Жилища и повседневный быт древнего рима. Жизнь в древнем риме Жизнь человека в древнем риме

При императоре Траяне (нач. 2-го в.) население Римской империи по сравнению со тогдашним населением Земли было относительно больше, чем сегодняшнее суммарное население Китая, России и США и, соответственно, остального человечества.

Для подведения глаз римлянке использовали чернильную жидкость каракатиц, сурьму, сажу выгоревшей финиковой пальмы или даже специальную пасту, основным ингредиентом которой были жареные муравьи. Для подкрашивания губ годились красный свинец и красный сульфид ртути. О том, что это высокотоксичные вещества, никто тогда не знал. Богатые дамы раскрашивали красным пятки и ладони, на соски наносилась золотая пыль. Для чистки зубов по утрам испльзовались паста на основе бикарбоната натрия или моча.

Лежа ели только по особым случаям: на банкетах и по праздникам. В обычные дни ели, как мы, сидя за столом.

Продавать и покупать – не женское дело. Подбно рынкам во многих исламских странах, вы не увидели бы торгующуюся с лавочником женщину. За нее это делает муж, слуга или раб.

Поговорка «Деньги не пахнут» (pecunia non olet) действительно связана с императорм Веспасианом, но он ввел не плату за места общего пользования, а налог на прачечные, которые брали для стирки мочу из общественных туалетов.

За особо тяжкие и циничные преступления приговаривали к съедению львом на арене в присутствии десятков тысяч зрителей. Подвешивая осужденного особым образом, могли продлить ему жизнь, пока лев объедал его снизу. Или инсценировали миф о Прометее, используя вместо орла медведя-людоеда. Смертью несчастной закончилась постановка при Нероне мифа о Пасифае, совокупляющейся с быком.

Ипподром Circus Maximus в Риме вмещал почти 400 тыс зрителей, театр Помпея – 25 тыс.

Главное назначение круглого отверстия в куполе Пантеона состояло не в том, чтобы на небесах обоняли воскуриваемый в храме фимиам, а просто-напросто в сборе дождевой воды. Так строили и обычные жилые дома.

Рим был пестрым, многоцветным. Наши белые стены казались бы чем-то вроде пустого холста в раме, о наших памятниках римлянин спрашивал бы, почему их не покрасили.

Римляне ходили в баню ежедневно, но меняли тунику и набедренную повязку (subligar, вид нижнего белья) значительно реже, примерно раз в неделю.

Женщины не носили тогу, за исключением осужденных за супружескую измену или проституток. Обычной женской одеждой была длинная, почти до пят шаль, которой покрывали и голову. Кроме дамской версии нижнего белья, женщины надевали подобие бюстгальтера – strophium, или mamillare. Бикини – древнеримское изобретение.

Спрос на шелк из Китая приводил к тому, что огромные деньги оседали в руках злейших врагов Рима – персов. Императоры пытались этому воспрепятствовать, но безуспешно. Тутовый шелкопряд и вся технология были импотрированы в Константинополь только при импеарторе Юстиниане (6 в.), после падения Западной Римской цивилизации.

Для подведения глаз римлянки использовали чернильную жидкость каракатиц, сурьму, сажу выгоревшей финиковой пальмы или даже специальную пасту, основным ингредиентом которой были жареные муравьи. Для подкрашивания губ годились красный свинец и красный сульфид ртути. О том, что это высокотоксичные вещества, никто тогда не знал. Богатые дамы раскрашивали красным пятки и ладони, на соски наносилась золотая пыль. Для чистки зубов по утрам использовались паста на основе бикарбоната натрия или моча.

В ходу были наручные солнечные часы – solaria. Они имели вогнутую поверхность и напоминали сегодняшние подставеки для яиц. Луч света проходил сквозь крошечное отверстие, и по светящейся точке на своеобразном циферблате можно было считывать время. Часы рассчитаны были на географическую долготу Рима, брать их с собой в дальнюю поездку не имело смысла.

Одежду, скатерти и простыни стирали в водном растворе соды, особой глины и человеческой мочи. Для сбора последней в городах устнавливались специальные амфоры, куда мог облегчиться любой прохожий и куда сливалась моча из окрестных жилищ.

При Септимиусе Севере (2 в.) в столице было 46602 многоэтажных жилых дома и 1797 частных построек (domus).

