Звёздное небо осенью. Конспект урока по окружающему миру "Звёздное небо" Окружающий мир плешаков звездное небо

Один астроном написал такие слова: «Звездное небо – Великая книга Природы». Кто сумеет это прочесть, перед тем раскроются несметные сокровища окружающего нас Космоса».

Попробуй объяснить эти слова. Почему ученый назвал звездное небо Великой книгой Природы? Какие сокровища он имел ввиду? Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Ответ. На протяжении веков люди любовались и изучали звёздное небо - одно из величайших зрелищ Природы. Сейчас, говоря словами Циолковского, наступила «эра пристального изучения неба». Космические полёты приблизили к нам звёзды, и теперь даже те, кто далек от астрономии, хотят не только любоваться звёздным небом, но и понять истинный смысл этой картины.

Знание созвездий - азбука астрономии. Оно совершенно необходимо и любителю астрономии и тем более астроному-специалисту. Как невозможно представить себе географа, не знающего облик земного глобуса, так немыслим и астроном, путающийся в звёздных узорах неба.

Для тех, кто хорошо знаком с созвездиями и их расположением по отношению к горизонту в различные моменты суток и года, звёзды могут служить отличными ориентирами, позволяющими находить стороны горизонта в незнакомой местности и даже приближенно определять момент времени. Именно это обстоятельство побудило древних внимательно изучать звёздное небо. В наши дни методы ориентировки по созвездиям должны быть хорошо известны и туристам, и разведчикам, и морякам, и лётчикам,- короче говоря, всем тем, для кого земные ориентиры иногда могут оказаться недейственными.

Хорошо знать созвездия должны также наблюдатели искусственных спутников Земли и других космических летательных аппаратов. С земной поверхности в каждый данный момент времени мы видим лишь половину звёздного неба. Космонавтам, совершающим полет с Земли на Луну, предстает иная картина. Земные ландшафты исчезают. Их место занимает всеобъемлющее, охватывающее наблюдателя со всех сторон, черное звёздное небо. Ясно, что в такой обстановке знание созвездий ещё более необходимо, чем на Земле. В дальних космических полётах звёзды станут основными ориентирами.

Особенно хорошо звёздное небо должны знать те, кто занимается поисками новых комет. Когда среди множества слабо-светящихся звездочек появляется крошечное туманное пятнышко - новая, незнакомая комета,- её легко спутать с далёкими, туманностями, усеивающими небосвод.

С древнейшей поры люди наблюдали за небесными телами, их свечением, движением. Они заметили, что каждая звезда появляется на небе в одном и том же мест и в одно и то же время. Так возникли первые небесные (солнечные) часы и календари, карты звёздного неба для моряков. Зная расположение звёзд, всегда можно определить стороны света. Астрологи с помощью звёзд предсказывали грядущие события.

Вспомни свои наблюдения за звездным небом. О чем ты думаешь, что представляешь себе, чувствуешь, когда видишь небо, украшенное россыпью звезд? Сравни свои наблюдения с описанием а атласе определителе.

Ответ. Я всегда чувствую, что мир огромен, что я являюсь частью чего-то. Ещё думаю, что в эту же самую минуту множество людей точно так же смотрят на это же небо как и я...

В разные времена года небо выглядит по-разному. Особенно мне нравится вечерний закат в летнее время, на небе творится такое, что замираешь на месте, забывая обо всем перед Вселенной - о своих проблемах. Хочется смотреть и смотреть без конца на этот безбрежный, притягательный океан звёзд. При длительном взгляде на небо удаётся увидеть удивительные предметы, животных, а иногда и какие-то сценки и кажется - это мираж или все на самом деле? А зимой часто наблюдаем атмосферное оптическое явление - радуга из ледяных кристалликов вокруг луны или вокруг фонарей или северное сияние. Это неописуемая красота, дающая душевное спокойствие и большой заряд энергии.

1. Изучите правила наблюдения звездного неба. Какие из них вы уже знали и выполняли при собственных наблюдениях, а какие оказались для вас новыми? В дальнейшем используйте эти правила, когда будете наблюдать за звездами.

Ответ. Я знал, что за звездами надо наблюдать вечером или ночью, вдали от фонарей, когда не небе нет облаков. Новое, что я узнал, это атлас-определитель и как ориентироваться при помощи Большой медведицы.

2. Рассмотрите страницы раздела «Звезды» в атласе-определителе. Найдите знакомые вам созвездия. Какие из них вам удалось видеть на небе собственными глазами? Что вы о них знаете?

Ответ. Созвездие Ориона - одно из самых красивых созвездий на небе, оно является украшением зимнего ночного неба в северных широтах. Созвездие Ориона легко найти на небе, в нем много ярких звезд.

Самая яркая звезда в созвездии Ориона - Ригель, которая имеет звездную величину 0,1. Ригель - это бета звезда созвездия.

Древнейшее созвездие в северном полушарии, которое содержит в себе одноименную галактику. Андромеда - достаточно большое созвездие, которое занимает площадь в 722 квадратных градуса. По этому показателю оно находится на 19 месте.

Увидеть его можно на всей территории России. Андромеду наблюдают круглый год, хотя лучшим временем считается октябрь. Чтобы найти созвездие на небе, достаточно для начала отыскать квадрат Пегаса. В северо-восточном углу этого квадрата светит яркая звезда - Альферац. Она является Альфой Андромедой и ее началом, так как по форме созвездие напоминает пук из трех лучей, сходящихся как раз в Альфераце.

Яркое и красивое созвездие северного полушария, занимающее площадь в 598 квадратных градусов. Очертаниями оно напоминает букву W и содержит около 150 звезд, различимых невооруженным взглядом. Но именно пять из них - наиболее яркие и придают созвездию легко узнаваемую форму.

Найти ее на небе очень легко. Нужно провести линию от Большой Медведицы к Полярной звезде и продолжить ее. Линия укажет прямо на Кассиопею.

Вообще Кассиопея и Большая Медведица являются двумя незаходящими созвездиями в северном полушарии, только расположены она по обе стороны от Полярной звезды.

Пять главных звезд созвездия имеют свои названия: Шедар, Рукбах, Нави, Сегин и Каф. Все они имеют вторую звездную величину и прекрасно видны даже без бинокля.

Как Вы дополните свой рассказ о мире с точки зрения астронома, используя знания, полученные на уроке?

Ответ. Существуют миллиарды галактик во Вселенной. Некоторые очень маленькие и имеют в своем составе всего несколько миллионов звезд. В то время как другие могут иметь до 400 миллиардов звезд или даже больше. Существую три вида галактик: спиральные, эллиптические, и нерегулярные. Наша собственная галактика, которая называется Млечный Путь, находится в пределах группы галактик, которую мы называем местная группа. Единственное чем они отличаются это формой.

С.21. Проверь себя.

1. Как правильно наблюдать звездное небо?

Ответ. Наблюдать нужно с вечера, когда небо чистое. Во время наблюдения рядом должны находиться взрослые. Рассматривать небо лучше невооруженным глазом. Рядом с местом наблюдения не должно быть ярких фонарей. Нужно научиться различать северную и южную части неба. Чтобы определить созвездие, можно воспользоваться специальными книгами, нпример – атлас-определитель.

