Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши. Османские палачи: окутанные мраком тайны Самое большое число убитых братьев османской империи

Чтобы устранить хаос при выборе главы государства, в Османской империи было узаконено братоубийство.

Во всех турецких государствах, существовавших до Османской империи, какой-либо системы перехода власти от одного лица к другому не существовало. Правом возглавить государство обладал каждый член династии. История знает множество примеров того, как данная ситуация становилась причиной хаоса, регулярно приводя к ожесточенным конфликтам в борьбе за престол. Обычно членам династии ничто не угрожало до тех пор, пока они не претендовали на трон. Бывали также случаи, что и те, кто оказывал сопротивление, в конечном счете получали помилование. Тем не менее эта ситуация стала причиной гибели десятков тысяч человек.

Первое братоубийство

После смерти первого османского султана Османа Гази в 1324 году при отсутствии борьбы за султанат между тремя его сыновьями трон унаследовал Орхан Гази. В 1362 году на престол взошел его сын Мурад I, который боролся за власть с братьями Ибрагимом и Халилем, отстранив их от управления в Эскишехире. Согласно слухам, наследники оспаривали у Мурада I престол. С их умерщвлением была впервые пролита братская кровь.

Унаследовав трон после Мурада I в 1389 году, Баязид I Молниеносный приказал убить своего брата Якуба Челеби на поле боя, хотя его брат и не вступал в конфликт по поводу наследования. Период междуцарствия после смерти Баязида I обернулся тяжелым испытанием для османов. Борьба за власть между четырьмя сыновьями Баязида продолжалась 11 лет, Османская империя оказалась в кризисе. Именно это время и подготовило почву для легализации братоубийства в империи.

Свод законов Мехмеда II

Когда на престол вступил Мехмед II Завоеватель, Османская империя еще не отошла от потрясений Османского междуцарствия. Завоевав Стамбул, Мехмед II вновь собрал земли Османской империи воедино. Составляя свод законов о государственной организации, Мехмед II также включил пункт, связанный с наследованием султаната:

«Если кто-нибудь из моих детей станет во главе султаната, то для обеспечения общественного порядка ему надлежит убить своих братьев. Большинство улемов (признанных и авторитетных знатоков теоретических и практических сторон ислама — прим. пер. ) одобряет это. Пусть это правило соблюдается».

Мехмед Завоеватель был не первым правителем, введшим в практику братоубийство. Он лишь узаконил сложившуюся гораздо раньше практику. И делая это, он исходил прежде всего из опыта периода междуцарствия (1402-1413).

Братоубийство

Братоубийство необходимо рассматривать в рамках условий конкретного временного периода. Явление братоубийства, характерное для Османской империи, — это вопрос всей турецкой истории. В его основе лежит в первую очередь отсутствие какой-либо системы и института наследования престола.

Чтобы искоренить братоубийство, назрела необходимость создать такую систему наследования. Это долго не удавалось сделать, но с начала XVII века был введен принцип вступления на престол старшего из представителей династии. Однако это не решило всех проблем процедуры смены правителя. Неблагоприятный отпечаток также накладывало традиционное заточение наследников престола во дворце, в помещении под названием «шимширлик». Большинству правителей, взросление которых происходило таким образом, так и не удавалось познать жизнь и принципы работы государственного аппарата, что в конце концов приводило к их неспособности участвовать в процессе управления.

Легализация братоубийства и умерщвление наследников престола даже в том случае, если они не претендовали на трон, отводят османам особую позицию на протяжении всей турецкой истории. В частности, благодаря братоубийству Османская империя смогла сохранить свою целостность — в отличие от существовавших до Османской империи турецких государств.

При анализе турецкой истории становится очевидно, что борьба за престол нередко заканчивалась распадом государства. Османы, которые, сохранив целостность, смогли обеспечить власть единого правителя, достигли превосходства над Европой в том числе и благодаря этому.

Свод законов Мехмеда Завоевателя не настоящий?

