Что такое в школе. Профильное обучение в школе

В этой статье мы расскажем о таком явлении как моббинг. Давайте разберёмся, что же это такое?

Моббинг – это часто встречающееся поведение в обществе, в котором оказывается как правило коллективное воздействие на жертву, или группу людей подверженных этому явлению. Будь то какая-то компания, стандартный класс в школе или просто детская площадка, везде можно встретиться с этим давлением. В наше современное время даже появилось понятие – как кибермоббинг — это давление в сети интернет.

Физическое или моральное насилие в любом обществе не приемлемо

Если вы вдруг стали жертвой этого самого действа, то необходимо немедленно перейти к его искоренению. Потому что это в первую очередь подрывает собственную самооценку и урезает ваше развитие как личности. Как противостоять моббингу – читайте в нашей статье.

В чём же причина моббинга на работе? Это связано не только с жертвой, но и с людьми которые являются провокаторами. Как правило могут быть завязаны рабочие моменты и подчинение руководству, услужливость и как правило в некоторых компаниях, не любят таких людей. И придумывают различные способы мести и наказания.

Проявляется моббинг в давлении на этого самого человека. Здесь может быть и необоснованная критика со стороны коллектива, и распространении сплетней, зачастую ложного характера. Часто встречаются насмешки, игнорирование, оскорбления прямо в лицо, запугивания и даже физическое воздействие.

Бывает так же что давление оказывается со стороны начальника на подчинённых, это называют боссмоббингом. Как правило руководитель таким образом хочет повысить собственный авторитет, и упростить подчинение. Как у нас говорят:

«Боятся, значит уважают»

В группу риска могут попасть люди из категории «белые вороны», они просто другие и часто думают что лучше других, без особых на то причин.

Моббинг в школе

Особенно жестоки дети бывают в переходном возрасте

В младших и средних классах очень распространено такое развлечение – как издевательство над каким то одним учеником всем классом. Моббинг в школе – очень часто встречающееся явление. И это неотъемлемая часть развития детей, волей неволей находится человек который не сможет за себя постоять или проявит слабость в какой либо ситуации. Потом конечно будет об этом долго сожалеть. Потому что постоянные насмешки, угрозы, причинение материального вреда, спланированные «приколы» всем классом над одним человеком не дадут ему нормальной жизни. Что же делать в таких ситуациях? Как избавится от моббинга? Об этом чуть ниже.

Я считаю, что школьный моббинг – самый опасный, потому что на этом этапе идёт формирование психики человека. И поступки которые он совершает закладывают внутреннее поведение на следующие этапы жизни. Хотя, вспоминая свой класс, могу привести пример, который опровергает моё же мнение.

У нас в классе был мальчик, над которым все издевались и он ничего не мог с этим поделать очень долгое время. Но встретив его много лет спустя, уже после того как мы все закончили институты и университеты, мнение моё несколько поменялось.

Мы были на одном модном показе, где тот самый мальчик Олег подошёл ко мне, поздоровался и рассказал, что он сейчас дизайнер, всё у него хорошо, он отлично выглядел, с ним была красивая девушка. И Его уже не тревожили те проблемы что остались в прошлом.

Моббинг на работе и в коллективе

Коллеги с более слабым характером могут поддаваться давлению со стороны коллег

Как уже говорилось ранее о моббинге на работе, здесь опасность заключено больше в рабочем процессе. Так как отвлечение на такого рода поведение, говорит о низком уровне развития людей и тут уже должен задуматься работодатель. Ведь потери будет нести в первую очередь он сам.

Снижение эффективности работы сотрудников и все вытекающие из него последствия. Вот чем может грозить это для компании.

Если вы хотите избавиться от моббинга от лица руководителя, но незамедлительно примите ряд мер которые помогут избавиться от данного вида развлечения в коллективе.

Моббинг бывает двух видов – это вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный – это давление со стороны начальства.

Горизонтальный – это давление группы людей внутри коллектива на какое то одно лицо.

Профилактика

Если вникнуть в происхождение этого слова, то мы увидим – моббинг происходит от английского слова – «tomob» что означает — нападать толпой или окружать. Если взять животный мир, то там происходит межвидовая коллективная борьба. То есть это явление генетического характера. На примере ворон, нападающих коллективно на потенциального врага, например кота или прохожего. Но у людей такой вид воздействия проявляется внутри вида, как вы считаете хорошо это или плохо? Террор или травля в коллективе приводит не к самым приятным последствиям.

В России отношение к этому вопросу не так серьёзно, но в Европе, другое отношение – если человек подвергся такому нападению со стороны других сотрудников, то работодатель платит немалые деньги в качестве компенсации пострадавшему. Существуют даже специальные клиники, в которых проводится лечение.

Последствия

Моббинг – это одно из разновидностей эмоционального насилия, наряду с буллингом.

На эту тему даже пишут книги, например – книга «Насилие на работе» была издана в 1998 г. В ней идёт сравнение на том же уровне что и ограбление и изнасилование.

Сами же последствия моббинга в первую очередь скажутся на здоровье человека – как психическом так и физическом. Поэтому нужно отнестись к этому серьёзно. Иначе это может привести к нервным срывам, депрессиям, дезориентации в обществе и другим более серьёзным последствиям.

Все болезни от нервов – считают опытные специалисты, и зачастую люди которые подвергаются таким эмоциональным нападениям постоянно находятся на больничных. Это связано с ослаблением иммунитета, а он в свою очередь ослабляется из за постоянного невроза.

Последствия жестокого обращения с людьми могут быть более серьезными чем неуверенность в себе или депрессия

Вместе с тем падает производительность труда, страдают отношения в коллективе.

Решать вам нужно вам это или нет. Будь вы руководителем, жертвой моббинга или самим моббером.

Как бороться с моббингом?

И вот мы подошли к самому главному, как противостоять моббингу? И как с ним бороться?

В случае возникновения подобных проблем необходимо принимать шаги по противостоянию такому поведению окружающих

В первую очередь, нужно понять саму причину. Не поняв причины, мы можем стучаться о бетонную стену долгие годы. Я думаю это всем понятно.

Если это моббинг в организации, то попробуйте посмотреть на это со стороны, как всё началось и какие ошибки были допущены жертвой. Если это были шутки, сначала безобидные, а потом всё сильнее и сильнее, то здесь нужно в первую очередь, сначала принять это, попробовать посмеяться вместе, а затем, тоже пошутить в ответ. Раз коллективу это нравится, то почему бы и не дать ему то, что он хочет. Но нужно всё обыграть с сарказмом и иронией.

Во вторых – нужно это принять и построить в голове план, желательно сделать на короткий, средний и длинный периоды времени. Постарайтесь оценить свои возможности, на что вы сможете пойти, готовы ли вы дать отпор. Если ситуация критическая, то конечно работу лучше поменять. Как правило на престижной работе такое явление не распространено. Так как все мы люди цивилизованные, и насмешки над более слабыми людьми – это признак недалёкого ума.

Как говорится – всё в нашей голове, и мы способны на что угодно, стоит лишь захотеть!

Как мне в детстве говорил мой дядя:

«Люди в космос летают, а ты уравнение не можешь решить…»

Я думаю это из той же серии.

Попробуйте проявить себя поступками, которые достойны уважения.

В школе, одним из самых простых способов избавления от моббинга является запланированное действие какого либо одноклассника, который имеет хорошую репутацию в классе. Если он заступится за ученика, на которого оказывается давление, его будут только больше уважать, и издеваться над жертвой тоже перестанут. Потому что одному дать отпор тяжело, ведь буллинг это – коллективное влияние.

  1. Если давление оказывается со стороны руководства – бегите из этой «шаражки», ни к чему Вам такое рабочее место;
  2. Если давление со стороны других сотрудников – смотрите по ситуации, сможете ли вы с этим совладать, дать отпор, найти союзника, совершить поступок, который перевернёт ситуацию;
  3. В школе – определите зачинщика, оцените ситуацию, если по силам самостоятельно, то накажите своим методом;
  4. Если самостоятельно не получится, то договоритесь с человеком из класса вам помочь, он от этого только приобретёт, его будут больше уважать, ну а вас перестанут терроризировать.

Грамотное умение управлять поведение других людей помогает достичь больших успехов в жизни и карьере

Вот и всё, спасибо за внимание!

«Что такое школа?»

Внеклассное мероприятие

во 2классе

Подготовила

Учитель начальных классов

МОУ «Вейделевская СОШ»

П.Вейделевка

Белгородской области

Дугина Валентина Михайловна

Цели:

Развитие познавательных интересов;

Развитие творческих способностей;

Воспитание уважительного отношения к тому, что рядом;

Воспитание чувства доброты, товарищества, коллективизма;

Воспитание культуры поведения;

Повторение литературных произведений;

Создание положительной мотивации к чтению.

Задачи:

  • Выяснить желание детей учиться;
  • Дать исторические сведения о происхождении названия «школа»;
  • Дать сведения из истории нашей школы;
  • Провести анкетирование детей;
  • В игровой форме проверить выполнение летнего домашнего задания;
  • Вспомнить и закрепить правила поведения в школе.

Оборудование :

  • у каждого учащегося по три смайлика;
  • памятка о правилах поведения в школе;
  • призы: расписание уроков.

Внеклассное занятие.

Тема: « Что такое школа? Это…»

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Очень радостно и приятно снова видеть вас в нашем классе. Я вижу, что вы хорошо отдохнули за лето, подросли и окрепли. Надеюсь, вы накопили много сил для предстоящего учебного года. Новые силы вам очень пригодятся!

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Что такое школа?»

Конечно же, вы все знаете ответ на этот вопрос.

Ответов может быть много и они самые разные.

Чуть позже мы выслушаем все ответы.

А сейчас у меня к вам такой вопрос. Очень уж мне хочется узнать, с каким настроением вы начинаете учебный год? Для этого мы сейчас проведём такой эксперимент.

У вас у каждого на парте лежат по три смайлика. Если внимательно на них посмотреть, то мы заметим, что каждый из них выражает своё настроение. Вы выберите, пожалуйста, тот смайлик, который соответствует вашему настроению, и только его вы прикрепите к доске. Выбор должен быть честным и правдивым, поэтому у всех смайлики одинаковые и не подписанные.

После выполнения этого задания, мы увидим настроение нашего класса в целом.

Соскучился по школе, пришёл с радостью.

Пришёл потому что надо.

Не хочу идти в школу.

Подведение итогов.

Итак, картина ясна. В нашем классе преобладает настроение.