2.Назови созвездия, о которых мы узнали на уроке.

Ответ. На уроке мы узнали созвездия - Малая Медведица, Большой Пёс, Телец, Плеяды. В умеренных широтах северного полушария Земли Малая Медведица видна круглый год. Телец - в разные части ночи - кроме конца весны и начала лета. Орион - кроме конца весны и первой половины лета, Большой Пёс - зимой. Телец, Орион и Большой Пёс - зимние созвездия. Любая звезда с каждым днём всходит и заходит (если она вообще всходит и заходит) на 4 минуты раньше, чем накануне. Так что эти созвездия осенью видны во второй половине ночи, зимой - ночью, весной - с вечера.

3. С какими звездами вы познакомились?

Ответ. Мы познакомились со звездами - Полярная звезда, Сириус, Альдебаран.

Задания для домашней работы

1. Изготовь модели изученных на уроке созвездий удобными для тебя способом (модель-аппликация, объемная модель из пластилина и др.).

Ответ. Можно изготовить из проволоки и пенопласта. Проволоку изогнуть в форме ковша, а из пенопласта вырезать шарики и одеть на проволоку.

2. С помощью атласа-определителя узнайте, как найти на небе полярную звезду, и отыщите ее. Ориентируясь по Полярной звезде, определите направление основных сторон горизонта. Узнайте, в какое время года и в какой части неба нужно наблюдать созвездия Орион, Большой Пес, Телец, звездное скопление Плеяды. Проведите соответствующие наблюдения. Нужно найти созвездие Большой Медведицы.

Ответ. Передняя «стенка» ковша образована звёздами Мерак и Дубхе. Если мысленно соединить эти звёзды линией и продолжить её дальше, то найдём Полярную звезду (или можно сказать, что Полярная звезда последняя в «ручке» ковша Малой Медведицы). Она указывает направление север.

Орион, Большой Пёс, Телец, Плеяды – южная часть неба, зимой.

Много интересного можно узнать, если наблюдать за звездным небом. На данном уроке мы поговорим с вами о звездах и созвездиях, рассмотрим карту звездного неба и познакомимся с некоторыми созвездиями поближе. Кроме того, мы узнаем с вами, что такое зодиак.

Тема: Природа

Урок: Звёздное небо

Наука, изучающая звезды, называется астрономия (от греч. астра - «звезда»). Чтобы наблюдать за звездами был изобретен специальный прибор - телескоп .

С греческого телескоп переводится как «далеко вижу». С их помощью астрономы на специальных станциях, обсерваториях, наблюдают и изучают звездное небо. Звезды - это огромные раскаленные светящиеся шары. Ближайшая к Земле звезда - Солнце.

Солнце во много раз больше земного шара. Если представить Землю в виде зернышка проса, то Солнце будет размером с крупный арбуз.

Когда на небе ослепительно сияет Солнце, мы не видим других звезд, потому что они светят не так ярко, как Солнце.

Помните, что нельзя смотреть на Солнце даже в темных очках, оно светит так ярко, что можно испортить себе зрение.

Огромное, по сравнению с Землей, Солнце на небе кажется совсем небольшим. Это потому, что оно находится очень далеко от Земли, а все остальные звезды находятся еще дальше, поэтому они кажутся совсем маленькими.

Рис. 4. Карта звездного неба ()

Давным-давно люди, рассматривая звездное небо, заметили, что некоторые скопления звезд напоминают фигуры людей, мифических героев, животных, предметы, и такие скопления звезд астрономы назвали созвездиями .

Рис. 7. Созвездия Большой и Малой Медведицы ()

Созвездия Большой Медведицы и Малой Медведицы хорошо известны всем потому, что видны на небе северного полушария круглый год. А ведь мы с вами живем как раз в северном полушарии, помните?

На конце ковшика Малой Медведицы находится Полярная звезда. Если вы станете к ней лицом, то таким образом определите направление на Северный Полюс Земли.

Знание созвездий - это азбука астрономии, но она необходима не только астрономам. По звездам часто ориентируются летчики, моряки, туристы, путешественники, разведчики.

Ученые-астрономы насчитали 88 созвездий. Каждое из них имеет свою историю, а иногда и легенду. С некоторыми из них мы с вами и познакомимся.

Созвездие Кассиопея можно найти на небе в любое время года. Его главные звезды образуют растянутую букву М. Весной и летом эта буква перевернута как на рисунке. Это созвездие назвали именем царицы Кассиопеи, героини древнегреческих мифов.

Созвездие Орион хорошо видно зимой. Оно очень красивое. А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют 3 звезды, расположенные рядом. Их так и называют - Пояс Ориона.

Рис. 10. Лебедь

Созвездие Лебедь можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями, летящего вниз к земле. Хвост Лебедя отмечен особенно яркой звездой, одной из самых ярких на небе.

Если бы звезды было видно днем, то мы бы заметили, что в течение года солнце гостит у каждого созвездия. В гостях у каждого созвездия оно бывает примерно месяц.

Это пояс из созвездий, вдоль которого в течение года движется Солнце. Пояс зодиака разбит на 12 созвездий. Путешествие по зодиаку начинается с созвездия Овна. Затем идут созвездия Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер человека, родившегося под определенным знаком зодиака. Так же, астрологи составляют прогнозы, или гороскопы, для каждого знака зодиака.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр. для 2 кл. нач. шк.- М.: Просвещение, 2006.
  2. Бурский О.В.,Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир.- Баласс.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Астрогалактика ().
  2. Астрономический сайт «Галактика» ().
  3. Meteoweb.ru ().
  1. с. 30-33, учебник Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  2. с. 15 раб. тетрадь к учебнику Плешаков А.А. Мир вокруг нас.
  3. Посмотри на звездное небо возле своего дома и найди на нем Малую и Большую Медведицу. Какие еще знакомые созвездия ты можешь различить?
Урок окружающего мира для 2 класса

по теме: «Звёздное небо»

учитель начальных классов

Белозёрова Татьяна Владимировна.

Домодедово, 2012-2013 уч.г.

Цель: -расширить представления учеников о звёздах, созвездиях.

Планируемые результаты: учащиеся научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия;

сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием;

пользоваться дополнительными источниками информации.

Оборудование:

    компьютер, проектор, экран для демонстрации слайдов, презентация;

    учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» 2 класс, рабочая тетрадь;

    полоски бумаги для квиллинга.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Стали ровно, дружно

Улыбнуться всем нам нужно.

А теперь тихонько сядем

И работать начинаем.

Актуализация знаний.

Класс делится на две команды. Задаются вопросы по домашнему заданию. За правильный ответ команда получает звёздочку.

Вопросы:

1 . Выбрать правильное высказывание: Что такое природа?

А) Что нас окружает.

Б) Всё, что сделано человеком.

В) Всё то, что не сделано руками человека.

2 .Что не относится к природе?

А) Бактерии.

Б) Телевизор.

В) Растение.

Г) Человек.

3 . Что не относится к явлениям природы?

А) Цветение яблони.

Б) Ледоход.

В) Листопад.

Г) Скворец.