Те, кто не желают пятнать имя султана и отказываются приписывать закон о братоубийстве Мехмеду II, утверждают, что знаменитый свод законов на самом деле был составлен Западом. Иначе как можно объяснить то, что он существует в единственном экземпляре и находится в Вене? Между тем проведенные исследования позволили обнаружить и новые версии данного кодекса.

После Завоевателя

Значение пункта, который был включен в свод законов Мехмедом II, было по-новому осмыслено незамедлительно после смерти султана, когда между двумя его сыновьями Баязидом II и Джемом Султаном вспыхнула борьба, которая продлилась несколько лет. Первые годы султаната Явуза Султана Селима войдут в историю как период, когда спор братьев за престол достигнет апогея.

Османская или как ее чаще называли в Европе Оттоманская империя, на протяжении многих веков оставалась страной – загадкой, полной самых необычных и, порой, страшных тайн.

При этом средоточием самых «темных» секретов, которые ни в коем случае не раскрывали перед гостями и «деловыми» партнерами, был дворец султана. Именно здесь за внешней роскошью и великолепием прятались самые кровавые драмы и события.

Закон, легализующий братоубийство, содержание наследников престола в жестких условиях, массовые убийства и бег наперегонки с палачом, как способ избежать казни — все это в свое время практиковалось на территории империи. И обо всем этом впоследствии попытались забыть, но…


Братоубийство как закон (Закон Фатиха)

Междоусобная борьба наследников престола характерна была для многих стран. Но в Порте ситуация усложнялась тем, что здесь не существовало узаконенных правил престолонаследия – стать новым султаном мог каждый из сыновей умершего правителя.

Впервые, ради укрепления своей власти, кровь братьев решился пролить внук основателя Османской империи Мурад I. Позднее его опыт избавления от соперников использовал и Баязид I по прозвищу Молниеносный.

Намного дальше своих предшественников пошел султан Мехмед II, вошедший в историю как Завоеватель. Он возвел братоубийство на уровень закона. Данный закон предписывал правителю, вступившему на престол, в обязательном порядке лишать жизни своих братьев.

Закон был принят с молчаливого согласия духовенства и просуществовал около 2 столетий (до середины XVII в).

Шимширлик или клетка для шехзаде

После принятия решения об отказе от Закона о братоубийстве, османские султаны изобрели другой способ борьбы с потенциальными претендентами на престол – всех шехзаде стали заключать в Kafes («клетки») – специальные помещения, расположенные в главном дворце империи — Топкапы.

Другое название «клетки» — шимширлик. Здесь принцы постоянно находились под надежной охраной. Как и положено наследнику престола, они были окружены роскошью и всевозможными удобствами. Но все это великолепие было со всех сторон окружено высокими стенами. А ворота в шимширлик закрывались на тяжелые цепи.

Шехзаде были лишены возможности выходить за двери своей «золотой клетки» и общаться с кем бы то ни было, что негативно сказывалось на психике юных принцев.

Лишь во второй половине XVIII в. наследники престола получили некоторые послабления – стены клетки стали немного ниже, в самом помещении появилось больше окон, а самим шехзаде было разрешено иногда выходить для того, чтобы сопроводить султана в другой дворец.

Сводящая с ума тишина и бесконечные интриги

Несмотря на безграничную власть, султану во дворце жилось ненамного лучше, чем шехзаде в шимширлике.

Согласно существовавшим на тот момент правилам, султану не полагалось много разговаривать – свое время он должен был проводить в раздумьях и размышлениях о благе страны.

Для того, чтобы султаны разговаривали как можно меньше была даже разработана специальная система жестов.

Султан Мустафа I, взойдя на престол, попытался было воспротивиться системе и установить запрет на данное правило. Однако визири не поддержали своего правителя и тому пришлось смириться. В итоге султан вскоре сошел с ума.

Одним из любимых занятий Мустафы были прогулки по берегу моря. Во время променада он бросал в воду монеты, чтобы «хоть рыбы могли потратить их куда-нибудь».

Наряду с данным порядком поведения, напряженности дворцовой атмосфере добавляли многочисленные интриги. Они не прекращались никогда – борьба за власть и влияние шла круглосуточно, 365 дней в году. В ней принимали участие все – от визирей до евнухов.