Опрос: Что такое школа?

Дети:

  • Большое и красивое здание.
  • Работа моей мамы.
  • Место, где всегда интересно.
  • Место, где я каждый день вижу своих друзей.
  • Учебное заведение.
  • Моё детство.
  • Место, где нас учат уму-разуму.
  • Уроки и перемены.

Учитель:

Конечно же, все вы правы!

Беседа об истории происхождения школы.

Но я хочу вам рассказать о том, что слово «школа» произошло от греческого «сколе».

А означает это слово - досуг, то есть свободное время. А не уроки. Как же так?

А всё дело в том, что древние греки именно в свободное от работы время проводили беседы со своими учениками о разных мудрецах и их науках. Так что досуг (свободное время) проходил интересно. Потом ребят начали обучать чтению, письму и счёту, а также поэзии и гимнастике. Вот так и началось то, что мы теперь называем школой.

А знаете ли вы, ребята, историю своей школы?

Наша школа была образована в 1995 году (17 лет назад). До этого в этом здании был детский сад. Я знаю, что родители некоторых наших учеников, когда были маленькими, ходили в этот детский сад.

Наша школа называется начальной. Кто знает, почему?

Анкетирование учащихся.

А теперь я хочу проверить, что вы ещё знаете о своей школе.

Для этого предлагаю ответить на вопросы:

1. Какой адрес у нашей школы?

2. Как зовут директора школы?

3. Помните ли вы, как зовут вашего классного руководителя?

4. Какие предметы преподаются в школе?

5. Как зовут учителя музыки?

6. Как зовут учителя ИЗО?

7. Какие ещё помещения, кроме учебных классов, есть в школе?

8. Сколько всего учеников в твоём классе, вместе с тобой?

9. Во сколько начинается первый урок в твоей школе?

10. Сколько учебных четвертей составляют весь учебный год?

Повторение правил поведения в школе.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы сейчас вспомнили правила поведения в школе. (опрос учащихся)

Вы правильно назвали правила. Я надеюсь, что вы их будете помнить и всегда

выполнять. Но если вдруг кто-то забудет, то у него будет возможность вспомнить, так как памятку с правилами я вам сейчас вручу всем.

Памятка.

1. На занятия не опаздывать.

2. В школу приходить опрятным.

3. Быть вежливым, придя в школу со всеми поздороваться.

4. Никогда не забывать на урок учебные принадлежности.

5. Не забывать дома сменную обувь.

6. На уроках и переменах вести себя дисциплинированно.

7. Говорить на уроке только с разрешения учителя.

8. Занятия в школе не пропускать.

9. Не стесняться выяснять у учителя или у одноклассников

Непонятные тебе вопросы.

10. В школе поддерживать чистоту и порядок, беречь школьное

Имущество.

Золотое правило:

Всегда приходить в школу с выученными уроками,

с полностью выполненным домашним заданием.

Ну, а раз главным правилом школьника является выполнение домашнего задания, то сейчас я и проверю, как вы справились с летним домашним заданием.

Кто помнит, какое задание было вам дано?

Замечательно! Проверим!

Если вы читали, то вам не составит труда разгадать мой кроссворд

Кроссворд

По горизонтали:

1. Милый старичок, который живет в каждом доме и охраняет его? (Домовой.)

2. Рогатое существо с длинным хвостом, которое только и думает, как бы навредить людям? (Черт.)

3. Он оставил без пищи стариков. Трое пытались поймать его, но он трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? (Колобка.)

4. Найдя пятачок, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь. Кто ее спас? (Комар.)

5. Носатая тетка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная»?

(Кикимора.)

6. Без этого парнокопытного животного не обходится большинство сказок. (конь)

7. Девушка необычной красоты, но с хвостом, которая живет в озере?

(Русалка.)

8. Некая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства. Однако, зазнавшись, захотела занять место своего благодетеля и вновь обеднела. Кто же по профессии был муж этой дамы? (Рыбак.)

9. Сообразительное пушистое домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитал носить этот зверь? (Сапоги.)

10. Кличка сказочного коня. (Сивка)

11. Как зовут большого начальника в подводном царстве? (Водяной)

12. Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой только что отгадали? (Леший.)

13. Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия сундуке?

(Кощеи Бессмертный.)

14. Мужское имя в сказках. (Иван)

По вертикали: ВТОРОКЛАССНИКИ.

Молодцы, ребята! Весь кроссворд вы разгадали. А это говорит о том, что вы летом были дружны с лучшим другом – книгой.

- А теперь проверяю как вы выполнили вторую часть летнего домашнего задания.

Проверка таблицы умножения.

Правильно решив примеры, прочитаете слово:

2 3= 3 5= 5 5= 9 9=

5 2= 4 4= 4 2=

(слово – молодцы)

Вас ждут призы (детям дарятся красочные расписания уроков)

Подведение итогов.

Я поняла, что за лето вы много читали, многое узнали, выучили таблицу умножения. Поэтому вы с честью можете называть себя ВТОРОКЛАССНИКОМ.

В этом году вас ждут новые открытия, много интересного и увлекательного.

Мне хочется надеяться, что школа, если ещё не стала, то обязательно станет для вас вторым домом. Место где вас всегда ждут, вам всегда рады, где много друзей, где и взрослые, и сверстники всегда готовы помочь.

