественного мнения.
  • Характеристики общественного мнения.
  • 6. Социальное планирование. Социальные показатели Экономическое и социальное планирование
  • Показатели социального планирования
  • Социальная деятельность и социальные показатели
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава четвертая Организация и проведение эмпирического социологического исследования
  • 1. Постановка проблемы. Цели и задачи Место и роль программы в социологическом исследовании
  • Проблемная социальная ситуация и научная проблема.
  • Научная и практическая проблемы.
  • Цели и задачи социологического исследования.
  • 2. Определение объекта и предмета исследования Объект исследования и единица наблюдения.
  • Системный анализ объекта социологического исследования.
  • Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 3. Интерпретация и операционализация понятий Теоретическая и эмпирическая, интерпретация понятий.
  • Граница операциональных определений.
  • I. Управление развитием общества.
  • II. Уровень развития производительных сил и общественных отношений.
  • IV. Уровень поселений и трудовых коллективов.
  • V. Уровень первичной социальной группы.
  • VI. Уровень личности.
  • VII. Уровень развития социальной группы.
  • 5. Организационно-методический план исследования Стратегический план исследования.
  • 6. Рабочий план исследования и подготовка исполнителей
  • Литература для дополнительного чтения
  • Статистические методы в социологическом исследовании. Измерение социальных характеристик.
  • Глава пятая Методы статистики в социологическом исследовании.
  • 1. Понятие измерения в социологии. Уровни измерения Определение измерения.
  • Неоднозначность шкальных значений. Допустимые преобразования и типы шкал.
  • Адекватность математических методов.
  • 2. Группировка материала статистических наблюдений
  • Ряды распределения.
  • Статистические таблицы.
  • 3. Графическая интерпретация эмпирических зависимостей
  • Гистограмма.
  • Полигон распределения.
  • Кумулята.
  • Вид (форма) кривых распределений.
  • Теоретическое распределение.
  • 4. Средние величины и характеристики рассеяния значений признака
  • Среднее значение признака.
  • Показатели колеблемости (вариации) значений признаков.
  • 5. Нормальное распределение. Статистические гипотезы
  • Статистические гипотезы.
  • 6. Статистические взаимосвязи и их анализ
  • Коэффициенты взаимозависимости для порядкового уровня из­мерения.
  • Коэффициенты взаимозависимости для номинального уровня из­мерения.
  • 7. Новые подходы к анализу данных, измеренных по порядковым и номинальным шкалам
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава шестая Выборочный метод в социологическом исследовании
  • 1. Основные понятия выборочного метода
  • Единица отбора и единица наблюдения.
  • 2. Простой случайный отбор
  • Процедура простого случайного отбора.
  • Расчет характеристик простой случайной выборки.
  • 3. Систематическая и серийная выборки. Систематический отбор.
  • Серийная (гнездовая) выборка.
  • 4. Стратифицированный отбор Понятие стратифицированной выборки.
  • Организация стратифицированной выборки.
  • Расчет характеристик стратифицированной выборки.
  • 5. Многоступенчатые и комбинированные способы, формирования выборочной совокупности
  • Многофазовый отбор.
  • Комбинированные выборки.
  • 6. Неслучайные методы отбора и другие подходы к построению выборки
  • Другие сложности и, проблемы построения выборки.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава седьмая Измерение в социологическом исследовании.
  • 1. Виды шкал
  • 2. Некоторые методы измерения
  • Построение шкал методом экспертных оценок.
  • Метод суммарных оценок.
  • Шкалограммный анализ.
  • Семантический дифференциал.
  • 3. Надежность измерения социальных характеристик
  • Устойчивость измерения.
  • Обоснованность измерения.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Раздел третий
  • Методы сбора данных в социологическом исследовании.
  • Глава восьмая
  • Анализ документов и существующих данных
  • 1. Понятие документа. Классификация документов. Понятие документа.
  • Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме.
  • Иконографические документы.
  • Фонетические документы.
  • Другие способы классификации документов.
  • 2. Методы анализа документов
  • Традиционный анализ.
  • Формализованный анализ.
  • 3. Выборка документов и проблемы качества документальной информации
  • Необходимость критического отношения к документам.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава девятая Наблюдение
  • 1. Понятие наблюдения
  • Особенности наблюдения в социологии.
  • Планирование наблюдения.
  • 2. Программа наблюдения
  • Рамки соотнесения.
  • Определение ситуации и условий деятельности наблюдаемого объекта.
  • Цели, задачи я структура деятельности изучаемой группы.
  • Определение предмета наблюдения.
  • Выбор признаков и единиц наблюдения.
  • Определение понятий и разработка категорий.
  • 3. Виды наблюдения
  • Определение вида наблюдения.
  • 4. Фиксация результатов. Подготовка наблюдателя Фиксация результатов.
  • Требования к наблюдателю.
  • Подготовка наблюдателей. Разработка инструкции.
  • Преимущества и недостатки метода наблюдения.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава десятая Опрос как метод сбора социологических данных
  • 1. Понятие опроса
  • Понятие опроса.
  • 2. Критерий качества данных опроса.
  • 3. Основные фазы опроса
  • 4. Типы и виды вопросов
  • Содержание вопросов.
  • Формулировка вопросов.
  • Последовательность вопросов.
  • Расслоение совокупности опрашиваемых.
  • 5. Разновидности опроса
  • 6. Эмпирическое обоснование методики опроса
  • Эмпирическая проверка вопросника.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава одиннадцатая Социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.
  • 1. Социометрический опрос
  • Процедура социометрического опроса.
  • Социометрическая карточка.
  • 2. Обработка и анализ результатов социометрического опроса.
  • Виды социограмм.
  • 2. Социометрические индексы
  • Литература для дополнительного чтения
  • Глава двенадцатая Эксперимент в социологическом исследовании.
  • 1. Понятие, эксперимента
  • 2. Экспериментальные переменные
  • Выбор зависимых и независимых переменных.
  • Условия проведения эксперимента.
  • Измерение переменных.
  • Контроль переменных.
  • Воспроизводимость эксперимента.
  • Основные требования к проведению эксперимента.
  • 3. Виды экспериментов
  • Параллельный и последовательный эксперименты.
  • 4. Обработка экспериментального материала
  • Репрезентативность экспериментальных данных.
  • Ошибки эксперимента.
  • Литература для дополнительного чтения
  • Обобщение результатов исследования Глава тринадцатая Анализ данных и обобщение результатов социологического исследования.
  • 1. Подготовка данных к анализу на эвм
  • Редактирование.
  • Кодирование.
  • Контроль данных и исправление ошибок.
  • Построение новых переменных.
  • 2. Описание и объяснение в социологическом исследовании
  • Понятие описания.
  • Группировка.
  • Понятие объяснения, в социологии.
  • 3. Способы проверки гипотез
  • Глава четырнадцатая Отчет о результатах исследования. Отчет и пояснительная записка.
  • Разделы отчета.
  • Рекомендации.
    1. 3. Виды наблюдения

