Профессионально педагогическая компетентность учителя физической культуры. Проектная работа "профессиональня компетентность учителя физической культуры"


Понятийный аппарат Компетенция (от лат. competentia – «принадлежность по праву») – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность в образовании – уровень образованности. (О.Е. Лебедев) Компетентность в педагогике – способность действовать в ситуации неопределённости.


Уровни образовательных компетенций: - ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; - общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; - предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (А.В.Хуторский)


Компоненты ключевых компетенций для педагога - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи, - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,


Компоненты ключевых компетенций для педагога - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия, - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально- эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),


Компоненты ключевых компетенций для педагога - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.


Характеристики профессиональной компетентности 1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность. 2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами. 3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.


Компетенции специалиста по физической культуре и спорту: - общепрофессиональная (общенаучные и исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;


Общеотраслевая (образовательные и физкультурно- спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого- педагогическую) и физкультурно-спортивную научно- практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;


Специальная (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям а) учителя ФК и тренера, б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом, в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту.


Общепрофессиональные компетенции Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах. Исследовательские -связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности


Общеотраслевые компетенции Образовательные: Общетеоретические - научная сфера компетентности: история и философия образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности, естественно-научные основы педагогической деятельности. Общепедагогические - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии. Общепсихологические - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения.


Общеотраслевые компетенции Физкультурно-спортивные: Общетеоретические - научная сфера компетенстности: история и социология ФК и С, экономика и менеджмент ФК и С, правовые основы ФК и С Отраслевые - научная сфера компетентности: теория физической культуры и спорта, содержание и виды ФК-С деятельности, научные основы школьного курса, основы воспитательной деятельности в ФК и С, педагогика ФК и С, психология ФК и С.


Специальные компетенции (педагогические) Целеполагающие: Ориентационные: предполагают ориентирование учащихся/воспитанников в нравственных ценностях. Развивающие: предполагают развитие мышления, воображения, умений, речи и т.д. учащихся. Мобилизующие: активизация внимания учащихся, развитие у них устойчивого интереса к учению, в т.ч., к занятиям ФК и С. Информационные: предполагают поиск, отбор и структурирование предметной и методической информации.


Специальные компетенции (педагогические) Организационно-структурные: Конструктивные: включают конструирование урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д. Организаторские: организация информации в процессе ее подготовки, деятельности и поведения учащихся. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений и организация взаимодействия между участниками образовательного процесса. Гностические: включают исследование и диагностика отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности.


Специальные компетенции (рекреационные) Гностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно- рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху. Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы.


Специальные компетенции (рекреационные) Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения, способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха. Организаторские: непосредственная реализация физкультурно- рекреационных замыслов.


Специальные компетенции (управленческие) Проектировочные (связаны с анализом, планированием и прогнозированием деятельности). Конструктивные (относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий). Мобилизационные (относятся к области мотивации и стимулирования деятельности подчиненных, коллектива). Коммуникативные (относятся к сфере конструирования деловых взаимоотношений и организации связей с внешней средой). Организаторские (относятся к рациональной организации деятельности, ее контролю и координированию).

В настоящее время для нашей страны очень важной является проблема обеспечения качества образовательного процесса. Однако как бы не реформировалась система образования, в результате она, так или иначе, замыкается на школьном учителе. Именно педагог - основная фигура в осуществлении на практике главных нововведений в области образования. В свою очередь, успех образовательного процесса находится в зависимости от личных качеств педагога, его профессионализма, способностей и компетенции. Психологическая компетентность учителя проявляется в способности сформировать и организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой можно достичь заранее сформулированные преподавателем результатов.

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности учителя, т.е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе вариативного обучения, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе независимо выбирать наилучшую модель для учащихся и в данных рамках проектировать истинный учебно-воспитательный процесс становится необходимым условием становления профессиональной психологической компетентности.