Любите свою школу, берегите её, старайтесь сделать её ещё красивее и уютнее.


Приветствую вас, дорогие читатели! Мы с вами затронем такую болезненную для многих детей и родителей тему, как буллинг: что это такое, знают не все. Если вы впервые слышите слово «буллинг», это еще не означает, что вы или ваш ребенок не сталкивались с этим явлением в реальности. Разберемся, что подразумевается под необычным иностранным названием.

Буллинг в школе

Удивительно, но аналогов слову «буллинг» в русском языке нет. Так собирательно называют сознательный террор, направленный против ребенка со стороны одного или нескольких детей из его окружения. Само английское слово означает «хулиган, драчун, забияка» и т.д. Иными словами, это моральные или физические издевательства, которым может подвергнуться любой школьник.

Впервые буллинг как социальное явление заметили в Англии в 1905 году, хотя нельзя сказать, что травля отдельно выбранного человека в детских и подростковых коллективах не существовала до этого времени. С тех пор разговоры о нем не утихают в среде педагогов и психологов. По статистике, от 4 до 50% детей сталкиваются с травлей. Это могут быть единичные случаи или регулярная тактика.

Последнее время буллинг имеет место не только в начальной школе, но даже в детских садах. Дети по своей природе жестоки и пока не умеют сдерживать эмоции и находить компромиссы. Если они кого-то невзлюбили, жертву ожидают нападки и даже побои.

Подростковый буллинг может быть еще более жестоким, поскольку в этот период дети подвергаются меньшему контролю со стороны родителей. В то же время идет становление отношений между полами, и для некоторых детей этот процесс проходит болезненно.

Существует несколько видов травли в рамках одного коллектива:

  • Физический . Он может колебаться от побоев до серьезного членовредительства.
  • Поведенческий . С ребенком сознательно не вступают в контакт, не разговаривают, распускают сплетни, крадут или портят личные вещи, наговаривают.
  • Вербальный . Выражается в подколах, кличках, обзывательствах, оскорблениях.
  • Кибербуллинг . Это атака в соц. сетях, выкладывание в интернет неприглядных видео, фото, текстов.

Причиной буллинга может стать что угодно: внешний вид жертвы, особенности поведения, манера говорить и т.д. Слабые в моральном или физическом отношении дети, не умеющие себя защищать, тоже могут стать предметом травли.

В качестве агрессоров, как принято считать, выступают дети из неблагополучных семей. Но сегодня ситуация изменилась. Ситуацию буллинга могут создать и малыши из богатых семей, где родители ощущают собственную вседозволенность и одновременно мало занимаются детьми и не уделяют им внимание.


Вопрос о том, как бороться с буллингом, довольно сложный, ведь диагностика явления затруднена. Одно дело, если ситуация закончилась побоями (в качестве доказательства их можно представить в детской комнате милиции), и совсем другое дело, если травля происходит по интернету или в разговорах.

В последнем случае требуется очное разбирательство в присутствии родителей обидчика и жертвы, педагогов, психологов. Если факт буллинга будет признан большинством, в том числе специалистами, необходима срочная профилактика в группе.

Работа должна проводиться педагогами, психологами, иногда требуется вмешательство других специалистов, в частности медиков. Буллинг – проблема не одного человека, а группы. Если ваш ребенок стал жертвой, ни в коем случае не обвиняйте его. Виновата группа, а не отдельный человек.

Ситуация ухудшается еще и тем, что родители и педагоги сами потакают агрессорам. Если в семье родители страдают нарциссизмом, считают себя успешными и лучшими во всем, или занимаются рукоприкладством, их стиль поведения будет копировать ребенок.

Наоборот, чересчур интеллигентные родители, которые не умеют за себя постоять, не стремятся решать конфликты, а предпочитают их обходить стороной, потенциально воспитывают жертву.

Масла в огонь подливают и педагоги, выделяя в классе лучших учеников или показывая мимикой, поведением, что какой-то ребенок их не устраивает. Так потенциально детская группа делится на агрессоров и жертв.

Канистерапия, как профилактика буллинга


В последнее время популярность набирает технологии канистерапия как средство профилактики буллинга. Это психотерапия, где лечение проводят собаки под руководством тренеров. Чтобы заслужить уважение животного, человек должен уважать себя и других, но при этом не ощущать себя жертвой.

Общаясь с собаками, дети учатся равноправию и признанию прав других людей. Методика уже получила негласное признание, хотя официально как метод психотерапии в России пока не утверждена.

О себе и буллинге

От себя хочу сказать, что испытала это явление на себе в школе. Со стороны одноклассницы я слышала издевательства в свою сторону, а последней каплей стало то, что она повытирала ноги об мою одежду. В прямом смысле этого слова. Конечно, у меня была паника и что делать я не знала.

Я приходила домой и плакала. И тогда мама отправила меня в секцию карате. Вы знаете, там нашлись люди, тренеры, которые показали, что я сильная, многое могу, меня уважают и это прибавило мне уверенности на 1000%.

Как сейчас помню, последнее ее издевательство было в спортивном зале на уроке физкультуры. Я треснула ее, захватила и сказала что-то очень грозное. Слов не помню. Помню что мальчишки нас разнимали, а после этого все прекратилось. И отношения в классе стали на много лучше.

Я была другая, уверенная. Я уже ничего не боялась.

Прошло уже много лет, вспоминая все это, могу сказать, что такие ситуации очень закаляют. В жизни такого на много больше и этот первый жизненный урок я прошла уже в школе на «отлично».

Моббинг и буллинг

Моббинг – понятие, очень похожее на буллинг. Их часто путают, поскольку суть их действительно тяжело различить. Проводя границу между понятиями, психологи говорят о том, что моббинг – это коллективная травля, а буллинг осуществляется один на один.

В чем отличие, сможет сказать только специалист, поскольку сегодня в употреблении понятия часто путают и вместо моббинга употребляют буллинг как более популярное и распространенное.


Говоря о моббинге, чаще подразумевают травлю коллег по работе. Но явление встречается и в ученическом коллективе. Есть и другое обозначение. Моббинг – противостояние, направленное против группы, пользующейся преимуществом, более слабой или имеющей отличительные черты. Встречается и расовый моббинг, если в школе учатся дети разных национальностей.

Причины и технологии предупреждения явления тесно взаимосвязаны. В школьном коллективе должны регулярно проводиться беседы с родителями и детьми, в которых участвуют профессиональные психологи.

Сами педагоги должны исключить всяческое выделение отдельных учеников в классе и способствовать живой, непосредственной атмосфере общения.

Родители должны позаботиться о теплой атмосфере воспитания в семье, исключить издевки и телесные наказания. Только здоровым, доброжелательным отношением в коллективе можно исключить моббинг и буллинг как социальные явления.

Дорогие читатели, мы с вами рассмотрели, какие последствия может иметь травля человека в коллективе. Не стоит терпеть это, нужно всегда искать выход и никогда не чувствовать себя жертвой. Если у вас есть комментарии, оставляйте их на сайте или поделитесь статьей со своими друзьями в соц. сетях.

Кажется, что дети являются самыми милыми и добрыми существами на планете. Однако по факту оказывается обратное. Именно в школьном возрасте дети более всего проявляют агрессивное поведение. Буллинг – частое явление среди детей, где происходит травля, насилие, преследование одного ребенка другим или даже целым коллективом. Сами дети не будут решать проблему, жертва будет страдать. Бороться должны учителя и родители, чтобы не происходил буллинг в школе.

Интернет-журнал сайт называет детский буллинг своеобразным инстинктивным поведением, когда слабое звено в коллективе вызывает желание устранить ее. В природе тоже существует буллинг. Животные убивают себе подобных, когда те являются слабыми, больными, недоразвитыми. Другими словами, это эволюционный механизм самой природы, которая направлена на то, чтобы в мире выживал только сильнейший, здоровый, генетически развитый.

Буллинг возникает на основе желания детей устранить из своего общества того, кого они считают слабым, немощным, неблагополучным, то есть эволюционно негодным для дальнейшего развития и выведения своего потомства. Но поскольку речь идет о людях, буллинг становится отрицательным явлением. Больше всего психологически страдает жертва, которой может стать ребенок:

  1. Из семьи с низким достатком или из неблагополучной семьи.
  2. Слабый.
  3. С физическими проблемами.
  4. Хорошо обучающийся (как его называют «ботан»).
  5. Застенчивый.
  6. С талантами.
  7. Нерешительный.
  8. Отсталый в интеллекте или психике.

Простыми словами, буллингом является агрессивное поведение детей по отношению к конкретному лицу. Причем это является не просто неприятием какого-то лица, поскольку он значительно чем-то отличается, а целенаправленная его травля. К постоянно, ежедневно осуществляется , насмешки, издевательства.

Что такое буллинг?

Следует отличать моббинг и буллинг – два вида преследования . Под буллингом понимается преследование, избиение, насилие, террор, травля, то есть физическое воздействие на жертву, которую человек или целый коллектив желает устранить. Моббинг предполагает моральное, психологическое насилие – распускание сплетен, обзывания, насмешки, жестокие шутки, игнорирование.

Буллинг на сегодняшний день – распространенное явление среди детей. Если вам кажется, что такого раньше не было, то вы ошибаетесь. Около половины детей испытывали на себе физическое насилие, а приблизительно 20% детей сами становились инициаторами буллинга.

Буллинг базируется на неравенстве сил (численных, психологических или физических), что вызывает острую реакцию у жертвы и неспособность защитить себя. Обычно буллинг осуществляется сильным человеком, который может надавить на слабое место жертвы:

  1. Выносливые и сильные травят слабых.
  2. Группа детей нападает на одиночек.
  3. Лидеры групп задирают неустойчивых психически.

Школьный буллинг обычно носит форму, когда старшеклассники устраивают дедовщину и начинают травить отдельных лиц с младшей школы. Они отбирают у них деньги, игрушки, телефоны, обеды и пр. Уже в средней школе буллинг часто переходит в моббинг – когда начинают распускаться сплетни, весь класс игнорирует или тотально бойкотирует против кого-то, унизительно шутит или насмехается над жертвой.

Буллинг чаще начинается с агрессивного поведения одного человека (с целью повышения своей самооценки, привлечения внимания, демонстрации своего доминирования, лидерства) по отношению к другому. Здесь окружающие дети разделяются на три группы: поддерживающие буллинг, защищаю жертву и сторонние наблюдатели, которым все равно, что происходит. Если жертва себя никак не защищает, занимает позицию принятия того, что над ней происходит насилие, это может вызвать гнев и раздражение у тех, кто ее ранее защищал. В лучшем случае бывшие помощники жертвы уйдут в сторону, когда им все равно, что происходит. Но нередко бывшие защитники жертвы вскоре сами становятся теми, кто на нее нападает, поскольку возмущены ее поведением.

Буллинг всегда возникает там, где личность может быть обесценена, для коллектива это нормально. При этом жертва часто теряет способность каким-либо образом удовлетворять свои потребности и нужды в коллективе, сначала впадает в апатию, а затем неосознаваемую агрессию. Если человек воспитывается родителями так, что человеческое достоинство превыше каких-то норм и общепринятых правил, тогда буллинг в таком коллективе будет отсутствовать.

Жертвой становится личность:

  • Выделяющаяся на фоне остальных в одежде, внешности, способностях, вкусах и пр.
  • Не вписывающаяся в понятие нормы.
  • Новые члены коллектива, которые не желают себя вести так, как принято в группе.
  • С повышенной чувствительностью, которую легко обидеть, что позволяет получить заряд положительной энергии.
  • Случайный ребенок, который стал жертвой сначала травли (психологической или моральной) со стороны авторитета – родителей или учителей. Поначалу учитель при всем классе унижает конкретного ученика, а затем и весь класс подхватывает дозволенное поведение, начинает травить жертву.

Буллерами тоже становятся не все дети. Здесь должны иметься предпосылки для возникновения буллингового поведения по отношению к другим детям:

  1. Отсутствие заботы и любви, граничащие с равнодушием со стороны родителей.
  2. Отсутствие авторитетов и запретов, незнание норм поведения и неумение выстраивать доброжелательные отношения.

Буллеры на самом деле испытывают агрессию и боль внутри себя по отношению к родителям, которые не дают им любви. Поэтому они ищут способы высвобождения своих переживаний. Они ищут слабых и немощных, над которыми могут доминировать, что и позволит им ощутить власть над чужой жизнью, поскольку своей они не могут управлять.

Буллеры делят мир на черное и белое. Они четко разделяют людей на своих и чужих. При этом тщательно выбирают тех, с кем будут общаться (подходят лишь те, кто достоин их внимания). Буллеры боятся одного – поражения, поэтому они выбирают в жертвы не слабых, а тех, кто не сможет им ответить.

Буллинг приводит к негативным последствиям для всех участников процесса. Жертва приходит к:

  1. Наркотической или алкогольной зависимости.
  2. Проблемам со сном, потере аппетита.
  3. Снижению обучаемости, психической деятельности.
  4. Психологическим проблемам.
  5. Прогулам.
  6. Выбору профессии, которая не связана с общением с другими людьми и работой в коллективе.
  7. Одиночеству по жизни.

Буллеры тоже приходят к негативным последствиям:

  1. Социальная нереализованность, поскольку их модели поведения не помогают им во взрослой реальной жизни.
  2. Трудности в общении с людьми, поскольку они их ненавидит.
  3. Личностные нарушения.
  4. Преступные действия.

Буллинг часто наблюдается в школьной среде, где дети наиболее беспощадны из-за накопившегося внутреннего напряжения. Буллинг может носить различный характер, начиная от толканий в коридоре и дергания за косички и кончая избиениями, порезами, порчей имущества.

Буллинг может носить пассивный характер, когда жертву просто игнорируют, устраивают ей бойкот, не вовлекают в общественную жизнь класса, и активный характер, когда жертву постоянно физически избивают, насмехаются, распускают сплетни, угрожают или шантажируют.

Самый легкий вариант буллинга – словесные оскорбления, насмешки, угрозы, проклятия. Поскольку у современных детей имеются различные технические приспособления, развивается так называемый кибербуллинг – когда жертву различными способами оскорбляют и унижают в сети Интернет в социальных сетях. Здесь используются словесные угрозы, насмешки, оскорбления, видео и фото, которые являются реальными или смонтированными и выставляют жертву в самом худшем свете.

Причинами буллинга называются:

  1. Личная нереализованность внутренних потребностей ребенка.
  2. Модель поведения родителей, которых копирует ребенок. Взрослые тоже кого-то унижают, оскорбляют, подобным образом относятся к ребенку.
  3. Поведение учителей, которые профессионально выгорели, обладают низкой квалификацией или личностно не созрели. Такие учителя позволяют себе унижать учеников, сравнивать их, неадекватно наказывать. Дети перенимают такую модель поведения в адрес того, к кому учитель пренебрежительно относится.

Остановить буллинг в первую очередь могут сами ученики. Буллер может остановиться в своих действиях, если на него повлияют взрослые. А вот жертва может сама стать сильной либо воспользоваться силой и помощью своих защитников, когда они у нее появляются.

Как остановить детскую травлю?

Жертве нужно обратиться за помощью к взрослым (родители, учителя, старшие братья и сестры), чтобы получить от них поддержку. Буллера следует останавливать более сильными личностями, однако никакие доводы не помогут. Здесь нужно лишить буллера зрителей, на которых он и работает. Ведь пока есть зрители, он и проявляет свою агрессию, тем самым показывая, какой он сильный и могучий.

Если буллинг происходит во время урока, то учителям следует останавливать изложение материала и переходить к воспитательным мерам. Ведь школа должна не только давать знания, но и заниматься моральным воспитанием детей.

Дома родители как жертвы, так и буллера должны уделять своим детям должное внимание. Здесь нужно общаться с детьми, выслушивать их переживания, интересоваться их мнением, проявлять терпение, особенно в первое время, пока ребенок будет закрыт.

Если ребенок оказывается буллером, то родителям не нужно его наказывать, поскольку это лишь еще больше отдалит его от взрослых. Нужно откровенно поговорить, что толкает ребенка на подобное поведение. Что стоит за желанием ребенка причинить вред другому школьнику? Если родителям не удается это выяснить самим, тогда нужно воспользоваться помощью психолога (хотя бы школьного).

Достаточно часто оказывается, что жертвами и буллерами становятся дети, которые проживают в одинаковых семейных обстановках. Только один ребенок выбирает позицию агрессора, а второй – беспомощного человека. Однако буллер и жертва одинаковы в своих бедах, поэтому притягиваются друг к другу.

Профилактика буллинга

Буллинг можно предотвратить, если над этим будут работать взрослые – и родители, и учителя:

  1. Внутри семьи создавать комфортную обстановку, где желания и мысли ребенка слышатся, а потребности максимально удовлетворяются.
  2. Учителя должны должное внимание уделять не только обучению материала, но и воспитанию детей. Создавать внутри класса обстановку взаимоуважения и взаимопомощи.
  3. Исключить просмотр детьми фильмов, передач и сериалов, где демонстрируется насилие и неуважение к другим людям.
  4. Нужно заниматься воспитанием определенных качеств характера, которые будут способствовать мирному сосуществованию с другими людьми.
  5. Обучать моделям поведения общения и контакта с другими детьми.

Итог

Буллинг – это отношения между сильными и слабыми, где люди делятся и четко занимают свои позиции. Нередко это возникает в коллективах, где существует иерархия. Буллер старается занять лидирующую позицию. И единственным доступным способом, который понятен любому ребенку, является применение насилия словесного или физического, поскольку, скорее всего, эта модель поведения знакома ему при наблюдении за своими родителями.

Поговорим о государственной массовой школе, большой или маленькой, городской или сельской, самой обычной, которую видно из окна.

Посмотрим на сегодняшнюю школу

1. Следует признать, что не смотря на все изменения, все новшества, которые привнесены в нашу школу за последние 10-20 лет, она не стала лучше. Она не выдаёт тот результат, который от неё сегодня ожидается. И перспектива улучшений не просматривается.

2. Те успехи, которые демонстрируют отдельные школы, достигаются скорее благодаря успешным действиям отдельных коллег на местах и скорее вопреки общим установкам «сверху».

3. Те «звёзды», которые зажигаются в школах здесь и там, возникают благодаря врождённой одарённости самих детей и хорошо, если не вопреки работе школы.

4. Большинство (больше половины) учеников не усваивают содержание образования и выпускаются из школы неготовыми делать эту жизнь лучше.

Жестко, быть может тенденциозно, но в целом как есть.

Что не так с нашей школой?

Давайте попробуем нарисовать идеальную школу, ту школу, которая должна быть. Из сравнения идеальной картины с реальной можно будет вывести предмет реформы.

Из Википедии: «Школа — это учебное заведение для получения общего образования».

Ключевое слово здесь – ОБЩЕЕ. Оно используется в значении «не ограниченное какой-либо специализацией» (Большой толковый словарь). Это значит, что школа даёт ребёнку универсальное, базовое образование, получив которое, он должен быть полностью готов к взрослой жизни в современном обществе, в том числе к освоению любой выбранной профессии. Общие знания, общие умения, общие навыки, необходимые каждому человеку в жизни, чем бы он ни занимался.

Если присмотреться повнимательнее к слову ОБЩЕЕ, то можно увидеть больше.

Общее образование ещё и потому ОБЩЕЕ, что оно делает нас ОБЩЕСТВОМ. Чтобы жить вместе и понимать друг друга, у нас должно быть что-то общее, одинаковое для всех, то, что нас объединяет, оттолкнувшись от чего, мы можем выстраивать ОБЩЕНИЕ и через общение достигать понимания.

Школа призвана дать эту базу ВСЕМ И КАЖДОМУ. Именно в этом её главное предназначение, а всё остальное – через это, после этого, плюсом к этому, но никак не вместо!

Роль государства

Государство как представитель заказчика (родителей и учащихся) определяет, организует, финансирует и контролирует работу школ. Задача выполнима при формировании единого для всей страны образовательного пространства.

На деле это означает:
1. Единая структура всех общеобразовательных учреждений;
2. Единые государственные стандарты образования;
3. Единые для всей страны образовательные программы;
4. Единые для всей страны учебные материалы;
5. Единые для всей страны технологии обучения;
6. Безусловная доступность образования для всех детей.

Государство наряду с построением массовых школ обеспечивает существование специальных школ для особо одарённых детей, работающих с превышением требований госстандарта по образовательным программам повышенного уровня. Такие школы, как правило, имеют профильный характер, дети обучаются в них с отрывом от семьи. Поступление в такую школу осуществляется на основании вступительных испытаний.

Государство осуществляет текущий мониторинг и анализ существующей системы образования, разработку, апробирование и внедрение новых программ и технологий обучения.

Государственные программы разрабатываются для всех предметных курсов, для метапредметных курсов, для внеклассной, воспитательной, проектной и научной работы.