    Чтобы данные об объекте изучения соответствовали заданным критериям качества, исследователь должен выбрать тот способ на­блюдений, который является наилучшим для отбора необходимых сведений. Как способ сбора информации наблюдение обычно клас­сифицируют по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации и частоте проведения.

    По степени формализации наблюдение подразделяется на неструктурализованное и структурализованное. В неструктурализованном (неконтролируемом) наблюдении исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса (ситуации) он будет наблюдать. Оно не имеет строгого плана, заранее определен лишь сам непосредственный объект наблюдения.

    С помощью этого вида наблюдения исследователь выясняет со­циальную атмосферу, в которой происходит явление или событие, границы объекта и его основные элементы, определяет, какие из этих элементов наиболее значимы для исследования, получает первоначальную информацию о взаимодействии этих элементов.

    Однако все наблюдать невозможно. Самый лучший наблюдатель, как и группа лучших наблюдателей, никогда не сможет дать полный отчет о наблюдаемых событиях, даже если на первый взгляд они кажутся предельно простыми.

    В ходе наблюдения понимание наблюдаемой ситуации часто меняется, а это неизбежно приводит к изменению направления, часто довольно радикальному.

    Наряду с изменением направления наблюдения может происхо­дить сужение его поля, когда внимание наблюдателя, направленное вначале на целый ряд элементов исследуемой ситуации, посте­пенно, по мере изменения понимания исследователем объекта-изучения, сосредоточивается на одном или нескольких элементах, которые он определяет как наиболее значимые с точки зрения за­дач исследования, т. е. происходит процесс структурализации на­блюдения.

