Презентация к уроку "Дыхательные движения. Регуляция дыхания"

Цели урока:

  • углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, научиться охранять воздушную среду.

Задачи урока:

Обучающие: повторить материал о тканевом и легочном дыхании, рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль защитных рефлексов, разъяснить вред курения и необходимость охраны окружающей среды;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений, творческого мышления и речи;

Воспитательные: приобретение опыта следования правил гигиены дыхания, изучение положительной роли физического труда.

Основные термины:

Вдох – начальная фаза дыхания, в процессе которой в легкие поступает воздух.

Выдох – отдельное выталкивание из легких воздуха при дыхании.

Воздушная среда - сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, оказывающих постоянное влияние на организм животного и человека.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Дайте короткий ответ на вопросы:

1.Какую роль в организме человека играет кислород?

2.Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?

3.В чем заключается основная функция дыхательной системы ?

4.Какими органами она образована?

5.В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?

6.Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

7.Какие существуют виды дыхания ?

8.Что относится к верхним дыхательным путям?

9.Что относится к нижним дыхательным путям ?

Механизмы вдоха и выдоха.

Легкие находятся в грудной полости. Движения мышц, которые изменяют объем этой полости, вызывают движение воздуха в легкие и из легких, попеременно увеличивая или уменьшая объем грудной клетки. Это обусловливается ритмическими сокращениями дыхательных мышц, вследствие чего и осуществляются вдох и выдох - поступление и удаление из легких воздуха, их вентиляция. На рисунке 1 вы можете увидеть легкие.

Рис. 1. Легкие и дыхание.

При вдохе межреберные мышцы приподнимают ребра, а диафрагма, сокращаясь, становится менее выпуклой, в результате объем грудной клетки увеличивается, легкие расширяются, давление воздуха в них становится ниже атмосферного и воздух устремляется в легкие - происходит спокойный вдох. При глубоком вдохе, кроме наружных межреберных мышц и диафрагмы, одновременно сокращаются мышцы груди и плечевого пояса. На рисунке 2 представлен механизм вдоха.

Рис. 2. Механизм вдоха

При выдохе межреберные мышцы и диафрагма расслабляются, ребра опускаются, выпуклость диафрагмы увеличивается, в результате объем грудной клетки уменьшается, легкие сжимаются, давление в них становится выше атмосферного и воздух устремляется из легких - происходит спокойный выдох. Глубокий выдох обусловлен сокращением внутренних межреберных и брюшных мышц. На рисунке 3 представлен механизм выдоха.

Рис. 3. Механизм выдоха

На рисунке 4 вы можете посмотреть, какие мышцы задействованы при вдохе и при выдохе.

Рис. 4. Мышцы вдоха и выдоха

Таким образом, ритмичное увеличение или уменьшение объема грудной полости действует как механический насос, нагнетающий воздух в легкие и выталкивающий его из них. Механизм вдоха и выдоха можно проследить с помощью модели Дондерса, которая представлена на рисунке 5 и 6.

Рис. 5. Механизм вдоха и выдоха на модели Дондерса.

Рис.6. Модель Дондерса

Давайте посмотрим видео о том, почему нам так важно дыхание:

Регуляция дыхания.

Выводы.

1. Механизм вдоха: сокращение дыхательных мышц (межреберных и диафрагмы); увеличение объема грудной полости; уменьшение давления в грудной полости и в полости легких; засасывание атмосферного воздуха через воздухоносные пути

2. Механизм выдоха: опускание ребер и расслабление диафрагмы; уменьшение объема грудной полости и полости легких; увеличение давления в легких; выталкивание части воздуха наружу.

3. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

4. На работу дыхательных центров оказывают влияние и другие центры, в том числе расположенные в коре больших полушарий. Благодаря их влиянию дыхание изменяется при разговоре и пении. Возможно также сознательно изменять ритм дыхания во время физических упражнений.

Контролирующий блок.

1.Какую функцию при вдохе выполняет диафрагма?

2.Почему при вдохе объём лёгких увеличивается?

3.С чего начинается механизм выдоха?

4.Что происходит при выдохе с диафрагмой и почему?

5.Из чего состоит дыхательный центр, и что делают эти составные части?

6.Что происходит с мышцами вдоха и выдоха при задержке дыхания?

7.Что происходит при усилении процессов окисления?

Домашнее задание.

Решите задачи:

1. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20 % кислорода, опреде¬лите, сколько О2 человек пропускает чрез легкие в сутки при спокойном дыхании.

2. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4 % углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет СО2 в 1 минуту, в 1 ч, сколько - все учащиеся класса в 1 ч. Индивидуальное задание: подготовить сообщения к следующему занятию. Сообщение 1. «Дыхание на Эльбрусе». Сообщение 2. «Влияние курения на дыхание».

Интересно знать, что.

Искусственное дыхание применяется при оказании первой помощи утопленникам, при поражении электрическим током, молнией, отравлении угарным газом и других несчастных случаях. Искусственное дыхание позволяет возобновить деятельность дыхательного центра и спасти человека от смерти. Для этого необходимо обеспечить проходимость дыхательных путем, очистив рот и глотку от инородных тел. На рисунке 11 показан пример искусственного дыхания во время помощи утопающему.

Рис. 11. Искусственное дыхание. Помощь утопающему

Давайте посмотрим видео, как делать искусственное дыхание:

Список литературы:

1.Урок на тему «Значение дыхания.Органы дыхательной систем» Васильева И.Н., учитель биологии, МОУ СОШ №19.

2.Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2011.

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

Над уроком работали:

Васильева И.Н.

Борисенко И.Н.

Запорожец А.

Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме , где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования

Внутриплевральное давление

Транспульмональное давление – разница между атмосферным и внутриплевральным (вне дыхательного цикла – 3-4 мм.рт.ст; на вдохе 6-10 мм.рт.ст.; на выдохе 3-2 мм.рт.ст). Следовательно, на вдохе давление в плевральной щели уменьшается, на выдохе- увеливается

Отрицательное давление в плевральной полости обусловлено: эластической тягой лёгких и герметичностью плеврального пространства

Пневмоторакс – нарушение герметичности плевральной полости (открытый, закрытый и клапанный)

Внутрилегочное и внутриплевральное давление на вдохе и выдохе

Эластическая тяга лёгких обусловлена:

Поверхностным натяжением пленки жидкости, покрывающей внутреннюю поверхность альвеол. Сурфактант снижает поверхностное натяжение

Тонусом бронхиальных мышц

Упругими свойствами лёгких (наличие эластических волокон). Растяжимость (С) – изменение объема легких (V) при изменении транспульмонального давления (Р). С=^V/^P

Рестриктивные поражения – снижение растяжимости лёгких (при застое в малом круге, альвеолярном отёке, фиброзе легких, длительном отсутствии вентиляции). ЗАТРУДНЕН ВДОХ

Параметры внешнего дыхания

Минутный объём дыхания (МОД)=ДОxЧД

ДО – дыхательный объём - количество воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого за 1 дыхательный цикл при спокойном дыхании. Норма 300-800мл

ЧД – частота дыхания – количество дыхательных циклов в 1 мин. Эупноэ (норма)- 14-20; брадипноэ < 12; тахипноэ > 22

ЖЕЛ – жизненная ёмкость лёгких – максимальное количество воздуха, которое можно вдохнуть и выдохнуть за 1 цикл. Включает 3 объёма: дыхательный (10-20%) и резервные объёмы вдоха (РОвд.) и выдоха (РОвыд.) ЖЕЛ=ДО+РОвд.+РОвыд. ЖЕЛ – показатель подвижности лёгких и грудной клетки. Зависит от возраста, пола, размеров и положения тела, тренированности,растяжимости лёгких

МВЛ – максимальная вентиляция лёгких за 1 мин.(при глубоком и частом дыхании), предельные возможности дыхательной системы

Слайд 1. Тема урока: Дыхательный механизм. Регуляция дыхания.
Разработан учителем биологии ГАОУ Республики Тува Тувинский Республиканский Лицей интернат Светлаковой Ириной Михайловной.


Слайд 2. Добрый день! Я рада приветствовать вас на данном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вдохнем, настроимся на позитивные эмоции и продуктивную деятельность. Эпиграф «Кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой»
«Дыхание-значет жизнь»
Слайд 3. Цели урока : рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль гуморального и нервных факторов в регуляции дыхательных движений, защитных рефлексов, разъяснить вред курения, дать представление о воздушной среде и ее охране.

    Оборудование. Презентация Дыхательный механизм. Регуляция дыхания. Флеш-анимация, анимации, видео, раздаточный материал.
Слайд 4. Задачи урока.

обучающие: повторить материал о строении и функциях органов дыхания, о значении биологического окисления, рассмотреть механизм вдоха и выдоха, определить роль рефлекторных и гуморальных механизмов дыхания; разъяснить механизм и значение защитных дыхательных рефлексов: кашля, чихания,

формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия – дыхательные движения, жизненная емкость легких; продолжить развивать у учащихся понятия нервной и гуморальной регуляции, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции, продолжать развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником.

