Проводники душ в загробный мир. Тени перед смертью

Смерть, как и жизнь — она естественна, хотя и вызывает у нас не самые приятные эмоции. Мы думаем, что знаем о смерти все. Но так ли это? А, часто ли вы слышали фразу: «За ним уже пришли». Кто пришел, и зачем?

Есть предположение, что это проводники душ, которые приходят в назначенное время, чтобы помочь душе умершего перейти из этого мира в другой, чтобы душа не затерялась между нашим и загробным миром.

Медики, которые работают с престарелыми или безнадежно больными людьми, говорят о необычных вещах, которые происходят с человеком незадолго до смерти. Например, больные начинают общаться со своими давно умершими родственниками и видят ясные и красочные сны. За один два дня до смерти у таких больных появляется «переходное» выражение лица, которое совсем не соответствует живому. Также медики замечают, что от людей в предсмертном состоянии веет неким непонятным холодом. А дети и домашние животные даже кое-что видят.

Проводники. Рассказывает очевидец Иван

Каждое лето на школьные каникулы я ездил в деревню к любимой бабушке. Бабушка была добрым и светлым человеком, в деревне ее все любили и уважали. Я любил вместе с ней ходит в лес и собирать разные ягоды и травушки. В эти моменты она рассказывала много интересного о живой и мертвой воде, о хозяине диких животных и леса, о домовых и русалках… Сказания были настолько интересными, что казалось, эти образы вот-вот встанут живыми перед моими глазами.

Однажды вечером бабушка сказала мне: «Пора мне уже на тот свет отправляться. Заждались меня там. Я уже и проводников видела». Я тогда не поверил ей, и подумал: «Ох, это надо же такое выдумать!».

Как-то раз я проснулся посреди ночи, мне приснился страшный сон. Я уже и не помню, что мне приснилось, но мне было так жутко, что я решил выйти во двор подышать свежим воздухом. Проходя мимо бабушкиной комнаты, я заглянул в приоткрытую дверь, и… обомлел от ужаса.

Сгусток рассеянной черной тени, которая была похожа на черный дым от горящей резины, расплывалась над бабушкиной кроватью. Эта тень принимала самые причудливые формы, иногда она была похожа на человеческие тени. Мое тело сковал невероятный страх, мне хотелось верить, что это все мне снится.

Грань миров как реку, зачастую — огненную (в частности, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, ясно, что и создание, перемещающее души сквозь этот рубеж, часто воспринималось как образ лодочника-перевозчика, харон .
Река эта является Рекой забвений, и переходы сквозь нее означают не лишь переведение душ из мира живых в мир мёртвых, но и разрывы всех связей, памяти, привязанности к Надземному миру. Собственно потому то и называют её Рекой без возврата, так как не имеется более никаких аргументов для ее пересечения. Ясно, что функции Перевозчика, исполняющего эти разрывы связей, остро необходима в процессе развоплощений. Без его труда душа станет вновь и вновь приковываться к местам и людям, бесценным для нее, и, таким образом, обратится в утукку — странствующего мертвого.

Обнаруживаясь как проявление Великого Стража Порога, Перевозчик душ является необходимым участником драматичности смерти. Нужно заметить, что Перевозчик открывается, как односторонний двигатель ведь он лишь вывозит души в царство мертвых, но никогда в жизни (в исключении исключительных мифологических казусов) не может возвратить их назад.
Одними их первых, кто обнаружил нужду в этом персонаже, стали древние шумеры, у которых функции подобного провожатого исполнял Намтарру, являющийся послом царицы царства мертвых Эрешкигаль. Собственно по его приказам демоны-Галлу забирали души в царство мертвых. Нужно заметить, что Намтарру считался сыном Энлиля и Эрешкигаль, что, значит, владел достаточно высоким положением в иерархии богов.

Египтяне тоже обширно применяли образы перевозчиков в повествованиях о посмертных странствованиях души. Данную функцию, посреди других, относить за счет Анубиса — Владыка Дуата, первой доли загробного мира. Интересен союз между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир из преданий славян. Помимо этого, неспроста и Семаргл, Бог Открытых Врат, тоже изображались как образ Крылатого Пса. Образ Сторожевого Пса миров являлся одним из древнейших экспериментов столкновений с противоречивой натурой Порога. Пес нередко был проводником души, и его зачастую приносили в жертву у гробниц, чтобы он сопровождал почившего по дороге на тот свет. Данную функцию Стража греки позаимствовали у Цербера.

Этруски вначале роль Перевозчика душ отдали Турмасу (Гермес греков, сберегший эту функцию психопомпа — вожатого душ и в позднейшей мифологии), а потом — Хару (Харун), какого, наверное, и восприняли греки как Харона . Античная греческая мифология подразделила суждения о Психопомпе («проводник» душ, ответственный за оставление душами выявленного мира, значимость чего уже обсуждалась) и Перевозчике, выполняющем функции блюстителя — Привратника. Гермес Психопомп в античной мифологии сажал собственных подопечных в челн Харона. Любопытно, что Гермес-Психопомп зачастую представлялся как образ Кинокефал — собакоголовый.

Старец Харон (Χάρων — «яркий», в значении «Сверкающий глазами») он более популярное олицетворение Перевозчика душ в античной мифологии. В первый раз имя Xарона припоминается в одной из стихов эпического цикла - Миниаде.
Харон транспортирует почивших по воде подземной реки, принимая за это оплату в один обол (в погребальном обряде находится у покойника под языком). Данная традиция была широко распространена посреди греков не лишь в эллинский, но и в римский периоды истории Греции, сберегался в средние века и даже остается и поныне. Харон транспортирует лишь тех скончавшихся, чей прах приобрел покой в могиле. У Виргилия Xарон весь покрыт грязищей старец, с растрепанной седоволосой бородой, горящими глазами, в нечистой одежде. Защищая воду реки Ахерона (или Стикса), он при помощи шеста осуществляет перевозку на челне фантома, причем одних он усаживает в челн, прочих, не обретших предания земле, гонит с берега. По сказанию, Xарон находился год закованным в цепях за то, что транспортировал сквозь Ахерон Геракла. В виде представителя подземного царства, Xарон позже начал слыть как демон смерти: в этом предназначении он перешагнул, с именем Charos и Charontas, к нынешним грекам, какие знакомят с ним то в виде черной птахи, опускающейся на собственную жертву, то в виде наездника, гонящего по воздуху гурьбу мертвых.

Мифология Севера, хоть и не ставит акцента на реке, охватывающей миры, однако, имеет сведения о ней. На мосту через данную реку (Гьёлль), в частности, Хермод повстречался с великанской Модгуд, которая пропустила его в Хель, и, вероятно, через данную реку Один (Харбард) отказался транспортировать Тора. Занимательно, что в конечном случае сам Великий Ас приобретает себе функцию Перевозчика, что еще раз говорит о его высоком статусе такой традиционно малоприметной фигуры. Помимо этого, сам факт, что Тор очутился на противолежащем берегу реки, свидетельствует о том, что, помимо Харбарда, имелся и иной лодочник, которому подобные перевозы имелись как дело обычное.