Послы во дворце Топкапы.

Художник Jean Baptiste Vanmour

Совмещение должностей

Примерно до XV века при дворах османских султанов не было палачей. Однако это вовсе не значит, что отсутствовали и казни. Обязанности палачей исполняли обычные садовники.

Самым распространенным видом казни было обезглавливание. Однако визирей и родственников султана казнили путем удушения. Неудивительно, что в садовники в те времена отбирали тех, кто не только владел искусством ухода за цветами и растениями, но и обладал значительной физической силой.

Примечательно, что казни провинившихся и тех, кого посчитали таковыми, совершались прямо во дворце. В главном дворцовом комплексе империи были специально установлены две колонны, на которых размещались отрубленные головы. Рядом был предусмотрен фонтан, предназначенный исключительно для садовников-палачей, которые мыли в нем руки.

Впоследствии должности дворцового садовника и палача разделили. Причем на должность последнего стали отбирать людей, лишенных слуха – чтобы не могли слышать стенания своих жертв.

Убежать от казни

Единственным способом избежать смерти для высокопоставленных чиновников Порты, начиная с конца XVIII века, было научиться быстро бегать. Спасти свою жизнь они могли лишь убежав от главного садовника султана по дворцовым садам.

Все начиналось с приглашения визиря во дворец, где его уже ждали с кубком замороженного щербета. Если цвет предлагаемого напитка был белым, то чиновник получал временную отсрочку и мог попытаться исправить ситуацию.

Если же в кубке была красная жидкость, означавшая смертный приговор, то визирю не оставалось ничего, как только бежать без оглядки до ворот на противоположной стороны сада. Успевший добежать до них раньше садовника, мог считать себя спасенным.

Трудность заключалась в том, что садовник обычно был намного моложе своего соперника, и более подготовленным для такого рода физических упражнений.

Однако нескольким визирям все же удалось выйти победителями из смертельной гонки. Одним из счастливчиков оказался Гаджи Салих-паша – последний, кому выпало подобное испытание.

Впоследствии удачливый и быстробегающий визирь стал губернатором Дамаска.

Визирь – причина всех бед

Визири в Османской империи занимали особое положение. Их власть была практически безграничной и уступала разве что султанской власти.

Однако иногда приближение к правителю и обладание властью играли с визирями злую шутку – нередко высокопоставленных чиновников делали «козлами отпущения». На них «вешали» ответственность буквально за все – за неудачную военную кампанию, голод, обнищание народа и т.д.

Никто не был застрахован от этого, и никто заранее не мог знать в чем и когда его обвинял. Дошло до того, что многие визири стали постоянно носить с собой собственные завещания.

Немалую опасность для чиновников представляла и обязанность усмирять толпу – именно визири вели переговоры с недовольным народом, который нередко приходил к султанскому дворцу с требованиями или недовольством.

Дела любовные или султанский гарем

Одним из самых экзотических и в то же время «секретных» мест дворца Топкапы был султанский гарем. В годы расцвета империи он представлял собой целое государство в государстве – здесь жили одновременно до 2 тыс. женщин, большая часть из которых были рабынями, купленными на невольничьих рынках или похищенных с подконтрольных султану территорий.

Доступ в гарем имели лишь немногие – те, кто охранял женщин. Посторонних людей, посмевших взглянуть на наложниц и жен султана, казнили без суда и следствия.

Большинство обитательниц гарема могли даже никогда не увидеться со своим повелителем, но были и такие, что не просто часто посещали покои султана, но и имели на него довольно сильное влияние.

Первой женщиной, сумевшей заставить правителя империи прислушиваться к своему мнению, была простая девушка из Украины Александра Лисовская, более известная как Роксолана или Хюррем султан. Попав в гарем Сулеймана I, она пленила его настолько, что он сделал ее законной женой и своей советницей.

По стопам Хюррем пошла и венецианская красавица Сесилия Веньер-Баффо — наложница султана Селима II. В империи она носила имя Нурбану султан и была любимой женой правителя.