развивающие: Для развития творческого мышления и речи учащихся применять проблемные вопросы, решение расчетных и логических задач, обобщающих и других вопросов на размышление. продолжить формирование у учащихся;интеллектуальных умений, творческого мышления и речи;

Воспитательные : В целях физического и гигиенического воспитания обосновать правила гигиены дыхания, положительную роль физического труда и физкультуры в развитии дыхательных мышц, в укреплении здоровья, тактично добиваться организованной практической борьбы всех учащихся за свое здоровье, за чистый воздух в классе, школе и дом.

Слайд 5.

План урока.

    Актуализация знаний по теме «Дыхательная система».

- дифференцированная работа по карточкам (5 -6 человек).

-работа с флеш – анимацией (1 человек).

-Анализирующий характеристика по строению, функциям, биологическому значению органов дыхательной системы. (4человека).

2. Изучение новой темы.

3. Лабораторная работа

4. Закрепление.

5. Выставление оценок.

Анализ результатов.

Слайд 6. Компетенции.

Общеучебные компетенции:

- учебно – организационные (организация рабочего места, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля);
Учебно – интеллектуальные (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать);
Учебно – коммуникативные (умение слушать, задавать уточняющие вопросы).
Формировать умение самостоятельно приобретать новые знания и эффективно применять их на практике;
Критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;
Грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;
Быть коммуникабельным, контактным в группе.

Информационные (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);
Коммуникативные (культура вербального и невербального взаимодействия);
Личностностные самосовершенствование.
Общекультурные
(опыт освоения учащимися научной картины мира);
Учебнопознавательные (совпадение криативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целепологание);

Слайд 7.

Актуализация знаний.

Первые парты.

Выполняют задания по карточкам.

    .

    Работа у доски с флеш анимацией. АНИМАЦИЯ 1

1.Назовите и покажите органы дыхательной системы.

2.Дайте характеристику органу дыхательной системы:

    Особенности строения

    Функции.

Слайд 8.

Дыхательная система. (АНИМАЦИЯ 1.)

Учащийся работает с флеш – анимацией (анимацией при правильном показе структур входящих в состав дыхательной системы показывает правильное название анатомической структуры.

Учащийся отвечает на 2 вопроса:

1.Что такое дыхание? Из каких этапов складывается данный процесс?

2.Как происходит голосообразование, и формируются звуки речи?

Слайд 9.

НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ.

Слайд 10.

ГОРТАНЬ .

Объясните, почему опасно разговаривать во время еды?

Слайд 11.

ТРАХЕИ И БРОНХИ.

Слайд 12.

ЛЕГКИЕ.


Слайды 13-16.

Работа по карточкам.

Уважаемый учащийся, прочитайте все задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8-10мин, третий уровень 10-12мин .

    Карточка 1.

Задание

    Нулевой уровень. На «3»

    Определите последовательность поступления кислорода в клетки тела. Запишите этот процесс с помощью цифр.

    1. Из легких кислород проникает в капилляры легочных пузырьков.

    2. Через носоглотку, трахею, бронхи кислород поступает в легкие.

    3. Из капилляров кислород вместе с кровью поступает в легочные вены.

    4. Из левого желудочка кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту.

    5. Из легочной вены обогащенная кислородом кровь течет в левое предсердие

    6. Аорта ветвится, образуется сеть артерий и капилляров, капилляры снабжают клетки тела кислородом.

    7. Из левого предсердия кровь попадает в левый желудочек .

    Первый уровень на «4»

Установите соответствие.

    1. Гемоглобин. 2. Кислород. 3. Углекислый газ. 4. Диффузия.

    5. Клетки тканей. 6. межклеточная жидкость. 7. Легочные капилляры. 8. Капилляры в тканях. 9. Эритроциты. 10. Лейкоциты.

    1. Что поступает из крови в легкие?

    II. Что поступает из легких в кровь?

    Ш. Что поступает из тканей в кровь?

    IV . Что поступает из крови в ткани?

    V Пигмент в крови.

    VI . Место окисления органических веществ.

    VII . Потребители кислорода.

    VIII . Физическое явление -причина газообмен в легких.

    IX . Клетки -разносчики кислорода. X. Продукт распада органических веществ.

    Второй уровень на «4»

    дыхание?


    исходит газообмен

    они называются?