Образцы надписей на внутренних стенах многоквартирных домов:

Многих женщин обманул Реститутус

Маркус любит Домицию

Гречанка Эвтихида, с хорошими манерами, отдастся за два аса

Копилки из терракоты были точь-в-точь как сегодняшние.

Вилок не было, их изобретут через много веков во Флоренции. (Надо уточнить: вилки были, но не как часть столового прибора, они использовались в кулинарии и при сервировке; очевидно, первые столовые вилки в Европе появились не позднее 4 в Восточной Римской империию – buzhor). Ели ложками, ножами, а в основном руками.

Повсюду были изображения эрегированного фаллоса: в нишах на улицах, у входов в лавки, инкрустированные в тротуар. Считалось, что увидеть или потрогать такое изображение принесет удачу.

Обычная продолжительность рабочего дня – 6 часов с утра до обеда. Исключение составляли, например, торговцы и брадобреи, к ним клиенты приходили и после обеда.

Еженедельных регулярных выходных не было. Не работали в праздничнве дни (около 30 днй в году).

Птицы, летящие на восток – хороший знак, летящие на запад – плохой.

В государстве поддерживалась свобода вероисповедания. Христиан преследовали за отказ признавать божественную сущность императора. Их никогда не убивали на арене Колизея. Наиболее кровожадные казни были при Нероне, когда Колизея еще не было. Местом проведения был личный ипподром Нерона рядом с нынешним Ватиканом.

Древние римляне не знали стремен, последние появились только в Средние века.

Азартные игры, как и денежные пари, были запрещены, уличенные в этом должны были внести в казну в 4 раза больше, чем находилось на кону; тем не менее все играли и бились об заклад. Чаще всего играли в кости и duodecim scripta – нарды. Император Август как-то проиграл в один день 200 тыс сестерциев.

Точных данных о количестве грамотных нет, можно предположить, что значительное большинство свободных граждан умели читать, писать и считать. Только самые бедные не могли платить за обучение своих детей. Для сравнения: в 1875 г. 66% итальянцев не умели читать и писать.

Левой руки хватало, чтобы показать числа от 1 до 100. Для круглых сотен и тысяч использовалась правая рука. Обозначению сотен тысяч служили другие части тела. Два пальца обеих рук, соединенные над головой – 1 миллион. Статуя Януса, по свидетельству Плиния, простирала обе руки, которые показывали число дней в году – 365. Бенедектинский монах Беда в 8 в. срисовал этот «ручной счет» со старинной рукописи и сохранил его для нас.

Сегодняшний холм Тестаччо в Риме на самом деле представлял собой кучу мусора почти 40 метров в высоту. Мусор образован исключительно разбитыми амфорами – более 40 мл осколков.

Не менее 60% населения столицы не были местными уроженцами.

Список наиболее острых проблем столицы (согл. проф. Стаччоли):

пробки на дорогах;
шум и хаос на улицах;
грязь и мусор;
нехватка жилплощади и запредельные цены на нее;
некачетвенное строительство, гибель людей при падении домов;
бесконтрольная иммиграция;
криминогенная обстановка после наступления темноты.

В империи не было расизма. Население имело разные права в зависимости от социального статуса: граждане Рима; иностранцы; рабы.

Рабами становились военнопленные, осужденные преступники, подкидыши. Рабов покупали также у работорговцев из Восточной Европы, Азии или Африки. Несостоятельные кредиторы могли попасть в рабство, но закон отличал их от других рабов. Впавший в нищету свободный гражданин мог продать себя в рабство по собственной воле. Хозяин мог безнаказанно пытать раба, наносить ему увечья и даже убить.

Наибольший ущерб памятникам античной архитектуры в Риме причинил папа Юлия II (16 в). Во исполнение своего плана реконструкции города он приказал использовать древние форумы в качестве источника строительного материала. По свидетельству современников, многие здания находились в прекрасном состоянии, но месяца хватило, чтобы их демонтировать и уничтожить. Протесты Микеланджело и Рафаэля не возымели действия.

Завоевав Дакию и захватив там огромное количество золота и серебра, император Траян (2 в.) ликвидировал налоговые задолженности римлян. Все таблички и свитки с написанными на них долговыми обязательствами торжественно сожгли на центральной площади.

На арену для схватки с гладиатором выгоняли леопарда, которого предварительно до смертельного исхода натаскивали на безоружных рабах.