Именно с Нурбану султан, по мнению историков – экспертов в Османской империи, начался период, вошедший в историю, как «женский султанат». В этот период практически все дела государства находились в женских руках.

На смену Нурбану пришла ее землячка София Баффо или Сафие султан.

Дальше всех пошла наложница, а затем и жена Ахмеда I Махпейкер или Кесем султан. После смерти правителя, сделавшего Кесем своей законной супругой, она почти 30 лет правила империей в роли регента сначала сыновей, а затем и внука.

Последняя представительница «женского султаната» Турхан султан, устранившая свою предшественницу и свекровь Кесем. Она, как и Роксолана, была с Украины, и до того, как попала в султанский гарем звалась Надеждой.


Кровный налог

Третий правитель Османской империи Мурад I вошел в историю не только как султан, узаконивший братоубийство, но и как «изобретатель» девширме или кровной дани.

Девширме облагались жители империи, не исповедующие ислам. Суть налога заключалась в том, что из христианских семей периодически отбирали мальчиков возрасте 12-14 лет для службы султану. Большинство отобранных становились янычарами или отправлялись работать на фермы, другие попадали во дворец и могли «дослужиться» до весьма высоких государственных должностей.

Однако прежде чем отправить юношей на работу или службу, их насильно обращали в исламскую веру.

Причиной появления девширме стало недоверие султана к своему тюркскому окружению. Султан Мурад и многие его последователи считали, что обращенные христиане, лишенные родителей и дома, будут служить намного ревностнее и будут вернее своему повелителю.

Стоит отметить, что корпус янычар действительно был самым верным и действенным в армии султана.

Рабство

Широкое распространение в Оттоманской империи с первых дней ее создания получило рабство. Причем просуществовала система вплоть до конца XIX в.

Большую часть рабов составляли невольники, привезенные из Африки и с Кавказа. Также среди них было немало русских, украинцев и поляков, взятых в плен во время набегов.

Примечательно, что согласно существующим законам, мусульманин не мог стать рабом – это была «прерогатива» исключительно людей не мусульманской веры.

Рабство в Порте значительно отличалось от своего европейского аналога. Османским рабам было легче получить свободу и даже достичь определенного влияния. Но при этом обращение с рабами было намного более жестоким – невольники погибали миллионами от тяжелой непосильной работы и ужасных условий труда.

Свидетельством большой смертности среди рабов многие исследователи считают то, что после отмены рабства в стране практически не было выходцев из Африки или Кавказа. И это несмотря на то, что их завозили в империю миллионами!


Геноцид по-османски

В целом, османы достаточно лояльно относились к представителям других вероисповеданий и народностей. Однако в некоторых случаях, они изменяли своей обычной демократичности.

Так, при Селиме Грозном была организована массовая резня шиитов, которые посмели не признать султана защитником ислама. В результате «чистки» погибли более 40 тыс. шиитов и членов их семей. Населенные пункты, где они проживали, были стерты с лица земли.


Шествие Султана в Стамбуле

Художник Жан Батист ван Мур.

Чем больше снижалось влияние империи, тем меньше становилась и терпимость султанов по отношению к другим народам, проживающим на территории империи.

К XIX в. массовые убийства стали практически нормой жизни Порты. Своего пика система достигла в 1915 г., когда было уничтожено более 75% армянского населения страны (в результате геноцида погибло свыше 1,5 миллиона человек).

Похожие материалы

Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

В политике братья опаснее всего

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

Закон Фатиха в Османской империи формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

Закон Фатиха: законы и сериалы

Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

Александр Бабицкий


Почти 400 лет под Османской империей находилась большая часть территорий Юго-Восточной Европы, Турции и Ближнего Востока. Ее основали отважные тюркские наездники, но империя вскоре потеряла большую часть своей первоначальной мощи и жизнеспособности, находясь в состоянии функциональной дисфункции, которая хранила множество секретов.

✰ ✰ ✰
10

Братоубийство

В ранние периоды у османских султанов не практиковался принцип первородства, когда старший сын является единственным наследником. Поэтому на трон претендовали сразу все имеющиеся братья, а проигравшие потом переходили на сторону вражеских государств и долгое время доставляли множество проблем победившему султану.

