Научно-исследовательские работы. Исследовательский проект по экологии " мы - за чистый город" Проект на тему экологически чистая школа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кувшиновская средняя общеобразовательная школа№2»

Учебно-исследовательский экологический проект

Экология школьного пространства

Тип проекта: творческий, исследовательский

Гипотеза проекта : проведение экологических мониторингов, анализ их результатов, экологическое просвещение всех участников образовательного процесса будет способствовать сохранению их здоровья, улучшению условий обучения.

Цель проекта: сохранение здоровья учащихся, создание благоприятных условий обучения.

Задачи:

Образовательные

расширить и углубить знания учащихся о роли природы в жизни человека;

познакомить учащихся с многообразием, условиями жизни комнатных растений, их значением для здоровья человека.

развивающие:

развивать умение анализировать, рассуждать, доказывать своё мнение;

воспитательные:

обеспечить взаимосвязь воспитательного и образовательного процессов;

воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

формировать исследовательские навыки, умение работать с различными видами информационных источников;

развивать умение анализировать, отбирать, классифицировать полученную информацию;

развивать умение творческого применения полученных знаний

Прогнозируемые результаты:

Ученик будет знать:

названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;

правила ухода за комнатными растениями;

действия природных факторов (света, тепла, влаги, состава почвы) на жизнедеятельность комнатных растений;

Ученик будет уметь:

работать с дополнительной литературой;

наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;

работать в группе;

оформлять результаты своей деятельности согласно плану.

Ученик будет воспитывать в себе:

любознательность;

самостоятельность;

толерантность;

организованность.

Постановка проблемы :

недостаточное или неправильное озеленение школьных кабинетов способствует созданию неблагоприятных условий для обучения.

Проектирование :

формирование групп, распределение заданий, определение задач.

Поиск информации:

изучение справочной, научно-популярной литературы, проведение

мониторингов.

Промежуточный продукт: консультации, оформление презентаций, подготовка выступлений.

Презентация проекта.

Экология школы - это деятельность в пространстве школьной жизни, сообразная природе человека.

Школа - это место, где дети проводят большую часть времени, и поэтому она должна отвечать определенным требованиям. Если говорить об экологии школы, то главное требование здесь - сохранение здоровья.

Какую пользу приносят комнатные растения, и только ли пользу, или же они цветут в стенах нашей школы исключительно для красоты.

С учётом тенденции резкого снижения численности населения выдвигается проблема создания и сохранения здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового поколения, укрепление здоровья обучающихся, приобщение их к ценности здорового образа жизни. Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи вызывает обоснованную тревогу у всего общества в целом. В связи с этим, такое направление работы как охрана здоровья и внедрения здоровьесберегающих технологий обучения становится важнейшим для школы и всех участников учебно-воспитательного процесса.

Комнатные растения пришли к нам из далеких стран. Украшая наш интерьер, они приглашают нас вырваться из рутинной круговерти. Самые удивительные из них увлекают нас в путешествия, заставляя забыть о банальной повседневности.

Выбирая «зелёных друзей», мы ориентируемся на собственный эстетический вкус, прислушиваемся к советам родных и знакомых. Этим, как правило, всё и ограничивается, а напрасно, ведь растения обладают целым рядом замечательных свойств, о существовании которых мы и не подозреваем! Поселившись в нашем доме, «зелёные квартиранты» способствуют звукопоглощению, увлажняют воздух, насыщают его кислородом и очищают от вредных примесей . Особые биогенные вещества, выделяемые растениями, повышают работоспособность, нормализуют сон, увеличивают адаптивные способности человека

«Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию и умиротворённость, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии и в то же время отдыхаем. Выбирая растения многие из нас не задумываются над тем, какой эффект они произведут на наше здоровье, как физическое так и психологическое. Растения действуют на нас своим ароматом, цветом листов и цветков, формой кроны.

Обязательным компонентом школьного кабинета являются комнатные растения. Они украшают помещение и создают уют. Растения выполняют различные функции, оказывают эстетическое, психологическое воздействие, улучшают воздушную среду обитания. За последние годы все более отчетливо вырисовывается еще одна важная функция растений - очистка окружающей среды от различных загрязняющих веществ. Подобно фильтру, они очищают воздух от пыли, вредных газов.

Растения с фитонцидными свойствами: увеличивают количество кислорода, повышают содержание отрицательных лёгких ионов. Они положительно влияют на дыхательные процессы, снижают артериальное давление, повышают мышечную силу и выносливость: уменьшается тахикардия и аритмия; служат средством профилактики при дистонии и гипертонии. - Снижают на 70-80 % число микроорганизмов в воздухе.

Хвойные - криптомерия, кипарис, кипарисовик Олсандр, лавр, фортунелла, Кактус-опунция. Цитрус кактус - опунция - в 6-7 раз уменьшает численность плесневых грибов, обладает целебными свойствами (заживляет раны). Молочай, цитрусы. С микробами (стафилококком) “справляются” Циссус Гибискус, циссус, фикус, акалифа, аглаонема. Для терапевтического эффекта необходимо размещать один экземпляр растений на 1 м3 помещения.

Растения, способные снять стресс. При наличии возможности неплохо устроить в школе комнату для релаксации. В ней лучше всего посадить: пеларгонию, душицу обыкновенную, мирт, мелиссу лекарственную душистую герань (учесть склонность к аллергической реакции) Растения очищают воздух не только от бактерий, но и от пыли. Такими свойствами обладают более 300 видов. Кроме того, ещё 160 видов предназначены для открытого грунта. В основном это хвойные виды растений. Кроме пылезадержания некоторые из них способны также к поглощению звука, их полезно высаживать в школьных дворах расположенных в близи дорог, а это актуально в связи с возрастающим количеством автотранспорта. Воздушная среда содержит токсины, исходящие от синтетических материалов, используемых в отделочных работах.

В рамках программы непрерывного экологического образования и воспитания возможно осуществление самостоятельного проекта по изучению видового состава комнатных растений школы. Данная работа доступна и интересна учащимся.

Целью проекта является определение по справочникам названия каждого растения, его семейства, родины; изучение экологической и лечебной функций растений; озеленение кабинетов школы.

Проект предназначен для учащихся 5-9 классов. В зависимости от возраста учащихся проект «Комнатные растения в школе» можно разделить на несколько этапов, каждый из которых включает как теоретическую, так и практическую части.

5-6 классы

- Изучение видового состава комнатных растений в кабинетах школы.

- Кружок озеленителей школы.

- Сообщения на уроках биологии.

7 класс

- Создание карты «Карта мира на подоконниках школы (класса)».

-«Путешествие с комнатными растениями».

8-9 классы

- Изучение экологической и лечебной функций растений.

- Озеленение кабинетов школы с учетом воздушно тепловых условий содержания.

- Выступление на экологической научно- практической конференции.

Работа по определению видового состава растений была разделена на два этапа.

На первом этапе ( 5 класс ) учащиеся определяют и описывают растения базового кабинета. Для этих целей используют специальную справочную литературу. Наиболее удачным в этом плане является справочник Хессайона «Все о комнатных растениях» (М.: Кладезь, 1996).

На втором этапе ( 6 класс ), работая в группах, учащиеся определяют и описывают видовой состав комнатных растений кабинетов школы. Следует отметить, что работа в группах, где учащиеся совместно выполняют задания, способствует совершенствованию навыков общения, лучшему усвоению знаний и интеллектуальному развитию детей.

Данные о видовом составе растений размещаются в классном уголке или на отдельном стенде. Кроме того, в емкость с растениями помещают табличку, где указаны название, вид, родина растения. Также можно провести заседание озеленителей школы, на котором дать рекомендации по работе со справочниками, указать, какие растения в зависимости от экспозиций окон целесообразно выращивать в том или ином кабинете. Также важна связь экспериментальной деятельности учащихся с учебным процессом, которая устанавливается через предметы естественного цикла. Так, например, в курсе биологии 6 класса учащиеся изучают морфологию растений, а полученные в процессе работы над проектом знания о растениях не только служат хорошим дополнением, но могут быть применены и в курсе географии в частности, при изучении материков. На основе знаний о видовом составе комнатных растений школы создаётся карта растительности мира, на которой обозначается родина каждого растения.