Детей рожали в положении сидя.

В 1 в. эквивалент 6 кг пшеницы стоил 3 сестерция. В конце 3 в. – 240 сестерциев.

Мало кто умел плавать, плавание не было спортом или развлечением.

Вход в бани был бесплатным для солдат, детей и рабов.

Победу Траяна над даками отметили на арене Колизея играми, которые длились 120 дней подряд. Были убиты 11 тыс животных и 10 тыс гладиаторов. 4 с половиной века существования Колизея до запрета на игры при христианах сделали его местом наибольшей концентрации смертности за всю историю человечества. По осторожным оценкам на этой арене убили около 1 млн человек. Сопоставимую цифру дает Освенцим, занимавший, однако, значительно большую территорию.

Гладиаторы получали увольнительные, им разрешалось жениться и заводить детей. Приз за победу мог составить немалую сумму, и ее дозволялось тратить по своему усмотрению. Трудно сказать, сколько оставалось в живых, но это были не единичные случаи. Некто Максимус в 1 в. был отпущен на волю после 40 побед кряду. По традиции ему вместо боевого меча (gladius) был вручен деревянный (rudus) – символ свободной мирной жизни.

Вопреки расхожему мифу, фраза Ave Caesare, morituri te salutant была произнесена один-единственный раз при императоре Клавдии (1 в), и Колизея тогда еще не было.

Игры проходили под аккомпанемент оркестров.

Чаще всего судьбу поверженного трибуны решали не положением большого пальца, а криками mitte («освободи его») или iugula («перережь ему горло»).

Бои со смертным исходом случались не так часто, как принято считать, ввиду огромной стоимости каждой боевой единицы, с учетом времени на ее подготовку. Кроме того, гладиатор «должен был» какое-то время жить, чтобы поддерживать своеобразный тотализатор на трибунах.

В цене была кровь гладиаторов. Римляне верили, что она помогает при эпилепсии и половом бессилии. Смертельно раненого гладиатора быстро уволакивали, умерщвляли в особом помещении с закругленными углами (чтобы легче было мыть пол и стены), спускали и затем продавали его кровь.

Среднестатистический богатый и знатный римлянин – это хорошо тренированный, отнюдь не полный, темноволосый мужчина с голубыми глазами.

Без помидор и моццареллы(первые привезли намного позднее из Америки; вторая стала возможна только с появлением азиатских буйволиц, скорее всего, уже при лангобардах) не могло быть и пиццы. Не было спагетти и другой пасты.

Отрыжка во время еды считалась хорошим тоном, портить воздух не возбранялось.

Жена хранила верность мужу, мужу дозволялось иметь связи на стороне. Общественная мораль, однако, требовала, чтобы эти связи были с особами низшими по статусу, т.е. рабынями или рабами мужского пола. С изменением экономического положения женщины (она наследовала состояние отца и в случае развода сохраняла права на это наследство), к неверности жен стали относиться терпимее. С 1 в. до н.э. для развода достаточно было волеизъявления любого из супругов.

Билл Клинтон в ситуации с Моникой Левински, живи они в Древнем Риме, не вызвал бы ни у кого возмущения. Во-первых, имела место интимная связь с низшим по статусу, что не слишком осуждалось; во-вторых, в оральном сексе неприглядно выглядела только сторона, чья ротовая полость «осквернялась». Был моральный запрет на оральный секс мужчины с мужчиной, независимо от того, как распределялись активная и пассивная роли, и cunninlingus. Возраст не имел значения.

Свободный гражданин, уличенный в пассивной роли в анальном сексе с другим мужчиной, осуждался в любом случае. Он ущемлялся в правах, как гладиатор, проститутка или актер: не мог голосовать и выступать в свою защиту в суде.

Порнография в сегодняшнем смысле не существовала. Эротические сцены воспроизводились на стенах обычных домов и на посуде; секс не был запретной темой при детях.

Из книги Альберто Анджела

Героические мужчины в золотых доспехах и на колесницах, очаровательные дамы в туниках и императоры-демократы, вкушали виноград в креслах для отдыха.

Но реальность в Древнем Риме, как свидетельствуют историки, была не такой радужной и гламурной. Санитария и медицина находились на зачаточном уровне, а это не могло не отражаться на быте римских граждан.