4. Чем измеряют температуру?

А) Барометром.

Б) Линейкой

В) Термометром

Г) Циркулем.

5. От какой точке на термометре ведут отсчёт температуры воздуха?

А) От самого нижнего деления.

Б) От нулевой отметки.

В) От самого верхнего деления.

6 . При какой температуре теплее всего?

А) Десять градусов тепла.

Б) Двадцать градусов ниже нуля.

В) Нуль градусов.

7 . Выбери правильное утверждение

А) Ноль градусов –это отсутствие температуры воздуха.

Б) Ноль градусов – это самая низкая температура воздуха.

В) Ноль градусов – это граница между градусами тепла и холода.

8 . Кто предсказывает погоду?

А) Астролог.

Б) Метеоролог.

В) Педиатр.

9 .Это растение покрыто зелёной хвоей, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.

А) Лиственница.

Б) Сосна.

В) Дуб.

10 .Угадай по описанию. Назвать по сезонным изменениям время года.

Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие.

А) Весна.

Б) Зима.

В)Лето

Г) Осень.

Проверка домашнего задания. Выставка рисунков об осени. Самоопределение к деятельности. Кроссворд (ответы появляются по щелчку на цифру) 1.Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

(зима)

2.Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Он стоит на длинной ножке,
Чтобы не залезли кошки. (скворечник) 3.Кто не ведает границ? Он летит быстрее птиц, Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это... (Ветер) 4.Они покрыты шерстью, имеют четыре ноги. (звери) 5.Крупный населённый пункт. (город) 6.Белый чёрным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей,
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается. (береза) В выделенном тексте появляется слово: «Звёзды». -Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Работа по теме урока. Беседа. - Правильно. Сегодня мы проведём необычный урок – урок-путешествие по звёздному небу. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой (слайд 3).

Раньше, когда люди только начинали изучать Землю, и сейчас, в наше время, люди интересовались звёздами, погодой, переменами климата и Солнцем. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Вы только представьте себе эту картину на минуту.

Итак, сегодня на уроке мы ответим на следующие вопросы (Слайд 4):

    Что такое Зодиак?

Мир звёзд очень разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо над вашей головой усыпано множеством звёзд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. В действительности каждая звезда – это огромный светящийся раскалённый шар (слайд 5). Самые горячие звёзды голубого цвета, другие, менее горячие – красного (слайд 6). Есть звёзды-гиганты, а есть звёзды-карлики (слайд 7). Солнце – это одна из звёзд (слайд 8).

Так почему оно светит днём, а звёзды ночью и кажутся нам маленькими светящимися точками? (Ответы учеников.)

Действительно, ребята, Солнце не просто светит нам днём, а создаёт этот день! А звёзды есть на небе в любое время суток. Но в течение дня незаметно мерцание более далёких звёзд. А вот ночью, когда солнца на небе нет, становятся видны другие звёзды. А сколько же их на небе? (Предположения учеников.)

Звёзды уже давно подсчитаны. А кто же занимается их изучением?

Астрономические знания необходимы были людям и в Древнем Египте, и в Вавилоне, и в Индии, и в Китае, везде, где люди жили, сеяли, собирали урожай, где они занимались охотой, рыболовством, скотоводством, совершали путешествия через пустыни и моря. Всем им необходимо было ориентироваться во времени и в пространстве. В то время не было еще хороших карт, а компас был известен только в Древнем Китае. Небо же было почти всегда ясным, и звезды могли всегда направлять путешественника к его местоназначению.

Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (слайд 9)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя … (слайд 10).

Значками разной величины на карте показаны звёзды от ярчайших до менее заметных.

Каждая звезда имеет своё название. Самые яркие из них – Полярная звезда, Вега и др. (слайд 11).

Работа по учебнику (слайд 12)

Прочитай 1-ый абзац на стр. 41 и ответь на вопрос: Что такое созвездие?

Созвездие – это группа наиболее ярких, заметных на тёмном небе звёзд.

С какими созвездиями мы познакомились в 1 классе?

Медведь на глыбе ледяной,
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой.
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой …

(слайд 13)

Верно, это созвездие Большой Медведицы. Давным-давно, люди, рассматривая звёздное небо, заметили, что скопления звёзд напоминают им фигуры людей, мифических героев, животных, предметы. И такие скопления звёзд астрономы назвали созвездиями. Учёные-астрономы насчитали 88 созвездий, каждое из которых имеет свою интересную историю, а порой и легенду. И сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

«W» [дабл ю] к ЦЕФЕЮ близко

Значит «woman» по-английски.

То жена царя ЦЕФЕЯ

Гордая КАССИОПЕЯ.

(слайд 14)

Подпоясавшись потуже,

Для охоты снаряжён

Выступает ОРИОН.

Две звезды из высшей лиги

В ОРИОНЕ - это РИГЕЛЬ

В правом нижнем уголке,

Словно бант на башмаке.

А на левом эполете -

БЕТЕЛЬГЕЙЗЕ ярко светит.

Три звезды наискосок

Украшают поясок.

(слайд 15)

Между ЦЕФЕЕМ и ЛИРОЙ,

Крылья раскинув над миром,

ЛЕБЕДЬ неспешно

летит в высоте,

Ярко сверкает

ДЕНЕБ на хвосте.

Ясною ночью

на Млечном Пути

Северный Крест

постарайся найти!

(слайд 16)

Физкультурная минутка.

«Полёт на луну».

Полетели на Луну – (Встать возле парты.)
Руку в сторону одну. (Правую руку поднять в сторону.)
А вторую вверх подняли, (Левую руку – вверх.)
Словно крылья замахали. (Обе руки – в стороны, махи руками 6-8 раз.)
Подскочили высоко – (Прыгнуть как можно выше вверх.)
Вот Луна, недалеко!
Потянулись – вот она! (Встать на месте, руки вверх, потянуться).
На ладонях вся ЛУНА! (Сложить ладони в форме чаши.)

Путешествие по Зодиаку (слайд 17). Прочитайте текст в учебнике на стр.42-43. Ответь на вопросы (слайд 18).
    Что такое Зодиак? Сколько всего созвездий в Зодиаке? Сколько «гостит» солнце у каждого созвездия? С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку?

Зодиак – пояс неба, по которому совершается видимое годовое движение Солнца. Солнце бывает в каждом созвездии примерно месяц. Путешествие принято начинать с созвездия Овен. Овен, телец, близнецы, рак, лев, дева, весы, скорпион, стрелец, козерог, водолей, рыбы.

Сейчас солнце находится в созвездии Девы.

Созвездия Зодиака одни из самых древних. Пояс Зодиака разбит на 12 созвездий, ведь число 12 было священным у разных народов: у греков было 12 богов олимпийцев, герои и полубоги совершали по 12 подвигов. Давайте проследим путь солнца, узнаем, как называется каждое созвездие и как его люди представляли себе в древности. (Ученики называют созвездия по порядку.)

Астрологи, наблюдая за движением планет, считают, что планеты влияют на характер людей, родившимся под определённым знаком зодиака. Также астрологи составляют предсказания, то есть гороскопы для каждого знака Зодиака. Но в них изображают знаки зодиака не в вид рисованных образов, а в виде графических символов.