    7. Какой физический процесс лежит в основе Газообмена?

    8. Чем бронхиолы отличаются от бронхов?

Третий уровень на «5».

Объясните процесс или явления. Ответ обоснуйте

    У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда происходит потеря сознания – наступает «горная болезнь». Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека?

    При угаре человека погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь окиси кислорода в крови составляет всего 0,1%. Почему возникает удушья?



Слайд 17 -20.

Карточка2.

    Задание

    Уважаемый учащийся, прочитав задания, выберите задания своего уровня. Обратите внимание на то, что время выполнения заданий на каждом уровне разное.

    Нулевой уровень, первый уровень 5 -8 мин, второй уровень 8-10мин, третий уровень 10-12мин .

    Нулевой уровень. На «3»

    Вставьте в текст пропущенные слова.

«Из капилляров... круга кровообращения кислород поступает в клетки тела. В артериальной крови... больше, чем в клетках тела. Кислород по закону... поступает в клетки. В клетках
тела он участвует в... органических веществ. При этом образуется... и освобождается энергия. Углекислый газ поступает в...
большого круга кровообращения. Артериальная кровь в тканях
превращается в..., которая в конечном итоге возвращается в...
половину сердца».

    Первый уровень на «4»

    Установите соответствие.

    Слизистая оболочка. 2. Легочные пузырьки. 3. Легкие. 4. Бронхи. 5. Трахея. 6. Надгортанник. 7. Гортань. 8. Хрящевые полу-
    кольца. 9. Плевра. 10. Носовая полость.

    1. Не пропускает пищу в гортань.

    II. Не дают трахее сужаться.

    Ш. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.

    ГК Поверхностный слой воздухоносных путей.

    V. Начальная часть воздухоносного пути.

    VI. Выстилает наружную поверхность легких.

    VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри.

    VШ. Самая длинная часть воздухоносного пути.

    IX. Место газообмена между легкими и кровью.

    Х. Место диффузии газов.

    Второй уровень на «4»

    Ответьте на следующие вопросы.

    1. Легкие находятся в грудной клетке и отделены от ее стенок

    полостью. Как она называется?

    2. Вдох осуществляется за счет работы диафрагмы. Это дыхание

    называется брюшным. За счет чего осуществляется грудное

    дыхание?

    3. В регуляции дыхания принимает участие кора головного мозга. Как это проявляется?

    4. Как называется часть дыхательной системы, в которой не про-
    исходит газообмен

    5. В верхних дыхательных путях есть рецепторы, при раздражении которых возникают защитные дыхательные рефлексы. Как

    они называются?

    6. Поскольку дыхательная мускулатура представлена поперечно-

    полосатыми мышцами, человек может произвольно менять глубину и частоту дыхания. Какой центр регулирует этот процесс?

    7. Благодаря чему происходит осуществление непроизвольных процессов вдоха и выдоха?

    Третий уровень на «5».

    Объясните процесс или явления. Ответ обоснуйте.

    1.Объясните, как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения? Как связаны функции кровеносной системы с функциями дыхательной системы.

    2. Как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращения? Приведите примеры.

Слайд 21.

Ответы.

Карточка 1.

    0 уровень:2,1,3,5,7,4,6.

    1 уровень:

    1 – 3; II. – 2; Ш - 3; IV. - 2; V – 1; VI. - 5; VII. - 5; VIII. – 4;

IX. – 9; X – 3.

2 уровень:

1 – плевральный;

3 уровень:

кровь приобретает способность в больших количествах усваивать кислород чем при нормальных условиях. Этим в частности пользуются спортсмены для улучшения своих результатов.

Карточка 1.

    0 уровень: большого, кислорода, диффузии, обмене, углекислый газ, вены, венозную, правую.

    1 уровень:

    1 – 6; II. – 8; Ш - 10; IV. - 1; V – 10; VI. - 9; VII. - 9; VIII. – 5; IX. – 2; X – 2.

2 уровень:1 – плевральный;

2 – за счет увеличения грудной клетки.

3 – в задержке, изменений частоты и глубины дыхания; 4 – мертвым пространством; 5 – кашель, чихание; 6 – дыхательный центр; 7 – благодаря безусловному рефлексу; 8 –диффузия;9 – размерами.

    3 уровень:

СО образует с Hb крови соединение карбоHb, которое намного прочнее оксиHb.

Слайд 22.

Минутки здоровья.