В данном случае осуществляется опережающее обучение. Для подготовки такого урока ребята прорабатывают достаточно большой объем литературы, как справочной, так и научной, предложенной учителем или найденной самостоятельно. Такие уроки, несомненно, более интересны как для ребят, готовящих материал, так и для всего класса в целом.

Работая над картой растительности, учащиеся узнают, что родина большинства комнатных растений школы - влажные леса Америки и Африки, так как влажность и температурный режим в кабинетах школы вполне соответствуют естественным условиям данной природной зоны (проводится мониторинг экологического состояния кабинетов школы под руководством учителя химии). Для учащихся становится очевидно, что в средней полосе России на широте Москвы эти растения требуют определенных условий содержания. Это касается умеренного полива зимой и обильного летом, притенения растений в жаркое время года и подсветки в холодное, «зимовки» для кактусов и пр. Результаты работы можно оформить в виде мини рефератов или показать на стенде в классе.

Заключительным этапом второй ступени проекта является презентация результатов исследовательской и практической работы. Для учащихся 5-7 классов это лучше сделать в виде праздника «Путешествие с комнатными растениями». Учащиеся ведущие, используя карту растительности мира, рассказывают об условиях жизни растений, встречающихся в школе.

Для учащихся 8-9 классов особый интерес представляет изучение экологической и лечебной функций растений. Из справочной и научно популярной литературы мы узнали, что в школе есть растения, определяющие санитарное состояние воздуха в кабинетах, т.е. выполняющие роль биоиндикаторов. К ним относятся традесканция, бегония, аспарагус, фиалка. Кроме того, в кабинетах есть растения детоксиканты, способные обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Это хлорофитум пучковатый, мирт обыкновенный, папоротник, герань, гибискус китайский, колеус, бегония королевская, драцена, плющи, диффенбахия, кактусы суккуленты.

Учащиеся в рамках программы озеленения школы подбирали для каждого кабинета растения с учетом экологических факторов.

Кроме того, нами велась работа по определению растений, обладающих лечебными свойствами. В школе к таким растениям относятся: агава, алоэ, аспидистра, аукуба, гибискус, зефирантес, каланхоэ, камнеломка, пассифлора, пеларгония, плющи, сансевиера, туя, фатсия, фикусы. Результаты мы оформили в виде каталога «Лекарственные растения в школе», указав видовой состав, использование растений на родине, фармакологические свойства. Для каждого растения лекаря составлена аннотация лечебного действия, способы применения.

Результаты проектной работы учащиеся представляли на школьной научно практической конференции, на которой присутствовали представители всех классов средней и старшей школы. Таким образом, достижения отдельных групп школьников становятся известными практически всей школе и могут быть востребованы всеми желающими.

Наиболее интересные работы были представлены на экологической научно практической конференции.

Есть идея создания кабинета комнатных растений. Идея о его создании появилась, потому что в школе собрано большое количество комнатных растений.

Комнатные растения используются на уроках и во внеклассной работе в качестве демонстрационного и раздаточного материала, при проведении наблюдений и постановке простейших опытов. Живые объекты должны быть неприхотливыми в содержании и уходе. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования, нормы освещенности, техники безопасности. Отбираются растения не вызывающие аллергических реакций.

При подборе растений в кабинете возможно учитывать их использования на уроках и во внеклассной работе, учитывая их роль в оформлении кабинета. Растения размещаются на стойках, крепятся в простенках или на подставках. Два-три крупных растения создают неповторимый интерьер.

Работа в режиме проектной деятельности становится источником создания необходимого оснащения кабинета. Необходимо выделить те задачи, в выполнении которых могут принять участие школьники. Творческая по своей сути, включающая в себя исследования, поиск, проблемной ситуации, проектная деятельность наполняет жизнь каждого кабинета интересными делами.

Анализируя доступные ресурсы и возможности детей, мы отдали предпочтение таким типам проектной деятельности:

исследовательский

прикладной

информационный

Исследовательский проект требует определенный алгоритм работы:

Выявление и постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- постановка целей и задач;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание проекта, его результативность;
- защита, презентация проекта.

Прикладной проект с самого начала четко обозначает результат деятельности его участников.

Информационный проект направлен на анализ и обобщение, для широкой аудитории, какой-либо информации.

«Экология и фитодизайн школьного кабинета»

Цель: познакомиться с законами аранжировки комнатных растений, с профессией цветовод- декоратор.

Задачи:

1.Изучить видовой состав комнатных растений кабинета

2.Установить, какие комнатные растения наиболее популярны в озеленении школьных помещений

3.Какие требования учитываются при разведении растений в школе.

Методы:

Наблюдение

Эксперимент

Практическая работа

Ожидаемые результаты: приобретение знаний, цветы в школьном кабинете

Мы приняли решение оборудовать наш школьный кабинет и заняться фитодизайном кабинета:

Озеленить его так, чтобы это было эстетично, уютно для работы; и были соблюдены условия для содержания растений.

Используя литературу по комнатному цветоводству, мы установили, что в озеленении помещений используют растения, относящиеся к 5 группам:

1группа - декоративно- лиственные (пальмы, папоротник, драцена)

2 группа - красивоцветущие (бегонии, кактусы, розы)

3 группа - висячие (хлорофитум, традесканции)

4 группа - вьющиеся или цепляющиеся (плющ, монстера, аспарагус)

5 группа - луковичные или клубневые (цикломен, глоксиния)

В школах лучше всего выращивать простые нетребовательные растения (традесканция, хлорофитум), легко и обильно цветущие, за которыми доступен уход детям. Полностью исключаются растения, вызывающие раздражения кожи и слизистых оболочек или имеющие яркие плоды.

Чтобы жизнь людей стала красивее и чище, мы используем растения. Но и о цветах надо позаботиться. Прежде чем разводить растения необходимо узнать основные требования каждого из них к

Влажности

Освещенности

Температуре

Для нормального развития растениям необходим свет. По требованию к освещенности все растения можно разделить на три группы:

1 группа - светолюбивые

2 группа - тенелюбивые

3 группа - теневыносливые

Немаловажное значение для развития растений имеет температура воздуха в помещении, особенно зимой.

Для нормального развития растений необходима достаточная влажность.

Кроме того в кабинетах нужно увеличить количество лекарственных комнатных растений, таких как алоэ, каланхоэ. Эти растения повышают иммунитет, обладают бактерицидными свойствами. Самым популярным растением в школе является хлорофитум. Это про него сказано: чем хуже воздух для нас, тем лучше для него. Для озеленения мы рекомендуем светолюбивые и теневыносливые растения.

При составлении композиций необходимо учитывать следующие правила и способы размещения растений. Существует несколько основных приёмов размещения комнатных растений в помещениях.

1.Отдельно стоящее растение может быть вечнозеленым или цветущим.

Удачно составленная композиция из нескольких растений радует взор и превращает комнату в оазис, где господствует красота и уют, где царствует гармония природы и человека.

2.Очень эффективны в интерьере вьющиеся растения, подвешенные в специально изготовленном кашпо.

3.Очень красивы маленькие сады на камнях

4.Очень эффективны группы из высаженных вместе растений

Цветы облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, одаривают людей радостью, смягчают нравы, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы - значит выражать чувства любви, почтения, расположения, уважения. (См. презентацию).

Дополнительная информация по профориентации.

Создание зелёных интерьеров особая область архитектуры, требующая разносторонних знаний и большого художественного вкуса. Поэтому над созданием наиболее сложных современных проектов работает цветовод- декоратор.

Цветовод - декоратор - незаменимый консультант, который даст советы по комнатному цветоводству в различных помещениях, в большой и маленькой квартире, в учебном кабинете, в большом зале, в рекреации. При этом он учтёт влияние растений на здоровье человека. Кроме этого он может составить букет или цветочную композицию. Люди этой профессии умеют составлять букеты не только из живых цветов, но и из сухих или искусственных. Цветоводы работают в оранжереях, теплицах, питомниках и в открытом грунте, на опытных участках, в парках, скверах. Цветоводы- декораторы раскрывают перед человеком красоту природы. Цветоводы претворяют в жизнь проекты озеленения. Они участвуют в планировке зелёных насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения. Выбирать эту профессию лучше людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом. Эстетически оформленные парки, скверы, тротуары - радуют глаз и создают у людей праздничное настроение. Кроме того, зеленые насаждения играют гигиеническую и защитную роль, задерживают распространение пыли, смягчают шумы, способствуют восстановлению нормального состава окружающего воздуха.