Когда Мехмед Завоеватель пытался завоевать Константинополь, со стен города против него воевал его родной дядя. Мехмед решил проблему со свойственной ему беспощадностью. После вступления на престол, он просто приказал убить родственников мужского пола, в том числе не пощадил своего брата-младенца. Позже он издал закон, который лишил жизни не одно поколение: «А тот из моих сыновей кто возглавит Султанат, должен убить своих братьев. Большинство улемов и так это себе позволяют. Так пусть они действуют так и дальше».

С этого момента каждый новый султан занимал трон, убивая всех своих родственников-мужчин. Мехмед III от горя вырвал себе бороду, когда его младший брат просил не убивать его. Но он «не ответил ни на одно слово,» и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. Вид их 19 завернутых тел, провезенных по улицам, как говорили, заставил плакать весь Стамбул.

Даже после первого круга убийств, остальные родственники султана тоже были опасны. Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы, когда его собственного сына душили тетивой; мальчик стал слишком популярен в армии, так что султан не мог чувствовать себя в безопасности.

✰ ✰ ✰
9
На фото: Kafes, Kuruçeşme, İstanbul

Принцип братоубийства никогда не был популярен у народа и у духовенства, так что его тихо упразднили после внезапной смерти султана Ахмеда в 1617 году. Вместо этого потенциальных наследников престола держали в дворце Топкапы в Стамбуле в специальных помещениях, известных как «Kafes» («клетки»).

Можно было провести всю свою жизнь заключенным в тюрьму в Kafes под постоянным контролем охранников. Тюремное заключение, как правило, было роскошным с точки зрения условий, но с очень строгими ограничениями. Многие принцы сходили с ума от скуки, либо уходили в разврат и пьянство. Когда нового султана привозили к Воротам Повелителя, чтобы визири могли засвидетельствовать ему свою верность, это мог быть первый раз, когда он выходил на улицу за несколько десятилетий, что не очень хорошо влияло на способности нового правителя.

Кроме того, угроза ликвидации со стороны правящего родственника была постоянной. В 1621 году великий муфтий отказал Осману II в прошении задушить его брата. Тогда он обратился к главному судье, тот вынес противоположное решение, и принц был задушен. Сам Осман позже был свергнут военными, которые должны были вывести его выжившего брата из Kafes, разобрав крышу и вытянув его на веревке. Бедный человек провел два дня без еды и воды, и, вероятно, слишком обезумел, чтобы заметить, что он стал султаном.

✰ ✰ ✰
8

Молчаливый ад во дворце

Даже для султана жизнь в Топкапы могла быть до крайности скучной и невыносимой. Тогда считалось, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому был введен особый язык жестов, и правитель проводил большую часть времени в полной тишине. Султан Мустафа посчитал это совершенно не выносимым, и пытался отменить такой запрет, но его визири отказались. Мустафа вскоре сошел с ума и бросал с берега монетки рыбам, чтобы те их тратили.

Интриги во дворце плелись постоянно и в больших количествах, так как за власть боролись и визири, и придворные, и евнухи. В течение 130 лет большое влияние имели женщины из гарема, этот период стал известен как «женский султанат». Драгоман (главный переводчик) всегда был влиятельной персоной, и всегда это был грек. Евнухи делились по расовому признаку, главный черный евнух и главный белый евнух часто были непримиримыми соперниками.

Находясь в центре этого безумия, султан был под присмотром куда бы он ни пошел. Ахмет III писал великому визирю: «Если я иду из одной комнаты в другую, выстраиваются 40 человек, когда мне нужно надеть штаны, я не чувствую ни малейшего комфорта в этом окружении, поэтому оруженосец должен всех уволить, оставив только три-четыре человека, чтобы я мог быть спокоен». Проводя свои дни в полной тишине под постоянным наблюдением и в такой ядовитой атмосфере, несколько османских султанов последнего периода потеряли рассудок.

