«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» консультация по логопедии на тему. Алгоритм проведения логопедического обследования Структура логопедического обследования детей


определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.


1 этап.Ориентировочный этап;

3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

.

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

:

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

:

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

:

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка

От уровня развития речи );

От уровня психического развития ребенка;

).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.

Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

:

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

:

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Подгрупповые занятия;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

.

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный().

II этап. Дифференцировочный этап .

III этап. Основной.

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий)..

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на методическом объединении учителей – логопедов

От 18. 02. 2015года.

Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ д/с КВ 2 категории «Золотой ключик» сл. Большая МартыновкаВетрова Марина Владимировна

Тема: «Технология логопедического обследования

детей дошкольного возраста»

Цель логопедического обследования:
определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи:
1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;
2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения;
3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.
Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования.

1 этап. Ориентировочный.

2 этап. Диагностический.

3 этап. Аналитический.

4 этап. Прогностический.

5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:
1 этап.Ориентировочный этап;
2 этап.Дифференцировочный этап;
3 этап.Основной;
4 этап.Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает

Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный.

Задачи первого этапа:

Сбор анамнестических данных;

Выяснение запроса родителей;

Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов .

Виды деятельности:

Изучение медицинской и педагогической документации;

Изучение работ ребенка;

Беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации.

К медицинской документации относятся :

Медицинская карта ребёнка;

Выписки специалистов;

Заключения специалистов.

К педагогической документации относятся :

Педагогическая характеристика;

Логопедическая характеристика;

Психологическая характеристика.

Изучение работ ребёнка .

К данному виду документации относятся:

Рисунки;

Творческие поделки.

Беседа с родителями.

Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.

Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

II этап. Диагностический.

Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов:

Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;

Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;

Характер несформированности языковых средств.

Таким образом, нас как логопедов будут волновать не только те недочеты, которые имеются у ребенка в речи, но и каким образом языковые средства сформированы к моменту обследования.

Кроме этого, мы должны рассмотреть:

В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании);

Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.

Методы логопедического обследования :

* педагогический эксперимент;

* беседа с ребенком;

* наблюдение за ребенком;

* игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:

От возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал );

От уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоенно не заученребенком ).

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы , определяющие последовательность проведения обследования.

1.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

2.Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному . Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.

3.Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.

4.От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. Исходя из данного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение.

5. Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, сделать обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.

Направления обследования:

Состояние связной речи;

Состояние словарного запаса;

Состояние грамматического строя речи;

Состояние звукопроизношения;

Обследование слоговой структуры слова;

Состояние артикуляционного аппарата;

Обследование фонематического восприятия;

III этап. Аналитический.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы.

В речевой карте, как правило, представлены разделы :

Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования;

Анамнестические данные;

Данные о физическом и психическом здоровье ребенка;

Раздел, посвященный характеристике речи;

Логопедическое заключение.

IV этап.Прогностический.

На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.

Формы реализации индивидуальных маршрутов :

Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;

Групповые занятия по определенной коррекционной программе;

Подгрупповые занятия;

Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;

Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и ее организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования .

V этап. Информационный.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка.

Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка.

Требования к информированию родителей:

Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;

Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку;

Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы предлагают нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой .

I этап. Ориентировочный(на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком ).

II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта .

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы:

Звукопроизношения,

Строения артикуляционного аппарата,

Дыхательной функции,

Просодической стороны речи,

Фонематического восприятия,

Понимания слов,

Понимания предложений,

Понимания грамматических форм,

Лексического запаса,

Грамматического строя языка,

Навыков построения предложения,

Грамматических изменений слов в предложении,

Грамматического оформления на морфологическом уровне,

Связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания .

Используемые источники:

1.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. -- М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с.

2.Российская Е.Н., Гаранина Л.А.Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. - 104 с

3.http://logoportal.ru/logopedicheskie-tehnologii/.html

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Технология логопедического обследования детей дошкольного возраста» Подготовила учитель- логопед МБ ДОУ д/с КВ 2 категории «Золотой ключик» сл. Б. Мартыновка Ветрова Марина Владимировна

Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи: 1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; 2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения; 3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Грибова О. Е. выделяет 5 этапов логопедического обследования. 1 этап. Ориентировочный. 2 этап. Диагностический. 3 этап. Аналитический. 4 этап. Прогностический. 5 этап. Информирование родителей.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1 этап. Ориентировочный этап; 2 этап. Дифференцировочный этап; 3 этап. Основной; 4 этап. Заключительный (уточняющий этап).