    Эти изменения связаны прежде всего с ответами на вопросы о составе и структуре наблюдаемого коллектива, условиях, обстановке, в которых наблюдаемый коллектив функционирует, выяснением его целей, особенностей поведения участников.

    Из практики социологических исследований и методической литературы можно выделить, следующий примерный перечень этих вопросов.

    Наблюдаемые. Сколько человек участвует в ситуации? Кто они? Каковы их взаимоотношения? Их роль в данной ситуации? Знакомы ли они? Какова связь между ними (формальная или неформальная)? Какова структура возникновения группировок (ядра, лидеры, изо­лированные индивиды)?

    Обстановка. Где происходит наблюдаемая ситуация? Какого рода социальное поведение данная обстановка поощряет, какому препятствует? Какого рода поведения следует ожидать, какое будет- не­ожиданным?

    Цель. Имеются ли какие-либо формальные цели, ради которых собрались участники, или они оказались вместе случайно? Имеются ли неформальные цели? Совместимы или противоположны цели различных участников ситуации?

    Социальное поведение. Что и как делают участники ситуации? Каковы стимулы, вызывающие ту или иную форму поведения? Что является объектом данной формы поведения, на кого или на что оно направлено? Как действует наблюдаемый (говорит, жестикули­рует, плачет, смеется и т. п.)? Каковы напряженность, постоянство, эмоциональность, продолжительность данной формы поведения? Каков эффект данной формы поведения?

    Частота и продолжительность. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна эта ситуация или повторяется? Как часто она возникает? Что вызывает ее? Насколько она типична? а Ответы на эти вопросы требуют соответствующей подготовки наблюдателя, поэтому успех неконтролируемого наблюдения в реша­ющей степени зависит от его квалификации. Обычно оно проводите» самим исследователем или его ближайшими помощниками, хорошо представляющими предмет и цели исследования и обладающими достаточными профессиональными навыками.

    Недостаток неконтролируемого наблюдения - опасность субъек­тивного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема «наблюдение - вывод» может проявиться наиболее ярко.

    Неконтролируемое наблюдение чаще всего встречается в мо­нографических социологических исследованиях, оно также применя­ется в исследованиях поискового плана или на начальном (поис­ковом) этапе более обширного социологического исследования,

    Структурализованным (контролируемым) называется такой вид , наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение.для его исследования, и сосредоточивает на них свое вни­мание, составляя специальный план записи наблюдений до начала сбора информации.

    Чаще всего задача структурализованного наблюдения в исследо­вании - проверка результатов, полученных другими методами, уточ­нение, их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания и проверки гипотез в исследова­ниях небольшого масштаба.

    Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры структурализованного наблюдения социолог должен построить си­стему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуа­цию, и стандартизировать категории наблюдения. Система класси­фикации должна быть выражена в тех терминах, в которых предпо­лагается проводить последующий анализ.

    Количество категорий в начале работы может быть значитель­ным, однако по мере апробации многие из них будут исключены либо как неработающие, либо как недостоверные. В ходе пилотаж­ного исследования полезно проверить действенность выбранных для фиксации категорий путем проведения интервью с некоторыми из наблюдаемых, установить, совпадают или нет их самооценки с само­оценками действий, которые делает наблюдатель.

    Контроль результатов осуществляется прежде всего стандарти­зацией процедуры наблюдения, оформлением выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических, средств (кино-, фото-, звукозаписы­вающая аппаратура). Кроме того, контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблю­дений, а также через интенсификацию наблюдения - проведение серии наблюдений за одним и тем же объектом. Только выполнение всех этих условий делает наблюдение действительно контроли­руемым.

    Если исследователь утверждает, что представители каких-то со­циальных групп реже читают газеты, чем это общепринято, то он обязан установить «нормальную меру» чтения газет и сравнить с этой мерой среднюю частоту чтения газет данной социальной труп пой. Если такая операция не проводится, то вывод им получен на основе неконтролируемого наблюдения.