Профессию учителя, включая учителей физкультуры, относят к профессиям «повышенной речевой ответственности», в которых необходимым условием профессионализма становится коммуникативная компетентность. Вопросы психологической подготовки будущих преподавателей физической культуры являются довольно востребованными в нынешнем российском образовании, так как приобщение детей, подростков, молодежи к физкультурно-спортивному досугу, к спорту и к здоровому образу жизни определяется государством стратегической задачей. Для современного спорта, спорта высоких достижений и физкультурно-оздоровительной деятельности необходим тренер и педагог нового типа, который может раскрыть психологические ресурсы воспитанника, например, мотивацию достижений, эмоционально-волевую собранность, уверенность в своих возможностях, уверенность в успехе, способность к командной работе.

У психологической компетентности современного учителя физической культуры есть особая психологическая структура, включающая в себя определенные компоненты: знаниевый, мотивационно- ценностный, деятельностный, а также образованные на их основе подсистемы, или компетенции: психолого- педагогическая, коммуникативная, аутопсихологическая, социально-психологическая, социально-перцептивная.

Основными психолого-педагогическими условиями формирования психологической компетентности будущего учителя физической культуры являются:

Изучение студентами необходимой психологической подготовки на базе интерактивного содержания;

Получение специальных учебно-профессиональных действий, направленных на решение задачи комплексного развития психологического здоровья учащихся.

Учитывая специфику работы преподавателя физической культуры, педагога - тренера и иных специалистов указанного направления деятельности в области образования, существующей у них величины образования, интересов и целей личного профессионального роста, а также учитывая новые образовательные стандарты, содержание и структура программы дополнительного профессионального образования должны опираться на принципы вариативности, блочно-модульного построения и самостоятельного повышения качества образования, что в свою очередь предполагает выбор потенциального слушателя совокупности отдельных учебных программ (курсов) в логике обозначенного направления (образовательной программы) повышения квалификации.

В соответствии с этим разработка образовательной программы повышения квалификации специалиста может предполагать непременное введение в ее состав инвариантных и вариативных блоков:

Основной, обязательный для всех блок учебных программ, посвящен фундаментальным вопросам развития современного образования, воспитания детей и молодежи, психолого-педагогической теории;

Базовый модуль по вопросам коммуникативной, исследовательской, рефлексивной компетентности и прочим проблемам, являющимся актуальными для специалиста;

Вариативный блок на выбор в процессе совершенствования функциональной компетентности;

Тематические семинары;

Индивидуальный график обучения при большом уровне подготовленности слушателя к самостоятельной учебной деятельности и достаточном базовом образовании.

Психологическая компетентность в системе компетенций у будущих учителей физической культуры формируется как в ходе познавательной, так и в процессе преобразующей деятельности, которая направлена на организацию индивидуального освоения методов и технологий.

Данная деятельность формируется, в том числе и в ходе проведения практикумов, обладающих интегративным характером из-за их целевой направленности на формирование мотивов, ценностей, методов деятельности, знаний как компонентов компетентности, а также на специфичное психологическое, психолого- педагогическое, предметное содержание компетенций (психолого-педагогической, коммуникативной, аутопсихологической, социально-психологической, социально-перцептивной).

Правильная реализация задач по улучшению коммуникативной компетентности преподавателей физкультуры может быть достигнута при наибольшей активизации их усилий. Для саморазвития коммуникативной компетенции необходима постоянная работа над собой по следующим направлениям: повышение уровня знания языка, самоконтроль в общении, улучшение культуры речевого поведения. Для этого в курс повышения квалификации включают еще один блок, касающийся развития профессиональной компетентности, заключающийся в практических занятиях - тренингах по активизации самостоятельной работы слушателей, направленных на улучшение речи и установку на развитие правильной речи во всех ситуациях речевого общения (не только при решении деловых вопросов, в общении с коллегами и руководством школы, но главным образом в межличностном общении с учениками и их родителями).