Природа богата удивительными красками. Мы обязательно встретим их в нашей школе .

Введение

Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определятся глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Одной из ведущих задач экологического образования школьников в настоящее время стало формирование ответственного отношения к окружающей среде. Для её решения требуется организация не только теоретических занятий, но и практической деятельности, в ходе которой дети должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние окружающей среды и ближайшего природного окружения – двора, улицы, пришкольного участка и т.п.; вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы. Наиболее интересным аспектом деятельности школьников в этом направлении является их участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и близлежащих территорий. Но в основном тематика экологических работ посвящена проблемам города, региона, глобальным вопросам сохранения окружающей среды и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии школы.

Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в школе, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятий) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.

Один из важнейших аспектов современной жизни – экологическая культура, которая определяет характер отношения людей к своему здоровью и к окружающей среде.

Библиографический обзор по данной теме показал, что в основном тематика исследовательских работ по экологии посвящена проблемам на уровне города, района, округа, глобальным проблемам сохранения окружающей среды, и очень мало внимания уделяется исследовательской работе учеников в плане экологии самой школы.

Помимо традиционной тематики научных работ школьников по экологии, автор статьи предлагает сосредоточить исследовательскую деятельность обучающихся в данной области в рамках одной школы (что вовсе не означает узость поставленной проблемы, т.к. речь идёт о сохранении здоровья школьников, их высокой работоспособности и успеваемости).

Речь идёт об организации и проведении общешкольного «экологического марафона» – системе мероприятий, направленных на изучение экологической обстановки в школе. Такое изучение построено на основе подготовки, проведения и анализа простейших и понятных всем школьникам экологических экспресс-исследований.

Преимущество такой формы исследовательской работы позволяет охватить всех школьников (с 1 по 11 класс), привлечь к активной экологической работе всех классных руководителей и родителей учеников младших классов. Таким образом, не только отдельные ученики (члены школьного научного общества), а все обучающиеся знакомятся с теорией научного эксперимента и практически осваивают элементы научного исследования.

Технология проведения экологического марафона

Предлагаемая автором статьи технология проведения общешкольного «Экологического марафона» очень проста, а потому эффективна как в отношении массовой организации школьников в плане постановки и проведения научного эксперимента, так и в отношении его результативности (чёткость исследовательской программы, простота проведения и анализа теста).

Выглядит это следующим образом. В школе объявляется неделя «Экологического марафона». Во всех классах организуются экологические исследовательские группы (от 3 до 6 человек). В старших классах это делают учителя биологии и химии, в среднем звене – учителя биологии, географии и классные руководители, в младших классах такие группы организуются классными руководителями с привлечением родителей. Итак, – первый день – это объявления, организация экологических групп, консультантов-школьников и учителей-консультантов.

На следующий день на специальном собрании (научный экологический совет, или научный совет марафона) проводится инструктаж классных руководителей и консультантов по технологии постановки, проведения и анализа результатов экспресс-исследований, раздаются технологические карты (инструкции) проведения экспериментов. Одно из преимуществ такой работы – активизация большого числа старшеклассников в роли научных руководителей исследовательских групп.

В течение третьего дня идёт активная инструктивная и подготовительная работа в группах.

В течение четвёртого, пятого и шестого дней экологические группы проводят исследования, обрабатывают результаты.

На седьмой день группы сдают свои научные отчёты и разработанные рекомендации в научный совет марафона. Члены научного совета отбирают наиболее интересные материалы для проведения заключительной научной конференции по экологии школы.

Восьмой и девятый день – подготовка выступлений и выступающих, создание мультимедийных презентаций.

Девятый день – проведение научной конференции по вопросам экологии школы.

Десятый день – подведение общих итогов марафона, экскурсии, встречи с представителями экологических организаций города, медицинскими работниками, встреча научного совета марафона с представителями администрации школы, обсуждение выявленных проблем и способов их решения.

Таким образом, данный марафон можно проводить в рамках экологической или биологической декады по плану работы школы.

В нашей школе №6 г.Надыма мы трижды проводили такой марафон в рамках всей школы и множество раз – по параллелям. И хочется отметить, что предложенная ученикам исследовательская работа всегда вызывала у них живой интерес и особо высокую коммуникативную и активность.

Мы предлагаем вниманию обзор одного из таких марафонов.

Цели экологического марафона

  • Изучить экологическую обстановку в школе и прилегающей территории, выяснить влияние школьных и внешних экологических факторов на состояние учащихся.
  • По итогам работы внести рекомендации по улучшению экологического состояния школы.
  • Обобщить и углубить знания учащихся о влиянии окружающей среды на здоровье человека.
  • Сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды.
  • Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека; мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории; а также формирование у учащихся активной гражданской позиции и воспитать экологически грамотных учащихся.
  • Вовлечь в исследовательскую деятельность всех без исключения школьников.

Задачи марафона

  • Выяснить, отвечает ли экологическая обстановка нашего учебного заведения статусу школы с углублённым изучением предметов. Для этого:
  • Вовлечь учеников всех классов в научно – исследовательскую работу, способствуя активизации детского экологического движения «Росток» и научного общества школьников.
  • Организовать для данной работы исследовательские экологические группы школьников во всех классах, группы учеников-консультантов из старших классов, чтобы максимальное количество обучающихся познакомилось с методикой научного исследования, с экологическими проблемами школы, приняло участие в их позитивном решении.
  • Максимально широко охватить и рассмотреть все стороны исследуемой проблемы, работая с ученическими экологическими группами.
  • Активизировать внимание школьников в области экологического состояния ближайшего окружения.
  • Активизировать самоуправление в классах.

Этапы работы

Работа проходит в три этапа. Задача первого этапа заключается в создании экологических групп школьников во всех классах школы, в разработке методики исследований и её изучении исследовательскими группами. Второй этап заключается в проведении самих исследований. Третий этап – анализ результатов, подведение итогов, составление рекомендаций по вопросам улучшения экологического состояния школы.
В процессе обработки результатов проводятся постоянные консультации со школьными медицинскими работниками, данные исследований сопоставляются со стандартами СЭС.

Направления исследований

Исследования проводятся по двум направлениям.

Первое направление – изучение экологической обстановки школы, которое включает исследование чистоты воздуха в районе школы, запылённости воздуха в школьных помещениях, шумового фона, озеленения школы, проблем курения.

Второе направление – изучение влияния школьных экологических факторов на состояние учащихся, включающее исследование общего состояния школьников, влияния факторов внешней среды на утомляемость учеников в учебном процессе, изучение негативного воздействия компьютеров и телевизоров на состояние зрения, питания учащихся в столовой.

Мы предлагаем по итогам марафона сформулировать следующие выводы (на научной конференции или отдельным документом, озвучить по школьному радио).

Выводы (макет)

1. Уровень запылённости воздуха на пришкольной территории и в школьных помещениях [соответствует / не соответствует]допустимым нормам. Причины.
2. Школьные помещения [достаточно / недостаточно] озеленены, что [способствует / не способствует] лучшей очистке воздуха от пыли и насыщению его кислородом. Причины.
3. Достаточно [низок / высок] шумовой фон. Причины.
4. Организованное питание в столовой и увеличенное время перемен [снимают / не снимают] большинство проблем в этом плане. Причины.
5. Выявленные негативные факторы (курение, радиационный фон от компьютеров) оказывают в рамках школы [минимальное / иное] действие, так как возможные места курения [контролируются / не контролируются] администрацией, а излучение компьютеров в кабинетах ИВТ [не превышает / превышает] допустимые нормы.
6. Проведение исследований экологическими группами показало, что подобная форма деятельности вызывает очень высокую заинтересованность учеников в отношении своего здоровья и состояния окружающей среды.
7. В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка в целом [отвечает / не отвечает] необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников, высокой работоспособности и успеваемости.

На основе полученных результатов составляется экологический паспорт учебного заведения, в который вносятся итоги изучения отдельных экологических факторов и рекомендации по улучшению экологического состояния школы.