В средних веках идеи Перевоза душ нашла формирование и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит повествование о том, как души скончавшихся уходят в море до острова Бриттия: «Вдоль побережья континента живут рыболовы, коммерсанты и земледельцы. Они являются подданными франков, но не уплачивают налогов, оттого что со стародавнего времени на них лежит нелегкий долг транспортировать души почивших. Перевозчики всякую ночь ожидают в своих шалашах условного стука и голоса невидимых созданий, призывающих их работать. Тогда люди незамедлительно поднимаются с ложа, активизируемые неизвестной силой, опускаются к берегу и находят там ладьи, но не свои, а посторонние, абсолютно склонные тронуться в путь и пустые. Перевозчики спускаются к челнам, берутся за весло и зрят, что от бремени невидимых несчетных седоков ладьи садятся сильно в воду, на ладонь от бортов. Спустя час они прибывают к противоположному берегу, и, тем не менее, на своих челноках им вряд ли получилось бы преодолеть данную дорогу и за целые сутки. Дойдя до острова, челны разгружаются и делаются настоль невесомыми, что одна лишь килевая часть его чуть задевает воду. Перевозчики никого не могут увидеть и на своём пути, и на берегах. Они лишь чуют голос, какой называет имена, звания и родство всякого из прибывших, а когда это женщина, то и имя её мужа».

Христианство проводит в разъяснение анализируемого обстоятельства разолицетворения фигуру Ангела Смерти, зачастую популярного под именем Азраила (древнееврейское «Бог в помощь»). У христиан ангела смерти порой именуют архангелом Гавриилом. Во всяком случае, признана нужда создания, способствующего преодолению порога между бытием и кончиной.
Следовательно, кроме Проводника, способствующего душе в проходе пути от бытия к концу, на данном пути нужен образ, делающий этот ход необратимым. Собственно данная функция Перевозчика душ и придает ему оттенок самого мрачного персонажа в процессе разолицетворения.

Такие люди есть во все времена, они наделены особым даром называемым по-разному – экстрасенсорные способности, ясновидение, возможность предсказания будущего и тому подобное. Все они имеют особую связь с параллельным миром еще называемую шестым чувством или третьим глазом.

В средние века их сжигали на кострах, в конце девятнадцатого ими массово увлеклись, а во времена советской власти также подвергали гонениям из-за чего эти люди должны были тщательно маскироваться. Сегодня, с их помощью, если конечно это не шарлатаны, кто-то находит выход из создавшейся жизненной ситуации, ну а чаще всего их дар используют для общения с параллельным миром.

Они могут видеть то, чего не видят другие и в зависимости от того, к какой силе себя относят, могут «помогать» различным людям решить свои вопросы.

Существует множество мнений о том, как получают такие способности, но специалисты изучающие данное явление, считают, что стать можно либо экстрасенсом, либо ведьмой. Первые в основном выполняют функцию общения с духами, могут излечивать болезни и предсказывать будущее, оперируя только биоэнергетикой.

Ведьмы и колдуны способны более тонко ощущать присутствие потусторонних сил, очень часто оперируют с различными ингредиентами для создания препаратов разного назначения. Экстрасенсом может стать абсолютно любой человек, так как шестое чувство присуще каждому и для того, чтобы «третий» глаз открылся, необходимы некоторые обстоятельства.

Зачастую это происходит после перенесенного очень сильного эмоционального потрясения. Многие практикующие и известные специалисты в области экстрасенсорики рассказывают о каких-то особых происшествиях в своей жизни, после которых они ощутили изменения в организме.

Смерть близкого человека, попадание в аварию и тому подобные случаи, для впечатлительных натур заканчиваются открытием именно таких способностей. Вначале человек ощущает себя довольно некомфортно, головная боль, перепады давления и постоянный шум в голове – это симптомы того, что началась связь с тонкими эфирными мирами. Некоторые пугаются, так как не знают, что делать в таком случае, им слышаться какие-то голоса или странные звуки, то есть, все напоминает ситуацию, когда радиоприемник неожиданно настраивается на несколько радиоволн сразу.

К сожалению не все могут совладать с бешеным потоком информации поступающим по космическому каналу. Бывают случаи, что стремясь избавиться от симптомов, человек накладывает на себя руки, переходит на прием наркотиков, спивается или попадает в психиатрическую лечебницу. Как отмечают специалисты, очень важно, чтобы в это время рядом находились люди, которые помогут обуздать эту стихию, научат ею пользоваться или просто правильно поймут происходящее.