Квиллинг. Звёздочки из полосок. Создай созвездие.

Детям даётся фон (небо), сделать созвездия Большой Медведицы. Какая из команд сделает быстрее.


Рефлексия.

Давайте посчитаем звёздочки в группах. А почему у вашей группы меньше? Что надо сделать, чтоб звёзд было больше?

Итог урока.

Ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вернёмся к началу урока и вспомним, какие вопросы для изучения мы поставили перед собой и удалось ли нам найти на них ответ. (Слайд 19)

Ученики отвечают на вопросы.

    Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?

    Какие созвездия мы можем видеть в течение года на небе?

    Что такое Зодиак?

    Как солнце в течение года совершает путешествие по Зодиаку?

    С какого созвездия принято начинать путешествие по Зодиаку?

Ребята, а о чём бы вам хотелось узнать подробнее?

Оценивание.

Домашнее задание.

    Выполнить в рабочей тетради на странице 15 задание 1-3.

    Узнать по дате рождения знак Зодиака членов семьи.

Источники:

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. М.: Просвещение.2011.

Т.Н. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М.: Вако, 2012.

А.А.Плешаков. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2011.

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс: Рабочая тетрадь: В 2 ч. М.: Просвещение,2011.

http:// macs. ucoz. ru/_ ph/13/884412640. jpg – титул слайд

http:// activerain. com/ image_ store/ uploads/9/0/2/3/2/ ar121029207723209. png – телескоп

– небо

http:// www. prozagadki. ru/197- zagadki- pro- berezu. html , http:// vospitatel. com. ua/ zaniatia/ zagadki/ zagadki- o- vetre. html , http:// www. prozagadki. ru/373- zagadki- pro- skvorechnik- dlja- detejj. html , http:// www. nanya. ru/ stati/2008/10/07/556598- zagadki- o- zime/ - загадки

http:// t2012. ru/_ ph/2/267091167. jpg – слайд 3

http:// apod. nasa. gov/ apod/ image/0601/ pleiades_ gendler_ big. jpg – слайд 5

http:// www.3 dnews. ru/_ imgdata/ img/2011/11/28/620573/ hubble- globlar- cluster_ full. jpg – слайд 6

http:// sis.3 dn. ru/ load/31-3-2 – звезда-карлик

http:// commons. wikimedia. org/ w/ index. php? title= File: Solar- type_ Red_ Giant_ structure_ RU. JPG& filetimestamp=20091029110048& uselang= ru – звезда-гигант

http:// mirfactov. com/ wp- content/ uploads/ img3 f2. jpg – солнце

http:// pochemu4 ka. ru/ publ/ zagadki_ pro_ kosmos/92-1-0-2493 – загадка о телескопе

Звездное небо

Окружающий мир

Вспомните, что вы знаете о Солнце и звёздах.

С какими созвездиями

вы познакомились в 1 классе?

По тёмному небу рассыпан горошек

Цветной карамели из сахарной крошки,

И только тогда, когда утро настанет,

Вся карамель та внезапно растает.

Взгляни на звёзды: много звёзд

В безмолвии ночном

Горит, блестит кругом Луны

На небе голубом.

Мы считали две недели,

Сосчитали еле-еле.

Только нам не повезло –

Не запомнили число.

Звёзды – огромные раскалённые газовые шары.

Есть среди них и такие, которые больше Солнца.

Мы же видим их как маленькие светящиеся точки, потому что они находятся на огромном расстоянии от нас.

Ночью звёзды загораются

И в созвездья собираются.

Лишь одна сияет днём,

Освещая всё кругом.

Ещё в древности люди начали изучать таинственное

и прекрасное звёздное небо. Они увидели на нём

группы звёзд, которые и назвали созвездиями .

Созвездия напоминали людям различные предметы, животных, мифических героев, за что и получили свои названия.

Найдите на рисунке знакомые созвездия.

Кассиопея

Медведица

Кассиопея . Это созвездие можно найти на небе в любое время года. Его главные звёзды образуют растянутую за «ножки»

букву «М». Весной и летом эта «буква» перевёрнута.

Своё название созвездие получило по имени

царицы Кассиопеи – героини древнегреческих мифов.

Орион. Это созвездие хорошо видно зимой. Оно необыкновенно красиво! А названо оно по имени охотника из древнегреческих мифов. Пояс этого охотника образуют три звезды, расположенные рядом. Их так и называют – Пояс Ориона.

Лебедь. Это созвездие можно увидеть летом и осенью. Оно напоминает лебедя с широко раскинутыми крыльями. Хвост лебедя отмечен особенно яркой звездой – одной из самых ярких

на небе.

С помощью взрослых найдите на вечернем небе

эти созвездия.

Если бы звёзды были видны днём, мы заметили бы, что Солнце в течение года бывает «в гостях» у разных созвездий.

У каждого созвездия Солнце «гостит» примерно один месяц.

Зодиак – это пояс из созвездий, вдоль которого Солнце движется в течение года.

Подумайте, сколько всего созвездий в зодиаке.

БЛИЗНЕЦЫ

СКОРПИОН

Отправимся и мы в путешествие по зодиаку.

Астрологи, наблюдая за движением планет, считают,

что планеты влияют на характер людей, родившихся

под тем или иным созвездием.

Осенью на звёздном небе можно наблюдать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/52/146/52146088_nastyukhazvezdochki.gif

http://kosmos-x.net.ru/_nw/2/98021.jpg

http://stat17.privet.ru/lr/

http://www.photoshop-master.ru/adds/actions/zvezda/sample.jpg

http://1nsk.ru/data/blog/img_prw/3/fq0diid1.jpg

http://astrocast.ru/wp-content/uploads/2010/03/orion_constellation-detailed.jpg

http://www.astrogalaxy.ru/foto002/orion_zaytc.gif

http://i017.radikal.ru/0903/c1/cdc7e4e34686.jpg

http://www.sunson2005.narod.ru/images/lebed.gif

http://s42.radikal.ru/i097/0904/64/dccbf83e91f2.jpg

http://content.foto.mail.ru/mail/mav-ka/_blogs/i-961.jpg

http://www.buzzle.com/img/articleImages/40630-7.jpg

http://www.100druzei.ru/upload_post/2008_08_24_12_08_58.jpg

http://wiki.vspu.ru/lib/exe/fetch.php?w=&h=&cache=cache&media=workroom:iteach2009:tatranova:zodiak.jg

http://mylovelysite.at.ua/_nw/0/15179027.jpg

http://forum.materinstvo.ru/uploads/1232043308/post-50393-1232046682.png

Рабочая тетрадь "Окружающий мир" за второй класс, часть вторая, УМК "Перспектива", авторы тетради - Плешаков, Новицкая. Если первая часть была полностью посвящена осени, логично, что вторая должна охватить зиму, весну и лето. Да, о зиме и весне страниц много, но темы в точности повторяют 1 часть рабочей тетради.

Немного не понятно, зачем 3 раза за учебный год учить созвездия звездного неба или одних и тех же птиц, но авторы учебника распорядились именно так. Про лето и вовсе только пара страничек, хотя, согласитесь, это время года чуть ли ни одно из самых замечательных и примечательных.