Рассмотрим этапы логопедического обследовав которые предлагает Грибова О. Е.

I этап. Ориентировочный. Задачи первого этапа: сбор анамнестических данных; выяснение запроса родителей; выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Виды деятельности: - изучение медицинской и педагогической документации; - изучение работ ребенка; - беседа с родителями.

Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся: - медицинская карта ребёнка; - Выписки специалистов; Заключения специалистов. К педагогической документации относятся: - Педагогическая характеристика; - Логопедическая характеристика; - Психологическая характеристика

Изучение работ ребёнка. К данному виду документации относятся: - Рисунки; - Творческие поделки. Беседа с родителями. - Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребёнка. - Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом); - Рекомендации для родителей.

II этап. Диагностический. Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: - какие языковые средства сформированы к моменту обследования; - какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; - характер несформированности языковых средств.

Кроме этого, мы должны рассмотреть: - в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки (говорении, аудировании); - какие факторы влияют на проявления речевого дефекта Методы логопедического обследования: * педагогический эксперимент; * беседа с ребенком; * наблюдение за ребенком; * игра.

Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть: от возраста ребенка; от уровня развития речи; от уровня психического развития ребенка; от уровня обученности ребенка.

Принципы и подходы. 1 . Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. 2 . Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. 3 . Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. 4 . От продуктивных видов речевой деятельности - к рецептивным. 5 . Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц.

Основные направления обследования речи детей дошкольного возраста Обследование диагностической связной речи и коммуникативных навыков Особенности коммуникативного поведения Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств Обследование монологической связной речи Специфика построение текста Специфика использования языковых средств

Направление углубленного исследования при наличии показаний Обследование фонематического восприятия Грамматический строй Лексический запас Слоговая структура Звукопроизношение Двигательные функции и строение артикуляционного аппарата

III этап. Аналитический. Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчетным документом логопеда, независимо от его места работы. В речевой карте, как правило, представлены разделы: - Паспортная часть, в том числе и возраст ребёнка на момент обследования; - Анамнестические данные; - Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; - Раздел, посвященный характеристике речи; - Логопедическое заключение.

IV этап. Прогностический. На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы. Формы реализации индивидуальных маршрутов: Индивидуальные занятия по индивидуальному плану; Групповые занятия по определенной коррекционной программе; Подгрупповые занятия; Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ; Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.

V этап. Информационный. Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребёнка. Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребёнка. Требования к информированию родителей: - Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии; - Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку; - Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.

Рассмотрим этапы логопедического обследования предлагаемые нам Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой

I этап. Ориентировочный (на котором проводится опрос родителей, изучение специальной документации, беседа с ребенком). II этап. Дифференцировочный этап включающий обследование когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта

III этап. Основной. Обследование всех компонентов языковой системы: звукопроизношения, строения артикуляционного аппарата, дыхательной функции, голосовой функции, просодической стороны речи, фонематического восприятия, понимания слов, понимания предложений, понимания грамматических форм, лексического запаса, грамматического строя языка, навыков построения предложения, грамматических изменений слов в предложении, грамматического оформления на морфологическом уровне, связной речи.

IV этап. Заключительный (уточняющий). Включающий динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Спасибо за внимание!


Логопедическое обследование. Предмет, объект, цель, задачи обследования.

Цель – выявить уровень сформированости всех компонентов языковой системы, а так же неречевых процессов, тесно связанных с речевыми (ВПФ, моторные функции).

В процессе обследования решается ряд задач:

Организационные и методические.

I. Организационные –зависят от конкретных условий проведения обследования (индивидуальное обследование, обследование в условиях логопункта, логопедической группы и др.).

В любом случае необходимо решение методических задач.

II. Методические:

– подобрать методики обследования

– подготовить лексический материал к каждому разделу обследования:

/общее развитие ребенка/обследование интеллекта/обследование общей и тонкой моторики рук/обследование ВПФ(психолого-педагогическая диагностика/нейропсихологические методики)/ обследование произносительной стороны речи: обследование звукопроизношения, фонематических процессов, слоговой структуры слова (Агранович, Бабина, Сафонкина, А.К. Маркова и др.)/обследование просодической стороны речи, мелодико-интонационной и темпо- ритмической ее стороны, обследование словаря и лексической системности/обследование грамматического строя речи/обследование связной речи/.