✰ ✰ ✰
7

Власть в Османской империи полностью контролировало и жизнь, и смерть своих подданных. Причем смерть была делом вполне обыденным. Первый двор дворца Топкапы, где собирались просители и гости, был ужасным местом. Там стояли две колонны, на которых висели отрубленные головы и специальный фонтан, в котором могли мыть руки только палачи. Во время периодических тотальных «чисток» во дворце, в этом дворе складывали целые курганы отрезанных языков провинившихся, а специальная пушка стреляла каждый раз, когда очередное тело сбрасывалось в море.

Интересно, что турки не создавали специально корпус палачей. Эту работу выполняли дворцовые садовники, которые делили свое время между казнями и выращиванием восхитительных цветов. Большинство своих жертв они обезглавливали. Но проливать кровь членов королевской семьи и высокопоставленных чиновников было запрещено, их ждало удушение. В результате, главный садовник всегда был огромным, мускулистым мужчиной, который был способен задушить любого визиря в любой момент.

В ранние периоды визири гордились своим послушанием, и любое решение султана принимали безропотно. Знаменитый визирь Кара Мустафа очень уважительно приветствовал своего палача со смиренными словами «Пусть так и будет», стоя на коленях с петлей на шее.

В последующие годы отношение к такому ведению дел изменилось. В XIX веке губернатор Али-паша так боролся с людьми султана, что его пришлось застрелить через половицы в его доме.

✰ ✰ ✰
6

Был один путь для верного визиря избежать гнева султана и остаться в живых. Начиная с конца XVIII века появился обычай, что осужденный великий визирь мог избежать казни, победив главного садовника в гонке по дворцовым садам.

Осужденного приводили на встречу с главным садовником, и после обмена приветствиями визирю вручался кубок замороженного шербета. Если щербет был белый, это означало, что султан предоставил отсрочку. Если красный – то должна состояться казнь. Как только визирь видел красный шербет, он должен был сразу же убегать.

Визири бежали сквозь дворцовые сады между тенистыми кипарисами и рядами тюльпанов, а за ними наблюдали сотни глаз из-за окон гарема. Цель осужденного состояла в том, чтобы добраться до ворот рыбного рынка на другой стороне дворца. Если визирь достигал ворот раньше, чем главный садовник, его просто ссылали. Но садовник всегда был моложе и сильнее, и, как правило, уже ждал свою жертву у ворот с шелковым шнуром.

Тем не менее, нескольким визирям удалось избежать казни таким образом, в том числе Хачи Салих-паше, последнему, кто участвовал в этой смертельной гонке. После бега с садовником он стал губернатором одной из провинций.

✰ ✰ ✰
5

Растерзание визирей

В теории великий визирь был вторым человеком после султана, но именно его казнили или бросали на растерзание в толпу всякий раз, когда дела шли как-то не так. При султане Селиме Грозном было столько великих визирей, что они всегда с собой начали носить свои завещания. Как-то один из них попросил Селима дать ему знать заранее, если он его собираются казнить, на что султан бодро ответил, что уже выстроилась очередь на его замену.

Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который имел привычку приходить ко дворцу и требовать казни при любых неудачах. Надо сказать, что люди не боялись штурмовать дворец, если их требования не удовлетворялись. В 1730 году одетый в лохмотья солдат по имени Патрона Али привел толпу во дворец, и им удалось на несколько месяцев взять империю под свой контроль. Он был зарезан после того, как пытался заставить мясника одолжить ему деньги для правителя Валахии.

✰ ✰ ✰
4

Пожалуй, самым ужасным местом дворца Топкапы был императорский гарем. Он насчитывал до 2000 женщин – жен и наложниц султана, большинство из них были куплены или похищены в качестве рабынь. В гареме их держали взаперти, а для постороннего мужчины один взгляд на них означал немедленную смерть. Сам гарем охранялся и управлялся главным Черным евнухом, чье место было одним из самых влиятельных в империи.

Об условиях жизни в гареме и о событиях, происходящих в его стенах, до нас дошло очень мало информации. Считалось, что там было так много наложниц, что некоторых из них султан даже никогда не видел. А другие были настолько влиятельны, что участвовали в управлении империей. Сулейман Великолепный безумно влюбился в наложницу из Украины, которую звали Роксолана, женился на ней, и сделал ее своим главным советником.