Наш решебник содержит все гдз, ответы на задания ко второй части рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс по Перспективе. Все ответы проверены учителем начальных классов. На многие задания вы сможете найти расширенный ответ, доклад или презентацию на страницах нашего сайта.

Ответы ко 2-й части рабочей тетради за 2 класс

Кликайте по номерам страниц, чтобы посмотреть ответы на задания.

Зима

Страница 3-5. Зимние месяцы

Задание 1. В первом столбце прочитай вслух названия зимних месяцев и древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий зимних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

1 столбец: децембер, януариус, фебруариус.

2 столбец: декабрь, январь, февраль. Названия по звучанию похожи на римские.

3 столбец: студень, сечень, снежень.

2. Запишите названия зимних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с


2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать варианты вы можете на страничке Названия зимних месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей >>

Задание 3. Велика Россия. Поэтому и зима приходит в разные ее края в разное время. И длится ее владычество разные сроки. Запиши даты, когда зима приходит в ваш край и когда уходит.

Зима на Урале и в Сибири – самое продолжительное время года. Она начинается обычно в конце октября, когда устанавливается постоянный снежный покров и отрицательные температуры воздуха. Заканчивается зима в этих краях в 20-х числах марта. Снежный покров лежит около 5 месяцев и достигает толщины в среднем 30-40 см.

Зима в Европейской части России примерно совпадает с календарной: с начала декабря по конец февраля.

Зима в Краснодарском крае короткая, в ноябре еще может стоять плюсовая температура. Зима начинается в середине декабря, а к началу февраля уже уступает место весенним явлениям природы.

Задание 4. Рассмотри фотографию. Сочини к ней стихотворение, присловье, загадку (на выбор) о красавице-зиме. Запиши.

Белая вата весь лес согрела. (Снег).

Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег).

Намело, навьюжило.
Все деревья в кружеве!
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.

Задание 5. Помести фотографии или рисунки родного города (села), сделанные зимой. Придумай и напиши к ним подписи.

Городской сад зимой

Площадь Ленина зимой

Храм Василия Блаженного зимой

Храм Христа Спасителя зимой

Страница 6-7. Зима - время науки и сказок

Задание 2 . Запиши народные приметы на урожай в твоем крае.

Ответ: Если в Сретение (15 февраля) по дороге несет снег – жди хорошего урожая.
При большом снеге и хлеба будет много, а при малом и хлеба мало.
Ясный новогодний день - к богатому урожаю хлеба, к нему же на Новый год сильный мороз и снегопад.
Если лед на реке ровный, значит хлеба будет мало, а если лед становится грудами – хлеба будет много.

Выбрать еще приметы вы можете со странички Народные приметы на урожай >>

Задание 3. Вспомни сказку народов твоего края про животных. Нарисуй к ней рисунок.

Вспомним сказку "Зимовье зверей". Рисунок:

Задание 4. Подбери и запиши пословицу, выражающую смысл сказки, к которой нарисован твой рисунок.

Пословица: Готовь сани летом, а телегу зимой.

Страница 8-9. Зима в неживой природе

Задание 1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца зимой. Объясни свой выбор.

Ответ: самый крайний рисунок справа, потому что на нем солнце ниже всего и видны признаки зимы: снег, деревья без листьев.

Задание 2. Составьте список зимних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Солнце в небе поднимается низко. Короткий день. Мороз. Снегопад, метель. Лед на водоемах. Оттепель и гололедица. Изморозь на деревьях.

Задание 3. Запиши даты:

Задание 4. Понаблюдайте за погодой зимой. Каждый месяц ведите наблюдения в течение одной недели (примерно в середине месяца). Результаты заносите в таблицы, пользуясь условными знаками.

Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт архив погоды сайта гисметео (gismeteo.ru), на нем есть дневник погоды для школьников. Выписываем погоду за нужные дни и перерисовываем те же условные обозначения.

Страница 10-11. Звездное небо зимой

Задание 1. Найди на рисунке Полярную звезду и подпиши ее. Объясни (устно), как тебе удалось отыскать эту звезду среди других.

Полярная звезда - самая яркая звезда созвездия Малая Медведица (малый ковш), находится на конце ковша.

Задание 2. Придумай сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Далеко далеко от земли жила Полярная звезда, которая хотела очень многое узнать о Земле. И задумавшись, не удержалась она на небе и упала в лес, да не просто в лес а прямо на хвост медвежонку - маленькой медведице, которая гуляла по лесу. Медведица удивилась и спросила:
- Кто ты?
- Я - Полярная звезда! Я упала с неба - ответила гостья.
- Зачем ты прилетела сюда?
Звезда не задумываясь ответила:
- Чтобы посмотреть, что такое земля.
Тогда маленькая медведица с восторгом предложила ей всё показать, и они отправились гулять по лесу. Они любовались замечательными красивыми растениями и не менее красивыми животными. Звёздочке всё понравилось и она пригласила медведицу в гости к себе на небо. Они в миг очутились на небе, и гостье так там понравилось, что она решила остаться на небе. Теперь они неразлучные друзья и называются Малая медведица и Полярная звезда.

Задание 3. Впиши названия сторон горизонта.

Если встать лицом к Полярной звезде, то впереди будет север, сзади - юг, слева - запад, справа - восток.

Задание 4. С помощью иллюстрации учебника соедини звезды на рисунке (с.11) так, чтобы получился фрагмент созвездия Орион. Найди на рисунке звезду Сириус и подпиши ее. Объясни (устно), что тебе помогло отыскать эту звезду.

Если по поясу Ориона провести прямую справа налево, то первая яркая звезда на этой прямой и будет Сириус.

Задание 5. Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на зимнем небе.

Созвездия: Орион, Большой и Малый пес, Телец, Близнецы, Единорог, Рак.

Звезды: Полярная звезда, Сириус, Капелла, Бетельгейзе.

Страница 12-13. Зима в мире растений

Задание 1.

Ответ слева направо: липа, ясень, клён, рябина, вяз.

Задание 2.

Ответ слева направо: ель, лиственница, сосна.

Задание 3. Догадайся, какое растение изображено на фотографии.

Ответ: можжевельник.

Задание 4. Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде (по силуэтам, плодам, шишкам и другим признакам). Запиши названия растений и нарисуй признаки, по которым вы определили эти растения.

Примеры рисунков:

Рябину можно определить по плодам, собранным в грозди.

Шиповник определим по красным вытянутым плодам.

Березу определим по белому стволу.

Ясень определим по вытянутым семенам, собранным в метелки.

Страница 14-15. Зимние праздники

Задание 1. Поздравь своего одноклассника рождественской песенкой-колядкой.

Коляда, коляда!
Выходила коляда из Нова-города.
Как искала коляда Машенькиного двора.
Нашла коляда Машин двор.
Машин двор не мал, не велик,....
Счастья, радости тебе, Машенька!

Задание 3.

Ответ: закрашиваем кружок у ангелочка, лебедя и лимона. Можно отметить шишку на ваше усмотрение.

Страница 16-17. Растения в домашней аптечке

Задание 2. Практическая работа "Лекарственные растения".