Традиционно формирование системы профессионального образования в области физической культуры связывалось с необходимостью сохранения и укрепления здоровья населения при помощи физической культуры и спорта. В настоящее время, необходимо не только сохранять и воспроизводить данный традиции в профессиональной подготовке учителей физической культуры, но и преобразовать их в соответствии с новыми образовательными технологиями, ориентируясь на динамичное разнообразие потребностей и интересов социальных групп и заказчиков, на повышение общественной потребности в специалистах, которые умеют проводить работу с различными возрастными группами людей с разным состоянием здоровья и учитывая интересы личности.

Итак, психолого-педагогическими условия правильного развития психологической компетентности у учителей физической культуры представляют собой особую учебно-профессиональную деятельность студентов. В процессе данной деятельности студентами усваивается интегративное учебное содержание, которое построено в соответствии с логикой содержания и форм организации учебной деятельности, предполагающих формирование элективных модулей в учебных программах, насыщенных психологическим содержанием; использование проблемно-поисковых и интерактивных методов обучения; моделирование педагогических ситуаций и коммуникативных средств их разрешения с последующей рефлексией на практических занятиях; опыт использования оценки и регулирования, саморефлексии и саморегуляции психологических и функциональных состояний в условиях физических нагрузок; опыт применения психологических знаний в процессе педагогического взаимодействия в условиях педагогической практики; включение психологических знаний в основе научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей физической культуры.

Факторами необходимой организации психологической компетентности учителя физической культуры являются следующие: степень идентификации себя с носителями психологической информации; отношение к психологической теории и практике как когнитивному основанию построения конструктивных моделей профессионального взаимодействия; индивидуальный опыт применения психологических закономерностей, приемов и способов взаимодействия со студентами; рефлексивный опыт использования психологических знаний в практике имитационных занятий и квазипрофессиональной деятельности; степени погружения в инновационные процессы психологизации образования за счет личных творческих проектов и коллективной научно-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф //Педагогика. 1998. №1. - С. 72.

2. Бездухов, В.П., Мишина, С.Е., Правдина, О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, 2001. -384 с.

3. Борисов, П.П. Компетентно-деятельный подход и модернизация-содержания общего образования / П.П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. -№1. С. 58-61.

4. Введенский, В.Н: Моделирование профессиональной компетентности педагога / В: Н. Введенский // Педагогика. 2003. №10. - С.51-55.

5. Демин, А.Н. О границе преобразовательной активности субъекта / Субъектный подход в психологии // Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» 2009. - 619 с. - С.107-120.

6. Демьянкова, М.В., Ложкина, Л.И. Профессиональная компетентность современного учителя как психологическая проблема // Северная Двина. -2007. №3.

7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С.34-42.

8. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно- экспериментальной работы школ. -М.: НФГЖ. Институт новых технологий образования, 2003. 285с.

9. Лазаренко, JI.A. Психологическая компетентность педагога, как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. 2008. -№1. -С. 67-68

10. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М.И. Лукьянова. Москва: Творческий Центр Сфера, 2004. - 144 с. - (Педагогическое мастерство).

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников образования Учебно-методический Центр г. Чехов Московской области

Итоговый практико-значимый проект

«Профессионально-педагогическая компетентность

учителя физической культуры»

по курсу вариативного модуля

« Основы профессионально-педагогической компетентности»

Слушатель:

Ковалёва Марина Николаевна ,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №3

город Чехов

Научный руководитель проекта:

Воробьева Алла Васильевна,

заведующий отделом УМЦ

Чехов, 2015

Введение…….. ............................................................................................................................3

1. Сущность понятия «профессиональная компетентность» …......……………………….6

2.Компетентностны подход в области физической культуры …………............................10

Заключение……. .......................................................................................................................13

Список литературы……............................................................................................................14

Введение

Педагогической цивилизации к цивилизации креативно-педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, который в реально обозримом будущем должен воплощать идеал подлинного единства его духовных и физических сил, быть творцом самого себя. Это в одинаковой степени относится и к общему образованию, и к профессиональному. Содержание подготовки любой профессии, в том числе и учителя физической культуры, определяется в первую очередь объективными требованиями общества к учителю, которые на современном этапе его развития (переход на государственном уровне к личностно ориентированной парадигме образования) состоят в следующем:

Иметь ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

Проявлять гуманную педагогическую позицию;

Заботиться об экологии детства, сохранении физического и духовного здоровья детей;

Уметь создавать и постоянно обогащать культурно информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

Уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;

Владеть разнообразными технологиями, в том числе инновационными, уметь придать им личностно-развивающую направленность;

Проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка . Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять процессом развития личности надо быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его. теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм (А.И.Мищенко). Содержание профессиональной компетентности учителя ФК определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности педагога, отображая научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта . Если с этих позиций подойти к рассмотрению государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от 14.04.2000 г. по специальности 033100 «Физическая культура» (ФК) (квалификация выпускника - педагог по физической культуре), то становится очевидным, что социально ожидаемыми и наиболее важными качествами выпускника являются:

Готовность осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

Готовность использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

Готовность содействовать социализации, формированию общей и физической культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

Готовность обеспечить уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ГОС-та;

Осознание необходимости соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных различными государственными и международными законами и соглашениями;

Готовность систематически повышать свою профессиональную ква лификацию, участвовать в методической работе;

Готовность осуществлять связь с родителями;

Готовность выполнять требования охраны труда, техники безопасности;

Готовность обеспечить охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Актуальность данной темы очевидна: Учитель физической культуры, в своем роде, «педагог действия». Профессиональное своеобразие труда учителя физической культуры состоит в том, что в процессе его учебно-педагогической деятельности наравне с общепедагогическими способностями развиваются и совершенству ются двигательные способности, переходящие по выражению Л.Ф. Спирина, в «действия-навыки» и в «действия-умения». Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Задачи проекта:

Рассмотреть сущность определения «педагогической профессиональной компетентности»;

Компетентностный подход в области физической культуры.

Одними из главных квалификационных требований при подготовке специалистов по ФК, являются также требования знаний и умений основ информационно-технологического обеспечения образования, науки и техники; дидактических закономерностей в физическом воспитании и спорте; методов организации и проведения научно-исследовательской работы; владения технологией обучения различных категорий людей двигательным действиям и развития физических качеств в процессе физкультурно-спортивных занятий.

Так как целью физического воспитания (а, следовательно, и деятельности учителя ФК) является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно-активную личность и обеспечение на этой основе подготовленности каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности, то соответственно решение образовательных, оздоровительных и воспитательных задач и определяет основные функции педагога данного профиля. По сравнению с учителями других специальностей, учитель физической культуры работает в специфических условиях - это условия психологической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми факторами. В силу этого, педагогическое взаимодействие в двигательном воплощении является основным обучающим и воспитательным инструментом психолого-педагогической структуры деятельности учителя физической культуры, компоненты которой необходимо рассматривать в динамике, как двигательно- конструктивный,двигательно-организаторский,двигательно-коммуникативный, двигательно-гностический.

  1. Сущность понятия «профессиональная компетентность»

В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

В соответствии с Концепцией и стратегией модернизации российского образования, основными целями профессионального образования являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в качественно иной профессиональной подготовке учителя на уровне вуза и далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Современное общество рассматривает специалиста не как человека обладающего знаниями, умениями и навыками в профессиональной сфере, но как способного эффективно действовать в сложных, подчас не стандартных ситуациях, т. е. компетентного. В этих условиях все большую обоснованность, как в высшем, так и в дополнительном профессиональном образовании приобретает компетентностный подход.

В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание – как важнейшее направление социальной политики государства. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки учащихся, физическая культура – обязательный раздел гуманитарной части образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Преподавание физической культуры в школе требует от учителя не только владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, высокой физической и технической подготовленностью. Кроме того, современная парадигма образования основана на принципах гуманизации и демократизации, требует от учителя физической культуры высокого уровня педагогического профессионализма.

Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция- это то, что порождает умение, действие. Итак, компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы.

Особенности педагогической деятельности специалиста по физической культуре, специфические задачи его работы определяют конкретное наполнение комплекса составляющих данную профессию, базовых, профессионально необходимых знаний и навыков как воспитателя. Под психолого-педагогической компетентностью понимаются знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности. Расшифровывая этот феномен ученые подчеркивают, что речь идет о специальной и профессиональной компетентности в области преподаваемой дисциплины; методической компетентности в области способов формирования знаний, умений у учащихся, социально-психологической компетентности в области процессов общения, дифференциально-психологической компетентности в области мотивов, способностей, направлений деятельности учащихся.

Деятельность педагога одновременно является преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Профессиональная компетентность педагога, выражается в единстве его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Основными компонентами профессиональной компетентности педагога являются:

Социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения;

Персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту, реализация себя в труде;

Специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности (в том числе в области ФКиС);

Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках;

Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях.

Педагогическая культура – это специфическое проявление общей культуры в условиях педагогического процесса. Педагогическая культура в своей основе содержит мировоззренческую, нравственную, профессиональную, эмоциональную, эстетическую, физическую и гигиеническую стороны культуры. Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ежедневно словом, делом, своим внешним видом обязан прививать навыки здорового образа жизни своим ученикам. И именно поэтому, необходимость профессиональной компетентности каждого учителя-предметника в области физической культуры не вызывает сомнения.

Физическая культура педагога – это мера и способ творческой самореализации личности в общении и разнообразных видах физкультурной, а также педагогической деятельности, направленных на освоение и создание ценностей физической культуры учеников.

Педагогическое образование предусматривает изучение комплекса дисциплин связанных с развитием профессиональной компетентности у учителей в области физической культуры. Согласно учебных планов и программ, это:

1. физкультурно-образовательная;

2. физкультурно-спортивная;

3. физкультурно-рекреационная;

4. физкультурно-реабилитационная;

5. физкультурно-адаптивная;

6. физкультурно-постадаптивная.

Все эти виды деятельности, при грамотном их проведении должны быть направлены на формирование непрофессионального физкультурного образования, и в том числе компетентности специалиста в вопросах здоровья, спортивной и физкультурной деятельности, здорового образа жизни.

Для того, чтобы педагог был достаточно компетентным в области физической культуры, необходимо, чтобы физическая культура стала его личной ценностью. И тем выше будет его компетентность, чем больше она будет связана с его профессиональной, общественной деятельностью, образом жизни. Каждый учитель-предметник, и в особенности учитель начальных классов, в своей профессии осуществляет деятельность по физическому воспитанию учеников.

Это: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, уроки физической культуры, внеклассные занятия физической культурой и спортом, общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, внешкольная работа по физическому воспитанию.

К сожалению, материально-техническая база оставляет желать лучшего, не хватает инвентаря и оборудования, руководители учебных заведений часто не осознают важной роли предмета «Физическое воспитание» для здоровья нации. Но, все же нельзя забывать, что только тот, кто сам здоров физически и душевно может воспитать достойную личность. Кафедры (ПЦК) физического воспитания, спортивные клубы, директора колледжей должны проявлять инициативу в модернизации учебного процесса по физическому воспитанию – дисциплине, формирующей здоровье личности.

Спорт – это искусственное создание конфликтной ситуации, это своеобразная модель, которая отражает действительность. Спортивная деятельность интересна тогда, когда она имеет практическое применение, отражается и в основной профессиональной деятельности.

1. Профессиональная компетентность педагога в области физической культуры это интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая уровень его знаний, умений, навыков и опыта, достаточных для осуществления деятельности, которая связана с принятием грамотных решений.

2. Профессиональная компетентность педагога в сфере физической культуры формируется под влиянием содержания его личных мыслей и чувств, ценностных ориентаций, степени развитости интересов и потребностей, уровня его физического развития, овладения им двигательными умениями и навыками. Для формирования данного качества педагога необходимо сформировать психологическую, научно-теоретическую, практическую, психофизиологическую и физическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области физической культуры.

Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Профессиональной деятельностью педагога как разновидностью его трудовой деятельности является педагогическая деятельность. Термин «педагогический» раскрывает принадлежность индивида к педагогической профессии, которая обслуживает педагогическую деятельность. Таким образом, термины «профессиональная деятельность педагога» и «педагогическая деятельность» несут на себе одну и ту же смысловую нагрузку. Исходя из этого термины «профессиональная компетентность» и «педагогическая компетентность» могут употребляться в качестве синонимов. Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенции (я как педагог иностранного языка рассматривала компетенции преподавателя иностранного языка), и звучат они следующим образом:

1. политические и социальные компетенции;

2. компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;

3. компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;

4. компетенции, связанные с возникновением общества информации;

5. компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

  1. Компетентностный подход в области физической культуры.

В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся. Изучив педагогические труды отечественных педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попыталась систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся.

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры

Ключевые компетенции

Социальная значимость

Личностная значимость

1. Общекультурная

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся. В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Все вышесказанное говорит о том, что профессиональная компетентность педагога охватывает широкий круг вопросов решения профессиональных и личностных задач, способствующих развитию личности учащихся. Это возлагает на педагога большую ответственность за обучение и воспитание подрастающего поколения, будущего члена общества, умеющего решать различные профессиональные и социальные ситуации в своей жизнедеятельности. Таким образом, педагог – это не только человек, который передает знания, учит разным навыкам и умениям, но и учитель, который учит жить.

Исходя из данного содержания профессиональной компетентности, можно предположить, что профессиональная компетентность должна иметь четкую структуру, определяющую ее содержание.

Заключение

Можно подвести следующие выводы:

  1. Определена сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал).

  1. Рассмотрено содержание компетентносного подхода в области физической культуры, которое включает: совершенствования подготовки специалистов по физической культуре в плане формирования их профессиональной компетентности, связаны с потребностью общества в поколении здоровом, работоспособном, психологически и эмоционально устойчивом, физически развитом, имеющем необходимый уровень умений и специальных знаний, способном сознательно и творчески использовать в жизни свой умственный и двигательный потенциал. Объективные реалии вызвали необходимость в переосмыслении функционального назначения физической культуры в формировании личности, ее мировоззрения, в развитии адаптивных способностей. Это, в свою очередь, привело не только к изменениям содержания образования, направленного на решение новых образовательных задач, но и к переосмыслению понятия, отражающего суть и новое содержание образования в области физической культуры. Речь идет о том, что образование в области физической культуры, перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества. По определению Д.С. Лихачева, культура человечества движется вперед не путем перемещения в пространстве и времени, а путем накопления ценностей. Чем большими ценностями мы овладеваем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие культур, наша способность к самоизменению и культурному самосовершенству и саморазвитию. Все это подтверждает необычайную значимость в XXI веке культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991,-159с.

2.ЗимняяИ.А.Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

3.Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159 с.

3..Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / А.В.Хуторской.- М., 2002.

5. Шишов, С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. - М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с., прил.

6. www.Bibliofond.ru


В физическом воспитании необходимо основываться на духовном фундаменте личности, развивая у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию. Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.

Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

На сегодняшний день нет единой классификации компетенций, как нет и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у обучающихся. Изучив педагогические труды отечественных педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попытался систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся (см. табл. 1 ).

Таблица 1

Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры
Ключевые компетенции Социальная значимость Личностная значимость
1. Общекультурная Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом
2. Учебно-познавательная Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом
3. Коммуникативная Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии
4. Социальная Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха
5. Личностная Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Проделанная работа позволила создать программу деятельности учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся (см. табл. 2). В основу заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительно-реабилитационной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.

Развитие коммуникативной компетенции осуществляется на всех уроках физической культуры.

Внедрение данной программы в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:

Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Таблица 2

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся
Цели физического воспитания Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье
Формируемые компетенции
1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры
Личностная
2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни
Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности
3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности
Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний
4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности Общекультурная, личностная

Сергей Кизласов ,
учитель физической культуры, МОУ Гимназия, г. Абакан, Республика Хакасия