Дышать нужно с удовольствием. Помните, что приятное ощущение само по себе имеет значительный оздоровительный эффект.
Положительные эмоции, дыхательная радость - залог успеха. Выполнять упражнения лишь до тех пор, пока приятно в течение 1 -2 минут.
Концентрация внимания на дыхательном упражнении
повышает его действие.
Медленное дыхание необходимо для насыщения организма кислородом

Дышать необходимо носом.
Заниматься в удобной одежде в хорошо проветренном помещении или на улице.

Слайд 23.

Дыхательная гимнастика.

1. Встаньте удобно, расставив ноги на ширину плеч, стопы поставьте параллельно, опора на середину стопы.
2.Согните руки в локтях и на уровне чуть выше груди, соединить кисти основаниями ладоней и кончиками пальцев.

3. Представить, что между ладонями зажат огонек, который согревает руки, сосредоточиться на нем.
Улыбнитесь, лицо и руки расслабьте. Плечи опускаем, голову и позвоночник держим на одной линии.
Упражнения дыхательной разминки.
1. Встаньте прямо, руки вдоль туловища, расслаблены. Выдох. Начинаем медленный вдох По мере запонения легких плечи поднимаются,

и затем без задержки делать выдох, опуская плечи.

2. С вдохом по мере заполнения легких плечи медленно отводим назад, сводя лопатки и сближая за спиной руки. Затем медленно выдыхаем, двигая плечи и руки вперед, сжимая грудную клетку. Руки и плечи не напрягать.

3. С вдохом наклонитесь влево. С выдохом занимаем исходное положение. Далее делаем наклон вправо. Шея и руки не сгибаем.

4.Поочередно плечами выполнять круговые плавные движения. То же в обратную сторону Дыхание произвольное. Завершили.

Слайд 24.

ТЕМА УРОКА:
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Цели: углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, регуляции дыхательных процессов.

План урока .

1. Актуализация знаний по теме «Дыхательная система». (взаимопроверка).

2. Изучение новой темы.

3. Лабораторная работа

4. Закрепление.

5. Выставление оценок. Анализ результатов.

Слайд 25.

Основные понятия.

Работа с определениями. (определения записываются в тетрадь – словарь).

    Вдох – начальная фаза дыхания, в процессе которой в легкие поступает воздух.

    Выдох – отдельное выталкивание из легких воздуха при дыхании.

    Воздушная среда - сложный комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, оказывающих постоянное влияние на организм животного и человека.

    Непроизвольная регуляция дыхания - процесс, осуществляемый дыхательным центром, находящийся в продолговатом мозге (одном из отделов заднего мозга). Вентральная (нижняя) часть дыхательного центра ответственна за стимуляцию вдоха; ее называют центром вдоха). Стимуляция этого центра увеличивает частоту и глубину вдоха.

    Дорсальная (верхняя) часть и обе латеральные (боковые) тормозят вдох и стимулируют выдох; они носят собирательное название центра выдоха (экспираторного центра).

    Дыхательный центр связан с межреберными мышцами межреберными нервами, а с диафрагмой - диафрагмальными.

    Бронхиальное дерево (совокупность бронхов и бронхиол) иннервируется или контролируется блуждающим нервом.

Слайд 26.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – ВДОХ и ВЫДОХ.

    Дыхание значет – жизнь. Эта фраза бесспорна. Обычно дыхание у нас ассоциируется с вдохом и выдохом, то есть теми дыхательными движениями, которые необходимы человеку для вентиляции легких.

    Воздух поступает в легкие потому что они могут менять свой объем, благодаря эластичности альвеол, однако мышц в легких нет, но они все – таки могут расширяться и сжиматься, благодаря чему это происходит?

    Проблемный вопрос.

    В чем секрет вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?

Опыт.

Что бы ответить на вопрос, давайте проведем опыт. Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались.

Слайд 27.

    - Почему это не возможно?

    Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей и сократить мышцы живота и груди. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

    Вывод. Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы вдох/выдох воздуха через воздухоносные пути был свободен.

    (АНИМАЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 2 и 2.1.)

Слайд 28.

    Легкие самостоятельно никогда не сжимаются и не расширяются, они просто пассивно следуют за грудной клеткой. Полость грудной клетки расширяется за счет работы дыхательных мышц, к которым относятся диафрагма и межреберные мышцы.