К каждому разделу обследования в логопедическом кабинете имеются в систематизированном виде методические пособия с лексическим, дидактическим, наглядным материалом.

*в логопедическом кабинете обязательно должна быть программа коррекционного обучения(Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова), где прописаны программные требования к обследованию и коррекции речи; общеобразовательная программа; специальные пособия и игры.

Методы обследования

1. Изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации, анализ анамнестических данных.

Необходимо знать:

§ Неврологический статус ребенка (наличие или отсутствие признаков поражений ЦНС, наличие неврологических и психопатологических синдромов: церебрастенический синдром/гипертензионно-гидроцефальный синдром/ синдром двигательной активности. В наши дни часто в неврологическом статусе детей с ОНР просматривается СДА или СДВГА, алалический синдром.

§ Социальный статус семьи (полная/неполная семья)

§ Психологический статус (особенности ВПФ, заключение ставит психолог)

2. Метод наблюдения, беседы, опроса, анкетирование,

3. Метод логопедического обследования с применением различных методических приемов.

Специальные принципы обследования:

Ø Принцип развития - изучение истории возникновения данного дефекта;

Ø Принцип комплексного подхода – исследование речевых и неречевых процессов;

Ø Принцип системного подхода – в рамках этого подхода, речь рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных элементов (экспрессивная/импрессивная). Так при обследовании ребенка с моторной алалией мы обязательно включаем обследование импрессивной речи, при первичной моторной недостаточности страдает импрессивная речь и т. д;

Ø Возрастной принцип (при составлении карт обследования, подборе лексического материала, инструкций учитывается возраст ребенка;

Ø Онтогенетический принцип – при разработке содержания обследования, мы всегда опираемся на онтогенез, необходимо учитывать к какому возрасту формируются те или иные процессы;

–к 4- 5 годам формируются все звукопроизносительная система языка;

–в период от 3 до 4 лет может быть физиологическое косноязычие (смягчение звуков, замены, отсутствие р,л)

–к 4 годам формируются свистящие и шипящие, они могут недостаточно дифференцироваться в произношении.

– К 5 годам у ребенка формируется готовность к элементарным формам звукового анализа, выделение первого гласного и последнего согласного звука в слове.

Этапы обследования:

I. Ориентировочный этап – проводится предварительная беседа с мамой, изучается медицинская и психолого-педагогическая документация.

Цель: - установить возраст ребенка;

Установить социальный статус;

Неврологический и психологический статус;

Наличие отягощенности анамнеза различными вредоносными факторами.

II. Дифференцировочный этап – обследование интеллекта, слуха, с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха, интеллекта, а речевая патология вторична (так необходим о отграничить моторного алалика(безречевого ребенка) от у/о или РДА, сенсорного алалика необходимо отграничить от ребенка с нарушениями слуха

Существуют методы дифференциальной диагностики детей с первичной речевой патологией от других категорий детей на основе изучения не только речевой, но и неречевой симптоматики /методы ППД/

III. Обследование неречевых процессов, тесно связанных с речевыми. Это высшие психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие, деятельность (работоспособность)). Проводится с помощью методик психологического и нейропсихологического обследования следующих авторов: методики психолого-педагогической диагностики С.Д. Забрамная, Левченко И.Ю., Т.Н. Волковская, Усанова О.Н. и т.д.

Методики нейропсихологического обследования А.Р.Лурия, адаптированные для детей дошкольного возраста: Цветковой Л.С., А.В. Семенович, Семерницкой, Ахутиной, Семаго Н.Я., Семаго М.М., Фотековой Т.А.

Обследование моторных функций –А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, М.М. Кольцова, Озерецкий, Ботт и др.

Л.В.Лопатина подробно описала методику обследования моторных функций у детей со стертой дизартрии.

IV. Обследование языковых компонентов (является спец. разделом обследования) и обоснование логопедического заключения. Авторы методик: Г.А.Волкова, Г.В.Чиркина, Т.А.Фотекова (Тестовая методика обследования речи), Е.Ф.Архипова «Стертая дизартрия у детей» (описана вся технология обследования речи).