    Контролируемое наблюдение находит самое широкое применение в исследованиях экспериментального плана. Довольно часто оно используется в описательных исследованиях. В" поисковых ис­следованиях оно применяется крайне редко, так как отсутствие достаточной информации о предмете не позволяет провести удовлетворительную структурализацию.

    В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различаются включенное (участвующее) и невключенное (не участвующее) наблюдение.

    При не включенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов,- они просто регистрируют ход происходящих событий.

    Не включенное наблюдение используется для наблюдения за мас­совыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объек­та наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. Внешний наблюдатель может видеть и фиксировать акты так называемого «открытого поведения». Но, как человек посторонний, он не может точно знать, что скрывается за этими актами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Можно повы­сить объективность наблюдения путем увеличения числа наблюда­телей, но есть и другой путь: добиваться корректности самих выво­дов наблюдателя. Иными словами, акты поведения должны приобрести для наблюдателя то же значение, что и для наблюдаемых.

    Внешнее наблюдение может проводиться не только самим исследователем, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура доста­точно хорошо отработана и проверена надежность категорий.

    Если речь идет о серии наблюдений, исследователю целесообраз­но проводить первые наблюдения самому или присутствовать при проведении их помощником-наблюдателем, чтобы убедиться в том, что ни одна часть информации не упускается.

    Не включенное наблюдение, направленное на описание характери­стик социальной среды, применяется в монографическом исследова­нии (на «поисковом» его этапе) и в исследованиях описательного плана. Кроме того, не включенное наблюдение используется в экс­периментальных исследованиях или на этапе эксперименталь­ной проверки гипотезы в лабораторных условиях. Обычно этот вид наблюдения применяется и при социометрических исследованиях.

    Примером не включенного наблюдения могут служить описания Ф. Энгельсом лондонских трущоб в работе «Положение рабочего класса в Англии» 8 .

    Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемы­ми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения «пассивного», которое стоит близко к не включенному и сходно с наблюдением через стек­ло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения «активного», когда наблюдатель до такой степени «сливается» с исследуемым коллективом, что наблюдаемые начинают считать его членом данно­го коллектива и соответственно к нему относиться.

    Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Иссле­дователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном на­блюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Наблюдатель постепен­но начинает постигать более глубокие слои коллективной жизни и узнает, что обычно рассказывается в коллективе, о чем говорят и о чем не принято говорить, что поощряется и что порицается, какова эмоциональная атмосфера, в которой живет коллектив, и т. д.

    Выделяют разные типы такого участия (включения), которые социологи называют еще «ролями» наблюдателя.

    Полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри). «Участник)), его истинное лицо и цели как исследователя неизвестны наблюдаемым. Он вступает в исследуемый коллектив и принимает участие в его деятельности наравне с другими. Такое интенсивное наблюдение «изнутри» может помочь получить данные, которые невозможно получить путем внешнего наблюдения. Эта раз­новидность наблюдения применяется обычно при исследовании «закрытых» коллективов, не поддающихся наблюдению извне, а также при исследовании социального взаимодействия внутри ма­лых групп.

    При включенном наблюдении исследователь может выбрать для себя нейтральную позицию, не принимая активного участия в кол­лективной деятельности. Так, в условиях производства он может взять на себя роль практиканта или стажера. При наблюдении за прослушиванием лекций или ходом каких-либо собраний, дискус­сий исследователь легко может принять на себя роль обычного участника. И в том и в другом случае этого достаточно, так как он имеет возможность вести соответствующие записи, не вызывая ни­каких подозрений.

    Наиболее сложной является позиция наблюдателя, когда он на­чинает исполнять роль члена исследуемого коллектива, в особенно­сти если этот коллектив достаточно стабилен и немногочислен. В этом случае любое новое лицо самим своим присутствием вносит в его деятельность определенные нарушения, которые могут иска­зить картину его повседневной жизни, и исследователь должен быть чрезвычайно внимателен и осторожен.

    Чтобы нарушения были наименьшими, следует руководствовать­ся следующими правилами:

    принять на себя роль рядового члена коллектива;

    держаться в тени и не проявлять повышенного интереса к про­исходящему;

    больше слушать и наблюдать и меньше задавать вопросов;

    высказывания должны быть нейтральными и не иметь оценочно­го характера.