Влияние Роксоланы было настолько велико, что великий визирь приказал похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзагу в надежде, что она сможет завладеть вниманием султана. План был сорван храбрым итальянцем, который ворвался в спальню Джулии и увез ее на лошади как раз перед тем, как прибыли похитители.

Кесем Султан обладала еще большим влиянием, чем Роксолана, она эффективно управляла империей как регент сына и внука. Но невестка Турхан не стала сдавать свои позиции без боя, и Кёсем Султан была задушена занавеской сторонниками Турхан.

✰ ✰ ✰
3

Налог кровью

В раннем османском периоде существовал девширме («налог кровью») – вид налога, при котором мальчиков из христианских подданных империи забирали на службу империи. Большинство мальчиков становились янычарами и рабами-солдатами, которые всегда находились на передовой во всех османских завоеваниях. Налог собирался нерегулярно, только когда в империи не хватало имеющегося количества солдат. Как правило, забирали мальчиков в возрасте 12-14 из Греции и Балкан.

Османские чиновники собирали всех мальчиков в деревне и сверяли имена по крестильным записям из местной церкви. Затем выбирались самые сильные, из расчета один мальчик на каждые 40 домохозяйств. Отобранных детей пешком отправляли в Стамбул, самые слабые оставались умирать на обочинах дорог. Готовилось подробное описание каждого ребенка, чтобы его можно было отследить при побеге.

В Стамбуле им делали обрезание и насильственно обращали в ислам. Самые красивые или умные отправлялись во дворец, где их обучали, чтобы они могли присоединиться к элитной части подданных султана. Эти ребята могли со временем достичь очень высоких чинов, и многие из них стали пашами или визирями, как знаменитый великий визирь из Хорватии Соколлу Мехмед.

Остальные мальчики присоединялись к янычарам. Сначала они направлялись на работы на фермах на восемь лет, где они учили турецкий и росли. В 20 лет они официально становились янычарами — элитными солдатами империи и железной дисциплиной и идеологией.

Из этого налога были исключения. Запрещено было забирать из семьи единственного ребенка или детей от мужчин, служивших в армии. По каким-то причинам не брали сирот и венгров. Жители Стамбула также попадали в исключения на том основании, что они «не имеют чувство стыда.» Система такой дани перестала существовать в начале XVIII века, когда детям янычар было позволено становиться янычарами

✰ ✰ ✰
2

Рабство оставалось главной особенностью Османской империи вплоть до конца 19 века. Большинство рабов были выходцами Африки или с Кавказа (особенно ценились адыги), а крымские татары обеспечивали постоянный поток русских, украинцев и даже поляков. Считалось, что мусульмане юридически не могут быть порабощены, но это правило было тихо забыто, когда прекратилось пополнение немусульман.

Известный ученый Бернард Льюис утверждал, что исламское рабство появилось независимо от западного рабства, а, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам было легче получить свободу или занять высокие должности. Но нет никаких сомнений в том, что Османское рабство было невероятно жестоким. Миллионы людей погибли от набегов или от

изнурительной работы в полях. Это даже не говоря о процессе кастрации, используемом для получения евнухов. Как указывал Льюис, османы привозили миллионы рабов из Африки, но сейчас в современной Турции очень мало людей африканского происхождения. Это говорит само за себя.

✰ ✰ ✰
1

В целом, Османская империя была довольно толерантной. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в ислам своих немусульманских подданных и радушно приняли евреев, когда тех изгнали из Испании. Подданные никогда не подвергались дискриминации, и империя была практически в управлении албанцев и греков. Но когда сами турки чувствовали угрозу, они могли поступать очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень озабочен тем, что шииты, отрицавшие его авторитет в качестве защитника ислама, могли быть двойными агентами Персии. В результате, он прошел по востоку своей империи, уничтожив скот и убив, по меньшей мере, 40000 шиитов.