    Диафрагма – это мышечная перегородка, которая разделяет грудную и брюшную полость. При вдохе она опускается на 3 – 4 см. При этом объем грудной клетки повышается на 1000 – 1200 мл., кроме того происходит сокращение межреберных мышц, которые приподнимают легкие, что также повышает объем грудной полости, легкие при этом расширяются. В растянутых легких давление становится ниже атмосферного давления и в результате разницы давления наружный воздух поступает в дыхательные пути. Происходит вдох. За вдохом наступает выдох и Диафрагма, и межреберные мышцы расслабляются, ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается, легкие сжимаются и по дыхательным путям выталкивают воздух наружу, происходит выдох.

Слайд 29.

Основные понятия.

    Дыхательный объем - объем воздуха вдыхаемого при обычном вдохе и выдыхаемом при обычном выдохе.

    ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ – объем выдоха после предшествующего максимального вдоха.

    РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВДОХА – количество воздуха, которое человек может дополнить вдохнуть после спокойного вдоха.

    РЕЗЕРВНЫЙ ОБЪЕМ ВЫДОХА – количество воздуха, которое человек может дополнить вдохнуть после спокойного выдоха.

Слайд 30. (дополнительная информация, будет включена, если будет достаточное количество времени)

ЖИЗНЕННАЯ ЕМКОСТЬ ЛЕГКИХ.

    Равна ли ЖЕЛ = объему легких?

    Оказывается, нет. Это связано с тем, что легких всегда остается остаточный объем воздуха равный примерно 1литр.

    ЖЕЛ=дыхательный объем + резервный объем вдоха + резервный объем выдоха.

    ЖЕЛ зависит от возраста, пола и степени тренированности человека.

    ЖЕЛ измеряют специальным прибором – спирометром.

    Спорт и физические нагрузки способствуют развитию мышц, которые принимают участие в дыхательных движениях, а значет повышается Жизненная Емкость Легких. (ЖЕЛ).

Слайд 31.

    Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?

Слайд 32.

    С первого до последнего дня своей жизни человек дышит ритмично. Ритм дыхания у него никогда не сбивается (не нарушается) , не изменяется лишь его частота.

    Новорожденный ребенок совершает примерно 60 дыхательных движений в минуту, 5 летний ребенок – 25, в возрасте 16 – 18 лет движений становится 16 -18 в минуту. В старости дыхание опять немного учащается.

    ЧЕМ ЖЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ РИТМ ДЫХАНИЯ? И ОТ ЧЕГО ОН ЗАВИСИТ?

    Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Примерно каждые 4 секунды в дыхательных мышцах идут дыхательные импульсы, заставляющие поднимать грудную клетку и опускать диафрагму.

    БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ПРОИСХОДИТ ВДОХ.

    Выдох в состоянии покоя происходит пассивно. Ребра опускаются под действием силы тяжести. При вдохе мышцы растягиваются, механические рецепторы, расположенные в стенках легких возбуждаются, импульсы передаются в дыхательный центр продолговатого мозга и тормозят его деятельность. Дыхательные мышцы расслабляются, и происходит выдох. Работа дыхательного центра оказывает влияние на высшие дыхательные центры расположенные в коре больших полушарий мозга. Благодаря их деятельности изменяются дыхательные движения.

    Так сознательно можно изменять частоту дыхания.

Слайд 33.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

    Интенсивность проявляется:

    1. при занятиях спортом.

    2. при эмоциональных состояниях.

    Влияние дыхательных центров защитных рефлексов, физических нагрузок, эмоций -----)

    1. стимуляция дыхания -------) высшие дыхательные центры

2. Замедление дыхания-------) высшие дыхательные центры, защитные рефлексы, эмоции.

(АНИМАЦИЯ 5, 6 7).

Слайд 34.

РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ.

Разговор о нервной регуляции будет не закончен, если мы не поговорим о таких дыхательных механизмах – чихание и кашель.

    1. Раздражение слизистой оболочки. (полости носа ----Чихание) (гортани, трахей, бронхов, кашель)

    Пыль;

    Плохо пахнущие вещества.

    2.стремление организма выкинуть, избавится от раздражающего фактора.

    3.поступление импульса в продолговатый мозг.

    4. продолговатый мозг отдает сигналы мышцам

    5. в результате дыхания голосовые связки смыкаются, и поток воздуха под давлением вырывается.

    (АНИМАЦИИ 8 и 9)

    Раздражение слизистой оболочки полости носа – Чихание.

    Раздражение слизистой оболочки гортани, трахей, бронхов) – кашель.