    Чтобы хорошо понять внутреннюю логику событий, происходя­щих в коллективе, необходимо достаточно долго участвовать в его жизни. Однако слишком долгое и активное участие в коллективных процессах имеет свои опасные стороны. Исследователь привыкает к поведению и действиям членов коллектива, а также к их реакциям настолько, что все происходящее начинает казаться ему само собой разумеющимся, и от него начинают ускользать особенности этого коллектива. Кроме того, здесь существует определенный риск, свя­занный с тем, что исследователь может принять чью-либо сторону или присоединиться к чьему-то мнению при обсуждении существен­ных для коллектива вопросов. Если он открыто проявит свои пред­почтения, он может потерять доверие тех, кого изучает. Если он внутренне присоединяется к чьей-либо позиции, полученные данные могут оказаться необъективными.

    Чтобы всего этого не произошло, можно рекомендовать наблю­дателю применить различные способы проверки «извне» - интервью, анкетирование и т. д., обсудить все виденное с кем-то из коллег. Иногда весьма полезно на несколько дней приостановить наблюде­ние, чтобы затем, вернувшись к нему, увидеть обстановку новыми глазами.

    Включенное наблюдение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию. Доследующее сравнение их записей, которые они должны вести независимо друг от друга, позволяет, во-первых, устранить следствия каких-либо побочных влияний (субъективных и объективных), а во-вторых, обнаружить у того или иного наблюдателя «мертвые точки», т. е. не увиденные им события. Кроме того, наблюдатели имеют воз­можность видеть действия друг друга и реакцию наблюдаемых на присутствие исследователей. Это позволяет наблюдателям проверить правильность своих действий. Поэтому если на всем протяжении исследования участие нескольких наблюдателей невозможно, оно очень желательно хотя бы на начальном этапе работы.

    Примером использования метода включенного наблюдения с полным участием наблюдателя в жизни исследуемого коллектива может служить работа В. Б. Ольшанского, который, собирая мате­риал, в течение нескольких месяцев работал сборщиком электроап­паратуры на заводе имени Владимира Ильича.

    Длительное (в течение нескольких месяцев) пребывание в изу­чаемом коллективе не только помогло исследователю обнаружить, насколько достоверны результаты, полученные с помощью других методов (анкетного опроса и интервью), но и позволило увидеть некоторые стороны коллективной жизни, скрытые от глаз тех, кому доводилось видеть этот коллектив от случая к случаю.

    Так, была выявлена связь между коллективными установками и избирательностью в отношении содержания информации, переда­ваемой по радио. Исследователь наблюдал, как рабочие старались переключиться на менее шумную работу, когда передаваемые сооб­щения соответствовали сложившимся в коллективе интересам и установкам. В наблюдении удалось выявить также некоторые кол­лективные нормы и их влияние на отдельных членов коллектива. Например, было отмечено, что насмешкам подвергались как нару­шители трудовой дисциплины, так и те, кто в ущерб интересам коллектива стремился к индивидуальным достижениям.

    Применение включенного наблюдения всегда должно быть мо­рально обосновано. Никто не имеет права наблюдать те явления и события, которые люди специально скрывают от посторонних глаз. Исследователь может наблюдать лишь то, что члены коллектива не скрывают друг от друга, что в их поведении считается более или менее само собой разумеющимся.

    Полное участие применяется, как правило, в монографических исследованиях, ибо такая методика наблюдения по природе своей исключает массовость, а результаты наблюдения при полном вклю­чении с трудом поддаются количественному выражению.

    «Участник-наблюдатель» - форма наблюдения, при которой исследователь не скрывает своей роли и, с согласия коллектива наблюдает его жизнь в течение определенного времени, имеет возможность беседовать с его членами, принимать участие в обсуждении проблем коллектива.

    В этом отношении в очень выгодной позиции оказывается завод­ской социолог. Будучи членом того же предприятия, что и изучае­мый им коллектив, он довольно легко может войти в его состав, не скрывая своих исследовательских интересов, и в дополнение к соб­ственным наблюдениям может обращаться за разъяснениями к тем или иным членам коллектива.

    Более или менее длительное присутствие одного и того же на­блюдателя в исследуемой ситуации довольно скоро перестает оказы­вать на нее сколько-нибудь значительное влияние. Людям легче свыкнуться с присутствием наблюдателя, чем изменить ставшие привычными формы поведения.