По мере того как империя слабела, она теряла свою прежнюю терпимость, и меньшинствам приходилось несладко. К XIX веку массовые убийства стали все более и более распространенным явлением. В ужасном 1915 году, всего за два года до распада империи, было организовано массовое убийство 75 процентов армянского населения. Тогда погибли около 1,5 миллиона человек, но эти зверства полностью признать геноцидом армян Турция до сих пор отказывается.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья Секреты Османской империи. ТОП-10 интересных фактов . Спасибо за внимание!

Шехзаде называли мальчиков, рожденных сультану его , или . Когда принцу исполнялось 5-6 лет, он начинал учиться в специальной школе для шехзаде, построенной в XV веке. Помещение школы богато убрано, в нем есть большой очаг, книжные шкафы, пюпитры, сводчатые зеркальные потолки и украшения, что является доказательством того, с каким вниманием относились к будущим наследникам трона и их обучению.

До 8 лет принцы жили со своими матерями и няньками, а после этого возраста общались по большей части только с наставником и слугами, а родителей видели только в особых случаях.


Парчовый кафтан султана Ахмеда I, который он носил, когда еще был шехзаде.

Церемония обрезания шехзаде проводилась с большой роскошью и сопровождалась торжествами. За три месяца до церемонии извещали всех визирей, правителей провинций и высших государственных деятелей, чтобы они могли прибыть на праздненство, которое зачастую начинали готовить за год, а длиться оно могло от десяти дней до месяца. Приглашенные гости дарили шехзаде и членам его семьи подарки соответственно своему статусу, а потом развлекались и угощались на пирах по случаю столь важного события.

Когда принцу исполнялось 13-14 лет, ему выделяли собственные покои в гареме. Если же отец шехзаде умирал, то в этой же комнате он оставался затворником, поэтому ее называли "кафес" ("клетка"). Шехзаде, который вел уединенную жизнь, назначали штат в двенадцать слуг, кладовую, евнухов и собственное содержание.


Окна комнаты шехзаде с видом на Босфор (дворец Топкапы).

Правление султана заканчивалось не только в случае его смерти. Так, Мурад II (1421-1451) добровольно оставил трон своему сыну - будущему султану Мехмеду Завоевателю. Баязида II заставили покинуть трон в пользу его младшего сына Селима. Осман II, Ибрагим I и Мустафа IV были свергнуты с престола.


Вступившие на престол шехзаде садились на золотой трон,
установленный перед Воротами Белых Евнухов, и принимали поздравления.

Сообщал принцу о смерти отца (или о его отречении) главный евнух. Он должен был взять шехзаде за руку и проводить его к телу отца, после чего наследник трона являлся к великому визирю и шейх-аль-исламу, которые первыми признавали нового монарха и начинали подготовку к церемонии восхождения нового султана на трон . Об этом немедленно объявляли народу, а также рассылали приглашения на церемонию всем важным государственным лицам.

Трон султана располагался у Ворот Белых Евнухов (Ворота Блаженства). Гости выстраивались по старшинству, султан выходил, садился на трон, и участники церемонии один за другим подходили к нему, падали на колени и целовали подножие трона, тем самым признавая нового властителя. Церемонию заканчивали шейх-аль-ислам, великий визирь и другие визири.

Ворота Белых Евнухов (дворец Топкапы)

После этого, в соответствии с традициями, султана опоясывали мечом в мечети Эюп. Это событие было в некотором роде аналогом европейской церемонии коронации. В день церемонии султан должен был приехать из дворца Топкапы в мечеть на лодке. Султан выходил на берег и садился на коня, который медленно двигался по улице между рядами представителей знати, салютующих войск и могилами богачей - Эюп был одним из самых престижных кладбищ в Стамбуле. На входе в мечеть он должен был спешиться и пройти к небольшому возвышению во дворе между мавзолеем Аюба аль-Ансари и самим зданием мечети, где возвышалось старое платановое дерево. Здесь его опоясывали тремя мечами: мечом Османа, мечом четвертого праведного халифа Али и мечом султана Селима I Явуза. Затем новый султан въезжал в город верхом на коне через ворота Эдирне, посещая могилы своих предшественников и также обязательно Мечеть Айя-София, после чего возвращался во дворец Топкапы.