Презентация урок как основа формирования результатов образования. Современный урок как основа эффективного и качественного образования

План проведения педсовета. Предисловие «А урок остается!» Предисловие «А урок остается!» Требования к организации современного урока. Требования к организации современного урока. Виды самоанализа современного урока. Виды самоанализа современного урока. Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Традиционный урок. Плюсы и минусы (игра «Нападаем – защищаемся») Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Мастер-класс учителя Луньковой Л.В. Деловая игра «Ассоциация». Деловая игра «Ассоциация». Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учителей «Стиль преподавания» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Результаты анкеты учащихся «Школа и я» Критерии эффективности современного урока. Критерии эффективности современного урока. Подведение итогов педсовета. Подведение итогов педсовета. Решение педсовета. Решение педсовета.


Цель: · Осознание основных критериев современного урока · Повышение интереса педагогов к современным технологиям · Осознание необходимости повышения уровня самообразования « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора. эрудиции » В.А. Сухомлинский


Цитата Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.


Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это, систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.


Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.


Требования к современному уроку урок Соответствие педагогического замысла задачам урока Микроклимат в учебном процессе Познавательная активность учащихся Развитие интереса к предмету Единство деятельности учителя и учащихся Соответствие типа урока средствам и методам




Проводя самоанализ урока, каждый учитель должен ответить на следующие вопросы: Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Характеристика урока, его место в разделе учебного курса. Каков тип урока? Каков тип урока? Какие цели, задачи решались на уроке? Какие цели, задачи решались на уроке? Мотивы выбора структуры урока? Мотивы выбора структуры урока? Распределение времени на уроке. Распределение времени на уроке. Базовое содержание учебного материала. Базовое содержание учебного материала. Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Как сочетаются выбранные формы обучения с целью урока? Почему выбраны именно эти методы обучения? Почему выбраны именно эти методы обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? В каких формах и методах осуществлялся контроль знаний? Какие средства обучения использовались? Какие средства обучения использовались? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Реализованы ли все поставленные задачи на уроке? Какова интенсивность и эффективность урока? Какова интенсивность и эффективность урока?




Плюсы минусы Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности


Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.




Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. Главное, что должен обеспечить урок - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют. «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.




Анкета « Стиль преподавания» Анкета « Стиль преподавания» 1. Если класс не приведен в порядок 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок 3) не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания 3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю


Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия:побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения


Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой


Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.












Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие. Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.




Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений,навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.





Современный урок -- как основа эффективного и качественного образования.

« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства
показатель его кругозора, эрудиции»
В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
А где как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования.
В Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», раскрытой президентом Дмитрием Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ в 2009 году, вновь речь идет о том, что ключевая роль в школе принадлежит учителю, что уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В Комплексном проекте модернизации образования прописано, «... предоставление всем гражданам России независимо от места жительства возможности получения комплекса качественных образовательных услуг в безопасных, комфортных условиях; становление свободной, инициативной, ответственной личности (принцип индивидуализации образования); формирование успешной и эффективной личности на основе деятельностного и компетентностного подходов».
Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.
Что же такое качество образования? (вопрос коллегам)
С точки зрения Т.И.Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.
Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?
Каждый из нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведения современного урока:
в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,
в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,
в выборе методов обучения.
С учетом названных проблем была спланирована методическая декада по теме «Педагогическое мастерство. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство». Открытые уроки были представлены учителями: Черновой Л.С., Айсиной М.Б., Потаповой Ю.Е., Кривцовой С.И., Яковлевой Л.А., Лазуткиной Л.С., Кайгородовой С.А. Интересно, в деловой, рабочей обстановке прошли мастерклассы под руководством – Шориной А.А., Айсиной М.Б., Сараевой И.А.
Многие современные педагоги являются проводниками инновационных процессов в создании современного урока. Урока, который проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность ученика; не ради того, чтобы "пройти" какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные качества личности.
Центральный компонент таких уроков – это организация познавательной деятельности учеников. Где руководящими познавательными процессами являются мышление и воображение. А необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения есть правильная организация восприятия и памяти учеников, создание определенной установки в организации внимания
На уроках учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся:
самостоятельно и критически мыслить;
видеть и формировать проблему;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;
овладевают навыками ИКТ-технологий (смотри Приложение 1).
Многие наши ученики считают, что превосходят учителей в информационных технологиях. Но мы не сдаем позиции и не устаем их удивлять на уроках! А кто сказал, что серьезное дело должно быть скучным?
Современный урок обязательно закладывает основания для будущего. На нём нельзя обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и запросами общества в целом.
Некоторые обыватели говорят о том, что детей младшего школьного возраста научить легче, чем старшеклассников, ведь дисциплина у малышей хорошая, что слушают учителя «с открытым ртом», что учитель для них самый авторитетный человек. Сидят тихо, слушают, но понимают ли о чем идет речь на уроке? Как проверить, что ученик понял учителя, усвоил новый материал и ушел с урока с необходимым багажом знаний? В этом, несомненно помогает организация обратной связи на уроке.
О приемах активизации мыслительной деятельности учащихся, об отношении к ребенку как к субъекту жизни, способного к саморазвитию и самоизменению; о возможностях и функциях интерактивной доски в учебном процессе; об организации обратной связи на уроке в своих выступлениях поделятся наши коллеги.
Посещение уроков, их анализ еще раз показали, что как для учеников, так и для Учителя, урок может быть интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего, основу качественного образования.
А что под современным уроком понимают наши ученики.
Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся и мнение педагогов по этому вопросу.
Анкета называлась «Современный урок и Я» (далее выступление психолога Сафоновой О.В.).
Таким образом, результаты анкетирования показали, что современный урок в первую очередь должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий. Ученикам старших классов в отличие от шестиклассников больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать. Заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к успешной сдачи ГИА и ЕГЭ.
Мнение педагогов о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК может быть разным.
«Для меня такой урок - это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».
«На мой взгляд, современный урок - это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал».
«На мой взгляд, cовременный урок - урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания».
«Современный урок - это использование информационно-коммуникационных технологий.
От себя хотелось бы добавить, что современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
К сожалению, на открытых уроках мы не увидели нетрадиционных форм организации современного урока: урок-путешествие, урок-деловая игра, урок-семинарское занятие, урок-диспут и т.д. А это есть не что иное, как активные формы организации урока. Поэтому нам есть еще над, чем с вами работать.
Учитель на уроке. От его стиля преподавания тоже многое зависит. Педагогами школы была заполнена анкета «Стиль преподавания» (далее выступление психолога Сафоновой О.В.).
Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность». Таким образом, учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.
Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся.
В одном из последних выступлений по центральному телевидению министр здравоохранения Татьяна Голикова привела удручающую цифру: что за последний год число больных детей в школах, страдающих хроническими заболеваниями увеличилось на 24%.
Да что далеко ходить, вот данные по нашей школе. В углубленном медицинском осмотре 2011-2012 учебного года приняли участие дети 1 – 9 классов – всего 365 человек (смотри Приложение 2).
Один из вопросов анкеты «Современный урок и Я» содержал вопрос о физкультхминутке.

Да.
Можно отвлечься от умственного труда.
Да, так как «затекает» тело, устают руки от длительного письма.
Нужна! Очень даже нужна! При сидячем образе жизни и т.д. она просто необходима! Это поможет размяться, развеяться. Ведь когда мы сидим, сутулимся, закидываем ногу на ногу, то происходит застой крови в венах и искривляется позвоночник. Так что можно сделать вывод, что ФИЗКУЛЬМИНУТКА ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Нет.
Это расслабляет и отвлекает, потом уже не до уроков.
Не нужна, кому нужно на перемене отдохнет.
Это пустая трата времени.
Для младших классов нужна, а вот для старших уже нет. В 9-х классах иногда материал весь записать не успеваешь, а тут еще физ.минутка.
Кому надо, могут сами подтянуться на своем рабочем месте.
В пятом направлении Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа говорится о том, что дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе, и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.
Поэтому, уважаемые коллеги, давайте не будем забывать про физкульминутки, даже если не хочется отходить от содержания урока.
Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока
Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:
- урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;
- урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.
Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?
1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.
Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.
Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.
Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.
Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.
В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.
Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).
Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.
Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.
Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.
Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».
Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинский говорил:
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».
«Обучение – есть образование и развитие обучаемого».
«Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания
Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.
Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.
Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.

Современный урок -- как основа эффективного и качественного образования.

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная, а сейчас стоит и современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции". Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, но только на современном, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный урок - это прежде всего урок , на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный, – это и совершенно новый, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Если урок – современный , то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемся обществе. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач модернизации российского образования, а возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Что же такое качество образования? (вопрос коллегам)

С точки зрения Т.И.Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и САМ ПРОЦЕСС.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.

Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?

Каждый из нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведения современного урока:

    в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,

    в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,

    в выборе методов обучения.

Планируя современный урок мы должны знать:

Чему учить; ради чего учить; как учить

    на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

    на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества

    на современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Три постулата заложены в основании новой технологии современного урока.
Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Замысел современного урока заключается в создании учителем условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

    Исходной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок

Так что же для нас современный урок?