    В качестве примера можно привести социологическое исследова­ние на пражском заводе «ЧКД - Соколове», где применялось вклю­ченное наблюдение указанного типа 9 . Исследователи посещали в течение нескольких месяцев закрепленный за ними участок и участвовали в общественно-политической жизни коллектива: присутствовали на собраниях партийных и профсоюзных организаций, на производственных совещаниях и рабочих собраниях, а результаты наблюдения заносили в дневник.

    «Наблюдатель-участник» - данная роль характеризуется тем, что наблюдение носит более формальный характер. Контакт наблю­дателя с членами наблюдаемого коллектива минимален, исследова­тель не скрывает своих научных целей. Примером может служить наблюдение, которое ведет интервьюер за опрашиваемыми в про­цессе одноразового интервью.

    «Наблюдатель» - роль, во многом сходная с не включенным наблюдением. Как правило, наблюдаемым неизвестны задачи, которые ставит перед собой исследователь; они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель контактирует с ними лишь в той мере, в какой его к этому вынуждает ситуация: отвечая на вопросы наблюдаемых о цели своего присутствия, объяс­няет его каким-нибудь благовидным предлогом.

    Степень участия включенного наблюдателя в исследуемой ситуации во многом определяется характером самого исследования и его задачами. В исследованиях поискового плана предпочтительно пол­ное включение с целью лучшего понимания исследуемого явления. В исследованиях экспериментального плана на этапе проверки ги­потезы полезнее применять наблюдение с меньшей степенью участия.

    По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

    Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изу­чаемым объектом. Большинство конкретно-социологических исследований прохо­дит именно в форме полевого наблюдения. Оно может быть различ­ной степени структурализации и включенности и применяться в исследованиях любого плана - от поискового до эксперименталь­ного на самых различных этапах, выполняя роль как основно­го метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополнительной инфор­мации).

    Лабораторное наблюдение - такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство - максимальная по срав­нению с другими видами возможность выявить все факторы, ситу­ации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток - искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения ис­следователя, может резко менять поведение участников.

    Лабораторное наблюдение чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате воздействия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко приме­няются возможные технические вспомогательные средства (кино- и фотоаппаратура, видеомагнитофоны и т. д.).

    По регулярности проведения можно различать наблюдение систе­матическое и случайное.

    Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение опре­деленного периода времени. Оно позволяет выявить динамику про­цессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их раз­вития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Вести наблюдение можно: 1) за определенной группой (например, рабочей бригадой или научным коллективом (лабораторией), в течение месяца, года); 2) за определенным про­цессом в разных группах (например, за ростом самосознания отдель­ных социальных групп, классов, освободившихся от колониализма: наций); 3) за определенным процессом в определенной группе (на­пример, изменением отношения к труду у рабочих определенной бригады, ростом национального самосознания народа и т. д.).

    В зависимости от места наблюдения и степени изученности объ­екта систематическое наблюдение может быть полевым (естествен­ным) или лабораторным, иметь различную степень контролируемости и включенности наблюдателя, сохраняя все их достоинства и (не­достатки. Хорошая система классификации, подробная категориза­ция позволяют производить смену наблюдателей, снижая ошибки, связанные с включенностью.

    Область применения систематического наблюдения достаточно широка - от поискового до экспериментального исследования. К случайному наблюдению относится наблюдение заранее не запланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

    Например, проводя по плану наблюдение за изменением содер­жания труда, социолог может столкнуться с общим или дифферен­цированным изменением отношения к труду, проведения досуга, социальной активности и т. п. и зафиксировать все это как пред­ставляющее значительный интерес.

    От случайного наблюдения следует отличать случайное выявле­ние и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, запланирован­ного именно за данной деятельностью. Выявление такого рода фак­тов является основной задачей не структурализованного наблюдения за заранее определенной ситуацией. Но оно может происходить и в процессе контролируемого наблюдения. Так, фиксируя содержание труда по заранее разработанной про­грамме в карточке, социолог может обнаружить, что не все факты, касающиеся процесса труда, нашли в ней отражение.

    Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоя­тельная процедура сбора первичной информации.