Цель- выявить уровень сформированности всех компонентов языковой системы. К каждому разделу обследования в современных методиках предлагается балльная система оценки, которая отражает качество выполнения заданий обследования.

Безрукова О.А. предлагает двухбалльную систему оценки(0-1 балл), баллы суммируются по разделам обследования, вычисляются проценты успешности выполнения задания, по отношению к максимально возможному.

Уровни успешности выполнения задания по Т.А. Фотековой:

80%-100% высокий

60%- 79%- выше среднего

50%-59% средний

30%-49% –ниже среднего

30% и менее – низкий и очень низкий.

В настоящее время отмечается усложнение структуры дефекта, поэтому логопедическое обследование необходимо дополнять психолого-педагогическим обследованием, это позволяет более глубоко изучить сам дефект, разработать адекватную систему коррекционного воздействия.

Так, например: ребенок с ОНР (3 уровень) со стертой дизартрией – имеют нарушения внимания, памяти, низкую работоспособность, утомляемость. Такому ребенку необходимо комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение и логопедическая работа.

V. Заключительный или уточняющий этап - этап динамического наблюдения за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

В конце речевой карты пишется логопедическое заключение и план индивидуальной работы, который отражает основные разделы коррекционного воздействия.

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска Челябинской области

Методика логопедического обследования детей


В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю-логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.

Схема логопедического обследование ребенка

1. Сбор анамнестических данных.
  • характер течения беременности
  • характер родовой деятельности
  • данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
  • речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики.
  • статика (поза Ромберга)
  • динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
3. Обследование мелкой моторики.
  • статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
  • динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
  • статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
  • динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции.
  • губы
  • зубы
  • нёбо
  • язык
  • нижняя челюсть
  • подъязычная связка
6. Обследование просодической стороны речи.
  • темп речи
  • ритмичность речи
  • плавность
  • высота и сила голоса
  • тембр
7. Обследование звукопроизношения.
  • работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
  • повторение слогов
  • выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
  • разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм-барс)
  • слова с разным содержанием слогов: 1 слог - пень, мак, дом; 2 слога - лампа, лупа, якорь; 3 слога - корзина, машина)
  • сложные слова: термометр, велосипедист, экскаватор, телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук - слог - слово - предложение).
  • определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
  • составить слово из слогов (за, ко - коза)
  • придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
  • придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
  • активный словарь
  • пассивный словарь
  • выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное):
существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос (ЧТО? - мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? - человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)?
прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить - громко, писать - аккуратно, учиться - добросовестно, кушать - медленно).
предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть - шестое, двадцать - двадцатое, один - первое).

12. Обследование грамматического строя речи.

  • обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
  • - соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
  • - образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар - шарик, стул - стульчик, пень - пенек, гвоздь - гвоздик
  • образование сложных слов
  • - объедини два слова в одно: везде ходит - вездеход, пар вози - паровоз
  • вставь пропущенные слова в текст
  • деформированное предложение
  • составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
  • знание букв
  • знание и чтение слогов
  • чтение слов
  • чтение предложений
14. Обследование письма.
  • слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова
- предложения
  • списывание с печатного текста, с письменного текста (перевод печатных букв в письменные)
  • самостоятельное письмо
  • анализ письменных работ.

Перечень методик логопедического обследования

I. Материал для исследования фонетической стороны речи.
  • предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
  • речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны речи.
  • картинки и речевой материал для определения способности дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
  • картинки с изображением действий людей и животных
  • картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи.
  • сюжетные картинки
  • серии сюжетных картинок (2-5) для разных возрастных групп
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
  • речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
  • предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной речи.
  • тексты для чтения разной сложности
  • слоговые таблицы
  • буквы
  • тексты диктантов и предложений
  • печатные и рукописные тексты для списывания
Литература:
  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «Союз», 2001. - 224 с.; ил.
  2. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи: Учеб.пособие Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург. 1995.
  3. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Звуковая сторона, грамматический строй., словарный запас, письменная и связная речь. - М.: АРКТИ, 1997. - 64 с., цв. таблицы.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 16 с., цветная вставка.

Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Логопедическое обследование – первый и очень важный этап в обучения ребенка, коррекции его речи.

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными откло- нениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи.