Требования, предъявляемые к современному уроку

    урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

    строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателя

    должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенности

    нацелен на конкретные результаты

    должен иметь рациональную структуру и темп.

    изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.

    должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной темой.

    большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

    существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как подготовить современный урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: четко определить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы в учебном курсе;

определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок,

или, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока., УУД- в распечатках.

3.Спланировать учебный материал. Для этого надо: подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания , целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям, упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному".

Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке , для чего подумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Ну и наконец,какой же современный урок без использования информационно – коммуникационных технологий?

1.Использование готовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет и интерактивной доски. Преимущества в использовании этих информационных средств для учителя вполне ясны, а преимущества для учащихся следующие:

    Делает занятия интересными и развивает мотивацию.

    Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе.

    Позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться ко-всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

    учащиеся начинают понимать сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

    учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

И наконец, развивает самостоятельность учащихся. Учащиеся с интересом и активно работают самостоятельно в школе и дома. Это облегчает нам работу в том плане,что даже слабоуспевающий ученик может с интересом выполнить работу и получить за это оценку.

Но, говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателей конечного результата любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся , при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия.

Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Если мы будем на уроке давать только знания, а не обратим внимание и на здоровьесберегающие технологии,т о в итоге мы выпустим отличника или хорошиста, но с потерянным зрением, искривлением позвоничника и другими подобными заболеваниями. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во – первых , это всем известные физкультминутки.

Во – вторых , главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем.

В – третьих , связывать тему урока с проблемами сохранения здоровья с ситуациями, связанными с неправильным отношением к своему здоровью – согнул спину, курил на перемене, не завтракал дома и т.д.

Стараюсь обращать внимание на то,как сидит ученик при письме: сильно наклоняет голову или сутулится.

Если мысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительный прогноз, то можно предположить, что методика и технология урока будут получать свое дальнейшее развитие по тем требованиям, которые будут определяться развитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективных направлений и достижений в обучении.

Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований к выпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том, современная личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческой атмосфере. Можно долго спорить о том, каким должен быть современный урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока

Характеризуя современный урок, будем учитывать две аксиомы:

Урок - фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;

Урок - целостная система, где ни один компонент не может меняться независимо от других.

Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?

1. В соответствии с первой упомянутой тенденцией развития образования в современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

Таким образом, повышается технологичность урока , что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным зада чам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, лично стно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности .

Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную дея тельность учащихся.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.

Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинский говорил:

    «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

    «Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

    «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания

Сегодня учителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владеть новейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее стремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.

Таким образом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею.

Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться .

Разделы: География

Цель доклада:

  • Осознание основных критериев современного урока
  • Повышение интереса педагогов к современным технологиям
  • Осознание необходимости повышения уровня самообразования

"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции" В.А. Сухомлинский.

НО! "Чтобы выжить, надо быстро изменяться" (Правило Черной Королевы) Л. Кэрралл.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводники через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Глобализация современного общества вносит определенные коррективы уже в процессе подготовки к уроку, которые заключаются в необходимости использования средств массовой информации, что продиктовано скоростью передачи информации, в современном обществе, т.е. если в прошлом веке между случившимся событием и моментом его освящения проходило как минимум 12 часов, то в настоящий момент это время сократилось до получаса.

Поэтому неотъемлемой частью подготовки к уроку, как учителя так и ученика является просмотр новостей, для того чтобы излагаемая информация была актуальна на данный момент.

Учащиеся с удовольствием включаются, в процесс просмотра и изучения информационных программ и не зависимо, от темы урока 2-3 минуты мы посвящаем обсуждению наиболее важных и интересных событиям.

В качестве одного из источников информации в современном обществе используется компьютерные технологии (в частности Интернет)

Учителя согласны с мнением, что с применением Интернета на уроках можно расширить кругозор учеников и повысить их интерес к любому предмету школьной программы, в том числе и к географии. Школа должна подготовить учащегося к "плаванию" в нашем информационном мире.

Применение компьютера позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

В конце четверти на итоговом уроке можно отметить положительной оценкой учащихся, которые сообщили наиболее интересную информацию, более полно освещали происходящие события.

Учитель, владеющий компьютером, должен считать приоритетным использование в процессе обучения информационных технологий. Компьютерная технология развивает идеи программированного обучения, открывает совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров.

Ученик на таких уроках работают активнее: самостоятельно анализируют, сравнивают, описывают, выполняют практические работы на компьютере в виде презентации. Для этого приходится изучить большое количество материала, поработать с сетью Интернет. Тут им на помощь приходит их помощник - учитель, который всегда поможет подобрать материал, объяснит, как лучше его сгруппировать.