Название растений - Какие части используются

шиповник - плоды
зверобой - цветки, листья, стебель
цикламен - клубни
ромашка аптечная - цветы
можжевельник - плоды
календула - цветы

Задание 2. Разгадайте кроссворд с помощью текста учебника.

1. Валериана

3. Календула
4. Липа
5. Подорожник
6. Тысячелистник

Задание 3. Запиши названия лекарственных растений домашней аптечки.

Ответ: шиповник, зверобой, мята, ромашка, тысячелистник, шалфей, календула.

Страница 18-19. Зимняя жизнь птиц и зверей

1. Узнайте птиц по клювам. Соедините линиями рисунки и названия.

Задание 2. Узнай зверей по описаниям. Напиши названия.

Задание 3. Что изменилось в поведении птиц, за которыми вы наблюдали осенью?

Птицы все чаще стали прилетать к жилью человека. Синички даже могут залететь на балкон, если открыть окно. Они ищут корм.

Каких еще птиц вам удалось увидеть?

Синицы, снегири.

Понаблюдайте за птицами у кормушки.
По результатам наблюдений напиши рассказ. Проиллюстрируй его рисунком.

Мы смастерили из дощечек кормушку. Папа повесил ее на дереве в парке. Мама насыпала в нее семечки и зернышки. Но птицы долго не прилетали. Наконец, однажды мы обнаружили, что корм исчез! Это означало, что птицы нашли наш подарок! Мы стали приходить чаще и приносить свежий корм.

Страница 20-21. Невидимые нити в зимнем лесу

Задание 1. Как связаны между собой ель и лесные животные?

Клест, дятел, белка, мышь, заяц кормятся семенами ели и распространяют их. Весной семена, которые уронили эти животные, прорастут, из них вырастут новые ели.

Задание 2. Прочитайте в учебнике рассказ "Как животные друг другу помогают". Соедините рисунки стрелками так, чтобы показать связи в зимнем лесу.

Страница 22-23. В феврале зима с весной встречается впервой

1. Составь короткий устный рассказ о феврале, используя в нем слова "межа", "граница", "рубеж".

Рассказ о феврале.

Февраль - последний месяц зимы, межа между зимой и весной. Между февралем и мартом проходит граница или рубеж между холодом и теплом. Говорят, что в феврале зима с весной встречаются. Это значит, что становится теплее, и ощущаются первые признаки весны. Снег еще не сошел, но солнце пригревает, образуются проталины.

Нарисуй картинку к своему рассказу.

Задание 2. Отгадай загадку.

Висит за окошком кулек ледяной.
Он весело плачет и пахнет весной.

Отгадка: СОСУЛЬКА.

Задание 3. Узнай домашний рецепт приготовления блинов, запиши его и расскажи о нем одноклассникам.

2 яйца, 3 столовые ложки сахара, 1 литр молока, половина чайной ложки соли, муки столько, сколько вберет тесто (оно должно получиться жидким), растительное масло.

Смешать яйца с сахаром, добавить муку, соль, молоко. Хорошо размешать тесто, чтобы не было комочков. В тесто можно добавить 3-4 ложки растительного масла.

Жарить на горячей сковороде, смазанной растительным маслом.

Задание 4. Подбери и приклей фотографию зимнего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Сретение означает встреча. Этот праздник пришел к нам с Библейских страниц. Одному старцу по имени Симеон было обещано Богом, что он не умрет, пока не увидит обещанного Мессию (Христа). И вот однажды, когда он был в храме, Мария и Иосиф принесли Младенца Иисуса, чтобы исполнить закон. Симеон взял Младенца Иисуса на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.". В честь этого события и празднуют праздник Сретение.
Считается, что в Сретение зима с весной встречается.

Страница 24-25. Зимний труд

Задание 1. Расскажи (устно) о старинном женском труде в зимнюю пору.

Зимой женщины занимались рукоделием, пряли пряжу, ткали, шили и вышивали. Еще они ухаживали за домашними животными.

Задание 2. Заполнить пропуски в тексте самостоятельно или с помощью учебника.

Хорошие условия для хранения зерна люди создают в зернохранилищах - элеваторах.
Домашних животных зимой держат в помещениях. Там должно быть тепло, сухо, светло.
Четвероногим друзьям зимой надо добавлять в пищу витамины.
После оттепели, в гололедицу дороги и тротуары посыпают песком.
Комнатные растения зимой поливают редко.

Задание 3.

Ответ слева направо: лук, фиалка, декабрист, лимон.

Страница 26-27. Будь здоров

Задание 1.

Задание 2. Подумай и запиши, какие качество развивают игры, в которые ты любишь играть зимой.

Зимние игры на снегу закаляют мое здоровье, развивают выносливость, ловкость и силу. А при строительстве фигур из снега - фантазию.

Задание 3. Зимняя игра народов вашего края.

Приз на столбе

У многих народов, в том числе и у русских, была такая зимняя забава. Посреди площади устанавливали большой столб. Его обливали водой. На морозе вода превращалась в лед, и столб становился очень скользким. На верхушке столба вешали ценный приз, например, красные сапоги. Вот тут и начиналась игра! Любой парень или мужчина мог попробовать взобраться на самый верх и снять сапоги. Но подняться по скользкому столбу удавалось только самым сильным и ловким.

Качества, которые развивает эта игра: ловкость, силу, сообразительность, смелость.

Страница 28-29. Охрана природы зимой

1. Нарисуй кормушку, в которой ты подкармливаешь птиц. Можно наклеить фотографию.

2. Напиши, какие еще пернатые гости бывали в твоей "столовой".

Ответ: Голуби, сорока, ворона.

3. Напиши, каким кормом ты подкармливаешь птиц.

Ответ: просо, семечки, сухарики.

4. С помощью учебника раскрась животных из Красной книги России и подпиши их названия.

Амурский тигр, филин.

5. Напиши рассказ о каком-либо животном, внесенном в красную книгу России (желательно живущем в твоем крае). Можно дополнить рассказ рисунком.

Ласка - самый маленький хищник, обитающий в нашем крае. Ласка уничтожает огромное количество мышей. Она живет в полях и лесах, а также по берегам рек и озер. Этот зверек ценится своим мехом. Летом у ласки шубка коричневая с белой грудкой, а зимой полностью белая.

Страница 30-31. Зимняя прогулка

Задание 1. Рассмотри фотографии. Подумай, в каких регионах России зимой людям требуется такая теплая одежда.

Ответ: в северных регионах России.

Задание 2.



Весна и лето

Страница 32-33. Весенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия весенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий весенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце...

Узнай у старших и запишт в третий столбец названия весенних месяцев в языках народа твоего края.

1 столбец: мартиус, априлис, майус
2 столбец: март, апрель, май
3 столбец (на украинском): зимобор, снегогон, травень.

2. Запиши названия весенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы -
б) с явлениями живой природы -
в) с трудом людей -

3. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные весной. Придумай и напиши подпись.

4. Вернись к с.6 и заверши проверку народных примет на урожай по дням святого Николая. Для этого проследи, сколько травы вырастет к 22 мая. Запиши свои зимние и весенние наблюдения:

Народный прогноз оправдался.

С. 34-35. Весна в неживой природе

1. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца весной. Объясни свой выбор.

Ответ: рисунок справа, потому что на нем солнце выше, в природы видны признаки весны: ледоход на реке, прилет птиц.

Составь список весенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: потепление, таяние снега, ледоход, полноводие рек, половодье, первая гроза

3. Запиши дату.

4. Понаблюдайте за погодой весной...

Актуальные данные для вашего города можно взять на сайте гисметео ру, в дневнике погоды для школьников.

Страница. 36-37. Весна - утро года

1. Запиши даты прихода весны по старинным календарям твоего края.

2. В отрывном календаре посмотри, насколько прибавился день. Запиши долготу дня:

Благовещение

Стр. 38-39. Звездное небо весной

2. ... Запиши названия созвездий и звезд, которые удалось увидеть на весеннем небе. Нарисуй одно из созвездий на с. 39.

Созвездия: Кассиопея, Лев, Большая Медведица, Малая Медведица.

Звезды: Регул, Полярная звезда, Сириус.

Созвездие, которое удалось увидеть на весеннем небе: Весы

3. Напиши рассказ об одном из созвездий весеннего неба.

Созвездие льва

Лев – это главная фигура ночного весеннего неба. Расположение ярких звёзд напоминает лежащего льва, голова и грудь которого представляют известный астеризм «Серп», похожий на зеркально отражённый вопросительный знак. Созвездие Льва очень богато на разные интересные объекты, которые очень легко рассмотреть в небольшой телескоп и даже невооруженным глазом. Его можно наблюдать с февраля по март в южной части ночного неба. Самые яркие звезды созвездия Льва: Регул, Денебола, Альгейба.

Регул - является самым главным объектом созвездия Льва. Звезда находится почти в центре созвездия и часто ассоциируется с сердцем. Это очень яркое светило, яркость которого в 160 раз выше, чем у нашего Солнца. Эта звезда располагается в 85 световых годах от нас, чем и объясняется ее высокий видимый блеск.

Денебола – второй по яркости объект, который относится ко Льву. Это крайняя звезда, которая часто именуется хвостом.

Альгейба – двойная звезда, одна из самых красивых на небе. Обозначает величественную гриву. Если присмотреться, то у слегка оранжевой звезды заметный золотистый спутник. Период обращения этой двойной системы примерно 510 лет.

4. Придумай сказку о созвездиях весеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Жил был в Африке могучий царь зверей - лев. Все его боялись и в страхе разбегались, когда он издавал свой грозный львиный рык. Но вот однажды ночью лев поднял вверх голову и увидел множество созвездий - там были и заяц, и медведи. Он громко зарычал на них, но ни одна звездочка не пошевелилась. Он зарычал еще громче, но никто на звездном небе не бросился от него наутек. Тогда лев захотел проучить звезды. Он прижался к земле и подпрыгнул так высоко, что попал прямиком на небо, но, посмотрев с высоты на Землю, так испугался, что замер и забыл, зачем он сюда забрался. Так и превратился могучий лев в созвездие Льва.

Страница 40-43. Весеннее пробуждение растений

Слева направо: ветреница, печёночникца, мать-и-мачеха, медуница, чистяк, хохлатка, гусиный лук.

2. Раскрась цветы. Назови их.

Слева направо: Хохлатка, медуница, гусиный лук

3. ... Соедини линиями рисунки и названия. Сделай это самостоятельно или с помощью учебника.
Названия деревьев подчеркни зелёным карандашом, кустарников - красным.

4. Понаблюдайте и запишите, когда в этом году зацвели:

Мать-и-мачеха - конец марта
Одуванчик - в мае
Ландыш - в начале мая
Черёмуха - в начале мая
Вишня - конец мая
Яблоня - конец мая, начало июня
Тополь - июнь
Берёза - в апреле
Ольха - в мае

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья орешника, яблони, берёзы, дуба.

Орешник: начало апреля - май.
Яблоня: конец апреля - середина мая.
Береза: конец апреля - середина мая.
Дуб: середина апреля - конец мая.

7. Напиши рассказ об одном из расцветающих растений. Воспользуйся для этого книгой "Зеленые страницы" или другой литературой (по своему выбору).

Черемуха

Это растение в народе ласково называют красавицей-невестой. Это связано с тем, что весной черемуха одевает праздничное белое одеяние и превращается в настоящее чудо.

Черемуха - это кустарник из семейства розоцветных. Ее ствол полностью покрыт корой темно-серого цвета, на котором встречаются ржаво-бурые пятна. Листья у черемухи обратнояйцевидной формы. Цветки хоть и небольшие, но очень пахучие. Они белые и собраны в очень красивую кисть.

Черемуха является санитаром леса. У цветков и листьев есть специальный аромат, поэтому и обладает фитонцидным свойством. Это и сделало дерево особенным, так как это наделило его способностью убивать насекомых и микробов. Дерево беспощадно даже для комаров и клещей.

Про черемуху написано много стихов и песен.

Стр. 44-45. Чудесные цветники весной

1. Вырежи из приложения фотографии и приклей каждую в свое окошко.

2. Раскрась цветы. Назови их (устно)

Слева направо: тюльпаны, анютины глазки, нарциссы

3. Определите несколько растений весенних цветников. Нарисуй 2-3 растения или наклей фотографию.

Примула

Ландыш

4. Напиши рассказ об одном из растений весеннего цветника, о связанных с ним поверьях, легендах.

Примулы не зря называют первоцветами – весной они зацветают раньше всех.

В скандинавских сагах примулы называли ключами богини весны Фреи. Как только сойдет снег, приходит юная прекрасная богиня на землю, чтобы украсить ее цветами и травами. И где касается ее разноцветное ожерелье - радуга земли, там и вырастет первоцвет.

Примулы - многолетние растения и цветут только один раз в году - весной.

Страница 46-47. Весна в мире насекомых

1. Знаешь ли ты названия бабочек? Вырежи рисунки из Приложения и приклей их в окошки. Проверь себя по рисунку учебника.

3. Найдите в учебнике сведения о том, чем питаются насекомые. Запишите. Сделайте вывод, приносят ли эти насекомые ущерб человеку

Гусеница крапивницы - листья крапивы.
Гусеница траурницы - листья березы, осины.
Стрекоза - личинки комаров.
Личинка стрекозы - личинки комаров.
Муравей - насекомые.

Эти насекомые не наносят ущерб человеку.

4. Используя сведения из учебника, впишите в схемы названия животных, которые питаются комарами и их личинками.

Страница 48-49. Весна в мире птиц и зверей

1. С помощью текста учебника пронумеруй рисунки в той последовательности, в какой эти птицы возвращаются из теплых краев.

2. Понаблюдай и запиши, когда тебе впервые в этом году удалось увидеть грача - начало марта, скворца - конец марта, зяблика - конец марта, ласточку - конец мая.

3. В тексте учебника найди сведения о том, чем питаются разные звери. Запиши.

Ёж - насекомые, жабы.

Медведь - ягоды, насекомые, корни растений, рыба, крупные животные (лось, олень)

Летучая мышь - насекомые.

