Основные тенденции развития и проблемы современного образования. Основные тенденции развития образования в россии Новые тенденции развития системы образования

С коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.

В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием.


Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники.

Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов.

При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим.

В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы инновационного образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы , форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений . Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.

Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы.

Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в МГЮА им. О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации научно-педагогических работников Академии осуществляется по следующим программам краткосрочного повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза», основанным на инновационных образовательных технологиях.

Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»

Статья на тему:

«Современные проблемы образования, тенденции его развития и направления реформирования».

Выполнила:студентка группы 4 «Б»

специальности 44.02.05

Коррекционная педагогика

в начальном образовании

Виниченко Татьяна Анатольевна

Шахты

2018

На систему образования в России, да и во всем мире влияют самые разные факторы: геополитические, социально-экономические, демографические, технологические и другие. Несмотря на это, в настоящее время в Российской Федерации сложилась удовлетворительная система образования и науки. Однако, говоря конкретно о науке, неопределенная ситуация в этой сфере демонстрируется не только низким уровнем количества изобретений и открытий, но и ежегодно уменьшающимся научным сообществом. Поэтому основным направлением государственной политики в сфере науки становится поддержка наиболее талантливых отечественных ученых, в т.ч. молодых и приглашение ведущих иностранных специалистов.

Центральной задачей модернизации системы образования было и остается обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования. Обеспечить контроль качества образования и сохранить единое образовательное пространство в РФ, призваны важнейшие элементы современной российской системы образования – процедуры аттестации, лицензирования и аккредитации.

Управление образованием в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. На федеральном уровне это направление реализует Министерство образования и науки Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). В полномочия Минобрнауки входит: утверждение государственных образовательных стандартов, лицензирование, аккредитация и ликвидация образовательных учреждений, разработка и реализация государственных и международных программ и т.д. Основными полномочиями Рособрнадзора являются контроль и надзор в сфере образования и науки. На региональном и муниципальном уровнях управление осуществляется через органы государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующие органы местного самоуправления.

В конце 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы образования в Российской Федерации определил ее ключевые направления развития и совершенствования. К ним относятся: повышение качества и эффективности педагогического труда, создание комфортных условий обучения и воспитания школьников, внедрение новых форм профессиональной ориентации на основе взаимодействия школы, вуза и производства .

Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий , информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

2. Вариативность. Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ .

3. Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.

4. Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.

5. Непрерывность. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.

Вместе с тем, существует ряд проблем, которые необходимо обозначить. Во-первых, излишняя теоретическая направленность обучения. Это сказывается на усложнении процесса приспособления выпускника высшего учебного заведения непосредственно на рабочем месте. На наш взгляд, главной трудностью для многих становится невозможность сопоставления теоретических знаний с их практическим применением.

Во-вторых, высокая степень износа основных средств, оборудования, необходимого для осуществления высоко эффективного образовательного процесса, как в школах, так и в высших образовательных учреждениях. Очевидно, моральный износ учебной техники тормозит процесс обучения и освоения новых технологий.

В-третьих, коррупционные проявления в российской системе образования. Это явление блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей, а также не способствует становлению качественного интеллектуального потенциала в стране.

В-четвертых, недостаточное финансирование российской сферы образования и науки. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров, что подрывает престиж работы в данной области. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Наконец, в-пятых, отсутствие, зачастую прямой непосредственной тесной взаимосвязи между высшими образовательными учреждениями и рынком труда, который становится окончательной стадией резюмирования качества интеллектуального потенциала и использования человеческого капитала в стране. Большинство выпускников после окончания учебы идут работать не по специальности, а то и вовсе переучиваться, что подрывает эффективность образовательной системы. Однако, даже при поиске работы «по специальности», выпускники не готовы выбирать низкооплачиваемые начальные вакансии, но, при этом, и работодатель не желает нанимать на ответственную должность выпускника вуза без соответствующего опыта работы и необходимых навыков. Проблема перерастает в конфликт интересов работодателей и выпускников вузов.

Подводя итоги всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что на данном этапе развития система образования России поддерживает ранее неприсущие ей признаки и черты, активно развиваясь и задавая новые векторы для социально-экономического роста. Однако, в сложившейся системе образования определенно есть проблемы и недостатки, но при этом, путем активной политики, государство пытается их решить. Для успешной реализации всех целей и задач в области развития образования требуется тщательное планирование, хорошо разработанная стратегия, внимание к ресурсам, обеспечение переподготовки и разработки соответствующих процедур.