Использование компьютера на уроках учитель должен вводить не вместо, а наряду с другими современными технологиями и методиками.

Использование компьютерной технологии на уроках географии имеет ряд преимуществ:

  • Во-первых, это экономит время.
  • Во-вторых, дает возможность многосторонней и комплексной проверки знаний учащихся.
  • В-третьих, повышение мотивации обучения, усиление интереса учащихся к урокам.
  • В-четвертых, работая на компьютере, каждый учащийся выбирает свой темп работы; одни учащиеся понимают нас с полуслова, а другим требуется повторять одно и тоже несколько раз. Диалог ученика с машиной происходит индивидуально.

Неотъемлемой частью успешной разработки современного урока является умение анализировать свою деятельность и учащихся.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, - это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания. Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровье сберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, хочу предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

Которая может быть полезна не только молодому специалисту но и учителю внедряющему в свою работу ИКТ.

Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ по следующим критериям:

1. Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

2. Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

3. Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, ИКТ дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении).

4. Соблюдение санитарно - гигиенических требований (соблюдаются технические требования к проведению урока с использованием компьютера, соблюдаются эргономические требования к проведению урока в компьютерном классе).

5. Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, использование средств ИКТ способствует эффективному закреплению материала, использование средств ИКТ способствует оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

Во-вторых, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

  • выполнение плана урока
  • достижение целей урока
  • как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения
  • какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему
  • общее заключение об уроке

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций. Для примера хочу предложить одну из наиболее ярких и интересных презентаций.В заключении следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Несомненно выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях. Таким образом современный урок сохраняя присущие ему традиционные признаки, в то же время должен рассматриваться не только как вариативная, но и как постоянно развивающая форма.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Педагогический совет «Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

2 слайд

Описание слайда:

План проведения педсовета № Мероприятия Время Место проведения Ответственные 1. Открытие педсовета 08.30-08.50 Каб. 37 Григорьева Е.С. 2. Открытые уроки и самоанализ урока: - Урок физической культуры в 5а классе - Урок английского языка в 8а классе - Урок русского языка в 5г классе 08.50-09.30 09.30-09.40 Спортзал Каб. 31 Каб. 49 Князев Н.И. МаксимоваЛ.А. КуликовскихЕ.В. 3. Открытые уроки и самоанализуроков: - Урок обществознания в 7б классе - Урок математики в 6б классе - Урок английского языка в 5в классе 09.50-10.30 10.30-10.40 Каб. 33 Каб. 39 Каб. 42 КрасногорцеваБ.Л. Криворотова С.В. МахнинаС.Е. 4. Выступления: - «Типы уроков» - «Виды уроков» - «Формы организации работы на уроке» - «Активные методы обучения» - «Современные образовательные технологии» - «Системно-деятельностный подход» - «Проектирование современного урока» 10.50-11.00 11.00-11.10 11.10-11.20 11.20-11.30 11.30-11.40 11.40-11.50 11.50-12.00 Каб. 37 Ветлугина Н.А. ФортыгинаК.А. ПогадаеваИ.А. КондаковаН.И. ПушкаловаЮ.А. КокоринаН.Ф. СивьюкВ.А. 5. Подведение итогов педсовета 12.00-12.20 Каб.37 Григорьева Е.С. БогатыреваА.Г.

3 слайд

Описание слайда:

Цель: Знакомство с основными требованиями предъявляемыми к организации и проведению современного урока, как основы эффективного и качественного образования. Задачи: Осознание основных требований к организации современного урока; Повышение интереса педагогов к применению современных образовательных технологий; Осознание значимости проведения самоанализа урока; Осознание необходимости повышения уровня самообразования.

4 слайд

Описание слайда:

«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны». «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Все самое важное для ученика формируется и совершенствуется на уроке. Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

5 слайд

Описание слайда:

Требования к современному уроку Целеполагание. Мотивация. Практическая значимость знаний и умений. Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся. Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков (УУД). Построение каждого этапа урока по схеме: задача – деятельность учащихся по выполнению задачи – итог деятельности – контроль уровня выполнения. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации. Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля. Качественная положительная оценка деятельности учащихся. Рефлексия. Минимализация и вариативность домашнего задания. Организация психологического комфорта на уроке.

6 слайд

Описание слайда:

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Ч. Дарвин Система образования постоянно претерпевает изменения, поэтому педагогу необходимо знать эти новшества для проектирования современного урока и получения качественных результатов освоения образовательных программ учащимися. Каждый урок должен быть своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Учитель призван быть творцом своих уроков.