Слайд 35.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    Лабораторная работа №8.1.
    Функциональные дыхательные пробы с максимальной задержкой дыхания до и после

10 приседаний (трехфазная проба профессора Л.Г. Серкина)
Цель: установить влияние задержки дыхания на частоту дыхания.
Оборудование: секундомер (часы с секундной стрелкой).
ХОД РАБОТЫ
1. Определите время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Испытуемый в течение 1мин в положении сидя спокойно дышит, а затем по команде после обычного выдоха делает глубокий вдох и задерживает дыхание сколько может, зажав при этом нос. Экспериментатор, пользуясь секундомером, определяет время от момента задержки дыхания до момента его возобновления. Результат фиксируется.
2. Проделайте 20 приседаний за 30 с и вновь определите время задержки дыхания на вдохе.
3. Отдохните ровно 1 мин и повторите п.1.

Оценка результатов

Сообщения:1. «Действие никотина на органы дыхания».

    «Воздушная среда и ее охрана»

Слайд 36.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Механизм вдоха и выдоха”

Программированный опрос

    Газообмен осуществляется _______ .

    Бронхи ветвятся и заканчиваются _______

    Альвеолярный и выдыхаемый воздух имеет _______.

    Межреберные мышцы и диафрагму относят к группе _______ .

    Воздух, проходя через носовую полость, _______ .

    После принятия большого количества пищи дыхание _______ .

    Дыхательный центр находится в состоянии постоянной _______ .

    Каждое легкое сверху покрыто _______ .

    При вдохе давление воздуха больше или меньше атмосферного? __________________

    Легкое следует за движением грудной клетки, так как в плевральной щели давление _______ .

Слайд 37.

Ответы

    Газообмен осуществляется _______ (диффузии).

    Бронхи ветвятся и заканчиваются _______ (легочными пузырьками).

    Альвеолярный и выдыхаемый воздух имеет _______(одинаковый газовый состав).

    Межреберные мышцы и диафрагму относят к группе _______ (дыхательных мышц).

    Воздух, проходя через носовую полость, _______ (очищается, согревается, обеззараживается).

    После принятия большого количества пищи дыхание _______ (затрудняется).

    Дыхательный центр находится в состоянии постоянной _______ (активности).

    Каждое легкое сверху покрыто _______ (плеврой).

    При вдохе давление воздуха больше или меньше атмосферного? (меньше).

    Легкое следует за движением грудной клетки, так как в плевральной щели давление _______ (отрицательное).

Слайд 38.

    Ответы: 1.Д, 2. Б, 3. Д, 4. Б, 5. В.

Слайд 39-40.

0 уровень .1.§28 по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, составить синквейн на тему “Источники загрязнения атмосферного воздуха”.

Ответьте письменно на вопросы §.

2. Творческая лаборатория:

1 УРОВЕНЬ .
1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания.
2. Разработайте рекомендации и комплекс упражнений для исправления дыхания.

2 УРОВЕНЬ ,

    3. Почему нужно в классах проводить влажные уборку ежедневно?

    Предложите самый простой способ поддерживать высокую

    4. работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня.

    3 УРОВЕНЬ.

    1.Сколько воздуха проходит через легкие человека при спокойном дыхании в минуту, в 1ч, в сутки, если дыхательный объем воздуха равен 500мл. А частота дыхания – 18 раз в минуту?

    2. Зная, что во вдыхаемом воздухе содержится около 20% кислорода, определите, сколько кислорода человека пропускает через легкие в сутки при спокойном дыхании.

    3. Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого газа, определите, сколько ученик выделяет углекислый в минуту, в 1ч., сколько все учащиеся класса в 1час.



Слайд 41.

Дополнительная информация.

Механизм вдоха и выдоха на модели Дондерса.

    Поступление воздуха в легкие и его удаление (изгнание) можно пронаблюдать на модели изобретателя и физиолога Дондерса

    Для работы нам потребуются:

    оборудование. стеклянная воронка, 2 воздушных шарика, нитка, липкая лента.

    Ход работы:

    1.шарик поместим внутрь воронки, а его клапан вытянем наружу и натянем с наружной стороны и крепко обвяжем ниткой.

    2. второй шарик пополам и натянем на широкий раструб воронки так чтобы образовалось резиновое дно. А чтобы дно лучше держалось крепим его липкой лентой с наружной стороны воронки.

    трубка воронки моделирует верхние дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму. Стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. При оттягивании резинового дна, давление в модели и полости грудной падает и наружный воздух входит внутрь шарика, он раздувается, как легкое во время вдоха, когда мы отпускаем модель диафрагмы, воздух из шарика выходит – происходит выдох

    Следует отметить, что дыхание у человека принимает участие нетолько легкие, но и кожа (особенно интенсивно дышит кожа на груди, животе, спине.