Полоскание рта

В Древнем Риме малая нужда было настолько развитым бизнесом, что правительство ввело специальные налоги на продажу мочи. Были люди, которые зарабатывали на жизнь только сбором мочи. Некоторые собирали ее в общественных писсуарах, а другие ходили по домам с большим чаном и просили людей заполнить его. Способы использования собранной мочи сегодня даже трудно представить себе. Например, ей чистили одежду.

Рабочие заполняли чан одеждой, после чего заливали ее мочой. После этого один человек залезал в чан и топтался по одежде, чтобы отстирать ее. Но это ничто по сравнению с тем, как римляне чистили зубы . В некоторых районах люди использовали мочу в качестве жидкости для полоскания рта. Утверждалось, что это делает зубы блестящими и белыми.

Общая губка

На самом деле, римляне при походе в туалет брали с собой специальные гребни, предназначенные для вычесывания вшей. А самое худшее случалось после того, как люди справляли большую нужду. В каждом общественном туалете, который обычно одновременно посещали десятки других людей, была только одна губка на палке , которую использовали для подтирания. При этом губку никогда не чистили и использовали все посетители.

Кровь гладиаторов

В римской медицине было немало чудачеств. Несколько римских авторов писали о том, что после гладиаторских боев зачастую собирали кровь мертвых гладиаторов и продавали ее как лекарство. Римляне считали, что гладиаторская кровь могла вылечить эпилепсию и пили ее как лекарство.

И это был еще относительно цивилизованный пример. В других случаях и вовсе вырезали печень мертвых гладиаторов и ели ее в сыром виде. Как ни странно, некоторые римские врачи фактически сообщают, что это лечение работало. Они утверждают, что видели людей, которые пили человеческую кровь и излечивались от эпилептических припадков.

Косметика из мертвой плоти

В то время, как побежденные гладиаторы становились лекарством для эпилептиков, победители становились . В римские времена мыло было довольно редким явлением, поэтому спортсмены чистили себя, покрывая тела маслом и соскабливая отмершие клетки кожи, а также пот и грязь с помощью инструмента, называемого стригиль.

Как правило, эту всю грязь просто выбрасывали, но только не в случае с гладиаторами. Их соскобы грязи и отмершей кожи расфасовывали в бутылки и продавали женщинам в качестве афродизиака. Также часто эту смесь добавляли в крем для лица, которым пользовались женщины в надежде, что станут неотразимыми для мужчин.

Эротическое искусство

Извержение вулкана, которое похоронило Помпеи, оставило этот город прекрасно сохранившимся для археологов. Когда ученые впервые начали проводить раскопки в Помпеях, они нашли вещи, которые были настолько непристойными, что их скрыли от общественности на долгие годы.

Город был полон эротического искусства в самых сумасшедших формах.
К примеру, можно было увидеть статую Пана, который совокупляется с козлом. Кроме того, в городе было полным-полно проституток, что нашло отражение на… тротуарах. И сегодня можно посетить развалины Помпей и увидеть то, что римляне видели каждый день - пенисы, высеченные в дорогах, которые указывали путь к ближайшему борделю.

Пенисы «на удачу»

Тема пенисов была довольно популярна в Риме, в отличие от современного общества. Их изображения можно было встретить буквально везде, их даже часто носили на шее. В Риме считалось модным среди юношей носить медные пенисы на ожерелье. Считалось, что они не только модные и стильные, но и могли «предотвратить вред», который могли нанести людям, которые носили их.

Также пенисы «на удачу» рисовали в опасных местах, чтобы обезопасить путешественников. К примеру, на ветхих и шатких мостах в Риме почти везде были нарисованы изображения пенисов.

Обнажение ягодиц

Рим уникален в том, что в нем первый раз в истории было зафиксировано письменное свидетельство обнажения ягодиц . Еврейский священник Иосиф Флавий впервые описал демонстрацию ягодиц во время бунта в Иерусалиме. Во время Песаха римских солдат направили к стенам Иерусалима, чтобы они наблюдали, не случится ли восстания.

Один из этих солдат, по словам Иосифа Флавия, «повернулся задом к стене города, приспустил штаны, нагнулся и испустил бесстыдный звук». Евреи были в ярости. Они потребовали, чтобы солдата наказали, а затем начали бросать камни в римских солдат. Вскоре в Иерусалиме вспыхнули беспорядки, а жест так и сохранился на тысячи лет.