На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целе- сообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств кор- рекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необ- ходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эф- фективности педагогической деятельности.

Также выделяются задачи:

1) выявление объёма речевых навыков;

2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой сторо- ной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

К методам логопедического обследования относят педагогический эксперимент; беседу с ребенком; наблюдение за ребенком; игру.

В качестве дидактического материала могут быть исполь­зованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи,. сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вер­бальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.

Характер дидактического материала в каждом конкрет­ном случае будет зависеть:

■ от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ре­бенку);

От уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъяв­ляемый материал);

■ от уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый матери­ал должен быть достаточно освоен - но не заучен - ре­бенком).

Материал отбирается в соответствии с социальным опы­том ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непред­виденных технических трудностей (например, ребенок не мо­жет узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.).

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследо­вать несколько классов или категории языковых единиц (на­пример, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).

Процедура диагностического этапа начинается с установ­ления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ре­бенка и его личностно-типологических особенностей она мо­жет иметь несколько вариантов. Однако в любом случае зна­комство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками,. называет свое имя, а уже потом спрашивает. как зовут обследуемого. Это может звучать, например, так: «Здравствуй, меня,зoвym Ольга Евге ньевна. А тебя как зовут?

При этом степень развернутости и официальности зави­сит от возраста ребенка. Трехлетнему малышу можно пред­ставиться как «тетя Оля», а для тяжелого безречевого ребен­ка можно ограничиться просто именем Оля. Это не влияет на авторитет логопеда, но облегчает контакт с ребенком. Пос­ле знакомства предложите ребенку еще раз повторить ваше имя или имя и отчество, для того чтобы убедиться, что ребе­нок его запомнил и н случае необходимости сможет к вам обратиться.

Если у дошкольника выражен речевой негативизм, пред­ставьтесь сами, но не требуйте от ребенка назвать его имя. В случае, если будете настаивать, он откажется общаться с вами и обследование не состоится. Поэтому контакт с ребенком налаживается в процессе игры или предметно-практической деятельности в нейтральном для ребенка месте, например па полу или у полки (столика) с игрушками.

Иногда, при выраженном элективном мутизме (это психоневротическое состояние, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в отсутствие лого­педа. Логопед начинает обозначать свое присутствие посте­пенно. Входит в комнату, но не вмешивается в ход работы мамы и ребенка; стоит, отвернувшись; делая вид, что занят чем-то другим, проходит мимо. Время его присутствия и вни­мания к ребенку увеличивается, и, наконец, логопед включает­ся в общение с ребенком, организуя совместную деятельность. Показателем успешности вашего включения будет служить неснижающаяся активность ребенка.

У школьников, как правило, нет такого выраженного рече­вого негативизма. У них - другие проблемы. Эти проблемы связаны со стрессовой ситуацией обследования. Школьник относится к логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же приятно оказаться в такой ситуации?

Поэтому не рекомендуем начинать налаживать контакты со школьником с вопросов об успеваемости ребенка. Лучше с учащимся начать беседу с нейтральных тем, продемонстрировав ваше знание его сильных сторон и увлечении. А вопросы об успеваемости вы сможете задать попозже.

Особенно выражена тревожность, а иногда и агрессия у под­ростков. Поэтому установление контакта с этими детьми очень важно, хотя для этого требуется приложить некоторые усилия.

При обследовании подростков необходимо продемонстри­ровать, что вы относитесь к ним, как к самостоятельным взрос­лым людям, у которых есть некоторые проблемы. Позиция союзника в поиске проблем и путей их решения, пожалуй, одна из самых сильных в общении с этими детьми, поскольку союзник является одним из самых востребованных лиц в жизни этих детей. Поэтому беседу необходимо начать с выяс­нения того, как ребенку удобнее проходить обследование, в присутствии родителей или в их отсутствие, как лучше к нему обращаться, но «ты» или «вы», попросить сформулировать его проблему самостоятельно.

Но желательно логопедическое обследование проводить в при­сутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы родите­ли наглядно могли увидеть те проблемы, которые есть у ребен­ка, а затем логопед мог проиллюстрировать свое заключение и рекомендации примерами из обследова­ния.