Текущая сложная макроэкономическая ситуация в стране и амбициозные стратегические цели диктуют потребность в качественно новых направлениях подготовки начиная с дошкольных учреждений и заканчивая центрами повышения квалификации, которые должны поспособствовать повышению образовательного уровня населения, усилению интеллектуального потенциала, увеличению количества квалифицированных специалистов и улучшению качества образования в РФ с учетом процессов глобализации. Структура российской системы образования и современные направления реализации государственной политики в этой сфере воплощают те ценности и цели, которые общество ставит перед новым поколением. На данный момент отмечается падение качества образования, низкий уровень подготовки кадров для осуществления перехода к экономике знаний, инновационному развитию национальной экономической системы. Кроме того, до сих пор не до конца определена роль высшего образования в ориентации на непрерывность образовательного процесса, обучение не способствует наглядной подготовке человека к его будущей специальности.

Именно система образования в современном обществе должна стать важнейшим воспроизводителем человеческого капитала страны. Для воплощения этого, на наш взгляд, необходимо решить актуальные проблемы следующим образом:

1. Усилить практическую направленность образования, внедрить в образовательные программы больше практических дисциплин, привлекать в образовательный процесс больше преподавателей-практиков, что усилить практико ориентированную направленность обучения.

2. Максимально поддерживать и развивать технологическую сторону системы образования. При этом имеется в виду ориентация на решение проблемы оснащения и использования отечественных научно-технических разработок для формирования инновационной экономики.

3. Разработать на основе ЕГЭ иные формы объективной итоговой оценки знаний учащихся, путем создания экзаменационной базы, подготовленной вузами для абитуриентов, при этом всячески раскрывая креативность и поддерживая заинтересованность и активность выпускников школ.

4. Выделить из государственного бюджета дополнительные объемы финансовых ресурсов для развития инфраструктуры образовательных учреждений и оплату труда. В частности, установить минимальную почасовую оплату труда преподавательского состава по соответствующей специальности и направлению подготовки, не ниже среднего уровня по региону.

5. Расширить инфраструктуру институтов повышения квалификации и переподготовки кадров для решения проблем структурной безработицы.

6. Сгладить процессы международной образовательной интеграции, путем интернационализации высшего образования, повышения мобильности преподавателей и студентов и предоставления возможности более широкого обмена опытом.

7. Провести анализ стратегий готовящихся реформ образования с точки зрения рисков для национальной безопасности Российской Федерации.

В заключение, следует обратить внимание, что система образования является одним из ключевых показателей социально-экономического развития государства. При стремлении и желании занять ведущие позиции на мировой арене, государство обязано заботиться о грамотности и образованности населения, формируя тем самым высоко интеллектуальный человеческий потенциал страны. В то же время для России проблема формирования интеллектуального потенциала, ориентированного на модернизацию и инновационное развитие экономики, сегодня уже не гуманитарная задача, а основной вопрос обеспечения национальной безопасности.

Система образования 21 столетия часто меняется, на что влияют такие факторы:

  • Увеличение доступного информационного поля.
  • Прогресс.
  • Развитие экономики, которое нуждается в квалифицированных кадрах.

Выделяют такие тенденции в развитии современного образования:

  • Гуманизация.
  • Гуманитаризация.
  • Национализация.
  • Открытость.
  • Правильный подход.
  • Анализ и осмысление.
  • Переход к самореализации и самообучению.
  • Сотрудничество.
  • Творческая сфера.
  • Применение мотивации и методик для развития.
  • Результат и его оценка.
  • Непрерывность.
  • Взаимодействие образования и воспитания.

На рисунке представлены направления современных тенденций в образовании.

Основные тенденции современного образования

Определение 1

Гуманизация образования – это признание человека главной социальной ценностью. Современное обучение учитывает приоритеты обучения, которое ориентируется на индивидуальные способности ученика в образовании, направленного на получение знаний по отдельным дисциплинам. Благодаря такому обучению легко понять способности ученика, удовлетворить его потребности в сфере образования и воспитать чувство собственного достоинства.

Гуманитаризация помогает человеку понять духовность, расширить мышление, сформировать целостную картину об окружающем свете и систему ценностей. На основе общечеловеческой культуры смогут развиваться разные человеческие стороны, учитывая субъективные потребности и объективные условия личности, которые напрямую зависят от уровня материального и кадрового потенциала обучения.

Такая тенденция в образовании, как национализация, определяет национальную направленность образования. Образование требует постоянного развития, но основывается на исторических особенностях и народных традициях. Обучение способствует сохранению и пополнению национальных ценностей.

Современная образовательная система должна быть открытой. Цели обучения должны определяться не только государством, но и учитывать мнения учеников, родителей и педагогов. Открытость – ещё одна тенденция образования, которой подчиняются программы обучения. Образовательные программы нуждаются в основе знаний и должны легко дополняться. При этом учитываются культурные, региональные, этнические и другие особенности.

Замечание 1

Современное образование нуждается в переходе внимания учителя с учебной работы на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура должна побуждать человека на продуктивную работу, только в таком случае она выполнит функцию развития личности. Лучше овладеть культурой возможно при выполнении разнообразной работы, которая значима для человека. Подход деятельности к обучению поможет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом работы человека.

Раньше часто применялись информативные формы образования, которые на сегодня перестали быть актуальными. Современное образование требует применение элементов определения и расширения проблем, научного поиска, индивидуальной деятельности, взаимодействия учеников. Важно реализовать переход от воспроизведения к пониманию и осмыслению, применению полученных знаний на практике.

Замечание 2

Сегодня важно давать ученикам возможность для самоутверждения и самореализации, что помогает наладить самоорганизацию. Учитель и ученик являются сотрудниками. Преобразование форм взаимодействия зависит от изменения ролей и функций всех участников процесса обучения.

Согласно современным тенденциям развития образования, педагог должен уметь активизировать, мотивировать, формировать мотивы, побуждать к саморазвитию, учитывать активность учащихся, создавать условия для индивидуального движения вперёд. Существует определённая последовательность: от помощи учителя в решении образовательных проблем и задач на начальном уровне обучения, до максимальной самостоятельной регуляции в обучении и появления взаимоотношений между учеником и педагогом. Во время перехода от наставничества до сотрудничества важно сохранить уважение к учителю со стороны ученика.

Творческую направленность легко проследить в современном образовании. Проявление творческой стороны образования и использование творческого процесса поможет ученику легко пройти стадию индивидуального роста и развития, удовлетворение от результата. Творчество способствует получению положительных эмоций от образовательного процесса.

Строгая регламентация процесса обучения уже в прошлом. На сегодняшний день педагог свободен от правил и регламентов. Это поможет добиться эффективного результата и сделать обучение индивидуально направленным.

Результат любой работы требует оценки. То поможет понять уровень эффективности обучения. Оценка ставится по определённым требованиям и стандартам, унифицированными независимо от формы и специфики образования.

Непрерывность образования – важная тенденция в развитии образования. Она способствует углублению знаний и помогает достичь целостности в образовании и воспитании. Непрерывность образования поможет преобразовать полученные знания на протяжении человеческой жизни.

Важно взаимодействие воспитания и обучения. Во многих образовательных учреждениях воспитательная функция отсутствует. Только при взаимодействии обучения и воспитания возможно формирование личности.

Технический прогресс идет вперед, что сказывается и на образовательном процессе. Современные технологии должны присутствовать в новых методиках. Важно правильно использовать полученную информацию и уметь применять её в реальной жизни.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Мы прекрасно понимаем, что наши дети будут жить в другом, во многом непохожем на сегодняшний день мире. И современная школа слабо отвечает требованиям времени и задачам, которые придётся решать новому поколению в будущем.

«Летидор» вместе со Всероссийской онлайн-олимпиадой для младших школьников «Умназия» рассказывает, какие тенденции в образовании нельзя игнорировать, если вы хотите, чтобы ребёнок состоялся во взрослой жизни.

Тотальная информатизация

Будущее - это эпоха цифровых технологий. Мы уже не можем представить себя без планшетов, интернета и мобильных телефонов. Образование, несомненно, тоже переходит в цифровой формат.

Ученики все больше времени проводят перед электронными носителями информации. Эксперимент по использованию электронных учебников в Москве начался в 2013 году. А сегодня эксперты издательства «Просвещение» прогнозируют, что 100% российских школ перейдут на электронный формат к 2025 году.

Доступность цифровых технологий в образовании предоставляет школьникам разные возможности.

Во-первых, цифровые технологии позволяют в значительной мере обеспечить доступ к единому качеству образования , независимо от того, в каком регионе живут и учатся дети.

Во-вторых,информатизация делает возможным частую и детальную оценку знаний учеников . Онлайн-тесты, интернет-олимпиады, компьютерные тренажёры - все эти инструменты не только позволяют отследить прогресс ученика, но и сравнить его результаты с ровесниками по всей стране.

В-третьих, компьютерные технологии позволяют педагогам создать так называемые модульные образовательные блоки , учитывающие скорость овладения новыми знаниями, глубину изучения предмета и качество усвоения пройденного материала .

Гуманизация образования

Многие педагоги и родители, которые испытали на себе традиции западного (европейского и американского) образования, отмечают, что ключевое отличие «их» от «нас» - в смещении фокуса на так называемыеsoft skills*. Этим термином обозначают * не связанные напрямую с изучаемым предметом навыки и умения - например, умение слушать и слышать собеседника, навыки переговоров, инструменты убеждения.

Российское образование долгое время было нацелено на глубокое изучение образовательных предметов, но без гуманизации образования (смещения фокуса на освоение soft skills) будущий успех сегодняшних школьников невозможен. Именно поэтому российские школьники неизменно становились победителями международных олимпиад по математике, физике и химии, но значительно уступали западным выпускникам в таких дисциплинах, как управление, маркетинг или продажи.

В соответствии с трендом гуманизации образования в наших школах активно внедряется проектная деятельность, когда школьники учатся ставить цели, планировать время, работать в команде, находить и анализировать информацию и презентовать свои решения.

В условиях проектной работы педагоги перестают быть единственным источником информации и новых знаний.

Роль учителя становится более наставнической - дать совет, предоставить конструктивную критику, открыть дискуссию или мотивировать ученика.

Дети получают возможность увидеть ролевые модели и научиться чему-то важному не только в школе, но и в других областях жизни, включая интернет. Логика, аналитическое мышление, умение выборочно концентрировать внимание и выражать свое мнение - ресурсов, позволяющих развить в ребенке такие нужные и важные для будущего успеха навыки, сейчас появляется все больше и больше.

Непрерывность образовательного процесса

Вы заметили, что сегодня учиться стало модно и интересно? Учатся не только дети, но и взрослые. Кто-то выбирает курсы личной эффективности, другой совершенствует английский или осваивает новую специальность. Интернет и современные технологии предлагают множество форм и возможностей для повышения своего образовательного уровня.

Теперь мы можем слушать лекции профессоров Гарварда, Оксфорда или родного МГУ, не выходя за пределы собственной комнаты.

Человек каждый день получает и обрабатывает огромные объемы информации. Эта непрерывность образовательного процесса неизбежно приводит к интеграции всех изучаемых предметов в единую образовательную среду.

Принимая и адаптируясь к тренду непрерывности образовательного процесса, сегодняшние ученики изучают предметы не по отдельности, а в неразрывной связи друг с другом.

Например, работая над проектом по изучению истории родного края, школьники получают навыки написания сочинений (словесность), строят макеты жилищ (технология), рисуют графики роста населения (математика) и собирают рецепты местных блюд (окружающий мир). Таким образом, презентуя друг другу результаты своего проекта, ученики не только закрепляют выученный материал и soft skill, но и расширяют свои знания за счет опыта и знаний других учащихся.

Учебник и учитель перестают быть единственными источниками знаний.

Качество и полнота образования требуют привлечения дополнительных ресурсов, доступ к которым даёт именно интернет и цифровые технологии.

В настоящее время в нашей стране происходят серьезные изменения в разных общественных сферах. Происходит переоценка ценностей, модернизируется общественное сознание.

Основные тенденции развития образования тесно связаны с подобными явлениями и процессами.

Цели модернизации

Так как практически треть россиян учится, систематически повышает свою квалификацию, учит кого-то, сложно переоценить важность реформирования образования.

Основные тенденции развития современного образования предполагают:

  • создание требуемых условий для формирования гармонически развитой личности;
  • запуск механизмов, которые способствуют саморазвитию подрастающего поколения;
  • преемственность в образовании;
  • придание учебной деятельности социальной значимости.

Основой современной политики изменения образовательной структуры является построение образовательной деятельности на личностно-ориентированном методе.

Основные принципы изменения содержания образования

Рассмотрим основные тенденции развития образования в России. Они базируются на нескольких принципах.

Так, демократизация отечественной образовательной системы предполагает активное участие местной и государственной власти в управлении ОУ. Учителя получили право на творчество, демонстрацию собственного педагогического опыта.

Благодаря альтернативности и вариативности отечественного образования можно уходить от классической образовательной системы к разнообразным инновационным методикам, обеспечивающим альтернативные способы получения образования.

Наблюдаются и такие тенденции развития системы образования, которые способствуют его открытости, доступности. Именно благодаря открытости в настоящее время наблюдается раскрепощение, освобождение образования от внутренних догм, его гармоничное объединение с культурой, политикой, обществом.