Искусственная рвота

Римляне вывели понятие избытка во всем на новый уровень. По словам Сенеки, римляне на банкетах ели до тех пор, пока в них просто «не лезло больше», а потом искусственно вызывали рвоту , чтобы продолжать есть. Некоторые люди тошнили в миски, которые они держали возле стола, но другие не «заморачивались» и рвали прямо на пол рядом со столом, после чего продолжали есть.

Напиток из козьего навоза

У римлян не было бинтов, но они нашли оригинальный способ останавливать кровотечение из ран. По словам Плиния Старшего, люди в Риме замазывали свои ссадины и раны козьим навозом. Плиний писал, что лучший козий помет собирали в течение весны и сушили, но в чрезвычайных ситуациях подходил и свежий козий помет. Но это далеко не самый отвратительный способ, которым римляне использовали этот «продукт».

Колесничие пили его в качестве источника энергии. Они или разводили вареный козий помет в уксусе или размешивали его в своих напитках. Причем, это делали не только бедные люди. По словам Плиния, самым большим фанатиком питья козьего помета был император Нерон.

Подписывайтесь на Квибл в Viber и Telegram , чтобы быть в курсе самых интересных событий.

По легенде, Ромул, один из основателей Рима, жил в соломенной хижине на холме Палатин. Раскопки подтвердили, что римляне действительно когда-то жили в хижинах из тростника, обмазанных глиной. Они выращивали пшеницу и бобы, разводили скот, ткали одежду из шерсти и льна.

В VI в. до н.э. появляются каменные дома, в основном из туфа.

На рубеже старой и новой эры основатель Римской империи Октавиан Август повелел создать в Риме новую площадь - Форум. На Форуме Черным камнем отмечено место, где, по преданию, похоронен Ромул.

Главной святыней Древнего Рима считается храм Юпитера на Капитолийском холме, освещенный в VI в. до н.э. В IV в. до н. э. римляне построили храмы, мощенные камнем дороги из Рима в капую, мосты, водопроводы, склады, каменную сточную трубу (ее называли Большая клоака) и цирки - круглые арены для зрелищ. Дворцы в Риме появились в III в. до н. э., когда Рим начал покорять и грабить богатые государства Средиземноморья, а улицы Рима впервые вымостили камнем только в 174г. до н.э. Любимым развлечением римлян были кулачные бои и представления канатоходцев, а позже - бои гладиаторов. Первый каменный театр в Риме появился только в середине I в. до н.э. на Марсовом поле.

Улицы Рима всегда были полны народу. По городу ходили пешком, а знатных людей носили на носилках. Ночью в Риме было темно, и прохожие освещали путь факелами или свечами.

В конце III в. до н. э. появились многоквартирные дома в несколько этажей - инсулы. В квартирах было несколько комнат и кухня. Бедняки нередко сообща снимали одну квартиру. Водопровода в инсулах не было, и римляне брали воду из фонтанов. В начале IV в. н.э. в Риме было 800 фонтанов и более 100 общественных бань.

Основатель Римской империи Октавиан Август построил много общественных зданий. Весь город он разделил на районы и кварталы и назначил людей, ответственных за них.

В I в. н.э. не только Рим, но и по всей Италии богатые люди стали строить себе роскошные дома. Из императорских дворцов самым знаменитым был Золотой дом Нерона. Римский историк Светоний оставил его описание: «… внутри находился пруд, подобный морю, окруженный строениями, подобными городам, а затем поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и виноградниками…В остальных покоях все было покрыто золотом, украшено драгоценными камнями и перламутровыми раковинами; в обеденных залах потолки были… с поворотными плитами, рассеивать ароматы; главный зал был круглый и днем и ночью вращался вслед небосводу; в купальнях текли соленые и серные воды». Северное крыло Золотого дома сохранилось, и теперь там музей.

В 64г. н.э. в Риме был грандиозный пожар. Из 14 районов уцелели только 4. Город был подожжен по приказанию известного своею жестокостью императора Нерона. Даже сенаторы ловили у себя дома слуг Нерона с факелами, но не осмеливались их трогать. Нерон сидел на Меценатовой башне и наслаждался, по его словам, великолепным пламенем.

После пожара Нерон дал свой план восстановления города: точно отмеренные кварталы и широкие улицы между ними, дома одинаковой высоты из туфа. Свалки мусора вблизи Тибра, чтобы уходящие суда забирали его.

Но в 68г. Нерона свергли с престола, и он покончил с собой. А в 69г. на Тибре было такое сильное наводнение, что многие жилые многоэтажные дома рухнули. Новый император Веспасиан Флавий, человек простой и очень энергичный, взялся за восстановление Рима.

Среди огромной массы римского населения, которую можно назвать третьим сословием, преобладающее большинство, без всякого сомнения, принадлежало пролетариату, вся жизнь которого концентрировалась вокруг «хлеба и зрелищ». Число пролетариата постоянно возрастало, вследствие прилива из провинций, который был вызван льготами этого положения. Но публично раздаваемого хлеба едва хватало для большинства мужского свободного населения, бедность и нужда царили поэтому в этом большом городе, в котором все отличилось чрезвычайной дороговизной.

«Для бедных, — говорит Мартиал, — презрение жизни в духе стоиков не являлось особенной заслугой. Их темные комнатки, к которым, были так низки, что нельзя было войти в них, не согнувшись. Их очаг был часто холоден, вся обстановка их состояла из кувшина с отломанной ручкой, матраса, клопа, кучки соломы и пустой кровати; их единственной защитой от холода была короткая тога, служившая им и днем и ночью; их пищей было кислое, как уксус, вино и черный хлеб».

Кроме хлеба, пищей низших классов были овощи, главным образом, бобы и репа (составлявшие «обед ремесленников»), чечевица, лук, чеснок, горох и дешевая рыба; сваренная с луком баранья или копченая свиная голова считалась роскошным обедом. Первого июля (последний срок для перемены квартиры) часто можно было видеть, как бедные семьи, которых домохозяин выгнал, отобрав у них лучшие вещи, за то, что они два года не платили за квартиру, с остатком своего имущества переходили через улицу, как это описывается у того же поэта, который называет это зрелище «позором 1-го июля». Поэт спрашивает, зачем эти люди ищут себе квартиру, когда они даром могут прожить «на мосту». Мосты, ступени, пороги зданий и склоны холмов служили (как и теперь в Риме) постоянным местопребыванием нищих. Находясь там и на других оживленных местах, главным образом, на форумах, они старались вызвать в прохожих сострадание своим несчастным видом, своими лохмотьями и наготой, своими недугами и убожеством (например, слепые, ведомые собакой); хриплым голосом и нараспев повторяли они один за другим свою несмолкаемую просьбу о подаче милостыни. В ненастные декабрьские ночи их убежищем служил, может быть, открытый подвал, их единственным спутником была собака, их пищей «собачий хлеб» (хлеб из отрубей), все имущество их состояло из посоха, одеяла или циновки и сумы, а избавлением их была смерть в пустынном углу.

Но, несмотря на все это, и среди низших классов встречались порою достаток и богатство, вызванные отчасти неожиданной переменой судьбы, которая чаще всего была благосклонна к рабам. Плиний рассказывает о Клесиппе, горбатом и вообще некрасивом рабе, изучавшем валяльное ремесло, который во время одного аукциона был куплен некоей Геганией в придачу к коринфскому канделябру. Он стал любовником своей госпожи и ее наследником. Став богатым человеком, он чтил вместо богов канделябр, благодаря которому он возвысился и разбогател. Подобные случаи бывали, по всей вероятности, довольно часты в императорскую эпоху.

Богатство Филосторга, бывшего любимца (Лициния) Суры (могущественного друга Траяна), приводило в негодование одного друга философа Эпиктета, который, однако, ответил ему, что он не имеет никакого права жаловаться на судьбу, так как сам не пожелал бы купить себе самое блестящее положение тою ценой, какою купил себе его Филосторг. Ювеналу пришлось дожить до того, что цирюльник, под бритвой которого шумела когда-то его борода, купил себе много вилл, и состоянием своим мог бы потягаться со всею аристократией. Мартиалу пришлось видеть, как один вольноотпущенник-сапожник, привыкший разрывать старые шкуры зубами, стал вести роскошный образ жизни в Пренестинском поместье своего бывшего господина.