Закрасить кружок рядом с текстом "летучие мыши" - они просыпаются позже всех, потому что питаются только летающими насекомыми, а те начинают летать поздно.

4. Наблюдение за птицами.

Недалеко от нашего дома ласточки свили гнездо. Оно находилось под крышей магазина. Каждую весну ласточки возвращаются в своё гнездо и выводят птенцов. В конце лета они покидают свое жилище и улетают в теплые края.

Я не раз видела, как ласточки кормили своих птенцов. Когда мама или папа подлетали к гнезду, птенцы высовывали свои раскрытые клювы и начинали пищать, требовать корм. Мне очень нравится наблюдать за птицами.

Страница 50-51. Невидимые нити в весеннем лесу

1. С кем дружит ива?

3. Приведи пример невидимых нитей в весеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

4. В дополнительной литературе найди сведения о жизни кукушки. В гнезда каких птиц она откладывает яйца? Напиши небольшой рассказ о кукушке.

Кукушка - перелётная птица. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц, таких как: трясогузка, горихвостка, зарянка, зяблик, вьюрок. Кукушки поедают мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят. У кукушек кукует самец, а не самка.

Страница 52-53. Весенний труд

1. Отгадай загадки о мужском весеннем труде и его старинных орудиях. Запиши отгадки.

С края на край режу черный каравай... Рогожка в окошках всё поле покрыла.

2. Отгадай загадки о женском весеннем труде. Запиши отгадки. Проверь себя по Приложению.

Гром гремит, молния сверкает, с одного берега тает, с другого замерзает (ткут полотно).

Птичка-невеличка носиком нырнет, хвостиком вильнет, дорожку проведет (вышивание)

3. Загадка.

Клочьями рвали, по полю вязали,
Били меня, колотили меня,
Крутили, ткали,
Под ключ запирали, на стол сажали.

Отгадка: лён.

4. Подбери и приклей фотографию весенних работ в твоей семье.

Страница 54-55. Старинные весенние праздники

1. Отгадай загадку. Запиши отгадку. Проверь себя по Приложению.

Лежит мост
На семь верст,
В конце моста -
Золотая верста.

Отгадка: ВЕЛИКИЙ ПОСТ И ПАСХА.

2. Прочитай текст песни, которой поздравляли молодоженов.Вместо пропусков запиши пожелания.

Еще дома ли хозяин,
Во дому ли господин?
Поздравляем с молодцом,
С Алексеюшкой!
Со вьюницей-молодицей,
Со Татьянушкой!
Сколько в лесу пеньков -
Столько желаем вам сынков!
Сколько в лугу кочек -
Столько желаем дочек!

3. Прочитай текст русской песни о берёзке. Подчеркни в тексте песни все ласковые слова. Запиши слова со значением цвета.

Ласковые слова (их надо подчеркнуть): березонька, ветерок, дождичек.

Слова со значением цвета: зеленое, зеленеть, белая, русые.

4. Подбери и приклей фотографию весеннего праздника по старинному календарю народов твоего края.

Светлая Пасха - Христос воскрес!

Стр. 56-57. Будь здоров!

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть весной. Вместо рисунков здесь можно поместить фотографии.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть весной.

Ответ: Творческие способности, дружелюбие, терпение.

3. Попроси старших в семье рассказать о правилах одной из игр народов вашего края.

Городки - русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определенных расстояний «выбивать» метанием биты «города» - фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».

Для игры в городки используются 15 фигур. Победителем считается игрок или команда, затратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Фигуры начинают выбивать с кона (дальней линии). Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона (ближней линии); фигуру «закрытое письмо» выбивают только с кона, причем сначала - городок в центре, обозначающий «марку». В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й строятся на лицевой линии города.

Городок считается выбитым, когда он полностью вышел на заднюю или боковые линии города. Если городок вылетит вперед к штрафной линии или за ее пределы в направлении полукона, то он ставится в пригород, против центра города: в 20 см от штрафной линии, если из фигуры выбит хотя бы один городок или в 40 см, если из фигуры не выбит ни один городок. Городок, вышедший за линию и вновь вкатившийся в город или пригород, считается выбитым.

Подумай и запиши, какие качества развивает эта народная игра.

Ответ: Ловкость, силу, глазомер, умение сосредоточиться.

Стр. 58-59. Охрана природы весной

2. С помощью учебника раскрась этих представителей Красной книги России. Подпиши их названия.

3. Напиши рассказ о каком-нибудь грибе, растении или животном, внесенном в Красную книгу России.

Гриб баран (грифола курчавая)

Гриб - баран – редкий и очень интересный вид. Обычно он выбирает для своего местообитания леса с широколиственными деревьями. Он любит селиться на кленах и дубах, реже выбирая за своего хозяина каштаны и бук. Собирают же эти грибы только в августе и сентябре, а вес одного гриба иной раз может достигать десяти килограммов.

Стр. 60-61. Весенняя прогулка

Фото с прогулки:

Грачи прилетели

Верба цветет

Первоцвет

Стр. 62-65. Лето красное

1. Названия летних месяцев.

1 столбец: юниус, юлиус, августус
2 столбец: июнь, июль, август
3 столбец (на украинском): червень, липень, серпень

2. Запишите названия летних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны с

1) с явлениями неживой природы;
2) с явлениями живой природы;
3) с трудом людей.

Выбрать можно со странички: Названия месяцев, связанные с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

3. В разных краях великой нашей Родины у лета свой срок. Запиши даты, когда лето приходит в ваш край и когда уходит.

Подсказка: здесь не надо искать даты праздников в старинных календарях, ведь того не требует вопрос. Просто, напишите, когда в вашем краю становится тепло. Например, в Краснодарском крае лето часто наступает в середине мая, а уходит в начале октября. На Урале и в Сибири лето приходит в июне, уходит в августе.

4. Помести фотографию или рисунок родного города (села), сделанные летом. Придумай и напиши подпись.

Парк летом

5. С помощью отрывного календаря узнай, сколько длится светлое время суток в дни летнего солнцестояния, летнего солнцеворота и в Петров день. Запиши свои наблюдения.

Примечание: Долгота дня записана для Москвы.

6. Отметь рисунок, на котором показано положение солнца летом.

Ответ: на крайнем рисунке справа. Солнце на нем расположено выше всего, деревья одеты в листву.

7. Запиши даты:

8. Понаблюдайте за погодой летом. Ведите наблюдения, результаты заносите в таблицу.

* Если вы не смогли понаблюдать за погодой, то вам поможет сайт Гисметео - дневник погоды для школьников, где нужно выбрать город и дату и увидеть данные о погоде.

Страница 66-67. Летние праздники и труд

Согнута в дугу, Летом на лугу, Зимой на крюку - КОСА

Зубастые, а не кусаются - ГРАБЛИ.

3. Вырежи из приложения рисунки даров лета. Наклей их в окошки слева направо так, как идут друг за другом праздники трех Спасов в августе.

МЕД ЯБЛОКИ ОРЕХИ

Даты праздников:

4. Нарисуй условный знак к выражению "круглый год".

Стр. 68. Летняя прогулка

Поместите любые свои фотографии летом.

Если что-то не понятно, спрашивайте в комментариях.