Слайд 42.


ЖЕЛЖЕЛ Остаточный объем Глубокий выдох Глубокий вдох Резерв объем вдоха Резерв объем выдоха Дыхат объем Вентиляция легких- Количество воздуха, поступающего при спокойном вдохе и выходящем при спокойном выдохе, называется ДЫХАТЕЛЬНЫМ ОБЪЕМОМ. (500см3) количествовоздуха, проходящего через легкие в течение 1 мин (7 л в мин) После спокойного вдоха человек может вдохнуть еще около 1500 мл воздуха. Это так называемый резервный объем вдоха. После спокойного выдоха человек может выдохнуть еще около 1500 мл воздуха. Это так называемый резервный объем выдоха. Резервный объем вдоха + дыхательный объем + резервный объем выдоха = ЖЕЛ (жизненная емкость легких) Спирометр - прибор для определения ЖЕЛ


Механизм вдоха и выдоха Легкие пассивны Следуют за грудной клеткой За счет разницы давления между легкими и плевральной полостью Вдох 1.Диафрагма опускается 2.Грудная клетка расширяется 3.Падает давление в альвеолах 4.Воздух поступает в легкие Выдох 1.Межреберные мышцы расслабляются 2.Грудная клетка опускается 3.Диафрагма поднимается 4.Объем грудной клетки уменьшается 5.Давление в альвеолах становиться выше атмосферного 6. Воздух выходит в о/с Легкие Плевральная полость Вдох воздух Р низкое




Нервная и гуморальная регуляция дыхания вдох – возбуждение рецепторов альвеол – блуждающий нерв – центр выдоха (возбуждение)- спинной мозг - межреберные мышцы и диафрагма - уменьшается объем грудной клетки – выдох Повышение концентрации СО 2, Возбуждает дыхательный центр и вызывает усиленное сокращение дыхательной мускулатуры и учащения дыхания.



Перзентация подготовления для проведения урока по программе Пономаревой.

Перезентация содержит слайды для проверки домашнего задания по теме "Газообмен в легких и тканях". При изучении нового материала рассмотрены механизмы вдоха и выдоха, нервная и гуморальная регуляция дыхания. Все слайды содержат красочные секмы, фотографии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Дыхательные движения. Регуляция дыхания"»




Как переносятся газы внутри организма?

Тканевое



Почему воздух то входит в легкие, то выходит из них?

  • Есть ли в легких

мышечная ткань?


Эксперимент

  • Сделайте свободный вдох –выдох
  • Сделайте г лубокий вдох-выдох
  • Какие изменения происходят с вашим организмом?
  • Сделайте глубокий вдох при одновременном сокращении мышц брюшного пресса

  • Сами легкие не имеют мышц, а пассивно следуют за грудной клеткой
  • Объем легких меняется при сокращении дыхательных

мышц :

межреберных и диафрагмы



Механизм вдоха

1.Сокращение дыхательных мышц

2.Увеличение V грудной клетки

3. давления в грудной полости и легких

4.Засасывание воздуха в дыхательные пути


давления в легких 4. Выталкивание части воздуха наружу " width="640"

Механизм выдоха

1. Расслабляются дыхательные мышцы

3. давления в легких

4. Выталкивание части воздуха наружу


  • Пневмоторакс нарушение герметичности плевральной полости, дыхание не возможно
  • Эмфизема легких – нарушение эластичности альвеол у курильщиков

Регуляция дыхания

Нервная регуляция

  • 1. Непроизвольная

а ) через 4 сек. из дыхательного центра в продолговатом мозге идут импульсы к дыхательным мышцам и они сокращаются

б) воздействие на холодовые, болевые

рецепторы может приостановить дыхание

  • 2. Произвольная –

кора больших полушарий может приостановить или ускорить дыхание


Регуляция дыхания

  • 2. Гуморальная

Глубину и частоту дыхания

усиливает

замедляет

Недостаток

углекислого

углекислого

газа

газа

В результате усиления

вентиляции легких

дыхание приостанавливается,

т.к. концентрация СО 2 в

крови уменьшается


Частота дыхательных движений

  • Новорожденный – 40 дых/мин
  • Подросток – 18-20 дых/мин
  • Взрослый – 15=18 дых/мин
  • С возрастом количество дыхательных движения уменьшается

Домашнее задание

  • § 25, 26

Подумай!!!

  • Почему за городом у городского жителя может кружиться голова?
  • На какие дыхательные движения траться энергия?