Как правило, родителей просят располагаться но некото­ром расстоянии так, чтобы ребенок «чувствовал» их присут­ствие, но не видел их постоянно. Это необходимо по следую­щим соображениям. Во-первых, присутствие матери или отца воодушевляет ребенка, делает его спокойнее и увереннее. Иногда он даже оборачивается, чтобы видеть реакцию родите­лей. Вo-вторых, ребенок не видит изменений выражений лица родителей постоянно, особенно в моменты, когда ребенок, по их мнению, совершает ошибку или не может ответить па элемен­тарный вопрос. В подобных ситуациях родители часто начи­нают вмешиваться в процесс обследования, подсказывая отве­ты на вопросы или комментируя действия ребенка, сообщая все, что они думают по этому поводу. Логопед должен мягко, но решительно пресекать эти вмешательства, уверяя родите­лей, что все свои дополнительные мысли они смогут сообщить ему позже, наедине, что он как специалист понимает, как тя­жело ребенку продемонстрировать все свои знания, что обсле­дование имеет свои процедурные особенности, которые нельзя нарушать. В крайнем случае, можно сказать родителям, что если они не прекратят вмешиваться в процесс обследования, то им придется покинуть кабинет.

Для маленьких или очень боязливых и стеснительных детей делается исключение. Допускается, что ребенок в нача­ле обследования может находиться на коленях матери или отца, но постепенно, по мере установления контакта, логопед перемещает ребенка поближе к себе, как бы отрывая и удаляя его от родителей.

Устанавливая и установив контакт с ребенком, логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного по­ведения, присущего обследуемому ребенку, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала.

Необходимо специально отметить, что материал для обследования отбирается индивидуально, но в рамках некото­рых нормативов, характеризующих определенный возраст­ной период в жизни ребенка и его социальное окружение (го­родской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения - изоляторы, представите­ли других национальностей и др.). В настоящее время эти нормативы не определены ни количественно, ни качественно и определяются скорее интуитивно, исходя из опыта анало­гичной работы. Это, безусловно, затрудняет процесс анализа полученных результатов. Тем не менее знание законов развития речи в онтогенезе поможет логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работы по обследованию детей.

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако су­ществуют общие принципы и подходы, определяющие после­довательность проведения обследования.

Принцип индивидуального и дифференцированного под­хода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет про­блемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рас­сматриваются пристальнее, подвергаются количественно­му и качественному анализу.

Внутри каждого вида тестирования предъявление мате­риала дается от сложного к простому. Это позволяет ре­бенку закончить каждую пробу успешно, что создает до­полнительную мотивацию и положительный эмоциональ­ный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большин­стве случаев <упираться> в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъяв­ляемому материалу и ухудшение демонстрируемых дос­тижений.

От продуктивных видов речевой деятельности - к ре­цептивным . Исходя из данного принципа, в первую оче­редь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии гово­рится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность - сочинения). Письмен­ная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в про­дуктивных высказываниях или жалоб со стороны родите­лей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.

Логично сначала исследовать объем и характер употреб­ления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей их использования переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей.

При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:

Онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);

Этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);

Деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности):

Взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.






I.Ориентировочный этап Задачи первого этапа: Виды деятельности: Сбор анамнестических данных; Выяснение запроса родителей; Выявление предварительных данных об индивидуально- типологических особенностях ребенка; Изучение работ ребенка; Беседа с родителями. Изучение медицинской и педагогической документации;


Изучение медицинской и педагогической документации К медицинской документации относятся: К педагогической документации относятся: Медицинская карта ребенка; Заключения специалистов. Выписки специалистов; Характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним; Школьный дневник






II.Диагностический этап. При взаимодействии логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов: Какие языковые средства сформированы к моменту обследования; Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования; Характер несформированности языковых средств.








Общие принципы и подходы определяющие последовательность проведения обследования. 1. Принцип индивидуального и индивидуального подхода. 2. От общего к частному. 3. От сложного к простому. 4. От продуктивных видов речевой деятельности- к рецептивным. 5. От экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.




В речевой карте, как правило, представлены следующие разделы: Паспортная часть; Анамнестические данные; Данные о физическом и психическом здоровье ребенка; Раздел, посвященный общей характеристике речи; Специальное место для записи логопедического заключения.


IV. Прогностический этап Индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения. Групповые занятия в сочетании с индивидуальными занятиями. Занятия в условиях интеграции в сочетании с индивидуальными занятиями по индивидуальной программе. Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов.