Жалею зову не плачу образы. Сергей Есенин — Не жалею, не зову, не плачу: Стих

«Все мы в мире тленны...» - такие мысли обычно приходят в голову на закате жизни. В молодости человек живет иллюзией бессмертия. Отчего же поэт задумался о бренности бытия? Он был молод. Правда, жить ему оставалось всего четыре года. Неужели он предчувствовал скорую смерть? Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» поможет ответить на эти вопросы.

Сергей Есенин - поэт, который прожил яркую жизнь, полную надежд и разочарований, побед и поражений, любви и ненависти. Столько чувств и переживаний человек способен выдержать на протяжении долгой размеренной жизни. Но не в течение тридцати лет. Усталость и тоску передают строки произведения «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения и вдумчивое чтение каждой фразы позволяют проникнуть в мир душевных терзаний поэта, к которому мудрость лет пришла так рано и так остро.

Ушедшая молодость

В первом четверостишии поэт передает свое нежелание о чем-то мечтать и на что-то надеяться. За спиной у него несколько неудачных браков, множество громких скандалов и… слава. Слава, как он сам выразился, «похабника и скандалиста». Сегодня на его стихи пишут песни, они входят в школьную программу. Его фамилия знакома даже тем, кто книги в руках за всю свою жизнь не держал. Есенин - один из немногих поэтов, которые были признаны еще при жизни. Но это признание не сделало его счастливым.

«Не жалею, не зову, не плачу» - С. Есенин написал эти строки в 1921 году. Через год он уехал за границу. Не потому, что женился на иностранке. Дункан он встретил вовремя, именно тогда, когда в Москве, казалось, свершилось все, на что он надеялся и о чем мечтал. Только удовлетворения это не принесло. И он ухватился за зыбкую надежду что-то изменить.

Охладевшее сердце

За шесть лет до этого он приехал в Москву. И писал, что все ему в родном краю опостылело. Тогда Есенин еще мало знал и видел. И, возможно, мечтал о славе и известности. Он этого всего добился. Но когда человек стремится к своей цели всем существом, коснувшись ее, разочаровывается. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» передает чувства человека, прошедшего тяжелый стремительный путь, и растратившего в дороге все свои силы.

Если образ бродяги по приезде в столицу его увлекал, то сейчас он говорит о бродяжьем духе как о том, что впредь уже его не расшевелит. Сравнительный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» и произведения «Устал я жить в родном краю» человека, незнакомого с творчеством русского поэта, введет в заблуждение. Создается впечатление, что временной отрезок между написанием этих двух стихотворений составляет целую жизнь.

Утраченные желания

Есенин с горечью вспоминает о своей юной резвости, наивности. Словно старик, проживший долгий век. Есть люди, которым отмерено мало. Они летят с ускорением вниз, успевая прожить, прочувствовать и прогореть так быстро, что, кажется, они и жить-то еще не начинали. Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» еще раз подтверждает причастность поэта к этому типу людей. Их очень мало. Они, словно падающие звезды, загораются где-то далеко и исчезают. Но зрелище красивое. Как и стихи Сергея Есенина. Его произведения любили многие: актеры, писатели, сотрудники НКВД, извозчики, официанты. Его самого не любил никто…

Усталость

Скупее в желаньях он стал, возможно, потому, что не знал, чего еще можно желать. От скуки, усталости и пустоты в душе. Его стихи печатают, его просят на сцену, ему все рады. Но искренняя ли это радость? Одни ему завидовали, другие им пользовались, третьи жалели, но не могли вынести. К скандалам и пьянству сложно относиться с пониманием. Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» говорит об опустошенности автора этого стихотворения. В первые московские годы он еще радовался тому, как завороженно его слушают на сцене, званом вечере и в кабаке. Дабы развлечь себя и придать своей популярности некую пикантность, он разжигал скандалы. Иногда просто так, от скуки. Но теперь ему это все уже неинтересно.

Поэтические образы

Слова, с которых начинается стихотворение, передают нарастание чувств. Этот поэтический прием известен в литературе под термином «градация». Есенин, несомненно, создавая их, не опирался на поэтическую теорию. Слова сами выстраивались у него в голове. Он был гениальным мастером импровизации. В стихотворении еще множество художественных приемов и образов, которые автор использовал неосознанно, интуитивно. Так, например, в словах «половодье чувств» можно увидеть странное, но прекрасное сочетание явления природы и человеческих ощущений.

Жизнь как сон

Анализ «Не жалею, не зову, не плачу» демонстрирует, как быстро, по убеждению поэта, пролетели его годы. Для усиления чувств используются метафоры. Он пролетает на «розовом коне» так быстро, что ему кажется, будто он не жил, а видел странный сон. И завершает стихотворение печальными строками об увядании всего живого. Он как будто сравнивает себя с листвой, опадающей осенью. Тоске обо всем, что цветет и умирает, рано или поздно, посвящается произведение «Не жалею, не зову, не плачу». Анализ стихотворения можно делать бесконечно. Ведь здесь в каждом слове скрыта часть душевного мира поэта, который ушел из жизни в тридцать лет. А в двадцать шесть чувствовал, что все уже позади.

Стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» - это свидетельство редкого поэтического мастерства. Мастерства, которое не появляется в результате долгого труда, а дается свыше. Но тот, кто им обладает, уходит, как правило, рано.

Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! Ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. 1921

В то же время в стихотворении присутствует и образ символический - образ розового коня. Розовый конь - символ восхода солнца, весны, радости, начинающейся молодой жизни, невоплотившейся мечты (теперь сердце героя тронуто холодком безверия, разочарования в надеждах). Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности на родной рязанщине.

Затем следуют строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь...

Но поэт не останавливается на этой траурной ноте. Человек в восприятии поэта - часть мира природы, а в природе все разумно. И жизнь человека подвержена тем же неотменимым и мудрым законам природы, что и все в мире. И со смертью одного жизненный круговорот не прекращается, на смену придут новые поколения, чтобы тоже процвесть, тоже познать радость жизни, а затем тоже умереть. Вот почему все венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Обычно в стихотворении выделяются первое и последнее слово в строке в силу своего положения. Тем большую роль должно играть в стихотворении слово, которым завершается весь текст - "последняя точка". В этом же стихотворении ситуация иная. Хотя стихотворение фактически и заканчивается на слове "умереть", акцентируется в последней строке все-таки емкое слово "процвесть" (чему служат фонетические особенности слова и логическая интонированность). Кстати, слово "процвесть" тоже из мира природы. Это стихотворение - благодарственная песнь жизни, благословение всего сущего. Само слово "умереть" звучит "мягче", приобретает элегический оттенок, оно как бы теряется среди других, благословляющих жизнь и цветение... И. Бунин в "Жизни Арсеньева" утверждал, что люди совсем не одинаково чувствительны к смерти: "Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)". По отношению к теме смерти у Есенина это наблюдение И. Бунина особенно справедливое.

По своему философскому содержанию - размышление о жизни в предчувствии смерти - есенинское стихотворение "Не жалею, не зову, не плачу..." перекликается с пушкинским "Вновь я посетил тот уголок земли..." Но эта вечная для поэзии тема у Есенина, как и в свое время у Пушкина, звучит оригинально и неповторимо.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. , поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы Н.В. Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»). Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.
В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»). Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.


Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:


Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:


Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.
В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:


Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!

В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:


Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность. Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты. Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:


Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.
Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:


Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью .
Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности) .
В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).
Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).
Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника. Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»). Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу..» было написа­но С.А. Есениным в 1921 году. Жанр его – элегия, стихотворе­ние относится к философской лирике.

Композиционно оно построено на основе антитезы. Юность лирического героя противопоставлена зрелому возрасту, возрас­ту «осени». Эта тема быстротечности жизни развертывается в стихотворении постепенно, набирая обороты в каждой строфе. Вначале лирический герой отмечает, как быстротечно время, он словно бы фиксирует свой возраст:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Затем он обращается к «сердцу», к «духу бродяжьему», отме­чая охлаждение чувств, скупость желаний. В голосе лирического героя звучит душевная усталость, тоскливые ноты. Чувства его подчеркнуты многократными отрицаниями (тройным отрица­нием в первой строфе и двумя отрицаниями далее). Обращение к своей «утраченной свежести» и к жизни является в стихотворе­нии кульминационным в развертывании темы быстротечности времени:

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Этот образ розового коня символизирует у поэта юность, ее мечты и идеалы, нежность души. Одновременно лирический ге­рой здесь осознает приметы иллюзорности жизни в целом.

Последняя строфа завершает развитие мотива и является сво­еобразной развязкой, окрашивая все произведение совершенно иной интонацией:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Здесь уже нет отрицания, но присутствует утверждение, ут­верждение разумности жизни, времени и природы.

Таким образом, антитетичность присутствует в каждой стро­фе стихотворения. Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовых «листьев медь») создают у Есенина коль­цевую композицию.

Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Про­скакал на розовом коне»).

Здесь искали:

  • анализ стихотворения есенина не жалею не зову не плачу
  • не жалею не зову не плачу анализ
  • анализ стихотворения не жалею не зову не плачу

Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1-4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдет речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.

Краткий анализ

История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.

Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.

Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь».

Эпитеты «утраченная свежесть», «я скупее».

Сравнения - «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, еще рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится. Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью. К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: …что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализированном стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах мужчина признается в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком» , даже сердце теперь бьется по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «дух бродяжий» , поэтому речи зрелого мужчины обдуманы, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет ее розовым конем. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь - быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны» . С каждым днем человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть» .

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие - вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор раздумывает над вечными философскими проблемами. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение. Стихотворный размер - пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал средства выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы. Главную роль в произведении играют метафоры : « увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна березового ситца», «Дух бродяжий», «пламень уст», «тихо льется с кленов листьев медь» . Дополняются пейзажи эпитетами : «утраченная свежесть», «я скупее» и сравнениями - «все пройдет, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 41.