Увеличение учебной нагрузки, особенно в школах с углублённым изучением отдельных предметов, предъявляет повышенные требования к экологической обстановке в этих учреждениях, которая имеет непосредственное влияние на состояние здоровья учеников (проводящих здесь по 6-7 часов, а иногда и весь день, посещая факультативы и тому подобного рода занятия) и на эффективность учебного процесса. Поэтому изучение экологических факторов и их влияния на состояние здоровья учащихся, их работоспособность и успеваемость, становится необходимым и актуальным.

Новизна проекта состоит:

  • в самом объекте исследования, в том, что экология школы – недостаточно исследованный вопрос;
  • в активном привлечении к научной работе экологических групп во всех классах, практически всех школьников;
  • в разработке методического комплекса исследований, совместимого с возможностями школы и школьников;
  • в изучении не только экологической обстановки школы, но и её влияния на состояние здоровья учащихся и эффективность учебного процесса.

Исследовательская часть проекта

Изучение чистоты воздуха в районе школы

Пыль – вредный экологический фактор, разрушающий здоровье, хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию множества болезней, снижению иммунитета. Пыль впитывает тяжёлые металлы, которые вызывают раковые заболевания.

1. В районе школы взять пробу снега в чистую банку или чистый пакет в объёме 1 литр (снег слегка уплотнить). Обозначить её «Проба А».
2. Таким же образом взять пробы снега в каком – либо жилом дворе и на улице с интенсивным движением. Обозначить их «Проба Б» и «Проба В».
3. В чистой посуде (например в банках) в тёплом помещении перевести пробы снега А, Б, В в жидкое состояние.
4. Для дальнейшего анализа в каждой пробе воды (растаявшего снега) взять один и тот же объём (например 200 мл. – объём стакана).
5. Приготовить прибор для фильтрования (штатив, воронка, три фильтра).
6. Профильтровать пробу «А» (перед приливанием каждой новой порции воды на фильтр, содержимое пробы тщательно размешивать). После фильтрования осторожно вынуть фильтр из воронки и развернуть.
7. Сделать то же самое с пробами «Б», «В».
8. Сравнить количество осадка на фильтрах «А», «Б», «В», уровень их затемнённости.
9. Сделать вывод о чистоте воздуха в районе школы.

Изучение запылённости воздуха в школе

Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию рака. Пыль раздражает дыхательные пути, ускоряется развитие ОРЗ, снижается уровень иммунитета.

Технологическая карта исследования:

1. В понедельник после первой смены (или вечером) закрепить одинаковые по размерам полоски широкого скотча (10 см. длины) в висячем положении.

а) в коридорах
б) в вестибюле
в) на лестницах
г) в кабинетах (число кабинетов – на усмотрение экспериментаторов).

Полоски предварительно пронумеровать.
Липкая сторона должна быть расположена так, чтобы на неё легко прилипала летающая в воздухе пыль.
Выберите такую высоту, чтобы не сорвали полоски за день.

2. В пятницу утром или после обеда (как вам удобнее) – снимите полоски, не сгибая их, и наложите клейкой стороной на лист белой бумаги так, чтобы слой прилипшей пыли был между слоями бумаги и скотча. Снимая полоски, наклеивайте их на лист бумаги сразу, на месте снятия. Подпишите, откуда какая полоска.

3. При ярком свете изучите степень загрязнённости полосок. Сделайте выводы:

а) где у нас в школе самые запылённые места и где – самые чистые;
б) выясните причины высокой и низкой запылённости.

4. Сделайте предложения по борьбе с пылью.

Изучение шумового фона в школе

Необратимые разрушения коры головного мозга (умирают клетки, разрываются связи). Шум вызывает стрессовые состояния, нарушающие психические и физические функции. Шум – почва для развития неврозов. Шум вызывает усталость, снижение внимания.

Технологическая карта исследования:

1. Отметить уровень шума на переменах по 3- или 5-балльной шкале:

а) в коридорах;
б) в кабинетах.

2. Сделайте выводы: где наибольший и наименьший уровень шума.

3. Выясните, имеет ли отрицательное влияние шум в классе и в коридоре на работоспособность обучающихся на уроках..

4. Является ли музыка на переменах:

а) шумовым фактором, мешающим отдыху учеников;
б) способствует отдыху.

5. Внесите ваши предложения по снижению уровня шума на переменах:

а) в коридорах, б) в классах.

Изучение проблемы курения в школе

Некурящие в присутствии курильщиков тоже отравляются; более того – они являются полноценными курильщиками (только пассивными). Табачный дым содержит вещества, отравляющие организм и вызывающие рак.

Технологическая карта исследования:

1. На крыльце, в мужском и женском туалетах, незаметно пересчитать курящих учеников:

а) на каждой перемене;
б) после уроков.

2. Сделать выводы:

а) когда курят больше всего;
б) сколько всего человек курят в течении смены.

3. Провести анкету в своём классе или другом 9 классе:

а) Сколько раз в день курите?
б) С какого возраста?
в) Если вы курите, то

– хотите ли вы курить, или …?
– это зависимость (хотите бросить, но не можете).

4. Изучить степень задымлённости коридоров в районе туалета.

5. Сделать вывод о вреде курения в школе для некурящих; провести в случае необходимости профилактику курящих и пропаганду.

Озеленение школы

Растения – фактор, присутствие которого улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, способствует формированию необходимых условий для хорошего состояния учащихся на протяжении всего учебного дня.

Технологическая карта исследования:

1. Подсчитать количество кабинетов.
2. Составить списки числа цветов в каждом кабинете.
3. Определив названия растений, сделать списки по отдельным видам.
4. Дать оценку по уходу за цветами.
5. Сделать вывод об уровне растительности в школе и её разнообразии, об условиях ухода; выяснить каково влияние растений на общее состояние и работоспособность школьников.

Изучение общего состояния школьников

Проблемы:

  • Сильное снижение работоспособности у многих;
  • Стрессы – чаще и легче случаются;
  • Высокий уровень заболеваемости.

1. Провести анкетирование своего класса или других классов:

а) насколько хорошо или плохо вы чувствуете себя в начале учебного дня (по выбранной шкале); объясните причины (почему хорошо, почему плохо);
б) как вы чувствуете себя после уроков (по выбранной шкале); объясните причины (почему хорошо, почему плохо);
в) если ваше состояние ухудшилось, укажите, какую роль в этом сыграли (указать влияние этих факторов по выбранной шкале):

– отношения с другими людьми,
– шум на переменах,
– запылённость коридоров и кабинетов,
– духота в классе (нехватка свежего воздуха),
– неподвижное сидение на уроках,
– другие причины;

г) где вы живёте (куда смотрят окна большей части квартиры):

– на шумную улицу
– на тихую улицу или во двор;

д) сколько стоит машин утром и вечером в вашем дворе, как они на вас влияют (шум, газы);
е) лучше ли вы чувствуете себя в кабинетах, где много растений?

2. Сделайте выводы:

а) о главных причинах ухудшения общего состояния учащихся к концу учебного дня;
б) о влиянии растений на состояние учащихся в озеленённых кабинетах.

3. Внесите предложения:

а) о мерах улучшения состояния школьников, о способах его подержания в норме;
б) о необходимости озеленения школы.

Изучение негативного воздействия мобильных телефонов, компьютеров и телевизоров на состояние зрения

Просмотр телепередач, электронные игры и работа на компьютере требуют напряжения зрения, чтобы рассмотреть отдельные элементы изображения. Частота строк и частота сканирования изображения глазным яблоком не совпадают, что требует от глаз особого напряжения. Часто завышаемая яркость свечения экранов мониторов и телевизоров разрушает клетки сетчатки, а электро-магнитное и радиационное излучение негативно сказывается на всех тканях организма в зоне облучения. Более того, положительный потенциал, образующийся на экране, «вымывает» отрицательные заряды клеток, что нарушает их нормальное функционирование и в буквальном смысле «разваливает» клеточный и тканевый иммунитет.

Технологическая карта исследования:

1. Провести анкетирование по двум вопросам:

а) сколько часов в день вы смотрите телевизор?
б) сколько часов в день вы работаете на компьютере?

2. Обратиться к школьному врачу и взять данные о состоянии зрения анкетируемых учеников.

3. Найти связь между количеством времени, проведённом у компьютерных или телевизионных экранов, и состоянием зрения. Сделать выводы.

4. Выяснить в процессе сопоставления данных анкет и данных врача, что сильнее влияет на ухудшение зрения: телевизор, мобильный телефон или компьютер.

5. Внести предложения о предотвращении ухудшения зрения учеников.

Изучение питания школьников в столовой

Проблемы:

1. Ученики злоупотребляют газированными напитками. Их вред:

а) газ СО 2 образует в воде Н 2 СО 3 , которая способствует развитию желудочно-кишечных заболеваний, нарушает газообмен крови, снижая содержание О 2 в крови.

б) Многие газированные напитки содержат кофеин. Из-за них нервная система ученика приходит в перевозбуждённое состояние, в итоге – неустойчивое внимание на уроках., лёгкая подверженность стрессам, истощение психики.

2. Чипсы и тому подобные продукты содержат очень много консервантов и других химических добавок, отравляющих организм (красители, ароматизаторы и т.д.). Зачастую мы предпочитаем перекусить в буфете «ядохимикатами», чем нормально поесть в столовой (горячее питание, здоровые продукты).
И ещё: зарубежные продукты часто худшего качества чем российские.

Технологическая карта исследования.

1. На переменах изучите, что покупают дети в буфете. Определите, что они предпочитают:

а) газированные напитки или соки?
Спросите их, почему они выбирают тот или иной напиток.

б) изделия столовой (пирожки, булочки и т.п.) или продукты с консервантами (чипсы, сухарики и т.п.)

2. Определите, каким образом питается большая часть детей:

а) в столовой (горячее питание),
б) в буфете (холодное, химически нездоровое питание).

3. Сделайте выводы: как питается большинство школьников (правильно или неправильно);

4. Внесите предложения по решению данной проблемы (то есть как сделать питание в школе здоровым).

Изучение влияния факторов внешней среды на утомляемость обучающихся
в учебном процессе

Цель: изучить влияние домашнего задания (учебной нагрузки), стрессов, курения на утомляемость учащихся в зависимости от степени активности образа жизни.

1. Анкетирование

Таблица № 1 – Степень активности образа жизни (поставить в соответствующей графе знак «+»).

Таблица № 2 – Влияние внешней среды.

Пояснение: анкетируемые отмечают по 3 – бальной шкале, в какой степени влияют указанные факторы на их работоспособность (внимание, запоминание, ясность мышления, общее самочувствие) во время уроков. (0 – никакого влияния, 1 – слабое влияние, 2 – сильное влияние, 3 – очень сильное влияние).

1. Определить возможные соответствия (корреляции) между данными таблиц.
2. Сделать выводы о влиянии внешних негативных факторов на работоспособность учеников на уроках.

Итоги экологического марафона (макет отчёта)

Пыль – хороший адсорбент ядовитых газов и тяжёлых металлов, способствующих развитию раковых заболеваний. Она раздражает дыхательные пути, ускоряя развитие ОРЗ, вызывая аллергические реакции, снижает уровень иммунитета. Поэтому количество пыли в помещении является важным показателем его экологического состояния.

Как же обстоят дела в нашей школе? Экспресс – анализ запылённости школьных помещений, проведённый учениками _____ класса, показал, что содержание пыли в воздухе наших учебных кабинетов не превышает допустимых санитарных норм.
В целом воздух благоприятен на 1, 2, 3 и 4 – этажах, несмотря на то, что на некоторых этажах постелены ковры. На лестницах по сравнению с этажами и кабинетами содержание пыли больше, но не превышает поставленных требований. К кабинетам никаких возражений, экологическое состояние отличное. Обстановка в школе по отношению к этому экологическому фактору полностью отвечает санитарным требованиям.

Экологи _____ классов исследовали состояние воздуха в районе школы в сравнении с уровнем его пылевого загрязнения вблизи автомобильных дорог. Что и следовало ожидать, атмосфера около школы очень благоприятна по сравнению с территориями около проезжей части. Растения – хорошие защитники тротуаров от пыли. Берегите зелёные насаждения, не вытаптывайте траву на газонах, озеленяйте наш город. В этом – не только красота улиц, но и залог нашего здоровья. Каждая новая травинка, каждый новый лист на ветвях – те новые и новые капли здоровья, наполняющие нашу жизнь полноценным содержанием. Пусть наш город будет чистым! Педагогический и ученический составы отметили разнообразность и количество цветов в школе, и считают, что это и придаёт некий уют на этажах и в кабинетах.

Экологические группы _____ классов изучали общее состояние учащихся в школе.

Здесь имеются проблемы: снижение работоспособности у многих учеников к концу смены, участившиеся стрессовые ситуации. По данным анкетирования и наблюдений выяснилось, что отрицательными факторами по данным проблемам являются: неподвижное сидение на уроках, учебные нагрузки, большое количество автомашин во дворах жилых домов, чьи шум и газы отрицательно влияют на общее состояние, на учебную деятельность.

С другой стороны экологи отмечают, что кабинеты, в которых находится много растений, заметно способствуют улучшению общего состояния, реабилитации после воздействия указанных выше негативных факторов, повышают работоспособность.

Указываются две причины данного явления: эстетический эффект и чистый воздух. Также нужно отметить, что большое количество школьников уделяют огромное внимание занятиям в спортивных секциях, что очень влияет на общие показатели школы. Степень утомляемости во время школьных занятий средняя (в зависимости от категории классов).

Очень вреден для человека шум. Оказывается, он производит необратимые разрушения в коре головного мозга: умирают клетки, разрываются нейронные связи. Шум незаметно вызывает стресс, нарушающий физиологические и психологические функции, является благоприятной почвой для множества неврозов, вызывает усталость, понижает внимание. Наши экологи проводили исследования шумового загрязнения школьной среды. Оказалось, что более шумным является по сравнению с остальными этажами ____ этаж, а самыми спокойными – _____ и _____. Согласно опросу, шум оказывает отрицательное влияние и на общее состояние, и на дальнейшую работу на уроке. В этом плане музыка на переменах всеми отмечается не как шумовой фактор, а фактор, способствующий отдыху, поднятию настроения перед уроком, формированию своеобразной бодрости и настрою, что немало важно для состояния ученика. В целом учащиеся отметили, что шумовой фактор не составляет в нашей школе никакого влияния, т.е. шумовой фон предельно низок.
Необратим вред телевизоров и компьютеров здоровью человека – зрению. Не обошла эту проблему и моя работа. Исследовательским группам вывод по этому поводу было сделать очень трудно. У ___% опрошенных нет компьютеров, но тем не менее состояние зрения нарушено.

Большое негативное влияние на состояние зрения оказывают телевизоры, компьютеры, игровые приставки, мобильные телефоны.

Много экологических проблем возникает сегодня и по поводу питания учеников. Сейчас стали злоупотреблять газированными напитками, гамбургерами, хот-догами и тому подобными «блюдами», совмещающими несовместимые продукты.

Поэтому исследовательская группа ____ класса решила изучить, как обстоят у нас в школе дела с питанием учеников. Оказалось, что все перечисленные проблемы касаются и нас. Посещают столовую ____% учащихся. Горячее заказывают около _____%. Из всех выпиваемых нами напитков менее половины приходится на газированные, кофеиносодержащие напитки (кока-кола и т.п.). Но зато наши ученики меньше употребляют консервантов, предпочитая родные школьные пирожки, пиццы и другие булочки заморским деликатесам.

Многие вообще не имеют представления о вреде газированных напитков. Многие не знают, что горячая пища полезнее холодной, и холодные блюда приобретаются в три раза чаще, но это не мешает питаться нашим ученикам правильно в столовой – _____%.

Да, экологическая обстановка сегодня часто преподносит нам сюрпризы. Но одно дело, когда мы оказываемся в нездоровой среде по независимым от нас обстоятельствам или по незнанию, и другое дело, когда мы сознательно, изо всех сил, надрываясь и кашляя от натуги «запихиваем» ядохимикаты в свои лёгкие, отравляя организм, культивируя в себе раковые процессы.

Исследователи – экологи ____ класса провели изучение этого вопроса в нашей школе. И вот к чему пришли: некоторые ученики выкуривают в день по _____ сигарет. То, что курят уже с 12 – 13 лет, а то и раньше, никого не удивляет. В течение учебного дня курят ____ мальчиков и ____ девочек, но так как в школе строгий контроль за туалетами и крыльцом, то курящие бегут в ближайшие подъезды. Следовательно, не подвергая окружающих вредному воздействию табачного дыма. Но был установлен также контроль за подъездами, то есть пришкольной территорией и признаков курения в учебное время нет.

Опыт проведения практических работ по экологии показал, что подобная форма деятельности вызывает у школьников большой интерес к своему здоровью, окружающей среде, способствует формированию у них навыков исследовательской работы, развитию познавательного интереса, выработке умений по изучению окружающей середы, применению теоретических знаний на практике.

В ходе комплексного изучения экологических факторов школы было выявлено, что в данном учебном заведении обстановка полностью отвечает необходимым требованиям для сохранения здоровья учеников и высокой работоспособности в процессе углублённого изучения предметов.

Решение проблем (макет проекта)

По итогам работы был проведён семинар в составе Школьного ученического совета, Научного совета экологического марафона и представителей исследовательских групп для решения проблем. В этом приняли активное участие и представители педагогического коллектива. Предложения по улучшению экологической обстановки и её поддержанию в школе явились предметом дискуссии, по итогам которой был составлен план необходимых мероприятий [приводится план мероприятий].

По результатам исследования экологической чистоты воздуха было решено: [чаще проводить влажную уборку, в особенности – лестниц; разместить больше цветов на лестницах и этажах; проветривать помещения школы, до занятий, во время и после; использовать в ночное время кварцевые лампы для уничтожения микробов].

Так как шумовой уровень [не превышает / превышает допустимые нормы, были проведены [дополнительные разъяснительные беседы о пагубной роли шума на переменах].

По поводу питания приняты следующие меры: [проводить беседы и лекции о правильном питании; увеличить перемены до 15-20 минут, чтобы ученики могли спокойно приобрести и поесть горячие блюда; провести беседы с родителями школьников о здоровом питании детей в учебное время]. По данным медицины школьник должен обязательно получать полноценное горячее питание в течение учебного дня, иначе у него будут развиваться желудочно-кишечные заболевания, снизится резистентность к учебным нагрузкам.

По поводу зрения ученикам были предложены инструкции для его улучшения.

Для ликвидации проблем, связанных с курением, был установлен [строжайший контроль за туалетами и близлежащими подъездами; проведены индивидуальные беседы с курящими, лекции по этой теме].

Школа – наш дом, и каким он будет, таким будет наше здоровье, наше будущее.


Солнечная электростанция в школе Liwa, ОАЭ

Liwa International School стала первой экологичной школой Объединенных Арабских Эмиратов. Учебное заведение получило высокую оценку за представленные экопроекты на Всемирном саммите по энергетике будущего (World Future Energy Summit), большинство из которых реализуются ежедневно.

К примеру, каждый день более 4000 литров сточных вод отправляются на очистку. После двойной фильтрации вода используется для полива и орошения более 35 тысяч насаждений. Растения поглощают углекислый газ и спасают от жары, а также помогают поддерживать температуру в классах ниже уличной на несколько градусов.

Снизить потребление электроэнергии удается благодаря сотне солнечных панелей. В сутки станция вырабатывает около 78 киловатт в час. Эта энергия накапливается и затем используется для водоочистных сооружений и освещения территории школы в темное время.

Каждый день ученики самостоятельно заботятся о чистоте школьных площадок. В рамках экологического клуба дети рисуют плакаты о вымерших или находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.


Кампус для экозанятий в школе Trivandrum, Индия

Международная школа Trivandrum в Индии выделила отдельный кампус для экологических занятий. Акценты делаются на борьбу с загрязнением окружающей среды и рациональное потребление природных ресурсов.

Trivandrum International School одной из первых в Индии перешла на использование дождевой воды, которая удовлетворяет более 50% потребностей школы. Также обработку проходят сточные воды.

Собственная органическая ферма снабжает школу овощами и зеленью, выращенными с использованием биоудобрений. Обеды готовятся без консервантов и красителей, потому большая часть отходов с кухни отправляется в компостную яму или биогазовую установку. Все эти процессы становятся частью практических занятий с детьми и подростками.

Школе также удалось освободиться от использования пластика: здесь используются разработанные учениками бумажные мешки, которые можно перерабатывать, а также одноразовые мусорные баки.

Есть в школе и своя «зеленая» традиция: каждый выпускник получает по два саженца дерева, чтобы высадить их на территории в рамках церемонии по случаю окончания школы.


Бамбуковая школа Panyaden, Таиланд

Начальная школа Panyaden появилась в том месте, где когда-то был фруктовый сад. Все помещения учебного заведения построены из бамбука, камня и сырцового кирпича (глина, смешанная с песком и рисовой шелухой), а по форме напоминают листья папоротника. Природные материалы обеспечивают естественное охлаждение и вентиляцию помещений, в них нет кондиционеров.

Стены классных комнат снаружи сделаны из самана и мелиорированного стекла от бутылок и стиральных машин. Рамы окон ― из переработанной древесины твердых пород. Столовая и актовый зал находятся буквально под открытым небом и укрыты лишь бамбуковым навесом.

Сточные воды очищаются и используются для поливки сада, пищевые отходы служат удобрением, а биогаз идет на получение энергии для приготовления пищи.

Школа одновременно вмещает 375 детей. Воспитанники изучают виды тропических растений, особенности кухни северной части Таиланда, а также учатся сажать рис и выращивать овощи без применения пестицидов, используя древесный уксус как средство от насекомых-вредителей.


Минимум бумаги и сбор поношенной одежды в школе Sing Yin, Гонконг

Экошкола Sing Yin из Гонконга помогает ученикам обрести базовые знания по экологии и предоставляет возможность практики охраны окружающей среды. На языковых занятиях школьники пишут сочинения о проблемах экологии, на уроках математики высчитывают затраты на защиту окружающей среды, а после физкультуры убирают футбольное поле.

Здание «зеленой» школы оснащено возобновляемыми источниками энергии ― фотогальваническими панелями и ветряками. В помещениях установлены энергосберегающие датчики движения и света, ограничено использование обогревателей и кондиционеров.

Школа сокращает потребление бумаги: ведет документооборот в электронном виде, использует чистую сторону листов офисной бумаги на черновики или для повторной печати, уменьшает число ксерокопий и не закупает бумажные полотенца.

На территории учебного заведения организован сбор поношенной одежды, пластиковых и алюминиевых банок, а также старой компьютерной техники. Американский Совет по экологическому строительству признал школу Sing Yin одной из самых «зеленых» школ планеты.


Овощи с местный грядок и раздельный сбор в школе Watkinson, США

Минимум затрат на энергию, чистый воздух и просторные учебные классы из переработанных строительных материалов. Экошколу Watkinson , площадь которой составляет 3500 квадратных метров, собрали из модулей за 6 месяцев. Тщательно продуманное пространство, залитое солнечным светом, позволяет экономить до 25% школьного бюджета.

Здание задумывалось как учебное пособие для детей. В процессе обучения основам экологии преподаватели используют системы модульного строения как пример бережного отношения к природе.

Школу питают 60 солнечных панелей: они производят больше электроэнергии, чем потребляет здание. Внутри применяются люминесцентные лампы, для освещения территории снаружи ― фонари с фотоэлементами. 90% чистящих средств, которые используются для уборки, экологически безопасны.

На территории кампуса организован раздельный сбор мусора. Так, издание школьной газеты из 100% переработанной бумаги и картона позволяет ежегодно спасать 60 деревьев. Вся офисная и газетная бумага измельчается и идет на компост.

В качестве удобрения используются и растительные отходы с кухни. Овощи для столовой поставляются прямо с учебных грядок. Раз в неделю в школе устраивают постный день, чтобы с помощью снижения потребления животных продуктов уменьшить углеродный след.

Солнечные плиты и утепленные сеном стены в школе Secmol, Индия

На высоте 3,4 километров над уровнем моря, вдоль реки Инд расположилась экошкола Secmol . Ее кампус был построен из местных строительных материалов ― камня и дерева, с соблюдением архитектурных традиций жителей исторической области Ладакх.

Проект не потребовал многомиллионных вложений. Экошкола Secmol демонстрирует, как можно жить в гармонии с окружающей средой, не нанося ей вред и вторично используя самые обычные вещи.

Теплоизоляцию помещений в холодное время обеспечивают окрашенные известью и черной краской стены. Кроме того, их утепляют сеном или отходами ― например, бумагой и пластмассой. В школе стараются придерживаться принципов ZERO WASTE. В качестве удобрения для выращиваемых овощей используют навоз от коров и компост, который получают с помощью построенных в виде сухих подземных камер биотуалетов.

Воду добывают из подземного ручья. Та, что непригодна для питья, идет на поливку овощей. В повседневной работе школы участвуют и ее ученики: они ухаживают за садом, занимаются уборкой, контролируют работу альтернативных источников энергии, готовят пищу на солнечных плитах. Занятия проходят в просторных и светлых классах, где нет парт.


Dunbarton ― самая «зеленая» школа мира-2015, Канада

Звание самой «зеленой» школы в мире в 2015 году по мнению U.S. Green Building Council получила экошкола Dunbarton из Онтарио. Высшей награды канадское учебное заведение удостоено и за форму ― за последние пять лет школу модернизировали, и за содержание учебной программы. Школьники не просто вовлечены в процесс, они являются инициаторами и руководителями экопроектов.

Старое здание, построенное в 1960 году, «озеленили»: установили энергосберегающие окна, освещение и солнечную систему подогрева воды. Также здесь была запущена программа переработки органических отходов.

В Dunbarton есть специальный сад для опыления растений, который привлекает бабочек и пчел, для последних в саду установлены специальные «домики». Экошкола принимает участие в Атлантической программе по восстановлению популяции лосося. Проекты финансируются на средства благотворителей, родителей и некоммерческих организаций.

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • Экологическая экспедиция в Унторский заказник "Малая Тимирязевка"

    Презентация-отчет о работе летней профильной смены "Малая Тимирязевка", которая проходила в Унторском заказнике летом 2007 года. В ходе ее работы группа учащихся проводила гидрологические исследования.

  • Экологическая экспертиза

    На сегодняшний день Россия относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Пренебрежительное и нерациональное пользование богатствами природной среды пагубно повлияло на экологию нашей страны. Для регулирования экологических отношений, законодательство РФ установило экологический контроль. В данной работе автор рассказывает об одном из способов экологического контроля на предприятиях - экологической экспертизе, изучив основы ее деятельности и меры проведения.

  • Экологическая экспертиза города Вышний Волочок

    Русская Венеция - так называют поэты город Вышний Волочок, город рек и первых искусственных каналов, созданных руками человека. Автор провел анализ экологического состояния города, сформулировал рекомендации по улучшению состояния окружающей среды.

  • Экологическая экспертиза квартиры

    Большинство людей не задумываются об экологической безопасности своего жилища и даже не подозревают, что именно экологические параметры во многом обуславливают самочувствие и здоровье. В работе представлены требования, предъявляемые к жилым помещениям с позиций экологии, приведены данные обследования, полученные в процессе экспертизы квартиры, в которой проживает семья автора работы. В заключение даны рекомендации, как улучшить экологические показатели и сделать дом более комфортным для жильцов.

  • Экологически безопасное жилище

    В работе рассмотрены современные отделочные материалы. Проведен подробный химический анализ веществ, входящих в их состав. Также указывается, какой из материалов самый экологически чистый, а какой очень вреден как для человека, так и для окружающей среды. Представлены государственные стандарты, документы ТЕХАРХИВА, марки наиболее известных лакокрасочных материалов, "лакокрасочный алфавит".

  • Экологически грамотный потребитель

    В исследовательской работе представлены методические рекомендации по расшифровке обозначений на упаковке товара; представлены результаты исследования по определению качества потребляемых товаров и выявлению их возможной опасности для здоровья человека.

  • Экологически чистая квартира - залог здоровья семьи

    Количество источников загрязнения в наших квартирах все больше возрастает: токсичные отделочные материалы, несоблюдение санитарных норм содержания животных, неправильная освещенность, вредное излучение от телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов. Своей работой мы попытались привлечь внимание учащихся к проблеме экологии и здоровья своей семьи и показать, что улучшить микроклимат в квартире и снизить количество вредных факторов может любая семья.

  • Экологически чистая квартира. Действительное и возможное. "Экологи дома"

    В проекте автор попыталась выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды обитания, а также на основе методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как экосистемы, изучить ее состояние и разработать возможные варианты улучшения экологической обстановки и ней.

  • Экологически чистая пища якутов XIX века - залог их здоровья

    Работа посвящена национальной пище якутов XIX века. Актуальность темы состоит в том, что она отражает проблему здоровья, т.к. питание является важнейшим фактором, влияющим на самочувствие и настроение человека. Ученики изучили рецепты приготовления некоторых якутских блюд и их влияние на организм.

  • Экологически чистая пища - залог здоровья народов Поволжья

    Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. В представленной работе проведено изучение различных видов пищевых продуктов и показано их значение для жизнедеятельности организма человека.

  • Экологически чистое лечение. Чудодейственный доктор - медицинские пиявки

    Выбрав тему для нашего проекта, мы поставили цель: показать роль медицинских пиявок в лечении человека. Исходя из поставленной цели нам понадобилось решить ряд задач: выявить количество употребляемой пиявками крови за один сеанс; исследовать реакцию пиявок на запах живого организма; провести наблюдение за изменением состояния медицинской пиявки после кормления; выявить реальную помощь лечения с помощью медицинских пиявок.

  • Автор дает ответы на вопросы: что такое энергия и зачем она нужна; откуда человек берет энергию; какой бывает энергия и можно ли ею управлять? Для выяснения загрязнения окружающей среды источниками энергии проведены несколько опытов.

  • Экологически чистые красители

    Работа имеет большое практическое значение и направлена на сохранение здоровья человека, т.к. в ней рассматривается крашение тканей экологически чистыми красителями, доступными в домашних условиях и не оказывающими негативного воздействия на организмы людей. Тема особенно актуальна в настоящее время из-за большого количества людей, особенно детей, страдающих аллергическими заболеваниями, полученными при использовании тканей, окрашенных синтетическими красителями.

  • Экологически чистый транспорт: велосипед

    В наш стремительный век человек должен многое успевать... Как это сделать? Необходимо передвижение... Автор предлагает для этого экологически чистый вид транспорта: велосипед. Рассказывает о том, как появился велосипед, кто его придумал, дает советы велосипедистам, рассказывает о недостатках и преимуществах данного вида транспорта.

  • Экологические акции в школе

    В данной презентации представлены три направления экологической работы школы, которые ориентированы на формирование экологического самосознания и мировоззрения школьников и их бережное отношение к природе родного края.

  • Экологические аспекты влияния шума на продуктивность умственной деятельности учащихся

    В проекте автор попыталась выяснить, какое влияние оказывает шум на результативность учащихся, оценить влияние музыки на умственную деятельность учащихся, а также выработать рекомендации для снижения уровня шума в школе.

  • Экологические аспекты жизненного цикла воды в современном мегаполисе

    Основная идея проекта - формирование адекватного вызовам времени экологического мышления, основанного на принципах устойчивого развития. В работе рассматривается взаимосвязь рационального водопользования жителями Москвы в повседневной жизни с экологической обстановкой в городе и климатом планеты в целом.

  • Экологические аспекты обследования ручья пос. Плеханово

  • Экологические аспекты оптимизации почвенного плодородия на ТМР

    Работа знакомит с почвами Ярославской области и возможностями их рационального использования. Даются понятия земельного права, органического земледелия.

  • Экологические аспекты хронобиологии человека

    Работа состоит из двух частей: в реферативной части описывается история развития науки биоритмологии, классификация биоритмов, их особенности, влияние биоритмов на жизнедеятельность человека и их адаптивная роль в антропогенных экосистемах. Практическая часть включает работы по определению хронобиологического типа человека, фаз физического, эмоционального и интеллектуального циклов и определению показателей индивидуальной минуты.

  • Экологические задачи во 2-м классе

    Работа является сборником математических задач для учащихся второго класса по экологии. С помощью составления задач и их решения ребята привлекаются к охране природы, бережному отношению к ней. Экологические задачи содержат полезный материал об охране природных богатств.

  • Экологические материалы к предмету "Окружающий мир"

    Работа представляет собой материалы экологической направленности для уроков по предмету "Окружающий мир" (3-4-й классы) и уроков географии (6-й класс). Проект включает в себя презентацию "Нам есть что охранять", стихотворения экологической тематики, договор с природой (образец), загадки о растениях и животных.

  • Экологические основы значения и происхождения русских названий птиц, обитающих в Усинской котловине

    Усинская котловина находится в горах Западного Саяна. В ней обитает более ста видов птиц, имеющих свои русские названия, в основе которых лежат их экологические источники. О некоторых из этих видов рассказывается в данной работе.

  • Экологические особенности березы кустарниковой

    Объектом изучения и исследования автор выбрал березу кустарниковую, которая широко распространена в нашем регионе. В своих исследованиях Дайаана не только наблюдает за объектом исследования в природных условиях, но и пытается моделировать условия жизни березы кустарниковой: изучает сроки набухания почек и появления первых листьев. Автор пришел к выводу, что особенности березы кустарниковой - результат адаптации к суровому климату Якутии.

  • Экологические проблемы благоустройства микроучастка поселка им. Урицкого г. Челябинска

    В поселке им. М.С. Урицкого г.Челябинска, в районе которого находится наша школа, множество социальных и экологических проблем, таких как: наличие более 10-ти несанкционированных свалок мусора, плохое освещение улиц, водоснабжение и энергоснабжение, недостаточное количество объектов бытового назначения, зеленых насаждений, отсутствие мест для отдыха и досуга, общественного транспорта, асфальтированных дорог, пешеходных тротуаров, площадок для игр детей.
    Мы очень обеспокоены таким положением дел в поселке и поэтому учащиеся нашей школы решили предпринять ряд конкретных мер, направленных на улучшение благоустройства района. Но так как посёлок занимает значительную территорию, мы решили начать с самого малого и преобразить небольшой участок, непосредственно прилегающий к школе площадью 0.1 км2.
    Таким образом, цель нашего проекта - благоустройство микроучастка поселка им.Урицкого. С результатами этой деятельности вы можете ознакомиться в нашей работе.

  • Экологические проблемы бытовых отходов

    В работе рассматривается проблема накопления бытовых отходов в стране, области. Авторы приводят классификацию твёрдых бытовых отходов, описывают различные методы и способы их утилизации, затрагивают вопросы, связанные с пагубным действием свалок и бытовых отходов на окружающую среду и здоровье человека. Приводят результаты исследования, дают рекомендации по улучшению экологической ситуации своей малой родины.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: " Наша школа - экологически чистая система" Автор: учащиеся 8 класса Левченко Алия, Маринченко Александра Руководитель: учитель биологии и химии Хохлова Елена Викторовна


АННОТАЦИЯ Данная исследовательская работа посвящена проблеме здорового жилища. Экологически грязные дома – это не фантазии ученых и специалистов, а реальный факт, от которого страдает множество людей. Идеальный дом не только здание для убежища. Дом должен быть местом, свободным от вредных воздействий, который поддерживает физическое, умственное и социальное благосостояние.


Основное место обитания человека - это его дом. Мы очень много времени проводим в школе, поэтому можем сказать, что она то же является нашим домом. Мы здесь учимся, занимаемся внеклассной работой. Школа – это наша « крепость», в которой должны быть обеспечены условия для труда и отдыха.






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Выяснить: является ли школа экологической системой. Определить состав и структуру экосистемы. Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школы. Познакомиться с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды школы. Научиться использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем.




Теоретическая часть «Эко» – означает «дом», нашу сферу обитания. А сфера обитания – это в первую очередь наша квартира и школьный кабинет. Здоровье начинается дома и в школе, и цель наша превратить их в неприступную крепость для всех болезней. Школа, дом. Что мы знаем о них и об их влиянии на здоровье?


Проблема экологического состояния помещения, его, так называемого здоровья, является сегодня достаточно актуальной, так как мы проводим в школе много времени, и чтобы не было вреда для здоровья, необходимо соблюдать ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов окружающей среды.




Практическая часть Исследование 1. Школа – экосистема? В школе имеются комнатные растения – ПРОДУЦЕНТЫ. В школе находится человек, « незваные гости» мыши (это наше предположение, т.к. мы их не обнаружили) – КОНСУМЕНТЫ. В школе есть бактерии, сапрофитные клещи, плесневые грибы – РЕДУЦЕНТЫ.








Влияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержанием работоспособности. Функции Стимулирующее действие Угнетающее действие ЗрениеРозмарин, цитрусовые, герань Гниющие растения. Сердечно – сосудистая система (частота пульса, артериальное давление) Боярышник, зубровка, сирень, тополь, сосна и ель летом, камфарный лавр Дуб, берёза, ваниль, душица, лаванда, тимьян, сосна и ель зимой, лимон, мелисса, валериана Дыхательная система (жизненная ёмкость лёгких, проходимость бронхов) Берёза, липа, тимьян, вереск, душица, лимон, эвкалипт Тополь, сирень, валериана, сушеница ГазообменПижмаРоза, лимон






Название материала Степень вредного воздействия на организм человека ДеревоЭкологически чистый материал Железная арматураЭкологически чистый материал СтеклоЭкологически чистый материал Краска маслянаяТоксическое воздействие тяжёлых металлов и органических растворителей Древесностружечные и древесноволокнистые плиты Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами Монтажная пенаВоздействие токсических веществ ЛинолеумХлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления БетонИсточник радиации Обои с моющимся покрытиемИсточник стирола, вызывающего головную боль, тошноту, спазмы и потерю сознания


Вывод: Проанализировав с экологической точки зрения состояние нашей школы, мы решили, что необходимо произвести некоторую замену отделочных материалов. В частности, обои надо заменить на побелку известью, которая обладает замечательным качеством – при несколько повышенной влажности воздуха известь «забирает» излишнюю влагу, при высокой сухости воздуха – «отдаёт» воду (в трёх классных комнатах такая замена произведена). Решили, что необходимо заменить линолеум в кабинете биологии, но, придя с этим предложением к администрации, выяснили, что на этот линолеум имеется сертификат качества и его разрешают использовать в учебных заведениях.


Исследование 4. Результаты оценки естественной освещённости кабинетов. Естественная освещённость кабинетов. Помещение Световой коэффициент Коэффициент заглубления РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма 0,180,25–0,160,450,5 КабинетыРезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма Помещение0,180,25–0,160,450,5 РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма РезультатСанитарно- гигиеничес- кая норма




Исследование 5. Результаты исследования качества воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 80 % известных болезней и на 30% ускоряет старение организма. Характеристика воды нашей школы: цвет очень слабо-жёлтый (цветность в градусах составила 45о); вода прозрачная; мутность не отмечена; запах землистый.






Исследование пыли проводилось в кабинете биологии с помощью светового микроскопа. Вывод: Исследования проводились после уроков, поэтому пыль была обнаружена на стендах, книгах и полу. Дежурным по классу следует более тщательно проводить влажную уборку помещений.



Исследование 8. Исследование компьютеров. Основные требования стандарта любого монитора Характеристика монитора.Требования ГОСТ – Частота кадров при работе с позитивным контрастом не менее 60 Гц Частота кадров в режиме обработки текста. не менее 72 Гц Дрожание элементов изображенияне более 0,1 мм Допустимый уровень шумане более50 дБ Мощность дозы рентгеновского излучения на расстоянии 5 см от экрана Не более 0,03 мкР/с


Мы взяли результаты исследования Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Калининградской области в Черняховском, Озёрском и Гвардейском районах. Было выявлено, что только три компьютера из 25 (12%) не соответствуют стандартам. Вывод: Рекомендовать администрации школы заменить несоответствующие ГОСТу компьютеры.


ВЫВОДЫ МБОУ ООШ пос. Красный Яр является экологически чистой системой. В школе соблюдаются все необходимые правила для сохранения здоровья учащихся, педагогов, обслуживающего персонала. « Незваные гости» (консументы) в школе не обнаружены (регулярно проводится дератизация помещений).


РЕКОМЕНДАЦИИ Как можно чаще проветривать кабинеты. Стараться поддерживать постоянную температуру в школе, соответствующую тепловому комфорту или категории прохладно. Использовать для отделки натуральные природные материалы. Соблюдать правила пользования компьютерной техникой. Растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера школы, и самочувствие его обитателей. Регулярно проводить влажную уборку. Вещества, загрязняющие верхнюю одежду – загрязнители воздуха, поэтому необходимо пользоваться гардеробом. Загрязнение воздуха в школе зависит от состояния воздуха на улице (внешние источники). Необходимо продолжить работу по озеленению пришкольного участка.