В процессе своей работы с энергетическими потоками, экстрасенс выступает в роли фильтра, через него проходит самая различная информация, что впоследствии сказывается на физическом состоянии и может привести к нервному истощению. Мало кто из таких специалистов может похвастаться хорошим здоровьем. Несмотря на то, что они стараются помочь в выздоровлении другим людям, сами нисколько не могут воспользоваться своим даром.

В отличие от экстрасенсов, ведьмы и колдуны получают свой дар по наследству. Доподлинно известно, что женщины-ведьмы, занимающиеся черной магией, передают его строго через поколение, то есть, от бабушки к внучке, минуя дочь. Почему именно так, никто сказать точно не может, но специалисты предполагают, что в этом кроется очень важная деталь ритуала. Зачастую, девочку еще с малого возраста бабушка подготавливает к ее предназначению, означающему не только особые способности и как следствие – власть, но и полное отсутствие семейной жизни. Поскольку именно внучка перенимает все способности, то и отношение к ней всегда особенное, со своими же дочерьми, ведьмы, как правило, не ладят.

Бывает и такое, что дочь ведьмы, желая уберечь своего ребенка от предназначенного ей пути, просто забирает девочку от бабушки. Проклятие, сглаз, порча, предсказание будущего и многое другое неразрывно связано с ведьмами. Существует поверье, что они являются женами дьявола и каждый год в ночь с 30го апреля на 1е мая (Вальпургиева ночь), слетаются на шабаш, где предаются оргиям с сатаной. Не известно ни одного случая, что ведьмой или колдуном стал обычный человек, как это бывает в случае с экстрасенсорикой.

Передача колдовского дара происходит непосредственно перед смертью старой ведьмы, когда она чувствует, что скоро умрет, то она просто отдает свою силу внучке сжимая ее руку. Иногда, если девочка не хочет этого, бабушка старается как бы невзначай пожать руку будто бы здороваясь. Это еще один способ хитростью заставить взять у себя эту тяжелую ношу. Если же рукопожатия так и не произошло, то вся сила уходит вместе со своей старой владелицей, причем не без последствий.

В основном ведьм и колдунов ассоциируют именно с темными силами, в чем есть конечно же и доля правды. Известно, что заниматься оккультизмом и тем более контактировать с потусторонними силами церковь и христианская вера строго запрещают. В средние века только за одно подозрение в колдовстве могли отправить на костер. Сейчас церковь конечно же не так радикально относится к людям наделенным такими способностями, во всяком случае к тем, кто занимается так называемой белой магией. Эти специалисты или еще по-другому белые колдуны и ведьмы не занимаются наведением порчи и другими подобными делами, а в основном практикуют врачевание. Их деятельность включает как лечение болезней полученных вполне естественным путем, так и исправление последствий от действий черных колдунов.

Если заниматься черным колдовством запрещается, то откуда же тогда берутся черные маги, сотрудничающие с дьяволом? Считается, что это люди заключившие сделку с ним, и в обмен на свою душу получающие сверх возможности. С другой стороны, вполне возможно, что забирая душу, в тело человека дьявол вселяет демона и тогда вполне можно объяснить, почему колдовские способности передаются по наследству. Заключенный в постепенно стареющее тело дух, попросту переходит во время обряда рукопожатия в новую и молодую оболочку. За свои способности, ведьмы расплачиваются не только отсутствием семейной жизни, но и своим здоровьем. Если экстрасенсы получают заболевания в основном психического характера и это можно сравнить с вредными условиями труда, то черные колдуны страдают исключительно физическими заболеваниями.

К концу жизни они могут иметь целый букет болезней, в основном касающихся опорно-двигательного аппарата. Поверье что к концу жизни у ведьмы вырастает горб и вся она становится скрученной и сейчас живо. Именно поэтому очень часто пожилых женщин страдающих артритом, имеющих высохшую кожу пальцев рук и ног считают колдуньями. Чем ближе смерть, тем болезненнее становятся приступы, а сам отход в потусторонний мир, происходит очень болезненно и родственники, для уменьшения мучений умирающей, должны открыть все окна. Во времена средневековья помимо открытых дверей и окон в доме где жила ведьма обязательно разбирали крышу, считалось что это еще больше облегчает исход.

Такая страшная расплата, является следствием заключения контракта с сатаной, и поэтому, если знания так и не были переданы, то даже из потустороннего мира она будет пытаться это сделать. Специалисты изучающие аномальные явления отмечают, что после смерти в домах, где жили колдуны никто не селится, а это место люди обходят стороной. Не упокоенный дух бывшего владельца постоянно возвращается в надежде, что все же вселится в кого-то, поэтому, даже возле места захоронения обычному человеку находиться небезопасно.

Что интересно, в дохристианские времена, ведьмы не считались порождением зла и их никто не изгонял из поселений. Наоборот, такая женщина или мужчина выполняли обязанности знахаря и повитухи, они отвечали за проведение различных обрядов, чтобы умилостивить богов накануне предстоящего сражения и вызывали дождь, если засуха угрожала посевам. Сегодня, у малых народностей, таких как якуты, ненцы и других, кто продолжает традиции предков и не отказывается от своей языческой веры, по-прежнему в силе культ шаманов. Способности к шаманизму проявляются аналогично способностям экстрасенса, но в то же время, своими действиями шаманы больше подобны колдунам. Этот культ поклонения потусторонним духам имеет такую же природу, как и ведьмовские обряды, с той лишь разницей, что ведьма делает что-то исключительно ради своей пользы.

Как бы ни старалась современная наука скрыть факт существования данного явления или объяснить его с точки зрения физических законов, пока что это плохо удается. Многие пациенты в том числе и ранее безнадежно больные, могут рассказать, когда сами врачи рекомендовали обратиться к «знающему» человеку. До сих пор, многие предпочитают лечить заикание, энурез и подобные болезни, путем обращения к экстрасенсам или колдунам, и обязательно вызывают их к новорожденным детям, если те не переставая плачут, чтобы снять сглаз. Даже если исключить факты шарлатанства, все равно в любом населенном пункте будет несколько человек с колдовскими способностями, которых хорошо знают все, но при этом информация о них передается исключительно устно, по рекомендации знакомых.

Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. Пинт Александр Александрович

Проводник, соединяющий два мира

Человек научился использовать электричество в своих целях, но это не означает, что человек понимает, что же такое электричество, что такое ток? Что такое электрический ток? Ведь понять суть электрического тока - это понять очень многое. Ведь, человек и есть проводник между тем и этим миром.

Вот лампочка. Что это такое? Есть некая проволочка того или иного свойства и качества, и между ней с одного конца и с другого разность потенциалов, и когда по ней идет ток, она начинает излучать свет. Есть разность потенциалов, и то, что называется проводником. В этом проводнике происходят какие-то изменения, он начинает светиться, нагреваться. Не является ли человек тем самым проводником, который находится одним своим концом здесь, в так называемом материальном мире, а другой своей стороной в мире не материальном? А если человек западает на одну из этих сторон, то что будет происходить?

Например, если мы возьмем аккумулятор и какой-то проводник - проволоку. Один конец проволоки приложим к минусу, но плюс не будет замкнут. Пойдет ли ток через эту проволоку? Нет, не пойдет. Если мы приложим ее к плюсу, а к минусу не приложим, то тоже ничего не произойдет. Только в том случае, если мы приложим ее одновременно к плюсу и к минусу, по ней пойдет ток. Так вот, если человек западает на «материальность», то через него не идет ток, если же он западает на то, что называют «духовность», то через него тоже не идет ток. Если же он находится и там, и там одновременно, через него идет ток. Может быть, в этом и есть основное предназначение человека. Проводить ток любви.

Проводники бывают очень разные. Чем характеризуется проводник? Сопротивлением. Если очень большое сопротивление проводника, то когда через него идет ток, он начинает сильно нагреваться. Если у него плохое соединение или проволока надорвалась, начинается искрение. Эти аналогии помогают лучше понять то, что происходит с человеком.

Есть люди, с которыми что-то начинает происходить, входят какие-то вибрации, но они не понимают, не знают, куда направить эту энергию, с кем взаимодействовать, как это передавать, и тогда может случиться короткое замыкание. Я видел такие случаи, когда от человека идет ток, от него даже что-то воспламеняется, он является как бы неким силовым узлом, но этот узел не наладил необходимой связи, не знает куда направить энергию. Все со всем связано, и это не просто фраза. И если идет ток, то очень важно его направлять правильно.

Вы спросили, в чем задача человека? Может ли он ее понять? И вот мы видим, что задачи очень разные. На личностном уровне они определены, а если нет, то вам помогут их определить. Вам скажут, что нужно делать, например, жена, муж, начальник, политики, родственники и т. д. Вас без задач не оставят. Но те ли это задачи, которые вы действительно хотите выполнять, те ли это задачи, с которыми вы действительно сюда пришли? Но чтобы узнать задачи другого масштаба, не личностного, их нужно увидеть, для этого нужно обладать Видением. Для этого нужно проделать всю ту работу, которой мы занимаемся здесь. Нужно убрать все то, что мешает нам действительно видеть, и тогда, возможно, возникнет видение, которое покажет вам многие вещи, в том числе и это. Есть у вас вопросы?

- У меня есть вопрос, но после того, что вы сказали, мне трудно его сформулировать. Я не понимаю, как это видение уже есть действие? Это до меня не доходит. Я не знаю, с чем это связано, с каким из моих свойств, но я никак не могу себе это представить.

В наших мы уже упоминали мрачноватую фигуру, которая необходима для пересечения развоплощающейся сущностью Грани Миров. Многие народы видели Грань миров в виде реки, нередко — огненной (например, славянская Речка-Смородинка, греческие Стикс и Ахерон и т.п.). В связи с этим, понятно, что и существо, переводящее души через эту грань, нередко воспринималось в образе лодочника-перевозчика .
Река эта — Река забвения , и переход через нее означает не только перемещение души из мира живых в мир мёртвых, но и разрыв всякой связи, памяти, привязанности к Надземному миру. Именно поэтому это - Река без возврата, ведь нет больше мотивов для ее пересечения. Понятно, что функция Перевозчика , осуществляющего этот разрыв связей, критически важна для процесса развоплощения. Без его работы душа будет снова и снова притягиваться к местам и людям, дорогим для нее, и, следовательно, превратится в утукку — бродячего мертвеца.

Являясь проявлением Перевозчик душ — необходимый участник драмы смерти. Необходимо отметить, что Перевозчик является односторонним двигателем — он только увозит души в царство мертвых, но никогда (за исключением редких мифологических казусов) не возвращает их обратно.

Первыми обнаружили необходимость этого персонажа древние шумеры, у которых функцию такого проводника выполнял Намтарру — посол царицы царства мертвых Эрешкигаль. Именно по его приказу демоны-Галлу забирают душу в царство мертвых. Необходимо отметить, что Намтарру был сыном и Эрешкигаль, то есть занимал довольно высокое положение в иерархии богов.

Египтяне также широко использовали образ перевозчика в рассказах о посмертном путешествии души. Эту функцию, среди прочих, приписывали Анубису — Владыке Дуата, первой части загробного мира. Интересна параллель между собакоголовым Анубисом и Серым Волком — Проводником в потусторонний мир славянских преданий. Кроме того, недаром и , Бог Открытых Врат, также изображался в облике Крылатого Пса. Облик Сторожевого Пса миров — один из древнейших опытов столкновения с двойственной природой Порога. Собака часто была проводником души, и ее нередко приносили в жертву у гробницы, чтобы она сопровождала умершего в дороге на тот свет. Эту функцию Стража у греков перенял Цербер .

У этрусков вначале роль Перевозчика выполнял Турмас (греческий Гермес, сохранивший эту функцию психопомпа — водителя душ и в позднейшей мифологии), а затем — Хару (Харун), который, видимо и воспринялся греками как Харон. Классичесая мифология греков разделила представления о Психопомпе («проводнике» душ, ответственном за покидание душами проявленного мира, важность чего мы уже обсуждали) и Перевозчике, осуществляющем функцию стража — Привратника. Гермес Психопомп в классической мифологии усаживал своих подопечных в ладью Харона.Интересно, что Гермес-Психопомп нередко изображался в образе Кинокефала — собакоголового.

Старец Харон (Χάρων — «яркий», в смысле «Сверкающий глазами») — наиболее известная персонификация Перевозчика в классической мифологии. Впервые имя Xарона упоминается в одной из поэм эпического цикла — Миниаде.
Харон перевозит умерших по водам подземных рек, получая за это плату в один обол (по погребальному обряду находящийся у покойников под языком). Этот обычай был широко распространен среди греков не только в эллинский, но и в римский период греческой истории, сохранялся в средние века и даже соблюдается по настоящее время. Харон перевозит только тех умерших, чьи кости обрели покой в могиле . У Виргилия Xарон — покрытый грязью старик, со всклокоченной седой бородой, огненными глазами, в грязной одежде. Охраняя воды реки Ахерона (или Стикса), он с помощью шеста перевозит на челноке тени, причем одних он принимает в челнок, других, не получивших погребения, отгоняет от берега. По легенде, Xарон был на год закован в цепи за то, что перевез через Ахерон Геракла. Как представитель подземного царства, Xарон позднее стал считаться демоном смерти: в этом значении он перешел, под именем Charos и Charontas, к современным грекам, которые представляют его то в образе черной птицы, спускающейся на свою жертву, то в образе всадника, преследующего в воздухе толпу мертвецов.

Северная мифология, хотя и не акцентирует внимание на реке, окружающей миры, тем не менее, знает о ней. На мосту через эту реку (Гьёлль ), например, Хермод встречается с великаншей Модгуд, пропускающей его в Хель, и, видимо, через эту же реку Один (Харбард) отказывается перевозить Тора. Интересно, что в последнем эпизоде сам Великий Ас принимает на себя функцию Перевозчика, что еще раз подчеркивает высокий статус этой обычно малозаметной фигуры. Кроме того, тот факт, что Тор оказался на противоположном берегу реки, указывает на то, что, кроме Харбарда, существовал и другой лодочник , для которого такие переправы были обычным делом.

В средние века идея Перевоза душ нашла развитие и продолжение. Прокопий Кесарийский, историк Готской войны (VI в.), приводит рассказ о том, как души умерших отправляются по морю к острову Бриттия: «Вдоль побережья материка живут рыбаки, купцы и хлебопашцы. Они подданные франков, но не платят податей, потому что с незапамятных времён на них лежит тяжёлая обязанность перевозить души умерших. Перевозчики каждую ночь ждут в своих хижинах условного стука в дверь и голоса невидимых существ, зовущих их на работу. Тогда люди немедленно встают с постелей, побуждаемые неведомой силой, спускаются к берегу и находят там лодки, но не свои, а чужие, совершенно готовые отправиться в путь и пустые. Перевозчики садятся в лодки, берутся за вёсла и видят, что от тяжести многочисленных невидимых пассажиров лодки сидят глубоко в воде, на палец от борта. Через час они достигают противоположного берега, а между тем на своих лодках им едва ли удалось бы одолеть этот путь и в целые сутки. Достигнув острова, лодки разгружаются и становятся столь лёгкими, что один только киль касается воды. Перевозчики никого не видят на своём пути и на берегу, но слышат голос, который называет имя, звание и родство каждого прибывшего, а если это женщина, то и звание её мужа ».