Люди, которые некогда в качестве трубачей, во время борьбы гладиаторов, перебирались из города в город, с течением времени становились настолько богатыми, что сами устраивали гладиаторские игры; один бывший сапожник при Домитиане устроил подобные состязания в Болонье, а бывший валяльщик — в Модене, где это ремесло, находящееся в связи с производством шерсти, по всей вероятности, в это время процветало. Хотя подобные случаи счастья и были довольно редки, но совершенно обыденным делом было, что мелочные торговцы, торговавшие грязным товаром, и устроители аукционов зарабатывали больше, чем адвокаты. Ежегодный доход в 24 000 сестерциев давал одному лицу полную возможность вести в Риме скромный образ жизни. Невол у Ювенала желает себе только 20 000 сестерциев, а кроме того, еще немного серебряной посуды, которая может быть не особенно искусной работы, но не должна быть слишком мелкой и простой, двух сильных рабов из Мэзии, которые смогут очистить ему место в цирке, и двух опытных ремесленников, которые своей работой будут приносить ему доход. Этого ему будет достаточно, если он уж должен оставаться бедняком.


Семьи времён Древнего Рима вполне можно сравнить с современными семьями, хотя отличия есть радикальные. Так, в 21-ом веке просто дико выглядят строгие социальные классовые правила и узаконенные нарушения прав. Но при этом дети в древности любили поиграть не меньше, чем современные, а в домах многие держали домашних питомцев.

1. Брак был просто соглашением


Девушки вступали в брак в раннем подростковом возрасте, а мужчины женились в 20-30 лет. Римские браки заключались быстро и легко, и в большинстве из них даже не пахло романтикой, это было сугубо соглашение. Заключалось же оно между семьями будущих супругов, которые могли увидеть друг друга, только если богатство предлагаемого супруга и его социальный статус были приемлемыми. Если семьи соглашались, то происходило формальное обручение, в ходе которого подписывали письменное соглашение и пара целовалась. В отличие от современных времен, свадьба не скреплялась в законном учреждении (брак не имел юридической силы), но просто показывала намерение супругов жить вместе.

Римский гражданин не мог жениться на своей любимой гетере, двоюродной сестре или не римлянке. Развод также осуществлялся просто: пара объявила о своем намерении развестись перед семью свидетелями. Если развод случался по обвинению, что жена изменяла, то она никогда больше не могла снова выйти замуж. Если в подобном был признан виновным муж, то ему такой приговор не грозил.

2. Пир или голод


Социальное положение определялось по тому, как семья питалась. Более низкие классы в основном употребляли простую пищу изо дня в день, в то время как богатые часто устраивали пиры и праздники, чтобы продемонстрировать свой статус. В то время как в рацион низших классов в основном входили оливки, сыр и вино, высший класс питался более разнообразными мясными блюдами, да и просто свежими продуктами. Очень бедные граждане иногда питались только кашей. Обычно все блюда готовили женщины или домашние рабы. Вилок тогда не было, в ели руками, ложками и ножами.

Вечеринки римской знати вошли в историю, благодаря декадентству и обильным лакомствам, которые на них были приняты. В течение часов гости возлежали на обеденных диванах, в то время как рабы подбирали объедки вокруг них. Что интересно, все классы смаковали соус под названием гарум. Он делался из крови и внутренностей рыбы путём ферментации в течение нескольких месяцев. Соус обладал настолько мощным зловонием, что его было запрещено употреблять в черте города.

3. Инсула и домус


То, какими были соседи у римлян, зависело только от социального статуса. Большинство римского населения жило в семиэтажных зданиях, которые назывались инсулы. Эти дома были очень уязвимы для пожаров, землетрясений и даже наводнений. Верхние этажи были зарезервированы для бедных, которые должны были платить арендную плату ежедневно или еженедельно. Эти семьи жили под постоянной угрозой выселения в тесных комнатах без естественного освещения или ванной комнаты.

Первые два этажа в инсулах были зарезервированы для людей с более лучшим доходом. Они платили арендную плату раз в год и жили в более просторных комнатах с окнами. Богатые римляне жили в загородных домах или владели так называемыми домусами в городах. Домус был большим, уютным домом, в котором без труда помещались лавка владельца, библиотека, комнаты, кухня, бассейн и сад.

4. Интимная жизнь


В римских спальнях царило полное неравноправие. В то время как женщины должны были рожать сыновей, хранить целомудрие и оставаться верными своим мужьям, а женатым мужчинам было позволено изменять. Вполне нормальным было иметь внебрачные половые отношения с партнерами обоих полов, но это должно было происходить с рабами, гетерами, или наложницами/любовницами.

Жены не могли ничего сделать с этим, поскольку подобное было социально приемлемым и даже ожидалось от мужчины. Хотя, несомненно, были супружеские пары, которые использовали страсть как выражение привязанности друг к другу, но в подавляющем большинстве случаев считалось, что женщины связывали себя узами брака, чтобы иметь детей, а не пользоваться большим разнообразием половой жизни.

Отцы имели полную власть над жизнью новорожденных, даже не спрашивая мнение матери. После рождения ребенка клали у ног отца. Если он поднимал дитя, то оно оставалось дома. В противном случае, ребенка выносили на улицу, где его или подбирали прохожие или он умирал. Римских детей не признавали, если они рождались с какими-то увечьями или если бедная семья не могла прокормить ребенка. Выброшенные «счастливчики» попадали в бездетные семьи, где им давали новое имя. Остальные (те, кто выживал) в итоге становились рабами или проститутками или их намеренно калечили нищие, чтобы детям давали больше подаяний.

6. Семейный отдых



Отдых был большой частью римской семейной жизни. Как правило, начиная с полудня, верхушка общества посвящала свой день отдыху. Большинство развлекательных мероприятий были публичными: как богатые, так и бедные с удовольствием смотрели, как гладиаторы потрошат друг друга, болели на гонках колесниц или посещали театры. Кроме того, граждане тратили много времени на общественные бани, в которых были тренажерные залы, бассейны и оздоровительные центры (а в некоторых были и интимные услуги).

У детей были свои любимые занятия. Мальчики предпочитали борьбу, запускали воздушных змеев или играли в военные игры. Девочки же играли в куклы и настольные игры. Семьи также часто просто отдыхали друг с другом и своими домашними животными.

7. Образование


Образование зависело от социального статуса ребенка и его пола. Формальное образование было привилегией знатных мальчиков, а девочек из хороших семей обычно только обучали читать и писать. За обучение латыни, чтению, письму и арифметике, как правило, были ответственны матери, а проводилось это до семи лет, когда для мальчиков нанимали учителей. Состоятельные семьи нанимали репетиторов или образованных рабов для этой роли; в противном случае, мальчиков отправляли в частные школы.

Образование для учащихся мужского пола включало в себя физическую подготовку, чтобы подготовить юношей к военной службе. Дети, рожденные от рабов, не получали практически никакого формального образования. Также не было никаких государственных школ для обездоленных детей.

8. Посвящение во взрослые


В то время как девушки переступали порог взрослой жизни почти незаметно, для того, чтобы отметить переход мальчика в мужчины, существовала специальная церемония. В зависимости от психической и физической доблести своего сына, отец решал, когда мальчик становился взрослым (как правило, это происходило в 14-17 лет). В этот день с мальчика снимали детские одежды, после чего отец надевал на него белую тунику гражданина. Затем отец собирал большую толпу, чтобы сопровождать своего сына к Форуму.

В этом заведении регистрировали имя мальчика, и он официально становился римским гражданином. После этого, новоиспеченный гражданин в течение года становился учеником в той профессии, которую ему выбирал отец.


Когда речь заходит об отношении к животным в древнем Риме, первое, что приходит на ум, это кровавые бойни в Колизее. Тем не менее, обычные граждане лелеяли своих домашних питомцев. Любимцами были не только собаки и кошки, но часто встречались и домашние змеи, крысы и птицы. В моде были соловьи и зеленые индийские попугаи, поскольку они могли имитировать человеческие слова. Держали дома также журавлей, цапель, лебедей, перепелов, гусей и уток. А особо среди птиц были популярными павлины. Римляне настолько любили своих питомцев, что их увековечивали в искусстве и поэзии и даже хоронили со своими хозяевами.

10. Женская независимость


В Древнем Риме было непросто быть женщиной. О любых надеждах на возможность голосовать или строить карьеру можно было сразу забыть. Девушки были обречены на жизнь в доме, воспитание детей и страдания от разврата мужа. Они не имели почти никаких прав в браке. Тем не менее, из-за высокой детской смертности государство вознаграждало римских женщин за рождение детей. Приз был, пожалуй, наиболее желанный для женщин: юридическая независимость. Если свободная женщина рождала трех детей, которые выживали после родов (или четырех детей в случае бывшей рабыни), то ее награждали статусом независимого человека.