Гуманизация образования

Она заключается в преодолении главного порока классической школы - обезличенности. Современные тенденции развития образования направлены на уважительное отношение к индивидуальности ребенка, взаимодействие с ним на доверительных условиях, учет его интересов и запросов.

Гуманизация предполагает серьезный пересмотр педагогикой и обществом отношения к подрастающему поколению, имеющему определенные отклонения в физическом и психическом развитии.

Основные тенденции развития образования направлены на раннее выявление одаренных и талантливых детей, выстраивание для них индивидуальных образовательных траекторий развития. Педагог выполняет функцию наставника, помогает ученикам преодолевать появляющиеся трудности, корректировать путь саморазвития и самосовершенствования.

Дифференциация образовательного процесса

Современные тенденции развития образования предполагают выделение двух фундаментальных задач:

  • обеспечение прав детей на выбор базового либо профильного образования;
  • индивидуализация образовательного процесса на основе природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

Среди тех особенностей, которые необходимо отметить в российском образовании, выделим его непрерывность.

Подобные тенденции развития образования способствуют многомерному движению отдельной личности в образовательной деятельности.

Пути и направления развития образования в РФ

В отечественной системе образования проявляются противоречивые и сложные процессы. При глубоком реформировании и развитии содержания прослеживается существенное отставание по финансово-экономическому, материально-техническому, кадровому обеспечению.

Среди важнейших направлений отмечаются:

  1. Сохранение и укрепление гармоничности образовательной системы с учетом региональных, экономических, национальных интересов народов и регионов.
  2. Реформирование отечественного образования.
  3. Переподготовка квалифицированных кадров.
  4. Правовое и нормативное обеспечение развития и функционирования образовательной системы.

Пути решения

Для обновления отечественного образования необходимо проведение единой целевой системы планирования учебных программ, развития и функционирования методических центров. На основе базисного федерального плана осуществляется создание региональных планирований.

Также среди тенденций современности необходимо отметить структурную перестройку содержания образования по полной вертикали, начиная с детских дошкольных учреждений, заканчивая послевузовским образованием.

Отдельное внимание уделяется специальному образованию. В связи с увеличением количества больных детей осуществляется работа с ребятами, имеющими серьезные ограничения в физическом здоровье.

Министерством образования РФ разработан национальный проект, согласно которому осуществляется дистанционное обучение школьников, имеющих ограничения по состоянию физического здоровья. В рамках данного проекта ребенок и педагог обеспечиваются компьютеризированным рабочим местом, обучение осуществляется через "Скайп".

Высшая школа

Основные тенденции развития высшего образования связаны с развитием научного потенциала, укреплением значимости вузовской науки, решением задач подготовки квалифицированных кадров для осуществления инновационной работы.

Высшее профессиональное образование осуществляется на основе профессионального среднего либо полного (среднего) образования по специальным программам. В РФ существует следующая структура высшего образования:

  • образовательные государственные стандарты;
  • программы;
  • проектные, научные, культурно-просветительные организации;
  • научные центры, обеспечивающие существование и совершенствование высшего образования;
  • университет, институты, академии.

Согласно ФЗ, в качестве видов высших учебных заведений РФ установлены следующие: академия, университет, институт.

После присоединения нашей страны к Болонской декларации в высшей школе наблюдаются существенные реформы. Помимо изменения парадигмы образовательной системы, активизировалось управление качеством и эффективностью образования, на практике реализуется идея непрерывного образования.

Подведем итоги

Главные направления изменения отечественной образовательной системы отмечены в Законе «Об образовании РФ». Существенное значение в модернизации содержания образования внесли федеральные образовательные стандарты нового поколения.

Они не только характеризуют базовый уровень содержания российского образования, но и являются базой оценки уровня подготовленности подрастающего поколения.

При переходе от предметного центризма к отдельным образовательным областям в полной мере осуществляется личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию подрастающего поколения.

В ближайшее время, к примеру, в начальном образовании предусмотрены существенные изменения основных приоритетов.

Центральное место занимает развивающее обучение, проектная и исследовательская деятельность младших школьников.

В ОУ на начальной ступени появился курс «Окружающий мир», который способствует социализации школьников, направлен на формирование позитивного отношения к живому миру, среде. В настоящее время разрабатывается шестилетняя программа начальной школы.

В естественнонаучных дисциплинах происходит отход от абстракций, переход на прикладную направленность.