Педагог вправе разработать и использовать собственную образовательную программу. Такая программа может дополнять, но не заменять обязательные государственные образовательные программы. Авторская программа должна быть обеспечена учебно-методическим сопровождением и получить положительное заключение экспертов.

Задачи школьного образования

Школьное образование разделяется на три уровня: начальная школа, основная школа и средняя школа. Сегодня законом об образовании к общему образованию отнесено ещё дошкольное образование, но действующим ФГОСом оно признано необязательным.

У каждого уровня общего образования – свои задачи. Все они определены соответствующими ФГОСами. При всём моём уважении к этим документам я позволю себе сформулировать своё понимание каждого уровня, необязательно совпадающее с официальным.

Главная задача начальной школы — научить детей читать, писать и считать на русском языке. Но самое главное здесь — НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ. Это означает предоставить всем детям технологию, владея которой каждый сможет изучить всё, что угодно. Сегодня эта технология не преподаётся в школе, отсюда и результаты. Навыки применения технологии обучения отрабатываются учениками начальной школы так тщательно, чтобы владение ими обеспечило беспроблемное изучение ими программы основной школы.

Начальная школа может предоставлять что-то сверх того, но при условии, что главную свою задачу она выполняет для ВСЕХ учеников. Только подтвердив своё умение учиться, школьник может быть переведён в основную школу.

Главная задача основной школы – те самые основы, которые должны быть сформированы у каждого человека, тот минимум знаний, который должен получить КАЖДЫЙ новый человек. Это не только базовые истинные данные, накопленные человечеством, но и опыт их применения, в том числе для добывания новых знаний, построения отношений, постановки и достижения целей. Итогом обучения в основной школе должно стать осознание каждым школьником своего предназначения в жизни и в обществе и готовность сделать выбор.

Главная задача средней школы – подготовка к получению высшего образования. Это означает углубленное изучение узкого набора общеобразовательных предметов и наук на уровне, достаточном для поступления и успешного обучения в высшем учебном заведении выбранного профиля.

Что касается необязательного уровня дошкольного образования, то его главная цель – ребёнок, свободно владеющий разговорной речью, понимающий правильное значение чётко определённого минимума слов и умеющий правильно их применять в устной речи, имеющий навыки общения.

Нормативные сроки освоения каждого уровня устанавливаются ФГОСами. Индивидуальные сроки освоения каждого уровня определяются способностями ученика и могут сильно отличаться от нормативных.

Содержание образования

Содержание каждого уровня общего образования определяется государством. Государство обеспечивает разработку, экспертизу, апробирование, утверждение и производство всех соответствующих учебных материалов для ученика и учебно-методических материалов для учителя. Педагоги школ, не являющихся экспериментальными площадками, не составляют планов и программ, не разрабатывают и не изготавливают обучающие материалы, за исключением предметов и циклов школьного компонента.

Все учебные материалы и программы общего образования, в том числе «парциальные», являются одинаковыми для всех школ. Индивидуальная траектория обучения каждого отдельного школьника обеспечивается только временем, необходимым ему для изучения материала или программы и возможностью выбора более сложной программы или дополнительного курса.

Школьник, успешно освоивший программу начального образования, например, за три или за два с половиной года, переводится в основную школу, не дожидаясь одноклассников. И наоборот, школьник, не освоивший программу начального образования за четыре года, не переводится в основную школу до тех пор, пока не освоит её. Этот же принцип действует и в основной школе: школьник, обучающийся быстрее «нормы», оканчивает основную школу раньше; школьник, не освоивший программу основного образования за пять лет, получает дополнительное время, чтобы сделать это (но не более двух лет), либо выпускается через пять лет со справкой для продолжения обучения в форме самообразования.

Учебники и другие рабочие материалы школьника каждой ступени образования написаны таким образом, что любой ученик в состоянии самостоятельно изучать и понимать изложенный материал. По каждому предмету или курсу скомпилирован и принят один набор школьных учебных материалов. Альтернативные учебные материалы существуют и доступны для самостоятельного изучения.

На федеральном уровне разработаны, утверждены и изданы толковые словари школьника для каждой ступени образования. Каждый такой словарь содержит полный набор слов и терминов, используемых на данном и предыдущих уровнях образования и обязательных к изучению и усвоению выпускниками данного уровня. Учебные материалы школьника любого уровня общего образования не могут содержать новые слова без полного их разъяснения на странице первого употребления.

Оценки и прочее

Оценка «успеваемости» ученика учителем (школой) отсутствует. Ученик либо усвоил программу (зачёт), либо не усвоил (незачёт). Личная успешность отдельного ученика определяется его скоростью освоения учебных программ.

Основу портфолио ученика составляет перечень освоенных им за время обучения в школе программ и курсов, в том числе дополнительного образования.

Домашние задания не практикуются. Вся работа учащихся происходит в школе. Школьные портфели остаются в прошлом.

Родители в учебный процесс не вовлекаются. Участие родителей во внеклассной работе приветствуется.

На этом я пока остановлюсь. Давайте немного пообщаемся, чтобы лучше понять, куда двигаться дальше. Приглашаю к разговору всех, кто видит проблемы школы, владеет навыками делового общения и устал ждать манны небесной.

Андрей Шалаев

https://pedsovet.org/beta/article/cto-takoe-skola